Человеческая психология: Урок 1. Общая психология

Содержание

Читать книгу «Психология человеческой жизни» онлайн полностью📖 — Г. С. Абрамовой — MyBook.

© Г. С. Абрамова, 2018

© Издательство «Прометей», 2018

* * *

Посвящаю моему любимому мужу Børge Hansen


Короткое предисловие к переизданию книги

В наше торопливое время надо писать коротко и о самом главном.

Пишу.

В программах высших учебных заведений России, где осуществляется подготовка специалистов для работы с людьми, есть курсы «Психология личности», «Психология развития» и «Психологическое консультирование». В этих курсах обязательны темы, в которых рассматриваются понятия о базовых характеристиках личности, личности как субъекта жизни, анализируются динамические образующие личности.

Мой текст даёт возможность наполнить эти понятия конкретным содержанием, он представляет собой один из вариантов психологического анализа жизненного пути людей в конкретных исторических условиях.

Все ключевые понятия этого текста сверены с действующими государственными программами и программами некоторых университетов Российской Федерации.

В предлагаемом мною тексте можно узнать о материале, необходимом для психологического анализа жизни личности, овладеть способами исследования фактов жизни личности, научиться исследовать этими способами личность в конкретных исторических условиях.

Текст написан мною с позиции культурно-исторической психологии, в нём имплицитно (что естественно) представлена моя личная и профессиональная позиция в понимании проблем и задач изучения жизни человека как целостного предмета. В тексте каждой главы есть ссылки на необходимую литературу. Возможен поиск информации по ключевым понятиям.

Дания 2017

Об истории этой книги

В Варшаве был невероятно жаркий летний день. Трамвай оказался тем местом, где случилось событие. Обычное событие из числа тех, которые создают нашу жизнь.

На эту пожилую женщину нельзя было не обратить внимания – среди нас, изнемогающих от жары и необходимости быть в это время на этом месте, она была единственной, кто чувствовал себя здесь и теперь с полным присутствием духа и тела.

Худенькое ладное тело не мучило душу, а душа была открыта всему ясным взглядом и грацией движений. Описанию изящной одежды и ажурных перчаток можно было бы посвятить не одну страницу дамского романа. Среди нас – буднично отягощенных существованием своих душ и тел – находился человек, которому были явно по силам и собственная душа и собственное тело.

Я видела таких пожилых женщин и мужчин в разных жизненных ситуациях, они всегда вызывали чувство радости от одного взгляда на них. В них была та сила настоящей жизни, которая создается и сохраняется самим человеком как признательность Творцу за данность жизненного дара. Слова, которыми хотелось говорить о впечатлении, производимом этими людьми, звучали бы очень неуместно и чересчур сентиментально в бурное время перемен, которое вовлекает людей в водоворот новых возможностей для самоопределения и самоутверждения.

Рядом с этой женщиной, дамой из варшавского трамвая, возникали лица и голоса других прекрасных людей, которые хотели и умели жить своей жизнью, не претендуя на исключительность, но обладая тем секретом целостности и ценности жизни, который пытаются разгадать ученые, изучающие человека.

В геронтопсихологии, в известных мне работах, пожилой возраст описывался в характеристиках количества, где слова о том, что какая-то функция стала снижаться в своих проявлениях, наводили только на грустные размышления о несовершенстве науки и неизбежности конца жизни. Сама жизнь говорит другое – в пожилых людях есть много того, что никак не связывается с угасанием функций: определенность ценностей, которая редко приходит в молодые годы, бесстрашие перед неопределенностью жизни, которое называют светом мудрости… В них есть то обоснование ежедневных жизненных усилий, которое наполняет мир присутствием в нем мысли.

Мне представляется, что современная наука, стремясь анализировать и обобщать, немного абстрагируется от того, что составляет индивидуальную целостность жизни, а в ней есть много из того, что описывается (возможно, только сегодня) бытовыми словами. Это – заброшенная деревенька в России, где бабушка стучит из окна своего дома и просит поговорить с ней. Просит меня, незнакомого человека, которого обстоятельства жизни привели к ее дому. Это – золотая кожура луковиц в руках у другой женщины, которая любуется ими и ласкает прикосновением каждую из них, благодаря за то, что выросли красавицами. Я слышу это случайно. Теперь знаю, что не случайно.

Я пишу о них, потому что они – воплощение жизни и ее оправдание, они – боль и надежда на прощение всех нас, кто причастен к ним, кто может быть причастен, кто должен быть.

Эта книга написана в жанре романтической психологии. В ней – очерки о людях, анализ и интерпретация психолога, в ней то, что называют психологией пожилого человека. Это попытка рассказать моим читателям – коллегам-психологам и студентам, изучающим психологию, – что есть возможность не только измерять и констатировать, но и понимать. Это не разные ценности – это жизнь науки, которая, как любая жизнь, может изменяться до пределов смерти. В книге описаны реальные люди, живущие в России, Польше, Дании, имена которых изменены, так как не все они хотели быть «представленными на всеобщее обозрение». Каждому из них и всем вместе я бесконечно благодарна за событие встречи с ними и возможность общения.

Дания, 2000

Глава 1. Такая разная психология

Все явное настолько дальше наших догадок, что догнать и доглядеть случившееся мы не в состояньи.

Р. М. Рильке


Ключевые понятия: позиция исследователя, предмет психологии личности, множественность определений личности, характеристика общих подходов к личности в отечественной и зарубежной психологии.

В результате изучения главы студенты должны:

знать основные исследовательские позиции;

уметь формулировать свою исследовательскую позицию;

владеть знанием о различии бытового и научного психологического знания.

Сегодня, когда научное психологическое знание становится неотъемлемой частью бытовой культуры, когда профессия психолога начинает влиять на течение индивидуальной жизни людей, многие вопросы, связанные с получением и использованием психологических знаний, приобретают значение не только для людей науки.

Проблемы познания – его цели, средства и способы – становятся актуальными в обосновании воздействия на человека психологов и психотерапевтов при осуществлении практической профессиональной работы. Теория познания неизбежно транслируется в способах интерпретации человеческого поведения, в понимании закономерностей его развития и общего направления прогресса.

Само понятие прогресса становится содержанием наших будничных отношений, определяющих восприятие чужой ли беды, своих ли собственных усилий по осуществлению жизни, своего ли места среди людей и в целом мире.

Мир, в котором мы живем, с каждым днем становится все более зависимым от наших мыслей о нем, от наших чувств к нему и друг к другу. Это может не восприниматься как личная озабоченность, но обязательно присутствует в личной жизни как ее опосредованность присутствием других людей.

Психологическая информация, полученная в науке, приобретает иное звучание в контексте бытовой жизни. Она лишается существующей в науке зависимости от содержания интеллектуальных усилий конкретного человека, получившего ее, и приобретает безличный характер возможной ценности.

Мышление исследователя, в котором было рождено обоснование (для него самого) его интеллектуальных усилий, не интересует людей, использующих научную информацию, отвлекаясь от неизбежного присутствия в ней момента относительности истины и личных интеллектуальных возможностей человека. Это создает уникальную ситуацию, которая порождает особые образования индивидуального и общественного сознания. Уникальность состоит в том, что продукты индивидуальной интеллектуальной деятельности ученого могут стать целостными, ценностными знаками, опосредующими отношения людей. Так произошло с психоаналитическими идеями З. Фрейда, которые определили способы мышления людей о собственной жизни во многих странах мира. Оказалось, что как будто забыто, как, когда и почему были высказаны идеи о вытеснении и сублимации, о комплексах (особенно об Эдиповом), о сознательном и бессознательном, о страдающем Я и т. д.

Сами идеи стали одним из обоснований возможностей воздействия людей на течение собственной жизни. Это одна из возможных демонстраций того, что интеллектуальные усилия одного человека, ориентированные его собственными целями и задачами, превращаются в формы сознания других людей.

Присутствие в мире психической реальности каждого человека – это возможность порождения новых форм сознания за счет Я-усилий человека, которые прежде всего проявляются в его интеллектуальной деятельности. Породить эти формы сознания человек может, встречаясь с задачами, которые он не может решить существующими способами. Это те жизненные ситуации, о которых говорят, что в них надо жить своим умом.

Иначе об этих ситуациях можно сказать так: в них нельзя использовать чужой опыт, нельзя применить готовые (уже существующие) интеллектуальные решения. Это ситуации, которые можно было бы в общем виде назвать ситуациями встречи с собственным Я, с его данностью как качеством своей жизни. Именно они порождают интеллектуальные усилия человека и их обоснование. Чем обосновываются интеллектуальные усилия? История психологии как науки позволяет говорить о том, что интеллектуальные усилия исследователей обосновываются их философией жизни, собственной Я-концепцией, которые задают интеллектуальную позицию в понимании закономерностей психической жизни.

Интеллектуальная позиция в исследовании человеческой жизни неизбежно связана с пониманием развития человека и прогресса общества, средств и способов собственного мышления в отношении конкретной человеческой жизни и психической реальности как данности жизни.

Современная наука демонстрирует множество примеров того, как можно проявлять интеллектуальную позицию в исследовании психической реальности. Фиксируется она в содержании основных понятий, которые обосновывают для исследователя его интеллектуальные усилия в постановке и решении познавательных задач. Думаю, достаточно привести несколько примеров, чтобы показать существование различных интеллектуальных позиций и присутствие в них индивидуальных ценностей исследователей. Так, человека понимают как биокомпьютер, как семантическое поле сознания, как механизм, как высшее животное, как живой организм и т. п.

Возможность иметь фиксированную интеллектуальную позицию и мыслить в соответствии с ней, возможность изменить интеллектуальную позицию или отказаться от нее связаны с тем, что Я человека обладает относительной независимостью от предмета мышления. Эта независимость проявляется в том, что человек может зафиксировать предмет своего мышления как целостность и выделить свое отношение к нему как к целостности. Целостность задается границами, которые обозначаются с помощью знаков. Знаками же обозначается и наличие Я.

Таким образом, интеллектуальная позиция становится доступной для восприятия как самому мыслящему человеку, так и другим людям. Это можно увидеть прежде всего в научных текстах, где используются специальные научные термины для обозначения целостных характеристик предмета мышления и есть знаковое обозначение авторского присутствия, которое читатель воспринимает как мнение или чувства автора.

Воспринимая научные тексты, читатель должен проделать специальную работу по разделению авторской мысли и чувства, которые отражают разные качества Я-усилий исследователя. Эту работу читатель может проделать тогда, когда сам владеет достаточными средствами мышления о целостных предметах, т. е. обладает жизненной философией. Проблемы, возникающие при этом, заставляют обсуждать вопросы профанации науки, которая может стать (и стала) зловещей тенью человеческого стремления к познанию. Общество требует от науки не только новых средств и способов жизни, созидания, но и новых способов разрушения, уничтожения жизни. Наука отвечает этим требованиям. Создание бактериологического оружия – одно из доказательств этого.

Одно из самых сильных противоречий современной интеллектуальной жизни людей состоит в том, что меняется отношение к идеалу познания. Меняется представление об истине как идеале познания и способах постижения истины. Можно согласиться с мнением И. Хейзинга, который писал о том, что «культура, в наше время желающая задавать тон, отворачивается не только от рационального, но даже от интеллигибельного, и ради чего-то инфрарационального, ради инстинктов и влечений… она предпочитает волю к земной власти, «бытие», «кровь и почву» вместо «познания» и «духа» (Хейзинг И. Homo ludens. – М., 1992.  – С. 292).

Мне думается, что понимание того, что в получении психологической информации исследователь оказывается зависимым от своей интеллектуальной позиции, позволяет анализировать факт существования множества психологических идей, теорий, методов как неизбежное проявление Я-исследователей, без которого невозможна была бы познавательная активность человека. Его познавательные усилия были бы бессмысленны и в том случае, если бы предмет мышления не был фиксирован как целостность, а Я не выражено в соответствующей ему форме. Формы, наиболее распространенные в современной науке, – это слова, понятия, термины, которые отражают исторически сложившуюся логическую аргументацию процесса познания. Однако известно, что они не являются единственными формами выражения жизни, рядом с ними существуют поэтическая, метафорическая формы.

Существование научной формы породило проблему соотношения поэтической и логической аргументации в познании. Так, в современной психологии это может проявляться в существовании, часто в одном тексте, как научных, так и поэтических способов мышления. Цитирование поэтов становится одной из наиболее распространенных форм аргументации, проявления интеллектуальной позиции автора научного текста. Часто научное, логически аргументированное изложение воспроизводится в виде поэтической метафоры, которая, естественно, по своему происхождению не может быть продуктом логического мышления.

Это можно понимать как стремление авторов научных текстов показать свою ориентированность на целостность психической реальности как предмета их мышления. Необходимость такой ориентации осознается все в большей степени, так как уже очевидны последствия недостаточности специализированного, часто одностороннего (в виде какой-либо концепции) подхода к пониманию человека. Одним из самых явных последствий этого можно считать распространение специализированных знаний как универсальных, когда частной закономерности через ее интерпретацию приписывается универсальное, всеобщее значение. Это явление широко известно в науке как редукционизм, который в одном из предельных своих выражений отождествляет человека и его жизнь с жизнью предметов.

Редукционизм – это не только упрощение или стремление к упрощению, это еще и стремление придать любому знанию всеобщий, универсальный характер. Последний присутствует не только в сознании людей науки, но и в бытовом сознании как стремление обобщать по принципу: «Все люди…» Примером такого обобщения может быть самое распространенное в быту: «Все люди на меня будут смотреть, как на…», «Каждый человек хочет иметь…» и т. п. В научном познании редукционизм особенно опасен тем, что закрывает возможности поиска истины, делает бессмысленным существование иных интеллектуальных позиций, возможность которых задается существованием целостного предмета. Понимание предмета мышления как целостности особенно важно, так как дает возможность двигаться к истине, отражающей существование предмета в пространстве и во времени.

В отношении психической реальности это тем более важно, что она как предмет мышления, как предмет изучения обладает специфическими свойствами, требующими от исследователя усилий по их проявлению, фиксации и сохранению в своей интеллектуальной деятельности.

Представление о целостности психической реальности и ее сохранение в процессе мышления – это ориентация на существование специфических человеческих качеств, того единства человека, которое множество раз было предметом осмысления в разных философских и психологических школах. Мне представляется необходимым сослаться на идеи димензиональной онтологии (науки о бытии), которые В. Франкл использует для понимания человеческой реальности. Он демонстрирует эти идеи проекциями предметов, называя свой способ изложения геометрическим доказательством.

Суть димензиональной онтологии состоит в том, что жизнь предмета рассматривается в проекциях, разных по отношению к времени и пространству его бытия. Один и тот же предмет, проецируясь в низшие по отношению к нему измерения, может иметь противоречащие друг другу проекции. Это легко демонстрируется на примере проекции стакана в форме цилиндра в двумерное пространство из трехмерного, в котором он существует. При этом в плоскости, соответствующей его продольному сечению, он будет выглядеть как прямоугольник, а в плоскости, соответствующей его поперечному сечению, – как круг. Несоответствие и противоречивость проекций будут проявляться и в том, что они – замкнутые фигуры, тогда как стакан – фигура открытая.

Другой закон димензиональной онтологии говорит о том, что разные предметы, спроецированные в одно и то же, низшее по отношению к ним, измерение, отображаются в последнем не противоречивыми, а многозначными проекциями. Так, тени, спроецированные от цилиндра, конуса и шара, могут быть многозначны – это эллипс. По ним нельзя точно восстановить предмет, который эту тень отбрасывает.

В отношении человека, изучения специфически человеческого в человеке эти идеи позволяют увидеть последствия редукционизма как потерю предмета мышления. Если человеческое сводится только к плоскости биологии или социологии, представляется только как физиологическое или лингвистическое, то теряется возможность увидеть единство человеческого в человеке. При этом становится очевидным и тот факт, который позволяет утверждать, что единство человека бессмысленно искать в той плоскости его изучения (измерения), на которую мы сами как исследователи его спроецировали.

Обнаружить единство человека мыслящий о нем может только тогда, когда занимает трансцендентальную позицию, позволяющую выйти за пределы предмета мышления и осознать возможное соответствие или несоответствие различных проекций этого предмета как проявление его целостности. Для этого ученому, занимающемуся проецированием человека на одну (или несколько) плоскость измерения, приходится постоянно отдавать себе отчет о той целостной реальности, с которой он имеет дело. Обычно целостная реальность проявляет себя при интерпретации данных исследования.

Димензионалъная онтология позволяет доказать существование различных интеллектуальных позиций, обоснованных способами проецирования целостного предмета. Одновременно с ее помощью можно показать один из наиболее распространенных путей появления ошибок в мышлении, когда многозначные результаты интерпретируются как равные, сходные, подобные, однозначные. Это путь, на котором игнорируется целостность предмета как специфического, не равного сумме своих проекций.

Для психологии эта ситуация осложняется историческим опытом функционального исследования человека, когда предметом научного исследования были различные функции (память, мышление, воображение, ощущение, восприятие, внимание) как различные проекции целостного человека. Опыта трансцендентального изучения человека значительно больше в области психотерапии, чем в собственно психологии как науке.

13 книг по психологии, которые помогут лучше понимать других людей

14 октября 2019 Книги

Труды о том, как считывать эмоции, распознавать ложь и разбираться в человеческих характерах. Рекомендуют психологи.

1. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений», Э. Берн

Илья Шабшин

психолог-консультант, автор книг популярной психологической тематики, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке

Модель Берна о Внутреннем Родителе, Внутреннем Взрослом и Внутреннем Ребёнке — то, что очень желательно знать каждому, кто хочет понимать других людей (и себя заодно).

Международный культовый бестселлер стоит прочитать тем, кто готов выйти за рамки привычных жизненных сценариев, хочет понять мотивы своих поступков и поведения других людей и узнать, почему возникают конфликты. Берн считает, что человек может изменить свою судьбу, если захочет.

Купить книгу

2. «Разнообразие человеческих миров», П. В. Волков

Автор называет свой труд «руководством по профилактике душевных расстройств». Он пишет о своеобразии характеров и их подвидов, уделяет внимание межличностным отношениям, психическим расстройствам и разбирает конкретные случаи из своей практики.

Самая лучшая книга о характерах людей на русском языке.

Илья Шабшин

Работа призывает оценивать человека исходя из его особенностей и помогает понять, как относиться к другим с терпимостью и почему нужно так делать. Зачем в этом разбираться? Чтобы предотвратить болезненные ситуации, которые возникают из-за отсутствия взаимопонимания.

Купить книгу

3.

«Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!», А. В. Курпатов

Олег Иванов

психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов

Андрей Курпатов не просто психиатр и врач, он популяризирует психологию и психиатрию, даёт возможность простому человеку познакомиться с важными идеями, которые в дальнейшем можно с успехом применять в жизни.

Опираясь на результаты исследований в области нейрофизиологии и нейробиологии, автор доступным языком рассказывает, как работает человеческий мозг, почему он нас обманывает и можно ли с этим что-то сделать.

Научно-популярное произведение учит взаимодействовать с другими людьми и подсказывает, как грамотно использовать свой мозг для решения важных задач. Эта книга для тех, кто хочет избавиться от иллюзий и посмотреть на свою жизнь с нового ракурса.

«Красная таблетка» — первая книга трилогии. В неё также входят «Чертоги разума. Убей в себе идиота» о том, как заставить мозг работать на себя, и «Троица. Будь больше самого себя», посвящённая трём типам мышления.

Купить книгу

4. «Характеры и расстройства личности», В. П. Руднев

Инна Семикашева

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова

Чтение, правда, для интеллектуальных читателей, но очень увлекательное. Рассказывает об основных типах характеров на примерах из классической литературы.

Каждый человек уникален, а характер определяет то, как мы воспринимаем реальность и смотрим на одни и те же вещи. И чтобы понимать других людей, нужно знать, как каждый из них видит этот мир.

Книга поможет изменить восприятие себя и окружающих людей и заставит по-другому относиться к собственным ошибкам. Это работа об особенностях человеческих характеров, механизмах защиты и личностных и психических расстройствах, в числе которых депрессия, галлюцинации и паранойя.

5. «О характерах людей», М. Е. Бурно

Лариса Милова

семейный психолог, процессуальный психотерапевт, психолог-генетик и травмотерапевт

Очерк помогает понять «природность» слабостей людей (и собственных в том числе), тяжёлых чувств и поступков. В нём достаточно хорошо описано мироощущение каждого характера.

Психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук и профессор М. Е. Бруно раскрывает суть различных характеров и приводит примеры из своей практики. Профессор разбирает, к какому типу относятся известные писатели, поэты, художники и музыканты, и на примере их творчества объясняет особенности каждого характера.

Возможно, в описаниях вы найдёте себя или своих близких и поймёте, почему с одними отношения складываются, а с другими — нет. И наконец исправите ситуацию.

Труд Бурно рекомендован кафедрой психотерапии, медицинской психологии и сексологии «Российской медицинской академии последипломного образования» и «Профессиональной психотерапевтической лигой» как учебное пособие по психотерапии.

Купить книгу

6. «Акцентуированные личности», К. Леонгард

Термин «акцентуация» ввёл Леонгард. Под ним он понимал чрезмерно выраженные черты характера, которые являются крайним вариантом психической нормы и граничат с патологическим состоянием.

Книга написана живым и простым языком, поэтому вполне подходит не только для профессионалов, но и для всех интересующихся психологией.

Лариса Милова

В работе, которая стала одной из самых популярных в сфере психиатрии, автор проводит психологический анализ акцентуированных личностей и разбирает примеры из художественной литературы.

7. «Понять природу человека», А. Адлер

Адлер, автор термина «комплекс неполноценности», рассказывает об адаптации личности в обществе, значимости периода младенчества и раннего детства, развитии характера, его отдельных чертах и проявлениях.

Адлер говорит, что фундамент любых отношений в обществе — понимание другого. А достичь взаимопонимания можно, только познав природу человека.

Лариса Милова

Он утверждает, что человек несёт ответственность за свои поступки и в состоянии изменить поведение, которое играет немаловажную роль в межличностных отношениях.

Купить книгу

8. «Под тенью Сатурна», Д.

Холлис

Холлис пишет о восьми тайнах мужской психологии, психологических травмах и способах их исцеления, а также о страхе, который управляет жизнью мужчины.

Книгу о том, как сложно быть мужчиной в современном мире, выполнять различные социальные роли и соответствовать ожиданиям, стоит прочитать и мужчинам, и всем, кто хочет их понять.

Лариса Милова

На мужчину с детства возлагают определённые ожидания, но не учат его прислушиваться к себе. Автор объясняет, как справиться с травмами и научиться строить доверительные отношения с самим собой и окружающими. Работа дополнена примерами из его психотерапевтической практики.

Купить книгу

9. «Психология женщины», К. Хорни

Книга для тех, кто хочет научиться лучше понимать женщин и видеть различия в психологии женщин и мужчин.

Лариса Милова

Хорни была не согласна со многими взглядами Фрейда в отношении женщин. Например, с тем, что каждая женщина завидует мужскому пенису и бессознательно желает родить сына. За свою точку зрения она и была исключена из рядов «Американской психологической ассоциации».

Но это не помешало ей создать собственную теорию психологии женщины, которая и изложена в труде. Хорни затрагивает тему сексуальных расстройств и социального неравенства, пишет о проблемах брака, материнстве, сексуальных отношениях, женственности, любви и верности.

Купить книгу

10. «Он: глубинные аспекты мужской психологии», Р. Джонсон

Джонсон проводит параллель с мифом о Парцифале и использует эту легенду, чтобы раскрыть глубинные психологические процессы у мужчин. Автор рассказывает, что значит быть мужчиной и как происходит его становление, объясняет истоки агрессии и плохого настроения, а также поясняет роль женщины в жизни представителя сильного пола.

У Джонсона есть аналогичная работа, но только о женщинах — «Она: глубинные аспекты женской психологии». В ней на примере мифа об Эросе и Психее он раскрывает тонкости женского мировосприятия.

Замечательные работы последователя К. Юнга об особенностях психологии и жизненного пути мужчин и женщин.

Лариса Милова

Если вы задаётесь вопросами «Что со мной происходит?» или «Почему он или она такие?», эти книги для вас.

Купить книгу

11. «Почему хорошие люди совершают плохие поступки», Д. Холлис

Книга о тёмных сторонах нашей души. О том, почему люди играют в азартные игры или злоупотребляют спиртным, совершают нечто такое, что не совпадает с нашим представлениями о них.

Лариса Милова

У всех есть теневая сторона, но не каждый готов это признать. Она прячется в бессознательном, но проявляется в наших поступках и действиях. Холлис пишет, как распознать свою Тень, изменить поведение, преодолеть внутренние противоречия и научиться действовать осознанно.

Книга будет интересна каждому, кто хочет найти в себе силы разобраться с «внутренними демонами», понять суть и природу Тени и выяснить, что движет другими людьми, когда они совершают те или иные поступки.

Купить книгу

12.

«Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь», П. Экман

Мы постоянно испытываем какие-либо эмоции: боимся, радуемся, грустим или злимся. Неумело пытаемся их спрятать, а порой думаем, что с одного взгляда понимаем чувства другого, но часто в этом ошибаемся.

Автор объясняет, как уловить скрытые сигналы, которые подаёт собеседник мимикой и жестами, и как контролировать и корректировать собственные, когда это необходимо.

Умение распознавать эмоции в себе и в других — основа взаимопонимания между людьми и возможность сделать свою жизнь более комфортной.

Лариса Милова

Даже самые незначительные, едва заметные изменения в мимике — будь то положение бровей и век или складочки в уголках глаз — имеют значение. Именно они указывают, боится человек или просто удивлён, чем-то расстроен или устал и хочет спать.

Для наглядности книга проиллюстрирована фотографиями с примерами. На последних страницах — тест на распознавание эмоций, чтобы закрепить полученные знания.

Купить книгу

13. «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», П. Экман

Стоит прочитать всем, кто не хочет становиться жертвой обмана и психологических манипуляций.

Лариса Милова

Разоблачить любого обманщика можно, если знать, на что именно нужно обращать внимание во время разговора. Автор книги предлагает разобраться, как распознать ложь по улыбке, микровыражениям лица и микрожестам. Он также описывает виды лжи, приводит исторические примеры и объясняет, какие эмоции испытывает обманщик, как они проявляются.

Купить книгу

Лайфхакер может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикации.

Читайте также 📚🧐

  • 40 книг, которые помогут стать лучше
  • 10 книг, которые помогут прокачать навыки общения
  • 9 книг, которые помогут развить критическое мышление

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Главная — Психология человека

Мы помогаем людям Думать. Чувствовать. Выполнять. Лучше.

Сочетая глубокое понимание человеческого поведения, психологические исследования, практическую деловую хватку и новаторское мышление. Мы понимаем Человеческое Поведение. Производительность человека. Человеческая мотивация. Человеческий потенциал. Благополучие человека. Human Psychology

 

Команда Human Psychology занимается улучшением психического здоровья и благополучия. Если вы не чувствуете себя или изо всех сил пытаетесь справиться, протяните руку.

Мы запустили новую цифровую платформу Future Thinc, предлагающую инновационные программы и услуги электронного обучения для самостоятельного обучения, которые помогут вам и вашей организации повысить устойчивость, поддержать психическое здоровье и способствовать устойчивой работе.

Загрузить наше портфолио обучения

Обучение

 

Мы работаем с людьми. С физическими лицами. С командами. С генеральным директором. Со своими лучшими командами. С менеджерами. С фронтовым составом. Предоставлять комплексные решения для обучения и развития, которые повышают вовлеченность сотрудников, их благополучие и производительность.

Анализ и оценка потребностей в обучении

Системы управления обучением

Разработка индивидуальных семинаров

Контент разработан и представлен психологами

Портфолио электронного обучения

Организации

 

Организации, которые будут процветать и процветать в XXI век будет разумно использовать инструменты повышения благосостояния и развития персонала. Human Psychology предоставляет ряд услуг и вмешательств, ориентированных на решения.

Программы помощи сотрудникам на основе позитивной психологии (EAP)

Лидерство и развитие команды

Коучинг руководителей

Комплексный кадровый консалтинг

Управление критическими инцидентами

Физические лица

 

Наши психологи работают в команде с вами, чтобы создать теплую и доверительную атмосферу. Они искренне слушают вас и разрабатывают услуги для удовлетворения ваших уникальных потребностей с уважением, заботой и конфиденциальностью.

Непредвзятый и практичный подход

Опытные мастера Квалифицированные психологи

Центральный офис в Аделаиде

Нет списков ожидания

Подтверждено Основы терапии тревоги, депрессии, проблем в отношениях и психологических расстройств

  • Это не «новая нормальность» — сейчас это странно и сложно.

    «Пассажиры, брошенные с тонущего корабля в спасательные шлюпки, не занялись греблей. Это не новая норма, это временная ненормальность». В первые дни COVID-19пандемии, признаюсь, я был виновен в использовании заезженных клише «беспрецедентный», «навигация по……

  • Прямо сейчас лидеры должны быть «продавцами надежды» — RTW во время COVID-19

    После нескольких месяцев работы из дома многие люди в Австралии вернутся в офис или на свое место работы в ближайшие недели . Безопасность — это основная потребность человека, которая идет сразу после еды и крова. Поэтому ваша команда может быть не готова или ……

  • Не слишком ли рано говорить о COVID-19?

    «Даже в самые мрачные минуты мы можем держать отчаяние в одной руке и надежду в другой». Джесс Хилл Когда так много людей теряют людей, которых они любят, работу, бизнес, очевидное будущее, казалось слишком преждевременным и чересчур оптимистичным пытаться найти серебристую черту……

Позвоните нам сегодня!

Мы помогаем людям Думать. Чувствовать. Выполнять. Лучше. Сочетая глубокое понимание человеческого поведения, психологические исследования, практическую деловую хватку и новаторское мышление. Телефон: 1300 277 924

Подумай. Чувствовать. Выполнять. Лучше.

40 умопомрачительных психологических фактов, которые все объясняют — Best Life

Человеческая психика бесконечно сложна, а это означает, что каждый день появляются новые исследования, которые помогают понять, почему мы были такими, какие мы есть. И в то время как некоторые психологические исследования предоставляют нам довольно банальные психологические факты (например, одно исследование Университета Рочестера подтвердило, что — приготовьтесь — люди счастливее по выходным), другие действительно поучительны.

Здесь мы собрали психологические факты, объясняющие человеческую природу, и, возможно, прольем свет на некоторые закономерности, которые вы замечаете в себе и других. От того, почему вы думаете, что еда вкуснее, когда ее готовит кто-то другой, до того, почему вы всегда видите человеческие лица в неодушевленных предметах, — это умопомрачительные психологические факты, которые все объясняют.

Если у нас есть план Б, то вряд ли наш план А сработает.

Время от времени быть готовым больно. В ходе серии экспериментов, проведенных в Пенсильванском университете, исследователи обнаружили, что, когда добровольцы думали о запасном плане перед тем, как приступить к выполнению задачи, они справлялись хуже, чем те, кто не думал о плане Б. Более того, когда они понимали, что у них есть варианты , их мотивация к успеху с первого раза упала. Исследователи подчеркивают, что думать наперед — это хорошая идея, но вы можете добиться большего успеха, если будете придерживаться расплывчатых планов.

Страх может приносить удовольствие, если на самом деле нам не угрожает опасность.

Не все любят страшилки, но для тех, кто любит, есть несколько теорий, почему. Основная из них сводится к гормонам. Когда вы смотрите фильм ужасов или гуляете по дому с привидениями, вы получаете весь адреналин, эндорфины и дофамин от реакции «бей или беги», но независимо от того, насколько вы напуганы, ваш мозг понимает, что это не так. действительно в опасности, так что вы получаете естественный кайф без риска.

«Поймать» зевок может помочь нам сблизиться.

Почему ты зеваешь, когда это делает кто-то другой, даже если ты не устал? Есть несколько теорий о том, почему зевота заразительна, но одна из ведущих заключается в том, что она свидетельствует о сочувствии. Люди, которые с меньшей вероятностью проявляют эмпатию, например малыши, которые еще не научились этому, или молодые люди с аутизмом, также менее склонны зевать в ответ на чью-то чужую реакцию.

Мы больше заботимся об одном человеке, чем о массовых трагедиях.

В другом исследовании Пенсильванского университета одна группа узнала о маленькой девочке, которая умерла от голода, другая узнала о миллионах людей, умирающих от голода, а третья узнала об обеих ситуациях. Люди пожертвовали вдвое больше денег, услышав о маленькой девочке, чем когда услышали статистику, и даже группа, которая услышала ее историю в контексте более крупной трагедии, пожертвовала меньше. Психологи считают, что мы запрограммированы на то, чтобы помогать человеку, находящемуся перед нами, но когда проблема кажется слишком серьезной, мы думаем, что наша маленькая часть мало что делает.

Начало и конец легче запомнить, чем середину.

Когда людей просят вспомнить элементы из списка, они, скорее всего, думают о вещах с самого конца или с самого начала, как показало одно исследование, опубликованное в Frontiers of Human Neuroscience . Середина становится запутанной, что также может сыграть роль в том, почему вы помните, как ваш босс заканчивал свою презентацию, но не столько о середине.

Чтобы перевесить один негатив, нужно пять позитивных моментов.

В нашем мозгу есть что-то, называемое «склонностью к негативу», которая заставляет нас помнить плохие новости больше, чем хорошие, поэтому вы быстро забываете, что ваш коллега похвалил вашу презентацию, но продолжаете думать о том, что ребенок на автобусной остановке оскорбил вашу обувь. . Чтобы чувствовать себя уравновешенным, нам нужно, по крайней мере, соотношение хорошего и плохого в пять к одному.

Еда вкуснее, когда ее готовит кто-то другой.

Вы когда-нибудь задумывались, почему бутерброд из ресторана на улице вкуснее, чем те, которые вы делаете дома, даже если вы используете те же ингредиенты? Одно исследование, опубликованное в журнале Наука обнаружила, что, когда вы готовите себе еду, вы находитесь рядом с ней так долго, что к тому времени, когда вы на самом деле начинаете ее есть, она уже не кажется такой увлекательной, и это, впоследствии, уменьшает ваше удовольствие.

Лучше знать, что грядет что-то плохое, чем не знать, чего ожидать.

Исследователи, опубликовавшие свою работу в журнале Nature , обнаружили, что знание того, что вот-вот произойдет что-то негативное (например, нет никаких шансов, что мы придем на встречу вовремя), вызывает меньше стресса, чем когда мы не знаем как все будет работать (например, мы все-таки можем успеть вовремя). Это потому, что та часть нашего мозга, которая предсказывает последствия — хорошие или плохие, — наиболее активна, когда не знает, чего ожидать. Если нажатие на газ поможет нам преодолеть пробки, мы переживем этот стресс вместо того, чтобы просто смириться с тем, что нам придется придумывать достойное оправдание, когда (а не если) мы опаздываем.

Мы всегда стараемся отплатить за услугу.

Дело не только в хороших манерах — «правило взаимности» предполагает, что мы запрограммированы на желание помочь тому, кто помог нам. Вероятно, это произошло потому, что для бесперебойной работы общества люди должны помогать друг другу. Магазины (и некоторые заклятые враги) любят использовать это против вас, предлагая халяву в надежде, что вы потратите немного денег.

Когда одно правило кажется слишком строгим, мы хотим нарушить другие.

Психологи изучили явление, называемое реактивным сопротивлением: когда люди чувствуют, что у них отнимают определенные свободы, они не только нарушают это правило, но и нарушают даже больше, чем в противном случае, пытаясь восстановить свою свободу. Это может быть одним из лучших психологических фактов, объясняющих, почему подросток, который не может пользоваться телефоном в классе, жует жвачку, тайком отправляя сообщение.

Наша любимая тема — это мы сами.

Не вините своего эгоцентричного брата за то, что он говорит о себе — просто так устроен его мозг. Согласно исследованию Гарварда, центры вознаграждения в нашем мозгу активизируются больше, когда мы говорим о себе, чем когда говорим о других людях.

Есть причина, по которой мы хотим сжимать милые вещи.

«Это так мило, я просто хотел размазать его, пока он не лопнет!» Это называется симпатичной агрессией, и люди, которые это чувствуют, на самом деле не хотят раздавить этого очаровательного щенка. Исследование опубликовано в 9Исследование 0137 Frontiers in Behavioral Neuroscience обнаружило, что, когда мы чувствуем себя переполненными положительными эмоциями — например, когда мы смотрим на невероятно милого детеныша животного — немного агрессии помогает нам сбалансировать этот кайф.

Наш мозг пытается сделать скучные речи более интересными.

Исследователи из Университета Глазго обнаружили, что точно так же, как мы слышим голоса в голове, когда читаем вслух, наш мозг также «разговаривает» над скучными речами. Если кто-то говорит монотонно, мы подсознательно делаем его более ярким в своей голове.

Некоторым людям нравится видеть гнев в других.

В одном из исследований Мичиганского университета люди с высоким уровнем тестостерона лучше запоминали информацию, когда она сопровождалась сердитым лицом, чем когда оно было нейтральным или без лица, что указывает на то, что они находили сердитый взгляд полезным. Исследователи сказали, что это может означать, что некоторым людям нравится заставлять кого-то смотреть на них — пока вспышка гнева не длится достаточно долго, чтобы представлять угрозу — что может быть причиной того, что этот парень в офисе не отпускает это. глупая шутка на твой счет.

Мы автоматически сомневаемся в себе, когда другие люди не согласны.

В известном эксперименте 1950-х годов студентов колледжа попросили указать, какая из трех линий имеет ту же длину, что и четвертая. Когда они услышали, что другие (участвовавшие в эксперименте) выбрали явно неправильный ответ, участники последовали их примеру и дали тот же неправильный ответ.

Исследования, опубликованные в Journal of Experimental Psychology показывает, что даже когда вы думаете, что делаете два дела одновременно, на самом деле вы быстро переключаетесь между двумя задачами — вы по-прежнему сосредотачиваетесь на одной за раз. Неудивительно, что так сложно слушать своего партнера, пролистывая Instagram.

Мы убеждены, что у нас светлое будущее.

Неважно, нравится вам то, где вы сейчас находитесь, или нет — у большинства из нас есть «склонность к оптимизму», которая убеждает нас, что будущее будет лучше, чем настоящее, согласно исследованию в Современная биология . Мы предполагаем, что поднимемся по карьерной лестнице, никогда не разведемся, воспитаем маленьких ангелочков детей и доживем до глубокой старости. Это может быть не все реалистично для всех, но мечтать не вредно.

Мы (непреднамеренно) верим в то, во что хотим верить.

Люди являются жертвами так называемой предвзятости подтверждения: тенденции интерпретировать факты таким образом, чтобы подтвердить то, во что мы уже верим. Так что неважно, сколько фактов вы набросаете на своего дядю, пытаясь повлиять на его политические взгляды, велика вероятность, что он не сдвинется с места. Это один из фактов психологии, который вам просто нужно принять, что вы не можете измениться.

Наш мозг хочет, чтобы мы были ленивыми.

С точки зрения эволюции, экономия энергии — это хорошо: когда еды было мало, наши предки все равно должны были быть готовы ко всему. К сожалению для тех, кто следит за своим весом, это верно и сегодня. Небольшое исследование, опубликованное в Current Biology , показало, что при ходьбе на беговой дорожке добровольцы автоматически корректировали свою походку, чтобы сжигать меньше калорий.

Одиночество вредно для здоровья.

Исследователи обнаружили, что чем меньше у человека друзей, тем выше уровень белка свертывания крови фибриногена. Эффект был настолько сильным, что иметь 15 друзей вместо 25 было так же плохо, как курить.

Вы запрограммированы любить музыку, которую больше всего слушали в старшей школе.

Музыка, которая нам нравится, дает нам дозу дофамина и других химических веществ для хорошего самочувствия, и это еще сильнее, когда мы молоды, потому что наш мозг развивается. Примерно в возрасте от 12 до 22 лет все кажется более важным, поэтому мы склонны больше всего подчеркивать эти годы и цепляться за эти музыкальные воспоминания.

«Исследователи обнаружили доказательства того, что наш мозг связывает нас с музыкой, которую мы слышали в подростковом возрасте, сильнее, чем с чем-либо, что мы услышим во взрослом возрасте, — связь, которая не ослабевает с возрастом», — пишет Марк Джозеф Стерн для журнала 9.0137 Шифер .

Воспоминания больше похожи на собранные воедино картинки, чем на точные снимки.

Даже у людей с самой лучшей памятью в мире могут быть «ложные воспоминания». Мозг обычно помнит суть того, что происходит, а затем дополняет остальное, иногда неточно, что объясняет, почему вы настаиваете, что ваша жена была с вами на вечеринке шесть лет назад, хотя она непреклонна, что это не так.

Есть причина, по которой некоторые цветовые сочетания вредны для глаз.

Когда вы видите ярко-синий и красный рядом друг с другом, ваш мозг думает, что красный ближе, чем синий, и вы практически косите глазами. То же самое касается и других комбинаций, таких как красный и зеленый.

Разбивка информации на кусочки помогает нам запоминать.

Ваша кратковременная память может удерживать только определенное количество информации за раз (если вы не попробуете один из простых способов улучшить свою память), поэтому вы используете «фрагментирование» для запоминания длинных чисел. Например, если вы попытаетесь запомнить это число: 90655372, вы, наверное, естественно подумали что-то вроде 906-553-72.

Вы лучше запоминаете вещи, если вы их протестировали.

Простите, дети! Один из самых полезных психологических фактов заключается в том, что тестирование действительно работает. Одно исследование, опубликованное в журнале Psychological Science , показало, что люди с большей вероятностью сохранят информацию в своей долговременной памяти, если они были протестированы на этой информации (чем больше, тем лучше), чем если бы они просто изучали и не запоминали. надо сразу запомнить.

Слишком большой выбор может парализовать.

Вся теория «парадокса выбора» подверглась критике со стороны исследователей, которые говорят, что это не было доказано в исследованиях, но есть некоторые доказательства того, что наш мозг предпочитает несколько вариантов множеству. Когда одинокие люди на мероприятиях быстрых свиданий встречали больше людей, и у этих людей было больше различий по таким факторам, как возраст и род занятий, участники выбирали меньше потенциальных свиданий.

Когда вы чувствуете, что вам чего-то не хватает (например, денег), вы зацикливаетесь на этом.

Психологи обнаружили, что мозг чувствителен к дефициту — чувству, что вам не хватает чего-то необходимого. Например, когда фермеры имеют хороший денежный поток, они, как правило, лучше планируют, чем когда у них нет денег, как показало одно исследование. Когда вы чувствуете безденежье, вам может понадобиться больше напоминаний об оплате счетов или выполнении работы по дому, потому что ваш мозг слишком занят, чтобы помнить.

Мы продолжаем верить во что-то, даже когда знаем, что это неправда.

Исследователи в одном 9Исследование 0137 Science снабдило добровольцев ложной информацией, а через неделю выяснилось, что факты на самом деле не соответствуют действительности. Несмотря на то, что добровольцы знали правду (сейчас), сканирование фМРТ показало, что они все еще верили дезинформации примерно в половине случаев. Это один из психологических фактов, который может сделать вас умнее.

Мы ищем человеческие лица даже в неодушевленных предметах.

Большинство из нас не видели Иисуса в тосте, но все мы замечали мультяшные лица, глядевшие на нас из неодушевленных предметов. Это называется парейдолией, и ученые считают, что это происходит из-за того, что распознавание лиц настолько важно для социальной жизни, что наш мозг скорее найдет лицо там, где его нет, чем пропустит реальное лицо.

Мы всегда, всегда, всегда найдем проблему.

Вы когда-нибудь задумывались, почему, когда решается одна проблема, на ее место приходит другая? Дело не в том, что мир против вас, но в некотором смысле ваш мозг может быть против. Исследователи попросили добровольцев выделить угрожающе выглядящих людей среди сгенерированных компьютером лиц. «По мере того, как мы показывали людям все меньше и меньше угрожающих лиц с течением времени, мы обнаружили, что они расширили свое определение «угрожающих», включив в него более широкий круг лиц», — пишет исследователь Дэвид Левари, доктор философии. «Другими словами, когда у них закончились угрожающие лица, они начали называть угрожающими лица, которые раньше называли безобидными».

Мы скорее исказим факты, чем изменим наши представления о людях.

Люди ненавидят «когнитивный диссонанс»: когда факт противоречит тому, во что мы верим. Вот почему, когда мы слышим, что любимый человек сделал что-то не так или что-то не так, мы недооцениваем, насколько все было плохо на самом деле, или говорим себе, что наука преувеличивает, когда исследование говорит нам, что нам действительно нужно больше двигаться.

Люди оправдывают наши высокие ожидания (и не оправдывают, если у нас низкие).

Возможно, вы уже слышали об эффекте Пигмалиона — в основном, мы преуспеваем, когда другие думают, что так и будет, и плохо, когда люди ожидают, что мы потерпим неудачу. Идея исходила от известного 19Исследование 60-х годов, в ходе которого ученые сообщали учителям, что определенные ученики (выбранные случайным образом) обладают высоким потенциалом на основе тестов IQ. Эти ученики действительно стали отличниками благодаря тому, что их учителя возлагали на них надежды.

Социальные сети психологически созданы для того, чтобы вызывать привыкание.

Сказал себе, что быстро проверишь уведомления на Facebook, а через 15 минут все еще листаешь? Ты не один. Частично это связано с бесконечной прокруткой: когда вы можете оставаться на сайте, фактически не взаимодействуя и не нажимая, ваш мозг не получает сигнал «стоп».

Мы можем убедить себя, что скучная задача доставляла удовольствие, если нас не вознаграждали.

Вот еще один отличный пример когнитивного диссонанса: добровольцы в одном исследовании Psychology of Learning and Motivation выполнили скучное задание, а затем им заплатили 1 или 20 долларов, чтобы убедить кого-то, что это действительно интересно. Те, кому заплатили 20 долларов, знали, почему они солгали (они получили достойное вознаграждение), и все еще думали, что это скучно, но те, кто получил только доллар, на самом деле убедили себя, что это действительно весело, потому что их мозги не работали. есть веская причина думать, что они лгали.

Власть заставляет людей меньше заботиться о других.

Вы, наверное, слышали о знаменитом Стэнфордском тюремном эксперименте. (Напоминание: студенты колледжа были случайным образом назначены либо заключенными, либо охранниками в фальшивой тюрьме, и «охранники» начали беспокоить «заключенных». Все стало настолько плохо, что двухнедельный эксперимент был отменен через шесть дней). Это довольно экстремально, но более поздние исследования показали, что, когда люди чувствуют, что они находятся во власти, они хуже оценивают чувства человека по выражению его лица, что указывает на потерю эмпатии.

Нашим предкам сахар и жир приносили пользу.

Почему, ну почему торт должен быть вкуснее овощей? Ну, потому что так нас готовили миллионы лет. Для наших предков быстрое получение энергии из сахара и последующее накопление ее в виде жира или потребление большого количества жира для подпитки нашего тела и мозга означало увеличение энергии в долгосрочной перспективе. Но теперь, когда сладкие, жирные продукты легко (слишком легко) есть и переедать, наш организм по-прежнему готов хранить этот жир, даже если он нам не нужен.

Наш мозг не считает долгосрочные сроки такими важными.

Практически все хоть раз откладывали дела на потом, хотя логически мы понимаем, что разумнее было бы снизить налоги, чем включать Netflix. Мы предпочитаем срочные, неважные задачи, потому что знаем, что сможем их выполнить. Есть также свидетельства того, что когда мы видим приближение крайнего срока с точки зрения дней, а не месяцев или лет, потому что мы чувствуем себя более связанными с повседневным течением времени.

Мы теряем мораль, когда нам об этом говорит авторитет.

Это один из старейших фактов о психологии в книгах: в 1960-х годах психолог из Йельского университета Стэнли Милгрэм провел печально известный эксперимент, который, как он думал, докажет, что американцы не будут подчиняться аморальным приказам, как нацисты. В «обучающем задании» добровольцев просили наносить удары током «ученику» (актёру, малоизвестному настоящим добровольцам), если они давали неправильный ответ. К ужасу Милгрэма, участники продолжали наносить удары током, даже когда ученик кричал от боли.

За деньги можно купить счастье, но только до определенного момента.

Исследования показывают, что с точки зрения дохода у людей есть «точка насыщения», когда счастье достигает своего пика, и получение большего дохода на самом деле не сделает вас счастливее. В разных исследованиях предлагались разные суммы (в одном исследовании 2010 года говорилось о 75 000 долларов, а в опросе 2018 года — 105 000 долларов), но суть одна и та же: постоянное стремление к большему, большему, большему не обязательно принесет вам пользу.

Дело не только в том, сколько денег мы зарабатываем, а в том, как мы их тратим.

Даже если вы не достигли своего максимального дохода, ваши деньги все равно могут определять ваше счастье. Вы, наверное, уже слышали об исследованиях, которые показывают, что мы больше удовлетворены, когда тратим деньги на впечатления (приятный обед в ресторане или билеты в театр), чем на вещи, потому что это помогает нам общаться и чувствовать себя более живыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *