Изучает современная психология: Современная психология ,ее характеристика как науки

Содержание

Психология как наука

Психология – это интереснейшая наука, которая имеет прямое отношение к узкому кругу специалистов, но нет такого человека, который бы не слышал о ней и не сталкивался бы в повседневной своей жизни. Человек, как индивид, обладает не только физической оболочкой, у каждого из них имеется воображение, мысли, чувства, ощущения. Именно с этими категориями и понятиями напрямую работает психология как наука. Нельзя однозначно определить, к какому разряду наук конкретно она относится. Она имеет теоретическую основу, истоки которой уходят глубоко корнями в философию Аристотеля. Ведь именно он создал своё научно обоснованное размышление «О душе» с точки зрения науки психологии. Она имеет под собой практические эксперименты и опыты, наблюдая за жизнью человека, за его общением и поведением в самых разнообразных ситуациях.

Значение слова

Рассматривая происхождение самого слова, которым названа наука о человеке, можно сделать вывод, что психология – это наука о душе. Такое значение имеют греческие слова, которые вошли в термин понятия.

Место психологии среди других наук

Место психологии в системе наук менялось соответственно тому или иному периоду истории. Психология настолько многопланова, что её нельзя с определённой точностью отнести только к естественным, социальным или к философским наукам. Результаты её исследований и наблюдений можно найти в любом из перечисленных научных групп. Исходя из этого, можно смело сказать, связь психологии с другими науками очень тесная. Связь с биологией наблюдается в познании её законов, в различии мира насекомых, одноклеточных и многоклеточных. В чём закономерность процессов поведения всех миров, населяющих планету Земля. Нужно разобраться в условиях влияния окружающей среды на поведения человека, в чём различие разумных представителей живого мира от  простейших представителей его. Но одних знаний по биологии недостаточно. Физиология, история, экономика, этнография, лингвистика и ещё целый ряд тесно взаимосвязаны с психологией, потому что нет такой сферы деятельности, в которой бы не проявлял себя человек. А ведь именно его психические изменения подлежат самому пристальному вниманию самой своеобразной науки. Только познав природное своеобразие человека и его социальную сущность, можно раскрыть законы его поведения и различные изменения в психике. Человеческое сознание, наряду с мышлением и другими проявлениями психики развивается в результате воспитания и образования. Поэтому педагогика имеет прямое отношение к такой науке, как психология.

Предмет изучения психологии

Психология — это наука изучающая. В основе её познания лежат не только психика человека, но и изучение влияющих на неё факторов внешней среды и взаимодействие людей друг с другом. Этой науке подвластно изучение взаимосвязи между происходящими событиями жизни и эмоциональность личности, как события напрямую влияют на чувства и переживания человека. Психология на стоит на месте. Она не замерзшая наука. Человек постоянно находится в развитии, а процессы, напрямую связанные с этим, будут предметом изучения в психологии. Значит, она тоже развивающаяся наука.

Психологические задачи

Как любая наука, в психологии есть свой предмет изучения, цели и задачи. Задачи психологии как науки обширны: процессы, происходящие в психике человека, свойства его личности и особенности различных видов деятельности человека. Все задачи психологии тесно взаимосвязаны между собой, их нельзя решать в отрыве друг от друга. Как можно оторвать ощущения личности, способность плакать и радоваться от его физиологических особенностей? Человеческий организм имеет очень тонкую структуру, как в физиологическом отношении, так и в психическом проявлении. Нервная система, система опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистая система, эмоциональные переживания, воображение, впечатлительность, совесть. Да стоит ли ещё перечислять? Человека нужно рассматривать в совокупности всех внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие сущности человеческой личности.

Отрасль психологии

Один из разделов психологической науки – социальная психология. Она изучает поведение и деятельность человека, и их закономерность. Социальная психология, как наука, даёт рекомендации для воспитания без проблем, для ровных отношений личности и коллектива. В этом разделе психологии изучается влияние людей друг на друга, как они относятся и как думают о себе и о других членах коллектива.

Кратко о психологии

Так что же такое психология как наука кратко? Изучение того, как происходит зарождение и развитие психики, как происходит деление людей на группы, как люди взаимодействуют друг с другом.

Психология призвана научить людей правильно себя вести

Что волнует человека, попавшего в коллектив, в первую очередь? Сможет ли он сосуществовать в нём без конфликтов, комфортно ли ему будет работать бок о бок с новыми людьми и удастся ли сплотить весь коллектив. В любом коллективе есть лидер, развито соперничество и сотрудничество, и от того, как будут построены взаимоотношения, будет зависеть микроклимат в коллективе.

Благодаря психологической науке можно понять, почему происходит паника, как её можно предотвратить, какие необходимо совершить действия, чтобы избежать лишних жертв при пожарах и крушениях, как правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Важно понять, насколько развита сплочённость коллектива, чтобы выполнить определённое действие. В классном коллективе школы важно знать, кто может стать организатором и лидером. Очень важно, чтобы этот человек обладал положительными качествами личности. Чтобы учитель правильно сумел организовать учебный и воспитательный процесс, он должен знать основы психологии того возраста, с каким он работает. В этих важных вопросах педагогики и воспитания большую помощь оказывает психология. Она может дать нужный совет, как вести себя в разных ситуациях.

Психология как наука was last modified: 21 декабря, 2015 by Елена Погодаева

Основные отрасли современной психологии — Психология закономерностей

Психология это наука, которая постоянно развивается. Еще недавно психологию, считали одним из разделов философии. Однако сейчас психология — это самостоятельная наука, с множеством подразделов.

Практически каждый год появляются новые отрасли современной психологии. В основном это связано с увеличивающимся интересом к психологии, вернее сказать к ее результатам, которые она позволяет достичь.

В настоящий момент известно более 100 самостоятельных разделов психологии. Большинство из них появились на волне повышенного интереса и не имеют научной ценности. Про остальные отрасли психологии, такого не скажешь, поскольку их появление, являлось практической важностью.

Главным разделом психологии является «Общая психология» или по другому его называют «Основы психологии». Этот раздел является базисным, для тех кто изучает психологию, на его основе и происходит появление новых отраслей психологии.

Основные отрасли психологии

Общая психология — это раздел познакомит с основными теоретическими принципами и методами используемыми в психологии, а так же с психическими особенностями, процессами, состояниями свойственными личности.

Социальная психология — занимается изучением поведения отдельного человека, так и группы в целом, с целью выявления психологических закономерностей и явлений в процессе общения и взаимодействий друг с другом. В своих исследованиях использует научные методы психологии и социологии.

Возрастная психология — этот раздел психологии, который занимается изучением этапов психологического развития личности, на протяжении всего онтогенеза. При изучении возрастных периодов, во внимание принимаются социальные, биологические и психологические факторы.

Педагогическая психология — психологическая отрасль, которая занимается изучением психологических закономерностей, свойственных при обучении либо воспитании личности. На этой основе ведется разработка методов обучения и воспитания, способствующих эффективному развитию личности.

Психология труда — раздел психологии, который ставит перед собой задачу изучить психологические особенности организации трудовой деятельности и ее совершенствования с целью получения эффективных результатов.

Клиническая психология — отрасль психологии, которая иногда именуется как медицинская психология. Имеет близкие отношения с психиатрией. Этот раздел занимается изучением психических явлений, которые так или иначе имеют связь с заболеваниями. Клиническая психология, это один из разделов, который реально помогает нуждающимся в психологической помощи людям. Поскольку в рамках ее предмета, разрабатываются методики по диагностике психического здоровья, а так же способы коррекции в случае выявленных отклонений.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, которая изучает психологические различия свойственные различным представителям социальных, классовых, этническим и другим группам. В результате выявленные особенности, систематизируются и количественно оцениваются для каждой группы отдельно.

Психофизиология — отрасль психологии, которая занимается исследованием нейрофизиологических механизмов психических процессов. Проще говоря, психофизиология ищет физиологические причины, в психической деятельности человека.

Когнитивная психология — раздел психологии, который занимается изучением интеллектуальных особенностей присущих каждому человеку. На его основе, разрабатываются методики по тренировке памяти, логического мышления, воображения, творческой деятельности, различных способностей и навыков.

Биопсихология — психологическая наука, которая занимается изучением биологических процессов, которые происходят в организме, а так же их влиянием на психику человека. Основываясь на знаниях этой науки, появляются различные стимулирующие психотропные средства.

Сравнительная психология — отрасль психологии, которая занимается изучением поведения животных. Таким образом происходит сравнение психологии животных и человека, что помогает лучше понять мотивы и причины поступков человека.

Кросс-культурная психология — отрасль психологии, которая направлена на изучение культурных особенностей присущих каждому народу. Основная цель данного раздела выделение особенностей развития личности в зависимости от принадлежности к той или иной культуре .

Экспериментальная психология — отрасль психологии, которая является основой для всех видов научно психических исследований. С ее помощью проводятся психологические исследования во всех отраслях психологии.

Судебная психология — раздел психологии в задачи которого входит изучение психологических проблем связанных с судопроизводством. Основываясь на знаниях этого раздела, судебные психологи определяют степень аффекта, вменяемость, жесткость обращения, моральные принципы и другое, что позволяет судье объективно оценить психологическую ситуации и вынести соответствующий приговор.

Психология здоровья — занимается изучением биологических, социальных, психологических факторов с целью определения их влияния на здоровье человека. С ее помощью разрабатываются методики способные влиять на здоровье положительным образом.

Психология личности — раздел психологии, который изучает личность в целом и ее совокупности. Главной целью является создание подробной картины личности, а так же ее взаимосвязей с миром, жизнью, обществом в процессе ее развития.

Психология отношений — раздел психологии, главная цель которого изучение отношений возникающих между различными социальными группами. Большинство тем этой отрасли посвящено отношениям возникающим между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, руководителями и подчиненными.

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Психология как наука, её значение. Отрасли психологии — Студопедия

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмов психики.

Психологическая наука представляет собой самостоятельную науку, тесно связанную с другими науками. Решающее значение для психологии имеет связь с общественными науками и прежде всего с философией, в рамках которой шло её становление и развитие. Её основой являются философские концепции и теории, позволяющие понять взаимодействие с окружающей средой.

Тесно связана психология и с биологическими науками, прежде всего с физиологией высшей нервной деятельности. Физиология изучает механизмы работы нервной системы, осуществляющие «уравновешение» организма со средой. Знание законов работы нервной системы, осуществляющей процессы возбуждения и торможения и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синтеза, образование нервных связей – всё это надо знать психологу для того, чтобы изучить основные виды психической деятельности человека и установить, на какие механизмы опираются сложнейшие формы психической деятельности.

Непосредственно и достаточно многообразна связь психологии с педагогикой. Работа педагога будет результативной только в том случае, если она опирается на знание закономерностей, по которым развивается психика ребёнка. Педагогу требуется знать индивидуальные особенности личности ребёнка.

Для успешного осуществления деятельности нужны определённые качества личности. Изучение психологических возможностей человека в разных видах трудовой деятельности – первостепенный аспект современной психологии.


Отрасли:

1) Общая психологи (изучает основные формы психической деятельности и составляющая основу всех психологических дисциплин, раскрывает сущность и структуру и функции человеческой психики)

2) Педагогическая психология (эта отрасль обеспечивает научное обоснование программ и методов обучения и воспитания; устанавливает круг тех знаний которые должны быть усвоены в соответствующем возрасте , и способы подачи материала, которые обеспечат его научное усвоение.

3) Психология труда ( изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов: инженерная психология, изучающая деятельность операторов автоматизированных системах управления ; авиационная психология изучающая психологические закономерности деятельности человека в процессе полёта; космическая психология, исследующая психологические особенности человеческой деятельности в условиях невесомости и т.п.)


4) Медицинская психология, патопсихология, психотерапия (ставят своей задачи объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения)

5) Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения.

6) Психология спорта изучает закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.

7) Психология творчества изучает созидание человеком нового оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве.

Если за основу взять принципы развития, то можно выделить следующие отрасли:

8)Сравнительная психология (рассматривает особенности животных на разных этапах эволюции, прослеживает изменение формы поведения животного в зависимости его существования)

9) возрастная психология (изучает формирование психической деятельности в процессе развития, в ней выделяют детскую психологию, юности, взрослого человека, геронтопсихологию ( старости) )

10) Специальная психология (изучает психологические особенности аномальных детей. Дефект которых обусловлен поражением коры головного мозга (умственная отсталость), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи.

11) Социальная психология (изучает человеческие взаимоотношения , возникающие в процессе обещания, и взаимодействие людей в различных группах.

12) Психология личности (изучает основные закономерности формирования личности, истоки её активности и жизнедеятельности

13) Психофизиология –изучает нервные механизмы психической деятельности. (несколько областей исследований: психофизиология ощущений, восприятий, речи и мышления, эмоций, произвольных действий)

14) Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) выявляет индивидуальные различия людей, проявляющиеся в свойствах нервной системы, в эмоциональных реакциях.

Что дает изучение психологии?

«Пситех.Советник» – платформа дистанционной психологической помощи, коучинга и развития личности

  • Дистанционные консультации психологов, психотерапевтов, коучей и других специалистов;
  • Запись на дистанционный приём онлайн;
  • Коучинг, тренинги и сопровождение;
  • Решение психологических проблем и психологическая помощь;
  • Консультации, приём, сессии, терапии, гипнология, методики, подходы, коучинг, тренировки и многое другое.

Реклама

Психология является краеугольным камнем в жизни любого человека и именно от неё зависит его успешность, результативность и эффективность во всех областях его жизни. Давайте узнаем, какую роль в человеческой жизни играет психология и для чего её необходимо изучать!

Зачем нужно знание психологии

​Жизнь человека – это многосложное и многоуровневое явление, состоящее из сотен различных областей и сфер, каждая из которых имеет для человека значение. Что общего между семьёй и деловым успехом, между дружбой и воспитанием детей, между политикой и бессонницей? Ответ – психология! Именно психология задействована во всех сферах человеческой жизни и имеет решающее значение в самом важном её элементе в принятии решений!

Психология – это наука о внутреннем мире человека. С древнегреческого «психо» можно перевести как душа, сознание или характер. Сложно переоценить важность знаний о своём внутреннем мире, его устройстве, основных базисах и функционале, а также об их практическом применении в жизни.

Психология человека имеет значение во всех областях жизни: его семейные, дружеские и деловые взаимоотношения, принятие решений, преодоление вызовов самого широкого спектра, решения задач и достижения целей. Знание психологии играет ключевую роль в решении психологических проблем человека (страхи, фобии, стресс, депрессия и иное), в изменении характера, саморазвитии и личностном росте. Психология также крайне важна в политике, бизнесе и во всех иных сферах человеческой деятельности. Именно от психологии зависит добьётся ли человек результата, сможет ли реализовать свои цели и мечты, и насколько он будет эффективен и успешен в желаемых ему направлениях.

Отношения с людьми 

​Сложно переоценить важность отношений с другими людьми. От отношений между людьми зависит и успешность человека в решении его деловых вопросов, и то счастье, которое он имеет в своих семейных отношениях, и то, насколько он способен эффективно общаться с людьми незнакомыми, которых человек постоянно встречает на протяжении всей своей жизни при совершенно разных обстоятельствах.

Знание психологии позволяет выстраивать отношения гармонично и справедливо с учётом интересов всех сторон исходя из понимания своей психологии, своих интересов, чувств и эмоций, и с учётом интересов, чувств и эмоций другого человека. Знание психологии позволит эффективно решить большинство конфликтных ситуаций, а главное, позволит не допустить их появления. Психология научит выстраивать конструктивные взаимоотношения с любым человеком вне зависимости от его пола, возраста, вероисповедания, политических взглядов и научит извлекать максимальную выгоду из взаимоотношений для обоих из сторон.

Решение психологических проблем

​Знания психологии позволяет эффективно решать собственные психологические проблемы: избавление от страхов и фобий, избавление от стресса и навязчивых состояний, вредных привычек, а также многие другие. Именно эти проблемы мучает очень многих людей на протяжении всей жизни, и они не знают методов избавления от них. Кроме того, многие даже не подозревают о существовании этих проблем. Поскольку зачастую данные проблемы являются неосознанными, протекающими в фоновом режиме. Человек не осознаёт их и не понимает, что они негативно сказываются на его жизни и что их можно и нужно решать.

​Саморазвитие и личностный рост ​

​Знание психологии является важным фактором в области саморазвития и личностного роста. С помощью определенных знаний в области психологии можно эффективно решать многие проблемы и сложности, возникающие в процессе жизни, за счёт изменение собственного характера, изменения своего подхода и восприятия происходящих событий, выстраивать грамотное и адекватное восприятие себя, окружающих людей, происходящих событий и различных явлений. И за счёт этого решать многие проблемы и задачи.

Эффективность и удовольствие

​Умение решать стоящие перед человеком задачи эффективно и своевременно, без спешки и стрессов, умение правильно ставить цели и достигать их, умение получать максимальное удовольствие от собственной жизни, сохраняя при этом устойчивое внутреннее психологическое состояние, хорошее настроение и высокий уровень энергии. Всего этого также позволит достичь знание тех или иных аспектов психологии.

Здоровье​

​Кроме вышесказанного, знание психологии позволяет решать определенные проблемы со здоровьем. Например, проблемы нарушения сна (бессонница и кошмары), а также проблемы повышенного артериального давления (гипертония) и многие другие.

Принятие решений​

​Важно понимать, что психология является основой человеческой жизни. Поскольку это то программное обеспечение, на котором работает человеческий мозг, и именно от него зависят все поступки человека, принятые им решения и предпринятые действия и в конечном счёте именно от этого зависит его судьба.

Посеешь поступок – пожнёшь привычку. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

​Внутренний мир человека, его мысли, чувства, реакции и восприятие, умственные способности и характер решают всё! Определяют то, что будет делать человек, и как он будет это делать. И в конечном счёте именно психология человека определяет сможет ли человек решить стоящие перед ним задачи, сможет ли сделать правильный выбор, который приведёт к положительному исходу, будет ли он действовать или бездействовать.

Заключение

​На наш взгляд, изучения психологии является обязательным для тех, кто хочет жить гармоничной и счастливой жизнью, кто хочет максимально эффективно решать стоящие перед ними задачи и добиваться своих целей.

Что даёт изучение психологии:

  • Интересно! Изучать психологию очень интересно. Поскольку это открывает новое понимание и новый взгляд на себя и окружающих нас людей, на происходящие явления и события, и в целом на всю жизнь человек;
  • Полезно! Изучение психологии открывает огромные возможности и позволяет решать задачи и проблемы, которые до этого казались и вовсе неразрешимыми;
  • Эффективно! Изучение психологии значительно повышает личную эффективность в принятии решений, отношениях как семейных, так и деловых, творчестве, работе и других областях жизни;
  • Выгодно! Изучение психологии позволяет эффективно решать свои деловые и финансовые вопросы за счёт нового взгляда на себя, на свои возможности, за счёт развития своих способностей и повышения своей эффективности;
  • Развивает! Изучение психологии является крайне полезным для личностного роста и развития личности, самосовершенствования и саморазвития.

Конечно, изучение психологии отнюдь не простое занятие, но оно того стоит. И результаты, которые получает человек от изучения психологии, с лёгкостью окупают всё вложенное в это время.

Зарегистрируйтесь прямо сейчас!

Скройте всю рекламу и другую ненужную информацию, а также получите доступ к расширенным возможностям журнала зарегистрировавшись уже сегодня!

Вступайте в наши группы в социальных сетях!
Поделитесь публикацией в социальных сетях!

Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии Современная психология и ее место в системе наук

Современная психология — это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятель­но развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появля­ются новые направления (2).

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах (7).

Психология связана с историческими науками, физиологией и антропологией (человек и общество), медицинскими науками, педагогическими науками.

Современная психология, ее задачи и место среди других наук.

В XX столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами и специализированными книжными издательствами. Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.

 Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал крепнущий союз ее с естествознанием, начало которому было положено еще во второй половине XIX в. Сюда относится внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер), особенно после выхода в свет книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а суть результат рефлекторной отражательной деятельности нервной системы. Рефлекторная теория И.М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И.П. Павлова об условных рефлексах, в трудах учеников Павлова — Л.А. Орбели, П.К. Анохина, К.М. Быкова, Н.И. Красногорского, а также в работах А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили и др., составила естественнонаучную основу психологических знаний. В настоящее время это естественнонаучное обоснование психологической науки усиливается за счет углубленного изучения нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности, осуществляемого российскими и зарубежными учеными. Таким образом, успехи в исследовании сложной системы физиологических механизмов психической деятельности явились конкретным результатом связи психологии с передовым естествознанием.

Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении человека, много дали исследования психологов-клиницистов (В.М. Бехтерев, С.П. Боткин, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев и др.), разработавших основы медицинской психологии. Возникнув на стыке психологии и медицины, медицинская психология использует достижения психологической науки в диагностике и лечении болезней, в разработке вопросов, связанных с восстановлением здоровья и профилактикой заболеваний. То обстоятельство, что развитие болезни, с одной стороны, зависит от психических факторов (апатия, тревожность, мнительность и т.д.), а с другой—само заболевание ведет к возникновению особых психических состояний, которые могут, например, снижать эффективность терапевтического воздействия, делает необходимым объединение усилий врача и психолога. Вместе с тем клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых областей коры мозга, например височных долей, дают новые данные для понимания закономерностей восприятия и памяти. Психолог-клиницист, выяснив характер психологических расстройств устной или письменной речи больного, уточняет локализацию очага поражения в определенном отделе больших полушарий головного мозга человека, помогая тем самым нейрохирургу.

Таким образом, современная психология в своем развитии как самостоятельная наука обретает прочную естественнонаучную основу. Серьезное изучение психологии предполагает познание законов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения и т. д.). Ряд отраслей психологии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология и некоторые другие, являются вместе с тем разделами естествознания и медицины.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологи­ческой науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельно­сти в ее развитии. В течение последних десятилетий значитель­но расширился фронт психологических исследований, появи­лись новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно по­являются новые гипотезы и концепции, психология обогащает­ся новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Ме­тодологические и теоретические проблемы психологии», харак­теризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоя­щее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и бо­лее глубокой) разработке методологических проблем психоло­гической науки и ее общей теории».

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она ох­ватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения от­дельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже доста­точно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их система­тизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, что­бы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и воз­никают методологические проблемы. Если теоретическое ис­следование опирается на нечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подмены теорети­ческого знания эмпирическим.

Как известно, прежние десятилетия психология была пре­имущественно теоретической (мировоззренческой) дисципли­ной. В настоящее время ее роль в общественной жизни сущест­венно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе обра­зования, в промышленности, государственном управлении, ме­дицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической на­уки в решение практических задач существенно изменяет и ус­ловия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастаю­щей ролью так называемого человеческого фактора. Под «чело­веческим фактором» понимается широкий круг социально-пси­хологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности. Исследование практически всей системы психических явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств лично­сти, — направленное на раскрытие объективных законов, кото­рым они подчиняются, имеет первостепенное значение для со­здания научной базы, решения общественной задачи, совер­шенствования организации обучения и воспитания.

Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых пси­хологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее офор­мления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.

Современная психология и ее место в системе наук

От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования пси­хологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их ре­зультаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефило­софской направленности самой классификационной схемы. Сле­дует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепри­нятой считается нелинейная классификация, предложенная ака­демиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость свя­зей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины ко­торого представляют науки естественные, социальные и фило­софские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с пред­метом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треуголь­ника.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном от­ношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф.Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.

Остановимся подробнее на описании содержательных харак­теристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов пси­хической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая дея­тельность и формируются психические свойства личности. Пси­хика, как известно, есть отражение объективной действитель­ности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. В то же время любая деятельность людей всегда закономер­но зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Матери­алистическая психология дает действительное научное обосно­вание взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга. Благодаря образова­нию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека — регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объ­ективной действительности.

Таким образом, устанавливая закономерные зависимости пси­хических явлений от объективных условий жизни и деятельно­сти человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, пси­хология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Физиология, как известно, занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физио­логия высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» орга­низма со средой. Легко видеть, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные «этажи» нервной системы, за­коны работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные свя­зи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучив­ший основные виды психической деятельности человека, не ог­раничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах про­текают. Но для овладения основами психологической науки зна­ния физиологии совершенно недостаточно.

Превращению психологии в самостоятельную науку способ­ствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому бы­ло положено во второй половине XIX в. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментального метода’ (Г.Фехнер). Как уже говорилось, естественнонаучную теорию психо­логических знаний составила рефлекторная теория (И.М.Сече­нов, И.П.Павлов, а также работы крупнейших советских физи­ологов: Л.А.Орбели, П.К. Анохина, К.М.Быкова, Н.И.Красно­горского, А.А.Ухтомского, НА.Берншгейна, И.С.Бериташвили). Огромное влияние на разработку основных проблем современ­ной психологии «казали эволюционные идеи Ч.Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых су­ществ к изменяющимся условиям среды, понять происхожде­ние высших форм психической деятельности из низших.

Психолог должен достаточно отчетливо представлять разли­чия в существовании растений и животных. Нужно ясно пред­ставлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляю­щего неизмеримо большие требования к активной ориентиров­ке в условиях среды. Нужно хорошо усвоить различия в прин­ципах существования, между миром насекомых и высших по­звоночных. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенно­стей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою био­логическую основу. При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой ме­ре не могут быть сведены к фактам биологии.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с обще­ственными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, ис­кусствоведением, юридической и другими общественными на­уками, приводит к постановке проблем, по существу, психоло­гических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о ме­ханизмах индивидуального и группового поведения людей, за­кономерностях формирования стереотипов поведения, привы­чек, социальных установок и ориентации, без изучения настро­ений, чувств, психологического климата, без исследования пси­хологических свойств и особенностей личности, ее способно­стей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Ко­ротко говоря: в исследованиях социальных процессов возника­ет необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных про­цессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной ис­тории, протекают в условиях сложившейся в истории предмет­ной деятельности, опираются на те средства, которые сформи­ровались в условиях труда, употребления орудий и языка.

Сказанное делает ясным, какое огромное значение для пси­хологии имеет ее связь с общественными науками. Если реша­ющую роль в формировании поведения животного играют био­логические условия существования, то такую же роль в форми­ровании поведения человека играют условия общественной ис­тории. Современная психологическая наука, изучающая преж­де всего специфически человеческие формы психической дея­тельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук — исторического материа­лизма, обобщающего основные законы развития общества. Толь­ко тщательный учет общественных условий, формирующих пси­хическую деятельность человека, позволяет психологии обре­сти прочную научную основу.

И особо следует остановиться на связи психологии с педаго­гикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его на­до всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно прак­тическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной по­мочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей те­ории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возни­кают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в це­лом имеют существенное значение для решения фундаменталь­ных педагогических проблем, таких, как определение содер­жания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.

В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить совре­менного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможно­сти и резервы психического развития человека на разных воз­растных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой це­ли предполагает изучение закономерностей формирования лич­ности: ее направленности, способностей, потребностей, миро­воззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занима­ет промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.

Но необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретиче­ские принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и со­циальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущую­ся «несовместимость», они все тем не менее относятся к еди­ной области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психи­ческих. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и те­оретически разрабатывающая основные психологические про­блемы. Главный объект исследования всей системы психологи­ческих дисциплин один и тот же. Это — человек, его психиче­ские процессы, состояния и свойства.

Популярные направления психологии

Является ли психология наукой или это отдельное направление философии, основанное на духовных и даже космических представлениях? Этот вопрос неизбежно возникает у всех, кто начинает глубоко изучать психологию и стремится найти однозначный ответ. Выделению психологии как научной дисциплины поспособствовали с одной стороны размышления и труды выдающихся философов древнего мира, а с другой – практическое и научное познание психологии людей.

Термин «психология» для обозначения науки был введён в XVI в. немецким философом Рудольфом Гоклениусом, после чего в тесной связи с развитием техники и научной мысли произошёл окончательный разрыв с религиозными представлениями и было положено начало современному научному знанию. Однако, неоднородность выдвигаемых суждений о сущности психики человека закладывает основу разнообразных современных направлений психологии, имеющих две конфликтующие тенденции: материалистическая и идеалистическая.

Классический психоанализ, 1900

История психоаналитического направления начинается с 1900 г., когда вышел в свет первый тираж книги австрийского невролога и психолога Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В дальнейшем теория З. Фрейда приобретает огромную популярность как среди психологов, так и среди общественности. Этим объясняется быстрое развитие психоанализа в Америке и Европе, а также образование целого психоаналитического «семейства», куда, помимо классического психоанализа, вошли также:

  • аналитическая психология;
  • индивидуальная психология;
  • трансактный анализ.

Отличие психоаналитического видения от бихевиорального заключается в отнесении движущих сил деятельности человека к внутренним компонентам организма, а не к формирующимся в результате внешнего взаимодействия с миром. В классическом психоанализе теория основывается на разработанной З. Фрейдом двухмерной структурной модели психики человека, исходя из которой составляющими психики являются сознательное и бессознательное с одной стороны и элементы «Оно», «Я» и «Сверх-Я» – с другой стороны. Разложение психики на компоненты объясняет источник образования неврозов как конфликт импульсов, исходящих из «Оно» и «Сверх-Я», для разрешения которого «Я» использует в первую очередь вытеснение сознательного в бессознательное. Таким образом, классический психоанализ одновременно относится и к нозологической, и к антропологической осям.

Аналитическая психология, 1912

Ещё одним направлением, получившим свой старт в начале XX в. и имевшим интерес в профессиональной среде, является аналитическая психология психиатра и педагога из Швейцарии Карла Густава Юнга. В своих работах К. Юнг разлагает структуру личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.

Цель человека, определяющая жизненный смысл и основную потребность, по теории К. Юнга, направлена на достижение самости путём прохождения сознательных слоёв (персона, эго) и бессознательных (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Самый верхний слой бессознательного – тень, т.е. двойник «Я», самый нижний – самость, т.е. реальное «Я». Именно К. Юнгу принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное. Таким образом, смысловым ядром аналитической психологии является вопрос индивидуации, то есть нахождение человеком самости как уникальной целостности, поскольку каждый индивидуум изначально имеет вектор на саморазвитие.

Индивидуальная психология, 1912

Одно из востребованных по сегодняшний день направлений глубинной психологии, основанной в результате психоаналитического движения в начале 20-го века и переработки концепций классического психоанализа, – индивидуальная психология. Данное течение получило известность благодаря трудам австрийского психолога Альфреда Адлера.

Индивидуальная психология основывается на постулате, что личность является неделимой, целостной частью социума. Человек обладает сознанием и определяет своё положение в жизни путём собственного выбора, нахождения смысла и стремления к самоактуализации. Отсюда теологическая концепция, означающая, что любое поведение человека обусловлено целями, которые возникают в результате восприятия мира, осмысления и принятия решения. Сознательное и бессознательное, исходя из позиции индивидуальной психологии, не противоборствуют, а имеют однонаправленность. Движущими силами выступают чувство неполноценности, его компенсация, стиль жизни, чувство принадлежности к обществу, социальные мотивы, желание превосходить. Ключевым отличием индивидуальной психологии от психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии является важность учёта пройденного опыта, настоящей ситуации и вектор движения.

Бихевиоризм, 1912

Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка. В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье [1]. В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, изучавшие рефлексологию.  

Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии. Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков. Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.

Гештальтпсихология, 1912

Борьба направлений с механистическими и идеалистическими установками и метафизичность распространённых теорий неизбежно приводит к выдвижению во втором десятилетии XX в. целостных принципов и образованию гештальтпсихологии, основанной на исследованиях восприятия. Основатели направления, венгерский психолог – Макс Вертгеймер, немецкий психолог – Вольфганг Кёлер и американский психолог – Курт Коффка, определяют «гештальт» как целостное образование, имеющее качество формы, не сводимое к свойствам его частей.  

По основному принципу гештальтпсихологии, все психические процессы объясняются динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются непосредственно в процессе, а не независимо от него, и определяют его путь механистическими связями. Действия человека исходят из восприятия ситуации и выступают конечной стадией саморегулирующегося динамического процесса. Как видно, гештальтпсихологи в своих положениях тесно связывают идеализм с механицизмом. Другими словами, они выступают против принципа расчленения сознания на компоненты и придерживаются идеи воссоздания психикой целостного понятного образа. Например, воспринимая слово с пропущенной буквой, мы стремимся воссоздать его целиком.

Основной постулат современных гештальтистов состоит в том, что человек стремится к целостности и завершённости, координирует различные части личности в единое целое. Главная жизненная цель – самоактуализация, сосредоточенная только на настоящем и действительном.

Гуманистическое направление, 1951

В 60-х г. XX в. активно развиваются гуманистические подходы в психологии, центрированные на уникальности личности. Одним из представителей и лидеров гуманистического направления является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. По его мнению, «я-концепция» выступает фундаментом структуры личности и образуется в результате взаимодействия человека с окружающей социальной средой. Основные постулаты гуманистического подхода:

  • стремление человека развиваться и реализовывать свой потенциал врождённое;
  • внутренняя сущность человека позитивна и социальна;
  • гуманистическая направленность и конструктивность – залог выживания и эволюции человека;
  • для раскрытия внутренней природы человека необходимо соблюдение трёх условий: подлинность в общении, безусловное принятие, проявление эмпатии.

Когнитивизм, 1955

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. происходит когнитивный переворот в психологии, поставивший на первое место значение внутренних когнитивных процессов, определяющих поведение человека. По данному принципу человек не просто реагирует на внешние стимулы, а перерабатывает информацию извне и создаёт собственные модели реальности.

Одним из основателей когнитивного подхода принято считать американского психолога Альберта Эллиса. По его мнению, человек обладает выраженной саморефлексией и имеет врождённые разнонаправленные группы установок: рациональные и иррациональные, конструктивные и деструктивные, стремящиеся к любви, росту и стремящиеся к разрушению, самообвинению. Их сочетание в конечном счёте определяет модели поведения. Дополняет концепцию когнитивного направления концептуальная схема ABC А. Эллиса, где A – активирующее событие, B – мнение о событии, C – последствие события (эмоциональные и поведенческие).

Трансактный анализ, 1956

История трансактного анализа начинается в 1956 г., когда американскому психологу и психиатру Эрику Берну профессиональная психоаналитическая организация в очередной раз отказывает в членстве, что послужило стимулом к самостоятельной деятельности и разработке собственного направления. Как наука, трансактный анализ был признан после смерти основателя и получил максимальное развитие в конце XX в. По мнению представителей трансактного анализа, личность многосубъектна и имеет три компонента: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые выражаются эго-состояниями «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».

Эго-состояние родителя определяется установками, полученными в первую очередь от родителей, т.е. перенятые извне. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста человека и внешних установок, оно способствует объективному и рациональному восприятию действительности и принятию решения. Эго-состояние ребёнка содержит все установки и побуждения, имеющие место в детстве. Каждое из этих эго-состояний формируется в результате полученного опыта, начиная от рождения, и в совокупности определяет поведение человека.

Концепция современной психологии

История психологии многоаспектна и имеет протяжённый путь от космических и религиозных размышлений, практического познания человека и естествознания до глубинной психологии, основанной на наблюдениях за бессознательными психическими процессами. Для одних психика (душа) материальна и поведение сводится к механическим реакциям, а для других носит исключительно идеалистический характер.

При установлении отличий, сходства и концепций исторически сложившихся направлений психологии проясняется, что основные разногласия лежат в первую очередь в предметной области. В V-III в. до н.э. Платоном, Сократом, Аристотелем и другими философами того времени предметом психологии была определена душа. В XI-XIII в. психология рассматривалась с позиции разума. В XV-XVI в. начали придавать значение чувствам. В XVII-середине XIX в. популяризируется понятие сознания. Вторая половина XIX-середина XX в. – знаменуется изучением поведения.

Со второй половины XX в. психология неразрывно связана с понятием психики как совокупности душевных процессов, связанных с окружающей средой и выражающихся в отображении объективной реальности. Материалистическая основа психологии становится очевидной, а идеалистическая часть проявляется как следствие. Именно такое определение примиряет две конфликтующие точки зрения, с которых мы начали рассмотрение наиболее популярных направлений психологии.

Список использованных источников:
  • 1.  J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views, «Psychological Review», v. 20, 1931.
  • 2.    Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.:Харвест, 2004. – 432 с.
  • 3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
  • 4. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение: пер. с англ – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
  • 5.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 . – 720 с.
  • 6. Прашко, Я. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств / Я. Прашко, П. Можны, М. Шлепецки и др. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 1072 с.
  • 7. Перлз Ф. Гудмен П. Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии — М.: «Психотерапия», 2007. — 227 с.
  • 8. Адлер А. О нервическом характере/ А. Адлер. — М.: Университетская книга, 1997. — 385 с.
  • 9. К.Г. Юнг. Шедевры мировой науки. Том 2. Либидо, его метаморфозы и символы. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.
  • Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. –  2е издание. –  М. Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 320с.

Автор: Лилия Ростамовна Курмалеева, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Современная психология: коучинг, психоанализ, НЛП, психодрама

Статьи по психологии Современная психология

Для начала следует внести ясность в значения терминов – психолог и психология. Когда клиент впервые приходит на консультацию к современному психологу, он даже не подозревает, что в сформировавшемся мире психологии, нет единого психологического знания, но есть множество направлений с выработанными с годами стандартами психологической работы. Проблема заключается в том, что психолог физически не может правильно работать пользуясь психологическим знанием сразу нескольких современных психологических школ, а так же сформируется конфликтность приоритетов при применении методов практической психологии, для достижения успеха с клиентом.

Раздел современной психологии, который был основан благодаря З.Фрейду. Суть данного направления заключается в динамике либидо, а точнее в его исследовании. Но стоит заметить, по Фрейду, либидо является общим проявлением психической энергетики, которая выражает потенциал любых возможностей человека для получения наслаждения (работа, творчество, спорт, эстетика или секс). Суть данного направления современной психологии заключается в «извлечении», скрытых в области бессознательного за счет методов психической защиты, негативно влияющих на человека воспоминаний, произошедших в детстве (период когда у человека закладываются определенные стереотипы сексуального поведения). Работа психолога заключается в способствовании достижения клиентом катарсиса.

Гештальтпсихология

Основой гештальтпсихологии в структуре современной психологии являются первичные данные психики — целостная структурированная информация (гештальты), существующие как системы. Основной проблемой гештальтпсихотерапевты считают следствие: человек видит то, что он хочет видеть и совершенно не замечает окружающих факторов. Основа большинства психических проблем в гештальтпсихологии — это неудовлетворение потребностей человека, которое в итоге приводит к ущербному образу его жизни. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы клиент распознал свою сложившуюся потребность и научить его содействовать с ней.

Раздел современной психологии основанный последователем З.Фрейда психологом Карлом Юнгом. Основное различие — это введение понятия коллективного бессознательного (считается подразделом коллективного разума). Человек не создает нового продукта, а лишь использует и перерабатывает в своих целях коллективное знание. Современный юнгианский психоаналитик должен уметь обрабатывать все изменения коллективного мнения и его влияния в своей практике.

Это вид групповой психотерапии сформированный психологом Л.Морено. Психолог проводит воспроизведение модели поведения клиента непосредственно в социальном окружении. В современной психологии психодрама используется как групповой, так и индивидуальный вид психотерапии.

Концепция данного направления основана на том, что личность не способна адекватно развиваться не осознав смысл своего существования (жизни). Данное негативное влияние называется экзистенциальная фрустрация (застой жизненного развития человека). Задача психотерапевта заключается в оказании помощи приобретения необходимого клиенту смысла жизни.

Гуманистической психологией именуют направление в западной (чаще это, конечно, в американской) психологии, которое признает своим главным принципом личность как целостную уникальную систему. Собой она представляет некую «открытую возможность» самоактуализации, которая  присуще только человеку. В этом направлении основными предметами анализа являются ответственность, любовь, свобода, высшие ценности, автономия, межличностное общение, а также психическое здоровье. В качестве самостоятельного течения эта психология выделилась еще в начале шестидесятых годов двадцатого века. Она доказывает, что люди, являясь объектом исследований, должны быть изучены как субъект активный, который может оценивать какую-либо ситуацию и может выбирать требуемый способ поведения. Также это течение характеризует себя против построения психологии, используя образец естественных наук. Гуманистическая педагогика и некоторые направления психотерапии строятся как-раз-таки на основе гуманистической психологии. В работе психолога или психотерапевта  лечебными факторами признаются поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, безусловное принятие клиента, подлинность, а также стимулирование осуществления выбора и принятия решений.

Так же гуманистическая психология это вклад в современную психологию, согласно которому человек с детства наделен непреодолимым желанием к самореализации и самоактуализации. Основателями данного направления психологии являются философы К.Роджерс, А.Маслоу и др. Особое внимание придается внутренним переживания человека и именно на них строится консультация у современного гуманистического психолога.

Направление, которое изучает процессы познания, работу памяти человека и роль обучения в мотивации и поведении. За основу метода принят факт, что постижение (составление в течение жизни картины мира) представляет собой основной детерминант происхождение каких либо эмоций, которые в свой черед выявляют смысл целостной картины поведения. При этом формирование нарушений психики объясняется неправильно построенным описанием своей личности. В связи с этим психолог ставит перед клиентом цель осознать, что именно применяемые им регулярно суждения обуславливают его негативно сказывающееся психическое состояние, и помогает обучиться адекватным приемам познания, отработав их на практике.

Экзистенциальная психология

Как область современной психологии акцентирует внимание на первичной структуре жизни человека и связанной с его первичными потребностями существования блокирование которых сказывается на психическом состоянии человека (депрессия, стресс или тревожность). Экзистенциальный психолог ставит перед собой первоначальной задачей восстановление изначального психического состояния клиента.

Сформирована и развита С.Гроффом. В современной психологии трансперсональная, впервые приступила к открытому масштабному исследованию психологии человека, учитывая внутриутробный период жизни, а так же предшествующий ментальный (духовный) цикл существования. Психологическая терапия проводится методами, которые раньше были недопустимы в науке: медитативный транс, холотропное дыхание и многие другие паранормальные методы. Трансперсональные методы актуальны в лечении наркомании, алкоголизма, предрасположенностей к суициду, неврозов, психозов, а так же в тренингах личностного роста.

Сформирован на основе объединения наук психологии, спорта, менеджмента и философии. Коучинг – тренинг достижения высокой эффективности с быстрой адаптацией к изменению условий. Методология коучинга формируется на раскрытии существующего изначально внутреннего потенциала человека за счет психологического направленного взаимодействия коуча и его клиента.

Одно из самых молодых практических направлений современной психологии. Основатели НЛП лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер. Основу школы НЛП представляет собой огромный набор техник, для достижения конкретно поставленных целей, проектируемых на основе достижения данных целей другими уже успешными людьми. Проблема данной техники заключается в регулярных несостыковках изменений реальности с применением техник. Некоторые вариации достижения цели недостижимы в связи с изменением обстоятельств, но НЛП строится строго по плану не используя модернизацию в своих системах. Современные техники позволяют моделировать личность, а не накладывать образы успешных людей, что полностью убирает проблему не состыковок.

психология: современная психология | Infoplease

Современная психология делится на несколько дисциплин, каждая из которых основана на различных моделях поведения и психических процессов. Психологи работают в самых разных условиях, включая университеты и колледжи, начальные и средние школы, государственные учреждения, частный сектор, больницы, клиники и частные практики. В последние годы наблюдается рост значения прикладной психологии — как видно из областей, которыми занимаются современные психологи, — с соответствующим снижением значения психологии в академических кругах.В Соединенных Штатах клиническая психология стала важным направлением дисциплины, в значительной степени отдельной от психологических исследований. Клинические психологи несут ответственность за диагностику и лечение различных психологических проблем.

Биологические модели поведения становятся все более заметными в психологической теории, особенно с развитием различных инструментов, таких как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) для картирования мозга. Нейропсихология, изучающая мозг и связанную с ним нервную систему, возникла в результате этого современного акцента на биологических объяснениях человеческого мышления и поведения.Когнитивные модели, заимствованные из школы гештальт психологии, сосредоточены на различных процессах мышления, которые являются посредниками между стимулами и реакциями.

Педагогическая психология, восходящая к XVIII и XIX вв. Образовательные реформы Фридриха В. Фробеля, Иоганна Песталоцци и их последователя Иоганна Гербарта были позже расширены Г. Стэнли Холлом и Э. Л. Торндайком. Он занимается разработкой улучшенных методов преподавания и обучения.

Социальная психология, разработанная британскими психологами Уильямом Макдугаллом и Хэвлоком Эллисом, изучает влияние различных социальных сред на человека.Некоторые другие области включают психологию развития, которая изучает изменения в мышлении и поведении в течение жизни; экспериментальная психология, которая представляет собой лабораторное исследование, связанное с пониманием разума; и психология личности, которая конкретно занимается индивидуальной личностью и процессами, посредством которых она формируется.

В последние годы возник ряд новых областей психологии. Промышленная / организационная психология, возникшая из социальной психологии, фокусируется на рабочем месте и рассматривает такие темы, как удовлетворенность работой, лидерство и производительность.Психология здоровья изучает, как психологические факторы способствуют возникновению патологии, и демонстрирует, как психология может способствовать выздоровлению и профилактике таких соматических расстройств, как болезни сердца, рак и диабет. В психологии окружающей среды исследования фокусируются на том, как люди реагируют на их физическое окружение, и предлагают улучшения, которые могут быть полезны для психологического здоровья. Другие новые области психологии включают психологию консультирования, школьную психологию, судебную психологию и общественную психологию.

Колумбийская электронная энциклопедия, 6-е изд. Авторское право © 2012, Columbia University Press. Все права защищены.

См. Другие статьи Энциклопедии по: Психология и психиатрия

.

Бесплатное эссе: современная психология

ГЛАВА 1: ПРИРОДА ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЯ
• Это научное исследование поведения и психических процессов. • Греческое слово: психика или душа; логотипы или исследование

СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
• Антропология
• Биология
• Химия
• Психиатрия
• Социология

ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИИ
• Опишите поведение
• Прогнозировать поведение
• Объясните поведение
• Контроль или изменение поведения

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ (Ранние школы мысли) • Платон — (427-347 B.С.)
o Он искал происхождение знания, заняв позицию, называемую рационализмом • Аристотель — (384 — 322 г. до н.э.)
o Эмпиризм
o Признание важности знаний

Христианские и средневековые эпохи
• Святой Августин (354-430)
o Исповедь — обсуждались теологические основы памяти, эмоций и мотивации

Период Возрождения (14-17 века)
• Рене Декарт — (1595–1650)
o Возрождено предложение Платона: рассуждение было лучшим средством обретения истинного знания o Они отвергли авторитет теологов в решении психологических проблем • Джон Локк (1632-1704)

o Принцип Табулараса
o Чистая табличка или грифельная доска с записью жизненного опыта, переданного через органы чувств

Середина XIX века
• Герман фон Гельмгольц (1821–1894)
o Экспериментально продемонстрировано, что некоторые популярные убеждения, основанные на рационализме, не имеют научной основы, о которой можно было бы говорить • Густав Фехнер (1801–1887)
o Заинтересован в научном изучении психических процессов: физическая стимуляция и психические переживания o Психофизика
▪ Изучает взаимосвязь между физическими характеристиками стимулов и сознательным психологическим опытом, который они производят • Герман Эббингаус
(1850–1909)
o Психология имеет давнее прошлое, но короткую

РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
• Психология станет отдельной академической и научной дисциплиной к 18 веку, когда немец Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в Германии в 1879 г. • Вундт считается отцом современной психологии

ШКОЛЫ МЫСЛИ
Структурализм (1832-1920)
• Вильгельм Вундт и Эдвард Титченер
o Это была первая школа психологии, которая фокусировалась на разбиении мыслительных процессов на самые основные компоненты o Самоанализ
▪ Наблюдение за собственными мыслями, чувствами или ощущениями Функционализм (1842-1910)
o Он пришел к убеждению, что психологические процессы развиваются в процессе эволюции o Это ранняя психологическая точка зрения, связанная с тем, как поведение помогает людям адаптироваться к окружающей среде o «Поток мысли, сознания и субъективной жизни» Психоанализ (1856-1939)

o Зигмунд Фрейд
o Подчеркнуто влияние бессознательного на поведение o Психический детерминизм
o Бессознательные психологические конфликты в человеческом разуме, обычно связанные с сексом и агрессией, мотивируют как нормальное, так и ненормальное человеческое поведение. o Фрейд считал, что человеческий разум состоит из трех элементов: ид, эго и суперэго.Бихевиоризм (1878-1958)

o Джон Б. Уотсон
o Отклонил исследование разума и психических переживаний для объяснения человеческого поведения o Он предполагает, что любое поведение можно объяснить причинами окружающей среды, а не внутренними силами o Оно сосредоточено на наблюдаемом поведении

Гуманистическая психология
o Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл
o Сосредоточены на потенциале каждого человека и подчеркивают важность роста и самоактуализации o Фундаментальное убеждение заключалось в том, что люди от природы хорошие, с психическими и социальными проблемами, возникающими в результате отклонений от этой естественной тенденции Гештальт-психология (1880-1943)

o Макс. Вертхаймер, Колер
o Это школа психологии, основанная на идее, что мы воспринимаем вещи как единое целое o Вместо того, чтобы разбивать мысли и поведение на их мельчайшие элементы, гештальт-психологи считали, что вы должны смотреть на весь опыт o Согласно гештальт-мыслителям , целое больше суммы его частей

ТАБЛИЦА СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ
o Экспериментальная психология
o Проводит исследования ощущений, восприятия, обучения, мотивации и эмоций.o Психология развития
o Исследует, как мы развиваемся когнитивно, социально и эмоционально на протяжении всей жизни. o Биопсихология
o Исследует биологические процессы, лежащие в основе поведения, включая генетику и наследственность, химические вещества в головном мозге и гормоны в организме. o Психология личности
o Исследует, чем люди различаются по своим индивидуальным чертам, как люди развивают личность, можно ли изменить черты личности и как эти качества можно измерить.o Судебная психология

o Работает с проблемами психического здоровья в контексте правовой системы. Может изучать определенный тип преступного поведения, например изнасилование или убийство, или может попросить определить дееспособность человека предстать перед судом. o Межкультурная психология

o Исследует культурные сходства и различия в психологических особенностях и поведении. o Психология здоровья
o Исследует способы укрепления здоровья и предотвращения болезней. Может быть обеспокоен такими вопросами, как диета и питание, упражнения и выбор образа жизни, которые влияют на здоровье.o Педагогическая психология

o Исследует, как люди учатся и как переменные в образовательной среде влияют на обучение. Может разрабатывать материалы и стратегии для улучшения обучения. o Клиническая психология
o исследует, оценивает и лечит детей, подростков и взрослых, которые испытывают трудности в функционировании или страдают серьезным психическим расстройством, таким как шизофрения. o Консультации по психологии

o Исследует, оценивает и лечит детей, подростков и взрослых, испытывающих трудности.o Школьная психология
o Оценивает психообразовательные способности учащихся и делится результатами тестов с учителями и родителями, чтобы помочь им принять решение относительно наилучшего места обучения для учащихся. o Спортивная психология

o Исследует умственные и эмоциональные аспекты физической работоспособности.

ПСИХОЛОГИЯ НА ФИЛИППИНАХ
o Считается, что на Филиппинах психологию преподавали еще в 17 веке в Университете Санто-Томаса и Университете Сан-Карлос в Себу.o UST также считается первой школой на Филиппинах, предлагающей степень бакалавра, магистра и доктора психологии. o Первый факультет психологии, когда-либо созданный на Филиппинах, был в Филиппинском университете в 1926 году под руководством Агустина Алонзо, получившего докторскую степень по экспериментальной психологии в Чикагском университете.

ПИОНЕРЫ ПСИХОЛОГИИ НА ФИЛИППИНАХ

| ИМЯ | ШКОЛА И ГОД ВЫПУСКНИКА | ПРИСОЕДИНЕНИЕ | | Синфоросо Падилья | Мичиганский университет, 1928 | Филиппинский университет | | Хесус Перпиньян | Государственный университет Айовы, 1933 | Дальневосточный университет | | Элиас Буматай | Техасский университет, 1944 | национальный университет | | Эстефания Альдаба Лим | Мичиганский университет | Филиппинский женский университет | | Альфредо Лагмай | Гарвардский университет, 1955 | Филиппинский университет | | Мариано Обиас | Стэнфордский университет, 1955 | Калтекс, Филиппины | | Хайме Булатао, SJ | Фордхэмский университет, 1961 | Атенео-де-Манила |

o Dr.Агустин Алонсо
o кандидат экспериментальной психологии, Чикагский университет, 1926 o 1-й руководитель отдела психологии UP
o Доктор Исидро Панласигуи
o Доктор педагогических наук, Университет Айовы, 1928 г.
o Преемник доктора Агустина Алонсо
o Доктор Эстефания Альбада — Лим
o Первый филиппинский доктор клинической психологии
o Начал программу психологии в PWU
o Пт. Хайме Булатао, С.J.
o Кандидат клинической психологии, Фордхэмский университет, 1961 o Первый заведующий кафедрой психологии Университета Атенео де Манила

ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
o Экспериментальный метод — для обнаружения влияния независимой переменной (переменной, которой управляют) на зависимую переменную (измеряемую переменную) o Квазиэкспериментальный метод — аналогичен экспериментальному методу, за исключением того, что случайное распределение участников невозможно o Корреляционный метод — определяет, связаны ли две или более переменных или связаны друг с другом o Натуралистический метод наблюдения — наблюдение интересующего явления в естественном виде o Метод опроса — использует письменный вопросник или интервью o Стандартные тесты — требует от респондентов ответа на серию вопросов в стандартизированный тест o Тематические исследования — описательная запись опыта или поведения человека o Метод архивного исследования — отслеживает письменные записи, статистические архивы и физические следы субъектов исследования o Метод исследования коренных народов — пагмамасид, пакикирамдам, пагтатанонг-танонг, пагсубок, пагдала- Далау, пакикисангкот

ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
o Уважение прав участников исследования на людях включает в себя: o Информированное согласие — это объяснение исследования, и обязанности экспериментатора и участника o Необходимо сохранять конфиденциальность информации об исследовании o Под дебрифингом понимается объяснение участникам процесса исследования в конце исследования. исследование o Обман с участием участников должен быть оправдан o Исследования на животных должны быть оправданы и минимизировать дискомфорт и боль

ТЕКУЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
o Биологический
o Сосредоточен на функционировании мозга, генов, нервной системы и эндокринной системы o Психодинамика / Психоаналитика
o Поведение объясняется с точки зрения прошлого опыта и мотивационных сил o Бихевиорист
o Ключевые фигуры: Джон Уотсон, Б.Ф. Скиннер
o Наблюдаемое поведение, которое можно объективно зафиксировать o Гуманистический
o Ключевые фигуры: Карл Роджерс, Абрахам Маслоу
o Подчеркивает феноменальный мир человека и врожденную способность делать рациональный выбор и развиваться до максимального потенциала o Когнитивный
o Подчеркнуть роль психических процессов — восприятия, мышления и памяти — которые лежат в основе поведения o Эволюционный
o Роли унаследованных тенденций, которые оказались адаптивными у людей o Социокультурные
o Роль социальных и культурных влияний на поведение

.

Введение в психологию

Термин «Психология» произошел от двух греческих слов «Психея», что означает жизнь, и «логос», что означает объяснение. Психология как социальная наука с научной точки зрения изучает разум и поведение, которые влияют на нашу повседневную жизнь, профессиональное благополучие и наши отношения с членами семьи и обществом.

Психология как социальная наука претерпела значительные изменения за несколько лет и нашла широкое применение в клинической области, в области судебной медицины, консультировании и психотерапевтических сеансах для людей, находящихся в бедственном положении, исследованиях и наблюдениях для понимания определенных моделей поведения и различий в личности, отношении или восприятие.Согласно Сеидову (2000), психологический анализ является актуальной областью озабоченности специалистов по персоналу или менеджменту, поскольку он затрагивает четыре ключевые проблемные области: мотивация сотрудников, межличностные отношения, лидерство и отбор кадрового резерва .

Несколько лет исследований и исследований, проведенных психологами (как исследователями, так и практиками), сосредоточены на одном общем аспекте, который полагается на научные методы. Большинство исследований по психологии связано с научной оценкой человеческого поведения (Heider, 1958; Kelley, 1967).Психология преимущественно базируется на трех важных предпосылках:

  1. У людей есть мозг, а это самая сложная вещь во всей вселенной.
  2. У них даже есть разум, который нельзя увидеть в его физической форме, но он существует.
  3. Люди любят наблюдать и анализировать поведение других людей и оценивать их образ мышления.

История и подходы психологии

Психология превратилась из более спекулятивной по своему подходу в более объективную и научную за счет внедрения технологий для оценки человеческого поведения ( Benjamin & Baker, 2004, ).Отец современной психологии — Вильгельм Вундт, который представил первую психологическую лабораторию в Германии в 1879 году. В «первом» психологическом эксперименте Вундт измерил время, которое требуется людям, чтобы нажать на переключатель, как только они услышат и воспримут звук. Немецкий психолог был главным сторонником структурализма. Происхождение психологии находит свое упоминание в исследованиях таких ученых, как Будда, Конфуций и иврит, которые философствовали о функционировании разума в более широком смысле. Даже греки, такие как Платон и Сократ, философствовали, что разум отличается от остального тела, а также что все мы рождены со знанием, которое является врожденным.

Намного позже, в 1600-х годах, Рене Декарт попытался выяснить отношения или связь между разумом и телом, для чего он провел вскрытие животных, чтобы изучить их нервы, а также мозг. Фрэнсис Бэкон проводил эксперименты, используя научные методы, за что его также называют отцом современной науки. По словам Джона Локка, человеческий разум можно сравнить с «чистым листом» или tabula rasa. Это означает, что все, что мы знаем, является изученным, что породило «эмпиризм» знания, происходит из опыта.

Резкие изменения произошли в течение 1800-х годов благодаря усилиям Вильгельма Вундта, немецкого психолога (1832-1920) и Уильяма Джеймса, американского психолога (1842-1910). Давайте проанализируем различные подходы или школы мысли в области психологии.

Структурализм: Вундт и его ученик Эдвард Брэдфорд Титченер предложили структурализм в психологии с акцентом на структуру разума или анализ основных элементов сознания и их взаимосвязь с использованием интроспекции.Субъективность этого подхода и ограничения, связанные с интроспекцией, сделали подход структурализма немного менее популярным.

Функционализм (1842-1910): Уильям Джеймс был отцом подхода функционализма, который сосредоточился на понимании функционирования психических процессов, а не на анализе структуры сознания. Его главным достижением была созданная им психолаборатория, хотя подход функционализма также имел свои ограничения.

Биопсихосоциальный подход: Согласно этому подходу, на поведение человека влияют все три ключевых компонента — психологический, биологический и социокультурный факторы.Из биопсихосоциального подхода мы взяли современные подходы к психологии:

Современные подходы к психологии

  1. Биологический подход: Главными сторонниками этого подхода были Олдс и Сперри. Согласно биологическому подходу, мозг и тело являются ключевыми факторами, влияющими на поведение человека.
  2. Эволюционный подход: Чарльз Дарвин изложил свою теорию эволюции в своей книге «Происхождение видов», 1859 г. По его словам, организмы эволюционируют или изменяются в течение определенного периода времени из-за изменений в поведенческих чертах или наследственных характеристиках.
  3. Психодинамический подход: Зигмунд Фрейд сосредоточился на силе наших бессознательных воспоминаний, чувств и мыслей, влияющих на поведение людей. Он провел обширный анализ своих пациентов, которые лечились от депрессии, беспокойства или сексуальных расстройств, которые были результатом плохого детского опыта, о котором они, возможно, забыли.
  4. Поведенческий подход: Уотсон и Скиннер подсчитали, что на поведение влияет как отрицательное, так и положительное подкрепление в виде вознаграждения или наказания.Бихевиористы вносят существенный вклад в анализ принципов обучения и понимание связи между стимулом и реакцией.
  5. Когнитивный подход: Хомский и Пиаже обнаружили в своих исследованиях, что человеческий мозг хранит, обрабатывает и интерпретирует информацию очень похоже на компьютер.
  6. Гуманистический подход: Предложено Маслоу и Роджерсом, подчеркнув влияние факторов окружающей среды на наше повседневное поведение.
  7. Социально-культурный подход: Человеческое поведение и мысли различны и различаются из-за культурных различий.

Отделения психологии

Давайте проанализируем обширную область психологии, изучив различные отрасли этой области и области их концентрации.

  • Психометрия: Изучает отношения, способности и качества
  • Биологическая психология: Изучает взаимосвязь между разумом, мозгом и нервной системой.
  • Психология развития: Попытки изучить изменения, происходящие от рождения до смерти.
  • Психология образования: Изучение психологических факторов, связанных с обучением и различными учебными процессами.
  • Психология личности: Исследование личностных качеств
  • Социальная психология: Попытки изучить наше поведение в социальной среде или то, как мы взаимодействуем друг с другом
  • Промышленная или организационная психология: Об оценке поведения работников и их мыслительных процессов для разработки стратегий, которые повысят их эффективность на работе и общую производительность.
  • Психология консультирования и клиническая психология: Консультирование помогает людям решать вопросы личной и профессиональной жизни. Клиническая психология помогает в лечении расстройств.



Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)

Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена Management Study Guide Content Team .В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого контента, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.


,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *