Люди все эгоисты: «Правда ли, что все люди

«Правда ли, что все люди

Популярное

Сообщества

Психология

Валерия

  ·

37,2 K

ОтветитьУточнить

Виктор Палыч Шестипалов

Психология

5,5 K

Бывший комментатор ЖЖ, могу не отвечать на комментарии.  · 28 янв 2021

Правда.
Но, есть нюансы.
Дети, они почти все — эгоисты.
Но уже дети-школьники понемногу учатся управлять своим эгоизмом, как юные футболисты учатся играть в команде, чтобы их брали в эту команду.
Любой человек обучается «контролируемому эгоизму».
Поэтому ответ такой:
Все люди — потенциальные эгоисты, которые лучше или хуже управляют своим естественным эгоизмом.
Но «эгоистами» называют обычно тех, кто не может или не хочет управлять своим эгоизмом, а проявляет его демонстративно, не стесняясь.


Как «алкоголиком» называют не того, кто употребляет алкоголь, а того кто не может не пить. 

И не может скрывать эту свою привычку.

Комментировать ответ…Комментировать…

Елена Симик

Биология

995

к.б.н., в прошлом энтомолог, ныне микробиолог, по воле божьей я атеист  · 29 янв 2021

Нет.

Биологическое определение альтруизма — поведение против собственного репродуктивного успеха. Определённый так альтруизм встречается часто у человека и других социальных животных.

Другие (культурные) определения альтруизма не имеют смысла, так как либо противоречивы, либо опираются на понятие «цели». А «цели» в природе не бывает.

Комментировать ответ…Комментировать…

Дмитрий Юмартов

452

Just another face in a faceless crowd  · 10 апр 2019

Все зависит от интерпритации. Можно говорить, что все наши действия эгоистичны, и даже самые безвозмедные и самоуничижительные из них направлены на моральное удовлетворение или на инстинктивное сохранение человеческого рода, к которому принадлежит и сам действующий. Так сказано в самом залайканном ответе (забавно, как автор ответа и согласные с ним сетуют на то, что… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Алексей Новак

359

Вечный ученик  · 10 дек 2016

В какой-то степени люди вправду эгоисты. Здесь стоит сказать, что это неплохо. Ну вот представьте, на что стал бы похож наш мир, если бы все старались для кого -то … Это попросту глупо.

Алексей Новак

10 декабря 2016

Почитайте » Эгоистичный ген»

Комментировать ответ…Комментировать…

Дарья

12

Интересы: психология, технологии, история.   · день назад

Про эгоизм чаще упоминают тогда, когда считают, что более сильный должен помочь слабым: мелким животным, детям, больным старикам, инвалидам. Если человек за оказанную помощь не требует материальной отдачи, то его скорее причислят к альтруистам, если же готов оказать её только за деньги или вещи-то уже больше вероятности, что его назовут эгоистом. Только вот не надеется… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Alexandra Golovina

Психология

5,2 K

Психолог, гештальт-терапевт  · 10 дек 2016

Все эти разговоры про альтруизм и эгоизм, по-моему, происходят только от того, что люди не могут договориться о терминах. Человек — ресурсная система. Если ресурсная система будет тратить больше ресурсов, чем получает и может выработать, она развалится и умрёт. Это факт. При этом человек в течение жизни использует много разных ресурсов и имеет много соответствующих им. .. Читать далее

Веду тг-канал «Где построить белый город» — психология, отношения, культура, etc

Перейти на tmgo.me/siroivt

Валерия

10 декабря 2016

«Человек — ресурсная система». Хм, какой интересный взгляд на человека с материальной точки зрения. Я удивлена! Вы… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Олег

6,4 K

местами экономист, немножко психолог, совсем чуть-чуть математик  · 10 дек 2016

Не всегда.  Если подробнее, то у этого вопроса есть неочевидная тонкость: он как-бы подразумевает что степень эгоизма/альтруизма у человека со временем не меняется, и поэтому можно человека четко обозначить как эгоиста или как альтруиста. На самом же деле это не так. Любой человек может в одно время вести себя очень эгоистично, а в другое время совершать что-то альтруис… Читать далее

Alex Only

10 декабря 2016

Демонстративный альтруизм не является альтруизмом по сути. Тогда нарушен принцип «безвозмездности», лежащий в основе.

Комментировать ответ…Комментировать…

Александр Стерлигов

Медицина

20,4 K

Врач-психиатр  · 10 дек 2016

Для начала определимся, что такое эгоизм. Простым языком, это прежде всего забота о себе, своем процветании, своём благополучии. Проанализируем деятельность волонтёров, благотворителей, добродетелей и прочих людей, «безвозмездно» помогающих другим людям и бьющим себя в грудь с лозунгом «Я не эгоист! Эгоисты — это плохие люди!» Зачем волонтёр куда-то едет и кому-то… Читать далее

16,4 K

Валерия

10 декабря 2016

У вашего ответа резкое начало… Боюсь, как бы вас не заминусовали, хотя ответ хорош. Я-то понимаю, что эгоизм -… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

1 ответ скрыт(Почему?)

Эгоизм: что это, признаки здорового и нездорового, как избавиться

Слово «эгоист» чаще всего используют с осуждением или даже обвинением. Но на самом деле здоровый эгоизм полезен. Разбираемся, почему не стоит оценивать эгоизм однозначно негативно

  1. Что такое
  2. Каким бывает
  3. Здоровый и нездоровый
  4. Как избавиться
  5. Как общаться с эгоистом

Что такое эгоизм

Эгоизм — это модель поведения, при которой человек сфокусирован на личной пользе и выгоде, ставя свои интересы выше интересов других. Слово происходит от латинского ego — «я».

Эгоизм часто воспринимается как негативная черта. Эта установка уходит корнями в христианскую этику Средних веков, которая предполагала смирение перед богом, помощь ближним и аскетизм [1]. Но с развитием философской мысли в XVII-XVIII веках представление об эгоизме как об однозначно отрицательном явлении сменилось новой идеей. Мыслители осознали, что эгоизм — неотъемлемая человеческая черта. Кроме того, появилось представление, что личный эгоизм на самом деле помогает, а не мешает обществу процветать.

Английский философ XVII века Томас Гоббс в своем труде «Левиафан» писал: «Человек не станет делать ничего, кроме как с добрым намерением для себя; а целью действий каждого человека является его собственное удовольствие» [2]. А отец экономической теории Адам Смит отмечал в своей книге «Богатство народов» во второй половине XVIII века, что «наша индивидуальная потребность в удовлетворении личных интересов приводит к общественной пользе» [3].

Эгоизм традиционно противопоставляют альтруизму. Первым, кто это сделал, стал французский философ и социолог Огюст Конт. Согласно Конту, суть альтруизма в том, чтобы «жить для других», и именно альтруизм приведет к всеобщему счастью [4]. Но с этой трактовкой не соглашались многие мыслители. Британский философ Джон Стюарт Милль отвергал представление Конта о счастье для всех, добываемом самопожертвованием каждого. Он писал, что удовлетворение эгоистических склонностей является необходимой частью счастливой жизни и благоприятствует развитию доброжелательности к другим [5].

Три теории эгоизма

Исследователи Стэнфордского университета в своем обзоре основных философских концепций эгоизма выделяют психологический, этический и разумный [6].

Психологический эгоизм

Это описательная теория, которая фиксирует реальное поведение людей. Согласно этой концепции, человек всегда действует в собственных интересах, даже если он «маскирует» свою мотивацию выполнением долга или помощью другим. В рамках этой теории даже волонтерство объясняется эгоизмом. Помогающий делает жизнь других лучше, но и сам получает моральные дивиденды и в результате чувствует себя «хорошим».

Этический эгоизм

Эта теория, как и следующая, — нормативная. Они рассматривает, как человеку должно себя вести. Теория этического эгоизма утверждает, что следовать своим интересам нравственно, а не следовать им — наоборот. Никто не должен продвигать чьи-либо интересы, кроме своих. В рамках этой концепции, этичен даже тот эгоизм, который идет в ущерб благу других людей, если он идет на пользу самому индивиду. Только забота о собственных интересах соответствует нормам морали [7].

Рациональный или разумный эгоизм

Согласно этой теории, быть разумным эгоистом правильно, потому что действовать в своих интересах — рационально. Эта теория предполагает, что человек должен совершать действие тогда и только тогда, когда он разумом понимает, что оно максимизирует его личный успех. При этом разумный эгоист не препятствует реализации разумного эгоизма других. Полное пренебрежение интересами других считается деструктивным и невыгодным для самого человека.

Особый вклад в теорию разумного эгоизма внес Николай Чернышевский, русский писатель, философ и один из лидеров революционного движения 1860-х годов. Он сформулировал концепцию разумного эгоизма в романе «Что делать?», написанном во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Основная мысль Чернышевского в том, что личная выгода человека должна соответствовать общественным интересам или интересам всего народа. Именно таким ему виделось «светлое будущее», которое должны строить «новые люди», где «каждый думает больше всего о себе», но эгоизм используется как внутренний побудитель общественно-полезных поступков человека. Критики отмечали, что труд Чернышевского стал настольной книгой будущих российских революционеров и зародил в обществе эмоциональную динамику, которая в итоге привела к революции 1917 года [8].

В XX веке концепцию разумного эгоизма развивала американская писательница российского происхождения Айн Рэнд (урожденная Алиса Розенбаум). В романе «Атлант расправил плечи» и сборнике эссе под названием «Добродетель эгоизма» Рэнд отвергает жертвенную этику христианского наследия, утверждая, что человеку правильно жить своей собственной жизнью. По Рэнд, эгоизм — это добродетель, которой нужно следовать: «Человек всегда должен быть бенефициаром своего действия и действовать в своих собственных рациональных интересах». В одном из своих интервью она парировала вопрос журналиста о том, почему она финансово поддерживает своего супруга-художника, сказав, что делает это ради себя, помогая человеку, которого она любит [9].

Дилемма заключенного

Разницу между концепциями этического и разумного эгоизма легко понять на примере «Дилеммы заключенного» [10]. Эта модель помогает понять, почему концепция этического эгоизма, где каждый всегда думает только о себе, не работает в условиях реального общества. И почему в мире, который состоит из множества связанных между собой людей, более применима концепция разумного эгоизма.

По условиям «Дилеммы заключенного», преступники А и Б находятся в тюрьме по подозрению в совместной краже. Изолировав их друг от друга, полиция предлагает им одинаковую сделку на следующих условиях:

  • Если А признается в совершении преступления, а Б нет, А выйдет на свободу за помощь следствию, а Б сядет на 10 лет.
  • Если Б признается, а А нет, он будет освобожден, а А получит 10 лет тюрьмы.
  • Если оба признаются, оба получат пять лет.
  • Если ни один не признается, оба получат два года.

Хотя оба преступника не могут угадать, что сделает второй, каждый понимает, что самым надежным индивидуальным вариантом будет признаться: тогда наихудшим исходом станет срок в пять лет. Руководствуясь этическим эгоизмом, они оба выбирают наиболее безопасный для себя вариант. Ирония заключается в том, что если бы они имели возможность договориться о совместной стратегии, каждый получил бы только по два года, хотя, казалось бы, и пренебрег личными интересами.

Смысл этого мысленного эксперимента прост: когда каждая из сторон преследует только собственные интересы, не принимая в расчет других, результат выходит хуже, чем при поиске лучшего решения через сотрудничество с окружающими.

Стратегия рационального эгоизма предполагает взаимодействие человека с другими и допускает отказ от сиюминутной выгоды ради желаемой цели. В результате разумный эгоизм каждого приводит к более выгодному для всех итогу.

Здоровый эгоизм

Идею, что эгоизм бывает полезен, переняла из философии современная психология. В наши дни психологи часто прибегают к понятию здорового эгоизма. Впервые это понятие предложил Абрахам Маслоу, автор знаменитой Пирамиды потребностей [11]. По Маслоу, здоровый эгоизм — это уважение к себе и забота о собственном здоровье, личностном росте, счастье, радости и свободе. Именно о здоровом эгоизме идет речь в известном примере о том, что в условиях чрезвычайной ситуации на борту самолета необходимо сначала надеть кислородную маску на себя, а потом помогать окружающим.

Дарья Сучилина, психолог, соучредитель Ассоциации контекстуально-поведенческой науки и автор канала «Душе полезно»:

«Когда удовлетворены наши личные потребности, у нас становится больше сил, улучшается настроение, мы чувствуем себя в большей безопасности. Человеческий мозг так устроен, что неудовлетворенность, обида, раздражение и тревога вызывают у нас ощущение угрозы. Все ресурсы организма в этот момент направлены на обретение безопасности и спасения от этой угрозы — реальной или субъективной».

Когда человек доволен, здоров и в безопасности, у него как бы освобождается место в голове для заботы об окружающих, сотрудничества и взаимопомощи. Здоровый эгоизм выражается в форме заботы о себе и своем благополучии, удовлетворении своих потребностей, таких как признание, безопасность и отдых. Это — эгоизм, поскольку речь идет о личных интересах человека, но при этом есть миллионы способов сделать хорошо себе, не причиняя вреда окружающим».

Признаки нездорового эгоизма

Специалисты отмечают следующие признаки нездорового эгоизма:

  • нежелание помогать людям без явной выгоды для себя в сочетании с ожиданием безвозмездной помощи от других;
  • неприятие компромиссов и альтернативного мнения — либо «по-моему», либо никак;
  • уверенность в собственном праве критиковать действия других людей;
  • убежденность, что если что-то не получается, это ошибка других; отказ от ответственности за неудачи.

Если вы подозреваете, что можете быть нездорово эгоистичным, Дарья Сучилина советует посмотреть на качество отношений с окружающими. Она предлагает следующее:

  • Нарисовать «карту» своих отношений — расположить себя в центре листа бумаги и отметить остальных людей из своей жизни на том же листе ближе или дальше, в зависимости от того, насколько ваши отношения доверительные и близкие. Если окажется, что вы в центре в одиночестве, а все остальные люди где-то на периферии, то вам, возможно, имеет смысл чаще вспоминать о них, а не о себе.

  • Спросить людей, которым вы доверяете и которых считаете своими друзьями, как они оценивают вас. Честную обратную связь получать сложно и страшно, но очень важно, чтобы увидеть чуть более объективную картину.

  • Составить список ситуаций, в которых вы кому-то помогли, заметив их проблемы или боль, или просто сделали безвозмездное доброе дело. Этот список тоже даст понять, насколько в вашей жизни есть место альтруизму и состраданию.

Как избавиться от эгоизма (или жить с ним)

Для начала важно проанализировать природу своего эгоизма. И определив, здоровый он или деструктивный, понять, стоит ли от него избавляться.

Дарья Сучилина предлагает следовать принципам Терапии, сфокусированной на сострадании (CFT). Это предполагает, в частности, быть чувствительнее к своему и чужому дискомфорту, боли и страхам. Хорошая новость в том, что чувствительность и мудрость — это навыки, которым можно обучаться.

Дарья Сучилина:

«Иногда бывает важно начать с себя, потому что в нашей культуре сострадание и помощь другим воспринимаются как социально приемлемые, а самосострадание расценивается как нездоровый эгоизм и потакание своим слабостям. Однако, порой нам нужно заметить собственную боль и помочь себе, чтобы накопить сил и готовности для совершения альтруистических поступков».

По словам Сучилиной, чтобы освоить сострадание к другим, стоит чаще задавать людям вопросы об их настроении и самочувствии, об их желаниях и нуждах. Кроме того, имеет смысл читать истории о человеческой доброте и взаимопомощи, чтобы вдохновляться чужими примерами. И самое главное — начать совершать добрые дела, чтобы получать новый опыт, приносящий удовлетворение.

Правила поведения с эгоистом

Для наиболее комфортного взаимодействия с людьми, которые ведут себя излишне эгоистично, психологи предлагают следующее:

  • Использовать в разговоре факты, а не эмоции; не спорить и не доказывать свою правоту.
  • Не пытаться объяснить себе, почему другой человек позволяет себе такое поведение — иногда рационального объяснения не существует.
  • Не принимать ничего из сказанного таким человеком близко к сердцу.
  • Направлять чужой эгоизм в выгодное для себя русло, предлагая «бартерное» сотрудничество.

При этом, как отмечает Дарья Сучилина, не существует патологического диагноза «эгоист», который бы заставлял людей причинять зло окружающим. Она советует не вешать на людей ярлыки: «Не бывает эгоистов и альтруистов в чистом виде, во всех нас есть разные виды мотивации. И в каждом конкретном случае нам всем приходится решать, что нам важно, какими ценностями мы будем в этом общении руководствоваться и каких целей нам надо вместе достичь. Иногда с эгоистами даже проще иметь дело, потому что им можно предлагать какие-то выгодные сделки».

Сталкиваясь с нездоровым эгоизмом, важно понимать, что такое поведение продиктовано исключительно личным эго человека. А значит, не имеет смысла воспринимать поступки эгоиста на свой счет, и тем более, переживать из-за них. Разумный подход — не поддаваться на провокации и минимизировать воздействие чужого деструктивного поведения. Другими словами, самому проявлять здоровый эгоизм: не потакать чужим слабостям в ущерб себе.

Почему все такие эгоисты? Наука объясняет

Почему так много людей в наши дни кажутся такими эгоистичными, ставящими свои потребности на первое место? Коронавирус не только уничтожил наше население и поставил жизни на грань тревоги, но и стал испытанием характера. Тест, который, по большому счету, мы, кажется, провалили. Люди вцепляются друг другу в глотки из-за ношения масок, истинных фактов о пандемии, вопиющего расизма и старых памятников, и в то же время кажется, что ими движет чистый эгоизм по отношению к другим — чувство, исходящее со всех сторон политического спектра. Откуда такое эгоистичное поведение, усугубленное чередой кризисов?

Во-первых, быть ориентированным на себя в какой-то степени естественно. В конце концов, что еще мы знаем? Мы находимся в центре наших собственных миров, всегда стремясь поддержать свое эго. Личный интерес — самая фундаментальная человеческая мотивация, утверждал английский философ Томас Гоббс еще в 1600-х годах. Но действовать из личных интересов — это не обязательно единственное, что у нас на уме. Как показали исследования, человеческое поведение может быть мотивировано как альтруизмом, так и моральными соображениями. Так в какой момент здоровая забота о себе и правильное количество любви к себе становятся эгоизмом, чертой, которую мы оцениваем негативно?

Психологи, такие как Ф. Дайан Барт , определяют эгоизм как наличие двух основных столпов: «чрезмерная забота или исключительно о себе» и «неуважение к нуждам и чувствам других». Конечно, большинство из нас, вероятно, живут где-то на скользящей шкале от бескорыстных до эгоистичных моментов. Тем не менее, в общественном сознании эгоизм ошибочно ассоциируется с достижением большего успеха, хотя факты не обязательно подтверждают это.

Исследование 2020 года, опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology, пыталось выяснить, добиваются ли люди, которые отдают приоритет эгоцентричному поведению, лучших результатов в жизни. Команда под руководством Киммо Эрикссона из Стокгольмского университета сравнила такие факторы, как годовой доход и количество биологических детей. Они проанализировали большую выборку ответов 5294 американцев на Всеобщее социальное исследование общественного мнения (GSS) в период с 2002 по 2014 год, а также ответы европейцев на Европейский социальный опрос (ESS). Ученые определили более эгоистичных людей по их ответам на различные вопросы опроса. В целом, хотя исследователи обнаружили, что в общественном мнении 68 процентов людей считали эгоизм общей чертой тех, кто зарабатывал больше денег, на самом деле люди с бескорыстным отношением и поведением имели более высокие доходы, а также больше детей. «Щедрость окупается», — говорится в названии их исследования.

Здесь Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии по экономике, говорит о достоинствах эгоизма:

Пол Кругман о достоинствах эгоизма

.

Более того, альтруистическое поведение может быть вариантом нашего мозга по умолчанию, предполагает исследование, проведенное в 2016-2017 годах группой под руководством Леонардо Христова-Мура из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Они обнаружили область префронтальной коры, на которую можно воздействовать, чтобы люди меньше отдавали.

Итак, если самоотверженность коренится в мозгу, почему некоторым людям так трудно заботиться о нуждах других? Ответ может заключаться в эмоциональном интеллекте, как указала в интервью психолог Лиза Мари Бобби. «Эмоциональный интеллект существует в спектре, и у некоторых людей эмоциональный интеллект выше, чем у других», — поделилась она. «Одним из симптомов низкого эмоционального интеллекта является тенденция быть поглощенным собой или озабоченным исключительно своими мыслями, чувствами, потребностями и желаниями, а не мыслями, чувствами, потребностями и желаниями других».

Эволюция уводит нас от эгоизма. Но куда девает…

Еще один досадный фактор – многим трудно обнаружить в себе эгоизм. Как показало исследование 2020 года, проведенное психологами и экономистами Йельского университета в Цюрихском университете, эгоистичные люди приспосабливаются к своим воспоминаниям, чтобы не чувствовать себя плохо из-за своего эгоистичного поведения. Исследование, опубликованное 29 апреля в журнале Nature Communications, показало, что люди, как правило, помнят, что были лучше других, чем они были на самом деле.

«Когда люди ведут себя не в соответствии с их личными стандартами, один из способов поддерживать свою моральную самооценку — неправильно помнить о своих этических ошибках», — объяснила Молли Крокетт , доцент психологии Йельского университета, и автор исследования. старший автор.

Перенесемся на несколько лет вперед, и, конечно же, многие люди будут вспоминать свои сегодняшние действия совсем с другим углом зрения, чем то, что произошло на самом деле. Как бы то ни было, лучше понять поведение, которое не принимает во внимание других, является личной ответственностью каждого. Где заканчивается одно право (скажем, свобода не носить маски) и начинается право всех остальных на хорошее здоровье? В какой момент ваше право не заразиться перевешивает право другого человека на экономическое процветание? Насколько мое право на выживание зависит от доброй воли и сотрудничества со стороны других? Правдивый ответ на них, не чувствуя себя атакованным, может остановить поток реального и мнимого эгоизма, который идет вразрез с нашими лучшими качествами и стоит нам жизней и социальной деградации.

Изучение морали и эгоизма в наше время

.

Эгоистичны ли мы от природы? Что говорит наука

Одной из ключевых причин беспрецедентного успеха нашего вида является наша способность к сотрудничеству. В современную эпоху мы можем путешествовать на любой континент, кормить миллиарды людей на нашей планете и заключать крупные международные торговые соглашения — все удивительные достижения, которые были бы невозможны без масштабного сотрудничества.

Наука о поведении, демократизированная

Каждый день мы принимаем 35 000 решений, часто в условиях, не способствующих принятию обоснованных решений.

В TDL мы работаем с организациями государственного и частного секторов — от новых стартапов до правительств и авторитетных игроков, таких как Фонд Гейтса, — чтобы устранить предвзятость при принятии решений и добиться лучших результатов для всех.

Подробнее о наших услугах

Хотя внутривидовое сотрудничество не является исключительно человеческой способностью, одна из причин, почему наше кооперативное поведение так отличается от поведения других животных, заключается в нашей готовности сотрудничать с теми, кто не входит в нашу социальную группу. . 1 В целом, мы охотно доверяем советам незнакомцев, работаем вместе с новыми людьми и готовы высматривать и защищать людей, которых мы не знаем, даже если у нас нет никаких стимулов для этого.

Однако, несмотря на то, что большую часть нашего успеха можно объяснить сотрудничеством, основные мотивы этой уникальной способности еще предстоит понять. Хотя ясно, что мы часто проявляем кооперативные и просоциальные тенденции, является ли сотрудничество тем, к чему мы естественным образом запрограммированы? Или дело в том, что наши первые инстинкты по своей сути эгоистичны, и только благодаря сознательному подавлению наших эгоистичных побуждений мы можем сотрудничать с другими?

Действительно, эти вопросы обсуждались философами на протяжении тысячелетий. Долгое время преобладающим взглядом на наш вид был пессимизм, то есть то, что мы врожденно эгоистичны.

Платон сравнил человеческую душу с колесницей, запряженной двумя противоположными лошадьми: одна величественная, олицетворяющая наше благородство и чистоту сердца, а другая — злая, олицетворяющая наши страсти и низменные желания. Поведение человека можно описать как вечное перетягивание каната между этими двумя лошадьми, где мы отчаянно пытаемся удержать под контролем нашу злую лошадь. 2

Философ-моралист Артур Шопенгауэр отстаивал аналогичную точку зрения, написав, что «Человек по своей сути является ужасным диким животным. Мы знаем это дикое животное только в прирученном состоянии, называемом цивилизацией, и поэтому нас шокируют случайные вспышки его истинной природы; но если и когда болты и засовы законного порядка однажды рухнут и наступит анархия, он откроется таким, какой он есть». 3

Адам Смит, отец экономики, также поддержал эту точку зрения, написав знаменитую книгу  Богатство народов : «Не благосклонности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы от нашего обеда, а их заботы о своих собственных интересах». 4

Эти философские представления о нашей эгоистичной человеческой природе вдохновили многие учения, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Например, в христианстве «Семь смертных грехов» и «Золотое правило» учат нас подавлять наши сокровенные эгоистичные желания, чтобы думать о других. Другой пример — в экономике, где самой основой неоклассической экономики является идея о том, что мы — эгоистичные, рациональные люди, принимающие решения.

Вы можете согласиться с этими идеями. Все слышали истории об обмане, лжи и воровстве — все они демонстрируют худшие стороны нашей человеческой природы, где проявляются наши эгоистичные импульсы.

Но несмотря на наследие этих верований, доходящее до наших дней, идея нашего врожденного эгоизма все чаще подвергается сомнению. Науки о поведении начинают подсказывать, что у нас есть инстинкт сотрудничества и что наше эгоистичное поведение проявляется только тогда, когда у нас есть время и способность формировать стратегии в отношении наших решений.

Наука о поведении, демократизированная

Каждый день мы принимаем 35 000 решений, часто в условиях, не способствующих принятию обоснованных решений.

В TDL мы работаем с организациями государственного и частного секторов — от новых стартапов до правительств и авторитетных игроков, таких как Фонд Гейтса, — чтобы устранить предвзятость при принятии решений и добиться лучших результатов для всех.

Подробнее о наших услугах

Взаимодействие Системы 1 и Системы 2 

Любой, кто хоть немного интересуется психологией или экономикой, вероятно, слышал о двухсистемной теории принятия решений: идея о том, что наши решения управляются двумя противоположными когнитивными «системами». Система 1 — это автоматическая и эмоциональная часть нашего мозга, а Система 2 — медленная и совещательная часть. 5  

Эти две системы очень тесно связаны, и их взаимодействие и относительные уровни активации могут определять наше поведение. Это означает, что определенные стимулы могут усиливать или подавлять влияние функционирования одной системы на процесс принятия решений. Например, принятие решения, когда вы чувствуете себя перегруженным множеством задач, нехваткой времени или психическим и физическим истощением, может ослабить мышление человека по Системе 2 и сделать его более зависимым от своих суждений по Системе 1. 6  

Это неудивительно: когда вы умственно перегружены, вы, вероятно, не все продумываете и принимаете решения импульсивно! Аналогичным образом, стимулируя мышление Системы 2, давая людям время для принятия решений или побуждая их глубоко задуматься, можно подавить Систему 1 и усилить мышление Системы 2.

Через призму взаимодействия между Системой 1 и Системой 2 исследователи в области психологии и экономики нашли новый способ ответить на этот извечный вопрос. Манипулируя такими элементами, как цейтнот, чтобы усилить импульсивность у одних субъектов и способствовать обдумыванию у других, исследователи смогли дифференцировать влияние Системы 1 и Системы 2 на наше поведение, чтобы увидеть, действительно ли мы инстинктивно эгоистичны или склонны к сотрудничеству.

Инстинкт сотрудничества

Эксперименты, требующие сотрудничества между участниками, используются для исследования инстинктивной жадности в сравнении с расчетливой. Возьмем, к примеру, игру с общественными благами. В этой игре игроки объединяются в группы и получают пожертвования (обычно около 10 долларов). Их просят пожертвовать определенную сумму своих пожертвований на «общественное благо», где их пожертвования будут удвоены и впоследствии разделены между игроками. Вы должны заметить интересную динамику в этой игре: сотрудничая и внося больший вклад в общественное благо, выиграют все. Но, действуя эгоистично, вы один только выиграете за счет группы.

Что происходит, когда вас просят внести этот вклад в общественное благо, когда вы находитесь исключительно под влиянием Системы 1 (т. е. когда Система 2 находится в состоянии стресса из-за какой-либо формы когнитивного напряжения)? Оказывается, когда требовалось принять решение в течение 10 секунд, участники экспериментальных групп действовали более слаженно. Участники, действовавшие импульсивно, внесли больший вклад в общественное благо, чем те, у кого было время подумать о своем вкладе. 7  

В этом исследовании также было увлекательно то, что, когда участникам давали время и поощряли обдумывать свои решения, они становились более жадными. По-видимому, когда мы полагаемся на инстинкт, мы готовы сотрудничать, но когда нам предоставляется возможность подумать о затратах и ​​выгодах наших решений, мы больше думаем о своих собственных результатах, чем о результатах других.

Эти выводы справедливы и для игры «Дилемма заключенного», еще одной деятельности, включающей кооперативную динамику (если вы из Великобритании, эта игра аналогична ситуации «разделить или украсть» в игровом шоу «Золотые шары»). »). Подобные результаты были также получены при проведении этих экспериментов лично, а не с помощью компьютерной программы.

Эти результаты, безусловно, впечатляют, но вы можете подумать, что поведение в лабораторных экспериментах невозможно воспроизвести в реальной жизни. Допустим, например, кто-то подошел к вам на улице и попросил вас внести свой вклад в благотворительность, а вы не успели принять решение (возможно, вы опоздали на работу). Как вы думаете, вы бы пожертвовать? Возможно, необходимы дополнительные полевые исследования, чтобы подтвердить эти выводы в реальных сценариях.

Другой подход к изучению наших инстинктов сотрудничества заключается в изучении поведения младенцев. Интуитивно говоря, младенцы должны представлять человечество в самом первобытном состоянии, когда мы больше всего полагаемся на инстинкты при принятии решений. С биологической точки зрения, дети имеют недоразвитый мозг и крайне беспомощны при рождении, что объясняет, почему нам требуется гораздо больше времени, чтобы взрослеть по сравнению с другими животными. (Мы эволюционировали таким образом, потому что, если бы наши головы стали еще больше, нам было бы трудно выбраться из чрева нашей матери.) 8  Таким образом, исследование склонности младенцев к сотрудничеству/эгоизму теоретически должно отражать нашу истинную человеческую природу.

И действительно, исследователи обнаружили, что младенцы проявляют сильную склонность к сотрудничеству. Малыши в возрасте 14-18 месяцев готовы поднять и передать вам предмет, который вы случайно уронили, без похвалы или признания; они готовы поделиться с другими; и они также готовы сообщить другим о вещах, которые принесут им пользу, даже если это не принесет никакой пользы самому малышу. 9  Это отличается от детенышей шимпанзе, которые не проявляют такого же количества склонностей к сотрудничеству в молодом возрасте. Это демонстрирует, что, возможно, это уникальная человеческая способность инстинктивно сотрудничать.

Почему мы инстинктивно сотрудничаем?

Таким образом, кажется, что великие мыслители нашей истории могли ошибаться — возможно, мы не так эгоистичны, как нам кажется. Результаты исследования игр общественного блага и исследований младенцев показывают, что на самом деле мы можем инстинктивно сотрудничать, а не эгоистично. Но каковы возможные объяснения этого?

С точки зрения эволюционной биологии, возможно, для этого были отобраны кооперативные гены, потому что это была лучшая стратегия выживания. Те, кто был более склонен к сотрудничеству, смогли получить более благоприятные результаты и выжить достаточно долго, чтобы передать свои гены своему потомству. 10

Но есть также много случаев, когда нашим первым импульсом было не сотрудничать, и много случаев, когда после долгих размышлений мы все же решаем сотрудничать. Мы все встречали людей, которые просто кажутся менее заслуживающими доверия, и мы все можем вспомнить случаи, когда мы заканчивали тем, что доверяли кому-то после долгого обдумывания нашего решения — например, после обдумывания деловой сделки или покупки чего-то дорогого в магазине. кто-нибудь другой.

Социально-эвристическая гипотеза (SHH) направлена ​​на то, чтобы связать эти идеи воедино. Эта теория предсказывает, что разнообразие наших интуитивных и совместных реакций во многом зависит от наших индивидуальных различий, а также от контекста, в котором мы находимся. Например, представьте, что вы играете за баскетбольную команду. Если вы поймете, что совместная работа с вашими товарищами по команде выгодна для победы в матчах, вы постепенно начнете развивать инстинктивные реакции, чтобы сотрудничать с вашими товарищами по команде, чтобы продолжать выигрывать игры. Но если вы начнете осознавать, что вы держите команду и что доверие к своим товарищам по команде на самом деле мешает результатам команды, вы начнете развивать более инстинктивно эгоистичное поведение и не будете так часто переходить на него.

С этой точки зрения все наши инстинктивные реакции зависят от того, какая стратегия — сотрудничество или эгоизм — сработала для нас в прошлом. Это может объяснить, почему большинство участников игры в общественные блага выбрали сотрудничество: кооперативное поведение обычно выгодно в нашей повседневной жизни. 12

В наш современный век наши жизни более взаимосвязаны, чем когда-либо. Сейчас нас более 7 миллиардов, и нашим опытом легко поделиться в социальных сетях, а наш бизнес требует тесного сотрудничества с партнерами для взаимной выгоды. Поведение в соответствии с социальные нормы 13  важнее, чем когда-либо, когда нам часто требуется сотрудничество с другими в нашей повседневной жизни, а любое корыстное поведение часто приводит к социальной критике и ущербу для репутации. Мы быстро учимся сотрудничать и приспосабливаемся к этим социальным нормам, а это, в свою очередь, закрепляет наши инстинкты в сторону более кооперативного поведения.

С другой стороны, обдумывание позволяет нам приспосабливаться к конкретным ситуациям и подавлять наши интуитивные реакции, если эти интуитивные реакции на самом деле не полезны в данном контексте. Другими словами, обдумывание позволяет нам выработать стратегию и подавить наши индивидуальные инстинктивные желания, чтобы выбрать наиболее оптимальный выбор, будь то сотрудничество или отказ от сотрудничества. Когда нет никаких последствий в будущем, как в эксперименте с игрой на общественные блага, даже если наши инстинкты могут сотрудничать, обдумывание, скорее всего, будет склоняться к эгоистичному поведению, поскольку мы понимаем, что стратегический эгоизм сделает нас лучше и что мы не будем наказаны. для фрирайда.

Однако, когда есть  будущие последствия, обсуждение будет благоприятствовать сотрудничеству или отказу от сотрудничества в зависимости от убеждений человека относительно того, какое поведение будет более стратегически выгодным. Возьмем снова пример со звездным баскетболистом: хотя его инстинктивная реакция состоит в том, чтобы действовать в одиночку, учитывая, что его эгоистичное поведение может привести к потенциальным будущим последствиям (например, недовольство со стороны его товарищей по команде, критика со стороны наблюдателей, отказ от тренера), он может подавлять свои первоначальные импульсы и работать со своей командой, поскольку это было бы стратегически выгодно. Наши процессы Системы 2 позволяют нам остановиться и подумать о нашей интуиции и разработать соответствующую стратегию.

Заключительные замечания

Итак, существуют неопровержимые доказательства против идеи, формировавшей наши учения на протяжении тысячелетий. Свидетельства, кажется, указывают на вывод о том, что в целом у нас есть врожденное стремление к сотрудничеству, и на самом деле только тогда, когда есть возможности быть стратегически эгоистичными, мы обнаруживаем наши более нежелательные тенденции.

Понимание наших инстинктивных человеческих склонностей будет иметь важное значение, поскольку наш вид сталкивается с некоторыми из самых больших проблем, с которыми мы когда-либо сталкивались. Изменение климата, политическая напряженность и неравенство — это проблемы, которые угрожают самому существованию нашего вида и могут быть решены только путем сотрудничества в глобальном масштабе. Внутри нас живет инстинктивное желание сотрудничать. Знание этого факта может вдохновить на новые и творческие решения, чтобы сплотить людей для совместного решения этих проблем.

Ссылки

  1. Мелис, А. П., и Семманн, Д. (2010). Чем отличается человеческое сотрудничество? Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки , 365 (1553), 2663–2674. https://doi.org/10.1098/rstb.2010.0157
  2. Платон. (1972). Платон: Федр  (Р. Хакфорт, изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. doi: 10.1017/CBO9781316036396
  3. Шопенгауэр, А. (1851 г.). О чтении и книгах. Парерга и Паралипомена .
  4. Смит, А. (1937). Богатство народов  [1776].
  5. Канеман, Д. (2011).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *