что это, как его использовать с примерами
- Что такое эффект Пигмалиона, или Розенталя?
- Эффект Розенталя на практике
Те, кто еще помнит уроки русского языка и своды правил, могут подумать, что эффект Розенталя как-то связан с грамматикой или пунктуацией. Однако на самом деле это явление совсем не о правилах языка и названо в честь психолога Роберта Розенталя (Robert Rosenthal), проведшего эксперимент и доказавшего данный феномен. Сам же психолог называл его эффектом Пигмалиона. Разберем, что это за явление и как его использовать на практике.
Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?
Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества. Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогноз осуществился потому, что так сошлись звезды, сложились карты, [нужное вставить].
Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества. Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой. При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.
Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание.
Эффект Розенталя на практике
Эффект Пигмалиона работает далеко не только в случае с гадалками и экстрасенсами. Множество примеров можно найти и в быту. Допустим, вы хотите попросить у руководства повышения зарплаты, но в глубине души на 99,99% уверены, что этого не будет. Неделю или две вы собирались с мыслями, чтобы пойти и поговорить с начальником. И пока вы прокрастинировали, работали не слишком эффективно – ведь были уверены, что вам не повысят зарплату: это портит настроение и демотивирует. Вот, наконец вы озвучили свое желание. Но что же? Зарплату вам не повысили! Сыграл ли свою роль тот обреченный тон, которым вы произнесли просьбу, или же неэффективная работа в последнее время? Для вас это неважно, потому что вы будете думать лишь об одном: вы заранее знали, что прибавки вам не светит, и действительно не получили ее.
Аналогичные примеры можно привести во многих сферах, начиная с работы и заканчивая личной жизнью. Здесь важно помнить о том, что эффект Пигмалиона работает как на отрицательные события, так и на положительные. В том числе на этом эффекте построено действие аффирмаций. Ваша внутренняя убежденность в том, что вы достигнете желаемого и добьетесь своей цели, определяет ваше поведение, оценку ситуации и принимаемые решения. Поэтому обратите внимание на правила составления аффирмаций – это шанс изменить жизнь в ту сторону, которую вы хотите.
Также не прислушивайтесь ни к каким отрицательным предсказаниям и прогнозам – верьте только в хорошее. Это касается не только непрошенных предсказаний от уличных гадалок, но и «дружеских» советов в духе: «Не встречайся с ним/ней, люди такого знака зодиака постоянно изменяют», «Не работай в этой сфере – там все обманщики». Отличайте дельные рекомендации, основанные на знаниях и личном опыте, от подобных «пророчеств».
Подарки нашим читателям
В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога
Получить подарок
Аффирмации Основные термины Психология на практике
Эффект Розенталя.
Что такое «Эффект Розенталя»? Понятие и определение термина «Эффект Розенталя» – ГлоссарийГлоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона) — психологический феномен, который заключается в том, что ожидания личности способствуют тому, что они находят выражение в реальной жизни. Этот эффект открыл американский психолог Роберт Розенталь в 1966 году. Для подтверждения существования данного феномена Розенталь провел множество экспериментов, один из самых известных получил название «Дети Розенталя».
Психолог изучил интеллектуальные способности учеников в одной из школ Сан-Франциско. Учащиеся показали примерно одинаковый результат, однако Розенталь сообщил учителям, что некоторые из них (дети были выбраны случайно) обладают скрытым потенциалом и при должном подходе могут значительно увеличить свой IQ.
Другое название — эффект Пигмалиона — феномен получил благодаря древнегреческому мифу о гениальном скульпторе Пигмалионе, который создал настолько совершенную скульптуру, что влюбился в нее и заставил богов оживить ее.
Эффект Розенталя, как правило, встречается в научных исследованиях: например, при проведении процедуры эксперимента. При этом феномен имеет негативное влияние, так как сказывается на внутренней валидности.
< Эффект Барнума
Я (Эго) >
Популярные термины
Новости СМИ2
новое на сайте
- Как прогрессирует деменция: 4 стадии
- Гостевой брак и полиамория: 4 типа современной семьи — узнайте новые тренды отношений
- «Боюсь ничего не добиться в жизни»
- «Как вернуть отношения с бывшей девушкой?»
- 5 признаков несерьезных отношений — проверьте вашу пару
- Поколения X, Y, Z: как нам ужиться друг с другом — изучите особенности разных возрастов
- Нормальный мужчина XXI века: какой он? Часть 3.
- «Нет сил на личностные перемены: все уходят на основную и домашнюю работу»
Сегодня читают
- «Муж рвется общаться с моей подругой: как мне достойно выйти из этой ситуации?»
- Блат, сексизм и начальники в трусах: россияне поделились дикими историями с собеседований
- «Муж обижается, потому что я хочу секса реже, чем он. Думаю о разводе»
- «Друг без причин заблокировал меня в переписке»
- Доминация милфы: почему мужчин тянет к женщинам постарше
- Как сохранить любовь и не потерять себя: 3 главных принципа отношений
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
Эффект Пигмалиона | Университет Дюкен
Работа Розенталя и Якобсена (1968), среди прочего, показывает, что ожидания учителя влияют на успеваемость учащихся.
Положительные ожидания положительно влияют на производительность, а отрицательные — отрицательно. Розенталь и Якобсон первоначально описали это явление как эффект Пигмалиона.» Когда мы ожидаем определенного поведения от других, мы, вероятно, будем действовать таким образом, что ожидаемое поведение будет более вероятным ». (Rosenthal and Babad, 1985)
С точки зрения преподавания, преподаватели, которые жалуются на студентов, создают атмосферу неудач, но преподаватели, которые ценят способности своих студентов, создают атмосферу успеха. Какой учебный климат вы создаете своими ожиданиями?
Пигмалион в Традиции
Пигмалион в Метаморфозах Овидия (Книга X) был скульптором, который влюбился в статую из слоновой кости собственного изготовления. Очарованный красотой собственного творения, Пигмалион умоляет богов дать ему жену в подобии статуи. Боги исполняют просьбу, и статуя оживает. Джордж Бернард Шоу принял «Пигмалион» для названия своей пьесы о профессоре Генри Хиггинсе, чье чувство самоэффективности грандиозно: «Вы видите это существо с ее тумбой по-английски. . . через три месяца я мог бы выдать эту девушку за герцогиню на приеме в саду у посла».
Пигмалион Исследования в классе
Первоначальное исследование Розенталя и Якобсена было сосредоточено на эксперименте в начальной школе, где учащиеся проходили предварительные тесты на интеллект. Затем Розенталь и Якобсен сообщили учителям имена двадцати процентов учеников школы, которые демонстрировали «необычный потенциал для интеллектуального роста» и должны были расцвести в учебе в течение года. Учителя не знали, что эти ученики были выбраны случайным образом, безотносительно к первоначальному тесту. Когда восемь месяцев спустя Розенталь и Джейкобсон протестировали учеников, они обнаружили, что случайно выбранные ученики, которые, по мнению учителей, будут процветать, набрали значительно более высокие баллы. Розенталь настаивает на том, что эффект Пигмалиона также применим к высшему образованию: были проведены эксперименты, посвященные занятиям по алгебре в колледже в Военно-воздушной академии, изучению студентов инженерных специальностей; после выхода книги было проведено множество исследований на уровне колледжей, подтверждающих выводы. . . На самом деле, первоначальное исследование, проведенное, когда я работал в Университете Северной Дакоты, проводилось с участием аспирантов и студентов (Рем, 19 лет).99). Почему возникает эффект Пигмалиона? «Если вы считаете, что ваши ученики не могут добиться многого, не слишком умны, вы можете быть склонны учить простым вещам, делать много упражнений, читать свои заметки, давать простые задания, требующие упрощенных ответов» (Рем, 1999). .
Пигмалион на уровне отдела
Сьюзен МакЛеод утверждает, что эффект Пигмалиона может проникать в отделы. Она описывает потенциальное влияние на программу написания сочинения, когда преподаватели развили культуру заниженных ожиданий: «Отделы и институты развивают свою собственную культуру; преобладающее отношение учителей к ученикам имеет тенденцию становиться организационными нормами. Если большинство преподавателей на кафедре имеют низкое чувство эффективности и молчаливо соглашаются с тем, что определенные группы студентов (иногда даже все студенты) не могут научиться писать, то новички вынуждены принимать такое же низкое чувство эффективности и сопутствующие низкие ожидания». (Маклеод, 19 лет95).
Практические советы:
- Никогда не прогнозируйте неудачу в классе. Если вы знаете, что тест особенно сложный, скажите своим ученикам, что тест сложный, но вы уверены, что они хорошо справятся, если будут усердно готовиться.
- Не участвуйте в дискуссиях по поводу учеников. Преподаватели, которые жалуются на студентов, создают культуру неудач для своих студентов, своего факультета и своего собственного преподавания.
- Установите высокие ожидания. Студенты достигают большего, когда у преподавателей есть более высокие ожидания. Когда вы даете студентам сложное задание, скажите им: «Я знаю, что вы можете это сделать». Если вы искренне полагаете, что ваши ученики не могут выполнить задание, отложите задание и переучите материал.
Источники:
- Маклеод, Сьюзан. «Пигмалион или Голем? Влияние учителя и эффективность». Состав колледжа и общение 46 (3): 369-386.
- Рем, Джеймс. «Пигмалион в классе» NTLF 8 (2): 1-4.
- Розенталь Р. и Л. Якобсен. Пигмалион в классе: ожидания учителя и интеллектуальное развитие учеников. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1968. .
- Розенталь Р. и Э. Ю. Бабад. 1985. Пигмалион в спортзале. Лидерство в образовании 43 (1): 36–39.
Эффект Пигмалиона
Айеш Перера, опубликовано 6 апреля 2022 г. | Факт проверен Солом Маклеодом, доктором философии.
История эффекта Пигмалиона
Роберт Розенталь открыл эффект Пигмалиона в новаторском исследовании в 1964 году. Вводя эту концепцию в свою книгу под названием « Пигмалион в классе », Розенталь и его коллега Ленор Джейкобсон опирались на греческий миф о Пигмалионе. в « метаморфозах» Овидия (Rosenthal & Jacobson, 1968).
Пигмалион по сюжету был скульптором с Кипра, который влюбился в созданную им статую женщины из слоновой кости (Овидий, 2008). Очарованный красотой статуи, он умоляет богов о жене, похожей на ее подобие. Боги отвечают, удовлетворяя просьбу Пигмалиона. Впоследствии статуя оживает.
Столетия спустя пьеса Джорджа Бернарда Шоу «, Пигмалион, » также передала эту мысль. В нем Лиза объясняет: «Разница между дамой и цветочницей не в том, как она себя ведет, а в том, как с ней обращаются» (Шоу, 1912).
Далее она отмечает: «Я всегда буду цветочницей для профессора Хиггинса, потому что он всегда обращается со мной как с цветочницей и всегда будет; но я знаю, что могу быть для тебя дамой, потому что ты всегда обращаешься со мной как с дамой и всегда будешь» (Шоу, 19 лет). 12).
Эксперимент с эффектом Пигмалиона
Роберт Розенталь поддержал гипотезу о том, что ожидания могут порождать самоисполняющиеся пророчества, вызывая соответствующие действия. Для своего исследования он выбрал начальную школу в Калифорнии и проводил тест на IQ для каждого ученика (Rosenthal & Jacobson, 1968).
Проверив IQ всех детей, исследователи случайным образом отобрали выборку детей и сообщили учителям, что это дети с высоким академическим потенциалом.
По итогам теста учителям были присвоены имена «интеллектуальных шарлатанов», но баллы не разглашаются. В конце учебного года все учащиеся пересдали тест. В то время как общие баллы выросли, предполагаемые «интеллектуальные шаровары» улучшились больше всего.
Свидетельства, по-видимому, указывают на то, что ожидания учителей вносят вклад в результаты учащихся, особенно среди самых младших учеников (Rosenthal & Jacobson, 19 лет).68). Учителя уделяли больше внимания «интеллектуальным шароварам».
Учителя обращались с этими учениками по-разному, хотя и с тонкостью, предоставляя подробную обратную связь и т. д. Розенталь пришел к выводу, что даже незаметные факторы, такие как отношение и настроение, могут влиять на учеников.
Однако следует отметить, что этот эксперимент не был лишен недостатков. Эффективность и надежность тестирования IQ оспаривались даже теми, кто поддерживает его применение в ограниченных целях. Более того, некоторые люди могут быть более восприимчивы к эффекту навешивания ярлыков, чем другие.
В высшей степени индивидуалистичные люди, например, могут не слишком заботиться о том, что другие думают или ожидают от них. Наконец, попытка эксперимента искусственно контролировать студенческую среду могла поставить под угрозу результаты и сделанные на их основе выводы.
Как работает эффект Пигмалиона
Эффект эффекта Пигмалиона, аналогичный эффекту самосбывающегося пророчества, можно понимать как прохождение через 4 этапа в циклическом порядке:
- Представления других о нас формируют их поведение по отношению к нам.
- Их поведение по отношению к нам влияет на наши представления о себе.
- Эти убеждения, в свою очередь, влияют на наши действия по отношению к другим.
- Наши действия по отношению к другим влияют на их представления о нас, тем самым возвращая нас к исходной стадии.
Центральный принцип эффекта Пигмалиона заключается в том, что ожидания других от нас могут в конечном итоге существенно повлиять на наше поведение.
Другими словами, низкие ожидания могут в конечном итоге привести к снижению производительности, в то время как оптимистичные ожидания, скорее всего, улучшат производительность.
Примеры
Повседневная жизнь изобилует легко наблюдаемыми примерами эффекта Пигмалиона. Менеджер страхового агентства, например, может решить классифицировать различных торговых агентов на основе их прошлой работы. Она может обозначить их как отличных, средних и ниже среднего и поставить перед каждой группой разные цели.
Превосходная группа, в силу своего ярлыка, получит не только поддержку своей уверенности, но и вызов, с которым придется столкнуться. Это, в свою очередь, существенно повлияет на их поведение.
Они будут стремиться повысить свою производительность и применять инновационные методы для достижения этой цели. Успех в конечном итоге укрепит прикрепленный к ним ярлык превосходства.
Таким образом, спроецированные на них оптимистические ожидания, скорее всего, породят благотворный цикл, способствующий высокой производительности.
И наоборот, те, перед кем поставлены более низкие цели, не имеют таких же стимулов для работы, как их коллеги, от которых ожидают многого. Следовательно, неудивительно, что многие из этих средних и ниже среднего торговых агентов, скорее всего, дадут в лучшем случае посредственные результаты.
Как использовать Эффект Пигмалиона
Ожидания тех, кто занимает руководящие должности в различных областях, от делового мира до поля боя, могут легко повлиять на работу их подчиненных.
Таким образом, поиск способов использовать эту реальность для оптимизации работы тех, на кого можно повлиять, может быть чрезвычайно полезным. Ниже приведены некоторые способы использования этого эффекта:
1. Развивайте осознанность
Прежде чем изменять свои действия, важно знать, как они могут повлиять на других. Таким образом, необходимым условием является осознание того, как произносимые слова и язык тела передают мощные сообщения своим подчиненным.
Кроме того, зная диапазон восприимчивости и разнообразие интерпретаций одного и того же сообщения, различные люди в группе могут значительно помочь лидеру.
2. Определите сильные и слабые стороны
Похвала достойного поведения часто является мощным стимулом для продолжения достойного поведения. Особенно это касается лиц, склонных угождать начальству.
Более того, выявление слабых мест и предложение планов благотворных изменений в манере, вызывающей доверие, не менее важны.
Когда требуется улучшение, критическая обратная связь и подтверждение способности человека к улучшению могут сыграть жизненно важную роль в обеспечении позитивных изменений.
3. Постановка задач
Постановка высоких, но реалистичных целей может показать ожидание, что такие цели могут быть выполнены соответствующими людьми.
Подготовка олимпийских спортсменов и бойцов спецподразделений убедительно демонстрирует, как сложные цели могут способствовать не только совершенствованию, но и достижению максимальной производительности за счет преобразования высоких ожиданий в важные изменения в поведении.
Айеш Перера недавно окончила Гарвардский университет, где изучала политику, этику и религию. В настоящее время он проводит исследования в области неврологии и пиковой производительности в качестве стажера в Кембриджском центре поведенческих исследований, а также работает над собственной книгой по конституционному праву и юридическому толкованию.
Контент тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.
Эта статья была проверена Солом Маклеодом, квалифицированным преподавателем психологии с более чем 17-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. Он был опубликован в журналах по психологии, включая Клиническая психология , Социальные и личные отношения и Социальная психология .
Перера, А. (2022, 06 апреля). Эффект Пигмалиона . Просто Социология. https://simplysociology.com/pygmalion-effect.html
-
Дополнительная информация
Теория маркировки (Образование) Эффект голема Пигмалион и разум? Современные направления психологической науки, 4 (6), 169-171.
Митчелл Т. Р. и Дэниелс Д. (2003).