Грамотная устная речь: Как научиться разговаривать красиво и четко формулировать свои мысли? – Грамотная речь

Грамотная речь

грамотная речь

Грамотная речь никогда не выйдет из моды. Людям всегда приятно иметь дело с тем, кто не только блещет внутренней красотой, но и умеет наиболее точно придать своей мысли речевую форму. К тому же отменно поставленная речь не является чем-то наподобие дара природы. Ее можно и нужно развивать.

Грамотная устная и письменная речь

Каждый язык обладает уникальным богатством, свойственным именно ему и грех не воспользоваться этим. Особенно это касается языка, являющегося родным для человека. Когда слышишь грамотную речь или же перед глазами лежит идеально оформленный текст, без единой ошибки, то сразу формируется положительное впечатление об авторе, собеседнике.

Вырабатывать в себе культуру письменной и устной речи – обязанность каждого. И происходит это ежедневно в процессе коммуникации, обучения. Ведь не зря говорят, что с умным человеком не то что беседовать приятно, но и просто молчать.

Критерии грамотной речи

Если перейти к более детальному рассмотрению данного понятия, то следует отметить, что под речевой культурой подразумевают:

  • уместность сказанного;
  • грамотность написанной или произнесенной информации;
  • доступность в понимании фраз собеседника, ясность;
  • богатство, заключающееся в применении различных эпитетов, фразеологизмов, метафор и пр.;
  • разнообразие, отсутствие тавтологии, ненужных повторений, загрязняющих смысл сказанного;
  • эстетичность.

В противном случае речевая бедность не только способна оттолкнуть собеседника, но и может быть причиной появления раздражения. Мало того, разрешив себе косноязычие, даже в домашних условиях, никто не гарантирует, что грамотная речь внезапно появится при деловой встрече, во время беседы с начальником и т.п. К этому прибавится еще и то, что маленькие дети, окружающие таких людей, станут повторять слова-паразиты.

Отсутствие навыков грамотной речи

Если таковых не имеется, то наиболее распространенными речевыми ошибками считается употребление разнообразных паразитарных слов, способных лишь изуродовать сказанное (короче, как бы и т.д.). Также к ним относятся этакие стандартные фразы типа «более-менее», сленговые слова (апгрейдить, девайсы, юзер, если речь идет не об общении в определенном круге), применение слов с неправильным ударением способно не только поставить «оратора» в неловкое положение, но и опустить его в глазах собеседника, ошибки орфоэпического плана (друшлаг, ризетка), сокращенные словесные формы (комп, ноут).

Все эти ошибки ощутимо режут слух и не несут абсолютно никакой ценной информации о говорящем, не создают образ грамотной личности.

Как развить грамотную речь?

Качества грамотной речи необходимо ежедневно улучшать, доводить до совершенства. Ведь даже если человек интеллектуально развит, начитан, обладает глубоким внутренним миром, но, увы, не способен ясно выразиться, то о том, что он говорит, будет известно только ему.

Так, развитие грамотной речи требует выполнения нескольких несложных правил:

  1. Чтение литературы на разнообразные тематики, начиная от футбола и завершая последним модным трендом. Читать следует медленно, осознавая каждое слово.как развить грамотную речь
  2. Каждый день рекомендуется следить за своей речью. Прежде чем что-то сказать, необходимо тщательно обдумать это. Не будет лишним избавиться от слов-паразитов.
  3. Темп речи также играет немаловажную роль. Так, в моменты беседы следует в определенный момент ставить паузы, придавать сказанному небольшой эмоциональный окрас.
  4. Поговорки, афоризмы способны не только развить грамотную речь, но и украсить ее.
  5. Общение с различными людьми, широкий круг общения способен отшлифовать речь до желаемого уровня.

 

Как повысить грамотность своей речи

Я — граммар-наци. Я поправляю людей, когда они неправильно говорят. Так уж вышло, что с детства у меня перед глазами был пример человека, который стремился правильно говорить, — это моя мама. А потом я с головой ушла в лингвистику и теперь учу грамотности уже на другом языке. Однако русский, родной и чудесный, на второй план так и не отошёл. В моей речи тоже проскальзывают слова-паразиты, но я стараюсь контролировать этот процесс и по возможности избавляться от ошибок.

Препод по матану про филологов:
— Плюньте в лицо тому, кто говорит, что филологи — это нежные фиалочки с горящими глазами! Я вас умоляю! На самом деле они мрачные желчные типы, готовые язык собеседнику вырвать за фразы типа «оплатите за воду», «мое день рождение», «дырка в пальте»
…Голос с задней парты:
— А что не так с этими фразами?
Препод, поправив очки:— А на вашем трупе, молодой человек, они бы еще и попрыгали.

(Источник: паблик МХК https://vk.com/mhkoff)

При чём тут преподавание? Я считаю, что преподаватель должен быть грамотным не только в своём предмете, но и в своей речи.

Почти два года я занимаюсь набором и обучением преподавателей. Какие только ошибки не встречались в мотивационных письмах и планах занятий! Миллион восклицательных знаков, как, например, у девушки, которая пробовалась на преподавателя фото: «Я фотограф!! Я уже два года фотографирую свадьбы!!!!!», или моё любимое моё день рождения — так вообще говорит добрая половина моего взрослого окружения. 

А как пишут многие дети? «привет она нам задала то что мы делали в классе я успел все сделать», — написал мне один из моих шестиклассников. «Здравствуйте, Елизавета я в пятницу не смогу по заниматься», — пишет семиклассник. Или вот: «Здравствуйте, да худошка будет ! Нам не чего не задали вродибы». 

image_image

(источник: )

И если в половине случаев с написанием слов всё более-менее неплохо, то знаки препинания многие почему-то либо сильно не любят, либо любят излишне. Запятая между подлежащим и сказуемым — настоящий бич современного интернет-дискурса. 

Самый частый и любимый аргумент многих: я не на экзамене/уроке русского. Однако, как показывает практика, люди, которые пишут грамотно, делают это всегда, а отступают от правил разве что стилистики ради и совершенно сознательно.

Несмотря на то, что это понятие давно вошло в обиход, врождённой грамотности не существует. Но почему же тогда некоторые люди грамотно говорят и пишут, не заучивая при этом никакие правила? 

Самый вероятный ответ: они много читали в детстве. Во время чтения работает зрительная память, запоминаются как отдельные слова, так и определённые схемы, например, что перед союзом «а» всегда стоит запятая. 

Читай

Пусть тебе уже не 10 лет, но механизмы запоминания по-прежнему работают, пусть и чуть хуже. Чтение убивает сразу нескольких зайцев: это приятный и полезный способ провести свободное время, оно вызывает привыкание к грамотно написанным текстам и, наконец, вытаскивает нас из социальных сетей. Помимо этого, можно читать и анализировать прочитанный текст на предмет правил русского языка. Например, видим запятую и пытаемся объяснить, почему она здесь нужна.  

image_image

(источник: )

Учись

Существует большое количество интерактивных сервисов для изучения иностранных языков. А что насчёт русского? К сожалению, выбор гораздо меньше, но всё же попадаются полезные ресурсы. 

Главный справочник на все случаи жизни — Грамота.ру. Там можно  и найти объяснения сложных случаев постановки пунктуационных знаков, и проверить написание слов, и писать интерактивные диктанты. А ещё на сайте есть сборник пословиц и скороговорок и стишки-запоминалки, благодаря которым можно с лёгкостью запомнить непривычные ударения и написание слов: Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.   

Ещё один полезный ресурс — Тотальный диктант. Это ежегодная образовательная акция, в ходе которой участники (а им может стать любой желающий) пишут диктант по русскому языку. Диктант можно писать как на одной из площадок города, так и онлайн. Тексты пишутся специально для акции современными писателями, а после диктанта можно узнать свои ошибки и увидеть объяснения. В течение года на сайте акции проводится онлайн-курс.   

Сайт «Культура письменной речи» представляет собой большую библиотеку справочных ресурсов по русскому языку и будет особенно полезен преподавателям русского и литературы, так как там представлена актуальная информация и разбор заданий ЕГЭ. Также на сайте есть раздел, где можно пройти тесты по разным лингвистическим аспектам. 

Best-language.ru — ещё один сайт, который будет полезен как при подготовке к ЕГЭ, так и тем, кто хочет избавиться от ошибок в письменной речи. Там есть интерактивный экспресс-курс русского языка, а также подробные справочные материалы по большому количеству тем. 

практикуйся

Безусловно, в приобретении любого навыка основную роль играет практика. Тут тебе может помочь сознательная перепроверка того, что и как ты пишешь, будь то письмо начальнику или комментарий к смешному посту в соцсети. 

Не лишним будет и взаимодействие с окружением. Попроси более грамотного друга поправлять тебя при общении, а также сам старайся обращать внимание на ошибки, которые допускают другие люди. 

Грамотная речь — это привычка. Как известно, для вырабатывания привычки нужно около 20 дней. Поставь цель и контролируй свою письменную и устную речь, учись замечать собственные огрехи. Это на самом деле работает: когда я узнала, что более правильным вариантом произношения является по средáм, а не по срéдам, я стала обращать внимание на это каждый раз, когда упоминала этот день недели. Сначала много спотыкалась, говорила по привычке, но всё время исправляла себя вслух, и теперь практически не допускаю эту ошибку. Хотя, конечно, второй вариант в современном русском языке также считается допустимым. 

К слову, для другого значения слова среда — окружение, природные условия, — допустим только второй вариант произношения.

следи за тенденциями

Язык — это живой организм, который постоянно изменяется. Практически каждый день появляются новые слова, исчезают устаревшие, на смену старым нормам приходят новые. Мы уже сто лет не используем букву

Ѣ (ять), давным-давно не употребляем устаревшее слово очи вне книжного дискурса и уж точно не скажем моя такси, как говорили в прошлом веке. 

В 2009 году по приказу Министерства образования в словарях русского языка появились новые нормы. Многие филологи с ними не согласны, однако другие специалисты утверждают, что словари фиксируют то, как говорят люди в ту или иную эпоху, поэтому, если многие русскоязычные люди пьют черное кофе, значит, так тому и быть. Теперь можно говорить йóгурт или йогỳрт, а ещё в новый словарь вошло чудесное (или нет) файф-о-клок в значении полдника. Хорошо это или плохо и следовать ли новым нормам, которые были представлены в качестве рекомендации, — дело каждого, но быть осведомленным о них — важно.  

Преподаватель — это образец. Вслед за учителями школьники перенимают не только знания по предмету, но и модели поведения. Преподаватель, учитель, наставник всегда должен давать чуть больше, чем то, чему обязывает учебная программа. 

Конечно, немногое можно сделать, когда вся семья и ближайшее окружение ребенка говорит звóнит, но хотя бы вселить в голову понимание, что это не единственный и, возможно, не самый правильный вариант, под силу каждому. Людям, которые умеют верно согласовывать деепричастные обороты и использовать фразеологизмы, гораздо легче строить развернутые высказывания, да и общаться с такими людьми гораздо приятнее, чем с «ну чо, эээ, когда позвóнишь?».   

image_image

(источник: )

А ещё я не первый год бережно храню одну цитату с bash.org, уж очень она убедительна: 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Урок 7. Грамотность письменной речи

Урок 7. Грамотность письменной речи

Под грамотностью традиционно понимают степень владения навыками письма и чтения на родном языке. При этом с распространением всеобщего школьного образования требования к грамотным людям повысились: речь идёт уже не просто о том, чтобы они умели читать и писать, но писать в соответствии с установленными нормами грамматики и правописания. Без преувеличения можно сказать, что сегодняшнее сообщество читателей и писателей делится на два лагеря: ярых поборников грамотности и, конечно, не её противников, но тех, кто относится к ней без какого-либо пиетета. Первых шутливо прозвали граммар наци (grammar nazi), так как они требуют неукоснительного соблюдения правил грамматики и готовы вынести смертный приговор тексту, в котором сумели обнаружить малейшую ошибку. Их противники резонно замечают, что главное в тексте – это содержание, и язык является не застывшим сводом правил, а живым и развивающимся образованием, нормы которого постоянно меняются. В данном уроке мы поговорим о том, насколько важна грамотность при написании текстов и как её в себе развить.

Содержание

  1. Когда нужно и не нужно писать грамотно
  2. Как научиться писать грамотно?
  3. Проверочный тест

Когда нужно и не нужно писать грамотно

Возможно, многим данное утверждение покажется крамольным, но мы дадим следующий совет: пишите, не обращая внимания на грамматику. Дело в том, что часто излишняя концентрация внимания на грамматических правилах мешает писать. Человеку сложно мгновенно облечь свои мысли в идеальную с грамматической точки зрения форму. В результате, его работа застопоривается на нескольких предложениях, и продвинуться дальше он уже не в состоянии. Поэтому полезно практиковать так называемое свободное письмо (free writing), в процессе которого человек просто излагает свои мысли, не исправляя опечатки и ошибки, не думая о расстановке знаков препинания и правильном построении предложений.

Впрочем, это не означает, что о грамматике можно вообще забыть. Написанный текст – это ещё не конечный продукт, это всего лишь черновик, который подлежит многократному редактированию. Причём последний этап редактирования – проверка на соответствие языковым правилам и исправление всех возможных языковых ошибок. Таким образом, полностью наш совет звучит так: не обращайте внимания на грамматику в процессе письма, но несколько раз перечитывайте законченный текст и исправляйте ошибки.

Почему же в конечном итоге важно писать грамотно? Начнём с того, что языковые правила не являются произвольными установлениями лингвистов, придуманными для того чтобы мучать людей. Они сложились естественным образом в ходе исторического развития языка, и их роль состоит в унификации способов письма, чтобы мы могли понимать тексты друг друга. Если бы унифицированного свода грамматики не существовало, то письменная коммуникация была бы невозможна. Поэтому не нужно рассматривать соблюдение грамматических правил как одолжение, которое вы делаете учителю или учёному-лингвисту. Помните, что это условие существования писательского мастерства вообще.

Далее, неграмотно написанный текст отталкивает читателя. Во-первых, если в тексте содержится множество очевидных ошибок, это говорит о том, что автор даже не удосужился своё творение перечитать. Отсюда читатель делает правомерный вывод, что автор его не уважает, подсовывая ему незаконченную работу. А если автор на читателя не ориентировался, то зачем тогда его текст вообще читать? Во-вторых, человеческое восприятие устроено таким образом, что даже если мы сами допускаем ошибки при письме, мы непременно видим их в чужом тексте. Это означает, что многие читатели, сами того не замечая, в процессе чтения превращаются в тех самых граммар наци. При этом многие склонны рассуждать так: если автор не сумел осилить школьную грамматику, то стоит ли вообще воспринимать его текст всерьёз; скорее всего, у него есть проблемы и с логикой, с умением структурировать свои мысли, с глубиной проработки материала и т.п. Хотя подобное рассуждение далеко не всегда оказывается верным, не задумываясь о грамматике, автор может потерять значительную долю читателей.

Сверх этого, расхожий аргумент – «Важно содержание, а не форма» – является некорректным. Исследователи коммуникации уже давно сформулировали следующий принцип: «The medium is the message», т.е. «Средство передачи сообщения – это сообщение». Принцип, если задуматься, довольно очевидный. По крайней мере, писатели пользуются им с давних времён. Если применить этот принцип к нашей теме, то получается, что форма неотделима от содержания, она также работает на его производство. Наиболее простой иллюстрацией этого тезиса является то, что ошибки (особенно это касается пунктуации) затемняют смысл текста.

Наконец, несоблюдение правил русского языка может приводить к комическому эффекту, создавать который автор не намеревался. К примеру, видя надпись «Х-й съезд журналистов», все сразу понимают, что и съезд организован плохо, да и журналисты на него приехали так себе. Хотя в данном случае очевидно, что отрицательная характеристика съезда в планы автора не входила.

Как научиться писать грамотно?

По идее курс русского языка в средней школе обеспечивает нас всеми необходимыми знаниями для того, чтобы писать грамотно. К сожалению, практика показывает, что многим так и не удаётся его освоить. Разумеется, мы не можем перечислить и объяснить все правила русского языка в данном уроке. Наша цель – дать несколько простых советов, которые подскажут, как самостоятельно восполнить пробелы в знании русского языка при наличии соответствующей мотивации.

Существует распространённое мнение, согласно которому можно научиться писать грамотно, если читать много хорошей классической литературы. Оно основано на убеждении, что при чтении люди усваивают визуальный облик слова и потом в процессе письма восстанавливают его с помощью зрительной памяти. На наш взгляд, значение чтения для развития грамотности несколько переоценено. Конечно, читать качественную литературу всегда полезно. Это обогатит словарный запас и поможет сформировать хороший стиль. Однако, что касается грамотности, здесь возникает несколько проблем. Во-первых, далеко не все обладают развитой зрительной памятью, особенно на мелкие детали. Во-вторых, при чтении люди обычно поглощены содержанием текста и не ставят себе цели обращать специальное внимание на написание слов или конструирование предложений. Наконец, множество ошибок возникает не из-за того, что человек не знает, как пишется то или иное слово, но из-за неправильного склонения, непонимания разницы между -тся и -ться, путанице в слитном и раздельном написании, неправильной постановки знаков препинания и т.п. В данном случае чтение совершенно бесполезно: нужно знать правила. Таким образом, читайте как можно больше, но чтобы улучшить свою грамотность выполняйте следующие рекомендации:

1

Перечитывайте свой текст после написания. Большинство ошибок возникает из-за невнимательности. Если автор полностью поглощён процессом формулирования своих мыслей, то он уже не может следить за написанием слов или расстановкой запятых. Простая проверка поможет с лёгкостью выявить и исправить ошибки и опечатки. Также может быть полезным перечитать свой текст задом наперёд. Эта техника позволит избавиться от эффекта скольжения глазами по тексту и вчитаться в каждое отдельное слово.

2

Используйте проверку орфографии и пунктуации, встроенную в текстовый редактор. Естественно, такая проверка не идеальна: текстовые редакторы часто не знают многих слов и не могут правильно разобраться в синтаксисе, однако они, по крайней мере, помогут исправить какие-то грубые ошибки и укажут на фрагменты, требующие повышенного внимания. Многих людей раздражает постоянное подчёркивание слов и предложений разноцветными линиями. В таком случае можно отключать встроенную проверку в процессе письма, но включать её во время редактирования текста.

3

Пользуйтесь словарями и справочниками по русскому языку. Образованным является не тот, кто знает всё, а тот, кто знает, где ему найти необходимую информацию. Ничего катастрофического в том, что человек не знает или не помнит какие-то правила, нет. Главное не забывать при необходимости заглядывать в нужную книжку. Вот небольшой список словарей и справочников по русскому языку, которые полезно иметь под рукой (или в закладках):

  • Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
  • Лопатин В.В. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
  • Орфографический словарь русского языка
  • Толковый словарь русского языка
  • Бучкина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника)
  • Колесников Н.П. Слова с двойными согласными: Словарь-справочник
  • Словарь иностранных слов
  • Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка
  • Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник

4

Составляйте таблицы и схемы. Они выступают идеальным способом структурировать и запомнить сложный материал. Например, можно составить таблицу склонений существительных или схемы расстановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. В принципе существуют уже готовые справочники «Русский язык в таблицах и схемах», но мы советуем создавать таблицы самостоятельно. Для этого вам потребуется действительно разобраться в теме, что, безусловно, поможет её запоминанию, и вы сможете организовать материал именно тем способом, который наиболее удобен для вас. Такие таблицы удобно держать на рабочем столе и обращаться к ним в случае сомнений относительно того или иного правила.

5

Ознакомьтесь с основами морфологии и синтаксиса. Их знание является залогом правописания. Кратко говоря, морфология – это раздел лингвистики, изучающий части речи, строение слов, словообразование и словоизменение. Чтобы правильно написать слово, прежде всего, нужно определить, к какой части речи оно относится: существительное, прилагательное, числительное, глагол, причастие, частица, наречие и т.д. Затем нужно понять, в какой именно части слова возникла проблема (тот самый школьный разбор слова по составу): корень, приставка, суффикс, окончание. Определив часть речи и часть слова, вы уже можете понять, какое именно правило будет действовать в данном конкретном случае.

То же самое относится и к синтаксису. Нужно уметь выделять в предложении его составные части: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, приложение, вводная конструкция. Все правила пунктуации построены именно на этом умении выделять члены предложения. Если вы научитесь видеть структуру слов и предложений, запоминание и применение правил уже не составит для вас труда.

6

Если ваше слабое место – это орфография, то попробуйте воспользоваться одной из следующих техник. Во-первых, проверяйте безударные гласные в корне подбором однокоренных слов, где на эти главные падает ударение. К примеру, недавно я столкнулась со следующей ошибкой: «я излИчилась от этой болезни». Правильно писать «излЕчилась», и это легко проверить с помощью слов «лечит» и «лекарь». Во-вторых, попробуйте сложные слова записывать на стикер, выделяя проблемные буквы размером шрифта и цветом: «прИвИлегия», «суББота». В-третьих, можно использовать метод ассоциаций. В качестве иллюстрации, в слове «молоко» безударные гласные в корне могут быть проассоциированы с бубликами, которые мы едим, запивая их молоком, и которые имеют форму буквы «О». Вспомнили бублики, вспомнили, как пишется слово. Наконец, попробуйте запоминать типичные случаи. Такой метод может быть особенно эффективным для запоминания слитного и раздельного написания слов. Например, твёрдо запомнив, что слово «вице-президент» пишется через дефис, вы уже не будете испытывать трудностей с подобными ему словами: «вице-премьер», «вице-консул» и т.д.

7

Если же особую сложность вызывает пунктуация, то полезно помнить о том, что знаки препинания призваны отражать на письме паузы и интонационные нюансы речи. Поэтому может быть полезным прочитать предложение вслух и обратить внимание на то, как вы его произносите, где делаете паузы, на какие слова ставите акценты. Там, где вы заметили паузы и акценты, должны стоять знаки препинания. Вот все общие советы, которые можно дать относительно развития грамотности.

8

Онлайн-курс «Русский язык»

Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Урок 7. Грамотность письменной речиКсения Галанина

8 фраз, которые уродуют ваши электронные письма. И устную речь тоже

Электронные письма мы пишем, наверное, каждый день. Или хотя бы получаем. И допускаем много неприятных, а иногда даже раздражающих ошибок. Попробуйте написать следующее письмо без этих фраз. Вам понравится.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Правильно: добрый день / здравствуйте

Сразу нет. После любимого многими письменного обращения отвечать на письма почему-то не хочется. По речевому этикету (потому что приветствия регулируются нормами, а не правилами языка) лучше писать по старинке: доброе утро/день/вечер или здравствуйте. Да, мы живём все в разных часовых поясах, и странно писать «доброе утро», когда у адресата, возможно, глубокая ночь. Но для этого существует универсальное приветствие «добрый день» или «здравствуйте».

А ещё во фразе «доброго времени суток» банально неправильный падеж. Лингвист Максим Кронгауз в своей книге «Русский язык на грани нервного срыва» объясняет: в русском языке родительный падеж употребляется чаще при прощании («счастливого пути!», «удачи!»), а в приветствиях — именительный падеж («добрый вечер!» вместо «доброго вечера!»).


Правильно: уважаемый Аполлинарий Евграфович!

Правило с обращениями проходят чуть ли не в начальной школе, а вспоминать его приходится всю жизнь. Обращения действительно нужно выделять запятыми. Всегда. Но в нашем варианте слово «уважаемый» входит в обращение и запятой не отделяется. А вот если бы перед таким обращением стояло приветствие («здравствуйте, уважаемый Аполлинарий Евграфович!») — тогда запятая, конечно, нужна.


Правильно: я читатель «Мела» / я читаю «Мел»

Глагол «является» — аналог английского to be. И когда его употребляют в русском, это выглядит как плохой перевод с английского. Хотя у глагола много поклонников в деловой речи. Сравните: «Эта кофейня является лучшей в городе» или «Эта кофейня — лучшая в городе». Без «является» смысл остался прежним, а выглядит предложение человечнее. А являться может разве что привидение.


Правильно: сейчас

От употребления этого выражения лучше отказаться, если только вы не автоответчик («в настоящее время абонент недоступен») или рассылаете письма с пресс-релизами. Во-первых, канцеляризмы никогда не украшали наши тексты, а во-вторых — всегда можно заменить наречием «сейчас».


Правильно: хочу обсудить с вами…

Слово «касательно» и его разговорный вариант «касаемо» существует, и писать или говорить так не запрещено. Но не нужно. Вместо них лучше употреблять оборот «что касается». То же самое про «относительно». В мире и правда всё относительно. Но не так, чтобы в каждом письме и вопросе.


Правильно: я понял, что ошибся

Мы рады, что вы поняли «то, что». Но у нас вопрос: а зачем вам «то»? Последнее время всё чаще говорят «я считаю то, что…». И похоже, это какой-то новый союз. Да, есть предложения, когда по-другому просто нельзя сказать. Например, «то, что она не перезвонила, даже лучше». Но в остальных примерах этот «союз» всё явно портит (а ещё так даже говорят в устной речи!).


Тут даже никакой замены не нужно. Просто ненужная и бессмысленная фраза, которая ни о чем не говорит. Ну будто бы вы до этого читали письмо без внимания. Скорее обратный эффект: после такой фразы читать дальше и обращать на что-то внимание не хочется совсем. Поверьте.


Правильно: с любовью читатель «Мела»

Правильно: с любовью, читатель «Мела»

Закончить письмо нужно тоже красиво (и грамотно). Можно написать просто своё имя. Но некоторые хотят добавить «с любовью» или «с наилучшими пожеланиями». Правила, где бы говорилось, что после слов «с уважением», «с любовью» или «искренне ваш» нужно ставить запятую, нет. И это вполне объяснимо, иначе получается, что вы будто бы с уважением и любовью вновь к кому-то обращаетесь (к себе самому, видимо). Но отделение запятой этих выражений уже закрепилось как языковая норма (как пишет «Грамота.ру») и стандарты написания деловых писем. Писать, как вы поняли, можно по-разному. Для примера скажем, что в конце писем запятые не ставили Довлатов, Солженицын и даже Розенталь.

Проверьте, справитесь ли вы с коварными правилами русского языка (не зря же вы нас читаете). Соревнуйтесь с другими читателями «Грамотности на „Меле“» в игре Castle Quiz!

Грамотная речь — первый признак образованного и культурного человека

Парадоксом дня сегодняшнего является то, что при гигантском скачке вперёд в области развития науки и техники, общество на постсоветском пространстве такими же семимильными шагами движется назад в области образования и общей грамотности. Для этого есть и объективные, и субъективные причины. К первым можно отнести эксперименты с перекраиванием школьных программ, отсутствие единообразия в учебных планах и пособиях по изучению предметов, неудачные формы принятия экзаменов, общее падение престижа образования и формирование у школьников, а затем и студентов прочного стереотипа: «Образование платное. Я заплатил. Мне обязаны ставить оценки уже за одно это. Тем более, приходится давать взятки, т.е. плачу по двойному тарифу. Следовательно, корпеть над предметами и учебниками нет никакого смысла!»

А ко вторым – прежде всего, утрата интереса к книгам, чтению художественной литературы. И, как ни странно, общение через смс, в различных чатах, на разных форумах. Анонимность, неформальная среда и скорость переписки заставляют людей пренебрегать знаками препинания, продумыванием структуры своих сообщений и постов, «фильтрацией» употребляемой лексики. И порой складывается ситуация, очень подходящая под знаменитое «казнить нельзя помиловать».

Основные признаки грамотной речи

грамотная речь

Итак, прежде всего, следует запомнить и понять: грамотная речь обеспечивает нам полноценное общение и успешное понимание в той или иной ситуации, будь это разговор с начальством, обсуждение животрепещущих проблем общественной жизни или разрешение домашнего конфликта. Если понимания нет, если люди словно говорят на разных языках, к общему знаменателю они не придут. А корявая речь со множеством стилистических ошибок способна свести на «нет» даже самые тщательные усилия.

  • Грамотная речь свободна от слов-«паразитов». У людей с небольшим словарным запасом они встречаются очень часто и используются, чтобы заполнить паузы, во время которых такой человек пытается подобрать нужное слово или выражение. К словам данного типа относятся всем известные «типа того», «вроде», «э», «ну» и так далее.
  • грамотность речиГрамотная речь мало совместима с бранными словами, тем более матерными. Как бы ни был прилично одет человек, как бы респектабельно он не выглядел и о каких бы высоких материях не рассуждал, но если он свои речи щедро пересыпает матом, а для связки слов использует откровенную брань – на роль культурного, интеллигентного он никак не тянет. Конечно, бывают ситуации, когда и ненормированная лексика оказывается к месту, но они, к счастью, довольно редки. В повседневной же жизни грамотная речь и словесная грязь несовместимы.
  • Жаргонизмы не должны засорять ваш язык. Исключение делается только для профессиональной сферы, когда терминология необходима и упрощает общение. В остальных случаях стоит обращаться к синонимам.
  • Всегда помните изречение Чехова о краткости и таланте. Ведь грамотность речи – это, в числе всего прочего, и мастерское владение словом, умение подобрать самые точные, ясные выражения, говорить по делу и понятно.
  • грамотная постановка речиОбращайте внимание не только на богатство своего лексического запаса, но и культуру речевого этикета. Старайтесь строить предложения и высказывания не «абы как», а в соответствии с нормами и правилами пунктуации и стилистики русского языка, коли вы говорите на нём, или любого другого, на котором общаетесь.
  • Грамотная постановка речи включает в себя соблюдение норм ударения, понижения и повышения тона в разных частях предложений, умения выдерживать логические и интонационные паузы, соблюдать интонацию. По сути дела, это ораторское искусство, и владеть им должен каждый уважающий себя человек.

Послесловие

Работа над собой — это всегда сложно, идёт ли речь о стройности фигуры или изучении иностранного языка. Не менее сложно научиться владеть речью в совершенстве. Но возможно! Что для этого нужно? Конечно же, читать, и, прежде всего, русскую классику. Сделать своими настольными книгами толковые и орфографические словари, фразеологические и словари синонимов, антонимов, другую справочную литературу. Постоянно заниматься словообразованием. Контролировать себя в формах словесного выражения.

Правильная речь и грамотная речь

Правильная речь и грамотная речь

Искусство правильной и грамотной речи доступно не каждому, однако такая речь необходима для многих людей, особенно для тех, чья деятельность связана с активными коммуникациями – переговорами, выступлениями перед большой аудиторией, общением с клиентами.

Правила грамотной речи

Грамотно поставленная речь – красивая и информационно насыщенная, логично выстроенная и выразительная. К сожалению, современная школа уделяет мало времени построению грамотной и четкой речи, а результат этого – неумение множества людей свободно пользоваться богатством родного языка.

Правила грамотной речи предписывают исключить из лексикона тавтологии («станцевать танец», «молодой юноша», «спросить вопрос»), слова-паразиты («в общем», «так сказать», «как бы», «короче»). Кроме того, избавиться следует и от тех слов, значения которых вы не знаете, а также от неоправданного использования иностранных слов, имеющих русский аналог.

Следите за ударениями и родами некоторых слов. Несмотря на допущение употреблять «кофе», как слово среднего рода, образованные люди вряд ли это положительно оценят. А если в слове «звонит» ударение у вас падает на первый слог, а в слове «бармен» — на второй, это выдаст в вас безграмотного человека.

Используйте в речи красочные метафоры, оригинальные сравнения, описания, поговорки и афоризмы – все эти средства помогут сделать ваш рассказ оживленным и красивым.

Как научиться грамотной речи?

Лучше всего грамотной речи учит классическая художественная литература. Грамотно поставленная речьЧтение позволяет расширить словарный запас, научиться красиво строить фразы, доступнее выражать свои мысли и чувства с помощью слов. А, кроме того, чтение улучшает и письменную речь, делая ее грамотнее и образнее.

Учиться грамотно поставленной речи нужно с помощью диктофона. Попробуйте записать свой пересказ литературного произведения или фильма. Затем прослушайте запись, найдите речевые ошибки – слова паразиты, повторы, плохо сформулированные фразы. В последующем старайтесь следить за тем, что вы говорите, и не допускать этих ошибок.

Узнав новые слова, старайтесь выяснять их значение и вводить в активный словарный запас. Однако избегайте пресыщать свою речь слишком большим количеством сложных слов – это не сделает вас хорошим собеседником.

 

Спишите тексты. Определите их стиль речи. ГДЗ, Упр. 387, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

I. Как ни странно, но сегодня человек знает больше о далеком космосе, чем о земных глубинах. Как Земля выглядит на глубине десятков километров? Какие скрывает секреты? Ответы на эти вопросы очень важны. Они помогут открыть новые богатства недр, дадут ключ к прогнозированию землетрясений, наконец, подтвердят или напротив,  отвергнут  существую­  щие гипотезы о происхождении нашей планеты.
Публицистический стиль.
II. Необходимым признаком грамотной устной речи является не только правильное произношение звуков и сочетаний звуков в слове, но и пра­ вильное выделение голосом ударного слога. И хотя ударение называют «ду- шой речи», организующим ее  звеном,  ошибки  в  ударении  встречаются  очень часто. Кто из нас не слышал искаженные, режущие слух слова «ки­ лометр», «каучук», «магазин», «портфель»! Ошибки в ударении возникают неслучайно. Главной причиной этих ошибок является само ударение, его особенности в русском языке.  Во-первых,  оно  разноместное  (свободное).  Это означает, что оно может падать и на начало слова — ворот, и на сере­  дину — пехота, и на последний  слог —  стадион.  Во-вторых, в русском язы­ ке ударение подвижное, т.е. может в одном и том же слове переходить с од­ ного слога на другой.
Научный стиль.
III. Что означает выражение говорить с апломбом? В современном рус­ском языке слово апломб обозначает явную самоуверенность в поведении (манерах) или в разговоре.
Надо сказать, что исторически такая отрицательная оценка  слова  ап­  ломб возникла не сразу, прежде оно было более нейтральным.
Существительное апломб заимствовано в середине прошлого (XIX) века    из французского языка. Французское aplomb буквально значит «отвесное, прямое  положение».  Возникло оно из  предлога á  и существительного   plomb — «свинец» (сравните: пломба, пломбировать и т.п.).
Во французском языке слово aplomb обозначало не только «отвес, ве- рикаль», но и «равновесие», а также «самоверенность» — от привычки держаться прямо, уверенно и надменно.  В  профессиональной  речи  апом-  бом называли постав конечностей  у  лошади.  «Она  выступает  с  аплом­  бом»,  —  одобрительно  говорилось  о  лошади  на  скачках  или  на   спортив­ной выездке. От французского слова aplomb — «умение сохранять устой­ чивость в танце».
В театральной речи встречаем слово апломб в значении «подчеркнутая уверенность выступления артиста».
(3. Люстрова)
Научный стиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *