Автостереотипы это: Этнические автостереотипы и гетеростереотипы

Этнические автостереотипы и гетеростереотипы

Этнические стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотипы — мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, эмоционально окрашенный, устойчивый собственный образ складывается у народа (этноса). Этнические автостереотипы большей частью содержат комплекс положительных оценок о действительных или воображаемых специфических чертах собственной этнической группы.

Гетеростереотипы — совокупность оценочных суждений о других народах. Они могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. Число различных гетеростереотипов в структуре этнического стереотипа зависит как от истории межэтнических отношений, так и от особенностей непосредственной этноконтактной среды.

Автостереотип и гетеростереотип — не автономные единицы, а структурно взаимосвязанные компоненты единого целостного образования личностного или группового самосознания. Различия между автостереотипом и гетеростереотипом отражают уровень взаимопонимания между народами и степень их психологической тождественности. Гетеростереотипы по содержанию более «гомогенны и монолитны», а автостереотипы более разнообразны и комплексны. Эта разница определяется дефицитом информации в первом случае и детализированным знанием во втором. Кроме того, автостереотипы более неоднородны в том смысле, что почти всегда включают в себя относительно самостоятельные внутриэтнические прообразы. Например, сами узбеки различают внутри себя ташкентские, бухарские, кашкадаринские, наманганские и другие группы. Существуют казахи большого, среднего и малого жузов, различающиеся некоторыми внутриэтническими характеристиками. Известны юго-осетины и северо-осетины, а последние, в свою очередь, делятся на осетин-иронцев и дигорцев. Такое внутреннее деление можно обнаружить у каждого народа. Внутриэтническое деление — результат истории и имеет свои объективные основания (языковые диалекты, территориальные, религиозные, этнокультурные и др. ). В гетеростереотипах оно более поверхностно.

Кроме того, если групповые автостереотипы в большинстве случаев позитивны, то гетеростереотипы имеют гораздо более широкий эмоциональный диапазон. Если отношение к собственной группе, как правило, колеблется в рамках приязни, то отношение к другим этническим группам может варьировать от почитания до ненависти. Что касается автостереотипов, то в этом случае речь идет о некритическом, традиционном восприятии поведения, характера, культуры своего народа. Подобная неточная, преувеличенная, приукрашенная, сугубо позитивная самооценка составляет основу этноцентризма, а нередко и шовинизма. В результате создается возвеличенный образ собственного народа как средство средоточия разного рода добродетелей, которые якобы отсутствуют у других этносов. Основываясь на таком представлении, можно противопоставить «свой» этнос как исключительно добропорядочный, гуманный другим, «не нашим», народам, отличающимся противоположными чертами и свойствами. Эти автостереотипные взгляды в отношении других обычно порождают межнациональную рознь, неприязнь, вражду и т. п.

Автостереотипы, как и стереотипы вообще, могут выполнять негативную роль, формируя ошибочные знания людей о себе и других, серьезно деформируя межнациональные, межличностные отношения. Вместе с тем следует иметь в виду, что этнические автостереотипы включают в себя не только ложные односторонние хвалебные оценки собственного этноса, но и некоторые действительно имеющиеся этнические свойства и даже «самокритику». У различных народов соотношение позитивного и негативного в самооценке бывает различным. Можно сказать, что у крупных по численности народов критический элемент в оценке собственного «имиджа» проявляется чаще, чем у малочисленных народов.

Гетеростереотип — образ другой этнической группы, построенный в соответствии с ожиданиями, связанными с этой группой. Это также один из способов демонстрации своего отношения. Он может быть и упреком, и похвалой, а может быть и совершенно нейтральным. Автостереотип есть образ собственной этнической группы для других. В автостереотип попадают, главным образом, признаки «культурно одобряемые», в то время как гетеростереотип служит зоной для отрицательных качеств, нежелательных в собственной культуре и поэтому отчуждаемых.

Warning: Undefined array key «show_age» in /var/www/u2165507/data/www/arheologija.ru/wp-content/plugins/this-day-in-history/tdih-widget.php on line 22

В этот день:
Дни смерти
1934 Погиб во время сталинских репрессий Сергей Александрович Теплоухов — русский историк, археолог, этнограф, сибиревед, востоковед, создатель классификации археологических культур Минусинской котловины.
1970 Умер Вениамин Иосифович Цалкин – советский зоолог и морфолог-систематик, доктор биологических наук, историк животноводства
1974 Умер Алексей Петрович Смирнов — археолог, доктор исторических наук, профессор, специалист по археологии Поволжья и Прикамья.

Обновлено: 23.02.2015 — 20:40

Счетчики

Этнические стереотипы населения

Баженова Елена Васильевна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
магистрант

Аннотация

В данной статье раскрывается содержание, понятия «этнические стереотипы населения».

Ключевые слова: автостереотипы, гетеростереотипы, социальные стереотипы, стереотип, этнические стереотипы

Библиографическая ссылка на статью:
Баженова Е.В. Этнические стереотипы населения // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24684 (дата обращения: 25.02.2023).

Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой.

В обыденной жизни понятие «стереотип» употребляется довольно часто как синоним слов «шаблон» или «стандарт». Явление стереотипа – характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Оно тесно связано со стремлением человека «рассортировать» полученную им информацию, «разложить ее по полочкам» в сознании.

Сознание человека неизменно стремится упрощать эти критерии с тем, чтобы расширить рамки категорий, в которые можно было бы вместить как можно больше явлений. Человеку вообще свойственно искать общее в разном, «суммировать» познание, обобщать его.

Стереотип, характеризующий явление, которое может быть оценено с националистических позиций, неизменно предстает в виде националистически направленного стереотипа.

Односторонность в подборе черт для определенного стереотипа обусловливается интересами той или иной социальной группы.

Для каждой социальной группы социально психологический стереотип представляет обобщение ее опыта в отношении социально значимых объектов, процессов, явлений, типов людей и т.д.

Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории: «знакомое» и «незнакомое».

«Знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» – синонимом «плохого». Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как остро враждебное. Следовательно, стереотип несет в себе оценочный элемент.

Многие ученые, исследовавшие социальные стереотипы, вообще не считают проблему «зерна истины» заслуживающей внимания. Придерживается этой точки зрения и П.Н. Шихирев, утверждая, что «неважно, истинно данное значение или ложно», поскольку главное в стереотипе не сама истинность, а убежденность в ней…» [1].

Стереотипы должны рассматриваться как системы понятий с их позитивными и негативными функциями, обладающими теми же самыми типами свойств, что и другие понятия, и служащими для организации опыта подобно другим понятиям.

У. Липпман подчеркивал роль стереотипов как понятий благоприятствующих экономии мышления неизбежной из-за разнородности социальных явлений. Согласно У. Липпману стереотипы – это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира в «голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищает его ценности, позиции и права [8].

Позже, вслед за У. Липпманом, было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигается тот или иной аспект этого социально-психологического явления.

Так, Т. Шибутани определял социальный стереотип как популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легкого различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей [2].

Р. Таджури понимает под социальным стереотипом склонность воспринимающегося субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории [8].

Последователь У. Липпмана американский психолог Роберт О’Хара считал, что человек, привыкая к стереотипизированным реакциям, реагирует рефлекторно. Исходя из этого утверждения, он считает, что можно специально создавать стереотипы и манипулировать сознанием людей посредством их.

Он отмечает: «Если что-то повторяется достаточно часто, оно приобретает силу правды в умах людей. Они настолько привыкают слышать это или видеть, что автоматически воспринимают информацию как истину» Г. Тэджфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа и выделил его следующие характеристики:

люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы или «социальные категории» недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками, такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течении очень длительного периода времени;

социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта [4].

В.Г. Крысько, в свою очередь, считает, что национально-психологические особенности людей проявляются по механизму стереотипа [5].

Можно следующим образом суммировать важнейшие характеристики стереотипа, представленные выше [6]:

1. Сущность (сокращенный, упрощенный и ценностный образ действительности стереотипа проявляется в том, что они укореняются в исторически-культурной основе общности, содержатся в ней чаще всего потаенно, потенциально. Их каждый раз оживляет общественно-политическая практика. Стереотипы отражают действительность, воспринимаемую чувственно, для них характерна эмоционально-оценочная окрашенность.

2. Генезис стереотипа выражается в многократной связи его символов с определенной категорией явлений, традиций;

3. Способ существования (в содержании сознания индивида, общественном сознании) состоит в том, что в первом приближении стереотип есть разновидность оценочного суждения, убеждения, представления. Как суждение, стереотип подлежит логической классификации, как убеждение, он изучается, скорее, с использованием психологических подходов.

Стереотипы усваиваются индивидуально прежде всего в межгрупповых и внутригрупповых отношениях, в которых функционирует индивид. Контекст его проявления позволяет раскрыть (в абстрактном виде) некоторые свойства стереотипного суждения. Психологический контекст стереотипа отражает индивидуальную предрасположенность к восприятию стереотипных суждений;

4. Главная функция стереотипа вытекает из разделения и проявления в сфере общественного сознания понятий «мы – они». Стереотипы формируют чувство социальной и личностной идентичности, возникшей в результате функционирования оппозиции собственной группы (мы) группе чужой (они). Социальная функция стереотипа, состоящая в защите общепринятых обществом или группой ценностей или оценок, интеграция которых как обязательной социальной нормы, служит условием интеграции индивида с группой.

Кроме того, в процессе межличностного взаимодействия стереотипы выполняют следующие функции:

— объяснения и оправдания существующих социальных отношений;

— защиты групповых ценностей;

— когнитивной межгрупповой дифференциации;

— трансляции культурно-исторического опыта;

— сохранения и передачи культурно-исторического опыта;

— экономии мышления.

Многие исследователи стереотипов сходятся во мнении, что стереотипы как психологические явления крайне многообразны. Они охватывают широкий спектр обобщающих и повторяющихся в сознании людей психических образований. Это и стереотип мыслительный, закрепляющий какое-то представление, и стереотип динамический, который закрепляет автоматизм поведения.      Гетеростереотипы – это совокупность оценочных суждений о других народах. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В содержании гетеростереотипов следует различать относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей другого народа, о его историческом прошлом, об особенностях образа жизни, о трудовых навыках, а также ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа [7].

Так этнолог Н.А.Ерофеев пишет:«Этнические представления отражают не одну, а две реальности или, точнее, два народа – и тот, чей образ формируется в сознании другого народа, и тот, в среде которого эти представления слагаются и получают распространение» [8].

Стереотипы – чувственно окрашенные социальные образы, которые объединяют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношения людей. Психологический механизм возникновения этнического стереотипа в сознании – некритическое усвоение – сам по себе предполагает возможность качественного различия стереотипов, которые могут быть более или менее близкими к истине и могут быть ложными, неузнаваемо искажающими объект своего отражения. Если измерять стереотипы критериями научной истины и строгой логики, то их придется признать крайне несовершенными средствами мышления. И тем не менее стереотипы существуют и широко используются людьми, хотя они и не осознают этого. В зависимости от характера объекта и его места в социальной структуре вырабатываются, например, групповые, профессиональные и возрастные стереотипы. В качестве объектов стереотипизации нередко выступают обобщенные и упрощенные образы таких групп. В основе национального, или этнического, стереотипа обычно лежит какая-нибудь заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос или выдающиеся скулы, форма головы, рост и т. п.).

В основе стереотипа может быть и какая-нибудь типичная черта в характере и поведении (молчаливость, жестикуляция, сдержанность, скупость и т. п.).

Помимо этого в содержании этнического стереотипа может присутствовать и предписание к действию в отношении людей данной национальности.

Этнический стереотип подразделяется на два вида – автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотипы – это мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Обычно автостереотипы содержат комплекс положительных оценок.

Гетеростереотипы – совокупность оценочных суждений о других народах представителями данной этнической общности. Гетеростереотипы в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов могут быть как положительными, так и отрицательными.

Таким образом, рассматривая национальные стереотипы как образ социального объекта, а не как мнение об этом воспринимающего субъекта, необходимо серьезно относится к расхожим в обыденной жизни национальным характеристикам. Функционирование стереотипов на двух уровнях существенно осложняет решение проблемы их объективных и субъективных детерминант. Существует взаимно противоречивые стереотипы об одной и той же нации. Видимо, этнические стереотипы меньше зависят от реальных особенностей описываемого народа, чем от ряда других факторов. При чем, вероятно, важнейший из них – политические взаимоотношения между государствами: похоже, что национальные стереотипы скорее свидетельствуют о чувстве вражды или дружбы, чем являются объективным описанием.

Часто они не основаны на личном впечатлении, а перенимаются у других лиц.Этнические стереотипы могут в определенной степени изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических преобразований общества.          Возможности изменения этнических стереотипов связаны с критическим отношением к собственной этнической группе, к изжившим себя и мешающим прогрессу явлениям и сторонам жизни; с ориентацией индивида как на эталоны, предписанные референтной группой, так и на стереотипы, принятые в той группе, в которую индивид включен в данный момент. Активное межэтническое общение в процессе совместной деятельности, правда, далеко не всякое, разрушает этнические стереотипы.

Библиографический список

  1. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М., 1995. 206 с.
  2. Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). Собр.науч.трудов. М., 1984. 277 с.
  3. Агеев B.C. Психологические исследования социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1. С.95.
  4. Коптяева Е.А. Этнические стереотипы в современном российском городе // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2016. № 4 (12). С. 81-86.
  5. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980. 200 с.
  6. Бодалев А.А., Куницына В.Н., Панферов В.Н. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности СПб.: Речь, 2017. 240 с.
  7. Коптякова Е.Е., Быкова Л.В. Выявление этнических стереотипов через сопоставление национальных ценностей // Общественные науки. 2016. № 5. С. 103–108
  8. Королев СИ. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: АСТ, 2013. 210 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Баженова Елена Васильевна»

Автостереотипы и гетеростереотипы в визуальной пропаганде военного времени: динамический аспект

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция SHS.

Том 55, 2018

Международная конференция по перспективным исследованиям в области социальных и гуманитарных наук в постсоветскую эпоху (ICPSE 2018)
Номер статьи 04012
Количество страниц) 9
Секция Литература и языкознание в имперское, советское и постсоветское время
ДОИ https://doi. org/10.1051/shsconf/20185504012
Опубликовано онлайн 14 ноября 2018 г.

SHS Web of Conferences 55 , 04012 (2018)

Светлана Шляхова * , Наталья Большакова и Лариса Белова

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 614990, Комсомольский проспект, 29, Пермь, Россия

* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Реферат

В статье рассматриваются автостереотипы (представления о себе) и гетеростереотипы (представления о противнике) конфликтующих сторон в пропаганде военного времени в динамическом аспекте. Материалом исследования являются пропагандистские материалы Великобритании, США, Германии и СССР периода Второй мировой войны, а также Украины, в том числе Донецкой Народной Республики (ДНР) и Сирии современного периода. Установлено, что ауто- и гетеростереотипы восприятия воюющих стран в материалах военного времени представлены в общекогнитивных моделях с обратным знаком для воюющих. Выявлено, что данные стереотипы не зависят от времени, так как образ врага в разных временных и общественно-политических условиях транслируется общими ментальными схемами: стандартными формами поведения, зоосимволами и орнитосимволами, политической доктриной, политическими и этническими символами, национальностью. и др., построенные на архетипах и базовых культурных моделях Анализ гендерных стереотипов показал, что маскулинный гендерный образ Германии, Великобритании и США демонстрирует архетипический «гендерный порядок». Украина и Донецкая Народная Республика представлены в женских образах. СССР (Россия) представлен в женском образе, наделенном мужскими чертами. Когнитивная гендерная карта показывает особое положение России в гендерном пространстве. Стереотипы, основанные на архетипах, наиболее легко усваиваются и эффективно воздействуют на массовое сознание. Перспективно провести экспериментальное исследование характера и степени воздействия агитационных материалов на представителей конфликтующих сторон, а также рассмотреть стереотипы в более отдаленной исторической ретроспективе.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2018 г. разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии надлежащего цитирования оригинальной работы.

Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.

Бездумность, бездумность, бездумность и осознанность Стереотипы

Существует тенденция отдавать предпочтение группе, к которой человек принадлежит. Эта группа воспринимается более позитивно, ее члены считаются лучше других. (Милушка, 2007). Можно выделить два вида стереотипов. Одни из них — автостереотипы, которые представляют собой стереотипы относительно собственной группы, к которой он принадлежит, другие — гетеростереотипы, являющиеся стереотипами по отношению к другим людям (Курц, 2001). Более того, в книге Уайзмана и его коллег (2007) автостереотипы описываются как общее мнение о других этнических группах, которое носит оценочный характер. Напротив, гетеростереотипы отличаются от автостереотипов тем, что они представляют собой вероятные мнения и суждения о других этнических группах. Важен тот факт, что их может быть …показать больше контента…
Бездумное и осознанное стереотипирование Среди видов стереотипов можно выделить также бездумное и осознанное стереотипирование. (Тинг Туми, 1999). В книге «Общение между культурами» Тинг-Туми (указ. соч.) приводит некоторые особенности этих двух типов стереотипизации, чтобы лучше понять их, а также иметь возможность различать их. По мнению автора, бездумные стереотипы в основном связаны с ограниченностью взглядов, нежеланием исследовать новую информацию (указ. соч.). Это скорее цепляние за уже созданные образы, и эти созданные образы сопротивляются изменению. Важен тот факт, что эти стереотипы в большинстве своем негативны. Бездумное стереотипирование также характеризуется убежденностью в том, что один человек из данной группы представляет ее членов. Это означает, что данный конкретный человек воспринимается как отражение всех черт внешности и характера, присущих остальной группе, и норм, действующих в этой группе. Все эти черты, которые подчиняются бездумному стереотипированию, показывают, что приверженность созданным образам непреклонно создает дистанцию ​​между группами, и, как утверждает Тинг-Туми, группы, которым приписывается бездумное стереотипирование, имеют тенденцию еще больше максимизировать это межгрупповое расстояние (op. 9).0081 …показать больше содержания…

Стереотипы и их влияние на общение Как было сказано вначале, стереотипы – это мысленные образы реальности (Никиторович, 2009). Стереотипы, таким образом, могут касаться почти всех сторон жизни человека, поэтому они влияют на процесс общения (Donsbach 2015). В следующем подразделе более подробно будет описано влияние стереотипов на общение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *