что это такое, откуда произошло и как привить?
Не существует точного рецепта, как развить сильный характер. Но есть характеристики сильной личности: честность, порядочность, самоконтроль, уважение к окружающим. Все эти качества можно развивать, но без крепкой нравственной основы добиться внешнего успеха невозможно. Зачем обществу и личности нужна нравственность? Как вырастить в себе нравственное чувство и привить его ребенку? Как отличить нравственность от морали? Ответы – в статье.
Что такое нравственность?
Нравственность — это система внутренних правил, которые определяют способность думать, чувствовать, действовать в соответствии с моральными нормами и оценивать свои поступки с точки зрения добра и зла. Нравственные правила разных людей и разных сообществ сильно различаются, а иногда противоречат друг другу. Но сама по себе нравственность существовала до науки о ней, до этики, до юриспруденции. Нравственность абсолютна, она определяет внутренние духовные качества и не может меняться в зависимости от ситуации или человеческого сознания.
Понятие нравственность получило свое наименование от самобытного русского слова «нрав» – «характер», «страсть». В обиходе, литературном языке понятия нравственности и морали смешиваются или употребляются как синонимы. Что неудивительно, ведь этимологически данные категории означают одно и то же. Многие европейские языки обходятся только словами мораль или этика. Только в немецком языке есть существительное
Но многие авторы научных работ все же разделяют понятия.
Нравственность | Мораль |
---|---|
Категория, которая относится к состоянию души. | Относится к категории поступков, взаимодействия с окружающими. |
Ближе психологическому понятию «эмпатии», религиозному всепрощению, духовности. | Приближено к понятию «приличия», |
Идеальный внутренний эталон | Относится к той части нравственных законов, которые принимаются обществом на каждом этапе развития. |
Больше регулируется самоконтролем и внутренними запретами. | Предполагает внешний оценивающий элемент – сообщество, государство (суды, милиция), пресса |
Нравственность выше морали, а нравственный человек более глубок, сложен, чем моральный. |
Нравственность – общечеловеческое понятие, а само слово относится к числу расхожих и часто употребляемых. Но каждый трактует его по-своему. Возможно, дополнительную ясность придадут определения не только самой нравственности, но ее составляющих:
- Добронравие – скромное поведение, мягкость характера.
- Злонравие – озлобленность, признак скверного характера.
- Безнравственность – греховность и порок, отсутствие нравственных принципов.
- Нравственный выбор – выбор, совершенный человеком на основе совести и морально-этических норм.
- Нравственная культура личности – умение контролировать себя, поведение и эмоции в любых ситуациях, не нарушая права других людей.
- Нравственные отношения – отношения, построенные на любви, взаимном уважении, доверии, помощи, солидарности.
Пройти тест на тип личности
Тема нравственности одна из наиболее известных в религиозной и педагогической литературе, художественных произведениях, исторических и философских трактатах.
Истоки религиозно-нравственных норм.
Нравственные законы начали формироваться еще в первобытном обществе для того, чтобы противостоять животным инстинктам. Именно они отличали и отличают человека от остальных живых существ. Но биологические инстинкты оттачивались на генном уровне миллиарды лет. Нравственные нормы социального мира формируются на протяжении меньшего временного периода, так что между этими законами явное неравновесие.
В отличие от правовых норм нравственные нормы не защищаются на государственном уровне. Считается, что общество реагирует на отступление от нравственных норм устным или письменным неодобрением, осуждением, порицанием. Но общество точно так же может рекламировать отступление от моральных устоев. Поэтому единственным всемогущим и контролирующим институтом, который следит за соблюдением норм нравственности остается церковь.
В христианстве есть десять главных заповедей: не убий, не укради… Но в основе всех этих норм лежит «золотое правило нравственности»: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». По сути это универсальная формулировка отношения личности к себе через взаимоотношения с другими. Это морально-нравственное требование упоминалось еще в «Одиссее» Гомера, трудах Аристотеля. Правило упоминалось в энциклопедиях и философских трудах под различными названиями: суждение, высказывание, заповедь, мудрость. Золотой статус закрепился за ним в конце XVIII века.
Сегодня много говорят о неразрывной связи нравственности и жизнеспособности общества, а христианская религия на протяжении всей истории дает советы людям, как в этом обществе жить. Но 2 000 лет христианской практики доказали, что выполнять нравственные нормы и жить в социуме не удается никому.
Как привить нравственные ценности ребенку?
Каждый родитель стремится воспитать детей хорошими людьми, развить в них лучшие черты: доброту, искренность, порядочность, альтруизм. Список качеств можно продолжать долго, но все они закладываются в результате воспитания. Привить детям ценности бывает очень сложно. Большинство нравственных тем относятся к сложным и неоднозначным, поэтому говорить об этом нужно постоянно.
Спектр моральных проблем широк: от проблем с друзьями или учителями до поведения в соцсетях. Можно использовать разные виды деятельности, которые помогут привить ребенку правильные ценности:
1. Личный пример.
Психологи говорят, что дети не слышат, но видят и копируют. Поэтому привить ребенку что-то насильно или одними убеждениями невозможно. Если ребенок попадает в сложную ситуацию, он поступает точно так же, как поступает родитель. Поэтому самым действенный педагогический прием – личный пример родителей. Это то, чему можно научить детей без лишних разговоров.
2. Беседы вместо проповедей.
В школах планируют ввести уроки морального воспитания. Но педагоги считают, что беседу любящих и грамотных родителей не заменит ни одно государственное учреждение. Дети более восприимчивы к информации, полученной через обсуждение, а не через приказы или наставления. Поэтому в беседе нужно одновременно выступать авторитетом и другом, но нельзя допускать покровительственного тона.
3. Дискуссии вместо лекций.
Ребенок постоянно учится, воспринимает огромные объемы информации. Поэтому лучше всего запоминается то, что вызывает яркие эмоции. Умение начать и поддержать дискуссию на нужную тему, сделать обсуждение ярким, захватывающим – ценное умение родителя. Но не стоит говорить слишком много. Лучше подогревать интерес к теме короткими наводящими вопросами «Зачем» и «Почему?».
4. Совместные игры.
Обычная детская игра может стать не просто веселой забавой, но серьезной школой морали. В коллективной игре ребенку приходится общаться, сотрудничать, спорить, договариваться с другими игроками и тем самым учиться преодолевать свой эгоцентризм. Так постепенно в детях зарождается представление о справедливости, создаются моральные принципы, которые потом перерастают в нравственные ценности.
5. Чтение.
Книги учат и одновременно отвлекают от гаджетов. Для начала можно читать книги вслух, объяснять или обсуждать интересные места. Главное, выбрать истории по возрасту: сказки станут прекрасным примером в раннем возрасте, ведь там четко разделены границы добра и зла. В подростковом возрасте можно читать книги, где обсуждаются серые стороны морали. Но независимо от возраста нужно знать, что читает ребенок.
Педагоги и психологи рекомендуют разбирать этические вопросы на семейном совете и при этом наделять детей правом голоса. Каждый раз, когда дети рассуждают о несправедливости или нечестности, поддерживать эту тему.
Жизнь – нравственный процесс. Привитые с детства ценности помогают решать вопросы нравственного выбора: между великодушием или скупостью, смелостью или трусостью, сочувствием или злонравием. А еще – строить нравственные отношения: правильно расставлять приоритеты, вкладываться в отношения, принимать свои темные стороны, получать искреннюю заботу и понимание.
Выводы:
- Нравственные нормы – группа моральных норм, которые не защищаются силой государства.
- Какой у человека нрав, такая нравственность.
- Все уроки христианской истории являются уроками нравственности.
- Все религии провозглашают нравственные законы, но ни одна религия не приводит людей к их полному выполнению.
- Не имея прочной нравственной основы, невозможно добиться успеха.
Пройти тест на характер человека
Что такое «нравственность» в современном понимании?
Приветствую Вас, друзья!
Нравственность – это одна из главных характеристик личности. Она необходима человеку, чтобы сформировать сильный характер, развить в себе ответственность, порядочность, честность и самоконтроль. Разумеется, эти качества можно целенаправленно развивать, независимо от уровня нравственности. Но для достижения наилучших результатов крепкая основа необходима. Сегодня мы подробно разберём, что такое нравственность, какое значение она имеет в жизни и можно ли её развить.
Что такое нравственность?
Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.
При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали. В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки.
Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки.
Лучше понять, что такое нравственность, помогает происхождение слова. Оно образовано от русского слова «нрав». Этимология термина подчёркивает, что это нечто, идущее изнутри – от характера человека. Однако в разговорной речи нравственность часто отождествляется с моралью, которая подразумевает следование общепринятым нормам поведения.
Главные составляющие нравственности
В понятие нравственности обычно включают основные положительные качества личности: доброту, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее. Для каждого человека набор составляющих может отличаться. К примеру, христианин выше всего ставит 10 заповедей, продиктованных его верой. Представители других религий придерживаются собственных нравственных принципов.
Для многих людей наиболее желательные составляющие нравственности определяются их основным родом деятельности. К примеру, пожарный должен быть смелым и самоотверженным, правоохранитель – честным и принципиальным, а судья – порядочным и справедливым.
Кроме того, нравственность очень субъективна. Многие вещи, которые приемлемы для одних людей, другим кажутся абсолютно аморальными и безнравственными. Например, сторонники гедонизма считают, что каждый человек должен получать максимум удовольствия от жизни. Это противоречит принципам верующих людей, и они наверняка упрекнут гедониста в безнравственности.
Люди с консервативными взглядами крайне негативно относятся к гражданскому браку и иным проявлениям свободы в личных отношениях. При этом они смешивают понятия нравственности и морали, называя раскрепощенное поведение современной молодёжи аморальным только потому, что оно является неприемлемым с их личной точки зрения.
Как проявляется нравственность?
Про человека, который в своих поступках руководствуется нравственностью, обычно говорят, что он поступает по совести. То есть, одно из ключевых проявлений нравственности заключается в том, чтобы ответственно и справедливо относиться к окружающим, никак их не ущемляя ради собственной корысти.
Многие стараются поступать по совести из религиозных соображений, рассчитывая, что таким образом они спасают свою душу. Такой подход сложно назвать бескорыстным, а ведь бескорыстие – одно из главных проявлений нравственности. Тем не менее, именно религия для многих людей является основным стимулом к формированию правильных взглядов и идеалов.
С точки зрения эволюции нравственность – это один из важнейших механизмов, обеспечивших выживание и развитие человеческого рода. Это свойство отдельной личности, играющее огромную роль для всего общества. Именно нравственность мотивирует людей поддерживать друг друга, и если бы её не было, человечество искоренило бы само себя. Любые умышленные преступления совершаются безнравственными людьми. При этом для окружающих они вполне могут выглядеть высокоморальными личностями.
С учетом вышесказанного, благополучие каждого отдельно взятого общества и человечества в целом зависит от уровня нравственности людей. Мораль данную задачу решить не может, поскольку она подразумевает внешнюю оценку. Человек, руководствующийся моралью, всегда поступает так, чтобы окружающие оценили его поступок. Тот же, кто руководствуется нравственностью, не нуждается в чужих оценках, а сам оценивает собственные действия.
История зарождения нравственности
Считается, что первые проявления нравственности появлялись ещё у первобытных людей. Чтобы жить в социуме, они должны были противостоять собственным животным инстинктам. Тогда же формировалась и мораль, поскольку первым людям необходимо было вести себя так, чтобы добиваться одобрения и получать определенный статус в своем племени. Но если нормы морали вырабатывались совместно, и за их соблюдением следили, то нравственность была личным ориентиром каждого отдельно взятого человека.
В современном мире нравственные нормы также остаются личным делом каждого человека. Государство следит за соблюдением закона и наказывает преступников, общество порицает людей, отступающихся от норм морали. Но за нравственностью следить нужно самостоятельно. Единственным внешним институтом, поддерживающим нравственное поведение, является церковь. Но как мы выяснили выше, стремление быть «чистым» с точки зрения своей веры не всегда является достаточно бескорыстным.
Тем не менее, многие люди искренне стремятся придерживаться правил, продиктованных их религией. Так в христианстве присутствует 10 заповедей, предписывающих человеку нравственное поведение. Как и во многих других религиях, в христианстве действует так называемое «Золотое правило нравственности». Наиболее распространённая формулировка звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Этот принцип встречается и в философских трудах и во многих литературных произведениях.
Значение нравственности
Переоценить значение нравственности невозможно, поскольку это основополагающая черта личности, являющаяся фундаментом для формирования крепкого и сильного характера. Её наличие – это признак человека со здоровой психикой и высоким уровнем когнитивных способностей, который способен занять достойное место в обществе и жить в гармонии с окружающими. Нравственный человек, как правило, сам счастливее в личной жизни и делает счастливыми близких людей.
Нравственность помогает человеку находить разумный баланс между жертвенностью и эгоизмом. Нравственно-ориентированные личности, в отличие от эго-ориентированных, обладают более высоким уровнем гражданского сознания. Это гарантирует им возможность занять достойное место в социуме, поскольку обеспечивает комфортное сосуществование с другими людьми.
Как развить нравственность?
Исследования показывают, что нравственность формируется в детстве. Её основа закладывается уже к 7 годам, а к 16 она развивается полностью. Это не значит, что взрослый человек не может повлиять на своё нравственное развитие. Он вполне может совершенствоваться, прививать себе новые принципы и строго их придерживаться. Однако для него они будут уже скорее моральными, чем нравственными.
Развивать нравственность нужно в раннем возрасте, поэтому детям необходимо обеспечивать для этого соответствующие условия. Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.
Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы. Рассмотрим несколько правильных подходов, которые помогут развить нравственность у ребенка.
1. Личный пример
В практике психологов часто встречается ситуация, когда у человека имеется какая-то необъяснимая привычка, про которую он точно не может сказать, откуда она взялась. Это может быть необычный способ готовить определенное блюдо или странная последовательность действий во вполне привычных делах. Впоследствии часто выясняется, что эта привычка передалась человеку от родителей, но сам он об этом даже не знал.
Очень многие аспекты своего поведения дети перенимают у взрослых. И если вы хотите привить ребёнку нравственность, постарайтесь в его присутствии всегда вести себя подобающим образом. Это эффективный педагогический приём, обеспечивающий более надежный результат, чем любые убеждения и наказания.
2. Дружеская беседа
Дети негативно воспринимают любые нравоучения. Они могут соглашаться, но только для того, чтобы поскорее прекратить неприятный разговор, ведь для ребёнка любое моральное давление невыносимо. При этом дети очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, которую получают в ходе интересного дружеского разговора. Замените наставления и упрёки советами, и ребёнок станет слушать вас намного внимательнее.
3. Дискуссия с совместным поиском истины
Отличный способ обучения, обеспечивающий прочное запоминание информации – это самостоятельный поиск ответа или нахождение его в процессе дискуссии. Поэтому, если вы хотите привить ребёнку какую-то нравственную черту, постарайтесь сделать так, чтобы он сам понял её важность. Можно привести пример из жизни, подогреть его интерес наводящими вопросами.
4. Развивающие игры
Детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.
5. Чтение
Не только детские сказки, но и вполне взрослые литературные произведения показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.
Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.
Читайте также: как заставить себя читать?
Заключение
Нравственность – это одно из важнейших качеств человека, стремящегося к личностному совершенству. Она представляет собой набор безусловных ценностей, представляющих для этого человека абсолютные этические идеалы. И если он в состоянии придерживаться собственных идеалов и не нарушать своих же правил, его самооценка заметно повышается. А наличие самоуважения – один из важнейших факторов успеха в современном мире.
Что такое мораль | ИГИ Глобал
1.
Мораль эквивалентна добровольному сотрудничеству и может быть понята как поведение, обусловленное выполнением обязанностей (которые представляют собой бескорыстное руководство и неэгоистическую силу, обеспечивающую социальную сплоченность). Мораль является основой этого добродетельного поведения и, следовательно, связующим звеном общества. Например, моральный агент может быть мотивирован долгом или желанием максимизировать среднее или, возможно, минимальное благосостояние. И действительно, моральный агент может быть вдохновлен желанием обеспечить защиту определенных прав (в том числе важным желанием защитить окружающую среду). Узнайте больше в: Бурный мир, власть и этика
2.
Указывает, что следует делать, а что не следует делать. Таким образом, Мораль является частью этики, а моральное мышление является подмножеством этических суждений. Узнайте больше в: Преодоление фундаментального разрыва между теорией и практикой: парадигма эволюции деловой этики в деловое право
3.
Набор ценностей, идеалов и оценок, определяющих взгляды человека на то, что правильно и что неправильно, хорошо или плохо, желательно или нежелательно. Узнайте больше в: Согласованная мораль, семьи и общение о менструации: сайты для понимания морали
4.
Принципы о нормах поведения, которые должны регулировать взаимодействие акторов. Узнайте больше в: Основные принципы демократии и ее роль в глобальном развитии
5.
Мораль направляет поведение и действия человека и формируется обществом и его нормами, частью которых является человек. Узнайте больше в: Этика в исследованиях и преподавании: этика для ученых
Набор, возможно, субъективных принципов, приобретенных в результате практики, социального взаимодействия, самопознания. Узнайте больше в: Зритель-участник, исполняющий мораль в интерактивном сторителлинге в Bandersnatch
7.
Набор стандартов, который позволяет людям жить совместно в группах. Лица, которые идут против этих стандартов, могут считаться аморальными. Узнайте больше в: Защитники свободы
8.
Им называется группа верований и замыслов, господствующих в сознательной жизни человека, народа, социального класса и эпохи. Узнайте больше в: Оценка и значение деловой этики с точки зрения организационной культуры
9.
Применение этических норм. Узнайте больше в: Мораль сообщения о проблемах безопасности в авиации
10.
Набор личных принципов, которые позволяют человеку различать правильное и неправильное. Узнайте больше в: Подходы к коммерческой недвижимости и этические дилеммы в отношениях между заинтересованными сторонами
11.
Апелляция к фундаментальному совершенству поступка; Основная причина движения за свободное программное обеспечение. Узнайте больше в: Мораль и прагматизм в свободном программном обеспечении и открытом исходном коде
12.
Врожденное или последующее человеческое поведение и отношение. Узнайте больше в: Предшественники зеленого потребления
13.
База, которая укрепляет человека в его основных убеждениях и системах ценностей. Мораль связана с сообществом, традициями и тем, может ли человек признать Другого или коренится в индивидуализме. Узнайте больше в: Расизм в Соединенных Штатах: беспорядочные разговоры об исключительности, пассивности и о том, почему Америка еще не преодолела
14.
Заботьтесь о различии между добром и злом, правильным и неправильным, правильным и хорошим поведением. Узнайте больше в: Вера и политика на государственном уровне
15.
Соответствие признанному кодексу, доктрине или системе правил того, что правильно или неправильно, и вести себя соответственно. Узнайте больше в: Интеграция этики в управление: почему это важно?
16.
Принципы о нормах поведения, которые должны регулировать взаимодействие акторов. Узнайте больше в: Универсальность принципов прав человека
17.
Набор личных принципов, которые позволяют человеку различать правильное и неправильное. Узнайте больше в: Этика в бухгалтерском учете и финансах: актуальные вопросы и споры
18.
Предписания относительно правильного и неправильного поведения (Mann & Blunden, 2010). Узнайте больше в: Схема снижения рисков в краудфандинге австралийских университетов
19.
Набор правил и взглядов (что считается хорошим или плохим), передаваемых из поколения в поколение в рамках определенной культуры. Она включает индивидуальное нравственное сознание (чувства, разумное основание и цель), а также индивидуальную нравственную практику (т. е. поведение, основанное на индивидуальных ценностях). Узнайте больше в: Мотивация ответственного поведения российских МСП
20.
Определяется как то, что люди считают правильным и хорошим, и причины этого. Узнайте больше в: Этическое принятие решений в биомедицинских инженерных исследованиях
21.
Именно осознание индивидом ценностных положений составляет основу поведения индивида и формирует его поведение. Узнайте больше в: Историческое значение концепции деловой этики и оценки с точки зрения сотрудников в области человеческих ресурсов
22.
Он относится к принципам, касающимся правильного и неправильного или хорошего и плохого поведения. Это фрейм, который относится к добру или правильности в личной или общественной жизни. Узнайте больше в: Этика СМИ: оценка телевизионных новостей в контексте взаимоотношений СМИ и этики
23.
Особая система ценностей и принципов поведения, особенно разделяемая конкретным человеком или обществом. Узнайте больше в: Введение в веру в законодательных собраниях штатов: Америка как религиозное убежище
24.
Занимается благополучием как самого себя, так и других, благополучием себя и других. Узнайте больше в: Принятие предпринимательских этических решений: контекст и определяющие факторы
Найдите больше терминов и определений, используя наш поиск по словарю.
— Лексикон Айн Рэнд
Домашняя страница
Поиск ПоискЧто такое мораль или этика? Это кодекс ценностей, которым человек руководствуется при выборе и действия — выбор и действия, которые определяют цель и ход его жизнь. Этика как наука занимается выявлением и определением такого код.
Первый вопрос, на который необходимо ответить, как предварительное условие любой попытки определить, судить или принять какую-либо конкретную этическую систему, это: Почему человек нужен код значений?
Подчеркну. Первый вопрос не в том, какой именно код ценностей должен ли человек принять? Первый вопрос: нужны ли вообще человеку ценности и зачем?
«Объективистская этика»,
Добродетель эгоизма , 13
Этика на объективная, метафизическая необходимость выживания человека . . . .
Цитирую речь Галта: «Человека называли разумным существом, но рациональность — это вопрос выбора, и альтернатива, которую предлагает ему природа, есть: разумное существо или животное-самоубийца. Человек должен быть человеком — по выбору; он должен считать его жизнь ценностью — по выбору; он должен научиться поддерживать его — по своему выбору; он должен открыть для себя ценности, которых оно требует, и практиковать свои добродетели — по своему выбору. Кодекс ценностей, принятый по выбору, — это кодекс морали».
Стандарт ценности объективистской этики — стандарт, по которому судит о том, что хорошо и что дурно, — это человеческая жизнь , или: то, что требуется для выживание человека qua человека.
Поскольку разум является основным средством выживания человека, то, что свойственно жизни разумного существа есть добро; то, что отрицает, противостоит или разрушает его, есть зло. Поскольку все, что нужно человеку, должно быть открыто его собственным умом и созданный его собственными усилиями, два основных элемента метода выживания в собственном смысле слова. к разумному существу относятся: мышление и продуктивный труд.
«Объективистская этика»,
Добродетель эгоизма , 23
Человек должен выбирать свои действия, ценности и цели по стандарту того, что присуще человеку — для достижения, поддержания, осуществления и наслаждения этим высшим ценность, ту цель в себе, которая есть его собственная жизнь.
«Объективистская этика»,
Добродетель эгоизма , 25
Жизнь или смерть — единственная принципиальная альтернатива человека. Жить — его основной акт выбора. Если он решит жить, рациональная этика подскажет ему, что принципы действия необходимы для осуществления его выбора. если он не выбери жизнь, природа возьмет свое.
«Причинность против долга»,
Философия: кому это нужно , 99
Цель морали — научить вас не страдать и умирать, а наслаждаться себя и живи.
Речь Галта,
Для нового интеллектуала , 123
Отмести тех паразитов дотационных классов, которые живут на прибыль чужого ума и провозгласить, что человеку не нужна ни мораль, ни ценности, ни кодекс поведения. Они, выдающие себя за ученых и утверждающие, что человек есть только животное, не допускайте включения его в закон существования, который они предоставили низшее из насекомых. Они признают, что у каждого живого вида есть способ выживания, которого требует ее природа, они не утверждают, что рыба может жить вне воду или что собака может жить без обоняния, но человек, утверждают они, самое сложное из существ, человек может выжить любым способом, человек не имеет личности, никакой природы, и нет никакой практической причины, по которой он не мог бы жить с его средства выживания уничтожены, его разум задушен и помещен в распоряжение любыми заказами они могли бы выдать.
Отбросьте в сторону тех охваченных ненавистью мистиков, которые изображают из себя друзей человечества и проповедовать, что высшая добродетель, которую может практиковать человек, состоит в том, чтобы считать свою жизнь неважно. Говорят ли вам, что цель морали состоит в том, чтобы обуздать человеческую инстинкт самосохранения? Именно в целях самосохранения человеку нужен моральный кодекс. Единственный человек, который хочет быть нравственным, это человек кто хочет жить.
Речь Галта,
Для нового интеллектуала , 123
Если бы я говорил на вашем языке, я бы сказал, что единственная нравственная заповедь: подумай. Но «моральная заповедь» есть противоречие с точки зрения. Мораль выбирают, а не навязывают; понятое, а не повиновался. Мораль рациональна, а разум не принимает заповедей.
Моя мораль, мораль разума содержится в одной аксиоме: существование существует — и в единственном выборе: жить. Остальное исходит из них. Жить, человек должен считать три вещи высшими и руководящими ценностями своей жизни: Причина — Цель — Самоуважение. Разум, как его единственный инструмент познания — Цель, как его выбор счастья, к которому должен приступить этот инструмент достижения — самоуважение, как его нерушимая уверенность в том, что его ум способен мыслит и человек его достоин счастья, а значит: достоин жизни. Эти три ценности подразумевают и требуют всех добродетелей человека, и все его добродетели относятся к отношению существования и сознания: рациональность, независимость, принципиальность, честность, справедливость, продуктивность, гордость.
Речь Галта,
Для нового интеллектуала , 128
Вы, болтающие о том, что мораль социальна и что человеку не нужна мораль на необитаемый остров — именно на необитаемом острове он больше всего нуждался бы в этом. Позволь ему попробуй заявить, когда за это не заплатят жертвы, что камень — это дом, что песок — это одежда, что пища будет падать ему в рот без причины или усилие, что завтра он соберет урожай, съев семена своего запаса сегодня — и действительность сотрет его, как он того заслуживает; реальность покажет ему что жизнь — это ценность, которую можно купить, и что мысли — единственная благородная монета. достаточно, чтобы купить его.
Речь Галта,
Для нового интеллектуала , 127
Моральный кодекс — это система телеологических измерений, которая оценивает выбор и действия, открытые человеку, в зависимости от степени, в которой они достигают или нарушать стандарты ценности кода. Эталон – это конец, к которому стремится человек. действия являются средством.
Моральный кодекс представляет собой набор абстрактных принципов; чтобы практиковать это, человек должен перевести его в соответствующие конкретики — он должен выбрать конкретное цели и ценности, которые он должен преследовать. Это требует, чтобы он определил свою конкретной иерархии ценностей в порядке их важности, и что он Действуй соответственно.
«Концепции сознания»,
Введение в объективистскую эпистемологию , 33
Нравственность относится только к сфере свободы воли человека — только к тем действиям которые открыты для его выбора.
Playboy Интервью: Айн Рэнд
Playboy , март 1964 г.
Грех без воли есть пощечина нравственности и наглое противоречие в термины: то, что находится за пределами возможности выбора, находится за пределами области морали. Если человек зол от рождения, у него нет ни воли, ни силы изменить это; если у него нет воли, он не может быть ни добрым, ни злым; робот аморален. Держать, как грех человека, факт, не подлежащий его выбору, есть насмешка над нравственностью.
Речь Галта,
Для нового интеллектуала , 136
Несмотря на всю их иррациональность, непоследовательность, лицемерие и уклончивости, большинство мужчин не будут действовать в крупных вопросах без чувства будучи морально правы и не будут выступать против морали, которую они приняли. Они сломают, обманут, но противиться не будут; и когда они нарушают его, они берут вину на себя. Сила морали – это величайшая из всех интеллектуальных сил — и трагедия человечества заключается в том, что порочный моральный кодекс, принятый людьми, уничтожает их посредством лучшее внутри них.
«Вера и сила: разрушители современного мира»,
Философия: кому это нужно , 67
Copyright © 1986, Гарри Бинсвангер. Авторские права на введение © 1986 Леонарда Пейкоффа. Все права защищены. За информацией обращайтесь в New American Library.
Отрывки из книги «Зловещие параллели » Леонарда Пейкоффа. Copyright © 1982 Леонард Пейкофф. Перепечатано с разрешения Издательство Штейн и Дэй. Выдержки из Романтический манифест , Айн Рэнд. Copyright © 1971, The Objectivist . Перепечатано с разрешения Harper & Row, Publishers, Inc. Выдержки из Атлас расправил плечи , авторские права © 1957, Айн Рэнд, The Fountainhead , авторские права принадлежат Айн Рэнд, 1943, и . New Intellectual , авторское право © 1961 Айн Рэнд. Перепечатано разрешение поместья Айн Рэнд. Выдержки из Философия: Кто Needs It Айн Рэнд.