Что такое стереотип: Стереотип. Что такое «Стереотип»? Понятие и определение термина «Стереотип» – Глоссарий

Содержание

С чистого листа: почему легче жить без стереотипов

Сегодня мы живем, работаем и общаемся в мультикультурном мире, где неизбежно сталкиваемся с проблемами взаимопонимания, особенно с людьми, принадлежащими к другой культуре. Стереотипы о чужих культурах прочно въелись в наше сознание — часто нам легче использовать их для описания и объяснения культурных различий, не пытаясь проникнуть в их суть и понять самих людей. Моя цель – исследовать способы, которые помогут преодолеть стереотипы.

Я француженка. Однако на меня очень сильно повлияло немецкое образование, которое определило мой подход к выполнению задач. Когда мне надо решить какую-то задачу, мне необходимо понимать, сколько времени у меня есть, какова моя цель и какие шаги я могу предпринять, чтобы реализовать мой план. Вступая в деловые отношения с представителями другой культуры я отдаю себе отчет в том, что у них могут быть другие стандарты работы. Поэтому периодически спрашиваю себя: «Как мне стоит себя вести? Нужно ли задать им вопросы? Нужно ли объяснить, почему я нахожусь в некотором замешательстве и нуждаюсь в более детальной информации, чтобы выполнить поставленную задачу максимально качественно?» Если я чувствую себя дезориентированной, поскольку имею другие представления о рабочем процессе, я задаю вопросы.

Определитесь, что для вас необходимо, чтобы остаться верными себе и своим принципам, но в то же время находить эффективные способы работы с представителями других культур. Необходимо найти баланс между гибкостью по отношению к культурным и национальным различиям и заботой о собственных приоритетах.

1. Что такое культурные особенности и стереотипы.

Реклама на Forbes

Говоря о различиях между стереотипами и культурными особенностями, необходимо признать, что стереотипы обладают негативной коннотацией. Если вы будете принимать решения, основанные исключительно на стереотипах, это может вывести вас на ложный путь. Такого рода интерпретация не берет в расчет различия между странами, национальностями, культурами и гендером.

В стереотипах нет ничего плохого, если вы используете их, чтобы задавать вопросы, но не делать выводы.

Именно поэтому невозможно выделить «хорошие» и «плохие» стереотипы. Они всего лишь инструменты, чтобы понять мир вокруг нас, узнать больше об истории и культуре других народов.

Но не попадайте в их ловушку. Например, существует устойчивый стереотип о немцах: они очень профессиональны, прагматичны и дисциплинированны. Поэтому многие делают вывод об отсутствии гибкости у представителей этой национальности, что в корне неверно. Данный стереотип иногда может быть применим к профессиональной деятельности немцев, но совершенно не характеризует их поведение в повседневной жизни.

Иногда стереотипы можно использовать в свою пользу. Например, если представить, что вам нужно помочь немцу в работе с мексиканцем. Спросите себя: «Как я могу сделать это сотрудничество эффективным и удобным для обеих сторон?» Конструктивный подход – проанализировать стереотипы и сформулировать вопросы, которые стоит задать мексиканцу, чтобы помочь ему понять немца и наоборот.

2. Вы можете систематизировать и впитать в себя новую реальность вокруг, не создавая стереотипов и не следуя им.

Я хотела бы рассказать о моем опыте общения с российскими женщинами, которые занимаются бизнесом. Я не имела опыта общения с ними до того, как приехала в Россию, поэтому не могла систематизировать мои представления о них. У меня также не было готового мнения относительно их поведения. В итоге в результате взаимодействия с ними я пришла к потрясающим выводам. Во-первых, интересен тот факт, что я заключила больше сделок с женщинами, чем с мужчинами, — работа с российскими женщинами из мира бизнеса оказалась для меня очень положительным опытом. Я действительно была удивлена, так как ожидала, что буду работать с мужчинами, как это было в Германии — очень открытой стране, в которой тем не менее женщинам крайне сложно занимать высокие посты, даже если они обладают значительным опытом и компетенцией.

Русские женщины оказались по-настоящему надежными и ориентированными на бизнес: если мне нужно было получить что-то от них завтра, я получала это четко в срок.

Признаюсь, я не ожидала от них такой собранности и оперативности. Русские женщины напомнили мне турецких: последние тоже очень профессиональны и занимают довольно высокие позиции в бизнесе. В некоторых отраслях турецкой экономики преобладающее число высоких позиций, как ни странно, занимают женщины. Я отметила это, когда работала тренером и проводила семинары по всему миру.

Если бы у меня и были стереотипы по поводу русских женщин до того, как я начала с ними общаться, мне бы пришлось потратить гораздо больше времени на то, чтобы сравнить мои чувства и ожидания с этими стереотипами. Соответственно, мне потребовалось бы намного больше времени, чтобы понять русских бизнес-леди.

3. Стоит признать, что иногда стереотипы существуют только в нашем сознании и не находят отражения в реальной жизни.

Я живу в Москве с октября прошлого года. Я брала интервью у иностранцев, работающих в России, чтобы узнать, существуют ли у них какие-либо стереотипы о русских и как они работают с этими стереотипами. Но вот что удивительно: никто из моих собеседников не приехал в Россию с багажом стереотипов!

Возможно, представление о том, что у иностранцев много стереотипов о русских, – тоже стереотип.

Конечно, я выслушала много схожих мнений о русских людях: что они умны и хорошо образованны, гостеприимны, полны энтузиазма довести любое дело до конца. Но я не была уверена, являлось ли это стереотипом или стало выводом из их собственного опыта. Я задавала им следующий вопрос: «Что бы вы хотели изменить в характере или поведении местных жителей?» Среди ответов были подозрительность, нежелание выражать свои эмоции, неулыбчивость.

С какими еще сложностями сталкиваются иностранцы в России? Ничего особенного они не называли  – распространенные проблемы, типичные для людей, работающих за границей. Например, необходимость уделять больше внимания взаимоотношениям и учиться устанавливать контакты в бизнесе и повседневной жизни.

Реклама на Forbes

Еще одна сложная задача для иностранцев, живущих в России, – сблизиться с местными жителями. Знакомясь с русским, иностранцу порой кажется, будто он постепенно открывает матрешку: один уровень доверия, второй уровень смелости и т.

п. Чтобы понять загадочную русскую душу, нужно много времени. Многие отмечали, что им приходится быть терпеливыми к русским и их бюрократии. А одна испанка рассказала мне, что эта проблема в России ее вовсе не шокировала, так как у нее на родине уровень бюрократии также очень высок.

Многие считают, что жить в Москве трудно, но не дают советов, как облегчить эту ситуацию. Я не очень понимаю тех, кто так говорит.

Ну и что, что зимой здесь холодно и утром приходится просыпаться в темноте?

Ведь то же самое можно сказать и о Хельсинки. А мне, например, было чрезвычайно трудно жить зимой в Стамбуле. Там те же проблемы, что и в Москве – пробки, климат (когда в Стамбуле идет снег, возникает масса сложностей), экологическая ситуация.

4. Стереотипы касаются не только межкультурной среды. В бизнесе распространен стереотип, что руководитель должен вести себя как «большой босс». Это ошибочная практика демонстрации власти и влияния.

Реклама на Forbes

В течение последних 15 лет я исследовала психологию лидерства в разных отраслях по всему миру. Я пришла к выводу, что ни один человек не может всего. Хорошим лидером может стать только человек, способный вдохновить людей и повести их за собой. Качество лидерства измеряется количеством людей, следующих за  человеком. В моем понимании хороший лидер не обязательно должен обладать наибольшим опытом и знаниями, но ему необходима способность слушать людей, уважать их точку зрения, задавать правильные вопросы и вступать с ними в конструктивный диалог. В лидерстве такого типа главным не может быть лишь один человек. Важнейший элемент в этом процессе – отношения между людьми.

Другая сторона лидерства – умение защититься от нападок и сохранять доминирующую позицию в созданной лидером демократичной атмосфере. Этого баланса очень трудно достичь.

Прежде всего, задайте сами себе несколько вопросов: открыты ли вы для идей? Хотите ли, чтобы подчиненные открыто обсуждали с вами рабочие вопросы и выдвигали свои предложения? Готовы ли вы изменить мнение, если кто-то убедит вас в другой точке зрения? Готовы ли вы вступать в переговоры со своими сотрудниками? При этом нельзя позволять никому нападать на вас или манипулировать вами.

Взаимоотношения с людьми определяют кредит доверия ко мне как к профессионалу и руководителю. Я не могу однажды сказать: «Давайте это сделаем!», а на следующий день: «Давайте сделаем наоборот!» Лидер должен быть последовательным, особенно в бизнесе.

Стереотип о всемогущем центральном банке поддерживать все сложнее

Первой была Япония. Пятнадцать лет назад мы встречались с японским управляющим акциями, который сделал поразительное предсказание: «В Японии была генеральная репетиция. Основное представление развернется в остальном мире».

Сегодня это предположение уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим.

После того как в Японии лопнул надувшийся в конце 1980-х гг. гигантский пузырь на рынках недвижимости и акций, а затем разразился банковский кризис, страна стала гигантской лабораторией для невиданного ранее эксперимента с денежной политикой. Процентные ставки были снижены почти до нуля. А в 2001 г. Банк Японии попробовал денежное стимулирование, или количественное смягчение (QE).

Ричард Ку из Nomura Research Institute назвал это «самым бессмысленным мероприятием в области денежной политики», потому что фундаментальная проблема в погрузившейся в рецессию Японии была связана с заемщиками, а не кредиторами: «Реализация QE Центробанком в период нулевых процентных ставок сравнима с действиями лавочника, который, будучи не в состоянии продать за день более 100 яблок стоимостью $1, пытается заполнить полки тысячью яблок, а когда это не дает эффекта, добавляет еще тысячу. Но пока цена остается на прежнем уровне, у потребителей нет причин менять свое поведение: в день будет продаваться около 100 яблок, даже если лавочник выложит на полки 3000. Так же и с QE, которое не смогло не только стимулировать восстановление экономики, но и остановить падение цен на активы, длившееся до середины 2003 г.».

Центробанки в других развитых странах смогли поднять цены на активы, реализуя собственные программы QE, но на реальную экономику последние оказали столь же незначительное воздействие. Зато люди, богатые активами, стали еще богаче, а бедные – относительно беднее. С точки зрения социального равенства – постулируемой цели многих правительств — QE можно считать катастрофой.

Но с рынком облигаций оно сотворило чудеса.

Несмотря на минимальные доходности в течение уже длительного времени, в этом году японские государственные облигации в результате очередного раунда QE показали феноменальные результаты. Цена 40-летних бондов с начала года выросла на 50%, а их годовая доходность сейчас – около 7 базисных пунктов.

Если предположить, что инвесторы будут держать эти облигации до погашения в 2056 г., их совокупный доход составит всего 2,96%.

А сколько они заработают, если проявят интерес к другому классу активов? Если вместо 40-летней облигации они купят паи биржевого фонда на японский индекс акций Topix, то совершенно точно получат дивидендную доходность, которая сейчас равна 2,37%. Если предположить (очень консервативно), что дивидендная доходность на японском рынке не изменится в ближайшие 40 лет, то за период обращения гособлигации инвесторы заработают на фондовом рынке в общей сложности 94,8%, что в 32 раза превышает доход по гособлигации.

И это мы еще не говорим о том, сколько можно потенциально заработать на росте стоимости компаний в индексе Topix!

А ведь многие гособлигации сегодня, в отличие от 40-летних японских, не дают вообще никакой доходности, а то и имеют отрицательную. У 10-летних немецких бумаг она минус 0,07%, у 10-летних швейцарских – минус 0,6%. В какой-то момент финансовым СМИ уже пора перестать использовать выражения типа «безопасные активы» и «тихая гавань» для описания этих токсичных отходов.

Бен Хант из Salient Partners убедительно рассказывает о силе стереотипов в мышлении и их влиянии на доверчивое инвестиционное сообщество. Проблема в том, что действие стереотипов, поддерживающих статус-кво, начинает ослабевать и происходят все более и более серьезные сбои. Brexit – лишь один кирпичик, выпавший из величественного здания под названием «Все идет своим чередом». Пока система работает, но удерживать ее от развала становится все сложнее, подчеркивает Хант: «Поддерживающие статус-кво политические и экономические институты, особенно центральные банки, не смогли защитить доходы и довели неравенство в доходах и благосостоянии до предела прочности политической системы».

Стереотипы умирают с трудом, но когда стереотип о всемогущем центральном банке умрет окончательно и бесповоротно, инвесторы в облигации испытают откровение, сравнимое с религиозным, когда рынок ринется переоценивать токсичные, но пока еще такие популярные отходы.

Печатается с разрешения PFP Wealth Management

Мнения экспертов банков и инвесткомпаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

как они влияют на нашу жизнь

Девочки должны носить розовое, мальчики – голубое. Мужчины не плачут. Дорого – значит, качественно. Для женщины главное – удачно выйти замуж. Полные люди – добряки. Для кого-то все эти утверждения – прописные истины. Однажды приняв их за аксиому, такие люди даже не задумываются, что, может быть, все иначе. Но есть и те, кто подобные высказывания считает чистой воды стереотипами и полагается исключительно на личный опыт. Откуда берутся стереотипы и как они влияют на нашу жизнь? Об этом размышляют корреспонденты «ВВ».

Что думают женщины

Листая семейный фотоальбом, 13-летняя дочь поинтересовалась: «Почему в детском саду на новогоднем утреннике все девочки были снежинками, а я – лисичкой?» Вспомнила, что купила наряд задолго до того, как родителям рассказали про сценарий праздника. Но менять ничего не стала. Ужасно не хотелось, чтобы мой ребенок слился с другими детьми в одну белоснежную массу. И он не слился, а выигрышно выделялся на фоне остальных, привлекая к себе всеобщее внимание.

Полагаю, именно тот новогодний праздник стал переломным для дочери, которая поняла, что отличаться от других – это здорово. Она и теперь выделяется среди ровесников, предпочитая белые рубашки, галстуки-бабочки, пиджаки, жилетки и шляпы.


Многие стереотипы закладываются в раннем детстве


Возможно, я тогда поступила не совсем правильно по отношению к воспитателям и родителям других детей, отказавшись креативить на тему снежинки. Но сейчас понимаю: многие стереотипы закладываются в раннем детстве. Один из них – «Не надо выделяться, нужно быть, как все».

Сама я стараюсь не идти на поводу у стереотипов. Так уж повелось, что все подвергаю сомнению и руководствуюсь исключительно жизненным опытом. Например, в детстве, будучи на похоронах, увидела, как не могут сдержать слез представители сильного пола. Тогда меня озарило, что и мужчины плачут.

Также благодаря собственным умозаключениям пришла к выводу, что полные люди не всегда добряки, а худые не все злые. Очень часто люди, недовольные фигурой и ограничивающие себя в сладостях и разных вкусностях, переносят свое негодование на других. И наоборот те, кто имеет спортивное телосложение, ведет активный образ жизни, доволен собой, посылает в мир позитивную энергию.


«Женщины мечтают не о том, как выйти замуж, а о том, чтобы кушать по ночам и не толстеть»


А чего стоит стереотип, что все женщины хотят замуж! По этому поводу даже шутку придумали: «Женщины мечтают не о том, как выйти замуж, а о том, чтобы кушать по ночам и не толстеть». И в этой шутке, скажу откровенно, есть доля шутки, но остальное чистая правда.

Для современных леди замужество – не самоцель, а один из вариантов быть счастливой. Поэтому и не стремятся девушки под венец, едва им стукнет восемнадцать, а идут в загс лет на 10 позже, чем было принято у наших бабушек и мам, ломая тем самым еще один стереотип: «Не выйдешь замуж в молодости, всю жизнь в старых девах просидишь».


Частый стереотип среди молодежи – о лучшей жизни за границей


Очень распространенный стереотип, особенно среди молодежи, – о загранице, где и жить, и работать лучше. Зачастую так рассуждают те, кто знаком с зарубежьем только по телепередачам или статьям в глянцевых журналах, или те, кто видит заграничную жизнь исключительно в туристических поездках.

– Поеду в Таиланд работать! Там тепло, еда недорогая, английский язык я более-менее знаю, там еще подучу – и никаких проблем, – услышала я как-то от 22-летней дочери одной моей приятельницы.

Девушка почему-то не удосужилась узнать, что в Таиланде без хорошего английского найти приличную работу шансов практически нет. Конечно, можно раздавать флаеры за еду, но учитывая, что, по приблизительным подсчетам, скромное проживание в этой азиатской стране обходится в 1000 долларов, включая визу и стоимость аренды жилья, на флаерах далеко не уедешь.

Сколько молодых людей, мечтающих о легкой и красивой жизни в Таиланде, в итоге спились в ночных клубах, где пытались завязать нужные контакты, или стали торговать наркотиками, одному богу известно. К сожалению, за разрушение стереотипа о загранице они заплатили слишком высокую цену.

Чтобы объективно рассуждать, кому и где жить хорошо, необходимо достаточно глубоко изучить социально-экономическое положение той или иной страны, культуру, традиции, менталитет народа. Если вы привыкли бить баклуши, не занимаетесь самосовершенствованием, не знаете иностранных языков и все ваше рвение сводится лишь к тому, чтобы найти работу с максимальной оплатой труда и минимальными трудовыми затратами, то, где бы вы ни жили, вам придется несладко.

Стереотипов существует великое множество. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: они серьезно влияют на наше мировоззрение, поведение и отношение к окружающей нас действительности, зачастую искажая ее восприятие.

Важно осознавать, что стереотип «девочки в розовом, а мальчики в голубом» большого вреда не принесет, а вот стереотип о том, что хорошо там, где нас нет, может увлечь в далекие дали и погубить. Поэтому следуйте за мечтой, а не за стереотипами.

Елена ПЕТРОВА.

Что думают мужчины

Можно негативно относится к стереотипам, которые заставляют встречать по одежке и рожать строго до 30, но на деле от них и польза есть.

Трудно поспорить с коллегой о том, что стереотипы делают нас «такими, как все», вынуждают подражать другим, мешают развиваться. Это так, но, с другой стороны, все они возникли очень давно и не просто так. Их главная задача – упростить нашу жизнь, чтобы мы не ломали лишний раз голову о рутинных вещах.

Например, некоторые креативные мамочки, борясь с цветовым стереотипом, который так не по душе Елене, наряжают своих мальчиков в одежду ярких красно-желтых оттенков и усаживают в гламурного цвета коляски. А потом, когда называешь их чадо девочкой, обижаются. «Разве не понятно?» – говорят.

Вот именно, что не разобрать у годовалого ребенка половую принадлежность, особенно если встречаешь его в первый раз в жизни.

А сидел бы в голубой коляске да в синей шапочке – никаких проблем с идентификацией и ошибочных умозаключений. Или вот пример дочки Елены – в подростковом возрасте имеет свой стиль в одежде и внешности, не подражает ровесникам. Прекрасно, конечно. Но подростки зачастую очень жестоки и четко делят ровесников на «своих» и «чужих». Зачем лишний раз кому-то что-то доказывать, если можно потратить эту энергию на другое?

Или шутит моя коллега над стереотипом о том, что все женщины хотят замуж и детишек. Да слава Богу, что сотни лет женщины впитывали это желание с молоком матери! Наверняка большинство из них стали женами и матерями именно благодаря ему, а не встрече с принцем на белом коне. А как хорошо работает стереотип «выйти замуж нужно рано, чтобы не остаться старой девой»! Создаются семьи, рождаются дети. Может быть, именно благодаря стереотипам человечество не вымерло.


Стереотипы – штука эволюционная


Если честно, я тоже не люблю стереотипы, но они есть. Это штука эволюционная. Мать-природа распорядилась интеллектуальными ресурсами наших предков мудро: зачем тратить колоссальные усилия полушарий на то, чтобы вникнуть в психологические особенности и причины поведения новичка, желающего прибиться к племени? Вместо этого лучше быстренько окинуть его взглядом и понять – достаточно ли он сильный, мохнатый и агрессивный, сможет ли работать на благо коллектива и защищать стаю.

С тех пор многое изменилось: у нас есть приборы для измерения всего и вся, доступна любая информация, но стереотипное мышление продолжает экономить ресурсы серого вещества, заставляя иных безапелляционно заявлять: «Дети – это счастье», «Американцы едят одни гамбургеры» или «Без высшего образования ты станешь дворником». Мозг, навешивая очередной ярлык, облегченно вздыхает, и единственное, о чем ты можешь горевать, – что не заставил его хоть немного потрудиться, чтобы вникнуть в ситуацию.

К слову, некоторые стереотипы подтверждают психологи. Например, о том, что у пожилых людей короткая память. Исследование, проведенное учеными из Университета Северной Каролины, показало, что у пенсионеров, веривших в этот постулат, результаты при тестировании были гораздо хуже, чем у тех, кто подвергал его сомнению.

Профессор Том Хесс утверждает, что у граждан в возрасте способность запоминать подвержена влиянию негативных стереотипов. Однако у открытия имеется положительная сторона: если ты воспринимаешь старость позитивно, у тебя больше шансов сохранить ясность ума и твердость памяти.


Шаблоны позволяют человеку легко проникнуть в ту или иную социальную группу


А еще шаблоны позволяют человеку легко проникнуть в ту или иную социальную группу. Не раз встречал молодых ребят, которые, стремясь стать своими не в самых хороших компаниях, начинали «говорить» матом, курить, ведь так делали «крутые». И это срабатывало.

Компанию каждый выбирает сам. Главное не забывать, что даже прекрасные, но чужие заученные мысли, жесты, фасоны, интонации однажды могут тебе навредить. Поэтому все же стоит иногда заставлять мозг работать, быть более наблюдательным. Тогда окажется, что теща пилит тебя не потому, что старая ведьма, а потому что кран, который ты обещал починить, течет уже полторы недели. Но тебе-то спокойнее думать, что это все придирки из вредности, правда? И никакого стресса! Шутка, конечно.

Тут уж впору согласиться с коллегой: опирайтесь на жизненный опыт и думайте головой. Тогда будет вам счастье! Ой, это, наверное, тоже стереотип…

Александр КУТЫНКО.

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Стереотип – это схематичное понимание

Мария Товкес, аспирантка второго года обучения НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по направлению «Теория языка». Её будущая диссертационная работа связана с гендерной проблематикой и отражением гендерных стереотипов в языке. Тема звучит как «Когнитивные механизмы конструирования гендерных стереотипов (лингвистический аспект)». В 2021 году Мария получила Специальную стипендию НИУ ВШЭ. Мы обсудили актуальность исследования, трудности и перспективы, поддержку аспирантов в НИУ ВШЭ, и новые подходы в лингвистике.

Фото из личного архива Марии Товкес

От увлечения к научной работе

Моё увлечение филологией и лингвистикой началось ещё в школе. Я училась в профильном классе в лицее-интернате «Центр одаренных детей», и затем решила продолжить своё обучение по этой специальности в вузе. Я поступила в ННГУ им. Н.И.Лобачевского на филологический факультет, а затем в магистратуру НИУ ВШЭ и в аспирантуру. Решение поступать в аспирантуру было для меня очень осознанным, я хотела продолжить своё обучение по специальности, связанной с лингвистикой, и получить более высокую квалификацию и степень кандидата наук.

В Высшую школу экономики я пришла с целью освоить новые инструменты анализа текста и углубиться в своё исследование. Гендерной проблематикой я занимаюсь ещё с бакалавриата, и хотелось рассмотреть новые аспекты этой темы, то есть заняться не только фундаментальным анализом эмпирического материала, но и подключить корпусные технологии. В аспирантуре мы с научным руководителем профессором Татьяной Владимировной Романовой решили поменять ракурс исследования и провести его в когнитивной парадигме.

Важной частью жизни аспиранта являются конференции. Ближайшая конференция, в которой я планирую принять участие – это международная онлайн-конференция на базе португальского университета Universidade de Aveiro. До этого я представляла свои результаты в Санкт-Петербурге, на конференциях Российской ассоциации лингвистов-когнитологов. Это важно, потому что позволяет получить обратную связь от сильных экспертов в этой области. В свою очередь междисциплинарные конференции помогают взглянуть на проблематику с другой точки зрения, расширить свое понимание предмета исследования.

Мне хотелось бы поблагодарить научного руководителя магистерской диссертации, доцента Юлию Владимировну Балакину, а также доцента Наталию Николаевну Морозову за помощь в организации магистерской практики на кафедре математической лингвистики СПбГУ – там я научилась работать с новым программным обеспечением под руководством Виктора Павловича Захарова, автора известного учебника по корпусной лингвистике.

 

Актуальная тема

В диссертационном исследовании мы планируем выявить когнитивные механизмы, которыми конструируются гендерные стереотипы. Что это значит?

Мы решили проанализировать, какие механизмы участвуют в конструировании гендерных стереотипов, как в сознании человека утверждаются представления о том, каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина.

Стереотип – это некий структурированный формат знания, схематичное понимание, с помощью стереотипов мы строим «ментальные картинки». Мы руководствуемся стереотипами в повседневной жизни. В диссертационной работе я исследую упрощенное представление о мужчинах и женщинах, о качествах, которые для них типичны или нетипичны. Когнитивный аспект позволяет проследить, каким способом конструируется стереотип в сознании человека, от чего зависит формирование этого упрощенного знания, какие личностные характеристики влияют на этот процесс (пол, возраст, профессиональная деятельность). Раньше я занималась только феминными стереотипами, теперь мы решили рассмотреть и маскулинность, и затем сравнить результаты.

К вопросам гендера сейчас так или иначе обращаются, пожалуй, все гуманитарные науки. Оппозиция мужчина/женщина в настоящее время не является строго бинарной, но допускает различные вариации. Существует также метагендерная идентичность. Качества, которые были ранее присущи только мужчинам или только женщинам, в настоящее время не закреплены за гендером.

 

Новые возможности

В Высшей школе экономики я освоила новые программы – корпусные менеджеры и открытое программное обеспечение, такое как построители графов, которые позволяют подключить дополнительный инструментарий, сделать исследование комплексным, всесторонним, объективным. В понятие «классический анализ текста» входят стилистический и семантический анализ – то есть фундаментальные, базовые принципы. Благодаря новым технологиям существенно уменьшается время, которое затрачивается на сбор и обработку эмпирического материала. Способствует этому и визуализация данных, и новый подход к классификации материала исследования.

Материал может быть разным: от лексикографических источников до блогов, твитов, текстов в социальных сетях. Любой текстовый материал, интересный для самого исследователя и непосредственно связанный с тем подходом, в рамках которого он работает, может стать основой для исследования. Для моего исследования большой интерес представляют блоги, потому что это тексты, которые собираются, так сказать, «в естественных условиях». Когда блогер публикует свой текст, он не находится в жёстких рамках, а маркирует те аспекты информации, которые ему хотелось бы разместить на своей странице, гораздо сильнее ощущается личный вклад автора.

 

Учёба и работа

Моя профессиональная деятельность связана с анализом различных типов медиа – социальных сетей, СМИ и так далее. Я работаю с большим массивом информации и выявляю наиболее актуальные тенденции в рамках региональной и федеральной повестки. Сочетать работу и обучение в аспирантуре нелегко. Однако на сегодняшний день немногие аспиранты могут позволить себе посвятить себя только исследованиям и заниматься только наукой. Аспирантам приходится работать, но стоит отметить, что и работодатели заинтересованы в профессиональных кадрах, и профессионализм может подтверждаться в том числе степенью кандидата наук. 

Возможно, кто-то не видит себя в преподавании, не связывают свои планы на жизнь с академической карьерой, но диплом кандидата наук и знания, полученные в аспирантуре, могут пригодиться и в других областях. Про себя могу сказать, что работа над исследованием помогает дисциплинировать внимание, оптимизировать процесс анализа информации.

В профессиональном плане я хотела бы продолжить заниматься аналитикой СМИ, это интересная мне сфера деятельности.

 

Всесторонняя поддержка

В мае я узнала о том, что получила Специальную стипендию ВШЭ. Для меня это стало очень приятной неожиданностью. Я хотела бы ещё раз поблагодарить научного руководителя Татьяну Владимировну Романову за помощь в составлении заявки. Здесь важно было учитывать наличие серьезных публикаций и корректность оформления. Получение специальной стипендии мотивирует и накладывает определенные обязательства. Появилось ещё больше желания успешно завершить своё исследование и представить его на достойном уровне, выйти на защиту диссертации в установленные сроки.

Вышка старается поддерживать студентов и аспирантов не только материально. Не так давно был открыт центр психологической поддержки. Думаю, это отличная идея. Студенты и аспиранты сталкиваются с большими нагрузками, высоким уровнем стресса, и, возможно, кому-то может потребоваться консультация специалиста. Сама я не обращалась, но могу представить ситуацию, в которой эта возможность была бы полезна.

В Высшей школе экономики много времени уделяется исследовательской работе и методологии исследования. Как писать статьи, как их оформлять, где можно публиковать свои результаты. Это очень помогает.

Что такое стереотип ? — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Пару дней назад в журнале demkristo завели разговор про стереотипы. Ну вы знаете …  это что то типа прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь . А по научному Стереотипы — устойчивые образования, актуализирующиеся (воспроизводящиеся в сознании и поведении человека) в соответствующих ситуациях. Актуально же они «живут» в подсознании, хотя обычно без особого труда осознаются.

И тут мы задались вопросом, а как так получилось, что в этом слове есть приставка СТЕРЕО ? Что тут двойственного ? Что бы она значила ?

Может быть все знают, а я вот узнал только что …

 

Само слово стереотип возникло в 1796 г., когда французский издатель Ф. Дидо ввел в типографскую практику свое изобретение, позволявшее уменьшить цену печати книг. Если раньше текст каждый раз набирали заново, то Дидо предложил сохранять уже набранные тексты в виде слепков, с которых потом изготавливались металлические пластины. Дидо назвал свое изобретение стереотип, соединив два греческих слова: στερεός ‘твердый’ и τύπος ‘изображение’.

Изобретение Дидо распространилось не только во Франции, но и за ее пределами, а слово стереотип из профессиональной сферы проникло в разговорную речь.

 

 

Основными производственными процессами в полиграфии являются изготовление печатной формы, собственно печатание и отделка отпечатанной продукции.

Печатная форма — скомплектованный типографский набор, стереотип, пластина, цилиндр и т.п., поверхность которых разделена на печатающие (дающие оттиски на бумаге) и пробельные (непечатающие) элементы. Различают полиграфические формы при высокой печати — набор, клише, стереотип; при плоской — форма на металле (монометалл, биметалл, триметалл) или стекле; при глубокой — медные или хромированные цилиндры.

В 1922 г. понятие стереотип вводится в научный обиход американским публицистом В. Липпманом . В книге «Общественное мнение» он пишет о невозможности постичь объективную реальность и необходимости ее упростить и объяснить: «мы допускаем, что человеческие поступки основываются не на прямом и очевидном знании, а на картинах, которые индивид рисует сам или получает от кого-то другого» . Для обозначения этих картин Липпман берет слово стереотип и в своей концепции, как отмечает С. А. Ромашко, «существенно обогащает семантику слова»: наряду с повторяемостью и неизменностью, появляются признаки упрощенность и оценочность . После выхода книги Липпмана стереотипы, прежде всего этнические, изучаются представителями социальных наук. Затем к стереотипам обращаются культурологи, философы, литературоведы, а c 1968 г., благодаря американскому философу Х. У. Патнэму, стереотип становится объектом исследования в лингвистике.

Вот такая вот история. Теперь то приставка СТЕРЕО вполне себе объяснима 🙂

 

А вот еще вам например история Как возникло слово «лаконичность» ? и Что означает выражение «Погнаться за длинным рублем» ? Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз. рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=43433

Встречают по одёжке … и провожают тоже по одёжке

В прошлой истории (http://psycholawgy.ru/blog/story_10) всплыл ряд вопросов слишком важных и объёмных, чтобы упомянуть мимоходом, и я обещал написать подробнее. А моё слово крепко! 

Первым были стереотипы. Я ненавижу это гадкое слово! Его употребляют так часто, во многих случаях настолько неправильно и в связи с такими бредовыми ситуациями, что при первых его звуках шерсть на загривке встаёт дыбом.

Но деваться некуда: мы завёрнуты в стереотипы, как капустная кочерыжка в листья, и поскольку мы, всё-таки, не растения, иногда не повредит умение распеленаться. Что же такое стереотип? Да какая разница! Я предлагаю сразу копнуть глубже и задаться вопросом, что такое стереотипное мышление.

 

Пословица гласит, что встречают по одёжке. Почему? Да потому что по одёжке можно быстро составить примерное впечатление о человеке. Зачем? Да затем, чтобы примерно знать, как себя с ним вести. 

 

Одет в полицейскую форму: скорее всего, это полицейский — при нём нельзя безобразничать, но можно и не опасаться, что кто-то обидит. Ну да ладно, это униформа, с ней и так всё понятно. Но даже по повседневной одежде можно многое сказать: беден или богат, опрятен или неряха, есть ли домашние животные, к какой социальной группе принадлежит… Сэр Артур Конан Дойл очень хорошо такие наблюдения описывает. 

Конечно, при первом знакомстве (даже самом мимолётном) одеждой мы не ограничиваемся. Смотрим и на лицо, и на манеру речи, и на язык тела… Словом, на все доступные внешние проявления. 

А прикинув на глазок, что за человек перед нами, мы начинаем думать, как с ним общаться и чего от него ждать. Ну или, хотя бы, по программе-минимум начинаем склоняться к симпатии или антипатии. Думаете, что нет? Припомните последнего незнакомца, которого Вы сегодня встретили. Припомните хорошенько, в деталях. Теперь чувствуете? Не думаю, что полная нейтральность в таких вопросах доступна простым смертным.

То есть, Вы автоматически переносите свои знания о какой-то группе людей на отдельного незнакомого Вам человека, который, судя по внешним признакам, относится к этой группе. Конечно, при таком подходе можно здорово ошибиться, но в большинстве случаев Вы окажетесь довольно близко к истине. В этом ценность стереотипного мышления: в типичных ситуациях Вы экономите ресурс внимания для более важных вещей. Человек в дорогом пиджаке справа от Вас вряд ли покусится на Ваш кошелёк в метро (он сделает это в своём офисе, предложив Вам кредит «на льготных условиях»), поэтому можно пока на его счёт расслабиться и скосить глаза на обладателя засаленного спортивного костюма, стоящего слева.

 

Ещё раз: мышление стереотипами может привести к очень большим ошибкам. Но в большинстве случаев оно даёт приемлемую точность при минимальном расходе ресурсов. 

 

Проблемы начинаются в ситуациях, когда очень важно разобраться объективно, и никаких ресурсов для этого не жалко. Вот тут-то стереотипы начинают портить людям жизнь. Дело в том, что автоматически они не отключатся. Да что там автоматически, они не отключатся даже если зажмурить глаза и очень захотеть. А ещё нам очень сложно менять собственное мнение. И неважно является ли оно плодом долгих исследований и размышлений или сложилось под влиянием первого впечатления. 

 

Это действительно важный момент: встречая по одёжке мы далеко не каждый раз провожаем по уму. Всё потому, что первое впечатление неизбежно бросает тень на дальнейшие уже более рациональные оценки. 

 

Самый яркий пример стереотипа в праве — отношение к подсудимым с разным цветом кожи. Ещё буквально недавно, в 1990-е, это было очень большой проблемой в Соединённых Штатах: при аналогичной тяжести преступлений чёрные подсудимые систематически получали более суровые приговоры, чем белые, хотя формально закон был один для всех. Преодолеть влияние стереотипов удалось лишь законодательно минимизировав право судей на усмотрение.

Есть и менее вопиющие, но, всё-же, важные проявления стереотипного мышления. Представитель симпатичен судье? Мы склонны внимательно слушать симпатичных нам людей и верить им. А всё, что говорят несимпатичные — пропускать мимо ушей или принимать с подозрением и даже враждебностью. Управляющий партнёр известной юридической фирмы поделилась со мной историей, в которой смена представителя позволила превратить неконструктивную враждебность судьи в здоровый рабочий контакт.

А нравится ли Ваш представитель другой стороне? Казалось бы, вы по разные стороны баррикад и уж какие тут сантименты. Но с тем, в ком видим врага, мы боремся яростнее, чем с милахой, по воле судьбы оказавшимся в лагере противника. Я уже говорил, что в искусстве оправдания собственных нерациональных поступков людям нет равных. Мы склонны делать, что нам хочется, и постфактум подводить рациональные объяснения под свои поступки. Вы хотите, чтобы оппонент вкладывался в спор полностью или работал спустя рукава?

Стереотипичными бывают не только люди, но и ситуации. Об этом далее.

 

http://psycholawgy. ru/blog/story_11

стереотипов | Гендерные инновации

Стереотип — это широко распространенное упрощенное и эссенциалистское представление о конкретной группе. Группы часто стереотипируются на основе пола, гендерной идентичности, расы и этнической принадлежности, национальности, возраста, социально-экономического статуса, языка и т. Д. Стереотипы глубоко укоренились в социальных институтах и ​​культуре в целом. Они часто проявляются даже в раннем детстве, влияя и формируя то, как люди взаимодействуют друг с другом.Например, дизайнеры видеоигр разработали игровую платформу для девочек в розовом цвете, потому что это то, чего, по мнению родителей (которые покупают игру), хотели их девочки. Сами девушки предпочитали более темные цвета металлик (Rommes, 2006).

Гендерные стереотипы отражают нормативные представления о женственности и мужественности, женщинах и мужчинах. Тем не менее, как и все аспекты гендера, то, что составляет стереотипную женственность или мужественность, варьируется в зависимости от культуры и на протяжении исторического времени. Гендерные стереотипы обычно изображают женственность и мужественность как бинарные противоположности или дуализмы, как, например, эмоциональность и рациональность.

Излишне упрощая свой предмет, стереотипы игнорируют как сложность, так и разнообразие, обнаруженное эмпирически, когда изучается реальных человек и их практики; по самой своей природе стереотипы искажают группы, которые они пытаются описать. Стереотипы часто сохраняются даже тогда, когда статистические реалии, на которых они когда-то основывались, меняются. Например, стереотип женщины-домохозяйки сохранился даже в странах, где большинство женщин имеют оплачиваемую работу полный рабочий день.

По всем этим причинам стереотипы не являются надежной основой для интерпретации в ходе исследования или для суждения о целевых пользователях и покупателях. Исследователи и инженеры должны бросить вызов стереотипам и вместо этого искать более эмпирически обоснованные основы для размышлений о группах, для которых они стремятся исследовать или разрабатывать технологии. Женственность и мужественность динамичны и множественны. У женщин, например, самые разные интересы и навыки.Если мобильный телефон разработан для «стереотипной» женщины, он не понравится женщинам, которые не соответствуют продвигаемому стереотипу (Faulkner, 2004).

Как избежать стереотипов

  • 1. Узнайте о реальных людях и практиках — в разных классах, регионах, образовании и т.д .; не делайте предположений, основанных на нормативных или стереотипных представлениях о женщинах и мужчинах.
  • 2. Рассмотрите как структурные, так и культурные механизмы, с помощью которых часто поддерживается гендерное разделение и неравенство. Методы, основанные на наблюдении, с большей вероятностью выявят важную невидимую динамику, чем интервью или опросы, не в последнюю очередь потому, что фактическая практика людей может отличаться от их представлений о себе.
  • 3. Стремитесь выявить «несоответствия» между гендерными нормами, предположениями или стереотипами и реальными людьми или практиками. Это может открыть плодородные пространства для творческих, учитывающих гендерные аспекты инноваций — инноваций, способных стимулировать научно-технический прогресс и в то же время улучшить гендерное равенство.

Стереотип угроза

Стереотипы могут отрицательно сказаться на производительности. «Стереотипная угроза» — предполагаемая угроза быть сведенной к стереотипу группы, с которой он отождествляется, — может побудить способных индивидов внутри группы «соответствовать» негативному стереотипу своей группы. Например, когда молодым женщинам напоминают об их поле перед прохождением теста по математике, когда их просят поставить галочку в ячейке «женский» или «мужской», они, как правило, получают более низкий балл, чем когда нет поля «Ж / М» для отметки (Стил , 1997). Аналогичным образом, успеваемость белых инженеров студентов-инженеров снижается, если им говорят, что азиатские студенты-инженеры сдают тот же тест (Page, 2007).

Процитированные работы

Фолкнер, В. (2004). Стратегии включения: гендер и информационное общество . Эдинбург: Эдинбургский университет.

Пейдж, С.(2007). Разница: как сила разнообразия создает лучшие группы, фирмы, школы и общества . Принстон: Издательство Принстонского университета.

Роммес, Э. (2006). Гендерно-чувствительные методы проектирования. В Trauth, E. (Ed.), Encyclopedia of Gender and Information Technology , pp. 675-681. Херши: Издательство Idea Group.

Стил, К. (1997). Угроза в воздухе: как стереотипы формируют интеллектуальную идентичность и производительность. Американский психолог, 52 (6) , 613-629.

стереотип: типы, формирование и эффекты | Что такое стереотип? — Видео и стенограмма урока

Как формируются стереотипы?

Откуда берутся стереотипы? Стереотипы могут развиваться по-разному. В большинстве случаев стереотипы возникают либо из личного опыта, либо из того, чему людей учат в процессе взросления.Психологи выделили несколько возможных ответов на вопрос «как формируются стереотипы?», Которые можно применить к самым разным ситуациям.

Процесс социализации

Тем, кто проводит время с людьми разного происхождения, легче бороться со стереотипами

Очень часто стереотипы формируются в результате социального обучения , то есть информации, которую люди получают от своих родителей и сверстников. Например, если детям говорят, что мальчики более спортивны, чем девочки, они могут поверить в то, что это правда. У них сформировался стереотип о чертах характера мальчиков и девочек, основанный на социализации.

Еще одним элементом социализации, который может привести к формированию стереотипов, является теория личности , которая предполагает, что чей-то личный опыт может привести к формированию обобщенных убеждений. Например, тот, кого укусила собака в детстве, может вырасти и поверить в то, что собаки опасны, даже если статистические данные показывают, что большинство собак не опасны для людей.Эмоциональные и интенсивные переживания могут гораздо эффективнее влиять на убеждения людей, чем свидетельства и статистика; именно так обычно работает человеческий мозг.

Мотивация

Другая теория формирования стереотипов называется мотивационной теорией . Эта теория утверждает, что люди будут формировать стереотипы о своих конкурентах, чтобы повысить уровень своей уверенности. Например, кто-то, кто собирается соревноваться в гонке с десятью другими людьми, может убедить себя, что другие участники, вероятно, не тренировались так усердно, как они, и что поэтому они вряд ли будут так же хорошо выступать в гонке.Подобные стереотипы могут иметь эволюционное преимущество, повышая уверенность во время сложных испытаний и потенциально повышая шансы на успех. Однако, как и другие стереотипы, они не основаны на реальных доказательствах.

Окружающая среда

Окружающая среда может влиять на создание стереотипов точно так же, как то, что кому-то рассказывают в детстве. Согласно теории социальной идентичности , люди обычно считают, что их собственная внутренняя группа (которая может быть расовой, религиозной, национальной, культурной, семейной и т. Д.) Неоднородна, в то время как внешняя группа однородна, со сходством между членами группы. группа усиливалась, а различия игнорировались.Человек, выросший в регионе, где подавляющее большинство людей принадлежит к одной культурной или этнической группе, может развить более сильные стереотипы в отношении других групп из-за ограниченного взаимодействия с членами этих групп и, следовательно, меньшей возможности увидеть нюансы и разнообразие внутри других групп. люди.

Различные типы стереотипов

Существуют разные типы стереотипов, которые служат разным целям. Их можно условно разделить на два типа: неявные и явные стереотипы.Эти стереотипы влияют на людей по-разному, и их может быть более или менее сложно выявить и разрушить.

Неявные стереотипы

Неявные стереотипы — это стереотипы, которых люди придерживаются, не задумываясь о них. Их бывает сложно идентифицировать, и если они будут идентифицированы, люди сначала могут даже не распознать их как стереотипы. Обычно это убеждения, которых придерживаются, но не подвергают сомнению, иногда в течение многих лет или даже всей жизни. Примеры неявных стереотипов могут включать:

  • Вера в то, что чья-то расовая группа интеллектуально, физически или морально превосходит другие расовые группы
  • Убеждение в том, что представители определенной религии склонны к несоразмерному насилию
  • Идеализированная вера в то, что все члены определенной нации (своей или иностранной) особенно просвещены морально или интеллектуально

Эти стереотипы часто проявляются в виде неосознанных предубеждений, когда люди действуют в соответствии с мнениями, которых они могут даже не осознавать. Неявные стереотипы могут влиять на поведение на многих уровнях. Практически у каждого есть определенный уровень неявных стереотипов просто потому, что человеческому мозгу легче обобщать, чем постоянно разрушать ожидания и предположения.

Явные стереотипы

Явные стереотипы — это стереотипы, которые кто-то знает и активно верит. В отличие от неявных стереотипов, которые люди могут понять, что они не соответствуют действительности, когда им прямо противостоят, явные стереотипы — это убеждения, которые люди сознательно включают в свои мировоззрения.Все, что может быть неявным стереотипом, также может быть явным стереотипом, но явные стереотипы — это вещи, которые люди будут активно обсуждать и даже действовать осознанно. Примеры потенциальных явных стереотипов включают:

  • Убеждение в том, что существует установленный способ соблюдения гендерных ролей, которому активно учат своих детей
  • Убеждение в том, что некоторые этнические группы лучше справляются с определенной работой, что проявляется в дискриминационной практике найма
  • Убеждение в том, что люди из собственной страны выше, что проявляется в националистической практике голосования или пренебрежении опытом людей из других стран

Явные стереотипы могут быть разрушительными, особенно когда они используются для посягательства на права определенных групп.

Влияние стереотипов и социальных функций

Существуют положительные и отрицательные эффекты стереотипов в обществе. В конце концов, стереотипы действительно выполняют эволюционную функцию, которая в некоторых ограниченных обстоятельствах может быть полезной.

Эволюционное мышление

Стереотипы можно использовать, чтобы делать поспешные суждения о незнакомцах. Например, будет ли этот человек, приближающийся на улице, другом или врагом? Какие подсказки можно использовать, чтобы так или иначе сделать быстрое суждение? Если они носят темную одежду, быстро и агрессивно ходят или носят оружие, может быть разумным использовать эти черты, чтобы придать незнакомцу стереотип и решить, что они могут представлять угрозу.По этой причине стереотипы могут быть использованы для инициирования реакции «бой или бегство » на основе ограниченной информации, которая может при некоторых обстоятельствах спасти чью-то жизнь.

Социальная функция

Стереотипы также могут указывать людям, когда им следует инициировать социальную реакцию. Тот, кто демонстрирует черты характера, соответствующие стереотипу общительного и дружелюбного человека, может быть хорошим человеком, чтобы подойти к нему на вечеринке. Использование доступной информации и ее отображение через призму прошлого опыта и социализации — это большая часть того, как люди понимают мир, что является частью того, почему стереотипы так распространены в жизни и опыте людей.

Социальное неравенство

За исключением нескольких социальных параметров и параметров выживания, стереотипы часто могут принести гораздо больше вреда, чем пользы. Социальное неравенство — это то, что может быть результатом стереотипов. Например, если члены общества верят стереотипам о бедных, они могут придерживаться представлений о том, что бедные «заслуживают быть бедными», «недостаточно стараются» или «вероятно, тратят свои деньги впустую». . » Эти стереотипы могут снизить вероятность поддержки у людей инициатив в области социальных услуг, тем самым сохраняя циклы бедности и продвигая социальное неравенство в течение более длительного периода времени.

Дискриминация

Некоторые типы стереотипов могут привести к дискриминации

Стереотипы могут привести к дискриминации практически во всех ее формах. Многие формы угнетения, включая сексизм, расизм, гомофобию, трансфобию, эйлизм и религиозную дискриминацию, в значительной степени построены на стереотипах. Вера в то, что все члены данной группы обязательно являются определенным образом, что у них ограниченные возможности и даже что они не являются полностью людьми, как другие, может привести к серьезным последствиям в реальном мире, включая предрассудки, дискриминацию и другие худшие случаи, опасность, насилие или смерть для членов маргинальных групп.Понимание этого — первый шаг к разрушению вредных стереотипов в собственном сознании и к выяснению того, откуда берутся определенные убеждения и почему они могут быть правильными, а могут и нет. Любое убеждение, которое предполагает, что большая группа людей разделяет многие или все их черты или предполагает, что многие люди действуют и думают одинаково, вероятно, основано на стереотипах.

Стереотипы: история и концепция

Понятно, что стереотипы как явление существуют уже давно, так как они служат эволюционной функции.Но откуда взялось само слово? Термин «стереотип» на самом деле первоначально относился к твердой печатной форме, разработанной в 18 веке как более быстрая альтернатива ручной установке шрифта при использовании печатных машин. Идея стереотипа заключалась в том, что информация, которую можно было многократно печатать, не меняя. Это быстро переросло в идею стереотипа, который используется сегодня.

С точки зрения психологии и изучения дискриминации, идея стереотипов применялась в начале 20 века.Первым психологом, использовавшим этот термин, был Уолтер Липпманн, за ним последовал Гордон Олпорт, который более подробно остановился на связи между стереотипом и предрассудками. Очень влиятельная статья была опубликована Р.Д. Эшмором и Ф.К. Дель Бока в 1981 году, обобщая то, что было известно о стереотипах в то время. Сегодня этот термин регулярно используется в психологической литературе.

Краткое содержание урока

Стереотип — это обобщенное представление о группе людей и чертах, которые эти люди якобы разделяют.Существует несколько различных способов формирования стереотипов, в том числе:

  • Социальное обучение : убеждения, основанные на том, что людям говорят по мере их взросления
  • Теория личности : убеждения, основанные на личном опыте
  • Мотивационная теория убеждения, сформированные как способ справиться с ситуациями конкуренции с другими
  • Теория социальной идентичности : убеждение, что внутренняя группа неоднородна, но что внешняя группа однородна

Стереотипы служат эволюционной функции, позволяя людям определять, следует ли им инициировать ответ : драться или бегать , основываясь на ограниченной информации о незнакомце.Однако стереотипы также могут вести к предрассудкам и дискриминации.

стереотипная угроза | Center for Teaching & Learning

Угроза стереотипов — это риск подтверждения негативных стереотипов о расовой, этнической, гендерной или культурной группе человека, которые могут создавать высокую когнитивную нагрузку и снижать академическую направленность и успеваемость. Этот термин был придуман исследователями Клодом Стилом и Джошуа Аронсоном. Стил отмечает, что «настойчивость в стремлении поддерживается верой в то, что человек будет рассматриваться как личность и будет включен в важные отношения.Отрицательные стереотипы подрывают это доверие и, таким образом, снижают вероятность академического успеха ». Когда учащиеся не уверены, принадлежат ли они к классной комнате, они следят за подсказками в окружающей среде, которые сигнализируют о том, приветствуются ли они там или нет, а также могут беспокоиться о подтверждении негативного стереотипа о своей группе. Эта сверхбдительность и дополнительный стресс расходуют познавательные ресурсы, необходимые для обучения, что может повлиять на их производительность и отбить у них желание строить ценные отношения.

Учащиеся, которые уверены, что принадлежат к учебному сообществу и чувствуют, что их ценят учителя и сверстники, могут более активно участвовать в учебе. Обладая этим чувством принадлежности, они с большей вероятностью будут в полной мере участвовать в обсуждении, построить важные отношения, быть открытыми для обратной связи и с большей вероятностью проявить настойчивость перед лицом трудностей.

Для того, чтобы противостоять проблеме угрозы стереотипов в классе, мы должны обучать себя нашим собственным скрытым предубеждениям, укоренившимся установкам или стереотипам, которые у нас есть по отношению к различным группам людей.Гарвардский тест на неявные ассоциации (IAT) измеряет отношения и убеждения, которые люди могут не желать или неспособны признать на сознательном уровне. IAT измеряет личные ассоциации человека в отношении таких понятий, как раса или пол.

Размышлять над предположениями, которые мы делаем как инструкторы, часто из-за неявной предвзятости, является сложной задачей, потому что многие из наших предположений кажутся «здравым смыслом». Как пишет Стивен Брукфилд, «мы должны исследовать, откуда берутся наши предположения, основанные на здравом смысле.Многие из них находятся в атмосфере профессиональной культуры, в которой мы выросли, и принимаются некритически, потому что коллеги, учебники и эксперты говорят нам, как работает преподавание ». Изучение наших предположений помогает пролить свет на то, что, по нашему мнению, мы знаем о наших учениках и их способности учиться в наших классах.


Дополнительная литература и ресурсы:

Бизли, М.А., Фишер, М.Дж. «Почему они уходят: влияние угрозы стереотипов на отток женщин и меньшинств от естественных, математических и инженерных специальностей.”Soc Psychol Educ. 2012; 15, 427–448

Черян С, Плаут В.К., Дэвис П.Г., Стил СМ. «Окружающая принадлежность: как стереотипные сигналы влияют на гендерное участие в информатике». J Pers Soc Psychol. 2009; 97 (6)

Деннехи Т.С., Бен-Зеев А., Танигава Н. «Будьте готовы»: практический подход к снижению угрозы социальной идентичности. Британский журнал социальной психологии. 2014; 53 (3): 585-594.

.

Shnabel N, Purdie-Vaughns V, Cook JE, Garcia J, Cohen GL.«Демистификация интервенций по утверждению ценностей, в которых говорится о социальной принадлежности, является ключом к защите от угрозы идентичности». Вестник личности и социальной психологии. 2013; 39 (5): 663-676.

Стил, К.М., Аронсон Дж. «Угроза стереотипов и результаты интеллектуального тестирования афроамериканцев». Журнал личности и социальной психологии. 1995; 69 (5): 797–811

Уолтон, Г.М. И Коэн, Г.Л. «Краткое социальное вмешательство улучшает академические результаты и показатели здоровья учащихся из числа меньшинств.» Наука. 2011; 331 (6023): 1447-1451.

Каковы причины стереотипов?

Расовая справедливость — это путь к расовому прогрессу. Следуйте за нами в твиттере @GetRaceRight

Что еще хуже: фейковые новости. . .

. . . или настоящие новости?

Обратите внимание на стереотипные комментарии и изображения, с которыми вы столкнетесь в следующие несколько дней. Они довольно распространены.Но почему? Откуда они? Что дает им силу формировать наши мысли и чувства о других людях? Мелинда Джонс (2002) определила четыре различных источника стереотипов.

Наш образ мышления создает стереотипы: деление людей на группы

Мы мыслим категориями, которые мы создаем на основе нашего опыта. Эти категории проясняют нам мир, но они также чрезмерно упрощают его. В какой-то момент эти естественные чрезмерные упрощения переходят черту стереотипов.Мы не можем мыслить без использования категорий, что затрудняет понимание того, когда наши категории мешают, а не помогают, нашей способности разбираться в вещах.

Простое знание социальных групп может привести нас к стереотипному представлению об их членах, потому что мы предполагаем, что должно быть что-то важное, что в первую очередь привело к их общей классификации, что-то, что делает их по сути похожими. Мы видим вблизи индивидуальные различия между членами наших собственных социальных групп, но представители других социальных групп на расстоянии сливаются в однородное целое, каждый из которых представляет собой небольшую вариацию на одну и ту же основную тему.Или, в лучшем случае, «исключение» — способ признать, что кто-то не соответствует вашему стереотипу о своей группе, без признания того, что ваш стереотип может быть неправильным.

Эйден Грегг и его коллеги (2006) создали вымышленные социальные группы для участников исследования, стереотипный набор хороших и плохих парней, а затем решили посмотреть, как они могут изменить взгляды людей на группы. Они попытались добавить новую информацию, противоречащую стереотипу. Они рассказали людям, что с годами состав групп значительно изменился.Они даже сказали одной группе, что они перепутали имена и что все, что люди думали, что они знают о группах, было совершенно неверным.

Безрезультатно. Первоначальные взгляды двух групп сохранились. Как пришли к выводу авторы, стереотипов, основанных на категориях, — это «как задолженность по кредитной карте и лишние калории, их легче получить, чем отбросить».

То, что мы слышим, создает стереотипы: чему мы учимся у других людей и общества в целом

Мы также заимствуем стереотипы из окружающего нас мира.Мы слышим стереотипные разговоры или видим стереотипные образы. Семья, друзья, школа, работа, церковь, средства массовой информации и т. Д.

Конечно, мы можем учиться у людей, говорят они что-нибудь или нет. Три итальянских психолога (Castelli, Zogmaister и Tomelleri, 2009) измерили отношение белых детей как к белым, так и к черным людям. (Иммиграция из Африки в Италию была спорным вопросом в последние годы.) Две трети детей сказали, что они предпочли бы Белого товарища по играм черному товарищу по играм, и многие из них описали белых людей более позитивно, чем они описали чернокожих. .Исследователи также измерили отношение родителей детей. Родители ответили на прямые, ясные вопросы (например, «у чернокожих иммигрантов есть работа, которую должны иметь итальянцы»). Они также прошли тест на неявную ассоциацию (IAT), измеряющий, насколько быстро люди связывают положительные и отрицательные термины с черно-белыми лицами. (Скорость наших ответов на пары слов или понятий является хорошим показателем того, насколько сильно они связаны в нашем сознании.)

Как лучше всего предсказать уровень явных предубеждений этих белых детей по отношению к черным? неявных предубеждений матери по оценке IAT.Дети улавливали тонкие сигналы от своих матерей и использовали их, а не явные заявления матери, чтобы сформировать свои собственные стереотипы.

Конечно, здесь происходит такая же передача стереотипов. Если вы думаете, что молодое поколение не принимает расистские послания, значит, вы не обращали на это внимания.

Иногда подсказки не такие тонкие. В следующий раз, когда вы услышите, как кто-то описывает антиарабские настроения как результат 11 сентября, вспомните анализ Джека Шахина фильмов, изображающих арабов начала 20 века, в: Reel Bad Arabs.После терактов 11 сентября мы были культурно настроены видеть всех арабов одинаковыми, что затрудняло различие между теми, кто действительно прибегал к насилию, и теми, кто нет.

То, как мы помним, создает стереотипы: иллюзорные корреляции

Мы устроены так, что замечаем отличительные вещи — одиночную букву O в поле с буквами X, ребенка в группе взрослых или небольшое количество женщин в группе, состоящей в основном из мужчин. Что происходит, когда одновременно происходят две разные вещи? Мы преувеличиваем частоту, с которой это происходит.

Вот пример: большинство людей в этой стране белые, поэтому цветные люди (по крайней мере, во многих контекстах) отличаются друг от друга. Их замечают. Кроме того, большинство людей любого цвета кожи обычно делают хорошие поступки, а не плохие, поэтому плохое поведение тоже привлекает наше внимание. Сложите эти две отличительные черты вместе, и мы удвоим внимание тем, кто делает плохие поступки цветным. Связь преувеличивается в нашем сознании, и мы «видим» ее более распространенной, чем она есть на самом деле. Женщина-менеджер с колючим характером.Молодой черный парень, который, кажется, пристально смотрит на вас на парковке. Белый мужчина постарше, который особенно не разбирается в людях, которые отличаются от него. Когнитивный механизм сложен (Ernst, Kuhlmann, and Vogel, 2019), но суть в том, что характерный человек, делающий что-то особенное, привлекает наше внимание и влияет на наше последующее мышление.

Выводы, которые мы делаем, создают стереотипы: предположение, что человек соответствует роли

У представителей западных культур есть тенденция переоценивать степень, в которой люди делают то, что они хотят делать, и недооценивать степень, в которой люди делают то, что предписано их социальными ролями.Поэтому, когда мы видим людей в определенной роли, мы склонны предполагать, что они хорошо подходят для нее (и, в более широком смысле, не очень подходят для других ролей). Например, женщины с большей вероятностью будут нести обязанности по воспитанию детей, поэтому в среднем они тратят больше времени, чем мужчины, на воспитание других. Видя это, мы приходим к выводу, что женщины от природы лелеют, преуменьшая степень, в которой они могут просто выполнять свои обязанности. Если поменять местами половые роли, изменится и наше представление о полах (Eagley and Steffen, 1984).

Раса, как и пол, определяет многие роли, которые люди занимают в этой стране. Цветные люди чрезмерно представлены на низкооплачиваемых должностях, и поэтому Белым людям может казаться, что они каким-то образом предназначены для них. Таким образом, в той степени, в которой мы с большей вероятностью увидим членов определенных групп в одних ролях и с меньшей вероятностью увидим их в других ролях, в результате у нас развиваются стереотипы.

Стереотипы могут меняться по мере смены ролей, иногда неожиданным образом. Психолог и эксперт по стереотипам Дэвид Шнайдер (2004) отмечает, что в его детстве в Индиане 1950-х годов считалось «фактом», что чернокожие не являются хорошими спортсменами, — вывод, сделанный на основании их почти полного отсутствия в чемпионских баскетбольных командах.Оглядываясь назад, конечно, легко понять социологические факторы, которые мешали черным студентам играть за лучшие команды или мешали лучшим черным командам играть за чемпионаты. В то время, однако, Шнайдер и его друзья считали это логическим выводом из их беспристрастных наблюдений за миром хузеровского спорта. Теперь люди смотрят игры НБА и приходят к столь же нелепому выводу, что все черные люди от природы гипер-атлетичны. То, во что мы верим, частично зависит от того, что мы видим, но то, что мы видим, является функцией социальных ролей и договоренностей, созданных сложным набором исторических, политических и экономических факторов.

Итог: Стереотипы широко распространены и сильны, отчасти потому, что они влияют на то, как мы видим мир, даже когда наш субъективный опыт заставляет нас думать, что мы просто описываем мир таким, какой он существует на самом деле. Мы редко думаем, что подвержены влиянию стереотипов, что делает нас еще более восприимчивыми к их влиянию.

Хорошее, плохое и что из стереотипов

Это действительно зависит от контекста и ситуации.Хотя все стереотипы не обязательно вредны, они не являются по своей сути здоровым отображением реальности.

Возможный кризис идентичности

Стереотипы формируют наше восприятие себя и окружающих. Когда вы определяете человека исключительно на основе автоматически закрепленного за ним стереотипа, вы не видите индивидуальности человека за пределами его «ярлыка» и не позволяете ему быть личностями по собственному праву. Поступая так, вы лишаете их других аспектов их личности и личности.В большинстве случаев это может быть непреднамеренным или непреднамеренным, однако это создает пути неуверенности в себе и турбулентности личности.

В конце концов, как вы на самом деле формируете свою идентичность, когда постоянно боретесь с навязываемыми вам стереотипами?

Очень распространенный пример связан с типами телосложения. Независимо от размеров вашего тела, худой вы или толстый, они часто сопровождаются обобщениями, которые подразумевают, что что-то «не так» с тем, как вы потребляете пищу.Это потенциально приводит к развитию расстройств пищевого поведения и / или повышенному самосознанию, хотя на самом деле на состояние массы тела влияет множество факторов, а не только диетические привычки.

По сути, идентичность — это социальная конструкция, созданная в результате взаимодействия и опыта с другими. Но когда вы питаетесь рассказом о том, что вы только соответствуете своему стереотипу, ваше индивидуальное развитие в долгосрочной перспективе замедляется. Более того, со временем вы можете даже развить несколько идентичностей, некоторые из которых будут отражать ваше «истинное я», а другие — то, как общество хочет вас воспринимать .Как понять, какие оставить, а какие выбросить? Вот тогда это перерастает в кризис.

Подробнее о том, как идентичность управляется стереотипами , можно прочитать здесь .

Стереотипная угроза

Стереотипы могут посадить саженцы незащищенности, которые со временем зацветут. Например, когда вы повторяете стереотип снова и снова, вы начинаете усваивать негативные характеристики, связанные со стереотипом, и позволять им стать «самореализующимися пророчествами».Это называется стереотипной угрозой . Люди, которые сталкиваются с угрозой стереотипа, всегда боятся сделать что-то, что потенциально может подтвердить негативный стереотип. В процессе это может нанести ущерб самооценке и работоспособности пострадавших людей, поскольку они считают, что их способности или черты ограничены формами их стереотипов.

Социальная классификация и изоляция

Согласно Psychology Today , исследования показывают, что стереотипы часто создают почву для межгрупповой враждебности и ядовитых предрассудков в отношении возраста, расы и других социальных различий.Социальные круги можно создавать на основе общих стереотипов или общих интересов. Особенно в классе, где существует несколько стереотипов (например, ботаник, бездельник, уиб, тусовщик), вы ожидаете, что будете придерживаться людей, которые соответствуют тем же требованиям, что и вы, но это, в свою очередь, препятствует разнообразию и смешанным группам друзей. И что произойдет, если вы совсем не вписываетесь в общность? Что происходит, когда вашему стереотипу не место в классе? Это заставляет вас жить в изоляции и чувствовать себя изгоем.

Что такое стереотип? [Видео]

Расшифровка текста Стереотипы — это чрезмерное обобщение или чрезмерное упрощение определенных характеристик группы людей или вещей. Он берет то, что верно в отношении одного или нескольких человек, и приписывает это всей группе. Как правило, они формируются из места встречи с определенными аспектами культуры группы. Затем этот опыт проецируется на всю группу без учета индивидуальных предпочтений людей.

Стереотипы часто формируются из культур, этнических групп и религий людей.Важно знать, что большинство стереотипов формируются и используются в уничижительном или негативном контексте .

Почему используются стереотипы? / Как они используются?

  • Стереотипы используются для согласования точки зрения читателя с определенной повесткой дня, созданной автором.
  • Кроме того, они используются для связи с аудиторией, помогая зрителям лучше понять, как они должны воспринимать определенных персонажей и относиться к ним.
  • Стереотипы обычно используются в письменной форме для создания комедийного эффекта.Использование обобщения группы людей в комедийных целях обычно не считается лестным и может быть воспринято большинством населения как оскорбление.
  • Стереотипы также можно сатирически использовать в литературе для борьбы с другими стереотипами. Сатира использует стереотипы, иронию или преувеличивает, чтобы высмеять чьи-то взгляды. Это часто наблюдается в политической атмосфере. В большинстве случаев хорошее письмо будет противодействовать стереотипам, а не укреплять и подпитывать их.
  • Хотя его можно использовать стилистически, как в случае с сатирой, я бы не советовал доверять авторам за чистую монету, которые пишут с большим количеством стереотипов. Часто, когда стереотипы в письменной форме не используются в качестве стилистического инструмента, они предполагают отсутствие оригинальности и творческих способностей у писателя.

Что плохого в том, чтобы писать или говорить со стереотипами?

  • Отказ от ответственности: не ВСЕ стереотипы оскорбительны, но сам акт стереотипа носит неуважительный характер по причинам, которые мы рассмотрим сейчас.
  • Они очень оскорбительны, потому что говорят стереотипной группе, что их индивидуальные предпочтения неуместны и бледнеют по сравнению с их предполагаемыми общностями.
  • В письменном виде они унылые и скучные. Опора на стереотипы в написании предполагает отсутствие творческих способностей или любопытства. Кроме того, это указывает на лень автора, поскольку он не желает придумывать что-то менее распространенное.
  • Иногда группа людей из страха распространяет негативные стереотипы, чтобы вызвать чувство ненависти или недоверия к другой социальной группе.

Примеры

Все девочки в молодости любят играть в куклы.

Это утверждение является стереотипом и не может быть подтверждено. Хотя многие девочки любят играть в куклы, в мире есть дети, которым это не нравится. Утверждая эту общность для всех девочек, не проявляется никакого внимания к индивидуальности каждого человека.

Многие авторы-женщины раньше и до сих пор публикуются под мужскими псевдонимами, опасаясь, что их не примут в своих жанрах.Этот страх быть отвергнутым проистекает из того, что ожидалось от определенных жанров, боевиков, художественной литературы, психологии и многого другого. Примеры включают сестер Бронте, Джорджа Элиота, Л. Фрэнка Баума из серии «Волшебник из страны Оз» и Дж. Роулинг. Помимо авторов-женщин, пишущих под мужскими псевдонимами, некоторые авторы-мужчины, как известно, писали под женскими псевдонимами, чтобы привлечь читателей-женщин к своей литературе. Опять же, все это играет на стереотипах, связанных с разными жанрами, о том, как они должны быть написаны и для какой аудитории.

Давайте закончим на хорошем стереотипе:

Все студенты, использующие Mometrix, действительно молодцы!

«Подпишитесь» на наш канал, чтобы получить дополнительную помощь в учебе, и поставьте этому видео «лайк» на выходе! Увидимся в следующий раз!

Влияние стереотипов на развитие личности

В Квебеке по-прежнему существует неравенство между мужчинами и женщинами. Несмотря на то, что они имеют одинаковые права, в действительности женщины:

  • по-прежнему получают меньше за труд равной ценности
  • составляют подавляющее большинство жертв домашнего насилия
  • с меньшей вероятностью занимают руководящие должности в политика или сфера труда
  • ограничены меньшим кругом профессий и профессий
  • испытывают большее давление в отношении внешнего вида
  • уделяют больше времени семейным обязанностям

Такое неравенство сохраняется из-за стереотипов, налагающих различные обязанности и роли по признаку пола.Например, женщины часто должны выполнять обязанности по дому и уходу за детьми, в том числе:

  • готовка
  • стирка
  • отвод детей на прием к врачу
  • покупка одежды
  • помощь детям с домашними заданиями
  • управление деятельностью и семейный график

По данным Institut de la statistique du Québec, в 2015 году женщины тратили на неоплачиваемую работу на один час больше в день по сравнению с мужчинами (например,грамм. забота о домашних делах, поручениях, обедах и других приемах пищи).

В 2019 году количество часов, в течение которых женщины отсутствовали на работе по личным или семейным обязанностям, было в четыре раза больше, чем , чем для мужчин.

Даже на работе задания часто распределяются стереотипно. Например, существует тенденция полагать, что женщины лучше подготовлены к управлению деликатными ситуациями с участием коллег или что они лучше умеют делать заметки.

Среди мужчин до сих пор глубоко укоренился упрощенный образ «хорошего кормильца», который зарабатывает деньги на поддержку своей семьи, равно как и идеи о властных позициях мужчин в политике и управлении.Дома мужчины иногда выполняют другие задачи, такие как стрижка травы или сгребание снега. Они играют свои социальные роли в основном вне семейного окружения, в отличие от женщин.

Неравномерное распределение обязанностей может иметь серьезные последствия, особенно для женщин: стресс, выгорание, проблемы со здоровьем, тяжелое психологическое бремя и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *