Как преодолеть вредные привычки: Читать Как преодолеть вредные привычки. Духовный путь к решению проблемы — Чопра Дипак — Страница 1 – Как навсегда избавиться от вредных привычек

Содержание

Читать Как преодолеть вредные привычки. Духовный путь к решению проблемы — Чопра Дипак — Страница 1

Дипак Чопра

Как преодолеть вредные привычки

Духовный путь к решению проблемы

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧТО ТАКОЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ В ПОИСКАХ

Среди наиболее серьезных проблем нашего общества, касающихся человеческого здоровья, вредные привычки и их последствия занимают, по моему глубокому убеждению, далеко не последнее место. Сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, многие формы рака, СПИД — вот лишь некоторые недуги, прямой или косвенной причиной которых становятся вредные привычки. Эта небольшая книга, таким образом, представляет собой попытку весьма сжатого рассмотрения чрезвычайно обширной и сложной проблемы. На первый взгляд это может показаться нелегкой задачей. Быть может, кто-то сочтет попытку разобраться на паре сотен страниц в сложнейших вопросах, связанных с пагубными пристрастиями, некоторой самоуверенностью. И все же я уверен, что даже такая небольшая книжка принесет огромную пользу как миллионам людей, которые пытаются избавиться от вредных привычек сами, так и миллионам их родных и близких, стремящихся этим людям помочь.

Иными словами, отдавая себе отчет в том, насколько разнообразны трудности, возникающие в нашем обществе из-за вредных привычек миллионов и миллионов людей, я все же приступаю к осуществлению задуманного с оптимизмом и рвением. Причина этого вполне проста: несмотря на то что нам предстоит говорить здесь о глубочайших физических и эмоциональных страданиях, книга эта — о здоровье и счастье, наслаждении и достатке, любви и надежде.

Я понимаю, что сама по себе подобная позитивная установка несколько непривычна. Слишком часто наши усилия по решению проблемы вредных привычек оказываются отравлены злобой, нетерпимостью и отчаянием. Порой это звучит открыто, как, например, в выражениях наподобие «война с наркотиками» или же страшных историях о том, как пагубные пристрастия изломали чью-то карьеру и разбили кому-то жизнь. В других случаях такая негативная ориентация проявляется не столь непосредственно: вспомним, например, унылую обстановку многих «центров», где пациентам предлагают самим справиться со своими проблемами и где их ждет кружок пластиковых стульев в комнате с линолеумом на полу и люминесцентным освещением.

Страх перед прошлым, страх перед будущим, страх воспользоваться настоящим моментом для обретения подлинного счастья — сколь многими страхами бывает усеян путь склонного к вредным привычкам человека! Составной частью многих методик избавления от таких привычек также является страх. Однако для большинства людей подход, основывающийся на страхе, не может стать средством достижения долговременного успеха. Поэтому я намерен предложить здесь совершенно иной взгляд на вредные привычки и пагубные пристрастия — на то, что они собой представляют, и на людей, им поддавшихся.

Пристрастившийся человек видится мне искателем, который, увы, сбился с пути. Это человек, ищущий удовольствия, а может, даже своего рода трансцендентного опыта, — и я хочу подчеркнуть, что подобный поиск достоин всяческого поощрения. Такой человек ищет не там и не то, но стремится он к вещам очень важным, и мы не вправе позволить себе игнорировать значение его поиска. По крайней мере поначалу, пристрастившийся надеется испытать нечто чудесное, нечто выходящее за рамки неудовлетворительной, а то и нетерпимой для него повседневной действительности. В таком стремлении нет ничего постыдного. Наоборот, оно становится основой для истинной надежды и подлинного преображения.

Называя пристрастившегося искателем, мне хочется пойти еще дальше. На мой взгляд, человек, никогда не испытывавший тяги к пристрастиям, — это тот, кто не сделал и первого робкого шага к познанию истинного значения Духа. Быть может, в пристрастии и нечем гордиться, однако оно представляет собой стремление к переживаниям более высокого уровня. И хотя достичь такого уровня при помощи таблеток и разного рода одержимости невозможно, сама такая попытка свидетельствует о наличии в человеке чего-то подлинно духовного.

Согласно Аюрведе, традиционному индийскому учению о человеческом здоровье, каждый из нас хранит в себе память о совершенстве. Эта память запечатлена в каждой из клеток нашего тела. Ее нельзя стереть, но можно заглушить ядами и различного рода загрязнениями. При рассмотрении вопроса о пагубных пристрастиях нашей подлинной задачей является не описание разрушительного действия поведения аддиктивного типа [1], но пробуждение всегда сохраняемого нами сознания совершенства. Будучи школьником, я прочел поэму «Потерянный рай», несомненно являющуюся одним из величайших произведений, созданных на английском языке. Но я понял и то, что рай, находящийся внутри нас, никогда не может быть утрачен в полном смысле этого слова. Мы можем перестать его замечать, но он всегда для нас достижим.

Мне часто приходила в голову мысль, что музыка — это вид искусства, который способен наиболее эффективно ввести нас в соприкосновение с нашим внутренним совершенством. К ней, разумеется, можно подходить с позиций разума и даже воспринимать как некий раздел математики, однако музыка, помимо этого, выводит нас на уровень, в некотором роде более глубокий, чем наши процессы сознательного мышления. Это можно испытать, слушая музыку, а еще более полно — играя ее. Всякий раз, присутствуя на концерте, я бываю поражен тем очевидным воздействием, которое музыка оказывает на исполнителя. То, что он переживает, можно назвать экстазом. Музыкант, в полном смысле слова поглощенный исполнением, перемещается в иную реальность и переживает совершенно безотчетные счастье и радость. Это захватывающее, восхитительное зрелище. Подобный опыт, разумеется, может стать достойной целью для устремлений и в вашей собственной жизни.

В связи с этим мне вспоминается некогда прочитанное жизнеописание Чарли Паркера, талантливейшего музыканта, блиставшего в джазовом мире Нью-Йорка в 40-х — начале 50-х годов. Лучшие из его саксофонных импровизаций были не просто ошеломляюще быстрыми и замысловатыми — они обладали логической связностью и единством. Обожествлявшие Паркера молодые музыканты были готовы на все, чтобы играть так, как он, однако его музыкальные способности казались чуть ли не сверхъестественными. В чем же был секрет его игры, его способности войти в то, не каждому доступное пространство, где он, вне всякого сомнения, пребывал во время исполнения?

Случилось так, что Чарли Паркер был не только великим музыкантом, но и пристрастившимся к героину наркоманом. И хотя лучшие его соло были сыграны, когда он не был зависим от наркотиков, среди целого поколения джазовых музыкантов стало модным употреблять героин в подражание своему кумиру. Их порыв вполне понятен и даже достоин восхищения: им хотелось погрузиться в то сверхъестественное переживание, в котором у них на глазах пребывал другой человек. Однако для многих талантливых людей это имело катастрофические последствия. Героин не только не привел их к главной цели жизни — стать выдающимися музыкантами, но и оказался для них губителен. Им хотелось найти короткий путь в рай, но свернули они явно не на ту тропу. В отношении пагубных пристрастий этот момент — важнейший, идет ли речь о наркотиках, еде, алкоголе, курении, азартных играх, телевизионных мыльных операх или тысячах других искушений, ежедневно присутствующих в нашей жизни. Пристрастие начинается, когда нужную вещь ищут в неподобающем месте. Как показал в своей великолепной книге «Экстаз» последователь Юнга психолог Роберт Джонсон, пристрастие есть не что иное, как донельзя выродившаяся замена истинному переживанию счастья.

ВОСПИТАНИЕ ДУХА

Не хлебом единым жив человек.

Этот общеизвестный образ фигурирует как в Ветхом, так и в Новом Завете, и смысл его вполне понятен. Фактически, он означает, что наши потребности не ограничиваются удовлетворением лишь материальных нужд. Однако стоит обратить внимание, насколько категорично это высказывание. Духовное удовлетворение представлено как фундаментальная жизненная потребность, сравнимая с потребностью в пище. По существу, на тех же позициях стоят и все другие религии и духовные традиции: чтобы жить, нам необходима «пища для души».

Как навсегда избавиться от вредных привычек

У вас бывали неудачные попытки избавиться от вредной привычки? Проблема не в слабом характере: просто вы сдались на полпути!

Исследователи из Университетского колледжа Лондона выяснили, что новая привычка формируется за 66 дней. Если нет физической зависимости, этого времени достаточно, чтобы побороть пристрастие. Прежде чем собрать в кулак всю силу воли, мотивацию для борьбы с вредными привычками, следует выяснить, как они появляются.

Как формируется вредная привычка

Вредные привычки возникают и укрепляются, когда мы повторяем одни и те же деструктивные действия, которые не требуют усилий. Чаще всего это происходит:

• В стрессовых ситуациях;
• Из-за лени;
• Из-за проблем с ближайшим окружением;
• Из-за постоянной нехватки денег и т.д.

Как навсегда избавиться от вредных привычек

Например, чтобы снять стресс, многие бесцельно бродят по социальным сетям или заедают тревожность огромной пачкой чипсов. Подобное негативное действие называют триггером – оно формирует навязчивую идею.

Следующий этап формирования привычки – личное действие. Мозг моментально реагирует на триггер и выполняет его указания: «Ты заслуживаешь чипсов, поэтому съешь их».

Третий решающий этап – вознаграждение. Организм поощряет мозг за быструю реакцию и подает ему приятные сигналы: расслабление во время просмотра ленты в социальных сетях, откладывание дел на потом, удовольствие от нездоровой пищи. Чем приятнее вознаграждение, тем больше вероятности, что ситуация повторится.

Когда организм одинаково реагирует на раздражители, этот комплекс действий постепенно доводится до автоматизма. Вместо того, чтобы сознательно отказаться от просмотра ленты в соцсети, человек машинально заходит в свой аккаунт, когда оказывается за компьютером. Или на автомате съедает чипсы еще до того, как ощутил стресс или моральное напряжение.

Как только поведенческая реакция превращается в набор автоматических действий, с ней становится сложно бороться. Поэтому многие не выдерживают даже половины срока и не могут отучиться от привычки.

Как навсегда избавиться от вредных привычек

Как избавиться от вредной привычки

Кажется, что 66 дней – долгий отрезок времени. Чтобы процесс стал короче, этот период можно условно разделить на 3 этапа.

Самое сложное – определить раздражители, которые вызывают негативные поведенческие реакции.

С 1 по 10 день: разберись в себе

Каждый человек осознает, какие привычки в его жизни самые губительные. Как правило, они вызывают проблемы в отношениях, на работе или мешают повседневной жизни. На первом этапе следует выбрать одну привычку, от который вы будете избавляться.

Поскольку любое пагубное пристрастие доведено до автоматизма, выявить его основную причину непросто, но при желании возможно. Если вы постоянно превышаете скорость, обратите внимание на то, в каком состоянии садитесь за руль. Может, конфликты на работе портят вам настроение? Если вы систематически перекусываете фастфудом, возможно, дело в стрессе?

Первые десять дней – идеальное время для самопознания. Определите первоисточник вредной привычки. Глубокий самоанализ не только поможет от нее избавиться, но и значительно разовьет эмоциональный интеллект.

С 11 по 40 день: поделитесь проблемой

Перекройте себе путь к отступлению – расскажите окружающим, что боретесь с негативным пристрастием. Во-первых, вы наверняка получите поддержку, а, во-вторых, люди обратят внимание и предупредят, если вы ошибетесь.

С 41 по 66 день: избегайте раздражителей

На последнем этапе велика вероятность допустить ошибку и сойти с дистанции. Такое случается со многими. Если вы не считаете себя волевым человеком, с 41 по 66 день особенно избегайте триггеров. Придумайте себе защитную фразу типа «Если увижу фастфуд, перейду на другую сторону улицы». Не позволяйте негативным ситуациям сбивать вас с толку, иначе рискуете сорваться за шаг от успеха.

День 67: вознаградите себя

Избавление от вредной привычки – это и есть главная награда. Но не забудьте поощрить себя за победу. Только без фанатизма – чтобы не вернуться к привычке, от которой вы так тщательно избавлялись. Выберите следующую цель и идите к ней без страха.

Как расставались с вредными привычками знаменитости

Звездный образ жизни располагает к всевозможным излишествам и пагубным пристрастиям. Однако все больше мировых знаменитостей переходят на здоровый образ жизни. Вот несколько примеров.

Бритни Спирс

Известная американская певица Бритни Спирс долго боролась с целым букетом пагубных привычек, из-за которых бросила сцену, потеряла опеку над детьми и оказалась в клинике для душевнобольных. В тяжелый момент ее поддержали родители. Чтобы исключить все соблазны, отец Бритни через суд оградил ее от общения с людьми, которые могли вернуть ее к алкогольно-наркотической зависимости.

Бритни Спирс снова серьезно занялась музыкой, получила разрешение видеться с детьми и шаг за шагом вернулась к нормальному образу жизни и мировой известности.

Синди Кроуфорд

Супермодель Синди Кроуфорд не страдала страшными пороками, зато не любила тренироваться. Хотя и понимала, что при ее работе красивое тело – не роскошь, а необходимость. Чтобы сформировать полезную привычку, она перестала думать о том, что ей неприятно, а целиком сосредоточилась на том, что надо делать.

Результат с лихвой компенсировал моральные затраты. И вскоре тренировки превратились в увлекательное занятие. Синди Кроуфорд выпустила мотивирующие видеоуроки по фитнесу, которые пользуются большой популярностью.

Билл Клинтон

Билл Клинтон всегда любил поесть, причем еда была отнюдь не самая полезная – картошка фри, пончики, барбекю. После таких излишеств здоровье экс-президента заметно пошатнулось. Пришлось срочно пересматривать свой рацион и переходить на здоровую пищу.

Сегодня Билл Клинтон строгий вегетарианец – он не ест продукты животного происхождения.

Подведем итоги

Если человек не может справиться с пагубным пристрастием, это не делает его глупым, слабым или ленивым. Избавление от вредных привычек – сложный процесс, в основе которого лежат глубинные психологические факторы. Психология как наука объясняет причины и учит правильно освобождаться от зависимостей.

Главное правило: от вредных привычек нужно избавляться по очереди и тут же заменять полезными – так вы быстрее добьетесь успеха.

Материал подготовила: Инна Клевачева

Принципы ЗОЖ

7 шагов, которые помогут избавиться от вредных привычек

1. Опрокиньте внутреннего критика

Самый первый шаг избавления от вредных привычек очень простой: нужно простить себя за свою неидеальность. Наш внутренний критик очень часто не даёт нам даже сдвинуться с места, подсаживая нас на иглу чувства вины.

Итак, составьте список всего того, в чём вы не идеальны: жадность, ревность, неумение красиво говорить или быть дружелюбным. Все ваши вредные привычки — от ковыряния в носу и ворчания на собаку до того, что по-настоящему ранит близких.

Теперь попробуйте услышать внутренний голос критика, который говорит, что вы недостаточно хороши в чём-то. Он может звучать так: «Ты никогда не похудеешь и умрёшь 50-летней девственницей», «Почему ты никак не закончишь свой проект», «Ты никогда ничему не научишься и не добьёшься успеха».

Не пожалейте потраченных десяти минут, даже если это не очень приятно. Вам необходимо вытащить всё это наружу. И когда закончите, порвите список. Станет легче.

2. Приготовьте себя к долгому пути

Помните, что избавление от вредных привычек — это не забег на 100 метров, это марафон.

Есть множество теорий, за какое время вырабатывается новая привычка. Оптимальный срок — три месяца, поэтому будьте готовы к тому, что ближайшие три месяца будут нелёгкими.

У вас будет пара тяжёлых дней, но они минуют. И очень скоро вы начнёте испытывать приятные чувства гордости и самоуважения от соблюдения своего режима.

Есть одна очень хорошая техника, которая называется «Жить одним днём». Её суть проста: если вам хочется сорваться с вашего режима, то скажите себе: «Хорошо, я сделаю это, но завтра». А на следующий день повторите эту же фразу для своего мозга. Такое постоянное откладывание легко может затянуться на несколько месяцев, а вам их хватит, чтобы выработать новую правильную привычку.

3. Поощряйте себя

Заготовьте себе приятности на середине пути. Например, раз в две недели делайте себе какой-нибудь подарочек. Это может звучать так: «Если я влезу в эти джинсы, то я подарю себе новую пару классных кроссовок». Мозг очень мотивируют такого рода поощрения.

4. Избегайте пусковых механизмов

Есть особые триггеры, которые активируют механизмы деструктивного поведения и вредных привычек. Например, если у вас проблемы с алкоголем, то лучше совсем не заходить в бары и даже не подходить к полкам с алкоголем в супермаркете. Если у вас депрессия или вы совершаете импульсивные покупки, не ходите в магазины.

Для того чтобы ослабить влияние таких триггеров, вы можете создать себе защитную фразу «Если — то». Пример защитной фразы: «Если я увижу бар, то перейду на другую сторону улицы» или «Если мне захочется съесть пончик, то я съем несколько морковок».

Мозг должен знать, как ему следует действовать, если вдруг вас потянет на что-то «криминальное».

5. Почистите список «пособников»

В борьбе с вредными привычками вам стоит всерьёз задуматься над тем, чтобы сократить список своих «пособников».

«Пособники» — те люди, которые зовут покурить в перерывах или пытаются доказать нам, что «от одного бокала ещё никто не умирал». В некоторых случаях «пособники» —  те, кто провоцирует нас на агрессивное поведение. 

Например, вы решили избавиться от такой вредной привычки, как обидчивость. И в первую очередь решили перестать обижаться на своего мужа. Но у вас есть подружка, которая говорит: «Он не подарил тебе букет цветов в день рождения? Да он просто подонок!». В данном случае она яркий пример «пособника».

В таких случаях нужно взять лист бумаги и объективно написать, какие плюсы в том, чтобы прекратить общение с «пособниками». На одной чаше весов будет ваше будущее без вредных привычек, а на другой — всего лишь один (не всегда приятный) человек. Избавляйтесь от него.

6. Просите помощи

Честно говоря, мало кто из близких имеет достаточную степень мудрости, чтобы принимать правильное участие в нашем избавлении от вредных привычек. Это очень просто проверить.

Если вы сказали своему родственнику, что собираетесь, например, завязать c алкоголем, то он может отреагировать по-разному. Лучший вариант его реакции такой: «Отлично, как я тебе могу помочь в этом?». Худший вариант: «Бросить пить? Ты чё, с дуба рухнул?». Тогда всё плохо, но, надеемся, это не про ваших родственников.

Вероятнее всего, ваши родственники отреагируют так: «М-м-м, ясно». Но их нужно обратить в своих союзников и просить помощи. Например, так: «Я тут решила похудеть, поэтому, мама, не готовь больше пироги и блины. Или если и будешь готовить, то лучше в первой половине дня». Раздайте всем родственникам чёткие указания того, что нужно делать, если вы вдруг решите сорваться.

7. Не теряйте решимости

Мы все ошибаемся, все периодически падаем. Если с вами случится такое, то не корите себя чрезмерно. Более того, приготовьтесь к падениям, ведь это неизбежно.

Каждый день работая над собой, вы становитесь лучше. Если вы оступились и прекратили диету, забросили гимнастику или практику осознанности, всё, чего вы достигли до этого, не будет потеряно. Все обретённые навыки по-прежнему в вашем мозгу, чтобы помочь снова оказаться в седле.

Не останавливайтесь и не опускайте руки. Если вы читаете эти строчки — вы точно можете стать тем, кем хотите себя видеть. Верьте в себя!

По мотивам книги «Психология вредных привычек»

Читайте также 🧐

Читать книгу Как преодолеть вредные привычки. Духовный путь к решению проблемы Дипака Чопра : онлайн чтение

Дипак Чопра

Как преодолеть вредные привычки

Духовный путь к решению проблемы

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧТО ТАКОЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ В ПОИСКАХ

Среди наиболее серьезных проблем нашего общества, касающихся человеческого здоровья, вредные привычки и их последствия занимают, по моему глубокому убеждению, далеко не последнее место. Сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, многие формы рака, СПИД – вот лишь некоторые недуги, прямой или косвенной причиной которых становятся вредные привычки. Эта небольшая книга, таким образом, представляет собой попытку весьма сжатого рассмотрения чрезвычайно обширной и сложной проблемы. На первый взгляд это может показаться нелегкой задачей. Быть может, кто-то сочтет попытку разобраться на паре сотен страниц в сложнейших вопросах, связанных с пагубными пристрастиями, некоторой самоуверенностью. И все же я уверен, что даже такая небольшая книжка принесет огромную пользу как миллионам людей, которые пытаются избавиться от вредных привычек сами, так и миллионам их родных и близких, стремящихся этим людям помочь.

Иными словами, отдавая себе отчет в том, насколько разнообразны трудности, возникающие в нашем обществе из-за вредных привычек миллионов и миллионов людей, я все же приступаю к осуществлению задуманного с оптимизмом и рвением. Причина этого вполне проста: несмотря на то что нам предстоит говорить здесь о глубочайших физических и эмоциональных страданиях, книга эта – о здоровье и счастье, наслаждении и достатке, любви и надежде.

Я понимаю, что сама по себе подобная позитивная установка несколько непривычна. Слишком часто наши усилия по решению проблемы вредных привычек оказываются отравлены злобой, нетерпимостью и отчаянием. Порой это звучит открыто, как, например, в выражениях наподобие «война с наркотиками» или же страшных историях о том, как пагубные пристрастия изломали чью-то карьеру и разбили кому-то жизнь. В других случаях такая негативная ориентация проявляется не столь непосредственно: вспомним, например, унылую обстановку многих «центров», где пациентам предлагают самим справиться со своими проблемами и где их ждет кружок пластиковых стульев в комнате с линолеумом на полу и люминесцентным освещением.

Страх перед прошлым, страх перед будущим, страх воспользоваться настоящим моментом для обретения подлинного счастья – сколь многими страхами бывает усеян путь склонного к вредным привычкам человека! Составной частью многих методик избавления от таких привычек также является страх. Однако для большинства людей подход, основывающийся на страхе, не может стать средством достижения долговременного успеха. Поэтому я намерен предложить здесь совершенно иной взгляд на вредные привычки и пагубные пристрастия – на то, что они собой представляют, и на людей, им поддавшихся.

Пристрастившийся человек видится мне искателем, который, увы, сбился с пути. Это человек, ищущий удовольствия, а может, даже своего рода трансцендентного опыта, – и я хочу подчеркнуть, что подобный поиск достоин всяческого поощрения. Такой человек ищет не там и не то, но стремится он к вещам очень важным, и мы не вправе позволить себе игнорировать значение его поиска. По крайней мере поначалу, пристрастившийся надеется испытать нечто чудесное, нечто выходящее за рамки неудовлетворительной, а то и нетерпимой для него повседневной действительности. В таком стремлении нет ничего постыдного. Наоборот, оно становится основой для истинной надежды и подлинного преображения.

Называя пристрастившегося искателем, мне хочется пойти еще дальше. На мой взгляд, человек, никогда не испытывавший тяги к пристрастиям, – это тот, кто не сделал и первого робкого шага к познанию истинного значения Духа. Быть может, в пристрастии и нечем гордиться, однако оно представляет собой стремление к переживаниям более высокого уровня. И хотя достичь такого уровня при помощи таблеток и разного рода одержимости невозможно, сама такая попытка свидетельствует о наличии в человеке чего-то подлинно духовного.

Согласно Аюрведе, традиционному индийскому учению о человеческом здоровье, каждый из нас хранит в себе память о совершенстве. Эта память запечатлена в каждой из клеток нашего тела. Ее нельзя стереть, но можно заглушить ядами и различного рода загрязнениями. При рассмотрении вопроса о пагубных пристрастиях нашей подлинной задачей является не описание разрушительного действия поведения аддиктивного типа

[1], но пробуждение всегда сохраняемого нами сознания совершенства. Будучи школьником, я прочел поэму «Потерянный рай», несомненно являющуюся одним из величайших произведений, созданных на английском языке. Но я понял и то, что рай, находящийся внутри нас, никогда не может быть утрачен в полном смысле этого слова. Мы можем перестать его замечать, но он всегда для нас достижим.

Мне часто приходила в голову мысль, что музыка – это вид искусства, который способен наиболее эффективно ввести нас в соприкосновение с нашим внутренним совершенством. К ней, разумеется, можно подходить с позиций разума и даже воспринимать как некий раздел математики, однако музыка, помимо этого, выводит нас на уровень, в некотором роде более глубокий, чем наши процессы сознательного мышления. Это можно испытать, слушая музыку, а еще более полно – играя ее. Всякий раз, присутствуя на концерте, я бываю поражен тем очевидным воздействием, которое музыка оказывает на исполнителя. То, что он переживает, можно назвать экстазом. Музыкант, в полном смысле слова поглощенный исполнением, перемещается в иную реальность и переживает совершенно безотчетные счастье и радость. Это захватывающее, восхитительное зрелище. Подобный опыт, разумеется, может стать достойной целью для устремлений и в вашей собственной жизни.

В связи с этим мне вспоминается некогда прочитанное жизнеописание Чарли Паркера, талантливейшего музыканта, блиставшего в джазовом мире Нью-Йорка в 40-х – начале 50-х годов. Лучшие из его саксофонных импровизаций были не просто ошеломляюще быстрыми и замысловатыми – они обладали логической связностью и единством. Обожествлявшие Паркера молодые музыканты были готовы на все, чтобы играть так, как он, однако его музыкальные способности казались чуть ли не сверхъестественными. В чем же был секрет его игры, его способности войти в то, не каждому доступное пространство, где он, вне всякого сомнения, пребывал во время исполнения?

Случилось так, что Чарли Паркер был не только великим музыкантом, но и пристрастившимся к героину наркоманом. И хотя лучшие его соло были сыграны, когда он не был зависим от наркотиков, среди целого поколения джазовых музыкантов стало модным употреблять героин в подражание своему кумиру. Их порыв вполне понятен и даже достоин восхищения: им хотелось погрузиться в то сверхъестественное переживание, в котором у них на глазах пребывал другой человек. Однако для многих талантливых людей это имело катастрофические последствия. Героин не только не привел их к главной цели жизни – стать выдающимися музыкантами, но и оказался для них губителен. Им хотелось найти короткий путь в рай, но свернули они явно не на ту тропу. В отношении пагубных пристрастий этот момент – важнейший, идет ли речь о наркотиках, еде, алкоголе, курении, азартных играх, телевизионных мыльных операх или тысячах других искушений, ежедневно присутствующих в нашей жизни. Пристрастие начинается, когда нужную вещь ищут в неподобающем месте. Как показал в своей великолепной книге «Экстаз» последователь Юнга психолог Роберт Джонсон, пристрастие есть не что иное, как донельзя выродившаяся замена истинному переживанию счастья.

ВОСПИТАНИЕ ДУХА

Не хлебом единым жив человек.

Этот общеизвестный образ фигурирует как в Ветхом, так и в Новом Завете, и смысл его вполне понятен. Фактически, он означает, что наши потребности не ограничиваются удовлетворением лишь материальных нужд. Однако стоит обратить внимание, насколько категорично это высказывание. Духовное удовлетворение представлено как фундаментальная жизненная потребность, сравнимая с потребностью в пище. По существу, на тех же позициях стоят и все другие религии и духовные традиции: чтобы жить, нам необходима «пища для души».

По моему мнению, это верно в совершенно буквальном смысле. Состояние нашей духовной жизни напрямую связано с функционированием нашего тела, в том числе с обменом веществ, пищеварением, дыханием и всеми остальными видами физиологической деятельности. Но мы нередко пренебрегаем своими духовными потребностями или недооцениваем их. Конечно, имеются некоторые признаки того, что на смену подобному поведению постепенно приходит иное – у людей вновь возникает осознание духовных ценностей. И тем не менее материалистическая ориентация, под влиянием которой мы находились столь длительное время, повлекла весьма серьезные последствия, тесно связанные с распространенностью в современном обществе склонности к вредным привычкам.

Коль скоро мы не в полной мере осознаем необходимость духовных достижений, нет ничего удивительного в том, что многие люди неверно понимают истинные потребности человеческого духа. Они открывают для себя великое множество гиперстимулирующих видов деятельности и такое же количество способов снятия напряжения, заменяя ими состояние «действительно высшего класса» – именно то глубокое переживание, которое Роберт Джонсон называет экстазом.

Это-то и прискорбно, ведь экстаз нам необходим. Мы нуждаемся в нем так же остро, как в пище, воде и воздухе. Но в современном западном обществе эта основополагающая человеческая потребность не осознается в полной мере. За последние тридцать лет мы существенно продвинулись в понимании того, насколько ухудшилось наше физическое окружение, и в преодолении такого рода тенденций. А вот столь же решительно осознать свои духовные потребности нам пока не удалось. В проблеме вредных привычек я вижу прямое следствие этой фундаментальной оплошности.

В каждой культуре, во все эпохи человеческой истории люди испытывали потребность в экстатическом переживании – в наслаждении того или иного рода, выходящем за рамки повседневной реальности. Различные культуры пытались удовлетворить эту потребность множеством всевозможных способов, и некоторые из этих способов оказывались куда более духовно ориентированными, чем все прочие.

В XIX веке русский писатель Федор Достоевский утверждал, что человек может чувствовать себя удовлетворенным, только получая от общества три вида переживаний – чудеса, таинства и духовное руководство, и что переживания эти куда более важны для него, чем удовлетворение материальных потребностей. Человек, испытывающий то или иное пагубное пристрастие, по всей видимости, верит, что с его помощью он сможет обрести чудеса и таинства, а отсутствие духовного руководства делает такой взгляд еще более соблазнительным. Вместо того чтобы считать пристрастившихся просто-напросто слабыми людьми, а то и преступниками, я предпочитаю видеть в них тех, кто губительным для них самих, но все же вполне понятным образом откликается на духовный вакуум, скрывающийся за нашим материальным изобилием.

Мы все ощущаем последствия этого духовного вакуума, В зависимости от того, кто мы есть, и от тех обстоятельств, в которых оказываемся, мы откликаемся на него одним из множества способов. Однако в нашем обществе человеческий отклик на духовные в своей сущности устремления сплошь и рядом принимает материальные формы.

Мне вспоминается один мой друг, который, будучи еще совсем молодым человеком, достиг впечатляющих успехов в бизнесе. В его сорок с небольшим лет у него в руках оказались средства, достаточные для того, чтобы делать или иметь буквально все, что ему захочется. И он действительно хотел чего-то, вот только не был уверен, чего именно. Как бы то ни было, он купил летний домик у озера. Чтобы добираться до этого домика, он приобрел дорогой джип, а чтобы, добравшись, ему было чем заняться, купил катер. Помимо этого, он обзавелся суперсовременным сотовым телефоном, чтобы иметь возможность из джипа или катера следить за ходом своего бизнеса.

Словом, обычная история, множество раз происходившая с финансово успешными индивидуумами. Приобретя дом, автомобиль, катер и телефон, мой друг никоим образом не оказался ближе к подлинной самореализации, чем был до этого. Результатом стало лишь то, что он впал в еще более угнетенное состояние духа, и отдаленные последствия этого наблюдаются до сих пор. Так, например, катер оказался весьма удобным местом для довольно-таки обильных возлияний.

Мой друг – человек состоятельный и, по большому счету, сильная личность. Вероятно, поэтому его помешательство на приобретениях не причинило ему особого вреда. А вот для человека с меньшими финансовыми возможностями или, скажем, для более уязвимой личности это могло бы иметь довольно пагубные последствия в виде непредсказуемых душевных пристрастий. Алкоголь, наркотики, безрассудство в сексуальной сфере представляют собой по существу материальные отклики на потребности, не являющиеся физическими в своей основе. Но если человек не представляет себе, где кроме сферы простой чувственности ему искать подлинное наслаждение, неудивительно, что он его и не находит.

В своей книге «Утраченный мир Выставки», вышедшей в 1939 году, специалист по компьютерам Дэвид Джелентер использует в качестве отправной точки для анализа тогдашнего общества Нью-йоркскую всемирную выставку. Сделанные им выводы представляются мне вполне четкими и убедительными. Ближе к концу Великой депрессии и непосредственно перед началом Второй мировой войны Всемирная выставка рисовала картину будущего, поражавшую воображение большинства людей того времени. Еще немного, говорила эта картина, и у каждого будет собственный автомобиль. Более того, у каждого будет гараж, где он сможет этот автомобиль содержать. Жилье, электрические холодильники и даже телевизоры станут доступными всем и каждому.

По словам Джелентера, эта невероятная на первый взгляд перспектива придавала силы американскому обществу в годы войны и в последовавший за ней период роста благосостояния. Постепенно то, что казалось недостижимым идеалом, превратилось в реальный образ жизни множества людей. Но по мере достижения все большего успеха в вопросах удовлетворения материальных потребностей, естественным образом уменьшалось количество вещей, к которым нужно было стремиться. Коль скоро вещи были тем, к чему были обращены наши надежды и ради чего мы трудились, с достижением каждой новой материальной цели у нас оставалось все меньше надежд и меньше целей.

Сегодня мечта, вдохновлявшая нас полвека назад, стала явью. И если эта явь не принесла счастья многим американцам, то не потому ли, что мечта была основана на том, в чем мы нуждались тогда! Теперь же, когда многие из нас получили все сполна, нам необходимо нечто качественно иное. Нам необходимо что-то большее.

Для миллионов же людей, которые пока что не достигли финансового и материального успеха, ассоциирующегося у нас с сегодняшним днем, ситуация оказывается еще сложней. Склонность к вредным привычкам, несомненно, более характерна для бедных, чем для обеспеченных слоев общества, и ее последствия для людей с ограниченными социальными и личными ресурсами куда пагубней.

Говоря людям, чувствующим себя за бортом материального благополучия, что им следует осознать свои духовные потребности, я затрагиваю весьма непростые проблемы. Мне могут, например, задать вопрос, а не напоминает ли это обращенные к маленькому ребенку увещевания, что быть взрослым вовсе не так прекрасно, как может показаться? Дети все равно будут хотеть испытать это на себе! И все же я уверен, что осознание и развитие Духа необходимо каждому, вне зависимости от его нынешнего положения в обществе, поскольку такое осознание – единственная подлинная и неизменная альтернатива пагубным пристрастиям.

На страницах этой книги я попытался показать, что духовное совершенствование доступно каждому человеку, какова бы ни была его личная история или же материальная обеспеченность. Разумеется, ваши индивидуальные обстоятельства неизбежно окажут свое влияние на выбор пути к духовному совершенству. Однако одним из величайших достоинств Аюрведы является ее гибкость и способность удовлетворить уникальные потребности каждого конкретного человека.

Хочется надеяться, что подзаголовок этой книги в надлежащей мере подчеркивает силу моих чувств по отношению к вредным привычкам. Я говорю о духовном пути к решению проблемы, потому что уверен – это и есть подлинный ответ. В третьей главе я подробней поясню, почему я уверен в этом; в ближайших же главах мы разберемся, каким образом вы сможете найти применение духовному пути в своей повседневной жизни.

ДЕЙСТВИЕ, ВОСПОМИНАНИЕ, ЖЕЛАНИЕ

Всякий раз, когда мне хочется понять, что такое чудо и счастье, я мысленно возвращаюсь в тот яркий и прекрасный день, когда я отправился на прогулку с маленькой трехлетней девочкой, дочкой моего соседа.

Несмотря на то что мы тогда всего один раз обошли свой уютный, но ничем особо не примечательный жилой квартал, это заняло у нас почти целый час. Вышло так, что все увиденное и услышанное становилось для нас радостным открытием и поводом для восторженного обсуждения. Вновь и вновь мы останавливались, чтобы посмотреть на припаркованные у тротуара автомобили. Моя юная подружка радостно щебетала об их цвете, размере, форме и даже непременно хотела прикоснуться к каждому из них. Столь же восторженное внимание она уделяла цветам, растущим на клумбах, и доносившимся до нас издалека звукам пожарной машины. Когда над нашими головами пролетел самолет, мы тут же остановились и принялись смотреть в небо до тех пор, пока он, превратившись в крошечную пылинку, не растаял вдалеке. И, конечно же, мы махали ему вслед.

Эта прогулка вокруг квартала привела меня к некоторым очень важным выводам. Так, было очевидно, что на самом деле источником удовольствия для девочки было вовсе не то, с чем мы сталкивались, само по себе. Картины, звуки, предметы – все это было для нее лишь поводом выразить то чувство, которое уже присутствовало в ней. Чувство это не происходило от чего-то находящегося во внешнем мире; наоборот, оно проецировалось на мир из ее сердца и души. По-моему, счастье – это именно то слово, которое наилучшим образом характеризует такое состояние самозарождающегося наслаждения.

Большинство людей, по крайней мере взрослых, не переживают счастья, гуляя вокруг квартала, и тому есть вполне понятные причины. Дети живут в мире чистого созерцания. Для них зрительные образы, звуки и предметы существуют затем, чтобы получать от них удовольствие, играть с ними, а вовсе не для того, чтоб ими пользоваться. А вот в жизни взрослых все подчинено обязанностям. Гуляя в солнечный день, мы воспринимаем окружающий нас мир как неразборчивую мозаику цветов и узоров, а сознание наше при этом сосредоточено на той или иной проблеме, которую мы в данный момент считаем наиболее острой. Как бы ни называлось такого рода переживание, это что угодно, только не счастье.

Но представим себе, что такой вот озабоченный взрослый, гуляя, уставившись в тротуар, вдруг обнаруживает в поле своего зрения что-то совершенно необычное. Стодолларовую купюру! Эффект будет почти что магический! Проблемы, казавшиеся до сих пор столь всепоглощающими, от подобной удачи сразу же – по крайней мере на какое-то время – куда-то деваются. Случись такое с вами, у вас перед глазами тут же замелькал бы перечень того, что можно с этой стодолларовой купюрой сделать. Быть может, вы не отнесетесь к этому случаю как к чему-то преобразившему вашу жизнь, но наверняка станете думать о нем как о чем-то очень хорошем – и состояние вашего сознания разительно преобразится. Что вы почувствуете? Я уверен, вам тут же пришло в голову это слово: радость.

Найдя сто долларов, вы обрадуетесь. Деньги – это внешняя причина, а ощущение радости – внутренний на нее отклик. Счастье же можно описать как ощущение радости без причины. Счастье – это изначально наличествующее внутреннее состояние, которым определяется наше восприятие мира. Счастье есть причина, тогда как радость – следствие.

Я не хочу сказать, что мы, взрослые, всегда должны стремиться вести себя так, будто мы маленькие дети, однако нам необходимо помнить о том счастливом состоянии бытия, что некогда было нам свойственно. Оно всегда достижимо, хотя его часто путают с совершенно иным состоянием, которое я назвал ощущением радости. Радости – это то, чего мы ищем, к чему стремимся, быть может, даже то, за что боремся. Радости – это что-то такое, что мы пытаемся отыскать или, скорее, купить. Счастье же – это то, что мы есть.

Люди стремятся избежать страдания и получить удовольствие, и они берут себе удовольствие в любой из доступной им форм. Если человек утратил связь со своими внутренними источниками счастья, если радость, приходящая к нему из внешних источников, – это единственное знакомое ему счастье, то он ищет именно такого переживания. В зависимости от обстоятельств, этот поиск может оказаться весьма ценным и плодотворным. Но, к сожалению, он может также вылиться в пристрастие в каком-либо из множества его обличий.

Давайте заменим в нашей истории нахождение стодолларовой купюры какими-нибудь другими открывшимися возможностями. Предположим, некий живущий в мире страданий и жестокости молодой человек находит субстанцию, способную мгновенно перенести его, пусть лишь на короткое время, в совершенно иную жизнь. Предположим, некий другой молодой человек, чье продвижение по службе затормозилось, а семья испытывает финансовые затруднения, получает облегчение оттого, что, отправив жену спать, выпивает бутылочку пива, – а выпив полдюжины, чувствует себя еще лучше.

Еще кто-то отыщет подобный выход в чем-нибудь другом из бесконечного разнообразия веществ, вызывающих зависимость, и аддиктивных типов поведения. Каков бы ни был опыт, если он доставляет удовольствие, его, естественно, всегда хочется повторить. Такое повторение, по крайней мере поначалу, есть вопрос выбора. Но когда человеком действительно овладевает пристрастие, оно превращается в потребность и даже в необходимость.

Аюрведа весьма четко определяет подобные психологические и физиологические механизмы. Когда мы совершаем какое-либо действие, скажем, берем в руку карандаш или преодолеваем на резиновой лодке речной порог, мы внутренне устанавливаем его место в спектре нашего опыта. На одном краю этого спектра находится невыносимое страдание, а на другом – высшее наслаждение. Завершившись, действие продолжает существовать в нашем сознании – равно как и в нашем теле – в виде воспоминания, которому приписывается та или иная степень страдания или же наслаждения. Если уровень «страдания» достаточно высок, мы будем делать все от нас зависящее, чтобы избежать повторения этого действия. Если же действие принесет нам большое наслаждение, мы будем столь же отчаянно стремиться совершить его вновь.

Санскритское слово карма означает действие. Оно может относиться как к физической деятельности, так и к тому или иному ментальному процессу, скажем, к мышлению или чувствованию. Всякое действие содержит в себе семена воспоминания, называемые на санскрите санскарой, и семена желания, именуемые васаной. По существу, различие между этими двумя понятиями состоит в том, что одно из них обращено назад, а другое – вперед. Если воспоминание о действии приятно, оно порождает желание совершить новое действие, доставляющее по меньшей мере такое же удовольствие. Новое действие может как просто повторять совершенное ранее, так и представлять собой попытку получить еще большее наслаждение.

Сущность этой парадигмы была признана истинной даже в философских традициях, весьма далеких от индийской. Французский писатель Оноре де Бальзак заметил, что в жизни некоторых особо эмоциональных людей – он говорил об игроках и любовниках – часто присутствует некое в высшей степени острое переживание, которое начинает тяготеть над всеми их последующими поступками, порождая стремление воспроизвести однажды испытанное возбуждение. Быть может, даже сам того не сознавая, Бальзак дал прекрасное описание аддиктивного поведения, ведь пристрастия к азартным играм и сексу относятся к числу наиболее широко известных зависимостей.

Аюрведа особо подчеркивает, что после того, как мы совершим то или иное действие, оно навсегда запечатлевается в нас наряду со столь же неустранимыми элементами воспоминания и желания. Что бы мы ни делали, ни говорили и даже ни думали, триада «действие – воспоминание – желание» оказывается закодированной в наших клетках, и код этот попросту невозможно стереть. Это имеет важнейшие последствия с точки зрения предлагаемого в этой книге подхода к вредным привычкам. Мы не будем стремиться к тому, чтобы «избавиться» от воспоминаний и желаний, стоящих за аддиктивным поведением. Вместо этого мы сосредоточимся на создании новых, в высшей степени позитивных ощущений, которые окажутся сильнее разрушительных побуждений пристрастия и сделают эти побуждения бессильными.

Пожалуй, лучше всего проиллюстрировать это на примере одной из пациенток, несколько лет назад пришедшей в наш коррекционный центр. Я уверен, что этот случай свидетельствует об эффективности позитивного подхода к пристрастию, приспособленного к индивидуальным потребностям человека. Моей пациенткой была семнадцатилетняя девушка; назовем ее Эллен.

С первого взгляда на Эллен мне стало ясно, что у нее серьезные проблемы со здоровьем. Впоследствии выяснилось, что происходят они от употребления наркотиков и другого рода саморазрушающего поведения, возобладавшего в ее жизни с четырнадцатилетнего возраста. Проще говоря, Эллен пристрастилась к героину, в результате чего оказалась вовлечена в другие опасные и пагубные занятия, такие, как воровство и проституция.

Я решил поначалу не затрагивать в разговоре с Эллен тему ее пристрастий. Этими разговорами она была уже сыта по горло. В сущности, почти каждая минута ее жизни оказывалась тем или иным образом с ними связана, то ли в форме ее в этом участия, то ли в виде терапевтического вмешательства. И до сих пор все попытки такого вмешательства были по большей части безуспешными.

– Давай пока что не будем обсуждать твои нынешние проблемы, – предложил я Эллен в одну из наших первых встреч. – Поговорим о том, чем ты занималась до их появления. Было ли что-нибудь такое, что тебе особенно нравилось делать, когда ты была маленькой девочкой? К чему ты на самом деле тогда стремилась? Что тебя интересовало больше всего?

Эллен задумалась, словно пытаясь вспомнить некую дату из курса древней истории, а не события своей собственной жизни всего-то двух– или трехлетней давности.

– Ну, – сказала она, – мне очень нравилось заниматься верховой ездой. Но я даже представить себе не могу, как бы я влезла сейчас на лошадь. Даже не знаю, смогла ли бы я проехать, не упав. Тогда я была совсем другим человеком.

Достаточно было одного взгляда на Эллен, чтобы понять, откуда у нее такие настроения. Она выглядела беспокойной, усталой и недоедающей. Толстая стена умственного, физического и эмоционального нездоровья изолировала ее от внешнего мира и даже от ее собственных истинных потребностей и чувств. Поэтому первой целью курса ее лечения было устранение этого барьера.

Я предложил Эллен пройти пятиуровневую аюрведическую процедуру очищения, называемую Панчакарма. После недолгого обсуждения Эллен согласилась – и, подобно всякому прошедшему Панчакарму, почувствовала себя полностью «перерожденной». Аюрведа рассматривает сознание и тело как составляющие единого целого. Когда тело Эллен было очищено на самом основном, клеточном уровне, ее эмоции и дух оказались точно так же очищены и восстановлены. В Панчакарме нет ничего загадочного или чудесного, однако эффект был поистине поразителен. Химические и эмоциональные барьеры, скрывавшие истинное «я» Эллен, начали рушиться.

Затем Эллен несколько дней отдыхала от этих очистительных процедур, и я решил, что настало время приступить к проблеме ее пристрастий более непосредственно. Мы действительно отправились на прогулку верхом, несмотря на ее прежние опасения. И, как я и ожидал, Эллен это понравилось. С точки зрения Аюрведы, это было чрезвычайно важно, поскольку верховая езда пробудила специфическую цепочку «действие – воспоминание – желание», некогда сыгравшую в жизни Эллен положительную роль. Я был убежден, что эта цепочка окажет свое благотворное воздействие вновь.

Когда мы вернулись с прогулки, я спросил Эллен, как она себя чувствует. Мне хотелось, чтобы, описывая мне полученные ею только что ощущения, она пережила их снова. Эллен была удивлена и обрадована тем, что ей доставило такое удовольствие занятие, которое, как она думала, стало ей недоступным. Тогда я предложил ей ненадолго пройти в мой кабинет и кое-что там обсудить.

Мы присели на диван, и я почувствовал, что Эллен приготовилась выслушать некую суровую лекцию. Я видел, что она по привычке, выработавшейся у нее в наши первые встречи, молча ушла в глухую оборону. Но вместо того, чтобы что-либо говорить самому, я предложил говорить Эллен.

– Я хотел бы, чтоб ты рассказала мне обо всем, что происходит с тобой, когда ты вводишь себе наркотик, – сказал я. – Все, от начала до конца. Пожалуйста, опиши точно, как ты это делаешь и что именно чувствуешь в результате.

– Вы хотите услышать о том, что это похоже на взлет с последующим падением? – спросила она.

– Нет, поскольку это только конечный результат. Начни с самого начала. Расскажи мне, как выглядит шприц, что ты чувствуешь, когда ты держишь его в руке. Расскажи, как выглядит игла и что ты чувствуешь, вонзая ее себе в руку. Если во всем этом есть какое-то удовольствие, опиши мне его, и если есть боль, страх, печаль – скажи об этом тоже. Расскажи, какой запах ты ощущаешь, принимая наркотик, на что похож звук, когда ты надавливаешь на поршень шприца. Быть может, ты ощущаешь какой-нибудь особенный вкус или же у тебя во рту становится необычно сухо? Попытайся с помощью своего воображения пройти для меня через все это.

У меня было несколько причин обратиться к Эллен с такой просьбой, но самое главное – это было упражнение на осознание. В Аюрведе осознание равносильно овладению всей полнотой информации о текущем моменте. Это означает сосредоточение на всех своих ощущениях и полное переживание всего того, о чем вам говорит ваше тело в процессе той или иной деятельности. Вводя себе наркотик, Эллен не привыкла осознавать. Для нее это было чем-то доведенным до автоматизма, а туман, обволакивавший Эллен, когда наркотик начинал действовать, еще больше скрывал от нее действительную механику этого процесса. Подобное описание было для нее огромным эмоциональным и умственным напряжением, но я хотел, чтобы она была точна во всех деталях. Эллен закончила свой рассказ, и я почувствовал, что теперь ее опыт стал для нее более прозрачен, более реален и более осознан, чем был в то время, когда она действительно раз за разом наполняла шприц и вонзала себе в руку иглу.

Читать онлайн «Как преодолеть вредные привычки. Духовный путь к решению проблемы» автора Чопра Дипак — RuLit

Дипак Чопра

Как преодолеть вредные привычки

Духовный путь к решению проблемы

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧТО ТАКОЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

ЗАБЛУДИВШИЙСЯ В ПОИСКАХ

Среди наиболее серьезных проблем нашего общества, касающихся человеческого здоровья, вредные привычки и их последствия занимают, по моему глубокому убеждению, далеко не последнее место. Сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, многие формы рака, СПИД — вот лишь некоторые недуги, прямой или косвенной причиной которых становятся вредные привычки. Эта небольшая книга, таким образом, представляет собой попытку весьма сжатого рассмотрения чрезвычайно обширной и сложной проблемы. На первый взгляд это может показаться нелегкой задачей. Быть может, кто-то сочтет попытку разобраться на паре сотен страниц в сложнейших вопросах, связанных с пагубными пристрастиями, некоторой самоуверенностью. И все же я уверен, что даже такая небольшая книжка принесет огромную пользу как миллионам людей, которые пытаются избавиться от вредных привычек сами, так и миллионам их родных и близких, стремящихся этим людям помочь.

Иными словами, отдавая себе отчет в том, насколько разнообразны трудности, возникающие в нашем обществе из-за вредных привычек миллионов и миллионов людей, я все же приступаю к осуществлению задуманного с оптимизмом и рвением. Причина этого вполне проста: несмотря на то что нам предстоит говорить здесь о глубочайших физических и эмоциональных страданиях, книга эта — о здоровье и счастье, наслаждении и достатке, любви и надежде.

Я понимаю, что сама по себе подобная позитивная установка несколько непривычна. Слишком часто наши усилия по решению проблемы вредных привычек оказываются отравлены злобой, нетерпимостью и отчаянием. Порой это звучит открыто, как, например, в выражениях наподобие «война с наркотиками» или же страшных историях о том, как пагубные пристрастия изломали чью-то карьеру и разбили кому-то жизнь. В других случаях такая негативная ориентация проявляется не столь непосредственно: вспомним, например, унылую обстановку многих «центров», где пациентам предлагают самим справиться со своими проблемами и где их ждет кружок пластиковых стульев в комнате с линолеумом на полу и люминесцентным освещением.

Страх перед прошлым, страх перед будущим, страх воспользоваться настоящим моментом для обретения подлинного счастья — сколь многими страхами бывает усеян путь склонного к вредным привычкам человека! Составной частью многих методик избавления от таких привычек также является страх. Однако для большинства людей подход, основывающийся на страхе, не может стать средством достижения долговременного успеха. Поэтому я намерен предложить здесь совершенно иной взгляд на вредные привычки и пагубные пристрастия — на то, что они собой представляют, и на людей, им поддавшихся.

Пристрастившийся человек видится мне искателем, который, увы, сбился с пути. Это человек, ищущий удовольствия, а может, даже своего рода трансцендентного опыта, — и я хочу подчеркнуть, что подобный поиск достоин всяческого поощрения. Такой человек ищет не там и не то, но стремится он к вещам очень важным, и мы не вправе позволить себе игнорировать значение его поиска. По крайней мере поначалу, пристрастившийся надеется испытать нечто чудесное, нечто выходящее за рамки неудовлетворительной, а то и нетерпимой для него повседневной действительности. В таком стремлении нет ничего постыдного. Наоборот, оно становится основой для истинной надежды и подлинного преображения.

Называя пристрастившегося искателем, мне хочется пойти еще дальше. На мой взгляд, человек, никогда не испытывавший тяги к пристрастиям, — это тот, кто не сделал и первого робкого шага к познанию истинного значения Духа. Быть может, в пристрастии и нечем гордиться, однако оно представляет собой стремление к переживаниям более высокого уровня. И хотя достичь такого уровня при помощи таблеток и разного рода одержимости невозможно, сама такая попытка свидетельствует о наличии в человеке чего-то подлинно духовного.

Согласно Аюрведе, традиционному индийскому учению о человеческом здоровье, каждый из нас хранит в себе память о совершенстве. Эта память запечатлена в каждой из клеток нашего тела. Ее нельзя стереть, но можно заглушить ядами и различного рода загрязнениями. При рассмотрении вопроса о пагубных пристрастиях нашей подлинной задачей является не описание разрушительного действия поведения аддиктивного типа [1], но пробуждение всегда сохраняемого нами сознания совершенства. Будучи школьником, я прочел поэму «Потерянный рай», несомненно являющуюся одним из величайших произведений, созданных на английском языке. Но я понял и то, что рай, находящийся внутри нас, никогда не может быть утрачен в полном смысле этого слова. Мы можем перестать его замечать, но он всегда для нас достижим.

Мне часто приходила в голову мысль, что музыка — это вид искусства, который способен наиболее эффективно ввести нас в соприкосновение с нашим внутренним совершенством. К ней, разумеется, можно подходить с позиций разума и даже воспринимать как некий раздел математики, однако музыка, помимо этого, выводит нас на уровень, в некотором роде более глубокий, чем наши процессы сознательного мышления. Это можно испытать, слушая музыку, а еще более полно — играя ее. Всякий раз, присутствуя на концерте, я бываю поражен тем очевидным воздействием, которое музыка оказывает на исполнителя. То, что он переживает, можно назвать экстазом. Музыкант, в полном смысле слова поглощенный исполнением, перемещается в иную реальность и переживает совершенно безотчетные счастье и радость. Это захватывающее, восхитительное зрелище. Подобный опыт, разумеется, может стать достойной целью для устремлений и в вашей собственной жизни.

В связи с этим мне вспоминается некогда прочитанное жизнеописание Чарли Паркера, талантливейшего музыканта, блиставшего в джазовом мире Нью-Йорка в 40-х — начале 50-х годов. Лучшие из его саксофонных импровизаций были не просто ошеломляюще быстрыми и замысловатыми — они обладали логической связностью и единством. Обожествлявшие Паркера молодые музыканты были готовы на все, чтобы играть так, как он, однако его музыкальные способности казались чуть ли не сверхъестественными. В чем же был секрет его игры, его способности войти в то, не каждому доступное пространство, где он, вне всякого сомнения, пребывал во время исполнения?

Случилось так, что Чарли Паркер был не только великим музыкантом, но и пристрастившимся к героину наркоманом. И хотя лучшие его соло были сыграны, когда он не был зависим от наркотиков, среди целого поколения джазовых музыкантов стало модным употреблять героин в подражание своему кумиру. Их порыв вполне понятен и даже достоин восхищения: им хотелось погрузиться в то сверхъестественное переживание, в котором у них на глазах пребывал другой человек. Однако для многих талантливых людей это имело катастрофические последствия. Героин не только не привел их к главной цели жизни — стать выдающимися музыкантами, но и оказался для них губителен. Им хотелось найти короткий путь в рай, но свернули они явно не на ту тропу. В отношении пагубных пристрастий этот момент — важнейший, идет ли речь о наркотиках, еде, алкоголе, курении, азартных играх, телевизионных мыльных операх или тысячах других искушений, ежедневно присутствующих в нашей жизни. Пристрастие начинается, когда нужную вещь ищут в неподобающем месте. Как показал в своей великолепной книге «Экстаз» последователь Юнга психолог Роберт Джонсон, пристрастие есть не что иное, как донельзя выродившаяся замена истинному переживанию счастья.

ВОСПИТАНИЕ ДУХА

Не хлебом единым жив человек.

Этот общеизвестный образ фигурирует как в Ветхом, так и в Новом Завете, и смысл его вполне понятен. Фактически, он означает, что наши потребности не ограничиваются удовлетворением лишь материальных нужд. Однако стоит обратить внимание, насколько категорично это высказывание. Духовное удовлетворение представлено как фундаментальная жизненная потребность, сравнимая с потребностью в пище. По существу, на тех же позициях стоят и все другие религии и духовные традиции: чтобы жить, нам необходима «пища для души».

вернуться

1. Аддиктивный тип поведения — в психологии: обусловленный пристрастием (обычно пагубным).

~ 1 ~

Следующая страница

Как побороть вредные привычки? 6 главных шагов — Здоровье и спорт

От вредных привычек можно и нужно избавляться – и эти шесть шагов приведут вас к успеху.

Вредные привычки, а именно курение, употребление алкоголя или наркотиков и систематическое переедание – наносят значительный вред нашему здоровью и беспощадно портят внешность.

Предлагаю авторскую методику избавления вредных привычек. В моем видеоблоге вы можете увидеть историю одной пациентки, которая стала героиней программы «Моя новая жизнь» («1+1») и попала в нашу клинику. Татьяна более четыре года принимала тяжелый наркотик, который существенно навредил ее здоровью и внешности. У женщины был диагностирован остеомиелит нижней и верхней челюсти. Конечно, это заболевание вызвала ее вредная привычка – зависимость от наркотиков. В результате колоссальной работы нашей команды клиники и титанических усилий самой Татьяны – она смогла преодолеть эту зависимость и победить болезнь.

Блоги

10 фактов о человеческом организме, которые знает только хирург
Ростислав Валихновский

Преодоление вредных привычек – это в первую очередь лечение психосоматических болезней, хирурги же в основном занимаются устранением последствий негативного влияния на организм вредных привычек. В видеоблоге вы можете увидеть, как выглядят легкие курильщика, печень человека, который длительное время употреблял алкоголь, а также как изменились те люди, которые систематически употребляли наркотики.

Как же побороть негативную привычку? Как победить ее?

Шаг №1. Увидеть и признать, что у вас есть вредная привычка

Понять, что эта негативная привычка живет в вас и вредит вашему здоровью и внешности. Ни один человек, который, к примеру, употребляет алкоголь, не считает себя зависимым от него. Поэтому первый шаг – это признание проблемы.

Шаг №2. Описать и понять вредную привычку

Нужно встретить привычку «один на один» — изучить ее каждую «черту». Чем больше времени вы потратите на этом этапе – тем глубже поймете ее и тем легче будет с ней бороться в будущем.

Куріння, для блогів Инфографика предоставлена автором Куріння, для блогів Инфографика предоставлена автором

Шаг №3. Понять последствия вредной привычки

Понять, какой вред приносит привычка лично вам, вашим близким. Каждый должен над этим задуматься. Ведь каждая вредная привычка – это не только личная проблема, а еще и неудобство для всех окружающих.

Шаг №4. Чтобы воспитать новую и побороть старую привычку нужен 21 день

Американский священник и писатель Уилл Боуэн в своей книге «Мир без жалоб» предложил на 21 день надеть фиолетовый браслет и перестать жаловаться, критиковать и выражать недовольство. Методику подтвердили миллионы людей из 84 стран мира. Для того, чтобы побороть старую привычку, нам необходимо воспитать новую. И занимает это три недели.

Легені курця, для блогів Легкие здорового человека и легкие курильщика. Фото предоставлено автором

Шаг №5. Фиксируйте изменения

Фотографируйте себя, снимайте видео, оценивайте – фиксируйте положительные изменения. Делитесь и обсуждайте с близкими положительные изменения. Ведите дневник.

Шаг №6. Придумайте для себя вознаграждение

Награждайте себя за достигнутые результаты. Пусть это будет поездка в горы, встреча с друзьями или свежая клубника. Вы почувствуете, что ваши самооценка и уверенность выросли. Как результат – привычка станет вашей второй натурой.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Борьба с вредными привычками — приемы, как избавиться от плохих привычек

В прошлой статье мы разобрали, что такое вредные привычки и почему они появляются, а сейчас рассмотрим, как с ними бороться. Как бы ни было трудно это признать, слабости есть у каждого из нас. В моменты уязвимости мы даем им волю и тем самым способствуем формированию нежелательных повторяющихся действий. Хорошая новость в том, что от плохих привычек можно избавиться. И вот как это сделать.

Подготовка к борьбе с плохими привычками

 

Прежде всего не стоит делить вредные привычки на «легкие» и «тяжелые». Даже вполне безобидные действия (например, поздно ложиться спать, радовать себя ненужными безделушками или постоянно откладывать все на завтра) способны отнимать довольно много времени, денег и других ресурсов, которые можно было бы потрать более продуктивно.

Как бороться с вредными привычками

Как бороться с вредными привычкамиПервый важный шаг в избавлении от плохих привычек – моральная подготовка. Осознайте, что в большинстве случаев борьба с ними – долгий процесс. Не торопитесь и будьте терпеливы: сформированным нейронным связям необходимо время на перестройку, чтобы новые паттерны заменили старые. Не бичуйте себя за ошибки и не воображайте себя сверхчеловеком, способным прийти к идеальной гармонии за один день.

Лучшее, с чего вы можете начать, – составить план, который даст стимул разрушить устоявшуюся рутину. Полезно озвучить его близким или хотя бы самому себе, чтобы привести в порядок мысли и настроиться. Помните, что план должен быть максимально простым – это облегчит его воплощение в жизнь. Чтобы составить его, честно ответьте на следующие вопросы:

1) Что бы вы хотели изменить в себе?

Первый этап – принять то, что у вас есть слабость, ставшая привычкой. Затем нужно четко определить, какую черту характера или паттерн поведения вы бы хотели поменять и на что именно. Крайне важно точно определить, с чем вы собираетесь работать.

Поставьте себе выполнимую и конкретную цель: подготовить одежду вечером заранее, чтобы не собираться в панике перед выходом и не опаздывать; совершить прогулку перед сном вместо сидения на диване перед телевизором; почитать книгу в пятницу вечером вместо кутежа с друзьями.

 

2) Чем вызвана ваша привычка и в какой момент жизни вы поддались ей?

Часто мы сами не понимаем, как появилось то или иное вредное пристрастие. Однако побороть его будет легче, если осознать, в какой момент вы пришли к тому состоянию, в котором вам необходимо было вознаградить себя плохой привычкой. Это поможет бороться с первопричиной, а не только с ее следствием.

Иногда выловить истинную причину бывает непросто. Большинство из нас могут сказать, когда сделали первый глоток алкоголя или выкурили первую сигарету, но вряд ли вспомнят, когда и почемуКак избавиться от плохих привычек

Как избавиться от плохих привычек начали перебивать людей или переедать. Если у вас не получается восстановить искомый момент в памяти, попробуйте определить триггеры своих привычек – элементы, приводящие их в действие. Это может быть запах уличной пищи, который соблазняет вас устроить незапланированный перекус, или киногерой, с наслаждением затягивающийся сигаретой.

Триггеры тоже не всегда лежат на поверхности. Отследить их поможет следующая методика: как только вам захочется вознаградить себя и выполнить привычное вредное действие, постарайтесь сосредоточиться на этом ощущении и замедлить его. Спросите себя: что произошло в тот или иной момент; что вы чувствуете и почему; что подвигло вас на этот поступок? Повторив данное упражнение три-четыре раза и проанализировав результаты, вы вычислите триггер.

Воспользуйтесь подсказкой – обратите внимание на нижеуказанные элементы в тот момент, когда вам захочется поддаться вредной привычке. Возможно, один или несколько из них являются ключом к нежелательному поведению:

  • время,
  • эмоциональный фон,
  • местонахождение,
  • окружающие люди,
  • предшествующие действие.

3) Задумайтесь, почему вы хотите бороться с привычкой, и проработайте систему вознаграждений.

Самая частая причина срыва в период избавления от плохих привычек – этап, на котором вы уже отказались от них, но в голове проскальзывают коварные мысли: «А оно правда того стоит? Может быть, ничего страшного в моей привычке нет?» Если у вас будет весомая причина, по которой вы встали на путь искоренения нежелательных действий, и перед вами будет маячить желанный приз, тогда вы сможете дать четкий ответ на эти вопросы.

Очевидно, что в качестве приза не должны выступать те же действия, которые вы пытаетесь побороть, но в меньшем, как вам кажется, масштабе, или другие бессмысленные занятия. Важно перестроить паттерны с бесполезных и вредных на полезные и осознанные. К примеру, не стоит вознаграждать себя сигаретой в обмен на воздержание от них в течение дня. Лучше попробуйте пробежку или близкий вам вид творчества.

 

Методы борьбы с плохими привычками

Первое, что стоит принять к сведению, – универсального метода не существует. Все люди разные, а к каждой слабости и пристрастию нужно найти собственный подход, но это не значит, что общие советы бесполезны. Они помогут вам выработать уникальный метод для каждого нежелательного действия, от которого вы хотите избавиться.

Лучший помощник в нелегкой борьбе с собой – вы сами. Никто не знает вас лучше вас самих, и у вас уже наверняка был опыт по отказу от тех или иных привычек. Проанализируйте свой опыт и подумайте, что будет для вас наиболее эффективным. Кому-то проще резко отказаться от нежелательного действия и потом никогда к нему не возвращаться. Кому-то ближе постепенный отказ. Ознакомьтесь с представленными ниже подходами и решите, какие будут полезны именно для вас.

1. Замена

Данный способ подразумевает замещение одной привычки другой – полезной, но имеющей аналогичную выгоду. Вспомним, что часто плохие привычки вознаграждают нас при возникновении определенной потребности: дарят сиюминутное удовольствие или спасают от скуки. Поэтому лучше заменить их более осознанным поведением, направленным удовлетворение той же потребности.

К примеру, вы большой любитель сладкого. Когда у вас возникает потребность съесть шоколадку или пирожное, замените их натуральными конфетами без сахара или фруктами. А если вас тянет на еду, к примеру, из-за раздражительности, придумайте, как остыть, не заедая плохие эмоции.

2. Уберите из жизни триггеры вредной привычки

У вас проблемы с алкоголем? Возможно, не стоит идти на вечеринку, где без спиртного не обойдется. Имеете зависимость от социальных сетей? Выключите компьютер и прогуляйтесь в парке.

Порой среда, в которой вы обитаете, сама по себе является триггером для вредной привычки. Если у вас хватит сил сменить ее, будет проще избавиться и от зависимости.

3. Визуализируйте успех

Какая бы слабость ни была вашей ахиллесовой пятой, просто представьте себя победителем в схватке с ней. Например, как вы делаете пробежку без одышки на десятый этаж или как тратите сэкономленные на сигаретах деньги на подарок для себя или близких. Тщательно рассмотрите такие картинки, почувствуйте свои эмоции. Визуализация – не бесполезное занятие, она даст вам мотивацию и огромный заряд положительной энергии.

 

4. Познакомьтесь с людьми с похожими проблемами и влейтесь в общество, которое живет так, как вы хотите

Как гласит известная поговорка, один в поле не воин. Объединение сил с тем, кто подвержен тем же слабостям, и совместная борьба с привычкой/зависимостью дадут вам не только возможность призывать друг друга к ответственности за рецидив, но и усилит чувство удовлетворенности от успешного избавления от нежелательного действия.

Также, возможно, стоит изменить круг общения. Это, конечно, не значит, что необходимо порвать все старые связи. Достаточно познакомиться с новыми людьми, которые ведут лучший, по вашему мнению, образ жизни. Осознание, что вас окружают друзья, дающие поддержку и при этом ждущие от вас самосовершенствования, даст мощный стимул изменить свою жизнь.

5. Принцип одной минуты

В борьбе с вредными привычками многим помогает методика, входящая в японскую философскую систему Кайдзен. Методика очень проста и потому крайне эффективна. Все, что вам нужно, – заниматься чем-то полезным и осмысленным одну минуту в день, и делать это в одно и то же время. Как вы понимаете, минута – это капля в море жизни, поэтому у вас вряд ли возникнут сложности, чтобы выделить всего 60 секунд на что-то полезное вместо нежелательного действия. С ходу сложно представить, что полезного можно сделать за минуту, но таких занятий множество. Выполните физическое упражнение, вместо того чтобы просто лежать на диване, немного приберитесь в комнате, если ваша цель – избавиться от беспорядка, и т.д.

Кому-то техника Кайдзен может показаться бесполезной тратой времени просто потому, что она не подразумевает серьезного пересиливания себя – ведь провести время с пользой одну минуту в день слишком просто. Но как сказал Леонардо да Винчи, простота – это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.

Смысл данного упражнения в том, что заставить себя заниматься чем-то минуту несложно, но это уже шаг вперед. Сделав один шаг сегодня, вы увидите прогресс и дальше сможете потратить на это дело две минуты, пять и т.д. Но даже если вы не будете увеличивать время, каждый день вы будете целенаправленно двигаться к своей цели.

6. Геймификация процесса борьбы с привычкой

Избавление от вредных зависимостей – долгий и трудоемкий процесс. Но можно значительно облегчить Техники и приемы борьбы с вредными привычками

Техники и приемы борьбы с вредными привычкамиего, превратив в игру или соревнование с самим собой или с товарищем по несчастью. Не забудьте назначить поощрение за победу.

К примеру, поспорьте с коллегой на то, что сможете продержаться неделю без сигарет, или посоревнуйтесь с близкими, кто дольше не заглянет в соцсети. Превращение борьбы с игру значительно снизит психологическую нагрузку при избавлении от вредной привычки: желание победить и игровая форма повысят интерес, придадут мотивацию, помогут продолжить, даже если что-то не получилось с первого раза.

7. Разговор с самим собой через камеру

В наше время практически у каждого есть возможность записать себя на видео. Простая методика, для которой нужен любой доступный девайс с функцией записи видео, станет вашим помощником в избавлении от плохих привычек и даже зависимостей.

  1. Для начала продумайте список вещей, которые вы бы хотели изменить в себе.
  2. К каждому пункту списка добавьте ответ, объясняющий, почему вы хотите добиться этих изменений.
  3. Запишите на камеру речь, которая будет затрагивать каждый пункт в списке. Вместо камеры можно использовать зеркало, но эффект проявится лучше, если разговор с собой произойдет в формате видео.
  4. Закончите речь словами о том, что вы заботитесь о себе и желаете себе только лучшего.
  5. Каждый вечер записывайте новое видео, а потом обязательно посмотрите его через некоторое время – например, утром следующего дня.

Наблюдение за самим собой, рассуждающим и объясняющим близкие и понятные для вас же вещи, поможет:

  • создать эмоциональный настрой, благодаря которому вы не будете допускать рецидивов;
  • выработать большую вовлеченность – вы же не захотите расстроить самого себя?
  • стать собственным персональным тренером, который будет мотивировать на продолжение заданного курса.

8. Штрафы

Выберите какой-либо ценный мотиватор и безжалостно штрафуйте себя за рецидивы. Это может потребовать некоторой силы воли, зато станет прекрасным стимулом. К примеру, обязуйтесь класть в копилку небольшую сумму денег при допущении рецидива – это поможет не только лучше контролировать свои пристрастия, но и, возможно, накопить неплохую сумму.

 

6 полезных советов по избавлению от плохих привычек

Избавление от вредных привычек – непростой процесс, и подходить к нему стоит во всеоружии. Обсудим некоторые общие моменты, которые способны помочь вам на пути самосовершенствования.

  1. Как справиться с неудачей? Когда вы страдаете от психологической зависимости и используете метод силы воли для борьбы с ней, крайне высока вероятность сорваться. Некоторым людям очень тяжело даются такие поражения, они могут Советы, как избавиться от плохих привычекСоветы, как избавиться от плохих привычекобвинять себя в инфантилизме, говорить себе, что у них ничего никогда не получится, что они неудачники и т.д. Если вы из таких, почаще напоминайте себе: рецидив – это проигранная битва, но не война. Зарядитесь мотивацией, изберите другой подход или дополните уже используемый. Помните: перестраивание системы привычек не происходит мгновенно. Главное ваше оружие в борьбе с устоявшимся нежелательным поведением – ваша решительность.
  2. Используете «но». Данный прием частично дополняет предыдущий пункт. В борьбе против вредных привычек – неважно, собираетесь ли вы только ступить на этот путь или уже следуете ему – всегда легко отступиться и заняться самоедством. Когда это происходит, попробуйте проговорить проблему, с которой столкнулись, добавив в конце предложения «но» – и вы увидите, что на самом деле все проблемы решаемы.
    – Я снова сижу на развлекательном портале вместо того, чтобы работать, но я смогу закончить работу, если приступлю к ней прямо сейчас.
    – У меня не получается заработать деньги на путешествие, но если я буду чуть упорнее и трудолюбивее, меня ждет повышение на работе.
    – Я снова закурил, хотя планировал бросить, но мало у кого получается сделать это мгновенно, нужно просто изменить подход и попробовать что-нибудь еще.
  3. Не забывайте радовать себя! Избавление от привычек должно ассоциироваться с чем-то светлым и радостным – в конце концов, вы занимаетесь изменением собственной жизни к лучшему. Не откажите себе в новой качественной обуви для пробежек, если решили привести себя в форму, или в красивом маникюре, если отказываетесь от привычки грызть ногти. Это повысит настроение и придаст дополнительную мотивацию.
  4. Не привязывайтесь к датам! В общей сложности в установке себе сроков воздержания от привычек нет ничего плохого, это помогает геймифицировать процесс, но все зависит от вашего характера. Приемы, как бороться с привычкамиПриемы, как бороться с привычкамиЕсли вы ощущаете давление и стресс от выставленных самому себе сроков, стоит отказаться от них. Помните, никто не стоит над вами со включенным таймером: отказ от вредных пристрастий – это не мука, а удовольствие.
  5. Думайте о себе как о противнике привычки, от которой страдаете. Во время осмысления своих пристрастий старайтесь концентрироваться на их негативных сторонах и переосмысливайте положительные. Другими словами, старайтесь взглянуть на вредную привычку как ее противник. Это как минимум повысит вашу мотивацию.
  6. Не бойтесь обратиться к специалисту. Какой бы ни была привычка, она может серьезно влиять на вашу жизнь. Не у всех есть время, силы и здоровье для самостоятельной борьбы. Если у вас что-то не получается, попробуйте обратиться за помощью к квалифицированным психологам и психотерапевтам. Это не признак слабости. То, что вы приняли решение бороться с зависимостью и обратиться за помощью, – уже первый шаг к ее искоренению.

Как сказал Конфуций, побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.

Вредным привычкам подвержен каждый из нас, но не всем хватает сил признать это. Чем быстрее вы приступите к этой борьбе, тем быстрее вступите в новый, лучший для себя мир, где будете свободны от бессмысленных и вредных занятий. Не откладывайте свой успех!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *