Что является предметом психологии как науки: Психология — Википедия – Тема 1.1. Психология как наука

Предмет, объекты, задачи и базовые отрасли психологии как науки


План:

1. Предмет психологии

2. Объект психологии

3. Задачи психологии

4. базовые отрасли психологии

 

1.Предметом психологии являются:психика и психические явления, механизмы и закономерности психики как специфической формы отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

(по Маклакову)

По мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, воля. «Предмет психологии должен быть решительно ограничен. Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм. Другие науки не менее психологии имеют право на их изучение. Претензии психологии оправданы лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психической жизни в целом: что именно эта функция оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому практически подчинены этой функции».

К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления. Это очень общее определение предмета психологии при его конкретизации не противоречит выше указанному подходу.

2.Объектом психологии выступают:человек не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей и другие высокоорганизованные животные (зоопсихология)

3.Задачи психологии.Основной задачей психологии

 как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

1) изучение механизмов психических явлений и процессов;

2) анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

4.Базовые отрасли психологии. Все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные)

Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология – отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основными понятиями общей психологии являются:психические процессы;психические свойства;психические состояния.

Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления, например:

педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;

возрастная психология изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости, в связи с чем делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости

дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий;

социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы, психологические характеристики самих групп, социально-психологическую совместимость людей;

политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т. п.;

психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом;

медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии;

юридическая психология изучает психологические особенности участников уголовного процесса, а также психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. ( По учебнику Маклакова)

1. Предмет, объект, задачи и методы психологии

Лекция 1. Психология как наука и практика

Психология[3] изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Особенности психологии:

¦ психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

¦ психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г., когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов. Все это обеспечило возможность формирования мировой организационной структуры психологической науки;

¦ психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:

¦ душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

¦ в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

¦ в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

¦ согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

¦ процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;

¦ личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.

Тест по теме «Тест с ответами по предмету педагогика и психология»

238 вопросов

Показать Скрыть правильные ответы

Вопрос:

Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом изучения в:

Варианты ответа:

  1. когнитивной психологии
  2. гештальтпсихологии
  3. бихевиоризме
  4. отечественной психологии

Вопрос:

Основной задачей психологии является:

Варианты ответа:

  1. коррекция социальных норм поведения
  2. изучение законов психической деятельности
  3. разработка проблем истории психологии
  4. совершенствование методов исследования

Вопрос:

К психическим процессам относится:

Варианты ответа:

  1. темперамент
  2. характер
  3. ощущение
  4. способности

Вопрос:

Одним из принципов отечественной психологии является принцип:

Варианты ответа:

  1. учёта возрастных особенностей человека
  2. единства мышления и интуиции
  3. единства сознания и деятельности
  4. научения

Вопрос:

Специфической характеристикой тестирования является:

Варианты ответа:

  1. индивидуальный подход в подборе заданий
  2. глубина полученных результатов процедуры
  3. субъективность полученных результатов
  4. стандартизация процедуры

Тема №13787 Ответы к тесту по психологии Предмет, основные категории и структ

Тема №13787


1.    Предметом психологической науки является:
а) человек
б) душа человека
в) сознание 
г) черты характера
+д) психика

2.    Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом изучения в 
а) когнитивной психологии
б) гештальтпсихологии
в) бихевиоризме
+г) отечественной психологии

3.    Предметом педагогики как науки является… 
+1) целенаправленно организуемый педагогический процесс
2) развитие личности
3) профессиональная педагогическая деятельность
4) образовательные системы

4.    Предметом педагогической науки является:
1) закономерности развития ребенка и пути его воспитания
2) процесс воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения
3) воспитание человека
+4) образования как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

5.    В буквальном смысле термин «педагогика» переводится:
1) воспитание
+2) детовождение
3) сопровождение
4) обучение

6.    В буквальном смысле термин «психология» переводится:
1) наука о психике
+2) знание о душе
3) душа
4) внутренний мир

7.    Дополните предложение:
Объектом психологии и  педагогики как наук является человек.

8.    Дополните предложение:
Предметом педагогики как науки является образование.

9.    Дополните предложение:
Предметом психологии как науки является психика.

10.    Дополните предложение:
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики.

1.    Самым широким понятием в психологии является
а) сознание, 
+б) психика
в) бессознательное
г) самосознание

2.    Свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении мира, называется:
а) душа
+б) психика
в) сознание
г) внутренний мир

3.    Дополните предложение:
Свойство, высокоорганизованной живой материи заключающееся в активном субъективном отражении человеком объективного мира, называется _____________.

4.    Свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном ____________ мира – это психика.
а) анализе
б) отражении
в) восприятии
г) воззрении

5.    Наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека называются:
а) психическими образованиями
б) психическими процессами
+в) психическими свойствами
г) психическими состояниями

6.    Определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени называется:
а) эмоциональными процессами
б) психическими процессами
в) психическими свойствами
г) психическими состояниями
д) жизненным опытом

7.    Психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений называются:
а) психическими процессами
б) психическими свойствами
в) психическими состояниями
+г) психическими образованиями

8.    Психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности (имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец), называются:
+а) психическими процессами
б) психическими свойствами
в) психическими состояниями
г) психическими образованиями

9.    К психическим процессам относятся: 
1) темперамент, характер, способности, направленность
2) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность
+3) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля
4) знания, умения, навыки

10.    К психическим свойствам относятся: 
+1) темперамент, характер, способности, направленность
2) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность
3) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля
4) знания, умения, навыки

11.    К психическим состояниям относятся: 
1) темперамент, характер, способности, направленность
+2) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность
3) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля
4) знания, умения, навыки

12.    К психическим образованиям относятся: 
1) темперамент, характер, способности, направленность
2) усталость, сосредоточенность, бодрость, мобилизованность
3) ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, воля
+4) знания, умения, навыки

1.    Основной задачей психологической науки является:
+а) изучение законов психической деятельности
б) разработка проблем истории психологии
в) коррекция социальных норм поведения
г) совершенствование методов исследования

(выбрать несколько вариантов ответа)
2.    В задачи психологии как науки входят: 
а) изучение воспитания как фактора духовного развития людей 
б) оказание психологической помощи
+в) изучение закономерностей развития психики и её особенностей в различные возрастные периоды
г) получение знания об индивидуальности конкретного человека
+д) выработка рекомендаций людям по повышению их стрессоустойчивости и психологической надёжности
е) исследование человеческой природы
+ж) изучение психологических особенностей различных видов человеческой деятельности
+з) изучение зависимости человеческого поведения от биологических, психологических и социальных факторов.

1.    Психология как особая научная дисциплина зародилась в рамках:
а) естественных наук
б) педагогики
в) социологии
+г) философии

2.    Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания
+1) в XIX в.
2) в XX в
3) в XVIII в.
4) в XVI в.

3.    Установите соответствие между этапами становления и развития психологии как самостоятельной науки:
1. IV-V вв. до н.э. – 60-е гг. XIX в. Г
2. середина XVII в. – середина XIX в. А
3. 60-е гг. XIX – 10-е гг. XX в. Б
4. 10–30-е гг. XX в. В
А) формирование психологического знания в рамках других научных дисциплин 
Б) формирование первых парадигм 
В) кризис психологии 
Г) учение о душе

4.    Установите соответствие между этапами исторического развития представлений о психологической науке:
1. IV в. до н.э. –XVI в н.э. Б
2. середина XVII в. – конец XIX в. А
3. 10–30-е гг. XX в. Г
4. c середины XX в. В
А) развитие психологии как науки о сознании 
Б) развитие психологии как науки о душе 
В) развитие психологической науки в рамках различных научных направлений
Г) кризис психологии 

5.    Основы рефлекторной теории психики заложили работы… 
+1) Р.Декарта, И.М. Сеченова
2) Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна
3) Аристотеля, Гиппократа, Платона
4) З.Фрейда, А. Маслоу¸ К. Юнга

