7 разновидностей эффекта дежавю
Joney Автор:Joney
23 марта 2015 12:48Метки: Дежавю интересное факты
72412
8
Абсолютное большинство людей хоть раз в жизни переживало дежавю — одно из самых таинственных явлений, связанных с нашей памятью. Но далеко не все знают, что у этого загадочного чувства существует несколько интересных разновидностей. Вот список из семи, самых распространённых.
1. Дежавю (déjà vu — «уже виденное»).
То самое, знаменитое дежавю. Если говорить научным языком, то это — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем.
2. Дежа веку (Déjà Vécu — «уже пережитое»).
В то время, как дежавю — это ощущение, что вы видели что-то раньше, дежа веку — это чувство, что вы видели это событие раньше, но более детально, что вы узнаете запахи и звуки. Часто это сопровождается сильным чувством, будто вы знаете, что произойдет дальше. Те самые знаменитые моменты из фильмов «Пункт назначения», которые переживали главные герои — не что иное, как дежа веку.3. Дежа визите (Déjà Visité — «уже посещённое»).
Это менее распространенное явление, при котором возникает необъяснимое знание нового места. Например, вы можете знать маршрут в новом городе, несмотря на то, что никогда там не были и знаете, что не могли никак получить эти знания.
4. Дежа сенти (Déjà Senti — «уже прочувствованное»).
Это явление чего-то, что вы уже чувствовали. Это психическое явление, которое редко остается в памяти. Воспоминание обычно возникает при звуке голоса другого человека, озвученных мыслях или чтении. Либо при посещении каких-то памятных для вас мест, вы снова испытываете те чувства, которые наполняли вас раньше именно в этом месте. В отличие от других видов дежавю, при дежа сенти не возникает тень чего-то паранормального или неестественного. 5. Жамевю (Jamais Vu).
Это состояние, противоположное дежавю, и описывает знакомую ситуацию, которую вы не узнаете. Человек не узнает ситуацию, хотя знает, что был здесь раньше. Вы можете внезапно не узнать другого человека, слово или место, которое знаете.
6. Пресквю.
Это ощущение «на кончике языка», то самое сильное чувство, когда вы никак не можете вспомнить хорошо знакомое вам слово. Часто это состояние может быть навязчивым и даже мучительным. Человек вспоминает одну или несколько характеристик забытого слова, например, первую букву, но чувствуют легкое мучение при поиске самого слова целиком и ощущение облегчения, когда слово возникает в уме.7. Лестничный ум или остроумие на лестнице (L’esprit de l’Escalier).
Это состояние, когда вы находите умное решение или ответ, когда уже слишком поздно.
Ссылки по теме:
- Чем лилипуты отличаются от карликов?
- 20 фактов, от которых вы обалдеете
- Любопытные и познавательные факты о Германии
- Самые необычные завещания
- Самые интересные рынки мира
Метки: Дежавю интересное факты
Новости партнёров
Тошнит от состояния дежавю, доходит до состояния обморока. Может, успокоительное надо пропить?
КонсультацииЛичностные проблемы
162
27 авг. 2022Екатерина
Около двух месяцев наступают моменты в течении дня, как будто дежавю или воспоминания сна, сразу тошнит и состояние обморока. Проходит в течении минуты, последнии дни прям обморочное состояние какое то из-за этого. Переживаю, что это может быть, к сожалению, психолога у нас нет и возможности пока нет поехать в город. Может, успокоительное надо пропить?
Анна Шелухина Психолог, преподаватель психологии
Здравствуйте, Екатерина! Предлагаю свою помощь в решении вашего вопроса. Ознакомьтесь с условиями бесплатной консультации. Если они вам подходят, мы можем начать
27 авг. 2022Екатерина
Мне подходят условия бесплатной консультации
27 авг. 2022Екатерина
Ощущение что это было или видела во сне
27 авг. 2022Анна Шелухина Психолог, преподаватель психологии
Да, Екатерина, вы правильно определили ваши ощущения, как «дежа вю». В переводе с французского это означает «уже видел» — и это точное описание данного процесса. Процесс «дежа вю» достаточно хорошо изучен учёными в области психологии памяти и восприятия, физиологии высшей нервной деятельности. Этот феномен НЕ указывает на то, что у вас есть какая — либо патология. Вы переживаете то, что хотя бы раз в жизни переживали многие люди. Если говорить простым языком — это некая ошибка памяти, кратковременная. В этот момент одновременно «включаются » зоны мозга, отвечающие за оперативную память (здесь и сейчас) и долговременную (память о прошлом). Возникает нейронная связь и нам кажется, что точно то, что происходит сейчас уже когда — то было в прошлом (ошибка восприятия). Я тоже периодически ощущаю «де жавю». Это ощущение не может оставить равнодушным, особенно когда ты как-будто знаешь, что будет происходить в следующий момент. Некоторые учёные связывают это со снами, некоторые даже с прошлыми жизнями — это уже индивидуальные теории отдельных исследователей. Практическая наука определенно сделала вывод, что патологией этот процесс не является. Тревогу вероятно вызвало непонимание и страх этого события, отсюда и тошнота?
Екатерина
Тошнота появляется именно в момент дежа вю, тревоги не было, пока это не стало появляться несколько раз в день
27 авг.
Анна Шелухина Психолог, преподаватель психологии
Екатерина, в момент » д е жавю» мы испытываем некоторую потерю ориентации в «пространстве — времени». Думаю, что на эту кратковременную потерю ориентации в вашем восприятии ваше тело реагирует ощущением тошноты. После того, как все в вашем восприятии встаёт на места, момент «уже видел» длится несколько секунд, тошнота проходит. Это ваша индивидуальная реакция. Патологии в этом никакой нет. Да, это не очень приятно. Но применять какие — либо медикаменты в данном случае я бы не рекомендовала. Если речь идёт только о дежа вю. Этот момент приходит и уходит. Относитесь к этому как мометному сбою в памяти, который повторюсь, хорошо изучен и патологией не является.
27 авг. 2022Екатерина
Спасибо большое, успокоили) написали простым языком и очень помогли
Огромное спасибо, Анна! Очень помогли разобраться в ситуации, объяснили простым языком и успокоили. Хороший психолог, быстро отвечает и дает дельные советы
Екатерина
Похожие консультации

Дежавю реально или просто чувство?
Ощущение дежа вю часто бывает жутким, а для некоторых это чувство имеет дополнительную изюминку: в этот момент им кажется, что они знают, что произойдет дальше.
Скажем, вы поднимаетесь по лестнице в первый раз, но это кажется вам знакомым, как состояние сна — настолько, что вы думаете: «Наверху лестницы слева будет Пикассо».
Доктор Энн Клири, когнитивный психолог из Университета штата Колорадо, провела последние несколько лет, изучая дежавю как феномен памяти. Это означает, что опыт является результатом уловки мозга, похожей на то, когда слово вертится у вас на языке, но вы просто не можете его вспомнить.
В новом исследовании Клири показал, что предвидящее чувство, которое иногда сопровождает дежа вю, — это всего лишь чувство. Но это точно кажется реальным. В новом исследовании Клири и его соавтор Александр Клэкстон воссоздали дежа вю у людей, чтобы изучить чувство предчувствия во время состояния дежа вю.
Их статья опубликована в журнале Psychological Science .
Согласно их результатам, у участников было не больше шансов предсказать будущее, чем если бы они гадали вслепую. Но во время дежавю они чувствовали, что могут, что, кажется, отражает реальную жизнь.
Клири — одна из немногих исследователей дежавю в мире. С тех пор, как она прочитала книгу Алана С. Брауна «Опыт дежа вю», она была очарована этим явлением и хотела экспериментально разоблачить, почему оно происходит.
Дежавю имеет сверхъестественную репутацию. Люди спрашивали, что это воспоминание о прошлой жизни? Однако ученые склонны рассматривать вопросы через более логическую призму.
Клири и другие показали, что дежа вю, вероятно, является феноменом памяти. Это может произойти, когда кто-то сталкивается со сценарием, похожим на реальное воспоминание, но не может вспомнить это воспоминание. Например, Клири и его сотрудники показали, что дежа вю может быть вызвано сценой, пространственно похожей на предыдущую.
«Мы не можем сознательно вспомнить предыдущую сцену, но наш мозг распознает сходство», — сказал Клири. «Эта информация приходит как тревожное ощущение, что мы были там раньше, но мы не можем точно определить, когда и почему».
Клири также изучал явление, известное как «кончик языка», когда слово просто невозможно вспомнить. И кончик языка, и дежавю являются примерами того, что исследователи называют феноменом «метапамяти». Они отражают степень субъективного осознания наших собственных воспоминаний. Другой пример — процесс запоминания, известный как знакомство, говорит Клири, — например, когда вы видите знакомое лицо вне контекста и не можете его определить.
— Моя рабочая гипотеза состоит в том, что дежавю — это особое проявление знакомства, — сказал Клири. «У вас есть фамильярность в ситуации, когда вы чувствуете, что не должны ее иметь, и поэтому она так раздражает, так бросается в глаза».
С тех пор, как более 10 лет назад она начала публиковать свои результаты о дежавю как феномене памяти, люди во всем мире начали откликаться. Вы ошибаетесь, возразили они. Это не просто воспоминание. Я также чувствую, что знаю, что произойдет дальше.
Сама Клири не имеет отношения к этому чувству, но она чувствовала необходимость исследовать утверждения. Она прочитала исследование 1950-х годов, проведенное неврологом Уайлдером Пенфилдом, в котором он стимулировал части мозга пациентов и заставлял их рассказывать о том, что они испытывают.
По крайней мере, в одном случае, когда пациент сообщил о чувстве дежа вю при стимуляции, Пенфилд зафиксировал сопутствующие ему предчувствия. Хм, подумал Клири. В этом что-то есть.
Ее гипотеза: если дежавю — это феномен памяти, то является ли чувство предвидения также феноменом памяти? Клири был дополнительно мотивирован недавним сдвигом в исследованиях памяти, утверждая, что человеческая память приспособлена для способности предсказывать будущее в целях выживания, а не просто вспоминать прошлое.
В ранее опубликованном исследовании Клири и ее исследовательская группа создали сценарии виртуальной реальности, используя видеоигру Sims Virtual World. Они создавали такие сцены, как свалка или живой изгородь, которые позже пространственно сопоставлялись с ранее увиденными, но тематически не связанными сценами.
Во время погружения в тестовую сцену виртуальной реальности участников просили сообщить, испытывают ли они дежа вю. Субъекты с большей вероятностью сообщали о дежавю среди сцен, которые пространственно накладывались на ранее увиденные сцены. Эти фундаментальные исследования отражали реальный жизненный опыт «ощущения, что вы были там раньше», но не могли вспомнить, почему.
В своих последних экспериментах Клири создала динамические видеосцены, в которых участник совершал ряд поворотов. Позже их перемещали по сценам, пространственно сопоставленным с предыдущими, чтобы вызвать дежавю, но в последний момент их спросили, каким должен быть финальный поворот. В такие моменты исследователи спрашивали участников, испытывали ли они дежа вю и чувствовали ли они, что знают, в каком направлении должен быть следующий поворот.
Клири и ее команда были заинтригованы тем, что около половины респондентов испытывали сильное предчувствие во время дежавю. Но у них было не больше шансов на самом деле вспомнить правильный ответ — поворот, который они ранее видели в другой сцене с пространственной картой, — чем если бы они выбирали случайным образом.
Другими словами, участники, у которых было чувство предсказания, были вполне уверены в своей правоте, но обычно это было не так.
Вывод: нет, дежавю не помогает нам предсказывать будущее. Но это может быть чувство, предполагающее, что можно предсказывать будущее.
Источник: Университет штата Колорадо
Перспективы — Vol. 1, № 1
MentalHelp самостоятельно исследует, тестирует и анализирует продукты и услуги, которые могут быть полезны нашим читателям. Если указано «Medically Reviewed by», медицинские работники проверяют статьи на предмет медицинской точности. Если вы покупаете что-то по нашим ссылкам или взаимодействуете с поставщиком, мы можем получать комиссию.
Термин «дежа вю» используется довольно давно, и за последние
лет он стал практически модным словом, часто встречающимся в
книгах, газетных отчетах и журнальных статьях, посвященных широкому кругу
разнообразие тем (у меня накопилась целая коллекция, если кому-то захочется их увидеть). Проблема, однако, в том, что, хотя многие считают целесообразным использовать
под словами «дежа вю» довольно расплывчато. Многие, исходя из собственных
считают, что это должно относиться к тому, с чем они столкнулись и/или что почувствовали,
в то время как другие, никогда не имевшие такого опыта, имеют очень туманное
представление о том, что имеется в виду, если вообще имеется. Таким образом, он стал своего рода
универсальным ярлыком для любого количества труднообъяснимых, иногда расстраивающих
случаев неожиданного узнавания, в которых вовлеченное лицо
испытывает трудности с определением предшествующих событий и/или мест.

кажутся такими странно и очень знакомыми.
Кроме того, термин «дежа вю» с годами
стал инкрустирован рядом неудачных ассоциаций, от реинкарнации
, в которой эпилепсия височной доли является основным предметом исследования
(LaPlante, 1993). В нем автор упоминает дежа вю как симптом
психомоторной эпилепсии, утверждение, которое также долгое время сохранялось в большинстве медицинских и психиатрических учебников и, казалось бы,
0055 основываться на этом и других замечаниях доктора Джексона. Книга цитирует нейропсихолога
по имени Пол Спирс, который сказал студентам на лекции, что
, если у них были переживания дежавю, они были эпилептиками! Такого рода бессмыслица
продолжается, по крайней мере отчасти, потому, что до сих пор наши термины
были так плохо определены, и это мешало проведению адекватных обзоров
, которые различают различные d?j? явления.

Эти «объяснения» — наряду с другими, такими как задержка
1844; Efron, 1963; Comfort, 1977; Weinaud et al., 1994), не говоря уже о
поразительном множестве психоаналитических теорий (отличный обзор
представлен в Brown, 2004) — заставляют людей поверить в то, что все, что
нужно знать о таких переживаниях, уже известно и что ничего интересного еще не нужно делать. Я полагаю, что пришло время,
поэтому, для нашей терминологии, особенно в образованном дискурсе, перейти к
.0055 становятся более дифференцированными. На самом деле, будь моя воля, мы бы вообще избавились от
«дежавю» как от переутомления и права на заслуженный
отдых.
С этой целью я хотел бы обратить внимание на три формы ‘d?j?’
опыта: d?j? v?cu, d?j? сенти и d?j? посещать?. Каждый из них будет
определен по ходу дела, и использование всех трех при обсуждении
переживаний, на которые они ссылаются, будет обсуждаться.
придумать другие, лучшие термины для описания этого опыта или предложить термины 9.0055 для других связанных событий, которые не совпадают с описанными ниже
. Поскольку французские ученые и мыслители были первыми, кто исследовал эти явления (Funkhouser, 1983a), кажется уместным сохранить французские названия для этих интригующих переживаний.
Исследуйте свои варианты сегодня
Объявление
D?j? v?cu («уже испытанный» или «уже пережитый»)
Довольно известная цитата из Дэвида Копперфильда Чарльза Диккенса может быть использована для того, чтобы представить, что подразумевается под d?j? В?ку:
«У всех нас есть некоторый опыт
чувства, которое время от времени овладевает нами, того, что мы говорим и
делаем, было сказано и сделано раньше, в далеком прошлом, — что мы были окружены
обстоятельствами — от того, что мы прекрасно знаем, что будет сказано дальше, как будто мы
вдруг вспоминаем об этом!» (глава 39)
Это описывает чувство, которое многие люди знают как дежавю (если они знают для него название). Ряд опросов показал, что около
две трети взрослого населения Америки утверждают, что имели такой или
подобный опыт (например, Fox, 1992). Более того, опросы показали,
что такие переживания имеют тенденцию происходить чаще и, возможно,
интенсивнее, когда респонденты были молоды, скажем, в возрасте от 15 до 25 лет
(например, MacCready & Greeley, 1976). Кроме того, подобные переживания
часто, если не всегда, связаны с весьма банальными событиями. Однако они
настолько поразительны, что их часто четко помнят за 9.0055 лет после их появления. Любой, кто имел такой опыт
Как и в цитате Диккенса, они могут легко включать слух, вкус,
осязание и/или проприоцептивное восприятие. Вот почему отнесение
к таким переживаниям просто как к дежа вю неадекватно.
Еще одна особенность d?j? v?cu, с которым согласится большинство, — это удивительная
деталь. Когда вы находитесь в эпицентре такого события, вы
осознают, что все соответствует вашей «памяти» об этом. Это
, поэтому объяснения, которые предполагают, что человек читал или
испытал что-то подобное в прошлом, не могут быть действительными. Более того,
поэтому объяснения, основанные на реинкарнации и прошлых жизнях, также могут быть
исключены. Типичный диджей? V?cu опыт может легко включать в себя одежду
или даже компьютер, но стили одежды меняются практически каждый год
и довольно маловероятно, что у кого-то был компьютер на его или ее столе
в предыдущей жизни (это возражение против объяснения реинкарнации было
указано еще в 1845 году фон Фейхтерслебеном)! Если случаев
d?j? v?cu можно считать реальным, наши представления о причинности могут быть в некотором роде пересмотрены. Тем не менее,
для современных физиков не кажется трудным принять во внимание понятия временных петель (Deutsch &
Lockwood, 1994), тахионов (частиц, которые могут путешествовать назад во времени
— Chester, 1978) и множественных вселенных (DeWitt & Грэм, 19 лет73).
То, что наше бессознательное смогло тогда воспользоваться такими
аномалиями и предоставить нам предвидение через
видений и
снов (Funkhouser, 1983b; Rybach & Switzer, 1988), тогда не так
надумано, как может показаться на первый взгляд. .
Д?дж? senti («уже почувствовал»)
Теперь я хотел бы обратиться к явлению, которое часто путают с
d?j? в? куб. Чтобы представить его, я хотел бы процитировать статью 1888 года, написанную 90 055 доктором Джоном Хьюлингсом Джексоном, одним из выдающихся пионеров современной науки.0055 неврология. По словам одного из его пациентов, врача
, страдающего от того, что стало известно как височная или
психомоторная эпилепсия, он писал:
«Внимание занимает то, что занимало его раньше, и действительно был знаком, но был
на время забыт, а теперь восстанавливается с легким чувством
удовлетворения, как будто его искали… В то же время, или…
точнее в непосредственной последовательности, я смутно осознаю что 9Воспоминание 0055 вымышленное, а мое состояние ненормальное. Воспоминание всегда начинается с
голоса другого человека, или с моей собственной
вербализованной мысли, или с того, что я читаю и мысленно вербализую; и я думаю
, что во время ненормального состояния я обычно произношу какую-нибудь фразу
простого опознания, как «О да — я вижу», «Конечно — я помню»,
и т. д., но через минуту или две я не могу вспомнить ни того, ни другого. ни слова
, ни словесная мысль, породившая воспоминание. я только
считают, что они сильно напоминают то, что я чувствовал раньше в подобных
ненормальных условиях».
Это состояние, которое иногда появляется в ауре височной доли
припадков эпилепсии, Джексон назвал «воспоминанием», и я считаю, что его лучше всего назвать d?j? Сенти.
Однако из этого описания очевидны три особенности, которые отличают его от d?j? v?cu:
- это прежде всего или даже исключительно ментальное событие;
- не существует аспектов предвидения, в которых человек чувствует, что он или она заранее знает, что будет сказано или сделано; и
- она редко или никогда не остается впоследствии в памяти пострадавшего.
Д?дж? посещать? («уже посещенный»)
Есть еще одно явление, которое также часто путают с d?j?
в?куб. Кажется, что это случается реже и представляет собой опыт, при котором человек посещает новую местность и, тем не менее, чувствует ее знакомой.
Кажется, он или она знает, что делать. К. Г. Юнг опубликовал
интересных сведений об этом в своей статье о синхронистичности (Jung, 19).66).
Чтобы отличить его от d?j? v?cu, важно спросить, было ли это
просто местом и расположением неодушевленных зданий и/или предметов
, которые были знакомы, или же сыграла роль и ситуация, в которой находился человек
. Д?Дж? посещать? имеет отношение к географии, к трем
пространственным измерениям высоты, ширины и глубины, а d?j? v?cu должен
делать больше с темпоральными явлениями и процессами. Д?Дж? посещать? можно объяснить несколькими способами. Может быть, человек когда-то читал
подробно описал это место и впоследствии забыл о нем. Это
произошло с Натаниэлем Хоторном во время посещения руин замка
в Англии (Хоторн, 1863). Он «узнал» это место, но
не знал, как и почему. Только позже он смог проследить это до статьи
, написанной Александром Поупом за двести лет до этого. Инцидент
с d?j? посещать? описанное сэром Вальтером Скоттом в его книге 1815 года «
Guy Mannering», также основано на этой гипотезе. Реинкарнация может
также предлагают способ объяснения некоторых случаев d?j? посещать?.
Третья возможность — это так называемые «внетелесные» переживания (см.
Глава 8, Чари), в которых человек, по-видимому, способен отправиться за границу,
оставив свое тело. Возможно, что могут возникнуть смешанные версии
этих трех форм опыта «d?j?». Есть также
несколько других явлений, которые по-разному напоминают эти, но место
не позволяет вдаваться в них здесь. Желающие узнать больше и
изучить различные аспекты d?j? явления более глубоко отнесены к превосходным обзорам Неппе (1983) и Брауна (2004).
Ссылки
Браун А.С. (2004) Опыт дежавю. Нью-Йорк: Psychology Press, глава 11.
Честер М. (1978) Частицы: введение в физику элементарных частиц. Макмиллан, Нью-Йорк.
Comfort A (1977) Гомункулярное чувство идентичности как феномен дежавю. Британский журнал медицинской психологии 50:313-315.
Девитт Б.С., Грэм Н. (1973) Многомировая интерпретация квантовой
-й механики. Фундаментальная экспозиция. Издательство Принстонского университета.
Эфрон Р. (1963) Временное восприятие, афазия и дежавю. Мозг 86 : 403–424.
Funkhauser AT (1983a) Исторический обзор дежавю. Парапсихологический журнал Южной Африки 4 (1): 11-24.
Фанкхаузер А.Т. (1983b) Теория дежавю сновидений. Парапсихологический журнал Южной Африки 4 (2) 107-123.
Fox JW (1992) Структура, стабильность и социальные предпосылки
сообщил о паранормальных явлениях. Социологический анализ
53(4):417-431.
Хоторн Н. (1863 г.) Наш старый дом. Houghton Mifflin & Co., Бостон.
Джексон Дж. Х. (1888) «Особая разновидность эпилепсии «интеллектуальная
аура», один случай с симптомами органического заболевания головного мозга». Мозг
11:179-207.
Юнг К.Г. (1966) О синхронистичности. Собрание сочинений, серия Боллинген, Princeton University Press, Vol. 8, пар. 973.
LaPlante E (1993) Изъято. Нью-Йорк: Харпер Коллинз.
Локвуд М (19 марта94) «Квантовая физика путешествий во времени». Научный американец, 270: 50-56.
McCready WC, Greeley AM (1976) Высшие ценности американского населения. Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage Publications.
Neppe V (1983) Психология D?j? Ву. Йоханнесбург: Издательство Витватерсрандского университета.
Райбак Д., Свейцер Л. (1988) Мечты, которые сбываются, Ballantine Books, Нью-Йорк.
Скотт, В. (1815) Гай Мэннеринг или Астролог. Дж. Баллантайн и Ко. Эдинбург. Глава. 41.
Von Feuchtersleben E Freiherr (1845) Lehrbuch der ?rztlichen
Seelenkunde [Учебник медицинской психологии] Вена: C.