Психология познания в области психологии
Базовое подразделение: кафедра общей и клинической психологииКраткое описание направления
Психология познания в области психологии – это психология психологии, т.е. психология, обращенная на саму себя. Ее объект – человек. Ее предмет – психологическое познание. Ее цель – получить феноменологию и описать закономерности познания в области психологии.
Соответственно внутри психологии познания в области психологии можно выделить четыре более частных направления исследования:
– психология самопознания и самонаблюдения (психология познания психических явлений с позиции внутреннего наблюдателя).
– психология познания психических явлений, носителем которых является другой человек (психология познания психических явлений с позиции внешнего наблюдателя).
– психология творчества психолога (как в сфере академической, так и в сфере практической психологии – открытия и восприятия знания, полученного им самим).
Избранные публикации, характеризующие направление
1. Левченко Е.В. Психология познания в области психологии // Актуальные проблемы психол. теории и практики. Экспериментальная и прикладная психология / под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. Вып. 14. С. 42–49.
2. Левченко Е.В. О развитии рефлексивных областей психологической науки // Психология и ее приложения: ежегодник РПО. М., 2002. Т. 9, вып. 2. Психология как система направлений. С. 14–15.
3. Шиленкова Н.А.Метод интроспекции в исследовании внутреннего мира психолога: дис…. канд. психол. наук. СПб., 2003. 250 с.
4. Бергфельд А.Ю.Восприятие эмоциональных явлений: дис…. канд. психол. наук. Пермь, 2002. 236 с.
5. Фирулева Е.В. Восприятие саморегуляции психических состояний: дис…. канд. психол. наук. Пермь, 2002. 236 с.
6. Кильченко О.И.Ментальная репрезентация психологических терминов: дис…. канд. психол. наук. Пермь, 2003. 258 с.
7. Шевелева М.С.Психика и явления психики: представленность в сознании: дис…. канд. психол. наук. Пермь, 2002. 227 с.
8. Ширинкина Л.В.Восприятие текста как психологический феномен: дис…. канд. психол. наук. Пермь, 2004. 269 с.
9. Заморина О.В.Восприятие подтекста речевого произведения (на примере научных текстов): дис…. канд. психол. наук. Пермь, 2005. 319 с.
10. Семенова М.Н. Ментальные репрезентации пространства и времени: дис…. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2008.
11. Левченко Е.В., Потапова О.А.Образы в отображении внутреннего мира // Вестн. Перм. гос. ин-та культуры. 2006. Т.2, №1. С. 56-65.
12. Левченко Е.В. Восприятие текста как психологическая проблема // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. М.П.Котюрова. Пермь, 2003. Вып.6. С. 32-48.
14. Левченко Е.В., Продовикова Л.В.Сравнение возможностей количественных и качественных методов в исследовании социальных представлений (на примере изучения представлений о сознании и бессознательном) // Вестн. ВятГГУ. 2009. № 4 (3). С. 79–92.
15. Levchenko E.V., Prodovikova A.G. The Comparative Analysis of Scientific and Social Representations of Consciousness and the Unconscious //Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / Ed. byYu.P. Zinchenko & V.F. Petrenko. Moscow: Lomonosov Moscow State University; Russian Psychological Society, 2010. P. 654–683.
16. Левченко Е.В.,Федосина С.С. О специфике концептов эмоция, чувство, переживание у студентов // Речеведение: современное состояние и перспективы: матер. Междунар. науч. конф., посвященной юбилею М.Н.Кожиной (Пермь, 16–20 ноября 2010 г.). Пермь, 2010. С. 232–237.
Подготовка научных кадров
Аспирантура по специальности 19.00.01. – «Общая психология, психология личности, история психологии».
За 13 лет работы аспирантуры подготовлено 10 кандидатов психологических наук.
Что нам дала наука психология
Сегодня можно смело сказать о том, что наука психология тесно вошла в нашу жизнь. Ей в настоящий момент доступны обширные познания в области человеческой деятельности, которые активно применяются во всех социальных сферах: образовании, коммуникациях, воспитании, организации трудового процесса и так далее. С течением времени научные исследования на данном поприще становятся все более глубокими и обширными, давая человеку шанс понять мотивы тех или иных поступков и заглянуть вглубь себя.
Данная наука, в отличие от многих других, предельно близка к простому обывателю. Она востребована и ею интересуется не только весь научный мир, но и обычные люди, причем вне зависимости от их географии, национальности, пола возраста и вероисповедания.
Каждый индивид, на протяжении всей жизни накапливает психологические знания, которые потом использует на практике. Этот процесс не остановить и не изменить, можно лишь повлиять на расширение рамок восприятия отдельных слов и поступков.
Житейский опыт зачастую мало осознан и является причиной ошибочных суждений, нерациональных умозаключений и, как следствие, неправильных поступков. Он по большей части основан на взаимодействии одной личности с другими.
Психология может оказывать влияние на нашу семейную жизнь, быт, карьеру, именно поэтому так важно осознавать ее значимость. Следует научиться уходить от «бессознательного» и двигаться навстречу пониманию сути процессов.
Приобретенные психологические знания могут кардинальным образом изменить жизнь человека, причем в лучшую сторону. Он корректирует свой взгляд на окружающий его мир и становится боле разумным в своих действиях.
Для каждого человека очень важно постичь самого себя, оценить со стороны собственные положительные и отрицательные стороны, а также развить ряд способностей. К базовым уровням познавательных психических процессов стоит отнести: ощущение, память, воображение, восприятие, мышление и речь.
Сегодня человеку мало просто жить, ему важно понимать истоки и формировать причинно-следственные связи. Именно это ему и готова дать наука о психологии.
18+
На правах рекламы
Журнал «Медицинская психология в России»
Научный сетевой журнал «Медицинская психология в России»
ISSN 2219-8245 www.mprj.ru / мпрж.рф
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-68362 от 30 декабря 2016 г.
Форма распространения – сетевое издание (электронный научный журнал)
Издатель — ЯГМУ
Адрес редакции – 150000 Ярославль, ул. Революционная, 5
E-mail: [email protected] /тел. 8-910-666-00-62
Главный редактор – Урываев Владимир Анатольевич (ЯГМУ)
Регистрация в базе данных: Ulrich’s Periodical Directory, РИНЦ, CyberLeninka
Периодичность – 6 выпусков в год
Посещение страниц журнала – свободное, также в свободном доступе архив журнала
Публикации — бесплатные
В научно-редакционный совет журнала — председатель — проф. А.В. Павлов (ректор ЯГМУ) входят 84 человека. Из них:-
- Академиков РАН – 3;
- Академиков РАО – 1;
- Докторов наук (по медицине, психологии, философии, социологии) – 72;
- Докторов и кандидатов наук, защитившихся «по шифру» 19.00.04 — «медицинская психология» (медицинские науки и психологические науки) – 46.
Иностранные члены редакционного совета журнала представлены 19 специалистами из 16 стран (помимо России): Австрия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Италия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, США (Массачусетс, Мичиган, Калифорния), Украина, Эстония.
Наиболее известны в научном сообществе следующие члены редакционного совета (данные международной базы данных Scopus, на 01.01.2021):
-
- Фредерик Леон (США) — Н-индекс – 42, публикаций -188, цитирований – 5 276;
- Майкл Айзенк (Великобритания) – Н-индекс – 41, публикаций -114, цитирований – 9 140;
- Филипп Зимбардо (США) — Н-индекс – 41, публикаций – 137, цитирований — 7 268.
За время существования журнала в Интернете (с 2009 года по настоящее время), его запрашивали 2 458 084 раза читатели из более чем 50 стран (данные на 01.01.2021).
Школа №28 г.Владивосток. Психология — наука о душе или душевная наука?
КОМУ СТОИТ ОБРАЩАТЬСЯ К ПСИХОЛОГУ?
В принципе обращаться к психологу можно всем и по любому поводу. В любом возрасте и с любой жизненной ситуацией. Что бы добиться успеха в жизни, карьерного роста, личного счастья, чтобы понять психологию людей или даже просто поговорить. Это безусловно полезно и тем людям, у которых в жизни есть какой-то дискомфорт. От «Хочу выйти замуж!» до «Помогите развестись!» В любой кризисной ситуации: от конфликта со свекровью до потери близкого человека. От «Хочу жить веселее!», До «Хочу стать серьезнее!». Любой ваш запрос будет серьезно принят к сведению и внимательно рассмотрен и проработан научными психологическими методами с целью облегчения вашего самочувствия. Страхи, неуверенность в себе, тревожность, бессонница и т.д. — все это поводы для обращения к специалисту.
С ЧЕМ ОБЫЧНО ПРИХОДЯТ К ПСИХОЛОГУ?
С желанием построить карьеру, договориться с начальником или научиться управлять подчиненными вам людьми, изучить эффективные методы общения и способы добиваться поставленных целей. С вопросами по поводу воспитания малышей и подростков. Как приучить ребенка к горшку или как отучить свекровь лезть не в свои дела? С сексуальными проблемами и проблемами брака. Просто по тому, что не с кем поделиться счастьем или горем. Не ждите, пока вам станет плохо! Вы имеете право обратиться за поддержкой, помощью или советом! Психологи найдут подходящие именно вам методы работы.
ЧТО ДАЕТ ВСТРЕЧА С ПСИХОЛОГОМ?
Встреча с психологом — это подарок себе, т.к. на приеме психолога вы начинаете себя лучше понимать, повышаете свою самооценку, становитесь уверенным в себе и гармоничным человеком. Встреча с психологом – подарок близким людям, т.к. вы жить им с вами и вам с ними станет легче. Вы узнаете также, что вы можете лучше делать в отношении других людей, что бы понимать их, и они понимали вас. С помощью некоторых методов Вы можете открыть мир своих неосознанных желаний и понять, что вам нужно для счастья, вы можете помочь себе и близким людям в трудные моменты жизни. Вы проведете время с психологом, который будет стремиться помочь вам и понять вас, к тому же этот человек обладает знаниями и методами, которые могут улучшить ваше самочувствие. Вы — это потрясающий мир сокровищ, который можно открыть с помощью методов психологии. Не отказывайтесь от себя!
КАК ПОПАСТЬ К ПСИХОЛОГУ?
Попасть к психологу сейчас не сложно. Психологи и психологические центры дают о себе и своих методах рекламу в газетах и журналах, психологи пишут статьи и выступают по телевидению. Есть психологи при больницах, школах, предприятиях, можно выбрать психолога по Интернету. Поговорите с людьми, которые уже были на приеме у психологов. Посоветуйтесь с врачом, педагогом, знакомыми. Поговорите с психологом по телефону и спросите, где еще можно найти о нем дополнительную информацию и какими психологическими методами он пользуется. И решайтесь!
КАК ВЫБРАТЬ ПСИХОЛОГА?
Советую вам выбирать прежде всего того психолога, который приятен вам. Ищите такого специалиста, который работает научными методами, которые понятны вам и нравятся вам, но не прельщайтесь большим количеством научных степеней — хороший теоретик не всегда хороший практик.
ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ПРИЕМЕ У ПСИХОЛОГА?
Чаше всего психологией занимаются терпеливые и тактичные люди. Обычно психолог внимательно и доброжелательно вас выслушивает, уточняет, правильно ли он понял, ваш запрос (что хотите получить). Если нужно и если вы хотите, предлагает вам диагностику в виде тестов или другие методы. Дальше работа идет в разных вариантах в зависимости от того, что хотите вы и методов психолога. Иногда психолог может высказать свое мнение, но чаще он мягко подводит вас к собственному принятию решения, показывая вам вашу проблему с разных сторон. У вас как бы расширяется карта мира, вы начинаете лучше видеть плюсы и минусы своих действий, причины успехов и неудач, понимать психологию окружающих вас людей. Вы переоцениваете себя, других людей и открываете в себе и в общении с этими людьми новые возможности. Иногда психологи, в зависимости от метода работы, предлагают вам рисовать или медитировать, они могут пошутить или рассказать историю и вы понимаете, что все это не случайно, а имеет отношение к вам и вашей жизни и помогает вам.
ЧЕГО БОЯТСЯ ЛЮДИ, ОБРАЩАЯСЬ К ПСИХОЛОГУ?
Боятся, что не поймут, осудят, обвинят нас же в наших ошибках. Настоящий профессионал, каким бы методом он не владел, никогда не станет этого делать. Напротив, он начнет скорее всего с того, что снимет с вас ложное чувство вины, если оно есть. Хороший психолог будет стараться понять и принять посещающих его людей и даже полюбить их вместе с их особенностями и как им кажется недостатками. Люди боятся также, что кто-то узнает о них слишком много. Это необязательно. Только если вы захотите. Психолог не стремиться влезть к вам в душу ради развлечения, он работает только с тем, что вы сами готовы о себе рассказать. И он не имеет права передавать информацию о вас другим людям.
ПОЧЕМУ ИНОГДА ЛЮДИ НЕ ИДУТ К ПСИХОЛОГУ.
Иногда люди путают психологию с психиатрией и опасаются, что если они будут посещать психолога, то их будут считать ненормальными или какими-то убогими и несостоятельными. Это устаревшие представления. Уже теперь не только на Западе, но и в России пришла пора, когда уважающие себя люди заботятся о своем психологическом комфорте, приходя к профессионалу за советом, изучая, например, психологические методы управления своими чувствами или методы эффективного взаимодействия с людьми, или посещая психологические тренинги для своего личностного роста, и профессиональной успешности.
В других случаях, люди попав к одному недобросовестному человеку, который утверждает, что занимается психологией, перестают доверять психологам вообще. С психологами, как и с врачами, стоит потратить время на поиск того специалиста, который вам понравится и подойдет, стоит найти «своего» психолога, методы которого вам приемлемы. Т.к. сейчас в психологии много направлений и методов работы и они очень разные и иногда потрясающе интересные. Вы откроете мир и людей с совершенно другой необычной точки зрения.
Еще иногда бытует точка зрения, что посещение психолога — пустая трата времени и денег. Люди, которые так думают — жертвы прошедшей эпохи, когда психология была в загоне и ее методы не ценились. Это примитивная точка зрения отсталого обывателя.
ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОПАСНО?
Опасно в наше время идти на прием к психологу, если вы ничего не знаете о нем и его методах работы, т.к. иногда за психологов выдают себя биоэнергетики, «маги» и прочие категории оздоровителей человеческих душ и судеб. Я ничего не имею против них и из нестандартных «психологических» методах, если они помогают, но иногда среди них встречаются просто не порядочные люди, которые могут иметь диплом, но использовать психологию только для того, чтобы выявить «больное место» человека и заманить его на дорогостоящий прием сказав, например, что на него из космоса пришла информация, что его дети в опасности и прочее. По этому стоит, прежде, чем идти на прием к психологу, что-то узнать о нем, о центре в котором он работает, или почитать его статьи, поговорить с ним по телефону о его методах работы. И все равно, если вы почувствуете, что вами манипулируют, что вас запугивают чем-то что для вас важно — бегите от такого человека подальше. Этот человек не занимается психологией, он просто шарлатан. В современном мире такие люди к сожалению могут надевать личины не только психологов, но и врачей и искренне верующих и набожных людей и прочее. Будьте бдительны!
ПСИХОЛОГИЯ — ЭТО ПРИЯТНО И ИНТЕРЕСНО!
Психология действительно интересное и приятное дело, заручиться поддержкой и одобрением другого человека, хорошего профессионала — это всегда нелишне, кроме того, есть множество таких методов работы, которые не только эффективно помогают, но и прводятся в веселой непринужденной обстановке. Например, психологический тренинг. Развитие ваших сильных сторон и получение знаний по психологии здесь сочетается с бурным общением с веселыми и интересными людьми (другие к нам не ходят). Психология — это творческая работа над вашей душей в сотрудничестве с приятными людьми. Разве вы можете отказаться от такого удовольствия?
10 Март 2014, 982 просмотра.
Психология — это наука! — Илья Латыпов — LiveJournal
В наши дни, к сожалению, вышли из моды две старые, банальные идеи:1. Истина существует, и целью науки является ее поиск;
2. В любом обсуждаемом вопросе профессионал в нормальном случае более прав, чем дилетант.
Им сегодня противостоят новые, гораздо более модные положения:
1. Истины нет, есть множество мнений;
2. Ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного.
Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин не прав, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке.
Когда я в очередной (и уже в который!) услышал произнесенное безапелляционным тоном, что «психология не наука», и что все психологи — шарлатаны и жулики, я поинтересовался (довольно грубо, надо сказать), на каком основании делается данный вывод. Основание оказалось потрясающим: «Да по телевизору смотришь этих психологов — такую чушь несут!».
Дальше я уточнять не стал, хотя можно было бы задать несколько простых вопросов: насколько корректно судить о психологии как науке на основании выслушивания мнений психологов по телевизору; являются ли в принципе «психологи» из ТВ реальными психологами, и если да — то не искажен ли смысл их слов монтажом; каковы критерии определения «чуши» и «не чуши» у автора приведенного мнения.
Однако мнение «психология — лженаука» довольно распространено. Эта статья рассматривается мною как краткое и достаточно популярное объяснение того, почему психология — наука. Я не претендую на исключительную точность формулировок и обобщений, главное для меня — дать ПОНИМАНИЕ, а не абсолютную точность ЗНАНИЯ.
Итак, в самом широком смысле психология — это наука о психике. Что же такое психика?
Психика — системное свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира, которое возникает в процессе их взаимодействия, а также в саморегуляции (на основе отражения) поведения и деятельности. То есть мы можем сказать о живом организме, что он обладает психикой, если способен активно, а не пассивно, реагировать на воздействия внешней среды.
Существуют два вида отражения внешнего мира: механический и психический. Пнули камень — он покатился, и катится, пока достаточен импульс, переданный ударом. Своего, внутреннего импульса, у него нет. Это механическое отражение. Но вот если вы занесете ногу, чтобы пнуть камень, а он вдруг увернется от вас и помчится прочь сам, то тут или вы сошли с ума, или камень обрел способность АКТИВНО отреагировать на воздействие внешней среды, причем еще ДО того, как это воздействие состоялось. То есть оказался наделенным психикой. Поэтому мы говорим о том, что растения не обладают психикой (хотя и являются живыми существами), а насекомые — да, обладают.
Основная задача живых существ — максимальная адаптация к окружающей среде, для чего и нужна способность отражать реальный мир, реагировать на его воздействия. А эта способность зависит от уровня развития нервной системы. Чем более развита нервная система у живого существа, тем разнообразнее его способы адаптации к внешнему миру, тем быстрее и эффективнее оно находит новые и т. п. И эта закономерность очень четкая, указывающая на то, что психика и физиология взаимосвязаны, а если точнее — две стороны одного и того же процесса адаптации живых организмов к внешней среде. Повреждение нервной системы неизбежно приводит к повреждению способности отражать реальный мир (напр., травма головного мозга).
Соответственно, психология как наука может быть разделена, во-первых, на фундаментальную (академическую) и прикладную (практическую). Прикладную оставим пока в стороне. Перед ученым, изучающим психику, встает принципиальный вопрос — что именно изучать и как изучать (т. е. вопрос методологии). На вопрос «что именно изучать» можно ответить, что психическое отражение имеет по меньшей мере три составляющие:
а) Психофизиологическую составляющую — процессы в нервной системе и все, что с ними связано (а это и восприятие, и память, и мышление, и эмоции…)
б) Поведенческую составляющую — то, как непосредственно организм (человек) взаимодействует с внешним миром.
в) Феноменологическую составляющую — то, как в сознании человека переживается происходящее с ним.
Например, вы влюблены. Физиология — это мощный выброс конкретных гормонов, их сочетания и колебания, реакции организма (сердцебиение, покраснение кожных покровов и т.п.). Поведение — как вы внешне проявляете свою любовь. Феноменология — что вы непосредственно чувствуете, как описываете то, что с вами происходит (говоря сухим языком науки, как физиологические процессы ощущаются нами).
Все три составляющие на самом деле являются единством, деление это условно — для удобства изучения. Изменения в одной из составляющих влекут за собой изменения и в двух остальных.
Теперь следует вопрос: как это изучать, чтобы соблюсти один из базовых принципов науки — объективность? Практически все методы в психологии можно объединить в две группы:
а) Эмпирические (от «опыт») — основаны на сборе и интерпретации фактов. Необходима строгая и точная фиксация фактов. В обязательном порядке здесь используются методы математической статистики, позволяющие работать с большим массивом данных и находить не умозрительные, а объективные закономерности (напр., корреляции).
б) Экспериментальные — основаны на моделировании ситуаций взаимодействия организма и среды, в которых бы проявлялись те или иные закономерные психические реакции. Если в одной и той же моделируемой психологом-экспериментатором ситуации разные люди (различающиеся по полу, возрасту, образованию и т. п.) выдают одну и ту же реакцию, то мы можем говорить о проявлении некой общей психической закономерности. Если реакции разные, то нужно смотреть, чем обусловлено это различие. Пожалуй, наиболее известны эксперименты в социальной психологии, изучающей поведение человека в обществе — знаменитые исследования С.Милгрэма («электрический ток»), Ф.Зимбардо («тюремный эксперимент») и др. (можно почитать здесь). Главное требование к эксперименту — его воспроизводимость другим исследователем (в идентичных условиях, разумеется).
Наиболее объективными являются данные, полученные при исследовании физиологической составляющей — все фиксируется и измеряется (нейропсихология и другие смежные дисциплины). Достаточно объективно измерение поведения человека (экспериментальная психология и др.). Камнем преткновения является феноменологический уровень. С одной стороны, исследования эффекта плацебо показали влияние представлений и переживаний человека на состояние его организма. С другой — эксперименты в области психологии восприятия показали, что человек практически не способен к объективным описаниям своих психических процессов, всегда в них будет присутствовать изрядная доля или просто субъективности, или вовсе ложная информация. Но это при том, что немалая часть практической психологии и психотерапии идет на феноменологическом уровне. По сути, значительная (но не вся) часть современной психотерапии и практической психологии ближе к философии и искусству, чем к строго объективной научной психологии. Это, кстати, не является доводом против психотерапии. Это означает только то, что результат психотерапии чаще зависит не от теории, на которую опирается психотерапевт или психолог, а от того, как взаимодействует он с клиентом, от его личных качеств.
Ситуация усложняется отсутствием в академической психологии сколь-либо целостной и общепринятой концепции психики. Есть огромный, и с каждым годом все увеличивающийся вал эмпирических и экспериментальных данных, не нашедший пока еще своего Ньютона или Дарвина, который дал бы их стройную интерпретацию. Поэтому прикладная психология и немедикаментозная психотерапия опираются на частные теории (нередко имеющие тоже только частные подтверждения), и имеют ряд ограничений в эффективности. Еще один аспект, ограничивающий возможности психотерапии — необходимое условие личных усилий клиента/пациента (что в классической медицине желательно, но необязательно — антибиотик справится сам), т. е. активизация все того же субъективного феноменологического уровня.
Таким образом, современная психология — динамично развивающаяся молодая наука, переживающая этап борьбы разных крупных теорий психики. Ряд результатов, полученных учеными-психологами, уже имеет существенное прикладное значение, но пока, в отсутствии единой теории психики и сознания, они имеют частный, а не всеобщий характер. Что не отменяет научного статуса психологии.Не отменяет его и наличие большого числа теоретиков, придумывающих красивые теории, но при этом совершенно не заморачивающихся их эмпирической и экспериментальной проверкой. Кстати, именно такие люди любят говорить про великие открытия.
И не нужно путать психологов-ученых и психологов-практиков, и не нужно смешивать вопрос качества подготовки специалистов и «качества» науки. А о поп-психологии, представленной в тысячах книжек про то, как надо правильно думать, речи вообще не идет.
Что почитать (из популярного, но научного):
1. К.Фрит. Мозг и душа.
2. О.Сакс. Человек, который принял жену за шляпу.
3. О.Сакс. Антрополог на Марсе.
4. Э.Кандель. В поисках памяти.
5. Д.Лерер. Как мы принимаем решения.
6. Д.Смит. Псевдонаука и паранормальные явления.
7. Н.Дойдж. Пластичность мозга.
8. У.Диксон. 20 великих открытий в детской психологии
9. Р.Хок. 40 исследований, которые потрясли психологию
10. Дж.Роллс. Классические случаи в психологии
11. А.Марков. Эволюция человека (в 2-х томах, особенно том 2.)
12. К. Прайор. Не рычите на собаку.
13. В.Аллахвердов. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания.
Отец экспериментальной психологии – Наука – Коммерсантъ
Вильгельм Вундт известен как основоположник экспериментальной психологии как науки, а также как один из пионеров когнитивной и социальной психологии (психологии народов). Им была открыта первая психологическая лаборатория. Будучи энциклопедически образованным человеком, Вундт имел широчайшие эрудицию и сферу научных интересов. В психологии же его исследовательский подход был чрезвычайно скрупулезным: в его видении, психика человека представляет собой состоящий из отдельных деталей механизм, который можно разобрать и составные части которого можно рассмотреть по отдельности.
Научное сообщество времен Вундта относилось к самой возможности экспериментального подхода в психологии весьма скептично. Действительно, как можно давать глубинную психологическую интерпретацию внешней реакции на внешний же стимул и что вообще эта реакция может сказать об устройстве человеческой психики? С точки зрения экспериментальной науки того времени, реакция на стимул — нечто так или иначе наблюдаемое, физиологическое (сокращение мышцы, возбуждение нерва), но не внутренние, субъективные «ощущения» испытуемого (которые Вундт считал важнейшим показателем, точкой соприкосновения физического и психического).
Вундту удалось соединить в своем методе эмпирическую основательность физиологического эксперимента с чисто психологическим набором экспериментальных процедур. Ключом к этому стал изобретенный Вундтом знаменитый метод «интроспекции», или самопознания.
В научной среде у этого метода было множество противников, ведь он, как кажется, подразумевал, что изучающий и изучаемое — одно лицо, а человеческое сознание, будучи несовершенным, не может одинаково успешно справляться с двумя задачами одновременно: испытывать ощущение и интерпретировать его. Вундт запросто разрешил этот парадокс: при интроспекции следует рассматривать в первую очередь неожиданные, неумышленные психические реакции, и затем описывать их, не пытаясь при этом дать психофическое объяснение и обосновать такую реакцию физиологически. В методе Вундта соблюдались обязательные для любого эксперимента условия: была контролируемая переменная (внешние факторы, стимул), и неконтролируемый, исследуемый фактор — психическая реакция, отображаемая тремя переменными: качеством, интенсивностью и «тоном ощущения» (Gefuehlston).
Перу Вундта принадлежат бесчисленные статьи о физиологии людей и животных, о гипнозе, об истории, политике, философии, языкознании и о многом другом. Несмотря на широту своих интересов, Вундт не считал себя «мультидисциплинарным» исследователем; наоборот, его главным устремлением было создание всеобъемлющей научно-философской системы.
Геннадий Личинский
XVI Европейский психологический конгресс 2019
Добро пожаловать на 16-й Европейский психологический конгресс,
который пройдёт в Москве со 2 по 5 июля.
XVI Конгресс ЕФПА, организованный Российским психологическим обществом, объединит учёных и практиков со всего света. Примечательно, что право принять у себя конгресс Европейской федерации психологических ассоциаций завоевала страна с такой богатой историей психологической науки.
Тема конгресса «Психология: создаём будущее вместе» отражает наше желание и обязанность участвовать в будущем человечества. Психология как наука и практика затрагивает много областей человеческого существования и призвана способствовать развитию и улучшению благополучия людей.
Мы хотим внести вклад в совместное построение будущего. Мы знаем, что лучшее решение можно выработать только в результате совместного обсуждения важнейших вопросов современности специалистами самых разных направлений и научных школ.
Проблем, с которыми мы работаем – множество, и обязательства международных государств по их решению сформулированы в целях развития Организации Объединённых Наций. Психическое здоровье и благополучие населения сейчас определяются как ключевые задачи и необходимо много сделать для их решения. Но мы не должны ограничиваться только ими, к важнейшим вызовам современности относятся также: уровень бедности населения, качество образования, вопросы занятости, вооружённые конфликты и другие. Наше участие в их решении чрезвычайно важно и мы должны показать эффективность психологической науки в совместном строительстве будущего человечества.
16-й Европейский психологический конгресс станет важным моментом демонстрации работы психологов из Европы и со всего мира в решении множества наиболее актуальных проблем.
Я хочу, чтобы вы присоединились к нам в Москве для участия в решении самых важных вопросов современного мира. Вместе мы сможем сделать будущее лучше.
С уважением,
Тельмо Мауриньо Баптиста
Президент
Европейской федерации психологических ассоциаций (ЕФПА)
http://www.efpa.eu/
Почему специальность в области психологии?
Что такое психология?« Психология — это изучение разума и поведения. Дисциплина охватывает все человеческий опыт — от функций мозга до действий народов, от развитие ребенка для ухода за престарелыми. Во всех мыслимых условиях от научных исследовательские центры психиатрической помощи .»(Американская психологическая ассоциация)
Что такое психологическая наука?Психологическая наука — это использование научного метода для создания, проверки и улучшения гипотезы относительно поведения и факторов и процессов, лежащих в основе поведения. Некоторые ученые-психологи используют науку для углубления базовых психологических знаний. а некоторые применяют психологические принципы для анализа, улучшения или измерения поведения.Лежащий в основе как фундаментальные, так и прикладные исследования психологической науки являются фундаментальной опорой о научном подходе.
Почему специальность психологическая наука?Студенты, изучающие психологию, развивают множество навыков, которые помогут им в их будущей карьере. Потому что психология наука о поведении, студенты-психологи много узнают о работе эффективно с другими людьми, но они также учатся мыслить логически и рационально.
Некоторые карьеры в области психологии требуют ученых степеней. Важный шаг к получению ученая степень дает глубокие и широкие познания в области психологии. Если вы посмотрите Изучив содержание предметного теста GRE Psychology, вы увидите, что степень бакалавра психологических наук WKU даст вам необходимую подготовку для успешной сдачи GRE.
Специализация в области психологии может подготовить вас к поступлению в аспирантуру, но эти навыки могут также поможет вам добиться успеха в рабочей силе.Понимание того, как люди обычно ведут себя а факторы, влияющие на поведение, являются активом на большинстве рабочих мест. Другие навыки, которые студенты бакалавриата в области психологических наук развивают навыки критического мышления, эффективно работать в различных организациях, а также использовать и интерпретировать данные. В У APA есть отличная статья об интересных карьерах в психологической науке.
Источник
Американская психологическая ассоциация (веб-сайт).http://www.apa.org/careers/resources/guides/careers.aspx
Почему психология — не наука — Los Angeles Times
Психолог Тимоти Д. Уилсон, профессор Университета Вирджинии, в четверг в своей статье Times Op-Ed выразил негодование по поводу того факта, что большинство ученых не рассматривают его область настоящая наука. Он называет ученых снисходительными хулиганами:
«Однажды, во время встречи в моем университете, биолог упомянул, что он был единственным преподавателем факультета науки.Когда я поправил его, отметив, что я из Департамента психологии, он пренебрежительно махнул рукой, как будто я был членом Малой лиги, говоря члену Нью-Йорк Янкиз, что я тоже играю в бейсбол.
«В науках давно существует снобизм:« жесткие »(физика, химия, биология) считают себя более легитимными, чем« мягкие »(психология, социология)».
Пренебрежительное отношение ученых к психологам не связано со снобизмом; это коренится в интеллектуальном разочаровании.Это коренится в неспособности психологов признать, что у них нет такого же притязания на светскую истину, как у точных наук. Это коренится в том усталом раздражении, которое испытывают ученые, когда неученые пытаются притвориться учеными.
Верно. Психология — это не наука.
Почему мы можем сказать это окончательно? Потому что психология часто не отвечает пяти основным требованиям, чтобы область считалась строго научной: четко определенная терминология, количественная оценка, строго контролируемые экспериментальные условия, воспроизводимость и, наконец, предсказуемость и проверяемость.
Исследование счастья — отличный пример того, почему психология не наука. Как именно следует определять «счастье»? Значение этого слова различается от человека к человеку и особенно в разных культурах. То, что делает счастливыми американцев, не обязательно делает счастливыми китайцев. Как измерить счастье? Психологи не умеют пользоваться линейкой или микроскопом, поэтому они изобретают произвольную шкалу. Сегодня лично я чувствую себя примерно на 3,7 балла из 5. Как насчет вас?
Несоблюдение первых двух требований научной строгости (четкая терминология и количественная оценка) делает практически невозможным соответствие исследований счастья остальным трем.Как можно добиться последовательного воспроизведения эксперимента или дать какие-либо полезные прогнозы, если основные термины расплывчаты и не поддаются количественной оценке? И когда именно когда-либо делалось надежное предсказание человеческого поведения? Создание полезных прогнозов — жизненно важная часть научного процесса, но у психологии в этом отношении мрачные результаты. Просто спросите внешнеполитического или разведывательного аналитика.
Честно говоря, не все психологические исследования одинаково бессмысленны. Некоторые исследования гораздо более строгие с научной точки зрения.И эта область часто дает интересные и важные идеи.
Но утверждать, что это «наука», неправильно. На самом деле, это даже хуже. Это попытка переопределить науку. Новое определение науки больше не является эмпирическим анализом мира природы; вместо этого, это любая тема, вокруг которой разбросаны несколько цифр. Это опасно, потому что при таком расплывчатом определении все может считаться наукой. И когда что-либо квалифицируется как наука, наука больше не может претендовать на уникальное понимание светской истины.
Вот почему ученые увольняют психологов. Они по праву защищают свою интеллектуальную территорию.
ТАКЖЕ:
Неудачный выбор Вернона
Даум: похмелье Палина Республиканской партии
Безопасные сообщества: исправление Закона о доверии
Алекс Б. Березов — редактор RealClearScience.com, на котором эта статья была впервые опубликована. Имеет степень доктора микробиологии.
Что он может для вас сделать | Психологические науки
Помимо удовлетворения ваших требований в области социальных и поведенческих наук и, конечно же, бесконечно увлекательного занятия, вот еще несколько причин подумать о посещении уроков психологии и даже о получении диплома.
10 способов, которыми психология может улучшить вашу жизнь
- Получите мотивацию
- Повысьте свои лидерские качества
- Стань лучше коммуникатором
- Лучше понимать других
- Принимайте более мудрые решения
- Улучшите свою память
- Получите более высокие оценки
- Стать более продуктивным
- Будьте здоровы
- Снижение стресса и негативных эмоций
Буквально означает «изучение разума», психология фокусируется на психических процессах и поведении людей.Это наука о том, как люди думают, чувствуют, действуют и взаимодействуют со своим миром. В психологической науке есть ряд специализированных областей, включая детскую психологию, педагогическую психологию, спортивную психологию, социальную психологию, сравнительную психологию и другие. Клиническая психология занимается диагностикой и лечением психических расстройств.
Программа «Психологические науки» в MCC предлагает студентам широкий спектр курсов, образовательные ресурсы, мероприятия для студентов и возможности для продолжения образования.Наши курсы делают упор на научное изучение поведения и психических процессов и призваны помочь студентам лучше понять себя и других. Мы призываем наших студентов лучше понимать условия жизни человека посредством открытого и беспристрастного исследования. Наш разнообразный преподавательский состав также предлагает студентам различные подходы и опыт, которые помогут им процветать в глобальном обществе.
Психологические курсы, которые вы можете пройти в MCC
Психологическая наука — обзор
Стать более этичным
Знания как психологической науки, так и этической теории необходимы для безопасного, эффективного и ответственного ухода за поведенческим здоровьем.Психологическая наука необходима для понимания человеческого развития, функционирования и изменения поведения, но здравоохранение также должно быть основано на этических принципах и стандартах, чтобы практиковать их в сострадательной, уважительной, ответственной и справедливой манере. В современном мире одно без другого просто немыслимо.
Философия разработала последовательную систему профессиональной этики, которая обеспечивает очень удобную основу для здравоохранения. Еще необходимо внести улучшения, особенно в отношении вопросов, связанных с правосудием, и не все клиницисты и медицинские работники работают образцово.Но биомедицинская этика обеспечивает очень полезную основу для оказания уважительной, сострадательной, ответственной и этически мотивированной и управляемой медицинской помощи.
Научно-технический прогресс будет и впредь открывать новые возможности и проблемы для этики поведенческого здоровья. Телетерапия, централизованное хранение электронных медицинских карт (в «облаке») и использование социальных сетей для просвещения населения по вопросам психического здоровья и благополучия открывают много интересных новых возможностей, но также и несколько проблем.Передовые медицинские технологии также ставят новые этические проблемы (например, генетическое тестирование эмбрионов для отбора детей с определенными характеристиками, поддержание людей в коме на аппаратах жизнеобеспечения на неопределенный срок). Увеличение разнообразия в обществе также вызывает дополнительные вопросы. Многие личные и семейные вопросы очень противоречивы внутри и между культурами (например, развод, аборт, ориентация ЛГБТ, гендерные роли, браки по договоренности, контроль над детьми и их воспитание). Вред может быть результатом незнания культуры пациента, этических и семейных ценностей, обычно наблюдаемых в рамках этой культуры, конкретных убеждений и ценностей пациента и его или ее семьи, а также взаимодействия этих факторов с психическим здоровьем (Knapp & VandeCreek, 2007; Сью и Сью, 2012).Как и в случае с трудными ситуациями, с которыми сталкиваются люди в любой культуре, эти случаи часто связаны с балансом пользы и вреда (например, автономия молодых людей, сталкивающихся с традиционным браком по расчету, который они не хотят, и отчуждением от своей семьи, религии и культуры что может произойти, если брак не будет принят). Внимание к науке и этике, лежащим в основе всех этих вопросов, необходимо для того, чтобы найти удовлетворительные решения и продолжить улучшение этического функционирования здравоохранения и других профессий в сфере социальных услуг.
Хотя наука и этика сосредоточены на разных вопросах и обычно используют разные аналитические методы, в сфере здравоохранения они дополняют друг друга. И наука, и этика исследуют человеческую природу. Оба требуют строгого логического анализа для понимания явлений, и со времен Научной революции и Просвещения в обеих областях был достигнут значительный прогресс. Цели науки и этики также совпадают в сфере охраны психического здоровья. С этической точки зрения подчеркивается ответственность профессионалов не причинять вреда, в том числе непреднамеренно, и обеспечивать пользу, устраняя вред, страдания и дисфункции, а также предотвращая их, когда это возможно.С научной точки зрения особое внимание уделяется пониманию развития и функционирования, а также разработке безопасных и эффективных вмешательств для использования в лечении и профилактике. Эти цели существенно пересекаются.
Недавние научные исследования показали, что моральные рассуждения и поведение — очень сложные явления, частично управляемые подсознательными автоматическими реакциями, которые могут противоречить рассуждениям, основанным на осмысленном логическом анализе. Человеческое мышление эволюционировало, чтобы иметь возможность быстро реагировать на угрозы и возможности высокоэффективным образом, необходимым для выживания в естественном мире.Но эти автоматические реакции могут быть дезадаптивными и контрпродуктивными в больших, сложных обществах, возникших с подъемом цивилизации. Точно так же, как некоторые из наших развитых физических характеристик не оптимальны для жизни в современном мире (например, сохранение калорий в организме в голодное время), некоторые развитые психологические характеристики плохо подходят для жизни в современном мире. Поиск решений этих проблем является серьезной проблемой для обществ во всем мире.
Научное изучение человеческой этики также подчеркивает необходимость биопсихосоциального подхода к пониманию психологии человека.Мы генетически унаследовали долгую историю эволюционировавших характеристик и механизмов, которые фундаментально формируют наши моральные рассуждения и поведение. Основные черты многих из этих характеристик и механизмов чрезвычайно стары; некоторые даже являются общими с другими приматами и более старыми видами млекопитающих, от которых мы произошли. Однако по мере развития человеческого познания мы в конечном итоге развили язык и цивилизацию, и культурные факторы стали оказывать гораздо более сильное влияние на эволюцию, чем биологические факторы (Dunbar, 2016; Harari, 2011; Stringer, 2012a).Социокультурные факторы теперь имеют подавляющее влияние на эволюцию человека — биологическая эволюция происходит очень медленными темпами на протяжении поколений, в то время как культурная эволюция может очень быстро изменить человеческое поведение и нормы, иногда даже в пределах одного поколения (например, особенно с точки зрения повышения морального статуса и уделяя внимание и права большему количеству людей в обществе).
Парадоксально, но огромные культурные различия, наблюдаемые во всем мире, вызваны теми же когнитивными механизмами, которые у всех нас есть.Мы восхищаемся прекрасным разнообразием в еде, одежде и личном убранстве людей, искусстве и архитектуре, религии, семейных и общественных обычаях, встречающихся в культурах по всему миру. Но также трагично, что одни и те же когнитивные механизмы, которые мы все разделяем, привели к войнам, эксплуатации, рабству и геноциду, которые происходили во всем мире на протяжении всей истории человечества. Те же культурные различия, которые иногда уважаются и которыми пользуются, также могут стать причиной немыслимых жестокостей по отношению к другим группам, которые происходили по всему миру на протяжении веков.Наше общее моральное познание ведет к удивительно сострадательному и альтруистическому поведению, присущему всем культурам, но также и к варварскому трайбализму, насилию и жестокому обращению, присущим всем культурам. Часто насилие и жестокое обращение происходят даже в семьях и в интимных отношениях с близкими, к которым в другое время можно относиться чутко и сочувственно. Удивительно, что наши общепринятые моральные познания могут приводить к удивительной доброте по отношению к другим, а также к ужасающему жестокому обращению с людьми из других «племен», а иногда даже с соседями и любимыми.Такова сложность человеческой природы, которая на протяжении веков была столь неуловима для философов, теологов, ученых и других.
Совместная жизнь в духе сотрудничества и сотрудничества всегда была одной из величайших проблем человечества. Огромный прогресс был достигнут во многих областях, в том числе в том, как предоставляются медицинские услуги. Но, похоже, нет конца вызовам на всех уровнях для отдельных лиц, семей, сообществ, обществ и глобального сообщества в целом.Эти проблемы были главной заботой религиозных и государственных учреждений на протяжении всей истории человечества. Более глубокое научное понимание природы этих проблем предоставит важную информацию для их решения, если мы будем готовы применять науку таким образом.
Что такое психология? | Кафедра психологии
Кузов
Психология — это научное исследование разума и поведения. Психологи активно занимаются изучением и пониманием психических процессов, функций мозга и поведения.Область психологии считается «центром науки» с прочными связями с медицинскими, социальными и образовательными науками (Boyack, Klavans, & Borner, 2005).
В штате Огайо Департамент психологии состоит из восьми отделов, занимающихся исследованием важнейших аспектов мозга и человеческого поведения.
Поведенческая неврология
- Факторы, влияющие на пластичность мозга и поведение в процессе развития и во взрослом возрасте
- Биология и функции гиппокампа
- Стресс и мозг
- Нейрогенез и пластичность мозга на протяжении жизни
- Различия функций мозга, связанные с полом
- Эндокринная и иммунная регуляция мозга и поведения
- Нейробиология когнитивного контроля
Информация о программе
Клиническая психология
- Лечение расстройств настроения и личности с помощью когнитивно-поведенческой терапии
- Биоповеденческие реакции на диагностику и лечение рака
- Тестирование и распространение психологических методов лечения онкологических больных
- Психологическая и поведенческая адаптация к хроническим проблемам со здоровьем
- Влияние физических упражнений на психологическое и когнитивное функционирование
- Нейропластичность при старении и неврологических расстройствах
- Внимательность и когнитивные функции у пожилых людей
Информация о программе
Когнитивная психология
- Экспериментальный подход, визуализация мозга и основанные на моделях подходы к восприятию, памяти, принятию решений, действиям и языку
- Моделирование обработки решений в памяти, восприятии, математике.
- Как наши зрительные системы создают стабильное восприятие мира
- Исследования нейровизуализации (фМРТ), изучающие, как мы ценим и выбираем вещи
- Создание биологически правдоподобных сетевых моделей познания человека
- Как мы контролируем свое внимание в сложных задачах
- Как слуховая система решает проблемы понимания разговорной речи
Информация о программе
Наука принятия решений
- Как когнитивные, эмоциональные и социальные процессы влияют на суждения и выбор
- Как умение считать (умение считать) влияет на принятие решений в реальном мире
- Как мозг представляет субъективные ценности и убеждения
- Роль установок в числовом суждении и выборе
- Как улучшить самоконтроль
- Как информация интерпретируется и интегрируется в процесс принятия решений
- Моделирование принятия решений при старении и когнитивном спаде
Информация о программе
Психология развития
- Изменение познания, поведения и мозга в процессе обучения и развития
- Влияние генетики и окружающей среды на мозг и поведение
- Развитие памяти, категоризации и рассуждения
- Развитие числового познания и математического мышления
- Как дети изучают язык и используют его для понимания своего мира
- Как дети вырастают за пределы поверхностного в своем социальном и нравственном понимании Как дети вырастают за пределы поверхностного в своем социальном и моральном понимании
Информация о программе
Нарушения интеллекта и развития
- Как улучшить здоровье и благополучие детей и взрослых с ограниченными интеллектуальными возможностями, расстройствами аутистического спектра и другими расстройствами нервного развития
- Как лучше всего поддержать членов семьи людей с ограниченными возможностями
- Как повлиять на исход и течение умственной отсталости, расстройства аутистического спектра и связанных с ним нарушений психического развития
- Как разработать психологические инструменты для измерения основных и связанных характеристик умственной отсталости, расстройства аутистического спектра и других нарушений нервного развития
- Как лечить поведенческие и эмоциональные проблемы у детей и взрослых с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и связанными с ними расстройствами психического развития
Информация о программе
Количественная психология
- Разработка, оценка и применение новых количественных методов анализа психологических данных
- Применение статистических моделей к проблемам реального мира
- Байесовские модели познания человека
Информация о программе
Социальная психология
- Автоматическое и сознательное отношение: влияние на обработку информации, суждения и поведение
- Расширение участия женщин в дисциплинах STEM
- Как мотивация в социальных взаимодействиях формирует отношения, убеждения, благополучие и здоровье
- Что мотивирует социальное поведение
- Воздействие на иммунную систему и распространенные противовоспалительные препараты (например,грамм. Тайленол) на эмоции, решения и социальное поведение
- Как сходство мозговой активности людей лежит в основе сходства мыслей, взглядов и убеждений
Информация о программе
Что такое психология? | БПС
Психология — это научное исследование разума и того, как он диктует и влияет на наше поведение, от общения и памяти до мыслей и эмоций.
Речь идет о понимании того, что движет людьми и как это понимание может помочь нам решить многие проблемы и проблемы в современном обществе.
Как наука, психология функционирует как процветающая академическая дисциплина и — жизненно важная профессиональная практика, посвященная изучению человеческого поведения — и стоящих за ним мыслей, чувств и мотиваций — посредством наблюдения, измерения и тестирования, по порядку. формировать выводы, основанные на надежной научной методологии.
Кто такое Британское психологическое общество?
Британское психологическое общество является представительным органом психологов и психологов в Великобритании.
В его состав входят представители всех слоев общества, которые в первую очередь заинтересованы в развитии и применении психологии на благо общества.
Общество состоит из нескольких подразделений, каждое из которых занимается определенной специальностью, и отвечает за продвижение передового опыта и этических норм в науке, образовании и практическом применении психологии.
Люди обращаются за помощью и поддержкой к психологам для решения всех видов проблем, а психологи используют свои знания и опыт, чтобы помочь во многих сферах жизни общества, таких как:
Если вы чувствуете, что психолог может вам помочь, мы рекомендуем обсудить это с вашим терапевтом.
Чтобы узнать больше о конкретных областях психологии и о том, какую пользу они могут принести вам , посетите нашу страницу «Найдите психолога» .
Здесь вы найдете дополнительную информацию о конкретных типах психологов, проблемах, с которыми они сталкиваются, а также о том, как найти ближайшего к вам психолога и связаться с ним.
Также можно посетить психолога на частной основе, но в этом случае с вас потребуют оплату.
Обратитесь к нашему Справочнику дипломированных психологов, чтобы помочь вам найти подходящего профессионала.
Лучший способ узнать больше — это стать участником или подписчиком .
Кроме того, если вы думаете о карьере психолога, но не знаете, с чего начать, обратитесь к нашей странице «Стать психологом» , на которой вы найдете всю необходимую информацию об учебе, квалификации и вариантах карьеры.
Для более широкого взгляда на некоторые из различных тем и вопросов, охватываемых психологией как дисциплиной, взгляните на нашу страницу А-Я психологии .
Эта страница, созданная для широкой публики, предназначена для того, чтобы дать вам обзор некоторых наиболее распространенных психологических терминов и определений, а также предоставить ссылки, которые помогут вам копнуть немного глубже и узнать еще больше о выбранных вами предмет.
Вы также можете ознакомиться с одной из наших многочисленных публикаций .
В настоящее время мы публикуем:
Принадлежит ли психология к научному клубу?
Во-первых, отказ от ответственности: я гордый обладатель степени бакалавра наук (второй высший класс) по экспериментальной психологии.Так что не удивляйтесь, когда я скажу вам, что психология — это наука.
Но для многих других людей, особенно для ученых из других дисциплин, психология — в лучшем случае «мягкая» наука. Он не принадлежит к одной высокопоставленной компании физики, химии или, осмелюсь сказать, нейробиологии.
Давние дебаты о научных достижениях психологии были возобновлены в прошлом году микробиологом и редактором-основателем RealClearScience Алексом Березовым. В провокационной статье, озаглавленной «Не допускайте попадания психологии в научный клуб», Березов утверждал:
Пренебрежительное отношение ученых к психологам […] […] коренится в неспособности психологов признать, что у них нет такого же притязания на светскую истину, как у точных наук.
Остался без ответа вопрос о том, как наука приходит к этой так называемой «светской истине». Более конкретно: чем отличается психология от исследования реальности?
Рассматриваемые модели
Во вступительной главе своей последней книги «Магия реальности» биолог-эволюционист Ричард Докинз обсуждает, как мы узнаем, что реально.
Совершенно очевидно, что мы можем использовать наши чувства. Если мы можем увидеть, услышать или почувствовать что-то, если мы можем прикоснуться к этому или попробовать это на вкус, тогда мы знаем, что это реально.
Мы также можем использовать машины для улучшения и расширения наших органов чувств. Бактерии невидимы невооруженным глазом, но мы можем увидеть их в микроскоп. Мы не можем воспринимать радиоволны, но можем преобразовать их в звуки, которые мы слышим.
Но, как отмечает Докинз:
Существует менее известный способ, которым ученый может понять, что реально, когда наши пять органов чувств не могут обнаружить это напрямую. Это модель того, что может происходить, которую затем можно протестировать […]
Мы внимательно смотрим на модель и предсказываем, что мы должны увидеть или услышать и т. Д.если модель была правильной. Затем мы смотрим, верны ли прогнозы или нет. Если они правы, это увеличивает нашу уверенность в том, что модель действительно отражает реальность […]. Если наши прогнозы неверны, мы отклоняем модель или модифицируем ее и пытаемся снова.
Докинз иллюстрирует этот момент некоторыми известными примерами научного моделирования. Крик и Ватсон, например, не увидели — форму двойной спирали ДНК: они построили модель (буквально из картона) и увидели, что ее предсказания согласуются с наблюдениями, сделанными другим ученым, Розалиндой Франклин.
Возможно, величайшее научно-рэп-видео на тему ДНК.От генетики до изменения климата: создание, тестирование и улучшение моделей реальности — это вполне законный способ заниматься наукой, и именно так работает психология. Мы не можем напрямую измерить воспоминания, убеждения или отношения. Но мы можем измерить поведение . И мы можем использовать эти измерения для проверки предсказаний наших психологических теорий — наших моделей разума.
Психология — это наука.Но связь идет гораздо глубже.
Наука о мысли
В своей книге 1951 года «Здравый смысл науки» Якоб Броновски утверждал, что о науке следует думать так же, как о любой другой форме человеческого мышления: «наука создается людьми, и у нее есть свой стиль».
Броновски, несомненно, был бы очарован, узнав о последующих разработках в области психологических исследований. На каждом шагу мы находим аналоги между наукой и повседневным человеческим познанием.
Хороший пример — работа ученого по зрению Ричарда Грегори, который утверждал, что способ работы нашей зрительной системы сродни научному процессу.Чтобы понять, как световые узоры попадают на нашу сетчатку, нужно генерировать гипотезы об объектах окружающего нас мира, которые могли дать начало этим сенсорным «данным».
Эти перцептивные «гипотезы» выявляются только в тех редких случаях, когда они ошибочны — когда гипотеза не соответствует действительности, и мы испытываем иллюзию.
Профессор Ричард Грегори демонстрирует иллюзию полой маски.Подобные аналоги применяются в теориях языка.Читая рассказ или слушая, как кто-то говорит, мы понимаем входящий поток слов, создавая модель описываемой ситуации и делая прогнозы относительно того, что мы услышим или прочитаем дальше.
Возможно, самая убедительная аналогия исходит из исследования маленьких детей. Психолог по развитию Элисон Гопник называет детей «отделом исследований и разработок человеческого вида», который учится, исследуя, играя и пробуя новые идеи.