ПСИХИКА — это… Что такое ПСИХИКА?
(от греч. ψυχικός – душевный) – свойство высокоорганизованной материи, возникающее на определ. стадии развития жизни и являющееся особой формой отражения. Животные обладают элементарной формой П., подчиняющейся биологич. законам. Высшая форма П. – сознание – присуща только человеку, является продуктом общественно-историч. развития и подчиняется социальным законам. Непосредственно для человека, субъективно П. выступает в виде доступных самонаблюдению явлений – ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т.п. Объективные выражения П. обнаруживаются путем наблюдения над др. людьми, их разнообразными действиями, речью, мимикой и т.п. Посредством П. человек познает, отображает мир и ориентируется в нем – регулирует свою деятельность. Идеалистич. психология видит в П. проявление особой, независимой от материи и подчиняющей ее себе духовной субстанции и не может решить т.н. психофизическую проблему, объяснить связь П. с телом. Эта проблема оставалась неразрешимой и для метафизич.Сигнальное взаимодействие со средой осуществляет не только человек, но и любое животное; намеки на такое взаимодействие имеются даже у растений, особенно у т.
н. растений-хищников. Поэтому понятие «субъект» является более широким, чем понятие «человек». Человека же отличает от др. представителей животного мира то, что он является не просто субъектом, но познающим субъектом. В ходе эволюции живых существ, на основе постоянной дифференциации и интеграции организма, неразрывно связанной с особенностями развития способов взаимодействия субъекта с объектом, формировался спец. орган П. У высших животных и человека таким органом является кора больших полушарий головного мозга (подробнее об эволюции П. на основе общей биологич. эволюции см. статьи Жизнь, Антропогенез, Зоопсихология). Индивид, выступая как субъект, является компонентом системы субъект – объект. В то же время он остается и организмом, т. е. системой, физиологически взаимодействующей со средой. Но физиологич. законы не могут быть распространены на процессы взаимодействия субъекта с объектом, и, следовательно, структура П. не может быть отнесена к физиологич. явлениям. Психическое в его отношении к физиологическому выступает как структурная совокупность относительно простых физиологич.Переход к П. человека связан с перестройкой органа П. – мозга и прежде всего с появлением второй сигнальной системы – сигнализации действительности словом (И. П. Павлов).
Ведущей формой психич. взаимодействия является мышление (понимаемое здесь в конкретно-науч. аспекте). Оно проявляет себя в ситуациях, где для решения задачи необходимо нахождение нового, не известного до этого субъекту способа изменения окружающих условий для удовлетворения потребностей. Элементарные формы мышления свойственны и животным; однако у них мышление протекает лишь во внешнем плане и всецело зависит от непосредств. условий данной ситуации, ход решения задачи лишен замысла, программы действий. Динамич. модели этого уровня фиксируют взаимодействие субъекта и объекта в слитном виде: действия не отчленены от предметов, то и другое дано недифференцированно. Подобные модели имеют место и у человека при неосознаваемом приспособлении к среде; это первичные динамич. модели, с т. зр. гносеологической выступающие как собственно изображения. Однако специфич. особенностью человека является способность строить вторичные, знаковые модели действительности. Они основаны на специфически человеч. речевом мышлении, к-рое выделяется из практики как теоретич. деятельность. Благодаря развитию второй сигнальной системы мышление переносится во внутр. план действий, ход решения задачи направляется замыслом, строится программа действий. Объектом при этом могут быть не только реальные предметы, но и сами психич. модели. Первичные модели дифференцируются и на их основе формируются вторичные, знаковые, уже расчленение представляющие взаимодействие субъекта с объектом, т. е. отделяющие отношения субъекта к объекту от отношений самих объектов. Сама деятельность субъекта становится одним из объектов познания. В гносеологич. аспекте эти модели выступают как понятия, суждения, умозаключения, отражающие закономерности движения объектов; их отд. стороны, св-ва (нередко недоступные непосредств. восприятию), существ. связи и зависимости. Будучи объективированными (напр., в языке), продукты мышления перестают быть результатом деятельности лишь отд. индивида, становятся и предметами действий др. людей, образуя обществ. познание, обществ.-историч. опыт. В индивидуальном развитии совр. человека П. формируется в процессе овладения этим опытом, овладения исторически сложившимися формами и способами деятельности. При господстве биологич. законов достижения филогенетич. развития животных закрепляются в форме изменений самой их биологич. организации. Антропогенез расчленяется на ряд стадий, в к-рых биологич. закономерности все больше уступали место социальным. Появление человека в собств. смысле связано с установлением полного господства социальных законов. Совр. человек обладает уже всеми морфологич. и физиологич. св-вами, необходимыми для его безграничного обществ.-историч. развития, в к-ром биологич. организация человека не подвергается существ. изменениям, а результаты развития фиксируются уже не биологич. аппаратом, а специфически социальными средствами. Центр. процесс, характеризующий психич. развитие ребенка, – это процесс усвоения им достижений развития предшествующих поколений людей. Биологически наследуемые особенности составляют лишь необходимое условие этого усвоения. Такой процесс протекает во взаимодействии ребенка с созданными обществом предметами и явлениями, в предметном и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними. В этом процессе и формируются собственно человеч. способности, формы поведения, качества личности.Существ. сдвиги в понимании конкретно-науч. аспекта П. произошли в связи с развитием кибернетики. Конструирование совр. технич. систем, все более широко моделирующих специфич. функции человека, выдвинуло задачу более широкого и всестороннего исследования психич. процессов. При этом, с одной стороны, данные, полученные в исследовании П., используются для нужд кибернетики, с другой – средства и методы кибернетики применяются для исследования психич. процессов.
Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; его же, Введение (Из экономии, рукописей 1857–1858 годов), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Философские тетради, там же, т. 38; Ρубинштейн С. Л., Основы общей психологии, М., 1946; его же, Бытие и сознание, М., 1957; его же, Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Леонтьев А. Н., Проблемы развития П., 2 изд., М., 1965; Спиркин А. Г., Происхождение сознания, М., 1960; Пономарев Я. Α., Психология творческого мышления, M., 1960. См. также лит. при ст. Психология.Я. Пономарев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Максимов: Думать о своей психике
В психологии известен такой опыт: игроков баскетбольной команды разделили на две части. Одни баскетболисты истово тренировались. Других попросили, лежа на кровати, явственно представлять, будто они проводят тренировку. Через некоторое время выяснялось: спортивные результаты и, что особенно удивительно, физиологические изменения у обеих групп были одинаковые.
Понимаете, какая история: когда человек что-то очень явственно представляет, в его организме все происходит ровно так, будто он делает это на самом деле. Это я к чему? К тому, что лучше не делать физкультуру, а представлять, как ты ее делаешь? Нет, разумеется. Это я к тому, какую огромную роль играет психология в нашей жизни.
Чтоб головой не сдвинуться от коронавируса, надо еще думать о психике своей, помогать ей.
Жесткое закрепление личного пространства за человеком ни к чему, кроме агрессии, не ведет
Сейчас мы уже постепенно отказались от старых привычек и привыкаем к новым. Удается ли понять, для чего нам дано это новое время, как мы можем использовать его с максимальной для себя пользой?
Мои коллеги-психологи, затаившиеся в первые дни, нынче встрепенулись и дают советы. Спасибо. Это важно. Именно в такие моменты психология должна давать людям психологические рекомендации.
Есть полезные. Есть странные. Например, все, как сговорившись, советуют нам определять свои границы, чтобы все знали: если я зашел за эту дверь или сел на этот диван, — ко мне не соваться.
Совет, скажу мягко: странный. Границы в доме нельзя выстраивать. Во-первых, в этом случае их никто не будет соблюдать, а во-вторых, жесткое закрепление личного пространства за человеком ни к чему, кроме агрессии, не ведет.
Границы должны не выстраиваться, а возникать из общения. Мама говорит папе: «Я тебя очень люблю. Ты лучший. Но я так устала, сейчас сяду на диван и буду читать, и ко мне никто не подходит полчаса». В следующий раз мама сядет в кресло. Граница — явление не пространственное, а, если угодно, настроенческое: возникло у кого-то из членов семьи настроение уединиться, и он уходит за свою границу, предварительно объяснив, зачем он это делает.
Думать о своей психике — значит не бояться общения. Может быть, на такие темы, до которых в «мирные дни» не добирались.
А если ты одинок? У тебя есть интернет. Ищи общения там — возможно, виртуальные на время карантина друзья, впоследствии станут реальными.
Хочу заметить, что одиночная камера была придумана во времена Французской революции для комфорта заключенных, поначалу с арестованных даже брали деньги за комфортный арест. Но очень быстро выяснялось, что одиночество — это пытка. Человек жив другими, энергией других.
Сейчас много людей, относительно комфортно переносивших свое одиночество во время беготни по жизни, страдают в затворничестве. Понимаете? Немало людей осознанно хотят избавиться от одиночества. Интернет им в помощь.
Если сегодня человек потерял работу, то понятно, что он не может не думать о будущем. Но всем остальным сообщаю: думать о своей психике — это научиться не думать о будущем. Страх будущего не только самый большой, но единственный страх человека. Мы всегда боимся не того, что есть, а того, что будет. Сегодня будущее выглядит неясно. Пока никто не понимает: как долго продлится карантин и что будет после его окончания. Значит, надо сделать девизом жизни великие слова: «Не стоит заботиться о завтрашнем дне, ибо он сам о себе позаботится».
Еще стоит научиться фильтровать информацию. Это умение никогда не будет лишним, но сегодня оно жизненно необходимо для нормального существования нашей психики.
Немало людей осознанно хотят избавиться от одиночества. Интернет им в помощь
Легко сказать: фильтровать, а как? Один из девизов психологии: «Жизнь не так проста, как кажется, а гораздо проще». И здесь тоже все нетрудно. Критерий один: могу ли я что-то сделать в связи с той информацией, которую узнал, или нет? Например: мэр Москвы сообщил о введении пропусков, если я — москвич, эта информация касается меня напрямую и для меня важна. И тут же вышло очередное сообщение, что этот вирус искусственного происхождения, я никак не могу повлиять на это, значит, это меня не касается — пропускаю мимо.
Сегодня надо быть абсолютно эгоистичным в приеме информации, разделяя на ту, что для меня и не для меня. Информации сейчас настолько много, что под ее обилием можно просто пропасть.
Еще одна очень простая вещь, которая сильно укрепит вашу психику: категорически перестать делать замечания детям. Во-первых, патологическое желание использовать время карантина, чтобы наконец-то как следует повоспитывать свое чадо, приведет к нервным срывам и у вас, и у ребенка. Во-вторых, бесконечные замечания очень портят атмосферу в доме. Карантин — время трудное, и надо постараться провести его максимально весело и радостно.
Важно, чтобы не вы, а ребенок следил за тем, чтобы вы не делали замечаний, поскольку большинство взрослых делает их как бы между прочим, по инерции. В результате вместо мрачной атмосферы бесконечного воспитания вы получите игру, которая может стать очень симпатичной и детям, и взрослым.
Думать о своей психике — значит постоянно иметь в виду, что она есть и она решающим образом влияет и на вашу жизнь, и на ваше здоровье. Выбирая, что вы будете делать сегодня или завтра, в первую очередь думать, как это повлияет на вашу психику. И стараться делать только то, что влияет позитивно.
Как ни парадоксально звучит, но карантин — это время, которое нужно проживать с улыбкой.
Психика — что это такое
Обновлено 18 сентября 2021 Просмотров: 13321 Автор: Дмитрий Петров- Трудность изучения и немного истории
- Что первично: тело и психика?
- Что известно про психику в современном мире?
- Функции психики
- Чем характеризуется нормальная психика?
- Как сохранить здоровую психику?
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
На данный момент выпустили большое количество фильмов, сериалов, где главный фокус внимания сосредоточен на психике человека.
Также достаточно популярны книги, где тонко описывается психологическая составляющая персонажей.
Людей давно интересует этот аспект, но насколько мы осведомлены о том, что такое психика? Давайте разбираться.
Трудность изучения и немного истории
Термин «психика» происходит от древнегреческого слова «ψῡχικός» и обозначает «душевный». Его используют не только в психологии, но и в медицине, философии. Поэтому трактовка может меняться.
Советские учёные Анохин, Сеченов, Бехтерев определяли структуру психики как эмоции, чувственные восприятия, переживания, ощущения, желания, сновидения, трансы, интуиция и образы.
Все эти составляющие кажутся аморфными и неизмеримыми. И не только людям без медико-психологического образования. Профессор Ясенецкий-Войно как-то сказал: «Я много раз делал трепанацию черепа, но никогда не видел там ума».
Несмотря на это, учёные не сдавались и продолжали изучать психику. Уже существовали такие методы, как наблюдение, эксперимент, тесты, опросник и беседы. Сейчас набирают обороты такие методы, как МРТ и 3D-сканирование головного мозга.
Из этих исследований получают информацию о нейронах и связях между ними. Но это данные о материальной основе. Никто до сих пор не знает точно, как, например, формируется мысль в голове.
Что первично: тело и психика?
Человек устроен значительно сложнее, чем животное. Кажется, будто всё работает настолько слажено, как механизм швейцарских часов. Сложно отделить физический процесс от психического.
Чтобы лучше понимать это, можно провести над собой небольшой эксперимент:
- Сядьте поудобней. Откиньте голову назад, разведите руки в сторону. Сделайте глубокий вдох-выдох.
- Попробуйте вспомнить грустную ситуацию из жизни.
- Вы либо не сможете долго продержать эту печальную эмоцию, и она станет уходить сама. Либо мышцы напрягутся и вам захочется сжаться, напрячься.
Суть в том, что грусть задерживается на физическом уровне. В расслабленном состоянии практически невозможно чувствовать негативные эмоции.
Психические процессы сопровождаются изменениями в теле. Хотя не всегда мы можем это подметить.
Перемены могут быть на уровне эндокринной системы, частоты дыхания, кровообращения и мышц. Иногда это может переходить в патологию – психосоматику. Сильное защемление в шее может означать большую психологическую нагрузку в виде постоянных стрессов.
Что известно про психику в современном мире?
Психика – это свойство организма, позволяющее воспринимать окружающий мир и строить его субъективную картину. А также она принимает участие в регуляции поведения и деятельности. Закладывается психика генетически и формируется на протяжении всей жизни.
Стадии развития психики Леонтьева:
- Элементарная сенсорная психика – наши органы чувств (например, зрительный) воспринимают объект и отображают его в голове.
- Перцептивная – не только отражает предмет, но и его свойства.
- Интеллектуальное поведение – формирование связи между предметами в ситуациях.
Основные свойства психики – целостность и системность.
Они трудятся над тем, чтобы:
- обеспечивать взаимодействие человека с внешним миром;
- управлять поведением в рамках социальных норм;
- заниматься рефлексией – анализом жизненных ситуаций;
- строить отношения с другими;
- удовлетворять свои потребности;
- пропускать происходящее через призму эмоций и чувств.
Функции психики
Если более детально разобраться в структуре и функциях психики, то её можно поделить на несколько блоков.
Ощущение – это действие раздражителя на анализатор, после которого происходит трансформация внешней физической энергии в физиологическую. С помощью чувств мы распознаём свойства предметов и явлений, такие как цвет, размер, температура, масса.
Восприятие – целостное отображение тех явлений или предметов во внешнем мире, которые непосредственно действуют на наши органы. То есть, это отображение предметов и явлений в совокупности с их свойствами.
Представление – не чёткая обобщённая копия предварительного восприятия образов, предметов и явлений, которые всплывают в сознании, без влияния в данный момент на органы чувств.
Мышление – обобщённое отображение предметов и явлений в их закономерной связи и отношениях. Основной элемент мышления — понятие. Оно является отображением наиболее общих и существенных качеств предмета и явлений (в отличии от чувств, восприятия и представления, которые отображают только конкретные свойства объекта).
Речь – наиболее совершенная форма общения людей с помощью слова. Выступает как способ общения, выражения мыслей и чувств. В процессе коммуникации происходит взаимное влияние людей друг на друга. Вербальное общение также исполняет социальную функцию.
Внешняя речь бывает в двух формах: устная и письменная. Внутренняя рассчитана на самого себя. Заключается в обдумывании вопросов и ситуаций.
Память – сложная психическая функция, с помощью которой мы используем прошлый жизненный опыт. Именно память обеспечивает целостность и последовательность сложных психических процессов.
Внимание – познавательный процесс, который обусловлен направленностью и концентрированностью психической деятельности на конкретном объекте или виде деятельности. Внимание характеризуют также, как процесс осознанного и неосознанного выбора информации, что приходит через конкретный орган чувств (например, когда мы слушаем лекцию) при игнорировании других (птицы в окне).
Интеллект – это ум, мышление человека, способность к эффективной переработке информации, к выполнению разнообразных операций логического мышления.
Эмоции – субъективный фон психических переживаний, что сопровождает все процессы. Именно с их помощью отображается отношение человека к тому, что он воспринимает, его отношение к себе самому, другим людям, ситуациям, к собственным потребностям и их удовлетворению.
Воля – психическая активность, сознательно направленная на достижение конкретной цели, преодоление препятствий. Также руководит поведением человека и присуща только ему. Достижение цели реализуется с помощью волевых усилий, при которых собираются физиологические, интеллектуальные и моральные ресурсы человека.
Чем характеризуется нормальная психика?
В психиатрии есть чёткие параметры, по которым врачи определяют, здоровая ли психика у пациента.
Чтобы не углубляться в сложную терминологию, есть более простые вещи, по которым можно это проверить:
- Автономия. Человек с нормальной психикой умеет самостоятельно делать выбор и брать за это ответственность. При этом делает то, что хочет, в рамках социально принятых норм.
- Лабильность. Перед человеком предстают разные жизненные ситуации. Чтобы с ними справляться, нужно иметь гибкую психику. Также правильно применять механизмы защиты, чтобы её не разрушить.
- Желание и способность работать. Это не только полезная деятельность для общества и вклад в развитие общества, но – и в самого человека. Можно реализовать творческий потенциал и добиться поставленных целей.
- Эмоциональная стабильность. Возможность вынести сильное давление и не позволять себе поддаваться влиянию разрушительных эмоций.
- Умение строит отношения с другими людьми. Речь идёт о доверительных и доброжелательных отношениях. Важный критерий – это умение воспринимать человека таким, каким он есть.
- Понимание этических норм. Осознание смысла и необходимости следовать правилам.
- Адекватная самооценка. Реалистичное восприятие себя как отдельного человека, так и в социуме. Отношение к себе с любовью и теплом.
- Рефлексия. Умение анализировать ситуацию, свои мысли и действия других людей. А также сделать из этого собственные выводы.
- Осознанность. Способность различать свои чувства, идеи, мировоззрение от тех, которые навязывают знакомые и общество. Не поддаваться их влиянию.
- Способность «играть». Это обширное понятие, которое включает в себя занятие спортом, творчеством, танцами, пением, использование в своей речи метафор, чувство юмора.
Как сохранить здоровую психику?
Как писалось ранее, психика тесно связана с физической оболочкой. Поэтому для её тонуса нужно не забывать про упражнения и правильное питание.
Важно принимать свои чувства и уметь правильно выпускать их наружу. Возможно, творчество станет хорошим способом для трансформации грусти и меланхолии. А спорт – для агрессии. Параллельно стоит учиться быстро себя успокаивать и возобновлять внутреннюю гармонию.
Зная свои слабые стороны, можно вовремя их защищать от удара и заниматься их проработкой. Преодоление зависимостей также сделает вас сильнее. Учитесь чаще улыбаться, поскольку через внешнее проявление приходит радость на сердце.
Ищите свои таланты, развивайте их, удовлетворяйте свои интересы. Не бойтесь менять мышление и своё устойчивое мировоззрение, поскольку мир вокруг меняется, и вы должны шагать вместе с ним.
По возможности оградите себя от негативной информации, на которую никак не можете повлиять. Прекратите критиковать всё вокруг и не сравнивайте себя с остальными. Всё это сбережёт такую одновременно сильную, и в то же время хрупкую психику.
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Психика как форма отображения действительности
Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи – все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. Для чего нужна психика? Для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации – приспособления к реальности.
Главная функция психики – регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.
Чтобы понять природу психики вообще и специфику психики человека, необходимо найти объективный критерий психики (внешне наблюдаемый, регистрируемый).
Панпсихизм – приписывание души всей природе, в т.ч. неживой.
Биопсихизм – психика есть у всего живого, включая растения.
Антропопсихизм – психика только у человека, а животные как и растения – живые автоматы.
Нейропсихизм – психика только у существ, обладающих нервной системой.
Психика приписывалась не потому что существо обнаруживало определенные свойства поведения, а потому что принадлежало к определенному классу.
А.Н. Леонтьев. Объективный внешний критерий – способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Они связаны с биологически значимыми объектами и являются их потенциальными сигналами.
Психика имеет адаптивный, приспособительный и регуляторный характер – возникает как инструмент адаптации и регуляции. Адаптировать надо конкретного субъекта к конкретным обстоятельствам. За счет адаптации ощущения прекращаются, для того чтобы воспринимать требуется движение (серьги в ушах – помотать головой, изменится стимуляция, возбуждаются новые рецепторы, возникает ощущение).
Свойства:
- Активность – если заканчиваются моторные реакции – заканчивается психическое отображение.
- Субъективность – психический образ строится в связи с актуальными задачами субъекта. У Леонтьева – принадлежит конкретно субъекту.
- Историчность – психический образ несет на себе отпечаток истории своего создания, психические процессы в целом развиваются в процессе жизнедеятельности и обучения. Нет ни одной системы психики, которая бы возникала сразу, не претерпевала бы развития. Пример: после операции на глаза (катаракта) требуется длительный процесс обучения по соотнесению тактильных впечатлений со зрительными впечатлениями.
- Адекватность – психический образ призван регулировать поведение в реальности, образ должен в какой-то мере отражать эту реальность (если попытаться пройти сквозь стену, то образ мне не позволит, реальность меня остановит). Никогда не идет речь о полном соответствии, но принципиальное соответствие есть.
Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, являющейся необходимой стороной Деятельности человека.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
- оно дает возможность правильно отражать окружающую Деятельность;
- совершается в процессе активной Деятельности;
- углубляется и совершенствуется;
- преломляется через индивидуальность;
- носит опережающий характер;
- психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и Деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной Деятельности.
«Сломанная психика»: почему подростки нападают на школы | Статьи
11 мая студент Ильназ Галявиев устроил расстрел в казанской гимназии. В результате погибли девять человек — семь детей и две учительницы. При задержании молодой человек рассказал, что готовился к нападению заранее, а в день атаки написал о своих планах в Telegram-канале. Студент заявил, что считал себя «богом» и ненавидел окружающих людей. «Известия» пообщались с психологами и выяснили, что могло привести к трагедии и можно ли было ее предотвратить.
Казанская трагедия
Первый учебный день после майских праздников в Казани обернулся трагедией. Утром 11 мая в гимназию № 175 ворвался ее бывший ученик, 19-летний Ильназ Галявиев, и открыл стрельбу из ружья. Жертвами Галявиева стали семь детей и две учительницы — начальных классов и английского языка.
Автомобили скорой помощи и правоохранительных органов у школы № 175
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Олег Казанцев
Еще 23 человека попали в больницу с огнестрельными ранениями и травмами, полученными при эвакуации из здания — перепуганные дети выпрыгивали из окон, чтобы спастись. Двое школьников находятся в крайне тяжелом состоянии.
Напавшего на гимназию Галявиева задержали на месте преступления. На записи, сделанной силовиками, видно, что молодой человек ведет себя неадекватно: кричит, что ненавидит людей, и считает себя избранным.
«Летом во мне начал пробуждаться монстр, я начал ненавидеть всех, я всегда всех ненавидел», — заявляет Галявиев.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Во время беседы с сотрудниками ФСБ студент рассказал, что два месяца назад осознал себя «богом» и захотел заявить об этом всему миру. С этой целью он получил разрешение на оружие, приобрел гладкоствольное ружье и решил напасть на школу. За неделю до атаки создал Telegram-канал под названием «Бог», а в день ее совершения разместил там фото в маске и написал, что собирается убить много людей. Несмотря на странное поведение Галявиева и его публичные предупреждения, остановить его никто не попытался.
Психологи рассказали «Известиям», можно ли было предотвратить нападение и как распознать агрессора и вовремя остановить его.
Портрет стрелявшего
Для того чтобы понять, из-за чего произошла трагедия, нужно составить портрет напавшего на школу и выяснить мотивы, сподвигнувшие его на преступление, объясняет клинический психолог Игорь Дар.
— Как правило, причиной является низкая самооценка, компенсированная желанием доказать всему миру, что «я чего-то стою». Этот человек завел блог в Telegram, где назвал себя богом, пришедшим в этот мир, чтобы его опустошить и наказать тех, кто виноват во всем, — отмечает Дар.
В конце апреля Галявиев был исключен из колледжа, где учился на четвертом курсе, и три дня спустя приобрел оружие для совершения атаки. Пока неизвестно, какие отношения у него были в школе и подвергался ли он травле, но, скорее всего, молодой человек таил в себе большую злость и обиду, считает психолог.
Ильназ Галявиев, устроивший стрельбу в школе № 175, во время избрания меры пресечения в Советском районном суде
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
— Только проявление крайней степени негодования и, как следствие, внутренней обиды могло заставить человека пойти на такое. Скорее всего, это накопленная злоба и неоправданные ожидания, — считает собеседник «Известий».
В рамках расследования дела молодому человеку предстоит пройти психолого-психиатрическую экспертизу, которая установит, был ли он вменяем в момент совершения преступления. По мнению Игоря Дара, вполне вероятно, что подозреваемый страдал шизофренией или другим психическим расстройством. В Следственном комитете России (СК РФ) сообщили, что в 2020 году Галявиеву ставили диагноз, свидетельствующий о заболевании головного мозга, однако на учете у специалистов он не состоял. По данным источника «Известий», у студента обнаружили менингиому головного мозга и подозрение на энцефалопатию.
Сломанная психика
По утверждению психолога Ксении Аверс, 90% людей, совершающих подобные преступления, — это слабые люди со сломанной психикой и подавленной агрессией. Насилие в их картине мира — единственный способ заявить о своем существовании миру, занять значимую позицию и подчеркнуть важность собственной личности. Оставшиеся 10% — осознанные агрессоры со стертой гранью вседозволенности и безнаказанности.
— Такие дети подвергались психологическому насилию, буллингу со стороны сверстников, учителей и не умели отстаивать свои границы или давать адекватный отпор в силу разных обстоятельств, — считает Аверс. — С открытой агрессией наши учителя еще как-то умеют работать в классах, пассивная же недавно пришла к нам с новой «культурой» общества. И многие родители и учителя не считают нужным реагировать и учить детей правильно реагировать на нее.
Во время избрания меры пресечения в Советском районном суде, Ильназу Галявиеву, устроивший стрельбу в школе № 175
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе
Зачастую пассивная агрессия подается под видом заботы или пожелания лучшего. Иногда ее примерами служат даже комплименты, например «как тебе идет быть полным», объясняет психолог.
— Дети с осознанием своей уникальности и самоценности пропустят такие слова мимо ушей, неуверенный ребенок сожмется, как пружинка. И такие пружинки рано или поздно выстреливают в прямом и переносном смысле, — говорит собеседница «Известий».
Для того чтобы ребенок не стал жертвой травли, родителям необходимо укреплять его самооценку и независимость от чужого мнения, обеспечивать принятие и доверие в семье и напоминать о том, что класс и школа — это не весь мир, считает Ксения Аверс.
— Научите ребенка избегать конфликтов с агрессорами, поскольку они хотят одного — подтверждения своей значимости. Агрессору важно объяснить, что ему не нужно причинять кому-то вред, чтобы утвердиться в коллективе, потому что его и так все видят и принимают, — говорит психолог.
Распознать агрессора
Лучший способ предотвратить трагедию — вовремя выявить проблему (травлю, проявления агрессии, психические расстройства) и оказать человеку помощь, считают психологи. Правда, распознать агрессора и догадаться о его намерениях может быть непросто.
— Такие люди очень плохо социализированы, а для того чтобы разглядеть подобные настроения, нужно хотя бы быть с ними на связи, — говорит медицинский психолог и судебный эксперт-психолог Олег Долгицкий. — В анамнезе таких подростков часто встречается насилие со стороны близкого окружения, случаи пиромании, издевательств над животными, но об этом никто не догадывается просто потому, что не общается с ними.
По его мнению, «тихим агрессорам» может помочь общение: так они будут вовлечены во взаимодействие с другими людьми, и «чем больше у них будет связей, тем ниже окажутся риски совершения преступления».
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Олег Казанцев
— Склонность к насилию можно разглядеть по замкнутому поведению человека и его интересам, например литературе, культу оружия или людей, доказывающих всё силой, — добавляет психолог Игорь Дар. — Потому родителям нужно чаще беседовать со своими детьми, знать, чем они увлекаются, что их беспокоит.
Человек, решившийся на убийство, никогда не идет на этот шаг неожиданно, добавляет Элена Гамаюн. Он может озвучивать свои мысли заранее, изучать паблики о насилии, читать статьи о взрывах или изготовлении оружия. Всё это может оказаться «тревожными звоночками» и поводом для беседы с подростком или посещения специалиста.
Работа психолога
Работа психологов с подростками — важный аспект в профилактике подобных трагедий, считают опрошенные «Известиями» эксперты.
— Необходимо восстановить практику работы школьных психологов, которой сейчас практически нет. Профессионал не пойдет на эту должность из-за низкой оплаты труда. Но именно наличие психолога помогло бы избежать очень многих суицидов, стрессов, которым подвергаются наши дети, — считает клинический психолог Игорь Дар.
В частности, такие специалисты могли бы проводить различные тестирования, например диагностику агрессивности или реализовывать проективные методики, добавляет психолог Элена Гамаюн. Периодические исследования позволяли бы выявлять подростков, склонных к проявлению насилия, а затем с ними проводилась бы отдельная работа.
Фото: Depositphotos
— Многие проблемы можно было бы выявлять на раннем этапе. Агрессия не возникает за пять минут, она копится в течение долгого времени, человек затаивает обиду, — говорит эксперт. — Кроме того, психологи могли бы работать с жертвами и источниками травли, которые могут быть в классе.
По мнению Игоря Дара, подросткам могла бы помочь информационная онлайн-платформа, где каждый школьник смог бы почитать о том, что ему интересно: о профориентации, половом воспитании и агрессии со стороны окружающих.
— Там бы предлагались и доступные анонимные онлайн-консультации. Только так мы сможем работать на опережение, — считает психолог.
По словам эксперта, очень важно не допускать романтизации личности преступника среди подростков. Лучше донести до них, что из любой ситуации есть мирный выход, а люди, которые идут на такие поступки, губят не только жизни других людей, но и свою собственную.
Трагедия в Казани указывает на целый комплекс проблем, связанных как с отношениями внутри школ, так и с оформлением лицензии на оружие, считает психолог Екатерина Тихонова.
— Нужно менять как подход в воспитании детей (делать более человечным), так и более тщательно, а не формально подходить к продаже оружия, к выдаче справок на его ношение и хранение. Не секрет, что сейчас справку может получить практически любой человек, не состоящий на учете в психо- или наркодиспансер. Оно должно продаваться только тем, кто прошел тщательное медицинское обследование, — отмечает собеседница «Известий».
Кроме того, по ее мнению, психологи в школах должны работать не только с детьми, но и с учителями, проверяя, нет ли у тех профессионального выгорания, и как они на самом деле обращаются с подростками.
Психика человека — восьмимерный механизм | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология
Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
2 25110 22 Июня 2013 в 00:54Автор публикации: Диана ГАДЛЕВСКАЯ, врач-анестезиолог.
Психика — струны нашей души
Определений понятия «психика» великое множество. Медицина, философия, психология и даже религия дают свое определение психики, объясняя на свой лад механизмы внутреннего мира человека.
Наиболее распространенным является определение А. Н. Леонтьева:
Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Как любое свойство, психика проявляет себя только в процессе взаимодействия этой «высокоорганизованной материи» с другими такими же материями, то есть психика человека проявляется в обществе, в среде себе подобных.
Каждый из нас строит свою картину мира и образ себя в нем и уже на основе этого меняет свое поведение, принимает решения и выполняет определенные действия для удовлетворения собственных потребностей.
Если психика есть отражение действительности, то почему так много вариантов этого отражения? Мы можем смотреть на один и тот же предмет и видеть совершенно разные вещи. Абсолютно по-разному понимать жизненные ситуации и поступки других людей, делать диаметрально противоположные выводы и совершать необъяснимые, порой даже для себя, действия.
Из каких кирпичей мы строим свои картины мира? Что выносим на первый план, а что оставляем для фона? И почему мы поступаем так, а не иначе? Что движет нами в принятии решений?
Сквозь восьмигранную призму системного мышления становятся видны механизмы функционирования человеческой психики.
Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» описывает принципы, согласно которым мы отражаем объективную реальность и выстраиваем свою картину мира, определяем свое место в существующем обществе и регулируем свое поведение и действия.
Любые психические процессы человека обусловлены его векторами. Каждый вектор означает одновременно наличие комплекса желаний, стремлений, целей и вместе с этим наличие необходимых для их реализации свойств. Каждый поступок обусловлен соответствующим желанием и обеспечен конкретным свойством. Мы просто не в состоянии пожелать того, чего не можем осуществить. Все наши желания и возможности полностью совпадают друг с другом.
Во времена первобытной человеческой стаи все было просто — у каждого, за редким исключением, был один вектор, одна конкретная видовая роль, выполняя которую, человек ощущал наслаждение, получал удовлетворение от своей жизни. Видовая роль представляла собой отдельную часть общей задачи по выживанию всей стаи. Только та стая, где выполнялись все видовые роли, имела возможность выжить и продолжить себя во времени.
Сегодня развитие человечества достигло такого уровня, что у каждого современного индивида присутствуют в среднем 3–5 векторов и более, в связи с этим психика человека значительно усложнилась, а психические процессы ускорились в разы. Несмотря на это, в каждом векторе присутствуют все прежние желания, как и на заре человечества, изменились только способы их реализации.
Тот, кто раньше охранял пещеру и обучал мальчиков войне и охоте, сейчас преподает в вузе или занимается аналитикой. Тот, кто охотился и создавал запасы пищи, конструирует и совершенствует технологии. Кто любовался закатом и высматривал опасных хищников в саванне, занимается искусством или медициной.
Однако всех нас объединяет один общий принцип, одно желание, присущее всем людям, независимо от векторального набора.
Принцип наслаждения
Чего мы хотим? Все без исключения!
Любви, богатства, уважения, славы, внимания, покоя?.. Ответ прост: абсолютно все — мы хотим наслаждения. Мы стремимся получать удовольствие от своей жизни, все наши поступки направлены только на это.
Каждый из нас имеет врожденный набор векторов — совокупность психологических свойств, определяющих наши желания, ценности, приоритеты. Реализуя свои желания, мы получаем наслаждение, как результат сбалансированной биохимии головного мозга, ощущаем наполненность жизни, удовлетворение от собственных действий, счастье.
Отсутствие реализации природных потребностей ведет к накоплению нехваток, дисбалансу биохимии головного мозга и возникновению негативных состояний психики — апатии, депрессии, страхов, фобий, обид, раздражительности, агрессивности и тому подобного. Такие негативные состояния заставляют нас наполниться любым способом, вплоть до архетипичного, только бы снять растущее напряжение.
Все мы стремимся к наслаждению, но никак не к страданию, — именно это и толкает нас к действиям. А самое большое удовольствие мы можем получить, максимально реализуя свои качества на самом высоком уровне их развития согласно темпераменту современного человека. В каждом из восьми векторов свои желания, и, соответственно, люди с разными векторами получают наслаждение от различных видов деятельности.
Психика кожника такова, что он с удовольствием сэкономит время, выполняя несколько дел одновременно. Анальник же, наоборот, строго последовательно доведет свою работу до идеала без оглядки на затраченное время и силы. Уретральник всегда в первых рядах двигает свою стаю в будущее, чего бы это ему ни стоило, а для мышечника понятия пространства и времени сливаются в его любимом состоянии монотонии, в радости от физического труда.
Мы рождаемся для наслаждения, которое можем получить, только реализуя собственные качества, то есть выполняя видовую роль. Тем самым мы приносим пользу обществу и делаем свой вклад в развитие всего человечества.
Частное наслаждение каждого из нас на самом деле намного объемнее и значительнее, чем просто личная радость от хорошо сделанной работы.
Принцип удвоения
Реализация векторальных свойств — процесс постоянный. Нельзя наполниться раз и навсегда, как невозможно наесться на несколько дней вперед. Однако выполняя одни и те же действия, реализуя свое желание на одном и том же уровне, со временем мы обнаруживаем, что ощущение наполненности уменьшается. В чем же дело?
Покорение одной и той же вершины уже не приносит альпинисту того пьянящего чувства радости, как это быловпервые. Теперь нужна более высокая скала.
«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал…» — как всегда, точно подметил Владимир Высоцкий.
Каждое желание в каждом векторе требует своего удовлетворения. Частичное наполнение вызывает жажду более полной реализации, а полностью реализованное желание рождает удвоенное. После полной реализации одной потребности возникает новая, в два раза бОльшая и требующая удвоенных усилий для наполнения, но и дающая в итоге двойное наслаждение.
Жизнь — это движение: усилия над собой, работа мысли, творческий поиск, созидательная деятельность, своего рода самосовершенствование, духовный рост без остановок в пути.
Кто-то стремительно движется по карьерной лестнице, кто-то становится профессионалом экстра-класса, а кто-то, будучи топ-моделью, создает благотворительный фонд помощи детям. Это и есть наполнение растущего желания в зрительном векторе — от модельного бизнеса, где для полного удовлетворения достаточно увидеть «себя красивую» на обложке журнала, до благотворительности, в которой возможна только отдача всего — своего времени и сил, эмоций, любви и сострадания, а наслаждение от такой реализации в разы полнее.
Безусловно, такой рост возможен только при исходно высоко развитом векторе. Реализация напрямую зависит от уровня развития векторальных свойств. Чем выше уровень развития, тем сложнее и объемнее реализация и тем большее наслаждение человек может получить.
Желание «в себя», желание «наружу»
Наполнение векторов возможно двумя путями: вовнутрь, что означает получение удовлетворения напрямую в себя, это происходит на низком уровне развития вектора, и наружу, то есть во благо всего человечества, общества, коллектива, а потом уже себя, как члена этого общества. Отдача ради получения, созидание ради приобретения и наслаждения.
Реализация вовнутрь, для себя любимого — это архетипичный элементарный уровень психики, на котором могут быть удовлетворены наши желания. Он дает маленькое кратковременное удовольствие, а значит, требует постоянного повторения, чтобы наполнить нехватки хоть частично.
Архетипичная реализация кожного добытчика — это воровство, то есть добыча любой ценой, обогащение себя за счет других, в то время как высокоразвитый кожный вектор наполняется путем инженерии или законотворчества: это получение того же самого имущественного и социального превосходства, только уже за счет повышения собственной ценности как специалиста, увеличения своего вклада в развитие общества, создания социальных благ.
Сложная психика современного человека намного больше, чем мелкое наполнение от реализации первобытной программы. Взрослый человек не получит такого удовольствия от игры в куклы, как от работы над сложным проектом в коллективе.
Сила желания в каждом векторе (или темперамент) современных людей растет с каждым новым поколением, поэтому определяющим в жизненном сценарии человека является ответ на вопрос: как высоко смогут развиться свойства векторов до пубертата. Два полюса кожного вектора — это либо отъявленный мошенник, вор и проходимец, либо талантливый инженер-конструктор, организатор, экономист.
Любой из восьми векторов — это только набор свойств, желаний, ценностей и приоритетов, а каким путем мы реализуем их — от этого зависит наше место в социуме и объем наслаждения от реализации.
Реализация наружу требует большего приложения усилий, но вместе с этим дает наиболее полное удовлетворение от жизни, так как это наполнение на самом высоком уровне, который, собственно, и соответствует уровню темперамента современного человека.
Счастливое отражение в зеркале
Картину объективного мира мы можем создать исходя из собственного видения реальности, понимания, что для каждого из нас наиболее важно и ценно, а что имеет второстепенную значимость. Наш взгляд на мир и свое место в нем определяют наши вектора. Инструментами деятельности психики современного человека являются врожденный темперамент, уровень развития и степень реализации природных качеств. А механизмы функционирования психики — это принцип наслаждения, удвоение желания и реализация вовнутрь или наружу.
Психика является самым сложным и многогранным свойством современного человека, и чем больше вы знаете о принципах функционирования психики, чем больше понимаете себя, свои желания и возможности, тем больше у вас шансов сделать себя счастливым, и не на треть или половину, а на все 100%.
Корректор: Анна Сорокина
Автор публикации: Диана ГАДЛЕВСКАЯ, врач-анестезиолог.
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»психология убийцы и психика переживших трагедию
Опубликовано:
Трагедия в Норвегии потрясла многих, и тех, кто о ней услышал, и, разумеется, ещё больше, тех, кто был непосредственным свидетелем события. Кто-то из них был на волоске от смерти, когда норвежец Андерс Брейвик в упор расстреливал людей. Не меньший шок пережили и родственники выживших в этой бойне. Что же можно сказать о психологическом складе убийцы?
Разумеется, вопрос этот обсуждают многие психиатры: что толкнуло молодого человека на столь неординарное и бесчеловечное поведение? Предположить, что он находится в полном моральном здравии после произошедших событий, сложно.
Гипотезы психиатры выдвигают разные. Один из французских врачей, доктор Даниэль Глезер (Dr Daniel GLAIZER), практикующий в тюрьме Бомет (Beaumettes) в Марселе, а также являющийся экспертом в суде, считает, что психологический профиль этого преступника является примером параноидального типа.
Однако не меньшее внимание, чем типу самого убийцы, врачи считают необходимым уделить тем, кто пережил эту трагедию. Период, который потребуется для относительной нормализации состояния избежавших смерти и их близких, может быть продолжительным. Им, по мнению доктора Глезера, понадобится помощь специалистов.
У них — то, что мы называем эмоциональный пост-стрессовый синдром или травматический невроз. Это означает, что в течение довольно длительного времени всё, что они видели, будет неотступно преследовать их, возвращаться к ним во сне в кошмарах, у них будут наблюдаться нарушения концентрации, им будет сложно исполнять нужные дела. Эти картины могут стать для них определяющими в течение будущих недель, месяцев, лет, и здесь необходимо будет им помогать в процессе выздоровления. Мы уже создали группы по оказанию психологической и психиатрической помощи, но в настоящее время существуют новые методики, которые помогут им избавиться от картин этой ужасной драмы, при которой они присутствовали. Что им может помочь, и что происходит в настоящий момент – это коллективная поддержка. Ощущение в глубине души, что всё население чувствует масштабы драмы, которую они пережили. Но с другой стороны – это ужасно, тот факт, что это чувство коллективное, это их присутствие при ужасающих сценах: выстрелы в упор, крайне жестокие сцены, и от этого тяжёлого аспекта они легко отойти не смогут.
GoodTherapy | Психея
Психика относится ко всем элементам человеческого разума, как сознательному, так и бессознательному. В разговорной речи этот термин иногда относится к эмоциональной жизни человека. Например, человек может сказать, что травма повредила его психику.
Что такое Психея?Психология — это изучение и лечение психики, хотя разные психологи и дисциплины могут иметь немного разные представления о том, что такое психика.Например, Зигмунд Фрейд утверждал, что психика состоит из ид, эго и суперэго и что психика состоит из всех сил, которые влияют на мышление, личность и поведение. Карл Юнг понимал, что психика отличается от души, и назвал ее продуктом всех сознательных и бессознательных психологических процессов.
В современной психологии термин «психика» часто используется в более общем смысле для обозначения психологического воздействия на эмоции и чувства человека. Когнитивные психологи часто избегают термина «психика» в пользу разума.
Психика — это не орган, и нет отдельной части мозга, которая дает начало психике. Напротив, психика — это широкое понятие психического здоровья, которое позволяет специалистам и исследователям в области психического здоровья говорить о человеческом разуме и человеческом благополучии.
Психея в психическом здоровьеВся психиатрическая помощь в конечном итоге направлена на лечение и улучшение психики. Терапевты могут работать вместе с психиатрами или независимо от них и использовать различные подходы, чтобы помочь людям решить проблемы психики.Эти подходы могут включать в себя модификацию поведения, разговоры о чувствах, раскрытие причин поведения и эмоций и разработку стратегий преодоления болезненных и трудных эмоций.
Каталожные номера:
- Психея. (нет данных). А.Х. Альмаас. Получено с http://www.ahalmaas.com/glossary/psyche .
- ВанденБос, Г. Р. (2007). Психологический словарь APA . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Последнее обновление: 18.08.2015
Пожалуйста, заполните все обязательные поля, чтобы отправить свое сообщение.
Подтвердите, что вы человек.
Человеческая психика: определение и обзор — видео и стенограмма урока
Психея: душа или разум?
В настоящее время существуют две отдельные модели, описывающие существование человеческой психики. Религиозная модель называет психику «душой». Он также поддерживает идею о том, что душа независима от тела и существует как до, так и после нашей человеческой жизни здесь, на Земле. Вторая модель, известная как светская модель , называет психику «разумом».«В этой модели психика действует как продолжение тела и реагирует на функции мозга и внешние раздражители.
Части человеческой психики
Согласно психоаналитической теории личности Зигмунда Фрейда , человеческое поведение является результатом трех уровней сознания, взаимодействующих друг с другом. Есть сознательный, подсознательный и бессознательный разум.
The Conscious Mind
Вы когда-нибудь были настолько вовлечены в сюжет фильма, что заставляли вас плакать? Или вы когда-нибудь были на футбольном матче и были так счастливы, что ваша команда забила, что вы прыгнули со своего места? Обе эти реакции вызваны вашим сознанием.Сознательный разум состоит из ощущений, восприятий и эмоций, вызванных нашим текущим осознанием. Он также включает сенсорный ввод , или информацию, полученную от мозга через одно из наших органов чувств.
Подсознание
Знаете ли вы даты рождения всех ближайших членов вашей семьи? Некоторым людям, возможно, придется остановиться и подумать об этом. Остальные смогут сразу вспомнить. Однако я сомневаюсь, что многие из нас все время думают о днях рождения членов нашей семьи.Это отличный пример подсознания , которое хранит информацию до тех пор, пока нам не понадобится ее вспомнить. Эта часть вашего разума похожа на чердак в доме. Он хранит вещи для вас до тех пор, пока они вам не понадобятся.
Подсознание
Можете ли вы вспомнить какие-нибудь воспоминания из своего младенчества? Несмотря на то, что ваши первые годы жизни оказали глубокое влияние на то, кем вы являетесь сегодня, вы, скорее всего, мало что вспомните об этом времени. Однако это не значит, что у вас нет воспоминаний.Эти воспоминания сохраняются в вашем подсознании. Подсознание — это совокупность чувств, мыслей, воспоминаний и первичных побуждений, которые существуют вне нашего сознания. Это также основа для наших систем убеждений, взглядов и желаний. Несмотря на то, что эти аспекты нашего бессознательного остаются вне нашего обычного осознания, это не обязательно означает, что мы не можем получить к ним доступ. Иногда они появляются в наших снах, обнаруживаются с помощью терапии или путем личного размышления.
Краткое содержание урока
Человеческая психика — это совокупность человеческого разума, которая помогает нам ориентироваться в жизни. Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда утверждает, что три уровня нашей личности — это сознательный разум , , подсознательный разум , и бессознательный разум , . И сознательный, и подсознательный разум хранят информацию, которая легко доступна, тогда как бессознательный разум хранит информацию, которая находится за пределами нашего понимания.
Что такое психика и внутреннее «я»?
Что такое психика? Откуда оно взялось? Каковы его составляющие? Эти основные вопросы существуют на протяжении поколений. Многие философы, теоретики и исследователи пытались изучить его значение. Наше «я» возникает из нашей «психики». Греческое слово «психе» обычно называют «душой». По мере роста мы формируем определенный образ самих себя. Мы склонны особым образом воспринимать свое существование. Наша психика — это продукт не только наших субъективных характеристик, но и социокультурного контекста, в котором мы выросли.В западном обществе психика или душа подразделялись на две парадигмы: физикалистскую и менталистскую. Взгляды мыслителей интерпретировались на основе этих двух парадигм. Физикалистская парадигма психики делает акцент на биологии. Согласно этой точке зрения, психологические явления являются следствием биологических функций. С точки зрения менталистов считалось, что биология не играет большой роли в психологическом функционировании. Первую менталистскую психологию дал Платон. Он известен тем, что поднимает вопрос о связи психики и тела.Он интерпретировал психику как область обширных знаний.
Психея имеет историческое значение. Термин «психика» первоначально означал «бабочка» на латыни. Психея была великолепной греческой богиней, которая была проклята влюбиться в уродливого и презренного человека. Вместо этого она влюбилась в молодого бога по имени Эрос (Купидон), которому было велено убить ее стрелой. Символ Психологии (Ψ) также был вдохновлен крыльями бабочки Психеи. Долгое время психологию называли исследованием души.Аристотель также сыграл роль в понимании концепции психики. Он написал книгу о душе под названием «Peri Psyches» на греческом языке, что означает «о душе». Он пытался понять взаимосвязь психики с телом, духом и когнитивными способностями, такими как понимание, логическое мышление, мотивация и т. Д. Он считал, что понятие «психика» придает значение человеческому поведению. и поведенческая деятельность человека или группы Психея — это представление нашего сокровенного бессознательного «я».Он отделен от разума или мозга. Это отдельная сущность, которая делает нас такими, какие мы есть. Он влияет на образ мышления, мнения, ценности, эмоции, чувства и личность. Это то, что отличает одну душу от миллиона других душ в мире. Однако это абстрактная сущность, не имеющая физической формы. В чем суть человека? Это их психика. Настоящее состояние человека основано на скрытых источниках, находящихся в глубине души. Эти бессознательные причины не проявляются в сознании, и временами это может быть очень тревожным.Это явление породило глубинную психологию, предложенную Ойгеном Блейлером. Бессознательный ум — это резервуар желаний и фантазий, которые не осознаются сознательным умом. Карл Юнг, более ранний защитник Зигмунда Фрейда, описал психику как —
«Под психикой я понимаю совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных».
Карл Юнг согласился с Фрейдом в том, что ответы на вопрос, почему мы ведем себя именно так, заложены в нашем бессознательном сознании.События повседневной жизни составляют лишь небольшую часть нашего сознания. Причина нашего поведения — это часть нашей психики, которая составляет наше бессознательное осознавание. Юнг также считал, что «Образ — это психика». Он дал концепцию архетипов, которые определяются как определенное поведение, которое уже существует в психике каждого человека. Это универсальная стимулирующая энергия, которая влияет не только на поведение, но и на мечты и фантазии. Существует архетип Бога, матери и отца, все они основаны на культурном воспитании человека.Ведь разные культуры обладают разным значением этих архетипов. Он считал, что психику можно разбить на три меньших раздела — Эго, Личное бессознательное и Коллективное бессознательное. Эго — это ядро психики, в котором находится сознательное осознание. Эго отвечает за то, что достаточно важно, чтобы проявиться в нашем сознании, оставшаяся информация является частью бессознательной сферы. Личное бессознательное состоит из тревожных детских переживаний, подавленных в памяти.Это называется «личным», потому что это часть истории человека. Таким образом, личное бессознательное также является частью психики. Юнг обнаружил, что все люди разделяют общую часть психики. Это называется коллективным бессознательным. Известно, что все люди разделяют определенные бессознательные переживания, которые универсальны и психологически наследуются. Концепция архетипов возникла из коллективного бессознательного. Психика или разум в самой общей форме интерпретируется как душа без какого-либо загрязнения религией или культурой.Психея — это изображение внутреннего мира, а «я» — конечный продукт нашей уникальности. Наше понимание себя развилось только благодаря нашему опыту. Наше самоощущение определяет то, как мы воспринимаем нашу жизнь и различные ее аспекты, такие как социальные отношения, автономию, личные характеристики, стили воспитания. Самость была описана Хайнцем Кохутом, пионером психологии самости, как:
«Самость подобна всей реальности, не познаваемой по своей сути. Мы можем описать различные связанные формы, в которых появляется самость, можем продемонстрировать несколько составляющих, составляющих самость, и объяснить их происхождение и функции.Мы можем делать все это, но мы все равно не узнаем сущности «я», отличной от ее проявлений.
Согласно Кохуту, «я» формируется у ребенка, когда здоровое нарциссическое поведение развивается через взаимодействие с основными опекунами. Юнг, с другой стороны, считал, что «я» возникает через индивидуацию, которая относится к пониманию самого себя. Есть две версии себя. Один из них — «идеальное я», которое указывает на наше желание быть тем, кем мы хотим быть. Другое — это «настоящее я», которое относится к тому, кем мы являемся в данный момент.Наше ощущение себя, когда мы были детьми, и наше ощущение себя сегодня не то же самое. Нарушения могут возникнуть, когда есть несоответствие между реальным я и идеальным я. Самосознание человека оказывает сильное влияние на чувства, поведение и эмоции человека. Большое внимание уделяется принятию подлинного «я». Подлинное «я» — это наше истинное «я». Исследования показывают, что подлинное «я» ведет к более высокому уровню других аспектов «я», таких как чувство собственного достоинства, субъективное благополучие, самооценка и надежда.Истинное «я» также ведет к уменьшению негативных эмоций. Выявлено, что подлинность себя приводит к большему принятию самого себя и резко снижает потребность в подтверждении со стороны других. Понимание самого себя может быть утешительным, когда настоящему поведению или чувствам можно придать смысл и когда их происхождение наконец станет известно. Это также может дать человеку экзистенциальный смысл, поскольку понимание своего присутствия на Земле становится более ясным.Психотерапия, называемая логотерапией, особенно работает на этом принципе понимания своего бытия со Вселенной.
По мере роста мы склонны отказываться от психики, которая существовала внутри нас в детстве, из-за переживаний, воспринимаемых как травма. Если мы возьмем минутку и обратим свое внимание внутрь себя, на наше самое сокровенное, сокровенное «я», тогда мы сможем настроиться на наше врожденное «я»; который, в свою очередь, становится частью нашего сознательного существа.Мы снова сможем соединиться с нашим сокровенным «я», которое было оставлено. Переживания выйдут на свет, заставивший нас похоронить нашу психику. Это может вызвать у некоторых из нас духовное откровение. Для человека важно быть связанным со своей психикой, иначе это проявится в бессознательном опыте через сны, иррациональные страхи и другие психологические расстройства. Если мы не признаем эти тревожные переживания в нашем прошлом, они превратятся в страх и беспокойство, которые будут очень мешать нашему повседневному функционированию.Чтобы избавиться от всех угрожающих, провоцирующих тревогу или травмирующих переживаний, нам необходимо признать существование этих переживаний. Исцеление произойдет, только если мы начнем с нашей психики. Когда-нибудь в жизни нам придется интроспектировать с надеждой понять работу нашего ума и себя. Наша личность — это всего лишь личность, а не реальное изображение нашей психики. Настоящие изменения или процесс исцеления может начаться только тогда, когда мы исследуем нашу психику в ее наиболее сырой форме. Осознание того, откуда происходят определенные беспокойства, страхи и сомнения, — это первый шаг к пониманию своего внутреннего «я».Интересуйтесь собой, исследуйте свои внутренние механизмы и позвольте своему внутреннему «я» освободиться. Спросите себя — «Что заставляет ваше внутреннее я улыбаться?» Отпустите бдительность и наслаждайтесь тем, что живете в данный момент. Будьте собой и позвольте ему раскрасить холст за вас. Дайте ему крылья и позвольте ему летать.
Ид, Эго и Суперэго | Просто Психология
- Психодинамический подход
- Зигмунд Фрейд
- Психика
Саул МакЛеод, обновленный 2019
Возможно, единственная самая стойкая и важная идея Фрейда заключалась в том, что человеческая психика (личность) имеет несколько аспектов.
Теория личности Фрейда (1923) рассматривала психику, структурированную на три части (т. Е. Трехчастную): Ид, Эго и Супер-Эго, которые развиваются на разных этапах нашей жизни. Это системы, а не части мозга или каким-либо образом физические.
Согласно психоаналитической теории Фрейда, Ид — это примитивная и инстинктивная часть разума, содержащая сексуальные и агрессивные влечения и скрытые воспоминания, супер-эго действует как моральная совесть, а эго — это реалистическая часть, которая является посредником между желания ид и супер-эго.
Хотя каждая часть личности включает в себя уникальные особенности, они взаимодействуют, образуя единое целое, и каждая часть вносит относительный вклад в поведение человека.
Что такое id?
Ид — это примитивный и инстинктивный компонент личности. Он состоит из всех унаследованных (то есть биологических) компонентов личности, присутствующих при рождении, включая сексуальный (жизненный) инстинкт — Эрос (который содержит либидо) и агрессивный (смертельный) инстинкт — Танатос.
Ид — это импульсивная (и бессознательная) часть нашей психики, которая напрямую и немедленно реагирует на основные побуждения, потребности и желания. Личность новорожденного ребенка — это все Оно, и только позже в нем развиваются эго и супер-эго.
Ид остается инфантильной в своей функции на протяжении всей жизни человека и не меняется со временем или опытом, поскольку он не связан с внешним миром. Ид не зависит от реальности, логики или повседневного мира, поскольку действует в бессознательной части разума.
Ид работает по принципу удовольствия (Фрейд, 1920), который состоит в том, что каждый желаемый импульс должен быть удовлетворен немедленно, независимо от последствий. Когда Оно выполняет свои требования, мы испытываем удовольствие, когда ему отказывают, мы испытываем «неудовольствие» или напряжение.
Ид участвует в первичном процессном мышлении, которое является примитивным, нелогичным, иррациональным и ориентированным на фантазии. Эта форма процессуального мышления не имеет представления об объективной реальности и является эгоистичной и желанной по своей природе.
Что такое эго?
Эго — это «та часть Ид, которая была изменена прямым влиянием внешнего мира».
(Фрейд, 1923, стр. 25)
Эго развивается, чтобы быть посредником между нереалистичным Ид и внешним реальным миром. Это компонент личности, принимающий решения. В идеале эго работает разумом, тогда как ид хаотично и неразумно.
Эго действует согласно принципу реальности, вырабатывая реалистичные способы удовлетворения требований Ид, часто компрометируя или откладывая удовлетворение, чтобы избежать негативных последствий для общества.При принятии решения о том, как себя вести, эго учитывает социальные реальности и нормы, этикет и правила.
Подобно ид, эго ищет удовольствия (т. Е. Уменьшения напряжения) и избегает боли, но в отличие от ид, эго озабочено разработкой реалистичной стратегии для получения удовольствия. Эго не имеет представления о добре или зле; что-то хорошо, если оно достигает своей цели, не причиняя вреда себе или идентификатору.
Часто эго слабо по сравнению с упрямыми ид, и лучшее, что может сделать эго, — это остаться, указывая ид в правильном направлении и требуя некоторого кредита в конце, как если бы действие было его собственным.
Фрейд провел аналогию с ид, являющимся лошадью, а эго — всадником. Эго «похоже на человека верхом на лошади, который должен сдерживать высшую силу лошади».
(Фрейд, 1923, стр. 15)
Если эго терпит неудачу в своей попытке использовать принцип реальности и возникает тревога, используются бессознательные защитные механизмы, чтобы помочь отразить неприятные чувства (например, тревогу) или сделать хорошее для человека лучше.
Эго участвует во вторичном процессном мышлении, которое является рациональным, реалистичным и ориентировано на решение проблем.Если план действий не работает, то он снова продумывается, пока не будет найдено решение. Это называется проверкой реальности и позволяет человеку контролировать свои импульсы и демонстрировать самоконтроль через овладение эго.
Важной особенностью клинической и социальной работы является улучшение функционирования эго и помощь клиенту в проверке реальности, помогая клиенту продумать свои варианты.
Что такое суперэго?
Суперэго включает в себя ценности и мораль общества, которым научились у своих родителей и других людей.Он развивается примерно в возрасте 3-5 лет на фаллической стадии психосексуального развития.
Функция суперэго — контролировать импульсы Ид, особенно те, которые запрещены обществом, такие как секс и агрессия. Он также имеет функцию убеждения эго обратиться к моралистическим целям, а не просто к реалистичным, и стремиться к совершенству.
Супер-эго состоит из двух систем: совести и идеального «я». Совесть может наказать эго, вызывая чувство вины.Например, если эго уступает требованиям ид, суперэго может заставить человека чувствовать себя плохо из-за вины.
Идеальное «я» (или идеал эго) — это воображаемая картина того, каким вы должны быть, и оно представляет карьерные устремления, как обращаться с другими людьми и как вести себя как член общества.
Поведение, которое не соответствует идеальному «я», может быть наказано Супер-Эго через чувство вины. Супер-эго также может вознаграждать нас через идеальное «я», когда мы ведем себя «должным образом», заставляя нас гордиться.
Если идеальное «я» человека является слишком высоким стандартом, то все, что он делает, будет означать неудачу. Идеальное «я» и совесть в детстве во многом определяются родительскими ценностями и тем, как вы были воспитаны.
Как ссылаться на эту статью:McLeod, S. A. (2019, 25 сентября). Идентификатор, эго и суперэго . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/psyche.html
Ссылки на стиль APAFreud, S.(1920). За пределами принципа удовольствия . SE, 18: 1-64.
Фрейд, С. (1923). Эго и идентификатор . SE, 19: 1-66.
Как ссылаться на эту статью: Как ссылаться на эту статью:McLeod, S. A. (2019, 25 сентября). Идентификатор, эго и суперэго . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/psyche.html
сообщить об этом объявленииОпределение психики Merriam-Webster
psy · che | \ ˈSī-kē \1 заглавные : принцесса, любимая Купидоном
2 [Греческий псих ] б : совокупность элементов, образующих разум (см. Запись разума 1 смысл 2) в частности, в психоаналитической теории Фрейда : Ид, эго и суперэго, включая как сознательные, так и бессознательные компоненты. психика | психология | Психея — родственный термин из психологии . Как существительные, разница междуpsyche и Psyche состоит в том, что psyche — это человеческая душа, разум или дух, а психология — (бесчисленное множество) изучение человеческого разума.Как междометиепсихика есть.Как глаголpsyche означает поместить (кого-то) в необходимое психологическое состояние.
|
Psych vs Psyche — В чем разница?
Psyche — это альтернативная форма Psyche . Psych — это альтернативная форма psyche .В контексте | переходного | неформального | lang = en терминов разница между психикой и психикой
состоит в том, что психика (неформальная) лечит (кого-то) с помощью психоанализа, а психика (неформально) лечит (кого-то) с помощью психоанализа.Как существительные, разница между
Psyche и psyche состоит в том, что Psyche — это психология или психиатрия, а psyche — это человеческая душа, разум или дух.В качестве глаголов разница между
Psyche и psyche состоит в том, что Psyche должен ввести (кого-то) в необходимое психологическое состояние (также психологическое состояние), в то время как psyche означает поместить (кого-то) в необходим психологический настрой.В качестве междометий, разница между
Psyche и psyche состоит в том, что Psyche (сленг) указывает на то, что предыдущее утверждение было ложным и что собеседник успешно обманул также sike , в то время как psyche таковым является.Другие сравнения: в чем разница?
АнглийскийАльтернативные формы* психикаСуществительное( ru имя существительное )
Глагол( en глагол )Производные термины* психолог * подбодритьсяМеждометие( и междометие )Связанные термины* псих- * психо- * психика | Posted in Разное |