Человек и природа это: Человек и природа, связь и ценность (3-4 класс, окружающий мир)

Человек и природа

Зулхузин Т.И., Юраш О.В.
Стерлитамакский филиал современной гуманитарной академии,
Россия, г. Стерлитамак


Природа является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности. Человек – часть природы, её порождение, он может производить, только используя её ресурсы, и жить только в тех природных условиях (температура, давление, влажность, состав атмосферы и др.), к которым он генетически приспособлен.

Много лет стремясь покорить природу и господствовать над ней, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. «Парниковый эффект», «озоновая дыра», «кислотные дожди», нехватка чистой воды и продуктов питания, сырьевые и энергетические кризисы, загрязнение Мирового океана – все эти проблемы встали перед человеком, грозя гибелью и требуя немедленного решения. Едва ли можно назвать в наши дни более важную глобальную проблему, чем рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды.

Её решение возможно только на основе экологических знаний.

Природопользование – это использование природных ресурсов, поэтому для понимания поставленной проблемы, первоначально остановимся на самих природных ресурсах. Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые используются человеком для поддержания своего существования. К ним относятся солнечный свет, вода, воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые и всё остальное, что не создано человеком, но без чего он не может существовать ни как живое существо, ни как производитель. Они используются в качестве. Большой интерес для науки представляет деление природных ресурсов по признаку исчерпаемости.

К неисчерпаемым ресурсам можно условно отнести солнечный свет, атмосферный воздух, воду, энергию ветра, падающей воды и т.д. Однако важно не только количество, но и качество этих ресурсов. Таким образом, часть даже количественно неисчерпаемых ресурсов может стать непригодной для использования ввиду изменения своего качества под воздействием человеческой деятельности.

Исчерпаемые природные ресурсы делятся на возобновимые, относительно возобновимые и невозобновимые. Невозобновимые ресурсы – это ресурсы, которые совершенно не восстанавливаются или восстанавливаются во много раз медленнее, чем используются человеком. К ним относятся полезные ископаемые, находящиеся в недрах земли. Использование этих ресурсов приводит к их исчерпанию. К относительно возобновимым природным ресурсам относят почву и природные ресурсы, которые обладают способностью к самовосстановлению, но процесс этот происходит в течение десятилетий и даже столетий. Возобновимые ресурсы – это ресурсы, способные к восстановлению через размножение или другие природные циклы (например, выпадение в осадок) за сроки, соизмеримые со сроками их потребления. К ним относятся растительность, животный мир и некоторые минеральные ресурсы, осаждающиеся на дно озёр и морских лагун. Человечество не может существовать, не используя природные ресурсы, не влияя на их количество и качество, а следовательно, не внося изменений в окружающую его природную среду.
Эти изменения, связанные с деятельностью человека, называются антропогенными.

Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется природопользованием. Оно может быть рациональным (разумным) и нерациональным. Само понятие рациональности предполагает опору на разум и знания. Поэтому под природопользованием принимают также науку, разрабатывающую общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на них, которые помогут избежать экологической катастрофы.

В основе природопользования должны лежать экология и открываемые ею законы взаимодействия различных природных систем. Под рациональным природопользованием понимается изучение природных ресурсов, их бережная эксплуатация, охрана и воспроизводство с учётом не только настоящих, но и будущих интересов развития народного хозяйства и сохранения здоровья людей. К сожалению, современное состояние природопользования в большинстве случаев может быть охарактеризовано как нерациональное, ведущее к истощению (вплоть до исчезновения) природных ресурсов, даже восстановимых; загрязнению окружающей среды.

Причин здесь много. Это и недостаточное познание законов экологии, и слабая материальная заинтересованность производителей, и низкая экологическая культура населения и др.

Очень важно сохранять видовое разнообразие живых организмов на Земле, говоря иначе – генофонда. Без этого невозможна эволюция биосферы в прогрессивном направлении, нет достаточного материала для экологического дублирования. С потерей видов навсегда теряются оригинальные свойства, которые можно было бы использовать в генной инженерии будущего.

За неполные 400 лет, в течение которых ведутся описания животного и растительного мира, полностью исчезли более 60 видов млекопитающих и более 90 видов птиц.

Большую опасность представляет хозяйственное освоение прежде заповедных территорий. Охраняемая площадь не может быть произвольно сокращена без нанесения вреда всему заповеднику в целом в силу действия некоторых экологических законов, в своей сущности гласящих, что уменьшение территории по сравнению с оптимальными размерами приводит к уменьшению количества видов и размеров отдельных особей, а в конечном итоге – к полной деградации заповедных экосистем.

Иногда естественное стремление человека к природе, если оно не базируется на воспитании бережного к ней отношения, может приносить трудно поправимый вред. Речь идёт о туризме. Там, где он хорошо организован, проложены маршруты, оборудованы стоянки, активно ведётся просветительская и информационная деятельность, туризм способствует экологическому воспитанию и оздоровлению населения, а также приносит многомиллионные доходы его организаторам, не причиняя слишком большого вреда окружающей среде.

К сожалению, в РФ больше развит «дикий» туризм, самодеятельный, слабо поддающийся регулированию, что ведёт к громадным экологическим и экономическим потерям, а иногда и к человеческим жертвам. Особенно большой вред наносят пожары, очень часто возникающие от неосторожного обращения с огнём. Без уделения достаточного внимания экологическому воспитанию населения с детских лет нельзя надеяться на реализацию даже самых научно обоснованных программ сохранения биосферы. Во многих случаях только внутренняя культура человека может остановить его от нанесения ущерба природе.

Только тогда, когда большинство людей поймёт, что экологическое преступление – это преступление, а не извинительный проступок, можно будет надеяться на благополучный выход из экологического кризиса. Итак, природопользование и проблемы его рационализации имеют множество аспектов, важнейшими из которых являются здравоохранительный, научно-технический, экономический, эстетический, юридический, заповедный. При этом каждый из них связан прямой и обратной зависимостями со всеми остальными, и потому эта проблема может быть решена только при более или менее одновременном решении каждого из составляющих её аспектов.

Без выделения достаточных финансовых средств и применения материальных стимулов в сфере природопользования, т.е. без решения экономических вопросов, не может быть решён ни один другой вопрос, будь то создание и содержание заповедников или разработка и внедрение безотходных технологий в производстве. Важнейшими направлениями экологизации научно-технического прогресса должны стать поиск таких путей развития цивилизации, которые обеспечивали бы возможность согласованной эволюции общества и природы; внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий; переход к чистым и неисчерпаемым источникам энергии.

Таким образом, природопользование – это сложная система, состоящая из множества взаимосвязанных сторон, и для его рационализации требуется соответствующий, системный, комплексный подход, изучающий и учитывающий эти взаимосвязи.

Список литературы

1. Сыткин К.М. Биосфера. Экология. Охрана природы Киев, Наукова Думка, 1987. – 341 с.

2. Никитин Д.П. Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек // М., Высшая Школа, 1980. «Экология, природопользование, охрана окружающей среды» Т.А. Дёмина // М., Аспект Пресс, 1996. «Экологический словарь» Б.А. Быков // Алма-Ата, Наука, 1988. «Природа и мы» М.Я. Лемешев // М., Советская Россия, 1989. 


Назад к списку



Человек и природа: христианская альтернатива

Православный взгляд узнает в подмене понятий, воцарившейся в западной цивилизации, нечто более серьезное, чем реорганизация мирового экономического устройства, нечто более зловещее, чем обычное стремление к наживе.

Отказ от развития, обрекающий слабые страны на крах, а их жителей на вымирание, говорит о том, что субъект мирового управления мотивирован злом. Он ведет планету к катастрофе. Он не от Бога.

На протяжении всей истории человек преобразовывал природу вокруг себя, не присваивая ее дары, а стремясь их приумножить. Производя отбор сельскохозяйственных культур, человек не только обслуживал свои нужды, но и вносил разнообразие в природу. Домашние животные, особенно близкие спутники человека — собаки и кошки — тем отличаются от своих диких родственников, что в них вложена частица человеческой души. Возникновению этих видов нет объяснения в эволюционной теории. Это не результат отбора, а чудо преображения, как и тот эффект воспитания чувств, которое производит с ребенком общение с домашними любимцами.

О принципиальном различии в отношении к животным в восточных верованиях и в христианстве писал князь Е. Н. Трубецкой: «Жалостливое отношение к живой твари есть и в религиях Востока, в браманизме и буддизме, но там это сострадание и жалость обусловлены признанием тщеты всего жизненного стремления как такового. Эта жалость чужда надежды; она не несет с собою никакого обетования и радости для низшей твари. Христианство любит эту тварь иною любовью: оно верит в ее безусловную ценность и открывает ей в человеке и через человека сонаследие вечной жизни».

Возникновение домашних животных за много веков и эпох до появления научной селекции и открытия генетики — доказательство правоты христианского взгляда на отношения человека с природой.

Преображение природы человеком — процесс, в котором неизменно уничтожаются не только отдельные особи, но и видовые массы. Одним видам делается преимущество над другими — культурным растениям (не обязательно употребляемым в пищу) над сорняками, насекомым, способствующим опылению, — над насекомыми, поедающими кору и листья живых растений или сосущими кровь человека или скота. Это отличие подхода авраамических религий от ряда восточных религий (буддизма, джайнизма) исходит не из произвола, а из представления о Божественном присутствии в дикой природе.

Н. О. Лосский описывал «предвестники» нравственного поведения у высокоразвитых млекопитающих (хищников и травоядных) и напротив, прототипы безнравственности — использование своего потомства в пищу, умерщвление полового партнера и др. — у ряда видов дифференцированных членистоногих (пауков, клещей, термитов). При этом он отмечал, что у животных-паразитов наблюдается гипертрофированное развитие одних систем (пищеварение, размножение) и неразвитие других (зрение, дыхание). Из его сопоставления следует, что бытовое эстетическое восприятие человеком различных видов живых существ зависит не только от их формы, цвета, движения, но и от их образа жизни, вплоть до дифференциации внутри отрядов и семейств. Самые высокие эстетические эмоции вызывают представители фауны, проявляющие прототипы альтруизма, нежности и верности в брачных и родительских отношениях, в том числе длительно воспитывающие у потомства навыки трудного выживания в дикой среде. Самое глубокое отвращение, напротив, вызывают существа без конечностей и глаз, паразитирующие на других животных и человеке, легко добывающие себе пищу и безразличные к своему потомству — это тоже живые существа, но они не названы в Книге Бытия обладателями души живой.

Следуя христианской этике, человек целенаправленно помогает братьям меньшим, которым покровительствует, избавиться от паразитов, мешающих жить, цвести и плодоносить, высасывающих кровь и соки. Преображенная человеком природа отличается от хаоса нетронутой природы тем же, чем сад отличается от леса. Сад — это преображенная, более совершенная природа, где растения не отнимают друг у друга свет и тепло, где им продлевается жизнь, когда они болеют, в которой сам человек испытывает высшие эстетические переживания. Превращение дикого леса в сад — стремление к Божественному идеалу гармонии. Оно требует целенаправленного творческого, развивающего душу труда, противостоящего энтропии как в природе, так и в самом человеке. Такую деятельность в быту называют «благодарной», поскольку ее результат вызывает особого рода эстетические чувства у самого преобразующего — подобно чувствам композитора, завершившего симфонию.

Городская среда, насыщенная садами и парками, не только содержит больше кислорода, чем «каменные джунгли» — в ней человек раскрывает лучшие свои черты, вдохновляется самыми чистыми помыслами, особенно если эстетика природы вливается в эстетику классической архитектуры.

Христианский идеал предполагает вовлечение дикой природы в человеческие смыслы — в противоположность первобытному хаосу, а никак не в согласии с ним. Сюжеты русских икон «О тебе радуется, благодатная, всякая тварь», где Богородица изображалась на фоне храма в окружении дикой твари — не хищной, не коварной, а преображенной, тянущейся к ней с выражением любви, или «Всякое дыхание да хвалит Господа», где твари лесные, стремясь ко Христу, соседствовали с ангелами небесными.

«Если есть всемирный смысл, то весь мир должен объединиться во единый храм Божий, вся тварь должна собраться вокруг благовестителя этого смысла — человека… Это и есть тот грядущий космос, собранный во Христе, мир, согретый материнскою любовью св. Девы и воскресший в Боге, который в христианстве противополагается ныне царствующему на земле хаосу», — писал по этому поводу Е. Н. Трубецкой.

Стремление к этому идеалу в человеческой культуре воплотилось в создании зоологических садов и парков. Аллегории приручения всего животного мира проникли и в советскую детскую литературу, служа образной антитезой насильственной мировой революции в поэтических сказках К.  И. Чуковского. К этому же ряду относится многовековой цирковой жанр укротительства, в начале ХХ века в России ставший высоким искусством благодаря В. Л. Дурову. Между тем в западной культуре середины ХХ века эта идея инвертировалась в свою противоположность — в опыты проживания людей в хищной стае не с целью ее очеловечивания, а ради эскапистского погружения человека в первобытность.

Отечественное цирковое сообщество практиковало выращивание детенышей хищников в домашних условиях, о чем были написаны замечательные развивающие книги. Увы, это начинание было прервано после инцидента с семьей Берберовых, содержавших дома взрослых львов. Фактически Берберовы совершили две ошибки: во-первых, предоставили диким зверям статус равноправных членов семьи, во-вторых, создали вокруг питомцев телевизионный культ — то есть, сообщив питомцам человеческие свойства, развили в них гордыню. Этот эпизод, достойный не только естественнонаучной, но и богословской интерпретации, не опровергает, а подтверждает императив владычествования человека над дикой природой, постулированный в Книге Бытия.

Христианское отношение человека с живой природой — это отношение покровительства. Природа не может без человека излечить свои раны не только, когда их создал сам человек — например, при извержении вулкана или падении метеорита. Только человек в состоянии остановить наступление пустыни, спасти растения от засухи, погасить пожар, вызванный молнией. Но эти действия — не самоцель: человек отстаивает ту среду, в которой он обитает сам, которую преобразует, стремясь к достижению гармонии, и каждое такое действие уменьшает хаос, создает новое качество.

Вопреки обилию природозащитных мероприятий и инициатив, сам стиль организации которых выражает ханжество международной бюрократии, процессы глобализации отнюдь не способствуют сохранению природы в преображенном или даже в первобытном состоянии. Распад СССР ознаменовался разрушением и разграблением уникального Сухумского заповедника. В Африке национальные парки (Кения, Танзания) стали лагерями незаконных вооруженных формирований при прямом попустительстве западных держав. Подвергшийся «демократизации» Египет не имеет средств на борьбу с опустыниванием своих земель. Практика политического мальтузианства грозит как человеку, так и живой природе, поскольку лишает ее покровительства, к которому Св. Писанием призван человек.

Исходя из этого, русское православие, формулируя собственный подход к проблемам окружающей среды, может выступить на международном уровне с Доктриной преображения природы, ставящей во главу угла Человека — как выразителя воли Господней и как покровителя всего живого. Человек, как образ и подобие Божие, должен обладать источниками собственного выживания, чтобы осуществлять заботу о природе и целенаправленно, а не хаотически, восстанавливать ее цветущее разнообразие. Фундаментальное право человека на жизнь есть первая предпосылка развития природы в гармонии.

Поставив экологическую проблему с головы на ноги, отделив приоритеты экологической науки и практики от мизантропического и псевдо-апокалиптического налета, от смысловых подмен и софистики, Россия, в лице ученого сообщества, Русской Православной Церкви и — при их согласии — других авраамических конфессий, могла бы инициировать объективное, базирующееся на подтвержденных данных разных отраслей наук, исследование реальных угроз: а) изменений климата в различных частях света; б) влияния различных источников энергии на окружающую среду; в) оценки запасов ресурсов углеводородов, а также металлов, используемых в энергетике. Для реализации этого начинания целесообразно создание международной организации, альтернативной Международному бюро по изменениям климата (IPCC), которое в канун Копенгагенского саммита уже было уличено в грубой подтасовке данных, в частности, о таянии ледников (а его руководство — в конфликте интересов).

До получения достоверных данных о тенденции к глобальному потеплению и/или об угрозе полного истощения минеральных ресурсов земли за 100 лет (точнее, за 60, т. к. подобный прогноз Римского клуба относится к 1972 году) как исполнение указаний и требований, основанных на неподтвержденных гипотезах, представляется нецелесообразным.

«Существующие учебники экологии, в которых нет Божиего мира, представляются мне каким-то чудовищным искажением природы», — говорил на Рождественских Чтениях 1997 года энтузиаст религиозного преподавания естественнонаучных дисциплин профессор Московской государственной геологоразведочной академии, доктор химических наук А. В. Панкратов. К сказанному можно добавить, что в государственных доктринальных документах в этой области сегодня, к сожалению, также нет Божиего мира — зато присутствуют требования IPCC и догматы т.  н. Хартии Земли, где права человека приравнены к правам дикой фауны и флоры.

«Чудовищное искажение», о котором говорит А. В. Панкратов, представляется нам результатом не только игнорирования христианского представления об отношениях человека с природой, но и объективных научных данных о природных процессах. Между тем экологические проблемы могли бы стать важной платформой для постоянного диалога между наукой и религией в России, на основе которого выносились бы рекомендации о неотложных мерах защиты природных сред в различных регионах, о ликвидации последствий неряшливого пользования природными источниками и недрами, о восстановлении лесных массивов, о совершенствовании противопожарных мероприятий, о воспроизводстве рыбных ресурсов, а также об уместных и целесообразных формах развития энергетики с учетом экономической обоснованности и о приоритетах создания пригородных зеленых зон и озелененных общественных пространств в городах.

Экологическое образование в школе, прививающее не только знания об исчезающих видах, но и о способах их сохранения в естественных и искусственных условиях, необходимо совместить с изучением географии — включая как основы геологии и климатологии, так и экономическую географию. Неподдельная любовь к дикой природе начинается со своих скворцов и журавлей, а не с заморских горилл.

Экологическая доктрина Русской Православной Церкви, выражающая традицию богословской мысли в сфере отношений природы и человека, призвана поставить во главу угла нравственные ценности, рассматривая совершенствование природной среды на основе совершенствования самого человека, и через них сформулировать этические требования ко всем профессиям, связанным с использованием природных ресурсов, отдав должный приоритет отраслям производства общественно необходимых продуктов, и с определением источников средств на экологические нужды — с позиций благополучия и достатка граждан. Этот документ, рассчитанный на мировое звучание, должен быть противопоставлен мизантропии.

Константин Черемных

Humanity and Nature

FutureLearn использует куки-файлы для повышения удобства пользования веб-сайтом. В настоящее время для этого браузера отключены все файлы cookie, кроме строго необходимых. Включите JavaScript, чтобы применить настройки файлов cookie для всех необязательных файлов cookie. Вы можете ознакомиться с политикой FutureLearn в отношении файлов cookie здесь.

В этой статье мы углубимся в то, как природа и культура переплетаются друг с другом и как это подразумевает, что человек всегда больше, чем человек. Прежде чем сделать это, мы начнем с исторической справки о том, как они разделились.

В этой статье мы углубимся в то, как природа и культура переплетаются друг с другом и как это подразумевает, что человек всегда больше, чем человек. Прежде чем сделать это, мы начнем с исторической справки о том, как они разделились.

В западном мире природа и культура исторически считались отдельными сферами. Природа понималась как механистическая и мертвая, а не как живая экосистема.

Проблема антропоцентризма

Разделение природы и культуры поддерживает мировоззрение антропоцентризма, которое ставит людей в центр, а все другие существа (например, животных, деревья, воду) оценивают в зависимости от того, насколько хорошо они служат людям. Это проблематично, поскольку такое разделение не может распознать взаимную зависимость от окружающей среды, которая простирается за пределы видов. Более мудрая точка зрения состоит в том, что человек на больше, чем человек, что означает, что он связан с несколькими экологиями и зависит от них.

В антропоцентризме даже не все люди в равной степени включены и обслуживаются способами, которые можно считать человеческими. Существуют иерархии между мужчинами и женщинами или между людьми, живущими в разных частях мира, которые определяют, кто имеет более или менее доступ к ресурсам для удовлетворения даже основных потребностей. В антропоцене формируются границы между нынешними поколениями и поколениями, которые будут жить в грядущем будущем.

Разделение природы и культуры

Один из примеров того, как произошло разделение природы и культуры, человеческого и нечеловеческого, можно найти в трудах философа Декарта. Его знаменитое изречение «Я мыслю, следовательно, я существую» можно интерпретировать как означающее, что мыслящий человек — единственное существо, которое действительно существует . Такой способ мышления может стать основой для привилегирования себя и подчинения тех существ и экологических процессов, которые считаются неспособными мыслить. Кроме того, в трудах философа эпохи Просвещения Джона Локка (1632–1704) отношения между людьми и природой сформулированы так, как если бы окружающая среда была кладовой для использования человеком. Сочинения Локка иллюстрируют антропоцентрические рассуждения некоторых мыслителей эпохи Просвещения.

Локк пишет, что «Земля и все, что на ней находится, дано людям для поддержки и комфорта их существования», следовательно, планета существует для удовлетворения человеческих потребностей. Далее Локк пишет, что человек имеет право взять ресурсы Земли и сделать их своими. Это иллюстрируется цитатой: «Хотя Земля и все низшие создания являются общими для всех людей, тем не менее каждый человек имеет свойство своей личности: это ни одно тело не имеет никакого права, кроме него самого. […] Что бы он ни вынес из состояния, которое создала и оставила в нем природа, он смешал свой труд и присоединил к нему что-то свое, и тем самым сделал это своей собственностью».

Это одна из нескольких таких идей, которые создали антропоцентризм и представление о том, что люди имеют право господствовать над природой, а также завоевывать и колонизировать планету. Такая колонизация привела к материальной эксплуатации, когда к природе относятся как к ресурсу, который можно забрать.

Идеи и практика антропоцентризма могут быть связаны с развитием того, что Николас (2021) называет эксплуататорским мышлением, посредством которого:

  • производство и потребление материальных благ дает цель и прогресс в жизни
  • скорость, эффективность и прибыль количественно определяют стоящее действие
  • природные ресурсы перерабатываются, превращаются в продукты и в конечном итоге превращаются в отходы

Философ Рози Брайдотти пишет:

«Не все из нас могут с какой-то степенью уверенности сказать, что мы всегда были людьми или что мы только ими. Некоторые из нас даже сейчас не считаются полностью людьми, не говоря уже о предыдущих моментах западной социальной, политической и научной истории. Нет, если под «человеком» мы подразумеваем то существо, знакомое нам по эпохе Просвещения и ее наследию: «картезианский субъект cogito», кантианское «сообщество разумных существ» или, говоря более социологически, субъект как гражданин, правообладатель, владелец собственности и так далее».

Больше, чем человек

Опираясь на Брайдотти, еще один подход к противодействию исключительности некоторых людей в разгар климатического кризиса и к тому, чтобы сделать человека более инклюзивным, заключается в работе с больше, чем человек . То есть подходить к миру с относительного и взаимосвязанного понимания как людей, так и животных, где «я мыслю, следовательно, я существую» ставится под сомнение «я имею отношение, следовательно, я становлюсь». Таким образом, люди и природа связаны рядом существенных и меняющихся способов.

Такой новый способ мышления можно использовать в качестве основы для выяснения того, какие отношения необходимы множеству видов для совместного процветания, а также для того, чтобы подчеркнуть разницу между эксплуататорским и регенеративным мышлением.

Эта статья основана на следующих работах:

Брайдотти, Р. 2013. Постчеловек. Кембридж: Политика Press.

Торговец, К. 1990 (1980). Смерть природы. Женщины, экология и научная революция. Нью-Йорк: Харпер Коллинз

Николай, К. 2021. Под небом делаем. Как быть человеком в жарком мире. Соединенные Штаты. Г. П. Патнэм и сыновья.

Эта статья из бесплатного онлайн-ресурса. Присоединяйся сейчас

Достигните своих личных и профессиональных целей

Разблокируйте доступ к сотням экспертных онлайн-курсов и степеней от ведущих университетов и преподавателей, чтобы получить аккредитованные квалификации и профессиональные сертификаты для составления резюме.

Присоединяйтесь к более чем 18 миллионам учащихся, чтобы начать, сменить или развить свою карьеру в удобном для вас темпе в самых разных областях.

Начать обучение

Человек и природа: или физическая география, измененная деятельностью человека

Хорошее чтение  История и другие гуманитарные науки  История окружающей среды

Нажмите, чтобы рассмотреть

  • ISBN: 9780295983165 Мягкая обложка апрель 2003 г. Из печати # 137735

Об этой книге Связанные названия

Об этой книге

В этом классическом труде по истории окружающей среды, впервые опубликованном в 1864 году, ученый-эрудит и дипломат Джордж Перкинс Марш бросил вызов убеждению, что воздействие человека на природу в целом было безвредным или незначительным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *