§ 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху. История мировых цивилизаций
§ 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
Деятельность людей на протяжении 5-6-го тысячелетий существования начальных цивилизаций обеспечила создание основ благополучного развития рода человеческого. Нет такой сферы жизни, в которой в древности не были бы совершены эпохальные творческие открытия, не введены новшества, принятые повсеместно. Цивилизационный подход позволяет в полной мере оценить то, чем мы обязаны своим предшественникам, а также помогает увидеть, что у людей в разных точках земли значительно больше общего в организации жизни, чем кажется на первый взгляд.
Взаимодействуя с Природой, Человек постоянно усовершенствовал материальную базу своего существования.
Особое значение имело развитие земледелия, особенно орошаемого, связанного со строительством искусственных рукотворных систем, позволявших поддерживать баланс с природными стихиями. В древнейший период было выведено большинство культурных злаков и растений: пшеница, ячмень, просо, рис, лен, хлопчатник, бахчевые культуры, виноград, финиковые пальмы и т. д. Земледелие стало надежным источником самых разнообразных продуктов питания. Люди научились не только выращивать, но и хранить продукты земледелия. Работа с землей вплоть до XX в. была основной сферой деятельности подавляющей части населения в большинстве стран мира. Занятия земледелием означали оседлость, устойчивость, уверенность в жизни, хотя сохранявшаяся зависимость от капризов природы, отсталость социальных отношений часто снижали возможную эффективность работы с землей. «Тем, кто работает своими руками, она дает упражнения, а тех, кто заботливо наблюдает за полевыми работами, укрепляет тем, что заставляет рано вставать и быстро ходить, ибо в деревне, как и в городе, все хорошо делать в свое время… Земля побуждает земледельцев также защищать страну с оружием в руках, потому что хлеб, производимый ею, легко может стать добычей победителя… Хорошо сказал тот, кто земледелие назвал матерью и кормилицей всех искусств. Действительно, когда хорошо идет земледелие, тогда и все прочие занятия процветают; где же земля принуждена оставаться невозделанною, там, можно сказать, все занятия приходят в упадок и на суше, и на море», – считал греческий историк Ксенофонт.
В древнейшую эпоху происходил процесс отделения скотоводства от земледелия. Собака, коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд, слон и др. стали служить человеку. О сложности доместикации (одомашнивания) животных свидетельствует то, что из многих десятков тысяч в принципе пригодных к одомашниванию видов лишь немногим более 30 удалось одомашнить. В их числе 19 из класса млекопитающих, 9 из класса птиц (курица, индейка, гусь и др.), 2 вида костных рыб (карп и золотая рыбка), 2 вида насекомых (шелкопряд и пчела). Нетрудно заметить, что после эпохи древних цивилизаций людям последующих эпох оставалось лишь главным образом сохранять и совершенствовать породы, выводить новые, приспосабливать их к разным климатическим условиям. Развитие домашнего животноводства значительно улучшило питание, здоровье и самочувствие человека. Возникли самостоятельные
Необходимым условием благополучия древнейших обществ было умение добывать и обрабатывать металлы. Из меди, бронзы, железа изготавливались долговечные орудия труда, предметы повседневного обихода, а также оружие. Серебро и золото утвердились в качестве средства обращения и накопления богатств, символизировали успех и занятие ключевых мест в жизни общества. Важную роль играла добыча камня, мрамора, леса, других строительных материалов, которые использовались для строительства жилищ, дворцов, крепостей, различных инженерных сооружений.
• Инновации. Деньги
С появлением общественного разделения труда и определенной специализации при производстве различных продуктов возникли условия для обмена этими продуктами, которые стали товаром. Товары имели разную стоимость. Начались поиски всеобщего эквивалента, способного выражать стоимость всех товаров и обмениваться на любой из них. В роли такого эквивалента использовались раковины каури или маленькие диски из драгоценных металлов.
Впервые деньги в виде монет с установленной стоимостью были одновременно выпущены в Лидии (Малая Азия) и в Китае в VIII в. дон. э. Часто возникновение денег связывают с именем лидийского царя Крёза, который начал чеканить монеты стандартного веса и гарантированной стоимости из золота. В IV в. до н. э. получили распространение монеты из золота с изображением какой-либо фигуры на одной стороне и государственной символики на другой. На подвластных Риму территориях Европы, Африки и Малой Азии широкое хождение имели медные, серебряные и золотые монеты. Позже их стали копировать в сопредельных районах. В период раннего Средневековья монеты стали обычным средством платежа при заключении сделок. В Древней Руси золотые и серебряные монеты начали чеканить при Владимире I и Ярославе Мудром. Деньги стали служить в качестве меры стоимости, средства обращения и средства сбережения. Поговорка «Богат, как Крез» сохранилась до наших дней.
• Инновации. Колесо
Гениальным изобретением человечества является колесо. Идея колеса предположительно возникла из обычая перетаскивать тяжести при помощи подкладываемых под них древесных стволов. Древнейшие колеса представляли собой толстые круглые деревянные диски, неподвижно соединенные с осью, которая двигалась вместе с колесами. Первые модели колесной повозки из Месопотамии датируются IV тысячелетием до н. э. Изобретение ступицы позволило неподвижно соединить ось с кузовом повозки. В деревянном диске делались промежуточные сквозные выемки, что привело к появлению спиц. Позже в повозки начали впрягать животных, так появился гужевой транспорт, который во многих странах сохранял свое значение до второй половины XX в.
Большим шагом вперед стало создание «второй природы», изготовление различных искусственных материалов: стекла, фаянса, фарфора, бумаги.
Передвижение по воде люди осуществляли с помощью разнообразных плавательных средств. Умение строить корабли, управлять ими, пересекать значительные водные пространства стало непременным условием для расширения торговли, ведения успешных войн, развития цивилизации в целом. Отсутствие собственных удобных выходов к морям создавало большие трудности для развития экономики государств, ставило их в зависимость от прибрежных, морских сообществ.
• Имена. Аристотель
Аристотель (384–322 гг. до н. э.), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Учился у Платона в Афинах. Известно выражение Аристотеля – «Платон мне друг, но истина дороже» – как формула уважительного несогласия с иной точкой зрения. В сочинениях Аристотеля получили осмысление научные знания практически по всем отраслям. Ему принадлежат такие сочинения, как «Первая философия», «Органон», «Метафизика», «Физика»,
Аристотель разработал учение об основных принципах бытия: о возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. По Аристотелю, ступенями в развитии природы являлись неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум» (нус), разум Аристотель считал главным отличием человека от животных. Центральным принципом этики Аристотеля было разумное поведение, умеренность (метриопатия). Он определял человека также как существо общественное («человек есть общественное животное»). Наилучшими формами государства называл монархию, аристократию, «политию» (умеренную демократию). Наихудшими – тиранию, олигархию, охлократию. Сущностью искусства Аристотель считал подражание (мимесис), а целью трагедии – «очищение» духа (катарсис).
В 335 г. Аристотель основал Ликей (название гимнасии на окраине Афин) или перипатетическую школу (с греческого – «крытая галерея»). Эта школа в IV–II вв. до н. э. была своего рода академией наук, т. к. в ней занимались систематической разработкой всех отраслей знания на основе метода Аристотеля. В то же время Ликей был высшей школой для афинской молодежи. Со временем перипатетики в основном стали заниматься истолкованием и комментированием Аристотеля. Аристотелизм господствовал в мировой науке вплоть до XVII–XVIIIвв. К этому времени аристотелизм приобрел несколько схоластический характер и подвергался резкой критике. Однако и в наши дни любой учебник по истории большинства наук начинается со ссылок на Аристотеля.
Свои наблюдения за природой, размышления по поводу разнообразных и часто опасных для жизни природных явлений люди стремились систематизировать, превратить в знаниям передать их потомкам. Вспомним о некоторых достижениях. Так, еще Фалес Милетский (624–547 гг. до н. э.) правильно предсказал солнечное затмение 585 г. до н. э., разработал учение о подобных треугольниках, по тени определил высоту пирамид в Египте. Его ученик Анаксимандр впервые составил схему светил ночного неба, необходимую для ориентирования по звездам. Ему же принадлежит и первая у греков географическая карта. Эмпедокл (490–430 гг.) создал теорию возникновения мира и эволюции живых существ, в соответствии с которой в результате сложного отбора из уродов, которыми была населена земля, появились наиболее разумные, целесообразные существа. В Древнем Риме получили развитие прикладные науки. Были изобретены водяная мельница, подъемный кран, в игрушках использовались давление воздуха и сила пара. Надежность и долговечность отличали построенные римлянами мосты, акведуки (водопроводы), дороги, крепости, вокруг которых выросли многие современные европейские города (Лондиний – Лондон, Паризия – Париж и др.). Многие научные достижения древних обществ впоследствии либо активно использовались, либо после периода забвения обретали новую жизнь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Природа и древний человек, прародина человечества
В эпоху формирования человека на Земле обитали животные и растения, близкие к современным. Тогда же сложились природно-климатические пояса. Климат, а также животный и растительный мир, однако, не оставались постоянными.
Яванский питекантроп. Вид человека прямоходящего
Первоначально, в эпоху плиоцена и эоплейстоцена, природные условия были благоприятными для жизни в целом, более тёплыми и влажными по сравнению с современными. Однако с наступлением плейстоцена, около 800 тыс. лет назад, климат стал заметно холоднее.
На севере Евразии сильно изменился растительный и животный мир, многие виды исчезли. В Сибири, в Северной Европе в это время уже существовала многолетняя мерзлота. Однако на юге Евразии и в Африке, где найдены древнейшие следы человека, климат по-прежнему оставался тёплым и не был подвержен таким сильным колебаниям, как на севере.
В плейстоцене климат неоднократно менялся с тёплого на холодный, в северных широтах и высокогорьях образовались ледники. Каждый новый период похолодания отличался от предыдущего более суровыми климатическими условиями. Колебания климата отражались на видовом составе животных и растений. Менялись и очертания материков. В более тёплые периоды суша отступала под натиском морей и океанов, во время похолоданий её площадь значительно увеличивалась. Например, Чёрное и Каспийское моря во время потеплений могли соединяться между собой. Евразия и Северная Америка в ледниковые периоды также соединялись широкой полосой суши. Аналогичный сухопутный путь существовал между Евразией и Австралией. С течением времени состав животных становился беднее, вымерли некоторые виды лошадей, слонов, носорогов, медведей, кошачьих хищников. В конце ледникового периода в Северной Евразии широко расселился мамонт. Он исчез уже в современную геологическую эпоху. Последние мамонты доживали свой век на острове Врангеля примерно 5 тыс. лет тому назад. Вполне вероятно, что одной из причин вымирания многих плейстоценовых животных стала охота на них человека.
Прародина человечества
Вопрос о прародине человека археологами до сих пор не решён окончательно. Большинство из них склонны считать таким местом Африку и в качестве малой родины всех людей называют либо северо-восточную, либо восточную и южную части этого континента. До открытий в Олдувайском ущелье такой малой родиной многие считали Ближний Восток и Переднюю Азию. Есть гипотеза, согласно которой человечество возникло на огромной территории, в которую входила Северо-Восточная Африка и южная половина Евразии. Африканский континент выглядит предпочтительным для многих археологов, потому что сделанные там древнейшие находки залегали в геологических слоях с многочисленными остатками животных и для определения их возраста можно было использовать калий-аргоновый метод. Датировки палеонтологов, геологов и полученный радиометрический возраст позволяли археологам доказывать глубокую древность африканских орудий более убедительно, чем для других территорий. К тому же открытия Луиса Лики привлекли к Африке повышенный интерес и именно здесь происходили самые интенсивные поиски предков человека. Но после находок в Израиле, Грузии, Центральной Азии и Якутии прародина человечества вновь ставится под вопрос. С течением времени археологические раскопки будут приносить всё новые открытия, и очень возможно, что точка зрения большинства учёных по поводу этой проблемы снова изменится.
Человек и природа в далёком прошлом
В целом выделяют три основных периода взаимодействия общества и природы. Это очень большие временные промежутки, длительность которых достигает 3,5 млн лет.
Первый период — палеолит, или древнекаменный век.
Второй период — неолит, или новокаменный век.
Третий период — век промышленности и технических открытий. Переход к этому этапу связывают с научно-технической революцией XVIII—XIX веков. Ручной труд сменился машинным, производство достигло глобальных масштабов, человек стал производить товаров гораздо больше, чем ему необходимо. Промышленная революция привела к тому, что изменения природных условий стали более всеобъемлющими и нередко необратимыми.
Уровень развития общества в то время был практически нулевым, а взаимодействие с природой было максимально гармоничным.
Первобытный человек добывал себе пищу, занимаясь собирательством и охотой. Он пользовался только тем, что давала природа: выкапывал съедобные корни и клубни растений, личинки насекомых, собирал плоды с деревьев, искал яйца птиц и черепах, позже стал охотиться на животных. Такой тип взаимодействия с природой носит название присваивающего хозяйства.
Первыми орудиями, которые научился делать человек, были дубина, заострённый камень, палка-копалка. Умение изготавливать орудия труда отличало древних людей от животных.
Первобытные орудия труда
С течением времени люди овладели новыми материалами для изготовления орудий труда — костью и рогом. Это позволило усовершенствовать и упростить изготовление уже существующих орудий труда и изобрести новые — гарпуны, иглы и другое. С их помощью люди ловили рыбу, обрабатывали шкуры убитых животных, из которых делали одежду и утепляли жилища.
Чтобы уберечься от непогоды и зубов хищника, первобытные люди были вынуждены постоянно заботиться о крыше над головой. Их жилищами становились пещеры.
Древняя пещера
Но они были не везде, и тогда люди сооружали землянки или шалаши из жердей, костей и шкур животных. Свой дом в наше время принято украшать, древние люди, однако, тоже не были исключением. Они рисовали на стенах своих пещер примитивные рисунки. Как правило, это были изображения животных, окружающего пространства и самого человека.
Обычно в жилищах горел костёр.
Мясо, запечённое на углях, было вкуснее и полезнее сырого. Использование мясной пищи стало важным этапом в развитии человека. Его организм теперь получал больше энергии. Укреплялся скелет человека, увеличивалась его физическая сила, развивался и совершенствовался мозг. Долгое время люди не умели самостоятельно добывать огонь. Чтобы развести костёр, приходилось собирать тлеющие угольки с лесных пожарищ. Поэтому днём и ночью они старались поддерживать костры на своих стоянках. Страшное бедствие постигало людей, когда этот источник света и тепла затухал. Прошли многие тысячи лет, и первобытный человек сам научился добывать огонь. Для этого он высекал искры из кремня и поджигал ими сухую траву. Покорив огонь, люди регулярно использовали его для своих нужд. Таким образом, трудовая деятельность развивала человека, а овладение огнём способствовало его выделению из мира животных.
Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Зимы стали продолжительными и морозными. Северная часть Европы, Азии и Америки покрылась огромной, многометровой толщей льда. Теплолюбивые животные погибли или ушли далеко на юг. В холодном и суровом климате важнейшим занятием для людей стала охота на диких животных.
Древняя охота
Охота сплачивала людей, давала им мясную пищу и тёплую одежду. Люди охотились на диких лошадей, оленей и бизонов, пещерных медведей. Особенно желанной добычей был мамонт — огромный слон, покрытый шерстью, с сильно изогнутыми бивнями. Первобытные охотники придумали загонную охоту. С помощью огня они загоняли крупных и тяжёлых животных в ямы-ловушки или в болото, овраг, любое другое место, откуда им было трудно выбраться. Основным охотничьим орудием было деревянное копьё. Со временем его усовершенствовали, привязав к древку острый каменный наконечник. Часто в схватках со зверями люди погибали сами или умирали от голода в долгих и бесплодных поисках добычи.
Человек уже в древности научился не только выживать в природе, но и использовать её в своих целях. Однако он был бессилен перед таинственными и грозными явлениями природы. Пугали древних людей наводнения, грозы, ураганы, снежные бури и другие природные явления. Люди считали, что какие-то сверхъестественные существа приводят в движение окружающий мир.
Эти существа, или силы, были названы духами, а самые могущественные из них — богами. Их представляли в виде животных или людей. Фигурки богов вырезались из кости, дерева или камня. Люди поклонялись этим фигуркам — идолам, обращались к ним с просьбами о здоровье, удачной охоте или хорошем урожае. Такие явления, как сон и смерть, также объяснялись сверхъестественной силой — движением души, которая во время сна или смерти покидает человека. Древний человек страшился болезней и не знал, как лечить их. Он же сталкивался с проблемами и неудачами в быту, на охоте, в личной жизни. Люди считали, что души умерших проявляют заботу о них или, наоборот, гневаются на них. Поэтому душе человека тоже поклонялись, у неё просили милости и защиты. Объектом поклонения могли быть неодушевлённые предметы, которым приписывались необыкновенные свойства и способности влиять на действия и поступки людей.
Таким образом, первобытные люди внимательно изучали природу и накапливали знания. Возникли религиозные представления — вера в сверхъестественные силы и в жизнь после смерти. Религию, основанную на поклонении многим богам, называют многобожием, или язычеством.
Древние люди и природа
С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения.
Деятельность людей на протяжении 5-6-го тысячелетий существования начальных цивилизаций обеспечила создание основ благополучного развития рода человеческого. Нет такой сферы жизни, в которой в древности не были бы совершены эпохальные творческие открытия, не введены новшества, принятые повсеместно.
Цивилизационный подход позволяет в полной мере оценить то, чем мы обязаны
своим предшественникам, а также помогает увидеть, что у людей в разных точках
земли значительно больше общего в организации жизни, чем кажется на первый
взгляд.
Взаимодействуя с Природой, Человек постоянно усовершенствовал материальную базу
своего существования.
Особое значение имело развитие земледелия, особенно орошаемого, связанного со строительством искусственных рукотворных систем, позволявших поддерживать баланс с природными стихиями. В древнейший период было выведено большинство культурных злаков и растений: пшеница, ячмень, просо, рис, лен, хлопчатник, бахчевые культуры, виноград, финиковые пальмы и т. д. Земледелие стало надежным источником самых разнообразных продуктов питания. Люди научились не только выращивать, но и хранить продукты земледелия. Работа с землей вплоть до XX в. была основной сферой деятельности подавляющей части населения в большинстве стран мира.
Занятия земледелием означали оседлость, устойчивость, уверенность в жизни, хотя сохранявшаяся зависимость от капризов природы, отсталость социальных отношений часто снижали возможную эффективность работы с землей. «Тем, кто работает своими руками, она дает упражнения, а тех, кто заботливо наблюдает за полевыми работами, укрепляет тем, что заставляет рано вставать и быстро ходить, ибо в деревне, как и в городе, все хорошо делать в свое время… Земля побуждает земледельцев также защищать страну с оружием в руках, потому что хлеб, производимый ею, легко может стать добычей победителя… Хорошо сказал тот, кто земледелие назвал матерью и кормилицей всех искусств. Действительно, когда хорошо идет земледелие, тогда и все прочие занятия процветают; где же земля принуждена оставаться невозделанною, там, можно сказать, все занятия приходят в упадок и на суше, и на море», – считал греческий историк Ксенофонт.
В древнейшую эпоху происходил процесс отделения скотоводства от земледелия. Собака, коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд, слон и др. стали служить человеку. О сложности доместикации (одомашнивания) животных свидетельствует то, что из многих десятков тысяч в принципе пригодных к одомашниванию видов лишь немногим более 30 удалось одомашнить. В их числе 19 из класса млекопитающих, 9 из класса птиц (курица, индейка, гусь и др.), 2 вида костных рыб (карп и золотая рыбка), 2 вида насекомых (шелкопряд и пчела). Нетрудно заметить, что после эпохи древних цивилизаций людям последующих эпох оставалось лишь главным образом сохранять и совершенствовать породы, выводить новые, приспосабливать их к разным климатическим условиям. Развитие домашнего животноводства значительно улучшило питание, здоровье и самочувствие человека. Возникли самостоятельные скотоводческие, кочевнические цивилизации, что, с одной стороны, способствовало специализации, развитию товарообмена, но, с другой, послужило основой для противоборства оседлого и кочевого образов жизни.
Необходимым условием благополучия древнейших обществ было умение добывать и обрабатывать металлы. Из меди, бронзы, железа изготавливались долговечные орудия труда, предметы повседневного обихода, а также оружие. Серебро и золото утвердились в качестве средства обращения и накопления богатств, символизировали успех и занятие ключевых мест в жизни общества. Важную роль играла добыча камня, мрамора, леса, других строительных материалов, которые использовались для строительства жилищ, дворцов, крепостей, различных инженерных сооружений.
Вопрос о прародине человека археологами до сих пор не решён окончательно. Большинство из них склонны считать таким местом Африку и в качестве малой родины всех людей называют либо северо-восточную, либо восточную и южную части этого континента. До открытий в Олдувайском ущелье такой малой родиной многие считали Ближний Восток и Переднюю Азию. Есть гипотеза, согласно которой человечество возникло на огромной территории, в которую входила Северо-Восточная Африка и южная половина Евразии.
Африканский континент выглядит предпочтительным для многих археологов, потому что сделанные там древнейшие находки залегали в геологических слоях с многочисленными остатками животных и для определения их возраста можно было использовать калий-аргоновый метод. Датировки палеонтологов, геологов и полученный радиометрический возраст позволяли археологам доказывать глубокую древность африканских орудий более убедительно, чем для других территорий. К тому же открытия Луиса Лики привлекли к Африке повышенный интерес и именно здесь происходили самые интенсивные поиски предков человека. Но после находок в Израиле, Грузии, Центральной Азии и Якутии прародина человечества вновь ставится под вопрос. С течением времени археологические раскопки будут приносить всё новые открытия, и очень возможно, что точка зрения большинства учёных по поводу этой проблемы снова изменится.
