Потребности, интересы и способности человека
Потребности, интересы и способности человека
Ключевые слова конспекта: потребности, интересы и способности человека, талант, гениальность.
Потребность — это нужда в том, что необходимо для существования человека, его нормального функционирования. Пoтребности разделяют на первичные и вторичные. Потребнoсти человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.
Первичные пoтребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными. Физиологические потрeбности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.
Вторичные потребнoсти являются по своей природе психологическими.
Экзистенциальные потребности
Социальные потрeбности — это потребнoсти в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.
Престижные пoтребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.
Духовные потребнoсти — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Потребности человека составляют основу его интересов.
Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту. (альтернативное определение): Интерес — реальная причина действий, стоящая за мотивами. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).
Влечения — психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную) потребность.
Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.
Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.
Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
Это конспект по математике на тему «Потребности, интересы и способности человека». Выберите дальнейшие действия:
ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСЫ , СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. — МегаЛекции
Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей.
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Первым, разобрался в структуре потребностей американский психолог А. Маслоу.
Он расположил потребности в восходящем порядке от низших до высших.
Пирамида потребностей А. Маслоу.
По мнению А. Маслоу потребности
физиологические и экзистенциальные
являются врожденными (первичными)
1. Духовные (идеальные) – Социальные, престижные и духовные
в самовыражении, самореализации. –являются приобретенными
2. Престижные-в уважении, признании. (вторичными).
3. Социальные— дружбе, любви, общении. Потребности каждого следующего
4. Экзистенциальные— в безопасности, комфорте, уровня, становятся, по Маслоу,
уверенности в завтрашнем дне и т.д. насущными, когда удовлетворены
5. Физиологические— в пище, дыхании, отдыхе, жилище.. предыдущие.
Потребности лежат в основе возникновения интересов.
Интерес – это целенаправленное отношение человека к объекту.
Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые, всего общества).
Интересы разделяют по
Для успешной жизнедеятельности человек должен осознавать не только свои потребности, интересы, но и способности.
Способности человека — индивидуально-психологические особенности личности, от которых
зависит успешность выполнения им определенного вида деятельности.
&Современная наука рассматривает формирование и развитие способностей через призму единства биологического и социального. Биологическое начало в способностях представлено в виде определенных генетических программ поведения, закодированных в молекулах ДНК. Благодаря их действию человек обладает задатками («природные предпосылки способностей»), потенциально присущими каждому индивиду. Наследственные программы могут оказать воздействие и на уровень развития соответствующей способности у отдельного индивида.Этим частично объясняются различия в развитии музыкального слуха, объеме и быстроте действия памяти, физической силе. Широко известны факты раннего проявления способностей (Моцарт поразил знатоков музыкальными способностями в 3 года, в 8 лет он создал первые симфонии; Римский-Корсаков обратил на себя внимание богатой музыкальной памятью в 2 года)
Однако развитие любой способности во многом зависит от действия различных факторов: например, для развития музыкальных способностей, кроме наличия музыкального слуха, необходимы музыкальный инструмент, систематическое музыкальное образование, постоянная практика и т.д.
Чтобы установить наличие тех или иных способностей, необходимо попробовать силы в разной деятельности. С ее помощью задатки к чему-либо можно развить до уровня способностей. Учеными доказано, что определенного уровня музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых не очень приспособлено для этого. Обученный специальным образом человек может достичь таких же успехов, как и человек, имеющий хороший музыкальный слух от рождения.
Виды (типология) способностей:
1) общие (интеллект, память, мышление).
2) специальные (музыкальные, артистические, художественные и т.п.).
Факторы, влияющие на формирование способностей:
1) Задатки – природные предпосылки способностей
2) Социальные условия, в которых происходит формирование личности.
3) Целеустремленность личности
Уровни развития способностей:
1) Задатки
2) Способности, одаренность.
3) Талант – такая совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
4) Гениальность— высочайший уровень развития таланта, позволяющий осуществить принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
P.S. Врожденным ли свойством является талант или приобретенным?
Ласло Полгар, педагог из Венгрии, изучив истории жизни людей, которых принято называть гениями, утверждал, что великими становятся. Он написал книгу «Как воспитать гения» и объявил, что ищет женщину, которая согласна посвятить свою жизнь совместному доказательству этого тезиса. Такая женщина нашлась, они поженились и у них родились три девочки – Жужа, София и Юдит. Ласло обучал девочек дома, на что даже потребовалось отдельное разрешение из министерства. Они великолепно освоили школьную программу, еще в детстве научились говорить на нескольких языках, но главное — они занимались шахматами.
В итоге старшая дочь стала чемпионкой мира, средняя стала одной из сильнейших шахматисток мира. Но лучше всего получилось у младшей — Юдит. Она стала самым юным гроссмейстером (среди мужчин!), обновив рекорд великого Фишера. Результаты дочерей подтвердили правоту семьи Полгар. Конечно, успехи одной из них можно было бы объяснить совпадением. Но вероятность того, что талантливыми по природе оказались сразу все три участницы эксперимента пренебрежимо мала.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Потребности и интересы человека / Блог :: Бингоскул
Интересы человека и его потребности
Понятие потребность
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Виды потребностей:
- биологические (органические, материальные) потребности — еда, сон, питье, воспроизводство рода;
- социальные потребности — общение, понимание, дружба;
- духовные потребности — саморазвитие, знаниях, творческая деятельность.
Пирамида потребностей по А. Маслоу:
Классификации потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу:
- Первичные (врожденные):
- физиологические потребности (голод, жажда, воспроизводство рода и т. п.).
- экзистенциальные потребности (от лат. – существование): в безопасности и защите (долговременное выживание и стабильность), комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т.д.
- Вторичные (приобретенные):
- социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности;
- престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте.
- духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации. Желание человека стать тем, кем он может стать, а значит, достичь вершины потенциала.
Что такое интерес человека?
Интерес (от лат. — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Классификация интересов
по видам интересы бывают:
- индивидуальные;
- групповые;
- общественные.
по направленности интересы разделяются:
- экономические;
- социальные;
- политические;
- духовные.
Для успешной жизнедеятельности человек должен осознавать не только свои потребности, интересы, но и способности.
Способности — индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.
Решай задания ЕГЭ по обществознанию
Интересы, склонности, способности
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 29Следующая ⇒
Интересы – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности.
Интересы различаются:
— по содержанию,
— широте,
— длительности,
— глубине.
Содержание и широта интересов отражают кругозор и любознательность человека.
Глубина и длительность интересов характеризуют их устойчивость.
В своем развитии интересы проходят несколько этапов.
Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету.
Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть.
По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми (см. схему):
Интересы:
Временные Эпизодические Устойчивые
Устойчивые интересы часто перерастают в склонности.
Склонности – это стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.
Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности – формулой «хочу делать».
Одно дело – интересоваться книгами о животных, любить посещать зоопарк, не пропускать телепередачу «В мире животных», а совсем другое – находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными.
Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо не ждать, а сознательно включаться в различные виды труда. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволит вам познать и проверить свои склонности.
Итак, профессию нужно выбирать в соответствии с устойчивыми интересами и склонностями.
Способности –неотъемлемая часть профессиональной пригодности человека, тесно связанная с интересами и склонностями. Способности – любые индивидуально-психологические особенности человека, помогающие успеху в какой-либо деятельности и не сводящиеся только к знаниям, умениям и навыкам. Способности прежде всего говорят о возможности человека приобретать какой-то опыт (знания, умения и навыки) в дальнейшем.
Например, если человек хорошо различает запахи, помнит их, то это – способность, очень нужная химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо (прочно) удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их, то это тоже способность, которая нужна математику, программисту, конструктору и др.
Любая деятельность требует совокупности определенных способностей. Например, ветеринарный фельдшер или врач должен быть наблюдательным, инициативным, иметь проницательный ум, ловкость, очень добросовестно относиться к работе.
Различают способности: общие – необходимые для всех (например, способность к творчеству) или для многих профессиональных видов деятельности (организаторские) и специальные – важные для отдельной профессии или относительно узкого их круга (хорошо развитая чувствительность рук нужна регулировщику электромеханических реле; устойчивость к монотонным раздражителям – водителю транспортных средств; хорошо развитое пространственное представление – рабочим, изготавливающим изделия по чертежам, и др.).
Организаторские способности | Литературно-лингвистические способности | Способности к искусству |
Умение организовать какое-либо дело, объединить людей в совместной деятельности | Способности к литературной деятельности, овладению языками | Способности к творческому воображению, образному мышлению |
Умение легко входить в контакт с людьми; понимание психологии человека; умение распределить работу между людьми; добросовестность исполнительность; критическое отношение к своим действиям, поступкам | Хорошо развитая речь, богатый словарный запас, интерес к освоению языков, изучению литературы; развитая слуховая память, наблюдательность, богатство ассоциаций и т.п. | Для художника – яркость зрительного восприятия, чувство цвета и формы; для актера – хорошая дикция, мимика, пластика, способности к перевоплощению, выразительность речи, умение видеть прекрасное в природе и окружающей жизни |
Технические способности | Математические способности | Педагогические способности |
Способности к овладению техникой и освоению технических наук | Способности к овладению математическими методами мышления | Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания |
Интерес к технике, техническому творчеству Стремление работать на машинах и станках, с инструментом; успешное усвоение физики, химии, математики, черчения … | Интерес к математике; умение логически мыслить, анализировать, обобщать. Успешное овладение математическими знаниями и т.п. | Интерес к педагогической деятельности; любовь к детям, к людям, умение организовывать детский коллектив; ясность и убедительность речи, требовательность, тактичность, справедливость, доброжелательность и др. |
Успешная работа по любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей.
А как же быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути:
— либо изменить сам выбор,
— либо искать способы развития или компенсации недостающих или слабо выраженных способностей.
Недостатки памяти, например, можно компенсировать систематическим выделением различных записей, составлением картотеки т.п. Недостатки развития пространственного воображения – использованием объемных моделей и т.п. Компенсация слабо выраженных способностей – явление обычное и необходимое, и оно должно занимать немалое место в жизни человека, если он действительно захочет добиться высокого мастерства в деле.
Активная учебная деятельность в школе позволяет каждому человеку развивать умственные способности и прежде всего ясность, логичность, самостоятельность и оригинальность мышления, сообразительность, вдумчивость, гибкость и критичность ума.
Следует стремиться развивать и волевые качества: решительность, настойчивость, дисциплинированность, уверенность в себе, в своих силах, самообладание, выдержку. Совокупность этих качеств обеспечивает способность к труду.
Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии можно представить в виде следующей схемы:
СКЛОННОСТИ ИНТЕРЕСЫ
СПОСОБНОСТИ
Подводя итог всему вышесказанному, можно увидеть, что к выбору профессии нужно подходить ответственно, самостоятельно и творчески.
К этому выбору необходимо быть готовым психологически. Для этого следует поставить цели, определить свои стремления и в дальнейшем развивать в конкретной деятельности свои интересы, склонности и способности.
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: потребности, способности, интересы
Слайд 1
Потребности способности и интересы человекаСлайд 2
План Понятие «Потребности» Виды потребностей человека Классификация потребностей по А.Маслоу Способности человека Интересы
Слайд 3
Понятие «Потребности» Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования В мотивах деятельности проявляются потребности человека Мотив – слово латинского происхождения, означает приводить в движение, толкать В основе деятельности человека лежит инстинкт Инстинкт – это биологический фактор присущий индивиду как живому организму
Слайд 4
Инстинкты Истинкты Витальные Направлены на обеспечениежизнедеятельности организма (пищевой,половой) Социальные Выражающие Необходимость общения между индивидами Интеллектуальные Направленные на познание окружающей действительности (ориентировочный инстинкт)
Слайд 5
Виды потребностей человека Виды потребностей Биологические: Потребности в пище, одежде, жилище Социальные: Потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в признании Духовные потребности: (идеальные, познавательные) Потребности в знаниях, творческой деятельности
Слайд 6
Виды потребностей человека Многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа Биологические, социальные, духовные потребности взаимосвязаны Биологические становятся социальными Социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях – это средство получить профессию
Слайд 7
Классификация потребностей по А. Маслоу Базовые потребности Первичные (врожденные) Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе Экзистенциальные(от латинского –существование) в комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в безопасности Вторичные (приобретенные) Социальные: В общении, заботе, внимании, участии в совместной деятельности Престижные: В самоуважении, признании, служебном росте Духовные: Самовыражении, самореализации
Слайд 8
Разумные потребности Потребности каждого следующего уровня становятся насущными , когда удовлетворены предыдущие Не все потребности могут быть удовлетворены, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества Разумные потребности –это потребности которые помогают развитию в человеке стремления к истине, красоте, желанию помочь людям
Слайд 9
Интерес Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей Интерес ( от латинского иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому – либо объекту его потребностей Интересы определяются положением различных слоев населения Интерес побуждает человека к деятельности
Слайд 10
Классификация интересов Интересы По их носителю По направленности Индивидуальные Групповые Всего общества Экономические Социальные Политически е Духовные
Слайд 11
Склонности От интереса следует отличать склонности Понятие «интерес» выражает направленность на предмет Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность Интерес может не сочетаться со склонностью. Например, Интерес к кино не влечет за собой возможности работать актером
Слайд 12
Способности Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения приемами деятельности На развитие способностей влияет биологический и социальный фактор Биологическое начало в способностях представлено в виде генетических программ поведения( способность двигаться, говорить, мыслить)
Слайд 13
Способности Социальный фактор – это те общественные условия в которых живет человек. Например, для развития музыкального слуха необходимо музыкальное образование Существуют научные, художественные, математические и другие способности Талант – это совокупность способностей, которая позволяет получить совершенный продукт деятельности, который будет общественно значим Гениальность- высшая ступень развития таланта
Слайд 14
Задание на дом ЖЕЛАЮ УСПЕХА !!!
Потребности, способности и интересы человека. Формирование характера
Главная » Человек и общество » Потребности, способности и интересы человека. Формирование характера
Потребности, способности и интересы человека. Формирование характера
Поведение человека определяется многими личностными и социальными факторами — потребностями, интересами, табу (общественными запретами), социальными нормами. Первые два фактора непосредственно связаны с отдельным человеком. Рассмотрим их.
Потребность человека — это его нужда в чем-либо, удовлетворение которой принесет улучшение физического или духовного состояния человека. Потребности являются базой для формирования мотивов деятельности — побудительных сил.
Обычно потребности разделяют на первичные и вторичные. Первичные потребности — врожденные, удовлетворение которых для продолжения жизнедеятельности человека обязательно. Например: потребности в пище, сне, отдыхе, в безопасности и т.п. Вторичные потребности — приобретенные, без удовлетворения большинства которых человек в принципе прожить может. Пример: потребности в общении, дружбе, понимании, чтении, престиже и уважении и т.п.
Американский психолог Абрахам Маслоу разработал более подробную классификацию потребностей. В его теории она имеет вид пирамиды (начинаем читать снизу, с первых слоев пирамиды) (рис. 1).
Рис. 1. Классификация потребностей А. Маслоу
Вспомним свойство пирамиды — вышестоящие слои будут стоять только при устойчивости нижних. Так и в пирамиде потребностей А. Маслоу — вышестоящие потребности для человека будут актуальны, только если удовлетворены низшие. Так. например. если человек голоден или находится в опасности, ему уж точно будет не до чтения или признания другими людьми.
В современной науке идея пирамиды потребностей А. Маслоу подвергается критике. Так, можно вспомнить немало примеров — замкнутый человек, не удовлетворивший социальные потребности, достигает успехов в творчестве, удовлетворяя духовные. Известны примеры из истории Ленинградской блокады — жители этого города-героя в трагические дни, забыв об удовлетворении биологических и экзистенциальных потребностей, получавшие скудный паек на день, находясь под непрекращающейся угрозой артобстрелов гитлеровских войск, заполнили зал на премьере Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Это музыкальное произведение стало символом скорой деблокады Ленинграда и Победы. В этих примерах проявляется действие сублимации — переноса энергии неудовлетворенной нижестоящей потребности на актуализацию и удовлетворение вышестоящей.
В отличие от животных, человек чаше всего удовлетворяет потребности в социально приемлемых формах. Удовлетворение потребностей общество контролирует с помощью морали и нравственности, а также табу — запретов на определенные, социально неприемлемые формы поведения. Пример табу — запрет на надругательство над умершими людьми.
Потребности лежат в основе интересов личности. Интерес — целенаправленное, эмоционально окрашенное отношение человека к объекту его потребности. Например, у человека ярко выражена потребность читать. Объектом его интереса станут книги.
По критерию субъектов (носителей) интересы можно разделить:
— на индивидуальные;
— групповые;
— социальные (интерес всего общества).
Например, если человек интересуется чтением — то это его индивидуальный интерес; группа друзей имеет интерес к компьютерным играм — это групповой интерес; общество в целом заинтересовано в снижении преступности — это интерес всего общества.
Интерес не следует путать со склонностью — ориентацией на определенную деятельность, в то время как интерес направлен на объект. Пример: у человека может быть склонность к математике, но его интересом являются числовые закономерности и уравнения. Не всегда интерес взаимосвязан со склонностью: человек может иметь интерес к какому-то объекту, при этом склонности к деятельности, связанной с ним, у человека может и не быть. И наоборот, даже если у человека есть склонность к какому-либо виду деятельности, это не значит, что у него появится интерес.
Интересы зависят от множества факторов — от воспитания, принадлежности человека к тому или иному социальному слою, уровня образования, достатка, возраста, окружения и т.п. Интересы с возрастом меняются.
Потребности и возникшие на их основе интересы — важнейшие побудительные стимулы к деятельности.
Реализация потребностей, как и в целом поведение человека, во многом определяется его характером. В психологии понятие характер (от греч. character — «печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении. Биологическая основа характера — тип темперамента. Он определяется особенностями центральной нервной системы.
Выделяют четыре типа темперамента:
1) холерик — сильный, быстро возбудимый тип темперамента;
2) сангвиник — сильный, умеренно возбудимый тип темперамента;
3) флегматик — психически сильный, маловозбудимый тип;
4) меланхолик — слабый тип.
Различия между этими типами темперамента легко иллюстрирует сюжет отношений двух людей: на скамью присел человек, рядом положил шляпу. На эту шляпу сел другой человек. Типичный холерик закричит, начнет эмоционально высказывать «обидчику». Типичный сангвиник попросит извиниться и встать со шляпы. Флегматик этого даже не заметит или сделает вид, что не заметил. Типичный меланхолик заплачет. В данном случае речь идет о типических видах темперамента — т.е. в реальности, как правило, люди имеют промежуточный темперамент.
Вряд ли можно сказать, что есть «идеальный» тип темперамента. Его надо учитывать в общении, профессиональной деятельности. Так, холерик — хороший оратор, актер, политик, ведущий за собой людей. Сангвиникам чаще подходит работа врача, полицейского, руководителя, т.е. в тех сферах, где нужна последовательность, четкость, но не инновации. Флегматикам будет интересна работа бухгалтера, аудитора, штамповщика и т.п., где требуется умение долго выполнять монотонную работу. Меланхолики — отличные актеры мелодрам, поэты, композиторы, певцы, заряжающие эмоциями людей.
Проявления темперамента с развитием личности опосредуются приобретенными качествами. Такой «сплав» темперамента и социальных качеств становится характером человека. Учет его особенностей в общении и профессиональной деятельности — залог успеха.
Интересные факты. Потребности эволюционируют вместе с человеком. Так, если на ранних этапах развития человечества основными были биологические потребности, то в дальнейшем увеличивалась роль социальных потребностей. В последние годы появились особые потребности, связанные с быстрым развитием техники. Так, исследователи установили, что среднестатистический американец проводит более 6 месяцев своей жизни за разговорами по телефону. Новой потребностью является также общение в социальных сетях. Многие за год своей жизни более недели проводят в сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Фейсбук».
Лекция, реферат. Потребности, способности и интересы человека. Формирование характера — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.
Интересы, склонности и способности в выборе профессии
Почему, когда выбираешь профессию, надо исходить из интересов?
Такой вопрос задают мне и имеют в виду вот что: а почему не исходить сразу из способностей?
Я отвечаю: потому что человеку себя трудно принуждать, если нет интереса. Честно говоря, мы все таковы: если нам книжка не интересна, мы её не будем читать.
Мне говорят: но ведь интересы меняются?
Отвечаю: в профориентации надо исходить из устойчивых интересов. Мы будем только такие интересы принимать всерьез, которые не просто заявлены человеком, а подкреплены действиями.
Вот юноша мечтательно сообщает: мне интересна физика!
Но я скептик и я думаю: на самом ли деле это так?
Мой опыт подсказывает: ой, не обязательно. И я говорю с подростком как следует — задаю ему вопросы по физике — вопросы на понимание. Случается, что подросток много прочел про физику, ставил опыты, производил расчеты, ломал голову над вопросами физики. И тогда мы можем согласиться: да, этот юноша действительно интересуется физикой.
Интересы и склонности в выборе профессии
Подлинный интерес сопровождается действиями, направленными на объект интереса:
- изучение объекта интересов
- чтение, просмотр видео
- эксперименты с ним
- практические действия с ним: разработка и починка, шитье, готовка и прочее.
Вот этот самый деятельный интерес к какому-либо делу и есть склонность к этому делу. А голые декларации мы не рассматриваем.
Вы спросите: ну, а может, мальчику некогда читать да экспериментировать,он уроки учит?
Я отвечу. У человека всегда найдется сколько-то времени и сил на интересное ему дело.
Профессиональные склонности при выборе профессии
Одна девочка говорит, что хочет быть психиатром. Как видите, она интересуется не школьным предметом, а прямо-таки профессией! Но читала ли эта девочка о психиатрии хотя бы что-нибудь? Странно, но нет, не читала. Зато она много читала про другое — про организм человека, про системы органов, про правильное питание и работу мышц — про это она уже очень много знает!
Но почему же девочка не читает про психиатрию и видео не смотрит? Выясняю. Оказывается, ей не интересно узнавать про психиатрию. Получается, что сама девочка к психиатрии не склоняется. Оказалось, что психиатрия — это была мамина идея и нереализованная мечта. Вот так так!. Однако на мамином интересе долго не продержишься. Нужен свой. И настоящий девочкин интерес дал плоды — она теперь много знает о том, чем реально она сама интересовалась. Она не просто так читает, изучает анатомию и физиологию движения и питания — а с прицелом на будущую профессию. Так что мы тут можем смело сказать, что это ее профессиональная склонность к соматической медицине.
Настоящие интересы ведут к знаниям.
Итак, когда человек чем-то деятельно интересуется, то у него сами собой возникают знания об интересующем его предмете. Поэтому на профориентации мы забрасываем сети в знания ребенка. И