«Здоровый образ жизни и его составляющие»
Пример титульника
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Барнаул
Реферат на тему:
«Здоровый образ жизни
и его составляющие»
Реферат выполнила
ученица 9 класса
Парамзина Виктория Сергеевна.
Работа оценена: ________
«__» __________
2020
План
Введение …………………………………………………………………….
1. ЗОЖ – индивидуальная система поведения человека, его духовная, физическая и социальная составляющие……………………………3
2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека……………………………………………………………………………9
3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека………………………………………………………………..13
4. Заключение…………………………………………………………16
5. Использованная литература……………………………………….18
Введение
На мой взгляд, актуальность данной темы заключается в том, что здоровье является приоритетной ценностью человеческой жизни.
Забота о физической состоянии человека приобретает особую значимость в наше время. Все большее количество людей начинает бережно относиться к сохранению собственного здоровья, к его улучшению. Средством для выполнения такой задачи является ведение здорового образа жизни.Для того, чтобы ответить на вопрос о том, что же такое здоровый образ жизни, необходимо рассмотреть все его составляющие.
1.ЗОЖ – индивидуальная система поведения человека, его духовная, физическая и социальная составляющие.
Здоровый образ жизни — это система привычек и поведения человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья.
Что такое здоровье?
Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:
· полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
· нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»;
· умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; а отсутствие болезни;
· способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Мы остановимся на определении здоровья, которое дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В нём указано, что здоровье — это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В обобщённом виде здоровье можно определить как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать своё благополучие. Смысл слова благополучие в Толковом словаре русского языка (автор С. И. Ожегов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».
Исходя из этих понятий, сделаем вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье.
Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей.
Рассмотрим высказывание по этому поводу из трактата «Об обязанностях» древнеримского политика, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.): «Обязанности мудрого — заботиться о своём имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины».
Таким образом, здоровье — непременное условие эффективной жизнедеятельности человека.
Факторы, влияющие на здоровье
Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырёх факторов:
· биологические факторы (наследственность) — около 20%;
· окружающая среда (природная, техногенная, социальная) -20%;
· служба здоровья — 10%;
· индивидуальный образ жизни — 50%.
Из этого распределения следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведения каждого, его привычек, поступков, стремлений, пристрастий).В книге Н. М. Амосова «Раздумья о здоровье» говорится:
«В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».
Сделаем вывод: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное — в её постоянном выполнении.
Здоровый образ жизни — это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.
Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.
Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодёжи.
Эта мысль подтверждается официальными данными о состоянии духовного и физического здоровья молодёжи в настоящее время.
Основные составляющие здорового образа жизни.
Первым шагом к созданию своей индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твёрдой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти по чьему-то указанию. Это должно быть личное глубокое убеждение и уверенность в том, что другого пути к здоровью, реализации своих жизненных планов, обеспечению благополучия для себя, своей семьи и общества просто не существует.
Другим составляющим элементом здорового образа жизни является режим жизнедеятельности. Вся жизнедеятельность человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим жизнедеятельности школьника определён учебным планом занятий в школе, режим военнослужащего — распорядком дня, утверждённым командиром воинской части, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня.
Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.
Режим жизнедеятельности человека трудоспособного возраста должен быть подчинён прежде всего его эффективной трудовой деятельности.
Работающий человек живёт в определённом ритме: он должен в определённое время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.
Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.
В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задаёт ритм физиологический: в определённые часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.
Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе, при этом подчеркнуть, что отдых — это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности.
Наиболее эффективным средством для восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья.
Рассказывая о необходимости чередования труда и отдыха, особо следует подчеркнуть, что к важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека.
Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, истощению нервной системы, заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни.
Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.
Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит правильно питаться? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твёрдые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.
Все элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья и долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни.
Выводы
1. Никакие медицинские учреждения не смогут сделать старшеклассника здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста.
2. Высокая работоспособность зависит от двигательной активности, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и физического труда.
3. Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное или недостаточное питание, вредные привычки, не оказанная вовремя и некачественная медицинская помощь и др.
4. Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, отрицательное отношение к вредным привычкам, позитивное восприятие жизни и др.
5. Долголетие обретают в первую очередь те люди, которые всегда придерживаются правил здорового образа жизни.
2.Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.
Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.
Утомление — это состояние временного снижения работоспособности человека.
Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного.
Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с чёткой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещённости, температуры, влажности, напряжённости электромагнитного поля Земли и т. д.).
В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.
Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок Дня.
Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два пика: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 ч ночи до 5 ч утра.
Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий — с 16 до 18ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч — во вторую. Это же время наиболее эффективно для занятий спортом.
Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.
Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») — вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым -поздним вечером или даже ночью.
Важно усвоить, что правильный режим учёбы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека.
Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом -перелёт на самолёте в места отдыха, на другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:
1. Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет недлительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.
2. Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливаясь к новому часовому поясу.
Профилактика утомления
Утомление развивается вследствие напряжённой или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление — это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль.
Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.
Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то постепенно развивается переутомление.
Профилактика утомления в старшем школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать своё состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. Профилактика утомления включает также соблюдение правил здорового образа жизни, активные занятия спортом, соблюдение режима дня и правильное питание. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности. Нужно ежедневно в одни и те же часы ложиться спать, вставать, принимать пищу, заниматься физкультурой и спортом и т. д. Самые незначительные отклонения от налаженного режима ведут не только к снижению трудоспособности, плохому самочувствию, но и к снижению успеваемости.
Высказывания о правильном образе жизни
Известный русский физиолог Н. Е. Введенский (1852-1922) говорил: «Устают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд». Он выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а значит, и высокого уровня здоровья:
1. Постепенное вхождение в работу.
2. Продуманная и отработанная последовательность в труде.
3. Правильное распределение нагрузки — дневной, недельной, месячной и годовой.
Нагрузка должна быть равномерной: спешка в одни периоды и бездеятельность в другие одинаково вредны.
Выводы
1. Для сохранения высокой работоспособности надо знать свои биологические ритмы.
2. Причинами переутомления могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых.
3. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
4. Умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.
3.Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
Физическая культура в развитии духовных и физических качеств всегда занимала ведущее место в подготовке человека к активной, плодотворной жизнедеятельности.
Общеизвестно, что в процессе эволюции изменения функций организма коснулись в большей или меньшей степени всех систем организма человека. Наиболее значительные изменения претерпели психика человека и процессы её воздействия на регуляторы жизненных функций организма.
Научно-технический прогресс в процессе эволюции человека постоянно увеличивал объём необходимой информации, т. е. нагрузку на разум, в то же время обязательная физическая нагрузка уменьшалась. Это привело к нарушению системы равновесия, которая сложилась в человеческом организме свыше миллиона лет назад. Человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией физических резервов. В настоящее время сила раздражителей постоянно возрастает. Физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализовать их не представляется возможным. Большую часть физической нагрузки выполняют за нас механизмы. Мы как бы пребываем в ситуации постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнить, и тело в конце концов начинает испытывать негативные последствия такого состояния.
Закалять здоровье ребёнка нужно с дошкольного возраста
Тому, кто дружит с физкультурой со школьных лет, легче выработать во взрослом возрасте индивидуальную систему здорового образа жизни, которая поможет добиться успеха в выбранной профессии
Поток информации постоянно растёт, и увеличение эмоциональных нагрузок неизбежно. Обязательные физические нагрузки постоянно сокращаются (механизация труда). Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая культура. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни. Самое благоприятное время для её выработки — подростковый возраст, когда ещё нет больших жизненных проблем.
Итак, физическая культура может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь укрепления духовного и физического здоровья.
Это очень интересно:
Из книги американского
учёного Дэвида Фонтона
«Как справиться со стрессом»
Целесообразно взглянуть на главные проявления телесных реакций на стресс и тот вред, который может принести каждая из них, если допустить их слишком длительное существование. Здесь же для удобства рассмотрения вопроса реакции тела на различные раздражители сгруппированы условно в четыре блока. Остановимся на трёх из них подробнее.
Выброс в кровь адреналина или норадреналина из надпочечников. Эти гормоны действуют как мощные стимуляторы, ускоряющие рефлексы, увеличивающие частоту сердцебиения, повышающие кровяное давление и уровень сахара в крови и усиливающие обмен веществ. В результате улучшаются кратковременные возможности и деятельность организма. Но если всё это не переходит в действие и не реализуется в двигательной активности, последствия могут привести к нарушениям в деятельности сердечно-сосудистой системы и ряду других нарушений, связанных с работой почек.
Поступление в кровь гормонов щитовидной железы. Эти гормоны интенсифицируют обмен веществ, тем самым увеличивая скорость, с которой энергия может быть усвоена и превращена в психическую активность. Но если допустить слишком длительное усиление обмена веществ, это приведёт к истощению.
Поступление в кровь холестерина из печени. Эта реакция способствует дальнейшему повышению энергетического уровня, обеспечивая работу мышц. В то же время постоянно растущий уровень холестерина в крови тесно связан с возрастанием риска артериосклероза.
Выводы
1. На современном этапе развития цивилизации эмоциональнопсихические нагрузки и резко пониженная физическая активность отрицательно влияют на здоровье.
2. Систематические занятия физической культурой необходимы для развития своих духовных и физических качеств и подготовки к полноценной взрослой жизни.
3. Каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья должен иметь тренированное, гибкое тело, способное в процессе трудовой деятельности выполнять необходимый объём работ.
Заключение
Здоровый образ жизни — это система привычек и поведения людей, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья. Здоровье — непременное условие эффективной жизнедеятельности человека. Состояние здоровья каждого человека индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни. Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, отрицательное отношение к вредным привычкам, позитивное восприятие жизни и др.
С раннего детства необходимо прививать в семье навыки здорового образа жизни.
Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок Дня.
Утомление — это состояние временного снижения работоспособности человека. Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то постепенно развивается переутомление.
Физкультура в развитии духовных и физических качеств всегда занимала ведущее место в подготовке человека к активной, плодотворной жизнедеятельности.
Физическая культура может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь укрепления духовного и физического здоровья.
Использованная литература:
2. Бурдина, Б.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях модернизации // Психологическое сопровождение образовательного процесса: Сборник научно-методических материалов. Вып. I. [Текст] / Б.Ю. Бурдина. — Саранск: МОРМ, МРИО, 2005. — 142с.
3. Варламова, С. Н. Здоровый образ жизни — шаг вперед, два назад [Текст] / С. Н. Варламова, Н. Н. Седова. – СОЦИС, – 2010. – № 4. – С. 75–87
4. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей [Текст] / А.Б. Добрович. — М.: Просвещение, 2002. — 320с.
5. Дрибинский, П. Воспитание ценностного отношения к здоровью // Воспитание школьников [Текст] / П. Дрибинский. — СПб: Питер, 2008. — 107с.
6. Кормакова, В.Н. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков/сборник международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодеж и научно- технический прогресс» [Текст] / В.Н. Кормакова, Е.В. Переверзева. — ООО «Айкью», 2007. — 316с.
7. Малыгина, О.А. Моделирование процесса формирования здорового образа жизни у подростков [Текст] / О. А. Малыгина. – Ярославль, 2011. — 392с.
8. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст] / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: «Академия», 2007. — 256 с.
9. Ощепкова, ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у школьников [Текст] / Т.Л. Ощепкова. — Народное образование, 2006. — №8. — С. 90-94.
10. Пашин, А.А. Формирование ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании школьников: монография [Текст] / А.А. Пашин. – Пенза: ПГПУ, 2011. – 228 с.
11. Петров, К. Здровьесберегающая деятельность в школе [Текст] / К. Петров. — Воспитание школьников, 2005.- №2.- С.19-22.
12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н.К. Смирнов — М.: АПК и ПРО, 2002. — 240с.
13. Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни [Текст] / Б.Н. Чумаков. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 416c.
Доклад Здоровый образ жизни | Статья по ОБЖ (8 класс):
Доклад на тему:
«Здоровый образ жизни»
Каждому хочется быть умным, красивым, сильным, здоровым. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Ещё в XIX в. Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия».
Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков. Остальные 85 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
Ученые доказывают, что человек должен жить 150-200 лет! Так, например, древние греки (пеласги) считали, что умереть в 70 лет- это почти то же самое, что умереть в колыбели. Как свидетельствуют историки, продолжительность жизни пеласгов составляла около 200 лет. При этом до конца своих дней они сохраняли жизненные силы и не седели.
Одним из самых действенных способов поддерживать свое здоровье – это закаливание, но если закаливаться не правильно, то можно нанести серьёзный вред организму. Как же закаливаться правильно? Нужно закаливаться постепенно, начиная с секунд и заканчивая минутами. Также не стоит сразу закаливаться холодной водой, температуру нужно убавлять постепенно. Например, два дня закаливаться водой 32 градуса, затем еще два дня 27 градусов и т.д. Таким образом нужно довести температуру до 16 градусов.
Правильное питание
Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное. А молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов
Здоровый человек
Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни – система поведения человека, включая физическую культуру, творчество, высоконравственное отношение ко всему окружающему
Влияние социальной среды
На человека также воздействует социальная среда. Например, малыши пытаются копировать взрослых, для подростков важно мнение сверстников. Но влияние окружающих может быть не только положительным, но и отрицательным
Пороки
Физический, психический, моральный и экономический ущерб человеку и обществу наносят пьянство, алкоголизм, наркомания, курение.
Провокации
В современном мире очень часто подростков подталкивают на решение выпить спиртное или попробовать сигареты. Могут взять на слабо или начать высмеивать в случае отказа. Но в любой ситуации нужно иметь свою голову на плечах, а не вестись на провокации!
Факторы здоровья
- СПОРТ
- ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
- СВЕЖИЙ ВОЗДУХ
- ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ
- РЕЖИМ ДНЯ
- ЗАКАЛИВАНИЕ
Если соблюдать все эти факторы, то счастливое будущее обеспечено!
Обучение пациентов здоровому образу жизни: Общение — первый шаг | Высшее и непрерывное профессиональное образование
Кэтрин Бергер
Поделись этим: Facebook Twitter LinkedIn Reddit
привычки здорового образа жизни. Это непростая задача для клиницистов, которые часто плохо разбираются в науках о питании или не консультируют пациентов по вопросам изменения здорового образа жизни.
«Большинство клиницистов пришли в профессию с самыми большими намерениями, чтобы помогать и лечить других», — сказал Дэвид Айзенберг, доктор медицинских наук, доцент кафедры питания в Гарварде. Чана и исполнительный вице-президент по медицинским исследованиям и образованию в Институте Самуэли. «Однако многие говорят мне, что не знают о том, в чем больше всего нуждаются их пациенты — в практических советах по питанию и похудению. Пациенты застревают, а врачи чувствуют себя неспособными выполнять свою работу».
Тем не менее, настаивает Айзенберг, клиницисты могут сыграть ключевую роль в решении проблем с весом своих пациентов в клинических условиях, если они будут лучше осведомлены о деталях здорового питания, поощряя пациентов посещать диетолога или записываться на авторитетные программы по снижению веса. программа потери для углубленного консультирования по питанию и снижению веса, а также помощь пациентам в поиске способов, с помощью которых эти программы могут быть покрыты страховкой. «Медицинские работники имеют уникальную возможность помочь своим пациентам контролировать свой вес, потому что они настолько доступны для пациентов», — сказал Айзенберг. «Чтобы сделать это эффективно, врачи должны адаптироваться. И при этом они могут улучшить и спасти жизни своих пациентов». В этой статье д-р Айзенберг делится советами для клиницистов, которые хотят играть более активную роль в здоровье и благополучии своих пациентов, консультируя их по вопросам изменения здорового образа жизни и питания.
Ожирение и важность здорового образа жизни
Медицинские работники слишком хорошо знают, что распространенность ожирения в Америке резко возросла за последние два десятилетия и что более двух третей населения имеют избыточный вес. Статистические данные, приведенные Центрами по контролю и профилактике заболеваний (CDC), показывают, что почти 35% американцев страдают ожирением. Хорошо задокументировано, что избыточный вес или ожирение увеличивают риск множества медицинских проблем, включая болезни сердца, высокое кровяное давление, диабет, некоторые виды рака, высокий уровень холестерина, апноэ во сне и остеоартрит. Исследования показывают, что даже умеренная потеря веса снижает тяжесть многих из этих состояний.
Общеизвестно, что подкреплено надежным набором доказательств того, что привычки здорового образа жизни — физические упражнения, сбалансированное питание и снижение стресса — способствуют снижению веса, предотвращают увеличение веса и улучшают общее состояние здоровья. Фактически, в 2011 году Центр услуг Medicare и Medicaid (CMS) одобрил покрытие Medicare для интенсивной поведенческой терапии в качестве варианта лечения пациентов с ожирением. Кроме того, несмотря на то, что в 2014 году индустрия похудения заработала более 60 миллиардов долларов, согласно рыночным отчетам, опрос, проведенный Fortune сообщает, что более трех четвертей американцев следят за тем, что они едят. Несмотря на эти усилия, показатели ожирения продолжают расти.
Пациенты застряли, а врачи чувствуют себя неспособными выполнять свою работу
Для многих слоев населения изменение поведения и переход к здоровому образу жизни являются особенно сложной задачей. Люди, живущие в сообществах с низким доходом и отсутствием продовольственной безопасности, страдают от сильного стресса, небезопасных районов, более низкого уровня образования, нехватки ресурсов и ограниченного доступа к здоровой пище. Многие исследования показывают, что взрослые и дети, живущие в этих сообществах, чаще страдают избыточным весом или ожирением. Как это ни парадоксально, в этой популяции недостаток пищи связан с увеличением веса, потому что качество потребляемой пищи ниже. Кроме того, здоровая пища стоит дороже. Мета-анализ, проведенный исследователями из Гарварда, — сравнение диет с высоким содержанием фруктов, овощей, орехов и рыбы с диетами с низким содержанием этих продуктов и высоким содержанием обработанных продуктов — показал, что более здоровое питание обходится примерно на 1,50 доллара на человека в день. Это немалая сумма, и семьи часто считают, что стоимость хорошего питания невероятно непомерно высока для здорового образа жизни.
Несмотря на эти проблемы, доктор Айзенберг считает, что врачи могут помочь людям питаться более здоровой пищей и контролировать свой вес. «Наша роль как врачей — научить людей готовить быстрые и доступные блюда, давая им практические советы».
Имея так много данных, указывающих на то, что вмешательства в образ жизни и питание помогают пациентам с избыточным весом сбросить вес и улучшить свое здоровье, возникает вопрос, как клиницисты могут эффективно обучать привычкам здорового образа жизни?
Роль клиницистов в снижении ожирения
В последние несколько лет отмечается активизация диалога о лечении пациентов с избыточным весом в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. В 2013 году Американская медицинская ассоциация объявила ожирение болезнью, в результате чего все врачи, работающие с диетологами и другими членами медицинских бригад, должны стремиться к выявлению, диагностике, лечению, управлению и предотвращению точно так же, как и к другим заболеваниям. таких как диабет и рак. Этот командный подход имеет решающее значение для помощи пациентам в снижении веса и сохранении его.
Новое руководство, опубликованное в 2013 году Обществом по борьбе с ожирением, Американским колледжем кардиологов и Американской кардиологической ассоциацией, призывает врачей играть более активную роль в оказании помощи своим пациентам в снижении веса. Некоторые из его рекомендаций для клиницистов заключаются в том, чтобы рассчитать индекс массы тела (ИМТ; наиболее широко используемый инструмент скрининга ожирения), информировать пациентов с избыточным весом и ожирением об их ИМТ и посоветовать им изменить образ жизни для похудения.
Постоянно растущий объем исследований подтверждает многочисленные преимущества общения между врачом и пациентом в вопросах похудения и здорового образа жизни. Это не только улучшает результаты в отношении здоровья, но и повышает удовлетворенность пациентов, отношения между пациентом и врачом и приверженность лечению. Первым шагом в информировании о весе в условиях первичной медико-санитарной помощи является измерение ИМТ и предоставление отзывов пациенту. Проведенный в 2014 году анализ более 5000 участников Национального исследования состояния здоровья и питания (NHANES) показал, что пациенты, которым врач сообщил им, что у них избыточный вес, значительно чаще теряют вес, изменив здоровый образ жизни. Исследователи пришли к выводу, что даже когда пациенты знают, что у них избыточный вес, они продолжают вести себя так же, пока врачи не упоминают их вес — таким образом, инициировать такие разговоры — обязанность врачей.
Метаанализ 2013 года, в котором приняли участие более 205 000 пациентов, показал положительное влияние врачей, беседующих с пациентами об их весе и здоровом образе жизни. Исследователи обнаружили, что более активное участие врачей приводит к большей потере веса у пациентов и улучшению состояния здоровья. В 2012 году в отчете «Обучение и консультирование пациентов» было рассмотрено 50 исследований поведенческих вмешательств в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. В успешных исследованиях наиболее часто используемым методом было поведенческое консультирование, за которым следовали мотивационное интервьюирование, обучение и советы. Исследование показало, что врачи и медсестры в равной степени могут давать советы по изменению поведения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Таким образом, проблема заключается не в их способности консультировать своих пациентов, а в том, что это не происходит в больших масштабах.
Даже умеренная потеря веса снижает тяжесть многих состояний
Многие исследования также указывают на то, что пациенты моделируют поведение своих медработников. «На мою работу сильно повлияли исследования под руководством Эрики Франк из Университета Британской Колумбии в Ванкувере, — сказал доктор Айзенберг. «Она обнаружила, что пациенты с большей вероятностью прислушиваются к советам врачей, которые ведут здоровый образ жизни и «ходят пешком». Например, пациенты с большей вероятностью будут слушать врача, который советует им ежедневно наносить солнцезащитный крем, если этот врач ежедневно наносит солнцезащитный крем. . Исследования, проведенные под руководством Айзенберга, показывают, что врачей можно научить улучшать свой образ жизни, и это обучение положительно влияет на их способность консультировать своих пациентов с избыточным весом и направлять их к здоровым изменениям.
A Work In Progress
Несмотря на растущее количество свидетельств того, что коммуникация и консультирование медицинских работников помогают пациентам изменить образ жизни и похудеть, в этой области предстоит еще многое сделать. В недавнем исследовании, проведенном Национальным институтом сердца, легких и крови, исследователи решили определить, соблюдаются ли клинические рекомендации по выявлению и лечению ожирения в условиях первичной медико-санитарной помощи. Они зафиксировали более 500 посещений первичной медико-санитарной помощи пациентов с ожирением или избыточным весом и обнаружили, что вес или ИМТ обсуждались только в половине всех посещений. Кроме того, всего 35 процентов посещений включали обсуждение стратегии лечения и вариантов снижения веса для пациента. Хотя это исследование показывает, что обсуждение с пациентами их веса является мощным первым шагом в лечении ожирения, оно подчеркивает, что такие обсуждения происходят не так часто, как следовало бы.
К сожалению, связь может отсутствовать у пациентов, которые больше всего в ней нуждаются. Исследование 2014 года, в котором приняли участие более 6500 пациентов, показало, что пациенты с ожирением сообщали о более низком уровне общения между пациентом и врачом. Это было измерено с помощью анкеты для пациентов, в которой задавались вопросы о способности поставщиков слушать, проявлении уважения, заботе о том, что они должны были сказать, вовлечении пациентов в решения о лечении и общем затраченном времени.
Ряд препятствий не позволяет клиницистам обсуждать с пациентами их вес в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. В частности, вес является чувствительной и сложной темой. «Вопрос, который мне чаще всего задают, заключается в том, как затронуть эту тему и как говорить с пациентами об их весе, не осуждая их», — сказал доктор Айзенберг. «Это сложная задача, и многие клиницисты борются с ней». Согласно исследованию 2010 года, опубликованному в Профилактическая кардиология , менее одной пятой опрошенных лечащих врачей и только 10 процентов медицинских стажеров чувствовали себя уверенно, вовлекая своих пациентов в разговоры об их весе.
Другим заметным препятствием является то, что медицинское образование не готовит врачей со знаниями о питании. «Чтобы стать врачом, вам не нужно ничего знать о науке о питании», — сказал доктор Айзенберг, ссылаясь на исследование, которое показало, что только 25 процентов медицинских школ предоставляют рекомендуемые 27 часов обучения питанию. «И даже когда они понимают науку о питании, многие медицинские работники не знают, как перевести ее в практические советы для пациентов, например, какие продукты следует избегать и как готовить».
Разговор с пациентами об их весе — важный первый шаг в лечении ожирения
Из-за этих барьеров врачам сложно консультировать своих пациентов по вопросам питания в клинических условиях. Тем не менее доктор Айзенберг настаивает на том, что это необходимо сделать. Здесь он предлагает врачам несколько советов о том, как говорить с пациентами об их весе:
- Скрининг пациентов. Если не будет начального диалога о весе, здоровые привычки не последуют. Шаг, чтобы начать говорить с пациентами об их весе, состоит в том, чтобы рассчитать ИМТ, сообщить его пациентам и поговорить о том, что он означает.
- Вступайте в разговор без осуждения. «Врачи редко обучаются этому в медицинских школах, но это так важно», — сказал доктор Айзенберг. Сказать что-то короткое и простое, выражающее вашу обеспокоенность по поводу их веса (или сахара в крови, или холестерина), — лучший способ затронуть эту тему. Будьте прямолинейны, но не осуждайте. Будьте правдивы, но сострадательны.
- Попробуйте мотивационное интервью. «Снова и снова было показано, что этот метод помогает врачам направлять своих пациентов в процессе изменения поведения», — сказал д-р Айзенберг. Этот метод вовлекает пациентов и выявляет их желания и цели, помогая им более открыто говорить о своем поведении и, в конечном счете, способствовать процессу изменения их личного поведения.
- Узнайте о науке о питании и о том, как ее получить. Доктор Айзенберг рекомендует не только читать новости и получать знания о питании, но и думать о том, как науку можно передать простым языком, который пациенты поймут и смогут применить.
- Установите прочные отношения с диетологами и направляйте к ним пациентов для лечения. Попросите сотрудника вашего офиса помочь вашим пациентам определить, как эти визиты потенциально могут покрываться страховкой.
- Будьте образцом для подражания. Исследования показывают, что пациенты прислушиваются к советам врачей, которые сами ведут здоровый образ жизни, поэтому подумайте о своих привычках в образе жизни. В беседах с пациентами используйте примеры и советы из своего личного опыта.
- Если вы еще этого не сделали, начните готовить. Если не знаешь как, учись. «Это миф, что полезное и вкусное не могут сосуществовать», — сказал он. «Мы, врачи, можем научить наших пациентов, как готовить еду, которая полезна для сердца и имеет невероятный вкус.