Классы здоровья: таблица и характеристика, что значит у детей – Роль классов здоровья в формировании ЗОЖ ребенка. Особенности организации учебного процесса

Содержание

таблица и характеристика, что значит у детей

Группу здоровья, присвоенную ребенку по результатам медицинского осмотра, важно учитывать при организации досуга ребенка, его обучения и физической активности. Поскольку, для каждой группы врачом даются рекомендации, способные улучшить состояние здоровья ребенка.

Содержание статьи

Что такое группы здоровья

Группы здоровья — это оценочные категории, которые присвоены детям врачами по результатам медицинских анализов, осмотров, оценки состояния ребенка. Группа присваивается в момент медицинского освидетельствования. На нее не оказывают влияния острые заболевания, ранее перенесенные ребенком, за исключением хронических.

Что влияет на присвоенную категорию:

  1. Наличие и отсутствие хронических и врожденных заболеваний.
  2. Работа внутренних органов, определяемая по результатам анализов.
  3. Способность организма сопротивляться заболеваниям, частота перенесенных инфекционных заболеваний за последний год.
  4. Соответствие возрастным параметрам развития.
Врачи присваивают ребенку группу здоровья от 1 до 5, руководствуясь указаниями Минздрава, обобщенными в Приказах № 621, 1346н.

Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»

Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1346н “О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них”

Как определяется группа здоровья?

Рассматривая вопрос о присвоении группы здоровья, врач учитывает:

  1. Наследственные факторы. При осмотре грудничка в поликлинике, врач уточнит у матери как протекала беременность, было ли влияние негативных факторов в этот период, например, болезни матери. Как прошли роды, как чувствовал себя малыш в первые недели жизни. Есть ли в семье склонность к наследственным заболеваниям.
  2. Соответствие ребенка возрастным показателям физического развития. Врача заинтересуют показатели роста и веса, окружность головы и другие параметры. У матери спросят, чему малыш научился к своему возрасту, и сравнят эти показатели с нормативами. Например, к определенному возрасту ребенок учится держать головку, переворачиваться, затем ползать, самостоятельно присаживаться и ходить. Если этого не происходит, то, наряду с другими признаками, врач может заподозрить отклонения, и назначить малышу прохождение медицинских процедур.
  3. Как происходит рост и развитие внутренних органов. Для этого, в определенные возрастные периоды, ребенка направляют на УЗИ, анализы.
  4. Работу иммунитета. Для оценки этого фактора, врач уточнит у матери частоту инфекционных и простудных заболеваний за прошедший год.
  5. Психическое развитие. О нем свидетельствует поведение ребенка. А также его интересы, речевое развитие. К определенному возрасту ребенок должен обладать определенным количественным набором слов, уметь выполнять некоторые действия. Врач спросит у матери, чему научился ребенок к своему возрасту, и сравнить эти показатели с нормативными.

    Прохождение медицинского обследования несовершеннолетними

Врач изучает медицинскую карту маленького пациента, по необходимости направляет его на консультации и осмотры профильных специалистов. Учитываются результаты анализов и УЗИ. Производится осмотр ребенка, замеры роста, веса и других показателей. После этого делаются выводы о возможности присвоения той или иной группы здоровья. По результатам врач дает рекомендации о корректировке образа жизни для улучшения состояния здоровья ребенка, по необходимости назначает лечение.

Важно! Группы присваиваются в результате оценки состояния здоровья детей от 3 до 17 лет. Бояться присвоенной группы не стоит, ведь это указание на то, с чем следует поработать и обратить пристальное внимание родителям.

Виды и характеристика групп здоровья детей

Рассмотрим более подробно.

Первая группа

Дети, обладающие прекрасным здоровьем. Физические параметры соответствуют нормативам. Никаких ограничений по физической активности первая группа не предусматривает. Напротив, таким детям рекомендуют посещать спортивные занятия.

Образец медицинской справки для ребенка с 1 группой

Вторая группа

В эту группу попадает большая часть детей, имеющих незначительные нарекания по состоянию здоровья. Например, незначительное снижение зрения, или повышенная частота простудных заболеваний за прошедший год, нехватка веса или его избыток. Хронические заболевания и выраженные нарушения отсутствуют.

IIA группа

Имеется предрасположенность к развитию наследственных или хронических заболеваний при наличии провоцирующего фактора. В остальном такие дети обладают неплохими показателями здоровья. Рекомендуются умеренные физические нагрузки в соответствии с возрастом и уровнем развития.

IIБ группа

Дети, отнесенные к данной группе, могут болеть чаще сверстников, обладать пониженной сопротивляемостью организма к инфекциям. Возможно незначительное отставание от возрастных норм. По физической активности дети второй группы могут быть незначительно ограничены. Им нельзя перенапрягаться, нагрузка должна быть в соответствии с их возможностями. Желательно, в соответствии со специальными программами.

Дети, отнесенные ко второй группе, нуждаются в наблюдении, поскольку существует вероятность развития хронических заболеваний при неблагоприятных условиях.

Причины, которые могут привести к небольшим отклонениям по здоровью и присвоению второй группы:

  1. Перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания.
  2. Многоплодная беременность.
  3. Инфекционные заболевания в первые недели жизни.
  4. Перенесенные хирургические вмешательства.
  5. Диатез.
  6. Недостаток или избыток массы тела.
  7. Низкий гемоглобин.
  8. Частые простудные заболевания.
  9. Беспокойный сон и плохой аппетит.

Третья группа

В нее попадают дети с имеющимися хроническими заболеваниями, осложнениями после операций, а также лишним весом. При этом, их образ жизни практически не отличается от сверстников.

Четвертая группа

В нее попадают дети с обострившимися хроническими заболеваниями, требующими незамедлительного лечения. Либо дети, находящиеся в стадии ремиссии, но испытывающие частые обострения болезни. В этот период дети могут приостанавливать обучение и активность в социуме.

Пятая группа

Серьезные нарушения здоровья, препятствующие обучению, выполнению повседневных дел и обязанностей. В пятую группу попадают дети с инвалидностью, различными нарушениями функций и организма. Таким детям необходимо постоянное наблюдение врача, реабилитационные и лечебные программы.

Группы здоровья меняются в процессе роста ребенка. Зачастую улучшению способствуют верно подобранные врачом программы и рекомендации, направленные на укрепление иммунитета, закаливание организма, поддержание его выносливости и сопротивляемости заболеваниям.

Особенности каждой из групп сведены в таблицу.

ГруппаНаличие хронической болезниЧастота заболеваемостиОтклонения от норм по развитиюНаличие сбоев в функционировании систем организмаНеврологические проблемы
1ОтсутствуетНе чаще 3-4 раз в годОтсутствуютОтсутствуютОтсутствуют
2ОтсутствуетБолее 4 раз за годОтсутствуютНезначительныОтсутствуют либо незначительны
3Присутствует хроническое заболевание, обострения нечастыеБолее 4 раз за год. Характер течения болезни затяжной, с осложнениямиПрисутствуют в незначительной степениПрисутствуют, течение хроническоеОтсутствуют либо незначительны
4Присутствует хроническое заболевание, дающее частые обострения и снижение качества жизниЧастые затяжные болезни с осложнениямиПрисутствуют в ощутимой степени, требуют специального леченияПрисутствуют, нарушения могут иметь множественный характерНорма/Присутствуют, от незначительных до ярко выраженных
5Присутствует в тяжелой формеЧастые затяжные болезни с осложнениямиЗначительныеЗначительныеНорма/Присутствуют, от незначительных до ярко выраженных

Активность детей и группы здоровья

В зависимости от присвоенной группы здоровья, даются рекомендации по физической активности:
  1. К детям первой группы не предъявляются ограничения по физической активности. Они могут посещать спортивные секции, соревнования. При этом, не стоит забывать о разумном чередовании труда и отдыха.
  2. Детям, отнесенным ко второй группе, рекомендуется посещение спортивных тренировок, в целях укрепления здоровья. Нагрузки должны быть направлены на общее укрепление организма, решение существующих проблем, например, с излишним весом. При этом не стоит переутомлять ребенка, занимаясь физическими упражнениями в меру.
  3. Третья группа. Перед тем как записать ребенка в спортивную секцию, необходимо посетить врача, который определит безопасные виды упражнений. Нагрузка должна быть нормированной, по специальной программе с учетом имеющихся заболеваний. Врач может установить запрет на определенные виды деятельности, и это нужно учитывать.
  4. Детям четвертой группы рекомендовано посещать группы лечебной физкультуры, соблюдать режим дня, вовремя отдыхать. По рекомендациям врача может быть назначен массаж и выполнение специальных упражнений.
  5. Дети пятой группы выполняют специальные упражнения под присмотром специалиста, занимаются лечебной физкультурой, посещают сеансы массажа. Физическая активность ограничена, выполнение лечебных мероприятий согласовывается с врачом.

Группы здоровья и группы риска есть разница?

Группа здоровья подразумевает состояние организма ребенка в настоящее время, с учетом сданных анализов, пройденных обследований и осмотров врачей. Это текущее состояние органов и систем организма, которое либо необходимо поддерживать (если оно в хорошем состоянии), либо улучшать (при неблагоприятной оценке). На улучшение и поддержание направлены врачебные рекомендации после присвоения группы здоровья.

Когда говорят о том что ребенок входит в группу риска, подразумевают, что у него имеется высокая вероятность развития той или иной болезни. Ребенок может обладать такой склонностью в силу наследственных факторов, либо уже имеющихся заболеваний, на фоне которых могут развиваться осложнения. Таким детям могут назначаться дополнительные обследования и осмотры узкопрофильных специалистов, для своевременного выявления неблагоприятных факторов. Родителям необходимо учитывать имеющийся риск при организации жизненного пространства ребенка.

Виды групп здоровья взрослого населения

Группа здоровья взрослого населения определяется после прохождения диспансеризации.

Группы здоровья

По результатам врачебного осмотра присваивается одна из групп:

  1. Первая группа. Здоровые люди, без хронических заболеваний, с хорошим самочувствием. При отсутствии жалоб им достаточно проходить медосмотр ежегодно.
  2. Вторая группа. Имеются хронические заболевания, не препятствующие человеку выполнять ежедневную работу и не влияющие на самочувствие. При отсутствии жалоб, необходимо показываться врачу раз в полгода. Рекомендуется выполнять упражнения, направленные на укрепление организма и проводить профилактические мероприятия.
  3. Третья группа. Имеются часто обостряющиеся хронические заболевания, влияющие на трудоспособность. Необходимо лечение и постоянное наблюдение врача.

Важно! Выполнение профилактических мероприятий, направленных на укрепление организма, полезно при любой группе здоровья. Но уровень физической активности различен, и при наличии хронических заболеваний должен быть согласован с врачом.

Заключение

Присвоенные группы здоровья могут меняться, как может меняться и состояние ребенка. Для того чтобы развитие шло в благоприятную сторону, необходимо придерживаться медицинских рекомендаций и обеспечивать ребенку физическую нагрузку, соответствующую состоянию его здоровья, соблюдать режим труда и отдыха. При выборе спортивной секции важно понимать особенности ребенка, так, чтобы физическая активность принесла только пользу и укрепила детский организм.

Шагнуть в медицину. Как работают профильные классы для будущих докторов? | Образование | Общество

 «Сильнее! Резче! — командует преподаватель. — А то он у вас сейчас задохнётся!» Потом не выдерживает и бросается к «жертве»: «Сейчас покажу: одну ладонь сюда, второй рукой надавливаете… Хоп!» — и изо рта подавившегося «пациента» вылетает шарик. 

Делаем инъекции, измеряем давление

«Это и правда тяжело, — говорит Александр Чекистов, учитель биологии и ОБЖ. — Но ничего страшного! Мы только учимся». 

«А вот с этим роботом мы занимаемся сердечно-лёгочной реанимацией, — показывает Александр Виноградов, один из «спасателей». — Сначала надо проверить, есть ли пульс, дыхание, и уже потом реанимировать». 

«У нас почти нет ошибок, — заверяет нас его напарник Глеб Крылов. — Он всегда оживает! Пальцами даже можно почувствовать пульс. Реанимация, я считаю, это самое интересное в медицинском классе. Перевязывание ран более муторное, если честно». Саша собирается поступать в Пироговку, на общую хирургию. Глеб ещё не определился до конца, но, как он говорит, половина его интересов лежит в области медицины, а вторая половина — в области химии.

Да, медицинский класс — место по-настоящему удивительное. Интерактивные манекены, обучающий стол с телемониторингом, планшеты-лаборатории, мощные микроскопы, не говоря уже о таких «мелочах», как электро­кардиограф или тонометры. Здесь учатся делать инъекции, снимать и расшифровывать кардиограмму, анализировать клетки крови и реанимировать человека с остановкой сердца. И всё это — в основном расписании школы № 1474 и ещё 120 учебных заведений столицы.

«В прошлом году мы решили войти в проект «Медицинский класс в московской школе», — рассказывает директор ГБОУ № 1474 Ирина Курчаткина

. — Мы объединили свои усилия с ресурсами сетевых учреждений Департамента образования Москвы, кадровым составом 1-го Московского медицинского университета им. Сеченова. Затем к нам присоединились 30 поликлиник и ещё 60 школ. В этом году, к нашей общей радости, мы получили великолепное оборудование. Это современные биохимические лаборатории, цифровая техника, которая помогает старшекласс­никам проникнуться профессией медика, осознанно выбрать специальность. Дети смогут заранее определиться даже с профилем: стоматология, педиатрия, кардиология».

Если что, робот подскажет

Подробнее о том, что происходит в классе, где парты расставлены не по порядку, а островками, рассказывает Александр Чекистов: «Я веду практикоориентированный курс «Шаг в медицину» в нашем медицинском классе. Это, по сути, предуниверсарий. Сегодня у нас организовано шесть учебных площадок. Первая — «телементор», жемчужина медицинского класса, оборудование на ней установлено самое уникальное. Обучение на нём позволяет получить метапредметное образование. Этот прибор работает в двух режимах — обучение и контроль. Мастер демонстрирует  действия, которые должны выполнить обучающиеся, а те должны за ним повторять. Когда включается второй режим, ученики сами производят определённые действия, а мастер комментирует, насколько им это удаётся, помогает выйти из сложившейся ситуации, если ребята допустили ошибку.

Вторая площадка — работа с микроскопом. Ребята изучают строение крови человека. Учитель выводит на экран результаты, которые должны получить ученики. У них несколько образцов, они должны найти необходимый, проанализировать его и записать результат в контрольный лист.

Третья рабочая группа измеряет артериальное давление с использованием датчиков, которые идут в комплекте цифровых лабораторий. Помогают им в этом механический и автоматический тонометры, полученные результаты записывают в контрольные листы, а затем анализируют полученные показатели.

Четвёртая учебная площадка — измерение функциональных параметров организма. Температура тела, частота дыхания, сердечных сокращений… Делают это на специальных планшетах, они же — электронно-цифровые лаборатории со встроенными датчиками, после всё записывают и анализируют.

Пятая площадка — неотложные состояния. Мы используем совершенно уникальных роботов: это тренажёры, которые модулируют реальные состояния. Они умеют дышать и разговаривать. Если при непрямом массаже сердца вы всё выполняете правильно, горит зелёная лампочка. Если при вентиляции лёгких горит оранжевая лампочка, тоже всё в порядке. Если что-то идёт не так, манекен голосом подсказывает, что надо сделать. Вторая зона этой площадки — извлечение инородного тела, попавшего в дыхательные пути. 

Шестая площадка — изучение параметров атмосферы, в нашем случае — атмосферы класса. Ребята измеряют окись углерода, кислород. Все показатели по­ступают на планшетный компьютер, ученики проводят не менее четырёх измерений для чистоты эксперимента».

Кардиологи и ветеринары  

Курсы повышения квалификации в Сеченовке — практикумы и теоретические занятия — проходят учителя химии, биологии и ОБЖ, для каждого — своя группа занятий. Два раза в месяц они сами превращались в студентов и посещали практические занятия, которые длились 4-5 часов. В этом году переподготовка будет продолжаться. «Новое оборудование довольно сложное, и учителю трудно работать на нём. Вот, скажем, ЭКГ. Мы знаем, куда прикреплять датчики, какую кнопочку нажать. А дальше что? Ведь кардиограмму нужно расшифровать, построить модель, — продолжает Александр. — Самое сложное для ребят в медицинском классе — побороть свой страх. А здесь сразу столько всего нового! Они боятся что-то по­пробовать, сделать что-то не так. Но мы успешно преодолеваем это, ведь если подросток решил, что свяжет свою жизнь с медициной, ему нужно как можно раньше перешагнуть через этот страх». 

Анна Леонова хочет по­ступать в Сеченовку на лечебное дело, чтобы стать кардиохирургом. Её напарница Екатерина Анфиногенова — в МГУ на кафедру биотехнологий. «Лишние часы по химии и биологии — уже дополнительные знания, — рассуждают они. — Проект, который мы сейчас делаем, даёт нам возможность выиграть грант. Если это удастся, это будут дополнительные баллы к ЕГЭ». Девочки работают с телементором — учатся брать кровь из вены. Судя по всему, не ошибаются: интерактивный преподаватель замечаний не делает. «Я люблю сериал «Доктор Хаус», — рассказывает Аня. — Это очень интересно: каждая история болезни как детектив». Кате больше нравятся «Скорая помощь» и «Клиника» — её больше увлекают отношения между медиками.

А вот Даниил Гордеев

ещё недавно занимался не медициной, а теннисом. Но травма спины не дала ему построить спортивную карьеру, зато подарила новое увлечение: теперь парень хочет связать свою жизнь с ортопедией, а поступать собирается в 1-й мед.

Илья Милеев тоже хочет стать врачом, но лечить не людей, а зверей. Он намерен по­ступать в Тимирязевскую академию на факультет ветеринарии. «Я животных люблю, — делится он. — У меня дома кошка и немецкая овчарка». 

Конечно, невозможно гарантировать, что все эти замечательные ребята будут учиться именно там, где хотят, — по крайней мере, сразу. Но совершенно очевидно, что медицин­ский класс уже помогает им превратить мечту в цель. А значит, у них всё получится.

Смотрите также:

Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).

С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.

На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.

Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.

Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”

С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.

По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.

По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной шк

Уроки здоровья в начальных классах

Пояснительная записка

Знать, как действовать – половина дела, другая половина – знать, когда свершать действия.

Иван Ефремов.

В последние годы заметно увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов:

неправильного отношения взрослого населения к своему здоровью и здоровью своих детей,
– отрицательного влияния окружающей среды.
– наследственных факторов,
– нарушения правил здорового образа жизни.

Все понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом. Как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на “потом”, обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда становится трудно начинать.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если кружиться голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Очень часто родители в семье говорят ребёнку: “Будешь плохо кушать – заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься! Но практически очень мало родители в семьях говорят детям: “Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении! Главными пороками в XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Два часа в неделю занятий физической культуры в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребёнку полюбить себя, своё тело, своё здоровье, себя самого и оценить объективно проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

Необходимо проведение уроков здоровья, на которых следует закладывать гигиенические навыки, негативное отношение к вредным привычкам, обучать навыкам правильной организации режима.

Цель: Создание условий для внутренней мотивации к здоровому образу жизни; воспитание творческой, стремящейся к сохранению физического, психологического и нравственного здоровья личности учащихся.

Задачи:

  • привитие навыков по основам личной гигиены и охраны своего здоровья;
  • расширение представления о взаимосвязи человека с окружающей средой;
  • знакомство со строением тела человека и функций основных органов и систем;
  • привлечение к ежедневным физическим занятиям;
  • овладение элементарными навыками здорового питания.

Воспитательное назначение занятий и мероприятий здорового образа жизни состоит в том, чтобы научить ученика не только выполнять обязательные упражнения, но и сформировать мотив таких занятий физическими упражнениями и необходимость, потребность выполнения нормативов, а также влиять положительно на его духовное и нравственное развитие.

Психологическое назначение хорошо организованных уроков здоровья – помочь ребёнку найти себя.

Принципы по сохранению и укреплению здоровья

– у каждого ребёнка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать;
– здоровье – это состояние организма, им нужно научиться управлять;
– здоровье – это результат собственного творчества.

Особенности методики преподавания ЗОЖ

Для реализации программы меняются поведенческие позиции детей, педагога и родителей.

У детей:

– ориентация на личностное восприятие окружающего мира – не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь, творец;
– личная ответственность за последствия своей деятельности: для себя, для других людей и для природы;
– сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;
– глобальное восприятие: это нужно всем, значит, нужно и мне.

У педагога:

– не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличает эрудиция и любовь к детям,
– придерживаться требований личностно – ориентированного подхода к развитию индивидуальности каждого ребёнка.

У родителей:

– заинтересованность каждого в укреплении здоровья своего ребёнка;
– быть активным участником здоровьесберегающих мероприятий.

Способы действия

– Мониторинг физического состояния учащихся в начале учебного года и в конце.
– Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей.
– Открытые уроки здорового образа жизни.
– Спортивные праздники и дни туризма.
– Чествование учащихся и родителей, активно занимающихся спортом.
– Демонстрация достижений учащихся в спорте, в победе над самим собой и над своими недугами.
– Встречи с ветеранами спорта и ныне побеждающими спортсменами.
– Знакомство учащихся с историей развития спорта в мире, стране, в школе.
– Проведение физкультминуток и гимнастики для глаз на уроках.
– Конкурсы на лучший комплекс утренней гимнастики, лучшее меню дня.
– Беседы и викторины о рациональном питании.
– Проведение подвижных игр на школьных переменах.
– Организация летней оздоровительной площадки при школе.
– Психологическая диагностика и помощь детям с отклонениями в поведении и школьной неуспеваемостью.
– Обобщение результатов по общей характеристике состояния: работоспособность, успеваемость, утомляемость детей.

Ожидаемые результаты

– Сохранение и развитие здоровья учащихся.
– Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, заболеваниями позвоночника и глаз.
– Стремление школьников к заботе о своём здоровье.
– Овладение умением вести здоровый образ жизни:

  • физическое совершенствование,
  • психическое здоровье,
  • социальная безопасность,
  • правила гигиены.

– Социальная адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Темы занятий

1 класс

Для учащихся:

1. Твоё здоровье – Что это? Можно ли самому “творить здоровье”?
2. Твой новый режим дня.
3. Зарядка в стране Спортландии.
4. Настроение в школе. Как настроить себя на урок?
5. Настроение после школы.
6. Поведение в школе. Я – ученик.
7. Бег в стране Спортландии.
8. Прыжки в стране Спортландии.
9. Сменная обувь – зачем она?
10. Игровая программа. Конкурсы с кубиками.
11. Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным?
12. Игровая программа. Эстафеты с мячом.
13. Хорошее питание – отличное настроение.
14. Уход за руками и ногами.
15. Игровая программа. Упражнения с воздушными шарами.
16. “Мама, папа, я – спортивная семья!”

Для родителей:

1. Что такое валеология? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху?
2. Ваш ребёнок пошёл в школу. Режим дня школьника.
3. Мотивация учения.
4. Как регулировать настроение ребёнка после школы?
5. Как относиться к ребёнку-школьнику?
6. Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье ребёнка.
7. Нужен ли первокласснику дневной сон?
8. Чем кормить первоклассника?
9. Экологическая проблема сегодняшнего дня – мыть руки как можно чаще.

Темы занятий

2 класс

Для учащихся:

1. Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение?
2. Одевайся по погоде.
3. Спорт в жизни людей.
4. Значение осанки в жизни человека.
5. Здоровье и питание.
6. Движение – путь к совершенству. (Игры дома, в школе, на улице.)
7. Гигиена в стране Спортландии.
8. Инфекция и её предупреждение.
9. Сколько времени в день можно проводить у телевизора.
10. Игровая программа. Упражнения с газетой.
11. Дружи с водой.
12. “Тихий вечер”. Как организовать вечерний досуг в семье?
13. Игровая программа. Конкурсы с платком.
14. Отдых на природе. Куда девать мусор?
15. Игровая программа.Эстафеты с обручами.
16. “Мама, папа, я – спортивная семья!”

Для родителей:

1.Здоровый ребёнок – ребёнок со здоровой психикой.
2. Одежда – здоровье ребёнка. Занятия на воздухе.
3. Осознанный подход к питанию.
4. Лыжи и семья.
5. Предупреждение инфекционных заболеваний.
6. Телевизор и дети.
7. Вода и здоровье. Закаливание.
8. Вечер в семье. “Строгие и грубые родители” – как это отражается на здоровье детей.
9. Отдых на природе с детьми.

Темы занятий

3 класс

Для учащихся:

1. Ты третьеклассник. Можешь ли ты сам уже заботиться о своём здоровье?
2. Как воздух влияет на здоровье?
3. Игровая программа. Упражнения с книгой.
4. Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс?
5. Чистота в твоём доме. Чистота и здоровье.
6. Бег и преодоление препятствий.
7. Прыжки в повседневной жизни.
8. Домашний сад. Цветы.
9. Домашний зоопарк.
10. Игровая программа. Конкурсы с пластиковой бутылкой.
11. Здоровье и цветущие растения.
12. Сохраним природу – сохраним здоровье.
13. Движение есть жизнь.
14. Игровая программа. Эстафеты с мячами.
15. Почему нельзя пить воду сразу из-под крана?
16. Спортивный праздник (с родителями).

Для родителей:

1. Гимнастика для глаз.
2. Воздух, которым мы дышим. Экологические проблемы.
3.Здоровье и наша квартира.
4. Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье.
5. Цветы в нашем доме.
6. Животные в доме. Их влияние на настроение ребёнка и его воспитание.
7. Экологические проблемы воды.
8. Аллергия и цветущие растения.
9. Охрана природы – залог здоровья.

Темы занятий

4 класс

Для учащихся:

1. Следишь ли ты за своей осанкой? Как сидеть и ходить красиво?
2. Улыбка – залог успеха и здоровья.
3. Цвет и настроение.
4. Народные праздники, их традиции и здоровье.
5. Игровая программа. Эстафетыс гимнастической палкой.
6. Бег в нашей жизни.
7. Вредные привычки.
8. Прыжки и воспитание характера.
9. Что готовили наши прабабушки?
10. Аптека на подоконнике.
11. Игровая программа. Упражнения с гантелями.
12. Витамины ядом с нами.
13. Как загорать, чтобы было полезно?
14. Игровая программа. Конкурсы со скакалкой.
15. Как подготовить себя к обучению в 5 классе?
16. Спортивный праздник (с родителями).

Для родителей:

1. Особенности возраста. Учебная нагрузка.
2. Психологический климат в семье.
3. Курение и здоровье.
4. Народные традиции и обычаи.
5. Блюда русской кухни – залог здоровья.
6. Комнатные растения для лечения.
7. Рецепты наших предков.
8. Дождь, загар и наше здоровье.
9. Психологическая подготовка детей и родителей к школе второй ступени.

Список литературы

1. Ю.П. Азаров “ Семейная педагогика” 1993 г.
2. Н.И. Дереклеева “Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья” 2004 г.
3. Л.И. Крупицкая “Будь здоров” 2005 г.
4. Ю.И. Портных “Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте” 1994 г.
5. Журнал “Практика административной работы в школе” 2006 г.

Приложение

Фото

Классный час «Мое здоровье». 10–11-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: усилить мотивацию к ведению здорового образа жизни как необходимого условия самосовершенствования человека.

Задачи:

  • формирование активной позиции в отношении здорового образа жизни
  • формирование ценностных ориентиров и
  • формирование навыков ведения здорового образа жизни

Педагогическая технология “Критическое мышление”

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • компьютер,
  • программа Power Point,
  • Корзина, яблоки из цветной бумаги.

Продолжительность 1 час.

Целевая аудитория учащиеся 10-го класса.

Технология: технология критического мышления

Ход классного часа

1. Организационный момент 2 мин. Класс делится на 3 группы.

Объявляется тема классного часа Загадка (слайд1)

— Тема нашего классного часа “Мое здоровье” (слайд2)

Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги! Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире. (слайд 3).

2. — Как вы думаете , что необходимо человеку для сохранения и укрепления здоровья.

(Корзина идей на доске).

— Обсудите в группах и предложите свои идеи.

— В течении классного часа мы выясним, все ли ваши идеи были верны, а может еще есть какие-нибудь идеи.

3. — А сейчас мы вам предлагаем некоторые утверждения о здоровье. Своего согласие и не согласие отметьте соответствующим знаком “+” или “-”. (обсуждения)

Каждая группа получает листок с таблицей. Ребятам предлагается на основе имеющихся знаний (из различных источников) ответить на вопросы, сформулированные в каждом пункте таблицы. Каждый высказывает свое мнение и обсуждается в группе. Тезисами общее мнение группы записывается в таблицу, по каждому пункту (7-10 мин).

1 Наркомания – смертельное заболевание, при котором хроническое влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить употреблять невозможно.
2 Алкоголик деградирует, становится безынтересен знакомым и друзьям, родным и в конечном результате бесполезным для нашей страны.
3 1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина.
4 При длительном применении кофеина развивается привыкание и возможно возникновение психической зависимости.
  Наркотики бывают безвредные
5 Хорошее здоровье — это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия.
6 Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья.
7 Употребление алкоголя раз в неделю не влияет на здоровье человека.
8 Готовиться к учебным занятиям можно не только за столом.
9 Пища может быть однообразной.
10 Пользоваться предметами личной гигиены всем не гигиенично.

4. — Прочитайте материал, который у вас на столе, и проверьте еще раз свои утверждения, правы вы или нет.

Физкультура и спорт

Нет необходимости убеждать кого-то в пользе спорта. Спорт любят все, только одни у телевизора, а другие — в спортзале.

Без физкультуры и спорта не будет ни гармоничного развития, ни здоровья, ни изящной осанки.

Во время перемен не нужно оставаться в сидячем положении, нужно двигаться. Если дома готовим уроки нужно через каждые 45 минут делать перерыв для активной мышечной деятельности. Такая смена умственной и физической нагрузки приносит отдых и сохраняет трудоспособность. Наш век — век гиподинамии, т.е. ограниченной двигательной деятельности. Поэтому утро нужно начинать с зарядки. Это займёт 5-10 минут и будет являться зарядом бодрости на весь день. На выходных лучше погулять по лесу, по парку. Нужно укреплять свой организм, чтобы быть всегда энергичным и бодрым.

Питание 

Правильно налаженное питание помогает сохранить здоровье и жизнерадостность.

Правило первое: нужно соблюдать разнообразие в питании. В пище должно быть достаточное количество белков (мясо, рыба, творог, яйца, грибы, фасоль, горох), жиров (сливочное и растительное масло, сало и т.д.), углеводов (мука, сахар, крупы, крахмал), витаминов.  Каждый должен знать какие витамины содержаться в том или ином продукте питания:

  • витамин «С» — в апельсинах, белокочанной и цветной капусте, сладком перце, хрене, укропе, петрушке, зелёном салате, шиповнике, грецких орехах, чёрной смородине, лимоне, яблоках; 
  • витамин «А» — в рыбьем жире, печёнке, сливочном масле, яичных желтках, молоке, рыбе, моркови, помидорах, тыкве, шпинате, салате, петрушке, вишне, малине, сливе;
  • витамин «В» — в дрожжах, муке крупного помола, молодом горохе, фасоли и т.д.

Конечно, нельзя накопить в организме витамины на целый год вперёд. Человеку они необходимы каждый день.

Правило второе: помните об умеренности. Не переедайте. Это не только перегрузка для желудка, но и прямой путь к ожирению. «Кто жаден до еды, дойдёт до беды» — гласит вьетнамская пословица. В умеренных количествах следует употреблять животные жиры, сладости, мучные изделия, острые и солёные блюда, жареную пищу.

Правило третье: правильное распределение пищи в течение дня. Утром — сытный завтрак, после полудня — обед, вечером, часа за два до сна, - скромный ужин. Медики советуют не менее чем четырёхразовое питание, а для полных людей — и шестиразовое, естественно, понемногу и в определённое время.

Избегайте спешки, недостаточного пережёвывания, еды всухомятку и т.д. Отучайте себя жевать при чтении или у телевизора (конфеты, печенье, орехи).

И последнее: следите за своим весом. Не старайтесь полнеть, а если видите, что это уже происходит, сгоняйте вес с помощью спорта, гимнастики, диеты, но только по совету врача.

Здоровье и гигиена

В настоящее время известно более 10 000 болезней. Здоровье — самая большая ценность и для человека и для окружающих. Крепкое здоровье — это залог бодрости, работоспособности, долголетия. Сохранение здоровья невозможно без соблюдения гигиенических правил.

Учащиеся в наше время много находятся за столом и многие не следят за правильной осанкой, что приводит к искривлению позвоночника, нарушается симметрия тела, идёт нагрузка на тазовые кости и изменение формы таза. В школе на переменах нужно больше двигаться, чтобы не атрофировались не только мышцы, но и весь организм. В этом случае будет ослабляться работа сердца, лёгких и других органов, будет снижаться обмен веществ. Малейшая нагрузка на такой организм может вызвать заболевание.

Наркомания, наркотические вещества, и их действие на человека.

Число наркоманов на земном шаре – 1 00 000 000 человек.

Злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последнее время в развитых странах мира приняли катастрофические размеры.

Наркомания – смертельное заболевание, при котором хроническое влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить употреблять невозможно.

Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, ощущение, мысли, настроение и поведение) вызывают психическую и физиологическую зависимость.

Организм настолько сильно привыкает к наркотику, что с каждым разом требуется все большее количество наркотического вещества. В ответ на прекращение приема наркотиков у наркоманов проявляется: судороги, рвота, лихорадочный озноб, усиленное потоотделение.

Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил.

Употребляющие наркотики внутривенно, подвергают себя риску заражения ВИЧ.

Опасные заблуждения и что мы думаем о наркотиках:

  • Я только попробую, это не страшно и не опасно.
  • Я в любое время могу отказаться, я не наркоман.
  • Употребляя наркотики я буду современным, взрослым, не буду “белой вороной”, добьюсь уважения среди ровесников.
  • Наркотик – некий катализатор таланта.
  • Наркотик, который принято считать слабым, для кого-то может быть сильнодействующим и смертельным средством.
  • Наркотики отнимают наше будущее!
  • Такова наркомания – она забирает жизни лучших, это тупик!

Другая вредная привычка, которая приносит вред и смертельно опасна для здоровья – употребление алкоголя.

Алкоголь активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При попадании алкоголя внутрь организма, он разносится по крови ко всем органам, неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения.

При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм.

Алкоголизм – это заболевание, вызванное длительным злоупотреблением спиртными напитками.

Оно характеризуется формированием сначала психической, затем физической зависимости от алкоголя.

Алкоголь является третьим по значимости предотвратимым фактором риска в Европе и России и одной из основных причин психических расстройств, несчастных случаев и травм.

Посмотрите, слева – это то, ради чего мы стремимся принимать алкоголь…

Справа – последствия этого употребления…

Как вам, наверное, уже известно, алкоголь особенно опасен для растущего организма: вызывает привыкание, отравления, а иногда и смерть.

Учёные и медики всего мира всерьёз обеспокоены возрастающим размахом потребления спиртных напитков несовершеннолетними.

Так в США (штат Нью-Йорк) 91% 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки.

В Канаде 90% учащихся 7-9 классов употребляют алкоголь.

ФРГ 1% детей 8-10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживаются полицией.

В России 70% преступлений совершаемых несовершеннолетними — в состоянии алкогольного опьянения. Каждый третий подросток в возрасте 14-16 лет склонен к алкоголизму.

А что же побуждает подростка впервые пробовать алкоголь, а некоторых впоследствии стать алкоголиками.

  • 25% — символическое участие
  • 25% — снятие стресса
  • 50% — самоутверждение

Наглядно, данные диаграммы составлены на основании опроса юношей и девушек вашего возраста и работы врачей, психологов.

Тебя не трогают уже чужие слезы и боль,
Тебе не надо ничего, ты занят только собой.
Твоя задача необычна, но до боли проста,
В максимально сжатый срок уничтожить себя…

ЗАПОМНИТЕ! Алкоголь — это не привычка, а болезнь, которую нужно лечить, а ещё лучше не болеть. Алкоголик деградирует, становится безынтересен знакомым и друзьям, родным и в конечном результате бесполезным для нашей страны.

Алкоголь топит больше людей, чем вода.

По данным всемирной организации здравоохранения, алкоголизм ежегодно уносит 6 млн. человеческих жизней.

Курение – еще одна вредная привычка, отвратительная для взора. Мерзкая для обоняния, вредная для мозга и очень опасная для легких.

Исследованиями доказано, в чем вред курения.

В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие.

1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина.

Никотин влияет на деятельность нервной системы.

Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих.

Что же такое табак?

Это “продукт” ядовитого растения, смешанный с различными добавками, чтобы отбить неприятный вкус. Им можно травить себя, травить окружающих людей, загрязнять атмосферу.

Уже сегодня курение убивает каждого десятого человека в мире.

Учитывая динамику прироста курильщиков, эксперты прогнозируют, что к 2020 году жертвами табака будут становиться около 10 миллионов человек в год.

Вдумайтесь в эту цифру!

Известно, что курить — здоровью вредить. Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни. Курение- причина многих болезней. Особую зону риска составляют семьи, где курят и отец, и мать. Большинство курильщиков пренебрегают здоровьем окружающих, даже очень близких им людей, курят, где угодно: дома, в общественных местах, на работе, в транспорте и т.д.

Подумай о том, что мы тебе рассказали.

Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью, маячит где-то далеко, а может быть, и вообще минует тебя, — ты ошибаешься! Посмотри внимательно на курящую девушку, на цвет ее лица, кожу, пальцы, зубы, обрати внимание на ее голос. Ты можешь заметить внешние признаки табачной интоксикации.

Некоторые считают, что сигарета придает девушке элегантность. Скорее, она придает ей вульгарность.

Очень важно, что бы ты сейчас поняла, что в будущем, когда ты станешь матерью, вред, наносимый курением твоему здоровью сегодня, может непоправимо отразиться на развитии ребенка и ещё задолго до рождения.

Ана

Конспект урока по ОБЖ 8 класс на тему:»Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие. «

Урок №24 5.03.18. ОБЖ 8 класс

ТЕМА. Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие.

Цель:

 выявить уровень знаний учащихся об основах здорового образа жизни, о здоровье как основной ценности человека. Сформировать у учащихся понятие о том, что их здоровье в большей степени зависит от их собственного поведения и действий.

Задачи:

— способствовать формированию положительной «Я- концепция».

-способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, интересу к предмету;

— способствовать развитию творческих способностей.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка знаний (7 мин.)

1.Сегодня я хочу начать урок казалось бы с простого вопроса — вы любите жизнь? Вы скажите, что за вопрос? А что такое жизнь?

Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.

Поразмышляйте над словами: «счастливая жизнь» и запишите, как вы думаете: «Счастливая жизнь – это….(здоровье, дружба, взаимопонимание и др.)».

Одним из часто сказанных объяснений счастливой жизни было — счастливая жизнь-здоровье.

Что такое здоровье?

Дайте определение понятию Здоровье — это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Распределите перечисленные показатели на три группы : сон, голод, сахар крови, давление, холод, настроение, стресс

Объективные показатели

Сон, настроение,

Голод, холод, стресс

сахар крови, давление

Задание на ассоциации.

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

 

Движение

Образ жизни

Работа

Обед

Виноград (фрукты)

Еда

Ребята, скажите, что для вас является жизненными ценностями?

У вас на столе лежат анкеты, вам необходимо выбрать четыре ценности, которые, по вашему мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.

Цель анкетирования: выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых.

Опрос учащихся:

какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили.

Беседа с учащимися.

Учитель: В мире существует множество болезней и более 1000 из них неизлечимых. Например: СПИД, гепатит С, рак и др.

Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но болен, то без сожаления расстается со своим богатством, чтобы вернуть утраченное здоровье. Но его не купишь. Сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью?

Учитель: Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемую работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист?

Учитель: Некоторые из вас на первое место поставили семью, но разве может у больных родителей родиться здоровый ребенок? И счастливы ли будут эти родители?

Учитель: Занятия спортом подразумевают тяжелые физические нагрузки, которые для больного человека не только не рекомендованы, но и невыносимы. Может ли такой человек добиться высоких результатов в спорте?

Вопрос к учащимся: что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

3.Формирование новых знаний

Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого члена общества. Понятие здоровья включает в себя деятельностные возможности человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь более высокой степени самореализации.

Послушайте сказку. Интересно, какие чувства, мысли, вопросы у вас появятся после прослушивания?

слово учителя

Сказка – ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. В каждой сказке есть доля правды. И в этой истории отражена реальная жизнь.

В нашей стране около 150 млн. человек. По прогнозам специалистов, к 2050г. нас может остаться всего около 102 млн.

Одна из причин – низкая продолжительность жизни. В среднем мужчины в России живут до 57 лет, женщины – 71-72 года.

За последние годы число мужчин, умерших от болезней сердца и сердечно-сосудистых заболеваний, увеличилось в 2 раза; каждый третий умирает от онкологических заболеваний, каждый четвёртый – от болезней лёгких, и если так будет продолжаться, то через 20-25 лет Россия станет страной хронически больных вдов.

— Вы хотите такого будущего?

Составляющие здоровья

1. Образ жизни 50%

2. Наследственность 20%

3. Окружающая среда 20%

4. Здравоохранение 10%

Благополучие человека является определяющим понятием его здоровья. Оно зависит от физического, духовного и социального здоровья.

Все составляющие должны находится в гармоничном единстве.

Физическое здоровье обеспечивается:

Двигательной активностью

Рациональным питанием

Закаливанием и очищением организма

Исключением вредных привычек

Сочетанием видов труда

Временем и умением отдыхать

Духовное здоровье обеспечивается:

Процессом мышления

Познанием окружающего мира

Ориентацией в окружающем мире

Социальное здоровье – способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальных средах. Оно достигается умениями:

Предвидеть возникновение ЧС

Оценивать последствия ЧС

Принимать обоснованное решение

Действовать в ЧС

На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.

Среди социальных факторов необходимо выделить состояние ОС, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций, организацию защиты населения от их последствий и доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они влияют на 30% здоровья.

Духовный фактор – наиболее важный компонент здоровья и благополучия. Он включает:

  • понимание здоровья как способности к созданию добра;

  • понимание здоровья как способности к самосовершенствованию;

  • понимание здоровья как способности к милосердию и бескорыстной взаимопомощи;

  • создание установки на ЗОЖ (знать что такое ЗОЖ, — это одно, а вести его, — совсем другое).

Степень влияния духовного фактора на здоровье составляет 50%.

Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности. Он влияет на все стороны нашего физического развития. Это предрасположенность к заболеваниям и наличие врожденных физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье составляет до 20%.

Каждый человек ответственен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия – это непрерывный процесс в жизни человека. Для этого необходимо выработать у себя ряд необходимых качеств. Необходимо переосмыслить свое отношение к личному ЗОЖ зависит

здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.

Рефлексия

1.Что такое индивидуальное здоровье

2.Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?

3.Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?

Плюс-минус-интересно».

В графу «П» — «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке.

В графу «М» — «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке.

В графу «И» — «интересно» вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Выставление оценок за урок

5. Домашнее задание:  

7.2

 

Кратко сформулируйте своё понимание индивидуального здоровья человека и покажите влияние на него физических, социальных и духовных факторов.

Классный час «Здоровье – единственная драгоценность»

Цель:

  • выяснить, что такое “здоровье”;
  • заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщение к здоровому образу жизни;
  • добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме;
  • определить факторы, влияющие на здоровье и вывести “формулу здоровья“;
  • создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы.

Эпиграф:

 “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений”.
“Здоровье-это единственная драгоценность”.
 (Монтень).

Ход

  1. Вступление (тема, цель, эпиграф)
  2. Определение состояние своего здоровья (практическая работа)
  3. Факторы здоровья (беседа, исследовательская деятельность)
  4. Заключение, (составление синквейна)

Оборудование: презентация (Приложение 1)

Вступление:

“Здравствуйте!” говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является фундаментом всей его жизни. Когда человек здоров, он активен, работоспособен, самодостаточен и счастлив, наконец.

Сегодня у нас классный час на тему “ Здоровье – единственная драгоценность ”. Мы не просто выясним, что такое здоровье, но и научимся определять параметры своего здоровья, узнаем правила сохранения здоровья и факторы, влияющие на него. Нам предстоит самостоятельно вывести формулу здоровья.

Работа будет проводиться в 4 группах.

Давайте проведем небольшую разминку.

Игра “Собери пословицу”.

Вам необходимо в течение 1 минуты собрать пословицы:

  1. В здоровом теле ,(здоровый дух)
  2. Голову держи в холоде, (а ноги в тепле)
  3. Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
  4. Землю сушит зной, человека (болезни)
  5. К слабому и болезнь (пристает)
  6. Любящий чистоту – (будет здоровым)
  7. Здоровье сгубишь – (новое не купишь).
  8. Было бы здоровье, (а счастье найдется).
  9. Не рад больной и (золотой кровати).
  10. Здоров будешь – (все добудешь).
  11. Где здоровье, (там и красота)
  12. Береги платье снову, а (здоровье смолоду).

В: А какие вы знаете пословицы или поговорки о здоровье

– Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.

В: Так что же такое здоровье? И какой смысл в понятие “здоровье” вкладываете вы?

(Ответы учащихся.)

– здоровье – это отсутствие заболеваний;

– здоровье – умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их.

Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что «… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов».

Определение состояния своего здоровья.

В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья. Возьмем две наиболее простые из них.

Методика 1 (шуточная викторина).

Вопросы:

  1. Зарядка – это источник бодрости и здоровья (да).
  2. Жвачка сохраняет зубы (нет).
  3. Кактусы снимают излучение от компьютера (нет).
  4. От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек (да).
  5. Бананы поднимают настроение (да).
  6. Морковь замедляет процесс старения организма (да).
  7. Есть безвредные наркотики (нет).
  8. Отказаться от курения легко (нет).
  9. Молоко полезнее йогурта (нет).
  10. Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги и руки (да).
  11. Недостаток солнца вызывает депрессию (да).
  12. Летом можно запастись витаминами на целый год (нет).
  13. Ежедневно надо выпивать два стакана молока (да).
  14. Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой (да).
  15. Ребенку достаточно спать ночью 8 часов (нет).

Результаты: Ели вы ответили 8 раз ДА – отличный результат. Остальные, не набравшие нужное количество правильных ответов не расстраивайтесь, у вас все впереди.

Методика 2 (научная)

Русский врач Н.М. Амосов предложил определять размер здоровья – это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нем задуматься: У вас на столах жетоны трех цветов: красный, желтый, голубой.

– Если Вы не болели в течение всего учебного года – у Вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон).
– Если заболевание возникло во время эпидемии – средний уровень здоровья (желтый жетон).
– Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья самый низкий (голубой жетон).

Вывод: проанализируйте свое здоровье, сдайте жетон соответствующего цвета лидеру группы, который сделает выводы. (Классный руководитель делает вывод о размере здоровья класса в целом).

Факторы здоровья.

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья.

В: Как вы считаете, из каких компонентов будет состоять формула здоровья? что же влияет на здоровье человека?

Ответы учащихся:

Наследственность
Образ жизни
Окружающая среда
Качество медицинских услуг

Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.

В: Как вы думаете, какие из составляющих этой формулы зависят от самого человека?

 (Образ жизни).

Мы не будем с вами обсуждать факторы, не зависящие от нас. Поговорим об образе жизни.

В: Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни? Какие факторы образа жизни влияют на состояние здоровья?

Факторы образа жизни (заполняется совместно с учениками):

Факторы образа жизни
1. Физическая активность
2. Вредные привычки
3. Режим дня
4. Правильное питание

Сейчас приглашаю вас послушать рубрику “Это интересно”.

1-ый ученик. Российские медики разработали тест “Доживете ли вы до 70?”, который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.

2-ой ученик. Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7–8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.

Обобщение ответов и выводы.

1. Четкий и правильный распорядок дня. Благодаря четкому режиму организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются .

Неспособность человека себя заставить придерживаться определенного и четкого режима – признак безволия, неорганизованности, слабохарактерности.

2. Высокая двигательная активность, достаточные физические нагрузки .Организм не может развиваться без достаточной физической нагрузки (это закрепилось в процессе эволюции). Гиподинамия – что это такое? Почему мы так мало двигаемся?

3. Постоянное пребывание на природе, использование благотворных ее факторов – свежего воздуха, воды, солнца.

4. Правильное. Сбалансированное питание.

5. Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики).

Как сохранить свое здоровье.

Научиться быть здоровым – наша задача.

Учитель: Правильное питание – первый шаг к здоровью.

Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.

На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие). (Приложение 2)

Задания для 1-й группы: выберите продукты, необходимые ребенку дошкольного и младшего школьного возраста.

2-я группа – необходимые продукты для школьника среднего и старшего звена.

3-я группа – делает отбор для пожилых людей.

4-я группа – продукты, которые необходимо включать в рацион питания с осторожностью, и присутствие которых должно быть обязательным.

Время выполнение задания: 5–7минут.

Ученики одной из групп после выполнения задания высказывают своё мнение и обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.

Итог:

Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.

Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка.

Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.

До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.

Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов, натуральных соков.

У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания.

При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.

Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов, натуральные соков.

Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным — сбалансированным — соотношением между ними.

В: А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и укрепления нашего здоровья?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Цвет продуктов может не только создать хорошее настроение, но и сохранить здоровье.

Задание: выяснить, как влияет цвет продуктов на состояние организма человека.

1-я группа – оранжевый цвет.
2-я группа – зелёный цвет.
3-я группа – красный цвет.
4-я группа – жёлтый цвет.

Ученики каждой группы выполняют задание.

На выполнение задания: 5 минут

Учитель: Теперь я предлагаю вам обменяться полученной информацией. На мой взгляд, прозвучали интересные и малоизвестные факты.

Если сегодня мы говорим о правильном питании, то нельзя незатронуть тему витаминов. Вам в качестве домашнего задания было подготовить выступление по теме “Витамины. К чему приводить их недостаток? Вред и польза”

1-я группа – Витамин А
2-я группа – Витамин Д
3-я группа – Витамин В1, В2
4-я группа – Витамин С,Е

Название К чему приводит недостаток В чем содержится
Витамин С Снижение иммунитета, воспаление десен, поражения кожи Капуста, черная смородина, молодой картофель, сладкий перец, апельсины, незрелые грецкие орехи
В1 (тиамин) Быстрая утомляемость, потеря аппетита и веса, рассеянность, боли в ногах, одышка Пшеничные отруби, клубника, печень, почки
В2 (рибофлавин) Слабость, резь в глазах, поражение слизистой оболочки рта Молоко, зеленые овощи, печень, грибы, сыры
В2 (пиридоксин) Нарушение белкового обмена и синтеза жиров, утомляемость Рисовые отруби, пшеничные зародыши, мясо, молоко, треска, сыры, грибы
В12 Анемия Печень, почки
РР (никотиновая кислота) Поражения кожи, расстройства пищеварения, психические расстройства Отруби, пшеничные зародыши, печень, почки
Витамин А Нарушения иммунитета, роста, ухудшения зрения Салат, шпинат, зеленый лук, морковь, сливочное масло, рыбий жир
Витамин Е Накопление холестерина, появление тромбов, перебои в работе сердца Зелень, зародыши злаков, капуста, бобы

Учитель: Как вы считаете, достаточно ли человеку для того, чтобы правильно питаться только перечисленных знаний?

Может быть, мы упустили что-то важное в разговоре?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель: Очень важно не только, чем человек питается, но и в какое время, какими порциями и сколько раз он принимает пищу.

Задание: Каждой группе необходимо разработать короткую памятку, содержащую советы по режиму питания.

На работу вам предлагается 5–7минут.

Ученики каждой группы выполняют задание. После выполнения происходит обсуждение проектов памятки, и учитель подводит итог.

Учитель: Я тоже хочу предложить вам один из вариантов такой памятки.

  1. Питайтесь регулярно, 3–4 раза в день и в одно и тоже время.
  2. Не употребляйте пищу на ночь.
  3. Н

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *