Е.Е. Соколова. Трудности определения предмета психологической науки: Psychology OnLine.Net
Е.Е. Соколова. Трудности определения предмета психологической науки
Добавлено Psychology OnLine.Net
9.01.2009
Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам.
Во-первых, предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако — в отличие от многих иных дисциплин — так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи — поведение, четвертые — деятельность и т.д.1. Таким образом, современная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов, и пока психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охватить своими объяснениями все изучаемые в психологии феномены и соединить в целостную непротиворечивую систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения (многие психологи сомневаются в том, что такое вообще возможно).
Во-вторых, психологическая наука — одна из самых сложных наук вообще. «Ни в одной науке, — писал известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896—1934), — нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии — самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут» [17, 4/7]2. Широко известны также слова А.Эйнштейна о том, что решение физических проблем — это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры.
В-третьих, психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены собственно психологического исследования физиологическим, социологическим и т.д., что в конечном счете может привести психологию к утрате собственного предмета. В истории психологии неоднократно встречались попытки подобного рода, и поэтому психологическая наука должна четко отграничивать свой предмет от предмета другой науки, даже если объекты этих наук совпадают3.
Поэтому, отложив на некоторое время определение предмета (и объекта) психологической науки, дадим пока лишь расшифровку термина «психология». Его можно буквально перевести как «наука о душе» (от древнегреч. psyche — душа, logos — разумное слово, наука). Авторами этого термина, зафиксировавшего исторически первое представление о предмете психологии, историки психологии называют немецких схоластов Р. Гоклениуса и О. Кас-смана [33]. Самым интересным является то, что в тот момент, когда этот термин появился (1590 г.), психология как наука уже встала перед необходимостью уйти от сложившегося ранее понимания психологии как учения о душе и начать эмпирически (т.е. опытным путем) изучать явления сознания. В XVII в. возникла эмпирическая психология как наука о явлениях сознания.
Впоследствии новых определений предмета психологии было много, но неизменным оставалось одно — название науки, которое фиксировало преемственность в развитии научно-психологического знания. Тем же исследователям, которые хотели отказаться от термина «психология» по причине изменения предмета психологической науки, Л.С.Выготский отвечал: «Мы не хотим быть Иванами, не помнящими родства; …мы не хотим получить от истории чистенькое и плоское имя; мы хотим имя, на которое осела пыль веков… Мы должны рассматривать себя в связи и в отношении с прежним; даже отрицая его, мы опираемся на него» [17, 428]. Кстати говоря, неизменность названия науки, несмотря на изменения ее предмета, может означать также и то, что все ее представители так или иначе изучают с разных сторон одну и ту же реальность, выступающую объектом психологии (и некоторых других наук).
А вот какова природа данной реальности — это вопрос, который, как и проблема определения предмета исследования, относится к наиболее сложным проблемам психологической науки. В русском языке сложилась традиция использовать для обозначения этой реальности то же слово, что и для науки, ее изучающей, — «психология». Так, к примеру, говорят о детской психологии или психологии подростка, имея в виду очень разные по сути явления: и особенности восприятия ребенком мира, и специфику его мышления, и способы поведения в разных ситуациях, и его изобразительное творчество и многое другое. Возможно, для решения каких-то житейских или практических задач эта неопределенность не имеет значения, но для психологической науки требуются строгие определения объекта и предмета психологии и соотнесение друг с другом родственных, но не тождественных понятий «психология», «психика», «поведение» и др. Чтобы приблизиться к решению этой сложной задачи, представим сначала те явления, которые попадали в поле зрения людей, называвших себя психологами, в разные годы и в различных школах (этому будет посвящен следующий параграф данной главы).
- Ниже мы определим все указанные понятия.
- Это же слово имеет и другие значения; чаще всего им называется философское направление XX в., создателем которого был немецкий философ Э.Гуссерль.
- Здесь мы даем самое распространенное (главным образом, в естественных науках и в обыденной жизни) определение понятий «объективное» и «субъективное»; существуют и иные определения этих понятий (см. ниже).
Психология как наука о душе
метки:Психология, Наука, Человек, Познание, Демокрит, Мышление, Учение, Период
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……………3
I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ…………………….….…….. 5
1. Учение Сократа
2. Учение Платона
3. Учение Аристотеля
4. Учение Гиппократа.
5. Учение Демокрита
II. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ …………………………………………………………………………….11
III. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЕВРОПЕ В ЭПОХУ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ……………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Психология, как наука, развивалась в течение многих веков. Вначале психологические знания развивались в недрах, как философии, естествознания и других наук. Этот период в развитии психологии охватывает около 2,5 тыс. лет и продолжался с VI в. до н.э. до середины XIX в. В дальнейшем психология стала развиваться как самостоятельная наука. .
Известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. Душа – предмет, казалось бы, настолько неопределенный, что вряд ли может выступать научной категорией. Однако для психологии это понятие принципиально важно, хотя бы потому, что само название науки «психология» буквально переводится как «учение о душе». .
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.
21 стр., 10094 слов
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей …
… Основная задача изучение законов психической деятельности человека. Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний … , условия деятельности , продукт деятельности . 3 осн-хвида человеческой деятельности: игру, учение и труд. Существенным отличием деятельности человека от поведения животных является …
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Первобытные же представления о психике возникли в первобытных религий» и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя как части окружающего мира, созданного богами.
Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.
I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
1. Учение Сократа
Сократ был самым знаменитым древнегреческими философом (469-399 до н. э.).
Так же знамениты и его ученики Платон и Аристотель.
Процесс познания основан на познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обращение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Целью философских учений Сократа было стремление помочь людям найти «самих себя». Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса», совести, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.
Сократ был мастером устного общения и анализа, цель которого — с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впоследствии стали называть сократическим методом. Этот метод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обнаружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, более надежного знания.
10 стр., 4945 слов
К вопросу о понятии «душа» в психологии
… неизученное и опасное для человека. В психологии отчуждение представляется как раздвоение души, как существование множественности личностей в душе человека, что сопряжено с … душу как бессмертную. Вселенская душа выступает неизменной основой всего сущего. Человек получает частичку этой вселенской души как свою неизменную основу. Душа как нечто основополагающее в человеке есть проявление идеи. Душа …
Значение идей Сократа для дальнейшего развития психологии как науки. Сократ в своем методе диалога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыграли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака — диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, — стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.
2. Учение Платона
Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) неразрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, который первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является не-бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи — образцы, а вещи — их подобия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом, поэтому природа души сродни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа — бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление — к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.
Платон сделал акцент не на внешнем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» — внутренний).
Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.
Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.
3. Учение Аристотеля
Аристотель (384/383 — 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души — это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа — это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни.
3 стр., 1064 слов
Психологические идеи в учении Платона
. .. речь. Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в … мужество в груди, чувственное вожделение в печени), и Платон. У Платона учение о частях души приняло резко выраженный этический характер. Соотношение между этими частями пояснял знаменитый …
1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.
2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.
3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.
Выделяются следующие познавательные способности души:
1. Восприятие — первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.
2. Осязание — главнейшее ощущение, необходимое для жизни.
3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память — образ в соединении с временной характеристикой; высшая память — процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.
4. Воображение — образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне,
5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.
4. Учение Гиппократа.
Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) – «Отец медицины». В философии выступал как представитель материализма в медицине. Заложил принципы научного знания и исследования. Самым плодотворным путем познания в медицине Гиппократ считал опыт и наблюдение. Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. «И этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное … удовольствия и тягость… От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, являются нам страхи и ужасы … а так же сновидения. И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состоянием – тогда человек здраво мыслит».
Наибольшую известность получило учение о темпераментах. По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки).
11 стр. , 5034 слов
Теории познания деятельности человека
… подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек является объектом изучения многих наук — биологии, медицины, психологии, социологии, философии и … На протяжении столетий в христианстве существовало представление о том, что бессмертная душа человека обременена не только оболочкой, которую называли «сосудом мерзости и греха», но …
Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека. Гиппократ производит классификацию человеческих типов на соматической основе. И. П. Павлов отмечал, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», и ссылался на него в своем учении о типах высшей нервной деятельности. Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне).
Во-первых, на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. «гумор» – жидкость).
5. Учение Демокрита
Душа человека, по Демокриту, состоит из атомов огня, которые очень малы и шарообразны. Душа как огонь, она движет и оживляет человека. По вопросу места расположения разума в теле человека существует несколько точек зрения. По некоторым данным, атомы души концентрируются в пустотах мозга, и потому в нем центр разума. По другим, он находится в сердце. Возможно, Демокрит признавал не один центр разума, или его взгляд на этот вопрос менялся. Неразумная часть, по мнению Демокрита, души рассеяна по всему организму.
Благодаря особому составу душа способна воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку (изображения), напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление.
Демокрит одним из первых в античной философии дал развернутое представление о процессе познания, выделив в нем чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Первое он называл познанием «по мнению», второе познанием «по истине». Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Чувственное познание есть результат воздействия атомов. Различие чувственных образов обусловлено различием форм, строением атомов. В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению», невозможно, по Демокриту, и познание «по истине». Познание, говорил он, идет от чувств к разуму. Рациональное познание есть продолжение чувственного. Разум, как считал Демокрит, – это более тонкий зрительный орган, т.е. это своеобразное «логическое зрение».
9 стр., 4065 слов
Психология наука о психике или учение о душе Братусь
… совсем иной научной области» (Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. С. 422—423). Исчезновение души из психологии вызывало недоуменные толки и в религиозной среде. А. … как-то соединить два значения, две, по сути, разные психологии — и как «слово о душе» и как «науку о психике». Однако возможно ли такое? Обратимся теперь для …
Демокрит особое место в познании уделял дыханию. Огненные атомы содержатся в воздухе, именно он при дыхании становится источником пополнения атомов души. Огненные атомы воздуха и души Демокрит считал самыми тонкими, причем только в живом организме они сосредоточены в достаточной мере и находятся «в надлежащей пропорции» с холодными атомами. Человек жив, пока он дышит. Дыхание обеспечивает человеку равновесие: оно выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и входящих из воздуха при вздохе.
Учение Демокрита имеет явно атеистический характер, так как души, согласно Демокриту, погибают, «ибо то, что рождается вместе с телом, с необходимостью должно погибнуть вместе с ним». Отрицание существования отдельной от тела бессмертной души было разрывом с мифологией, имевшей важное значение в Древней Греции. Отрицание «бессмертной души» имело принципиальное философское значение.
Несмотря на многочисленную критику, которую испытало на себе учение об атомном строении души, Демокрит предвосхищал современные достижения науки, открывшей сложное строение человеческого мозга и физиологические основы психики. Учение Демокрита, в том числе и правильная догадка о материальной основе сознания, было несовместимо с учением о бессмертии души в загробном мире. Согласно учению Демокрита, вся природа вместе с человеком представляет собой единство живой материи, в основе которого лежит фундаментальное единство мира: атомы и пустота. Кроме мира атомов и пустоты, нет никакого другого.
II
. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII— VI вв. до н. э., т. е., до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами. Второй, научный период, начинается на рубеже VII-VI вв. до н. э., когда психология развивалась в рамках философии, а потому он получил название философского периода и условно длился до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственной психологической терминологии, примерно в конце XVIII — начале XIX в., когда психология утвердилась, как уникальная наука, имеющей свой независимый предмет, являющейся одновременно гуманитарной и естественной, изучающей и внутренние, и внешние проявления психики. Временем возникновения экспериментальной психологии считается создание первой экспериментальной лаборатории В. Вундтав 1879 г.
На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание, В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с первоосно—вой мира, и ее главной функцией считалось придание телу активности и ее направление, так как тело является инертной массой, т. е. душа руководит пове—дением человека.
11 стр., 5186 слов
Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии
… 7/ субъективность, можно изучать только себя. 5. Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. 19 в. – … На протяжении своего развития психология меняла свой предмет (душа, сознание, поведение, деятельность), однако, в отличие от многих других наук, так и не достигла общепринятого единства. Однако, …
В эпоху Средневековья душа изучалась в русле богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей прежде всего чувственного познания. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души.
III
. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЕВРОПЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Период Средневековья начинается с падения в V в. Римской империи и утверждения христианства, культивировавшего неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания. Естественнонаучное исследование природы приостановилось, наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием этого «мертвого» для психологии периода считается XV в. , когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки.
Средневековая философия была тесно связана с христианской религией, и это позволяло развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии.
Развитие психологии в этот период было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречии с официальной наукой. В связи c этим, представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода. После начального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который ей может быть отдан богословием. Это привело частично к пересмотру предмета психологии — в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. В ХII-ХIII вв. в психологии возникло направление деизма, которое утверждало, что существуют две души — духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной особенностью психологии, отличающей ее от других наук, является то, что изучаемая ею реальность стала предметом познания задолго до ее оформления как науки. Традиционно эта реальность именовалась дух, душа и являлась прерогативой религиозных и философских рефлексий. Едва человек стал задумываться о себе и об окружающем мире, он заметил, что какой-либо объект и восприятие этого объекта – совершенно разные реальности, так же как совершенно разными реальностями являются какой-либо объект или события и воспоминания о них. Прообраз мысли, чувства или желания вообще нельзя отыскать в природе. Более того, то, что воспринимает, чувствует, помнит, о чем мыслит и чего желает человек, живет какой-то своей, во многом независимой от тела жизнью и даже оказывает на него своеобразное влияние. Уже много позже исследования в области нейрофизиологии и биологии показали, что закономерности функционирования психики не совпадают с анатомо-физиологическими свойствами человека. Это, между прочим, подтверждает то, что душа, психика является самостоятельной субстанцией реальности.
7 стр., 3360 слов
II. Психология наука о сознании
… выгорания или профессиональных деформаций. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Этапы развития психологии как науки I. Психология- наука о душе Психология зародилась в недрах философии, и первые … психологии стоял французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650). Собственное сознание изучали тогда только методом интроспекции (буквально «смотрение внутрь») — методом познания …
Однако, несмотря на то, что психика все время обнаруживает свое присутствие и свое влияние на жизнь и поведение людей, она долгое время не становилась предметом научного познания. Дело в том, что психика не имеет материальных, то есть доступных чувственному восприятию, свойств. Ее нельзя потрогать, увидеть и, значит, нельзя ее наблюдать, экспериментировать с ней и измерять ее. В то же время любая наука обязательно должна удовлетворять, по крайней мере, трем требованиям. Она должна использовать методы наблюдения и эксперимента, математический анализ и применять полученные знания на практике.
Ситуация изменилась в середине ХIХ в., когда Огюст Конт предложил свою классификацию наук. Вместо социальной философии он предложил создать социологию – науку об обществе, вместо философии истории – историческую науку, а вместо философской антропологии – психологию – науку о душе (хотя сам термин «психология» ввел в употребление немецкий философ ХVIII в. Христиан Вольф). Вскоре эти идеи стали очень популярными, и в 1878 г. немецкий ученый Вильгельм Вундт основал в г. Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Этот год считается годом рождения психологии как науки. Вскоре И. М. Сеченов организовал подобную лабораторию в России. Еще одним фактором превращения психологии в науку стало создание бельгийским математиком Адольфом Кетле математической статистики, ставшей математическим аппаратом психологии. Окончательное становление психологии как науки завершило создание в г. Лондоне Френсисом Гальтоном лаборатории дифференциальной психологии, что обеспечило ее прикладной аспект.
Развитие психологии привело к появлению различных школ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А.
Общая психология: Курс лекций: .– Мн.: БГУ, 2004.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.
4 стр., 1773 слов
Психология — наука XXI века
… всех востребованных практико-ориентированных направлений. Да, к сожалению, экстенсивное развитие психологии (создание новых психологических кафедр, факультетов, курсов ускоренной подготовки) привело к тому, .. . себя психологическим веком», с сарказмом подмечает В.И. Слободчиков, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Института педагогических инноваций РАО. Конечно, большинство …
5 Основатели: отец психологии
5 Основателей: отец психологии Радость 2022-12-16T20:23:35+00:00
5 Отцы-основатели психологии
- Зигмунд Фрейд
- Карл Юнг
- Уильям Джеймс
- Иван Павлов
- Альфред Адлер
Кто основал психологию ? Независимо от того, строите ли вы в ней карьеру, специализируетесь в ней или просто ходите обычным человеком, психология является огромной частью вашей жизни каждый божий день. Психология изучает разум и все его бесконечные функции. Базовое понимание психологии помогает нам проявлять себя с лучшей стороны и наиболее эффективно общаться с другими. Вот введение в пять из основоположники психологии .
Связанный ресурс: Рейтинг 40 лучших докторских программ по клинической психологии
Зигмунд Фрейд
Доктор Зигмунд Фрейд был известен своими работами в области физиологии человека. Он известен в области физиологической психологии. Вероятно, он считал себя первоначальным Отцом-основателем психологии , и многие другие люди с этим согласятся. Это имя большинство людей слышали хотя бы один или два раза, прежде чем натолкнуться на свой первый курс по введению в психологию. На самом деле он начал свою карьеру биолога и физиолога в Вене. Он был одним из первых задокументированных ученых, проявивших сильное любопытство к человеческому разуму и наблюдаемому поведению, которое он производит. Его подход к психологии был глубоким с частым анализом прошлых травм людей. Затем он связал этот опыт с нынешним проблемным поведением. Затем он помогал пациентам справиться с указанными травмами, чтобы устранить указанные поведенческие реакции.
Карл Юнг
Другой основатель психологии , врач Карл Юнг был студентом, ставшим коллегой, ставшим конкурентом Зигмунда Фрейда. Юнга так же, как и Фрейда, интересовало влияние подсознательных и бессознательных процессов человека на наблюдаемое поведение. Однако Юнг разветвился на то, что он назвал коллективным бессознательным . Его психологические исследования были сосредоточены не столько на глубоком погружении в прошлое человека, сколько на невидимых связях между всеми людьми и вселенной в целом. Он считал, что мы все стремимся к индивидуация внутри этой коллективной системы. Он также считал, что мы стремимся к способности использовать как сознательный, так и бессознательный разум.
Уильям Джеймс
Кого обычно считают отцом американской психологии ? Американский психолог доктор Уильям Джеймс наиболее известен благодаря двум вкладам в области психологии. Уильям Джеймс, пионер психологии , стал пионером в области психологии, включившей эмоции, а также мысли и поведение. Он концептуализировал эмоцию как вторичную реакцию на наши физиологические реакции на различные раздражители. Хотя современные исследователи с тех пор обнаружили, что это правда лишь в некоторых случаях, эта теория была революционной для времен Джеймса. Во-вторых, Джеймс был американцем. Он был первым человеком, который принес психологию в Соединенные Штаты благодаря учебе и работе в Гарвардском университете в 20 веке. Кто считается основателем психологии ? Ответом будет Уильям Джеймс вместе с Вильгельмом Вундтом.
Иван Павлов
Иван Павлов, возможно, наиболее известный своим экспериментальным психологическим экспериментом со слюнотечением собак, был биологом. Можно спорить о том, следует ли считать доктора Ивана Павлова отцом-основателем психологии , потому что он был чисто биологом. Тем не менее, его открытия в бихевиоризме животных заложили основу для последующей работы в бихевиоризме человека. В частности, Павлов открыл роль вознаграждений и наказаний в поведении, понятие, не чуждое никому из нас. От воспитания детей и управления классом до азартных игр и покупки десятой чашки кофе, чтобы заработать бесплатную на перфокарте, наше общество управляется последствиями. New York Times предлагает проницательный отчет о современных человеческих эквивалентах, которыми мы стали для собак, которых Павлов изучал так много лет назад. Павлов также считается одним из первых лидеров экспериментальной психологии.
Альфред Адлер
Альфред Адлер жизненно важен для развития психологии. Он пришел и призвал психологов глубже, чем когда-либо, погрузиться в эмоциональные процессы человеческого бытия. Его первоначальная теория была сосредоточена в основном на потребности чувствовать себя желанным и ценимым другими. Это привело его к важному вкладу в социальные взаимодействия и поиску счастья и эмоционального удовлетворения. Его цель состояла в том, чтобы помочь людям избавиться от неуверенности, чтобы освободить место для своих успехов.
Более важные цифры
Эти пять джентльменов — лишь горстка умных и целеустремленных личностей, которые на протяжении многих лет формировали историю психологии. Кого считают отцом современного бихевиоризма ? Джон Б. Уотсон считается отцом современного бихевиоризма. Кто из основателей психологии помог развить бихевиоризм ? Джон Б. Уотсон, Б. Ф. Скиннер, Иван Павлов и Эдвард Торндайк помогли развить бихевиоризм. Другие знаменитости включают Эдварда Титченера, немца Вильгельма Вундта (прозванного отцом современной психологии) и Карла Роджерса, и это лишь некоторые из них. Скиннер был известен своим использованием положительного и отрицательного подкрепления. Однако этих отцов-основателей называют так потому, что они заложили основу, на которой мы построили то, что мы теперь понимаем о человеческом разуме и динамическом процессе, посредством которого он формирует наш индивидуальный и общий опыт. Чем больше мы знаем о мире, который они создали, тем больше мы знаем о себе.
Кто были три пионера психологии?
Есть ряд важных психологов, которые считаются «пионерами» психологии, хотя точное число, вероятно, зависит от того, с кем вы разговариваете. Как правило, Альфред Адлер, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг и Б. Ф. Скиннер включены в списки тех, кто больше всех проложил путь современным психологам.
Является ли Зигмунд Фрейд отцом психологии?
Хотя Зигмунд Фрейд, безусловно, является одним из самых известных психологов в истории, именно Вильгельма Вундта считают «отцом психологии». Вундт основал самую первую психологическую лабораторию в Лейпциге, Австрия, и благодаря ему у нас появилась научная психология. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в 1879 году.. Он является причиной того, что психология стала признанной научной дисциплиной. Создав лабораторию, он сделал психологию отдельной наукой. Вундт считал, что это важный шаг в психологии.
Кто отец бихевиоризма?
Джон Б. Уотсон считается «отцом бихевиоризма» за то, что он основал идею классического бихевиоризма, психологической теории, согласно которой наше поведение является обусловленной реакцией на окружающую среду.
Что такое когнитивная психология?
Когнитивная психология изучает то, как люди думают и обрабатывают данные. Когнитивное развитие — это широко изучаемая концепция, из которой швейцарский психолог Жан Пиаже прославил теорию когнитивных стадий.
Связанные ресурсы:
- 10 ключевых моментов в истории психологии
- 10 самых важных людей в истории психологии
- 10 главных случаев в истории психологии
9 пионеров, которые помогли сформировать историю психологии
Профессия психолога насчитывает почти 150 лет. За это время многие психологи и другие специалисты внесли значительный вклад в эту область. И хотя большинство студентов, изучающих психологию, в первую очередь знают о психологах-экспериментаторах, другие виды психологов также оставили свой след в профессии.
Здесь мы пройдемся по некоторым из многих сотен исторических моментов в психологии.
Многие из первых и самых известных психологов были академиками, изучающими то, что мы сейчас называем экспериментальной психологией. Экспериментальная психология ориентирована на разработку и реализацию научных исследований посредством тщательно спланированных экспериментов по изучению человеческого поведения и разума. Это основа всех последующих психологических специальностей.
Возможно, психология никогда не была бы такой наукой, какой она является сегодня, если бы не немецкий ученый, врач и философ Вильгельм Вундт. Родившийся в 1832 году, он основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 году. Вместе с множеством аспирантов Вундт провел многие из первых экспериментов с человеческим поведением, пытаясь разгадать тайны разума. Это знаменует собой официальное начало психологии как самостоятельной науки об индивидуальном человеческом поведении и разуме.
Его лаборатория добилась огромных успехов в производстве новых психологов, помогающих в расширении этой новой области. Согласно Википедии, некоторые из его наиболее известных американских студентов включают: Джеймса МакКина Кеттелла, первого профессора психологии в Соединенных Штатах; Дж. Стэнли Холл, отец детской и подростковой психологии, и Эдвард Брэдфорд Титченер, разработчик теории разума, названной структурализмом .
К сожалению, из-за языковых различий некоторые работы Вундта были неправильно поняты, что привело к множеству неправильных представлений о его убеждениях и теориях. Некоторые из них были распространены его собственными учениками, особенно Титченером.
Уильям Джеймс получил степень доктора медицины в 1869 году в Гарварде, но никогда не занимался медициной. Вместо этого он преподавал в Гарварде, начиная с 1873 года сначала по физиологии, а затем предлагая первый курс «физиологической психологии» — первоначальное название психологии в США. Первая докторская степень по психологии была присуждена ученику Вундта Г. Стэнли Холлу в 1878 году в Гарварде. . В Гарварде также располагалась первая в стране психологическая лаборатория (изображение ниже).
Джеймс известен рядом теорий в психологии, включая теорию самости, теорию эмоций Джеймса-Ланге, прагматическую теорию истины и двухэтапную модель свободы воли. Его теория Я предполагала, что люди делятся на две категории: Я и Я. «Я» далее делится на материальное Я, социальное Я и Духовное Я, в то время как «Я» Джеймс считал чистым эго — то, что мы сегодня могли бы думать о душе (или сознании).
Теория эмоций Джеймса-Ланге предполагает, что все эмоции — это просто реакция разума на какой-либо раздражитель в окружающей среде. Эта реакция создает физиологическое ощущение, которое мы, в свою очередь, называем эмоцией или чувством. Джеймс также внес значительный вклад в философию религии.
Эдвард Торндайк, уроженец Массачусетса, учился в Гарварде у Уильяма Джеймса. Он получил докторскую степень в Колумбийском университете в 1898 году, работая под руководством Джеймса МакКина Кеттелла, наиболее известного своими работами в области психометрии. Работа Торндайка была сосредоточена на развитии педагогической психологии — изучении того, как люди учатся, чтобы понимать и разрабатывать лучшие учебные материалы и методы обучения.
Несмотря на то, что Торндайка часто называют отцом педагогической психологии, он провел много времени в лаборатории. Он разработал эксперименты с животными, чтобы лучше понять, как они учатся. Самым известным из этих экспериментальных методов было использование коробок-головоломок. В базовой конструкции коробки-головоломки животное — Торндайк предпочитал кошек — помещается в нее, и ему нужно нажать на рычаг, чтобы открыть дверь, которая позволит им выйти из коробки.
Создав больше мемов о поп-психологии, чем любой другой человек в этом списке, Зигмунд Фрейд был австрийским врачом, получившим степень доктора медицины в 1881 году. В рамках учебы он шесть лет работал в физиологической лаборатории, изучая мозг человека и других млекопитающих, что, вероятно, способствовало его увлечению и изучению разума на протяжении всей жизни. Проработав несколько лет в венской больнице, он сменил направление и в 1886 году занялся частной практикой, специализируясь на уходе и лечении «нервных расстройств».
К концу 1890-х годов он называл свою работу «психоанализом» и начал публиковать статьи и книги о своей работе. По мере того, как все больше коллег читали его работы, у него начали появляться последователи. В начале 1900-х он начал встречаться со своими последователями, кульминацией которых стало собрание в 1908 году первого Международного психоаналитического конгресса. Альфред Адлер и Карл Юнг были известными исследователями оригинальных теорий Фрейда, но покинули его круг, поскольку их взгляды начали расходиться с собственными взглядами Фрейда.
Фрейд прожил блестящую жизнь в роли отца психоаналитической теории. Он и его семья бежали из Австрии в Лондон в 1938 году с подъемом нацистской партии и спасались от преследований. Он умер только через год от рака.
Б. Ф. Скиннер (Б. Ф. означает Берхус Фредерик) — американский психолог, наиболее известный своей работой над оперантным обусловливанием, формой модификации поведения, которая помогает объяснить и изменить поведение. Свою форму бихевиоризма он назвал «радикальным бихевиоризмом». Он получил докторскую степень в Гарварде в 1931, где он провел большую часть своей профессиональной карьеры.
Скиннер известен своим вниманием к надежным, воспроизводимым экспериментальным планам в изучении поведения. Для создания таких конструкций он создал ряд экспериментальных изобретений, в том числе камеру оперантного кондиционирования, более известную как «ящик Скиннера». Манипулируя либо рычагом, либо диском, животное в ящике (чаще всего крыса или голубь) могло получить награду. Это привело к созданию теорий об идеальном графике подкрепления вознаграждения. Его теории поощрения поведения привели к созданию символической экономики — форм модификации поведения, которые используются до сих пор (часто используются с детьми для работы по дому, но также и в психиатрических стационарах).
Учась у Уильяма Джеймса и Хьюго Мюнстерберга в Гарварде, Мэри Уитон Калкинс наиболее известна своими исследованиями и работами по самопсихологии, новой теории, основанной на других школах мысли, связанных с изучением личности. Имея большой интерес к экспериментам, она считала важным, чтобы любое подобное исследование самопсихологии также вылилось в научное исследование. Гарвард не присуждал ученые степени женщинам. Поэтому, несмотря на выполнение всех необходимых курсовых работ и требований для получения докторской степени по психологии, она так и не получила ее. (Она отказалась от эквивалентной докторской степени, предложенной Рэдклиффом, ассоциированным женским колледжем Гарварда, в 1919 году.02.)
В то время ее теории не всегда хорошо принимались сверстниками. В итоге за свою карьеру она опубликовала четыре книги и более сотни статей по психологии и философии. В 1905 году она была избрана президентом Американской психологической ассоциации и создала собственную психологическую лабораторию в США
Хотя в этом списке преобладают американцы, французский психолог Альфред Бине заслуживает упоминания. Он частично отвечает за тест IQ — тест, предназначенный для измерения общего интеллекта, зафиксированный в виде показателя коэффициента интеллекта (IQ).
Бине изучал юриспруденцию, а также физиологию, и после получения степени юриста в 1878 году он пошел работать в неврологическую клинику в Париже в 1880-х годах. Затем у него была долгая карьера исследователя и директора Сорбонны. За свою карьеру он опубликовал более 200 книг и статей на самые разные темы.
Работая со студентом-медиком Теодором Симоном в 1905 году, Бине разработал первую попытку объективного измерения интеллекта детей в возрасте от 3 до 13 лет. лучший способ обучать всех детей, независимо от их способностей. Когда он был доставлен в США в 1916, он получил другое название, отражающее учреждение — Стэнфордский университет — психолога, поддерживающего тест, Льюиса Термана. Хотя он больше не использовался активно, он стал основой для современных тестов IQ, известных как шкалы интеллекта Векслера.
Как и многие люди, связанные с историей психологии, Иван Павлов был не психологом, а русским физиологом, который оставил священнический сан, чтобы заняться наукой. Он разработал теорию классического обусловливания, чтобы помочь объяснить поведение, продемонстрировав, что внешние раздражители могут иметь прямое влияние на поведенческую реакцию.