Идентификация это в социологии: Социальная идентификация это

ИДЕНТИФИКАЦИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: О. О. Савельева

ИДЕНТИФИКА́ЦИЯ (от позд­не­лат. iden­ti­fico – ото­жде­ст­в­лять), 1) в со­цио­ло­гии – про­цесс са­мо­оп­ре­де­ле­ния ин­ди­ви­да (или оп­ре­де­ле­ния дру­го­го) в со­ци­аль­ном про­стран­ст­ве, в со­ци­аль­ных груп­пах и со­об­ще­ст­вах, а так­же в сис­те­ме их взаи­мо­дей­ст­вий. Ре­зуль­та­том И. яв­ля­ет­ся осо­зна­ние че­ло­ве­ком сво­ей иден­тич­но­сти. По­ня­тие бы­ло вве­де­но З. Фрей­дом («Груп­по­вая пси­хо­ло­гия и ана­лиз Эго», 1914). В со­цио­ло­гии про­бле­мой И. за­ни­ма­лись амер. со­цио­ло­ги Ч. Х. Ку­ли, Дж. Г. Мид, Т. Пар­сонс, франц. со­ци­аль­ный пси­хо­лог С. Мос­ко­ви­чи, брит. со­цио­лог З. Бау­ман, нем. фи­ло­соф и пси­хо­лог Э. Фромм. Со­ци­аль­ный и пси­хо­ло­ги­че­ский ме­ха­низ­мы И. – со­от­не­се­ние и ото­жде­ст­в­ле­ние се­бя (са­мо­иден­ти­фи­ка­ция) или дру­го­го с те­ми или ины­ми людь­ми или груп­па­ми (ре­аль­ны­ми или во­об­ра­жае­мы­ми). Ин­ди­вид в про­цес­се са­мо­иден­ти­фи­ка­ции «при­ме­ря­ет» на се­бя разл. со­ци­аль­ные об­раз­цы (мо­де­ли по­ве­де­ния, оцен­ки, взгля­ды, цен­но­сти, нор­мы, ин­те­ре­сы, ро­ли, ста­ту­сы), оп­ре­де­ляя «свою» груп­пу, в рам­ках ко­то­рой он бу­дет чув­ст­во­вать се­бя наи­бо­лее ком­форт­но. В ре­зуль­та­те груп­по­вые при­зна­ки, ин­те­ре­сы, мне­ния и т. д. пре­вра­ща­ют­ся в ком­по­нен­ты са­мо­соз­на­ния лич­но­сти (Г. Таж­фель), она ус­ваи­ва­ет со­ци­аль­ные стан­дар­ты мыш­ле­ния и дея­тель­но­сти (нем. со­цио­лог Х. Абельс). Со­ци­аль­ная И. мо­жет так­же реа­ли­зо­вы­вать­ся как эмо­цио­наль­но-ког­ни­тив­ное ото­жде­ст­в­ле­ние се­бя с ка­ким-то ре­аль­ным или вы­ду­ман­ным ли­цом, под­ра­жа­ние ему и пря­мое ко­пи­ро­ва­ние, что осо­бен­но свой­ст­вен­но дет­ско­му и юно­ше­ско­му воз­рас­ту.

Объ­ек­тив­ное на­зна­че­ние И. – вклю­чить ин­ди­ви­да в сис­те­му груп­по­вых и меж­груп­по­вых взаи­мо­свя­зей и взаи­мо­дей­ст­вий. Её субъ­ек­тив­ная не­об­хо­ди­мость обу­слов­ле­на стрем­ле­ни­ем ин­ди­ви­да слить­ся с общ­но­стя­ми и груп­па­ми, ко­то­рые обес­пе­чат за­щи­ту его жиз­ни, ин­те­ре­сов, по­треб­но­стей в раз­ви­тии и са­мо­вы­ра­же­нии пе­ред ли­цом ре­аль­ной или мни­мой опас­но­сти, ис­хо­дя­щей от др. общ­но­стей (В. А. Ядов).

В струк­тур­но-функ­цио­наль­ных тео­ри­ях ре­шаю­щее зна­че­ние в про­цес­се И. при­да­ёт­ся со­циа­ли­за­ции. (И. по­сред­ст­вом со­циа­ли­за­ции аб­со­лют­но до­ми­ни­ро­ва­ла в тра­диц. об­ще­ст­ве, в ко­то­ром че­ло­век прак­ти­че­ски не мог вый­ти за рам­ки со­сло­вия, ме­ст­ной об­щи­ны, на­след­ст­вен­но­го проф. за­ня­тия.) В ин­тер­пре­та­тив­ной со­цио­ло­гии, в ча­ст­но­сти в сим­во­лич. ин­те­рак­цио­низ­ме, И. со­от­но­сит­ся с осо­зна­ни­ем сво­ей со­ци­аль­ной по­зи­ции че­рез а) вос­при­ятие се­бя дру­ги­ми, б) про­ти­во­пос­тав­ле­ние се­бя дру­гим. «Пе­ре­ни­мая роль дру­го­го, че­ло­век ос­мыс­ли­ва­ет са­мо­го се­бя» (Дж. Мид). В ин­те­гра­тив­ных тео­ри­ях (франц. со­цио­лог П. Бур­дье) И. по­ни­ма­ет­ся как взаи­мо­дей­ст­вие со­ци­аль­ных ме­ха­низ­мов с про­цес­са­ми кон­ст­руи­ро­ва­ния ин­ди­ви­дом со­ци­аль­ной ре­аль­но­сти с по­мо­щью лич­но­ст­ных ре­сур­сов и пред­поч­те­ний.

И. вы­пол­ня­ет ин­тег­ри­рую­щую (объ­еди­не­ние со сво­ей общ­но­стью) и диф­фе­рен­ци­рую­щую (дис­тан­ци­ро­ва­ние от дру­гих) функ­ции. Для ста­биль­ных со­ци­аль­ных си­туа­ций ха­рак­тер­на ие­рар­хи­че­ская И., ко­гда че­ло­век осоз­на­ёт се­бя чле­ном со­об­ществ разл. уров­ня (че­ло­ве­че­ст­ва, на­ро­да, на­ции, сред­не­го клас­са и т. д.). В транс­фор­ми­рую­щих­ся об­ще­ст­вах И. мо­гут быть на­ру­ше­ны, сла­бо кор­ре­ли­ро­вать друг с дру­гом. Че­ло­век мо­жет ощу­щать свою од­но­вре­мен­ную при­над­леж­ность к не­со­вмес­ти­мым груп­пам. По­сколь­ку про­цесс со­ци­аль­ной И. при­во­дит в кон­це кон­цов к осоз­на­нию людь­ми сво­их ин­те­ре­сов как чле­нов груп­пы, его мож­но рас­смат­ри­вать как один из ме­ха­низ­мов со­ци­аль­но­го раз­ви­тия, фор­ми­ро­ва­ния гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва.

2) В кри­ми­на­ли­сти­ке – про­цесс ус­та­нов­ле­ния то­ж­де­ст­ва кон­крет­но­го объ­ек­та или лич­но­сти по со­во­куп­но­сти об­щих и ча­ст­ных при­зна­ков пу­тём срав­ни­тель­но­го их ис­сле­до­ва­ния в це­лях по­лу­чения су­деб­ных до­ка­за­тельств. Тер­мин «И.» упот­реб­лял­ся ещё А. Бер­тиль­о­ном, встре­чал­ся и в ра­бо­тах рус. до­ре­во­люц. кри­ми­на­ли­стов. В сер. 20 в. сфор­ми­ро­ва­лась спец. тео­рия И., ба­зи­рую­щая­ся на прин­ци­пах ин­ди­ви­ду­аль­но­сти объ­ек­тов ма­те­ри­аль­но­го ми­ра, их от­но­си­тель­ной не­из­мен­но­сти, на воз­мож­но­сти вы­де­ле­ния ха­рак­те­ри­зую­щих их при­зна­ков, со­во­куп­ность ко­то­рых по­зво­ля­ет осу­ще­ст­вить И. В за­ви­си­мо­сти от субъ­ек­та, объ­ек­та и спо­со­бов И. раз­ли­ча­ют след­ст­вен­ную (напр., предъ­яв­ле­ние для опо­зна­ния), уго­лов­но-ре­ги­ст­ра­ци­он­ную (по дан­ным кри­ми­на­ли­стич. учё­тов) и экс­перт­ную (по ма­те­ри­аль­но-фик­си­ров. при­зна­кам) иден­ти­фи­ка­цию. В су­деб­ной прак­ти­ке важ­ное зна­че­ние име­ет И. лич­но­сти по по­чер­ку, внеш­но­сти, по сле­дам рук, ног, зу­бов; ото­жде­ст­в­ле­ние пе­ча­тей, штам­пов – по их от­тис­кам; ору­жия – по стре­ля­ным пу­лям и гиль­зам; обу­ви – по её сле­дам; ин­ст­ру­мен­тов и ору­дий взло­ма – по сле­дам взло­ма; транс­порт­ных средств – по сле­дам про­тек­то­ра, ко­лёс; це­ло­го – по со­вме­ще­нию его час­тей (напр. , час­тей раз­би­той ав­то­мо­биль­ной фа­ры, ра­зо­рван­но­го до­ку­мен­та и др.).

Для при­зна­ния ито­гов кри­ми­на­ли­стич. И. в ка­че­ст­ве до­ка­за­тельств по де­лу они долж­ны быть вы­ра­же­ны в про­цес­су­аль­ных ак­тах (про­то­кол предъ­яв­ле­ния для опо­зна­ния, за­клю­че­ние экс­пер­та).

Идентификация социальная молодежи » Социология молодежи. Электронная энциклопедия

 

Идентификация социальная молодежи — это процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом, происходящий в ходе социализации, посредством которого приобретаются или осваиваются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид (Ковалева, 1996).

В процессе социализации, неизбежной для каждого человека, живущего в обществе и рождающегося с предрасположенностью осваивать социальность, происходит непрерывная идентификация, которая осуществляется между людьми, живущими в одно время, в одном и том же мире. Социальная идентификация осуществляется в различных формах. Во-первых, происходит прямое эмоциональное отождествление индивидом себя с реальным или вымышленным лицом (например, юноша отождествляет себя с одним из родителей или известным политиком, киногероем, спортсменом, музыкантом). Во-вторых, причисление себя к определенной номинальной социальной группе (например, отождествление себя с молодежной группой) позволяет индивиду освоить значимые черты, стереотипы поведения и тем самым определить социальные рамки своего поведения, внутри которых нормы, ценности, информация, язык, вещный мир и т. д. получаются свою конкретизацию и многообразие. В-третьих, — причисление себя к реальным социальным группам, доминирующая роль среди которых в данном случае принадлежит группам, основанным на совместной реальной деятельности (например, для молодежи — это своя семья, студенческая или производственная группа и т. д.). Общество обуславливает типическое, тождественное, идентичное в личностях.

Например, высшая школа как важнейший институт социализации, имеющий свои образовательные стандарты по направлениям/специальностям подготовки, формирует соответствующие этим стандартам общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, обучает и воспитывает молодежь в рамках определенного набора предметов, как правило, по установленным программам, в специальных условиях (аудиторные занятия, расписание, дисциплина, пунктуальность и т. д.). Так же школьное и дошкольное образования оказывают существенное влияние на то, чтобы новые поколения по уровню знаний, освоению норм, ценностей, стереотипов поведения были не только продвинуты, но и сходны, и в определенной мере идентичны. Вместе с тем все обучение и воспитание способствуют личностному развитию индивида, открывает новые источники его индивидуальности.

Успешная социализация сопровождается успешной идентификацией, когда срабатывает механизм закрепления позитивных качеств личности молодого человека и он реально соответствует требованиям к нему со стороны социального окружения.

Но может быть и по-другому, когда индивид все же становится таким, каким не должен быть.

Общество задает отработанные и проверенные социокультурные символы и образцы (язык, информация, — причисление себя к реальным социальным группам, доминирующая роль среди которых в данном случае принадлежит группам, основанным на совместной реальной деятельности (например, для молодежи — это своя семья, студенческая или производственная группа и т. д.).

Идентификация обеспечивается действием механизма типизации (отнесения к типам личности, утвердившимся в данном обществе, общности, группе) и механизма индивидуализации (придание личности собственно индивидуального, неповторимого и уникального облика). Эти взаимосвязанные механизмы воздействуют на процесс распознавания человеком социальных черт, присущих ему как социальному субъекту и как неповторимой индивидуальности. Человек перенимает типическую жизненную конструкцию, начинает сам собой воплощать социальный тип.

Формирующиеся в процессе социализации идентификации, как правило, институционализированы, т. е. связаны с основными социальными институтами (семья, образование, труд, рынок, политические партии и др.) и проявляются через соответствие поведения институциональным требованиям и соответствующую реакцию институтов. Поэтому разрушение или резкое изменение институтов приводит к массовой утрате идентификации. Так, трансформация экономических институтов, разрушение экономических структур в России в первой половине 1990-х годов привели к утрате идентификации представителями многих профессиональных групп, а ликвидация КПСС привела к утрате идентификации миллионов людей, для значительной части которых эта партия играла важнейшую роль в осознании своей идентичности. Бесспорно, что распад СССР повлек за собой массовую дезориентацию, утрату идентификации на индивидуальном и групповом уровне, а также на уровне общества в целом.

Соотношение тождественности и различия в личностях предопределяется типом социальности общества. Доля социально-типического и индивидуального в конкретной личности во многом зависит от самого человека, хотя и детерминируется обществом. Но индивидуальность тем более развита, чем больше человеком освоена социальность (Ковалева, 1996).

Интенсивность процессов социализации и идентификации на разных этапах функционирования общества различна. Актуализация идентификационных процессов в исторической ретроспективе связывается с модернизацией общества, с его переходом от традиционного к индустриальному, когда расширяются масштабы общественного разделения труда и возможности личностного выбора в процессе социализации. Процессы идентификации получают высокую интенсивность в обществе, переживающем кардинальные социальные изменения.

 

Лит.: Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность: Лекции по социологии : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 211 с.; Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М. 224 с.; Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум, 351 с.; Эриксон, Э. (1996) Идентичность: юность и кризис: пер с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Издательская группа «Прогресс». 342 с.

А. И. Ковалева

Это социологическое?

Что такое социология? Если вы не можете ответить на этот вопрос, то вам будет очень сложно вести социологический исследовательский проект. Также будет очень трудно произвести впечатление на друзей своим дипломом по социологии или убедить родителей или партнера в том, что жертвы, которые помогли вам поступить в колледж, того стоили. Более того, может быть довольно сложно объяснить себя и свою квалификацию потенциальным работодателям, если вы не можете просто и лаконично рассказать им, на что вы потратили свою карьеру в колледже. Итак, давайте рассмотрим, что такое социология. Сначала мы попытаемся дать определение социологии, а затем рассмотрим, чем социология похожа и чем отличается от других дисциплин. Это упражнение должно помочь, когда мы начинаем превращать наши эмпирические интересы в вопросы социологического исследования.

Что такое социология?

Как отмечалось в главе 1 «Введение», социология — это научное изучение людей в группах. Но давайте пойдем немного дальше и подумаем о том, что делает социологию уникальной дисциплиной. Есть несколько ключевых моментов, которые делают социологию уникальной, и их понимание поможет вам сформулировать свой исследовательский интерес так, чтобы он был социологическим. Во-первых, социологи признают, что то, чем является человек, что он или она думает и делает, зависит от групп, членом которых он является. Во-вторых, социологи признают, что взаимодействие происходит по образцу. Наконец, социологи признают, что, хотя закономерности важны, несоответствия в закономерностях не менее важны. Рассмотрев каждое из этих ключевых открытий немного подробнее, мы сможем лучше понять, что делает социологию уникальной и что делает темы, изучаемые социологами, социологическими.

Как уже отмечалось, социологи признают, что то, кем является человек, что он или она думает и делает, зависит от групп, членом которых он является. В частности, социологи обращают внимание на то, как может различаться опыт людей в зависимости от аспектов их идентичности. Чтобы помочь себе мыслить социологически, оглянитесь вокруг, когда вы находитесь вне дома. Видите ли вы людей другой расовой или этнической принадлежности от вас? Разные полы? Разные статусы классов? Чем их опыт может отличаться от вашего? Как может отличаться для вас само переживание, которое вы испытываете в этот момент, если вы отличались как-то? Что, если бы вы весили в два раза больше, чем сейчас? Что, если бы у вас были зеленые волосы вместо каштановых? Социологи изучают, что означают такие тождества и характеристики, как и кем им придается значение, как они взаимодействуют с другими значениями и каковы последствия этих значений. Другими словами, социологи изучают социальное положение людей. Место человека в обществе, как правило, определяется комбинацией аспектов идентичности человека, таких как раса, этническая принадлежность, пол, сексуальность и статус социального класса. формируют свой опыт и свое место в обществе.

Социологи также признают, что социальное взаимодействие структурировано. На самом деле паттерны существуют, даже если люди, участвующие в их создании, могут не иметь никакого представления об их вкладе. Поскольку социологов интересуют совокупности, индивиды, которые коллективно создают модели, могут быть разделены многими годами или милями. Однако, как социологи, мы обучены искать закономерности в социальных закономерностях во времени и пространстве. Например, общества во всем мире в течение многих лет создавали правила, социализировали своих членов, производили и распределяли товары. Социологи стремятся понять закономерности таких процессов.

Конечно, несоответствия так же важны, как и закономерности. Когда, например, женщины стали все больше поступать на оплачиваемую рабочую силу, социологов заинтересовало, какие силы привели к этим изменениям и какие последствия могут возникнуть в результате для отдельных лиц, семей, работодателей и общества (Wolfbein & Jaffe, 1946). Интересно, что одна из первых статей из American Sociological Review , посвященная таким демографическим изменениям в участии в рабочей силе, была опубликована в 1919 г.46 после беспрецедентного притока женщин на рынок труда во время Второй мировой войны. Вопросы о том, как переплетаются гендер и работа, теперь настолько распространены в социологии, что сегодня многие кампусы предлагают курсы по гендеру и работе, а научный журнал «Гендер, работа и организация » был основан в 1994 году для распространения исследований только по этой теме. узнайте больше об этом журнале на его веб-сайте: http://www.blackwellpublishing.com/journal.asp?ref=0968-6673&site=1. Точно так же, когда модели спаривания и свиданий стали включать онлайн-сервисы подбора партнеров, социологи не проигнорировали этот новый способ, который люди нашли для партнерства. Вместо этого они приняли это к сведению и рассмотрели, как это работает, кто использовал этот новый метод сопоставления и его влияние на модели датирования в целом. На самом деле, согласно базе данных Sociological Abstracts, индексирующей все основные публикации по социологическим исследованиям, базе данных, которая индексирует опубликованные социологические исследования (о которой вы прочтете подробнее далее в этой главе), была опубликована 31 рецензируемая статья об онлайн-знакомствах. опубликовано по состоянию на август 2010 г. Однако еще в 2004 г. в этой базе данных не было социологических статей об онлайн-знакомствах. Увеличение количества публикаций, посвященных онлайн-знакомствам, скорее всего, было связано с изменением социального ландшафта. В данном случае общественные изменения или несоответствия привели к социологическому исследованию. Хотите узнать больше о социологическом взгляде на онлайн-знакомства? Погуглите название «Пеппер Шварц». Профессор Шварц — сексолог и социолог из Вашингтонского университета, чьи социологические выводы и наблюдения были опубликованы во многих журналах и газетах, в том числе в Glamour и New York Times , а также в телевизионных шоу, таких как Oprah . Она также является главным экспертом по отношениям PerfectMatch.com, сайта онлайн-знакомств.

Что не является социологией?

В дополнение к рассмотрению того, чем на самом деле является социология, как способа определения темы социологического исследования, стоит рассмотреть, чем социология не является. Хотя различия между социологией и химической инженерией могут быть довольно очевидными, существуют и другие дисциплины — особый курс обучения; один дивизион нескольких академических разрядов. с которыми социология разделяет интересы, и границы между этими дисциплинами могут время от времени стираться. Размышление о сходствах и отличиях социологии от других дисциплин может помочь нам сформулировать исследовательский вопрос, который действительно является социологическим.

Например, многие студенты изучают двойную специализацию по социологии и психологии. Хотя эти две дисциплины дополняют друг друга, они не совпадают. Рассмотрим тему членства в банде. В то время как психолога может интересовать определение того, какие травмирующие личные переживания или эмоциональное состояние могут побудить человека присоединиться к банде, социолог, скорее всего, изучит, существуют ли закономерности в отношении того, кто присоединяется к банде.

Являются ли члены некоторых социальных классов более склонными к вступлению в банды, чем другие? Влияет ли географическое положение человека на вероятность того, что он или она присоединится к банде? Другими словами, психологи и социологи разделяют интерес к человеческому поведению, но психологи склонны сосредотачиваться на индивидуумах, в то время как социологи рассматривают индивидуумов в контексте социальных групп, к которым они принадлежат.

Философы и социологи также имеют некоторые общие интересы, в том числе желание понять представления о природе добра и зла. Но в то время как философ может рассматривать, какие общие или логические принципы составляют хорошее или плохое общество, социолог, скорее всего, будет изучать, как конкретные социальные реалии, такие как присутствие банд в сообществе, влияют на восприятие этого сообщества как хорошего или хорошего. или плохо. Другие дисциплины, интересы которых частично пересекаются с социологией, включают политологию, экономику и историю.

Различия в подходах к изучению членства в бандах между социологией и другими подобными дисциплинами обобщены в таблице 4.1 «Социология в сравнении с аналогичными дисциплинами: изучение банд» 9 .0003

Таблица 4.1 Социология в сравнении с аналогичными дисциплинами: изучение банд

Сравнение социологии Психология Философия Политология
Экономика
История
Являются ли члены некоторых социальных классов более склонными к вступлению в банды, чем другие? Какие травмирующие личные переживания или эмоциональные состояния заставляют человека присоединиться к банде?
Фокус: Индивидуумы в контексте групп Фокус: Физические лица
Как наличие банд в сообществе влияет на восприятие этого сообщества как хорошего или плохого? Какие логические принципы составляют хорошее или плохое общество?
Фокус: Эмпирические вопросы Фокус: Этические вопросы
Как законы о бандах влияют на различные социальные группы? Как разрабатывались законы, направленные против банд?
Фокус: Отношения между законом и другими институтами/группами Фокус: Политические процессы сами по себе
Как наличие банд влияет на благополучие семей и детей в сообществе? Как присутствие банд влияет на финансовое благополучие сообщества?
Фокус: Отношения между экономикой и другими институтами или группами Фокус: Экономика сама по себе
Как структурные изменения в обществе повлияли на то, как происходят инциденты, связанные с бандами, и как они разрешаются? Как мы можем объяснить происхождение и последствия одного конкретного инцидента, связанного с бандой?
Фокус: Изменения в моделях социальной жизни Фокус: Конкретные исторические события

Ключевые выводы

  • Социология уникальна тем, что фокусируется на сочетании социального контекста, закономерностей и социальных изменений.
  • Хотя социология похожа на некоторые другие дисциплины, существуют определенные черты, которые отделяют социологию от каждой дисциплины, с которой она имеет некоторое сходство.

Упражнения

  1. Оглянитесь вокруг, когда в следующий раз пойдете по кампусу или стоите в очереди в продуктовом магазине или любимом кафе. Подумайте о том, как само переживание, которое вы испытываете в этот момент, может отличаться от окружающих вас людей, которые не похожи на вас. Насколько изменилось бы количество занимаемого вами социального пространства, если бы вы были другого пола? Как изменение ваших физических возможностей изменит ваш путь через кампус? Если бы вы принадлежали к другой расе, вы бы по-другому интерпретировали взгляды ребенка, сидящего в тележке родителей в продуктовом магазине? Что ваши ответы на эти вопросы говорят вам о вашем социальном положении?
  2. Подумайте обо всех предметах, которые вы посещали за время учебы в колледже. Какие дисциплины вы узнали? Чем эти дисциплины похожи на социологию? Чем эти дисциплины отличаются от социологии? Теперь рассмотрим тему, по которой вам может быть интересно провести исследование. Как бы социолог подумал о вашей теме? Как человек, изучающий другую дисциплину, подошел бы к вашей теме?

Что такое социология? | Введение в социологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объяснять основные понятия социологии
  • Понять, как развивались различные социологические взгляды

Социологи узнают об обществе в целом, изучая индивидуальные и групповые взаимодействия. (Фото предоставлено Гаретом Уильямсом/flickr)

Что такое общество и культура?

Социология — это изучение групп и групповых взаимодействий, обществ и социальных взаимодействий, от малых и личных групп до очень больших групп. Группа людей, живущих в определенной географической области, взаимодействующих друг с другом и разделяющих общую культуру, — это то, что социологи называют общество . Социологи изучают все аспекты и уровни общества. Социологи, работающие на микроуровне , изучают небольшие группы и индивидуальные взаимодействия, в то время как те, кто использует анализ макроуровня , изучают тенденции между большими группами и обществами и между ними. Например, исследование на микроуровне может рассмотреть принятые правила разговора в различных группах, таких как подростки или бизнес-профессионалы. Напротив, анализ на макроуровне может исследовать способы изменения использования языка с течением времени или в социальных сетях.

Термин культура относится к общим практикам, ценностям и убеждениям группы. Культура охватывает образ жизни группы, от рутинных повседневных взаимодействий до наиболее важных частей жизни членов группы. Он включает в себя все, что производится обществом, включая все социальные правила. Социологи часто изучают культуру, используя социологическое воображение , которое социолог-первопроходец К. Райт Миллс описал как осознание взаимосвязи между поведением и опытом человека и более широкой культурой, формирующей выбор и восприятие человека. Это способ увидеть наше собственное поведение и поведение других людей по отношению к истории и социальной структуре (19).59).

Одним из примеров этого является решение человека жениться. В Соединенных Штатах на этот выбор сильно влияют индивидуальные чувства; однако социальная приемлемость брака в зависимости от обстоятельств человека также играет роль. Помните, однако, что культура является продуктом людей в обществе; социологи стараются не относиться к понятию «культура», как если бы оно было живым само по себе. Овеществление — это ошибка обращения с абстрактным понятием так, как будто оно имеет реальное, материальное существование (Sahn 2013).

Изучение закономерностей: взгляд социологов на общество

Всех социологов интересует опыт отдельных людей и то, как этот опыт формируется взаимодействиями с социальными группами и обществом в целом. Для социолога личные решения, которые принимает человек, не существуют в вакууме. Культурные модели и социальные силы заставляют людей предпочесть один вариант другому. Социологи пытаются выявить эти общие закономерности, исследуя поведение больших групп людей, живущих в одном и том же обществе и испытывающих одни и те же социальные трудности.0211 давления.

Изменения в структуре семьи в США представляют собой пример моделей, которые интересуют социологов. «Типичная» семья сейчас сильно отличается от той, что была в прошлые десятилетия, когда большинство семей в США состояло из женатых родителей, живущих в одном доме со своими неженатыми детьми. Процент пар, не состоящих в браке, однополых пар, домохозяйств с одним родителем и взрослых, состоящих из одного человека, увеличивается, а также увеличивается число расширенных домохозяйств, в которых члены расширенной семьи, такие как бабушки и дедушки, двоюродные братья или взрослые дети, живут вместе в одном доме. семейный дом (Бюро переписи населения США, 2013 г. ).

Хотя матери по-прежнему составляют большинство родителей-одиночек, миллионы отцов также воспитывают своих детей в одиночку, и более 1 миллиона из этих отцов-одиночек никогда не были женаты (Williams Institute 2010; цитируется по Ludden 2012). Все чаще одинокие мужчины и женщины, а также сожительствующие разнополые или однополые пары предпочитают воспитывать детей вне брака с помощью суррогатных матерей или усыновления.

Некоторые социологи изучают социальных фактов , которые представляют собой законы, мораль, ценности, религиозные верования, обычаи, моду, ритуалы и все культурные правила, регулирующие социальную жизнь, которые могут способствовать этим изменениям в семье. Относятся ли люди в Соединенных Штатах к браку и семье иначе, чем раньше? Играют ли роль занятость и экономические условия? Как культура повлияла на выбор людей в отношении условий жизни? Другие социологи изучают последствия этих новых паттернов, например, то, как они влияют на детей, или изменение потребностей в образовании, жилье и здравоохранении.


Современные семьи в США могут сильно отличаться по структуре от того, что было исторически типичным. (Фото предоставлено Тони Альтером/Wikimedia Commons)

Другим примером того, как общество влияет на индивидуальные решения, является отношение людей к Программе дополнительной продовольственной помощи или пособиям SNAP и их использование. Некоторые люди считают, что те, кто получает пособия по программе SNAP, ленивы и немотивированы. Статистика Министерства сельского хозяйства США показывает сложную картину.

SNAP Использование государствомСоциологи изучают социальные условия в разных штатах, чтобы объяснить различия в количестве людей, получающих пособия SNAP. (Таблица предоставлена ​​Министерством сельского хозяйства США)
Процент правомочных по причине правомочности
Проживание в зоне отказа Не превышены сроки a В программе E&T Получено освобождение Общий процент участников программы FSP и
Алабама 29 62 / 72 0 1 73 / 80
Аляска 100 62 / 72 0 0 100
Калифорния 6 62 / 72 0 0 64 / 74
округ Колумбия 100 62 / 72 0 0 100
Флорида 48 62 / 72 0 0 80/85
Миссисипи 39 62 / 72 0 3 100
Вайоминг 7 62 / 72 0 0 64 / 74

Процент населения, получающего пособия по программе SNAP, в некоторых штатах намного выше, чем в других. Означает ли это, если применить изложенный выше стереотип, что люди в одних штатах более ленивы и менее мотивированы, чем в других штатах? Социологи изучают экономику в каждом штате, сравнивая уровень безработицы, продукты питания, стоимость энергии и другие факторы, чтобы объяснить различия в социальных проблемах, подобных этой.

Чтобы определить социальные тенденции, социологи также изучают, как люди используют льготы SNAP и как люди реагируют на их использование. Исследования показали, что для многих людей из всех слоев общества использование льгот SNAP связано с сильным клеймом. Эта стигма может помешать людям, имеющим право на этот вид помощи, пользоваться льготами SNAP. Согласно Hanson and Gundersen (2002), то, насколько сильно ощущается это клеймо, связано с общим экономическим климатом. Это иллюстрирует, как социологи наблюдают модель в обществе.

Социологи выявляют и изучают закономерности, связанные со всеми видами современных социальных проблем. Политика «не спрашивай, не говори», появление «Чайной партии» как политической фракции, влияние Твиттера на повседневное общение — все это примеры тем, которые могут исследовать социологи.

Изучение части и целого: как социологи рассматривают социальные структуры

Ключевой основой социологической точки зрения является представление о том, что личность и общество неразделимы. Одно без другого изучать невозможно. Немецкий социолог Норберт Элиас назвал процесс одновременного анализа поведения людей и общества, формирующего это поведение, 9.0189 рисунок .

Приложением, которое делает эту концепцию понятной, является религиозная практика. В то время как люди воспринимают свои религии отчетливо индивидуально, религия существует в более широком социальном контексте. Например, на религиозную практику человека могут влиять то, что диктует правительство, праздники, учителя, места отправления культа, ритуалы и так далее. Эти влияния подчеркивают важную взаимосвязь между отдельными религиозными практиками и социальным давлением, влияющим на этот религиозный опыт (Elias 19).78).

Связи между личностью и обществом

Когда социолог Натан Кирнс рассказал своему другу Эшли (псевдоним) о переезде, который она и ее партнер сделали из городского центра в небольшой городок на Среднем Западе, ему было любопытно, какое социальное давление оказывает на лесбийская пара отличалась от одного сообщества к другому. Эшли сказала, что в городе они привыкли получать взгляды и выслушивать комментарии, когда она и ее напарник шли рука об руку. В противном случае она чувствовала, что их по крайней мере терпят. Прямой дискриминации практически не было.

Все изменилось, когда они переехали в маленький городок ради работы ее партнера. Впервые Эшли столкнулась с прямой дискриминацией из-за своей сексуальной ориентации. Некоторые из них были особенно болезненными. Арендодатели не хотели сдавать им. Эшли, которая является высококвалифицированным специалистом, было очень трудно найти новую работу.

Когда Натан спросил Эшли, обескуражены ли она и ее напарник этой новой ситуацией, Эшли ответила, что вместо того, чтобы позволить этому дойти до них, они решили что-то с этим сделать. Эшли подошла к группам в местном колледже и нескольких церквях в этом районе. Вместе они решили создать первый в городе альянс геев и гетеросексуалов.

Альянс успешно работает над информированием своего сообщества об однополых парах. Это также помогло повысить осведомленность о видах дискриминации, с которыми Эшли и ее партнер столкнулись в городе, и о том, как их можно устранить. Альянс стал сильной правозащитной группой и работает над достижением равных прав для лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров или ЛГБТ.

Кирнс заметил, что это отличный пример того, как негативные социальные силы могут привести к положительной реакции людей, чтобы вызвать социальные изменения (Kierns 2011).

Резюме

Социология — это систематическое изучение общества и социальных взаимодействий. Для проведения своих исследований социологи выявляют культурные модели и социальные силы и определяют, как они влияют на отдельных людей и группы. Они также разрабатывают способы применения своих открытий в реальном мире.

Глоссарий

культура
ошибка обращения с абстрактным понятием так, как будто оно имеет реальное, материальное существование
рисунок
процесс одновременного анализа поведения человека и общества, формирующего это поведение
уточнение
ошибка обращения с абстрактным понятием так, как будто оно имеет реальное, материальное существование
общество
группа людей, живущих в определенном географическом районе, взаимодействующих друг с другом и разделяющих общую культуру
социологическое воображение
способность понимать, как ваше собственное прошлое связано с прошлым других людей, а также с историей в целом и общественными структурами в частности
социология
систематическое изучение общества и социального взаимодействия

Дальнейшие исследования

Социология — широкая дисциплина. Различные типы социологов используют различные методы для изучения отношений между людьми и обществом. Узнайте больше о социологии на http://openstaxcollege.org/l/what-is-sociology.

Каталожные номера

Элиас, Норберт. 1978. Что такое социология? Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

Хэнсон, Кеннет и Крейг Гандерсен. 2002. «Как безработица влияет на программу продовольственных талонов». Отчет о продовольственной помощи и исследованиях в области питания, номер 26-7 . USDA. Проверено 19 января 2012 г. (http://www.ers.usda.gov/publications/fanrr26/fanrr26-7/fanrr26-7.pdf).

Ладден, Дженнифер. 2012. «Отцы-одиночки по выбору: больше мужчин делают это в одиночку». энергетический ядерный реактор. Проверено 30 декабря 2014 г. (http://www.npr.org/2012/06/19)./154860588/отцы-одиночки-по-выбору-больше-мужчин-идут-одиночки).

Миллс, К. Райт. 2000 [1959]. Социологическое воображение .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *