Эффект Пигмалиона: как ожидания меняют действительность
16 сентября 2021 Образование
Мы можем влиять на реальность гораздо сильнее, чем кажется.
Эффект Пигмалиона, Розенталя или предвзятости экспериментатора — разные названия одного психологического феномена, относящегося к самосбывающимся пророчествам. Суть эффекта заключается в том, что ожидания человека определяют его действия.
Экскурс в историю
Психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент: в начале учебного года они выделили учеников из разных классов начальной школы, которые по результатам теста оказались более талантливыми и обладали более высоким IQ, чем их одноклассники. На самом деле никаких выдающихся способностей у них обнаружено не было и ученики были выбраны случайно, однако учителям сообщили обратное. Повторное тестирование в конце года показало, что результаты «одарённых» учеников в среднем улучшились, а показатель IQ увеличился.
По мнению психологов, завышенные ожидания учителей повлияли на прогресс учеников.
Преподаватели, ожидая высоких результатов, подходили к процессу обучения выбранной группы иначе, допуская больше свободы творчества и стараясь вдохновить учеников. Розенталь и Якобсон отнесли этот феномен к эффекту Пигмалиона.
Ещё один пример из истории, предшествующий эксперименту Розенталя, — конь Умный Ганц, принадлежавший преподавателю и коневоду Уильяму фон Остину. Животное отвечало на заданные вопросы ударом копыта с точностью до 90%. Конь складывал, умножал и называл время и дату. Естественно, это вызвало интерес не только у зевак, но и у психологов.
Психолог и биолог Оскар Пфунгст приехал познакомиться с Ганцем лично. Оказалось, что животное не только не понимает человеческую речь, но и не способно осуществлять математические расчёты. Так как получились эти 90% точности ответов? Дело в том, что и хозяин, и зрители подавали невербальные сигналы, когда Ганц выдавал правильный ответ. Пфунгст обнаружил, что как только Ганц доходил до правильного ответа, спрашивающий опускал голову. А если коню надевались шоры, то он ошибался.
Принцип работы эффекта Пигмалиона
Дело в том, что наш мозг с трудом отличает восприятие и ожидание. Социолог Роберт Мёртон описал самосбывающиеся пророчества, к которым относится эффект Пигмалиона, как самогипноз. Имея изначально убеждение о себе или других, мы влияем на действительность и делаем так, что оно становится правдой. Этот психологический феномен позволяет целенаправленно или случайно влиять на реальность.
Ещё один эксперимент, проведённый Ребеккой Кёртис и Кимом Миллером, это подтверждает. В двух группах студенты были объединены в пары. Участникам одной группы вложили в голову заведомо ложное утверждение, что они симпатичны своему партнёру, а участникам другой — обратное. После этого парам предложили пообщаться. И результат оправдал себя.
Студенты, полагающие, что симпатичны партнёру, были более уступчивы в разговоре, шли на контакт, и манера общения была более приятной, чем в тех парах, которые считали иначе.
Кроме того, студенты, которые думали, что нравятся партнёру, действительно заручились большей симпатией, нежели участники из противоположных пар.
Наверняка вы не раз подвергались эффекту Пигмалиона, сами того не замечая. Например, думая, что не справимся с определённой задачей, мы опускаем руки, а наше поведение и действия приводят к реальному провалу. В обратной же ситуации, если от вас ждут решения задачи, внушая, что всё получится и вы справитесь, действия и результат будут иными.
Эффект Пигмалиона на практике
На самом деле эффект Пигмалиона — секретное оружие в сфере управления. Ожидания людей имеют влияние на наши действия, мысли, восприятие возможностей и достижения. Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США, высказал мнение об эффекте Пигмалиона в менеджменте. В своей работе он развил мысль о влиянии ожиданий на действия и результаты, уделив особое внимание ожиданиям руководителей от подчинённых.
Джон Стерлинг Ливингстон
преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США
Если у руководителя высокие ожидания в отношении своих подчинённых, то продуктивность будет высока. Если же ожидания будут низкие, то и продуктивность снизится.
Ливингстон считал, что руководители должны понимать, как работает эффект Пигмалиона, ведь от ожиданий менеджеров напрямую зависят результаты сотрудников. Хороший руководитель, по мнению Ливингстона, должен проявлять высокие ожидания, в то время как неэффективный менеджер на это не способен. Он провёл связь между самооценкой руководителя и ожиданиями, которые он проявляет к подчинённым. Уверенный в себе менеджер склонен ждать от сотрудников высоких результатов, тогда как плохой управленец менее уверен в себе и тем более не может надеяться получить от работников что-то сверхъестественное.
Чтобы преобразоваться в результат, ожидания в первую очередь должны быть достижимы и реалистичны.
Джон Стерлинг Ливингстон
преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США
Если подчинённые не соответствуют ожиданиям начальства, которые близки к их собственным, производительность и стремление к успеху снижаются.
Постановка заоблачных целей, которые сотрудник не может выполнить физически, не просто не поможет улучшить продуктивность, а вовсе снизит эффективность труда.
Эффект Пигмалиона — одна из многих ловушек мышления, в которые мы попадаем ежедневно. У Лайфхакера есть книга о том, почему так происходит и как этого избежать. Редакция изучила больше 300 исследований о работе мозга и человеческой психике и нашла научные объяснения самым разным ошибкам мышления. Все материалы в книге «Ловушки мышления. Почему наш мозг с нами играет и как его обыграть» дополнены простыми советами. Применяйте их на практике и не позволяйте мозгу вас обманывать.
Купить книгу
Читайте также 🧐
- 3 принципа долгосрочного мышления, которые помогут спланировать будущее
- Как перехитрить мозг и начать заботиться о своём будущем
- Какие пророчества действительно сбываются и можно ли на них влиять
Что такое «Эффект Пигмалиона»: описание и примеры
Приветствую Вас, друзья!
«Эффект Пигмалиона» или как его ещё называют «Эффект Розенталя» — это интересный психологический феномен, который изучается уже не первое десятилетие, и вызывает у ученых и психологов немалый интерес. В этой статье мы разберемся, что такое Эффект Пигмалиона, когда он возникает, и как он может помочь каждому в достижении целей. Начнем.
Что такое эффект Пигмалиона?
Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, согласно которому, человек неосознанно предопределяет исход ситуации своими ожиданиями относительно данной ситуации. В более широком смысле подобное явление называют «самоосуществляющимся пророчеством». Данный феномен наблюдается во всех науках и сферах человеческой деятельности, поскольку людям свойственно корректировать своё поведение в соответствии с собственными и чужими ожиданиями.
Смысл рассматриваемого психологического феномена заключается в том, что ожидания человека (положительные или отрицательные) с большой вероятностью оправдываются.
Обычно данный эффект подразумевает следующую цепочку событий:
- Человек обретает уверенность в определенном исходе.
- Неосознанно он осуществляет приближающие его действия.
- Он иначе воспринимает поведение и реакцию окружающих.
- Благодаря его действиям ожидания оправдываются.
- Человек говорит себе: «Всё получилось, как я и думал!».
В большинстве случаев эффект Пигмалиона является типичным самореализующимся пророчеством. Изначально такое пророчество далеко от действительности. Но люди начинают действовать в соответствии с собственными ожиданиями, в результате чего оно сбывается. Важно понимать, что сами действующие лица не осознают собственного влияния на ситуацию. Им кажется, что пророчество сбылось само по себе.
Как проявляется эффект Пигмалиона?
В реальной жизни данный феномен часто связан с мистическими ожиданиями. К примеру, гадалка говорит парню, что он скоро встретит свою судьбу. И вот он, предвкушая долгожданную встречу, начинает тщательнее следить за собой. Он лучше одевается, старательно бреется и ведёт себя изысканнее. А ещё он приветливо улыбается каждой понравившейся незнакомке, с интересом глядя ей в глаза. И благодаря такому поведению он довольно скоро действительно знакомится с приятной девушкой.
Интересно, что эффект Пигмалиона часто встречается в среде ученых, совершенно не склонных верить в мистические взаимосвязи. Он может возникать в любой науке, на всех стадиях эксперимента, на которые люди могут повлиять. Даже если прямое влияние на исследуемое явление невозможно, от людей напрямую зависит, как полученные данные будут интерпретированы или систематизированы, какие параллели и взаимосвязи будут выявлены при обработке результатов.
Очень сильно данный эффект проявляется у детей. Ребенок, которого регулярно хвалят за успехи в учёбе, обретает уверенность в себе и учится лучше. Если же его убедить, что он – неспособный ученик, то и оценки впредь у него будут соответствующие. Более того, уже в детстве можно «запрограммировать» судьбу человека, убедив, что его ждёт большое будущее или что он, наоборот, вырастет неудачником.
Как появился термин?
Эффект Пигмалиона был обнаружен американским психологом Робертом Розенталем (поэтому в профессиональной литературе его обычно называют эффектом Розенталя). Сам первооткрыватель назвал обнаруженный феномен в честь известного мифического персонажа.
Согласно мифу, гениальный скульптор Пигмалион с острова Крит однажды вырезал из слоновой кости статую настолько прекрасную, что сам влюбился в неё. Он одевал её в шикарные одежды и дарил дорогие подарки. Увидев такую любовь, Афродита оживила статую, которая стала женой скульптора и родила ему троих детей.
Этот красивый древнегреческий миф символизирует силу веры и настойчивого желания. Поэтому именно в честь вымышленного скульптора Розенталь и назвал открытый им феномен.
Наиболее примечательными являются два эксперимента, подтверждающих существование эффекта Розенталя. Давайте рассмотрим их подробнее.
Первый эксперимент – «Пигмалион в классе»
Первый из знаменитых экспериментов провел сам первооткрыватель, совместно с Ленор Якобсон в 1965 году, чтобы продемонстрировать, что такое эффект Пигмалиона, на практике. Результаты работы были опубликованы в 1968 году под названием «Пигмалион в классе».
Эксперимент проводился среди учеников средней школы в Сан-Франциско. Дети прошли IQ-тест и некоторым из них случайным образом приписали сильно завышенные результаты. Учителя удивились подобным показателям, поскольку выделенные ученики демонстрировали весьма посредственные успехи в учебе. Психологи ответили, что дети пока не проявили себя, но скоро продемонстрируют истинный потенциал.
Когда ученые пришли в школу в конце года, выяснилось, что отобранные ими участники эксперимента теперь являются лучшими учениками в классе. Повторно проведя тестирование, они обнаружили, что IQ «избранных» учеников значительно возрос. Таким образом, Розенталь и Якобсон продемонстрировали, как сильно успехи школьников зависят от того, насколько учителя верят в их способности.
В дальнейшем на основе данного исследования была предложена программа по стимулированию развития детей с применением подобных методов. Но она оказалась малоуспешной, поскольку невозможно было обеспечить необходимые условия. Дело в том, что в оригинальном исследовании решающим фактором была убежденность самих педагогов, что выбранные психологами дети являются одаренными.
Второй эксперимент – «Запрограммированная симпатия»
В 1986 году Ребекка Кёртис и Ким Миллер опубликовали результаты другого исследования, хорошо объясняющего, что такое эффект Пигмалиона. Его участниками были студенты, изначально не знакомые между собой. Их разбили на пары случайным образом, и они должны были просто пообщаться некоторое время. При этом некоторых случайно выбранных участников «предупредили», что они нравятся собеседнику. Другим же сказали, что собеседник испытывает к ним антипатию.
Результаты эксперимента были предсказуемыми. Студенты, изначально уверенные, что уже нравятся собеседнику, общались более приветливо и положительно воспринимали партнера. Они были более откровенными, старательно искали общие интересы и взгляды. Но самое интересное, что уверенность одного человека приводила к тому, что второй (не получавший вообще никаких «предупреждений») после разговора действительно испытывал сильную симпатию к нему.
Практический смысл
Эффект Розенталя – это не просто психологический феномен, представляющий интерес для исследователей. Он оказывает влияние на жизнь практически каждого человека. Чаще всего можно столкнуться со следующими его проявлениями:
- Самооценка и успешность. Люди, страдающие от заниженной самооценки, испытывают серьезные трудности с карьерным ростом. Им сложнее устроить личную жизнь и обзавестись хорошими друзьями. Они сами считают, что не достойны добиться успеха в жизни. И окружающие это чувствуют, реагируя соответствующим образом. Завышенная же самооценка действует обратным образом. Самоуверенный человек быстрее продвигается по карьерной лестнице, без усилий становится «душой компании» и пользуется успехом у противоположного пола.
- Отношение педагога и успехи ученика. Если учитель изначально относится к ученику пренебрежительно, это заметно снижает успеваемость последнего. В школе такое отношение со стороны педагогов приводит также к проблемам с поведением детей. Обычно ребенок склонен верить взрослым, поэтому принимает навязываемый ему образ бездельника и хулигана. Благодаря данному эффекту ученики, изначально нравящиеся преподавателям, демонстрируют более высокие успехи в учебе и прилежное поведение.
Хорошо понимая, что такое эффект Пигмалиона и как он работает, вы сможете заметить гораздо больше его проявлений в реальной жизни. Так успехи подчиненных часто зависят от ожиданий начальства, а родители во многом определяют судьбу собственных детей, убеждая их в раннем возрасте, что они талантливы (или, наоборот, бездарны). Возможно, вы и сами сталкивались с ситуацией, когда удавалось сделать нечто невероятно сложное только благодаря 100-процентной уверенности в успехе.
Заключение
Эффект Пигмалиона – интересный психологический феномен, проявляющийся во всех сферах нашей жизни. Мы нередко испытываем его действие на себе под влиянием своих или чужих убеждений. И зная, как он работает, можно использовать его в собственных интересах. Для начала необходимо научиться мыслить более позитивно и самоуверенно, тщательно избегая негативного настроя. Не лишним будет поработать над повышением самооценки.
Многие западные корпорации уже применяют эффект Розенталя для осуществления труднореализуемых проектов. Их руководители озвучивают амбициозные планы, демонстрируя полную уверенность в грядущем успехе. При этом, несмотря на все сложности, такие проекты действительно практически всегда оказываются успешными. И происходит это во многом благодаря эффекту Пигмалиона.
Что такое эффект Пигмалиона?
Опубликован в 30 сентября 2022 г. к Кассиани Николопулу. Отредактировано 18 ноября 2022 г.
Эффект Пигмалиона относится к ситуациям, когда высокие ожидания приводят к повышению производительности, а низкие ожидания приводят к ее ухудшению. Хотя эффект Пигмалиона первоначально наблюдался в классе, он также применялся в области менеджмента, бизнеса и спортивной психологии.
Вы твердо верите, что человеческий фактор необходим для развития словарного запаса детей. Вы поощряете детей в этой группе быть внимательными и взволнованными, в то время как вы не демонстрируете такого поведения компьютерной группе.
Дети из первой группы теперь уделяют больше внимания и чувствуют себя лучше, чем дети из другой группы, что может привести к эффекту Пигмалиона.
Эффект Пигмалиона также известен как эффект Розенталя, по имени исследователя, впервые наблюдавшего это явление.
Содержание
- Что такое эффект Пигмалиона?
- Как работает эффект Пигмалиона
- Примеры эффекта Пигмалиона
- Почему важен эффект Пигмалиона?
- Другие виды предвзятости исследований
- Часто задаваемые вопросы об эффекте Пигмалиона
Что такое эффект Пигмалиона?
Эффект Пигмалиона — это психологический термин, используемый для описания влияния положительных или отрицательных ожиданий на деятельность человека или группы. Это вносит предвзятость в ваши исследования.
Основная идея заключается в том, что когда лидер, авторитетная фигура или образец для подражания верят, что мы можем добиться успеха в определенной области, мы будем усердно работать, чтобы оправдать их ожидания. Это также означает, что мы действуем лучше, когда от нас ожидают большего.
Эффект Пигмалиона имеет как академическое, так и практическое значение.
Точно так же, если исследователь возлагает большие надежды на то, что пациенты, включенные в группу лечения, добьются успеха, у этих пациентов могут быть лучшие результаты, чем в контрольной группе. В этом примере эффект Пигмалиона принимает форму (бессознательной) предвзятости исследователя.
Как работает эффект Пигмалиона
Эффект Пигмалиона демонстрирует силу ожиданий в формировании поведения.
Этот эффект возникает из-за того, что мы склонны усваивать ярлыки, которые навешивают на нас другие. Мы стараемся соответствовать этим ярлыкам, положительным или отрицательным.
Эффект Пигмалиона работает по кругу:
- Ожидания других людей о нас влияют на их поведение по отношению к нам.
- Их поведение по отношению к нам влияет на то, как мы себя видим.
- То, как мы себя видим, влияет на наше поведение.
- Наше поведение по отношению к другим влияет на их убеждения, усиливая их ожидания.
Другими словами, чьи-то высокие ожидания в отношении нашей работы влияют не только на то, как мы действуем, но и на то, как действуют они.
Чтобы применить это, давайте возьмем пример учителя. Ожидания учителя от учеников передаются четырьмя способами:
- Климат
- Обратная связь
- Ввод
- Выход
Климат относится к атмосфере, созданной человеком, который возлагает надежды, в данном случае учителем. Об этом часто сообщают невербально, возможно, улыбаясь, кивая или устанавливая зрительный контакт. Эти сигналы могут создать дружественный и позитивный климат.
Обратная связь относится к типу ответа, который учитель дает ученикам. Студенты с высокими ожиданиями, скорее всего, получат больше похвалы и более подробные отзывы.
Ввод относится к усилиям или энергии, которые вкладывает учитель. Некоторые учителя, как правило, вкладывают больше времени и усилий в учеников с высокими ожиданиями (например, предоставляя им более сложный материал).
Результат относится к тенденции учителей чаще обращаться к «хорошим» ученикам или побуждать их к более отзывчивому отношению.
Пример: эффект Пигмалиона. Предположим, учительница считает, что ее класс может получить высокие оценки за тест в конце семестра. Учитель передает это ожидание, говоря ученикам, что она уверена, что они преуспеют, если будут усердно готовиться. В последующие недели, проводя пробные экзамены в классе, учитель сохраняет позитивный настрой: она поощряет каждого ученика отвечать и участвовать. Всякий раз, когда студенты ошибаются, она не торопится, чтобы объяснить правильный ответ.Поскольку учитель ценит способности учащихся и пытается создать атмосферу успеха, учащиеся с большей вероятностью усвоят это убеждение и будут усердно готовиться к тесту. По мере того как ученики настраивают свое поведение на ожидания учителя, вера учителя в своих учеников подтверждается. Это мотивирует ее еще больше помогать своим ученикам преуспевать.
Примеры эффекта Пигмалиона
Эффект Пигмалиона может объяснить, как люди ведут себя в различных контекстах.
Каждые несколько месяцев каждый менеджер получает оценку эффективности. Те, кто не достигает своих целей по доходам, автоматически получают отрицательный отзыв. Вы заметили, что, чтобы избежать дальнейших негативных отзывов, эти менеджеры чаще выдвигают безопасные, но не очень прибыльные кредиты.
Это приводит к тому, что филиалы теряют бизнес в пользу конкурентов, и дальнейшие негативные отзывы об этих менеджерах. Чтобы переломить ситуацию, руководители филиалов начинают брать как можно больше кредитов, даже рискованных. Это также приводит к уменьшению прибыли филиалов, поскольку арендаторы чаще не выполняют свои обязательства.
Проведя полуструктурированные интервью с руководителями филиалов, вы понимаете, что их неустойчивое поведение было попыткой избежать дальнейшего ущерба их карьере и самооценке, а не ошибочным суждением. Вы заметили, что менеджеры, которые получают негативные отзывы, со временем становятся менее эффективными.
Вы заключаете, что эффект Пигмалиона повлиял на поведение менеджеров.
Руководители филиалов восприняли отрицательную служебную аттестацию как признак неудачи и недоверия к своим способностям. Они усвоили это убеждение, и это повлияло на их действия. Их неверные решения привели к еще худшим результатам, подтвердив ожидания начальства.
В контексте образования эффект Пигмалиона показывает, что учителя рискуют получить от учеников только то, что они от них ожидают.
Пример: эффект Пигмалиона в образовании. Предположим, вы учитель средней школы. В первый день в школе вы замечаете, что у вас есть ученик, двое старших братьев и сестер которого были у вас в предыдущие годы. Оба они часто были возмутителями спокойствия.Подсознательно вы уже заклеймили ученика как нарушителя спокойствия. Это, в свою очередь, влияет на то, как вы к ней относитесь. Всякий раз, когда она хоть немного плохо себя ведет, вы чувствуете раздражение и неуважение.
Несмотря на то, что она не единственная ученица, которая время от времени плохо себя ведет, вы выговариваете ей гораздо строже и регулярно, чем другие ученицы. В свою очередь, ученица чувствует, что вы к ней несправедливы, и со временем теряет интерес к вашим урокам, так что ваши ожидания действуют как «самосбывающееся пророчество».
Различные ожидания обычно приводят к различным методам лечения, даже если это происходит непреднамеренно.
Почему важен эффект Пигмалиона?
Эффект Пигмалиона проявляется в различных контекстах:
- Хотя этот механизм в основном работает бессознательно, его также можно использовать для намеренного обеспечения развития других людей, таких как студенты, сотрудники или спортсмены. Например, тренеры, которые сообщают спортсменам, что ожидают от них большего, могут привести их к большим достижениям как спортсменов.
- Знание об эффекте Пигмалиона может помочь людям, занимающим руководящие должности, понять, как их отношение и ожидания от подчиненных могут повлиять на них. Предвзятость лидера может повлиять на его ожидания от других и наложить на них несправедливые или стереотипные ярлыки.
- Эффект Пигмалиона также может влиять на целые группы и организации. Например, он может формировать климат в целых отделах, создавая культуру заниженных ожиданий, или наоборот.
Другие виды предвзятости исследования
Часто задаваемые вопросы об эффекте Пигмалиона
- Что такое эффект Розенталя? org/Answer»>
Эффект Розенталя относится к ситуациям, когда высокие ожидания приводят к повышению производительности, а низкие ожидания приводят к плохой работе. Его часто называют эффектом Пигмалиона.
Процитировать эту статью Scribbr
Если вы хотите процитировать этот источник, вы можете скопировать и вставить цитату или нажать кнопку «Цитировать эту статью Scribbr», чтобы автоматически добавить цитату в наш бесплатный генератор цитирования.
Николопулу, К. (2022, 18 ноября). Что такое эффект Пигмалиона? | Определение и примеры. Скриббр. Проверено 6 марта 2023 г., с https://www.scribbr.com/research-bias/pygmalion-effect/
Процитировать эту статью
Полезна ли эта статья?
Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса…
Кассиани имеет академическое образование в области коммуникаций, биоэкономики и экономики замкнутого цикла. Как бывшая журналистка, ей нравится превращать сложную научную информацию в легкодоступные статьи, чтобы помочь студентам. Она специализируется на написании статей о методах исследования и предвзятости исследования.
Эффект Пигмалиона — Лаборатория принятия решений
Эффект Пигмалиона описывает ситуации, когда чьи-то высокие ожидания улучшают наше поведение и, следовательно, нашу производительность в данной области. Он предполагает, что мы делаем лучше, когда от нас ожидают большего.
Где происходит это смещение
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Представьте, что вы начинаете новый проект на работе. Ваш босс приходит к вам и говорит, что он очень рад видеть конечный продукт, потому что он знает, что у вас все получится.
Поскольку ваш начальник возлагает большие надежды на вашу работу, он может оказывать вам дополнительную поддержку во время проекта. Кроме того, поскольку вы хотите оправдать его ожидания, вы также можете изменить свое поведение. Вы можете потратить больше времени на проект, работать сверхурочно и перепроверить качество своей работы. Поскольку и ваш босс, и вы изменили свое поведение, проект может оказаться более успешным, чем он был бы изначально, если бы ваш босс не сказал вам, что верит в вас. Ожидания вашего начальника заставили вас работать усерднее, что привело к повышению производительности и, следовательно, к лучшему результату.
Когда позитивные ожидания положительно влияют на наше поведение и нашу работу, это называется эффектом Пигмалиона. Эффект Пигмалиона чаще всего связан с успеваемостью в школе или на работе, поскольку учителя или начальники часто озвучивают свои ожидания своим ученикам или сотрудникам.
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, которая не оптимизирована для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работе
Индивидуальные эффекты
Хотя эффект Пигмалиона проявляется в основном подсознательно, он показывает, что ожидания других могут сильно влиять на нашу работу. Когда кто-то высокого мнения о нас, мы прилагаем все усилия, чтобы поддерживать эти ожидания.
Если кто-то, кого мы уважаем или хотим произвести впечатление, например учитель или работодатель, считает, что мы добьемся успеха, он может повлиять на наше впечатление о себе. Позитивные ожидания позволяют нам предпринимать необходимые шаги, чтобы оправдать эти высокие ожидания. Скорее всего, мы будем прилагать больше усилий, потому что верим, что может добиться успеха.
Эффект Пигмалиона действует как пророчество, потому что ранее существовавшие убеждения приводят к тому, что как человек с ожиданиями, так и человек, от которого ожидают, прикладывают больше усилий, увеличивая вероятность того, что последует успех.
Системные эффекты
Хотя эффект Пигмалиона положительно влияет на производительность, он зависит от положительных ожиданий. Это означает, что люди, которые не верят, что другие возлагают на себя большие надежды, могут в результате пострадать. Эффект Пигмалиона показывает, что стереотипы могут быть более разрушительными, чем кажутся.
Чьи-то высокие ожидания от нашей работы влияют не только на то, как мы действуем, но и на то, как действуют они. Например, если учитель считает, что один из его учеников действительно умен и добьется успеха, он может уделять ему больше внимания, давать ему более подробную обратную связь и продолжать бросать ему вызов. Они могут по-разному относиться к другим учащимся, и неравное обращение приводит к тому, что одни учащиеся отстают, а другие преуспевают.
Поскольку наши ожидания влияют на то, как мы относимся к другим, эффект Пигмалиона положительно влияет только на тех, от кого мы уже многого ожидаем. Это может быть особенно вредно для маленьких детей, которые податливы и все еще строят свою самооценку на основе мнений других людей. 1 Поэтому влиятельные лица должны быть осторожны, управляя своими ожиданиями и опосредуя их.
Почему это происходит
Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, описывающий, как ожидания могут изменять поведение. Это свидетельствует о самоисполняющемся пророчестве, которое основано на идее о том, что убеждения других о нас становятся истинными, потому что их убеждения влияют на наше поведение. 2 Эффект Пигмалиона конкретно описывает ситуации, в которых положительное мнение начальника о производительности приведет к повышению производительности на самом деле.
Эффект Пигмалиона возникает потому, что ожидания других влияют как на их собственное, так и на наше поведение. Если кто-то верит, что мы добьемся успеха, он будет относиться к нам по-другому, чтобы помочь нам достичь этих целей. В свою очередь, когда кто-то ожидает от нас успеха, мы делаем все возможное, чтобы оправдать эти ожидания.
Роберт Розенталь, психолог-бихевиорист, который впервые исследовал эффект Пигмалиона в 1968 году, позже предложил четырехфакторную теорию относительно того, почему он возникает в 1973 году. своих учеников, влияющих на поведение этих учеников. 2
Климат относится к тому факту, что если учитель возлагает большие надежды на своих учеников, они могут создать теплую социально-экономическую среду. Они положительно относятся к своим ученикам, и класс будет отражать это отношение. Ввод предполагал, что учителя будут давать учащимся, которых они считают умными, больше и более качественные материалы. Результат означал, что учителя предоставят этим учащимся больше возможностей отвечать и участвовать в классе. Последним фактором была обратная связь, которая относилась к вероятности того, что более успевающие учащиеся могут получить более подробную обратную связь от своих учителей о том, как улучшить свою работу. 2
Почему это важно
Нам важно понимать, как ожидания влияют на наше поведение и последующие результаты, чтобы мы могли должным образом опосредовать эти ожидания для достижения наилучших возможных результатов.
Во-первых, эффект Пигмалиона предполагает, что впечатления имеют значение. Наличие хорошей репутации у вашего начальника или начальника означает, что они будут ожидать от вас многого, и это может побудить их оказать вам большую поддержку, чтобы вы могли наилучшим образом достичь своих целей. Например, Розенталь обнаружил, что учителя уделяли ученикам, которых называли шаровары, больше внимания и больше поощряли их. 3
Если мы являемся теми, чьи ожидания могут влиять на других, мы должны стараться поддерживать и выражать позитивные ожидания, чтобы мотивировать людей соответствовать этим ожиданиям. Однако мы также должны следить за тем, чтобы наши ожидания от конкретных людей не затмевали других людей, которые могут предложить столько же.
Эффект Пигмалиона может привести к несправедливому обращению. Мы должны следить за тем, чтобы не отдавать предпочтение только одному или двум студентам или сотрудникам, потому что, хотя это может помочь им добиться успеха, другие могут чувствовать себя немотивированными и обескураженными.
Как его активировать
Эффект Пигмалиона — это не то, что мы можем активировать сами, потому что он зависит от ожиданий других людей в отношении нас как мотива для достижения успеха. Однако осознание эффекта Пигмалиона может гарантировать, что мы приложим все усилия, когда впервые встретимся с начальством.
Поступая так, мы можем создать высокие ожидания от начала учебного года, проекта или работы, которые повышают вероятность того, что наше начальство будет лучше поддерживать нас, бросать нам вызов и обеспечивать наш успех.
Однако, если мы не чувствуем, что наше начальство возлагает на нас большие надежды, мы можем почувствовать разочарование, что негативно повлияет на наше поведение. Мы можем захотеть посмотреть на других людей в нашей жизни, которые действительно возлагают на нас большие надежды, таких как наши друзья и семья, и использовать их убеждения в качестве мотивации, чтобы доказать, что наши работодатели или учителя ошибаются.
Как все начиналось
Эффект Пигмалиона получил свое название от греческого мифа о Пигмалионе. Пигмалион был скульптором, вырезавшим статую красивой женщины, в которую он впоследствии влюбился. Он хотел, чтобы он мог найти женщину, столь же красивую, как его скульптура, чтобы жениться. Афродита, богиня любви, исполнила его желание и превратила его скульптуру в женщину. Фиксация Пигмалиона на скульптуре позволила ей ожить, точно так же, как наша сосредоточенность на ожидании может повлиять на результат в данной ситуации. 3
Эффект Пигмалиона также часто называют эффектом Розенталя в честь одного из исследователей, который впервые продемонстрировал психологический феномен в исследовании 1968 года. начальной школе, хотели выяснить, влияют ли ожидания учителей на их успеваемость в школе. Они верили, что учащиеся усвоят положительные ожидания учителя и будут придерживаться этого убеждения настолько, что действительно будут лучше учиться в школе. 4
Розенталь и Джейкобсон провели тест на IQ для учеников начальной школы Джейкобсона в начале учебного года. Учителям этих учеников сказали, что тест проводится, чтобы предсказать, какие ученики будут интеллектуально развиваться в течение года. Затем Розенталь и Джейкобсон на самом деле выбрали учеников наугад и сказали их учителям, что они исключительно хорошо справились с тестом, несмотря на то, что их фактические результаты не указывали на то, что они будут интеллектуально развитыми. 5
В конце исследования учащиеся прошли тот же тест на IQ. Хотя все учащиеся показали лучшие результаты во второй раз, Розенталь и Джейкобсон обнаружили, что те учащиеся, которые были названы интеллектуально развитыми, улучшили свои результаты в большей степени, чем другие учащиеся. Особенно это касалось детей первого и второго классов. Из этих результатов они пришли к выводу, что учитель, ожидающий от учеников повышения успеваемости, на самом деле может привести к повышению успеваемости, особенно у маленьких детей. 5
Пример 1. Влияние целых групп
В то время как Розенталь и Якобсон продемонстрировали разницу в успеваемости между учащимися, которые были отмечены как умственно отсталые, и контрольной группой учащихся, которые таковыми не были, эффект Пигмалиона мог возникнуть не потому что учителя положительно относились к интеллектуальным шароварам, а потому что отрицательно относились к контрольной группе. 2
Д-р Дов Иден, организационный психолог, хотел убедиться, что именно положительные ожидания привели к повышению производительности. Поэтому он провел исследование, в котором контрольная группа была полностью отделена от группы с высокими ожиданиями. 6
Иден провел свое исследование, используя взводы Армии обороны Израиля, потому что у каждого взвода есть свой командир взвода. Стажеры прошли тестирование по четырем направлениям: теоретическая специальность, практическая специальность, физическая подготовка и стрельба по мишеням. Первые две области — это области, которым обучают командиры взводов, и Иден предсказал, что на эти области больше всего повлияет эффект Пигмалиона.
Некоторым командирам взводов сказали, что вся их группа показала результаты тестов выше среднего, и что они могут ожидать от своих подопечных необычных достижений. Руководителям взводов контрольной группы не сказали ничего ни положительного, ни отрицательного о потенциале стажеров в их группе. Раз в две недели экзаменаторы проводили контрольные встречи с командирами взводов. Тех лидеров, которым сказали ожидать высокого потенциала, экзаменаторы спрашивали, как проявляется этот потенциал, чтобы освежить индукцию ожидания. Испытания снова были проведены в конце десяти недель. 6
Результаты показали, что стажеры в группах с высокими ожиданиями в среднем работали лучше в группе, чем в контрольных группах. Разница была наиболее существенной по успеваемости по теоретической и практической специальности, которым обучают командиры взводов.
Исходя из этих результатов, Иден пришел к выводу, что эффект Пигмалиона может влиять на целые группы, а не только на отдельных людей, и что именно положительные ожидания приводят к различиям в производительности. 6 Кроме того, поскольку те области, в которых стажеры продемонстрировали наибольшие улучшения, находились в ведении лидеров, а отдельным стажерам никогда не сообщали об их результатах тестов, исследование Идена показывает, что эффект Пигмалиона все равно будет иметь место, даже если люди не будут знать, каковы ожидания их начальника. Это говорит о том, что лидеру достаточно изменить свое поведение для повышения производительности.
Пример 2. Влияние лечения зависимости
Большинство примеров и исследований эффекта Пигмалиона сосредоточено на его роли на работе и в школе. Однако доктор Хакан Дженнер, профессор педагогики, специализирующийся на злоупотреблении психоактивными веществами среди молодежи, считает, что это также может повлиять на лечение, поскольку у терапевтов также могут быть ожидания относительно успеха своих пациентов. 7
Как отмечает Дженнер, терапевтам часто приходится маркировать и классифицировать своих клиентов. Возможно, им придется указать, мотивированы ли их пациенты и подходит ли им программа лечения. Основываясь на обзоре литературы, Дженнер демонстрирует, что эффект Пигмалиона, вероятно, влияет на лечение, потому что терапевты часто видят мотивацию или силу воли в качестве основного фактора, определяющего, будет ли пациент успешным в лечении. 7
Благодаря своей предыдущей работе Дженнер обнаружил, что предыдущее обязательство по зачислению в программу лечения алкогольной зависимости мало повлияло на решение пациента продолжать участие в программе. Таким образом, Дженнер пришел к выводу, что факторы лечения являются более влиятельным фактором успеха лечения. Дженнер предположил, что климат, один из четырех факторов Розенталя, был основным фактором распространения эффекта Пигмалиона в лечении. Если лечащий персонал позитивен и сотрудничает со своими пациентами, потому что верит, что у них все получится, у пациентов на самом деле больше шансов на успех.
На основании своего исследования Дженнер пришел к выводу, что для достижения наилучших возможных результатов ожидания и мотивация терапевта должны быть высокими, поскольку это приведет к эффекту Пигмалиона. 7
Резюме
Что это такое
Эффект Пигмалиона — это психологический феномен, который описывает, как позитивные ожидания других людей от нас могут стать пророчеством, поскольку они приводят к повышению производительности.
Почему это происходит
Эффект Пигмалиона происходит потому, что мы, социальные существа, подвержены влиянию собственных и чужих ожиданий. Если мы ожидаем успеха от человека, мы, вероятно, окажем ему большую поддержку, чтобы помочь ему достичь этого успеха. Точно так же, если мы считаем, что кто-то возлагает на нас большие надежды, мы будем усерднее работать, чтобы оправдать эти ожидания. Ожидания действуют как пророчество, потому что они становятся мотиваторами для тяжелой работы.
Пример 1.
Эффект Пигмалиона проявляется для целых группЧасто при изучении эффекта Пигмалиона исследователи предъявляют работодателям и учителям завышенные требования к конкретным лицам, не изолируя их от контрольной группы. Однако было обнаружено, что эффект Пигмалиона все еще имеет место, если лидер считает, что вся группа имеет потенциал успеха выше среднего, уменьшая влияние индивидуальных различий.
Пример 2. Эффект Пигмалиона важен для терапевтов
В то время как большинство исследований, связанных с эффектом Пигмалиона, основано на школьной и рабочей среде, терапевты также являются лидерами с ожиданиями своих пациентов. Если терапевт верит, что его пациент преуспеет в лечении зависимости, он с большей вероятностью создаст позитивную и поддерживающую атмосферу, которая, в свою очередь, поможет пациенту добиться успеха. Поскольку в лечении возникает эффект Пигмалиона, терапевты должны поддерживать высокие ожидания своих пациентов для достижения успеха.
Как его активировать
Эффект Пигмалиона приводит к желаемым результатам для тех людей, которые отмечены как обладающие высоким потенциалом.