Iq в чем измеряется: Тест на IQ. Проверьте свой интеллект!

Зачем знать свой IQ

Большинство людей знают о термине IQ и понимают, что он относится к интеллекту человека, но связанные с ним измерения — это больше, чем просто цифры. В статье разберём, зачем знать свой IQ, как его определить и трактовать.

В этой статье:

Что обозначает IQ

Зачем измерять IQ

Какие есть варианты измерить IQ

Как расшифровывать результаты

 

Что обозначает IQ

IQ — это количественная оценка уровня интеллекта человека. Термин был придуман психологом Уильямом Штерном в 1912 году. Этот коэффициент отражает способность человека рассуждать и мыслить по сравнению с другими людьми его возрастной группы. IQ можно оценить с помощью тестов, направленных на рассуждение, решение проблем и логику.

Зачем измерять IQ

Тесты IQ могут стать способом выявления детей, которым необходимы услуги специального образования. Сюда входят особые программы, известные как «обучение для одаренных», для учащихся, которые были признаны исключительно способными или обладающими высокими когнитивными навыками. 

Есть и другая сторона. При правильной интерпретации тестирование интеллекта у детей может выявить определенные трудности в обучении. Это также может помочь педагогам подобрать более подходящие методы обучения. 

Многие колледжи и университеты также используют экзамены, аналогичные тестам IQ, для отбора студентов. А правительство США, в том числе его армия, использует тесты на IQ при выборе кандидатов на работу. Тестирование помогает спрогнозировать, какие люди станут хорошими лидерами или лучше владеют определенными навыками.

Какие есть варианты измерить IQ

Тест Стэнфорд-Бине. Это один из самых популярных тестов IQ на сегодняшний день. Он чаще проводится для детей и оценивает пять факторов когнитивных способностей, таких как:

  • подвижный интеллект,
  • знания,
  • количественный интеллект,
  • визуально-пространственное восприятие, 
  • рабочая память.  

Тест был разработан Льюисом Терманом в Стэнфордском университете в 1916 году на основе исследований французского психолога Альфреда Бине. Тест претерпел несколько изменений, чтобы обеспечить его актуальность. Официальные повторения теста могут проводиться психологами и другими специалистами. Продолжительность теста составляет от 45 минут до трех часов и зависит от индивидуальной скорости человека.

Тест Равена. Это невербальный тест, он используется, чтобы измерить способности человека решать проблемы, оценить наблюдательность и способность к обучению. Отличие этого теста от других, это то, что человек получает единую необработанную оценку, а не различные оценки, основанные на других подтестах. Тест Равена также не имеет ограничений по времени, и его могут сдавать как маленькие дети, так и взрослые. Тестирование состоит из 60 невербальных вопросов, и на протяжении многих лет он несколько раз корректировался. Он измеряет следующее: 

  • подвижный интеллект, 
  • абстрактное мышление,
  • решение проблем, 
  • способность к обучению.

Тест Вудкока-Джонсона. Тест Вудкока-Джонсона — один из самых известных на сегодняшний день тестов IQ, который можно проводить как детям от двух лет, так и людям старше 90 лет. Он был разработан в 1977 году, а его последнее обновление было в 2014 году. Результат теста будет зависеть от сравнения с людьми той же возрастной группы, уровня развития и уровня владения языком. Он ориентирован на образовательную диагностику детей и используется профессионалами для измерения ряда когнитивных функций, таких как:

  • академическая успеваемость,
  • способность к обучению,
  • устный язык,
  • когнитивные способности.

Тест Векслера. Тест IQ Векслера существует с 1939 года и был разработан доктором Дэвидом Векслером. Основным и наиболее распространенным применением этого теста является выявление когнитивных способностей и интеллекта взрослого человека. Оценки варьируются от 0 до 160. Некоторые взрослые с более высоким интеллектом набрали 130 баллов и выше. Основные функции, которые отслеживает тест для взрослых:

  • скорость обработки информации,
  • перцептивное мышление, 
  • рабочая память, 
  • вербальное понимание.

Тест-шкала дифференциальных способностей. Шкалы дифференциальных способностей, разработанные Колином Д. Эллиоттом, представляют собой ряд тестов, созданных для определения уровней способностей и навыков у детей и взрослых. Их вводят для определения сильных и слабых сторон человека и его когнитивных способностей. Разница между шкалами дифференциальных способностей и некоторыми другими тестами IQ заключается в том, что они больше касаются стилей обучения, чем простого тестирования способностей. Ниже приведены примеры некоторых подтестов:

  • запоминание объектов,
  • запоминание цифр,
  • сходство картинок,
  • создание блоков.

Тест Пибоди.

Тест индивидуальных достижений Пибоди фокусируется на измерении произношения, распознавания слов и чтении. Он оценивает достижения отдельных лиц и может быть полезен для определения сильных и слабых сторон тестируемого. В основном его проводят консультанты, специалисты в области обучения и клинические психологи для следующих целей:

оценить нарушения обучаемости,

поддерживать планирование,

оценить специализированные программы. 

Существует множество различных подтестов этого конкретного тестирования, по которым будет оцениваться человек, например: математика, распознавание прочитанного, правописание, общие знания и понимание прочитанного.

Как расшифровывать результаты

Из-за того, что тестов IQ большое разнообразие, все они имеют свои собственные системы оценки.

Сравнение между тестами может быть выполнено путем преобразования баллов в проценты, где баллы человека сопоставляются с показателями остальной части населения.

Если вы проходите онлайн-тестирование, то в конце предоставляются уже готовые результаты с подробным объяснением и визуальной шкалой, где ваши координаты расположены относительно других данных людей вашей возрастной группы.

Поделиться

4

Комментарии

Что такое «ум», «интеллект»и что измеряют тесты IQ?. Журнал `Компьютерра` N737

Что такое «ум», «интеллект»и что измеряют тесты IQ?

Автор: Дина Рамендик

Работники агентств по подбору персонала нередко встречаются с запросом типа: «Подберите мне не просто квалифицированного специалиста, а умного и хорошего человека». С квалификацией все понятно, а как быть с умом? (Определить «хорошего человека» еще сложнее, чем умного, но об этом мы говорить не будем, ограничимся умом.

) В таких случаях используют старое проверенное средство — измерение коэффициента интеллекта, IQ. Для этого кандидату предлагают решить некоторое количество задач за строго определенное, относительно небольшое время. Например, в тесте Айзенка сорок задач нужно решить за тридцать минут; краткий отборочный тест (КОТ) состоит из пятидесяти задач, а отводится на его решение всего пятнадцать минут, имеются и варианты на полтора часа.

Человек, проводящий тестирование, имеет не только список правильных ответов, но и нормы, то есть таблицы, в которых показано, сколько задач нужно решить человеку определенного возраста, чтобы получить ту или иную оценку. Нормальной считается оценка 100 (или близкая к ней).

Она означает, что данный человек решил ровно столько же задач (100%), что и большинство людей его возраста (не менее 75%)

Обычно на высококвалифицированную работу или в «элитные» школы предпочитают брать людей с IQ›115, людям с IQ‹95 предлагают низкоквалифицированную работу. Молодые люди, набирающие IQ›150, считаются в некоторых странах чуть ли не национальным достоянием, для них создаются специальные школы (несколько лет назад такая школа появилась и у нас в России), регулярно собираются международные научные конференции по исследованию и решению психологических проблем таких людей. Во многих странах есть специальные клубы, в которых собираются взрослые люди с IQ›145. Однако большинство членов подобных клубов в жизни вполне заурядны, хотя и любят вести умные разговоры. Лишь единицы делают успешную научную или деловую карьеру.

Так что же такое IQ, действительно ли он так важен, или это просто «надувание щек», инструмент, с помощью которого психологи морочат головы заказчикам и зарабатывают себе на пропитание?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется сначала рассмотреть два других:

1. Что такое интеллект — то же самое, что ум, или что-то другое?

2. Для чего нужен IQ — что мы хотим измерить с его помощью, что собираемся прогнозировать на основе результата?

Интеллект можно определить так:

• «разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образования понятий, суждения, заключения и т. д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания»;

• или так: «совокупность механизмов, позволяющих человеку решать различные жизненные (повседневные, учебные, профессиональные) задачи»;

• а можно еще так: «проявление разумности, состоит в способности тормозить импульсивные побуждения, приостанавливать их реализацию до полного осмысления ситуации и нахождения наилучшего способа поведения».

Методика Амтхауэра

По методике Амтхауэра созданы очень популярные тесты на интеллект. Вот несколько заданий:

В следующей группе вам даны шесть слов. Из них вы должны выбрать два, которые объединяются одним более общим понятием, например:Нож, масло, газета, хлеб, сигара, браслет.

«Хлеб» и «масло» — это правильное решение, так как они объединяются общим названием продукты питания. Может быть, можно найти и другой вариант, но тот, кто остановится именно на этом, скорее всего, будет легко понимать стандартные учебники и инструкции.

Вот еще пара заданий — уже без ответов. Попробуйте сами.

1. Вам предлагается три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, расположенных ниже, существует аналогичная связь.

Это слово вам следует найти.

«Доверие» и «эксперт» связаны так же, как «неуверенность» и … опыт, ошибка, новичок, любитель, рутинер.

2. Ниже под номерами 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 приведены фигуры, разбитые на части. Вам следует мысленно соединить эти части и определить, какая из фигур — под номерами 1, 2, 3, 4 или 5 — получится.

Приведенные определения взяты из разных словарей, и их список можно было бы продолжить. В любом случае интеллект ассоциируется с решением тех или иных задач. Естественно, возникает стремление измерить эту способность человека и на основе решения человеком стандартных задач прогнозировать, как он будет решать другие задачи впоследствии. Хотя этот вопрос давно интересовал ученых, серьезный толчок развитию исследований дала практическая необходимость, возникшая лишь на рубеже XIX-XX веков.

Во Франции ввели всеобщее обязательное начальное образование — и сразу выяснилось, что способности детей к обучению разные. Учителям, чья квалификация далеко не всегда была высокой, потребовалась простая и быстро работающая методика, которая позволила бы разделить учеников на «сильных», «слабых» и совсем «не обучаемых». Французский психолог Альфред Бине (Alfred Binet) и его последователи создали ряд задач, для решения которых, по их мнению, детям нужно было проявить те же психологические качества, что и для школьного обучения: способность к суждению, память, воображение, способность комбинировать и составлять из слов предложения, выполнять простейшие количественные операции с предметами и т. п. Эти задачи решались множеством детей разного возраста, и статистически было выявлено, какие именно задачи доступны детям того или иного возраста.

Было введено понятие «умственного возраста» — возраста, которому соответствовали задачи, решенные ребенком. Само понятие «коэффициент интеллекта» (Intelligence Quotient — IQ) было введено Уильямом Штерном (William [Wilhelm] Stern) в 1912 году как отношение «умственного возраста» к хронологическому возрасту ребенка, выраженное в процентах. Если умственный и хронологический возрасты совпадают, считают, что IQ = 100. Иначе говоря, равенство IQ = 100 означало, что количество задач, решенных ребенком, точно соответствует статистической норме для его возраста.

С аналогичной проблемой, но уже для взрослых столкнулись в США в начале Первой мировой войны. Нужен был быстрый и простой способ из множества армейских новобранцев (недавних иммигрантов, которые не знали английского языка) отсеять умственно отсталых. Для этого были созданы задания, требующие выполнения простых логических и арифметических операций, но выраженные не в словесной, а в наглядной форме. Чтобы ответить, не нужно было ничего писать — достаточно было отметить правильный ответ из нескольких вариантов. Тест мог провести любой капрал — были бы бланки и «ключ» с правильными ответами. Существовали и нормы, тоже статистические, — сколько именно задач должен решить новобранец, чтобы считаться нормальным. Если решал меньше — его считали умственно отсталым.

Современные системы для измерения IQ гораздо сложнее и разнообразнее тестов Бине, но основная задача у них прежняя прогнозировать способность человека (главным образом, молодого) к обучению. Успешно ли она выполняется? Не совсем. Обширная статистика, собранная за многие годы применения IQ, показывает, что соотношение IQ и школьной успеваемости выглядит примерно так (см. график ниже).

Таким образом, люди с низким IQ имеют низкую успеваемость, а вот те, у кого IQ средний или даже высокий, могут учиться как угодно. Приблизительно такие же отношения между IQ и творческими способностями (хотя единого мнения по этому поводу нет). Обладатели очень низкого IQ редко бывают людьми творческими и еще реже достигают успехов на поприще, где творческая жилка очень важна (хотя есть и заметные исключения — например, Томас Эдисон [Thomas Edison] в детстве имел IQ умственно отсталого). Люди со средним или высоким IQ могут быть или не быть творчески одарены. Однако если они проявляют творческие способности, то при высоком IQ скорее добиваются успехов. И все-таки, почему измерение IQ, хоть и не так популярно, как раньше, но довольно широко распространено?

Напомним, какие психологические особенности нужны, чтобы успешно справляться с задачами тестов IQ: способность сосредоточить внимание, выделить главное и отвлечься от второстепенного; память, словарный запас и практическое владение родным языком; воображение и способность мысленно манипулировать объектами в пространстве; владение логическими операциями с числами и словесно выраженными понятиями, усидчивость, наконец. Если сравнить этот список с определениями интеллекта, которые были даны выше, можно заметить, что они не совсем совпадают. Таким образом, то, что измеряют тесты интеллекта, — не совсем интеллект! Придуман даже специальный термин «психометрический интеллект» — то, что измеряют тесты интеллекта.

Но тесты измеряют именно те качества, которые делают ученика удобным для учителей. Полагаю, каждый может вспомнить, что далеко не всегда ученики, получавшие отличные отметки, были действительно самыми умными. И наоборот, те, кого окружающие считали самыми умными, часто не были лучшими учениками, учились очень неровно. Да и работодатели зачастую предпочитают не самых умных (вопреки своим же декларациям), а самых старательных, внимательных, усидчивых и точных. Этого достаточно, чтобы сохранить устойчивый интерес к практическому применению IQ.

(Можно провести аналогию с термометром, на шкале которого были бы не просто цифры, а еще и пояснения: «Нормально для господина Х», «Слишком жарко для господина Х» и т. п. Затем слова «…для господина Х» стерлись. Осталось только «нормально, жарко, холодно»… Такой термометр будет вызывать недоумение и возмущение у всех, кроме тех, кто знает, в чем дело, и кому надо постоянно иметь дело с господином Х. Им такой термометр очень удобен.)

Матрицы Равенна

Матрицы Равенна — тоже тест на интеллект, но чисто зрительный, без единого слова и без каких-либо предметных ассоциаций. Это позволяет использовать его для людей разных культур. Основная часть теста состоит из шестидесяти картинок (матриц). В каждой из них нужно определить, каким из фрагментов нижней части можно завершить верхнюю часть.

Для этого нужно установить закономерность, связывающую элементы матрицы, причем во всех направлениях: и по строкам, и по столбцам. В отличие от других тестов решать матрицы нужно в заданном порядке. Это создает дополнительную проблему — зачастую бывает трудно сообразить, что принцип связи элементов изменился. В частности, задача Е12 сама по себе очень проста, но она единственная в своем роде, и опыт решения предыдущих 59 матриц мешает отойти от сложившегося стереотипа.

Рассмотрим внимательнее структуру современных тестов IQ.

Как уже было сказано, каждый тест состоит из довольно большого количества разнообразных задач, и для получения оценки 100-120 не нужно решать их все, обычно достаточно примерно половины.

При обычном измерении «общего» интеллекта не имеет значения, какие именно задачи и в каком порядке решены. Поэтому тестируемому человеку важно сразу, при первом прочтении, определить, какую задачу решать, а какую пропустить. К пропущенным задачам можно будет вернуться, если останется время. Тот, кто сумеет выбрать «свои» задачи, получает большое преимущество перед тем, кто попытается скрупулезно решать задачи подряд.

Именно к таким тестам относится тест IQ Ганса Айзенка (Hans Eysenck), задачи которого анализирует в своей статье Виктор Васильев. Отметим, что это довольно старый тест, и любят его в основном издатели популярных книг (вероятно, потому, что нет проблем с авторскими правами; профессионалы предпочитают другие тесты). Васильев нашел грубые, хоть и не очевидные ошибки в ряде задач и недоумевает, почему об этом никто не написал раньше. Но возможно, что эти задачи никто никогда и не решал до конца (кроме автора тестов, но об этом ниже). Ведь и Виктор Васильев отмечает, что можно получить 106 баллов и без этих задач.

Не исключено, впрочем, что дело обстоит несколько сложнее: автор теста значительно менее искушен в логике, чем Виктор Васильев, однако и подавляющее большинство тестируемых, а также заказчиков — тоже не математики. Васильев с явной иронией пишет: «Засчитывается в этой оценке не правильное решение, а совпадающее с авторским… Угадать это при помощи обычного здравого смысла невозможно, вероятно, именно при таком угадывании должны проявляться особые качества психологической проницательности, отличающие “административных и руководящих работников”» (которые должны иметь высокие значения IQ). Он абсолютно прав — тест измеряет не «обычный здравый смысл», а психометрический интеллект.

Особенно хорошо видна разница между измерением психометрического интеллекта и исследованием мышления на примере задач «Исключение лишнего», в которых из четырех-пяти слов нужно указать одно, по какому-либо признаку отличающееся от трех-четырех остальных. В тесте предполагается только один правильный ответ без всяких пояснений. При исследовании мышления испытуемого человека всегда просят пояснить свой выбор, и именно это объяснение интересует психолога, поскольку раскрывает способ мышления. Например, даны: «Пила, молоток, клещи, бревно». В тесте правильный ответ — «бревно». Так ответит человек, который использует общее понятие «инструменты». Это стандартный подход, принятый в школьном образовании. Человек, опирающийся на сильное зрительное воображение, может выбрать «пилу», поскольку только она плоская. Можно найти аргументы и для других критериев выбора. Но человек, который даст «правильный» ответ, проявит более высокий психометрический интеллект.

Вероятно, ему будет легче вписаться в систему образования и общаться с людьми, большинство которых мыслят так же, как он.

Васильев пишет: «Особенно неприятны задачи на продолжение ряда цифр или букв… а также на выделение одного слова, по какому-то признаку выпадающего из перечисленного ряда… Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадает с авторским». Противоречие между психометрическим интеллектом и умом — явное.

Но что же все-таки значит «быть умным»? В конце статьи академик Васильев дает совет: «Если вы действительно хотите развивать… способность правильно решать задачи и отличать верное рассуждение от неверного, то учите математику и физику, внутренняя логика и проверяемость которых сами покажут вам верный путь и не дадут сильно заблудиться». Боюсь, что все не так просто и «верный путь» далеко не один. Неужели среди тех, кто не знает физику и математику, нет ни одного умного человека?

Кого можно считать более умным: серьезного математика, который с трудом общается с кем-либо, кроме коллег, или ловкого менеджера, способного организовать кого угодно и что угодно? Как оценить ум блестящего преподавателя, чьи собственные научные достижения не слишком велики? А как быть с ремесленником, образование которого ограничено ПТУ, но «золотые руки» умеют делать замечательные вещи? Чтобы как-то разобраться со всем этим, психологи выделили несколько видов интеллекта: теоретический, практический, социальный и другие. Ни один из них не совпадает с психометрическим. Методы их исследования и измерения существуют, но они отличаются от IQ и широкой популярностью у публики не пользуются.

Однако, кроме научного подхода, существует и обыденное понятие «умный человек». Именно его несовпадение с психометрическим интеллектом вызывает недоумение и возмущение многих людей, в том числе и Виктора Васильева. Но и взгляд с позиции здравого смысла не так прост и однозначен. Прежде всего, он зависит от культуры, в которой воспитан человек. Уже лет двадцать назад было проведено большое международное исследование, в котором с помощью специально организованного опроса выясняли, какие качества считаются присущими умным людям в разных странах. Выяснилось, что при всех различиях обыденные представления об интеллекте включают две части: «технологическую» и «социальную», причем соотношение этих частей зависит от особенностей национальной культуры и пола.

В Африке, у представителей традиционных культур, интеллект понятие чисто социальное. Умный — это тот, кто хорошо заботится о семье, не конфликтует с соседями и т. п. Понятно, что подвергать таких людей тестированию на IQ практически бессмысленно.

Матрицы Равенна

В западно-европейской и северо-американской культурах при оценке ума человека большую роль играет «технологический» компонент интеллекта: внимательность, наблюдательность, быстрота обучения, школьная успеваемость и другие познавательные способности, которые позволяют оценивать действительность, держать под контролем окружающую обстановку, принимать правильное решение в сложной ситуации. Однако имеется и социальный компонент, хоть он и менее важен: честность, ответственность, умение общаться, искренность и пр.

В Северной Европе, особенно у мужчин, представление об уме практически сводилось к образованности и умению решать проблемы, то есть было очень близко к психометрическому интеллекту. Не удивительно, что в этих странах результаты тестирования IQ обычно высоки.

У японцев в обыденном понимании интеллекта преобладает социальный компонент, особенно социальная компетентность; в понятие «умный человек» прежде всего входят такие характеристики: «хороший оратор», «рассказывает с юмором», «хорошо пишет», «часто пишет письма домой», «много читает». Кроме того, были выделены факторы эффективности и оригинальности деятельности: «работает умело», «не тратит времени», «быстро рассуждает», «заранее планирует»; «оригинальный», «точный». Тесты IQ, подобные тесту Айзенка, для таких людей подходят мало, но имеются другие тесты интеллекта, по которым результаты японцев и европейцев близки.

В России результаты опроса позволили выделить пять факторов интеллектуальности:

1. Социально-этический (скромный, порядочный, доброжелательный, добрый, честный, помогает другим). Этот фактор характерен только для России, только здесь, чтобы считаться умным, нужно быть добрым, злой — значит глупый!

2. Культура мышления (эрудированный, хорошо образован, много читает, гибкий ум, творческий).

3. Самоорганизация (не зависим от эмоций, практичный, не повторяет собственных ошибок, хорошо действует в сложной ситуации, стремится к поставленной цели, логичный).

4. Социальная компетентность (умеет понравиться, хорошо говорит, активный, общительный, с чувством юмора, интересный собеседник).

5. Опытность (много умеет, мужественный, работоспособный, мудрый, критичный).

В России социальные факторы занимают относительно больше места, что сближает результаты с японскими, то есть российский стереотип интеллектуальной личности ближе к восточному, чем к западному. Однако в России понятие «ум» значительно шире стандартного понятия интеллекта и неразрывно связано с личностью как целым. (Напомню, что речь идет об усредненных результатах опроса более чем 1500 человек, мнение отдельного человека может быть совершенно другим.)

Во всех случаях, когда обращали внимание на половые различия интеллекта, выявлялось, что мужчинам приписывали относительно больше познавательных, технологических компонентов, а женщинам — социальных. Умная женщина более добрая, больше признает ценность других, более мудра и критична, чем умный мужчина. Умный мужчина успешнее, чем умная женщина, действует в сложной ситуации. (В России эти различия подчеркивали меньше, чем в других странах.)

Прототип умного человека в целом мужской. Женщины, чтобы быть умными, к нему подстраиваются. Поэтому совершенно естественно, что женщины в среднем хуже решают тесты IQ, созданные исходя из мужского, технологического представления об интеллекте. Это означает, что ум женщин (не психометрический интеллект!) не ниже, а сложнее, чем мужской. Но опросы показали, что для того, чтобы считаться очень умным, мужчине недостаточно только уметь решать проблемы и эффективно действовать, ему нужно еще обладать проницательностью и уметь общаться. То есть в обыденном сознании особо умный человек ассоциируется с мужчиной, которому присущи черты как мужского технологичного ума, так и женского социального ума.

Итак, попытка разобраться в том, что такое «ум», «интеллект» и что измеряют тесты IQ, оказалась делом непростым и весьма далеким от математической логики. Нам пришлось обратиться к истории, педагогике, социальной психологии. И это далеко не все — ведь мы даже не затронули важнейшего вопроса о биологической природе интеллекта. Надеюсь, читателям стало понятно, что измерение интеллекта — задача неоднозначная. Оставим ее профессионалам для особых случаев. Для того чтобы составить представление об уме человека, надежнее пользоваться здравым смыслом, а не популярными брошюрами, в чем мы с профессором Васильевым вполне солидарны.

P.S. Ответы на матрицы Равенна: А12-6, С2-8, D12-5, Е9-6, Е12-2

Приемочные тесты и модульные тесты

Приемочные тесты и модульные тесты Не путайте приемочные тесты с модульными (unit tests). Модульные тесты пишутся программистами для программистов. Они представляют собой формальные архитектурные документы с описанием нижнего уровня структуры и поведения кода. Их

1.3. Искусственный интеллект и процессы решения задач человеком

1. 3. Искусственный интеллект и процессы решения задач человеком В настоящей работе не проводится границы между теорией человеческого мышления и теорией построения «думающих» машин: разделять их в данный момент не имеет смысла, поскольку как в той, так и в другой области

Глава 11 Искусственный интеллект: криптоанализ

Глава 11 Искусственный интеллект: криптоанализ Мыслящие существа способны проявлять очень сложные формы поведения, обладая сознанием, механизмы которого мы понимаем очень смутно. Подумайте, например, как вы планируете маршрут поездки по городу, чтобы выполнить массу

Тесты

Тесты Тесты – одна из тех категорий утилит, к которым пользователи питают прямо-таки нежные чувства. Это удивительно, поскольку любой знает, какое именно «железо» установлено на его машине, и все-таки каждый раз испытывает щенячий восторг оттого, что тест правильно

Тесты

Тесты Сдай экзамены в ГИБДДСайт: http://pdd. nm.ruРазмер: 3 МбСтатус: Freeware Данная программа разработана как альтернатива «бумажным» билетам для сдачи экзамена в ГИБДД. Программа позволяет вам пройти курс изучения правил дорожного движения на основе экзаменационных билетов,

Совет 5 Инвестируй в интеллект

Совет 5 Инвестируй в интеллект При выборе поля будущей деятельности порой так и подмывает остановиться на технологиях, с которыми связано максимальное количество рабочих мест. Например, заняться изучением Java. Или программировать для .NET. Знание Java позволяет претендовать,

Тесты

Тесты Метод использования тестов Тесты надо проверять с первого до поседнего, подряд. Программа на каждом тесте должна работать не более указанного времени. Если время тестирования ограничено 0 секунд, это значит, что программа должна работать мгновенно. Для каждого

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект Существует такое понятие, как искусственный интеллект. Совершенные компьютеры наделены способностью общения с человеком напрямую и возможностью приспосабливаться к его индивидуальности. Но моделирование человеческого мышления происходит

Доктор Лайтман против персоналки: как измеряют эмоции по лицу и кому это может пригодиться? Евгений Золотов

Доктор Лайтман против персоналки: как измеряют эмоции по лицу и кому это может пригодиться? Евгений Золотов Опубликовано 27 марта 2013 Честно сказать, я не поклонник сериалов. И когда супруга попыталась «подсадить» меня на доктора Лайтмана (помните «Обмани меня»?), поначалу

1. Искусственный интеллект

1. Искусственный интеллект Когдая окончил Корнельский университет в 1979 году в качестве радиоинженера, у меня не было каких-либо грандиозных планов на жизнь. Я начал работать инженером в новом кампусе компании Intel в Портлэнде, штат Орегон. Микрокомпьютерная индустрия

Измерение интеллекта – что входит в тест IQ?

Большинство людей уже сдали тест на коэффициент интеллекта, или тест IQ, как его чаще называют, для развлечения, в школе, в рамках собеседования при приеме на работу или военного экзамена. После получасового решения запутанных головоломок и головоломных задач на экране появляется число — наш личный результат теста IQ. Но что на самом деле означает это число? И что это на самом деле говорит о нас?

Жизнеспособность теста IQ уже давно обсуждается как психологами, так и политиками. Обсуждение в значительной степени основано на общепринятом исследовании под названием «Гаустическая кривая» , в котором было показано, что тестов IQ являются точным предсказателем нескольких социальных факторов , включая вероятность того, что попадет в тюрьму , уровень доход и вероятность окончания средней школы . Именно эти выводы изначально придали тесту IQ доверие.

Тем не менее, это была другая часть «Гаустической кривой», вызвавшая споры. взросление. Этот уровень интеллекта якобы отражается в числе, которое выходит в конце теста IQ. Однако за последние годы ученых успешно опровергли эту пресловутую теорию.

 

Влияние мотивации на IQ-тесты

Одним из ученых, занимающихся исследованием IQ-тестов, является Анджела Ли Дакворт из Пенсильванского университета. В своих исследованиях влияния мотивации во время тестов IQ ее группа ученых обнаружила, что когда денежных вознаграждений использовались в качестве стимула для успешного прохождения теста IQ, испытуемые видели в среднем увеличение на 10-20 тестовых баллов IQ на шкала от 1 до 100. Результат служит доказательством того, что мы действительно можем влиять на результаты нашего собственного интеллекта, поскольку наше желание преуспеть играет решающую роль.

Чтобы еще больше подтвердить эти выводы, Дакворт провела долгосрочное исследование, в ходе которого 500 мальчиков прошли тест на IQ в возрасте 12 лет. поле для того, чтобы определить, был ли субъект мотивирован. 12 лет спустя, когда этим же мальчикам исполнилось 24 года, у них взяли интервью об их карьере и общественной жизни. Интервью показали, что измерений мотивации были гораздо более точными предикторами успехов в учебе и занятости, чем сами тесты IQ.

Таким образом, несмотря на то, что тесты IQ дают некоторое представление о будущих социальных факторах, сам IQ далеко не единственный параметр в уравнении.

 

Многие аспекты интеллекта и тестирование IQ

Помимо удобства использования теста IQ, сам коэффициент интеллекта часто подвергался сомнению. Опять же, проблема, похоже, заключается в том, что IQ стал общим термином , охватывающим несколько переменных, которые на самом деле не могут быть объединены, делает тест IQ поверхностным и неточным . В недавнем исследовании доктор Роджер Хайфилд и его команда ученых проанализировали ответы 46 000 человек на онлайн-тест IQ. В отличие от обычных тестов IQ, тест доктора Хайфилда был разработан для проверки ряда очень специфических когнитивных навыков. Проанализировав результаты теста на IQ, доктор Хайфилд заявил, что «не существует одного компонента, который объясняет все вариации, которые мы видели в тесте», и продолжил объяснение: «Когда вы смотрите на когнитивные способности, вы не можете свести их к минимуму. менее чем на три компонента — кратковременную память, рассуждение и вербальный компонент».

Обоснование утверждений доктора Хайфилда о тестах IQ заключается в том, что три упомянутые переменные, кратковременная память, рассуждения и вербальные навыки, используют отдельные нейронные системы в мозгу. Человек может быть намного лучше в одной области, чем в других, тем самым обладая ценными качествами, которые не отражаются в тесте IQ. Это отчасти потому, что результат теста IQ состоит из среднего значения трех переменных, а отчасти из-за того, как рассчитывается результат теста IQ: результат теста IQ основан на том, что другие люди, чьи когнитивные способности могут быть более равномерными распределены, набрали баллы по тесту IQ.

Стандартизированный метод подсчета результатов теста IQ был источником многочисленных споров ученых до доктора Хайфилда. В 1984 году исследователь Джеймс Р. Флинн указал, что 90 007 средний результат теста IQ американцев увеличился почти линейно с 1930 по 1980 90 008, в общей сложности на 13,8 тестовых баллов IQ, открытие, которое позже стало известно как 90 007 «Эффект Флинна». . С тех пор эффект Флинна был измерен в нескольких других странах. Причина этого линейного роста результатов тестов IQ с течением времени так и не была полностью установлена.

Сам Флинн объяснил это появление гипотезой о том, что «тесты IQ измеряют не интеллект, а коррелируют со слабой причинно-следственной связью с интеллектом». Другими словами, Флинн полагал, что рост результатов IQ-тестов доказывает, что IQ-тестов проверяют лишь небольшую, решающую задачи часть функций мозга . В этом случае, по мере того как люди привыкают видеть и решать задачи по решению проблем, такие как те, которые составляют тест IQ, они также увидят увеличение своего результата теста IQ, что в конечном итоге приведет к эффекту Флинна. Поэтому Флинн, как и доктор Роджер Хайфилд, считал, что тесты IQ слишком поверхностны и незначительны, чтобы их можно было считать мерой истинного интеллекта.

Кроме того, мнение доктора Хайфилда о том, что интеллект нельзя измерить в одной единице, как это делается в тесте IQ, подтверждается несколькими текущими исследованиями. В 2010 году крупное исследование, в котором приняли участие 1000 детей в возрасте от рождения до 32 лет, показало, что их способность сдерживать и контролировать себя, черта когнитивного мышления, , была точным предиктором будущего физического здоровья, зависимостей, личных финансов и преступной деятельности. независимо от того, каков был результат их теста IQ.  Первоначально это исследование было начато потому, что 20 летами ранее исследование, пытавшееся улучшить результаты тестов на IQ у дошкольников, не дало этого, но каким-то образом все же привело к значительному снижению показателей отсева из школы, подростковой беременности и хулиганского поведения по сравнению со средними показателями. Это произошло потому, что дети приобрели улучшенный самоконтроль как побочный продукт попыток улучшить тесты IQ.

Для получения дополнительных доказательств, подтверждающих идею доктора Хайфилда о тестах IQ, нам не нужно смотреть дальше нашего собственного сообщения в блоге от сентября о том, как двуязычные дети получают значительные преимущества на протяжении всей жизни, тренируя свои вербальные навыки в раннем возрасте.

Чтобы действительно измерить интеллект , нужно сначала выбрать, какие когнитивные способности составляют интеллект . IQ-тест позволяет судить быстро, но ему не хватает точности и глубины, чтобы оправдать такую ​​прямоту. По правде говоря, есть несколько когнитивных факторов, влияющих на наше будущее.

 

Перспективы тестов IQ: насколько широко мы должны определять интеллект?

В то время как такие ученые, как доктор Роджер Хайфилд, утверждали, что тесты IQ не отражают когнитивных навыков, которые по праву должны учитываться при тестировании интеллекта, другие ученые утверждали, что интеллект сам по себе не может ограничиваться работой мозга.

Одним из таких ученых является гарвардский психолог Говард Гарднер, ярый критик теста IQ, который предполагает, что мы можем быть измерены по многим различным видам интеллекта, таким как музыкальный, пространственно-визуальный, лингвистический и социальный интеллект. В частности, Гарднер составил восемь различных общих форм интеллекта , каждая из которых определяется конкретными характеристиками интеллекта. Эти характеристики интеллекта резко контрастируют с тестом IQ и могут быть гораздо более абстрактными, чем чистая мощность мозга. Например, человек, обладающий «внутриличностным интеллектом», определяется как обладающий отличным самосознанием и способный анализировать свои сильные и слабые стороны. В идеале такой человек, согласно теориям Гарднера, предпочел бы стать философом, писателем, теоретиком или ученым.

Главный аргумент в пользу теории множественного интеллекта Гарднера заключается в том, что она учитывает еще несколько факторов для предсказания будущего человека, которые явно упускаются из виду в обычном тесте IQ. По сути, теория основана на том же представлении, которое выдвинул доктор Хайфилд, а именно, что тесты IQ просто слишком поверхностны и грубы, чтобы действительно отражать интеллект. Однако следует отметить, что, хотя аргументы доктора Хайфилда о недостатках теста IQ подтверждаются несколькими исследованиями, теория множественного интеллекта Гарднера все еще нуждается в надежном подтверждении эмпирическими данными. Тем не менее, он дает пищу для размышлений о том, насколько узок традиционный тест IQ.

 

Вердикт по IQ-тестам

В общем, IQ-тест может дать приблизительную оценку текущей производительности вашего мозга, но он не дает никаких дополнительных сведений о том, какие части мозга работают. Индивидуальное измерение когнитивных навыков дало бы гораздо более точное и релевантное представление об истинном интеллекте. Некоторые даже утверждают, что мы должны измерять не только функции мозга, чтобы полностью установить интеллект. Кроме того, тест IQ не является твердым приговором. В конечном счете, вы контролируете свое будущее, поскольку ваша мотивация для достижения своих жизненных целей оказывает огромное влияние на вашу производительность во всех аспектах жизни, включая тест на IQ.

Старайтесь не позволять числу, полученному в результате теста IQ, определять или ограничивать вас.

Как измерить интеллект? (6 способов)

РЕКЛАМА:

В этой статье мы поговорим о том, как измерить интеллект.

В 1904 г., когда психология только зарождалась как самостоятельная область, члены парижского школьного совета обратились к Альфреду Бине с интересной просьбой: не мог бы он разработать объективный метод выявления детей, которые, говоря языком той эпохи, были описаны как умственно отсталых, чтобы им дали специальное образование? Бине уже работал над смежными темами, поэтому согласился, заручившись помощью своего коллеги Теодора Симона.

При разработке этого теста Бине и Саймон руководствовались убеждением, что используемые вопросы должны быть такими, на которые дети могли бы ответить без специальной подготовки или обучения. Они считали, что это важно, потому что тест должен измерять способность решать интеллектуальные задачи, а не конкретные знания, полученные в школе.

Для достижения этой цели Бине и Саймон решили использовать предметы двух основных типов: настолько новые или необычные, что ни один из детей не мог с ними познакомиться, и настолько знакомые, что почти все подростки сталкивались с ними в своей жизни. прошлое. Детям было предложено выполнить следующие задания: выполнять простые команды или имитировать простые жесты; называть предметы, изображенные на картинках; повторить предложение из пятнадцати слов; рассказать, чем отличаются два обычных предмета; законченные предложения, начатые экзаменатором.

Первая версия теста Бине и Симона была опубликована в 1905 году и содержала тридцать пунктов. К большому удовольствию двух авторов, это оказалось весьма эффективным: с его помощью школы могли легко выявлять детей, нуждающихся в особой помощи. Вдохновленные этим успехом, Бине и Саймон расширили область своего теста, чтобы измерить различия в интеллекте у всех детей. В исправленной версии, опубликованной в 1908 году, предметы были сгруппированы по возрасту, по шесть предметов на каждом уровне от трех до тринадцати лет. Задания относились к определенному возрастному уровню, если около 75 процентов детей этого возраста могли правильно их сдать.

Тесты Бине вскоре были пересмотрены и адаптированы для использования во многих странах. В Соединенных Штатах Льюис Терман, психолог из Стэнфордского университета, разработал тест Стэнфорда-Бине, тест, который вскоре стал использоваться в самых разных условиях. За прошедшие годы Стэнфорд-Бине несколько раз пересматривался. Одной из особенностей теста Стэнфорда-Бине, который способствовал его популярности, был тот факт, что он давал единую оценку, которая, как предполагалось, отражала уровень интеллекта человека, ныне известный (некоторые сказали бы печально известный) IQ.

1. IQ: его значение тогда и сейчас :

Первоначально буквы IQ обозначали коэффициент интеллекта, а «коэффициент» — это именно то, что представляли баллы. Чтобы получить оценку IQ, экзаменатор делил умственный возраст учащегося на его или ее хронологический возраст, а затем умножал это число на 100. Для этого расчета умственный возраст основывался на количестве пунктов, которые человек правильно сдал на тесте: получил двухмесячный кредит «умственного возраста» за каждый пройденный пункт.

Если умственный и хронологический возраст человека были равны, IQ равнялся 100; это считалось средним баллом. IQ выше 100 указывало на то, что интеллектуальный возраст человека был выше, чем его или ее хронологический возраст, другими словами, что человек был более умным, чем типичные ученики того же возраста. Напротив, числа ниже 100 указывали на то, что человек был менее умным, чем ее или его сверстники.

Возможно, вы уже видите одну очевидную проблему с этим типом оценки IQ: в какой-то момент умственный рост выравнивается или останавливается, в то время как хронологический возраст продолжает расти. В результате показатели IQ начинают снижаться после раннего подросткового возраста! Отчасти из-за этой проблемы показатели IQ теперь имеют другое определение.

Они просто отражают показатели человека по сравнению с показателями лиц того же возраста, сдавших тот же тест. Таким образом, IQ выше 100 указывает на то, что человек набрал больше баллов, чем средний человек в ее или его возрастной группе, а балл ниже 100 указывает на то, что этот человек набрал ниже среднего.

2. Шкалы Векслера :

Чтобы преодолеть эту и другие проблемы, Дэвид Векслер разработал набор тестов как для детей, так и для взрослых, которые включают невербальные или исполнительские элементы, а также вербальные, и которые дают отдельные баллы для этих двух компонентов интеллекта. Однако он разработал эти тесты в то время, когда многогранная природа интеллекта еще не была хорошо понята, и неясно, действительно ли различные субтесты Векслера измеряют различные аспекты интеллекта.

Несмотря на такие проблемы, тесты Векслера в настоящее время являются одними из наиболее часто используемых индивидуальных тестов интеллекта. Обзор подтестов, составляющих одну из шкал Векслера, пересмотренную Шкалу интеллекта взрослых Векслера (сокращенно WAIS-3), представлен в таблице 11. 1.

Векслер считал, что различия между баллами по различным субтестам можно использовать для диагностики серьезных психологических расстройств. Однако исследование этой возможности дало в лучшем случае неоднозначные результаты.

Также был разработан тест Векслера для детей, Шкала интеллекта Векслера для детей (WTSC); он также широко используется. Шаблоны баллов по подтестам WTSC иногда используются для выявления детей, страдающих различными нарушениями обучаемости.

Некоторые результаты показывают, что дети, получившие высокие баллы по некоторым подтестам, таким как завершение изображения и сборка объектов, но более низкие по другим, таким как арифметика, информация и словарный запас, чаще страдают от трудностей обучения, чем дети с другими моделями баллы. Однако опять же, не все результаты указывают на такие выводы, поэтому ценность WISC (теперь в его третьей редакции, WISC-3) для такого рода диагностики остается несколько неопределенной.

Еще один момент. Такие тесты, как WAIS, предназначены для измерения способности приобретать новую информацию или навыки, способности, подразумеваемой нашим определением интеллекта. Психологи описывают такие тесты как тесты на способности, и результаты этих тестов часто используются для прогнозирования будущих результатов. Напротив, тесты достижений предназначены для измерения того, что вы уже узнали; например, тесты, которые вы проходите в этом классе, предназначены для проверки достижений.

Однако различие между этими двумя типами тестов не является точным. Например, многие тесты на способности (в том числе вступительные экзамены в колледжи) включают показатели словарного запаса, которые в определенной степени отражают прошлое обучение. Но в целом полезно думать о тестах способностей как о тестах, предназначенных для прогнозирования будущей производительности, а о тестах достижений как о тестах, отражающих текущую производительность и результаты прошлого обучения.

3. Индивидуальные тесты интеллекта: измерение крайностей :

Индивидуальные тесты интеллекта, такие как Стэнфорд-Бине или WISC, являются дорогостоящими. Их должен проводить один на один психолог или другой обученный специалист. Почему же тогда эти тесты продолжают широко использоваться? Ответ заключается в том, что эти тесты имеют несколько практических применений и обеспечивают преимущества, которые помогают компенсировать эти затраты. Наиболее важное из этих применений включает идентификацию детей с крайними умственными способностями, умственно отсталых (т. е. страдающих от некоторой степени умственной отсталости) и интеллектуально одаренных.

Термин «умственная отсталость» относится к интеллектуальным функциям, которые значительно ниже среднего, в сочетании с различными степенями трудностей в выполнении требований повседневной жизни. Как показано на рис. 11.4, людей с умственной отсталостью обычно делят на четыре основные категории умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая.

Степень умственной отсталости индивидуумов определяется по крайней мере двумя факторами: их результатами тестов и их успехами в выполнении повседневных действий, ожидаемых от людей их возраста. Как вы можете догадаться, люди, чья отсталость относится к категории «легких», обычно могут научиться функционировать достаточно хорошо.

Что вызывает умственную отсталость? В некоторых случаях это может быть связано с генетическими аномалиями, такими как синдром Дауна, который вызван наличием дополнительной хромосомы; люди с синдромом Дауна обычно имеют IQ ниже 50. Умственная отсталость также может быть результатом факторов окружающей среды, таких как неадекватное питание или употребление наркотиков или алкоголя будущими матерями, инфекции, токсические агенты и травмы, полученные в результате недостатка кислорода во время родов. Однако большинство случаев умственной отсталости не может быть легко отнесено к конкретным причинам.

Тесты интеллекта также использовались для выявления интеллектуально одаренных людей, чей интеллект намного выше среднего. Исследование исключительно одаренных людей, впервые начатое Льюисом Терманом в 1925 году. В этом исследовании изучалась жизнь около 1500 детей с IQ 130 и выше, чтобы определить взаимосвязь между высоким интеллектом, профессиональным успехом и социальной адаптацией.

Как группа, эти одаренные люди достигли высокого уровня успеха. Они заработали больше ученых степеней, достигли более высокого профессионального статуса и заработной платы, испытали лучшую личную и социальную адаптацию и были более здоровыми в каждом возрасте, чем средний взрослый.

4. Групповые тесты интеллекта :

Шкалы Стэнфорда-Бине и Векслера являются индивидуальными тестами интеллекта. Они предназначены для использования одним человеком одновременно. Очевидно, что было бы намного эффективнее, если бы групповые тесты можно было проводить одновременно с большим количеством людей. Необходимость таких тестов стала очевидной в начале Первой мировой войны, когда перед вооруженными силами США внезапно встала задача проверки нескольких миллионов новобранцев.

В ответ на этот вызов такие психологи, как Артур Отис, разработали два теста; Армейская альфа для тех, кто умеет читать, и армейская бета для тех, кто не умеет читать или не говорит по-английски. Эти ранние групповые тесты оказались весьма полезными. Например, тесты использовались для отбора кандидатов в школу подготовки офицеров, и они действительно точно предсказывали успех в такой подготовке.

5.
Когнитивная основа интеллекта: скорость обработки :

Психологи, заинтересованные в изучении интеллекта, вышли за рамки таких тестов, как шкалы Стэнфорда-Бине и Векслера, в попытке определить основные когнитивные механизмы и процессы, лежащие в основе интеллекта и позволяющие людям получать высокие баллы в тестах интеллекта. Эта работа привела к двум важным событиям. Во-первых, было разработано несколько тестов, основанных на открытиях когнитивной психологии и на нашем растущем понимании многих аспектов познания.

Среди них наиболее примечательными являются Батарея оценок Кауфмана для детей и Тест Кауфмана для взрослых, а также Тест когнитивных способностей Вудкока-Джонсона. Тест Вудкока-Джонсона, например, пытается измерить важные аспекты как текучего, так и кристаллизованного интеллекта.

Во-вторых, растущее число исследований было сосредоточено на обнаружении того, что скорость, с которой люди выполняют простые перцептивные и когнитивные задачи (скорость обработки), часто коррелирует с результатами тестов интеллекта. Например, значимые корреляции (порядка от -0,30 до -0,40) часто обнаруживаются между различными показателями времени реакции (один из показателей скорости обработки) и результатами тестов интеллекта.

Другим и еще более многообещающим показателем интеллекта является показатель, известный как время осмотра. Он отражает минимальное количество времени, в течение которого определенный стимул должен подвергаться воздействию, чтобы люди могли составить о нем суждение, соответствующее некоторому заранее установленному критерию точности.

Для измерения времени осмотра психологи часто используют процедуры, в которых людям показывают простые рисунки и просят указать, находится ли более длинная сторона слева или справа. Участникам не предлагается отвечать как можно быстрее. Скорее, их просят не торопиться и быть точными. Время проверки измеряется временем, которое они тратят на принятие таких решений с заранее заданным уровнем точности, например, 85 процентов.

Что измеряет время осмотра? Предположительно, количество времени, которое требуется людям для восприятия новой визуальной информации. Сторонники этой меры утверждают, что эта задача восприятия новой информации является основной для всех умственных операций более высокого уровня в человеческом мышлении.

Кроме того, они отмечают, что эта мера тесно связана с современными теориями восприятия и принятия решений, теориями, подчеркивающими, что новая визуальная информация воспринимается в дискретных образцах, а затем объединяется в суждения, такие как «я вижу это» или «я не вижу». видеть это.» Все больше данных указывает на то, что время проверки действительно тесно связано с интеллектом, измеряемым стандартными тестами. На самом деле время проверки и баллы по таким тестам коррелируют на -0,50 и более.

6.
Нейронная основа интеллекта: интеллект и нейронная эффективность :

Можем ли мы проследить индивидуальные различия в интеллекте до различий в функционировании нервной системы? Ответ, предложенный растущим количеством доказательств, — да. Такие исследования предполагают, во-первых, что скорость нервной проводимости — скорость, с которой нервные импульсы проводятся в зрительной системе, — в значительной степени коррелирует с показателями интеллекта (например, тест Равена с прогрессивными матрицами).

Другое и родственное исследование изучало метаболическую активность мозга во время когнитивных задач. Предположительно, если интеллект связан с эффективной работой мозга, то чем умнее люди, тем меньше энергии должен расходовать их мозг при выполнении различных задач. Это предсказание также подтвердилось; мозг людей, набравших самые высокие баллы по письменным показателям интеллектуальных способностей, расходует меньше энергии, когда эти люди выполняют сложные когнитивные задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *