Психология — Психологос
01 января 2000 г., 14:25
Фильм «Лекции В.В. Петухова»
В академическом определении, психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Психология изучает внутренний, точнее жизненный мир человека и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.
По удачному определению В.П. Зинченко, психология — объективная наука о субъективном мире человека и животных. Общее представление о психологии, как о науке, можно составить с помощью лекций проф. В.В. Петухова.
Психология граничит с такими науками и сферами жизни, как этология, педагогика, психиатрия, психотерапия и эзотерика. В ней присутствуют элементы и философии, и просветительской деятельности, психология — одновременно часть культуры, творчества и развлечений.
Видов психологии очень много. Как область знания, психология представлена как психология академическая и практическая, отдельно живут прикладная психология, житейская и популярная психология, рядом со всем этим соседствует психотерапевтическая практика, иногда как часть психологии, иногда как самостоятельная сфера жизни.
Слово «психология» имеет и другой смысл. «Психология человека» — это внутренние особенности, отличающие одного человека от другого, а также внутренние причины поведения человека, делающие его выходящим за рамки логики, целесообразности или разумных социальных ожиданий. Когда поведение человека рационально и целесообразно, укладывается в социальные рамки и логику, о психологии вопрос не поднимается. А когда что-то не укладывается в рациональное, когда на поведение человека начинают влиять состояния, чувства и другие непредсказуемые внутренние особенности, начинается разговор о психологии – психологии человека.
Наметил дела, но делать не хочется, занялся другим. Нужно было промолчать — нет, сказал.
Хотел сказать мягко, но захлестнули эмоции…Пошла в аптеку, а зашла в магазин. Денег мало, но не удержалась, купила дорогую сумку. Забыла позвонить — не могу успокоиться, все ругаю себя. Нужно к зубному, а не иду, тяну резину.
Все это не рационально, не целесообразно, никому не нужно, но это происходит. Это внутреннее и психологическое…
Похоже, что психология — это придуманная область жизни, с интересом и пониманием относящаяся к неадекватному поведению человека. Психология, как феномен нашей культурной жизни, появилась тогда, когда на неадекватное поведение мы начали реагировать не просто как на неадекватность, глупость и невоспитанность, а как на достойный уважения и внимания симптом, за которым скрывается что-то серьезное. Именно поэтому «психологию» не понимают и не хотят понимать люди «старой закалки», привыкшие жить по принципу «Надо сделать? — Берем и делаем».
Из писем читателей: «Поначалу обливания показались каким-то подвигом. Однако мне повезло, у меня есть чудесная бабушка, которая быстро вернула меня к реальности.
Аналогично, к «психологии» достаточно отрицательно относятся большое число бизнесменов, видящих в психологах людей, потакающих человеческим слабостям. Бизнесмену безразлично, хочется сегодня сотруднику выполнять свои рабочие обязанности или не хочется, он платит деньги только за ВЫПОЛНЕНО, а за НЕТ — штраф либо увольнение. Если твоя задача делать холодные звонки, никому не интересно, страшно тебе эти звонки делать или не страшно. Не звонишь или звонишь плохо — находим другого работника. И НИКАКОЙ ПСИХОЛОГИИ! Начинающие сотрудники этому учатся, серьезные должности это предполагают. Понадобилось достаточное количество времени, чтобы бизнесмены почувствовали опасность, исходящую от психологии, а психологи поняли, что с бизнесом нужно быть аккуратнее: у него другая философия и другие законы.
Соответственно, слово «психологическое» имеет два разных смысла: «психологическое» как относящееся к науке психологии (психологический журнал, психологическое образование») и «психологическое» как относящееся к психологии человека (психологические особенности, психологические защиты).
Психологии как науке посвящены многие сайты в интернете. Самые авторитетные и популярные см.→
Наука психология должна быть практичной
Науку делают живые люди, и иногда в очень непростых условиях. Современная российская психология стоит на плечах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и других мужественных исследователей, которые прокладывали дорогу будущему сквозь жестокие ветра. Создав академическую психологию, они заложили фундамент научного подхода в психологии.
Нам нужна наука, но сегодня наука должна быть практичной. Сейчас, когда уже сложившаяся психологическая практика обгоняет теорию, академическая психология должна выйти из своего хрустального замка и начать осваивать, осмысливать те поля, которые уже плодоносят усилиями психологов-практиков. Мы планируем делать это сами, мы будем благодарны за помощь в этих исследований от академической науки. Мы открыты для сотрудничества. См.→
Учебники по психологии должны отражать не только то, что думают коллеги-ученые, но и то, что уже много лет успешно делают коллеги-практики. Новые учебники по психологии должны быть написаны живым, человеческим языком, как писали Уильям Джеймс, Абрахам Маслоу и Виктор Франкл, как пишут Юлия Борисовна Гиппенрейтер и Борис Сергеевич Братусь.
В психологии должна появиться душа, в центре внимания психологов могут и должны быть такие темы, как миссия и смысл жизни, вера и надежда, радость, ответственность, совесть. Это – жизнь. Если психология, как наука, не будет заниматься этими темами, она вне жизни.
- Психология
- Автор Н.И. Козлов
- +
Комментарии (8):
Гость, 27 сентября 2013 г., 18:04
Наука — это вид человеческой деятельности, который непременно соответствует полному набору критериев научности, результатом такой деятельности в конечном итоге всегда является закон. Критерии таковы: — доказательность — проверяемость — системность — объективность — воспроизводимость. Ничего этого в «психологии» и в помине нет. «Законы», которыми пытаются оперировать «психологи» сплошь притянуты за уши из физиологии, нейробиологии, психиатрии, философии, социологии и прочих дисциплин. Чисто и исключительно «психологических» законов психология не имеет в принципе. Таким образом: 1. Психология наукой не является и никогда наукой не станет. Это ремесло в лучшем случае, а реально — шарлатанство. 2. Она пользуется исключительно разработками других дисциплин. 3. Нужны психологи? Не более чем гадалки, попы и прочие ясновидящие. В общем, на уровне «поговорить за жизнь».
Гость, 07 ноября 2014 г., 20:29
У Вас неудачный опыт общения с неудачным психологом? Вы логичны, но излишне категоричны. Ну, как говорят попы, не хочешь — не верь, а гореть тебе в аду! Так же и здесь, если не повезло, не «въехал» — ну и пребывай в неведении. Даже в помойке можно найти жемчужину. А здесь — богато насыпано. Интересное и полезное чтиво. Просто офигенно увлекательное. А «наука» или нет — какая разница. Как-то надо договориться о терминах. И что-то тебя так укололо? Правду любишь, а сказать некому? Для этого и интернет… Поговорить про жизнь! Спасибо за повод поворчать.
Коля Брежнев, 24 ноября 2014 г., 06:23
Что всё-таки является ПРЕДМЕТОМ ПСИХОЛОГИИ? До сих пор не могу понять: это «закономерности развития и функционирования психики»? Если так, то «закономерности» никак не могут быть ПРЕДМЕТОМ науки. Во-первых, это закономерности, а не законы. Во-вторых, закономерности каждый из миллиарда понимает по-своему: для одного это «закономерности», для другого — нет, для третьего и да, и нет. Предмет биологии — живой организм, клетка. Её можно увидеть, потрогать, даже понюхать. А как можно «закономерности» увидеть, потрогать или понюхать? «Закономерности» не воспринять органами чувств. Думаю, у психологии ВООБЩЕ НЕТ ПРЕДМЕТА. Думаю, психология — не наука, и амбиции её сильно раздуты.
1
ответ
Гость, 18 июля 2020 г., 09:20
Смотрите любой учебник по науковедению. Объектом любой науки является та часть мира (природы, бытия, сущего), которую она изучает, а предметом — закономерности, действующие в этой части мира, то есть — в объекте. Таким образом — живой организм, клетка — это объект биологии, а её предмет — закономерности, по которым функционирует и развивается живой организм. Что касается объекта и предмета психологии, то это действительно вопрос дискуссионный, но думаю, что существуют закономерности, по которым функционирует и развивается психика. Они и есть — предмет психологии.
Алексей, 19 марта 2015 г., 11:24
Интересно, а почему Вы думаете, что всё, что «не наука» — ремесло и шарлатанство? Есть же еще искусство. Правда, это касается не академической психологии, а практики психотерапии. Помочь человеку изменить его способ взаимодействия с окружающим миром (за который он всеми силами цепляется, невзирая на получаемые пинки и шишки) — это на грани искусства.
А теоретические представления, «лежащие в основе» — их очень много, самых разных. Может, так и должно быть, ибо «объект» необъятный — человеческая душа.Алексей, 19 марта 2015 г., 12:42
Почему «амбиции сильно раздуты»? Достижения, скажем, социальной психологии, впечатляют — методы управления толпами людей по всему миру… стоит только просмотреть сводку новостей или проехать по дороге, обставленной рекламными щитами, чтобы понять, что достижения есть… какие, правда, это другой вопрос. Науки делятся на фундаментальные и прикладные. «Законы» интересуют именно фундаментальные науки. Прикладные обходятся закономерностями, находя на их основе способы деятельности, приносящие ту или иную пользу. Это прагматический подход. «Закономерности» на каком-то уровне каждый может понимать по-своему, но вот ВОСПРИЯТИЕ этих закономерностей людьми и может быть предметом психологии. Вкратце как-то так.
Гость, 20 января 2019 г., 11:40
Почему психология должна быть наукой? Когда это познание не имеет ограничений, каждый человек индивидуален и невозможно предсказать определенный поступок каждого, можно, согласно теории, связать цепочку и сделать вывод, что сейчас человек поступит именно так, и применить всё на практике. Но не со всеми это сработает. И ведь с теми, с кем не срабатывает, обычно и воспринимают за человека не от мира всего. Ведь все должны быть под копирку и легко управляемы, и пытаются создать якобы науку управления людьми. Но этого никогда не случится, поскольку управлять абсолютно всеми — невозможно.
Гость, 18 июля 2020 г., 09:12
«В академическом определении, психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики и психической деятельности человека». А что, у животных психики нет? Последнее слово здесь явно лишнее. См. «зоопсихология».
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Отрасли психологии
Можно говорить об отраслях, можно говорить о разделах психологии, но действительно современная психология представляет из себя сильно разветвленную науку. В академических учебных заведениях обычно изучают общую и социальную психологию, психологию личности и психологию семьи, возрастную и патопсихологию.
0Подробнее
14 дек. 1988 г.
Практическая психология
Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Психика
Психика — внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.
3Подробнее
01 окт. 2022 г.
Психолог
Психолог — специалист, который глубоко и профессионально разбирается в людях, особенностях и мотивах их поведения. Запомните ключевые слова: особенности, мотивы, разбираться, консультировать. Психолог — когда-то это профессия, когда-то талант, когда-то тип личности и образ жизни. По законодательству РФ, психолог — это профессиональное звание. А именно, психолог — человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Психология и близкие области
Психология — наука, изучающая внутренний мир и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.
0Подробнее
31 дек. 2005 г.
Виды психологии
Чем занимается психология – это один вопрос, это ее разделы или отрасли: общая психология, социальная психология, психология личности, возрастная психология, психология труда.
2Подробнее
Общество — что это в психологии, понятие и виды
Бывают максимально широкие понятия, которые раскрыть очень сложно, потому что они включают в себя почти всю окружающую нас реальность. К таким понятиям относится «общество». Если быть честным, то это вообще не психологическое понятие. Как и все глобальные явления, общество изучается философией. Однако оно представляет собой совокупность людей, связанных отношениями и процессами взаимодействия, поэтому и психологу здесь есть о чем поговорить.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Взгляд психологии на общество
- 2 Общество как система социальных групп
- 3 Общество как система отношений
- 4 Психологические феномены массового (общественного) сознания
- 5 Типы общества
- 5.1 Традиционное общество
- 5.2 Индустриальное общество
- 5.3 Постиндустриальное (информационное) общество
Взгляд психологии на общество
Психологическими процессами в больших группах людей, в том числе и в обществе, занимается социальная психология. Эта наука рассматривает общество в трех аспектах:
- Как сложную, многоуровневую систему социальных групп.
- Как совокупность отношений входящих в общество личностей.
- Как комплекс социально-психологических феноменов, которые являются следствием взаимодействия входящих в общество групп и отдельных личностей. Эти феномены называют еще продуктами массового или общественного сознания.
Общество – это максимально большая общность людей, связанных исторической судьбой, традициями, совместно выработанными ценностями и идеалами. Общество относится к большим организованным группам. В отличие от него, в естественной стихийной группе – толпе – практически отсутствуют процессы взаимодействия между индивидами. Поэтому и не формируются ни общий менталитет, ни духовные ценности, ни нравственные нормы и идеалы.
В отличие от толпы, общество – устойчивая совокупность, оно сохраняет свою целостность благодаря традициям, общепринятым нормам поведения и социальным санкциям. Однако, несмотря на устойчивость, общество – открытая и динамичная система. Оно постоянно движется, развивается, изменяется и за счет внутренних процессов, и за счет кросскультурных (межнациональных, межгосударственных) контактов с другими сообществами.
Современное общество прошло длительный путь развития, и, учитывая его динамичность, оно серьезно отличается от подобных образований предыдущих эпох. Однако эти отличия лежат больше в области экономики, политики и культуры. А с точки зрения психологии, механизмы и законы взаимодействия людей в обществе существенно не изменились со времен первобытного мира.
Общество как система социальных групп
Многие воспринимают общество (не государство, а именно общество) абстрактно, как нечто находящееся вне их реальности. Для людей актуально непосредственное окружение: близкие, друзья, коллеги, с которыми они связаны множеством отношений. Такие взаимосвязанные индивиды образуют малые или контактные группы. Но эти группы не изолированы, они пересекаются и переплетаются. Один и тот же человек может быть членом трудового коллектива, семьи (и даже не одной), группы друзей, интернет-сообщества и т. д. Малые группы входят в состав более крупных образований, и вся эта сложная, довольно запутанная система и есть общество. Несмотря на запутанность и сложные взаимосвязи, выстроить структуру общества несложно:
- Микрогруппы, объединяющие 2-3 человека: небольшие семьи, близкие друзья.
- Малые контактные группы, в которые входят родственники, более широкий круг друзей, сообщества по интересам, одноклассники, коллеги, спортивные команды и т. д. Малые группы бывают как формальные, так и неформальные.
- Большие группы: культурные и религиозные сообщества, коллективы больших предприятий, вузов, школ, политические партии и этносы.
Ну, и самая большое социальное образование – это общество, которое и состоит из групп. В социологии и политологии общество разделяют еще на классы и слои, или страты. Классовый состав зависит от характера общества. Так, в течение продолжительного времени в обществе выделяли три класса:
- рабочие;
- крестьяне;
- буржуазия (предприниматели).
Интеллигенция традиционно считалась прослойкой. Однако общество, как любая динамичная система, изменяется, поэтому сейчас такая схема кажется устаревшей.
Общество как система отношений
Именно отношения, сложные процессы взаимодействия и взаимозависимостей являются тем цементом, который сплачивает общество. Потребность в общении – в обмене информацией, эмоциональных контактах и в согласованных усилиях для достижения общей цели – лежит в основе существования любой группы.
Когда речь идет об отношениях, то имеются в виду не только связи между отдельными личностями, но и между группами, социальными институтами и слоями общества. Что же касается отдельных людей, то в психологии выделяют два типа отношений:
- Межличностные – отношения между людьми, как уникальными личностями. Они могут быть как позитивными — любовь, дружба, симпатия, привязанность; так и негативными — ненависть, злоба, зависть, соперничество и т. д.
- Социальные – это отношения между социальными ролями. В них индивиды выступают как функциональные единицы общества со своими обязанностями, правами, стереотипами поведения и т. д. Социальными, например, являются отношения: учитель – ученик, директор – подчиненный, врач – пациент и др.
Эти два типа отношений не существуют изолированно. Они могут смешиваться, переплетаться, зависеть друг от друга. Так, между начальником и подчиненным могут быть и личные отношения, как позитивные, так и негативные. А муж и жена – это социальные роли, но в основе взаимодействия реальных людей не социальные, а межличностные отношения.
Отношения людей в обществе регулируются принятыми в нем нормами и формальными законами, особенно это касается ролевых или социальных отношений. Если поведение человека не соответствует нормам, то общество к нему применяет социальные санкции, которые являются действенным средством регулирования общественных процессов.
Процессы взаимодействия в социуме происходят и между отдельными людьми, и между группами. Причем это не только формальные отношения. Так, между школьными классами в параллели могут быть как дружеские отношения, так и взаимная неприязнь. Это же можно сказать о больших группах, например, этносах, молодежных неформальных сообществах или политических партиях.
В социологии и политологии также выделяют экономические, производственные, политические, кросскультурные отношения. Они, несомненно, играют в обществе важную роль, но психология ими не занимается. Разве что кросскультурные отношения (между разными культурами) находятся в сфере интересов этнопсихологии.
Психологические феномены массового (общественного) сознания
У любого общества есть не только экономические и политические характеристики, но и психологические особенности — проявления массового сознания. К нему относят ряд феноменов, которые, с одной стороны, рождаются в процессе взаимодействия людей, с другой – играют интегрирующую, объединяющую роль.
- Общественная психология: устойчивые особенности национального темперамента и характера, проявления эмоциональной сферы, динамические характеристики и т. д.
- Ментальность – устойчивая совокупность идей, взглядов, верований, определяющая поведение людей в обществе, их отношения к представителям других социумов, к собственному существованию. Она формируется в течение длительного времени, иногда даже многих столетий. Ментальность – это психологическая основа общественной идеологии.
- Психологический климат в обществе – особая эмоциональная атмосфера, связанная с реакцией людей на какие-то явления и события в обществе. На психологический климат влияют также отношения между слоями, классами, большими группами в социуме. Любые межгрупповые конфликты или даже усиление напряженности плохо влияют на психологический климат. В отличие от общественной психологии и ментальности, это динамично меняющаяся, неустойчивая характеристика.
- Общественное мнение тоже изменчивая характеристика. Оно отражает взгляды членов общества и их отношение к различным аспектам жизни общества, к лидерам, политическим событиям, реформам и т. д.
- Мода. Среди интегральных характеристик общества мода стоит особняком. В течение продолжительного времени ее не считали частью общественного сознания. Но сейчас большинство социальных психологов и социологов серьезно относится к этому явлению. Мода, как совокупность ценностных ориентаций, привычек и вкусовых предпочтений, как объединяющий фактор даже более заметна, чем другие характеристики.
Все эти проявления общественного сознания не просто побочные эффекты развития отношений людей в обществе. Они играют очень важную интегрирующую, объединяющую роль. И важны они не только для общества, но и для каждой отдельной личности, так как позволяют человеку пережить чувство аффилиации – удовлетворение от принадлежности к определенной группе, культуре, нации.
Типы общества
Общество прошло долгий путь развития. Сменялись формации (экономические этапы), культуры, религии, политический строй, формы государства, и, кажется, что разнообразие видов общества огромно. Это так, но их принято объединять всего в три типа.
Традиционное общество
Главные объединяющие факторы – традиции и обычаи. Натуральное хозяйство и слабые контакты с другими социумами делают это общество замкнутым и очень медленно развивающимся. Для него характерны следующие особенности:
- патриархальность;
- преобладание примитивного, аграрного хозяйства;
- сословный строй, при котором индивид не мог изменить свой социальный статус;
- сильное влияние религиозных идей и культов.
Все эти особенности определяют общество с ярко выраженной коллективной психологией, когда «Я» теряется в массе «Мы», а индивидуализм считается опасным пороком.
Индустриальное общество
Ведущий интегрирующий фактор – промышленность, развивающаяся на научной базе. Освоение новых видов производства, новых материалов и нового пространства – основание для гордости и чувства удовлетворения граждан индустриального мира. И другие сообщества, добивающиеся больших успехов в науке и технике, воспринимаются как конкуренты и даже враги.
Для индустриального общества характерны следующие особенности:
- преобладание технологичного производства;
- большая роль науки, которая становится общественным институтом;
- появление и развитие массовой культуры;
- классовый строй;
- создание четкой правовой основы гражданского общества.
На этапе индустриального общества развиваются не только точные и технические науки, но и гуманитарные, в том числе психология. И именно в этот период начинается серьезное изучение массового сознания и разработка научных методов манипулирования им.
Постиндустриальное (информационное) общество
Этот тип общества формируется в настоящее время. Информация становится не только главной ценностью, но и основным интегрирующим фактором. Распространение компьютерных технологий и развитие глобального информационного пространства (интернет) стирает границы между отдельными социумами. Несмотря на то, что постиндустриальное общество еще находится на стадии становления, уже сейчас можно выделить его особенности:
- высокая ценность информации, знание становится товаром;
- процессы глобализации в различных сферах жизни общества;
- научно-техническая революция, о которой много говорилось в XX веке, сделала науку одной из главных производительных сил;
- единое информационное пространство привело к развитию кросскультурных связей, к унификации ценностей, идеалов и других проявлений общественного сознания.
Постиндустриальное, информационное общество кардинально меняет не только жизнь, но и психологию людей. Это происходит и на уровне интеллекта, и на глубинном уровне восприятия действительности. Меняется психология общения, семейные отношения становятся партнерскими, а новейшие технологии в сфере обучения переводят образование совершенно на иной уровень. Эти глобальные изменения уже заметны, но они только начали изучаться психологами, социологами, культурологами и другими специалистами в области общественного сознания.
Скрытый смысл фразы «Это то, что есть»
Кажется, все чаще можно услышать фразу «Это то, что есть». Я понял, что эта фраза означает: «Дело не в этом и не в этом; это что-то более тонкое, для чего у меня нет названия, и я согласен с этим». Другими словами, я воспринял это как указание на то, что говорящий позволяет вещи существовать во всей ее богатой уникальности, не прибегая к ее категоризации или анализу.
Более частое использование фразы «это то, что есть», казалось, было признаком того, что люди все больше привыкают к «состояниям потенциальности», то есть состояниям, которые могут «свернуться» в различные фактические состояния в зависимости от контекста. Простой пример: в одной ситуации вы можете интерпретировать летучую мышь как игрушку, а в другой ситуации вы можете интерпретировать летучую мышь как оружие. Не может быть объективного ответа на вопрос, является ли летучая мышь игрушкой или оружием; оно находится в состоянии потенциальности, которое зависит от контекста.
Это может показаться простым явлением, но оно оказывает глубокое влияние на то, как люди думают и как они представляют себе мир, в котором живут. Это позволяет им постоянно переосмысливать вещи новыми и творческими способами. Например, если кто-то надевает себе на голову пилон, вы можете рассматривать пилон как пример понятия «шляпа». Общество, которое постоянно твердит «это то, что есть», может показаться обществом, которое принимает и даже наслаждается миром, в котором пилоны могут быть шляпами, миром, полным возможностей. (Подробнее об этом см. в предыдущих статьях о творчестве и квантовой структуре.)
Потенциальность — это не то же самое, что двусмысленность, но они связаны между собой. Если что-то может развернуться в различные фактические состояния, то его текущее состояние может показаться двусмысленным. Одной из характеристик творческих людей является то, что они склонны мириться с двусмысленностью. Позволяя вещам зависать в своем уме в нераспределенном состоянии, они могут постепенно прийти к более глубокому и тонкому пониманию их, что может привести к новому пониманию или изобретению.
Итак, я подумал о более частом использовании фразы «это то, что есть» как о признаке того, что люди все больше сопротивляются искушению разделить вещи на категории, чтобы чувствовать себя комфортно с неизвестным. Другими примерами этого являются более широкое использование абстрактных принтов (нерепрезентативное искусство) на тканях и музыки, которая не остается в одном ключе. Еще одним признаком является более активное обсуждение и принятие двусмысленности в отношении пола. В последнее время я думаю об этом вопросе не только из-за громких случаев трансгендеров в новостях, но и потому, что Face Fries (мобильное приложение, которое делает 2D-фотографии и превращает их в говорящие, анимированные 3D-аватары) позволяет вам посмотрите, как вы можете выглядеть как мужчина, если вы женщина, и наоборот.
Люди всегда очарованы созданием и взаимодействием с версиями самих себя с измененным полом. В некотором смысле вы видите этого аватара как кого-то, кто мог существовать или почти существовал. Вы чувствуете определенное родство с этой почти существующей версией себя, и, исследуя, кем вы могли бы быть, вы можете прийти к более глубокому пониманию того, кем вы являетесь на самом деле. Игра с этой функцией приложения, изучение версий друзей, членов семьи и знаменитостей с измененным полом, кажется, дает людям ощущение жизни в реальности, которая не так застряла в том, «как обстоят дела», как они думали. .
Итак, у меня была эта оптимистичная интерпретация «это то, что есть», которая была связана с принятием двусмысленности и намеком на мир, полный возможностей. Но пообщавшись с некоторыми друзьями, я понял, что есть и другие его интерпретации. Одна подруга сказала мне, что эта фраза на самом деле вызывает у нее тошноту. Для нее эта фраза означает смирение, чувство принятия того, что что-то идет не так, как надо, что показалось мне грустным.
Но потом я понял, что фраза «это то, что есть» сама по себе находится в состоянии потенциальности. В некоторых контекстах это может указывать на принятие сложности и двусмысленности. В других контекстах это может указывать на принятие ограничений. Эта фраза вполне может иметь еще другие оттенки значения или развиваться в новых оттенках значения, пока я пишу это. Это не что-то статичное. Что есть, то есть.
© 2014 Лиана Габора. Все права защищены.
Выученная беспомощность: примеры, симптомы и лечение
Выученная беспомощность – это состояние, возникающее после неоднократного переживания человеком стрессовой ситуации. Они приходят к выводу, что не могут контролировать или изменить ситуацию, поэтому не пытаются — даже когда появляются возможности для изменений.
Психологи впервые описали выученную беспомощность в 1967 году после серии экспериментов на животных, предполагая, что их выводы могут быть применимы к людям.
Выученная беспомощность приводит к повышенному чувству стресса и депрессии. У некоторых людей это связано с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
В этой статье исследуется состояние выученной беспомощности и предлагаются некоторые способы его преодоления.
По данным Американской психологической ассоциации, выученная беспомощность возникает, когда кто-то неоднократно сталкивается с неконтролируемыми стрессовыми ситуациями, а затем не осуществляет контроль, когда он становится доступным.
Они «узнали», что беспомощны в этой ситуации и больше не пытаются ее изменить, даже если изменение возможно.
Как только человек, получивший этот опыт, обнаруживает, что он не может контролировать события вокруг себя, он теряет мотивацию. Даже если появляется возможность, которая позволяет человеку изменить свои обстоятельства, он не предпринимает никаких действий.
Люди, испытывающие выученную беспомощность, часто менее способны принимать решения.
Выученная беспомощность может увеличить риск депрессии.
Профессор Мартин Селигман, один из психологов, которым приписывают определение выученной беспомощности, подробно описал три ключевые характеристики:
- стать пассивным перед лицом травмы
- трудности с пониманием того, что реакции могут контролировать травму
- повышение уровня стресса
В 1967 году профессор Селигман и профессор Стивен Ф. Майер впервые описали свою теорию выученной беспомощности.
Исследователи провели исследования на собаках, в ходе которых животных подвергали серии ударов током.
Собаки, которые не могли контролировать электрошок, в конечном итоге проявляли признаки депрессии и беспокойства. Те, что могли нажать рычаг, чтобы остановить толчки, этого не сделали.
В последующих исследованиях собаки, которые не могли контролировать удары током в первом эксперименте, даже не пытались избежать ударов током, несмотря на то, что они могли сделать это, перепрыгнув через барьер. Они научились становиться беспомощными.
Однако много лет спустя профессор Майер провел нейронаучное исследование, которое показало, что собаки на самом деле не научились беспомощности — вместо этого они не научились контролировать.
Профессор Селигман также ввел термин «выученный оптимизм», который используется для борьбы с негативными мыслями и борьбы с выученной беспомощностью.
Выученная беспомощность может ухудшить способность человека справляться со стрессовыми ситуациями.
Это также может увеличить риск психических расстройств, таких как депрессия и тревога.
Некоторые из симптомов, обычно связанных с выученной беспомощностью, включают:
- чувство отсутствия контроля над исходом ситуации
- неспособность попросить о помощи
- низкую самооценку задания
- отсутствие настойчивости
- чувство разочарования
- пассивность
- легкость сдачи
Выученная беспомощность часто возникает в ответ на стрессовые ситуации или травматические переживания, когда человек чувствует, что он имеет ограниченный контроль над результатом.
Это приводит к чувству беспомощности и потере мотивации, которые остаются даже после того, как у них появляется возможность внести изменения в свои обстоятельства.
Это особенно распространено среди людей, столкнувшихся с такими проблемами, как травма, насилие в семье или безнадзорность в детстве.
Медицинские работники обычно считают выученную беспомощность типом расстройства мышления, а не состоянием психического здоровья. Тем не менее, это может способствовать или ухудшать симптомы некоторых психических заболеваний, включая посттравматическое стрессовое расстройство или депрессию.
Часто выученная беспомощность начинается в детстве.
Когда опекуны не реагируют должным образом на потребность ребенка в помощи, ребенок может понять, что они не могут изменить свою ситуацию. Если это происходит регулярно, состояние выученной беспомощности может сохраняться и во взрослом возрасте.
Например, у детей, подвергавшихся длительному жестокому обращению и пренебрежению, может развиться выученная беспомощность и чувство беспомощности.
Некоторые характеристики выученной беспомощности у детей включают:
- низкую самооценку
- низкую мотивацию
- низкие ожидания успеха
- меньшую настойчивость
- приписывая успех не зависящим от них факторам, таким как удача
В детстве выученная беспомощность часто проявляется в школе. Если ребенок усердно учится, чтобы хорошо успевать в школе, но в конечном итоге делает плохо, он может чувствовать себя беспомощным и безнадежным.
Дети могут избежать выученной беспомощности, развивая устойчивость. Среди множества факторов, которые могут способствовать устойчивости, можно назвать положительную привязанность к опекунам, чувство юмора и независимость.
У взрослых выученная беспомощность проявляется в том, что человек не использует или не учится адаптивным реакциям на сложные ситуации.
Люди в этом состоянии обычно соглашаются с тем, что плохие вещи случаются и что они мало что могут над ними контролировать. Им не удается решить проблемы, даже если есть потенциальное решение.
Ниже приведены некоторые примеры ситуаций, которые могут привести к выученной беспомощности у взрослых:
- Продолжение курения, несмотря на несколько попыток бросить курить, может заставить человека поверить, что он всегда будет нуждаться в курении.
- Неспособность похудеть после различных изменений в питании или образе жизни может привести к тому, что человек поверит, что этого никогда не произойдет, и перестанет пытаться.
- Выйти из ситуации домашнего насилия может быть очень сложно. Некоторые люди, имеющие такой опыт, склонны уходить несколько раз, прежде чем сделать это навсегда. Человек может полагать, что он никогда не сможет избежать ситуации, даже если помощь и поддержка доступны.
Опыт человека может увеличить риск развития выученной беспомощности. Обычно это начинается после повторяющихся травмирующих событий, таких как жестокое обращение в детстве или насилие в семье.
Однако не у всех, кто проходит через подобные вещи, развивается выученная беспомощность.
Объяснительные стили также играют роль в его развитии. Объяснительный стиль – это способ, которым человек объясняет себе событие.
Люди с пессимистическим стилем объяснения, заставляющим их рассматривать негативные события как неизбежные и являющиеся следствием их недостатков, чаще испытывают выученную беспомощность. Люди с оптимистичным стилем объяснения менее склонны к этому.
Со временем выученная беспомощность может повлиять на успеваемость человека на работе или в школе.
Фактически, некоторые исследования показывают, что выученная беспомощность, тревога и низкая самооценка могут негативно повлиять на успеваемость по определенным академическим предметам, таким как математика.
В дополнение к ухудшению успеваемости учащиеся, у которых в подростковом возрасте развивается выученная беспомощность, могут также переносить эти практики во взрослую жизнь.
Это может повлиять на трудовую жизнь человека, его социальное и психологическое благополучие.
Выученная беспомощность также может повышать риск определенных психических расстройств, включая депрессию, тревогу и посттравматическое стрессовое расстройство.
Выученная беспомощность связана с депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством и другими проблемами со здоровьем.
Исследования показывают, что он усиливает чувство стресса, беспокойства и депрессии как у людей, так и у животных.
Например, одно исследование лиц, подвергшихся домашнему насилию, показало, что они испытывали сильный страх, что потенциально приводило к выученной беспомощности, которая может мешать им выйти из ситуации насилия.
Люди с выученной беспомощностью могут ее преодолеть.
Наиболее распространенным методом лечения является терапия, особенно когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). КПТ помогает людям преодолевать эти типы проблем, изменяя их образ мышления и действия.
Во время терапии люди могут:
- получать поддержку и ободрение
- исследовать причины выученной беспомощности
- разрабатывать способы уменьшения чувства беспомощности
- выявлять негативные мысли, способствующие выученной беспомощности
- замена мыслей и поведения на более позитивные и полезные
- повышение самооценки
- работа с вызывающими эмоциями
- устранение случаев жестокого обращения, пренебрежения и травм
- постановка целей и задач для себя
некоторые более ранние исследования также предполагает, что физические упражнения могут предотвратить выученную беспомощность у животных.
Несмотря на отсутствие исследований этого конкретного эффекта физических упражнений на людей, физическая активность обычно полезна для психического здоровья и может уменьшить или предотвратить тревогу, депрессию, стресс и другие проблемы со здоровьем.
Соблюдение здоровой диеты, медитация и практика осознанности — это другие изменения образа жизни, которые могут улучшить психическое здоровье и мировоззрение человека.
Вот несколько распространенных вопросов о выученной беспомощности.
Что является примером выученной беспомощности?
Выученная беспомощность часто возникает у детей в школе.
Например, если ребенок регулярно плохо сдает экзамены даже после учебы, он может начать думать, что подготовка к контрольным неэффективна и никак не повлияет на его оценку.
Чувство беспомощности может привести к тому, что они будут прилагать меньше усилий к учебе, что со временем может отрицательно сказаться на успеваемости.
Как выглядит выученная беспомощность у взрослых?
У взрослых выученная беспомощность может вызвать проблемы во взаимоотношениях, рабочих обязанностях и психологическом благополучии человека. Кроме того, это может быть связано с такими проблемами, как низкая самооценка, пассивность и снижение мотивации.
Как избавиться от выученной беспомощности?
Терапия может помочь людям изменить свои мысли и действия, чтобы преодолеть выученную беспомощность.