взаимодействие человека с природой | Материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:
Взаимодействие человека с природой
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там — лес погубили, там — лугов лишились, там — земля очерствела и не хочет рожать хлеб….
И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками — мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами — часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, — горсточка, а нас — не думавших — миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию , по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь — это где-то, где-то….
Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются проршества слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются
1.
яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских стихов:
«Мы были за речкой, на том берегу,
На большом, душистом заливном лугу.
Бабочек ловили и венки плели
На колхозном сене отдохнут легли….
Стрекозу поймали, крылья хороши!
За кувшинкой лезли через камыши….»
До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.
Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам — к своему городу, селу, где человек родился и живет.
В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.
Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных — наше богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в нашей области уловы рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами. Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.
Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо — и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.
О родной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.
Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки — все это близко им.
Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посадки, их суть, — один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу.
2.
Ко всему, что его окружает.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе — это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, — писал Ч. Дарвин, — утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах.»
А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года позволяют затрагивать разные струнки в душах детей?
В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и в живой природе должны расширятся и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними.
Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.
Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.
Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по крайней мере три задачи:
- . Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
- . Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
- . Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).
Можно представить себе три уровня изучения природы:
- Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая внимание на их связи;
- Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи, внимание концентрируется на том, например, чем питаются те или иные, строятся соответствующие цепи питания. Или выясняется, скажем, значение леса для реки и т. д.;
- Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы. Вспомним у Энгельса: «Надо было исследовать
3.
предметы, прежде чем можно было бы преступить к исследованию процессов; надо же сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происходят». Какие изменения в природе нас интересуют при знакомстве с природой, прежде всего?
Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естественных факторов. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека. Для решения таких задач, как:
- Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона.
- Воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы.
- Воспитание любви к природе своего станицы; полезно создание экологической тропы.
Эта тропа может быть проложена на территории детского сада.
Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты — схемы прохождения маршрута, подготовки
стендов и указателей. Объектами экологической тропы могут быть:
- Памятники природы: редкие для нашей местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада.
- лекарственные растения, специально высаженные на участке.
- Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе.
- Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно-кустарниковых растений, цветов.
- Участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок.
- Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.
В каждой возрастной группе работа на экологической тропе
предусматривает определенное содержание и методические программы.
Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть , милосердными. Старость — это мудрость, это жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем поколении — это истинный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и милосердия.
Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого — в ближайшем окружении.
Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родной
4.
станице. Подобрали литературу о нашей земле.
Провели занятие — викторину с целью выявить, что дети знают о природе Краснодарского края.
После всего этого наметили план ознакомления детей с природой нашего региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о лесе?..»,
«Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?»
Воспитательная работа была связана со всеми видами детской деятельности.
Впечатления дети передавали в рисунках, играх, аппликации. Я провожу с детьми занятия по изо-деятельности: рисуем различными методами.
Детям нравится метод «тычок». ’’Тычок” подчеркивает пышность растения (одуванчик), пушистость животного (зайчик) и т. д.(рисунки прилагаются).
В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги.
На занятиях изготавливают различные поделки. Показывают детям, что может получится из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха.
Также знания, полученные на занятиях закрепляются в дидактических играх: «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «Путешествие по лесу» и т. д.
На базе новых знаний и представлений у детей появилось желание побольше узнать о родной природе. Красива она во все времена. И тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали внимание на их шелест. Мало кто из детей любовался, только что распустившимися цветами, их яркими красками.
Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей природы , но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать?
Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом черемуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов — это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы,
5.
удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов ухаживания.
Чтобы возрос интерес к уголку природы, я давала детям возможность общения с ее обитателями в любое время. Давала задания связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки?, Когда плачут Калы? и т. д.). большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина комнатных растений). Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька — мокрый такой сочный, а у кактуса нет листьев. Узнавали из новых бесед какие животные живут в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ — с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны — лекарственное), нашли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения, дети научились составлять о них сказки и загадки.
При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства. Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье.
С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно рассматривали расписание на участие. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа окружающая ребенка в станице, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? -спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я организовала экскурсию по улицам нашей станицы. Дети сразу же узнали знакомые деревья. Что бы расширить представления детей, усилить их впечатления, я провела несколько целевых прогулок и экскурсий в парк. Сейчас я составляю календарь природы своего парка, чтобы знать за ранее, когда какое явление можно показать детям.
Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у нас, помогли детям сделать вывод
6.
об отлете птиц в теплые края.
Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносились в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т. д. Параллельно велась работа с народным календарем.
Наблюдение — это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение — смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный» туман, сумерки и т. д.).
Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнищала, а дети, не знают об этом. И слава Богу они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.
Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные знания, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.
Основные же знания о природе нашего района, экологические знания. Дети получают на занятиях. Очень помогли мне книги «Экологические занятия с детьми» Бондаренко, «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Николаевой и « Наш дом — природа» Н. Рыжовой.
На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы.
Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей окажется просто невозможное полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы
7.
рассматриваются с разных сторон: комары — хорошо, комары — плохо; крапива — хорошо, крапива — плоха и .т. д. Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах атмосферы и что этим бедам способствует.
В раскрытии связей природы (живой — неживой, живой — живой, неживая — человек, живая — человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например: «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.
На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?
На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще за долго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.
На занятиях «Дикие животные» — продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях. Что бы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические схемы (модели). На фланелиграфе прикрепляются изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой интерес.
Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом — насекомые, зимой — семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.
На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что
8.
распространенное деление насекомых на вредных и полезных является не верным. Учу детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!
Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю внимание какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный объект, если он в этом нуждается (полить, подкормить и т.д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений; разобрать от куда берутся народные названия (чернушки, петрушки, серый гриб и т. д.).
А на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» — знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе бережно.
Вместе с детьми и родителями сейчас мы начали работу по составлению «Красной книги нашего региона» для детского сада. Таким образом ребята решили провести природоохранную работу среди младших товарищей.
Не правильное поведение малышей и порой даже взрослых, натолкнуло ребят на мысль составить серию уроков, которые можно преподать не знающим, как себя вести людям.
Назвали мы эти уроки «Секреты Лесоеичт». Этот мудрый старичок (картонная фигурка Старичка — Лесовичка) постоянно бывает у нас на занятиях по Ф.Н.Э.К. Учит он нас всему. Мы и группу решили назвать его именем, а в группе создали для него уголок.
В проекте у нас еще составление «Зеленой книги». В ней мы хотели собрать материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет фотографии. Для этой книги мы собираем загадки придуманные нашими ребятами, сказки и рассказы в основе которых лежат знания о природе края, полученные на занятиях.
Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.
А пока эта работа еще на первой стадии, дети ведут другим образом пропагандистскую работу: рисуют плакаты, готовят праздники и развлечения, концерты.
Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.
Представление детям возможности выражать свои знания и чувства через слово, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубокими. Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие
9.
рисуют красками, третьи карандашами. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача- поддержать интерес к игре, дать пищу для его углубления. Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей. Не в меньшей степени нуждаются в ней взрослые, не умеющие или не желающие видеть экологических проблем, равнодушных к гуманным побуждением детей.
Эффективное средство работы с родителями — экологический стенд. Наш стенд называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова знаменитых людей, статьи призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе, дающие конкретные экологические знания. В помощь родителям создана рублика «Советы и секреты старичка — Боровичка», где знакомим родителей с нашей природой ее тайнами и загадками.
Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к родной земле». Организация проведения собрания (выставка художеств, литературы о природе, детских работ, выставка поделок из природного материала) родителей в обсуждении доклада. Предлагаю родителям сходить с детьми в лес к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.
В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей. Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дано домашнее задание смастерить скворечники.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.
Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.
Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе. А главное — земля стала ближе.
10.
Человек в системе природы. Природная и антропогенная сферы
Проблема взаимосвязи и взаимодействия человека и природы на протяжении всей человеческой истории была предметом пристального внимания людей. Самая суть человеческого способа существования в мире заключена во взаимодействии с природой, которая представляет собой всё в мире, что не создано руками человека, и всё то, с чем он так или иначе взаимодействует, т. е. вся совокупность условий существования человека и человечества составляет природу.Формы взаимодействия человеческого общества с природой достаточно много образны. Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Взаимоотношения общества и природы не являются чем-то статичным и неизменным. Они меняются по мере развития общества. За основу периодизации этапов взаимосвязи общества и природы, как правило, берётся характер освоения человеком природы, т.е. основное из отношений человека с окружающей средой. Первый из этапов взаимодействия общества и природы получил название биогенного периода, или присваивающего. Для него характерно то, что древние люди жили за счёт присвоения продуктов биосферы и оказывали обратное воздействие на природу главным образом непосредственно своими естественными органами и силами. Общественное разделение труда коренным образом изменило характер взаимоотношений природы и человека. С ростом производительности человеческого труда происходит переход к техногенному или производящему периоду. Возникшие при этом отношения между обществом и природой можно охарактеризовать словами Ф.Бэкона, который провозглашал целью науки и техники господство над природой. Природа в этот период понимается как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счёта.
По мере того как научно-техническая мощь человека неуклонно возрастает, становится сопоставимой с масштабами действия сил природы, люди получают всё больше поводов для того, чтобы убедиться в опасности неограниченного, бесконтрольного и необдуманного употребления этой мощи. Всё это побуждает общество искать новые формы взаимоотношений с природой. Основу перехода от техногенного к новому периоду — ноогенному или системно-преобразующему обосновал В.И.Вернадский, который видел её в том, что человечество, вооружённое научной мыслью, превращается в мощную силу развития нашей планеты. С захватом человеком биосферы растёт осмысленное осознание единства человека и природы, необходимости их коэволюции, т.е. сотрудничества. Концепция ноосферы, разработанная Вернадским, и получившая сегодня всестороннее развитие, характеризует общество во всех его взаимоотношениях с природой, раскрывает их социальные, научно-технические и нравственные стороны, указывает на научные основы морали.
В то же время следует отметить возрастающее значение роли природной среды в жизни человека, так как проблема среды обитания в наше время приобрела особое значение в силу нарастания экологических проблем. На решающую роль природы в развитии общества указывали ещё со времён Геродота. Мыслитель нового времени Монтескьё и Тюрго развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направления хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления, словом всю общественную и личную жизнь. Со временем географический детерминизм переродился в геополитику — теорию и политическую доктрину, согласно которым в качестве главного условия развития той или иной страны выступает расширение её территории, жизненного пространства, сфер интересов. Однако выходом из сложившихся отношений между природой и обществом может стать только коэволюционный путь.
Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии
Главная страница =>философия=> к оглавлению
На пути к единому пониманию взаимодействия человека и природы
Gaston, K.J. et al. Персонализированная экология. Тренды Экол. Эвол. 33 , 916–925 (2018).
Артикул Google Scholar
Сога, М. и Гастон, К. Дж. Экология взаимодействия человека и природы. Проц. Р. Соц. Б 287 , 20191882 (2020).
Артикул Google Scholar
Леонг М., Данн Р. Р. и Траутвайн М. Д. Биоразнообразие и социоэкономика в городе: обзор эффекта роскоши. биол. лат. 14 , 20180082 (2018).
Артикул Google Scholar
Мейс, Г. М. Чья консервация? Наука 345 , 1558–1560 (2014).
Артикул КАС Google Scholar
Сога, М. и Гастон, К. Дж. Исчезновение опыта: потеря взаимодействия человека и природы. Фронт. Экол. Окружающая среда. 14 , 94–101 (2016).
Артикул Google Scholar
Хартиг Т., Митчелл Р., Де Врис С. и Фрумкин Х. Природа и здоровье. год. Rev. Public Health 35 , 207–228 (2014).
Артикул Google Scholar
Chippaux, J. P. Заболеваемость и смертность от укуса змеи в Америке. PLoS Негл. Троп. Дис. 11 , e0005662 (2017).
Артикул Google Scholar
Маркевич И. и др. Изучение путей, связывающих зеленые насаждения со здоровьем: теоретическое и методологическое руководство. Окружающая среда. Рез. 158 , 301–317 (2017).
Артикул КАС Google Scholar
Братман, Г. Н. и др. Природа и психическое здоровье: перспектива экосистемных услуг. Науч. Доп. 5 , eaax0903 (2019).
Артикул Google Scholar
Marselle, M. R. et al. Пути, связывающие биоразнообразие со здоровьем человека: концептуальная основа. Окружающая среда. Междунар. 150 , 106420 (2021).
Артикул КАС Google Scholar
Хански И. и др. Биоразнообразие окружающей среды, микробиота человека и аллергия взаимосвязаны.
Артикул КАС Google Scholar
Рук, Г. А. Регулирование иммунной системы биоразнообразием из природной среды: экосистемная услуга, необходимая для здоровья. Проц. Натл акад. науч. США 110 , 18360–18367 (2013 г.).
Артикул КАС Google Scholar
Цулас, К. и др. Содействие экосистеме и здоровью человека в городских районах с использованием зеленой инфраструктуры: обзор литературы. Ландск. Городской план. 81 , 167–178 (2007).
Артикул Google Scholar
Балмфорд А. и др. Глобальный взгляд на тенденции в природном туризме. PLoS Биол. 7 , e1000144 (2009 г.).
Артикул Google Scholar
Нисбет, Э. К., Зеленски, Дж. М. и Мерфи, С. А. Шкала отношения к природе: связывание связи людей с природой с заботой об окружающей среде и поведением. Окружающая среда. Поведение 41 , 715–740 (2009).
Артикул Google Scholar
Чавла, Л. Связь с природой в детстве и созидательная надежда: обзор исследований связи с природой и преодоления экологических потерь. Люди Нац. 2 , 619–642 (2020).
Артикул Google Scholar
Shanahan, D. F. et al. Природные вмешательства для улучшения здоровья и благополучия: цель, люди и результаты. Спорт 7 , 141 (2019).
Артикул Google Scholar
Чепмен, Б.К. и МакФи, Д. Горячие точки глобальных нападений акул: выявление основных факторов, лежащих в основе роста числа неспровоцированных укусов акул. Океанское побережье. Управление 133 , 72–84 (2016).
Артикул Google Scholar
Пентериани, В. и др. Поведение человека может спровоцировать крупные нападения хищников в развитых странах. Науч. Респ. 6 , 20552 (2016).
Артикул КАС Google Scholar
Ives, C.D. et al. Воссоединение с природой для устойчивого развития. Сустейн. науч. 13 , 1389–1397 (2018).
Артикул Google Scholar
Кокс, Д. Т. К. и Гастон, К. Дж. Взаимодействие человека и природы, а также последствия и движущие силы предоставления дикой природы. Фил. Транс. Р. Соц. Б 373 , 20170092 (2018).
Артикул Google Scholar
Мичи, С., Ван Стрален, М. М. и Уэст, Р. Колесо изменения поведения: новый метод описания и разработки мероприятий по изменению поведения. Реализовать. науч. 6 , 42 (2011).
Артикул Google Scholar
Сога, М., Эванс, М.Дж., Кокс, Д.Т. и Гастон, К.Дж. Воздействие пандемии COVID-19 на взаимодействие человека и природы: пути, доказательства и последствия. Люди Нац. 3 , 518–527 (2021).
Артикул Google Scholar
Шоу, Л. М., Чемберлен, Д. и Эванс, М. Домовый воробей Passer domesticus в городских районах: анализ возможной связи между распространением после упадка и социально-экономическим статусом человека. Дж. Орнит. 149 , 293–299 (2008).
Артикул Google Scholar
Гастон, К. Дж. и Эванс, К. Л. Птицы и люди в Европе. Проц. Р. Соц. B 271 , 1649–1655 (2004).
Артикул Google Scholar
Сога, М. и Гастон, К. Дж. Синдром смещения исходного уровня: причины, последствия и последствия. Фронт. Экол. Окружающая среда. 16 , 222–230 (2018).
Артикул Google Scholar
Паули, Д. Анекдоты и синдром смещения базовой линии рыболовства. Тренды Экол. Эвол. 10 , 430 (1995).
Артикул КАС Google Scholar
Келлерт С. Р. и Уилсон Э. О. Гипотеза биофилии (Island, 1993).
Баллинг, Дж. Д. и Фальк, Дж. Х. Развитие визуального предпочтения естественной среды. Окружающая среда. Поведение 14 , 5–28 (1982).
Артикул Google Scholar
Ульрих, Р. С. в Гипотеза биофилии (редакторы Келберт, С. Р. и Уилсон, Э. О.) 73–137 (Айленд, 19)93).
Фукано Ю. и Сога М. Почему так много современных людей ненавидят насекомых? Гипотеза отвращения к урбанизации.
Артикул КАС Google Scholar
Пергамс, О. Р. и Зарадич, П. А. Становится ли любовь к природе в США любовью к электронным медиа? 16-летний спад посещаемости национальных парков объясняется просмотром фильмов, видеоиграми, использованием Интернета и ценами на нефть. Дж. Окружающая среда. Управление 80 , 387–393 (2006).
Артикул Google Scholar
Кесебир, С. и Кесебир, П. В продуктах культуры очевидна растущая оторванность от природы. Перспектива. Психол. науч. 12 , 258–269 (2017).
Артикул Google Scholar
Сога, М. и др. Как мы можем смягчить рост биофобии у детей во время угасания опыта? Биол. Консерв. 242 , 108420 (2020).
Артикул Google Scholar
Сога, М., Яманой, Т., Цучия, К., Коянаги, Т. Ф. и Канаи, Т. Каковы движущие силы и препятствия на пути непосредственного знакомства детей с природой? Ландск. Городской план. 180 , 114–120 (2018).
Артикул Google Scholar
Петт, Т.Дж., Шварц, А., Ирвин, К.Н., Даллимер, М. и Дэвис, З.Г. Раскрытие парадокса людей и биоразнообразия: концептуальная основа. BioScience 66 , 576–583 (2016).
Артикул Google Scholar
Болдинг, М. и Уильямс, К. Дж. Слепота растений и последствия для сохранения растений. Консерв. биол. 30 , 1192–1199 (2016).
Артикул Google Scholar
Герл Т., Рэндлер К. и Нойхаус Б. Дж. Знание видов позвоночных: важный навык находится под угрозой исчезновения. Междунар. J. Sci. Образовательный 43 , 928–948 (2021).
Артикул Google Scholar
Ченг, Дж.Ч. и Монро, М.К. Связь с природой: эмоциональное отношение детей к природе. Окружающая среда. Поведение 44 , 31–49 (2012).
Артикул Google Scholar
Пайл, Р. М. Громовое дерево: уроки городской дикой природы (Хоутон Миффлин, 1993).
Уэллс, Н. М. и Лекис, К. С. Природа и жизненный путь: пути от детского опыта природы к взрослой защите окружающей среды. Ребенок. Молодежная среда 16 , 41663 (2006).
Google Scholar
Wilson, EO in The Biophilia Hypothesis (Island, 1993).
Нисбет, Э. К., Зеленски, Дж. М. и Мерфи, С. А. Счастье в нашей природе: изучение связи с природой как вклада в субъективное благополучие. Дж. Стад Счастья. 12 , 303–322 (2011).
Артикул Google Scholar
Лин Б.Б. и др. Насколько зеленый ваш сад? Форма города и социально-демографические факторы влияют на дворовую растительность, посещаемость и преимущества экосистемных услуг. Ландск. Городской план. 157 , 239–246 (2017).
Артикул Google Scholar
Уитто, А., Юути, К., Лавонен, Дж. и Мейсало, В. Интерес учащихся к биологии и их внешкольный опыт. J. Biol. Образовательный 40 , 124–129 (2006).
Артикул Google Scholar
Pretty, J. et al. Зеленые упражнения в сельской местности Великобритании: влияние на здоровье и психологическое благополучие, а также последствия для политики и планирования. Дж. Окружающая среда. План. Управление 50 , 211–231 (2007).
Артикул Google Scholar
Strachan, D.P. Размер семьи, инфекция и атопия: первое десятилетие «гигиенической гипотезы». Thorax 55 , S2–S10 (2000).
Артикул Google Scholar
Mills, J.G. et al. Восстановление городской среды обитания приносит пользу здоровью человека за счет восстановления микробиома: гипотеза восстановления микробиома. Реставр. Экол. 25 , 866–872 (2017).
Артикул Google Scholar
Ulrich, R. S. et al. Восстановление после стресса при воздействии природных и городских условий. Дж. Окружающая среда. Психол. 11 , 201–230 (1991).
Артикул Google Scholar
Каплан, Р. и Каплан, С. Опыт природы: психологическая перспектива (Cambridge Univ. Press, 1989).
Фуллер, Р. А., Ирвин, К. Н., Девайн-Райт, П., Уоррен, П. Х. и Гастон, К. Дж. Психологические преимущества зеленых насаждений увеличиваются с увеличением биоразнообразия. биол. лат. 3 , 390–394 (2007).
Артикул Google Scholar
Куо, Ф. Э. Дефицит природы: доказательства, дозировка и лечение. J. Политика Res. Тур. Лейс. События 5 , 172–186 (2013).
Артикул Google Scholar
Лув, Р. Последний ребенок в лесу (Algonquin Books, 2005).
Mygind, L. et al. Польза погружения в природу для детей и подростков для психического, физического и социального здоровья: систематический обзор и оценка качества доказательств. Health Place 58 , 102136 (2019).
Артикул Google Scholar
Найхус, П. Дж. Конфликт и сосуществование человека и дикой природы. год. Преподобный Окружающая среда. Рез. 41 , 143–171 (2016).
Артикул Google Scholar
фон Дёрен, П. и Хаазе, Д. Исследование экосистемных медвежьих услуг: обзор современного состояния дел с акцентом на города. Экол. индик. 52 , 490–497 (2015).
Артикул Google Scholar
Геффрой, Б., Самия, Д. С., Бесса, Э. и Блумштейн, Д. Т. Как природный туризм может повысить уязвимость добычи перед хищниками. Тренды Экол. Эвол. 30 , 755–765 (2015).
Артикул Google Scholar
Ричардсон, М. и др. Кодекс заботы об окружающей среде: как связь с природой и простые действия помогают объяснить поведение в защиту природы. Люди Нац. 2 , 821–839 (2020).
Артикул Google Scholar
Ван дер Валь, А. Дж., Шаде, Х. М., Краббендам, Л. и Ван Вугт, М. Снижают ли природные ландшафты будущие скидки на людей? Проц. Р. Соц. В 280 , 20132295 (2013).
Артикул Google Scholar
Зеленски, Дж. М., Допко, Р. Л. и Капальди, К. А. Сотрудничество заложено в нашей природе: воздействие природы может способствовать совместному и экологически устойчивому поведению. Дж. Окружающая среда. Психол. 42 , 24–31 (2015).
Артикул Google Scholar
Баруа, М., Бхагват, С. А. и Джадхав, С. Скрытые аспекты конфликта между человеком и дикой природой: воздействие на здоровье, возможности и транзакционные издержки. биол. Консерв. 157 , 309–316 (2013).
Артикул Google Scholar
Все, что вам нужно знать
Выживание людей зависит от окружающей среды и связано с окружающей средой. Взаимодействие между человеком и окружающей средой развивалось и трансформировалось с течением времени.
По мере того как общество переходило от охоты и собирательства к земледельческому обществу и от кочевого образа жизни к оседлому, влияние, связанное с взаимодействием человека и окружающей среды, возрастало.
Взаимодействие человека с окружающей средой полезно для человека. Ни один другой вид на Земле не взаимодействовал с окружающей средой так, как люди. То, как люди приспособились к земле, позволило им господствовать над окружающей средой и связанными с ней экосистемами.
Ниже представлен обзор взаимодействия человека и окружающей среды и значение этой темы.
Что такое взаимодействие человека и окружающей среды?
Взаимодействие человека с окружающей средой можно определить как связь между социальной системой человека (т. е. людьми) и остальной частью экосистемы (т. е. природной средой). Это относится к тому, как люди взаимодействуют с окружающей средой для удовлетворения своих потребностей и как окружающая среда реагирует на эти взаимодействия (например, срубая дерево).
Взаимодействие человека и окружающей среды также описывает, как люди адаптировались к окружающей среде для выживания.
И социальная система человека, и окружающая среда считаются адаптивными системами из-за их систем обратной связи и способности поддерживать выживание в изменяющихся условиях.
Хотя большое внимание уделяется негативным воздействиям взаимодействия человека и окружающей среды (например, вырубка лесов), существует также много положительных Взаимодействие человека и окружающей среды (например, вторичное использование или переработка).
Тем не менее, негативное взаимодействие людей с окружающей средой намного перевешивает позитивное.
Три типа взаимодействия человека с окружающей средой
Взаимодействие человека с окружающей средой можно разделить на три типа:
1. Зависимость от окружающей среды
еда и кров). Люди не могут выжить без какой-либо формы взаимодействия с окружающей средой.2. Изменение окружающей среды
Чтобы удовлетворить свои потребности, люди изменяют окружающую среду для достижения своих целей и потребностей. Деятельность человека может воздействовать на окружающую среду как положительным, так и отрицательным образом.
Все, что делают люди, требует ресурсов, предоставленных природой для таких вещей, как энергия.
Люди изменили физическую среду, расчистив землю для сельского хозяйства или построив плотины, и продолжают изменять окружающую среду посредством индустриализации и строительства домов.
3. Адаптация к окружающей среде
Люди могут изменяться и приспосабливаться к различным условиям окружающей среды для выживания и удовлетворения своих потребностей. Люди поселились и адаптировались к природным условиям по всему миру (например, в Арктике) и создали передовые системы (например, отопление), чтобы помочь им выжить и процветать.
12 основных примеров взаимодействия человека с окружающей средой
Люди воздействуют на окружающую среду различными способами, такими как перенаселение, загрязнение и сжигание ископаемого топлива. Взаимодействие человека с окружающей средой привело к таким последствиям, как изменение климата, эрозия почвы и загрязнение воздуха.
Вот 12 примеров взаимодействия человека с окружающей средой:
1. Индустриализация
Взаимодействие человека с окружающей средой резко изменилось с течением времени. Люди эволюционировали от охотников и собирателей, ведущих кочевой образ жизни, до земледелия и индустриализации, ведущих оседлый образ жизни. Это преобразование произошло из-за роста населения.
До индустриализации воздействие деятельности человека было минимальным, поскольку используемые технологии не могли изменить окружающую среду в больших масштабах. Например, сельскохозяйственные работы выполнялись с использованием ручных инструментов и простых технологий.
Когда в 18 веке началась индустриализация, взаимодействие человека и окружающей среды начало меняться.
Индустриализация позволила увеличить использование и добычу природных ресурсов. Например, было разработано оборудование для более быстрой вырубки деревьев, а также были произведены химические удобрения для выращивания сельскохозяйственных культур.
Хотя эти изменения быстро увеличили количество ресурсов, доступных людям, они также увеличили воздействие человека на окружающую среду. Рост активности человека, добыча ресурсов и развитие привели к изменению климата, утрате биоразнообразия, обезлесению и загрязнению.
2. Использование природных ресурсов
Природные ресурсы, такие как нефть, металлы и древесина, играют важную роль в повседневной жизни людей. Спрос на природные ресурсы продолжает расти, поскольку население планеты продолжает расти.
Природные ресурсы могут быть невозобновляемыми или возобновляемыми. Невозобновляемые ресурсы ограничены в предложении и не могут использоваться устойчиво. Четыре основных невозобновляемых ресурса — это нефть, природный газ, уголь и ядерная энергия.
Возобновляемые ресурсы будут пополняться, чтобы заменить часть, истощаемую в результате использования и потребления, либо посредством естественного воспроизводства, либо других повторяющихся процессов в течение конечного периода времени. Возобновляемые ресурсы включают солнечную энергию, гидроэнергию и энергию ветра.
Добыча невозобновляемых природных ресурсов вызывает беспокойство, поскольку эти ресурсы не могут быть возобновлены или заменены. Кроме того, ископаемое топливо сыграло ключевую роль в глобализации и привело к изменению климата.
Прочтите другую нашу статью о том, как сохранить природные ресурсы.
3. Производство энергии
Воздействие на окружающую среду, связанное с производством и потреблением энергии, включает загрязнение воздуха, изменение климата, загрязнение воды, тепловое загрязнение и удаление твердых отходов.
Производство энергии для электричества включает три основные категории:
- Ископаемое топливо (например, уголь, природный газ и нефть)
- Атомная энергия
- Возобновляемые источники энергии
Ископаемые виды топлива являются недорогим методом производства электроэнергии, поскольку добыча проста и осуществляется уже много лет.
Однако ископаемые образуют много промышленных отходов (например, ртути) и выбрасывают в атмосферу большое количество парниковых газов.
В отличие от энергии, вырабатываемой из ископаемого топлива, ядерная энергетика не загрязняет воздух и не производит углекислый газ. Тем не менее, он производит радиоактивные отходы, которые представляют собой экологическую проблему, а также опасны для здоровья человека.
Возобновляемая энергия, также известная как чистая энергия, включает гидроэнергетику, солнечную энергию и энергию ветра. Они обеспечивают много преимуществ для окружающей среды и здоровья человека и считаются неограниченными ресурсами, поскольку они не являются добываемыми.
4. Горное дело
Горное дело — это процесс добычи материалов и ресурсов из земли, таких как уголь, золото или железная руда.
Добыча полезных ископаемых часто увеличивает темпы обезлесения, деградации земель и уничтожения сельскохозяйственных угодий, поскольку требуются значительные земельные площади.
Эта добывающая деятельность также серьезно влияет на окружающую среду, например, утрата биоразнообразия, эрозия почвы, нехватка чистой воды, плохое качество воздуха, шумовое загрязнение и загрязнение поверхностных вод, грунтовых вод и почвы.
Химическое выщелачивание и утечка из месторождений полезных ископаемых в почву и близлежащие источники воды могут иметь долгосрочные последствия для здоровья населения, проживающего поблизости. Некоторые ландшафты и экосистемы никогда не восстанавливаются после воздействия добычи полезных ископаемых, в то время как для восстановления других требуются годы.
5. Производство
Производство включает создание новых продуктов из сырья или связанных компонентов. Спрос на промышленные товары неуклонно растет по мере роста населения и потребления ресурсов.
Промышленные предприятия, где промышленные товары вносят основной вклад в деградацию и загрязнение окружающей среды.
Заводы выбрасывают отходы, загрязняющие воздух (например, двуокись углерода и метан), и сбрасывают отходы, загрязняющие воду (например, удобрения, пестициды, красители и мыло).
Хотя производство отрицательно влияет на окружающую среду, можно принять устойчивые меры для сокращения энергопотребления, связанных с ним выбросов и загрязнения.
6. Деградация окружающей среды
Деградация окружающей среды – это ухудшение состояния природной среды в результате истощения и потребления ресурсов (например, воздуха, воды, почвы). Этот процесс может быть полностью естественным, ускоренным или непосредственно вызванным деятельностью человека.
Деградация окружающей среды может быть вызвана ростом экономики и населения, урбанизацией, сельскохозяйственной деятельностью, производством и добычей ресурсов. Эти действия могут привести к деградации земли и почвы, воды, атмосферы, дикой природы, растений, животных и микроорганизмов.
Деградация окружающей среды ограничивает способность Земли удовлетворять социальные и экологические потребности всех видов.
7. Вырубка лесов
Вырубка лесов является результатом плохого управления ресурсами и негативного взаимодействия человека с окружающей средой. Обезлесение происходит, когда слишком много деревьев вырубается слишком быстро, а вырубленные деревья не заменяются новыми или им не дается достаточно времени, чтобы отрасти снова.
Многие развивающиеся страны вырубили большую часть своих лесов в экономических и сельскохозяйственных целях. Это привело к постоянной потере лесных массивов и ряду негативных последствий.
Обезлесение снижает биоразнообразие, является основной причиной эрозии почвы и влияет на водоснабжение.
8. Загрязнение
Загрязнение – это антропогенное попадание вредных веществ в окружающую среду. Он может быть как видимым (например, мусор), так и невидимым (например, загрязнение воздуха), при этом оказывая влияние на окружающую среду.
Земля может быть загрязнена бытовым мусором, что может привести к свалкам или другим местам (например, в океане).
Загрязнение воды происходит, когда вредные токсины попадают в воду с такими вещами, как сточные воды, сельскохозяйственные стоки или металлы.
Загрязнение воздуха происходит в результате выброса различных газов в атмосферу для производства энергии, производства или добычи ресурсов.
Последствия загрязнения широко распространены, поскольку они могут повлиять на качество почвы, воды и воздуха, которым мы дышим.
Загрязнение также может создавать смог, иметь долгосрочные последствия для здоровья и загрязнять источники пищи (например, морепродукты). По оценкам, более 200 миллионов человек во всем мире страдают от токсичных загрязнителей. Сокращение количества загрязняющих веществ, которым подвергается наша окружающая среда, имеет решающее значение.
9. Выбрасывание мусора
Люди часто не осознают, насколько простые действия и действия могут повлиять на окружающую среду.
Замусоривание и неправильная утилизация мусора могут иметь много негативных последствий для окружающей среды. Например, пластик и мусор могут попасть в водоемы, дренажные трубы, канализацию и природные зоны.
Приблизительно 60% загрязнения воды связано с мусором.
По мере разложения мусора в водоемах или почве высвобождаются химические вещества и микропластик, загрязняющие местную окружающую среду. Он также может причинить вред экосистеме, поскольку дикие животные проглатывают, запутываются и даже задыхаются от мусора.
10. Рост населения
Рост населения оказывает несколько воздействий на окружающую среду. По мере увеличения населения планеты увеличивается и нагрузка на окружающую среду по мере увеличения добычи ресурсов (например, деревьев, нефти и газа, воды) и связанных с ними видов деятельности.
Наряду с добычей ресурсов увеличивается потребление ресурсов и утилизация ресурсов (например, отходов), что приводит к загрязнению атмосферы, суши и океана.
Рост населения является особенно сложной задачей, поскольку он неравномерно распределен по всему миру, равно как и последствия. Приспособление к росту населения и технологический прогресс были одной из основных причин, по которым люди воздействовали на окружающую среду.
11. Сельскохозяйственные и домашние животные
Из-за увеличения населения спрос на сельское хозяйство также увеличился. Раннее сельское хозяйство позволяло охотникам и собирателям селиться на территории и выращивать себе пищу.
Индустриализация сельского хозяйства привела к интродукции неместных видов в новые районы, уделению приоритетного внимания определенным культурам и животным, а также достижениям в области генетической модификации.
Одомашнивание скота и других животных изменило окружающую среду за счет выпаса скота и выбросов.
12. Перелов рыбы
Рыболовство практикуется на протяжении сотен лет для пропитания. Он превратился в один из наиболее значительных факторов сокращения популяций диких животных в океане из-за чрезмерного использования.
Рыбалка сама по себе не вредна для окружающей среды или океана. Однако проблема возникает, когда рыба вылавливается быстрее, чем могут пополниться запасы.
Последствия перелова не ограничиваются рыбными запасами. Когда рыболовство ведется в коммерческих масштабах, это часто приводит к поимке нежелательных морских видов (например, морских черепах), которые в результате погибают.
Кроме того, многие люди во всем мире полагаются на рыбу для существования, но из-за коммерческого рыболовства ее запасы истощились.
Почему взаимодействие человека с окружающей средой имеет значение
Люди изменяют окружающую среду для своих собственных целей и выгод. Люди должны взаимодействовать с окружающей средой, чтобы получать пищу, воду, топливо и кров.
Технологические достижения и наука помогли людям эксплуатировать окружающую среду, что привело к ее загрязнению и ущербу.
Люди должны знать о влиянии их взаимодействия на окружающую среду. Проблемы, создаваемые людьми, могут влиять на деятельность человека, например, на здоровье человека или социально-экономическое развитие.
Как люди могут позитивно взаимодействовать с окружающей средой
Не все взаимодействия негативны. Люди могут внести свой вклад в окружающую среду, поддерживая ее. Устойчивое развитие означает удовлетворение сегодняшних потребностей без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Примеры положительного взаимодействия человека и окружающей среды включают:
- Возобновляемая энергия: солнечные, ветряные и геотермальные источники энергии
- Городские зеленые проекты: посадка деревьев и городских садов 9001 1
- Экологический туризм: покупка углеродных кредитов для авиаперелетов или участие в деятельности, снижающей воздействие на окружающую среду
- Защита природных парков и территорий: сохранение территорий и экосистем
- Управление отходами: переработка и компостирование
Человеческая деятельность и связанные с ней взаимодействия с окружающей средой происходили тысячи лет с тех пор, как Homo sapiens впервые ступил на землю.
Люди изменяют окружающую среду посредством сельского хозяйства, индустриализации, путешествий и урбанизации. Людям крайне важно осознавать свое влияние и применять устойчивые методы, чтобы свести к минимуму его воздействие.