ВЗГЛЯД / Болит душа у латыша :: Автор Андрей Бабицкий
На самом деле беспокоиться и расстраиваться особо не из-за чего. Наоборот, есть все основания выразить сочувствие латышскому фантасту Дидзису Седлениексу, который, как выяснилось, не слишком жалует русских.
Его слова – это типичный европейский взгляд на нашу страну и наших людей, только в угоду заявленной латышами европейской идентичности, которую надо же чем-то доказывать. Взгляд полемически заостренный с целью оскорбить, а если получится, то и унизить. Не стоит слишком эмоционально реагировать на очевидную провокацию, поскольку в этом случае намеренно резкие слова выполнят поставленную перед собой задачу.
А если попытаться разобраться по существу, то сказанное удивительным образом превращается в славословие, оно воспевает красоту, силу, неотмирность русской души, русского характера. А из глубины рекомого доносится отзвук такой тоски из-за невозможности с якобы отрицаемым воссоединиться, что хочется положить писателю руку на плечо и сказать: «Не горюй, дорогой, все не так уж плохо, как ты себе нафантазировал».
Латышский писатель сообщил, что слово «русские» обозначает на самом деле вовсе не национальность, а некое «генетическое отклонение от общечеловеческих ценностей».
Ключевым в этом пассаже является утверждение, что русские не умеют ценить человеческое существование должным образом, теряя свои жизни по самым ничтожным поводам.
По большому счету это высочайшая похвала, поскольку во все времена способность человека без боязни заглянуть в глаза смерти, поставить свою жизнь на кон воспринималась как свидетельство подлинного мужества, силы духа, бескомпромиссности, воинской отваги.
Да, есть, конечно, и безоглядная ребяческая отвага, которая выражается в готовности сыграть в так называемую русскую рулетку. Но это экстремальный выход на поверхность энергии – в глубине народного быта распределяется равномерно и вовсе не гонит толпы русских людей на бесмысленное самозаклание.
А отдать жизнь за ценности высшего порядка – други своя, родину, семью, любовь, честь и достоинство – не это ли воспетый мировой культурой идеал человеческой жертвенности!
То, что европейцы, отсоединив себя еще в период Просвещения от Господа, пришли к выводу, что жизнь есть самое ценное, чем располагает человеческое существо, стало причиной множества проблем, которые сейчас переживает западный мир. Если нет ничего выше жизни, то мироустройство существует для того, чтобы обслуживать человеческие желания, которые являются точками напряжения здесь и сейчас, а вовсе не идеалы, вынуждающие человека обуздывать и сдерживать прихотливую и алчную самость.
Гимном вознесения человека на трон, утверждения его в статусе царя вселенной можно считать любой гей-парад, который является манифестацией торжества телесности, взятой в ее исключительных, самых необычных, а подчас и искусственных формах.
Я не говорю о гомосексуальности, которая то ли есть перверсионное отклонение, то ли нет – об этом можно спорить – но гей-парад имеет в виду куда более глобальные перемены в человеческой природе, чем просто признание права на однополые отношения.
Переодевание в женскую одежду символизирует освобождение от оков гендерной принадлежности вообще, человек должен иметь возможность менять пол по собственной прихоти. Тело следует освободить от вековых оков, сдерживавших его потребности. Отсюда же яркая, цветная, лишенная функциональности одежда.
У тела нет обязанностей прикрывать себя, считаться с общественной моралью и традиционным укладом жизни, где семья все еще продолжает держаться на отживших принципах верности, эмоциональной собранности, необходимости воспитывать детей, прививая им все те же наследуемые из века в век идеалы.
У тела есть только права, оно объявлено последним рубежом подлинности, выводя на свет все желания, которые в подземной жизни прежних людей было принято держать на привязи.
И общечеловеческие ценности, о которых пишет латышский фантаст, – это беспредельная толерантность ко всем жизненным формам и отклонениям, вернее, к тому, что таковыми раньше считалось.
Отсюда и мультикультурализм, который в своих радикальных изводах признает за людьми другой традиции право не считаться с твоей собственной культурой и правилами быта. Отсюда и отношение к сексуальной жизни со всеми ее безбрежными вариациями как к святыне.
Более всего участники гей-парадов своими одеяниями, колпаками с разноцветными бубенцами напоминают шутов, паяцев.
Эта бесконечная ярмарка веселого произвола, конечно же, окончательно вытравила из собственного мироощущения память об инобытие, о жертве, о пути воина, о семье и родине. Буйство жизненных красок и эмоций, потакание всем, и прежде всего – самым странным потребностям, безудержная свобода, развернутая во всю ширь горизонта витальность стали тоталитарным девизом.
Понятно, что русские с их непониманием новых святынь, неделаным равнодушием к ним кажутся либеральному балагану диким и оскорбительным анахронизмом, который они пытаются научиться презирать. Но презрение это искусственное.
Если народ располагает свою экзистенцию в двух плоскостях – земной и небесной – то он по меньшей мере на один план звездного неба над головой богаче того, кто привязал свою жизнь лишь к земной поверхности и тленному телу.
У русских есть поговорка о бедном человеке, который лишен всякого имущества: как у латыша – хрен да душа. Эта формула, кстати, лишена презрительной коннотации. Она как раз разворачивает означенного латыша в двух ипостасях – тела и духа – имея в виду, что, может быть, больше ничего и не нужно. Человек полностью собран, когда у него имеются две этих необходимые вещи.
Я бы предложил латышскому фантасту Седлениексу занырнуть в самую глубину этой поговорки и вернуть себе и своим соплеменникам то, чего они лишили себя, легкомысленно уверовав в свою европейскую идентичность. Делать ставку на обладание одним из двух вышеназванных элементов, полагать жизнь и телесность высшей ценностью можно, но в этом случае Господь, призвав дух несчастного человека к Себе, при всем желании не сможет усадить его одесную престола Своего.
И, как написал Захар Прилепин на своей странице в «Фейсбуке», быть генетическим отклонением от такой «нормы» – это ослепительное счастье.
Поздравим себя со столь высокой оценкой.
Почему праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи стал днем трезвости
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
11.09.2018 09:00
Поделиться
Почему праздник Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи стал днем трезвости
Мария Городова
Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи, которое верующие вспоминают 11 сентября, столетиями притягивало лучших живописцев. Еще бы! Чувственная пляска соблазнительной Саломеи, разгоряченные гости правителя Ирода, в возбуждении вскакивающие с мест, где возлежали во время пиршества, сам властитель Ирод Антипа, в угаре рвущийся к падчерице: «Проси, что хочешь! Хоть полцарства!» И голова пророка на блюде — странное желание юной танцовщицы, высказанное по наущению матери, Иродиады, злорадно торжествующей за кадром жуткого сюжета. Несправедливая смерть праведника, никогда не призывавшего к насилию, только к покаянию.
Пророка Иоанна называют Предтечей, то есть предшественником Иисуса Христа, его миссия была в том, чтобы узнать Христа, Сына Божьего, среди тысячи других и возвестить миру о Его пришествии. Евангелие называет пророка Иоанна гласом Божьим, предуготовляющим людей к встрече со Христом. Именно пророк крестил Иисуса — Церковь отмечает это событие 19 января как праздник Крещения Господня, — поэтому Предтечу называют еще Иоанн Креститель.
Верующие высоко чтут величайшего из пророков, не побоявшегося обличать сильных мира сего. О том, почему день в память о мученической смерти святого называют праздником, по какой причине в дореволюционной России «на Усекновение главы» закрывали винные лавки, мы поговорим позже. Сначала про само событие.
Что же мы знаем о жизни величайшего из людей? Иоанн Предтеча родился за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии. Мать Иоанна Елизавета и Мать Иисуса приходились друг другу родственницами. Родители Иоанна были старыми, когда Господь послал им сына. По милости Божьей ребенок избежал смерти среди тысяч детей Вифлеема и его окрестностей во время избиения младенцев, устроенного по приказу Ирода I Великого — отца того самого Ирода Антипы, который почти через тридцать лет повелит отсечь голову пророку. Родители Иоанна умерли, когда он был маленьким, и, скорее всего, Предтеча воспитывался в одной из религиозных общин в пустыне. Известно, что пророк носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, питался диким медом и акридами (вид саранчи), много молился. Когда Иоанну исполнилось тридцать, Господь призвал его к пророческому служению. Иоанн стал «гласом вопиющего в пустыне». Здесь пустыня — это сердца человеческие, и главная задача Иоанна Крестителя была подготовить людей к принятию Спасителя, призвав их к покаянию, указать, Кто Он. Иоанн Предтеча проповедовал, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Во время одной из таких проповедей на реке Иордан Иоанн Предтеча и встретил Иисуса, по наитию Святого Духа узнал в Нем грядущего Спасителя и крестил Его.
Крещением Иисуса в реке Иордан пророк Иоанн завершил главное предназначение своей жизни. С этого момента он начинает бесстрашно обличать людские пороки, не делая разницы между тем, простой это человек или власть имущий. Нет, пророк Иоанн не был революционером, он не поддерживал экстремистские настроения тех, кто искал вожака, готового поднять бунт против ненавистных римских властей Иудеи. Он призывал не к внешним подвигам, а к внутренним победам — над своим грехом, своей несвободой ему. Как пишет историк Иосиф Флавий, Иоанн учил иудеев «вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными в отношении к Предвечному». Вопрошающим, что делать, Иоанн отвечал: «У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть поступит так же». Вслед за древними пророками Предтеча не отделял веры от милосердия, он не требовал от солдат, чтобы те бросали службу: «Никогда не насилуйте, не вымогайте, не делайте доносов и довольствуйтесь своим жалованьем». Даже презираемым мытарям, сборщикам налогов, он не запрещал заниматься своим делом, лишь бы они остерегались «взыскивать больше положенного». Праведность Иоанна вызывала уважение даже у тех, кого он обличал. Евангелие сообщает, что Ирод Антипа охотно слушал пророка.
Римскому правителю было в чем каяться. Человек не столь алчный и жестокий, как его начальники император Тиберий и прокуратор Понтий Пилат — историки считают, что образ, созданный Булгаковым, слишком идеализирован, — Ирод был и вменяемым, и осторожным. Раб более понятных удовольствий, он любил застолье, беседы, зажигательные танцы. Была у него еще одна слабость по имени Иродиада. Святой Иоанн Златоуст считает, что именно боязнь потерять обольстительницу и стала причиной того, что отнюдь не кровожадный и даже по-своему симпатизирующий пророку, Ирод отдает приказ отсечь Иоанну голову. Приказ, который потом его мучил, не давая спокойно спать.
С Иродиадой другая песня. Иродиада считала, что ей не повезло: законным супругом тщеславной распутницы был лишенный наследства сын Ирода I Великого Ирод Филипп, приходящийся ей дядей. Статус мужа не устраивал любодейку, и в один из приездов к Филиппу его родного брата Ирода Антипы Иродиада его соблазнила. Видя коварство Иродиады, законная жена Антипы, дочь царя Набатеи Ареты IV, бежала к отцу, а Иродиада воцарилась во дворце Ирода Антипы. В глазах иудеев это было мерзостью, но только Иоанн Креститель решился прямо обличить кровосмешение. Предтеча не переставал упрекать Ирода и после того, как тот заточил его в крепость. Чувствуя благосклонность Ирода к пророку, Иродиада искала повода разделаться с Иоанном. Говорят, когда Саломея принесла на блюде своей матери долгожданный подарок — голову святого, Иродиада в злобе исколола язык пророка иглами — так, наверное, колола ее правда обличительных слов…
Суд Божий совершился над всеми участниками трагедии — Иродом, Иродиадой, Саломеей — еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку, провалилась под лед. Который сдавил ее так, что тело висело в воде, а голова находилась надо льдом. Течение реки было сильным, и подобно тому, как Саломея некогда плясала ногами по земле, теперь она, уже мертвая, словно в безумном танце, производила пугающие движения в холодной воде. Так красавица висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею. Труп Саломеи не нашли, Ироду с Иродиадой принесли только голову несчастной. Позже погибли и эти двое — во время землетрясения они были поглощены разверзшейся землей.
О чем эта евангельская история? О том, что в ограниченном отрезке времени зло может не просто одержать победу, но и нагло восторжествовать, попирая все человеческие и Божьи нормы, законы. Но стоит раздвинуть временные рамки, даже не до границ этого мира, а так, чтобы просто появилась временная перспектива, и мы увидим, как всеобъемлющий духовный закон, сформулированный Божьими заповедями, работает. Мельница Господа мелет медленно, но верно.
Так почему день, когда вспоминают мученическую смерть пророка, — праздник? Во-первых, днем памяти святых в Церкви всегда становится день их смерти, то есть день рождения в вечность. Во-вторых, праздновать — значит «оставаться без дела». Но быть праздным, то есть не выполнять обычные дела, можно не только, когда душу захлестнула радость, но и в момент, когда руки опустились от горя и ужаса. Именно таков день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В знак траура, отдавая дань аскетизму и трезвости мысли, чувств святого, понимая, что невоздержанность Ирода стала причиной смерти пророка, было принято в этот день не только поститься, но и отказываться от вина. А в храмах на праздник звучат молебны, в которых просят Бога даровать нам трезвость — физическую и духовную.
Пишите на адрес редакции или [email protected]
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №198(7661)
Поделиться
РелигияПравославный календарь с Марией Городовой
Жадный Определение и значение | Британский словарь
жадный /ˈgriːdi/ прилагательное
жадный; самый жадный
жадный
/ˈgriːdi/
прилагательное
жадный; самый жадный
Британский словарь определения жадности
1:
иметь или показывать эгоистичное желание иметь что-то еще (например, деньги или еду)
:
жадность
Он был безжалостным и жадина бизнесмен.
Не надо жадных брать — на всех хватит.
Он винит во всех своих проблемах жадных юристов.
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— часто + на
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
2
:
очень хочется чего-нибудь
— + для
Он был жадным до повышения.
Компания жадна до рекламы.
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— жадно
/ˈgriːdəli/ наречиеОна жадно настаивала на особых льготах на работе.
есть и пить жадно
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— жадность
/ˈgriːdinəs/ существительное [несчет][+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
Что такое жадность?
Майкл Дуглас в роли Гордона Гекко в «Уолл-Стрит». Предоставлено компанией 20th Century Fox.
Дело в том, дамы и господа, что жадность — за неимением лучшего слова — это хорошо. Жадность права. Жадность работает. Жадность проясняет, прорезает и улавливает сущность эволюционного духа. Жадность во всех ее формах — жадность к жизни, к деньгам, к любви, к знаниям — ознаменовала подъем человечества.
– Гордон Гекко, 9 лет.0033 Уолл Стрит (1987)
Разглагольствования Гордона Гекко о достоинствах жадности в фильме Оливера Стоуна 1987 года « Уолл-стрит, » стали культовым пробным камнем в нашем культурном образе бизнеса.
За последние 30 лет средства массовой информации много сделали для продвижения идеи о том, что основными качествами системы свободного рынка являются поощрение жадности и предоставление недобросовестным бизнесменам средства набивать свои карманы за счет других.
Конечно, было много не выдуманных событий, поддерживающих этот стереотип:
- Обвинение и осуждение биржевого трейдера Мишеля Милкена по 98 пунктам обвинения в рэкете и мошенничестве с ценными бумагами в 1989 году.
- Банкротство и скандал вокруг энергетического гиганта Enron Corporation в 2001 году.
- Кризис субстандартного ипотечного кредитования в США, который привел к финансовому кризису конца 2000-х годов.
В отличие от Гордона Гекко, жадность нехороша. Это чрезвычайно разрушительно.
Прежде чем мы углубимся в вопрос о жадности и рынке, важно дать определение жадности.
Общие определения жадности
Словарь Вебстера определяет жадность как эгоистичное и чрезмерное желание чего-то большего, чем необходимо. WordNet, проект Принстонского университета, определяет жадность как «чрезмерное желание приобрести или иметь больше, чем нужно или заслуживает».
Хотя большинство людей, в том числе многие христиане, принимают это определение, где мы проводим черту относительно «большего, чем необходимо» или чего я «заслуживаю»? Жадно ли ездить на «Мерседесе», когда менее дорогой автомобиль может с таким же успехом доставить меня к месту назначения?
Этот тип мышления привел некоторых христианских ученых к предположению, что один процент самых богатых людей в Соединенных Штатах жаден, потому что, по любому определению, у них всего больше, чем необходимо.
Это релятивистское определение жадности. Кто решает не только то, что нужно, но и когда у кого-то более чем достаточно? Как мы узнаем, когда слишком много слишком много? Кто решает, что человеку нужно и что он заслуживает? Эти определения не ясны по этим вопросам.
К счастью, у нас, христиан, есть лучший источник, чем Словарь Вебстера , который поможет нам понять проблему жадности.
В Библии много говорится о жадности, и ее определение отличается от того, которое используется в большинстве современных культур.
К библейскому определению жадности
Греческое слово pleonexia, происходящее от греческого πλεονεξια , чаще всего в Новом Завете переводится как жадность или алчность (см. Колоссянам 3:1–11; от Луки 12:13–21; 1 Фессалоникийцам 2:5; 2 Петра 2:3).
Библейский комментатор Джон Ритенбо описывает это как «безжалостное своекорыстие и высокомерное предположение, что другие и вещи существуют для собственной выгоды». Это слово также встречается в трудах Платона и Аристотеля и строго определяется как «ненасытное желание иметь то, что по праву принадлежит другим».
Греческий исследователь Нового Завета Уильям Барклай описывает плеонексию как «проклятую любовь к обладанию», которая «будет преследовать свои собственные интересы с полным пренебрежением к правам других и даже к соображениям обычного человечества». Он называет это агрессивным пороком, действующим в трех сферах жизни:
- В материальной сфере это означает «цепляться за деньги и добро, невзирая на честь и честность».
- В этической сфере это «честолюбие, которое попирает других, чтобы получить что-то, что не предназначено для этого».
- В моральной сфере это «необузданная похоть, которая находит удовольствие там, где не имеет права».
Отсутствующий компонент
Через эти библейские определения проходит важная нить, которая отсутствует в типичных определениях жадности. Это идея о том, что жадность способствует захвату чего-то, что не принадлежит нам по праву. Нынешнее релятивистское определение жадности в нашей культуре не касается этого компонента.
В нашей постмодернистской культуре, где концепции правильного, неправильного и абсолютной истины переживают тяжелые времена, легко понять, почему даже в христианских кругах мы неуместно изменили определение жадности, чтобы устранить все, что связано с объективной моральной истиной. .
Тем не менее, как христиане, мы призваны к гораздо более высоким стандартам. В Священном Писании нам дан моральный кодекс, по которому мы призваны жить во всех сферах нашей жизни.
Существует много недоразумений относительно понятия жадности, бизнеса и той роли, которую мы призваны играть как христиане на рабочем месте. У нас будет больше, чтобы сказать об этой теме в будущих сообщениях.
Что вы думаете? Каково определение жадности? Оставляйте свои комментарии здесь.
Твиттер Фейсбук LinkedIn Электронная почта Подписаться Печать
Хью Велчел
Хью Велчел — старший научный сотрудник и основатель Института веры, труда и экономики, автор книги «Как же нам работать?» Новое открытие библейского учения о работе .