Стереотип — это… Что такое Стереотип?
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёрдый, объёмный[1] + τύπος — отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы.
В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.
Западная традиция (У. Липпман)
Обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык
Экономия усилий
Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.
Разметка мира
Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.
Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.
Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.
Стереотипы и предрассудки
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 19 мая 2011. |
В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.
В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[3], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Гадамера Г. Г. «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков и показано, что предрассудки бывают и позитивными).
Динамика стереотипов
Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.
Половые стереотипы
Половые стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о половой специфике социальных ролей.
Советская традиция
Схема стереотипаВ 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.
Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула
Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.
На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».
Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.
Примечания
Литература
См. также
что это такое и чем они плохи?
На протяжении жизни мы накапливаем множество стереотипов. Сначала они мешают нам учиться, потом – завязывать отношения, работать, общаться. Поэтому отношение к понятию часто бывает негативным. Но кто выдумал эти шаблоны мышления? Зачем они нужны, если они не оставляют нам свободы действий? И как научиться распознавать свои стереотипы? В одной статье рассказать обо всех шаблонах мышления не получится. Но можно поговорить о самых популярных.
Что такое стереотип?
Стереотип — это шаблонное мнение о человеке, явлении, социальной группе или событии. Шаблоны мышления – результат эволюции. Они есть у всех людей, поэтому лучше принимать их как данность. В нашем мозге заложен определенный лимит познания, внимания, творческого размышления. Чтобы экономить энергию мозг упрощает картину мира, делает ее более понятной.
Стереотипы — это установленные в нашем мозге автоматизированные программы, которые аккумулируют генетический и приобретенный опыт. То есть наша генетика – это некий фундамент для шаблонов мышления. Но сами стереотипы не являются чем-то врожденным. Они возникают из информации, которую дают нам родители и окружение.
Нашим пращурам шаблоны мышления помогали не только жить, но и выживать. Когда к мохнатому предку приближался враг, ему некогда было философствовать: бежать или поразмышлять. Кто побежал – выжил, философы были съедены. Так что исторически деление по цвету кожи, религии, полу, способу общения было полностью оправдано. Многие люди и сегодня остаются консерваторами: чтят старые традиции, не признают чужаков и учат всему этому детей.
Наша жизнь меняется так быстро, что стереотипы, которые мы переняли у наших предков, перестают нас защищать. Иногда предубеждения завладевают нами настолько, что приобретают негативную окраску и заметно искажают реальность.
Пройти тест на характер человека
Примеры стереотипов:
- Женщины мечтают о любви, а мужчины хотят только секса.
- Женщины любят только богатых/мужчины любят длинноногих блондинок.
- Все богатеи – воры.
- Заработать много денег честным трудом невозможно.
- Бьет – значит любит.
- Самое дорогое – самое качественное.
Но есть и хорошая новость: стереотипы не являются чем-то постоянным, они могут разрушаться. Например, после переезда в другую страну, рассеиваются многие культурные, этнические или расовые предубеждения. Многие, но не все.
История понятия «стереотип».
Слово стереотип произошло от двух греческих слов: «твердый» и «удар». В переводе значит «след от удара» или «твердый отпечаток». Впервые было использовано в 1796 году в типографском деле, где стереотипом называли монолитную печатную форму или клише, с помощью которой можно было печатать страницу целиком. В метафорическом смысле стереотип – это зафиксированный вариант чего-либо, сложившийся стандарт.
В 1922 году американский писатель, журналист Уолтер Липпман (1889-1974) ввел термин «социальный стереотип» – эмоционально окрашенный, устойчивый образ группы, который переносится на всех ее представителей. В такой модели беспорядочный, многообразный мир представляется четким и разделенным на категории. Такое своеобразное «расчленение» общества – это защитный механизм, без которого людям было трудно сосуществовать.
У. Липпман описал четыре свойства шаблонного мышления:
- Упрощение реальности. Предубеждения описывают окружающий мир двумя-тремя словами (например: все мужики – козлы/ все бабы – стервы).
- Ложное утверждение. У каждого народа или нации есть исторически сложившиеся шаблоны относительно чужой культуры, представителей других народов. Например, англичан многие представляют аристократичными снобами, а индусов – худыми йогами в позе лотоса. Но англичанин или индус не обязан соответствовать нашим представлениям о нем.
- Воплощение чужого жизненного опыта. Когда мы взрослеем, мы впитываем чужие стереотипы, не подвергая их переосмыслению, критике.
- Неизменность. Предубеждения сильнее реальности. Если женщина убеждена, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок», она будет кормить каждого знакомого. И если встретит равнодушного к еде мужчину, решит, что это был единственный в мире мужчина, который не любит поесть.
Позже благодаря работам американского философа Хилари Патнэма (1926-2016) стереотип активно изучается в лингвистике. Патнэм развивал гипотезу разделения языкового труда, согласно которой в каждом трудовом коллективе формируются термины, определения и языковые обороты, понятные только членам этой группы. Например, на своем особом языке говорят программисты, врачи, юристы. Причем они используют не только терминологию, но и свои профессиональные анекдоты, шутки.
Стереотипизация многопланова. Она проявляется в разных сферах деятельности человека и изучается многими науками: социологией, политологией, культурологией, этнографией, психологией, лингвистикой, когнитивистикой. Жесткие шаблоны мышления порождают предрассудки к людям с особыми потребностями, с разным цветом кожи, к представителям сексуальных меньшинств или религиозных конфессий. Они активно обсуждаются и осуждаются в обществе. С предубеждениями воюют феминистки, политические и общественные деятели, международные организации ООН и ЮНЕСКО.
Но существуют шаблоны восприятия, которые являются частью нас самих. Они срастаются с нами настолько, что мы даже не догадываемся об их существовании. Бороться со своими стереотипами приходится самостоятельно.
Пройти тест на тип восприятия
5 стереотипов, которые мешают нам жить.
Негативная сторона стереотипов – предрассудки. Когда мы предвзято смотрим на окружающих, часто действуем несправедливо или вредим сами себе, своему будущему.
Этностереотипы.
Этностереотипы – это шаблонные представлениях о своем и других народах. Они существовали всегда и продолжают существовать. В большинстве случаев этностереотипы вредят взаимопониманию и приводят к нерадостным последствиям. Но если предубеждения против «чужаков» признаются нормой, они становятся благодатной почвой для расизма, терроризма, крайнего национализма, дискриминации. Если задать себе вопрос о жителях других стран, воображение сразу рисует образ «типичного» представителя:
- «Типичный американец»: дружелюбный, трудолюбивый, самоуверенный, вечно спешащий.
- «Типичный китаец»: низкорослый, бесцеремонный, шумный, жующий один только рис.
- «Типичный англичанин»: сдержанный, пренебрежительный, держащий чашку чая в одно руке, тарелку овсянки в другой.
- «Типичный француз»: самодовольный, модный, любвеобильный, любящий поедать улиток и лягушек.
Мы смеемся с анекдотов про чукчей или армянское радио, любим пошутить о неторопливости финнов или скупости евреев. Разумеется, этностереотипам, на которых строятся анекдоты, можно не придавать особого значения. Но повседневные стереотипы о представителях других культур в первую очередь вредят нам самим. Этнические предрассудки можно сравнить с шорами, которые сужают наш кругозор, мешают знакомиться, влюбляться, общаться, наслаждаться культурой других стран.
Гендер или пол.
Гендерные стереотипы – это устоявшиеся искаженные представления о женских и мужских образах. Представления о мужчинах и женщинах формировались на протяжении всей истории, начиная со времен мужчин-охотников и женщин-хранительниц домашних традиций. Дополнительных штрихов к портрету добавили античные мифы, романтические баллады. В XXI веке гендерные роли изменились, но мифы о «Альфа-самце» и «Нежной нимфе» все так же популярны. Перечислим те самые, набившие оскомину:
- Мужики не плачут.
- Роль женщины 3К: киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь).
- Все блондинки – глупые.
- Домашняя работа для мужика – позор.
Звучит бредово, правда? Но именно на этом воспитывались многие из нас. Такое шаблонное мышление действует как увеличительное стекло, которое еще больше подчеркивает различия между мужчиной и женщиной. Зато если не противопоставлять мужское женскому, отношения станут более интересными, красочными и разноплановыми.
Отношения и семейная жизнь.
В наши головы с детства вкладывают шаблоны об идеальных отношениях. Большинство информации мы получаем от родителей, но свои коррективы вносят книги и рассказы окружающих «о том, как надо». Часто юноши и девушки завязывают отношения и вступают в брак, надев розовые очки. Главное правило прочных отношений звучит так: никто не знает, как будет лучше именно для вас. Но есть несколько популярных шаблонов, которые наверняка приведут к неприятностям и усложнят жизнь:
- Он изменится после свадьбы.
- Своего человека я узнаю с первого взгляда.
- Настоящая любовь – это всегда праздник.
- В отношениях не должно быть обязательств.
- Противоположности притягиваются.
Иногда отношения рушатся из-за ерунды и время спустя мы вздыхаем: «почему я позволил(ла) своим предубеждениям мной руководить». Шаблоны часто помогают нам в разных жизненных ситуациях, но в основном – мешают. Ведь культурные и гендерные коды постоянно меняются. То, что было нормой для наших родителей, уже не всегда применимо в нашей жизни.
Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель
Реклама.
В 2012 году законом запретили рекламу лекарств «людьми в белых халатах». Потому что людям, напоминающим докторов, мы доверяем безотговорочно. Легче было ввести запрет на законодательном уровне, Чем попытаться развенчать этот стереотип. Стереотипы потребителей – это, как правило, общепринятые предубеждения. Это могут быть образы, люди, фразы, интерьеры. Используя свои стереотипы, мы сами «дорисовываем» недостающее и начинаем верить:
- В то, что ежики носят на спине спелые яблоки прямо на завод (хотя ежи поедают жуков и червей).
- В то, что вкусную сметану и кефир готовит бабушка в глиняном горшочке (типичный стереотип деревенской жизни).
- В то, что наручные часы носят преуспевающие бизнесмены или искусные соблазнители, привлекающие женщин (использование гендерного стереотипа).
- В то, что советам пожилой женщины можно доверять (знаменитая тетя Ася и бабушка мистера Пропера).
Стереотипы в рекламе – массовое явление. Их используют небольшие компании и крупные бренды. При разработке рекламы подключают психологов, поэтому мы регулярно попадаемся на новые уловки или манипуляции. Противостоять такому напору сложно, но реально. Стоит подключить здравый смысл и исходить из своих потребностей, а не из обещаний.
Питание и ЗОЖ.
Здоровый образ жизни сегодня в моде. И это прекрасно. Но кроме пропаганды правильного питания и спорта нам предлагают очередные стереотипы, в которые мы охотно верим. Еще недавно популярно было мнение о «широкой кости», которая не дает похудеть. Потом в почете были белковые или безуглеводные диеты, без которых сбросить вес было немыслимо. На волне современного энтузиазма мы покупаем беговые кроссовки и мультиварку, но почему-то снова не худеем. Возможно, в этом виновны наши предубеждения:
- Похудение невозможно без клизмы.
- Чем меньше ешь, тем быстрее похудеешь.
- Можно похудеть, если не есть после 6 часов вечера.
- Экзотические фрукты и овощи лучше, чем родные.
- Самые полезные продукты – обезжиренные.
Иногда мы сами себя обманываем и верим только тому, чему хотим верить. Но чаще – попадаемся на рекламные уловки или обещания мгновенного похудения. Но, прежде чем закупать диетическую газировку или соевое молоко, стоит подключить здравый смысл и интуицию. Ведь стереотипы относительно здорового образа жизни могут стоить нам слишком дорого. Здоровые продукты оказываются не такими уж здоровыми, хотя стоят в разы дороже аналогов.
Выводы:
- С точки зрения психологии стереотип – это мыслительный робот, который сортирует информацию, поступающую в наш мозг.
- Стереотипы – это хорошо. Они экономят мыслительную энергию, помогают нам мгновенно реагировать на происходящее.
- Стереотипы – это плохо. Они ограничивают наши возможности, делают действительность более примитивной.
- Со стереотипами жизнь спокойнее, а без них – интереснее.
- Шаблоны мышления – не врожденные. Они могут меняться под действием обстоятельств или с усилием воли.
- Негативная сторона стереотипов – предрассудки, которые усложняют нашу жизнь.
- Шаблоны мышления не учитывают индивидуальных различий между людьми, поэтому могут стать причиной социального расслоения или дискриминации.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Стереотипизация — Википедия
Стереотипизация (от «стереотип») — восприятие, классификация и оценка объектов, событий, индивидов путём распространения на них характеристик какой-либо социальной группы или социальных явлений на основе определенных представлений, выработанных стереотипов[1]. Если основываться на общепсихологических механизмах, стереотипизация является сложным социально-психологическим явлением, которое выполняет такие функции, как: поддерживание идентификации личности, группы или явления, оправдание их возможных негативных или объяснение позитивных установок и пр[2].
Несмотря на то, что термин стереотип появился только в 20 веке, сегодня он широко используется в повседневной жизни. Как правило, когда мы называем что-то стереотипом или чье-то поведение попадает под стереотипы, то мы придаем этому негативный оттенок. По большей части стереотипы имеют негативное значение[3].
Раньше психологи считали, что стереотипами пользуются только нетерпимые люди. Однако, сегодняшнее изучение невольного, бессознательного предубеждения раскрывает правду, что мы на постоянной основе используем стереотипы, сами не зная об этом[4].
В ходе исследований нейробиологи выяснили, что миндалевидное тело в структуре медиальной височной доли играет главную роль в возбуждении, внимательности и вызывает реакцию «бей или беги», таким образом человек реагирует на социальные угрозы так же, как и на физические. Бессознательное предубеждение — это защитная реакция[5].
В 1969 году английский психолог Генри Тэджфел публикует работу под названием «Когнитивные аспекты предрассудков», где описано, что формирование предрассудков не может быть полностью понятно без учета их когнитивных аспектов. Тэджфел утверждал, что формирование стереотипов является следствием социальной категоризации. Категоризация оказывает влияние на то, как человек воспринимает и оценивает других людей. По Тэджфелу, «стереотипизация является следствием весьма адаптивного, эффективного процесса категоризации»[6].
Стереотип это когнитивный компонент социальной предвзятости, что характерно для эссенциализма. Этот процесс включает в себя кодирование и хранение стереотипных понятий и их применение в суждениях и поведении. Таким образом, он использует другую нейронную сеть и задействует структуры в коре головного мозга, которые отвечают за семантическую память и сознательное мышление[5].
Все это отражает идею, описанную в книге психолога Даниэля Канемана «Думай медленно… решай быстро». Он утверждает, что у человека есть два мышления: без усилий, контроля, быстрое и интуитивное (Система 1) и требующее концентрации и внимания (Система 2). Система 1 работает автоматически, спешит, поэтому склонна к ошибкам. Система 2 формулирует суждения и делает выбор. «Хотя Система 2 и считает себя главным действующим лицом, в действительности герой этой книги — автоматически реагирующая Система 1». Система 2 часто одобряет и рационализирует выборы Системы 1[5][7].
Таким образом, хотя предрассудки и стереотипы заложены в значительной степени в различных нейронных системах, примерно сопоставимых с Системой 1 и Системой 2, они действуют согласно с их эффектами, соединяющимися в познании и поведении, что означает, что неосознанная предвзятость может сбить мышление высшего порядка[5].
Стереотипизация, как правило, считается отрицательным понятием во многих культурах, однако для Даниэля Канемана оно нейтральное, поскольку Системе 1 присуще «представление категорий в виде норм и прототипов». В обществе такие представления называют стереотипами. Даже при том, что стереотипы часто бывают ошибочными и могут привести к негативным последствиям, это человеческая психология, которую не изменить и от которой не уйти[8].
Влияние стереотипов на восприятие общества значительно. Стереотипизация отвечает за:
- внимание человека к определенным аспектам доступной информации
- окраску интерпретации этой информации
- вид, в котором информация сохраняется в памяти
- создание суждений
- создание гипотез, основываясь на которых человек будет обрабатывать новую информацию
- выявление у определенных лиц того самого поведения, которое подтверждает предвзятые ожидания воспринимающего
В большей степени влияние стереотипов заключается в увековечении былых убеждений и предрассудков: статус-кво усиливается за счет того, что люди, обрабатывающие информацию, полагаются на стереотипы как на удобный способ организации информации о социальном мире[9].
Для создания цивилизованного общества требуется отступление от создания стереотипов, именно по этой причине существуют социальные нормы против стереотипизации. Однако стоит помнить, что пренебрежение обоснованными стереотипами влечет за собой неоптимальные оценки. И даже не смотря на то, что стереотипизацию стоит избегать для улучшения общества, бессмысленно отрицать её существование[8].
Гендерная стереотипизация
В СМИ женщины становятся предметом обсуждения. Женщину описывают по ее внешним данным, а мужчину по его успехам в работе. Как высказался Джон Бёрджер в 1972 году:
«Мужчины действуют, а женщины показываются.»
Оригинальный текст (англ.)
«Men act, and women appear.»
Мужчины чаще, чем женщины, особенно в средствах массовой информации, находятся в центре внимания, доля присутствия женщин в СМИ в последние несколько лет во всем мире не увеличивается. Кроме того, очевидно, что манера репрезентации близко соответствует стереотипному образу: мужчина как естественный руководитель и эксперт, женщина как домашний, подчиненный тип[10].
Стереотипы, связанные с религиозной принадлежностью
Террористические нападения 11 сентября 2001 года изменили то, как в средствах массовой информации стали изображаться мусульмане. До террористических нападений Ислам не воспринимался как угроза обществу, однако после атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке культурные верования, обычаи и традиции мусульман постоянно подвергались сомнению.[11]
В голландских средствах массовой информации мусульмане постоянно подвергаются критике, в результате чего практика ношения платков рассматривается как угнетение женщин, что вызывает новую волну стереотипов в средствах массовой информации, в результате чего Ислам воспринимается как женоненавистническая — так можно сказать религия. Стереотипизация, направленная на мусульман, привела к социальным беспорядкам и расколу в обществе[12].
- ↑ Энциклопедический словарь по психологии и педагогике: 2013
- ↑ Головин, С. Ю. Словарь практического психолога: М.:АСТ, 1998.
- ↑ Lawrence Blum Stereotypes And Stereotyping: A Moral Analysis.Philosophical Papers: 2004. pp.251-252.
- ↑ Annie Murphy Paul «Where Bias Begins: The Truth About Stereotypes»
- ↑ 1 2 3 4 Chris Bergonzi «Understanding Bias and the Brain»
- ↑ Нельсон, Тодд. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и предубеждения. — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 384 с. — ISBN 5-93878-013-6.
- ↑ Канеман, Даниэль. Думай медленно… решай быстро: [перевод с английского]/Даниэль Канеман. М.:АСТ, 2015. Стр.31-32.
- ↑ 1 2 Канеман, Даниэль. Думай медленно… решай быстро: [перевод с английского]/Даниэль Канеман. М.:АСТ, 2015. Стр.222-223.
- ↑ John F Dovidio «On the nature of prejudice : fifty years after Allport»: p.210.
- ↑ WOMEN INC Research on Stereotyping in the media (недоступная ссылка)
- ↑ источник?
- ↑ Sarah Asmelash, Jasmijn Remmers, Tiffany Vang Mass Media: The Construction of Ethnic Stereotypes
- Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Словарь практического психолога. — М.: АСТ, С. Ю. Головин. 1998.
- Blum, L. (2004). Stereotypes And Stereotyping: A Moral Analysis. Philosophical Papers, 33(3), pp. 251—252.
- Annie Murphy Paul «Where Bias Begins: The Truth About Stereotypes».
- Chris Bergonzi «Understanding Bias and the Brain».
- Даниэль Канеман «Думай медленно… решай быстро» стр.31-32, стр. 222—223.
Зачем нам нужны стереотипы?
Недавно у меня заглохла машина. Посреди перекрестка, в половине второго ночи, в одном из спальных районов, под проливным дождем. Пять или шесть проехавших автомобилей никак не отреагировали на мои мольбы о помощи. И я уже прикидывал, во сколько обойдется вызов эвакуатора, когда рядом притормозили видавшие виды жигули.
«Что случилось, дорогой?» — поинтересовался грузный кавказец с водительского сидения. Я объяснил. «Да-а, — протянул он. — Плохо дело. До дома тебе далеко?» «Очень», — честно ответил я. Кавказец вздохнул и сказал: «Слушай, ты подожди десять минут, я жену отвезу и приеду, да?» И уехал. Конечно, я вызвал эвакуатор, но ровно через десять минут около меня остановились те же жигули, и водитель выбрался под дождь, держа в руках буксировочный трос. «Поехали, да?» — сказал он, как сказал бы, наверное, Юрий Гагарин, случись ему родиться на Кавказе. И мы поехали.
Он отбуксировал меня до дома по скользкой дороге на другой конец города. Пожал руку и возмутился, когда я попытался дать ему хоть каких-то денег: «Зачем обижаешь, дорогой? Если друг другу не помочь, как жить будем, да?» И пока я стоял с открытым ртом, мой спаситель неожиданно проворно запрыгнул в машину и был таков. Больше всего меня потрясла даже не бескорыстная помощь незнакомого человека, а моя реакция. Я со стыдом признался себе, что именно от кавказца ожидал такого поступка меньше всего. Но почему? Я-то был абсолютно уверен, что свободен от подобных стереотипов.
Кто придумал стереотипы
Само слово «стереотип» придумал в 1920-х годах американский журналист Уолтер Липпман. Точнее — позаимствовал у полиграфистов, которые обозначают им готовую печатную форму, позволяющую воспроизводить текст множество раз. Липпман считал, что стереотипы обладают четырьмя главными свойствами: они упрощают реальность, они ложны, они усваиваются извне, а не вырабатываются самим человеком, они очень живучи. Об этом он написал в книге «Общественное мнение».
С тех пор представления психологов о стереотипах изменились, как и способы их оценки. Желание узнать степень собственной предвзятости привело меня на сайт Гарвардского университета (США), где можно пройти тесты имплицитных (скрытых, неявных) ассоциаций, в том числе на русском языке. Мне предложили максимально быстро выполнить несложные задания, группируя изображения разных людей со словами, описывающими базовые понятия: «хорошо-плохо», «радость-печаль».
Скорость реакции позволяет судить о существующих стереотипах и степени их выраженности. Результаты теста лишь подтвердили мое неприятное открытие. «Вы автоматически отдаете предпочтение людям со светлым цветом кожи», — бесстрастно сообщил мне компьютер.
Насколько устойчивы стереотипы
«Если мы постоянно сталкиваемся с противоречащей им информацией, они разрушаются. — комментирует социальный психолог Акоп Назаретян. — Но иногда стереотип может перевернуться на 180 градусов. Скажем, мое поколение считало, что все чернокожие — милейшие люди. Но в 1957 году в Москве прошел Фестиваль молодежи и студентов. На него приехало множество чернокожих: носителей совсем другой культуры, других ценностей. Они были разными. Но какой вывод сделали многие мои сверстники? «Да дикие они все, и правильно их там давят!» Стереотип перевернулся… Стереотипное мышление есть у всех,но у одних оно периферийное, а у других — доминирующее. В последнем случае расстаться со стереотипами очень сложно».
Функции стереотипов
«Не думаю, что вам стоит сильно переживать из-за результатов теста, — успокоил меня социальный психолог Акоп Назаретян. — Стереотипы свойственны каждому, и надо принять это как данность. Больше того, изначально стереотипы позволяли людям экономить умственные усилия, а их отсутствие могло бы представлять серьезную опасность. Исторически деление на своих и чужих по принадлежности к одному племени, цвету кожи, языку или исповедуемой религии было абсолютно необходимо. Стереотипы позволяли автоматически воспринимать не-своих как источник угрозы –и на протяжении многих веков так оно чаще всего и было. Поэтому расстраиваться, что у нас есть стереотипы,совершенно бессмысленно».
По словам психолога, стереотипы, подобно роботам, осуществляют самую примитивную сортировку информации, которая непрерывно поступает в наш мозг: круглые детали влево, квадратные вправо. Светлокожих к своим, темнокожих к чужим — или наоборот. «Стереотипам просто не повезло, — уточняет психолог Галина Солдатова. — Липпман изначально говорил об общественном сознании, в частности о стереотипном восприятии людей других национальностей. Поэтому слово сразу приобрело негативную окраску.
Иногда предубеждения и стереотипы действуют как самосбывающееся пророчество
Но стереотипы — это еще и наша способность категоризировать мир. Например, мы входим в комнату и видим стул. Мы сразу понимаем, что это — стул, а на стульях сидят. Нам не приходится ломать голову, что это за вещь и для чего она нужна».
Но если в случае со стулом наши «роботы» действуют безотказно, то программа деления мира на своих и чужих, похоже,сильно устарела. Ведь сегодня от национальных стереотипов нет никакой пользы. Или все-таки есть? «На этот вопрос трудно ответить однозначно, — говорит Акоп Назаретян. — В Израиле, например, есть некоторое количество религиозных фанатиков, способных разбить машину соседа за то, что тот завел ее в субботу. 90% жителей страны относятся к ним с антипатией. Но все понимают, что именно благодаря им существует государство Израиль.
Благодаря этим фанатикам, то есть самым убежденным и непримиримым носителям национальных и религиозных стереотипов. Это верно для любой общности людей: когда исчезают носители радикальных убеждений, общность неминуемо растворяется. Но возможно, что к середине нашего века многие привычные нам общности просто исчезнут — тогда сами собой отомрут и связанные с ними стереотипы».
Когда стереотипы становятся негативными
Возможно, так все и случится, но пока мы на каждом шагу сталкиваемся с предрассудками — а это уже негативная сторона стереотипов. Объявления типа «Молодая русская пара снимет квартиру» появляются время от времени у любого подъезда: арендаторам прекрасно известно, что сдавать квартиру «инородцам» многие не захотят.
И так обстоит дело совсем не только с национальными стереотипами. Социологи показывали сотрудникам кадровых агентств подборку фотографий новобранцев американской военной школы West Point и просили предположить, кто из них сделал впоследствии хорошую военную карьеру, а для кого в армии не было будущего. Большинство справлялись с заданием за несколько секунд и давали абсолютно одинаковые ответы.
Путь к генеральским погонам открывали, по их мнению, квадратный подбородок и относительно низкий лоб. Но самое удивительное другое — реальная карьера этих мужчин сложилась именно так, как подсказывают стереотипы. Похоже, что наши предубеждения действуют как самосбывающееся пророчество: на основе того, что подсказывают черты лица, мы создаем для людей благоприятные или,наоборот, неблагоприятные условия.
Российские данные говорят уже не о предубеждениях, а о дискриминации. Анализ опубликованных объявлений о вакансиях показал: около 60% из них содержат требования к полу,возрасту, национальности кандидатов и другие пожелания, прямо противоречащие закону. А в ходе опроса руководителей российских компаний на портале Superjob.ru выяснилось, что 25% категорически не готовы взять на работу сотрудника, зная, что он гей. Еще 21% затруднились с ответом. Значит, только 54% работодателей вообще не принимают в расчет сексуальную ориентацию кандидатов.
Стереотипы предназначены еще и для того, чтобы оберегать нас от других — от их переживаний, боли, огорчений
В какой момент стереотипы перестают просто сортировать информацию и подталкивают нас к несправедливости? И почему это происходит? «Стереотипы у нас одинаковые, — объясняет Галина Солдатова, — но они — лишь первое звено в цепочке «стереотипы–предубеждения–предрассудки». По мере перехода к каждому следующему звену нарастает негативный эмоциональный заряд.
В стереотипах он сравнительно невелик, хотя любые гетеростереотипы, которые определяют отношение к «чужим», как правило, негативны. В предрассудках эмоциональный заряд максимален, он требует выхода — часто в оскорбительном,агрессивном поведении. Нарастание эмоционального заряда зависит отличной истории каждого из нас, нашего темперамента, среды, в которой мы сформировались».
Стереотипы и «парадокс Лапьера»
«В 1930-е годы в США хлынул поток эмигрантов из Китая. Во многих штатах число их росло так быстро, что это вызывало недовольство местных жителей. Проверить искренность и силу этого недовольства решил психолог Ричард Лапьер. Он разослал в сотни гостиниц письма с просьбой забронировать номер для китайской пары. 90% отелей ответили отказом.
Затем Лапьер отправился в долгое путешествие в сопровождении симпатичной молодой китайской пары. Троица объехала все отели, в которые были отправлены письма, и нигде не получила отказа. Эксперимент, известный как «парадокс Лапьера», доказал: стереотипы далеко не всегда влияют на наши действия. К счастью, мы можем вести себя лучше, чем привыкли о себе думать»
Когда стереотип становится предлогом
Велик соблазн считать стереотипы врожденными. Как иначе объяснить, например, наше настороженное отношение к представителям национальностей, которых мы никогда не встречали? И все же это не так. «Наверное, можно говорить о некоей генетической основе разделения мира на своих и чужих, — предполагает Галина Солдатова. — Это фундамент, который и позволяет потом так легко и быстро возвести здание стереотипа. Но сами стереотипы возникают из той информации, которая попадает к нам от родителей, друзей, из телепередач».
Стереотипы предназначены еще и для того, объясняет психолог, чтобы оберегать нас от других — от их переживаний, боли, огорчений. «Они позволяют не задумываться, не сочувствовать, не видеть. Они действуют подобно шорам, которые сужают поле зрения». В некотором смысле жить со стереотипами спокойнее, но они ограничивают наше восприятие мира.
«Вы понимаете, что мир не такой, как вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер — белый, лучший игрок в гольф — чернокожий, самый высокий баскетболист — китаец, а немцы не хотят воевать в Ираке». Мне очень нравятся эти слова американского баскетболиста Чарльза Бакли. И еще: человеку, который выручил меня той дождливой ночью на дороге, я хочу еще раз сказать большое спасибо.
Читайте также
Что значит Стереотип? Как понять термин Стереотип? Перевод Стереотип…
Большинство людей смотрит телевизор и слушает радио, подобные граждане хотят быть в курсе происходящего в мире. Однако медиа вырабатывают в нас ложное восприятие мира. Например, все почему-то уверены, что Америка богатая страна, а люди живущие в ней — богачи. На самом деле у этого государства 20 триллионный долг, куча внутренних и внешних проблем, а всё население, по крайней мере 90% живут в кредит. Это называется стереотип. Что значит Стереотип? Прочтите ещё несколько популярных новостей, например, что такое Профанация, как понять слово Прелюдия, что означает выражение Прайм-Тайм? Этот термин заимствован из греческого языка «Стерео«, переводится, как твёрдый, а «Типос» — означает «отпечаток». Говоря простым языком, данное греческое выражение можно перевести, как «отпечаток мышления», «твёрдый штамп головного мозга».Стереотип — это устоявшийся шаблон мышления, предрассудок выработанный на основе сравнения их со своими идеалами
Стереотип — это упрощённый и относительно устойчивый образ явления, события, людей или некой социальной группы
Стереотипами обладают плохо образованные, недалёкие и подверженные манипуляциям граждане. Каждый свободно мыслящий человек, должен посвящать часть своего времени на разрушение стереотипов.
Стереотип, является законченной и устоявшейся схемой восприятия, которая позволяет человеку гораздо быстрее реагировать на изменение в окружающем его пространстве. У любого племени, народа, нации имеются свои собственные стереотипы мышления об представителях другой культуры, об людях разного цвета кожи и окружающем мире. Достаточно известный стереотип русских об украинцах, как о хитрых, но хороших людях в последнее время переживает ломку. Сейчас украинцы предстают, как злые, жестокие и ничтожные люди, погрязших в гражданской войне.
Однако у украинцев тоже имеется свои стереотипы, например они уверены, что всегда кормили Россию, а теперь они убеждены что русские захватывают их города и сёла. И бесполезно им объяснять, что если бы русская армия начала войну «по взрослому», то через пару недель войска стояли бы в Берлине, разгребая радиоактивные обломки и кормя немногих уцелевших демократов.
что это такое? Основные виды и формирование стереотипов :: SYL.ru
Не секрет, что общество живет в мире стереотипов и домыслов, которые возникают из-за тривиальной нехватки информации (а в отдельных случаях — и знаний). Данная статья расскажет о происхождении этого термина и о том, какие социальные стереотипы существуют.
Стереотип: что это такое
Стереотип — термин из социальной психологии. В широком смысле слова это определенные убеждения, которые касаются какой-либо категории людей, а также определенная модель поведения, которая используется для определения всей группы таких людей или их поведения в целом. Стереотип — понятие, которое имеет много общего с такими терминами, как «обычай» и «традиция».
Эти мысли или убеждения не всегда точно отражают действительность. В психологии и других науках существуют различные концепции и теории стереотипов, которые имеют общие черты, а также содержат противоречивые элементы.
Происхождение термина
Необходимо знать этимологию данного слова, чтобы понять его суть. «Стереотип» происходит от греческих слов στερεός (стерео) — «твердый, затвердевший» и τύπος (типос) — «впечатление», следовательно, это слово можно перевести как, «твердое впечатление от одной или нескольких идей/теории».
Этот термин изначально употреблялся в основном в типографии. Впервые был использован в 1798 году Фирмином Дидотом для описания печатной формы, которая тиражировала любую печатную продукцию. Дубликат печатной формы, или стереотип, используется для печати вместо оригинала. Вне контекста типографии первое употребление слова «стереотип» датируется 1850 годом. Оно использовалось в значении «увековечение без изменений». Однако только в 1922 году термин «стереотип» впервые использовался в современном психологическом смысле американским журналистом Уолтером Липпманом в его работе «Общественное мнение». Постепенно данный термин входит в обиход и постоянно употребляется как в речи простых людей, так и в средствах массовой информации.
Виды стереотипов
Социальные стереотипы можно разделить на основные подвиды:
- Стереотипы, относящиеся к народам и целым расам (например, стереотипы о русских и евреях).
- О богатых и бедных.
- Относительно мужчин и женщин.
- О сексуальных меньшинствах.
- Возрастные (как должен вести себя человек в том или ином возрасте).
- Стереотипы, относящиеся к какой-либо профессии.
Это лишь часть предубеждений, которые влияют на социальные нормы и поведение людей.
Функции стереотипов
Первые научные исследования утверждалии, что стереотипы используются только жесткими и авторитарными людьми. Эта идея была опровергнута современными исследованиями, которые предполагают, что стереотипы общества существуют повсеместно.
Также было предложено рассматривать стереотипы как вид убеждения какой-либо группы людей, а это означает, что люди, принадлежащие к одной и той же социальной группе, имеют один и тот же набор стереотипов. Современные исследования утверждают, что полное понимание этого понятия требует рассмотрения его с двух взаимодополняющих точек зрения: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры, так и сформированных в сознании отдельного человека.
Гендерные исследования
Гендерные предубеждения являются одними из самых доминирующих в общественном сознании. По этой причине половые различия между мужчинами и женщинами изучались экспертами различных научных направлений уже очень давно. Долгое время главной целью ученых, изучавших различия между мужчиной и женщиной, было найти научные доказательства гендерным стереотипам и тем самым предоставить достоверное обоснование сложившимся стереотипам касательно гендерных ролей.
Но данная задача так и не была решена: большинство исследований выявили гораздо больше сходств, чем различий между двумя противоположными полами, а выявляемые небольшие различия обычно имеют очевидно социальный базис. Например, мужчины, в отличие от представительниц прекрасного пола, согласно традиционной гендерной роли, сообщают, что не являются слишком эмоциональными и чувствительными. Однако измерения физиологических реакций и их мимики не раз показывали, что различий непосредственно в эмоциональных реакциях между противоположными полами не существует.
Другие научные данные в который раз подтвержают, что мужчины чувствуют гнев, грусть и тревогу так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают злость и подавляют другие отрицательные эмоции, а женщины, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх.
Это еще раз подтверждает, что это стереотипы восприятия нашего общества, которые очень мешают видеть объективную реальность.
Влияние гендерных предубеждений
Как и другие общественные стереотипы, гендерные предубеждения исполняют функцию оправдания социального, а именно полового, неравноправия. Данный вид стереотипов мешает как женщинам, так и мужчинам. К примеру, стереотипы, которые предписывают женщинам быть нежными и осуждают проявление агрессии и напористости, часто способствуют дискриминации представительниц прекрасного пола на работе.
Большинство стереотипов приписывают женщинам положительные свойства: чувственность, интуитивность и заботу. По мнению экспертов, в обществах с подобными стереотипами такие черты характера ценятся не так сильно, нежели рациональность и деятельность, которые присущи сильному полу. Таким образом, эти стереотипы создают и закрепляют андроцентризм — убеждение о мужчинах как о норме, касательно которой женский пол — это, по сути, отклонение.
Как показывают многие научные данные, приверженность этим сложившимся стереотипам и патриархальным взглядам на роли мужчины и женщины — одна из главных характеристик мужчин, которые совершают бытовое и сексуальное насилие по отношению к женщинам. Бытовое насилие всегда тесно связано с желанием сильного пола доминировать.
Предубеждения также вредят мужчинам, которые в силу тех или иных причин оказались не в сильной позиции. Например, мужчины, которые пережили сексуальное насилие, из-за прессинга этих стереотипов очень редко просят помощи, и даже если просят, часто не получают ее, так как врачи и полиция не верят, что мужчины могли стать жертвой такого вида насилия. Общество постепенно признает, что данные стереотипы очень часто далеки от реальности.
Стеклянный потолок
Все эти факторы создают эффект так называемого «стеклянного потолка». Данное понятие происходит из психологии полов, которое ввели в середине 1980-х годов, чтобы описать барьер в карьерном росте). Данный «потолок» ограничивает движение женского пола по карьерной лестнице по причинам, которые не связанны с их уровнем профессионализма. Впоследствии термин распространился и на представителей других социальных групп и меньшинств (этнические меньшинства, представители нетрадиционной ориентации и др.). Конечно, этого потолка официально не существует, поскольку он является негласным.
Карьерные последствия
По заявлениям организаций по защите прав женщин, женщины и сегодня сталкиваются с этим невидимым потолком. Так, около 80 % руководителей 500 главных компаний Америки являются мужчинами, несмотря на то что женщины составляют значительную часть всех работников на низовых уровнях в фирмах.
Данный барьер, по мнению экпертов, существует из-за устоявшихся стереотипов относительно женского пола и других социальных групп, которых угнетают. У данной категории лиц даже возможно появление так называемой боязни успеха. По мнению современных исследователей, главными препятствиями на пути женщин к высоким и ответственным должностям является традиционная кадровая политика фирм, которая полагает, что женщина не пригодна для роли руководителя.
Национальные предубеждения
Практически о любой национальности сложился тот или иной стереотип. Например, все евреи прагматичны и алчны, немцы — прирожденные педанты, а итальянцы — самые страстные мужчины.
Однако, согласно мировой статистике потребления спиртных напитков по странам мира, Россия далеко не на первом месте. Следует признать, что это стереотип, не имеющий реальных оснований. Первые места в данном рейтинге принадлежат Молдове, Ирландии и Венгрии.
Еще один стереотип о России, что якобы русские — это хмурый и неприветливый народ. Конечно, не в российской традиции улыбаться каждому прохожему. Но вряд ли найдется другой такой народ в Европе, который так ответственно относится к чужому горю или житейским трудностям. В некоторых поселениях России даже сейчас можно постучаться в дом и попроситься на ночлег. Незваного гостя, конечно же, и накормят, и разрешат остаться на ночь.
Существуют также стереотипы о русских женщинах. Например, считается, что российские дамы самые красивые и женственные среди всех европеек. Однако и другие славянские женщины могут похвастаться своей привлекательной внешностью. Польки и украинки тоже славятся на рынке невест в Европе.
Конечно, стереотипов о России большое множество. В основном они распространены в западных странах, которые всегда опасались могучей и большой России.
Каждый сомнительный факт стоит проверять на подлинность. Очень часто оказывается, что это стереотип, всего лишь чье-то мнение, которое ничего общего с реальностью не имеет.
Что означает стереотип??? Что значит навязанные стереотипы?
Это сформировавшееся упрощённое, но не всегда правильное представление о конкретной группе или категории людей. И поскольку люди вообще склонны к упрощениям. то формируем стереотипы для большей предсказуемости поведения других людей. Эти стереотипы часто имеют негативную природу и основаны на предрассудках и дискриминации. Стереотипы не обязательно являются ложными; обычно они содержат некое зерно истины. Их разделяет значительное количество людей, что в целом способствует их укоренению. Стереотипы могут меняться со временем, но их носителям часто бывает трудно избавиться от усвоенных представлений.
Ну, вам хочется всем нравиться? Выглядеть привлекательно?
Стериотип — упращенный образ. Например, собака, значит укусит, сказала вам когда-то мама. Не каждая собака вас укусит, но при виде собаки, эти слова всплывают. Или закончишь институт — найдешь хорошую работу. И тд и тп.
Стереотип какое то сложившиеся представление о чем либо например некоторые думают что если человек работает грузчиком то он пьяница и постоянно разговаривает матом которое не всегда соответствует действительности Навязанный стереотип это представление полученное из сми либо каких либо других источников а не из собственного опыта
стереотипы красоты… но они тоже меняются… вот были модны в 20 годах мини губки а сейчас губищи на поллица… стоит ли заморачиваться
Все то что мы делаем и потребляем, и все это кто нам прорекламирова.