6.    Одним из принципов отечественной психологии является принцип
1) учёта возрастных особенностей человека
2) единства мышления и интуиции
+3) единства сознания и деятельности
4) научения

7.    Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды: 
1) психоанализ
2) гуманистическая психология
3) психология сознания 
+4) бихевиоризм

8.    Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом
1) гуманистическая психология
+2) глубинная психология (психоанализ)
3) ассоциативная психология
4) когнитивная психология

9.    Отечественный психолог Л.С. Выготский является автором:
1) стратометрической концепции
+2) культурно-исторической концепции психического развития
3) деятельностной концепции
4) концепции поэтапного формирования умственных действий

10.    Психологией деятельности активно занимался
1) Э. Кречмер
2) З. Фрейд
3) В.М. Бехтерев
+4) А.Н. Леонтьев

11.    Одним из основателей советской психологии является
1) Р.С. Немов
+2) Л.С. Выготский 
3) А.В. Петровский
4) И.М. Сеченов

12.    В. Вунд является первым кто создал 
1) психокоррекционный центр
2) концепцию бессознательного
+3) психологическую лабораторию 
4) теорию рефлекса

13.    Основоположником направления психологии, считающего источником активности личности неосознаваемые влечения и инстинкты, является:
1) З. Фрейд
2) К. Левин
3) Дж. Уотсон
4) И.М. Сеченов

14.    Направление в психологии, отрицающее сознание и сводящее психику к различным формам поведения называется
1) психоанализ
2) гештальт-психология 
3) структурализм
+4) бихевиоризм

15.    То содержание психики, которое ни при каких условиях не может выйти в сферу сознания, З.Фрейд назвал 
1) вытесненным 
+2) бессознательным 
3) сопротивляющимся 
4) предсознанием 


16.    Предметом изучения бихевиористов является:
а) бессознательное
б) полноценная личность
+в) поведение
г) познавательные процессы

17.    Дополните предложение: 
Предметом изучения бихевиористов является (поведение)

18.    Согласно теории бихевиористов, основной движущей силой развития и формирования психики человека является:
а) стремление к самоактуализации
б) образование и разрушение «гештальтов»
в) удовлетворение бессознательных мотивов
г) развитие познавательных процессов
+д) внешние (средовые) стимулы, которые вызывают соответствующие поведенческие реакции (S→R) 

19.    Психологическое направление, исследовавшее психические функции человека как целостные структуры:
а) психоанализ
б) когнитивная психология
в) гуманистическая психология
+г) гельштатпсихология

20.    Предметом изучения гельштатпсихологии является:
1) бессознательное
2) поведение
3) познавательные процессы
4) целостные структуры психики

21.    Под понятием «гельштат» в психологии понимается
+1) целостные образы психики
2) структура сознания
3) отдельные элементы сознания
4) целостная личность

22.    Дополните предложение
Целостный образ, свойства которого не являются суммой свойств его частей, называется (гештальт).

23.    Психологическое направление, придающее решающее значение в психическом развитии бессознательным инстинктам:
+а) психоанализ
б) когнитивная психология
в) гуманистическая психология
г) гельштатпсихология

24.    Направление в психологии, считающее, что поведение человека определяется не только и не сколько сознанием, а скорее бессознательным:
+а) психоанализ
б) когнитивная психология
в) гуманистическая психология
г) гельштатпсихология

25.    Предметом изучения сторонников психоаналитического подхода является:
+а) бессознательное
б) полноценная личность
в) поведение
г) познавательные процессы

26.    Согласно концепции К.Юнга врожденным, наследственным приобретением личности является:
+а) коллективное бессознательное
б) индивидуальное бессознательное
в) душа человека
г) бессознательные примитивные инстинкты

27.    Согласно теории психоаналитического подхода (психоанализа) основной движущей силой развития и формирования психики человека является:
а) стремление к самоактуализации
б) образование и разрушение «гештальтов»
+в) удовлетворение бессознательных мотивов
г) внешние (средовые) стимулы, которые вызывают соответствующие поведенческие реакции (S→R) 

28.    Психологическое направление считающее, что в основе изучения психики должны рассматриваться люди – здоровые, изначально добрые, в крайнем случае нейтральные, которые стремятся самореализоваться:
а) психоанализ
б) когнитивная психология
+в) гуманистическая психология
г) гельштатпсихология

29.    Предметом изучения для сторонников гуманистического подхода в психологии является:
а) бессознательное
+б) полноценная личность
в) поведение
г) познавательные процессы

30.    Предметом изучения гуманистической психологии является:
а) гуманистическая направленность личности
+б) самоактуализация личности
в) полноценная личность, стремящаяся к самоактуализации
г) иерархия потребностей личности

31.    Согласно теории гуманистической психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является:
+а) стремление к самоактуализации
б) образование и разрушение «гештальтов»
в) удовлетворение бессознательных мотивов
г) развитие познавательных процессов

32.    Психологическое направление, рассматривающее психику как систему, предназначенную для переработки информации
+а) когнитивная психология
б) гуманистическая психология
в) гельштатпсихология
г) бихевиоризм

33.    Предмет изучения для сторонников когнитивной психологии — это:
а) полноценная личность
б) поведение
+в) познавательные процессы
г) целостные структуры психики

34.    Согласно теории когнитивного подхода в психологии основной движущей силой развития и формирования психики человека является:
а) стремление к самоактуализации
б) образование и разрушение «гештальтов»
в) удовлетворение бессознательных мотивов
+г) развитие познавательных процессов

35.    Установите соответствие:
Направление психологии:    Предмет изучение::
1) Бихевиоризм Г    А) познавательные процессы
2) Гельштатпсихология В    Б) бессознательное
3) Психоанализ Б    В) целостные структуры психики
4) Гуманистическая психология Д    Г) поведение
5) Когнитивная психология А    Д) полноценная личность

36.    Установите соответствие
Направление психологии:    Основатель:
1) Психоанализ Д    А) М. Вертгеймер
2) Гельштатпсихология А    Б) А. Маслоу
3) Когнитивная психология Г    В) Д. Уотсон
4) Бихевиоризм В    Г) У. Найссер
5) Гуманистическая психология Б    Д) З. Фрейд
 

Предмет, задачи и методы психологии Общее представление о психологии как науки

«Психология» Петровский А.В. 2005

«Введение в общую психологию» Гиппенрейтер Ю.Б.

«Психология» Немов Р.С. учебник в трёх книгах, нужна первая.

Психология (psyche – душа, logos – наука) – наука, изучающая душу человека.

Психология – наука, изучающая наделённого психикой субъекта

Психология – психическая душевная жизнь. Она сама обозначает психическую реальность, внутренний мир человека. Здесь психология представляет собой совокупность типичных для конкретного человека предпочтений, установок.

Психология – совокупность неких внутренних особенностей отдельного субъекта.

Особенности психологии как науки:

1. Психологии должно быть отведено отдельное место.

Считается, что психология – это наука о самом сложном. Психология нечто неуловимое.

2. В психологии сливаются объект и субъект познания – человек изучает сам себя.

3. Психология поставляет уникальный практический материал. Считается, что познать чем-то, это означает овладеть чем-то. Психология накапливает факты, описывающие закономерности нашего внутреннего мира и эти знания помогаю нам поменять самих себя. Это наука конструирующая. Помогающая менять себя и своих окружающих.

Психологию нельзя отнести ни к техническим, ни к естественным, ни к гуманитарным наукам. Психологически знания используются как в гуманитарных науках, так и в естественных.

Возникает вопрос, зачем нужна психологическая наука, ведь в нашем возрасте каждый человек обладает уже достаточным знанием психологических процессов. Но всё же житейская психология (совокупность знаний, которые мы получаем в жизни) и научная психология имеют отличие:

1. Житейская психология накапливает знание в круге жизненных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся. Научные же знания обобщены. Научные знания лаконичны, чётки и универсальны.

2. Житейская психология носит интуитивный характер – знания накапливаются интуитивно, познаем мы других людей интуитивно, не ставя конкретных задач и не формализируя их. При этом научные психологические знания вполне осознанны. Для их получения формулируются гипотезы, проводят эксперименты.

3. Способ передачи знаний. Житейские знания передаются с трудом – в виде советов. В науке всё сформулированное передаётся легко, так как это всё написано и накоплено, в любой жизненной ситуации можно обратиться к этим источникам.

4. Способ получения знаний. Каждый человек накапливает психические знания интуитивно и накапливая большой запас их из своей жизни. В научной психологии основным методом является эксперимент. Он помогает получить абсолютно точные психологические знания.

5. Научная психология обладает обширным материалом, совершенно недоступным одному человеку.

Объект и предмет психологии

Объект научного познания – та сфера, где ведётся поиск. Психология в большинстве своём изучает человека.

Предмет – психика, причём не только человека. Но и животных.

Психика представляет собой сумму различных психических явлений и проявлений.

Психика

Психические явления

Психические процессы

Психическое состояние

Психические свойства

Познание

Эмоционально-волевые

Психические процессы – это первичные регуляторы поведения человека. Они имеют своё начало, течение и конец. Мы постоянно в контакте с реальностью, которая нас окружает, при этом любой контакт с реальностью имеет для нас определённую эмоциональную окраску. В процессе любого познания человек переживает определённое эмоционально состояние. Здесь психологические процессы связаны и влекут за собой психические состояния.

Психические состояния – это состояние психики в целом, которые имеют свою динамику, но характеризуются большей длительностью; имеют свою направленность, устойчивость и интенсивность. К ним можно отнести состояние тревожности, бодрость, сон, уныние, прострацию, стресс.

Психические свойства личности – это класс психических явлений, который характеризуется наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определённый количественный и качественный уровень деятельности и поведение человека. К ним относят темперамент, направленность, способность человека.

Свойства определяют уникальность, неповторимость каждого человека. Они делают человека непохожим ни на кого другого.

Психология имеет дело не только с психическими явлениями, но она изучает и групповые субъекты (группы) и все эти психические явления бывают и групповые. Психология изучает групповые психические состояния: конфликт, сплочённость, паника. Она изучает и свойства: эффективность деятельности, стили руководства и т.д.

На современном этапе психология ставит перед собой следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и закономерности различных психических процессов и явлений (дать им полную характеристику и описать, по каким законам меняются)

2. Выявить пути и средства оптимизации деятельности человека, её более рационального планирования и организации.

Развитие представлений о предмете психологии

К психике обратились сравнительно недавно – в конце первой половины 20 века.

Этапы развития психологической науки:

1. Донаучный этап (4 век до нашей эры – 16 век нашей эры). На этом этапе предметом исследования являлась душа, изучали различные душевные явления. Но понятие душа так и не было определено. К душевным относили все процессы, происходящие в организме. Основное достижение – в этот период было заложено два подхода понимания душевных явлений: идеалистические (объяснял происхождение нематериальных явлений) и материалистический (все идеальные процессы являются производными от материи).

2. 17 – начало 20 века. На этом этапе предметом изучения исследований появился уже достаточно весомый инструмент. Исследователи обратились к процессу самонаблюдения (где доступен самоотчёт). Они фиксировали ощущения, эмоции, связанные с особым фактом происходящим с человеком. Сам метод привёл к тому, что этот метод очень быстро закончился, т.к. полученная информация была противоречива. На этапе появляется интроспекция – метод самонаблюдения.

3. Начало 20 века – наши дни. На этом этапе предметом психологии стало поведение. Исследователи стали назваться бихевиалистами, они первые провозгласили тезис о том, что сознание не может быть предметом научного исследования, так его невозможно измерить и сопоставить. Оно до сих пор развивается. Но с 30-х годов стали появляться и другие методы. Предмет психологии претерпел изменение. Стали использовать метод эксперимента.

Метод психологии

Метод

Основные Дополнительные

Эксперимент Наблюдение Опросы Беседы Тесты

— опросник

Лабораторные Естественные Письменные Устные — задание

— проективный

Самонаблюдение Внешнее наблюдение Включённое наблюдение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *