Какие бывают стереотипы?
Все люди существуют в социуме, в котором выработаны определенные нормы поведения. Но нередко они перетекают в штампы, называемые стереотипами. И чтобы погрязнуть в косности, необходимо знать, какие бывают стереотипы.
Откуда берутся современные стереотипы?
Стереотипы – это не веяние нынешнего времени. Они существовали всегда, потому что таким же вечным было общественное мнение. А ведь именно под его влиянием и появляется склонность к усреднению, упрощению. Так человеку легче спрогнозировать собственное поведение, чтобы не попасть впросак. И того же он начинает ожидать от прочих людей, начиная мыслить более ограниченно.
Какие бывают стереотипы?
Четко ответить, какие стереотипы существуют, довольно сложно. Ведь их можно обнаружить превеликое множество.
Ученые на вопрос о том, какие есть стереотипы, предлагают следующую их классификацию:
- положительные;
- негативные;
- обобщенно-упрощенные;
- приблизительные;
- точные.
Кроме того, стереотипы делят на социальные и этнические. Первая группа – штампы бытового характера. Это, например, представления о том, женщина должна быть слабой, что мужчина не должен плакать, что углеводная пища – это абсолютное зло и т.п. Вторая группа – это устойчивый образ определенной народности. Например, о японцах думают, что они вечные трудоголики, французы помешаны на моде и т.п.
Глупые стереотипы
Существуют и откровенно глупые штампы, об ограниченности которых все знают, но, тем не менее, продолжают в них верить. Сюда следует отнести миф о том, что все блондинки — дуры, что в России все ходят в ушанках и т.п. Иначе как глупым нельзя назвать также мнение, что всем нравятся худые девушки, которое спровоцировало всплеск заболеваний анорексией. А про накаченных мужчин очень часто думают, что их интеллект находится на крайне низком уровне, хотя зачастую это далеко не так.
Ниже мы предлагаем ознакомиться с работами американского фотографа Джоэла Пареса, которые как нельзя красноречивее показывают работу стереотипного мышления. Ведь нередко мы даем поспешную оценку человеку исходя из его внешности, национальности, пола, возраста и т.д.
15 самых распространенных стереотипов о разных нациях
Хотя и некоторые воспринимают это как дискриминацию, но почти обо всех нациях существует какое-то сложившиеся мнение. Зачастую, оно бывает ошибочным, лишь с малой долей истины. Но это мнение настолько распространилось по всему миру, что стало закоренелым стереотипом, по которому воспринимаю всю страну и ее культуру.Таких стереотипов о разных национальностях невероятное множество. Откуда они берутся – остается загадкой. Но со временем эти стереотипы превращаются не только в шутки и анекдоты, а становятся визитной карточной всей нации. Предлагаем ознакомиться с некоторыми самыми распространенными стереотипами о различных нациях.
1. Обязательный перерыв на чай
Традиция пить чай в пять часов, несмотря на все заботы и работу, пожалуй, главный стереотип, который существует об англичанах. Но эта милая традиция, на сегодняшний день, умерла для 99% процентов англичан.
Из-за ежедневных проблем, работы и других важных дел, у них просто нет времени на такую роскошь. Чайная традиция всегда была популярна больше у аристократических слоев населения. Возможно, у них до сих пор сохранилась в первозданном виде древняя традиция «чайного расписания». В общем, англичане пьют чая не больше, чем любая другая нация в мире.
Но вот что касается молока, так это вполне реальный стереотип. Во всех кафе, ресторанах, домах, если вы попросите чай, то его обязательно подадут с молоком. Так что, если вы предпочитаете обычный напиток, нужно предупреждать заранее.
2. Все англичане очень вежливые
Вежливость – это главная черта всей английской нации. И это не стереотип, а реальность. Но их вежливость происходит не из-за доброжелательности, а из-за невероятной сдержанности. Англичане не могут открыто проявлять свои чувства, из-за этого у них больше комплексов, чем у всех других национальностей. К вежливости их, в первую очередь, обязывает общественное мнение. В душе они могут вас ненавидеть, призирать, любить, но никогда этого не покажут.
3. Англия – страна вечного тумана
Хотя погода в Англии не всегда идеальная, но этот стереотип абсолютно неправдив. Наверное, он навязан нам фильмами о Шерлоке Холмсе.
Но вот то, что англичане любят говорить о погоде – это правда. Тему погоды они используют как знак того, что вы им интересны, и они хотят продолжить разговор. Кроме того, это одна из немногих тем, где можно избежать разногласий. А англичане терпеть не могут конфликты и всячески пытаются их избежать.
4. Индусы – бедные, глупые и нечистоплотные
Этот стереотип возник из-за тяжелой истории Индии, которая насчитывала много лет рабства и пренебрежения человеческими правами. И хотя сегодня большая часть индусов живет очень бедно, уровень развития страны с каждым годом возрастает.
Экономика Индии развивается настолько стремительно, что страна уже лидирует по изготовлению лекарств и программного обеспечения, а также в сфере киноиндустрии. Так что не стоит верить в то, что индусы глупые и у них нет образования.
Не считая бомжей и очень бедных людей, индусы очень чистоплотны, если это касается их самих или их жилья. Но вот за чистоту на улице они не беспокоятся, поэтому у них везде мусор и ужасно воняет.
5. Американцы – самая тупая нация
Этот стереотип любят подпитывать все другие нации, обосновывая низким уровнем образования в Америке.
У них нельзя скачать дипломную работу из Интернета и нужно писать ее годами, нельзя списать контрольную, а за провал экзаменов запросто могут выгнать из учебного заведения. Американское образование лишено большинства ненужных предметов. Из-за этого упрощения многие считают, что американцы глупые.
Но на самом деле, они получают только ту информацию, которую действительно можно применить в реальной жизни. В результате дети, которые знают, что такое котангенс и каллиграфически пишут, не всегда могут реализовать себя в жизни. А вот «глупые» американцы занимают первое место в мире за числом научных открытий. Кроме того, за всю историю существования Нобелевской премии ее получили 326 американцев.
6. Американцы помешаны на еде из фаст-фудов, поэтому страдают лишним весом
Как это ни печально, но американцы на самом деле занимают первое место в мире по ожирению. Но большая часть этих людей – не коренные жители, а иммигранты или их дети (латиносы и афроамериканцы).
Большая часть коренных американцев помешана на здоровом питании и спорте. Пристрастие к фаст-фудам испытывают приезжие, которые едут в Америку на работу и не имеют времени, чтобы готовить. Более того, быстрое питание – не дешевое удовольствие, и американцы предпочитают не тратить на него свои деньги.
7. Итальянцы едят только макароны
Макароны, или как их называют – паста, считается национальным блюдом в Италии. Мастерство ее приготовление настолько высоко, что обычные полосочки теста превращаются под итальянским соусом в кулинарный шедевр.
Но итальянцы не едят пасту каждый день. Они заменяют ее рисом с овощами, супами и множеством другой еды. Так как итальянцы склонны к полноте, они просто не могут себе позволить каждый день есть много мучного.
8. Итальянские семьи самые большие
Когда-то действительно обычная итальянская семья состояла, как минимум, из 7 детей. Сейчас же итальянцам подвластна европейская традиция – заводить детей после тридцати лет. Из-за этого в Италии на первом месте проблема рождаемости и сокращения числа населения.
9. Немецкие девушки очень некрасивые
Это очень распространенный стереотип. На контрасте с нашей всегда нарядной девушкой, немки одеты просто, скромно, но удобно. Они не пытаются выделится среди других и выглядеть так, будто бы принц появится перед ней в любую минуту.
Молодежь, как и в других странах мира, следует тенденциям моды и подбирает себе стильную одежду. Но девушки постарше, которые заняты работой, предпочитают тратить деньги на отдых и полезные вещи, нежели на косметику и наряды.
10. Русские пьют водку на завтрак и ужин
Главный стереотип о русских, после медведей на улице, это водка. Ее пьют все, и дети и взрослые. по поводу и без, утром, в обед и на ужин.
Это все смешно, но Россия на самом деле занимает первое место по алкоголизму в мире. В большинстве пьют только бедные слои населения или люди в деревнях. Хотя молодежь все чаще перенимает эту традицию у взрослых.
11. Украинцы не едят ничего, кроме сала
До недавнего времени, главным стереотипом об Украине было то, что никто не знал, где она находится. Но так как этот нюанс исправили, нас прославила традиция — есть сало трижды в день. Возможно, в прошлом так и было, ведь в деревнях крестьяне всегда держали свиней. Но сейчас, большинство молодежи выступает за здоровый образ жизни и даже вегетарианство. Так что сало – это редкая роскошь за обеденным столом.
12. Каждые испанец умеет танцевать фламенко
Этот стереотип навязан нам фильмами. Далеко не каждый испанец умеет его танцевать. Кроме того, фламенко не единственный популярный танец в Испании. Каждый регион страны славится своим особенным танцем: чотис, мунейра, сардана и другие.
13. Главное зрелище Испании – коррида
Это еще один стереотип, навеянный романтическими фильмами об Испании. Сейчас коррида запрещена в большинстве регионов страны. Против нее выступают как организации защиты животных, так и защитники прав людей.
14. Ежедневная еда японцев – суши
Это еще один ложный стереотип. Пожалуй, суши – единственное популярное японское блюдо в нашей стране. А вот японцы в повседневной жизни едят больше рис, овощи, супы, рыбу и мясо.
15. Француженки всегда женственны и стильные
Так как Париж считается центром мировой моды, многим кажется, что парижанки даже в магазин выходят в обтягивающих платьях, на каблуках, с красной помадой на губах.
На самом же деле, французы, как и все европейцы, одеваются скромно, а главное – удобно. Девушки, в большинстве, носят джинсы и кофты. Но вот к чему они очень внимательны – это макияж. Он должен быть всегда легким, без вызывающих излишеств, и подчеркивать красоту.
Гендерные стереотипы — Википедия
Гендерные стереотипы — это распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных полов, в первую очередь мужчин и женщин. Гендерные стереотипы тесно связаны с существующими в данном обществе гендерными ролями и служат для их поддержания и воспроизведения. В частности, гендерные стереотипы способствуют поддержанию гендерного неравенства [⇨].
Содержание и степень выраженности гендерных стереотипов различается в разных культурах и в разные исторические периоды[⇨], хотя наблюдаются и некоторые кросскультурные сходства. Научные исследования гендерных различий показывают, что гендерные стереотипы в целом не соответствуют действительности[⇨], но их устойчивость обеспечивается, в частности, когнитивными искажениями, которые позволяют людям избирательно воспринимать и интерпретировать информацию, поступающую из внешнего мира[⇨].
Согласно теории социальных ролей, гендерные стереотипы возникают как следствие существования гендерных ролей — социальных ожиданий, предписывающих человеку определённое поведение в зависимости от его гендерной принадлежности[1]. Другими словами, наблюдая за тем, как представители разных гендеров занимаются разными делами, люди делают вывод, что они коренным образом отличаются друг от друга
Исследователи гендерных стереотипов, как правило, исходят из представлений о гендере, характерных для западной культуры, и поэтому в литературе о гендерных стереотипах обычно обсуждаются стереотипы и роли мужчин и женщин. Однако бинарная гендерная система с её жёсткими ролевыми предписаниями не универсальна: во многих культурах мира существует более двух традиционных гендерных ролей[4][5] и допускается смена гендерной роли[6], а в некоторых гендер традиционно не имеет существенного значения для социальной жизни [7].
Содержание гендерных стереотипов и культурное разнообразие[править | править код]
Содержание гендерных стереотипов отчасти сходно в различных культурах. Например, по результатам исследования студентов из 25 стран, в соответствующих культурах мужчинам часто приписывается смелость, независимость, сила, стремление к власти и доминированию, а женщинам — нежность, зависимость, мечтательность, эмоциональность, покорность и слабость[8]. С другой стороны, в этом же исследовании было установлено, что такие качества, как лень, заносчивость, хвастливость и неорганизованность, в разных культурах приписываются разным гендерам. Кроме того, было выявлено различие по степени дифференциации гендеров: в частности, в Германии и Малайзии исследователи обнаружили резко выраженную дифференциацию, а в Индии и Шотландии — слабую[8].
Поскольку гендерные стереотипы зависят от принятых в данном обществе гендерных ролей, их содержание и степень выраженности могут различаться в разных культурах и меняться на протяжении истории в рамках одной культуры вместе с гендерными ролями. Например, когда в конце XIX века для печати газет начали использовать линотип, рабочие-печатники добились того, чтобы работодатели не нанимали для обслуживания линотипа женщин (которым они могли бы платить меньше, чем мужчинам), обосновывая это тем, что женщины по своей природе не способны обращаться с таким оборудованием и заниматься печатным делом. Однако позже, с распространением печатных машинок, именно женщины стали массово поступать на работу машинистками, и сомнений в их способности печатать в связи с этим не выражалось. Когда же в 1970-е годы на смену линотипу пришёл компьютерный набор, то эта сфера тоже оказалась в ведении женщин
Гендерные стереотипы и научное знание[править | править код]
Гендерные различия давно привлекают внимание учёных из разных научных областей. Долгое время основной целью исследователей, изучавших гендерные различия, было найти научные подтверждения гендерным стереотипам и тем самым предоставить убедительное оправдание существующих гендерных ролей[2]. Однако в целом достичь этой цели не удалось: большинство исследований обнаруживают гораздо больше сходств, чем различий между мужчинами и женщинами, а выявляемые незначительные различия нередко имеют очевидно социальную природу. Например, мужчины, в отличие от женщин, — в полном соответствии со своими гендерными ролями — сообщают, что не считают себя очень склонными к эмпатии, но измерения физиологических и мимических реакций показывают, что различий в непосредственных эмпатических реакциях между мужчинами и женщинами нет
Гендерные стереотипы и гендерное неравенство[править | править код]
Как и другие социальные стереотипы, гендерные стереотипы выполняют функцию оправдания социального, а именно гендерного неравенства[12]. Например, гендерные стереотипы, предписывающие женщинам быть мягкими и осуждающие в них агрессивность и решительность, способствуют дискриминации женщин на рабочем месте, создавая эффект так называемого стеклянного потолка[13]. Хотя многие стереотипы приписывают женщинам положительные качества, такие как чувствительность, интуитивность и заботливость, некоторые авторы отмечают, что в тех культурах, где распространены такие стереотипы, эти качества ценятся ниже, чем рациональность и активность, которые приписываются мужчинам [14]. Таким образом, гендерные стереотипы выражают и укрепляют андроцентризм — представление о мужчинах как о норме, относительно которой женщины представляют собой отклонение[15].
Как показывают многие исследования, приверженность гендерным стереотипам и традиционные взгляды на гендерные роли — одна из ключевых отличительных характеристик мужчин, совершающих домашнее насилие и сексуальное насилие над женщинами[16][17] — виды насилия, в основе которых лежит стремление к власти и контролю[18][19].
Гендерные стереотипы также наносят вред мужчинам, которые в силу тех или иных обстоятельств оказываются не в позиции власти. Например, мужчины, пережившие сексуальное насилие, из-за давления гендерных стереотипов крайне редко обращаются за помощью, а даже если обращаются, часто не получают помощи, так как медицинские работники и юристы не верят, что они могли пострадать
Гендерные стереотипы и когнитивные искажения[править | править код]
Когнитивные искажения — это систематические ошибки мышления, возникающие на основе дисфункциональных убеждений. Функционирование гендерных стереотипов тесно связано с несколькими когнитивными искажениями — в частности, верой в справедливый мир, иллюзией корреляции, каскадом доступной информации и самоисполняющимся пророчеством.
Вера в справедливый мир[править | править код]
Вера в справедливый мир — когнитивное искажение, основанное на убеждении в том, что всё происходящее в мире справедливо и, в частности, что люди, с которыми происходят нежелательные события, сами их заслужили или создали. Вера в справедливый мир является компонентом многих гендерных стереотипов в той мере, в которой они приписывают те или иные качества или социальные роли мужчин и женщин их биологической природе[21]. Этот механизм позволяет оправдывать гендерное неравенство, игнорируя явную несправедливость или считая её естественной[2].
Иллюзия корреляции[править | править код]
Иллюзия корреляции — это восприятие двух явлений как связанных между собой, даже если наблюдаемая реальность не подтверждает наличия такой связи. В случае гендерных стереотипов иллюзия корреляции проявляется в том, что люди видят связь между гендерной принадлежностью и определёнными качествами. Формируя ожидания от гендерных групп и их представителей, гендерные стереотипы могут привлекать внимание человека к тем фактам, которые их подтверждают, и не замечать информацию, которая им противоречит[2]. Формированию иллюзии корреляции также может способствовать тенденция делать выводы на основании ограниченного числа примеров и лучше запоминать крайние примеры внутри имеющейся выборки, чем гарантированно подтверждённые примеры[22]. Такая склонность уделять меньше внимания сравнительно частым случаям из реальной жизни, чем отдельным ярким случаям, описывается понятием «ошибка базовой оценки». Ошибка базовой оценки работает на поддержание гендерных стереотипов, например, когда мужчина, считающий женщин плохими водителями, на дороге игнорирует многочисленных женщин-водителей, не нарушающих правила, а видя одну женщину, которая нарушила правила, воспринимает этот случай как подтверждение имеющегося у него стереотипа[2].
Каскад доступной информации[править | править код]
Каскад доступной информации — это укрепление коллективной веры во что-либо в результате нарастающего повторения в публичном дискурсе. Гендерные стереотипы постоянно воспроизводятся в средствах массовой информации[23][24]. СМИ также часто искажают результаты научных исследований гендерных различий, преувеличивая обнаруживаемые различия и умалчивая о том, что межгендерных сходств исследования обнаруживают гораздо больше[25][26]. Это способствует тому, что гендерные стереотипы воспринимаются как непреложная и самоочевидная истина[2].
Самоисполняющиеся пророчества[править | править код]
Самоисполняющееся пророчество — это ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность. Гендерные стереотипы часто срабатывают как самоисполняющиеся пророчества. Например, как показывают исследования, гендерные стереотипы родителей заставляют их искажённо воспринимать способности и достижения своих детей и, более того, заставляют самих детей воспринимать их так же. Как отмечают исследователи, это может ограничивать возможности самореализации детей[27]. Гендерные стереотипы работодателей, в частности, их убеждение в том, что женщины в силу своих личных качеств не подходят для руководящей работы, заставляют их поручать женщинам те задания, которые не позволяют им проявить себя с другой стороны и приобрести дополнительный опыт[2][28][29].
История изучения гендерных стереотипов[править | править код]
В западной социологии повышенный интерес к проблеме гендерных стереотипов обозначился в 1970-е годы и сохраняется до настоящего времени. Одной из первых значимых работ о природе и содержании гендерных стереотипов стало исследование И. Броверман и коллег, которое, в частности, эмпирически подтвердило гипотезу об андроцентризме гендерных стереотипов[30]. На протяжении последующих десятилетий появились монографии[31][32] и статьи, рассматривающие различные аспекты гендерной стереотипизации[33][34].
В отечественной науке первыми к теме гендерных стереотипов обратились психологи. В 1980-е годы появился ряд работ, посвящённых проблемам стереотипных представлений о качествах мужчины и женщины. Советские психологи изучали имеющийся опыт своих западных коллег, но в то время ещё использовали собственный термин «полоролевые стереотипы»[35][36]. В постсоветской науке гендерные стереотипы стали предметом изучения не только психологов, но также социологов, культурологов, экономистов, этнографов, лингвистов. Среди наиболее исследуемых аспектов темы — анализ влияния использования гендерных стереотипов в масс-медиа и в рекламе на дискриминацию женщин[23][24][37][38], роль гендерных стереотипов в политической, экономической сфере, сфере социальной политики[39][40][41][42].
- ↑ Eagly, A. Sex Differences in Social Behavior: A Social-role interpretation. — Psychology Press, 2013. — ISBN 9781134931149.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Бёрн Шон. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. — СПб: Прайм-Еврознак, 2002.
- ↑ Williams, J. E., Best, D. L. Sex stereotypes and intergroup relations // Psychology of intergroup relations / Austin, W. G., Worchel, S.. — Burnham Inc Pub, 1986. — С. 244-259.
- ↑ Nanda, Serena. Gender Diversity: Crosscultural Variations. — Waveland Pr Inc, 1999. — ISBN 978-1577660743.
- ↑ Roscoe, Will. Changing Ones: Third and Fourth Genders in Native North America. — Palgrave Macmillan, 2000. — ISBN 978-0312224790.
- ↑ Bartlett, N., Vasey, P., and Bukowski, W. Is Gender Identity Disorder in Children a Mental Disorder? // Sex Roles. — 2000. — Т. 43, № 11/12. — С. 753-785.
- ↑ Oyewumi, Oyeronke. Conceptualizing gender: the eurocentric foundations of feminist concepts and the challenge of African epistemologies // Jenda: a Journal of Culture and African Woman Studies. — 2002. — Т. 2.
- ↑ 1 2 Williams, J. E., Best, D. L. Measuring sex stereotypes: A multination study. — Sage Publications, 1990.
- ↑ 1 2 Lorber, J. Separate and not equal: the gendered division of paid work // Paradoxes of gender. — Yale University Press, 1994. — ISBN 9780300064971.
- ↑ hooks, bell. Rethinking the Nature of Work // Feminist Theory: From Margin to Center. — Pluto Press, 2000. — ISBN 9780745316635.
- ↑ Eisenberg, Nancy, Lennon, Randy. Sex differences in empathy and related capacities // Psychological Bulletin. — 1983. — Т. 94, № 1. — С. 100-131.
- ↑ Bakanic, Von. Prejudice: Attitudes about Race, Class, and Gender. — Pearson/Prentice Hall, 2008. — С. 27-32. — ISBN 9780130453303.
- ↑ Heilman, M. Description and Prescription: How Gender Stereotypes Prevent Women’s Ascent Up the Organizational Ladder // Journal of Social Issues. — 2001. — Т. 57, № 4. — С. 657–674.
- ↑ Hartsock, N. The feminist standpoint: Developing the ground for a specifically feminist historical materialism // Feminism and Methodology: Social Science Issues / Harding, S.. — Indiana University Press, 1987. — ISBN 9780253204448.
- ↑ Hegarty, P., Buechel, C. Androcentric Reporting of Gender Differences in APA Journals: 1965–2004 // Review of General Psychology. — 2006. — Т. 10, № 4. — С. 377–389.
- ↑ Santana, C., et al. Masculine Gender Roles Associated with Increased Sexual Risk and Intimate Partner Violence Perpetration among Young Adult Men // Journal of Urban Health: Bulletin of the New York Academy of Medicine. — 2006. — Т. 83, № 4. — С. 575-585.
- ↑ Panel on Research on Violence Against Women, Division of Behavioral and Social Sciences and Education, National Research Council, Commission on Behavioral and Social Sciences and Education. Understanding Violence Against Women. — National Academies Press, 1996. — 225 p. — ISBN 9780309054256.
- ↑ Писклакова-Паркер М., Синельников А. (ред.). Ни закона, ни справедливости: Насилие в отношении женщин в России. — М.: Эслан, 2010.
- ↑ Роден М., Абарбанэл Г. Как это бывает. Сексуальные преступления и изнасилование.. — М.: ЭТИПАК, 2011.
- ↑ Donnelly, D., Kenyon, S. “Honey, We Don’t Do Men” Gender Stereotypes and the Provision of Services to Sexually Assaulted Males // Journal of Interpersonal Violence. — 1996. — Т. 11, № 3. — С. 441-448. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. — Российская политическая энциклопедия, 2004. — ISBN Российская политическая энциклопедия.
- ↑ Fiske, S., Taylor, S. Social Cognition: From Brains to Culture. — SAGE Publications Ltd, 2013. — ISBN 978-1446258156.
- ↑ 1 2 Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Женщины: свобода слова и творчества: сборник статей. — М.: Эслан, 2001. — С. 5-22.
- ↑ 1 2 Воронина О. А. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ // Знамя. — 1999. — № 2.
- ↑ Tavris, C. The Mismeasure of Woman. — Touchstone, 1993. — ISBN 978-0671797492.
- ↑ Unger, R. K., Crawford, M. E. Women and gender: A feminist psychology. — Temple University Press, 1992. — ISBN 9780070659254.
- ↑ Jacobs, J. E., Eccles, J. S. The impact of mothers’ gender-role stereotypic beliefs on mothers’ and children’s ability perceptions // Journal of personality and social psychology. — 1992. — Т. 63, № 6. — С. 932-944. Архивировано 29 октября 2015 года.
- ↑ Kanter, R. M. [socpro.oxfordjournals.org/content/socpro/23/4/415.full.pdf The impact of hierarchical structures on the work behavior of women and men] // Social Problems. — 1976. — № 23. — С. 415-430.
- ↑ Ragins, B. R., Sundstrom, E. Gender and power in organizations: A longitudinal perspective // Psychological bulletin. — 1989. — Т. 105, № 1. — С. 51-88.
- ↑ Broverman, I. K., et al. Sex‐Role Stereotypes: A Current Appraisal // Journal of Social issues. — 1972. — Т. 28, № 2. — С. 59-78.
- ↑ Basow, S. A. Gender: Stereotypes and Roles. — Pacific Grove, 1992. — ISBN 0-534-12120-9.
- ↑ Basow, S. A. Gender stereotypes: Traditions and alternatives. — Thomson Brooks/Cole, 1980.
- ↑ Deaux K., Lewis L. L. Structure of Gender Stereotypes: Interrelations among Components and Gender Label // Journal of Personality and Social Psychology. — 1984. — Т. 46, № 5. — С. 991-1004.
- ↑ Ashmore R. D., Del Boca F. K., Wohlers A. J. Gender Stereotypes // The Social Psychology of Female-Male Relations: A Critical Analysis of Central Concepts / Ashmore, R. D., Del Boca, F. K.. — Academic Press, 1986. — ISBN 9780120652808.
- ↑ Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. — 1987. — № 2.
- ↑ Репнина Т. А. [www.voppsy.ru/issues/1987/872/872158.htm Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии] // Вопросы психологии. — 1987. — № 2.
- ↑ Грошев И.В. Женский образ в рекламе // Гендер LAND: Московский центр гендерных исследований. — 1998. — № 3(7). — С. 19-20.
- ↑ Рябова Т.Б. Пол власти: Гендерные стереотипы в современной российской политике. — Иваново: Ивановский государственный университет, 2008.
- ↑ Баскакова М. Е. Равные возможности и половые стереотипы на рынке труда. — М., 1998.
- ↑ Егорова Л. С. Половые стереотипы в управлении. — Иваново, 2000.
- ↑ Римашевская Н. М. Половые стереотипы и логика социальных отношений // Половые стереотипы в современной России / Назарова И. Б., Лобза Е. В.. — М., 2007. — С. 7-24.
- ↑ Семашко И.М. (ред.). Половые стереотипы в прошлом и настоящем. — М.: ИЭП РАН, 2003.
- Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. — 1987. — № 2.
- Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. — 2000. — № 5.
- Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. — М., 1998.
- Воронина О. А. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ // Знамя. — 1999. — № 2.
- Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем / Под ред. И. М. Семашко. — М.: ИЭП РАН, 2003.
- Грошев И. В. Образ пола в рекламе // Журнал прикладной психологии. — 1999. — № 1.
- Егорова Л. С. Гендерные стереотипы в управлении. — Иваново, 2000.
- Замфир Е. И. Гендерные стереотипы русской традиционной культуры: Дис. … канд. культурол. наук. СПб., — 2005.
- Кирилина А.В. Манифестация гендерных стереотипов в российской прессе: журналистская и читательская перспектива // Genderforschung in der Slawistik. Beiträge der Konferenz Gender — Sprache — Kommunikation — Kultur. 28.4.-1.5.2001. — Institut für Slawistik — Friedrich Schiller-Universität Jena (Wiener Slawistischer Almanach; Sbd. 55). —Wien-München, — 2002.
- Клецина И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1998.
- Ломова Т. Е. Стереотипы в гендерных установках современной российской молодежи. Дис. … к. культурол. н. —Владивосток, — 2004.
- Римашевская Н. М. Гендерные стереотипы и логика социальных отношений // Гендерные стереотипы в современной России / сост., общ. ред. И. Б. Назарова, Е. В. Лобза. — ГУ-ВШЭ. — М.: Макс-Пресс, 2007. — С. 7-24.
- Репнина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии.. — 1987. — № 2.
- Рябов О.В. Русская философия женственности (XI—XX века). — Иваново: Ивановский государственный университет, 1999.
- Рябов О.В. «Россия-Матушка»: Национализм, пол и война в России XX века. — Stuttgart: Ibidem, 2007. — 290 с. — ISBN 978-3-89821-487-2.
- Рябова Т.Б. Пол власти: гендерные стереотипы в современной российской политике. — Иваново: Ивановский государственный университет, 2008. — 246 с. — ISBN 978-5-7807-0730-1.
- Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. — 2003. — Т. V, вып. 1-2 (15-16). — С. 120—139.
- Селиванова О. С. Гендерные стереотипы как способ репрезентации патриархатной культуры: социально-философский анализ. Дис. … к. филос. н. — Екатеринбург, — 2006.
- Allport G. W. The Nature of Prejudice. — Cambridge, Mass.: Addison-Wesley Pub. Co., 1954. — 537 p.
- Ashmore R. D.; Del Boca F. K.; Wohlers A. J. Gender Stereotypes // The Social Psychology of Female-Male Relations: A Critical Analysis of Central Concepts / ed. by R. D. Ashmore, F. K. Del Boca. — Orlando: Academic Press, 1986. — P. 69-119. — ISBN 0120652803.
- Bakanic V. Prejudice: Attitudes about Race, Class, and Gender. — Upper Saddle River, N.J.: Pearson/Prentice Hall, 2009.
- Basow S. A. Gender Stereotypes and Roles. — Pacific Grove: BrooKs/Cole Publishing Company, 1992. — 447 p. — ISBN 0-534-12120-9.
- Basow S. A. Sex Roles Stereotypes: Traditions and Alternatives. — Belmont, Ca., 1980. — 384 p. — ISBN 0-8185-0394-7.
- Broverman I., Vogel S. R., Broverman D. M., Clarkson F. E., Rosenkrantz P. S. Sex-Role Stereotype: A Current Appraisal // Journal of Social Issues. — 1972. — Vol. 28, № 2. — P. 59-78.
- Cohn C. Wars, Wimps, and Women: Talking Gender and Thinking War // Gendering War Talk / ed. by M. Cooke, A. Woollacott. — Princeton, 1993. — ISBN 0-691-06980-8.
- Deaux K.; Lewis L.L. Structure of Gender Stereotypes: Interrelations among Components and Gender Label // Journal of Personality and Social Psychology. — 1984. — № 46. — P. 991-1004.
- Tajfel H. Social Identity and Intergroup Relations. — Cambridge; N.Y.: Cambridge University Press, 1982.
- Yuval-Davis N. Gender and Nation. — London: Thousand Oaks, 1997. — 157 p. — ISBN 0-8039-8663-7.
«Какие существуют стереотипы о мужчинах?» – Яндекс.Знатоки
Здравствуйте!
Стереотипов о мужчинах — великое множество, которое не просто мешает, а отравляет жизнь мужчинам.
Очень легко обнаружить стереотипы по фразе «тыжемальчик» и дихотомической по значению «тыжедевочка»:
- чо ревешь, как девчонка
- фу, не выражайся, ты же девочка
- будь пацаном, дай сдачи
- ты мальчик, так что купим этот костюм — тот слишком девчачий
При воспитании в мальчиках не просто поощряются лидерские качества, упорство и настойчивость — в мальчиках поощряется агрессия (опять же, мальчиков не ругают за драки, даже хвалят). В стремлении ребенка к танцам, живописи подозревают «нездоровые» корни и всячески стараются привить любовь к «настоящим, мужским» видам спорта (борьба, например, какие-либо командные игры вроде хоккея, футбола).
Одновременно убиваются малейшие намеки на проявления чувств и эмоций — т.е. эмоциональный интеллект практически на нуле в отношении себя и в отношении окружающих. Т.е. кого общество воспитывает таким образом? — правильно, готовит будущих насильников.
Чтобы по-прежнему получать одобрение и уважение, мужчина всегда при любых обстоятельствах обязан быть сильным, как следствие, не признается, когда ему плохо и он нуждается в поддержке. Поэтому так неохотно мужчины идут в поликлиники, тянут до последнего, ужасно переживают из-за эректальной дисфункции. Вспомните рекламу таблеток — «Просто будь мужчиной». Резонный вопрос — неужели это настолько важно и определяет мужчину, и если у него «не стоит колом 24\7», то он — абсолютное ничтожество, что ли?
Поддерживается обществом образ отсутствующего отца (те же компании по производству детских товаров, в 95% — улыбающийся карапуз и мама, и даже слоганы «спокоен малыш — спокойна мама»). Словно мужчине чужда и противна роль отца. Как следствие, теряется связь между детьми и папой, который очень важен для них, а мужчина теряет для себя родных ему людей.
Давит пресловутое «женское предназначение». В его рамках женщины работают потоянно дома и ведут хозяйство (+работа), мужчины практически не заняты домашним хозяйством. В этом свете мужчины часто выставляются бытовыми инвалидами, которые «умрут около полного холодильника».
Как это отражается в обществе? Например, в количестве смертей (данные за 2017 год, тыс. чел.):
всего — 730.4
из них самоубийств — 30.9
убийств — 13.5
Такая доля самоубийств связана с завышенными социальными ожиданиями, которые сложились в результате патриархата, и которые продолжают поддерживаться. Поэтому так важно систему менять, потому что она уничтожает всех
Возрастные стереотипы в России и нужно ли с ними бороться — Рамблер/женский
Журналист Владимир Яковлев, известный как создатель газеты «Коммерсантъ», на своей странице в Фейсбуке обратился к читателям с просьбой рассказать о том, с какими возрастными стереотипами им приходилось сталкиваться. Тема вызвала живой отклик и собрала свыше 400 комментариев. Мы тоже заинтересовались, проанализировали собранные ответы и попросили специалистов их прокомментировать.Все стереотипы, предложенные участниками дискуссии, условно можно разделить на четыре группы. Конкретных вариантов очень много, всех не перечислишь, поэтому приведем наиболее «популярные».
Возраст и запреты. После 30 лет пора «становится взрослее», после 40 лет поздно учиться, осваивать новую профессию, ходить на танцы, неприлично носить молодежную одежду, женщинам — мини-юбки. Если возникло более или мене серьезное недомогание, когда уже слегка за 40: «Ну, что вы хотите, возраст».
Возраст и деньги. Большая разница в возрасте между супругами — брак по расчету. Хороший автомобиль у очень молодого человека или девушки — подарили (родители или «спонсор»). К 30−40 годам не имеешь квартиру, машину и пару миллионов на счету — растяпа и неудачник.
Возраст и романтические отношения. До 30−35 лет обязательно надо успеть побывать в браке и родить хотя бы одного ребенка, особенно женщинам. Мужчинам, в принципе, «разрешается» погулять подольше, но если человек не женился даже ближе к 50 годам — с ним явно что-то не так, наверное, «гей».
В целом все это укладывается в известный афоризм: 20 лет, ума нет — и не будет! 30 лет, жены нет — и не будет! 40 лет, денег нет — и не будет!
Возраст и работа. Тут все очевидно: сложности возникают прежде всего и у тех, кому за 40, а также у молодых людей сразу после института (недостаточно опыта и знаний, несерьезно относятся к делу, а девушки и вовсе обязательно уйдут в декрет сразу после трудоустройства).
Примечательно, что участники опроса, проживающие в западных странах, практически всех этих стереотипов не ощущают.
Объективные ограничения
За возрастными ограничениями при поиске работы стоят не только стереотипы, но и объективные вещи, считает гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков:— У молодежи действительно мало опыта и, естественно, работодателям хочется, чтобы к ним приходили люди, которые могут сразу включиться в работу. Это проблема неотработанного механизма между учебными заведениями и сферой занятости: в процессе учебы нет должного взаимодействия с будущими работодателями.
Что касается пожилых, там тоже есть объективные процессы, связанные с тем, что сейчас очень быстро меняются техника и технологии. Так же быстро меняются требования к тому, что должен знать и уметь работник. Современные рабочие места, особенно высокопроизводительные, требуют знания компьютера и целого ряда более сложных устройств. С другой стороны, возраст накладывает изменения на память, на реакцию.
Посмотрите на наших детей: они играют высокотехнологичными игрушками, знают иностранный язык. Даже среднее поколение всего этого лишено. Работодателю тоже приходится это все учитывать.
Нужно думать о том, как преодолевать эти ограничения. Это огромная проблема, потому что сейчас пожилые люди все больше становится не обузой общества, а очень важным ресурсом. Старение населения — объективный процесс во всем мире, и для нашего российского рынка демографическая проблема очень актуальна.
Пожилые люди все большую роль начинают играть в жизни общества, поэтому общественным организациям, работодателям, государству надо искать пути того, как облегчить им продолжение трудовой жизни.
Архаичность мышления
В России все довольно консервативно и особо не развивается. Большинство текущих стереотипов вполне подошли бы нашим дедушкам и бабушкам, то есть, в принципе это характерное для традиционного общества линейное представление о человеческой жизни, говорит социальный психолог Алексей Рощин:— Это такой крестьянский взгляд на происходящее. Все должно проходить соответствующие стадии созревания, как в природе положено: сначала бутон, потом он распускается, вступает в самый сок, затем начинает гнить и, наконец, падает, уже никому не нужный, на землю.
Такое древнее архитипическое представление чрезвычайно живуче и сейчас, хотя, казалось бы, в связи с эпохой цифровизации, интернета, постиндустриального развития все должно меняться. Исследование подобных вещей показывает, насколько современная цивилизация проникла вглубь общества. У нас если и проникла, то только по самым верхам.
Именно отсюда представления о том, что женщина до определенного момента должна выйти замуж, потом воспитывать детей, нянчить внуков и, в принципе, ничего уже от нее дальше ждать не нужно. Мы помним, что еще в XIX веке 30−40 лет считались старостью как в России, так и в Европе. Мы видим, что у нас и сейчас так: 200 лет прошло, но в этом смысле ничего не меняется.
Отсюда же отношение к молодым людям. Несмотря на известные примеры, когда юные гении создают крупные компании и в 20 лет становятся миллиардерами — Цукерберг, Дуров — все это в тренд не превращается. Все равно люди считают это все баловством.
Это тоже понятно. Переосмысление отношения к молодости как к самому перспективному возрасту, в том числе с точки зрения способности зарабатывать деньги, связано со свободой предпринимательства и бурным развитием экономики знаний. А у нас предпринимательство все больше и больше уходит на второй план, экономика национализируется, государство снова проникло во все щели. Соответственно, сохраняются представления XIX века о том, что «в мои года не можно сметь свои суждения иметь», и что карьера делается выслугой лет.
От давления государства идет и регламентация, то есть, поведение гораздо менее свободно, и даже высокопоставленные люди в этом плане все равно оказываются скованными. Это признак повышенной корпоративности, а в нашем случае просто огосударствления всего и вся.
Самые интересные примеры надо искать там, где эта картина, полученная из опроса, хоть как-то выбивается из общего ряда. Это и будет признаком коррозии общего представления, проникновения новой цивилизации, которая господствует сейчас на Западе.
В то же время любая когнитивная деятельность не может проходить в отрыве от каких-то реально существующих отношений. Чаще всего стереотипы в значительной степени отражают реальность, то есть, так оно на самом деле в основном и есть. Но как только в реальности наступают какие-то изменения, появляются люди, которые ведут себя по другому, то первыми их заметят, наверное, деятели искусства, а вслед за тем начнут замечать и другие люди, и начнет уже осыпаться сам стереотип.
Мудрость поколений
Большинство «стереотипов» — это мудрость, которая передается из поколения в поколение и является следствием развития и взросления человека, уверена директор психологического центра «Личность» кандидат социологических наук Людмила Полянова:
— Короткую юбку после 40 лет носить действительно не надо. Это можно на отдыхе, на даче, где человек предоставлен самому себе. Точно так же мы говорим молодой девочке: «Ну что ты причесалась, как бабушка». Собственно, мы заботимся о человеке. Известна фраза: у вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление. Все должно быть уместно, не надо выглядеть смешно.
Что касается здоровья, здесь все происходит закономерно. С точки зрения психофизиологии, так же, как постепенно созревает наш мозг, наш организм адаптируется к новым условиям жизни. И возраст каждый раз определяет эти условия. Безусловно, надо двигаться, но понимая, сколько тебе лет.
Но сейчас очень сильно сместилось понимание о возрасте. Мы сегодня не назовем холеных очаровательных женщин 50−70 лет бабушками. Вы заметили, что институт бабушек, который был еще в нашем детстве — в платочках, сидящих на лавочках около подъезда — исчез? Жизнь стала более динамична, у нас масса способов выглядеть и чувствовать себя лучше.
Уже давно доказано, что человек функционирует настолько, насколько он сам позволяет себе чувствовать свой возраст. И женщина в 55 лет может делать карьеру, обучаться. Она бабушка для своих внуков, опекающая и любящая, но также и интеллектуальная, развивающая и демонстрирующая своим примером, что сегодня эти стереотипы не срабатывают, что бабушка — это не только манная каша в ковшике и бесконечно плачущие внуки на руках.
Сегодняшние женщины и мужчины продолжают оставаться личностью до последнего дня своей жизни. И в этом плане, конечно, стереотип сломан. Но, опять же, это люди, которые сами этого хотят.
В отношениях мужчины и женщины тоже есть законы жанра. На бессознательном уровне, какими бы современными мы не были, мы — дети природы. Мужчина стремится к женщине, которая бессознательно демонстрирует способность к деторождению. Поэтому психологически разница «за 30» и «до 30» играет огромную роль. Механизмы привлечения очень серьезны и заложены природой. Сегодня мы рассматриваем друг друга, как сексуальных партнеров, а природа нас рассматривает как возможных родителей нашего будущего детеныша.
Европа вынуждена сейчас быть гораздо более толерантной, чем мы, поэтому там все, что естественно, ушло на второй-третий и гораздо более далекий план. Запад в данном случае вообще для нас — не показатель. И то, что там происходит — это абсолютная деградация и нивелирование ценностей семьи. Специалисты на Западе бьют тревогу: огромное количество разводов, суицидов людей, живущих браке. А у нас, например, люди, которые живут в браке, гораздо меньше страдают психосоматическими и психологическими расстройствами.
Что касается афоризма «20 лет, ума нет — и не будет! 30 лет, жены нет — и не будет! 40 лет, денег нет — и не будет!» — это не стереотип, а, скорее, мудрость наших предков, которая говорит о потенциале, заложенном в человеке. Если потенциал есть, то он реализуется постепенно на определенных этапах. И к 30−40 годам уже однозначно понятно, что из человека получится. Конечно, бывают исключения, но мы говорим о закономерностях, о том, что заложено генетически, конституционно, что приобретено в семье и социуме.
Безусловно, стереотипы существуют. Все вам скажут: не надо пить кофе, если у вас повышенное давление. Кардиологи говорят: пейте кофе, 3−4 чашки в день, это очень полезно для гипертоников, но не пейте во второй половине дня. И никто не верит, потому что очень сложно сломать стереотипы. Но все, что является запретом, стереотипом — это наши помощники. Они лишний раз заставляют задуматься — нарушать или нет. Не надо разрушать стереотипы, каждый разумный человек приходит к своим решениям.
Как формируются стереотипы
Навешивание ярлыков, попытки судить о других по первому впечатлению или стереотипному представлению – самая проигрышная тактика, которая может быть в построении честных и счастливых человеческих отношений. Но откуда берутся стереотипы, которыми оперируют не только отдельные люди, а иногда и целый мир? Как получается, что стереотипные представления о других заменяют желание принимать их такими, как они есть? Иногда это получатся неосознанно.
Навешивание ярлыков, попытки судить о других по первому впечатлению или стереотипу – самая проигрышная тактика, которая может быть в построении честных и счастливых человеческих отношений. Но откуда берутся стереотипы, которыми оперируют не только отдельные люди, а иногда и целый мир? Как получается, что стереотипные представления о других заменяют желание принимать их такими, какими они есть? Иногда это получатся неосознанно.
Стереотипы – это ограничения. Сознательное игнорирование многообразия мира ради удобства его восприятия.
В течение всей жизни мы встречаем множество людей. Но о скольких людях в этом списке мы можем сказать, что по-настоящему знаем их личные особенности и черты характера, понимаем мотивы и желания, мечты и стремления?
Весь тот образ, который складывается в нашем сознании о том или ином человеке, чаще всего лишь набор поверхностных впечатлений, которые мы оцениваем субъективно, исходя из нашего опыта, добавляя значительную долю фантазий, ведь, не получая всю информацию целиком, мы заполняем пробелы знаний о других людях самостоятельно. Так создаются образы, персонажи в сюжете жизни, которые в нашем представлении могут играть совсем не ту роль, которую они отводят для себя сами.
Жизнь – это истории: длинные и короткие, те, что случаются однажды утром после завтрака или длятся до тех пор, пока мы живы. Часть из них составляют сюжеты, в которых мы являемся лишь сторонними наблюдателями: это книги, кино, сериалы.
Их создатели знают, что сильный, интересный персонаж не обязательно должен быть правдивым, жизненным, ему достаточно обладать рядом качеств, которые будут его отличать среди других. Они должны быть его визитной карточкой, а все прочие просто не должны отвлекать на себя долю внимания зрителя или читателя. Прошлое персонажа – это то, что сделало его нынешним, будущее – то, к чему он должен прийти в финале.
Просто, прямолинейно, хоть и приправлено уникальными особенностями, без которых герой был бы слишком пресным. Главное отличие реальных людей от героев кино и книг в том, что они существуют не в таком плоском пространстве, даже не в трёхмерном, а в сложной системе координат, где являются одновременно и главными героями, и второстепенными, спасителями одного мира и разрушителями другого. А мотивов, побуждающих к действию, гораздо больше, чем способен прописать один сюжет.
Но привычка мыслить «сюжетно» никуда не девается. Мы подмечаем лишь главные особенности человека, как если бы он был персонажем, выделяем для него определённое место и дальше воспринимаем лишь в соответствии с ним. И такая судьба постигает целые группы людей, сообщества, объединения, нации, страны.
Границы только в нашем сознании, мир гораздо шире, глубже и разнообразней, чем кажется.
Вспомните, например, какие ассоциации появляются, когда идёт речь о какой-либо религиозной группе. Какие образы возникают в голове? Или о какой-либо национальной традиции, или культуре. Какими кажутся разные их представители? Например, стереотипно считается, что немцы – строгие и педантичные, итальянцы – вспыльчивые, англичане – чопорные, японцы – сдержанные, и т.д. Мужчины – амбициозные лидеры, женщины – пассивные и эмоциональные. Молодёжь – неопытная и прогрессивная, старшее поколение – мудрое и консервативное.
Выбрав по одному представителю из каждой группы, можно было бы представить целый сюжет, где такие персонажи были бы интересными героями. А если так, не означает ли это, что всё лишь упрощено до уровня, где у каждого есть своя роль, и не более?
Если кто-то занимает лишь одно отведённое ему место, значит, все прочие качества, которые могли бы помочь занять другое, упрощены или отброшены. Стереотипы – это сознательное игнорирование многообразия мира в угоду удобства его восприятия.
У каждого из нас есть выбор: быть открытым, видеть многообразие этого мира и людей в нём, или же относиться избирательно, тем самым ограничивая и ограничиваясь, вешая ярлыки без попытки вникнуть в суть.
Как расширить свой кругозор и не допускать влияние стереотипов на восприятие мира?
На всех точках земли разные люди любят, чувствуют и мечтают о хорошем будущем, пусть даже в их речи есть не все слова, чтобы выразить эмоции, или культура не позволяет (или позволяет в большей мере, чем везде) их проявление. Но это проблема установок в обществе, а не людей, которые его составляют. И чем больше пазлов появляется в картине мира, тем более цельной она является, а значит – правдивой. Опытные путешественники не могут себе представить возможность подшучивания над человеком исходя из его религии, нации или стране проживания, они понимают, что это, как минимум, невежественно, не говоря уже о грубости и отсутствии уважения.
В независимом опросе среди 7292 человек в 18 странах более половины респондентов отметили, что в мире было бы меньше нетерпимости, если бы люди чаще путешествовали, а три четверти отметили, что путешествия изменили их отношение к разногласиям и многонациональности к лучшему.
Не обязательно покидать пределы родной страны или даже города, чтобы иметь истинное представление о людях вокруг. Для начала достаточно будет расширить круг общения, или получше познакомиться с теми, кого знаем уже не первый день. Совместное занятие или душевный разговор за чашкой чая в конце трудного дня помогут раскрыть внутренние качества даже лучше, чем человек рассказал бы о себе сам. И тогда внезапно строгий босс окажется мечтателем, который всё стремится сделать правильно, а вечно недовольный сосед – одиноким и разочарованным в жизни. С виду сильный мужчина может нуждаться в поддержке, а внешне хрупкая женщина быть непробиваемой и целеустремлённой. Больше наблюдать, больше слушать, больше понимать.
И теперь, наконец, о самих себе. Если посмотреть на себя со стороны, например, глазами иностранца или просто незнакомца, какое впечатление создалось бы поначалу? Какие стереотипы, согласно правилам их формирования, вполне органично вписались бы в это субъективное резюме? «Я родом оттуда, и это значит… Моё детство прошло так и потому я такой… Мой круг общения составляют такие люди и поэтому я такой…» Или нет? Сколько бы получилось «точных попаданий», если в самом деле провести такой тест? Было бы справедливо, если представления о нас самих составлялись только так, без попытки познакомиться ближе и узнать получше?
Иногда мы и сами склонны действовать только исходя из того, кем якобы является. Тем самым формируется замкнутый круг, тем самым реальность начинает подтверждать искусственно созданные фантазии. Наблюдения позволяют замечать новое не только в людях вокруг, но и в самих себе. И чем больше, глубже, чаще мы наблюдаем и вникаем, отбросив все ложные представления и ожидания, тем лучшее понимание открывается – стоит ли им соответствовать? “Я мужчина, поэтому должен…”, “Я женщина, поэтому должна…” Какую выбрать стратегию – упрощения себя самих для удобства восприятия другими, или же доказывать, что мир в лице тех, кто его населяет, способен удивлять постоянно и неуёмно.
Эксперты назвали самые распространённые стереотипы о семейной жизни
Счастливых семей в России — менее одного процента. Об этом говорит в многочисленных интервью известный отечественный исследователь и психотерапевт Михаил Литвак. Одной из главных причин жизненных неурядиц являются неверные стереотипы, которые многие называют оплотом «вековой мудрости». Самые распространённые из них озвучила эксперт в области саморазвития и работы с подсознанием Мария Самарина.
Человек часто недооценивает влияние подсознания на собственную жизнь. А тем временем именно оно определяет 95% наших реакций на те или иные события. Как сообщила Самарина, подсознание работает как компьютер, обрабатывая новые сведения по заранее заданным программам. Установки подсознания как раз и являются такими «программами».
Например, вам всю жизнь будут нравиться мужчины с рыжими усами, потому что у любимого дедушки были такие. Или вы не будете любить гвоздики, потому что это «похоронные цветы». Или никогда не заведёте собаку, потому что в младенчестве вас напугал соседский пёс.
Мария Самарина
международный эксперт по работе с подсознанием и осознанностью
Существуют установки позитивные, например, у водителя со стажем нога нажимает на тормоз быстрее, чем он успевает понять, что нужно остановиться перед внезапно появившимся пешеходом. Это тоже срабатывает подсознание.
Именно негативные «программы» вредят человеку. Например, установка «счастье надо выстрадать» культивируется в сценариях многочисленных фильмов, на страницах литературных произведений. Герой или героиня, пройдя миллион препятствий, в конце наслаждаются долгожданной радостью. Такую программу часто навязывают детям родители. Например, говорят: «А что ты хочешь, на блюдечке всё получить?» Они это делают из лучших побуждений, потому что сами уверены в верности житейских правил — им тоже их кто-то внушил.
Такая вредная «программа» является основной причиной, почему человек продолжает неудобные, тяжёлые, а порой и опасные отношения. Он уверен, что после затяжной чёрной полосы в его жизнь обязательно придёт белая. На самом деле так бывает далеко не всегда. Счастья с партнёром можно ждать всю жизнь и так и не дождаться.
Вторая установка, которая мешать жить счастливо, — «стерпится — слюбится». Её часто повторяют представители старшего поколения.
Вот соседка вышла замуж, потому что на браке настояли родители. Родился ребёнок. Муж пьёт, поколачивает жену. Она хватает ребёнка и прячется у добрых людей, пока нетрезвое чудовище бьёт посуду и орёт дурным голосом. Замазывает синяки и рассказывает подруге, что «зато у ребёнка есть отец. Малыш его так любит!» Снова возвращается к мужу и живёт в вечном страхе. Боится перемен и одновременно боится, что так пройдёт вся её жизнь, — такую историю, иллюстрирующую вредную установку, приводит в пример Мария.
Как говорит эксперт, настоящую любовь нужно беречь, а в любых долгих отношениях могут быть непростые периоды. Компромиссы в семье неизбежны, и хорошо, когда их удаётся достичь. Но очевидно, что терпением и любовью можно решить далеко не все семейные проблемы. Иногда развод — это лучший выход.
Главным «лекарством» против негативных установок эксперт считает любовь к себе.
Попробуйте в каждодневной жизни думать прежде всего о себе. Почувствуйте свою уникальность. Пусть у вас есть привычки и вкусы, которые нравятся не всем, но ведь быть хорошей для всех и не обязательно. Хвалите себя каждый день, пусть это станет вашей новой привычкой. Даже за мелочи. Помыл тарелку — молодец, погулял с ребёнком — умница, лёг спать не поздно — пример для подражания, — сообщила эксперт.
При этом клинический психолог, основатель центра рациональной психологии Михаил Хорс заявил News.ru, что стереотипы — это аккумулированный опыт предыдущих поколений, и далеко не всегда он бывает негативным. «Если им не предаваться фанатично, можно извлекать из стереотипов пользу».
Например, установка «стерпится — слюбится» говорит о том, что не нужно по любому поводу бежать разводиться. Если в паре возник конфликт, его нужно решать. По мнению психолога, в семье главное не любовь, а терпение и готовность супругов идти на уступки.
Что касается фразы «счастье нужно выстрадать», многие неправильно её понимают. Страдание происходит от слова «страда» (напряжённая летняя работа в период косьбы, жатвы и уборки хлеба. — News.ru). Имеется в виду: над счастьем нужно работать. Действительно, счастливый брак — это работа.
Михаил Хорс
клинический психолог и писатель
Чтобы создать счастливую семью, по мнению Михаила Хорса, нужно в первую очередь отказаться от поиска идеала. Не существует человека, с которым всегда будет хорошо. Конфликт между членами семьи — это не беда, а часть жизни.