Виды психологических исследований
Подготовка научных работ по психологии не обходится без исследований, описание которых является «стержнем» курсовых, дипломных, научно-исследовательских и научных работ по психологии.
В зависимости от характера и вида психологического исследования, его масштабов, корректности, зависит качество письменного проекта. Сегодня мы расскажем, о классификации психологических изысканий, свойственных
СОДЕРЖАНИЕ
Три классических вида исследования в психологии
Каждый начинающий или опытный исследователь независимо от опыта на своем пути сталкивается с тремя «категориями» изысканий.
Первый вид самый простейший – теоретический. С ним сталкиваются абсолютно все студенты и ученые независимо от глубины погружения и цели научно-исследовательской работы. Его особенность проявляется в том, что автору проекта предстоит разобраться в рамках намеченной темы и проблемы сугубо на теоретическом уровне: проверить теорию или канон (ее действие в настоящее время), обзор мнений экспертов по проблематике и пр.
В основе теоретических исследований кладут научную литературу, частично – учебную и энциклопедическую ресурсную базу, обзоры квалифицированных и опытных экспертов.
Виды исследований в психологииВторой вид психологических исследований – эмпирический. Данные изыскания нацелены на получение фактического материала по рассматриваемой теме. Его миссия – уточнить определенные факты и параметры, убедиться в состоятельности конкретного заявления или момента, который играет существенную роль в теме. В основе подобных работ лежит совмещение теоретических моментов с практическими действиями: все результаты призваны подтвердить или опровергнуть определенный параметр, элемент и пр.
Третий вид – прикладное исследование. В его основе лежит практический подход, то есть проведение эксперимента, наблюдения, работа с конкретной выборкой или совокупностью и пр. Результаты прикладных исследований позволяют получить достоверные и относительно точные результаты, подчеркивающие не только актуальность проблемы, но и ее проявление в реальном времени. Притом в конечном счете итоги подобных проектов призваны выработать определенные рекомендации по решению проблемы и возможностям его применения.
Данная триада успешно делится по цели научно-исследовательской деятельности: писать, изучить – теоретические, проанализировать и констатировать – эмпирическое, проверить, удостовериться в гипотезе (верности) – прикладное.
Классификация психологических исследований по дисциплинарной отнесенности
Психология – это не одна конкретная наука или область, а целый спектр гуманитарных и частично статистических, математических и социальных наук, исследующих проблему в едином комплексе. В зависимости от того, какие методы и дисциплинарные подходы подключал автор можно выделить два типа изысканий:
- Монодисциплинарные, когда в центре проекта лежат подходы конкретной психологической плоскости, то есть тема раскрывается с одной определенной позиции, ракурса и пр.
- Междисциплинарные. В их основе лежит комплексный подход, учитывающий специфику нескольких дисциплин или отраслей, притом они могут лежать не только в одной психологической нише, но и захватывать инструменты и каноны иных дисциплин (например, статистика, моделирование, социология, маркетинг, педагогика и пр. ). При этом связь подходов будет не просто важна, но и содействовать всецелому изучению проблемы и раскрытию темы.
Первый тип научных исследований свойственен студентам, осваивающим психологический профиль на начальных стадиях, когда они оттачивают новый навык, теорию, подход и пр.
Второй тип свойственен более опытным авторам, уже владеющим минимальными навыками, азами. Этот подход применим старшекурсниками или опытными учеными, которые владеют простейшими подходами, навыками сочетания инструментов и пр.
Междисциплинарные исследования требуют более тщательного проектирования и планирования, разработки специальной программы и пр.
Психологические исследования по характеру результатов и обработке данных
Психологические исследования базируются на самых разных видах информации. Первоисточники могут предстать перед автором сугубо в текстовом, «симптоматическом» виде, то есть позволяет оценить ситуацию в качественном виде. Проекты, которые основаны на таких материалах, называют качественными.
Их специфика проявляется в том, что тема и проблему изучается сугубо со стороны научной литературы или «общей картины мира»: описание тенденций, сбор сведений нематематического склада и пр.
Классификация исследований в психологии по характеру первоисточниковВторой вид – количественные исследования в психологии. В основе данных проектов лежат методы математической и статистической обработки, которые позволяют собрать более точные данные или преобразовать качественную информацию описательного плана в количественную по конкретным признакам и пр.
Притом чаще всего в студенческих и научных работах по психологии в той или иной мере присутствуют оба вида, точнее их подходы. Притом столь специфическое сочетание позволяет изучить проблему, прояснить и объяснить ее, установить причинно-следственные связи, объяснить выявленные тенденции или детализировать их (перевести в математический вид и пр.).
Виды исследований в психологии по масштабам и условиям проведения
В данном случае речь пойдет о таких вариантах исследовательской деятельности, как полевые и лабораторные изыскания.
Первая категория предполагает проведение естественного эксперимента или исследования, которое будет основываться на реальных данных. При этом исследователь вмешиваться в ход испытания не будет. Его цель – изучить происходящие тенденции на примере конкретной выборки или группы (объект). Основополагающим методом исследования – наблюдение или опрос.
Второй вид психологических исследований предполагает создание специальных условий, личное участие в организации и реализации хода испытания, тщательного контроля над каждым этапом и действием. Иными словами его называют «лабораторным» или «искусственным», так как все факторы, условия полностью подконтрольны организатором и могут изменяться с целью воздействия на объект исследования в любой момент. Чаще всего данный подход используется для определения работы конкретной идеи, проверки «способа воздействия» или инструмента и пр.
Студентам и ученым свойственны оба вида изыскания в психологии. Первый позволяет внимательно изучать окружающую среду, выявлять тенденции, а второй – определять способы воздействия, решения проблемы.
Психологические исследования по типу операции
Научная работа в психологической плоскости всегда связана с социумом или отдельной группой лиц с учетом определенной классификации (признака). В зависимости от того, какими методами и как автор намерен искать или подбирать решение в рамках изучаемой проблемы, можно выделить еще 4 вида научно-исследовательской деятельности:
- Поисковый . В данном случае в рамках научной деятельности автор занимается поиском сугубо инновационного приема для решения проблемы. Основная задача – не просто изучить, проанализировать ситуацию и подобрать комплекс действий, подходов, инструментов, но и сформировать кардинально новый вариант для оценки и разрешения ситуации.
Также к данному виду принято относить психологические исследования по погружению в новейшую проблему или такую тему, которую ранее никто не поднимал.
Таким образом, поисковые психологические проекты нацелены сугубо на выработку инноваций, получение новых результатов. Конечно же, для их оценки без апробации не обойтись.
Виды исследований в психологии по типу операций- Критический. В данном случае автор намерен проверить действие ранее выдвинутых концепции и на основе их критики предложить собственный новый вариант. То есть здесь изучается уже всем известная проблема, но решение будет либо инновационным, либо усовершенствованным, в основе которого лежат труды предшественников, их опыт и решения, адаптированные под реалии.
- Уточняющий. Он находится на меже с предыдущим видом, но их миссия – определить «границы эффективности» конкретного правила, гипотезы или решения. Далее при желании автор может ее оптимизировать и расширить спектр ее применения. Чаще всего в основе данного вида лежит метод лабораторных исследований: автор проверяет действие концепции посредством воздействия на объект с помощью изменения условий, факторов и пр. В конце исследования он подводит итог: при каких условиях изначальная теория успешно функционирует, а также освещает условия и варианты изменения для успешного действия при текущих элементах, обосновывая необходимость перемен и пр.
- Воспроизводящий. Специфика данного вида проявляется в том, что автор должен «скопировать» исследование предшественника и повторить его точно так же, как это было описано в соответствующих научных работах. Делается это для перепроверки достоверности, надежности и качества отмеченных результатов. Данный вид психологических исследований – своего рода экспертиза реализованных гипотез, полученных итогов научной деятельности. Заниматься этим видом деятельности может только компетентный и квалифицированный эксперт.
Психологические исследования в зависимости от количества воздействующих на объект или учтенных авторов факторов
Изучение ситуации предполагает не просто наблюдение за выборкой и определение симптомов проявления проблемы, но и учета ряда факторов, которые могут как провоцировать появление негативного элемента, так и воздействовать на него с определенной целью (смягчения решения и пр.).
Как правило, в психологических изысканиях автор учитывает целую систему факторов, которые так или иначе проявляют себя в ходе эксперимента, описаны в теории или работах других ученых и пр. Притом важно не просто выделить данный компонент, но и выделить его роль, определить силу воздействия на объект научной работы и пр. Далее исследователь определяет с каким из ни х (или какими) будет работать, манипулировать, комбинировать и пр.
Если в решении проблемы «виновен» один фактор, работа построена сугубо на изменении его (определенных условий и пр.), то такое исследование именуется однофакторным.
Если же эксперт выделил целую систему факторов и работает на протяжении изыскания со всеми ними, то такая модель называется многофакторной. Также данный вид называют комплексным (так как оценивается целый комплекс факторов).
Чаще всего исследователи выделяют фактор-провокатор, работают с ним, анализируя изменение остальных элементов и условий, силу воздействия на объект, проблему и пр.
Классификация психологических исследований по степени соответствия реалиям
Далеко не каждый научный труд базируется на текущей ситуации в обществе, социуме или времени. Нередко авторы научных работ по психологии сравнивают теории, определяя их совместимость, эффективность и актуальность.
Классификация исследований по психологии по степени соответствия с реальностьюНа самом же деле научная деятельность в психологической плоскости весьма разнообразна. При этом можно выделить идеальные и реальные исследования. Первая группа связана с воссозданием «идеальной обстановки». В данном случае преобладают теоретические подходы, концепции и воображение автора. То есть он нацелен на определение «равновесного» соотношения в обществе, урегулировании ситуации с минимумом потерь. В основе таких исследований лежит метод абстрагирования, сравнения и пр. Автор выделяет сходства и не принимает их в учет, ищет различия в ситуации и пытается выявить «воздействующий фактор», привести модель к единому виду, результату, который не зависит от времени, пространства, л характеристик и пр.
Реальное исследование полагается сугубо на практические или экспериментальные данные, то они есть оценивают реальную текущую ситуацию и призваны разрешить настоящую проблему в социуме. Здесь учитываются все элементы, а решение в обязательном порядке апробируется.
Притом обратите внимание, что результаты реальных и идеальных исследований могут кардинально разниться, но наиболее достоверными и актуальными будет считаться первые (реальные).
Как определить вид психологического исследования?
Согласитесь, что все научные работы и изыскания в психологической нише отчасти схожи между собой, так как они полагаются на целый набор схожих методов, базируются на аналитических операциях, установлении тенденции и нацелены на решение проблемы (в той или иной мере). Порой на фоне «внутреннего разнообразия» информации трудно понять, какой вид работы предстал перед нами. В данном случае на помощь приходит анализ научного аппарата и полученных результатов. Именно эти два действия помогут конкретизировать вид психологического исследования.
Анализ научного аппарата предполагает тщательный разбор цели, задач и гипотезы. Цель позволит определить, к чему стремился автор: банальному изучению и перепроверке фактов или разработке инновационного подхода, нового решения и пр. Задачи помогут определить ход и логику исследования, общие мероприятия, последовательность мыслей автора, а полученные результаты отразят общий итог исследовательской деятельности – предложение автора и его обоснование.
Общая характеристика видов психологического исследования | |
Вид исследования | Особенности |
Теоретическое | Опирается сугубо на фундаментальные, теоретические аспекты: теории, законы, принципы и пр. |
Эмпирическое | Теория в сопровождении практики для оценки действия научных канонов в реалиях |
Прикладное | Предполагает проведение эксперимента, апробацию результатов |
Монодисциплинарное | Опирается на канонах. Принципах и методах одной научной плоскости или дисциплины |
Междисципинарное | Находится на стыке нескольких научных плоскостей и/или использует методы, инструменты из разных наук |
Качественные | Полагается на описание ситуации и симптоматике, на основе теоретических подходов, имеет приблизительный вид и характеристики |
Количественные | Предполагает преобразование качественной информации в более точный вид на основе статистических, математических моделей, приемов моделирования и пр. |
Полевые | Базируются на изучении настоящих, действующих условий, на реальных событиях и пр. В их основе лежит метод опроса или наблюдения |
Лабораторные | Предполагают личное участие организатора в создании условий ля оценки ситуации. Управление факторами и условиями для воздействия на проблему или объект |
Поисковые | Их миссия состоит в поиске новых проблем и/или выработке сугубо инновационных (ранее не выдвигаемых, не проверенных) решений |
Критические | Нацелены на проверку достоверности и эффективности действующих подходов и решений на основе их критики, выработка нового решения на фоне критического обзора опыта предшественников |
Уточняющие | Призваны определить границы применения имеющегося «стандартного» решения, определить его эффективность и содействующие ее повышению условия (при каких условиях может применяться с максимальной отдачей) |
Воспроизводимые | Основаны на копировании эксперимента, его точном воспроизведении с целью перепроверки качества, эффективности и достоверности описанных в первоисточнике результатов |
Однофакторные | Учитывают влияние на объект одного фактора или условия (как правило, провоцирующего появление или проявление проблемы) |
Многофакторные | Когда исследователь учитывает целый комплекс условий и факторов при поиске решения, намерен управлять ими для наиболее эффективного исхода |
Идеальные | Как правило основываются на теории и воображении автора грамотном сочетании научных канонов без учета реальной ситуации |
Реальные | Базируются сугубо на практике, текущих событиях и тенденциях |
На практике очно определить вид исследования бывает трудно. Каждый эксперимент в психологии предполагает тщательное проектирование действий, использование определенной комбинации подходов, теорий, выработку решений на основе познаний и умений исследователя. Нередко в одной и той же работе можно встретить качественные и количественные приемы, наблюдения, опросы и настоящие эксперименты.
Установление и отражение вида психологического исследования играет немаловажную роль. Во-первых, он позволяет использовать общепринятые подходы, нормы, решения и перепроверять их, пользоваться ими с учетом опыта предшественников, во-вторых, у каждой группы психологических исследований есть свой «арсенал» инструментов, терминов, категорий, ограничений, которые способны облегчить участь автора при сборе или обработке информации. В-третьих, вид исследования предопределяет характер научной деятельности: описательные, теоретические изыскания построены преимущественно на качественной информации и носят приблизительный характер, а более точные модели (факторные, лабораторные и пр.
).От вида исследования в психологи может зависеть его общая роль: изменение теоретических представлений по проблеме или теме или выработка практических навыков по ее решению.
Чаще всего психологические исследования являются комбинацией нескольких «узких подвидов». Автор относит его к определенной нише на основе «доминантного фактора»: каких моментов и результатов больше, какие из них весомее и в рамках какой категории были получены.
Обратите внимание, что независимо от вида психологического исследования, автору предстоит тщательно его спроектировать и спланировать, получить репрезентативные результаты. Данные действия позволяют конкретизировать цель научной работы, определить ее логику и программу, получить наиболее качественные и надежные результаты, которыми можно будет пользоваться в перспективе с учетом определенных условий и нюансов.
Виды психологического исследования | Студент-Сервис
Обычно выделяют три основных вида психологического исследования:
- теоретическое,
- эмпирическое,
- прикладное.
Цель теоретического исследования – получение обобщенного знания о каком-либо психологическом явлении. Базируется это исследование на уже имеющихся в науке описаниях и объяснениях фактов психической жизни, выдвинутых ранее гипотезах и предположениях. В зависимости от исследовательской задачи и претензий ученого, его квалификации и способностей и в немалой степени от удачи получают результат в виде более или менее стройных и доказательных обобщений. Уровень этих обобщений может быть различным: гипотеза, концепция, теория. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее дальнейшей проверки на опыте и (или) дополнительного теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией. Концепция – это система аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание изучаемого явления. Теория – это обобщение опыта, на доказательном уровне отражающее сущность изучаемой реальности. В нашем случае речь идет о психологической реальности, включающей в себя и объективные, и субъективные факты и закономерности. Ведущие методы теоретического исследования – работа с соответствующими публикациями и научные дискуссии и консультации, не экспериментальное моделирование, классификация, систематизация.
В качестве иллюстрации теоретического психологического исследования можно привести работы В. А. Ганзена по системным описаниям в психологии. К разряду теоретических тяготеют любые исследования методологического характера, даже если в них присутствуют элементы эмпирики. При этом они могут быть исходно замыслены как методологические работы. Например, труд С. Л. Рубинштейна «Бытие и сознание». Но часто они становятся таковыми впоследствии, по окончании обобщения собственного эмпирического материала. Методологический статус эти работы приобретают в силу высокой степени обобщения и значимости для дальнейших исследований в данной области знаний. Так, выкладки. Фрейда о решающей роли бессознательного в поведении человека и в структуре личности, базирующиеся на его многолетних клинических наблюдениях и собеседованиях, несомненно, имели методологическое значение для дальнейшего развития психологической мысли и, безусловно, могут быть отнесены к работам теоретического плана. Примеров такого рода в психологии можно привести немало.
Эмпирическое исследование имеет своей целью получение фактического материала, впоследствии либо обобщаемого теоретическими проработками, либо используемого в прикладных целях. Ведущие методы – наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, беседа, моделирование. На выходе стремятся получить предельно строгое описание психологического факта, для чего очень тщательно ведется сбор данных об изучаемом явлении. Обычно эти данные имеют массовый характер (получают их путем многократных обращений к объекту исследования), что при грамотном использовании математического аппарата при их обработке повышает надежность конечных результатов. Примерами эмпирического психологического исследования могут выступать экспериментальное изучение когнитивных процессов, обнаружение закономерностей развития личности путем длительных наблюдений за конкретными людьми, определение неформального лидера в группе с помощью опроса, выявление психотравмирующих факторов в жизни какого-либо человека через беседу с ним.
Прикладное исследование направлено на получение практического эффекта в конкретных ситуациях жизнедеятельности человека. Это могут быть исследования в производственно-экономической и политической сферах, в системе услуг и организации досуга, во врачебно-медицинской практике, в сфере образования, в области межличностных отношений, в том числе семейных. Обычно эти исследования производятся по специальному заказу со стороны заинтересованных лиц или организаций (заказчиков), продиктованному запросом практики. Конечный результат представляет собой рекомендации, реализация которых должна привести к ожидаемому эффекту (экономическому, политическому, организационному, психологическому, медицинскому, педагогическому, спортивному, военному и т. д.). В этих исследованиях используются теоретические и эмпирические знания данной науки (или совокупности наук), применяются разработанные и апробированные ею методы и методики. Главное здесь не получение нового знания, а помощь заказчику в текущей жизни и практических делах.
Очевидно, что деление психологических исследований на эти три категории довольно условно. Действительно, любое эмпирическое исследование требует предварительного ознакомления с положением дел в данной области знаний в целях сокращения трудозатрат, выработки оптимального плана действий, выбора методов, адекватных решаемой задаче. А сама задача не может быть сформулирована без опоры на какие-то теоретические принципы, отражающие взгляды исследователя на природу изучаемого явления. Да и в завершающей стадии эмпирического процесса при формализации итоговых результатов и их увязке с системой сведений по изучаемой проблеме необходимо привлечение теоретических знаний. «Эмпирическое исследование никогда не начинается «с нуля», не бывает совершенно неподготовленным. Возможность «чистой» эмпирической науки – несбывшаяся мечта позитивиста. Как не бывает «чистых» фактов, свободных от теории. Проведению исследования в области научной психологии предшествует предтеория – совокупность исходных представлений исследователя, уточняющих понимание проблемы и в значительной степени предопределяющих его результаты».
Что касается теоретических исследований, то не только факт использования готового эмпирического материала смягчает границу с эмпирическим исследованием, но и необходимость использования методов сбора данных для пополнения исходного материала, а подчас и потребность в проведении вспомогательных или контрольных эмпирических процедур в рамках данного теоретического исследования.
Если говорить о научном исследовании как целостном процессе получения достоверных знаний, то оно, как правило, самым естественным образом включает в себя и теоретический, и эмпирический компоненты. Теоретическая составляющая присуща начальным и завершающим стадиям процесса (ориентировка в проблеме, формулирование задач, объяснение и обобщение результатов). Эмпирическая составляющая является основой центрального звена научного исследования – этапа непосредственного получения сведений об объекте и предмете изучения. Такому целостному видению психологического исследования посвящен следующий раздел нашего изложения.
По поводу прикладных исследований также следует сказать, что их проведение немыслимо без теоретического обоснования и без эмпирических процедур. И то и другое – естественные компоненты прикладного исследования.
Таким образом, разделение психологических исследований на указанные три вида производится преимущественно по их целям: теоретическое – обобщение психологических фактов, эмпирическое – получение этих фактов, прикладное – использование полученных фактов и обобщений.
Хотя в психологии рассматриваемая классификация видов исследования и «прижилась», все-таки следует заметить, что более приемлемой их дифференциацией было бы размежевание по двум разным принципам. Первый опирается на указанный уже процедурный признак – наличие или отсутствие этапа сбора данных об объекте исследования, на котором исследователь контактирует с этим объектом. Тогда имеем диаду: эмпирическое и теоретическое исследования.
Согласно второму принципу учитывается соотношение научной и практической значимости исследования. Если первая преобладает над второй и при этом искомые знания должны внести (хотя этого не всегда удается достичь) решающий вклад в изучение той или иной крупной научной проблемы, то такие исследования называются фундаментальными. Внедрение результата этих исследований в сферы практической жизнедеятельности человека (промышленное и сельскохозяйственное производство, военное дело, педагогика, торговля, индустрия отдыха и развлечений и т. д.) – обычно дело будущего, нередко даже далекого будущего. Эти результаты не дают сиюминутной выгоды, но зато они стимулируют продвижение научной мысли к следующим рубежам, значительно расширяют кругозор научного сообщества и, главное, открывают простор и прокладывают дорогу для организации более узких конкретных исследований практической направленности. И в этом отношении они выполняют роль фундамента как в общей системе знаний человечества, так и в практике проведения исследований, направленных на получение результатов с быстрой «отдачей», с непосредственным практическим эффектом. Фундаментальные исследования обычно нацелены на обнаружение существенных закономерностей и поэтому теоретический компонент в них очень весом. Может быть, это обстоятельство провоцирует их отождествление с теоретическими исследованиями. Тогда становится понятным предпочтительное использование приведенной трехчленной (в определенном смысле «суррогатной») классификации видов исследования.
Без сомнения, к категории фундаментальных можно отнести исследования большинства «классиков» мировой и отечественной психологии. Кстати, потому они и канонизированы в науке, что добились в своих изысканиях результатов фундаментального характера. Таковы исследования Г. Т. Фехнера, 3. Фрейда (1856– 1939), В. Вундта, К. Юнга (1875-1961), Ж. Пиаже (1896-1980). В отечественной науке классическими примерами фундаментальности можно считать: исследования Н. А. Бернштейна (1896– 1966) в области психофизиологии движений, предвосхитившие кибернетику Норберта Винера; исследования Б. Г. Ананьева (1907-1972) по сенсорно-перцептивной организации человека, его же концепцию целостности человека как единства индивидных, субъектных, личностных и индивидуальных качеств; исследования А. Н. Леонтьева (1903–1979), завершившиеся построением исключительно стройной теории деятельности.
Альтернативой фундаментальным исследованиям выступают прикладные. При высокой практической значимости они обычно не дают сколько нибудь весомых научных сведений, способных заметно расширить или углубить уже имеющиеся по данной проблеме знания. Да они, как мы уже видели, на это и не направлены. Их цель – разрешить конкретную проблему путем «приложения» к ней известного знания. А подобное разрешение проблемы в свою очередь есть «прикладывание» науки к практике жизни. Примеры прикладных исследований: выявление общественного мнения по вопросам политической жизни государства; психодиагностическое обследование персонала какой-либо фирмы с целью рациональной расстановки кадров; проведение деловых игр и психотренингов для смягчения социально-психологического климата или обнаружения недостатков в организации работы трудового коллектива, спортивной команды, учебной группы; изучение закономерностей восприятия и понимания рекламы; исследование внутреннего мира пациента (клиента) с целью оказания ему психотерапевтической помощи.
В завершение обзора видов психологического исследования надо обратить внимание на то, что для психологии специфично сочетание в едином процессе теоретической и эмпирической работы, поиска фундаментальных знаний на фоне сугубо практической деятельности. Особенно рельефен этот феномен в области медицины и педагогики. Действительно, многие крупные ученые, внесшие большой вклад в психологию, профессионально работали врачами, физиологами, анатомами, педагогами. Психология многим обязана таким врачам, как В. М. Бехтерев, П. Б. Ганнушкин, П. Жане, В. X. Кандинский, С. С. Корсаков, Э. Крепелин, Э. Кречмер, Я. Морено, Г. Роршах, Г. И. Россолимо, Г. Салливен, Г. Се-лье, В. Франкл, К. Юнг. Не менее известны в психологии имена таких физиологов, как П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, У. Кеннон, С. В. Кравков, И. Мюллер, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, А. А. Ухтомский, педагогов П. П. Блонского, А. Валлона, Дж. Дьюи, А. С. Макаренко, Э. Торндайка, К. Д. Ушинского. Именно в процессе своей медицинской или педагогической деятельности в непосредственном общении с пациентами и детьми эти выдающиеся исследователи совершали революционные открытия и оттачивали теории, вошедшие в золотой фонд психологической науки. Особенно характерно такое естественное и непосредственное «вырастание» теории из эмпирики и фундаментальных знаний из недр сугубо повседневно-практической работы для раннего периода развития психологии, как самостоятельной науки, т. е. XIX – начала XX в. Позже, окончательно обособившись от других наук и вырастив собственные психологические кадры, психология все равно сохранила эту специфику. В контексте практической работы с детьми занимались психологическими изысканиями столь известные ученые, как М. Я. Басов, Л. И. Бо-жович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, Ж. Пиаже. С околомедицинской практикой связаны работы Л. Я. Лурии и В. Н. Мясишева.
В настоящее время эта особенность психологических исследований сохраняется в несколько «осовремененном» виде. Интенсивно разрастается сеть консультационных психологических центров, расширяется практика создания психологических служб на предприятиях, повсеместно психологи привлекаются на постоянную штатную работу в школы и дошкольные учреждения, множество профессиональных психологов развернули индивидуальную практическую, деятельность. Справедливости ради надо сказать, что эти процессы внове для России, но не для традиционных зарубежных центров психологической мысли – Западной Европы и Северной Америки, где они наблюдались еще в довоенные 30-е годы. Психологические «бумы» в США породили даже высказывание, что «вся Америка улеглась на кушетку психоаналитика». И вот эта современная модификация единства науки и практики, надо надеяться, продолжит традицию включения исследовательской работы в ткань практической деятельности психологов. «Но такое включение создает ряд дополнительных трудностей. В первую очередь резко ограничивается свобода в выборе объектов исследования, варьировании условий, методов воздействия и контроля переменных. Этот выбор строго подчинен достижению консультационного и психотерапевтического эффекта. С другой стороны, жизненная ситуация испытуемого более ясна, мотивация его участия в исследовании определена, что позволяет строже подходить к конструированию и типологизации ситуации эксперимента, а следовательно – учету и контролю ее влияния на поведение испытуемого».
Отмеченная особенность научной психологической работы заставляет обратить внимание на два момента. Первый – это общепризнанный факт диспропорций в соотношении теория–практика в западной и отечественной психологии. Для зарубежной науки характерен крен в сторону практики. Прагматизм западной психологии обусловлен давно устоявшимися там социально-экономическими условиями рыночного характера.
Что касается нашей страны, то десятилетия жизни по государственным планам, не благоволившим психологии, выработали навыки практической жизни без особых психологических запросов населения. Практические внедрения не встречали особого энтузиазма, а подчас были и просто опасны. Вспомним судьбу социальной психологии, педологии, психотехники. Таким образом, не имея поля для свободной практической деятельности, советские ученые свои основные интеллектуальные силы направляли на теоретические изыскания. И достигли здесь значительных успехов. Остается только пожелать современному и последующим поколениям российских ученых не растерять накопленного опыта в теоретических обоснованиях. Вероятность такого поворота событий сейчас существует. Связана она с упоминавшимся «осовремениванием» отечественной психологии, бросившейся в объятия рыночной (а точнее, псевдорыночной) экономики.
Этим обстоятельством как раз и обусловлен второй момент в единстве науки и практики в психологии, на который хотелось бы обратить внимание. Суть его в намечающейся в нашей стране переоценке ценностей: практическая деятельность становится все более привлекательной и престижной, чем теоретическая. Это выражается в лавинообразно нарастающем потоке литературы практической направленности при заметно отстающем объеме теоретических публикаций. Но более существенным фактором этой тенденции является переориентация профессиональной подготовки психологов. Акцент делается на курсы прикладной направленности и на методическую оснащенность выпускников. Пока еще без существенного ущерба фундаментальности и универсальности образования. Но тенденция наметилась. Символизируется эта тенденция в понятиях «практическая психология» и «практический психолог». В учебных планах резко возросло время, затрачиваемое на освоение методик консультационной и коррекционной работы, на участие в великом множестве тренингов, в деловых и ролевых играх. Естественно, это время изыскивается за счет фундаментальных дисциплин. Подобный подход уже породил у студентов (а тем более у слушателей всевозможных эклектических специальных факультетов и курсов по переподготовке кадров) установку на скоропалительное освоение практических приемов психологической работы с людьми в надежде на быстрые и высокие заработки по получении диплома. У выпускников вузов формируется установка на работу по принципу «от метода к проблеме»: зная некоторое количество методик (преимущественно диагностического и психотерапевтического характера), они начинают их «примерять» к исследуемым проблемам ц ситуациям путем проб и ошибок. Отсутствие навыков системного мышления, критического анализа и синтеза, эффективное формирование которых достигается в основном при изучении фундаментальных дисциплин, не позволяет впоследствии молодому специалисту работать по принципу «от проблемы – к методу», т. е. сначала в полной мере осознать и оценить проблему, а потом уже подбирать для ее решения соответствующие методы.
По нашему мнению, психолог – это и теоретик, и практик. Причем практика – это не только «хождение в люди», но и научная исследовательская работа, и преподавательская деятельность. Психолог подобно врачу может быть практикующим или не практикующим. Но если врач не имеет своей практики – это медик-ученый, а не врач. Если врач не имеет фундаментальных медицинских знаний, но практикует – это не врач, а «целитель». Что лучше – каждый выбирает для себя сам. Нам кажется, что оптимум – в балансе. Поэтому ажиотажный спрос на так называемых «практических психологов» чреват снижением общего квалификационного уровня психологических кадров.
2.1 Почему важны исследования – Введение в психологию
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Объяснять, как научные исследования решают вопросы о поведении
- Обсудите, как научные исследования определяют государственную политику
- Понимание важности научных исследований для принятия личных решений
Научные исследования – важнейший инструмент для успешной навигации в нашем сложном мире. Без него мы были бы вынуждены полагаться исключительно на интуицию, авторитет других людей и слепую удачу. В то время как многие из нас уверены в своих способностях расшифровывать окружающий мир и взаимодействовать с ним, история полна примеров того, как сильно мы можем ошибаться, когда не осознаем необходимость доказательств в поддержку утверждений. В разное время в истории мы были бы уверены, что солнце вращается вокруг плоской земли, что земные континенты не двигаются и что психическое заболевание вызвано одержимостью (рисунок ниже). Именно благодаря систематическим научным исследованиям мы избавляемся от наших предвзятых представлений и суеверий и обретаем объективное понимание себя и нашего мира.
Некоторые из наших предков на протяжении всей работы и на протяжении веков верили, что трепанация — практика проделывания отверстия в черепе, как показано здесь, — позволяет злым духам покинуть тело, тем самым излечивая психические и другие заболевания (кредит «тайпроект/Flickr)
Цель всех ученых — лучше понять окружающий их мир. Психологи сосредотачивают свое внимание на понимании поведения, а также на когнитивных (психических) и физиологических (телесных) процессах, лежащих в основе поведения. В отличие от других методов, которые люди используют для понимания поведения других, таких как интуиция и личный опыт, отличительной чертой научного исследования является наличие доказательств в поддержку утверждения. Научное знание эмпирический : Он основан на объективных, осязаемых доказательствах, которые можно наблюдать снова и снова, независимо от того, кто наблюдает.
Мы можем легко наблюдать за поведением окружающих нас людей. Например, если кто-то плачет, мы можем наблюдать за этим поведением. Однако причину такого поведения определить сложнее. Человек плачет из-за грусти, боли или счастья? Иногда спросить о лежащих в основе когнициях так же просто, как прямо спросить субъекта: «Почему ты плачешь?» Однако бывают ситуации, когда человек либо чувствует себя некомфортно, либо не желает честно отвечать на вопрос, либо не в состоянии ответить. Например, младенцы не смогут объяснить, почему они плачут. В других ситуациях может быть трудно точно определить почему ты чувствуешь то, что чувствуешь. Вспомните случаи, когда вы внезапно чувствуете раздражение после долгого дня. Для вашего раздражения может быть определенный триггер (громкий шум), или вы можете быть усталым, голодным, напряженным или иметь все вышеперечисленное. Поведение человека часто представляет собой сложную смесь множества факторов. В таких обстоятельствах психолог должен творчески подходить к поиску способов лучше понять поведение. В этой главе исследуется, как генерируются научные знания и насколько важны эти знания для принятия решений в нашей личной жизни и в общественной жизни.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНФОРМАЦИИПопытка определить, какие теории приняты научным сообществом, а какие нет, может оказаться сложной задачей, особенно в такой широкой области исследований, как психология. Как никогда ранее, у нас есть невероятное количество информации, и простой поиск в Интернете по любой теме исследования может привести к ряду противоречащих друг другу исследований. В этих случаях мы наблюдаем, как научное сообщество проходит через процесс достижения согласия, и может пройти довольно много времени, прежде чем консенсус появится. В других случаях быстро развивающиеся технологии улучшают нашу способность измерять вещи и меняют наше прежнее понимание того, как работает разум.
Тем временем мы должны стремиться критически относиться к информации, с которой сталкиваемся, проявляя при этом некоторый здоровый скептицизм. Когда кто-то делает заявление, мы должны исследовать его с разных точек зрения: каков опыт человека, делающего заявление, что он может получить, если заявление обоснованно, кажется ли заявление обоснованным с учетом доказательств и что думают ли другие исследователи об этом утверждении? Наука постоянно меняется, и всегда появляются новые доказательства, поэтому с этого момента этот скептицизм должен применяться ко всем исследованиям, с которыми вы взаимодействуете. Да, это включает исследования, представленные в этом учебнике.
Оценка результатов исследований может иметь широкое влияние. Представьте, что вас избрали губернатором вашего штата. Одна из ваших обязанностей — управлять государственным бюджетом и определять, как лучше всего потратить налоги ваших избирателей. Как новый губернатор, вы должны решить, продолжать ли финансирование D.A.R.E. (Обучение сопротивлению злоупотреблению наркотиками) в государственных школах (рисунок ниже). В этой программе обычно участвуют полицейские, которые приходят в класс, чтобы рассказать учащимся об опасностях, связанных с употреблением алкоголя и других наркотиков. По данным D.A.R.E. веб-сайте (www.dare.org), эта программа была очень популярна с момента ее создания в 1983, и в настоящее время она работает в 75% школьных округов США и более чем в 40 странах мира. Звучит как простое решение, верно? Однако при ближайшем рассмотрении вы обнаружите, что подавляющее большинство исследований этой программы постоянно предполагает, что участие практически не влияет на употребление алкоголя или других наркотиков (Clayton, Cattarello, & Johnstone, 1996; Ennett, 1996). Tobler, Ringwalt, & Flewelling, 1994; Lynam et al., 1999; Ringwalt, Ennett, & Holt, 1991). Если вы намерены хорошо распоряжаться деньгами налогоплательщиков, будете ли вы финансировать эту конкретную программу или попытаетесь найти другие программы, эффективность которых постоянно доказывается исследованиями?
Д.А.Р.Е. Программа продолжает пользоваться популярностью в школах по всему миру, несмотря на исследования, показывающие ее неэффективность.
Не только политики могут извлечь выгоду из использования исследований при принятии решений. Мы все можем время от времени обращаться к исследованиям, принимая решения в своей жизни. Представьте, что вы только что узнали, что у близкой подруги рак молочной железы или что у одного из ваших молодых родственников недавно диагностировали аутизм. В любом случае вы хотите знать, какие варианты лечения наиболее успешны с наименьшими побочными эффектами. Как бы вы это узнали? Вы, вероятно, поговорите с врачом или психологом и лично проанализируете исследования, которые были проведены в отношении различных вариантов лечения, всегда с критическим взглядом, чтобы быть максимально информированными.
В конце концов, именно исследование определяет разницу между фактами и мнениями. Факты — это наблюдаемые реальности, а мнения — это личные суждения, выводы или установки, которые могут быть точными или нет. В научном сообществе факты могут быть установлены только с использованием данных, собранных в ходе эмпирических исследований.
ПРОЦЕСС НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯНаучные знания продвигаются посредством процесса, известного как научный метод. По сути, идеи (в форме теорий и гипотез) проверяются в реальном мире (в форме эмпирических наблюдений), и эти наблюдения приводят к большему количеству идей, которые проверяются в реальном мире, и так далее. В этом смысле научный процесс цикличен. Мы постоянно проверяем и пересматриваем теории на основе новых данных.
Для принятия решений в рамках этой модели используются два типа рассуждений: Дедуктивный и индуктивный. В дедуктивных рассуждениях идеи проверяются эмпирическим миром. Подумайте о детективе, ищущем улики и улики, чтобы проверить свою «догадку» о детективе. Напротив, в индуктивных рассуждениях эмпирические наблюдения приводят к новым идеям. Другими словами, индуктивное рассуждение включает в себя сбор фактов для создания или уточнения теории, а не проверку теории путем сбора фактов (рисунок ниже). Эти процессы неразделимы, как вдох и выдох, но разные исследовательские подходы делают разный акцент на дедуктивных и индуктивных аспектах.
Психологические исследования основаны как на индуктивных, так и на дедуктивных рассуждениях.
В научном контексте дедуктивное рассуждение начинается с обобщения — одной гипотезы, — которая затем используется для логических выводов о реальном мире. Если гипотеза верна, то логические выводы, сделанные посредством дедуктивных рассуждений, также должны быть правильными. Аргумент дедуктивного рассуждения может звучать примерно так: всем живым существам для выживания требуется энергия (это будет ваша гипотеза). Утки — живые существа. Следовательно, уткам для выживания требуется энергия (логический вывод). В этом примере гипотеза верна; следовательно, вывод также правильный. Однако иногда неверная гипотеза может привести к логичному, но неверному заключению. Рассмотрим известный пример из греческой философии. Философ решил, что люди — это «бесперые двуногие». Используя дедуктивные рассуждения, все двуногие существа без перьев должны быть людьми, верно? Диоген Циник (названный так потому, что он был, ну, циником) ворвался в комнату со свежесобранным цыпленком с рынка и поднял его, восклицая: «Смотрите! Я привел тебе человека!
Дедуктивное рассуждение начинается с обобщения, которое проверяется на реальных наблюдениях; однако индуктивное рассуждение движется в противоположном направлении. Индуктивное рассуждение использует эмпирические наблюдения для построения широких обобщений. В отличие от дедуктивных рассуждений выводы, сделанные на основе индуктивных рассуждений, могут быть или не быть правильными, независимо от наблюдений, на которых они основаны. Например, вы можете быть биологом, пытающимся классифицировать животных по группам. Вы замечаете, что довольно большая часть животных пушистая и производит молоко для своих детенышей (кошки, собаки, белки, лошади, бегемоты и т. д.). Следовательно, вы можете заключить, что все млекопитающие (название, которое вы выбрали для этой группы) имеют волосы и производят молоко. Это кажется довольно хорошей гипотезой, которую вы можете проверить с помощью дедуктивных рассуждений. Вы выходите, смотрите на кучу вещей и натыкаетесь на исключение: кокос. Кокосы имеют волосы и производят молоко, но они не «вписываются» в ваше представление о млекопитающем. Итак, используя индуктивное рассуждение с учетом новых данных, вы снова корректируете свою теорию для следующего раунда сбора данных. Индуктивное и дедуктивное мышление работают в тандеме, помогая со временем строить и улучшать научные теории.
Мы уже говорили, что теории и гипотезы — это идеи, но что это за идеи? Теория — это хорошо развитый набор идей, предлагающих объяснение наблюдаемым явлениям. Теории неоднократно проверяются миром, но они, как правило, слишком сложны, чтобы их можно было проверить сразу. Вместо этого исследователи создают гипотезы для проверки конкретных аспектов теории.
Гипотеза — это поддающееся проверке предсказание о том, как поведет себя мир, если наша теория верна, и ее часто формулируют как утверждение «если-то» (например, если я буду заниматься всю ночь, я получу проходной балл за тест). ). Гипотеза чрезвычайно важна, потому что она устраняет разрыв между царством идей и реальным миром. По мере проверки конкретных гипотез теории модифицируются и уточняются, чтобы отразить и включить результаты этих проверок (рисунок ниже).
Научный метод исследования включает выдвижение гипотез, проведение исследований и создание или изменение теорий на основе результатов.
Чтобы увидеть, как работает этот процесс, давайте рассмотрим конкретную теорию и гипотезу, которая может быть порождена этой теорией. Как вы узнаете из следующей главы, теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоциональный опыт зависит от физиологического возбуждения, связанного с эмоциональным состоянием. Если вы вышли из дома и обнаружили на пороге очень агрессивную змею, ваше сердце забилось быстрее, а желудок скрутило. Согласно теории Джеймса-Ланге, эти физиологические изменения приведут к вашему чувству страха. Гипотеза, которая может быть выведена из этой теории, может заключаться в том, что человек, который не осознает физиологического возбуждения, которое вызывает вид змеи, не будет чувствовать страх.
Научная гипотеза также может быть опровергнута или может быть доказана как неверная. Вспомните из вводной главы, что у Зигмунда Фрейда было много интересных идей для объяснения различных видов человеческого поведения (рисунок ниже). Однако основная критика теорий Фрейда заключается в том, что многие из его идей не поддаются фальсификации. Существенной характеристикой строительных блоков личности Фрейда, ид, эго и суперэго, является то, что они бессознательны, и поэтому люди не могут их наблюдать. Поскольку их нельзя ни наблюдать, ни проверить, нельзя сказать, что они не существует , поэтому их нельзя считать научными теориями. Несмотря на это, теории Фрейда широко преподаются во вводных текстах по психологии из-за их исторической значимости для психологии личности и психотерапии, и они остаются корнем всех современных форм терапии.
Многие особенности (а) теорий Фрейда, такие как (б) его разделение разума на Ид, Эго и Супер-Эго, потеряли популярность в последние десятилетия, потому что они не поддаются фальсификации (т. е. не могут быть опровергнуты). подтверждено научными исследованиями). В более широком смысле его взгляды заложили основу для многих современных психологических размышлений, таких как идея о том, что некоторые психологические процессы происходят на уровне бессознательного.
Напротив, теория Джеймса-Ланге порождает фальсифицируемые гипотезы, такие как описанная выше. Некоторые люди, получившие серьезные травмы позвоночника, не могут ощущать телесные изменения, которые часто сопровождают эмоциональные переживания. Следовательно, мы могли бы проверить гипотезу, определив, как различаются эмоциональные переживания между людьми, способными обнаруживать эти изменения в своем физиологическом возбуждении, и теми, кто этого не делает. Фактически, это исследование было проведено, и хотя эмоциональные переживания людей, лишенных осознания своего физиологического возбуждения, могут быть менее интенсивными, они все же испытывают эмоции (Chwalisz, Diener, & Gallagher, 19).88).
Зависимость научных исследований от фальсифицируемости позволяет быть уверенным в информации, которую они производят. Как правило, к тому времени, когда информация принимается научным сообществом, она неоднократно проверяется.
ОБЗОРУченые занимаются объяснением и пониманием того, как устроен мир вокруг них, и они могут делать это, выдвигая теории, которые генерируют гипотезы, которые можно проверить и опровергнуть. Теории, выдержавшие испытания, сохраняются и уточняются, а не выдерживающие отбрасываются или модифицируются. Наличие достоверной информации, полученной в результате исследований, помогает принимать мудрые решения как в государственной политике, так и в личной жизни.
Список литературы: Текст психологии OpenStax от Katheryn Dumper, William Jenklins, Marilyn Lovett и Marion Perlmutter, лицензированного в соответствии с CC по v4.0 https // openstax.org/Подробности/книги/Психология
Упражнения:
Обзорные вопросы:
5.1. Научные гипотезы ________ и опровержимы.
а. наблюдаемый
б. оригинал
в. доказуемый
d. поддающиеся проверке
2. ________ определяются как наблюдаемые реальности.
а. поведение
b. факты
c. мнения
d. теории
3. Научное знание ________.
а. интуитивный
б. эмпирический
c. постоянный
d. субъективный
4. Основная критика ранних теорий Фрейда связана с тем, что его теории ________.
а. были слишком ограничены по объему
b. были слишком возмутительны
в. были слишком широкими
d. не подлежали тестированию
Вопросы критического мышления:
1. В этом разделе D.A.R.E. Программа была описана как невероятно популярная программа в школах Соединенных Штатов, несмотря на то, что исследования постоянно показывают, что эта программа в значительной степени неэффективна. Как можно объяснить это несоответствие?
2. Научный метод часто называют самокорректирующимся и цикличным. Кратко опишите свое понимание научного метода в отношении этих концепций.
Вопросы личного характера:
1. Медицинские работники указывают на огромное количество проблем со здоровьем, связанных с ожирением, и у многих людей есть понятное желание достичь здорового веса. На рынке существует множество диетических программ, услуг и продуктов, которые помогут тем, кто хочет похудеть. Если бы близкий друг рассматривал возможность покупки или участия в одном из этих продуктов, программ или услуг, как бы вы убедились, что ваш друг полностью осведомлен о потенциальных последствиях этого решения? Какую информацию вы хотели бы просмотреть, прежде чем делать такие инвестиции или менять образ жизни самостоятельно?
Глоссарий:
дедуктивное рассуждение
эмпирический
факт 9 0026
фальсифицируемый
гипотеза: (множественное число
индуктивное рассуждение
мнение
теория
Ответы на упражнения
Контрольные вопросы:
1. D
2. B
3. B
4. D
Вопросы критического мышления :
1. Вероятно, существует огромное политическое давление, чтобы заставить вас выглядеть непримиримыми к наркотикам. Таким образом, хотя D.A.R.E. может оказаться неэффективной, это известная программа, с которой знакомы избиратели.
2. Этот циклический, саморегулирующийся процесс в первую очередь является функцией эмпирической природы науки. Теории создаются как объяснения явлений реального мира. Из теорий разрабатываются и проверяются конкретные гипотезы. В результате этого тестирования теории будут пересматриваться и модифицироваться или уточняться, чтобы генерировать новые гипотезы, которые будут снова проверены. Этот циклический процесс в конечном итоге позволяет собирать все более и более точную (и предположительно точную) информацию.
Глоссарий:
дедуктивное рассуждение: результаты прогнозируются на основе общей предпосылки
можно наблюдать снова и снова, независимо от того, кто наблюдает
факт: объективное и поддающееся проверке наблюдение, установленное с использованием доказательств, собранных в ходе эмпирических исследований
0005гипотеза: (множественное число: гипотезы) предварительное и проверяемое утверждение о взаимосвязи между двумя или более переменными или отношения, которые могут или может быть неточным
теория: хорошо развитый набор идей, предлагающих объяснение наблюдаемых явлений
Глава 1.
1: Влияние исследований на психологиюПСИХОЛОГИЯ 101
1.1 Влияние исследований на психологию
Психология 101 Содержание1: Как изучать психологию — 1.1: Влияние исследований на психологию — 1.2: Экспериментальные исследования — 1.3: Типы исследований3: Биопсихология — 2.1: Нейротрансмиттеры — 2.2: Мозг и нервная система3: Введение в теорию развития, личности и стадий — 3.1: Моторное и когнитивное развитие — 3.2: Стадии психосоциального развития по Эриксону — 3.3: Стадии психосексуального развития по Фрейду — 3.4: Структурная и топографическая модель Фрейда — 3.5: Эго Фрейда Защитные механизмы — 3.6: Механизмы защиты Эго Фрейда — — 3.7: Стадии морального развития Кольберга4: Введение в теорию обучения и поведенческую психологию — 4.1: Классическое и оперантное обусловливание — 4.2: Подкрепление и схемы подкрепления5: Ощущение и восприятие — 5.1: Ощущение — 5.2 : Восприятие6: Память, интеллект и состояния ума — 6.1: Память и забывание — 6. 2: Интеллект — 6.3: Релаксация и гипноз7: Мотивация и эмоции — 7.1: Мотивация — 7.2: Эмоции8: Социальная психология — 8.1: Наш взгляд на себя и Другое8.2: Послушание и власть8.3: Роль групп9: Психопатология — 9.1: Классификация психопатологии — 9.2: Психиатрические расстройства — 9.3: Стигма, стереотипы и психически больные10: Психотерапия — 10.1: Типы психотерапии10.2: Терапевты Ссылки
Психология не является абсолютной наукой и часто упоминается как «социальная наука» или «мягкая наука». Это потому, что он имеет дело с человеческими мыслями, чувствами и поведением, а, как мы все знаем, люди не всегда предсказуемы и надежны. Вместо этого мы взаимодействуем с окружающей средой способами, которые изменяют наше поведение, то, как мы думаем и как мы себя чувствуем. Измените одну вещь, и эффект домино может изменить все остальное.
Тем не менее исследования играют чрезвычайно важную роль в психологии. Исследования помогают нам понять, что заставляет людей думать, чувствовать и действовать определенным образом; позволяет нам классифицировать психологические расстройства, чтобы понять симптомы и влияние на человека и общество; помогает нам понять, как близкие отношения, развитие, школа, семья, сверстники и религия влияют на нас как на отдельных людей, так и на общество; и помогает нам разрабатывать эффективные методы лечения для улучшения качества жизни отдельных лиц и групп.