Эффект Розенталя: как чужие ожидания формируют наше реальное поведение
Услышав однажды оценку своих действий от посторонних людей, мы можем создать уникальный паттерн поведения, который будет полностью соответствовать чужим ожиданиям. Такое явление в середине 1960-х впервые было описано американским психологом Робертом Розенталем. Как работает эффект Розенталя и к каким последствиям он может привести?
Подарок от Афродиты
Эффект Розенталя вряд ли был бы полноценно изучен без участия американки Ленор Джейкобсон. В 1963 году она занимала пост директора начальной школы на юге Сан-Франциско и уже несколько лет состояла в переписке с психологом Робертом Розенталем. В одном из разговоров они затронули тему школьного образования и вместе разработали гипотезу, согласно которой высокие ожидания учителей могут влиять на успеваемость учеников.
Проверку этой идеи организовала в школе сама Джейкобсон уже через несколько месяцев. Вместе с Розенталем они провели тестирование, чтобы измерить уровень IQ школьников. Не называя конкретных результатов, они сумели объяснить педагогам, что некоторые из учеников обладают высокими интеллектуальными способностями и могут добиться особых успехов в учебе. Спустя некоторое время Джейкобсон и Розенталь вновь повторили тестирование на IQ в том же самом классе: оно показало, что отобранные ими случайным образом дети, которые были рекомендованы учителям, заметно улучшили свои результаты. Таким образом, совместная теория подтвердилась, — так появилось теоретическое понятие «самосбывающегося пророчества», то есть условного предсказания, которое в конце концов становится реальностью. Эта идея позднее была развита социологом Робертом Мертоном: она гласила, что если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям, независимо от того, насколько она действительно реальна.
«Эффект Розенталя — это психологический феномен, при котором наши ожидания по поводу чего-либо могут влиять на реальные последствия, провоцируя таким образом их самоосуществление», — объясняет это явление клинический психолог, автор научно-образовательного проекта «ПостПсихология» Андрей Гасан. Именно в честь Розенталя эффект был назван уже позднее: сам исследователь изначально называл его «эффектом Пигмалиона». Такое обозначение он использовал, вдохновившись одним из древнегреческих мифов о скульпторе Пигмалионе, который создал из слоновой кости статую женщины и безответно влюбился в нее настолько сильно, что сумел уговорить богиню любви Афродиту оживить ее. Впоследствии Пигмалион женился на ожившей статуе.
Эксперимент в школе Сан-Франциско был отнюдь не единичным случаем, подтвердившим теорию Розенталя и Джейкобсон на практике. Одно из других исследований показало, что создавать самосбывающиеся «пророчества» могут не только учителя, то есть те, кто имеет больше власти и авторитета, но и сами школьники. «В ходе отдельного эксперимента учителя находились в классе с детьми, которые были заранее проинструктированы быть внимательными или, наоборот, невнимательными к занятиям. Те учителя, с которыми дети были сосредоточены и послушны, оценивали свои преподавательские навыки как более высокие», — рассказывает Андрей Гасан.
Верить своим убеждениям
Механизм эффекта Розенталя обусловлен самим процессом работы нашего мышления. Человеческая психика — самоподдерживающийся конструкт: для нас критически важна потребность в непротиворечивой картине мира. «В основе такой особенности лежит когнитивное искажение, предвзятость подтверждения. Его суть состоит в том, что человеку свойственно искать и обрабатывать информацию в соответствии с имеющимися у него убеждениями», — поясняет психолог.
Человек непроизвольно придает особую ценность тем сведениям и данным, которые согласуются с его собственной точкой зрения. «К примеру, есть человек с негативным убеждением: он считает себя неинтересным, боится общаться с коллегами по работе. Эти убеждения рано или поздно начинают влиять на его поведение: он старается быть незаметным, сидеть в углу, избегать контакта, чтобы не вызвать у кого-то желания с ним поговорить. Таким образом он пытается избежать нежелательной и стрессовой ситуации общения», — говорит психолог. Подобный паттерн поведения в данном случае приводит к тому, что окружающие в самом деле перестанут взаимодействовать с таким человеком, начнут отдаляться и воспринимать его именно таким, каким он видит сам себя «благодаря» собственным негативным убеждениям. Их действия в конце концов лишь подтвердят его личное мнение и самооценку.
Далеко не всегда и не обязательно эффект Розенталя может давать негативные последствия. В некоторых случаях он действительно рискует привести к негативным результатам для того, кто получает «пророчество», в других же может лишь подталкивать к положительным изменениям и итогам. Предугадать, каким именно будет эффект в итоге, практически невозможно, это показывает лишь окончательный результат того или иного паттерна поведения, которого придерживается человек.
Одним из примеров, когда эффект Розенталя оказал положительный эффект, стал эксперимент в восьмидесятых, организованный исследователями Ребеккой Кёртис и Ким Миллер. Они собрали группу незнакомых между собой студентов колледжа и разбили их по парам. В каких-то из них одному из партнеров заранее сказали, что он нравится другому, в других — предупредили, что не нравится. В ходе знакомства и общения студенты проявили себя в соответствии с полученными сведениями: те, кто был уверен, что нравится собеседнику, вели себя более открыто и дружелюбно, другие же были более сдержанными и критически настроенными.
Материал по теме
От эффекта к манипуляции и насилию
Эксперимент формально подтвердил, что озвученные «пророчества» не только формируют особый стиль поведения его «получателя», но и приводят к нужному результату: те, кто считал, что нравятся своему партнеру, в конце общения начинали действительно нравиться гораздо сильнее, чем те, кто якобы испытывает антипатию.
В определенной мере эффект Розенталя может встречаться и в личных отношениях между людьми — например, в форме психологического насилия. «Газлайтинг — это форма насилия, при которой манипулятор отрицает произошедшие факты, пытается заставить партнера сомневаться в собственных воспоминаниях и самом себе. Газлайтеры любят искажать факты, изменять детали, отрицать что-то случившееся и обвинять жертву во лжи. С течением времени жертва в самом деле начинает сомневаться в себе и часто остается со сломанной самооценкой», — приводит пример психолог.
Этот же эффект прослеживается и на социально-общественном уровне. «Пропаганда, идеология, СМИ — области, которые манипулируют подобными механизмами», — комментирует Гасан. Одна из особенностей воздействия на широкую общественность состоит в том, что транслируемая информация, как правило, является уже организованной, структурированной и отфильтрованной. Иными словами, аудитория получает от медиа уже готовое представление о каком-либо социальном явлении, в котором аудитория находит подтверждение полученным данным и в своей обыденной жизни, — это социально-психологическая проблема, которая заставляет нас задуматься о том, насколько в современном обществе человек в состоянии сам сформировать свое представление о мире и какой этот мир на самом деле: реальный или лишь выдуманный общественными конструктами.
Материал по теме
«К гадалке не ходи», или Что такое эффект Розенталя
Предназначение и пророчества стали довольно массивным слоем культуры. Одни доказывали, что нельзя идти против предназначения и оно настигнет тебя, прямо как в «Ведьмаке», другие авторы опровергали важность предсказаний и утверждали, что человек сам творит свою судьбу. В ХХ веке американский психолог Роберт Розенталь провел исследование и доказал, что люди сами способствуют исполнению таких пророчеств. Рассказываем, как он это сделал и сам стал жертвой своего же достижения.
В чем заключается эффект Розенталя?
Этот психологический феномен в общих чертах можно описать следующим образом:
Если человек верит в полученное пророчество, он начинает действовать так, чтобы в конце концов пророчество исполнилось.
При этом человек будет приписывать исполнение пророчества высшим силам, а не собственному труду и принятым решениям.
В 1965 году Роберт Розенталь в соавторстве с Ленор Якобсон опубликовал исследование. Они замеряли показатели IQ школьников, затем указывали учителям на учеников и говорили, что у этих детей есть большой потенциал для развития умственных способностей. В конце учебного года были проведены повторные измерения IQ, и у выбранных Розенталем учеников действительно наблюдался больший прогресс, чем у одноклассников. Однако изначально предпосылок к этому не было, Розенталь выбрал случайных детей и назвал их имена учителям.
Результат эксперимента подтвердил гипотезу Розенталя, что учителя, сформировавшие ожидания относительно результатов учеников, будут незаметно стимулировать детей, чтобы те осуществили пророчество.
Примерно так же люди, которые верят в то, что им могут повысить зарплату, начинают активнее работать и брать на себя больше задач, а люди, которым предрекли встречу со своей второй половинкой в кафе, могут начать чаще посещать кофейни в обеденный перерыв.
Этот феномен сам автор назвал эффектом Пигмалиона, и здесь название ближе не к древнегреческому мифу, а к пьесе Бернарда Шоу, где известный лондонский профессор Генри Хиггинс, чтобы выиграть пари с полковником Пикерингом, путем усиленных занятий прививает обычной уличной цветочнице Элизе Дулиттл манеры герцогини, так что на светском приеме ее не могут отличить от благородной женщины. Убеждение, что он может это сделать, гарантирует герою успех.
В чем проблема с эффектом Розенталя?
Несмотря на то что сам эффект Розенталя работает примерно так же, как закон Мерфи, у него есть темная сторона.
Во-первых, воплощаются не только позитивные прогнозы, но и негативные.
Во-вторых, вера в собственную гипотезу провоцирует когнитивные искажения и в связи с этим мешает объективной оценке как гипотезы, так и результатов исследований. В эту ловушку попал сам Розенталь со своим экспериментом в школе. Через несколько лет различными группами ученых были проведены повторные эксперименты, в ходе которых выяснилось, что сами учителя, видя, что студенты мало заинтересованы в обучении, несмотря на все пророчества, теряли уверенность в своих учениках. ❓Raudenbush, Stephen W. (1984). «Magnitude of teacher expectancy effects on pupil IQ as a function of the credibility of expectancy induction: A synthesis of findings from 18 experiments». Journal of Educational Psychology. 76: 85–97
Научиться контролировать эмоции вам поможет курс «Критическое мышление».
Александра Иваницкая
Теги
#психология
#эрудиция
Эффект Пигмалиона: определение и примеры
Основные выводы
- Эффект Пигмалиона, также известный как эффект Розенталя, обозначает психологический феномен, при котором завышенные ожидания приводят к улучшению результатов в определенной области (Mitchell & Daniels, 2003).
- «Когда мы ожидаем определенного поведения от других, мы, вероятно, будем действовать таким образом, что ожидаемое поведение будет более вероятным». (Розенталь и Бабад, 1985)
- Это позитивная форма самоисполняющегося пророчества, в котором объекты [целевые индивидуумы] проекций усваивают оптимистичные ярлыки, которые они получают, и им удается соответствовать этим ярлыкам. Это означает, что оптимистичные ожидания со стороны лидера могут привести к повышению производительности его последователей.
Содержание
История эффекта Пигмалиона
Роберт Розенталь открыл эффект Пигмалиона в новаторском исследовании в 1964 году. Вводя эту концепцию в свою книгу под названием « Пигмалион в классе », Розенталь и его коллега Ленор Джейкобсон опирались на греческий миф о Пигмалионе в « Метаморфозах» Овидия (Rosenthal & Jacobson, 1968).
Пигмалион в этой истории был скульптором с Кипра, который в конце концов влюбился в статую женщины из слоновой кости, которую он сделал (Овидий, 2008).
Очарованный красотой статуи, он умоляет богов о жене, похожей на нее. Боги отвечают, удовлетворяя просьбу Пигмалиона. Впоследствии статуя оживает.
Столетия спустя пьеса Джорджа Бернарда Шоу « Пигмалион » также передаст эту мысль. В нем Лиза объясняет: «Разница между дамой и цветочницей не в том, как она себя ведет, а в том, как с ней обращаются» (Шоу, 1912).
Далее она отмечает: «Я всегда буду цветочницей для профессора Хиггинса, потому что он всегда обращается со мной как с цветочницей и всегда будет; но я знаю, что могу быть для тебя дамой, потому что ты всегда обращаешься со мной как с дамой и всегда будешь» (Шоу, 19 лет).12).
Эксперимент с эффектом Пигмалиона
Роберт Розенталь поддержал гипотезу о том, что ожидания могут порождать самоисполняющиеся пророчества, вызывая соответствующие действия.
Он выбрал начальную школу в Калифорнии для своего исследования и провел тест IQ для каждого ученика (Rosenthal & Jacobson, 1968).
Проверив IQ всех детей, исследователи случайным образом отобрали выборку детей и сообщили учителям, что это дети с высоким академическим потенциалом.
По итогам теста учителям были присвоены имена «интеллектуальных шарлатанов», но баллы не разглашаются. В конце учебного года все учащиеся пересдали тест. В то время как общие баллы выросли, предполагаемые «интеллектуальные шаровары» улучшились больше всего.
Имеющиеся данные, по-видимому, указывают на то, что ожидания учителей вносят вклад в результаты учащихся, особенно среди самых младших учеников (Rosenthal & Jacobson, 1968). Учителя уделяли больше внимания «интеллектуальным шароварам» 9.0013
Учителя обращались с этими учениками по-разному, хотя и с тонкостью, предоставляя подробные отзывы и т. д. Розенталь пришел к выводу, что даже незаметные факторы, такие как отношение и настроение, могут влиять на учеников.
Однако следует отметить, что этот эксперимент не был лишен недостатков. Эффективность и надежность тестирования IQ оспаривались даже теми, кто поддерживает его применение в ограниченных целях. Более того, некоторые люди могут быть более восприимчивы к эффекту навешивания ярлыков, чем другие.
Люди с высокой степенью индивидуализма, например, могут совершенно не заботиться о том, что другие думают или ожидают от них. Наконец, попытка эксперимента искусственно контролировать студенческую среду могла поставить под угрозу результаты и сделанные на их основе выводы.
Как работает эффект Пигмалиона
Эффект эффекта Пигмалиона, аналогичный эффекту самосбывающегося пророчества, можно понимать как прохождение через 4 этапа в циклическом порядке:
- Представления других о нас формируют их поведение по отношению к нам.
- Их поведение по отношению к нам влияет на наши представления о себе.
- Эти убеждения, в свою очередь, влияют на наши действия по отношению к другим.
- Наши действия по отношению к другим влияют на их представления о нас, тем самым возвращая нас к исходной стадии.
Центральный принцип эффекта Пигмалиона заключается в том, что ожидания других от нас могут в конечном итоге существенно повлиять на наше поведение.
Другими словами, низкие ожидания могут в конечном итоге привести к снижению производительности, в то время как оптимистичные ожидания, скорее всего, улучшат производительность.
Примеры
Повседневная жизнь изобилует легко наблюдаемыми примерами эффекта Пигмалиона. Менеджер страхового агентства, например, может решить классифицировать различных торговых агентов на основе их прошлой работы.
Она может обозначить их как отличных, средних и ниже среднего и поставить перед каждой группой разные цели.
Великолепная группа, благодаря своему ярлыку, получит не только поддержку своей уверенности, но и вызов, с которым придется столкнуться. Это, в свою очередь, существенно повлияет на их поведение.
Они будут стремиться повысить свою производительность и использовать инновационные методы для достижения этой цели. Успех в конечном итоге укрепит прикрепленный к ним ярлык превосходства.
Таким образом, спроецированные на них оптимистичные ожидания, скорее всего, породят благотворный цикл, способствующий высокой производительности.
И наоборот, те, перед кем поставлены более низкие цели, не имеют таких же стимулов для работы, как их коллеги, от которых ожидают многого. Следовательно, неудивительно, что многие из этих средних и ниже среднего торговых агентов, скорее всего, дадут в лучшем случае посредственные результаты.
Как использовать эффект Пигмалиона
Ожидания тех, кто занимает руководящие должности в различных областях, от делового мира до поля боя, могут легко повлиять на работу их подчиненных.
Таким образом, поиск способов использовать эту реальность для оптимизации работы тех, на кого можно повлиять, может быть чрезвычайно полезным. Ниже приведены некоторые способы использования этого эффекта:
1. Развивайте осознанность
Прежде чем изменять свои действия, важно знать, как они могут повлиять на других. Таким образом, необходимым условием является осознание того, как произносимые слова и язык тела передают мощные сообщения своим подчиненным.
Кроме того, зная диапазон восприимчивости и разнообразие интерпретаций одного и того же сообщения, различные люди в группе могут значительно помочь лидеру.
2. Определите сильные и слабые стороны
Похвала достойного поведения часто является мощным стимулом для продолжения достойного поведения. Особенно это касается лиц, склонных угождать начальству.
Кроме того, не менее важно выявление слабых сторон и предложение планов благотворных поправок в манере, вызывающей доверие.
Когда требуется улучшение, критическая обратная связь и подтверждение способности человека совершенствоваться могут сыграть жизненно важную роль в обеспечении позитивных изменений.
3. Постановка задач
Постановка высоких, но реалистичных целей может выражать надежду на то, что такие цели могут быть выполнены соответствующими людьми.
Подготовка олимпийских спортсменов и бойцов спецподразделений убедительно демонстрирует, как трудные цели могут способствовать не только улучшению, но и достижению максимальной производительности за счет преобразования высоких ожиданий в важные изменения в поведении.
Дополнительная информация
Теория маркировки (образование)
Эффект Голема
Пигмалион и разум? Текущие направления в психологии, 4 (6), 169-171.
Ссылки
Митчелл Т. Р. и Дэниелс Д. (2003). Наблюдения и комментарии к недавним исследованиям трудовой мотивации. Мотивация и рабочее поведение , 7 (1), 225-54.
Рауденбуш, Ю. В. (1984). Величина влияния ожидания учителя на IQ ученика в зависимости от достоверности индукции ожидания: синтез результатов 18 экспериментов. Журнал педагогической психологии, 76 (1), 85.
Розенталь Р. и Бабад Э. Ю. (1985). Пигмалион в гимназии. Образовательное руководство , 43 (1), 36-39.
Розенталь Р. и Джейкобсон Л. (1968). Пигмалион в классе. Городское обозрение, 3 (1), 16-20.
Розенталь, Р., и Рубин, Д.Б. (1978). Межличностные эффекты ожидания: первые 345 исследований. Behavioral and Brain Sciences, 1 (3), 377–386.
Шоу, Джордж Бернард (1912). «Пигмалион.» Электронная книга Проекта Гутенберга о Пигмалионе Джорджа Бернарда Шоу, https://www.gutenberg.org/files/3825/3825-h/3825-h. htm.
Эффект Пигмалиона | Что это такое и как это влияет на команды
Если вы впервые слышите об эффекте Пигмалиона, мы хотим заверить вас, что пигмалион не является типом живущих на деревьях животных (разве это не было бы отличным имя для одного хотя?).
Этот термин, также известный как эффект Розенталя, используется для описания удивительной связи между более высокими ожиданиями и повышением производительности.
Читайте дальше, чтобы узнать, как Эффект Пигмалиона сохраняется на наших рабочих местах по сей день, и как вы можете изменить свой подход, чтобы повысить эффективность работы в вашей организации.
Что такое эффект Пигмалиона?
Первоначальное исследование было проведено социальным психологом Робертом Розенталем и Ленор Якобсен в калифорнийской школе в 1968 году. . Или, как описывает это Розенталь, «то, что один человек ожидает от другого, может стать самосбывающимся пророчеством».
Хотя исследование первоначально проводилось в классной комнате, с тех пор было признано, что эффект Пигмалиона применим ко всем видам условий, от элитных спортивных команд до современного рабочего места.
Вот обзор исследования, чтобы дать вам представление о том, как работает эффект:
Студенты прошли тест, который, как утверждается, был в состоянии определить «всплески роста» — тех, кто был готов добиться успехов в учебе. Затем учителям были даны имена учеников, которые вот-вот расцветут интеллектуально, и, как часы, эти ученики показали значительный рост успеваемости по сравнению со своими одноклассниками при повторном тестировании в конце года.
Но вот в чем фишка: «вспышки роста» были выбраны случайным образом. Единственная разница между ними и их сверстниками, как выразился Розенталь, «была в сознании учителя». Это может показаться мелочью, но ожидания учителя — или родителя, менеджера или тренера — могут сильно повлиять на производительность.
Хотите посмотреть видео об этом? Вот:
Почему каждый менеджер должен знать об эффекте Пигмалиона.
Хотя эффект Пигмалиона, безусловно, требует от нас более высоких ожиданий от людей, которыми мы управляем, это не означает, что мы должны ставить перед собой такие высокие цели, чтобы их невозможно было оправдать. Даже лучший художник в мире не сможет воспроизвести Мону Лизу за полдня.
Итак, как лидеры и менеджеры могут сообщать о высоких ожиданиях? На наш взгляд, есть смысл применить коучинговый подход к вашей команде и использовать такие инструменты, как 90-дневный план производительности, чтобы позволить вашим людям планировать и устанавливать ориентиры для достижения наилучших результатов.
Розенталь поделился четырьмя ключевыми факторами, которые помогают объяснить, как работает эффект Пигмалиона:- Климат – теплое и дружелюбное поведение
- Ввод — склонность учителей посвящать энергию своим особым ученикам
- Результат – То, как учителя чаще обращаются к этим ученикам за ответами
- Обратная связь – предоставление более полезных ответов учащимся, которых считают «особенными»
Зная эти факторы, думаете ли вы, что относитесь к некоторым членам команды иначе, чем к другим?
Есть ли люди, которые сообщают вам, кого вы тратите больше времени на коучинг, чем других?
Найдите сегодня немного времени, чтобы подумать о том, как Эффект Пигмалиона может распространяться на ваше рабочее место.