Свобода и необходимость в деятельности человека — что это, определение и ответ
Свобода ― это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать модель поведения и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.). В связи с решением данных вопросов существуют две идеи:
Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены судьбе и року. Трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности.
Например, к представителям фатализма относится Печорин, герой М.Ю. Лермонтова — в “Герое нашего времени” есть даже глава с соответствующим названием (“Фаталист”).
Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего. Пренебрежение объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями.
К волюнтаристам можно отнести известных исторических персонажей, которые стремились переломить ход событий по своему желанию: например, Наполеона Бонапарта.
Свобода есть там, где есть выбор. Есть понимание свободы как вседозволенности, но оно неверно. Ведь свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.
Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу и предполагает определенные обязанности.
Ответственность — это социально-философское понятие, характеризующее возможность субъекта (человека, социальной группы и др.) ответить за свои действия, поступки, последствия своих поступков.
Ответственность порождает обязанности.
Ответственность во многом определяет нравственную позицию личности в обществе, и ложится в основу поведения человека, становится фундаментом его мотивации.
Выделяют следующие виды ответственности:
Например, за вырубку лесов на текущем поколении Земли лежит ответственность перед будущим поколением.
Политическая ответственность — ответственность государства за выполнение международных договоров, ответственность выборных органов власти перед народом, ответственность органов гос. власти перед друг другом.
Например, ответственность правительства перед парламентом.
Например, помощь больным детям или старикам, сочувствие и участие в жизни окружающих.
Например, за кражу в крупном размере на гражданина К. возлагается юридическая ответственность в виде лишения свободы.
Например, на гражданине Н. лежит индивидуальная ответственность за правильное воспитание дочери.
Например, за загрязнение окружающей среды на россиянах лежит коллективная ответственность.
Регулятором ответственного поведения является совесть.
Совесть — способность субъекта самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать самоконтроль.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.
В древние времена свободным был тот, кто не являлся рабом. С юридической точки зрения, свобода — это закрепленная в законе возможность определенного поведения человека, с точки зрения политики — отсутствие вмешательства или помех, а в философии принято считать, что свобода — это возможность проявления индивидом своей воли. В наши дни самое обыденное представление о свободе — это «делать все, что хочу», но очевидно, что если каждый будет делать все, что он захочет, то в мире будет хаос и это может привести к гибели человечества, поэтому абсолютной свободы нет. Истинная свобода всегда ограниченна внешними факторами (законами, обстоятельствами, другими людьми) и внутренними (моральными принципами, долгом, совестью). Без защиты и ограничения законов свобода зачастую приводит к гнету сильных над слабыми и рабству.
Статья 29Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Всеобщая декларация прав человекаСвобода — это способность и возможность человека осознанно выбирать решение и поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами.
Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.
Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.
Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.
Свобода внутренне самопротиворечива: с одной стороны, свобода — это отсутствие внешнего принуждения; с другой стороны, свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Свобода возможна лишь там, где есть самоограничение. Когда этого нет, свобода превращается в произвол. А там, где произвол, там начинается несвобода.
Ядро свободы — выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Способность осуществлять выбор — это и есть самостоятельность. Чем больше возможность выбора есть у человека, тем более самостоятельным и свободным он считается. Существует крылатое выражение «буриданов осел», смысл которого заключается в том, что зачастую столкнувшись с выбором, человек не может принять решение (например, выбор в каком учебном заведении учиться, какую получить специальность). Существует мнение, что в XIV веке философ Жан Буридан, объясняя своим ученикам проблему свободы выбора человека, рассказывал следующую притчу: перед голодным ослом положили две абсолютно одинаковые охапки сена, он долго крутил головой то налево, то направо и никак не мог сделать выбор, в результате чего он умер.
Свобода может быть экономической, политической, духовной, индивидуальной, гражданской, правовой, национальной и т п.
Свобода | ||
экономическая | политическая | духовная |
это свобода от эксплуатации, свобода принятия экономических решений, свобода экономических действий | это набор гражданских прав, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивида | это свобода выбора мировоззрения, свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой |
Свобода человека во многом зависит от количества и уровня знаний, накопленного жизненного опыта, так как это дает ему возможность лучше ориентироваться в социуме и принимать наиболее оптимальные для него решения.
«Свобода как познанная необходимость» — сформулированное Б. Спинозой понимание свободы. Ход его рассуждений таков. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем свобода воли — иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие.
Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.
Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он подчинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев, так как необходимо, а не так как хотелось бы.
В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых человек не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становиться «рабом» данной ситуации. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение.
Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, те. независимых от сознания человека, законов. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
В понимании свободы можно выделить несколько точек зрения — волюнтаризм и фатализм.
Волюнтаризм — (от лат. «voluntas» — «воля») направление в философии, которое признает волю человека высшей ценностью, основой развития общества и всего существующего. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека как «хозяина своей судьбы». Основоположниками данной идеи являются Ж. Ж.Руссо и И. Кант. Ж.Ж.Руссо утверждал, что основополагающий признак отличия человека от животного — это наличие силы воли и стремление к постоянному самосовершенствованию, что впоследствии приводит к развитию остальных способностей.
Фатализм — (от лат. «fatalis» — «определенный судьбой») философское учение, которое утверждает, что существует предопределённость всех событий в жизни человека и окружающем мире, те. вера в судьбу, рок. Фатализм исключает любую случайность, а также возможность свободного выбора. Все подчиняется некоторой всеобъемлющей могучей силе, которая воспринимается либо как сверхъестественная, божественная воля, либо изначальное устройство мира, представленная в виде непреложных вечных законов бытия. Так, например, в индийской философии и религии распространены такие понятия как «карма» (судьба) и «сансара» («колесо перерождений»).
Социальная природа свободы чётко выявляется в сопоставлении её с ответственностью.
В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия
Свобода и ответственность тесно связанны между собой, так как один из парадоксов (противоречий) нашей жизни заключается в том, что для того чтобы соблюсти свободу всех людей необходимо создать общие ограничения или другими словами, правила поведения. Человек, нарушающий правила несет ответственность за свои поступки.
Свобода порождает ответственность личности за принятое решение и поступки перед обществом и самим собой. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Ответственность — это осознанная готовность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.
Ответственность регулирует не только поведение отдельно взятого человека, но и общества в целом и не дает возможность рассматривать свободу как вседозволенность.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Ответственность — это чувство зависимости от чего-либо (закона, обстоятельств, других людей, животных и т.д.), которое является весомым основанием при принятии решения или совершении последующих действий. Ответственность подразделяется на большое количество видов, в зависимости от того, кто и перед чем или кем несет ответственность.
Виды ответственности
- Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная,
- Внутренняя (перед самим собой: чувство долга, справедливости и т.д.).
- Внешняя (перед руководством, окружающими людьми, законами государства).
- Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.
- Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
Ответственность и свобода | Преподавание американской истории
Нет учебных вопросов
Нет связанных ресурсов
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СВОБОДА
Чем комплекснее и разнообразнее общественный строй, тем больше ответственность и свобода личности. Его свобода тем больше, потому что чем многочисленнее действенные стимулы к действию и чем разнообразнее и надежнее способы, которыми он может реализовать свои способности. Его ответственность больше, потому что больше требований учитывать последствия его действий; и больше средств для того, чтобы донести до него признание последствий, которые затрагивают не только больше людей в отдельности, но и влияют на более отдаленные и скрытые социальные связи.
Ответственность. – Свобода и ответственность имеют относительно поверхностное и отрицательное значение и относительно положительное центральное значение. В своем внешнем аспекте ответственность
Положительная ответственность. – Таким образом, индивидуум осознает, какую долю в его поведении играет общество; и ему предоставляется возможность учитывать этот интерес при управлении своими желаниями и составлении планов.
Если он это делает, то он ответственный человек. Агент, который не принимает близко к сердцу заботу других о его поведении, будет отмечать свою ответственность только как зло, которому он подвергается, и будет принимать ее во внимание только для того, чтобы увидеть, как избежать или уклониться от нее. Но тот, чья точка зрения сочувствующая и разумная, признает справедливость общественного интереса к его выступлениям; и признает ценность для него инструкций, содержащихся в его утверждениях о его интересах. Такой отзывается, отвечает на выдвигаемые социальные требования; он не просто призван к ответу. Он считает себя ответственным за последствия своих действий; он не ждет, пока другие возложат на него ответственность. Когда общество ищет ответственных рабочих, учителей, врачей, оно имеет в виду не только тех, кого оно может призвать к ответу; это можно сделать в любом случае. Ей нужны мужчины и женщины, которые обычно формулируют свои цели после рассмотрения социальных последствий их реализации.Два чувства свободы. – В своем внешнем аспекте свобода негативна и формальна. Это означает свободу от подчинения воле и контролю других; освобождение от кабалы; освобождение от рабства; способность действовать, не подвергаясь прямым препятствиям или помехам со стороны других. Это означает чистую дорогу, расчищенную от препятствий, для действия. Это контрастирует с ограничениями заключенного, раба и крепостного, которые должны выполнять волю других.
Эффективная свобода. — Освобождение от ограничений и вмешательства в открытые действия — это лишь условие, хотя и абсолютно необходимое, эффективной свободы. Последнее требует (1) позитивного контроля над ресурсами, необходимыми для достижения целей, владения средствами для удовлетворения желаний; и (2) умственное оснащение с тренированными способностями к инициативе и размышлению, необходимыми для свободного предпочтения и для осмотрительных и дальновидных желаний. Свобода агента, лишь освобожденного от непосредственных внешних препятствий, формальна и пуста. Если у него нет ресурсов личного мастерства, он не владеет инструментами достижения, он неизбежно должен поддаваться выполнению указаний и идей других. Если он не обладает способностью к обдумыванию и изобретательности, он должен небрежно и поверхностно черпать свои идеи из внушений своего окружения и усваивать представления, которые внушают ему интересы какого-либо класса. Если у него нет способности к разумному самоконтролю, он будет в рабстве аппетита, в рабстве рутины, в плену монотонного круга образов, вытекающих из антилиберальных интересов, сломленных только дикими набегами на недозволенное.
Юридический и моральный. – Позитивная ответственность и свобода могут рассматриваться как моральные, а ответственность и освобождение – как правовые и политические. Конкретный человек в данное время обладает определенными обеспеченными ресурсами в исполнении и определенными сформировавшимися привычками желания и размышления. До сих пор он положительно свободен. Юридически сфера его деятельности может быть намного шире. Законы, господствующая совокупность правил, определяющих существующие институты, защищали бы его при осуществлении притязаний и полномочий, выходящих далеко за рамки тех, которые он действительно может предъявить. Он свободен от вмешательства в путешествия, чтение, прослушивание музыки, проведение научных исследований. Но если у него нет ни материальных средств, ни умственного развития, чтобы пользоваться этими законными возможностями, простое освобождение мало что значит или ничего не значит. Однако это создает моральное требование, чтобы практические ограничения, сковывающие его, были сняты; что должны быть предоставлены практические условия, которые позволят ему эффективно использовать формально открытые возможности.
Точно так же в любой данный момент обязательства, которым фактически подвергается индивидуум, далеки от ответственности, которой придерживаются более сознательные члены общества. Мораль индивидуума опережает сформулированную мораль или законность общества.Отношение правового к моральному. – Однако нелепо отделять правовую и идеальную стороны свободы друг от друга. Только когда люди несут ответственность, они становятся ответственными; даже добросовестный человек, хотя его требования к себе в некоторых отношениях превосходят те, которые были бы навязаны ему другими, все же нуждается в других отношениях, чтобы его бессознательная пристрастность и самонадеянность подкреплялись требованиями других. Ему нужно уравновесить свои суждения против капризности, узости или фанатизма, ссылаясь на здравомыслие общепринятых стандартов его времени. Только когда люди освобождаются от внешних препятствий, они осознают возможности и пробуждаются, чтобы требовать и стремиться получить более позитивную свободу.
Или, опять же, именно обладание наиболее привилегированными в обществе индивидуумами действительной свободой делать и пользоваться вещами, в отношении которых массы имеют лишь формальную и юридическую свободу, пробуждает чувство несправедливости и будоражит общественное мнение. общественного мнения и воли к таким реформам законодательства, управления и экономических условий, которые превратят пустую свободу менее привилегированных индивидов в конструктивную реальность.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Индивидуальные и социальные права и обязанности.
– То, что, взятое в целом или в совокупности, называется свободой, распадается в деталях на ряд специфических, конкретных способностей действовать определенным образом. Они называются правами . Любое право заключает в себе в тесном единстве индивидуальную и общественную стороны деятельности, на которых мы настаивали. Как способность осуществлять власть, она исходит от какого-то особого агента, какого-то индивидуума.
Соответствие прав и обязанностей. – Права и обязанности, таким образом, строго коррелированы. Это верно как в отношении их внешней занятости, так и в отношении их внутренней природы. Внешне человек обязан использовать свое право таким образом, чтобы не нарушать права других. Он может свободно ездить по дорогам общего пользования, но не превышая определенной скорости, и при условии, что он поворачивает направо или налево, как того требует общественный порядок. Он имеет право на землю, которую купил, но это владение подлежит государственной регистрации и налогообложению. Он может пользоваться своей собственностью, но не так, чтобы это угрожало другим или становилось помехой.
Классы прав и обязанностей. – Мы можем обсуждать свободу и ответственность по отношению к социальной организации, которая их обеспечивает и обеспечивает; или с точки зрения человека, который осуществляет и признает их. С последней точки зрения права удобно рассматривать как физические и ментальные: не то чтобы физическое и ментальное можно было разделить, а то, что акцент может делаться прежде всего на контроле над условиями, необходимыми для реализации идей и намерений, или на контроле над условиями, необходимыми для реализации идей и намерений. для реализации идей и намерений или при контроле условий, связанных с их личным формированием и выбором. С точки зрения общественного порядка права и обязанности являются гражданскими и политическими. Мы рассмотрим их в следующей главе в связи с организацией общества в государстве. Здесь мы рассматриваем права как присущие индивидууму в силу его принадлежности к обществу.
I. Физические права. – это права на свободное невредимое владение телом (права на жизнь и здоровье), освобождение от смертоносного нападения, нападения и побоев, а также от состояний, угрожающих здоровью в более неясных формах; и положительно, право на свободное передвижение тела, использование его членов для любых законных целей и право на беспрепятственное передвижение. Без освобождения в жизни нет безопасности, нет уверенности; только жизнь постоянного страха и неуверенности, потери конечностей, травм от других и смерти. Без определенной уверенности нет никаких шансов воплотить идеи в жизнь. Даже здоровый, крепкий и чрезвычайно защищенный человек живет рабом или заключенным. Право на контроль и использование физических условий жизни вступает тогда в силу в правах собственности, владении природными инструментами и материалами, которые необходимы для поддержания тела в надлежащем состоянии здоровья и для эффективного и компетентного использования личности. силы. Эти физические права на жизнь, тело и собственность настолько важны для всех достижений и способностей, что их часто называют «естественными правами». Они настолько фундаментальны для существования личности, что их незащищенность или нарушение представляют прямую угрозу общественному благополучию. Соответственно, борьба за человеческую свободу и человеческую ответственность была здесь более острой, чем когда-либо. Грубо говоря, история личной свободы — это история усилий, обеспечивших безопасность жизни и имущества и освободивших телесные движения от подчинения воле других.
Нерешенные проблемы: война и наказание. Хотя история отмечает большой прогресс, особенно за последние четыре или пять столетий, в том, что касается отрицательного аспекта свободы или освобождения от прямой и открытой тирании, многое остается незавершенным с положительной стороны. Именно в этой точке свободного физического контроля концентрируются все конфликты прав. Хотя ограничение войной права на жизнь можно привести как свидетельство того, что даже это право не является абсолютным, а социально обусловленным, тем не менее такое соответствие между индивидуальной деятельностью и общественным благополучием, которое требует подверженности разрушению как своей эта мера слишком напоминает племенную мораль, в которой дикарь проявляет свою социальную природу, участвуя в кровной мести, чтобы быть удовлетворительной. Социальная организация явно ущербна, когда ее составные части настолько противоречат друг другу, что требуют от индивидов их смерти как наилучшего служения обществу. Хотя можно сослаться на смертную казнь, чтобы подтвердить, как бы крупным шрифтом, тот факт, что даже право человека на жизнь зависит от общественного благосостояния, мораль действует иначе, подчеркивая неспособность общества социализировать своих членов и его склонность убирать нежелательные результаты из поля зрения и из виду, а не брать на себя ответственность за причины. То же ограничение наблюдается и в методах заключения, которые, хотя и считаются защитными, а не мстительными, лишь в немногих и спорадических случаях признают, что единственная надежная защита общества заключается в воспитании и исправлении индивидуального характера, а не в простой физической изоляции. в суровых условиях.
Безопасность жизни.– В цивилизованных странах отменены кровная месть, детоубийство, предание смерти экономически бесполезных и престарелых. Узаконено рабство, крепостничество, подчинение прав жены и ребенка воле мужа и отца. Но многие современные отрасли промышленности ведутся с расчетом больше на финансовую выгоду, чем на жизнь, и ежегодный список убитых, раненых и больных на фабриках и железных дорогах практически равен списку убитых и раненых в современной войне. Большинство этих несчастных случаев можно предотвратить. Готовность родителей, с одной стороны, и работодателей, с другой, в сочетании с равнодушием широкой публики делает детский труд эффективной заменой разоблачения детей и других методов детоубийства, практикуемых дикими племенами. Агитация за пенсии по старости показывает, что верного служения обществу на протяжении всей жизни еще недостаточно для обеспечения благополучной старости.
Благотворительность и бедность. Общество предоставляет помощь и меры по исправлению положения, ночлежки, приюты, больницы. Чрезвычайно бедные являются общественным бременем, поддерживаемым налогами, а также милостыней. Люди не должны умирать от голода или страдать без какого-либо облегчения или помощи от физических дефектов и болезней. Пока наблюдается рост позитивного обеспечения права на жизнь. Но сама необходимость столь масштабных исправительных мероприятий свидетельствует о серьезных недостатках более далекого прошлого. Это поднимает вопрос о социальной ответственности за причины такой массовой бедности и широко распространенной нищеты. В сочетании с праздностью и показухой перенасыщенных богачей это поднимает вопрос, насколько далеко мы продвинулись вперед по сравнению с варварством в органическом обеспечении эффективного, в отличие от формального, права на жизнь и передвижение. Трудно сказать, кроется ли более тяжкое обвинение в том, что столь многие уклоняются от своей доли необходимого общественного труда и тяжелого труда, или же в том факте, что многие, желающие работать, не могут этого сделать, не сталкиваясь с повторяющимися кризисами безработица и за исключением условий рабочего времени, гигиены, компенсации и домашних условий, которые снижают до низкого уровня позитивные права на жизнь. Социальный порядок защищает собственность тех, кто ею владеет; но, хотя исторические условия передали контроль над машинами производства в руки сравнительно небольшого числа лиц, общество мало обращает внимания на то, чтобы огромные массы людей получали даже ту небольшую собственность, которая необходима для обеспечения гарантированного, постоянного и надлежащего стимулирующие условия жизни. До тех пор, пока за всеми членами общества не будут обеспечены и навязаны право и обязанность работать в социально полезных профессиях с должным вознаграждением в виде социальных благ, права на жизнь и свободное передвижение вряд ли продвинутся далеко за пределы их нынешнего в значительной степени номинального состояния.
II. Права на умственную деятельность. Конечно, эти права тесно связаны с правами на физическое благополучие и активность. Последние не имели бы никакого значения, если бы они не служили целям и чувствам; в то время как жизнь ума вялая или отдаленная, скучная или абстрактная, за исключением тех случаев, когда она воздействует на физические условия и направляет их. Те, кто считает, что ограничения физических условий не имеют морального значения и их улучшение приносит в лучшем случае увеличение более менее материалистического комфорта, а не моральный прогресс, не замечают, что развитие конкретных целей и желаний зависит от этого. — так называемые внешние условия. Эти условия влияют на выполнение целей и желаний; и это влияние определяет дальнейшую остановку или рост потребностей и решений. Резкая и неоправданная противоположность духовного и материального в современной концепции нравственного действия приводит многих благонамеренных людей к черствости и безразличию к нравственным вопросам, связанным с физическим и экономическим прогрессом. Долгие часы чрезмерного физического труда в сочетании с нездоровыми условиями проживания и работы ограничивают рост умственной активности, в то время как праздность и чрезмерное физическое обладание и контроль извращают ум, точно так же, как эти причины изменяют внешние и явные действия.
Свобода мысли и привязанностей. Основными формами права на душевную жизнь являются свобода суждений и симпатия. Борьба за духовную свободу была такой же продолжительной и тяжелой, как и борьба за физическую свободу. Недоверие к интеллекту и любви как к факторам, присущим конкретным индивидуумам, было сильным даже у тех, кто самым энергичным образом провозглашал свою преданность им как абстрактным принципам. Неверие в чистоту разума, утверждение, что божественные принципы мышления и любви извращены и извращены в индивидууме, удерживали духовную власть и престиж в руках немногих, точно так же, как другие причины сделали материальные блага монополией мелкого сорт. Проистекающее из этого ограничение знаний и инструментов исследования удерживало массы там, где их слепота и тупость могли бы быть использованы в качестве еще одного доказательства их естественной неспособности к личному просвещению светом истины и к свободному направлению энергии нравственной теплоты. Однако постепенно свобода слова, свобода общения и общения, публичных собраний, свобода печати и распространения идей, свобода религиозных и интеллектуальных убеждений (обычно называемая свободой совести), вероисповедания и до некоторой степени право на образование, к духовному воспитанию, были достигнуты. В той мере, в какой индивид завоевывает эти свободы, общественный порядок получает свою главную защиту от взрывных изменений и прерывистых слепых действий и противодействий и овладевает методом поэтапной и неуклонной реконструкции. Свобода мысли и выражения, рассматриваемая как простое средство, является самым удачным средством, когда-либо найденным для примирения спокойствия с прогрессом, чтобы мир не приносился в жертву реформе, а улучшение — ради застойного консерватизма.
Право и обязанность на образование. – Именно благодаря образованию в его самом широком смысле право мысли и сочувствия становится действенным. Конечной ценностью всех институтов является их воспитательное влияние; они оцениваются с моральной точки зрения теми случаями, которые они предоставляют, и руководством, которое они дают для проявления предвидения, суждения, серьезности и глубины внимания. Семья; школа, церковь, искусство, особенно (сегодня) литература, питают чувства и воображение, в то время как школы передают информацию и прививают навыки в различных формах интеллектуальной техники. За последние сто лет право каждого человека на духовное саморазвитие и самообладание, а также заинтересованность общества в целом в том, чтобы каждый его член имел возможность для получения образования, признавались в государственных школах. со своей лестницей из детского сада через техникум в инженерно-профессиональное училище. Мужчины и женщины предоставили в свое распоряжение материалы и инструменты суждения; открыли им широкие пути науки, истории и искусства, ведущие в более широкую мировую культуру. До некоторой степени негативное освобождение от произвольных ограничений на веру и мышление развилось в позитивные способности интеллекта и чувств.
Ограничения из-за неадекватных экономических условий.— Свобода мысли в развитой конструктивной форме, однако, почти невозможна для масс людей, пока их экономические условия ненадежны, и их главная проблема состоит в том, чтобы не допустить волка к своим дверям. . Нехватка времени, обострение восприимчивости, слепая озабоченность машинами узкоспециализированных производств, сочетание апатии и беспокойства, вытекающие из жизни, поддерживаемой чуть выше уровня прожиточного минимума, неблагоприятны для интеллектуальной и эмоциональной культуры. Интеллектуальная трусость, обусловленная апатией, ленью и смутным пониманием, занимает место деспотизма как ограничение свободы мысли и слова. Неуверенность в надежности положения, в благополучии зависимой семьи, закрытие рта мужчин от выражения их честных убеждений и ослепление их разума для ясного восприятия неблагоприятных условий. Инструменты культуры — церкви, газеты, университеты, театры — сами по себе имеют экономические потребности, которые делают их зависимыми от тех, кто лучше всего может удовлетворить их нужды. Скопление бедности, с одной стороны, и культуры, с другой, так велико, что, по словам одного выдающегося экономиста, мы все еще задаемся вопросом, действительно ли невозможно, чтобы все в мире начинали с равных шансов возглавить культурное жизнь, свободная от боли бедности и застойных влияний жизни чрезмерного механического труда. Мы предоставляем бесплатные школы и принимаем законы об обязательном образовании, но активно и пассивно поощряем условия, которые ограничивают массу детей голыми зачатками духовного воспитания.
Ограничение образовательных влияний.— Духовные ресурсы являются практически таким же достоянием особого класса, несмотря на образовательный прогресс, как и материальные ресурсы. Этот факт воздействует на главные воспитательные органы — науку, искусство и религию. Знание в своих идеях, языке и призывах загоняется в угол; она сверхспециализирована, техническая и эзотерическая из-за своей изоляции. Отсутствие у него тесной связи с социальной практикой приводит к интенсивной и сложной перетренировке, которая увеличивает его собственную отдаленность. Только когда наука и философия сливаются с литературой, искусством успешного общения и живого общения, они действительно либеральны; и это подразумевает общество, которое уже интеллектуально и эмоционально взращено и живо. Само искусство, воплощение идей в социально заразных формах, становится в значительной степени развитием технического мастерства и знаком классовых различий. Религиозные эмоции, пробуждение идей и привязанностей путем признания их неисчерпаемого значения выделяются в особые культы, особые дни и особые упражнения, а обыденная жизнь остается относительно тяжелой и бесплодной.
Короче говоря, ограничения свободы как физических условий, так и ментальных ценностей жизни суть выражения одного и того же разрыва теории и практики,— который делает теорию отдаленной, бесплодной и технической, тогда как практика остается узкой , суровый, а также нелиберальный. И все же есть больше оснований для надежды на то, что так много сделано, чем для уныния, потому что умственная сила и служение все еще так ограничены и неразвиты. Смешение и взаимодействие классов и наций произошли совсем недавно. Следовательно, возможности для эффективной циркуляции сочувственных идей и разумных эмоций появились только недавно. Образование как общественный интерес и забота, применимая ко всем людям, существует едва ли более века; в то время как представлениям о богатстве и сложности способов, которыми оно должно касаться любого отдельного человека, едва ли исполнилось полвека. Поскольку общество более серьезно и всесторонне относится к своим воспитательным функциям, есть все основания ожидать более быстрого прогресса в будущем, чем в прошлом. Ибо образование наиболее эффективно, когда имеешь дело с незрелыми, с теми, кто еще не усвоил жестких и устойчивых направляющих форм взрослой жизни; в то время как для того, чтобы быть эффективно использованным, он должен выбирать и распространять то, что является общим и, следовательно, типичным в социальных ценностях, которые формируют его ресурсы, оставляя эксцентричное, пристрастное и исключительное постепенно исчезать. Некоторым щедрым душам восемнадцатого века пришла в голову мысль, что дело бесконечного совершенствования человечества и дело маленького ребенка неразрывно связаны друг с другом.
Как уживаются свобода и ответственность
Когда человек взрослеет, в его жизни появляется все больше личной ответственности. В то же время с этой ответственностью человек обретает и свободу.
Важно помнить, что мы живем не в черно-белом мире, иначе мы не были бы людьми. Когда кто-то учится взрослеть, он будет бороться со свободой и ответственностью.
Свобода и ответственность идут рука об руку
Ключом к взрослению является поиск баланса между свободой и ответственностью.
То же самое верно и для общества. Это правда, что мы, живущие в демократиях, имеем право говорить, что хотим, и жить так, как хотим. Но свобода — это нечто большее, чем свобода выбора автомобиля, в котором вы ездите, дома, в котором живете, или работы, которую выполняете.
Со свободой приходит ответственность
Свобода является одним из основных прав человека и важным компонентом человеческого достоинства. Это необходимое условие для того, чтобы иметь возможность делать то, что вы хотите, быть тем, кем вы хотите, выбирать то, что вы хотите, и думать, что вы хотите.
У свободы есть две стороны: свобода что-то делать и свобода что-то не делать. Обе стороны важны, потому что вместе они дают нам возможность выбирать, как мы хотим жить.
Свобода выбора позволяет нам решать, где жить, куда путешествовать, где работать, на ком жениться, сколько детей иметь (если есть) и принимать другие решения, влияющие на нашу жизнь. Мы вольны решать, какой образовательный или карьерный путь выбрать, и , посещать ли религиозные учреждения или участвовать в различных религиозных обрядах .
Свобода от дискриминации обеспечивает равные возможности для всех, независимо от расы, пола или сексуальной ориентации; это гарантирует, что в обществе не будет единой разрешенной культуры; он способствует терпимости к разным культурам и этническим группам среди людей, живущих в одной стране, но не разделяющих культурные различия в привычках образа жизни (например, мясоедение против вегетарианства).
Свобода и ответственность
Свобода — это состояние, в котором вы можете делать то, что хотите, но не то, что хотите, не будучи в состоянии ничего с этим поделать.
В либеральных демократиях вы пользуетесь своей свободой до тех пор, пока другим не причиняют вреда и нет государственных ограничений. Если ваши действия наносят вред другим или нарушают законы, вы можете лишиться свободы, отправившись в тюрьму. В этом случае вы больше не можете делать то, что хотите в течение определенного периода времени.
Вы также можете думать об этом так: свобода — это условие для вас быть тем, кем вы хотите быть, но не тем, кем вы хотите быть в любом контексте. Если кто-то делает что-то незаконное, потому что думает, что это сделает его счастливым и принесет удовлетворение, то он уже потерял способность принимать решения самостоятельно, потому что его решение противоречило бы закону. Это означает, что, принимая это решение, они на самом деле не пользовались своей свободой, потому что им мешал внешний фактор (закон).
Чем обязаны друг другу ответственность и свобода
Вы обязаны всем иметь право быть свободными. Вы имеете право нести ответственность за свои действия. Вы обязаны всем иметь право быть свободными от внешних сил, когда вы принимаете решения для своей человеческой жизни.
Все мы люди, а это значит, что у всех нас должны быть основные права и свободы — права, которые позволяют нам делать выбор и быть свободными от внешних сил, которые могут помешать этому выбору.
Единственный способ для людей жить как независимые мыслители (а не, скажем, роботы) — это наша способность делать выбор. Как только кто-то другой начинает принимать решения от вашего имени, он лишает вас свободы выбора.
Принятие свободы как должное
Свобода — это ценный товар, за который многие люди боролись годами. Это не следует принимать как должное, потому что в этом мире все еще есть люди, которые несвободны.
Мы наслаждаемся свободой во многих отношениях: мы можем идти, куда хотим, можем говорить то, что хотим сказать, и делать то, что хотим. Эти вещи могут показаться базовыми, но они не гарантированы для всех.
Опасность безответственности
Лидер, который не берет на себя социальную ответственность, может подвергнуть своих людей опасности.
Например, если вы работаете в компании, компания несет ответственность за вашу работу и ее результаты.
Если ваша работа ликвидируется, лицо, ответственное за это решение, должно быть готово ответить на некоторые важные вопросы о том, почему работа была ликвидирована, и какие шаги предпринимаются для обеспечения того, чтобы с оставшимися людьми обращались справедливо и уважительно.
В конце концов, если исполнительный директор или другой руководитель принимает неправильные решения, не привлекаясь к ответственности, эти решения могут повлиять на тех, кто зависит от их зарплаты.
Пределы политической свободы и подотчетности в условиях диктатуры.
При диктатуре диктатор может делать все, что захочет.
Военные могут игнорировать права граждан, выступающих против правительства. Граждане не могут свободно высказываться против своего лидера. Но никто не несет ответственности за свои действия.
Таким образом, ответственность может существовать только в обществе, где царит интеллектуальная свобода, и наоборот.
Общество без этих двух качеств будет в хаосе, так как люди будут действовать только из личных интересов, независимо от того, вредит ли это поведение другим (что обычно и бывает).
Пределы истинной свободы и ответственности в либеральных демократиях
Идея о том, что человеческая свобода и коллективная ответственность идут рука об руку, может быть здравым смыслом. Если у человека есть свобода, разве он не должен нести ответственность за то, как он ее использует? Однако мы должны взвесить то, что разумно.
Из истории человеческой природы мы знаем, что неконтролируемая личная свобода может привести к анархии и тем самым к разрушению общества. Например, были приняты законы против безнаказанных преступлений не только ради жертвы , но и ради преступника, который мог стать закоренелым преступником, если бы не был наказан.
Точно так же свободы ограничиваются для защиты других людей и групп, таких как дети, сообщества и даже правительства.
В западных обществах существуют законы, ограничивающие свободу слова, чтобы предотвратить оскорбления на расовой почве или подстрекательство к насилию в отношении других, а также защитить детей от непристойных материалов; законы, запрещающие полигамию, защищают женщин от эксплуатации; Законы, предписывающие вакцинацию, защищают людей от болезней и общества, сдерживая их распространение; законы, требующие от людей голосовать или платить налоги, служат общественному благу, гарантируя, что граждане участвуют в принятии решений или вносят финансовый вклад в государственные услуги, которыми они пользуются.
В либеральных демократиях ограничения свобод необходимы для обеспечения того, чтобы люди ответственно пользовались своими свободами, а также для содействия миру, порядку и надлежащему управлению в обществе, а политики несут гражданский долг и большую ответственность за обеспечение того, чтобы свобода некоторых людей не ограничивать чужую индивидуальную свободу.
Демократическое общество не может быть совершенным, если каждый не будет уважать свои моральные обязательства, но, похоже, это не в нашей человеческой природе.
Примеры гражданских свобод в демократических обществах
- Свобода слова . В условиях демократии люди должны иметь право человека на свободное выражение мнения. Это защищает демократическое принятие решений, гарантируя, что каждый может выражать свое мнение без цензуры. Это также помогает поддерживать подотчетность наших правительств и не позволяет им стать слишком могущественными и контролирующими. Однако, как упоминалось ранее, есть черта, которую нельзя пересекать.
- Индивидуальная свобода выбора . В демократиях люди сами выбирают, кто будет представлять их в парламенте. Любой, кто достиг определенного возраста, может иметь право голоса при избрании (это право называется избирательным правом). Люди, избранные гражданами, формируют правительство и принимают решения от их имени.
- Свобода собраний. Люди имеют право мирно собираться в группы, такие как политические партии или союзы, чтобы выступать за перемены или влиять на решения своего правительства.
- Свобода объединений . Это означает, что люди могут объединяться с другими для создания групп, представляющих их интересы, таких как религиозные организации, политические партии и профсоюзы.
- Равенство перед законом . Это означает, что все люди имеют доступ к правосудию без дискриминации и что каждый гражданин может рассчитывать на аналогичное обращение со стороны закона, если он или она оскорбит кого-либо или подаст жалобу.
Разница между правовой и моральной свободой
Независимо от того, являетесь ли вы частным лицом или компанией, мы все хотим быть свободными. В такой стране, как США, есть два вида свободы: юридическая и моральная.
- Юридическая свобода означает, что вы можете делать все, что хотите, в рамках закона. Ее также называют «негативной» свободой, потому что человек свободен только в том случае, если ему или ей не мешают в этом другие.
- Нравственная свобода — это возможность делать то, что хочется, не нарушая собственного морального кодекса или кодекса религиозного воспитания. Ее также называют «позитивной» свободой, потому что человек должен сказать «да», прежде чем действовать.
Разница между юридической и моральной свободой на первый взгляд может показаться тривиальной, но между ними есть важные отличия. В США или Соединенном Королевстве, например, совершенно законно взрослому мужчине жениться на взрослой женщине или наоборот. Однако брак с лицом того же пола может противоречить религиозным убеждениям человека; следовательно, для него или нее было бы морально недопустимо это делать.
То же самое относится и к ответственности
Юридическая ответственность и моральная ответственность — две разные вещи. Юридическая ответственность означает, что вы по закону обязаны что-то сделать или воздержаться от чего-то.
Например, если вы подписываете контракт, который требует от вас выполнения услуги для другой стороны, вы по закону обязаны выполнить эту задачу. Если в рассматриваемом договоре указано, что вы не можете раскрывать определенную информацию о другой стороне, вы несете юридическую ответственность за неразглашение этой информации.
Моральная ответственность, с другой стороны, это когда вы чувствуете, что у вас есть моральное обязательство делать или не делать что-то. Например, если вы чувствуете, что изменять супругу или супруге аморально, и предпринимаете действия, чтобы избежать этого, то на вас лежит моральная ответственность не изменять супругу.
Чтобы мы могли нести ответственность за свои действия, мы должны быть свободны от внешних сил; Однако со свободой воли приходит ответственность
Многие люди думают, что свобода воли и ответственность — две разные вещи. Однако на самом деле они связаны. Чтобы мы могли взять на себя ответственность за свою жизнь, мы также должны иметь чувство свободы.
Мы живем в мире, где личная свобода и личная ответственность часто рассматриваются как противоположности. Наша свобода ограничена, когда у нас есть ответственность, а наша ответственность ограничивает наши свободы. Но так не должно быть.
Вместо этого мы могли бы рассматривать свободу и ответственность как нечто взаимосвязанное. Чтобы увидеть, как давайте зададим себе вопрос: что значит быть свободным? Словарное определение «свободы» — это «способность или право действовать, говорить или думать, как вам заблагорассудится». Другими словами, это означает, что вы можете действовать без вмешательства других.
Теперь давайте зададим себе аналогичный вопрос: что для вас значит быть ответственным?
Согласно словарю, ответственность — это «состояние или факт наличия обязанности заботиться о чем-либо или наличия контроля над кем-либо». Простым способом, которым мы могли бы определить индивидуальную ответственность, является моральное обязательство.