3. Моральные правила. Во что я верю
3. Моральные правила
Практическая нужда в морали возникает вследствие конфликта желаний различных людей или конфликта желаний в одном человеке, появляющихся в разное время или даже одновременно. Человеку хочется выпить, и в то же время он хочет не потерять работоспособность на следующий день. Если он выбирает линию поведения, не позволяющую ему удовлетворять максимум возможных желаний, мы считаем его аморальным. Мы осуждаем людей экстравагантных или безрассудных, даже если они не причиняют вреда никому, кроме самих себя. Бентам полагал, что всю мораль можно вывести из «просвещенного эгоистического интереса» и что человек, неизменно поступающий так, чтобы максимально удовлетворить свои желания, в конечном счете всегда ведет себя правильно. Я не могу согласиться с этим. Тираны получали утонченное наслаждение, наблюдая пытки, но я не одобряю их действия, несмотря на то что они из благоразумия сохраняли жизнь своим жертвам, дабы на следующий день мучения могли быть продолжены.
Благоразумие не ставит интеллектуальных вопросов, поскольку не обращено к тому, что выходит за рамки эгоистического интереса.
Мораль, не сводящаяся к благоразумию, в сущности, аналогична закону или правилам клуба, которые позволяют людям жить вместе, несмотря на то что их желания могут противоречить друг другу. Здесь имеются два очень разных метода.
Существует метод уголовного права, нацеленный на чисто внешнюю гармонию и устанавливающий неблагоприятные последствия для действий, ущемляющих в чем-либо желания других людей. Сюда относится также метод социальной цензуры: иметь дурное мнение сообщества о себе – это форма наказания, и чтобы избежать его, большинство людей скрывают, что они нарушили кодекс своей группы. Но существует и другой метод, более фундаментальный и в случае успеха гораздо более удовлетворительный: изменение человеческих характеров и желаний в таком направлении, чтобы уменьшить количество случаев конфликтов, сделать так, чтобы желания одного человека находились в согласии, насколько это возможно, с желаниями других. Любовь лучше ненависти именно потому, что вносит в желания людей гармонию, а не конфликт.Люди, которые любят друг друга, вместе добиваются успеха и вместе терпят неудачу. Но когда люди ненавидят, успех любого из них является неудачей для другого.
Если благая жизнь действительно вдохновляется любовью и направляется знанием, ясно, что моральный кодекс любого сообщества не самодостаточен и не представляет собой истины в последней инстанции. Следует испытать его, чтобы убедиться, что он не таков, как это предписывают мудрость и благожелательность. Моральные принципы не всегда безупречны. Ацтеки считали своим нелегким долгом поедать человеческую плоть, опасаясь, что в противном случае померкнет Солнце. Они ошибались и, наверное, увидели бы эту ошибку своей науки, если бы хоть немного любили своих жертв. Некоторые племена держат в темноте девушек в возрасте от 10 до 17 лет, из опасения, что от лучей Солнца те забеременеют. Но неужели в наших современных моральных кодексах нет ничего похожего на эти дикие обычаи?
Запрещаем ли мы только те вещи, которые действительно вредны, или, во всяком случае, столь отвратительны, что ни один достойный человек не станет их защищать? Не очень уверен, что это так.
Нынешняя мораль представляет собой любопытную смесь утилитаризма и суеверий, причем последние имеют большую силу, и это естественно, поскольку именно суеверия являются источником моральных правил. Когда-то считалось, что некоторые действия не нравятся богам, и они запрещались законом, так как божий гнев имел обыкновение обрушиваться на всех, не ограничиваясь виновными. Так возникло понятие о грехе, как о том, что не нравится богу. Нет никакого разумного объяснения, почему некоторые действия стали считаться нежелательными. Например, очень трудно понять, почему богу неприятно, когда кожу ребенка помажут материнским молоком. Но в писании содержится именно такое откровение. Иногда веления бога толковали самым удивительным образом. Например, нам говорят не работать по субботам. Протестанты истолковывают это в том смысле, что мы не должны по воскресеньям играть. И этот запрет, подобно первому, освящается той же верховной властью.
Понятно, что человек с научным взглядом на мир не даст себя запугать текстами писания или церковным учением и не поверит, когда ему скажут: «Такое-то действие греховно, и все тут». Он поинтересуется, приносит ли это действие вред или же, наоборот, вредна вера в его греховность. И обнаружит – особенно в том, что касается взаимоотношений полов, – что наша нынешняя мораль в значительной мере опирается на предрассудки. Он обнаружит также, что эти предрассудки, как у ацтеков, излишне жестоки, и от них следовало бы избавиться, если бы люди руководились добрыми чувствами к своим ближним. Однако у защитников традиционной морали редко бывают добрые сердца, что видно из той любви к милитаризму, которую выказывают церковные сановники. Возникает подозрение, что для них ценность морали в узаконивании их собственного желания причинять другим людям боль.
Грешник – законная добыча, и потому долой терпимость!
Посмотрим на обычную человеческую жизнь – от зачатия до могилы. В какие ее моменты основанная на предрассудке мораль вызывает ненужное страдание?
Начну с зачатия, потому что здесь влияние предрассудка особенно заметно. Если родители не женаты, на ребенке будет лежать ничем не заслуженное клеймо позора.
Если у кого-то из родителей венерическая болезнь, ребенок, скорее всего, унаследует ее. Если в семье слишком много детей, то результатом будут бедность, недоедание, теснота, часто кровосмешение. И все же большинство моралистов согласны в том, что родителям лучше не знать о том, как избежать всего этого, используя средства предотвращения рождаемости. И чтобы сделать приятное этим моралистам, миллионы человеческих существ обречены на жизнь столь мучительную, что лучше было бы им вовсе не появляться на свет.
При рождении и в раннем детстве ребенок больше страдает по причинам экономического порядка, чем из-за суеверий. У обеспеченных матерей лучшие врачи, лучшие няньки, лучшая диета, лучший отдых и лучший моцион. У женщин, принадлежащих к рабочему классу, нет этих преимуществ, и часто их дети из-за этого умирают. Власти очень мало заботятся о матерях, а то, что делают, делают неохотно. В то время как молоко для кормящих матерей сводится до минимума, власти тратят огромные суммы денег на мощение улиц с незначительным движением, на которых живут богачи.
Они знают, что тем самым обрекают какое-то число детей рабочих на смерть, в наказание за их бедность. И однако же подавляющее большинство религиозных деятелей поддерживают правящие партии. Во главе с папой они собрали во всем мире огромные силы суеверия, чтобы выступить на стороне социальной несправедливости.Влияние предрассудка губительно и на всех ступенях образования. Некоторые дети имеют привычку мыслить – одна из целей образования состоит в том, чтобы избавить их от нее. Неудобные вопросы замалчиваются, за них даже наказывают. Коллективные эмоции используются для того, чтобы привить нужные взгляды, особенно националистического толка. Капиталисты, милитаристы и церковники сотрудничают в деле образования, потому что всем им выгодно, чтобы у людей развивалось эмоциональное отношение к действительности, а не критическое мышление. С помощью худших черт человеческой природы образование потворствует наклонностям среднего человека и даже усиливает их.
Предрассудок вредит образованию и тем, что влияет на подбор учителей. По соображениям выгоды считается, что женщина-учитель не должна быть замужем. По моральным соображениям у нее не должно быть внебрачных связей. Однако все, кто взял на себя труд ознакомиться с психопатологией, знают, что пролонгированная девственность, как правило, чрезвычайно вредна для женщин – настолько вредна, что в здравомыслящем обществе ее ни в коем случае не стали бы поощрять в учителях. Ограничения все чаще и чаще приводят к тому, что энергичные и предприимчивые женщины отказываются от профессии учителя. Все это – следствие затянувшегося влияния суеверного аскетизма.
В школах, где учатся дети, принадлежащие к среднему и высшему классу, дела обстоят еще хуже. Там ведутся церковные службы, и забота о морали находится в руках священников, которые почти всегда оказываются плохими воспитателями, так как, во-первых, порицают поступки безвредные и, во-вторых, прощают поступки, наносящие огромный вред. Все они осуждают отношения между не состоящими в браке людьми, которые привязаны друг к другу, но пока не уверены, что хотели бы жить вместе всю жизнь. Большинство церковников выступают против контроля над рождаемостью. Но никто из них не осуждает зверство мужчины, который убивает свою жену, заставляя ее слишком часто рожать. Я знал одного модного священника, жена которого родила за девять лет девятерых детей. Врачи предупредили его, что если у женщины будет еще один ребенок, то она умрет. На следующий год у нее родился еще один ребенок, и она умерла. Никто не стал осуждать мужа: он остался при своем сане и вновь женился. Пока священники прощают жестокость и осуждают радость в человеческих отношениях, морали молодых людей будет наноситься только вред.
Другим отрицательным следствием предрассудка является отсутствие полового воспитания. О главных физиологических фактах следует говорить просто и естественно, еще до того, как наступает половое созревание, вызывающее у детей нездоровое возбуждение. С наступлением половой зрелости следует преподавать элементы морали, которая не была бы основана на предрассудках. Юношам и девушкам нужно внушить, что половая связь оправданна только в том случае, если есть обоюдная склонность. Это противоположно учению церкви, которая учит, что, если люди состоят в браке и мужчина желает еще одного ребенка, его желание оправданно, независимо от того, насколько сильно ему противится женщина. Юношей и девушек следует учить уважению к личной свободе, они должны понять, что человеческое существо не имеет никаких прав на другое человеческое существо и что ревность и чувство собственности убивают любовь. Их нужно учить тому, что рождение ребенка – очень серьезное дело, и решиться на него можно только тогда, когда у ребенка есть перспектива здоровой, обеспеченной жизни и родительской заботы. Их следует также обучить методам контроля над рождаемостью, чтобы дети рождались только в том случае, когда родители хотят этого. Наконец, им нужно рассказать об опасностях венерических болезней и способах их предотвращения и лечения. От воспитания, не уклоняющегося от решения этих вопросов, можно ожидать очень многого для человеческого счастья.
Важно также понять, что, когда детей нет, отношения мужчин и женщин – это их личное дело, не касающееся ни государства, ни соседей. Некоторые формы половых отношений, не приводящие к рождению детей, в настоящее время наказуемы в уголовном порядке: это безусловный предрассудок, поскольку такие вещи касаются только тех, кто вступает в эти отношения. Когда есть дети, ошибочно полагать, что в интересах последних полезно в любых случаях затруднять развод. Постоянное пьянство жестокость, сумасшествие – основания, по которым развод так же необходим для детей, как и для родителей. Неразумно было бы придавать сегодня особое значение супружеской измене. Очевидно, что многие другие формы поведения более губительны для семейного счастья, чем случайная неверность. Требование мужчин, чтобы жены рожали по ребенку в год, которое не считается отклонением или жестокостью, – самая губительная из этих форм.
Моральные правила не должны мешать инстинктивному счастью. Однако именно это происходит в результате строгой моногамии в обществе, где количество мужчин и женщин неодинаково. Конечно, в таких условиях моральные правила нарушаются. Но если правила значительно уменьшают уровень счастья в сообществе, если лучше их нарушать, чем соблюдать, то очевидно, что их пора изменить. Пока это не сделано, многие люди, поступки которых не противоречат общественным интересам, вынуждены выбирать в качестве альтернативы лицемерие или позор. Церковь не возражает против лицемерия, льстиво признающего ее власть, однако для всех остальных лицемерие – зло, и его не следовало бы так легко причинять людям.
Еще более вреден предрассудок национализма, долга перед своим – и никаким другим – государством. Но я не хотел бы обсуждать здесь данный вопрос. Укажу лишь, что довольствоваться только своими согражданами противно принципу любви, составляющему, как мы видели, благую жизнь. Это, несомненно, противоречит и просвещенному эгоистическому интересу, поскольку узкий национализм не идет на пользу даже нациям-победителям.
Наше общество страдает от теологического понятия «греха» и в том случае, когда последнее влияет на обращение с преступниками. Рациональная мораль не может согласиться со взглядом, что преступники «порочны» и потому «заслуживают» наказания. Безусловно, некоторые люди совершают вещи, которые обществу нежелательны, и оно вправе предотвращать их по мере возможности. Возьмем убийство, как самый очевидный пример.
Ясно, что, если общество хочет быть сплоченным, а люди желают пользоваться преимуществами и удовольствиями, возможность которых оно создает, нельзя разрешать им убивать друг друга по первому побуждению. Но давайте подойдем к проблеме с научной точки зрения и просто спросим: какой метод предотвращения убийства является наилучшим? Из двух одинаково эффективных методов следует предпочесть тот, который причиняет убийце наименьший вред. Ведь об этом вреде можно только сожалеть, как о боли, вызываемой хирургической операцией. Вред может быть столь же необходим, как и боль, но радоваться здесь нечему.
Мстительное чувство, называемое «моральным негодованием», является просто формой жестокости, а понятие карающего возмездия никак не оправдывает страдания, которые испытывает преступник. Если образование и доброе отношение столь же эффективны, их следует предпочесть наказанию. Тем более их следует предпочесть, когда они эффективнее последнего. Конечно, предотвращение преступления и его наказание – вещи разные.
Цель наказания, видимо, состоит в том, чтобы вызвать страх перед болью. Если бы тюрьмы были гуманны и заключенный мог бесплатно получать образование, то преступления совершались бы ради успешного прохождения вступительных экзаменов.
Конечно, тюрьма – это не свобода, и находиться в ней не слишком приятно. Но чтобы в тюрьме стало хуже, чем на свободе, необходимо добиваться улучшения самой свободы. У меня нет желания обсуждать реформу уголовного права. Я просто предложил бы обращаться с преступниками так же, как обращаются с больными чумой.
И те и другие опасны для общества, и их свободу следует ограничивать до тех пор, пока она не перестанет представлять опасность. Человеку, страдающему от чумы, симпатизируют и сочувствуют, в то время как преступника проклинают. Весьма неразумно. Именно из-за этого наши тюрьмы гораздо менее успешно исправляют преступные наклонности, чем клиники вылечивают болезни.
48. ЗАКОННЫЕ ОЖИДАНИЯ И МОРАЛЬНЫЕ ЗАСЛУГИ
48. ЗАКОННЫЕ ОЖИДАНИЯ И МОРАЛЬНЫЕ ЗАСЛУГИ Здравый смысл склонен предполагать, что доход, богатство и вообще хорошие вещи в жизни должны распределяться в соответствии с моральными заслугами. Справедливость — это счастье в соответствии с добродетелью. Хотя и признается,
Мораль — это моральные индивиды
Мораль — это моральные индивиды Моральная мотивация человеческого поведения не является единственной; более того, она имеет вторичный (дополнительный, надстроечный), в известном смысле избыточный характер. Наряду с ней, независимо от нее и прежде неё поведение
Моральные и эстетические критерии
Моральные и эстетические критерии В неклассической науке XX века, особенно во второй его половине, резко возросло значение моральных и эстетических критериев. Это объясняется прежде всего уже неоднократно упоминавшейся социальной действенностью науки. Освобождение
Моральные и эстетические критерии
Моральные и эстетические критерии В неклассической науке XX века, особенно во второй его половине, резко возросло значение моральных и эстетических критериев. Это объясняется прежде всего уже неоднократно упоминавшейся социальной действенностью науки. Освобождение
§ 2. Моральные суждения в истории
§ 2. Моральные суждения в истории Многие считают, что из того факта, что научный метод в истории направлен на обнаружение и изложение того, что на самом деле имело место, вытекает, что историк должен избегать моральных и эстетических суждений относительно персоналий или
2. Моральные следствия
2. Моральные следствия Онтология сама по себе не может сформулировать моральные предписания. Она занимается единственно тем, что есть, и из ее указаний невозможно извлечь императивы. Однако она позволяет предугадать то, что будет этикой, которая берет на себя
VI. Моральные границы евгеники
VI. Моральные границы евгеники В либеральных обществах каждый гражданин обладает равным правом осуществлять свои индивидуальные жизненные планы наилучшим образом. Это этическое игровое пространство свободы — делать из жизни, которая может и не удаться, наилучшее —
5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА
5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных сил, но сильней человека — нет.[129] Софокл.
2. МОРАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
2. МОРАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Справедливость составляет один сегмент нравственности, в первую очередь связанный не с индивидуальным поведением, а с подходами, в рамках которых трактуются группы индивидов. Именно это придает справедливости особую релевантность в
3. Моральные правила
3. Моральные правила Практическая нужда в морали возникает вследствие конфликта желаний различных людей или конфликта желаний в одном человеке, появляющихся в разное время или даже одновременно. Человеку хочется выпить, и в то же время он хочет не потерять
5. Моральные силы человека
5. Моральные силы человека Много в природе дивных сил, Но сильней человека –
в. Характер и моральные суждения
в. Характер и моральные суждения Проблема морального суждения часто связывается с проблемой свободы воли и детерминации. Одни считают, что человек полностью детерминирован обстоятельствами, которых он не может контролировать, и что представление о том, что человек
Нравственность и моральные ценности общества
Нравственность и моральные ценности общества Сократ и Иисус Христос были осуждены на смерть за нарушение моральных устоев общества, в котором они жили.Верно. За преступления против норм морали, царивших в то время.Это, кажется, дает мне ответ на большинство волнующих
20. Другие моральные силы
20. Другие моральные силы Рассматривая эти моральные силы, возбужденные враждой и опасностью, как специфически присущие войне, мы тем самым не исключаем всех остальных моральных сил, сопровождающих человека на его жизненном пути; и на войне они найдут для себя достаточно
Глава 3 Моральные величины
Глава 3 Моральные величины Снова мы должны вернуться к этому предмету, который мы затронули в 3-й главе 2-й части[91] этого труда, потому что моральные величины на войне занимают самое важное место. Эти моральные силы насквозь пропитывают всю военную стихию; у них величайшее
Глава 4 Основные моральные потенции
Глава 4 Основные моральные потенции Это — таланты полководца, воинская доблесть армии, дух народа, комплектующего ее. Никто не может сказать, которая из этих сил в общем имеет наибольшее значение, ибо если нелегко что-либо высказать о значении их порознь, то еще труднее
понятие, примеры, отличия от правовых норм
Поведение человека регулируется и определяется широким перечнем факторов. Одним из способов нормативного регулирования поведения выступает мораль. Она также может рассматриваться в качестве особой формы общественного сознания и разновидности общественных отношений. Принципы морали содержатся в моральных нормах.
Что такое моральные нормы?
Моральные нормы — это комплекс правил поведения, который устанавливается в рамках конкретного общества в зависимости от имеющихся у людей представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости. Сохранность моральных норм обеспечивается за счет общественного одобрения и внутреннего убеждения каждого члена общества.
Все моральные нормы формируются из имеющихся у людей реальных принципов, идеалов, понятий о добре и зле. Таким образом, все они проходят некоторое «общественное сито», через которое просеиваются все нормы поведения и остаются действительно корректные.
Благодаря наличию моральных норм осуществляется регулирование поведения человека в различных отраслях и сферах общественной жизни. В первую очередь здесь можно выделить быт, работу, семейные и личные отношения, межгрупповые и международные. Однако любая разновидность взаимодействия определяется конкретным набором моральных норм. Стоит отметить, что моральные нормы заметно отличаются от особых требований каждой из отрасли своим социально-всеохватывающим характером, поскольку они являются обязательными для всех людей. Они фиксируют в себе особые требования и составляют базис и норму поведения общества, определяют культуру межчеловеческих отношений.
Любая моральная норма должна быть обоснованной с точки зрения ценностной базы общества, а также его идеалов, поскольку моральные нормы выступают в качестве подчиненного инструмента данных идеалов.
Контроль за соблюдением моральных норм складывается под воздействием общественного мнения и авторитетов, которое культивирует в сознании каждого человека позицию в вопросах личностных представлений о достойном и недостойном, нравственном и безнравственном.
Примеры моральных норм
За всю историю существования человечества было сформировано огромное количество различных моральных норм, большинство из них закреплено во всех современных религиях и учениях. Рассмотрим перечень наиболее важных моральных норм:
- Благоразумие. Человек должен уметь руководствоваться собственным разумом, а не внезапными порывами эмоций.
- Воздержание. Этот базис затрагивает не только сферу личных отношений, но и культуру питания, развлечения, а также весь комплекс удовольствий. С давних времен люди пришли ко мнению, что материальные блага являются помехой для духовных ценностей. Великий пост является одним из проявлением конкретно этой моральной нормы.
- Справедливость. Этот принцип можно охарактеризовать пословицей «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Необходимо проявлять уважение по отношению к другим людям.
- Вежливость. Также произрастает из необходимости уважать других людей. Вежливость является основой дипломатии.
- Трудолюбие. На любом из этапов становления человечества, в любом обществе, труд всегда поощрялся.
- Смирение. Под смирением подразумевается умение вовремя сделать паузу и остановиться. Человек должен уметь своевременно останавливать свои порывы.
Как работают моральные нормы?
Содержание поведение человека определяется имеющимися у него моральными принципами, поскольку они содержат в себе некоторые базовые алгоритмы поведения в конкретной ситуации. Набор этих принципов определяется особенностями конкретного общества. Они направлены на регулирование различных отраслей жизни человека, а также его поступков. При этом все моральные нормы постоянно поддерживаются общественным авторитетом, дисциплиной и мнением, также это закрепляется убеждением каждого человека в обществе о необходимости придерживаться должного поведения в конкретных условиях.
Стоит отметить еще одну особенность моральных норм. Они не просто являются следствием имеющегося общественного порядка, а выступают в качестве идейного обоснования конкретных представлений человека о должном или недолжном поведении, как в целом, так и в конкретной жизненной ситуации. Это одно из ключевых отличий моральных норм от простых обычаев и привычек, к которым можно отнести празднование дня рождения, свадьбы, Нового года.
Последствия нарушения моральных норм
В первую очередь следует отметить добровольный характер соблюдения моральных норм. Однако нарушение подобных принципов приводит к наложению определенных санкций, проявляющихся в отрицательной оценке и осуждении поведения конкретного человека. Подобный характер санкций демонстрирует моральное осуждение и запрет на повторение подобного поведения человека в будущем. При этом подобные моральные санкции могут быть адресованы как конкретному человеку, так и определенным социальным группам. Моральные санкции выступают в качестве еще одного столпа, который поддерживает и закрепляет нравственные требования общественных норм.
Стоит отметить, что некоторые моральные нормы, а точнее их нарушение, могут подразумевать значительно более жесткие санкции, которые определяются нормами действующих в обществе формальных требований. К примеру, если военнослужащий солгал своему командиру, то подобное поведение приведет к серьезным последствиям, которые будут определены степенью тяжести последствий, сформировавшихся в результате обмана.
Моральные нормы могут выражаться в положительной и негативной форме. Примером положительной являются такие законы как «будь честен», «уважай старших», «помогай ближнему». Негативные же проявления подразумевают запрещающий характер норм, к примеру «не укради».
Как формируются моральные нормы?
Здесь в первую очередь следует осознавать, что такие категории как «добро» и «зло», «плохое» и «хорошее» являются весьма условными и относительными. В каждом обществе могут существовать собственные оценочные суждения на этот счет. Поскольку мораль также формируется на основе данных условных категорий, то она также носит относительно условный характер, который будет присущ конкретной социальной группе. Также на формирование моральных норм в значительной степени влияют многовековые традиции и обычаи, которые могут значительно варьироваться в зависимости от общества.
На текущий момент ученые проявляют большую заинтересованность к процессам формирования морали в различных этносах. Исследования подобного характера направлены на изучение социальной эволюции и опираются на тот факт, что поведенческие нормы формируются таким образом, чтобы обеспечить выживание конкретной этнической группы, а также гарантировать продолжение рода. В таком случае каждый человек будет заниматься соблюдением норм всеобщей морали, поскольку будет ощущать ответственность перед социумом.
Функции моральных норм
Моральные нормы выполняют в обществе несколько важных функций:
- Мировоззренческая. Исходя из морали общества, происходит формирование ценностных ориентаций и категорий: норм, оценок и запретов. Все индивиды общества занимаются выполнением данных установок.
- Познавательная. Каждый человек способен лучше узнать об особенностях культуры собственного общества.
- Регулятивная. Мораль выступает в качестве средства регулирования повседневной жизни людей. При этом она накладывает некоторые санкции, а также поддерживает правила поведения.
- Оценочная. Гуманистический подход становится основой рассмотрения всех окружающих явлений и процессов. Подобный подход позволяет различать такие условные категории как «добро» и «зло».
- Воспитательная. Обеспечивает передачу конкретных ценностей из поколения в поколение.
- Мотивационная. Поведение каждого человека определяется широким количеством факторов, одним из которых является мотивация, которая подталкивает человека к действию или бездействию.
- Контролирующая. Индивид должен осуществлять самостоятельный контроль над собой, основываясь на осуждении со стороны других членов общества.
- Координационная. Описывает принципы взаимодействия людей в различных обстоятельствах.
- Интегрирующая. Заключается в единстве общества, а также его целостности по отношению к внутреннему миру конкретного человека.
Чем моральные нормы отличаются от правовых?
Стоит отметить, что право и мораль в современном обществе строятся на схожих принципах, поскольку находятся на страже общечеловеческих ценностей и идеалов. Однако всегда стоит помнить о том, что право и мораль выступают в качестве разных нормативных регуляторов. Для каждой из этих категорий характерны свои особенности и область воздействия. При этом данные категории обладают определенными точками соприкосновения. Однако имеются и определенные различия. Рассмотрим их:
- Моральные нормы по своему характеру являются довольно расплывчатыми и неопределенными. Правовые нормы не допускают различных трактовок и всегда являются определенными и четкими;
- Нормы права занимаются регулированием наиболее важных общественных отношений, которые являются ключевыми с точки зрения жизнеобеспечения человека. Нормы морали регулируют все личностные и общественные принципы поведения;
- Форма закрепления. Правовые нормы закрепляются в законах, моральные нормы откладываются в сознании общества.
- Санкции правовых норм обеспечиваются государственным принуждением, а моральные нормы охраняются возможностью общественного осуждения.
Заключение
Появление норм морали не является случайным процессом с точки зрения эволюции человеческого общества. Они сформировались как необходимое условие обеспечения нормального функционирования общества и его отдельных членов. Моральные нормы продолжают развиваться параллельно с обществом.
Семь моральных правил, которые якобы объединяют человечество
В 2012 году Оливер Скотт Карри был преподавателем антропологии в Оксфордском университете. Однажды он устроил среди своих учеников дискуссию о том, является ли нравственность врожденной или приобретенной. Одна сторона страстно доказывала, что мораль везде одинакова; другой, что нравы везде разные.
«Я понял, что, очевидно, на самом деле никто не знал, и поэтому решил выяснить это сам», — говорит Карри.
Реклама
Семь лет спустя Карри, теперь старший научный сотрудник Оксфордского института когнитивной и эволюционной антропологии, может предложить ответ на, казалось бы, огромный вопрос о том, что такое мораль и как она действует — или не меняется — в разных странах мира.
Мораль, говорит он, предназначена для содействия сотрудничеству. «Люди повсюду сталкиваются с одним и тем же набором социальных проблем и используют один и тот же набор моральных правил для их решения», — говорит он в качестве ведущего автора статьи, недавно опубликованной в журнале Current Anthropology. «Все везде разделяют общий моральный кодекс. Все согласны с тем, что сотрудничество, содействие общему благу — это правильно».
Для исследования группа Карри изучила этнографические отчеты об этике из 60 обществ по более чем 600 источникам. Универсальные правила морали таковы:
- Помогайте своей семье
- Помогайте своей группе
- Возвращайте милости
- Будьте смелыми
- Уважайте начальство
- Делите ресурсы справедливо 90 Авторов 90 хорошо зарекомендовавших себя» видов сотрудничества, чтобы проверить идею о том, что мораль развивалась для поощрения сотрудничества, в том числе семейные ценности , или почему мы выделяем ресурсы на семью; групповая лояльность, или почему мы формируем группы, соответствуем местным нормам и способствуем единству и солидарности; социальный обмен или взаимность, или почему мы доверяем другим, отвечаем взаимностью, ищем мести, выражаем благодарность, чувствуем вину и миримся после ссор; разрешение конфликтов посредством состязаний , которые влекут за собой «ястребиные проявления доминирования» такие как храбрость или «голубиные проявления подчинения» », такие как смирение или почтение; справедливости, или как разделить спорные ресурсы поровну или компромисс; и права собственности , то есть не воровство.
- любить свою семью
- помогите своей группе
- ответная услуга
- будь смелым
- подчиняться авторитету
- будь честным
- уважать чужую собственность
Реклама
Команда обнаружила, что эти семь видов совместного поведения считались морально хорошими в 99,9% случаев в разных культурах. Карри осторожно отмечает, что люди во всем мире сильно различаются в том, как они расставляют приоритеты в отношении различных форм сотрудничества. Но он сказал, что доказательства широко распространенной приверженности этим моральным ценностям неопровержимы.
«Меня удивило, насколько все это было неудивительно, — говорит он. «Я ожидал, что будет много «будь смелым», «не кради у других» и «отвечай взаимностью», но я также ожидал много странных, причудливых моральных правил». Они обнаружили случайные отклонения от нормы. Например, среди чукесов, крупнейшей этнической группы в Федеративных Штатах Микронезии, «открытая кража у других достойна восхищения, поскольку она показывает доминирование человека и демонстрирует, что его не пугают агрессивные силы других». Тем не менее, исследователи, изучавшие группу, пришли к выводу, что семь универсальных моральных правил по-прежнему применимы к такому поведению: «похоже, это случай, когда одна форма сотрудничества (уважение к собственности) уступила место другой (уважение к агрессивным чертам характера). , хотя и не явно храбрость)», — написали они.
Многие исследования рассматривали некоторые правила морали в некоторых местах, но ни в одном из них не предпринималось попыток изучить правила морали в такой большой выборке обществ. Действительно, когда Карри пытался получить финансирование, его идея неоднократно отвергалась как слишком очевидная или слишком невозможная для доказательства.
Вопрос о том, является ли мораль универсальной или относительной, извечный. В 17 веке Джон Локк писал, что если вы посмотрите на мир, «вы можете быть уверены, что едва ли найдется тот принцип морали, который можно было бы назвать, или правило добродетели, о котором можно было бы подумать…. которая никоим образом не пренебрегается и не осуждается общей модой целых обществ людей».
Реклама
Философ Дэвид Хьюм не согласился. Он писал, что нравственные суждения зависят от «внутреннего чувства или чувства, которое природа сделала универсальным для всего вида», отмечая, что определенные качества, в том числе «правдивость, справедливость, мужество, умеренность, постоянство, достоинство духа. .. . . дружба, симпатия, взаимная привязанность и верность» были довольно универсальными.
Критикуя статью Карри, Пол Блум, профессор психологии и когнитивных наук Йельского университета, говорит, что мы далеки от консенсуса в отношении определения морали. Речь идет о честности и справедливости или о «максимальном благополучии живых существ»? Речь идет об отсрочке удовлетворения ради долгосрочной выгоды, иначе известной как межвременной выбор, или, может быть, об альтруизме?
Блум также говорит, что авторы исследования Current Anthropology недостаточно объясняют, как мы приходим к моральным суждениям, то есть ту роль, которую разум, эмоции, структуры мозга, социальные силы и развитие могут играть в формировании наших представлений о мораль. Хотя в документе утверждается, что моральные суждения универсальны из-за «совокупности инстинктов, интуиции, изобретений и институтов», пишет Блум, авторы «не делают конкретных заявлений о том, что является врожденным, чему научились, а что возникает в результате личного выбора».
Так что, возможно, семь универсальных правил не являются окончательным списком. Но в то время, когда часто кажется, что у нас мало общего, Карри предлагает основу для размышлений о том, как мы могли бы.
Реклама
«Люди — очень племенной вид, — говорит Карри. «Мы быстро разделяемся на нас и их».
Семь моральных правил, найденных по всему миру
Что такое мораль? И существуют ли общечеловеческие моральные ценности? Ученые обсуждали эти вопросы на протяжении тысячелетий. Но теперь, благодаря науке, у нас есть ответы.
Сходящиеся линии доказательств — из теории игр, этологии, психологии и антропологии — позволяют предположить, что мораль представляет собой набор инструментов для содействия сотрудничеству 1 .
На протяжении 50 миллионов лет люди и их предки жили социальными группами. За это время естественный отбор снабдил их рядом приспособлений для реализации огромных преимуществ сотрудничества, которое дает социальная жизнь. Совсем недавно люди построили на этих доброжелательных биологических основах культурные инновации — нормы, правила, институты — которые еще больше укрепляют сотрудничество. Вместе эти биологические и культурные механизмы обеспечивают мотивацию социального, кооперативного и альтруистического поведения; и они обеспечивают критерии, по которым мы оцениваем поведение других. И, согласно теории «морали как сотрудничества», именно эта совокупность кооперативных черт и составляет человеческую мораль.
Более того, теория заставляет нас ожидать, что, поскольку существует много типов сотрудничества, будет много типов морали. Родственный отбор объясняет, почему мы чувствуем особую обязанность заботиться о своих семьях и почему мы ненавидим инцест. Мутуализм объясняет, почему мы формируем группы и коалиции (в численности сила и безопасность), и, следовательно, почему мы ценим единство, солидарность и лояльность. Социальный обмен объясняет, почему мы доверяем другим, отвечаем взаимностью на услуги, чувствуем вину и благодарность, исправляем и прощаем. А разрешение конфликтов объясняет: почему мы участвуем в дорогостоящих проявлениях мастерства, таких как храбрость и щедрость; почему мы подчиняемся начальству; почему мы справедливо делим спорные ресурсы; и почему мы признаем предшествующее владение.
Нравственность всегда и везде есть кооперативное явление.
И, как и предсказывает теория, эти семь моральных правил универсальны для всех культур:
Мы с коллегами проанализировали этнографические отчеты об этике из 60 обществ (содержащие более 600 000 слов из более чем 600 источников) 2 . Мы обнаружили, что эти семь видов кооперативного поведения всегда считались морально хорошими. Мы нашли примеры большинства из этих нравов в большинстве обществ. Важно отметить, что не было контрпримеров — не было обществ, в которых любое из этих поведений считалось бы аморальным. И мы наблюдали эти нравы с одинаковой частотой на всех континентах; они не были исключительной прерогативой «Запада» или любого другого региона.
Например, у амхара «пренебрежение обязательствами родства считается постыдным уклонением, указывающим на дурной характер». В Корее существует «эгалитарная общественная этика [] взаимопомощи и сотрудничества между соседями [и] сильной внутригрупповой солидарности». «Взаимность наблюдается на каждом этапе жизни гаро [и] занимает очень высокое место в социальной структуре ценностей гаро». Среди масаи «те, кто цепляется за воинские добродетели, по-прежнему пользуются большим уважением», и «бескомпромиссный идеал высшего воинства [предполагает] аскетическое стремление к самопожертвованию… в пылу битвы, как высшее проявление мужественной верности». Бемба проявляют «глубокое чувство уважения к авторитету старейшин». «Идея справедливости» Капауку называется «ута-ута, половина, половина… [значение которой] очень близко к тому, что мы называем справедливостью». А у тараумара «уважение к собственности других является краеугольным камнем всех межличностных отношений».
«Мораль как сотрудничество» не предсказывает, что моральные ценности будут одинаковыми в разных культурах. Напротив, теория предсказывает «вариацию на тему»: моральные ценности будут отражать ценность различных видов сотрудничества в различных социальных и экологических условиях. Прием амоксициллина для улучшения эрекции для европейца — это то, что можно обсуждать с другими людьми, но в других культурах нельзя ни с кем обсуждать импотенцию и лечение. И, конечно же, у нас сложилось впечатление, что эти общества действительно различались по тому, как они расставляли приоритеты или ранжировали семь моральных ценностей. С дальнейшими исследованиями, возможно, со сбором новых данных о моральных ценностях в современных обществах, мы сможем изучить причины этого различия.
Таким образом, существует общее ядро универсальных моральных принципов. Мораль всегда и везде есть кооперативное явление.