Воздействие человека на природу в процессе становления общества
Из этого урока вы узнаете, как развивались отношения человека и природы в процессе биологической и социальной эволюции нашего вида. Древний человек, занимаясь охотой и собирательством, длительное время существовал в виде малочисленных племенных групп, но ситуация резко изменилась с освоением огня и новых методов огневой охоты. Благодаря несвойственной животным любви к огню и отсутствию страха перед ним, наши предки начали кардинально менять не только свой образ жизни, но и облик планеты. Вы выясните, как неолитическая революция далекой древности и промышленная революция нового времени изменили до неузнаваемости облик нашей планеты.
Человек – это биологический вид, относящийся к царству животных. Однако влияние человека на биосферу имеет свою специфику. Поэтому его принято изучать отдельно.
Влияние человека на природу нарастало в процессе развития человеческого общества. Древний человек занимался индивидуальнойохотой и собирательством (см. видео). Эта деятельность практически не отличалась от поведения прочих животных.
Численность людей была небольшой, менее 3 млн, и они не образовывали скоплений более 30 человек, потому что такие группы уже не могли прокормиться.
Влияние человека на биосферу было минимальным, и следы человеческого присутствия быстро исчезали. Однако вскоре человек освоил загонную охоту. Это была уже не индивидуальная охота, а скоординированное действие группы охотников.
Загонная охота была очень эффективной и стала приводить к исчезновению основных объектов охоты – крупных млекопитающих. Вероятно, именно из-за загонной охоты вымерли мамонты, пещерные медведи, гигантские ленивцы, дикие лошади и многие другие звери (рис. 1).
Рис. 1. Загонная охота. Объекты загонной охоты – крупные животные: шерстистый носорог, гигантский ленивец, пещерный медведь и мамонт
Загонная, то есть коллективная, охота была не уникальна для человека. Ее также используют и некоторые виды стайных животных, например волки.
Вымирание крупных млекопитающих – первое заметное последствие влияния человека на биосферу. Их вымирание происходило на фоне глобальных климатических изменений, поэтому считается, что деятельность человека была одним из неблагоприятных факторов.
Разновидностью загонной охоты была огневая охота (рис. 2).
Рис. 2. Огневая охота. Древний человек устраивал пожары, чтобы полакомиться мясом погибших в огне животных.
Загонщиком в такой охоте служит специально созданный пожар. В результате охоты люди получали несколько туш убитых животных, но при этом пожар приносил несопоставимые разрушения биоценоза. Регулярная огневая охота австралийских туземцев постепенно привела к полному опустыниванию их континента. Это были уже очень крупные последствия деятельности человека (см. видео).
В неолите, который начался около 10 тыс. лет назад, происходит неолитическая революция – человек переходит от охоты и собирательства к сельскому хозяйству.
Давление на природу в это время сильно возросло.
Во-первых, под распашку и для устройства пастбищ люди уничтожают природные биоценозы.
Во-вторых, они начинает объединяться в коллективы по тысяче и более человек.
При этом в палеолите общины редко превышали несколько десятков человек. Крупные поселения оставляли после себя резкие изменения ландшафта (рис. 3).
Рис. 3. Изменение образа жизни после неолитической революции. Переход к оседлой жизни, сельскому хозяйству и постройке домов.
Человек входил в эпоху неолита постепенно. Все большие и большие земли вовлекались в сельское хозяйство. Теперь под действием человека исчезали не отдельные виды, а целые биоценозы. Так, постоянно сокращалась площадь лиственных лесов, нарушались и исчезали лесостепные и степные сообщества. В аридных областях, в Средиземноморье, на Ближнем Востоке такие процессы повсеместно сопровождались опустыниванием (см. видео).
Крупным событием в истории человечества стало появление около 10 тыс. лет назад первых городов. Строительство городов является примером самого резкого изменения ландшафта в результате человеческой деятельности (см. видео).
После промышленной революции, к XIX веку, все большее значение приобретает индустриальный фактор.
Промышленность усиливает влияние человека на природу. Продукты и отходы производства загрязняют биосферу. Успехи промышленной революции привели к стремительному росту населения. К настоящему времени индустриальный фактор влияния на природу по своему вкладу далеко обогнал аграрный (рис. 4).
Рис. 4. Последствия промышленной революции: мегаполисы, промышленное загрязнение, перенаселение.
Таким образом, можно выделить четыре этапа становления взаимоотношений человека и природы:
- Первый, раннепалеолитический, когда человек занимался собирательством и индивидуальной охотой. Влияние человека было практически незаметным.
- Второй, позднепалеолитический, связанный с развитием загонной, в том числе огневой, охоты. Под действием человека исчезают некоторые виды крупных млекопитающих.
- Третий, аграрный этап, связанный с появлением и развитием земледелия и скотоводства. При этом исчезают или нарушаются целые биоценозы, изменяются ландшафты.
- Четвертый, индустриальный, связанный с повсеместным развитием промышленного производства. Добыча полезных ископаемых и выбросы отходов серьезно загрязняют среду. Изменения уже касаются не отдельных биоценозов, а атмосферы или гидросферы в целом.
- Нынешний этап связан с попытками преодолеть негативные последствия индустриализации и гармонизировать отношения человека и природы путем внедрения концепции устойчивого развития.
Список литературы
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология, 10–11 класс. – М.: Дрофа, 2005. По ссылке скачать учебник: (Источник)
- Д.К. Беляев. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с. (Источник)
- В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень. – 5-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2010. – 388 с. (Источник)
- В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Биология 10–11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е издание, дополненное. – М.: Дрофа, 2010. – 384 с. (Источник)
Домашнее задание
- Как развивались взаимоотношения человека и природы? Какие этапы становления этих отношений можно выделить?
- Как древние люди добывали пищу?
- Что изменилось в способах добычи пищевых ресурсов с освоением огня?
- С чем была связана неолитическая революция?
- Что такое индустриализация? Как она повлияла на взаимоотношения человека и природы?
- Можно ли считать, что человек, создав культуру, разорвал связи с природой?
- Обсудите с друзьями и родными, как эволюция взаимоотношений человека и природы повлияла на внешние и внутренние особенности современных людей.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Биологический словарь (Источник).
- Вся биология (Источник).
- Интернет-портал Bio.fizteh.ru (Источник).
- Биология (Источник).
- Интернет-портал Sochineniya-referati.ru (Источник).
Человек и Природа в древнейшую эпоху — Мегаобучалка
Деятельность людей на протяжении 5-6-го тысячелетий существования начальных цивилизаций обеспечила создание основ благополучного развития рода человеческого. Нет такой сферы жизни, в которой в древности не были бы совершены эпохальные творческие открытия, не введены новшества, принятые повсеместно. Цивилизационный подход позволяет в полной мере оценить то, чем мы обязаны своим предшественникам, а также помогает увидеть, что у людей в разных точках земли значительно больше общего в организации жизни, чем кажется на первый взгляд.
Взаимодействуя с Природой, Человек постоянно усовершенствовал материальную базу своего существования.
Особое значение имело развитие земледелия, особенно орошаемого, связанного со строительством искусственных рукотворных систем, позволявших поддерживать баланс с природными стихиями. В древнейший период было выведено большинство культурных злаков и растений: пшеница, ячмень, просо, рис, лен, хлопчатник, бахчевые культуры, виноград, финиковые пальмы и т. д. Земледелие стало надежным источником самых разнообразных продуктов питания. Люди научились не только выращивать, но и хранить продукты земледелия. Работа с землей вплоть до XX в. была основной сферой деятельности подавляющей части населения в большинстве стран мира. Занятия земледелием означали оседлость, устойчивость, уверенность в жизни, хотя сохранявшаяся зависимость от капризов природы, отсталость социальных отношений часто снижали возможную эффективность работы с землей. «Тем, кто работает своими руками, она дает упражнения, а тех, кто заботливо наблюдает за полевыми работами, укрепляет тем, что заставляет рано вставать и быстро ходить, ибо в деревне, как и в городе, все хорошо делать в свое время… Земля побуждает земледельцев также защищать страну с оружием в руках, потому что хлеб, производимый ею, легко может стать добычей победителя… Хорошо сказал тот, кто земледелие назвал матерью и кормилицей всех искусств. Действительно, когда хорошо идет земледелие, тогда и все прочие занятия процветают; где же земля принуждена оставаться невозделанною, там, можно сказать, все занятия приходят в упадок и на суше, и на море», – считал греческий историк Ксенофонт.
В древнейшую эпоху происходил процесс отделения скотоводства от земледелия. Собака, коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд, слон и др. стали служить человеку. О сложности доместикации (одомашнивания) животных свидетельствует то, что из многих десятков тысяч в принципе пригодных к одомашниванию видов лишь немногим более 30 удалось одомашнить. В их числе 19 из класса млекопитающих, 9 из класса птиц (курица, индейка, гусь и др.), 2 вида костных рыб (карп и золотая рыбка), 2 вида насекомых (шелкопряд и пчела). Нетрудно заметить, что после эпохи древних цивилизаций людям последующих эпох оставалось лишь главным образом сохранять и совершенствовать породы, выводить новые, приспосабливать их к разным климатическим условиям. Развитие домашнего животноводства значительно улучшило питание, здоровье и самочувствие человека. Возникли самостоятельные скотоводческие, кочевнические цивилизации, что, с одной стороны, способствовало специализации, развитию товарообмена, но, с другой, послужило основой для противоборства оседлого и кочевого образов жизни.
Необходимым условием благополучия древнейших обществ было умение добывать и обрабатывать металлы. Из меди, бронзы, железа изготавливались долговечные орудия труда, предметы повседневного обихода, а также оружие. Серебро и золото утвердились в качестве средства обращения и накопления богатств, символизировали успех и занятие ключевых мест в жизни общества. Важную роль играла добыча камня, мрамора, леса, других строительных материалов, которые использовались для строительства жилищ, дворцов, крепостей, различных инженерных сооружений.
• Инновации. Деньги
С появлением общественного разделения труда и определенной специализации при производстве различных продуктов возникли условия для обмена этими продуктами, которые стали товаром. Товары имели разную стоимость. Начались поиски всеобщего эквивалента, способного выражать стоимость всех товаров и обмениваться на любой из них. В роли такого эквивалента использовались раковины каури или маленькие диски из драгоценных металлов.
Впервые деньги в виде монет с установленной стоимостью были одновременно выпущены в Лидии (Малая Азия) и в Китае в VIII в. дон. э. Часто возникновение денег связывают с именем лидийского царя Крёза, который начал чеканить монеты стандартного веса и гарантированной стоимости из золота. В IV в. до н. э. получили распространение монеты из золота с изображением какой-либо фигуры на одной стороне и государственной символики на другой. На подвластных Риму территориях Европы, Африки и Малой Азии широкое хождение имели медные, серебряные и золотые монеты. Позже их стали копировать в сопредельных районах. В период раннего Средневековья монеты стали обычным средством платежа при заключении сделок. В Древней Руси золотые и серебряные монеты начали чеканить при Владимире I и Ярославе Мудром. Деньги стали служить в качестве меры стоимости, средства обращения и средства сбережения. Поговорка «Богат, как Крез» сохранилась до наших дней.
• Инновации. Колесо
Гениальным изобретением человечества является колесо. Идея колеса предположительно возникла из обычая перетаскивать тяжести при помощи подкладываемых под них древесных стволов. Древнейшие колеса представляли собой толстые круглые деревянные диски, неподвижно соединенные с осью, которая двигалась вместе с колесами. Первые модели колесной повозки из Месопотамии датируются IV тысячелетием до н. э. Изобретение ступицы позволило неподвижно соединить ось с кузовом повозки. В деревянном диске делались промежуточные сквозные выемки, что привело к появлению спиц. Позже в повозки начали впрягать животных, так появился гужевой транспорт, который во многих странах сохранял свое значение до второй половины XX в.
Большим шагом вперед стало создание «второй природы», изготовление различных искусственных материалов: стекла, фаянса, фарфора, бумаги.
Передвижение по воде люди осуществляли с помощью разнообразных плавательных средств. Умение строить корабли, управлять ими, пересекать значительные водные пространства стало непременным условием для расширения торговли, ведения успешных войн, развития цивилизации в целом. Отсутствие собственных удобных выходов к морям создавало большие трудности для развития экономики государств, ставило их в зависимость от прибрежных, морских сообществ.
• Имена. Аристотель
Аристотель (384–322 гг. до н. э.), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Учился у Платона в Афинах. Известно выражение Аристотеля – «Платон мне друг, но истина дороже» – как формула уважительного несогласия с иной точкой зрения. В сочинениях Аристотеля получили осмысление научные знания практически по всем отраслям. Ему принадлежат такие сочинения, как «Первая философия», «Органон», «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Поэтика». Аристотель – основоположник формальной логики. Он создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон, и сам стиль научного мышления.
Аристотель разработал учение об основных принципах бытия: о возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. По Аристотелю, ступенями в развитии природы являлись неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум» (нус), разум Аристотель считал главным отличием человека от животных. Центральным принципом этики Аристотеля было разумное поведение, умеренность (метриопатия). Он определял человека также как существо общественное («человек есть общественное животное»). Наилучшими формами государства называл монархию, аристократию, «политию» (умеренную демократию). Наихудшими – тиранию, олигархию, охлократию. Сущностью искусства Аристотель считал подражание (мимесис), а целью трагедии – «очищение» духа (катарсис).
В 335 г. Аристотель основал Ликей (название гимнасии на окраине Афин) или перипатетическую школу (с греческого – «крытая галерея»). Эта школа в IV–II вв. до н. э. была своего рода академией наук, т. к. в ней занимались систематической разработкой всех отраслей знания на основе метода Аристотеля. В то же время Ликей был высшей школой для афинской молодежи. Со временем перипатетики в основном стали заниматься истолкованием и комментированием Аристотеля. Аристотелизм господствовал в мировой науке вплоть до XVII–XVIII вв. К этому времени аристотелизм приобрел несколько схоластический характер и подвергался резкой критике. Однако и в наши дни любой учебник по истории большинства наук начинается со ссылок на Аристотеля.
Свои наблюдения за природой, размышления по поводу разнообразных и часто опасных для жизни природных явлений люди стремились систематизировать, превратить в знаниям передать их потомкам. Вспомним о некоторых достижениях. Так, еще Фалес Милетский (624–547 гг. до н. э.) правильно предсказал солнечное затмение 585 г. до н. э., разработал учение о подобных треугольниках, по тени определил высоту пирамид в Египте. Его ученик Анаксимандр впервые составил схему светил ночного неба, необходимую для ориентирования по звездам. Ему же принадлежит и первая у греков географическая карта. Эмпедокл (490–430 гг.) создал теорию возникновения мира и эволюции живых существ, в соответствии с которой в результате сложного отбора из уродов, которыми была населена земля, появились наиболее разумные, целесообразные существа. В Древнем Риме получили развитие прикладные науки. Были изобретены водяная мельница, подъемный кран, в игрушках использовались давление воздуха и сила пара. Надежность и долговечность отличали построенные римлянами мосты, акведуки (водопроводы), дороги, крепости, вокруг которых выросли многие современные европейские города (Лондиний – Лондон, Паризия – Париж и др.). Многие научные достижения древних обществ впоследствии либо активно использовались, либо после периода забвения обретали новую жизнь.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
Первые люди в природном окружении.
Древнейшие люди чувствовали связь с животными, растениями и неживой природой. Они верили, что камни растут и, как животные, способны порождать подобных себе. Были уверены, что животные и растения имеют свой язык и разговаривают между собой.
Вся природа была для первых людей огромным живым существом. Она могла быть как в добродушном настроении, так и гневаться в ответ на плохое поведение даже отдельного человека. Люди были убеждены, что со временем они могут превратиться в различные животные и растения. Такие представления о природе сохранялись длительное время.
Даже с образованием родового строя люди верили, что предками отдельных родов были определенные животные и растения. Так возникали такие названия, как, например, род журавля, волка, оленя. Когда однажды ученый показал туземцу Австралии фотокарточку его сородича, тот уверенно ответил: «Это такой же кенгуру, как и я».
Знания и умения древнейших людей. Уже собиратели и охотники хорошо знали полезные и вредные растения, пути переходов, повадки и места обитания животных. Распознавали их следы. Ночью находили дорогу по звездам. Им были известны времена года. Знали приметы перемены погоды. С применением растительных, животных и минеральных средств они лечили желудочные заболевания, простуды, залечивали раны, переломы костей. Научились делать холодные и горячие примочки, спасали жизнь при ядовитых укусах, удаляли больные зубы.
В языке первобытных людей были тысячи названий различных животных, птиц, змей, камней. Но они не очень быстро считали. Медленно слагали и умножали. Лучше было с делением. С этим действием они чаще сталкивались в жизни при разделе добычи.
В окружающей природе древнейшие люди знали как полезное, так и вредное, опасное.
Возникновение религии у первобытных людей.«Человек разумный» продолжал существовать в очень жестких природных условиях. Много людских жизней уносили эпидемии опасных болезней, сильные наводнения, извержения вулканов, землетрясения.
Во время гроз от молний начинались большие пожары. Они губили все живое на огромных лесных пространствах. Морские штормы и ураганы всегда были опасными для рыбаков. Когда стада животных покидали места обитания охотников, наступала голодная смерть.
Человек по-своему объяснял природные причины, которые вызывали эти грозные явления. Это привело к вере в сверхъестественные существа; верили, что они управляют всеми опасными природными явлениями и жизнью людей. Поэтому люди пытались задобрить этих могучих правителей мира. Так начали возникать первобытные религиозные верования. Людям казалось, что весь мир населен могущественными духами, или демонами. Самые сильные из них получили название богов.
С открытием земледелия и животноводства изменились религиозные представления. Главное место среди многих богов заняли те, кто благоприятствовал успеху в этих занятиях. Одним из них стал бог Солнца, от которого зависит земное тепло. Считали, что бог грозы и грома дарит необходимую для полевых растений и садов влагу. Появилась вера в богов — покровителей пастухов и животноводов.
Образы древних богов.Богов первобытные люди представляли в самом фантастическом виде. Об этом говорят их каменные фигуры, найденные археологами. Этнографы также видели необычные деревянные изображения в первобытных племенах современности. Такие фигуры называют идолами, или истуканами.
Они имели человеческую внешность с измененным обликом. Были идолы с огромной головой и совсем маленьким туловищем женщины или мужчины. Были и с ужасным выражением лица, длинным ртом и многими оскаленными зубами. Встречались идолы с телом человека и головами зверя, крокодила, рыбы.
Люди обращались к богам со словесными просьбами, они называются молитвами. Их содержание имело простой смысл. Человек просил успеха в охоте, дождя во время засухи, спасения от голода и болезней.
Считалось, что боги имеют обычные человеческие нужды, что и им необходимо есть и пить. Поэтому к идолам приносили животных, зерно и другую пищу. Приносили в жертву богам и людей, убивая их возле идола.
Появление веры в душу человека.Переход к сельскому хозяйству и ремеслу значительно улучшил жизнь людей. Появилось больше времени для размышлений. Человек пытался найти ответы на главные вопросы жизни. Его стало интересовать, почему животные и люди умирают. Почему спящий похож на покойника? Почему потеря сознания при болезни или при столкновении с диким зверем напоминает смерть?
Но человек, который спал, просыпается и помнит, что он видел во сне. Тот, кто теряет сознание, возвращается к жизни. А умерший навсегда расстается с ней.
Возникло убеждение, что в теле человека находится главная причина жизни — его душа. Она считалась невидимой, похожей на воздух или тень. Душа может оставить человека на время — тогда он засыпает или теряет сознание. Его душа может улететь навсегда — тогда человек умирает, и душа получает свою новую жизнь. Она может переселяться в младенцев, животных и даже в растения. Такие первобытные представления сохранились в религиях древности и нашего времени.
В конце первобытности человечество освоило земледелие, животноводство и изготовление металлических предметов. Появилось представление о душе человека. Это главные условия для возникновения современной культуры.
Способности первобытных людей (об австралийских племенах)
Их умение выслеживать животное хорошо известно. Но трудно представить себе все мастерство, если не видеть их за работой. Туземец не только различает следы, оставленные всеми животными и птицами. Осматривая нору, он может сразу, посмотрев на направление свежих следов или понюхав землю, определить, находится там животное или там уже его нет.
С самого раннего детства мальчики и девочки упражняются в распознании каждого следа, который оставлен любым живым существом. Матери, играя с детьми, удивительно точно рисуют на песчаной почве следы различных животных.
Их знание растений и способов их употребления является поистине чудесным. Туземец в любой местности всегда умеет находить выход из тяжелого положения. Тогда как любой европеец наверняка бы умер с голоду.
Первобытные верования (рассказ эскимоса ученому)
Мы не верим, мы боимся. Мы страшимся духа земли, который вызывает непогоду и заставляет нас с боем вырывать нашу пищу у моря и земли. Мы боимся богини Луны. Мы боимся нужды и голода в холодных жилищах из снега. Мы боимся великой женщины, которая живет на дне моря и управляет морскими зверями. Мы боимся болезней. Они вокруг нас!
Не смерти боимся мы, а страдания. Мы боимся духов мертвых. Мы боимся духов животных, которых мы убили. Мы боимся всех невидимых существ, которые нас окружают.