Что такое гуманитарий и физмат: Ответы Mail.ru: ФизМат или Гуманитарий? – «Кто такой гуманитарий?» – Яндекс.Кью

Содержание

что это значит? Кто такой гуманитарий и чем он отличается от технаря

Еще сидя на школьной скамье, многие молодые люди задумываются над своим будущим, планируют карьеру, мечтают о достижении каких-то высот. Но еще больше переживают их родители, не зная, что посоветовать своему чаду. В некоторых случаях определиться с будущей профессией помогает тип мышления (в том случае, если он четко выражен). Педагоги, хорошо знающие способности ученика, без проблем могут определить, технарь он или гуманитарий. Что это значит, понимают многие.

Существует определенный стереотип — если нравится математика и физика, человек разбирается в технике, значит, он технарь, а вот если наблюдается расположенность к литературе, языкам, истории, нравится писать сочинения – 100% гуманитарий. Но все не так просто, существуют и смешанные типы, поэтому в выборе профессии всегда нужно прислушиваться к своей интуиции.

Кто такие гуманитарии?

гуманитарий что это

Что-то кому-то доказывать, делать новые открытия в области науки и техники, вписывая свое имя в историю, – это задача технарей. Гуманитарий – это человек, привыкший созерцать окружающий мир, не вмешиваясь в происходящее, если нет такой необходимости. Он не стремится сделать нечто экстраординарное, выделиться, войти в историю, он сам изучает эту историю, работы других ученых, при этом оперируя знаниями, собиравшимися по крупицам на протяжении многих веков. Гуманитарии, в отличие от технарей, прекрасно понимают, что их мнение не является единственно верным. Им может не нравиться мышление других людей, но при этом они понимают, что иное понимание ситуации существует, и никогда не навязывают свои доводы. Гуманитарии – хорошие коммуникаторы, они легко находят общий язык даже с незнакомцами, подбирают нужные слова в любой ситуации.

Гуманитарный тип мышления

профессии для гуманитариев

Иногда люди ошибочно причисляют себя к тому или иному типу. Например, если человек любит читать литературу, интересуется живописью, музыкой, кинематографом, то он уже гуманитарий. На самом деле это совершенно не так, потому как увлечения не всегда могут соответствовать складу ума. Также не стоит забывать о смешанных типах, которым в равной степени даются все науки. Кто такой гуманитарий? Это человек, осознающий существование другой интерпретации, опыта, смысла, мышления, мировоззрения и т. д. При этом ему не обязательно соглашаться с этим, он не обязан толерантно относиться к людям с противоположным мнением. Главное – понимать, что его слово не является законом, последней инстанцией.

Красивая речь – главное оружие

Гуманитарии — отличные коммуникаторы, из них получаются превосходные ораторы, преподаватели, психологи. Они легко устанавливают контакт с малознакомым человеком, способны поддержать любую беседу, даже если тема им не интересна. Вражда тоже является способом коммуникации, хотя те, кто в нее ввязан, заведомо отодвигают себя на самый край гуманитарного мира. Гуманитарии в большинстве случаев признают несовершенство своих мыслей, зависимость от различных обстоятельств извне.

гуманитарий это

Каким бывает гуманитарное образование?

Существует две совершенно разные «гуманитаристики». Одна не акцентирует внимание на теоретизации бытия, а реально его преображает. Из-за этого человек начинает совершенно новую жизнь. Другая, наоборот, музеефицирует старые знания, изучает многовековые труды. Именно такую гуманитаристику преподают в большинстве вузов. Соответствующее образование условно можно разделить на три типа. Первое подходит для «исследовательских» специальностей. Преподаватели основываются на концепции университета Гумбольдта, уча студентов так, словно те в будущем станут великими учеными. Второй тип подходит для массовых профессий, которые может себе выбрать гуманитарий. Что это за специальности? Сюда стоит отнести учителей, библиотекарей, пиарщиков, журналистов и т. д. Третий тип гуманитарного образования представляет собой различные курсы, рассчитанные на технарей.

кто такой гуманитарий

Профессии для гуманитариев

К общественным наукам относятся история, журналистика, филология, психология, лингвистика, политология, юриспруденция. Гуманитарии хорошо в них разбираются, потому как особый склад ума позволяет им свободно владеть языком букв и слов. Люди, хорошо чувствующие себя в социальной среде, могут выбирать гуманитарные профессии. Большой популярностью пользуется психология. Люди на протяжении многих веков изучали биологическую природу человека, историю, обычаи, происхождение. Все это формировалось в определенные психологические закономерности, позволяющие лучше разбираться в медицине, преподавании, науке, торговле и других сферах деятельности.

Если вы — гуманитарий, то вам подойдет деятельность, связанная с культурологическими, философскими, религиоведческими, политологическими знаниями. Если нравится копаться в прошлом, можно стать историком. Власть и деньги привлекают многих, поэтому люди с гуманитарным складом ума занимаются политической деятельностью, организовывают партии, ведут переговоры, собирают митинги. Нравится писать, первым узнавать о разных происшествиях, вести расследования? Подойдет профессия журналиста. Сегодня много печатных и интернет-изданий нуждаются в квалифицированных кадрах.

технарь или гуманитарий

Различия между технарем и гуманитарием

В некоторых случаях определить склад ума очень тяжело, потому как конкретные способности слабо выражены. Понять, человек технарь или гуманитарий, можно не по оценкам, получаемым в школе, а по мировоззрению, мышлению. Очень часто успеваемость по конкретной дисциплине зависит вовсе не от способностей ученика, а от каких-то других факторов, например умения учителя заинтересовать предметом.

Гуманитарии красиво разговаривают, очень эмоциональны, ранимы, любят изучать языки, писать сочинения и даже стихи. Они немного неуверены в себе, у таких людей развито образное мышление и воображение. Технари энергичные, самоуверенные, целеустремленные. Мысли в их голове проносятся со скоростью света, такие люди хорошо разбираются в технике, любимыми их предметами являются физика и математика. Они малообщительные, не любят разговаривать ни о чем.

вы гуманитарий

Логика карьеры

Ничего экстраординарного от жизни не требует гуманитарий. Что это такое — жить на сущие копейки — прекрасно знают педагоги, работники архивов, библиотекари. Технарь всегда стремится построить блистательную карьеру, прыгнуть выше головы, показать, какой он умный и незаменимый. У историков, психологов, журналистов нет завышенных рыночных ожиданий, зато хорошим образованием, формирующим элитную идентичность, может похвастаться каждый гуманитарий. Что это такое — зарабатывать умением думать, знают многие люди с гуманитарным складом ума. Они прекрасно осведомлены о низкой рыночной востребованности, поэтому начинают зарабатывать на жизнь уже с 3-4 курса университета. К сожалению, сегодня социум живет по законам рынка, молодые люди выбирают профессию в зависимости от уровня зарплат, престижности. Хотя нужно опираться на собственную интуицию и строить карьеру по зову сердца.

Кто такой гуманитарий: 5 главных признаков

Приветствую Вас, друзья!

Обычно людей называют гуманитариями, чтобы подчеркнуть их склонность к творческой деятельности и противопоставить их «технарям» – людям, предрасположенным к технической работе. Однако термин «гуманитарий» на самом деле гораздо шире. Сегодня мы подробно разберём, кто такой гуманитарий, какие у него есть преимущества и недостатки, как проявляются особенности их мышления и какие профессии им подходят.

Кто такой гуманитарий?

Гуманитарий — это человек, от природы предрасположенный к творческой деятельности, но испытывающий затруднения в работе с точными науками. Это определения гуманитария в широком смысле слова. В узком смысле гуманитарий — это специалист, получивший гуманитарное образование.

На практике получается так, что люди, изначально склонные к творческой деятельности, чаще всего поступают в вузы на гуманитарные специальности. Поэтому обе трактовки обычно применимы к одному и тому же человеку.

Слово «гуманитарный» имеет латинское происхождение. Оно образовано от слова humanus (человеческий) и подразумевает всё, что связано с человеком. Гуманитарными называются науки, изучающие человеческие взаимоотношения, культуру, религию, психологию, искусство, историю и прочее.

Гуманитарий – это человек, от природы имеющий хорошо развитое творческое мышление и использующий свои творческие способности для работы. Противоположностью гуманитария является «технарь» – человек с логическим и математическим мышлением. Интересно, что эти два типа мышления плохо сочетаются. Поэтому гуманитарию обычно плохо даются технические науки, а технарю – гуманитарные.

5 признаков гуманитария

Существует достаточно много характерных особенностей поведения, свойственных людям с гуманитарным складом ума. Но для того, чтобы однозначно понимать, кто такой гуманитарий, важно запомнить 5 основных признаков, свойственных такому человеку:

1. Эмоциональность

Гуманитарии предпочитают доверять интуиции. В действиях они руководствуются эмоциями и предчувствиями, но не особо полагаются на холодный расчет. Им свойственны импульсивные поступки. Поэтому технари, для которых важна логичность и обоснованность каждого решения, считают их легкомысленными.

2. Коммуникабельность

Гуманитарии умеют общаться и налаживать контакт с другими людьми. Поэтому они добиваются успеха в сферах деятельности, подразумевающих общение. К примеру, гуманитарий гораздо лучше справляется с преподавательской деятельностью, чем технарь с аналогичным уровнем знаний.

3. Открытость

Поскольку технари обычно глубоко изучают предметную область, им свойственны заносчивость и самолюбие. Они считают себя лучшими специалистами и редко прислушиваются к чужому мнению, если оно не совпадает с их собственным.

Гуманитарии, в отличие от них, демонстрируют гораздо большее уважение к чужому мнению. Они всегда открыты для диалога и обсуждения, выслушивают все точки зрения и легко признают собственную неправоту, если оппонент был достаточно убедителен. В споре они всегда стремятся найти истину, тогда как технари чаще хотят доказать собственную правоту.

4. Творческие способности

Чаще всего гуманитарии связывают свои профессии и увлечения с творческими видами деятельности. Они пишут стихи и рассказы, увлекаются живописью, работают в сфере дизайна. Очень часто они работают совместно с технарями, что позволяет им реализовывать свой потенциал максимально эффективно. К примеру, режиссёр может придумать потрясающие спецэффекты, но для их реализации ему нужны технически подкованные помощники.

5. Развитое воображение

Мышление у технаря и гуманитария работает совершенно по-разному. Если первый мыслит преимущественно логическими и абстрактными понятиями, то в голове второго постоянно возникают и взаимодействуют различные образы. Поэтому творческие способности гуманитария развиты лучше. Он может достаточно отчетливо представить и «рассмотреть» образ непосредственно в своём воображении. Технарь же не умеет визуализировать мысли, поэтому увидеть общую картину может, только сделав набросок на бумаге.

Перечисленных 5 признаков достаточно для того, чтобы однозначно понять, кто такой гуманитарий и чем он отличается от технаря. Различия присутствуют, и они достаточно отчётливые. Но важно учитывать, что людей с чисто гуманитарным или чисто техническим складом ума мало. У большинства из нас присутствуют обе составляющие, просто одна из них превалирует, определяя наши интересы и способности.

Многие профессии требуют от специалиста наличия и технической, и гуманитарной составляющей. К примеру, преподаватель физики должен быть и технарем, чтобы понимать предмет, и гуманитарием – чтобы уметь общаться с аудиторией. Дизайнер интерфейсов должен совмещать приятный визуальный стиль с продуманной эргономикой, а архитектор должен не только грамотно спроектировать здание, но и сделать его достаточно привлекательным.

Плюсы и минусы гуманитария

Гуманитарный склад ума обеспечивает некоторые преимущества, помогая человеку реализовываться в творческих профессиях и налаживать хорошие отношения с другими людьми. Но есть у него и определенные недостатки. Рассмотрим слабые и сильные стороны гуманитариев подробнее.

Плюсы гуманитария:

  • развитые творческие способности;
  • хорошее воображение;
  • яркое образное мышление;
  • многозадачность;
  • общительность;
  • умение красиво говорить;
  • хорошее понимание чужих эмоций;
  • способность сопереживать и поддерживать.

Минусы гуманитария:

  • нелогичность во многих решениях;
  • склонность бросать незавершенные дела;
  • излишняя чувствительность и эмоциональность;
  • невнимательность;
  • неумение сосредотачиваться на скучной и рутинной работе.

Отличия гуманитария от «технаря»

Для понимания того, кто такой гуманитарий, желательно знать также ключевые различия между ним и человеком с техническим складом ума. Отличий много, но наиболее важными являются следующие три области, в которых разница проявляется наиболее заметно и полностью определяет жизнь человека, его карьеру и отношения:

  1. Восприятие окружающей действительности. Гуманитарии смотрят на мир через призму эмоций, руководствуясь своим пониманием добра и зла. Технари же предпочитают ориентироваться на логику и холодный расчет.
  2. Роль в рабочем процессе. Чтобы коллектив работал эффективно, в нём должны присутствовать и гуманитарии, и технари. Первые генерируют идеи, вторые воплощают их в жизнь.
  3. Социальное взаимодействие. Гуманитарии обычно являются экстравертами, общение для них имеет большое значение. Технари обычно довольно замкнуты, им нужна тишина, чтобы сосредоточиться.

Разумеется, природа редко бросается в крайности. В большинстве случаев у человека присутствует и гуманитарная, и техническая составляющая, но одна из них превалирует. Поэтому технарь также может быть общительным, а гуманитарий вполне способен рассуждать логически.

Какие профессии подходят гуманитарию?

Людям с гуманитарным типом мышления хорошо даются такие науки как психология, политология, филология, право, журналистика и история. Они прекрасно понимают и тонко чувствуют словесные формулировки, что не всегда удаётся технарям. Также им хорошо даются любые профессии, связанные с общением и тонким пониманием чужих эмоций.

Обнаружив у себя гуманитарный склад ума, обратите внимание на специальности, связанные с перечисленными науками. В приоритете медицина (в частности, психология), юриспруденция, лингвистика, дизайн, а также различные виды современных искусств. Из гуманитариев получаются отличные хирурги и терапевты, юристы и политологи, переводчики и преподаватели, дизайнеры и режиссеры, психологи и маркетологи. Кроме того, получив образование в любой интересной вам сфере, вы всегда сможете заниматься научно-исследовательской деятельностью

Читайте также: стоит ли учиться на юриста?

Заключение

Гуманитарий – это человек с особым восприятием окружающей действительности. Для него чувства, интуиция и базовые понятия о добре и зле важнее, чем холодный расчет. Ему сложнее даются технические науки, зато он может стать прекрасным специалистом в любой из гуманитарных областей знаний. Если вы обнаружили, что обладаете таким складом ума, вы обязательно должны учитывать это при выборе профессии. Но это не значит, что нужно ограничивать себя только гуманитарными сферами. Хорошо развитые социальные навыки востребованы везде.

Гуманитарии и математики: почему мы мыслим по-разному

Оправданно ли такое деление

В обществе существует точка зрения, согласно которой все люди в вопросах интеллектуального познания имеют склонность или к математическому полюсу, или к гуманитарному. Ребёнок идёт в школу, получает пятёрки по литературе, а математика ему никак не даётся. «Ничего, — говорят родители, — он у нас гуманитарий». Часто встречается и обратная ситуация.

Но насколько это справедливо? Является ли математика объективно более сложной в освоении, чем гуманитарные дисциплины? Заложены ли способности человека генетически или являются результатом воспитания?

В ходе исследования выяснилось: если ученик хорошо сдаёт экзамены по точным дисциплинам, в большинстве случаев он так же успешно справляется и с гуманитарными. А учащиеся в гуманитарных школах проваливают не только математику, но и языки.

Значит ли это, что математические дисциплины более сложные? Нет.

Если человек хорошо сдаёт все экзамены, это говорит о его ответственности, а не о способностях. Многие люди легко могут оперировать абстрактными понятиями и изучать языки, но им очень трудно даётся математика. К тому же другие исследования показывают, что между освоением математических и гуманитарных дисциплин нет связи на уровне мозговой деятельности. Это совершенно разные когнитивные способности.

Физиологическая основа интеллектуальных способностей

В рамках исследования учёные фиксировали мозговую активность математиков и других людей во время выполнения различных заданий. В результате они пришли к следующему выводу.

При выполнении математических операций у человека активизируются особые зоны мозга, которые не связаны с языковыми способностями.

Выходит, разница между математическим и гуманитарным познанием лежит на физиологическом уровне. Есть зоны, ответственные за математическое мышление, есть — за языковое. Нельзя сказать, что какое-то из них более совершенно.

Природа и воспитание

В упоминаемом выше исследовании учёные также пришли к выводу, что способность детей выполнять простейшие алгебраические операции — залог дальнейших математических успехов. Ведь в раннем возрасте, ещё до всякого воспитания, у человека участки мозга развиваются по-разному. У кого-то математические зоны развиты лучше, а у кого-то — хуже.

Поскольку как в элементарных, так и в более сложных задачах задействуется одна нейронная сеть, можно предсказать будущий талант ребёнка ещё до того, как он проявится. Малыш довольно быстро понял, почему 1 + 1 = 2? Тогда в будущем ему относительно просто дадутся синусы и косинусы.

То же самое можно сказать и о гуманитариях. Скорость освоения ребёнком языка, умение улавливать основные законы грамматики позволяют оценить, насколько хорош он будет в постижении гуманитарных наук, так как ранние успехи в этой сфере свидетельствуют о потенциале соответствующей области мозга.

Можно предположить, что физиологические особенности предопределяют наши когнитивные способности. Однако это не так и вот почему:

  • Не учитывается множество других факторов, влияющих на проявление таланта. Например, у человека могут быть задатки математика на физиологическом уровне, но при этом абсолютно отсутствует интерес к этой дисциплине, из-за чего его природный талант не получит развития.
  • То, о чём мы говорим как о физиологической склонности, на самом деле может быть результатом ранней воспитательной деятельности родителей.

Как отмечает швейцарский психолог и философ Жан Пиаже , развитие и языковых, и математических когнитивных способностей происходит в предоперациональный период (2–7 лет). Именно тогда может проявиться физиологическая предрасположенность ребёнка к определённой деятельности.

Этот период в развитии мозга самый важный, поскольку создание нейронных связей идёт по принципу частоты их использования . То есть после 2–3 лет начинают активно развиваться те его зоны, которые чаще всего задействуются.

На этом этапе развитие мозга напрямую зависит от деятельности человека и повторения им каких-либо практик.

Также проливает свет на формирование способностей человека изучение близнецов. Набор генов у них примерно одинаков, а потому различия в интеллектуальных способностях, скорее всего, будут обусловлены внешними факторами.

Такие исследования, проведённые российскими учёными в 90-х годах , показали, что с двух лет интеллект у близнецов действительно становится схожим в относительно одинаковых внешних условиях.

Примерно к тому же выводу пришли учёные из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре . Внешняя среда имеет значение и играет роль условия реализации биологического базиса.

Выводы

Станет ли человек гуманитарием или математиком, зависит от биологического фактора и наследственности, предопределяющих развитие его мозга. Однако на проявление этого фактора сильно влияет деятельность в детском возрасте. Речь идёт о том периоде, когда человек непосредственно ещё не начал изучение самих дисциплин, но в процессе игры и общения с родителями каким-то образом задействует разные зоны мозга, стимулируя их развитие.

Практически это означает следующее: родители не должны навязывать ребёнку деятельность, к которой у него нет особого влечения и в которой он не очень успешен. Нужно постараться отыскать талант и способствовать его развитию.

Гуманитарии и технари – в чем разница и как определить свой тип мышления

Мир состоит из и гуманитариев и технарей. Найдется немного людей, в которых бы в равной мере сочетались и гуманитарные и технические способности. Какой-то тип мышления обычно преобладает.

Гуманитарии и технари

Кто вы, физики и лирики?

В школах, еще задолго до поступления в вузы, ученики проходят курсы профориентации, на которых им помогают с выбором будущей профессии. Многие подростки и взрослые самостоятельно ищут в интернете информацию о типах личности, чтобы лучше узнать себя. Как же все-таки определить, в чем разница между гуманитарным и техническим стилями мышления? А каким из них вы обладаете? В статье будут раскрыты эти и другие вопросы.

Особенности гуманитарного и технического мышления

Головной мозг человека разделен на левое и правое полушарие. Восприятие мира зависит от того, какое из них более развито.

Правое полушарие отвечает за творческую деятельность. За воображение, ассоциации, эмоции. Те, у кого оно доминирует, имеют гуманитарный склад мышления. В обычной жизни их часто называют гуманитариями.

Сам корень «human» говорит о том, что их деятельность направлена на те сферы жизни, в которых нужно взаимодействовать с людьми. И действительно, поступки и мотивацию человека им зачастую понять проще, чем разобраться с миром машин.

Левое полушарие направлено на восприятие знаковой информации, отвечает за логику, контролирует способности к речи и письму. Люди, у которых это полушарие более развито, имеют технический склад мышления, проще говоря, они – технари.

Они более усидчивы, спокойны и внимательны. Легче подмечают детали, тщательней проводят анализ информации, не боятся сложных формул и следуют четкому алгоритму в своей работе.

Особенности мышления

Гуманитарии и технари мыслят по-разному

Гуманитарии и технари различаются по способу восприятия информации из внешнего мира.

Простой пример: гуманитарий, которому кто-то дал почитать свое стихотворение, сначала воспримет его с точки содержания, нарисует образ в голове. И только после второго-третьего прочтения заметит, что размер у стихотворения хромает, а в словах есть ошибки.

Технарь же первым делом оценит стиль, размер, рифму и только потом примется за оценку художественности произведения. Оценивать, он, скорее всего, тоже будет с логической точки зрения.

Гуманитарии и технари могут помогать друг другу в решении повседневных, учебных и рабочих задач. К примеру, гуманитарий выдвигает идею, а технарь находит способ и средства для ее реализации. Такое взаимодействие подкрепляет слабые стороны одного сильными сторонами другого и ведет к положительным результатам в работе обоих.

Плюсы и минусы гуманитариев

В интернете можно найти кучу статей, в которых авторы пытаются доказать, кто лучше: гуманитарии или технари. На самом деле, в этом нет смысла, так как у каждого типа есть свои достоинства и недостатки. Стоит их представить.

Плюсы и минусы гуманитариев

Подавляющее большинство творческих людей — гуманитарии

Плюсы гуманитариев:

  1. Хорошее воображение и творческое начало.
  2. Способность делать несколько дел одновременно.
  3. Общительность.
  4. Яркая, эмоциональная речь, способная убедить кого угодно.
  5. Чувствительность.
  6. Способность к сопереживанию и поддержке.
Плюсы и минусы гуманитариев

А вот среди математиков гуманитария не встретишь

Но есть и минусы:

  1. Из-за того, что гуманитарии берутся за несколько дел сразу, они могут не доводить их до конца.
  2. Иногда у них хромает логика.
  3. Иногда они бывают слишком чувствительны и слишком общительны.
  4. Из-за невнимательности к деталям могут допускать ошибки.
  5. Сложнее сосредоточиться на рутинной работе.

Для того, чтобы гуманитарии были более продуктивны, им нужно разнообразие в деятельности. Формула запоминается лучше, если связать с нею, например, какую-нибудь картинку или ассоциацию. Работы стоит перепроверять несколько раз, чтобы увидеть все недочеты.

Важно учиться усидчивости и организованности, планированию и доводить дела до конца.

Плюсы и минусы технарей

Теперь поговорим о тех, кто имеет преимущественно логический склад ума. Достоинств у них не меньше.

Плюсы и минусы технарей

Технари на «ты» с точными науками и инструкциями

Плюсы технарей:

  1. Более внимательные и усидчивые, поэтому допускают меньше ошибок.
  2. Хорошо организованы.
  3. Целеустремленные.
  4. При принятии решений руководствуются разумом, а не чувствами.
  5. Читают инструкции.
  6. Им легче даются языки, точные науки.
Плюсы и минусы технарей

Но эмоции — не их стихия

Минусов тоже хватает:

  1. Они упрямы, реже идут на компромисс.
  2. Медлительны.
  3. Бывают занудны в своей любви к деталям.
  4. Менее развито воображение.
  5. Иногда не умеют сопереживать.
  6. Малоэмоциональны.

Преобладание гуманитарного или технического мышления не означает, что технари могут заниматься только тем, в чем задействована математика, а гуманитарии – творчеством. Разница в том, что делать они это будут с помощью различных методов. И доминирование одного полушария мозга вовсе не означает, что второе совсем не работает. Оно означает лишь то, что какие-то способности будут более выражены, а какие-то менее.

Чтобы полноценно развиваться, нужно тренировать мозг, выполнять нестандартную для себя работу.

Технари, к примеру, могут попробовать рисовать или писать стихи, пусть самые простые. Стоит пробовать переключаться на разные виды деятельности, находить новый подход к решению стандартных задач.

Как определить свой тип мышления

Определить свой тип мышления

Твое тело может подсказать, гуманитарий ты или технарь

Чтобы не ошибиться с выбором профессии, важно определить, являетесь вы технарем или гуманитарием. Существует масса способов для этого. Ниже приведены простые методики, с помощью которых вы можете узнать себя лучше.

  1. Наблюдение за собой в реальной жизни. Выше были описаны качества, которые относятся к техническому или гуманитарному мышлению. Можете вспомнить, как вы ведете себя, когда общаетесь с людьми, выполняете рутинную работу, какие сферы жизни даются вам проще.
  2. Физиологическая методика. Как известно, правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое – правой. Если ваша правая рука развита лучше и ею вы пользуетесь чаще, то, соответственно, у вас доминирует левая часть мозга, и наоборот. Можете скрестить руки на груди или похлопать в ладоши и посмотреть, какая ладонь окажется сверху. Эта методика не дает 100% гарантии, что вы точно окажетесь гуманитарием или технарем, но на нее тоже можно опираться, особенно в совокупности с другими методами.
  3. Визуальные методики. В интернете или специальной литературе можно найти картинки, помогающие определить тип мышления. Изображения с различными фигурами, или даже частями рисунка, которые нужно описать, дорисовать, просто посмотреть на них и интерпретировать результат. Интересный и своеобразный способ, который подходит даже детям.
  4. Развернутые методики, которые включают в себя тесты и опросники разной длины и сложности. С помощью комплексных тестов можно узнать не только о том, относитесь вы к гуманитариям или технарям, но и о многих других аспектах своей личности. В большом количестве встречаются тесты на креативность, на реакцию, на тип темперамента, на интеллект. Довольно популярны тесты на канал восприятия (аудиал, визуал, кинестетик, дискрет), соционические тесты. В случае с соционикой желательно, кроме тестирования, протипироваться у профессионала и самостоятельно исследовать свои качества, чтобы определить тип личности.
  5. Беседы с психологом или профориентатором, которые также могут включать в себя все вышеописанные способы. Непосредственно в ходе разговора психолог задает вопросы, наводит на верные мысли о своем внутреннем потенциале, помогает раскрыть качества, о которых вы раньше могли только догадываться.

Примеряя разные методы и прислушиваясь к себе, вы точно сможете определить свой тип мышления, а значит и выбрать профессию по душе.

Какие профессии подходят гуманитариям и технарям

Узнав, к какому типу вы относитесь, можно приступать к выбору профессии, чтобы найти ту, которая вам ближе всего. В современном мире у вас есть огромный выбор среди сотен специальностей, подходящих для человека с любым складом ума и способностями. Стоит обозначить основные.

Ниже приведен ряд профессий для тех, кто имеет логическое мышление, то есть технарей. Это все профессии, где требуются логика, аккуратность, точность и внимательность.

Профессии гуманитариям и технарям

Технарям подходят профессии, где нужны усидчивость и точность

Список может быть довольно обширен, вот лишь некоторые:

  • программист;
  • инженер;
  • учитель и преподаватель точных наук;
  • экономист;
  • финансист;
  • бухгалтер;
  • архитектор;
  • фармацевт;
  • логист;
  • хирург и т.д.

Список профессий, подходящих гуманитариям, тоже немаленький. В него входят все специальности, в которых требуется креативный подход и нестандартное мышление. Немаловажным является умение находить подход к людям.

Профессии гуманитариям и технарям

Если ты — гуманитарий, то работа с людьми для тебя

Самые популярные профессии:

  • художник;
  • фотограф;
  • дизайнер;
  • ведущий мероприятий;
  • актер, танцор;
  • писатель, журналист;
  • пиарщик, рекламщик;
  • филолог, философ
  • политолог, историк;
  • врач-педиатр, педагог, психолог и т.д.

Важно заметить, что существует большое количество специальностей, в которых приходится сочетать аналитический и гуманитарный склад мышления. Социологи, которые работают и с людьми, и с точными данными, доктора разных уровней, управленцы и менеджеры, лингвисты, режиссеры, библиотекари и многие другие.

Куда обратиться за помощью в профориентации

Помощь в профориентации

Выбирая жизненный путь, не бойся обращаться за помощью!

Как к самым авторитетным лицам для себя и близким людям, подросток в первую очередь обращается за советом к родителям. Важно не навязывать ребенку свое мнение, а лишь помочь найти то, что ему самому было бы интересно. Задавать наводящие вопросы, предлагать различные тесты, поддерживать.

Если вам кажется, что профессия, которую подросток в будущем хочет осваивать, непрестижная, можно предложить ему на выбор похожие специальности, но более востребованные. Но ни в коем случае не осуждать. Необходимо наблюдать за ребенком с раннего возраста, чтобы вовремя выявить его способности и поддерживать в их развитии.

Второй ступенью станет школа. В старших классах часто в качестве дополнительной подготовки проводятся курсы профориентации. На них ученикам объясняют, как не ошибиться с выбором профессии, помогают каждому разобраться в своих индивидуальных особенностях.

В школу приходят представители различных ВУЗов, стремясь заинтересовать подростков, чтобы те поступали в дальнейшем в их заведение. ВУЗы проводят дни открытых дверей, во время которых будущие студенты могут лично ознакомиться со специальностями, которые преподает ВУЗ и решить для себя, что им больше подходит.

Третий уровень – государственные центры занятости населения. Здесь можно ознакомиться со списком востребованных профессий, послушать представителей различных учреждений. Центры занятости также могут проводить консультации для будущих выпускников с целью выявить их навыки и умения.

Существуют еще платные консультации. Их ведут профессиональные психологи и профориентаторы, центры тестирования и развития. На этих консультациях подросток выявляет личностные особенности, получает полезные рекомендации по саморазвитию.

Часто в центры тестирования обращаются и вполне взрослые люди, которые по той или иной причине ошиблись с выбором профессии, не могут разобраться в себе или же просто хотят сменить род деятельности.

В последнее время становятся популярными онлайн-курсы, комплексные мероприятия, направленные на раскрытие и развитие способностей подростка. Они тоже платные, но действенные.

Для того, чтобы жизнь была насыщенной и интересной, а работа доставляла удовольствие, стоит задуматься о будущей профессии задолго до реального поиска работы. Определившись с тем, кто вы — гуманитарий или технарь — и разобравшись, в чем разница, предпринимайте дальнейшие шаги для развития, и вы сможете найти дело по душе.

В этом видео вы узнаете о востребованности на рынке труда технарей и гуманитариев:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Гуманитарии и технари — это миф? Не мешает ли он вашему ребенку развиваться?

Два «лагеря»: технари vs. гуманитарии

Увы, многие верят в такое деление всех людей. Мы часто слышим:
– «Мой ребенок гуманитарий, математика не для него».
– «Гуманитарный или технический склад ума — это то, что природой заложено. Способности или есть или их нет…»

Примечательно, что «естественники» (люди, с естественнонаучным мировоззрением — биологи, палеонтологи, геологи, медики) вообще остаются за бортом истории. Куда их отнести в этой «однобокой» классификации?

«Откуда дровишки?»

Разберемся, откуда возникло мнение, даже стереотип, что люди делятся на «технарей» и «гуманитариев»? Можно говорить про «бытовое» и «научное» разграничение.

Того, кто больше интересуется «техническими» предметами (математика, физика) и лучше успевает по ним, любит что-то конструировать, создавать причисляют к «технарям». Если же с большей охотой рассуждает о кораблях, бороздящих просторы Вселенной, пишет стихи — значит, «гуманитарий». Прежде ученые считали, что существует некая «карта мозга»: чем лучше развит участок, «отвечающий за определенные способность», тем они выше. На слуху и доказательства генетической предрасположенности к конкретным способностям, и повлиять на ситуацию можно только, если развивать желаемую способность в критически важный период раннего детства.

Куда бы ни уходили корнями наши заблуждения о двуполярном мире, противостоянии гуманитариев и технарей, стереотип очень популярен. Соотнести себя (или своего ребенка) с одной из двух «понятных» групп — это просто! Неудивительно, что забавные картинки-противопоставления в виде репостов разлетаются по соцсетям, как горячие пирожки:

в чем сила

Кто выглядит более наивным?

если не может уснуть

Кто выглядит умнее?

как объясняет непонятные вещи

У кого лучше получается найти подход к ребенку?

Источник иллюстраций: AdMe.ru

Границы мешают развиваться — пора развенчивать мифы!

Бытовое деление на гуманитариев и технарей не выдерживает критики:

  • Любые свойства личности, например, эмоциональность, практичность, могут быть присущи любому человеку. На их выраженность влияет множество факторов.
  • Успешность ребенка в предметах и интерес к ним часто предопределены не способностями, а личностью и талантом педагога, любознательностью ребенка, поддержкой родителей или «заразительным» примером.
  • Людей с естественно-научным мировоззрением и интересами даже с натяжкой не отнесешь ни к гуманитариям, ни к технарям.
  • Довольно много людей успешны и в гуманитарной, и в технической сферах. Так, для изучения иностранных языков, социологии, обществознания, для успешного предпринимательства нужно быть и технарем, и гуманитарием.

Михаил Ломоносов был выдающимся физиком и химиком, и при этом писал оды и стихи, высоко оцененные современниками.

Льюис Кэрролл, преподававший логику и написавший всемирно известную детскую книгу, — гуманитарий или технарь? 🙂

ЛогикЛайк — за осознанный отказ от привычного бытового деления. Правильная жизненная позиция родителей — первый шаг к созданию условий для разностороннего развития ребенка.

Все дети способны расширить свои «базовые границы» и получать пользу от изучения каждого предмета и направления развития.

А есть научное подтверждение, что любой может стать «любым»?

Научное восприятие гуманитариев vs. технарей неоднократно опровергнуто:

  • В 60-х годах прошлого века американские ученые сумели доказать, что мозг, как мышцу, можно накачать. Они назвали эту человеческую особенность нейропластичностью — способностью мозга формировать новые нейронные связи в зависимости от активности человека: действий и сопровождающих их мыслительных процессов.
  • Исследователи не остановились на достигнутом и доказали, что человек обладает еще одной суперспособностью — нейрогенезом, т.е. может буквально «вырастить» и сформировать в своем мозге нейроны нужного свойства и качества. Хотите успевать по математике или стать полиглотом — чаще решайте задачи или заучивайте иностранные слова. Даже если есть ощущение, что технические науки или иностранные языки — «не ваше».
  • Ученые доказали, что математика помогает преуспевать в гуманитарных науках, решать жизненные задачи, а музыка (куда вы, кстати, отнесете ее?) развивает математические способности.
  • Исследователи из Стэнфорда доказали, что в долгосрочной перспективе, если ребенок не сдается, и на нем не ставят клеймо «не способный к математике», со временем он добивается больших успехов и лучшего понимания математики, чем тот, кто когда-то быстро считал в уме.

Как стереотипы влияют на наших детей

Исследователи и педагоги настаивают, что необходимо правильно понимать и оценивать способности к математике (как и способности к другим техническим предметам). На самом деле они есть у всех: речь не только о таланте или навыке вычитать или умножать, но и обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать и принимать решения. К сожалению, традиционно ребенка считают одаренным по математике, если решения приходят ему в голову быстро. Фактически же скорость прихода к решению — это врожденный показатель (вроде темперамента), а на способности к решению в принципе он не влияет.

Принципиальная разница между «технарями» и «гуманитариями» не в том, на что эти люди способны (ибо способны практически на все и оба!). Различие в том, к чему люди стремятся, что им ближе, что дается с меньшими усилиями, от какой деятельности они получают больше удовольствия и удовлетворения.

Увы, классификация «гуманитарий-технарь» служит хорошим оправданием для лени или отсутствия мотивации. На самом деле, зачастую «не дано» = «не захотел потратить достаточно времени и сил».

Успевать по школьной математике могут все

Когда ребенок делает первые шаги или пытается заговорить, он раз за разом падает, коверкает слова и смыслы. Но мы не считаем, что «не дано». Аналогичный принцип должен применяться по отношению к любому роду занятий и навыку, который стремится освоить человек.

Математика — один из «языков» современного мира, овладение которым стоит того, чтобы вкладывать время и силы. Математика помогает понимать окружающий мир и влиять на него, но — аналогично изучению иностранных языков — не дается «с лету» почти никому.

Не нужно «технического» склада ума, чтобы разбираться в личных финансах, кредитах, инвестировании, считать причитающиеся премии и бонусы на работе, помогать ребенку с домашними заданиями по техническим предметам. Достаточно понимания математики, а также основ математического мышления и законов логики.

Если вы действительно захотите, то обязательно научитесь думать как математик, и сможете научить этому своего ребенка.

На стыке дисциплин

Есть профессии, которые невозможно по умолчанию отнести к «техническим» или «гуманитарным». Яркий пример — программист. Еще более яркий — профессия будущего: дизайнер виртуальной реальности, виртуальных миров и пространств. С каждым десятилетием примеров все больше, и даже привычные, «древние» профессии, вроде бухгалтера, библиотекаря и врача, становятся все более «междисциплинарными».

Социолог и журналист Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» сформулировал «правило 10 000 часов». Именно это количество часов практики способно сделать любого человека «технарем» (или «гуманитарием»). Исследователь утверждает, что так называемая «гениальность», «одаренность» может и повлиять, и не повлиять на результаты и успешность в любом занятии. Но упорство влияет положительно всегда. И снова подтверждается банальный, но верный вывод: 1% успеха — способности, 99% — труд. Цифры эти условные и приведены для наглядности, в жизни все гораздо сложнее.

Так к чему готовить ребенка?

Учите его думать! А именно — рассуждать, анализировать, сравнивать, искать не шаблонные решения. В общем, здравствуйте, занимательные задачи!
Для начала можно просто познакомиться с классическими развивающими заданиями и занимательными головоломками ЛогикЛайк.
Но для достижения заметного результата нужны упорство, дисциплина и регулярность.

Когда в очередной раз у вас появится ощущение, что точные или гуманитарные науки «не даны» вашему ребенку, помните:

  • Не вешайте ярлыки (особенно в присутствии ребенка — дети очень внушаемые).
  • Не торопите ребенка, ответ о способностях и склонностях может прийти не сразу (и прийти совсем не таким, как вы ожидали — «междисциплинарным»).
  • Помните про нейропластичность — стремитесь создать новые связи в мозге ребенка. Постоянно предлагайте ему решать разные виды задач и проблем.

При этом обязательно верьте в него и всячески поддерживайте, а ЛогикЛайк поможет 🙂

Математическое и гуманитарное: преодоление барьера

Владимир Андреевич Успенский,
доктор физико-математических наук,
заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов мехмата МГУ
«Химия и жизнь» №4, 2010

Художник В. Камаев. Изображение: «Химия и жизнь»

Зачем мне учить математику, если я собираюсь быть юристом или искусствоведом, а калькулятор всегда со мной? Такие вопросы все чаще задают юноши, обдумывающие житье. Если бы они только знали, как им нужна математика! Да не только им — любому из нас. Почему? Об этом рассуждает известный математик и лингвист Владимир Андреевич Успенский, ученик блистательного Андрея Николаевича Колмогорова, профессор, заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Как преодолеть барьеры между гуманитариями и математиками, говорящими на разных языках, чем математика может помочь гуманитарным наукам и почему она остается неотъемлемой частью духовной культуры? Ответы на эти вопросы В. А. Успенский дает в своей прекрасной книге «Апология математики», умной, доброжелательной, интересной. Книга выпущена издательством «Амфора» в 2009 году. Вы можете поискать ее в книжных магазинах или купить через Интернет. С разрешения автора мы публикуем фрагменты одной главы в надежде, что каждый наш читатель захочет познакомиться с этой книгой целиком.

Никто не знает, сохранят ли грядущие века и тысячелетия сегодняшнее деление наук на естественные и гуманитарные. Но даже и сегодня безоговорочное отнесение математики к естественным наукам вызывает серьезные возражения. Ее родство с естественными науками, прежде всего — с физикой, очевидно, и нередко приходится слышать, что математика является частью физики, поскольку описывает свойства внешнего, физического мира. Но с тем же успехом ее можно считать частью психологии, поскольку изучаемые в ней абстракции суть явления нашего мышления, а значит, должны проходить по ведомству психологии. Не менее очевидна и логическая, приближающаяся к философской, природа математики. Скажем, знаменитую теорему Гёделя о неполноте, гласящую, что какие бы способы доказывания ни установить, всегда найдется истинное, но не доказуемое утверждение — причем даже среди утверждений о натуральных числах, — эту теорему можно считать теоремой теории познания.

В 1950-х годах по возращении с индийских научных конференций московские коллеги-математики с изумлением рассказывали мне, что в Индии математику — при стандартном разделении наук на естественные и гуманитарные — относят к наукам гуманитарным. И на этих конференциях математикам приходилось сидеть не рядом с физиками, как они привыкли, а с искусствоведами. К великому сожалению, у людей гуманитарно ориентированных математика нередко вызывает отторжение, а то и отвращение. Неуклюжее (и по содержанию, и по форме) преподавание математики в средней школе немало тому способствует.

Лет сорок назад было модно подчеркивать разницу между так называемыми физиками (к коим относили и математиков) и так называемыми лириками (к коим причисляли всех гуманитариев). Терминология эта вошла тогда в моду с легкой руки поэта Бориса Слуцкого, провозгласившего с 1959 году в стихотворении «Физики и лирики»:

Что-то физики в почете,
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.

Однако само противопоставление условных физиков условным лирикам вовсе не было вечным. По преданию, на воротах знаменитой Академии Платона была надпись: «Негеометр (нематематик. — В.У.) да не войдет сюда!» С другой стороны, самое математику можно называть младшей сестрой гуманитарной дисциплины юриспруденции, ведь именно в юридической практике Древней Греции, в дебатах на народных собраниях, впервые возникло и шлифовалось понятие доказательства.

Можно ли и нужно ли уничтожать ставшие, увы, традиционными (хотя, как мы видим, и не столь древние!) границы между гуманитарными, естественными и математическими науками, об этом я не берусь судить. Но вот разрушать барьеры между представителями этих наук, между лириками и физиками, между гуманитариями и математиками — это выглядит и привлекательным, и осуществимым. Особенно благородная цель — уничтожить этот барьер внутри отдельно взятой личности, то есть превратить гуманитария отчасти в математика, а математика — отчасти в гуманитария.

<…> По всеобщему признанию, литература и искусство являются частью человеческой культуры. Ценность же математики, как правило, видят в ее практических приложениях. Но существование практических приложений не должно препятствовать тому, чтобы и математика рассматривалась как часть человеческой культуры. Да и сами эти приложения, если брать древнейшие из них — такие, как, скажем, использование египетского треугольника (то есть треугольника со сторонами 3,4, 5) для построения прямого угла, — также принадлежат общекультурной сокровищнице человечества. (Какой сокровищнице принадлежит шестигранная форма пчелиных сот, обеспечивающая максимальную вместимость камеры при минимальном расходе воска на строительство стен, — этот вопрос мы оставим читателю для размышлений.) В Древнем Египте, чтобы получить прямой угол, столь необходимый при строительстве пирамид и храмов, поступали следующим образом. Веревку делили на 12 равных частей, точки деления, служащие границами между частями, помечали, а концы веревки связывали. Затем за веревку брались три человека, удерживая ее в трех точках, отстоящих друг от друга на 3, 4 и 5 частей деления. Далее веревку растягивали до предела — так, чтобы получился треугольник. По теореме, обратной к теореме Пифагора, треугольник оказывался прямоугольным, причем тот человек, который стоял между частью длины 3 и частью длины 4, оказывался в вершине прямого угла этого треугольника.

Раздел математики, сейчас называемый математическим анализом, в старые годы был известен под названием «дифференциальное и интегральное исчисление». Отнюдь не всем обязательно знать точное определение таких основных понятий этого раздела, как «производная» и «интеграл». Однако каждый образованный человек должен иметь представление о «производном числе» как о мгновенной скорости и об «определенном интеграле» как о площади. Поучительно получить представление и о знаменитых математических проблемах (разумеется, тех из них, которые имеют общедоступные формулировки) — решенных (проблема Ферма, проблема четырех красок), ждущих решения (проблема близнецов) и тех, которые заведомо не имеют решения (из числа задач на геометрическое построение и простейших задач на отыскание алгоритма). Ясное понимание того, что чего-то не существует — чисел ли с заданными свойствами, или способов построения, или алгоритмов, — создает особый дискурс, который можно было бы назвать культурой невозможного. И культура невозможного, и предпринимаемые математиками попытки познания бесконечного значительно расширяют горизонты мышления.

Все это, ломая традиционное восприятие математики как сухой цифири, создает образ живой области знания, живой в двух смыслах: и связанной с жизнью, и развивающейся, то есть продолжающей жить.

Вообще, образованность предполагает ведь знакомство не только с тем, что непосредственно используется в профессиональной деятельности, но и с человеческой культурой как таковой, чьей неотъемлемой частью — повторим это еще раз — является математика.

Однако образование состоит не только в расширении знаний. В не меньшей степени оно предполагает расширение навыков мышления. Математик и гуманитарий обладают различными стилями мышления, и ознакомление с иным стилем обогащает и того и другого. Скажем, изучение широко распространенного в математике аксиоматического метода, при котором в рассуждениях дозволяется использовать только ту информацию, которая явно записана в аксиомах, прививает привычку к строгому мышлению. А знакомство со свойствами бесконечных множеств развивает воображение. Потребуется ли когда-нибудь, скажем, историку аксиоматический метод или бесконечные множества? Более чем сомнительно. Но вот строгость мышления и воображение не помешают ему.

Поучительно сравнить между собой методы рассуждений, применяемые в математических и гуманитарных науках. На самом деле речь здесь идет о двух типах мышления, и человеку полезно овладеть каждым из них. Автор не берется (потому что не умеет) описать эти типы, но попытается проиллюстрировать на двух примерах свое видение различий между ними.

<…> Все знают, что такое вода. Это вещество с формулой H2O. Но тогда то, что мы пьем, это не вода. Разумеется, в повседневной речи и математик, и гуманитарий и то и то называют водою, но в своих теоретических рассуждениях первый тяготеет к тому, чтобы называть водою лишь Н2О, а второй — все, что имеет вид воды. Потому что математик исследует идеальные объекты, имеющие такой же статус, как, скажем, круги и треугольники, которых ведь нет в реальной природе; гуманитарий же изучает предметы более реалистические. <…>

<…> Различие в понимании слов составляет существенную часть барьера между математическим и гуманитарным. И следует признать, что подавляющая часть людей находится по ту же сторону барьера, что и гуманитарии. Можно выделить два фактора, вызывающих указанное различие. Первый, очевидный, состоит в том, что математики оперируют точной терминологией, а в качестве терминов нередко используют слова обычного языка. Математический смысл этих слов может как приближаться к обычному смыслу, так и не иметь с ним ничего общего. Например, слова «кольцо» и «поле» обозначают в математике алгебраические структуры определенного вида, ничего общего не имеющие с обручальными кольцами и засеянными полями. В подобных случаях имеет место омонимия, то есть явление, при котором одинаково звучащие слова имеют различные значения, например «лук» как оружие и «лук» как растение. С другой стороны, математическое значение слова «угол» происходит от обыденного, однако эти значения не совпадают даже в простейшем случае угла между двумя прямыми линиями (а не, скажем, угла комнаты): обыденное значение вряд ли можно примирить с существованием угла в ноль градусов. В этих случаях мы сталкиваемся с явление полисемии, когда слово также имеет разные значения, которые, однако, близки друг другу. <…>

Второй фактор более глубок и заключается, по-видимому, в том, что занятия математикой и сопряженное с ними систематическое использование точной терминологии определенным образом сказываются на психологии, по крайней мере в части восприятия слов. Привычка к профессиональному восприятию значений слов приводит подчас к забавным эпизодам. Вот один из них. Дело происходит в 1950-х годах на механико-математическом факультете Московского университета. На семинаре академика С. Л. Соболева (его имя сейчас носит Институт математики Сибирского отделения РАН) докладчик произносит: «А теперь я должен ввести целый ряд обозначений». Соболев, полагая, что не расслышал определения, спрашивает: «Простите, какой ряд вы называете целым?» (Поясню, что в математике, при терминологическом употреблении, слово «ряд» означает, грубо говоря, суммирование бесконечного числа слагаемых.)

Пожалуй, существует и третий фактор, неупомянутый нами по той причине, что он, возможно, проявляется лишь в одном (но очень важном) слове. Фактор этот заключается в том, что для обозначения одного важнейшего — и не только для математики! — понятия в русском языке отсутствует нужное слово. А в математике понятие, о котором идет речь, обозначается словом «ложь».

Толковые словари так определяют русское слово «ложь», выводя его смысл из глагола «лгать»: «неправда, намеренное искажение истины». Подчеркнем здесь слово «намеренное». <…> Мы видим, что значение русского существительного «ложь» непременно подразумевает субъекта и его злонамеренность. Но субъект со своими намерениями чужд математике. Вместе с тем в математике ощущается острая потребность в слове, обозначающем любое ложное утверждение. В качестве такового и выбрано слово «ложь». Таким образом, математика употребляет это слово, лишая его какой-либо нравственной оценки и отрывая от слова «лгать».

Заметим, что в английском языке обнаруживаются два слова, соответствующие русскому слову «ложь»: это lie, передающее обычный, бытовой его смысл, и falsehood, заключающее в себе смысл математический. Заметим также, что слово, обозначающее любое истинное утверждение, в русском языке существует — это слово «истина». Можно сказать: «Дважды два четыре — это истина», — и при этом не иметь в виду никого, кто бы собирался нас просветить. Но в математике можно сказать: «Дважды два пять — это ложь», — не имея в виду никого, кто бы стремился нас обмануть. (Вот тема для любителей философии языка: истина в русском языке объективна, а ложь субъективна.)

Было бы замечательно, если бы математик был способен понимать точку зрения гуманитария, в значительной степени отраженную в языке, а гуманитарий — точку зрения математика, в еще большей степени отраженную в языке математика. И то и другое трудно. Еще труднее не требовать признания одной из точек зрения единственно правильной. А потому призовем гуманитариев и математиков сделать шаг навстречу друг другу. И начинать надо с преподавания.

<…> Изучение математических моделей реальных явлений позволяет осознать границы моделирования, задуматься над соотношением между моделью и моделируемой реальностью. Но помимо этой философской миссии изучение математических моделей явлений экономики, психологии или лингвистики выполняет и другую, позволяя лучше понять сами моделирующие явления.

Можно согласиться с теми, кто не устает напоминать об ограниченности математических моделей. Под ограниченностью понимается обычно их неспособность охватить описываемое ими явление во всей его полноте. Но нельзя согласиться с теми, кто в этой ограниченности видит слабость. Скорее, это сила. Математическая модель должна быть проста, а потому огрублена. Проиллюстрирую сказанное таким примером. Всем известно, что Земля — шар. Те, кто получил некоторое образование, знают, что Земля — эллипсоид вращения, сдавленный у полюсов. Геодезисты уточнят, что Земля — геоид; геоид есть геометрическая фигура, поверхность которой совпадает с поверхностью Земли без учета таких мелких деталей, как горы и т. п. (точнее, совпадает с той поверхностью, которую образовал бы Мировой океан, если бы все материки и острова были бы залиты водой или, еще более точно, были бы срезаны по уровню Мирового океана). Мы имеем здесь три математические модели, с возрастающей точностью описывающие моделируемый ими объект — форму планеты Земля. Самая важная из этих моделей — самая первая, она же самая неточная. Хотя для прокладки авиамаршрута нужна, возможно, вторая, а для запуска баллистических ракет — даже третья.

Математическая модель для представителей гуманитарной науки — то же, что скелет для художника, рисующего человека. Художник не изображает скелет, скелет скрыт и от него, и от разглядывающего картину, но, чтобы грамотно изобразить человеческую фигуру, полезно представить ее себе в виде скелетного каркаса, обросшего плотью. Так, гениальный математик Андрей Колмогоров очертил скелет понятия падежа, указав, в частности, основные исходные представления, необходимые для образования этого понятия. Гениальный лингвист Андрей Зализняк облек этот скелет лингвистической плотью в своем знаменитом трактате «Русское именное словоизменение».

Вряд ли мы когда-нибудь до конца познаем реальное строение окружающей нас Вселенной. Однако именно математические модели приближают нас к такому познанию и — это главное — объясняют, каким строение Вселенной может быть. А ведь если вдуматься, то понимание некоторых сторон устройства пространственно-временного континуума (а может, вовсе и не континуума, а чего-то дискретного) существенно для выживания человечества — или, точнее, того, во что превратится человечество в далеком будущем.

Из только что сказанного как бы напрашивается вывод, что главная цель обучения гуманитариев математике состоит в обучении их математическим моделям языка или хотя бы в создании фундамента для такого обучения. Однако это не так.

Главная цель обучения гуманитариев математике — психологическая. Эта цель состоит не столько в сообщении знаний и даже не столько в обучении методу, сколько в расширении психологии обучающегося, в привитии ему строгой дисциплины мышления. «Математику уже за то любить стоит, — писал М. В. Ломоносов, — что она ум в порядок приводит».

Помимо дисциплины мышления я бы назвал еще три важнейших умения, выработке которых должны способствовать математические занятия. Перечислю их в порядке возрастания важности: первое — это умение отличать истину от лжи; второе — это умение отличать смысл от бессмыслицы; третье — это умение отличать понятное от непонятного.

Влить элементы математической психологии в сознание гуманитариев (противники такого вливания назвали бы его индоктринизацией, а то и интоксикацией) можно как прямо, путем обучения в классах и аудиториях, так и косвенно, путем проведения совместных исследований, участия математиков в проводимых гуманитариями семинарах и т. п. К косвенным формам влияния относятся даже вопросы, задаваемые математиками в ходе лекций на гуманитарные темы. Здесь на память приходит известный случай из истории психологии. В конце XIX века в одной из больших аудиторий Московского университета была объявлена лекция на тему «Есть ли интеллект у животных?». Просветиться собралось несколько десятков, а то и сотен заинтригованных слушателей. Председательствовал заслуженный ординарный профессор математики Московского университета Николай Васильевич Бугаев, президент Московского математического общества (с 1891 по 1903 г.) и отец Андрея Белого. Перед началом доклада он обратился к аудитории с вопросом, знает ли кто-нибудь, что такое интеллект. Ответ оказался отрицательным. Тогда Бугаев объявил, что, поскольку никто из присутствующих не знает, что такое интеллект, лекция о том, есть ли он у животных, состояться не может.

<…> Разумеется, математики не претендуют на то, чтобы разрешить проблемы, возникающие в гуманитарных науках (хотя, как уже упоминалось, именно математику Колмогорову принадлежит первое научное определение лингвистического понятия «падеж»). Но они помогают гуманитариям лучше уяснить суть этих проблем и критически отнестись к попыткам их решения.

Роль математики в подготовке гуманитариев можно сравнить с ролью строевой подготовки в обучении воина. Все эти ружейные артикулы, повороты, строевой шаг и иные движения, которым обучают молодого бойца, вряд ли находят применение в реальном бою. Но во всех армиях мира они рассматриваются как необходимая основа всякого военного обучения, поскольку приучают выполнять команды. <…> Строевая подготовка вырабатывает дисциплину — только не дисциплину мышления, как математика, а дисциплину действий.

<…> Спросите у «человека с улицы», в чем состоит аксиома о параллельных и в чем заключается открытие Лобачевского. Эксперимент показывает, что на первый вопрос ответ будет в большинстве случаев таким (причем и в России, и в Америке): аксиома состоит в том, что параллельные прямые не пересекаются. А в ответ на второй вопрос вам, скорее всего, скажут: Лобачевский доказал, что параллельные прямые пересекаются. При этом отвечающий, как правило, знает, что прямые называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются.

Вопрос про аксиому о параллельных не является, разумеется, вопросом на испытание памяти. Точно также вопрос про открытие Лобачевского не призван проверить эрудицию. Оба вопроса — на понимание смысла делаемых утверждений. Строго говоря, вся ситуация лежит не в сфере математики, а в сфере семантики русского или иного естественного языка. И это довольно типично: значительная часть уроков математики для гуманитариев как раз и должна, по нашему разумению, состоять в обсуждении этой семантики, а отчасти и в обучении ей. Математики впитывают семантику неосознанно, поскольку занятия математикой невозможны без четко сформулированных утверждений. Столь же неосознанно у гуманитариев семантика размывается — не без влияния расплывчатых гуманитарных текстов.

<…> К воспитываемой на уроках математики дисциплине мышления относится осознание отчетливого различия между истиной и ложью (в вышеуказанном математическом значении слова «ложь»), между доказанным и всего лишь гипотетическим, ведь эти различия нигде не проявляются с такой четкостью, как в математике. Автору очень хочется сказать, что математика — единственная наука, где достигается абсолютная истина, но он все же на это не решается, так как подозревает, что абсолютность истины не достигается нигде. Но в любом случае математические истины ближе к абсолютным, чем истины других наук. Поэтому математика — наилучший полигон для тренировки на истину. Истина — основной предмет математики.

Духовная культура состоит не столько в знаниях, сколько в нормах. Нормы проявляются прежде всего в противопоставлениях. Эстетика учит нас противопоставлению между прекрасным и безобразным, высоким и низким. Этика — между должным и не должным, между нравственным, моральным и безнравственным, аморальным. Юриспруденция — между законным, правовым и незаконным, неправовым. Логика — между истинным и ложным. Но логика сама по себе не создает истин. Ее законы носят условный характер: если истинно то-то и то-то, неизбежно истинно то-то и то-то. <…> Знаменитый силлогизм про смертность бедного Кая не утверждает, что Кай смертен, а утверждает лишь, что если все люди смертны и если Кай человек, то и он, Кай, смертен.

Истину же поставляют конкретные науки, в том числе математика. Кажется, что математика становится тем самым на одну доску с другими науками. Но нет, это не так: ее, и только ее, истины могут претендовать на абсолютность, они если не «совершенно», то «почти» абсолютны.

Казалось бы, что может быть важнее и первичнее умения отличать истинные высказывания от высказываний ложных? Однако еще более важным, еще более первичным является умение отличать осмысленные высказывания от бессмысленных. Вот характерный пример бессмысленного высказывания: «Рассмотрим совокупность всех слов, имеющих хотя бы одну общую букву». Это заявление бессмысленно, поскольку такой совокупности не существует. (В самом деле, «рот» и «сыр» имеют общую букву «р» и потому должны принадлежать к этой совокупности. Слово «око» должно к ней принадлежать, поскольку имеет общую букву со словом «рот», и не должно, поскольку не имеет общих букв со словом «сыр».) Мы потому назвали пример характерным, что подобные псевдоконструкции, ничего на самом деле не конструирующие, были довольно типичны для литературы по языкознанию несколько десятилетий назад. Возникала даже парадоксальная удовлетворительность, когда некоторое утверждение можно было квалифицировать как всего лишь ложное, — возникала потому, что ложность утверждения свидетельствовала о его осмысленности.

<…> Когда знаменитого педиатра доктора Спока спросили, с какого возраста следует воспитывать ребенка, он, узнав, что ребенку полтора месяца, ответил: «Вы уже опоздали на полтора месяца». Не следует ли способность отличать осмысленное от бессмысленного и истинное от ложного неназойливо прививать уже с начальных классов школы? И не является ли это главным в школьном преподавании?

Надо сказать, что квалификация высказывания как ложного, бессмысленного или непонятного, как правило, требует некоторого усилия — иногда почти героического. Как же так, уважаемый человек что-то говорит или пишет, а ты осмеливаешься его не понимать или, поняв, возражать? Не все и не всегда способны на такое усилие.

Способность к такому усилию вырабатывается (во всяком случае, должна вырабатываться) на уроках математики и при общении с математиками. Дело в том, что математика — наука по природе своей демократическая. На ее уроках воспитывается — а при некотором косвенном воздействии прививается — демократизм. Внешние формы такого демократизма произвели большое впечатление на автора этих строк в его первые студенческие годы, когда он стал обучаться на механико-математическом факультете Московского университета. Если почтенный академик обнаруживал, что выступающий вслед за ним студент собирается стереть с доски им, академиком, написанное, он с извинениями вскакивал с места и стирал сам. Для профессора мехмата было естественно самому написать и вывесить объявление — но не для профессора гуманитарного факультета.

Эти внешние проявления косвенно отражают глубинные различия. Ведь математическая истина не зависит от того, кто ее провозглашает, академик или школьник; при этом академик может оказаться не прав, а школьник прав. Чем наука дальше от математики, чем она, так сказать, гуманитарнее, тем сильнее убедительность того или иного высказывания зависит от авторитета того, кому это высказывание принадлежит. «Это верно, потому что сказано имяреком» или даже «Это верно, потому что сказано мною» — такие императивы, изреченные в явной или, чаще, в неявной форме, не столь уж редки в гуманитарных науках. В естественных науках и в математике они невозможны. <…>

Нет в математике и «царского пути». Здесь я ссылаюсь на известную историю, то ли подлинную, то ли вымышленную, героями которой одни называют великого математика Архимеда и сиракузского царя Гиерона, другие — великого математика Евклида и египетского царя Птолемея. Царь изъявил желание изучить геометрию и обратился с этой целью к математику. Математик начал его обучать. Царь выразил недовольство тем, что его учат совершенно так же, в той же последовательности, как и всех других, не принимая во внимание его царского статуса, каковой особый статус, по мнению царя, предполагал и особый способ обучения. На что математик, по преданию, ответил: «Нет царского пути в геометрии».

Физмат или гуманитарий — БэбиБлог

ВАЛЕНТИНА

Теорема Больцано — Коши

Любите ли Вы высшую математику, как люблю ее я? Скажу честно: я терпеть ее не могу. Я — прирожденный гуманитарий, ВУЗ выбирала такой, в котором совсем нет математики. Мммм… «Лучше килькой быть в томате, чем учиться на физмате…» Мой муж совсем наоборо….. Читать далее →

Хельга Хельга 20 марта 2017, 13:28

пропала всего на неделю, а новостей, как за год..

Итак. Во первых, я набираю по 600 грамм за 3-5 дней)) у меня все еще недовес по росту даже без беременности, я все такая же тощая.. не отекаю, не толстею.. НО моя доктор скоро доведет меня до психоза по поводу веса. Я ужасно хочу курить. Да, я заядлый курильщик, который не держал сигарету в руках уже пол года и курил только во сне)) и вот теперь мой организм решил, что это жизненно необходимо. Видимо тоже решил, что надо худеть. Еще…. Читать далее →

Юлия Юлия 7 апреля 2015, 12:58

Йо-хо!

Держу крепко кулачки, но кажется Настюхин поступила в физмат при гос. университете!!! Даже с заваленным мегаволнительным и страшным тестом, о котором я писала ранее (гуманитарий написала на отл., а математику слила), рейтинг среди параллелей опустился только до 7 места. Конечно, баллы себе подпортила, нас даже к заучу вызывали — показывали тест. Шшшшо сказать, переволновалась. Где-то минус забыла написать, где-то в ответе x и y недописала. В общем, видно, что все решала правильно, но неверные ответы без минусов и ху не… Читать далее →

lera lera 12 ноября 2013, 11:33

поделитесь мнением, пож-та

говорят что гумманитарии-это недоразвитые физматы.  я как гуманитарий и человек творческий ,готова с этим согласиться,в том случае если это никому не навредит. а если у моего ребенка будут творческие наклонности и это будет ей мешать вдумываться в цифры? а я ее отдам в физмат школу? она меня будет ненавидеть всю оставшуюся жизнь?. и вот я добралась до Эдварда де Боно и его теории латерального мышления. книга давно написана,  потому корявенько, но я понимаю о чем там речь. надо еще поискать… Читать далее →

Юлия Юлия 30 марта 2015, 12:55

Про нас

Про Настю. Настя закончила самую трудную и длинную четверть. Молодчина. Русский — твердая четверка. Алгебру додавила на 5. Думала, что у ребенка уже не хватит сил, чтобы поднажать последние недели, настолько изматывающая была четверть. Но, молодец, прям мертвой хваткой вцепилась в математика — ходила на доп. занятия, решала доп. задания и добилась результата. Геометрия — твердая 5. Прошли всевозможные тесты для распределения на физмат и гуманитарий. Хм. Нервотрепки было много, и отношение к ним неоднозначное. Самый главный тест, который будет… Читать далее →

Евгений Горин Евгений Горин 10 апреля 2014, 12:11

Обо мне.

Все пишу да пишу. Уж сколько постов тут было. До сих пор как вспомню, насколько это были спорные темы, собиравшие под 300 комментариев за сутки. А о себе то я не рассказываю. Ну чтож, если интересно, то вот какой я: Читать далее →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *