Что такое моральные правила: Что такое моральные принципы человека? Как следовать правилам морали и что входит в это понятие?

Что такое моральные принципы человека? Как следовать правилам морали и что входит в это понятие?

Известная фраза «все разрешено, кроме того, что законом запрещено» не совсем верная. Есть еще один ограничивающий фактор — принципы морали и нравственные нормы.

Они регулирую поведение человека вне юридического поля и выступают в качестве особой формы общественного сознания и межличностных отношений.

В этой статье мы поговорим о том, что в себя включают морально-этические нормы и каких правил поведения должен придерживаться человек.

Что такое моральные принципы?

В обществознании, социологии можно увидеть такое определение. Нормы морали — это общепринятые нормы и правила поведения для общества, возникающие из морали. Они составляют главные общечеловеческие ценности и определяют действия людей в социуме.

Мораль является индикатором нравственности в обществе, и она дает оценку и характеристику действиям людей — что — хорошо, а что — плохо, разделяет добро и зло.

Если говорить простыми словами, то правила морали — это нормы, правила и принципы поведения людей, которые ограничены общечеловеческими понятиями о хорошем и плохом.

Очень часто между основой морали и моральными принципами человека ставят знак равенства и рассматривают это как одно понятие.

Моральные правила обязательны к исполнению каждый здравомыслящим человеком. Они отражают понятие и категории этики. Они нужны, чтобы понимать важность и значимость чего-либо, идеалы и ценности общества в целом и отдельно взятой личности.

Важно! Общечеловеческие моральные принципы, нравственность и этика взаимосвязаны между собой. Индивид, оценивая свои действия, делает свой личный моральный выбор, сам решает проявлять ему нравственность или нет. Индивид волен выбирать для себя главные моральные нормы и следовать им.

Функции морали

Как мы уже сказали выше, мораль диктует нормы и общепринятые правила поведения общества.

Испокон веков из поколение в поколение передавались знакомые нам всем понятие о добре и зле. Мы росли и учили этому наших детей, точно так как учили детей наши бабушки и прабабушки. Детские сказки, басни, мультфильмы учат малышей запоминать на всю жизнь принятые в обществе признаки морального и нравственного поведения. То есть, можно сказать, что моральные правила несут воспитательную функцию.

Остальные функции морали приведем в таблице ниже.

Причины одиночества

Особенности моральных норм

Оценочная

Основные нормы морали оценивают не только поступки людей, но их мотивы. Благодаря морали, у общества есть нравственные ориентиры.

Регулятивная

Мораль сохраняет баланс интересов всех индивидов в определенном обществе. Поощряя одни действия и осуждая другие, моральные ценности регулируют поведение отдельных индивидов в обществе.

Воспитательная

Моральные ценности воспитывают в людях патриотизм, гуманность, милосердие, самоотдачу, смелость, уважение, самопожертвование.

Контролирующая

Те люди, которые состоят в обществе, должны соблюдать и считаться с принятыми нормами морали.

Объединяющая

Единые правила морали объединяют общество, их мысли и действия. Все члены общества знают, что у них общие убеждения и цели.

Примеры и виды моральных норм

За много веков существования человечества моральные нормы изменялись, закреплялись и совершенствовались. Они закреплены во многих религиях, учениях, убеждениях, вероисповеданиях.

Рассмотрим кратко основные их черты. Итак, к моральным нормам относятся:

  • Благоразумие. Индивид должен руководствоваться разумом, а не эмоциями.
  • Воздержание. Духовные ценности нельзя познать без воздержания от материальных благ и различных удовольствий. Примером является время поста в различных религиях.
  • Справедливость. Это соответствие между поступком и следствием. За хороший поступок будет справедливым наградить, а за плохой — наказать.
  • Вежливость и уважение. Каждый человек должен уважать другого и относиться вежливо к нему.
  • Трудолюбие. Труд всегда поощрялся и нес в себе воспитательную функцию. Благодаря трудолюбию каждого члена, общество могло развиваться и становиться сильнее.
  • Смирение. Эта черта моральной нормы, идущая от религиозных основ. Каждый индивид должен уметь сделать паузу, остановиться, проявить послушность и покорность.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите узнать больше о ценностях и моральных нормах, понять, как общепринятые правила поведения отражаются лично на вас. Наши психологи помогут вам проанализировать ваше поведение на соответствие нормам морали.

Последствия нарушения моральных норм

Моральные нормы законодательно никак не закреплены, они не прописаны в различных документах, за их несоблюдение человека нельзя оштрафовать или лишить свободы (избрать меру наказания в виде заключения под стражу). Но личность можно осудить и дать его поступкам отрицательную оценку.

Человек вправе сам решать, соблюдать ему принятые правила или нет, его никто не принуждает. Но он должен помнить, что за нарушение морали на него одного или на целую социальную группу могут быть наложены определенные санкции в виде осуждения, порицания или иной отрицательной оценки.

Иногда последствия могут быть более серьезными. Например, в армии у военнослужащих есть более строгие нормы морали. А последствия их нарушения будут определены в зависимости от тяжести последствий.

Что касается религиозных канонов, то за нарушения общепринятых принципов могут отлучить из религиозной общины, или ограничить участие в определенных ритуалах, назначить исправительные работы и т.д.

Воспитание моральных качеств

Каждого ребенка учат соблюдать моральные нормы, понимать и различать хорошее и плохое с самого детства. Данные качества в ребенке воспитывают не только родители, но и другие близкие родственники, а также иные члены общества — воспитатели в детском саду, учителя в школе, тренеры на секциях. Даже другие дети — одноклассники и друзья могут влиять на ребенка и показывать пример соблюдения морали.

Психологи выделяют несколько методов, благодаря которым ребенок может усвоить общепринятые правила:

  1. Личный пример родителей и других родственников. Если вы хотите воспитать ребенка в соответствии с принципами морали и нравственности, то вам нужно самим их соблюдать и на собственном примере показывать, что такое хорошо, а что — плохо.
  2. Прослушивание различных лекций, презентаций, выступлений на данную тему.
  3. Чтение художественной литературы. Детские сказки, басни учат ребенка отличать хорошее от плохого и понимать, что можно делать, а что — нельзя.
  4. Просмотр кинофильмов, мультфильмов.
  5. Анализ действий и формирование позитивного опыта.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите развить в своем ребенке моральные качества, но не знаете, как это сделать. Наши психологи на связи с вами круглосуточно. Они могут в любое удобное для вас время провести консультацию по телефону или видеосвязи.

Частые вопросы

Что относится к морали?

+

Моральные нормы — это общепринятые правила поведения всех членов одного общества, которые приняты в интересах данного общества, при этом они имеют добровольный характер исполнения и незафиксированные законом.

Зачем вообще нужны эти правила?

+

Моральные принципы помогают человеку адаптироваться в обществе, соблюдать собственные интересы (чтобы он не шли вразрез интересам общества), анализировать поступки, воспитывать иные волевые качества, формировать этические правила, объединять и развивать общество, в котором находится этот человек.

В каких сферах жизни принципы морали помогают человеку?

+

Абсолютно во всех. Отдельно стоит выделить профессиональную сферу, семейные и дружественные отношения, бытовую сферу, а также сферу межгрупповых и международных отношений.

Заключение эксперта

Нормы морали, как некий свод правил, не имеют под собой законодательной основы и каждый человек вправе сам выбирать — соблюдать их или нет. Но эти правила старается соблюдать каждый человек, потому что в каждом из нас живет страх осуждения, одиночества, стыда, страх быть не принятыми в обществе или определенной группе. И именно аморальные поступки сулят изгнание, порицание, осуждение остальными членами общества. 

Человек  — существо социальное и именно стремление быть в группе и обществе заставляет нас принимать и соблюдать общесоциальные правила. Мы учим этому наших детей, чтобы обезопасить себя от чувства стыда и не мучатся муками совести, если наш ребенок нарушит общепринятые правила и будет вести себя аморально.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 339

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

понятие, примеры, отличия от правовых норм

Поведение человека регулируется и определяется широким перечнем факторов. Одним из способов нормативного регулирования поведения выступает мораль. Она также может рассматриваться в качестве особой формы общественного сознания и разновидности общественных отношений. Принципы морали содержатся в моральных нормах.

Что такое моральные нормы?

Моральные нормы —  это комплекс правил поведения, который устанавливается в рамках конкретного общества в зависимости от имеющихся у людей представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости. Сохранность моральных норм обеспечивается за счет общественного одобрения и внутреннего убеждения каждого члена общества.

Все моральные нормы формируются из имеющихся у людей реальных принципов, идеалов, понятий о добре и зле. Таким образом, все они проходят некоторое «общественное сито», через которое просеиваются все нормы поведения и остаются действительно корректные.

Благодаря наличию моральных норм осуществляется регулирование поведения человека в различных отраслях и сферах общественной жизни. В первую очередь здесь можно выделить быт, работу, семейные и личные отношения, межгрупповые и международные. Однако любая разновидность взаимодействия определяется конкретным набором моральных норм. Стоит отметить, что моральные нормы заметно отличаются от особых требований каждой из отрасли своим социально-всеохватывающим характером, поскольку они являются обязательными для всех людей. Они фиксируют в себе особые требования и составляют базис и норму поведения общества, определяют культуру межчеловеческих отношений.

Любая моральная норма должна быть обоснованной с точки зрения ценностной базы общества, а также его идеалов, поскольку моральные нормы выступают в качестве подчиненного инструмента данных идеалов.

Контроль за соблюдением моральных норм складывается под воздействием общественного мнения и авторитетов, которое культивирует в сознании каждого человека позицию в вопросах личностных представлений о достойном и недостойном, нравственном и безнравственном.

Примеры моральных норм

За всю историю существования человечества было сформировано огромное количество различных моральных норм, большинство из них закреплено во всех современных религиях и учениях. Рассмотрим перечень наиболее важных моральных норм:

  • Благоразумие. Человек должен уметь руководствоваться собственным разумом, а не внезапными порывами эмоций.
  • Воздержание. Этот базис затрагивает не только сферу личных отношений, но и культуру питания, развлечения, а также весь комплекс удовольствий. С давних времен люди пришли ко мнению, что материальные блага являются помехой для духовных ценностей. Великий пост является одним из проявлением конкретно этой моральной нормы.
  • Справедливость. Этот принцип можно охарактеризовать пословицей «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Необходимо проявлять уважение по отношению к другим людям.
  • Вежливость. Также произрастает из необходимости уважать других людей. Вежливость является основой дипломатии.
  • Трудолюбие. На любом из этапов становления человечества, в любом обществе, труд всегда поощрялся.
  • Смирение. Под смирением подразумевается умение вовремя сделать паузу и остановиться. Человек должен уметь своевременно останавливать свои порывы.

Как работают моральные нормы?

Содержание поведение человека определяется имеющимися у него моральными принципами, поскольку они содержат в себе некоторые базовые алгоритмы поведения в конкретной ситуации. Набор этих принципов определяется особенностями конкретного общества. Они направлены на регулирование различных отраслей жизни человека, а также его поступков. При этом все моральные нормы постоянно поддерживаются общественным авторитетом, дисциплиной и мнением, также это закрепляется убеждением каждого человека в обществе о необходимости придерживаться должного поведения в конкретных условиях.

Стоит отметить еще одну особенность моральных норм. Они не просто являются следствием имеющегося общественного порядка, а выступают в качестве идейного обоснования конкретных представлений человека о должном или недолжном поведении, как в целом, так и в конкретной жизненной ситуации. Это одно из ключевых отличий моральных норм от простых обычаев и привычек, к которым можно отнести празднование дня рождения, свадьбы, Нового года.

Последствия нарушения моральных норм

В первую очередь следует отметить добровольный характер соблюдения моральных норм. Однако нарушение подобных принципов приводит к наложению определенных санкций, проявляющихся в отрицательной оценке и осуждении поведения конкретного человека. Подобный характер санкций демонстрирует моральное осуждение и запрет на повторение подобного поведения человека в будущем. При этом подобные моральные санкции могут быть адресованы как конкретному человеку, так и определенным социальным группам. Моральные санкции выступают в качестве еще одного столпа, который поддерживает и закрепляет нравственные требования общественных норм.

Стоит отметить, что некоторые моральные нормы, а точнее их нарушение, могут подразумевать значительно более жесткие санкции, которые определяются нормами действующих в обществе формальных требований. К примеру, если военнослужащий солгал своему командиру, то подобное поведение приведет к серьезным последствиям, которые будут определены степенью тяжести последствий, сформировавшихся в результате обмана.

Моральные нормы могут выражаться в положительной и негативной форме. Примером положительной являются такие законы как «будь честен», «уважай старших», «помогай ближнему». Негативные же проявления подразумевают запрещающий характер норм, к примеру «не укради».

Как формируются моральные нормы?

Здесь в первую очередь следует осознавать, что такие категории как «добро» и «зло», «плохое» и «хорошее» являются весьма условными и относительными. В каждом обществе могут существовать собственные оценочные суждения на этот счет. Поскольку мораль также формируется на основе данных условных категорий, то она также носит относительно условный характер, который будет присущ конкретной социальной группе. Также на формирование моральных норм в значительной степени влияют многовековые традиции и обычаи, которые могут значительно варьироваться в зависимости от общества.

На текущий момент ученые проявляют большую заинтересованность к процессам формирования морали в различных этносах. Исследования подобного характера направлены на изучение социальной эволюции и опираются на тот факт, что поведенческие нормы формируются таким образом, чтобы обеспечить выживание конкретной этнической группы, а также гарантировать продолжение рода. В таком случае каждый человек будет заниматься соблюдением норм всеобщей морали, поскольку будет ощущать ответственность перед социумом.

Функции моральных норм

Моральные нормы выполняют в обществе несколько важных функций:

  • Мировоззренческая. Исходя из морали общества, происходит формирование ценностных ориентаций и категорий: норм, оценок и запретов. Все индивиды общества занимаются выполнением данных установок.
  • Познавательная. Каждый человек способен лучше узнать об особенностях культуры собственного общества.
  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве средства регулирования повседневной жизни людей. При этом она накладывает некоторые санкции, а также поддерживает правила поведения.
  • Оценочная. Гуманистический подход становится основой рассмотрения всех окружающих явлений и процессов. Подобный подход позволяет различать такие условные категории как «добро» и «зло».
  • Воспитательная. Обеспечивает передачу конкретных ценностей из поколения в поколение.
  • Мотивационная. Поведение каждого человека определяется широким количеством факторов, одним из которых является мотивация, которая подталкивает человека к действию или бездействию.
  • Контролирующая. Индивид должен осуществлять самостоятельный контроль над собой, основываясь на осуждении со стороны других членов общества.
  • Координационная. Описывает принципы взаимодействия людей в различных обстоятельствах.
  • Интегрирующая. Заключается в единстве общества, а также его целостности по отношению к внутреннему миру конкретного человека.

Чем моральные нормы отличаются от правовых?

Стоит отметить, что право и мораль в современном обществе строятся на схожих принципах, поскольку находятся на страже общечеловеческих ценностей и идеалов. Однако всегда стоит помнить о том, что право и мораль выступают в качестве разных нормативных регуляторов. Для каждой из этих категорий характерны свои особенности и область воздействия. При этом данные категории обладают определенными точками соприкосновения. Однако имеются и определенные различия. Рассмотрим их:

  • Моральные нормы по своему характеру являются довольно расплывчатыми и неопределенными. Правовые нормы не допускают различных трактовок и всегда являются определенными и четкими;
  • Нормы права занимаются регулированием наиболее важных общественных отношений, которые являются ключевыми с точки зрения жизнеобеспечения человека. Нормы морали регулируют все личностные и общественные принципы поведения;
  • Форма закрепления. Правовые нормы закрепляются в законах, моральные нормы откладываются в сознании общества.
  • Санкции правовых норм обеспечиваются государственным принуждением, а моральные нормы охраняются возможностью общественного осуждения.

Заключение

Появление норм морали не является случайным процессом с точки зрения эволюции человеческого общества. Они сформировались как необходимое условие обеспечения нормального функционирования общества и его отдельных членов. Моральные нормы продолжают развиваться параллельно с обществом.

моральных правил и принципов | Encyclopedia.com

Нормативные правила и принципы говорят, что требуется или разрешено, хорошо или плохо. Другими словами, нормативные правила и принципы говорят, что агенты должны делать или что агентам разрешено делать; или то, что заслуживает продвижения, похвалы или одобрения; или то, что заслуживает противодействия, критики или неодобрения. Моральные правила или принципы отличаются от нормативных других видов (таких как правила или принципы закона, этикета или клубов) тем, что моральные правила или принципы указывают, что агенты должны делать с моральной точки зрения или что им разрешено делать с моральной точки зрения, или что заслуживает моральной похвалы. и восхищение.

Правила и принципы носят (по крайней мере до некоторой степени) общий характер, то есть они относятся к разным ситуациям или классам случаев, а не к отдельным случаям. Таким образом, правила или принципы сопоставляются с суждениями о конкретном случае. Решение о том, что Мартин Элгинбродде должен кормить своего хомяка в 8 часов утра 7 июля 2007 года, не формулирует правила. Скорее, он формулирует суждение о том, что конкретный человек должен делать в конкретном случае. Поскольку правила и принципы относятся к видам ситуаций или классам случаев, правила или принципы влекут за собой суждения о конкретных случаях. Принцип, согласно которому люди должны кормить своих питомцев, подразумевает, что Мигель должен кормить своего кота, Джанет должна кормить свою собаку, Рахул должен кормить свою птицу, Джо должен кормить своего хорька и так далее для любого количества владельцев домашних животных. как есть.

Многие философы считали, что моральные правила и принципы должны применяться повсеместно. То, что правильно для одного человека, должно быть правильным для любого другого, если только между случаями нет морально значимого различия. Эта мысль отражена в Золотом правиле и служит краеугольным камнем моральной философии Иммануила Канта и Ричарда М. Хэйра. Но одно важное различие между Кантом и Хэйром касается степени детализации и сложности, которую они допускают в моральных принципах. Кант считал, что моральные принципы должны быть очень простыми; Хэйр считал, что они могут быть очень подробными и сложными, если они сформулированы в совершенно универсальных терминах.

Насколько строги моральные правила и принципы? Большинство людей должны считать моральные правила и принципы очень важными, в частности, для создания очень веских причин для действия. В противном случае та степень социального сотрудничества и солидарности, которую должны обеспечивать моральные правила и принципы, вряд ли будет достигнута. Некоторые философы, например Рональд Дворкин (1977), считали, что моральные правила могут быть более конкретными и менее строгими, чем моральные принципы. Моральное правило может звучать так: «Будь особенно добр к своим родителям». Более общий и строгий принцип мог бы звучать так: «Будьте особенно добры к своим благодетелям». В случае, когда родитель не был благодетелем, например, отец, который всегда игнорирует бедственное положение своего потомства, правило «Будь особенно добр к своим родителям» может исчезнуть.

Правда, даже правило «Будьте особенно добры к своим благодетелям» можно обойти. Возьмем крайний пример: доброта к благотворителям может в какой-то ситуации противоречить спасению многих невинных жизней. Предположим, что по какой-то причине можно либо пойти поблагодарить благодетелей, либо посвятить время спасению невинных жизней, но не то и другое одновременно. Применительно к такому случаю принцип «Будь особенно добр к благодетелям» кажется морально менее важным, чем принцип «Предотврати вред другим». Многие другие моральные правила или принципы также могут в определенных случаях перевешиваться или подавляться другими моральными правилами или принципами.

Существуют ли правила или принципы, которые всегда перевешивают любые противоположные моральные соображения? Рассмотрим принципы «Не делай того, что морально неправильно» и «Делай то, что ты должен делать с моральной точки зрения». Такие принципы касаются соблюдения всеохватывающих моральных приговоров. Эти принципы говорят нам делать все, что, учитывая все обстоятельства, морально необходимо. Они не дают нам указаний, какие моральные соображения побеждают другие, чтобы порождать всеобъемлющие моральные вердикты.

Существуют ли какие-либо правила или принципы, которые предоставляют информацию о том, что требует мораль, и всегда перевешивают любые противоположные моральные соображения? Было предложено два вида принципов. Один из этих видов состоит из моральных принципов, запрещающих злые цели, таких как «Не причиняй вреда другим ради самих себя» и «Не обманывай других ради самих себя». Другой тип состоит из принципов, предлагаемых в качестве наиболее общего и основного принципа морали, таких как кантовское «Действуй только в соответствии с максимами, которые ты можешь захотеть сделать универсальными законами» и акт-утилитаристское «Делай любые действия, способствующие общему благополучию».

Существуют и другие моральные теории, выдвигающие другие основополагающие принципы. Например, контрактуалистская теория морали Т. М. Скэнлона (Scanlon, 1982) утверждает, что моральная неправильность определяется правилами общего регулирования поведения, которые никто не может разумно отвергнуть как основу осознанного, непринужденного общего согласия. Теория утилитаризма правил Ричарда Б. Брандта (1967) утверждает, что моральная неправильность определяется правилами, которые имеют наивысшую ожидаемую беспристрастную полезность. Розалинда Херстхаус (1999) этика добродетели считает, что действие является неправильным, если оно не было бы совершено кем-то с полным набором черт характера, которые приносят пользу другим или действующему лицу.

Некоторые философы считают, что только что упомянутые теории ошибочны, утверждая, что мораль настолько едина. Например, такие плюралисты, как Уильям Дэвид Росс (Ross, 1930), считают, что существует множество основных моральных принципов, определяющих черты, которые с моральной точки зрения считаются в пользу действий, которые они имеют (моральные плюсы), и другие черты, которые с моральной точки зрения противоречат действиям, которые они совершают. есть (моральные минусы). Эти моральные «за» и «против» являются подходящим исходным материалом для моральной оценки; вердикт о всеобщей моральной правильности или неправильности является подходящим результатом. Российские плюралисты считают, что эти моральные принципы (и, следовательно, моральные плюсы и минусы, которые эти принципы определяют) могут противоречить друг другу. Например, тот факт, что действие принесет пользу другим, считается в его пользу, а тот факт, что действие приведет к выполнению обещания, считается в его пользу. Однако иногда выполнение своего обещания не приносит пользы другим.

Российские плюралисты также считают, что принципы не входят в строгую иерархию важности, которая разрешала бы все возможные конфликты между ними. Это ставит вопрос о том, что правильно делать, когда российские принципы противоречат друг другу. Российские плюралисты считают, что тот принцип, который побеждает, когда между ними возникает конфликт, не может быть схвачен в виде правильного, информативного, общего принципа. Например, общий принцип, согласно которому приносить пользу другим всегда важнее выполнения обещаний, неверен. Также не является общим принципом, что выполнение обещаний всегда важнее, чем приносить пользу другим. Вместо этого в некоторых ситуациях правильно сдержать обещание, хотя можно было бы принести больше пользы другим, если бы он нарушил обещание, но в других ситуациях правильно нарушить обещание, если это необходимо для того, чтобы принести пользу другим. Итак, российские плюралисты признают, что моральные суждения о добре и зле не могут быть систематизированы в правильных информативных общих принципах. Они утверждают, что, когда основные принципы противоречат друг другу, правильный поступок — это вопрос суждения, а не дальнейшего принципа. Тем не менее, российские плюралисты считают, что моральные принципы имеют важное место именно в выявлении моральных плюсов и минусов.

Некоторые философы считают неверными даже принципы того, что считается моральным плюсом или моральным минусом. Этих философов называют моральными партикуляристами. Партикуляристы считают, что любая черта действия или его последствия, являющаяся моральным плюсом в одной ситуации, может быть моральным минусом в другой ситуации. В то время как россияне считают, что тот факт, что действие принесет пользу кому-то, всегда является основанием в пользу этого действия, партикуляристы считают, что в некоторых ситуациях тот факт, что действие принесет пользу кому-то, является морально положительным, а в других ситуациях — морально отрицательным. Например, вытирание пота со лба мучителя принесет пользу мучителю, но не засчитывается в пользу действия. В более общем плане партикуляристы утверждают, что особенности действий могут менять моральную «полярность» в зависимости от контекста. Большинство согласится с тем, что нужно пытаться помочь человеку, которого пытают, а не вытирать лоб мучителю. Вопрос в том, как объяснить, каковы исходные данные для этого вердикта. Партикуляристы говорят, что тот факт, что вытирание лба мучителю принесет ему пользу, не является причиной для этого, а, скорее, причиной против этого.

По этому вопросу антипартикуляристы делятся на две группы. Антипартикуляристы в одной группе говорят, что потенциальная польза для мучителя значительно перевешивается важностью попытки помочь человеку, которого пытают. Но антипартикуляристы из этой группы считают, что тот факт, что вытирание лба палачу принесет ему пользу, по крайней мере немного говорит в пользу вытирания лба. Антипартикуляристы из другой группы согласны с партикуляристами в том, что тот факт, что вытирание лба мучителю принесет ему пользу, не является моральным основанием для этого. Таким образом, антипартикуляристы из этой второй группы соглашаются с партикуляристами в том, что пример с вытиранием лба палачу опровергает утверждение о том, что польза кому-то всегда является моральным преимуществом. Но эти антипартикуляристы противостоят партикуляризму, утверждая, что есть некоторая другая черта, которая всегда имеет одну и ту же моральную полярность. Например, эти антипартикуляристы могут заявить, что любое действие, имеющее свойство приносить пользу невинному человеку, имеет по крайней мере это в свою моральную пользу. Другими словами, антипартикуляристы из этой второй группы отказываются от более общего утверждения, что принесение пользы человеку всегда является морально положительным качеством, но они настаивают на несколько менее общем утверждении, что принесение пользы невиновному человеку всегда является морально положительным качеством.

Споры по поводу партикуляризма в основном касаются того, существуют ли какие-либо правильные информативные общие принципы, либо определяющие моральную правильность с учетом всех вещей, либо определяющие, какие черты всегда действуют как моральные плюсы или минусы. Антипартикуляристы побеждают в дебатах, если выдвигают правильные информативные общие принципы одного или обоих видов. Партикуляристы выигрывают, если показывают, что каждый выдвигаемый информативный общий принцип неверен.

Дебаты о партикуляризме имеют и другие элементы. С одной стороны, партикуляристы говорят, что часто можно увидеть не только то, какие черты и каким образом учитываются в конкретной ситуации, но также и то, что все вещи считаются морально правильными в этой ситуации. Если в этом правы партикуляристы, возникает вопрос: какой смысл пытаться сформулировать общие принципы, если мы можем видеть, какие частные действия правильны и без них?

С другой стороны, антипартикуляристы отмечают, что мы обычно воспринимаем беспринципность как серьезный моральный недостаток. Почему беспринципность является таким моральным недостатком, если действовать в соответствии с принципами не является частью морали? Кроме того, почему нравственное воспитание начинается с изучения правил и принципов, если в конечном итоге они не играют никакой роли в определении моральной правильности? И почему моральное рассуждение так часто состоит в сравнении различных случаев, если правильные моральные суждения всегда относятся к частным случаям, а не к классам случаев или типам ситуаций?

Партикуляристы бросают вызов идее о том, что принципы играют существенную роль в морали. Этот вызов заставил других философов-моралистов уточнить, какие принципы они защищают и какую роль, по их мнению, должны играть принципы. Российские плюралисты считают, что правильные информативные принципы заключаются только в моральных плюсах и минусах. Многие другие философы — например, утилитаристы, кантианцы, договорщики и специалисты по этике добродетели — считают, что существует правильный информативный общий принцип, определяющий основополагающий принцип правильного и неправильного, однако между ними сохраняются разногласия по поводу того, что это за принцип.

См. также Деонтологическая этика; Теории этики Божественного повеления; Долг; Золотое правило; Дворкин, Рональд; Заяц, Ричард М .; Кант, Иммануил; Моральные дилеммы; Моральные принципы: их обоснование; Права; Росс, Уильям Дэвид; Утилитаризм.

Блэкберн, Саймон. Господствующие страсти: теория практического мышления . Oxford: Oxford University Press, 1998. См., в частности, с. 281.

Брандт, Ричард Б. «Некоторые достоинства одной формы правила-утилитаризма». В Университет Колорадо изучает философию , 39–65. Боулдер: University of Colorado Press, 1967. Перепечатано в Ричарде Б. Бранте, Мораль, утилитаризм и права , 111–136. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1992.

Дэнси, Джонатан. Этика без принципов . Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 2004.

Дэнси, Джонатан. Моральные причины . Оксфорд, Великобритания: Blackwell, 1993.

Дворкин, Рональд. Серьезное отношение к правам . London: Duckworth, 1977.

Hare, RM Моральное мышление: его уровни, метод и точка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1981.

Заяц, Р. М. «Объективные рецепты». В Натурализм и нормативность: философские вопросы . Том. 4., под редакцией Э. Вильянуэва. Атаскадеро, Калифорния: Риджвью, 1993. Перепечатано в RM Hare, Objective Prescriptions and Other Essays , 1–18. Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 1999.

Хукер, Брэд и Маргарет Оливия Литтл, ред. Моральный партикуляризм . Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 2000.

Херстхаус, Розалинда. Об этике добродетели . Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 1999. См., в частности, часть 3, 198–228.

Маки, Дж. Л. Этика: изобретение правильного и неправильного . Harmondsworth, UK: Penguin, 1977. См. особенно гл. 4, 83–102.

Маки, Дж. Л. «Три стадии универсализации». В лицах и ценностях: Сборник документов . Том. 2., под редакцией Джоан Маки и Пенелопы Маки. Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 19.85. См. особенно с. 178.

Кант, Иммануил. Основы метафизики морали [1785]. Перевод Х. Дж. Патона. Нью-Йорк: Harper & Row, 1964.

Росс, В. Д. Правильное и хорошее . Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, 1930.

Скэнлон, Т. М. «Контрактуализм и утилитаризм». В утилитаризме и после под редакцией Амартии Сен и Бернарда Уильямса. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1982.

Скэнлон, Т. М. Чем мы обязаны друг другу . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1998. См. особенно гл. 5, 189–247.

Сиджвик, Генри. Методы этики . 7-е изд. London: Macmillan, 1907.

Брэд Хукер (2005)

Семь моральных правил, которые якобы объединяют человечество

В 2012 году Оливер Скотт Карри был преподавателем антропологии в Оксфордском университете. Однажды он устроил среди своих учеников дискуссию о том, является ли нравственность врожденной или приобретенной. Одна сторона страстно доказывала, что мораль везде одинакова; другой, что нравы везде разные.

«Я понял, что, очевидно, на самом деле никто не знал, и поэтому решил выяснить это сам», — говорит Карри.

Реклама

Семь лет спустя Карри, ныне старший научный сотрудник Оксфордского института когнитивной и эволюционной антропологии, может предложить ответ на, казалось бы, громадный вопрос о том, что такое мораль и как она действует — или не меняется — в разных странах. мир.

Мораль, говорит он, предназначена для содействия сотрудничеству. «Люди повсюду сталкиваются с одним и тем же набором социальных проблем и используют один и тот же набор моральных правил для их решения», — говорит он в качестве ведущего автора статьи, недавно опубликованной в журнале Current Anthropology. «Все везде разделяют общий моральный кодекс. Все согласны с тем, что сотрудничество, содействие общему благу — это правильно».

Для исследования группа Карри изучила этнографические отчеты об этике из 60 обществ по более чем 600 источникам. Универсальные правила морали:

  1. Помогайте своей семье
  2. Помогайте своей группе
  3. Возвращайте милости
  4. Будьте смелыми
  5. Уважайте начальство
  6. Делите ресурсы справедливо
  7. Уважайте чужое имущество хорошо зарекомендовавших себя» видов сотрудничества, чтобы проверить идею о том, что мораль развивалась для поощрения сотрудничества, в том числе семейные ценности , или почему мы выделяем ресурсы на семью; групповая лояльность, или почему мы формируем группы, соответствуем местным нормам и способствуем единству и солидарности; социальный обмен или взаимность, или почему мы доверяем другим, отвечаем взаимностью, ищем мести, выражаем благодарность, чувствуем вину и миримся после ссор; разрешение конфликтов посредством состязаний , которые влекут за собой «ястребиные проявления доминирования» такие как храбрость или «голубиные проявления подчинения» », такие как смирение или почтение; справедливости, или как разделить спорные ресурсы поровну или компромисс; и права собственности , то есть не воровство.

    Реклама

    Команда обнаружила, что эти семь видов кооперативного поведения считались морально хорошими в 99,9% случаев в разных культурах. Карри осторожно отмечает, что люди во всем мире сильно различаются в том, как они расставляют приоритеты в отношении различных форм сотрудничества. Но он сказал, что доказательства широко распространенной приверженности этим моральным ценностям неопровержимы.

    «Меня удивило, насколько все это было неудивительно, — говорит он. «Я ожидал, что будет много «будь смелым», «не кради у других» и «отвечай взаимностью», но я также ожидал много странных, причудливых моральных правил». Они обнаружили случайные отклонения от нормы. Например, среди чукесов, крупнейшей этнической группы в Федеративных Штатах Микронезии, «открытая кража у других достойна восхищения, поскольку она показывает доминирование человека и демонстрирует, что его не пугают агрессивные силы других». Тем не менее, исследователи, изучавшие группу, пришли к выводу, что семь универсальных моральных правил по-прежнему применимы к такому поведению: «похоже, это случай, когда одна форма сотрудничества (уважение к собственности) уступила место другой (уважение к агрессивным чертам характера). , хотя и не явно храбрость)», — написали они.

    Многие исследования рассматривали некоторые правила морали в некоторых местах, но ни в одном из них не предпринималось попыток изучить правила морали в такой большой выборке обществ. Действительно, когда Карри пытался получить финансирование, его идея неоднократно отвергалась как слишком очевидная или слишком невозможная для доказательства.

    Вопрос о том, является ли мораль универсальной или относительной, извечный. В 17 веке Джон Локк писал, что если вы посмотрите на мир, «вы можете быть уверены, что едва ли найдется тот принцип морали, который можно было бы назвать, или правило добродетели, о котором можно было бы подумать…. которая никоим образом не пренебрегается и не осуждается общей модой целых обществ людей».

    Реклама

    Философ Дэвид Хьюм не согласился. Он писал, что нравственные суждения зависят от «внутреннего чувства или чувства, которое природа сделала универсальным для всего вида», отмечая, что определенные качества, в том числе «правдивость, справедливость, мужество, умеренность, постоянство, достоинство духа. .. . . дружба, симпатия, взаимная привязанность и верность» были довольно универсальными.

    Критикуя статью Карри, Пол Блум, профессор психологии и когнитивных наук Йельского университета, говорит, что мы далеки от консенсуса в отношении определения морали. Речь идет о честности и справедливости или о «максимальном благополучии живых существ»? Речь идет об отсрочке удовлетворения ради долгосрочной выгоды, иначе известной как межвременной выбор, или, может быть, об альтруизме?

    Блум также говорит, что авторы исследования Current Anthropology недостаточно объясняют, как мы приходим к моральным суждениям, то есть ту роль, которую разум, эмоции, структуры мозга, социальные силы и развитие могут играть в формировании наших представлений о мораль. Хотя в документе утверждается, что моральные суждения универсальны из-за «совокупности инстинктов, интуиции, изобретений и институтов», пишет Блум, авторы «не делают конкретных заявлений о том, что является врожденным, чему научились, а что возникает в результате личного выбора».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *