Психологические особенности здорового образа жизни (ЗОЖ)
Охрана собственного здоровья это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Здоровье — самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять. Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений.
В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.
ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
- распорядок дня
- рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание
- дыхание
- режим сна
- искоренение вредных привычек,
- оптимальный двигательный режим,
- плодотворный труд,
- личную гигиену,
- массаж
- закаливание и т.д,
Рассмотрим некоторые из них.
Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма. Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко-тренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье — это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.
Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но напротив, систематический и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды — на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.
В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы, интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и наклонностями человека.
Следующей составляющей здорового образа жизни
является рациональное
Первый закон: равновесие получаемой, к расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, — мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна — избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.
Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.
Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:
— Прием пищи только при ощущениях голода.
Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела.
— Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.
Наиболее полезен для детей и подростков школьного возраста четырехразовый режим питания:
- I завтрак — 25% суточного рациона
- обед — 40% суточного рациона
- ужин — 20% суточного рациона
Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за 1,5 ч до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья,
Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.
Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2, 5ч, до сна. Это важно для полноценного переваривания пиши. Спать следует в хорошо проветренном помещении. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию.
Гимнастика
В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления. Гимнастика имеет много разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с зарядки.»Лучшего средства от хвори нет, делай зарядку до старости лет», — гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть 10—15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика — физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральна нервная система человека находится в состоянии своеобразное: отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой — получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.
Стресс
Стресс может оказывать как мобилизующее, так и негативное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации (дистресс). Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса. Одними и, наверное, наиболее, значимыми их них являются физическая культура и спорт.
Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние- залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста.
Физическая культура — составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного, труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.
Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, без нее многие органы человеческого тела работают на сниженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную нагрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда.
Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они испытывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.
Особенности и основные направления процесса формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Ministerstvu kul’tury Respubliki Tatarstan». // Ministerstvo kul’tuiy Respubliki Tatarstan [Electronic resource], — Rezhim dostupa: http://mincult. tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_781329.pdf (date of address: 19.05.2018).
7. Prikaz Ministerstva kul’tury Rossii ot 28.06.2013 № 920 «Ob utverzhdenii Metodicheskih rekomendacij po razrabotke organami gosudarstvennoj vlasti sub»ektov Rossijskoj Federacii i or-ganami mestnogo samoupravleniya pokazatelej ehffektivnosti deyatel’nosti podvedomstvennyh uchrezh-denij kul’tury, ih rukovoditelej i rabotnikov po vidam uchrezhdenij i osnovnym kategoriyam rabot-nikov». [Electronic resource]. — Access: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/41 (date of address: 20.05.2018).
8. Proekt federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgo-tovki 51.03.04 «Muzeologiya i ohrana ob»ektov kul’turnogo i prirodnogo naslediya» (uroven’ bakalavriata) [Electronic resource]. — Access: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++ /Bak3++ /510304_B_3plus_25042017.pdf. . (date of address: 19.09.2018).
9. Professional’nyj standart «Specialist po uchetu muzejnyh predmetov», utverzhdennyj pri-kazom Ministerstva truda i social’noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 4 avgusta 2014 № 521n [Electronic resource]. — Access: http://base.garant.ru/70734996 (date ofaddress: 19.09.2018).
10. Professional’nyj standart «Hranitel’ muzejnyh cennostej», utverzhdennyj prikazom Ministerstva truda i social’noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 4 avgusta 2014 g. № 537n [Electronic resource]. — Access: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/04.003.pdf (date of address: 19.09.2018).
11. Professional’nyj standart «Ekskursovod (gid)», utverzhdennyj prikazom Ministerstva truda i social’noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 04 avgusta 2014 g. № 539n (s izmeneniyami i do-polneniyami ot 18.03.2016) [Electronic resource]. — Access: http://ivo.garant.ru/#/document/70737152/paragraph/8:1 (date of address: 19.09.2018).
12. Rodionova D.D. Korrelyaciya federal’nyh gosudarstvennyh obrazovatel’nyh standartov i professional’nyh standartov v svete sovremennyh tendencij razvitiya podgotovki muzeologov / D.D.Rodionova // Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. — 2017. — №4. — 28-34.
13. Harchenko V. Rabotnik muzeya: skrytye smysly professii / V.Harchenko / / Neva — 2017. — №2. — S.229-234.
14. Chernyh L.V. Chem otlichaetsya professional’nyj standart ot obrazovatel’nogo standar-ta?/LV.Chernyh [Electronic resource]. — Access: https://infourok.ru/chem_otlichaetsya_professionalnyy_standart_ot_obrazovatelnogo_standarta-541838.htm. (date of address: 19.09.2018).
УДК 378
А.З. Минигалеева
ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
В статье актуализируется проблема формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов. Анализируются трактовки ключевых терминов по данной проблеме, ориентируясь на которые раскрывается сущность рассматриваемого процесса. С позиций психического и социального детерминизма раскрыты особенности развития мотивации студентов к здоровому образу жизни, приведены примеры их возможного использования в педагогической практике. Обозначены внешнее и внутреннее направления приобщения будущих специалистов к вопросам здоровьесбережения, основанные на традиционном понимании субъективной и объективной сторон психики.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, потребности.
Albino Z. Minigaleeva FEATURES AND MAIN DIRECTIONS OF PROCESS OF FORMATION OF REQUIREMENTS OF THE HEALTHY LIFESTYLE OF MODERN STUDENTS.
In this article the problem of forming of requirements of a healthy lifestyle of modern students is updated. Interpretations of key terms on this problem are analyzed, being guided by which the entity of the considered process reveals. From positions of mental and social determinism features of development of motivation of students to a healthy lifestyle are revealed, examples of their possible use in student teaching are given. The external and internal directions of familiarizing of future specialists with questions of health-saving based on traditional understanding of the subjective and objective parties of mentality are designated.
Key words: healthy lifestyle, students, requirements.
Проблема здоровья и здорового образа жизни, имманентно присущая человечеству, носит внеисторический характер, всегда заботила, и будет беспокоить людей как прошлом, настоящем, так и в обозримом будущем. Актуализируя данную проблему в наши дни, прежде всего, хочется отметить ее вариативность, обусловленную спецификой психологических
процессов человека. Так, при резком возникновении серьезных опасностей для жизни и здоровью человека, в движении приводятся безусловные рефлексы, способные предотвратить или снизить те или иные негативные последствия. Но в том случае, когда сила угроз невелика и их вред неочевиден, рефлекс самосохранения не срабатывает, и включаются иные механизмы защиты человека, эффективность которых во многом сопряжена с потребностно-мотивационной сферой личности. И здесь уже решающее значение имеет то, насколько здоровье человека является его насущной потребностью, и входят ли идеи здорового образа жизни в круг его приоритетных ценностей. Именно поэтому в своей педагогической практике мы часто встречаем ситуации, когда в личности студента мирно сосуществуют четко обозначенное неприятие опасностей, имеющих стремительный негативный эффект, и достаточно лояльное отношение к слабым и долговременным угрозам, которыми являются те же так называемые вредные привычки.
Проведенный на общеуниверситетской кафедре физического воспитания и спорта КФУ опрос 175 студентов позволил проследить зависимость здорового образа жизни от круга их личностных потребностей, когда 30,2 % из этих респондентов, практикующих курение, сочли здоровье одной из важнейших ценностей. Однако наряду с этим лишь 22,5% опрошенных студентов данной группы в своих дальнейших ответах обозначили наличие мотивов к ведению здорового образа жизни. В тоже время среди некурящих студентов такой мотивацией обладает 35,2% опрашиваемых.
Эти результаты, а также выводы других исследователей занимавшихся изучением проблем здоровья в профессиональной школе (Н.П. Абаскалова, А.П. Бутенко, И.М. Быковская, И.В. Журавлёва, Д.А.Изуткин, А.В.Короткова, РГ.Оганов В.И.Петров Л.Л. Рубина Н.Н. Седов И.А. Сластенин О.П.Щепин и др.], обусловливают необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по формированию потребностей здорового образа жизни современных студентов. По словам В. Б. Татарова, исследователи считают, что установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия [6]. В тоже время как отмечает О.В. Ярлыкова, в настоящее время в большинстве образовательных учреждений отсутствует целенаправленная систематическая работа по формированию здорового образа жизни молодежи [7].
Приступая к этой деятельности важно определиться с ключевыми понятиями в данной сфере, которыми выступают термины потребности, здоровье, здоровый образ жизни, поскольку в современной научной литературе их трактовка достаточно многообразна. Традиционное видение потребности как нужды в чем-либо может быть признано достаточным. Здоровье, несмотря на междисциплинарное значение данной категории, с педагогической точки зрения можно рассматривать как отсутствие каких-либо выявленных расстройств и заболеваний.
Менее определенным выглядит понятие здорового образа жизни, поскольку один из его компонентов, выраженный в словосочетании образ жизни более чем многозначен. Новейший философский словарь дает следующее определение: образ жизни — понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы] жизнедеятельности социальных субъектов [4].
Ориентируясь на данное определение можно утверждать, что здоровый образ жизни это типичный образ жизни человека, гарантирующий отсутствие заболеваний. Но, в связи с тем, что для каждой категории граждан свойственен свой типичный образ жизни, также будет различен для них и здоровый образ жизни. Для маленького ребенка здоровый образ жизни едва ли не исчерпывается понятиями адекватного питания, игры и сна. Для здорового развития детей более старшего возраста и подростков важным становится общение и социализация. Для взрослых, здоровый образ жизни, как правило, ассоциируется с отсутствием вредных привычек. У пожилых людей здоровый образ жизни это адекватные физические нагрузки на организм и т.д. Все эти различия продиктованы особенностями жизнедеятельности человека в тот или иной период его жизни, которые, безусловно, должны учитываться при формировании потребностей в здоровом образе жизни.
Специфические особенности жизнедеятельности человека, учет которых необходим в рассматриваемом педагогическом процессе, можно встретить и в юношеском возрасте, к
которому относится большая часть студенчества. Как известно, юность это время самоактуализации личности и ее самоопределения, развитие самостоятельности и саморефлексии. Этому возрасту также свойственно становление нравственного самосознания и формирование общей мировоззренческой картины человека. Молодого человека также несложно определить по его импульсивности, ранимости, стремлении к идеалу и, как следствие, тенденциозности и максимализму и др. Большая часть бюджета времени студенческой молодежи отводится образованию, а досуг характеризуется активностью, потребительством и развлечениями.
Нужно четко осознавать, что формирование потребностей здорового образа жизни студентов всегда осуществляется именно в таких условиях, поэтому обозначенные особенности должны становиться опорой и движущей силой рассматриваемого процесса, а не его препятствием. Так, например, использование все более развивающейся самостоятельности студентов в целях формирования их потребностей здорового образа жизни может быть реализовано путем самоорганизации будущими специалистами физкультурно-оздоровительной деятельности. Как справедливо отмечают Г.Л.Волкова и В.А. Волков, основополагающим компонентом формирования здорового образа жизни студенческой молодежи является физическая культура [1].
Эта идея уже давно реализуется во многих вузах путем самоорганизации спортивных любительских объединений студентов, совместно тренирующихся и выступающих на соревнованиях. Однако чаще всего такая ситуация встречается в групповых видах спортивных игр, в то время как в отношении индивидуальных спортивной деятельности потенциал самоорганизации студентов практически не востребован.
Использование нарастающей саморефлексии студенческой молодежи в целях формирования их потребностей здорового образа жизни становится возможным при активном внедрении дневников самоконтроля здоровья, предполагающих целенаправленное и систематическое осуществление функций планирования, реализации и оценки результатов собственной оздоровительной деятельности. Большинство студентов, так или иначе, уже реализуют все эти функции в ходе предварительного обсуждения, а затем своего личного участия в различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, фиксируя в социальных сетях ход события и его результаты. Использование дневников самоконтроля позволит сделать всю эту работу не только более упорядоченной, но и наполнить ее более глубоким смыслом, даст материал для самоанализа, а не исключительно для демонстрации. Разумеется, в современных условиях ведение такого дневника возможно только в электронном виде, по образу популярных мессенжеров, что способно придать работе по его ведению массовый, общественный, а также соревновательный характер, обусловленный, в соответствии с пожеланиями автора, свободным доступом к размещаемой информации.
Ориентируясь на такую особенность студентов как юношеский максимализм, может оказаться возможной популяризация здорового образа жизни посредством привлечения авторитетных в молодежной среде людей: артистов, певцов, спортсменов, и т. д. Этот метод, носящий название социальной рекламы, чаще всего используется в политической деятельности и неизменно приносит положительные результаты в продвижении кандидатов и их идей. Однако для его применения необходимы серьезные финансовые средства, необходимые для оплаты профессионалов индустрии развлечений, в связи с чем мощная социальная реклама здорового образа жизни может быть осуществлена только при спонсорской или государственной поддержке.
Наконец, ориентируясь на особенности культурно-досуговой деятельности студентов, процесс формирования потребностей здорового образа жизни в свободное время должен удовлетворять требованиям активности, составляющей «субъективную сторону здорового образа жизни», интереса и носить увеселительный характер, не теряя при этом своей спортивной направленности [5].
Организация такого досуга, одновременно нацеленного на привлечение студентов к физической культуре и спорту, профилактику вредных привычек, развлечение и т.д., представляет собой непростую задачу. Каждое такое мероприятие, будь это рядовая тренировка или спортивный праздник, требует значительной подготовительной работы:
разработки сценария, отбора реквизита, решения орг.вопросов, проведения репетиций и т.д. Но только при таких условиях, когда спортивно-ориентированный досуг будет иметь художественный замысел, воплощение которого носит элементы творчества и основывается на материально-технической базе, он может вызывать интерес современного студента.
Важно подчеркнуть, что развитию мотивации студентов к формированию здорового образа жизни в свободное время всесторонне способствует игровая сущность спорта, сама по себе привлекающая и поддерживающая интерес к занятиям. Игровые виды спорта всегда являлись достаточно популярными неслучайно. Лежащая в их основе игра, облеченная правилами спортивного соревнования, обладает всеми теми же свойствами родового понятия, т.е. выводит человека из рамок обыденности, основывается на свободном волеизъявлении и имеет временные ограничения. При этом синтез игры и спорта, в отличие от, например, азартных или компьютерных игр, априори является исключительно положительным фактором для развития потребностей здорового образа жизни.
Говоря об основных направлениях стимулирования мотивации современных студентов к здоровому образу жизни уместно обратиться к работе О.Н.Михайловой, рассматривавшей данную проблему и обозначившей два ключевых механизма данного процесса, по мнению автора являющиеся взаимодополняющими друг друга. Первый из этих механизмов охватывает педагогическую деятельность, связанную с сознательным воздействием на потребностно-мотивационную сферу личности через убеждение, разъяснение и т.д. Основным результатам реализации данного направления выступает стимуляция внутренней работы студента, направленная на самосознание и переосмысление себя и окружающей действительности с последующей перестройкой деятельности в аспекте здорового образа жизни. В профессиональной школе данное направление представлено как учебной, так и воспитательной, а также внеаудиторной работой. На учебных занятиях воздействие на потребностно-мотивационную сферу студентов осуществляется в ходе гуманитарной подготовки, когда на лекциях и семинарах по таким учебным предметам как «Безопасность жизнедеятельности», «История» «Философия» и др. ставится и обсуждаются вопросы здоровьесбережения. Большое значение для формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни имеют и практические занятия по курсу «Физическая культура», на которых студенты не только развиваются физически, но и формируют убеждения и идеалы в данной сфере. Обращаясь к воспитательной работе со студентами, отрадно отметить обязательность раздела физического воспитания едва ли не в каждой современной концепции воспитательной работы большинства вузов. Организация внеаудиторной деятельности студентов также соответствует данной тенденции, что позволяет формировать потребности здорового образа жизни современных студентов путем проведения спортивно-развлекательных мероприятий, конкурсов, экскурсий и т.д.
Вторым механизмом стимулирования мотивации современных студентов к здоровому образу жизни является воздействие на личность через изменение ее социальной микросреды и условий деятельности с последующей (именно через деятельность] перестройкой мотивации [2]. Таким образом, основные направления процесса формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов можно обозначить как внешнее и внутреннее, объективное и субъективное, что вполне укладывается в рамки традиционного видения психической деятельности человека. Реализация данных направлений в рамках процесса формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов возможно путем использования различных способов, методов, форм и технологий.
Н.В.Никифоров считает, что существенно повысить качество формирования здорового образа жизни можно путем адаптации и активного использования в педагогической деятельности таких технологий, как социальная категоризация, символизация, проблематизация, референтация [3]. Но наряду с ними в рассматриваемом процессе могут найти свое применение и другие технологии: природосообразные, развивающие, авторские.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— особенности формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов детерминированы спецификой юношеского возраста и предполагают ориентацию
данного процесса на психологические новообразования в личности молодого человека, а именно саморефлексию, требовательность, ответственность и др.
— основными направлениями процесса формирования потребностей здорового образа жизни современных студентов являются внешнее и внутреннее, где первое основано на понятии здоровьеформирующей образовательной среды, а второе — на субъектной позиции молодого человека, нацеленного на продолжительную и активную жизнедеятельность.
Литература
1. Волкова Г.Л., Волков В.А Формирование осознанной потребности студентов в здоровом образе жизни / / Приоритетные направления развития науки и образования. 2014. № 3 (3). С. 60-62.
2. Михайлова О.Н. Формирование потребностей здорового образа жизни // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2007. № 1 (51). С. 180-185.
3. Никифоров Н.В. Инновационные социально-культурные и педагогические технологии формирования здорового образа жизни подростков / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1. С. 80-85
4. Новейший философский словарь / под ред. АА Грицанова. Минск: Изд. es
1. Volkova G.L., Volkov V.A Formirovanie osoznannoj potrebnosti studentov v zdorovom obra-ze zhizni // Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya. 2014. № 3 (3). S. 60-62.
2. Mihajlova O.N. Formirovanie potrebnostej zdorovogo obraza zhizni // Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2007. № 1 (51). S. 180-185.
3. Nikiforov N.V. Innovacionnye social’no-kul’turnye i pedagogicheskie tekhnologii for-mirovaniya zdorovogo obraza zhizni podrostkov // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv. 2 012. № 1. S. 80-85
4. Novejshij filosofskij slovar’ / pod red. A.A. Gricanova Minsk: Izd V.M. Skakun, 1998. C. 476.
5. Pilyushenko A.V. Voprosy teoreticheskogo osmysleniya kategorij «obraz zhizni» i «zdorovyj obraz zhizni» // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 398. S. 52.
6. Tatarov V.B. Vazhnejshaya zadacha prepodavatelej, uchitelej formirovanie potrebnosti v zdo-rovom obraze zhizni uchashchejsya molodezhi // Potencial sovremennoj nauki. 2016. № 3 (20). S. 132-138.
7. Yarlykova O.V. Formirovanie potrebnosti v zdorovom obraze zhizni v ramkah uchebno — vospi-tatel’noj raboty: obobshchenie rezul’tatov prikladnogo issledovaniya / / Krymskij nauchnyj vestnik. 2015. № 4-2 (4). S. 282.
УДК 379.8.092
Н.В. Мочалова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Рассмотрены ключевые позиции понятий «коммуникативная культура», «досуговая деятельность», «свободное время» в контексте взаимосвязи и взаимообусловленности. Определена специфика досуга с позиции развития коммуникативной культуры личности. Обоснованы принципы формирования гармоничных отношений личности в досуговой деятельности в условиях самодеятельного хореографического коллектива. Показано, что самодеятельный хореографический коллектив, как форма проведения досуга, располагает значительным потенциалом формирования и развития коммуникативной культуры личности.
Ключевые слова: досуг, личность, общество, коммуникативная культура, развитие, деятельность, самодеятельный хореографический коллектив, принципы, гармоничные отношения
Ninel V. Mochalova LEISURE ACTIVITIES AS THE SPHERE FOR DEVELOPING COMMUNICATIVE CULTURE OF PERSONALITY.
Abstract: The key positions of the notions «communicative culture», «leisure activity», «free time» in the context of interconnection and interdependence are considered. The specificity of leisure is defined from the standpoint of the development of the communicative culture of the individual. The principles of the formation of
4 шага к здоровому образу жизни
Проверьте себя: насколько соответствуют вашим привычкам?
Автор Кэтлин М. Зельман, MPH, RD, LD
Думаете, вы ведете здоровый образ жизни? Помимо того, что мы время от времени отклоняемся от пути, большинство из нас думают, что мы делаем хорошую работу по поддержанию своего здоровья с помощью хороших (или, по крайней мере, нормальных) привычек питания и физической активности всякий раз, когда нам удается приспособиться к ней. Но достаточно ли этого, чтобы считаться » здоровый?»
Согласно недавнему исследованию, очень немногие взрослые действительно соответствуют критериям здорового образа жизни. Исследование, опубликованное в Archives of Internal Medicine, показал, что только 3% взрослых американцев получили высший балл по четырем основным критериям здорового образа жизни, по словам авторов. Только 13,8% соответствовали трем критериям; 34,2% соответствовали только двум критериям. Женщины набрали немного больше баллов, чем мужчины.
Посмотрите, насколько хорошо вы оцениваете четыре ключа к здоровому образу жизни, предложенные исследователями:
- Вы курите?
- Способны ли вы поддерживать здоровый вес (ИМТ 18-25) или успешно теряете вес, чтобы достичь здорового веса?
- Вы едите не менее 5 порций фруктов и овощей в день?
- Занимаетесь ли вы 30 минут или больше 5 раз в неделю?
Хорошей новостью является то, что это поведение не должно быть для вас чуждым, поскольку все, кроме одного, являются неотъемлемой частью Клиники похудения. Числа со 2 по 4 — это основа программы WLC, привычки, которые мы постоянно обсуждаем, пишем и рекомендуем.
Всем известно, что курение вредно для здоровья. Если вы один из счастливчиков, которые никогда не пристрастились к никотину, похлопайте себя по спине. Курильщики, я надеюсь, что вы усердно работаете над тем, чтобы избавиться от этой привычки. Невозможно недооценить важность жизни без табачного дыма для вашего здоровья, а также для окружающих вас людей.
4 шага и больше
Хотя эти четыре привычки бесспорно важны для здорового образа жизни, некоторые могут возразить, что следует принимать во внимание и другие факторы. Что было бы в вашем списке?
Ради интереса я составил свой личный список 10 лучших привычек здорового образа жизни (помимо четырех основных), которые способствуют хорошему самочувствию и удовлетворению образом жизни:
- Ежедневная чистка зубов и зубная нить для сохранения ваших зубов и десен здоровым и свободным от болезней.
- Хорошо отдохните ночью . Хорошо отдохнувшие люди не только лучше справляются со стрессом, но и лучше контролируют свой аппетит. Исследования показали, что недостаток сна может вывести из равновесия наши «гормоны голода» и, возможно, спровоцировать переедание.
- Наслаждайтесь регулярными семейными обедами . Это позволяет родителям служить хорошим примером для подражания, может способствовать более питательному питанию и создает основу для оживленных бесед. Быть на связи с семьей и/или друзьями — важный аспект здоровой жизни.
- Улыбайтесь и громко смейтесь несколько раз в день . Это удерживает вас на земле и помогает справляться с ситуациями, которые в противном случае свели бы вас с ума. Читайте комиксы, смотрите ситкомы или рассказывайте анекдоты, чтобы вызвать эти счастливые чувства.
- Медитируйте, молитесь или иным образом находите утешение не менее 10-20 минут каждый день. Созерцание полезно для души, помогает справляться с требованиями повседневной жизни и может даже снизить кровяное давление.
- Купите шагомер и пусть он мотивирует вас идти, ходить, ходить . Забудьте о том, сколько минут активности вам нужно; просто делайте все возможное, чтобы вписать в свой день больше шагов. Независимо от того, как вы ее получаете, физическая активность может помочь снять стресс, сжечь калории и повысить самооценку.
- Встаньте прямо . Вы будете выглядеть на 5 фунтов легче, если будете стоять прямо и напрягать мышцы живота. Всякий раз, когда вы идете, думайте «высокий и плотный», чтобы получить максимальную отдачу от движения.
- Попробуйте йогу . Позы помогают увеличить силу и гибкость и улучшить баланс. Это критически важные области, особенно для пожилых людей, и как мужчины, так и женщины могут извлечь из этого пользу.
- Включите белок . Это питательное вещество является неотъемлемой частью вашего плана питания и может составлять от 10% до 35% от общего количества калорий. Белок долго сохраняется в вашем животе; сочетайте его с продуктами с высоким содержанием клетчатки, и вы будете чувствовать себя сытым при меньшем количестве калорий. Наслаждайтесь небольшими порциями орехов, нежирных молочных продуктов, бобов, нежирного мяса, птицы или рыбы.
- И последнее, но не менее важное: позитивный настрой . Старайтесь смотреть на жизнь так, как будто «стакан наполовину полон». Вы должны верить в себя, иметь хорошую систему поддержки и мыслить позитивно («Я думаю, что смогу, я думаю, что смогу…»), чтобы добиться успеха.
Все дело в вас
Ваш список правил здорового образа жизни может отличаться от моего. Самое важное, что нужно помнить, это то, что вы можете изменить свое здоровье и благополучие. Возьмите на себя ответственность за свою жизнь и помните о небольших изменениях в поведении, которые могут сделать ваш образ жизни более здоровым.
10 необходимых вещей Здоровый образ жизни
ПоискЕсть много ключей к здоровому образу жизни. Здесь перечислены наши 10 основных вещей, необходимых для здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни не приходит в одночасье для большинства из нас, особенно если у нас нет фантастических привычек в еде и образе жизни.
Но шаг за шагом мы МОЖЕМ продвигаться по пути к лучшему здоровью.
Эти советы, а также наши советы по похудению (если вы тоже хотите похудеть) могут вам помочь.
Вы также можете найти информацию о 10 самых здоровых продуктах, которые вы можете есть, продукты, которые являются прекрасными основными продуктами в нашем рационе, прямо здесь.
1. Соблюдайте сбалансированную диету
Одним из главных ключей к здоровому образу жизни является здоровое питание. Сбалансированная диета включает в себя выбор здоровой пищи из всех пищевых групп. Выбирайте разнообразные фрукты и овощи.
Только не забудьте «съесть радугу». То есть выбирайте овощи и фрукты всех цветов: оранжевые, красные, желтые, зеленые, фиолетовые. Чем больше цветов включает ваш рацион, тем он полезнее. Здесь вы найдете советы, как включить в свой рацион больше полезных фруктов и овощей.
2. Получайте правильные витамины и минералы
Употребление в пищу широкого ассортимента здоровой пищи, безусловно, является важным ключом к здоровой долгой жизни. Но по мере того, как мы становимся старше, также важно осознавать, как изменения в нашем организме могут повлиять на наши диетические потребности.
Например, женщинам в репродуктивном возрасте требуется больше железа, чем мужчинам. По мере того, как мы проводим это время в нашей жизни, эта потребность уменьшается. Женщинам на этапе постменопаузы требуется больше кальция, чем раньше, поэтому для оптимального здоровья может потребоваться изменение диеты или режимов приема витаминных/минеральных добавок.
3. Откажитесь от «больших» привычек
Бросить курить сложно, но это принесет огромную пользу в вашей жизни. Я потерял слишком много родственников, которые курили из-за рака легких. Это убийца, и вы можете сразу уменьшить свои шансы на его развитие в тот день, когда бросили курить. Это действительно вопрос жизни и смерти.
Кроме того, если вы регулярно или сильно пьете, ограничение употребления алкоголя положительно скажется на вашем здоровье во многих отношениях.
4. Регулярно делайте физические упражнения
Посоветуйтесь со своим врачом или другим медицинским работником, какие упражнения вам подходят, но один из ключей к здоровому образу жизни — двигаться и продолжать двигаться. Упражнения подходят не только тем, кто хочет похудеть. Благодаря ему наши суставы двигаются хорошо, а сердце работает сильнее и дольше.
5. Будьте активны в отношении своего здоровья
Посещение врача для ежегодных (или более, если необходимо) осмотров является важной частью здорового образа жизни. Это не только гарантирует, что вы находитесь на правильном пути, но и любую возникшую проблему со здоровьем легче лечить, если она обнаружена на ранней стадии.
Забота о своем здоровье также означает достаточное количество сна. Сон так важен для нас, и многие из нас (большинство?) не получают его достаточно. Обратите внимание на свои привычки сна и сделайте все возможное, чтобы улучшить их, если у вас есть проблемы.
6. Оставайтесь на связи
Здоровые отношения так важны для поддержания общего состояния здоровья. Наличие круга близких вокруг нас, как друзей, так и семьи, питает наш дух и добавляет полноты в нашу жизнь. Домашние животные тоже могут быть важным связующим звеном. Не знаю, что бы я делал без своих маленьких пушистых чудес в некоторые дни. Это одна из особенностей здорового образа жизни в моей жизни, которая действительно творит чудеса.
Больше из 10 вещей, необходимых для здорового образа жизни…
7. Создайте баланс и уменьшите стресс Здоровый образ жизни
Чрезмерный стресс действительно может быть убийцей. В нашем обществе мы оказываем большое давление на себя, чтобы вести полноценную жизнь, которую мы называем «полноценной». Но баланс также важен. Стресс, который возникает в различных сферах нашей жизни, когда мы пытаемся сделать все это, может действительно накапливаться и может привести к сердечным заболеваниям и другим серьезным проблемам со здоровьем. Делая все возможное, чтобы устранить стресс в своей жизни или, по крайней мере, лучше справляться со стрессом, который у вас есть, вы окажете очень благотворное влияние на свое здоровье и свою жизнь.
8. Примите себя таким, какой вы есть
Принятие и любовь к себе такими, какие мы есть, со всеми недостатками и недостатками, — еще один важный ключ к здоровому образу жизни в целом. Слишком многие из нас узнают об этом позже в жизни, потратив много лет на издевательства над своей внешностью, весом, карьерой или отношениями. Делать все, что в наших силах, — это самое большее, что каждый из нас может требовать от себя.
9. Работайте в том, что любите
Разве вы не восхищаетесь людьми, которым удается зарабатывать на жизнь любимым делом? У меня всегда есть. Если у вас есть страсть, убедитесь, что вы включаете ее в свою жизнь на регулярной основе. Если вы хотите и можете превратить это в свою работу, тем лучше. Было показано, что люди, которые довольны своей работой, более удовлетворены своей жизнью в целом и считают себя счастливыми людьми.
10. Получайте удовольствие
Вы замечали, насколько лучше вы себя чувствуете, когда улыбаетесь или смеетесь? Позитивное отношение к жизни и время, проведенное за развлечениями, могут положительно сказаться и на вашем здоровье.