у мужчин, у женщин, как избавиться от инфантильности
Инфантильность – это характеристика личности, выражающая незрелость её психологического развития, сохранение черт, присущих более ранним возрастным этапам. Инфантильность человека в бытовом понимании называют детскостью, что проявляется в незрелости поведения, неумении принимать взвешенные решения, нежелании принимать ответственность.
Под инфантильностью в психологии понимается незрелость индивида, которая выражается в задержке становления личности, когда ее действия не отвечают возрастным требованиям. Некоторые люди воспринимают инфантильность поведения, как должное явление. Жизнь современного человека достаточно стремительна, именно такой образ жизни и толкает человека к подобному поведению, останавливая взросление и развитие личности, сохраняя при этом внутри взрослого маленького и несмышленого ребенка. Культ вечной молодости и юности, наличие самых разнообразных развлечений современной культуры, вот что провоцирует развитие инфантильности у человека, отодвигая на задний план развитие взрослой личности и позволяя оставаться вечным ребенком.
Со временем индивид привыкает к такому образу жизни. Он может быть уже не молод, но его увлекает прежнее безответственное поведение, легкомысленность, развлечения, и человек не хочет расставаться с такой жизнью. Он не замечает, сколько проблем вокруг порождает такая инфантильность.
Нередко женщины жалуются на незрелость своих мужчин, а те в свою очередь на женщин. Люди не понимают своей инфантильности характера, не осознают, что в жизни необходимо проявлять постоянство и стойкость, а не идти на поводу своих ситуативных желаний.
Чтобы понять конкретнее, что такое инфантильность человека, следует узнать причины формирования этого качества.
Причины инфантильности часто кроются в особенностях воспитания. Зачастую мамы желают как можно дольше опекать ребенка, тем самым отодвигая его взросление.
Признаки инфантильности преимущественно выражаются в степени созревания эмоционально-волевой сферы, в сохранении детских качеств и неспособности принять самостоятельное решение.
Интересным фактом является то, что инфантильный мужчина и инфантильная женщина не смогут жить вместе и создать семью, поскольку им обоим нужен кто-то взрослее их, кто выполнял бы роль родителей.
Что такое инфантильность
Чтобы понять, что такое инфантильность человека, нужно рассмотреть соответствующее признаки инфантильности личности.
Один из признаков инфантильности – страх перед ответственностью. Человек с инфантильностью избегает ситуаций, в которых от него может что-то зависеть. Личности с инфантильностью характера редко становятся руководителями. Они не способны вести за собой людей, быть лидерами, внушать кому-то свою волю.
Инфантильность проявляется в зависимости человека от мнения других людей. Человеку приходится делать что-то, чего он не хочет, только потому, что он боится критики. Он верит любому слову, если при этом говорится, что все так делают и что это одобряет большинство. При этом человек с инфантильностью характера редко имеет стойкие жизненные ориентиры, в его жизни преобладают минутные влияния.
Инфантильный человек доверчивый и наивный, поэтому он часто становится жертвой различных мошенников и аферистов.
Инфантильность личности заставляет человека бояться одиночества, даже сам факт о его вероятности приводит в ужас. Такому человеку необходимо, чтобы кто-то был рядом, ему гораздо спокойнее быть частью определенной группы.
Инфантильность порождает спонтанные эмоциональные реакции, которые часто являются неуместными в определенных ситуациях. Инфантильные люди не умеют управлять своими эмоциями, поэтому они очень прямолинейны и непосредственны, из-за чего не тактичные и не дипломатичные.
Инфантильность человека проявляется в неумении прогнозировать и рассчитывать события. Такой человек ленится продумывать и взвешивать возможные последствия от своих действий, и не умеет учиться на ошибках.
Инфантильность детей раннего возраста выявляется с большим трудом. Поэтому только со школьного или подросткового возраста можно реально увидеть признаки инфантильности, поскольку именно в это время они начинают проступать более отчётливо.
Причины инфантильности кроются в особенностях воспитания родителями ребенка. Это проявляется, когда взрослые не разрешают ребенку принимать самостоятельные решения или несерьёзно относятся к нему. Особенно вредит такое поведение взрослых, когда отпрыск находится в подростковом возрасте и родители намерено ограничивают его свободу и не позволяют самостоятельно мыслить и поступать.
Инфантильность детей проявляется в том, что у них преобладают игровые интересы над учебными. Они не способны воспринимать учебный процесс и все связанные с ним дисциплинарные требования, что в свою очередь приводит к дезадаптации ребенка в школе, а вне школы – это выражается в различных социальных проблемах, что негативно отражается на психическом состоянии.
Инфантильность детей способствует развитию абстрактно-логического мышления. Хотя иногда из-за школьной дезадаптации таких детей путают с умственно отсталыми или аутичными. Однако такие дети отличаются большей продуктивностью и умением переносить выученные понятия на новые, конкретные задачи.
Зрелая личность умеет отвечать за собственные слова и поступки, при этом не имеет значения ее пол. Инфантильные личности не считают важным сдерживать свои обещания, могут забыть о своих обязанностях и в удобный момент увильнуть от ответственности.
Причины инфантильности могут заключаться в особенностях состава самой семьи. Зачастую такие личности вырастают в неполных семьях или когда между родителями не складываются отношения. Так, например, женщина, которая в одиночку воспитывает сына, может быть чрезвычайно строгой и подавлять мужские качества.
Если женщина, которая была женственной и доброй становится в миг строгой и твердой, то это может привести ребенка в замешательство, ведь в мамином лице он начинает видеть облик отца. Сильная женщина идет против законов природы, что вызывает у ребенка нарушения в психике. Поэтому ребенок не знающий, как вести себя с такой мамой, просто ведет себя так, чтобы дольше оставаться зависимым, и не делать каких-то взрослых и самостоятельных поступков. В противоположном случае, если к ребенку относятся слишком лояльно, разрешают иметь все, что он хочет, и делают все за него, то воспитывают в нём безответственность и безалаберность.
Причины инфантильности могут заключаться в особенностях протекания подросткового кризиса, ведь именно от его исхода зависит, насколько сильной будет личность в будущем.
Инфантильность у мужчин
Признаки инфантильности особенно четко можно наблюдать, когда две личности противоположного пола желают сойтись в браке и один из них оказывается неготовым. Инфантильный мужчина может вообще не думать о том, что нужно будет когда-то жениться, ведь его устраивает такое положение вещей, при котором не возникает надобность брать на себя больше ответственности, нежели в не узаконенных отношениях. Такой мужчина абсолютно не готов к образу жизни женатого мужчины, и ему трудно понять, чего от него требует его женщина.
Признаки инфантильности мужчин. Первый признак – эгоцентризм. Эта черта отображает зацикленность индивида исключительно на своей личности. Когда это свойство характерно для ребенка – это вполне естественно. Проявление слишком выраженного эгоцентризма у взрослого человека вызывает смятение. Так инфантильный мужчина считает себя лидером абсолютно во всем, из-за этого он уверен в том, что всё, что его окружает – это только для него.
Такие мужчины считают себя всегда правыми, поэтому недовольство других на свой счет они не воспринимают вовсе. Когда доходит до проблем во взаимоотношениях, тогда они обычно говорят об отсутствии взаимопонимания и сваливают вину на других.
Следующий признак – иждивенческие установки, которые выражаются в нежелании и неспособности самостоятельно действовать в практической деятельности и обслуживать себя в быту. Такие мужья абсолютно не проявляют инициативу к домашней бытовой работе. Такие вещи, как приготовление обеда, уборка и мытье посуды за собой для них составляет большую проблему, поэтому они считают все это не мужским занятием. Они полагают, что раз взяли девушку в жены, значит, сразу же обрели в её облике и любовницу и домработницу. А потом сами часто жалуются, что у жены нет времени для мужа.
Мужчины с инфантильностью характера много времени уделяют игровой деятельности. Они могут часами сидеть в интернете, играть в игры, в онлайн-казино. Такой мужчина знает много веселых игр и развлечений, поэтому с ним можно интересно и нескучно провести время.
Инфантильность мужчины порождает в нем неумение принимать важные решения, поскольку для этого требуется иметь развитую силу воли, что ему совершенно не свойственно.
Мужчины с инфантильностью характера часто выбирают женщин значительно старше себя, тем самым пробуждая у них проявления родительской заботы. Если они находят такую зрелую женщину, готовую во всем им помогать, то тем самым обеспечивают себе возможность оставаться ребенком навсегда.
Инфантильность у женщин
Многие люди в силу своей неопытности считают, что все фемин с рождения являются инфантильными.
Что же такое инфантильность характера женщин? Мужчины о женщине с инфантильностью характера всегда говорят, как о маленькой девочке в облике взрослой женщины. К таким женщинам мужчины относятся с особым трепетом и нежностью, им хочется их защищать, укрывать от холода и других напастей.
Инфантильность женщины предполагает, что за ней всегда должен стоять мужчина романтик. Иногда именно таких легкомысленных и избалованных женщин предпочитают мужчины, достигшие многого в своей жизни, которые хотят немного расслабиться, и отойти от привычного образа жизни.
В женщине с инфантильностью в характере сильные мужчины находят отвлечение, им нравится делать вместе глупости, выслушивать капризы, защищать от всевозможных бедствий и просто баловать. С такими женщинами легко, поскольку они не говорят о будущем, не задумываются о рождении детей, а брак для них, по сути, не играет существенной роли.
Инфантильные женщины в свою очередь мечтают о мужчине-папочке. В выборе потенциального жениха они руководствуются такими критериями, как обеспеченный, щедрый, ответственный, мужественный и не жадный. В общем, они ждут героя, который будет решать их проблемы, при этом будет восторгаться их беззащитности.
Важно сказать о том, что женщина может действительно иметь в своем характере черты инфантильности, а может и создать её. Для этого она специально говорит высоким голосом, похожим на детский. Таким способом женщина пытается завоевать симпатию мужчины. Или хочет показаться очень хрупкой и чувствительной, особенно для того, чтобы мужчина её не ругал, если она знает, что сделала что-то не так. Мужчина, воспринимая высокий голос женщины, слышит не её, а ребенка, которым она прикидывается и инстинкты подсказывают ему о том, что нельзя ругать ребенка, его нужно защищать.
Инфантильность порождает в поведении женщины наивность, которой она показывает «искреннее» непонимание происходящего, в то время, как прекрасно все осознает. Мужчины возле таких женщин ощущают свою силу и опытность, что естественно благоприятно воздействует на их самооценку.
Женщина с инфантильностью характера способна изображать обиду, когда на самом деле переживает гнев. Среди других приёмов у таких фемин на «вооружении» грусть, слезы, ощущение вины и страха. Такая женщина способна притворяться растерянной, когда не знает, чего сама хочет. Лучше всего ей удается заставить поверить мужчину в то, что без него она никто и, что она без его поддержки пропадет. Она никогда не скажет о том, что ей не нравится, она будет дуться или плакать и капризничать, но на серьезный разговор её вывести очень сложно.
Истинная инфантильность женщины приводит её жизнь в сущий хаос. Она всегда попадает в какие-то истории, экстремальные ситуации, откуда её нужно спасать. У неё много друзей, её внешний вид далекий от образа леди, её привлекают джинсы, кроссовки, различные майки с детскими или мультяшными принтами. Она веселая, энергичная и непостоянная, круг её общения главным образом состоит из лиц намного моложе её возраста.
Мужчины любят приключения, потому что они вызывают выброс адреналина, поэтому они находят себе инфантильную женщину, с которой никогда не скучно.
По результатам одного исследования выяснилось, что 34% женщин ведут себя инфантильно, когда находятся рядом со своим мужчиной, 66% говорят о том, что эти женщины живут в образе легкомысленной девочки постоянно.
Причины инфантильности женщины в том, что она поступает подобным образом, поскольку ей так легче чего-то добиться от мужчины, она не хочет нести ответственность за личную жизнь или мечтает, чтобы кто-то взял над ней опеку, этот кто-то, конечно, же взрослый и состоятельный мужчина.
Как избавиться от инфантильности
Инфантильность это в психологии стойкая характеристика личности, поэтому избавиться от нее быстро нельзя. Чтобы преступить к решению вопроса: как бороться с инфантильностью, нужно понимать, что для этого предстоит большая работа. В борьбе с инфантильностью необходимо запастись очень большим терпением, поскольку придется пройти через слезы, обиды и гнев.
Итак, как избавиться от инфантильности. Наиболее действенным способом считается возникновение больших перемен в жизни, в ходе которых человек должен попасть в такие ситуации и условия, где он окажется без поддержки и ему в одиночку придется быстро решать проблемы, а потом нести ответственность за принятые решения.
Таким образом, от инфантильности избавляется много людей. Для мужчин такими условиями может быть – армия, спецназ, тюрьма. Женщинам больше подходит переезд в чужую страну, где нет абсолютно никаких знакомых, и приходится выживать без родственников и заводить новых друзей.
После переживания сильных стрессовых ситуаций, человек теряет свою инфантильность, например, потеряв материальное благополучие, пережив увольнение или смерть очень близкого человека, который служил опорой и поддержкой.
Для женщин самым лучшим способом бороться с инфантильностью, является рождение ребенка и пришедшая с ним ответственность.
Слишком радикальные методы вряд ли подойдут каждому человеку, и может произойти следующее: из-за резких перемен в жизни, человек может закрыться в себе или, не справившись с обязанностями, еще больше начнет регрессировать (регрессия – это защитный механизм психики, который возвращает человека на более низкую ступень развития его чувств и поведения).
Лучше использовать более доступные ситуации, например, самому приготовить обед, после чего убрать, сделать внеплановую главную уборку, сходить за покупками и купить исключительно то, что требуется, пойти и оплатить счета, съехать от родителей или перестать жить за их счет.
Таких ситуаций в жизни очень много, они иногда кажутся незначительными, но тот, кто знает, что такое инфантильность характера понимает, как себя в таких случаях ведут инфантильные личности, насколько обременительными эти ситуации для них являются.Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что такое инфантильность?
— Какие качества отличают психологически взрослого человека от невзрослого?
— Взрослый человек понимает, зачем он делает то или иное, и несет за это ответственность. Причем ту ответственность, которую он действительно может нести. Он хорошо понимает, где заканчивается его ответственность и начинается то, что не зависит от него и что он может только принять или не принять.
Взрослость — это четкое понимание: за это могу отвечать, за это нет. За то, что отвечаю – изменяю. За то, что не отвечаю – принимаю.
Помните молитву Воннегута?
«Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить. Дай мне терпение, перенести то, что я не могу изменить. И дай мне разум, чтобы всегда отличать одно от другого».
— Эту молитву я много раз слышал, а Воннегут какое к ней отношение имеет?
— А потому, что это в его книге, по-моему — «Колыбель для кошки». А откуда он взял — не знаю.
— Как инфантильность формируется и почему?
— У невзрослых родителей – невзрослые дети. И это передается из поколения в поколение.
Невзрослый родитель может вырастить невзрослого ребенка разными методами, но это будут детские методы. Он может быть слишком легкомысленным, но скорее всего он будет слишком строгим, но «по-детски» строгим, как в дочки-матери играют. Наказания – это игра в дочки-матери. Невзрослый человек неадекватно относится к ребенку, он не различает, когда нужна строгость, когда нужно поиграть, посмеяться, подушками покидаться, а когда просто хватать в охапку, потому что опасно.
Невзрослый родитель не может вывести дитя на уровень, когда начинают формироваться не вертикальные отношения – «взрослый – ребенок», «мама – младенец», а горизонтальные, т.е. налаживается связь в социуме, начиная с детского сада. Взрослая мама очень хорошо различает, когда она жестко указывает, когда она объясняет и когда они с ребенком вступают в дискуссию. Когда она просто сидит на полу и играется с ним в игрушки, это игра. А когда она ему жестко объясняет, как надо себя вести – тут она мама, главенствующая фигура.
— А почему это различение имеет такое практическое значение?
— Потому что ребенок растет, видя мир в глазах матери. И если он видит вот эту четкую градацию, он чувствует себя в безопасности. «Мама знает, мама права, потому что мама в порядке. Я тоже такой, я тоже таким хочу быть». Она формирует безопасность. Ребенок с такой «базовой безопасностью» вырастает потом смелым и практически неуязвимым.
— Невзрослый родитель — это, очевидно, родитель недостаточно ответственный. В чем может выражаться родительская безответственность?
— Тут как всегда есть два перехлёста. Полное отсутствие ответственности, это не просто инфантильный родитель, а психически не совсем адекватный. Он вообще ни за что не отвечает. У него дверь открыта, ребенок ушел, он не хватился, у него горячий чайник стоит, ребенок по кухне шарит, или ребенок у него неделю с температурой и с соплями, а он его в детский сад закинул, потому что ему нужен свободный день…
А есть гиперответственность, за которой кроется неуверенность в себе. Человек не уверен в том, правильно ли он растит ребенка. Очень жесткие требования, причем такие нервно-истерические: «не трогай, нельзя», «ты должен сейчас сесть и прочитать две с половиной страницы». Почему две с половиной, почему сейчас, а не через пару часов? Это такая родительская компенсация собственной невзрослости и неуверенности.
Родитель с нормальной ответственностью способен аргументировать: «Потому что тебе завтра это нужно знать». «Сейчас посиди почитай, я закончу дела, и мы идем в гости» — тогда понятно. Ребенок садится и с удовольствием читает. Он понимает, почему нужно именно сейчас почитать.
— То есть, чувство безопасности ребенок обретает тогда, когда ощущает некоторую внутреннюю логику, обоснованность поступков родителя?
— Прежде всего, безопасность от того, что у него сильный родитель. Ребенок окружен родительской любовью и родительской силой, он ощущает «руки мамы» и ему не страшно.
Это такой абсолютно безопасный мир маминых рук. Постепенно руки размыкаются, мир увеличивается, он становится более свободным. И в какой-то момент, когда он уже выходит, например, в песочницу поиграть, в детский сад, у него есть эта безопасность.
Если мама отстраненная, инфантильная, мало ли какие у мамы проблемы, тогда он еще слишком маленький, чтобы самому осваивать мир, даже мир собственной квартиры. И либо теряется или забивается в угол, так что угол дает ему эту опору, либо, наоборот, он начинает бегать по квартире и может правда пораниться.
И тогда либо он забивается в угол уже навсегда – мир опасен, либо он начинает крушить все: у него нарушено это чувство безопасности, и он ничего не боится.— А если авторитарная мама?
— «Я знаю, я – мать!», «Я знаю и только я….», «Ты ничего знать не можешь!» С такой мамой ребенок ничему не учится.
Авторитарная мама — сама не взрослая, у нее не было этого процесса получения базовой безопасности родителей и постепенного безопасного исследования мира, расширяющимися кругами. Поэтому она не может это передать ребенку, обеспечить ему это. Если мама не верит в то, что она умный, взрослый человек, то тогда она не верит в то, что она может обеспечить безопасность развития ребенка.
— «Маменькин сынок» — это тоже вариант инфантильности?
— Такой мальчик вместо мужа, у мамы. Он ей обеспечивает подсознательное ощущение, что у нее есть партнер, что она не одна, соответственно он становится этим партнером. Это психологический инцест.
У ребенка при этом нарушается картина мира. Это кто — моя мама? Почему она на месте моей жены? Если она моя жена, где же та девочка, моя ровесница, с которой у меня будет роман?..
И это безумно стабильная конструкция.
— Что с безопасностью при этом происходит?
— А у него вообще никакой безопасности. Он по своей партнерской функции вроде как обеспечивает безопасность собственной маме. А ему тогда кто обеспечивает? Никто. Он по сути дела сирота.
— Мама такого ребенка не обязательно должна быть авторитарной?
— Нет. Наоборот, она может быть очень демократичной, она может быть просто инфантильной, она может быть бездельницей, она может быть очень много работающим человеком, но она не взрослая.— Но все-таки, «маменькин сынок» — это вариант инфантильности?
— Это вариант инфантильности, потому что полностью он не вырастает. Либо мама его тетёшкает, как куклу, либо он берет на себя ответственность за маму как за партнера. В любом случае, он не взрослеет.
— Чтобы вырастить психологически взрослого ребенка, мама должна быть замужем?
— Для полноценного взросления ребенка не обязательно мама должна быть замужем, но она должна быть взрослым человеком, который сформировал свое полноценное пространство. Она самодостаточна.
А если маме плохо, мама несчастна, тогда ребенка растить она не может. И ребенок ради собственной безопасности должен ей помочь.
Представьте, ее жизнь не полноценна, потому что она не проживает с удовольствием и ответственностью свою взрослую жизнь. Ей же надо осознать, что у нее проблемы и как-то их нужно решать. А зачем, если можно все свалить на ребенка? Либо я его залюблю — «ты смысл моей жизни». Либо наоборот – «ты мне мешаешь устроить личную жизнь, я не могу ни работать, ни замуж выйти из-за тебя». В такой ситуации ребенок будет подсознательно брать на себя проблемы взрослого и всю жизнь будет их расхлебывать, на своей шкурке.
— Существует ли связь между инфантильностью и ложным чувством вины?
— Ребенку легче принять на себя, что я виноват (в ситуациях, подобных описанным выше), чем признать свое бессилие что-либо изменить. Потому что если я виноват, то я могу это исправить, это активная позиция. Т.е. чувство вины — это компенсаторная детская гиперответственность.
— Можно кратко сформулировать принцип здоровой ответственности?
— Здоровая ответственность — это когда человек, даже очень юный, четко понимает, что вот это я могу делать хорошо или плохо, и я отвечаю за то, как я это сделаю, а вот на это не могу повлиять, поэтому не несу ответственности.
— Работая с семейными и любовными проблемами, мы часто сталкиваемся с таким сюжетом. Приходит женщина и рассказывает, какая она бедная, несчастная, что муж ее притесняет, как-то ее подавляет. А когда дело доходит до фактов, мы понимаем, что никакая она не бедная, и муж ее не подавляет. Скорее, наоборот. Мы таких называем «ложная жертва». Это, видимо, тоже как-то связано с инфантильностью?
— Это тирания слабого. То есть слабость используется как инструмент тирании.
У маленького ребенка эта тирания слабого оправдана. Если взрослые не могут сами сообразить, что нужно прийти и помочь, он их будет тюкать, пока они не сделают. Он будет орать, он будет дергать за юбку, он будет отнимать у папы книгу. И потом он может это перенести во взрослую жизнь: «Я же слабая, ты же мне должен, почему ты сидишь?»
Здесь муж воспринимается как отцовская фигура. А поскольку муж это мужчина, он зачастую это терпит.
— Это получается какая-то манипулятивная тирания инфантильной женщины?
— Да, например, шантаж болезнью. «Дорогой, я бы все купила и приготовила обед, я сейчас это сделаю, но у меня так болит голова, у меня давление повышается». И попробуй не испугаться, потому что есть шанс, что у нее и правда случится инсульт, и ты всю жизнь будешь виноват.
— Что мешает такой женщине взять ответственность на себя, перестать манипулировать?
— Если не манипулировать, то надо сесть и подумать, кто я, кто он, хочу ли я на самом деле с ним жить, и так далее. Для того, чтобы взять на себя ответственность и решать проблемы.
Это труд. Гораздо легче прийти к психологу: «У меня такая тяжелая семейная жизнь, я все для него, а он…»
— Это метод себя оправдать?
— Конечно. А заодно найти себе занятие. Это же круглосуточное занятие – страдать.
— Получается, что когда инфантильный человек вступает в отношения, семья или нет, он хочет видеть во втором партнере родительскую фигуру?
— Конечно! Он решит мои проблемы, он же мой муж, он же должен.
А как могут быть счастливы две инфантильные фигуры, если каждый в другом видит родителя, но не способен быть родителем другому?
— Значит, инфантильному человеку лучше вступать в отношения со взрослым, потому что взрослый сможет быть ему более полноценным родителем?
— Нет, взрослый человек не вступит в партнерские отношения с инфантилом. Просто это два инфантила. Один играет младенца, другой – взрослого. Это игра дочки-матери. С периодической сменой ролей.
— Чем отличается инфантил, играющий во взрослого, от настоящего взрослого в семейных отношениях?
— Взрослый не ищет ни приятности, ни боли, и не бегает от них. Он знает, что есть и радость и боль, и его реакция нормальна. Ему больно и это правильно. Ему потрясающе сейчас хорошо, и это тоже правильно. Он не бегает от боли и не ищет ее, чтобы завопить: «Мне больно! Что ты сидишь, мне больно!».
Инфантил культивирует боль, потому что это оправдание того, что он герой. У него нет другого способа себя уважать и чувствовать, что «я – классный».
— Может ли инфантильный человек быть успешным в личной жизни?
— Если он найдет пару, которую это устраивает, то это будет самая крепкая пара. Они по-разному инфантильны и очень друг друга устраивают. Она стонет, он ее спасает, замечательно, ребята при деле.
— Состояние взрослого человека, оно более какое-то приятное, спокойное, чем инфантильного?
— Нет! Состояние взрослого человека, оно не приятное и не спокойное. Он умный, бедный, он понимает, что происходит, и понимает, что он может сделать, а что – нет.
— Мне кажется, легче жить, когда ты понимаешь, что ты можешь сделать, а что нет, чем когда ты живешь в постоянной непредсказуемости, хаосе?
— В этой постоянной непредсказуемости и хаосе инфантильный человек чудесно живет, потому что есть некая взрослая материнская фигура, совершенно абстрактная, которая «они должны». Например, правительство, муж, начальник на работе…
— Тогда в чем смысл того, чтобы преодолевать свою инфантильность?:
— Чтобы развиваться самому, и тогда еще дальше пойдут дети. Чтобы род пошел на взлет. И, кстати, это обеспечение своей старости…
— Допустим, прочитав все вышесказанное, человек поймет, что он инфантильный?
— Если он умный, он задаст себе вопрос: а зачем мне нужна эта инфантильность?. .
© Realove.ru
Статья помогла? Поддержите работу сайта!
Перевести средства на работу сайта
Помочь делом
Поделиться статьей:
Поделиться
Твитнуть10435 |
Хотим ли мы взрослеть? (Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии)
Humania: The Madness of the Human Mind
С тех пор как европейские народы начали исследовать и колонизировать мир в 16 веке, они с любопытством наблюдали за «коренными» народами и письменными отчетами об их культурах. Современные антропологи по-прежнему часто путешествуют в отдаленные уголки мира, чтобы наблюдать и документировать племена, которых еще не коснулась глобализация и которые все еще ведут традиционный образ жизни.
А как насчет наоборот? Что сделали коренные народы с «развитыми» народами, изучившими их и чья культура победила их? Или, выражаясь более абстрактно, если бы член отдаленного племени написал о нас антропологическое исследование, что бы он сказал?
В 1932 году психолог Карл Юнг встретил вождя коренных американцев Маунтин-Лейк в Нью-Мексико. Когда Юнг спросил его, что он думает о европейцах, завоевавших его страну, он дал убийственную оценку: «Белые всегда чего-то хотят. Они всегда беспокойны и беспокойны. Мы не знаем, чего они хотят. Мы их не понимаем. Мы думаем, что они все сошли с ума».
Другие коренные народы разделяли недоумение Горного озера. Многие считали страсть европейцев к обладанию чем-то вроде безумия. Как сказал вождь сиу Сидящий Бык: «Любовь к обладанию — это их болезнь… Они заявляют, что наша мать, земля, принадлежит им, а соседей отгораживают».0003
Точно так же многие были шокированы отсутствием у европейцев связи с природой и отсутствием почтения к ней. Как писал один из самых проницательных наблюдателей различий европейского и индийского мировоззрений вождь Лютер Стандинг Медведь: «Индийская вера стремилась к гармонии человека с его окружением; другой стремился к господству над окружающим… Для [индейца] мир был полон красоты, для [белого человека] это было место греха и уродства, которое нужно было терпеть, пока он не отправится в другой мир».
Другими словами, коренные народы, кажется, думают, что с нами что-то не так, даже что мы сошли с ума. Местный антрополог, изучавший нашу историю, также нашел бы огромное количество дополнительных доказательств этого: тысячи лет непрерывных войн, огромное неравенство в богатстве и власти, жестокое угнетение женщин, представителей других классов и каст, бесконечная жестокость, насилие и жадность – а затем, в последние десятилетия, самоубийственное разрушение систем жизнеобеспечения нашей планеты. Он или она также обратили бы внимание на огромное неравенство, от которого сегодня страдает мир, где три самых богатых человека в мире богаче, чем 48 самых бедных стран вместе взятых, и где почти 800 миллионов человек недоедают, а миллионы других страдают ожирением, потому что они слишком много еды.
Что может быть безумнее этого?
Наше психологическое расстройство
Почему мы страдаем от постоянного беспокойства и беспокойства, о которых говорило Горное озеро? Почему многие из нас стремятся накапливать все больше и больше богатства, статуса и успеха без каких-либо доказательств того, что они приносят нам удовлетворение и удовлетворение? Почему, когда мы достигаем своих целей, мы часто чувствуем только короткий период удовлетворения, прежде чем снова возникает беспокойство, наполняя нас желанием достичь еще большего?
В моей новой книге «Назад к здравомыслию » я предположил, что с нашим разумом действительно что-то не так. Мы страдаем от основного психологического расстройства, которое является источником нашего дисфункционального поведения, как индивидуального, так и биологического вида. Мы все немного сумасшедшие — только потому, что безумие настолько присуще нам, что мы этого не осознаем. Я называю это расстройство «гуманией», то есть «человеческим безумием» (иногда я также называю его «безумием эго», поскольку это расстройство является результатом неправильного функционирования и неправильного развития эго). Я имею в виду наше ощущение себя «я» в нашем собственном ментальном пространстве, «я-систему», которая дает нам ощущение индивидуальности с нашими мыслями и переживаниями.)
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам определяет психологическое или психическое расстройство как «клинически значимый поведенческий или психологический синдром или паттерн, [который] связан с текущим дистрессом… или со значительным повышенным риском страдания». Гумания слишком вездесуща и само собой разумеющаяся, чтобы рассматривать ее как клинически значимую (тем более, что ею страдают и психиатры), но она, безусловно, является причиной дистресса и страданий. Благородная истина буддизма состоит в том, что «Жизнь есть страдание», и это страдание начинается в нашем уме. Это внутреннее страдание — или психологический диссонанс, как я его называю, — настолько нормально для нас, что мы не осознаем, что оно существует, как фоновый шум, к которому вы так привыкли, что больше его не слышите. Но он имеет огромные последствия. Это означает, что мы должны сосредоточить свое внимание вне себя и наполнить свою жизнь постоянной активностью и отвлечением, как наркоманы, которые нуждаются в постоянная подача препарата. Это делает невозможным для нас найти удовлетворение. Это вызывает разлад в наших отношениях. Оно побуждает нас искать благополучие и удовлетворение вне себя, в богатстве, успехе и власти. Он даже несет ответственность — по причинам, которые я объясню позже, — за большую часть конфликтов, угнетения и жестокости, которыми наполнена история человечества.
Но, несмотря на разрушительные последствия, это состояние не является ни глубоко укоренившимся, ни постоянным. На самом деле он существует только на поверхностном слое ума. У всех нас регулярно бывают моменты, когда наш обычный психологический диссонанс угасает, и мы испытываем чувство легкости, благополучия и гармонии. В эти моменты мы свободны от необходимости быть занятыми и нуждаться в стимуляции и приобретении — мы спокойно отдыхаем внутри себя и в настоящем моменте.
Эти моменты «гармонии бытия» — как я их называю — обычно случаются, когда мы тихие и расслабленные, и вокруг нас царит тишина, т.е. когда мы гуляем по сельской местности, спокойно работаем руками, слушаем или играем музыку, после медитации, занятий йогой или сексом. Нормальная непрекращающаяся болтовня наших мыслей исчезает, и вместо того, чтобы чувствовать себя обособленными, мы чувствуем естественный поток связи между собой и нашим окружением или другими людьми. В эти моменты мы становимся — по крайней мере временно — разумными.
Я думаю, что мы тоже можем навсегда стать нормальными, но это должно быть темой будущего блога.
Стив Тейлор — преподаватель психологии и автор нескольких бестселлеров по психологии и духовности. Экхарт Толле описал свою работу как «важный вклад в глобальный сдвиг в сознании, происходящий в настоящее время». Его новая книга называется «Назад к здравомыслию: исцеление безумия нашего разума ». Его сайт www.stevenmtaylor.com.
Превосходя человеческое безумие — Стив Тейлор
Первоначально опубликовано в Green Spirit , зима 2007 г. расстройство и, возможно, даже безумны.
Последние несколько тысяч лет были бесконечным каталогом безумного поведения. Записанная история — это бесконечный список войн и история жестокого угнетения огромной массы людей крошечным привилегированным меньшинством. Ужасное угнетение женщин, проходящее через историю и до сих пор существующее во многих частях мира, является еще одним признаком этого безумия, равно как и враждебное, репрессивное отношение к сексу и телу, характерное для большинства культур.
В дополнение к этому безумному коллективному поведению инопланетный зоолог может заметить признаки психического расстройства в том, как многие из нас ведут себя как личности. Он или она были бы озадачены тем фактом, что людям так трудно быть счастливыми. Почему так много людей страдают от разного рода психологических расстройств — например, от депрессии, злоупотребления наркотиками, расстройств пищевого поведения, членовредительства — или же проводят так много времени, подавленные тревогами, тревогами, чувством вины или сожаления, отрицательными эмоциями, такими как ревность и горечь? И почему столь многие люди испытывают ненасытную жажду обладания вещами? Почему мы готовы пойти на все ради приобретения материальных благ, в которых мы на самом деле не нуждаемся и которые не приносят нам реальной пользы? Точно так же многие люди очень сильно стремятся к статусу и успеху; они мечтают стать известными поп-звездами или телезвездами и пытаются завоевать уважение других, надевая определенную одежду, обладая статусными символами, посещая определенные места или ведя себя определенным образом. «Почему люди не довольствуются тем, что они такие, какие они есть?» — может спросить себя наблюдатель. «Почему они так стремятся к богатству и статусу вместо того, чтобы принять свое положение и жить настоящим моментом?»
Первобытные и доисторические народы
Однако в мире есть много групп людей, которые, кажется, не затронуты этим безумием — или, по крайней мере, не были затронуты до недавнего времени. «Первобытные» народы, такие как австралийские аборигены, племенные народы Сибири, Лапландии, Океании и других изолированных областей, как правило, имели очень низкий уровень ведения войны, если вообще вели ее. Они также имеют высокий статус для женщин и поразительно эгалитарны и демократичны. Антропологи почти всегда были поражены тем, насколько естественно довольными и беззаботными кажутся эти народы, как будто они свободны от психологического недуга, который поражает нас.
Еще более поразительно, что археологические данные свидетельствуют о том, что доисторические люди тоже были свободны от этого безумия. Археологические исследования во всем мире не обнаружили почти никаких свидетельств войн на протяжении всей фазы истории охотников-собирателей, то есть с момента зарождения человечества до 8000 г. до н.э. Археологи обнаружили более 300 доисторических пещер по всему миру, датируемых от 40 000 до 10 000 лет до нашей эры, ни одна из которых не содержит изображений оружия или боевых действий.
Чрезмерно развитое Эго
Это говорит о том, что между нами и первобытными или доисторическими людьми существует фундаментальное различие, которое порождает коллективное и индивидуальное безумие, которое преследует нас. Почему они должны быть свободны от безумия войны, угнетения и материализма? Я полагаю, что это фундаментальное различие можно описать как наше «чрезмерно развитое эго». Согласно антропологу Люсьену Леви-Брюлю, например, существенной характеристикой первобытных людей было их менее «заостренное» чувство индивидуальности. По его словам, «границы их индивидуальности изменчивы и плохо определены». . Он цитирует сообщения о народах, которые используют слово «я», когда говорят о своей группе, и о других, которые рассматривают свою землю как продолжение себя, так что быть изгнанным со своей земли было бы равносильно смерти (вот почему первобытные народы часто готовы покончить жизнь самоубийством, лишь бы не покинуть свои земли).
Об этом свидетельствует и практика именования некоторых народов. Для нас имя — это постоянный ярлык, который определяет нашу индивидуальность и автономию. Но у австралийских аборигенов, например, нет фиксированных имен, которые они сохраняют на протяжении всей жизни. Их имена регулярно меняются и включают имена других членов их племени. Другие коренные народы используют теконимы — термины, описывающие отношения между двумя людьми — вместо личных или родственных имён. С другой стороны, наше чувство эго настолько определено и сильно, что многие из нас испытывают базовое чувство отделения от природы, других людей и даже собственных тел. Мы самодостаточные личности, которые могут существовать отдельно от мира природы, наших сообществ и даже друг от друга.
Я считаю, что чрезмерно развитое эго является фундаментальным безумием, от которого мы страдаем, и основной причиной нашего безумного поведения. Интенсивное эго-сознание — это состояние страдания. Это приносит базовое чувство изоляции, отделения от других людей и остальной реальности. Мы чувствуем себя хрупкими существами, запертыми внутри наших собственных голов, а остальной мир находится «там», по другую сторону. И наше эго посылает через наш разум непрерывный поток «мысленной болтовни», хаос воспоминаний, мечтаний, тревог и страхов, который беспокоит наше существование и создает постоянное состояние беспокойства.
Кроме того, из-за того, что мы так много живем своими мыслями, нам очень трудно жить настоящим и ценить реальность и красоту мира, в котором мы живем. Мир становится унылым, полуреальным местом, воспринимаемым сквозь туман мыслей. В результате этого большинство людей испытывают базовое чувство незавершенности и неудовлетворенности. И это негативное состояние является основным источником тяги к обладанию, власти и статусу, которые являются способом завершить себя и компенсировать наш внутренний диссонанс. Мы пытаемся завершить себя — и сделать себя значимыми — обретая власть над другими людьми или собирая богатство и имущество.
И, в свою очередь, это стремление к богатству и власти лежит в основе войны и угнетения. Но что не менее важно, наше сильное чувство эго означает, что нам трудно сопереживать другим людям. Мы становимся «отгороженными» от них, неспособными «чувствовать» их и воспринимать мир с их точки зрения или ощущать страдания, которые мы им причиняем. Мы обретаем способность угнетать и эксплуатировать других людей в угоду своим желаниям.
Возможно, стремление к богатству и власти, за вычетом способности к сопереживанию, является корнем войн и угнетения женщин и других социальных групп. Возможно, это также является основной причиной нашего жестокого обращения с окружающей средой. Это означает, что мы испытываем чувство «инаковости» по отношению к природе, и что мы не можем ощутить ее живость, и в результате мы не чувствуем никаких угрызений совести по поводу эксплуатации и злоупотребления ею.
За пределами Эго
Однако есть метод исцеления нашего внутреннего разлада и выхода за пределы нашего безумия: через «надличностное» — или духовное — развитие. Вся цель надличностного развития состоит в том, чтобы превзойти наше усиленное чувство эго, притупить его стены обособленности и успокоить его хаотическую болтовню мыслей, чтобы мы могли начать испытывать новое чувство внутреннего содержания и новое чувство связи с космосом. и другим существам. Именно на это и направлена практика медитации: создать состояние внутренней тишины, в котором эго исчезает. И вот что происходит, когда мы посвящаем свою жизнь служению другим, а не следованию собственным эгоистичным желаниям: обособленность начинает исчезать по мере того, как мы развиваем повышенное чувство сострадания, чувство общности с другими людьми и другими существами.
По мере того, как мы преодолеваем обостренное чувство эго, мы начинаем видеть мир как значимое и гармоничное место. Мы обретаем способность жить настоящим моментом и принимать себя и свою жизнь такими, какие они есть, не желая этого.