Абрахам маслоу пирамида: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

Пирамида потребностей Абрахам Маслоу | Ольга Никифорова

«Пирамида Маслоу» — неофициальное название теории мотивации, разработанной в 1950-е годы ХХ века выдающимся американским психологом Абрахамом Харольдом Маслоу.

В основе теории мотивации (пирамиды) Маслоу лежит тезис о том, что поведение человека детерминировано рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии.

С точки зрения Маслоу, эти нужды являются универсальными, т.е. объединяют всех людей независимо от цвета кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних проявлений.

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных надобностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

1. Физиологические потребности

Самые насущные, самые мощные из всех нужд. Человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни, согласно теории мотивации Маслоу, будет движим, прежде всего, надобностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический, а не эмоциональный голод.

По мнению Маслоу, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам — на фоне физиологических желаний все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе, т.к. человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды.  

2. Потребность в безопасности

После удовлетворения физиологических желаний их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (нужды в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса, в порядке, законе, ограничениях). Согласно теории мотивации Маслоу, эти желания также могут доминировать в организме и узурпировать право на организацию человеческого поведения. Как отмечает Маслоу, надобность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии и т.п.

В самом общем виде нужда в безопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативном поведении (большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам). В свою очередь, как указывает Маслоу, неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людей вызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности. Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия.

3. Потребность в принадлежности и любви

После того, как нужды физиологического уровня и желания уровня безопасности удовлетворены, согласно теории мотивации Маслоу, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей, жаждет теплых, дружеских отношений. Ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека.

Стремительное развитие в современном мире разнообразных групп личностного роста, а также клубов по интересам, по мнению Маслоу, в какой-то мере продиктовано неутоленной жаждой общения, потребностью в близости, в принадлежности, стремлением преодолеть чувство одиночества. Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, с точки зрения Маслоу, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии.

4. Потребность в признании

Каждый человек, по мнению Маслоу, (за редкими исключениями, связанными с патологией), постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Каждому из нас необходимы как уважение окружающих нас людей, так и возможность уважать самого себя. Желания этого уровня Маслоу разделил на два класса. В первый класс входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.

Во второй класс надобностей автор включил потребность в репутации или престиже, т.е. в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Удовлетворение всех этих желаний, согласно теории мотивации Маслоу, порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, собственной значимости и силы. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

5. Потребность в самоактуализации (самореализации).

Даже в том случае, если все вышеперечисленные желания удовлетворены, по мнению Маслоу, человек вскоре вновь почувствует неудовлетворенность — оттого, что он занимается не тем, к чему предрасположен. Если человек хочет жить в мире с собой, он обязан быть тем, кем он может быть. Эту потребность Маслоу назвал потребностью в самоактуализации.

В понимании Маслоу самоактуализация — это стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности. Это наивысшая потребность человека, согласно иерархии потребностей Маслоу. Как правило, человек начинает ощущать надобность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности всех нижележащих уровней.  
Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

— (низший) Физиологические желания: голод, жажда, половое влечение и т. д.
— Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
— Потребность в принадлежности и любви.
— Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
— Познавательные нужды: знать, уметь, исследовать.
— Эстетические надобности: гармония, порядок, красота.
— (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

В своих более поздних работах, изданных в 1960-70-е годы, Маслоу относит необходимость в самоактуализации не к базовым потребностям, а к более их высокой категории, которые он описал как «нужды (личностного) роста» (их также называют «ценностными» или «бытийными надобностями», либо «метапотребностями»). В этот список вошли также надобность в понимании и познании (когнитивная) и потребность в прекрасном (эстетическая), которые ранее упоминались вне основной иерархии, а также нужда в игре.

По мере удовлетворения низлежащих необходимостей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Маслоу отмечает, что иерархия нужд вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинства людей, в общем виде, подчиняются описанному порядку, но встречаются и исключения. У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенный случай реверсии.

А была ли пирамида?

Образ пирамиды, широко распространенный во всем мире для иллюстрации теории мотивации Маслоу, в действительности является далеко не бесспорным.

! Сам Маслоу в своих работах о пирамиде не упоминает (ни в словесной, ни в изобразительной форме)!
Напротив, в трудах Маслоу встречается иной визуальный образ — спираль (Маслоу так пишет о переходе индивида к потребностям более высокого уровня: «мотивационная спираль начинает новый виток»).

Образ спирали, несомненно, лучше отражает основные постулаты теории мотивации Маслоу: динамичность, развитие, плавное «перетекание» одного уровня в другой (в противовес статичности и строгой иерархичности пирамиды).

Пирамида Маслоу. Использование на практике

Знаменитая пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Как она появилась и как пользоваться ей на практике вы узнаете в этой статье.

Краткая биография

Создатель всеми известной пирамиды Маслоу — Абрахам Маслоу — родился в Бруклине 1 апреля 1908 года. В начале прошлого века его семья приняла решение эмигрировать в Соединенные Штаты. Его мать и отец были очень разными: Самуил Маслов любил кутить, участвовать в драках и заигрывать с женщинами, а Роза Маслова была набожна и очень строга.

Такой контраст не мог не оказать влияния на воспитание сына. К тому же в семье он был старшим из семерых детей. Мать за мельчайшие шалости грозила наказаниями Всевышнего и адскими муками. Результатом этого стало то, что Абрахам совершенно не воспринимал религию до конца своих дней.

По мнению отца сын был некрасив и недостаточно умен, о чем он ему говорил при любом удобном случае. Спустя годы Абрахам смог простить отца, но не мать.

Ко всему прочему добавлялся еще один удручающий момент: его еврейская семья поселилась в нееврейском районе. Там с ярко выраженной еврейской внешностью, с комплексом неполноценности, который ему привил его отец, Абрахам чувствовал себя не просто изгоем, а чудовищем.

Случалось, что он пропускал несколько вагонов метро, дожидаясь пустого, потому что был уверен, что люди испытывают отвращение и жалость при взгляде на него.

Позднее, когда он стал психологом, он начнет анализировать свое детство. По его словам, он сам удивлен, как ему удалось избежать серьезного психического заболевания или непоправимой детской травмы. Возможно, причиной тому были книги. Они заменили ему друзей. В читальном зале библиотеки он погружался в новый мир, о котором мог знать только он.

Переломный момент

Абрахам закончил школу одним из лучших и поступил в юридический колледж. Но ему не понадобилось много времени, чтобы понять, что юриспруденция — совсем не то, чему бы он хотел посвятить свою жизнь. Его призванием была «наука о душе» — психология. В Висконсинском университете в Мадисоне он получил звание сначала бакалавра, затем магистра, а потом и доктора психологии.

 Он долгое время был влюблен в одну девушку, но из-за страха не мог ей в этом признаться. Однажды, переступив через свои комплексы, он рискнул и сделал ей предложение. К его огромной радости, она согласилась. Это был переломный момент в его жизни: успех и в карьере, и в любви.

Потом он скажет об этом событии так: «…по сути, жизнь началась для меня лишь тогда, когда я переехал в Висконсин и у меня появилась своя семья».

Друзья

В 30-е годы двадцатого века Нью-Йорк стал центром мировой психологии, и Абрахам Маслоу вместе со своей женой решают туда переехать. В то время многие выдающиеся ученые, спасаясь от фашизма, уезжают из Западной Европы и находят пристанище в Нью-Йорке.

Среди них — теперь уже профессор Бруклинского колледжа Абрахам Маслоу — находит новых друзей и учителей. Особенно сильное влияние на него оказали Макс Вертгеймер и Рут Бенедикт. Маслоу утверждал, что именно благодаря дружбе с этими двумя товарищами он создал теорию самоактуализации. Он не просто любил этих людей восхищался их талантами, но и старался понять, по какой причине они так не похожи на всех остальных людей.

Не смотря на то, что студенты души не чаяли в своем преподавателе, элита американской психологии долго не признавала идей Маслоу, коллеги его сторонились, а издания не соглашались печатать его работы. Но тем не менее в 1967 году Абрахама Маслоу выбрали главой American Psychological Association.

В это время он уже возглавлял кафедру психологии Брандейского университета.

Спустя три года после этого знаменательного события Маслоу скончался от сердечного приступа.

Его знаменитые слова: «Я выступаю против всего того, что закрывает перед человеком двери и отрезает возможности»

Творчество

Маслоу — один из отцов-основателей гуманистической психологии. Одним из ее положений является то, что человек не является «постоянной величиной», а напротив, является личностью, которая может развиваться, совершенствовать и создавать себя, полностью раскрывая потенциал, заложенный в нем природой.

Абрахам писал : «Чтобы жить в гармонии с самими собой, нужно оставаться верными своей природе, стараться быть теми, кем предназначено быть.»

Абсолютно каждый человек может развить свои способности. В мире нет неодаренных людей. Просто кто-то раскрывает свой потенциал, а кто-то нет.

Другим постулатом гуманистической психологии является то, что все люди рождаются добрыми. Зло — это отклонение от развития. Злыми людей делают внешние обстоятельства. Маслоу считал, что при формировании личности, нужно ориентироваться на счастливых и реализованных представителей человечества, а не на людей, которые имеют проблемы с психикой.

Пирамида потребностей Маслоу – что это?

Научное издание Psychological Review в 1943 году опубликовало часть работы Абрахама Маслоу. В ней он говорит о человеческих потребностях, которые он представил в виде нескольких уровней — от низших к высшим. Чтобы перейти к удовлетворению более сложных потребностей, нужно удовлетворить те, что находятся уровнем ниже.

Более подробно эта система описана в книге Маслоу «Мотивация и личность» (1954 г.). А та схема, которую мы так часто привыкли видеть под названием «пирамида Маслоу» , была впервые представлена лишь спустя 5 лет после смерти автора в 1975 г. в учебном пособии У. Столпа.

Иерархия потребностей Маслоу состояла из пяти уровней

Первый базовый уровень связан с удовлетворением физиологических потребностей.

Второй — потребность в безопасности.

Третий  — социальные потребности.

Четвертый — потребность в признании и самоуважении.

Пятый — духовные потребности.

На высшем уровне также находится потребность в самоактуализации, что по сути является стремлением к полному раскрытию своих способностей.

По мнению Маслоу, если человек голодает, то для счастья ему будет достаточно простого хлеба. Но если потребность в еде полностью удовлетворена, то у него появятся другие потребности — в крове над головой, в дружбе и так далее. Удовлетворение самой высшей потребности является непрерывным процессом, так как «совершенству нет предела».

«Не хлебом единым жив человек.»

Все вышеперечисленные потребности, считал он, присущи людям от рождения.

Любопытно, что Абрахам Маслоу не употреблял словосочетание «пирамида Маслоу», в своих работах эту систему он называет иерархией потребностей.

К тому же кроме пяти уровней у нее были еще два.

Таким образом:

  • под физиологическими потребностями подразумевается все то, что нужно человеку для того, чтобы выжить, – еда, вода, отдых, секс;
  • •под потребностью в безопасности – отсутствие угрозы для жизни, уверенность в защите;
  • •под социальными потребностями – общение, привязанность к кому-то, поддержка и забота о ком-то и получение ответных поддержки и заботы;
  • под потребностью в необходимости ощущать свою значимость – самоуважение и признание себя другими людьми;
  • под духовными потребностями – стремление к развитию.

Два дополнительных уровня:

  • эстетические потребности — стремление к прекрасному;
  • познавательные потребности — жажда новых знаний, открытий, экспериментов, исследований.

Очень важный момент: Маслоу говорит, что уровни человеческих потребностей не являются строго фиксированными. Нередко бывает, что карьера ( самоактуализация), для человека стоит выше создания семьи ( потребность в любви и дружбе). Или ситуация, в которой человек, удовлетворивший потребности двух первых уровней, сразу переходит к высшей. Достаточно часто встречаются случаи, когда мастер своего дела испытывает проблемы с жильем и пропитанием, но, не смотря ни на что, не отказывается от саморазвития.

Однако, вышеперечисленные случаи являются стрессовыми для людей. Маслоу называет такое смещение приоритетов нарушением гармоничного развития. причиной мог послужить невроз или неблагоприятные внешние обстоятельства.

Абрахам Маслоу пишет, что

здоровое общество — это общество счастливых, сытых, живущих в безопасности среди любимых людей и друзей, развивающихся личностей.

Ознакомившись с пирамидой Маслоу, невольно возникает мысль, что развитие нашего общества удерживается намеренно благодаря контролю низших потребностей человека. Людьми, которые боятся оказаться голодными без крыши над головой и которые тратят все свое время на удовлетворение этих двух уровней потребности, намного легче управлять, нежели личностями, у которых нет страха кроме того, что они могут не успеть раскрыть свой потенциал при жизни. У свободных и счастливых людей нет крючков, за которые их можно цеплять и управлять, как заблагорассудится.

Критика пирамиды Маслоу

Нередко можно увидеть критику пирамиды Маслоу современными психологами. Они аргументируют это тем, что на основе этой иерархии потребностей довольно часто делаются неверные обобщения, а следовательно, она неприменима на практике.

В истории существует немало примеров, когда бедность, социальное отторжение, несчастная любовь являются катализаторами в становлении личности. Существуют люди, которые не приняты современниками, но являются цельными и самодостаточными личностями.

Ко всему прочему, степень удовлетворения той или иной потребности у каждого индивидуума разная. Кому-то достаточно, чтобы его поддерживали члены его семьи, а кто-то стремится получить признание и уважение всего человечества.

Еще одним аргументом является тот факт, что человек никогда до конца не может быть ничем удовлетворен, ему постоянно что-то нужно. И тем более, по мнению критиков, невозможно применить пирамиду Маслоу в маркетинге, бизнесе или рекламе.

Абрахам Маслоу утверждал, что его целью не было создать методическое пособие. Его работа носит больше философский характер. Он стремился глубже понять мотивы человеческих поступков. Он хотел донести одну простую мысль, что человеческая личность может быть счастливой и гармоничной только при удовлетворении своих желаний в связи с приоритетами его потребностей. Иначе человека ждет разочарование в жизни.

Практическое применение

Но не смотря на всю критику, пирамида Маслоу широко применяется на практике.

Например, ее используют в системе управления персоналом при выстраивании способов мотивации сотрудников, при долгосрочном планировании для составления прогнозов о будущих потребностях в различных товарах и услугах.

Джон Шелдрейк в своей книге «Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации» в 14 главе «Абрахам Маслоу и иерархия потребностей» говорит, что успех компаний зависит от состояния рынка потребностей населения.

К примеру, когда в стране процветает экономический кризис, потребности людей сводятся к физическим. Спрос на хлеб и медицинские препараты остается таким же, на некоторые продукты даже повышается, а интерес к модным новинкам снижается.

В связи с этим, умный руководитель при составлении стратегического плана развития компании исследует рынок потребностей и находит ту нишу, которая является наиболее актуальной в это время.

Таким образом, сказать, что иерархия потребностей Маслоу не применима на практике, нельзя. Но Джон Шелдрейк предупреждает, что для анализа работы крупных корпораций она не подходит.

Иерархия потребностей Маслоу – общая психология

Перейти к содержанию

Эмоции и мотивация

Цели обучения

  • Объяснить основные понятия, связанные с иерархией потребностей Маслоу

В то время как теории , описанные ранее, относятся к основным биологическим побуждениям, индивидуальным характеристикам или социальным контекстам, Абрахам Маслоу (1943) предложил , охватывающую спектр мотивов, начиная от биологических и заканчивая индивидуальными и социальными. Эти потребности часто изображаются в виде пирамиды (рис. 1).

Рисунок 1 . Здесь показана иерархия потребностей Маслоу. В некоторых версиях пирамиды познавательные и эстетические потребности также включаются между уважением и самоактуализацией. Другие включают еще один уровень на вершине пирамиды для самопревосхождения.

В основании пирамиды находятся все физиологические потребности, необходимые для выживания. За ними следуют базовые потребности в безопасности и защищенности, потребность быть любимым и иметь чувство принадлежности, а также потребность в самоуважении и уверенности. Верхний уровень пирамиды — это самоактуализация, то есть потребность, которая по существу приравнивается к раскрытию своего полного потенциала, и она может быть реализована только тогда, когда удовлетворены потребности, расположенные ниже пирамиды. Для Маслоу и теоретиков-гуманистов самоактуализация отражает гуманистический акцент на положительных аспектах человеческой природы. Маслоу предположил, что это непрерывный пожизненный процесс и что лишь небольшой процент людей действительно достигает состояния самоактуализации (Francis & Kritsonis, 2006; Maslow, 19).

43).

Согласно Маслоу (1943), необходимо удовлетворить потребности более низкого уровня, прежде чем обращаться к тем потребностям, которые возникают на более высоких уровнях пирамиды. Так, например, если кто-то изо всех сил пытается найти достаточно еды, чтобы удовлетворить свои потребности в питании, маловероятно, что он будет тратить чрезмерное количество времени на размышления о том, считают ли его другие хорошим человеком или нет. Вместо этого вся его энергия будет направлена ​​на то, чтобы найти что-нибудь поесть. Однако следует отметить, что теория Маслоу подвергалась критике за ее субъективный характер и неспособность объяснить явления, происходящие в реальном мире (Leonard, 19).82). В другом исследовании совсем недавно было рассмотрено, что в более позднем возрасте Маслоу предложил уровень самопреодоления выше самоактуализации, чтобы представить стремление к смыслу и цели за пределами интересов самого себя (Koltko-Rivera, 2006). Например, люди иногда идут на самопожертвование, чтобы сделать политическое заявление или в попытке улучшить положение других.

Мохандас К. Ганди, всемирно известный сторонник независимости посредством ненасильственных протестов, несколько раз объявлял голодовки в знак протеста против определенной ситуации. Люди могут морить себя голодом или иным образом подвергать себя опасности, проявляя мотивы более высокого уровня, выходящие за рамки их собственных потребностей.

Ссылка на обучение

Ознакомьтесь с этим интерактивным упражнением, которое иллюстрирует некоторые важные концепции иерархии потребностей Маслоу.

Рассмотрите иерархию потребностей Маслоу, а также другие теории мотивации в этом видео Ускоренного курса.

Подумай об этом

  • Можете ли вы вспомнить недавние примеры того, как иерархия потребностей Маслоу могла каким-то образом повлиять на ваше поведение?
Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, Оригинал

  • Модификация и адаптация, добавление ссылки на обучение.
    Предоставлено
    : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Мотивация. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/10-1-motivation. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Менло-Парк | Калифорния, США

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *