Медитация это в философии: Медитация — Википедия – МЕДИТАЦИЯ — это… Что такое МЕДИТАЦИЯ?

Содержание

МЕДИТАЦИЯ — это… Что такое МЕДИТАЦИЯ?

  • МЕДИТАЦИЯ — [лат. meditatio размышление] 1) состояние полного сосредоточения и самоуглубленности, сопровождаемое физической расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешнего мира; 2) размышление, мысленное созерцание. Ср.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • медитация — сосредоточенность, рефлексия, дума, медитирование Словарь русских синонимов. медитация см. дума Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • медитация — (от лат. meditatio размышление) интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Медитация — см. Размышления. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • медитация — и, ж. méditation f. устар. Размышление, рассуждение. БАС 1. Он <шатобриан> осуждает Ламартина за то, что он печатает son premier jet.. перепортил многие из медитаций своих. 5. 3. 1836. А. И.Тургенев П. А. Вяземскому. // Звезда 1999 6 107.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МЕДИТАЦИЯ — (от лат. meditatio размышление) умственное действие, цель которого приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних …   Большой Энциклопедический словарь

  • Медитация — (от лат. meditatiо размышление) измененное состояние сознания. Может вызываться различными причинами, как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия, гипогликемия), так и внутренними (сенсорная депривация , специальными… …   Психологический словарь

  • МЕДИТАЦИЯ — (лат. meditatio размышлять, обдумывать, инд. аналог дхиана, кит. цинь лу «размышление в тиши») форма психической активности, обеспечивающая погружение человека в особые трансовые состояния. Физиологической основой М. является способность коры… …   Новейший философский словарь

  • МЕДИТАЦИЯ — МЕДИТАЦИЯ, и, жен. 1. Состояние глубокой умственной сосредоточенности на чём н. одном, отрешённость от всего остального; действие, приводящее в такое состояние (спец.). Погрузиться в медитацию. Заниматься медитацией. 2. Вообще глубокие… …   Толковый словарь Ожегова

  • МЕДИТАЦИЯ — (от лат. meditatio размышление) англ. meditation; нем. Meditation. 1. Умственный процесс, направленный на приведение психики в Состояние углубленности и сосредоточенности. М. сопровождается расслабленностью, снижением эмоциональной реактивности,… …   Энциклопедия социологии

  • МЕДИТАЦИЯ это что такое МЕДИТАЦИЯ: определение — Философия.НЭС

    Медитация

    лат. meditation – размышление) – умственное действие, цель которого – приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.

    Оцените определение:

    Источник: Большой толковый словарь по культурологии

    Медитация

    состояние углубленной сосредоточенности. В психологическом смысле медитация характеризуется расслабленностью, умонастроение медитирующего — некоторой отрешенностью от внешнего мира. Медитация возникает в результате определенной последовательности умственных актов. Состояние самоуглубленности и уравновешенности ума, эмоциональной безмятежности достигается в результате различных технических приемов. Известна методика медитации в индийской и буддийской йоге, в православной «Иисусовой молитве», в «экзерциях» (духовных упражнениях иезуитов), в некоторых школах современного психоанализа.

    Оцените определение:

    Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник

    МЕДИТАЦИЯ

    (лат. meditatio — размышление, обдумывание) — 1) углубленное размышление, относящееся к духовной истине и осуществляемое в благоговейном предстоянии и созерцании. В древней философии к медитации обращались, чтобы глубже войти в познание истин, относящихся к миру в целом и запредельному бытию, и достичь духовного единства с реальностью. 2) В христианстве: внутренняя молитва, соединенная с сосредоточением мысли на содержании молитвы. Это пути осуществления замысла Божия о спасении в данной конкретной ситуации и в более общем плане. Для медитации необходимы не только духовная пробужденность и способность отвлекаться от чувственного опыта, но и внутренне собранный и развитый ум, любовь к Богу. Это молитва не только сердца человека, но и его разума. Медитацию отличают от созерцания — высшего вида молитвы, когда нет нужды в мыслях и словах.

    Оцените определение:

    Источник: Краткий религиозно-философский словарь

    МЕДИТАЦИЯ

    лат. meditatio, meditor — размышляю, обдумываю) — психич. активность личности, целью к-рой является достижение состояния углубленной сосредоточенности. М. предполагает определенные изменения в протекании физиологич. и психич. процессов, что выражается в расслабленности человека, отрешенности от внешних объектов, понижении его реактивности. Существуют различные, разработанные гл. обр. на Востоке, методики М., включающие и психич. упражнения, способствующие достижению умств. сосредоточенности. Наиболее известная система М. — йога. М. широко применялась в различных религиях как способ отвлечения человека от эмпирич. мира и «приобщения» его к миру сверхъестеств., т. е. иллюзорному. Своеобразными проявлениями М. были, напр., «духовные упражнения» иезуитов, «учение о пути» в мусульм. суфизме. Широкое распространение М. получила в дзэн-буддизме.

    Оцените определение:

    Источник: Атеистический словарь

    МЕДИТАЦИЯ

    от лат. meditatio размышление) — интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение). Восточный тип медитации (представленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае) предлагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте — ситуация, реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря.

    Медитация. Что такое медитация, ее цель, виды и что говорит наука?

    Что такое медитация? Медитация происходит от латинского слова «meditatio», что означает «размышление».

    Как вы узнаете дальше, далеко не всегда размышление и медитацию можно уравновешивать. И более того, очень часто одно означает отсутствие другого.

    В продолжение другие статьи по теме:

    Для начала давайте посмотрим в Википедии.

    Медитация — ряд психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин).

    Мы видим, что это либо сами упражнения, либо наше состояние.

    В каком обычно состоянии находится человек, мы с вами, 99,9% своего времени.

    Я думаю, многие согласятся с тем, что процесс жизни очень похож на автоматизм. Все, что мы делаем, основывается на нашем прошлом опыте, на устоявшихся стереотипах и паттернах. Все привычно, все знакомо.

    По сути, жизнь есть лишь воплощение автоматических реакций на внешние проявления, которые мы на подкорке мозга уже впитали в себя и знаем, как на это реагировать, что те или иные предметы и явления из себя представляют.

    И что получается? Что человек вроде бы и живет, но весь процесс жизни происходит как бы на автомате. Отсюда очень популярны ощущения, что «жизнь как будто проходит мимо», и «хорошо там, где нас нет».

    Такая жизнь есть не что иное, как сон.

    Медитация дает возможность человеку проснуться,  научиться дышать полной грудью и почувствовать то мгновение жизни, в котором она и случается. Именно этот момент жизни мы с вами и пропускаем, и, по сути, получается, что мы упускаем саму жизнь.

    Медитация – это практика внимательного пребывания в настоящем моменте жизни.

    Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!

    Для того чтобы высвободиться из оков автоматического восприятия реальности и всех процессов внутри нее, важно научиться снова, как в раннем детстве, осознавать каждый миг жизни.

    Медитация – это развитие человека посредством выполнения различных практик и упражнений.

    Это своего рода тренировка ума. Мы учимся осознанно чувствовать, ощущать эмоции, боль и радость, видеть, слышать, даже мыслить. Осознанно.

    Медитация трансформации эмоций
    Как правильно медитировать?

    Что такое медитация?

    Что такое медитация? В чем значение этой практики?
    Что такое медитация

    Медитация – это практика намеренного сосредоточения внимания на объекте медитации без его оценки.

    Объектом медитации может явиться предмет, явление, процесс, звуки, ощущения и так далее.

    Концентрация внимания на дыхании, это медитация? Да, дыхание – это процесс, который мы наблюдаем в процессе медитации. Мы не пытаемся думать о том, хорошо ли мы дышим, правильно ли, полно, глубоко или нет.

    Об энергии дыхания
    Что такое пранаяма?
    Капалабхати — очищающая дыхательная техника
    Техника дыхания на пополнение энергии

    Мы просто наблюдаем.

    Концентрация на звуке, мантре, например. Сосредоточение внимания на возникающих ощущениях в теле. Это тоже медитация.

    По сути, мы фокусируем внимание ума на том, что происходит прямо сейчас в настоящем мгновении.

    Также при выполнении одной из техник медитации, мы можем наблюдать как раз за действиями самого ума, с позиции которого, казалось бы, мы и воспринимаем реальность. Тем самым с помощью медитации вы можете расширить границы собственного сознания. И вот здесь возникает вопрос, а где начинается и заканчивается «я» и что это вообще такое…

    Во время медитации мы видим, мы слышим, чувствуем, но при этом не строим суждений, не вешаем ярлыков, не выстраиваем концепций. Мы получаем информацию в чистом, неискаженном виде.

    Ведь живя на автоматизме, все воспринимаемые явления проходят через наши фильтры прошлого опыта, стереотипов, устоявшихся оценок. Поэтому одну и туже вещь люди могут видеть и понимать совсем по-разному. Но в сути своей она  есть, такая, какая есть.

    Вот и говорят, что мы видим не вещь, а лишь свое представление о ней.

    Отсюда мы можем сказать, что медитация – есть процесс осознавания, воспринимаемый как поток чистых, абсолютных  ощущений, переживаний и наблюдений.

    Поясню.

    К примеру, вы до ужаса боитесь змей. При их виде, вы первое, что испытываете, это отвращение и страх. Стоит вам увидеть изображение этого мерзкого животного, как возникают такие ощущения. Это уже автоматическая реакция.

    Страх и отвращение на змею - это автоматическая реакция умаЗмея вызывает автоматические неприятные реакции

    Но если это сделать осознанно, то вы заметите момент появления страха и отвращения. Сможете понаблюдать, где в теле вы чувствуете их проявления, в каком виде они, насколько они интенсивны и так далее.

    Вы превращаете эмоции от вида змеи просто в элементы ощущений, которые вы можете отследить.

    Не отмечать их, как неприятные, нет, вы просто наблюдаете их такими, какие они есть. Негативными их сделал ваш ум на основании имеющихся у него данных из прошлого опыта.

    Также вы можете наблюдать за изображением змеи, увидеть особенности ее кожи, тела, головы, увидеть текстуру и рисунок на ее поверхности. Просто увидеть ее такой, какая она есть, без автоматической оценки.

    Пример змеи очень понятный и наглядный. Но такого рода автоматизмы присущи практически всем процессам и явлениям, которые окружают нас большую часть жизни.

    Это касается и людей, которых мы можем изначально уже видеть плохими, по сути вообще не зная, кто они есть на самом деле.

    Это же относится и к нам самим. По сути медитация позволяет нам быть собой, не пытаясь стать кем-то другим.

    Медитация и реальность

    Осознание момента, осознание всего, что мы делаем прямо здесь и сейчас есть медитация.

    Практика медитации не является техникой обычного расслабленияРасслабиться — не значит помедитировать

    Медитация не ставит целью расслабиться

    , как считается многими. Во время расслабления, внимание отключено, либо где-то блуждает. Медитация же собирает его в настоящем мгновении. Вы тренируете способность ощущать присутствие в этом миге.

    Медитация помогает расслабиться, да, но не является техникой расслабления. А правильнее сказать, что вы должны расслабиться еще до медитации, чтобы к практике приступить расслабленным и выбрать соответствующую позу.

    Такого рода медитации можно практиковать и во время обычных повседневных дел, либо во время занятий спортом, пробежек.

    Во время бега ты можешь просто бежать, погрузившись в поток своих мыслей, а можешь сосредоточить внимание на ощущениях в моменте. На том, как то одна, то другая стопа касаются земли, как вес тела переносится поочередно на каждую из ног, как напрягаются мышцы. Начни чувствовать свое дыхание, каждый вдох и выдох, как воздух интенсивно входит и выходит из твоих легких. Как ты дышишь, прочувствуй этот звук дыхания. Будь в моменте.

    Это тоже медитация.

    Поэтому неправы те, кто говорят, что медитация это своего рода уход от реальности. Как видите, на самом деле все ровным счетом наоборот.

    Медитация – это и есть сама реальность. Это тренировка ощущать реальность, осознавать ее, присутствовать в ней.

    Давайте еще раз другими словами, медитация – это практика, с помощью которой человек учится ощущать полноту жизни через методы наблюдения, созерцания и осознанных действий.

    Если ты дышишь, значит, дышишь всем своим вниманием, нет ничего больше, кроме дыхания. Если ты медитируешь во время ходьбы, значит, ты и есть эта ходьба, больше нет ничего. Ты весь в том, что ты делаешь.

    Медитация не пустое сознание, это не состояние без мыслей, как опять же, считают многие.

    Медитация — это состояние того, что есть.

    В состоянии медитации мы учимся видеть то, что есть здесь и сейчасПрочувствуй настоящее мгновенье с помощью медитации

    Человеческий ум переполнен мыслями и образами, и остановить этот поток невозможно. В медитации вы можете наблюдать за действиями своего ума, замечая отдельно каждую мысль, но, не пытаясь остановить этот круговорот и как-то на него повлиять. Кстати именно такой подход и успокаивает этот поток.

    Через наблюдение за мыслями вы увидите, насколько они мимолетны и скоротечны, как быстро сменяют друг друга.

    Вот она была, а вот и нет ее, улетела, растворилась в пространстве, из которого и возникла. Как будто просто пролетала мимо. А мы так за нее цеплялись.

    Медитация – это путь духовного развития, восприятия, принятия и осознанности. И это именно путь.

    Почему?

    Потому что у медитации нет ожиданий, нет целей, а соответственно и результата. Есть лишь сам путь, сам процесс.

    У настоящего мгновения нет начала и нет конца. Оно не может быть плохим либо хорошим, позитивным, либо негативным. Оно просто есть. Всегда. И такое, какое есть. Все остальное додумывает наш ум.

    Как еще мы можем обозначить медитацию?

    Медитация – это процесс глубокой концентрации внимания на объекте медитации.

    Вот так просто. Объектом может быть все, что угодно, как я уже писал выше. Как предмет, так и звук, либо какая-то идея.

    Медитация чаще всего не есть размышление. Но при этом, мы можем найти и такие определения медитации, как процесса, включающего в себя размышление над чем-либо. Например, над смыслом жизни, почему бы и нет. Либо над смыслом священных писаний.

    Но опять же мы должны понимать, что размышление не есть поток мыслей, а есть фокусировка мыслей на объекте размышления. В таком контексте размышление также можно назвать медитацией.

    Как считали философы античности, размышление с конецентрацией мысли на объекте размышления - это медитацияФилософы любили поразмышлять

    Именно так понимали медитацию философы античности.

    Такого рода медитация была свойственна западной цивилизации в древние времена. Также такие размышления свойственны христианству. Не думаю, что они называют это медитацией, но сам процесс присутствует.

    Молитва – тоже медитация, если вы всецело сконцентрированы на ней.

    Почему рассеянное внимание это плохо?

    Но в то же время в традициях буддизма, а также других восточных традициях, медитация есть краеугольный камень всей культуры и рассматривается как главный метод развития человека.

    Краткая история медитации.

    Истоки древней восточной практики медитацииОткуда пришла медитация

    Откуда пришла к нам медитация в том виде, в котором она знакома и представляется большинству из нас, когда человек сидит с закрытыми глазами и его внимание направлено куда-то внутрь себя.

    Конечно, это Восток, а именно: буддизм, даосизм и йога.

    В этих культурах, как я уже упоминал, медитация является основным инструментом и фундаментом всей традиции. Буддизм и индийская йога являются для нас главными источниками информации о медитации. Именно там вы сможете встретить истинных носителей знаний и познать азы этой духовной практики из первых рук.

    Сегодня существует множество книг, написанных как представителями этих древних традиций, так и людьми из западного мира, перенявшими опыт своих учителей и изложивших его на страницах книг.

    Наряду с буддизмом и йогой, медитация как самодостаточная и основополагающая практика используется в Китае и на Дальнем Востоке, в даосизме. Инь и Ян, дзен. Все это мы слышали. Это Китай. Медитацию как инструмент достижения просветления здесь начали использовать уже в VII веке.

    Хотя первые упоминания о медитации можно найти в Ведах, а первые формы медитации в буддизме и даосизме начали возникать уже в VI в. До н.э.

    Упоминалась медитация и в древней античности.

    У Платона, например, а это IV век до нашей эры. Но в сути это другая медитация, смыслом которой являлось размышление о чем-то, в частности, о смерти. Но сам факт обозначения процесса сосредоточения внимания на какой-то идее уже имел место быть.

    Историю медитации можно проследить и в христианстве.

    Фома Аквинский, например, который определял медитацию как процесс созерцания истины. Это XIII век.

    Концентрация внимания на молитве не определяется христианами как медитация, но, согласитесь, соответствует этому понятию. Глубокое и осознанное чтение Священных Писаний монахами также.

    Мы можем заметить, что медитация в той или иной мере присутствует во многих традициях и религиях мира.

    И, наверное, в западном обществе до еще недавнего времени (скажем, лет 60 назад) практически никто о восточной практике медитации и не знал. Знали, но лишь немногие.

    Массово знания о восточной практике медитации начали распространяться в западном мир в 60-х годах прошлого столетия.

    Основной целью такой медитации, было скорее расслабление и снятие стресса, а духовная составляющая особого значения не имела.

    Сегодня мир открыт как никогда и любые идеи доступны, было бы желание познать их. И сейчас нам открывается весь потенциал и возможности этой восточной духовной практики.

    Цель медитации

    Какова цель практики концентрации внимания - медитацииОсновные цели занятия медитацией

    Несмотря на то, что медитация – это путь, а не отрезок, у которого есть конец в виде результата, мы медитируем, понимая, зачем и для чего это делаем.

    Медитация должна иметь цель и смысл для человека, который ее практикует.

    Итак, цели медитации.

    Освобождение от страданий.

    Да, ни много, ни мало. Как?

    Через умение принимать и видеть явления такими, какие они есть, а не такими, какими вы хотите их видеть.

    Ведь, что по сути страдание?

    Это боль, которая возникает, когда мы считаем, что должно быть вот так вот, а получилось вот так.

    В уме всегда выстроен образ того, как должно быть. И сколько не живет человек, его жизнь наполнена страданиями, потому что этот «идеал в уме» никак не хочет совпадать с «жестокой» реальностью. Но реальность по сути нейтральна и не является ни жестокой, ни милосердной. Мы ее делаем такой, либо иной.

    Наши ожидания и реакции являются своего рода рефлексами, на основе прошлого опыта. Освобождение от этой диспропорции между ожиданиями и реальностью и дает нам медитация. И находясь там же, где и раньше, вы сможете научиться быть очень счастливым.

    Ясность целей и желаний

    Состояние чистого и ясного умаЯсный и осознанный взгляд на мир

    Медитация открывает ваши истинные желания и настоящие цели, к которым вы будете двигаться с уверенностью и ясным сознанием, ощущая, что это и есть ваш путь, тот, который вы так давно искали. В этом пути и есть вы.

    Не стоит заблуждаться, что медитация делает человека слабым, который вместо того, чтобы делать, просто учиться думать, что и так все хорошо. Это в корне неверно.

    Эта практика помогает принять все таким, какое оно есть. Она не делает из плохого хорошее и наоборот.

    В таком состоянии осознанной жизни человеку многократно проще добиваться чего-то.

    Потому, что во-первых он знает, чего хочет, а во-вторых перестает бояться, потому что страх – это лишь ярлык ума, не более того.

    Ощущение целостности и единства с миром вокруг

    Такие моменты могут возникать как яркие вспышки, проблески озарения. Иногда это плавное, тягучее ощущение. В эти мгновения вас наполняет чувство невероятной легкости, беспричинного счастья и абсолютной убежденности, что все есть и будет хорошо.

    Чувствуется тонкая незримая связь с каждым человеком, каждым живым существом, со всем пространством в целом и отдельными его частичками.

    Это не нельзя описать теоретически, убедить в этом невозможно. Но когда чувствуешь, никаких слов не нужно, ты все понимаешь сам.

    Регулирование эмоций.

    Научиться управлять эмоциямиКонтроль эмоций

    Почему? Опять же из того, о чем сказал выше. Характер и цвет эмоциям придает наш ум. Если вы научитесь видеть эмоции лишь как ощущение в теле, их влияние многократно снизится, а благотворных и радостных эмоций станет больше.

    Жизнь вновь обретает краски, становится яркой и интересной.

    Вы просто как будто заново начинаете жить. Потому что, как я говорил в начале статьи, наша жизнь лишь череда автоматических реакций. Наш мозг «уже все знает» и готов практически к любой ситуации.

    И чудеса жизни вокруг мы уже просто напросто не замечаем, они проносятся мимо, пока мы мчимся к некой призрачной цели.

    Под привычные оценки для нашего мозга подпадает, наверное, процентов 90 всего, что с нами случается. И это все, мы уже не видим, это серый размытый фон, не более того. И кажется, что вся жизнь серого цвета. Она скучна и неинтересна.

    Это иллюзия. Это ваш мозг сыграл с вами злую шутку.

    Эти механизмы нужны для сохранения жизни, они имеют свое значение, но именно из-за них мы пропускаем большую часть красок, эмоционального опыта, чувственного восприятия, чем, без преувеличений, наполнен каждый миг жизни.

    Полнота осознания жизни.

    Медитация – это то, что вы можете, наконец, сделать в жизни для нее самой.

    Мы так стремимся к своим целям, но когда оказываемся там, то как будто ничего не происходит. Потому что если вы не умеете ощущать «здесь и сейчас», то почему вы решили, что сможете это делать там.

    Ведь, где бы вы ни оказались в любой момент времени, это будет «здесь и сейчас». Другого не будет. Так вопрос, а куда вы идете и что вы ищете? Есть одна классная книга по медитации, и называется она «Куда бы ты ни шел, ты уже там». Так оно и есть.

    Метод расслабления и снятия стресса.

    Это то, благодаря чему медитация стала проникать к нам, в западное общество. Люди искали приятный и эффективный способ расслабиться.

    Эту цель также стоило упомянуть. Хотя здесь важно понимать, это лишь сопутствующий эффект. И если вы во время медитации поставите себе задачу расслабиться и успокоиться за время практики, то очень высока вероятность, что вы разочаруетесь.

    Объединяя все цели в какое-то одно слово, можно сказать, что медитация улучшает качество жизни. Делает ее лучше с самых разных сторон.

    Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!

    Виды медитации

    Разновидностей медитаций много. Это и общие расслабляющие медитации, направленные на снятие стресса и преодоление психологических блоков.

    Также это практики, присущие буддизму, йоге, даосским традициям.

    Есть попроще, которые доступны каждому человеку.

    Есть и глубокие духовные погружения для немногих и требуют долгих лет тренировок, учителя и иногда посвящения. Но там и цели в первую очередь духовные.

    Вы сами можете выбрать. Для начала что-то, подходящие любому. Если почувствуете, что медитация — это то, чего вам так не хватало и вы бы хотели углубиться в эту практику, то всегда сможете пойти дальше по этому интересному пути.

    Медитация стоя.

    Да, можно медитировать и стоя, хоть это и не самое подходящее положение тела. Если вы находитесь одни в комнате либо еще где-то, то уж лучше сесть, что более привычно и комфортно.

    Рекомендуется медитировать стоя возле дерева и отождествлять себя с ним. Представлять, как ноги превращаются в корни и уходят в землю, ощущать покачивания. Чувствовать все, что происходит вокруг.

    Медитация сидя.

    Наиболее привычная поза.

    Медитация лежа.

    Неплохой вариант, если уж совсем устали и не смогли заставить себя сесть, то можно помедитировать перед сном в положении лежа.

    Здесь важно полностью расслабиться и сконцентрировать внимание либо на дыхании, либо на ощущениях в теле. Или же сначала одно для настройки ума, а затем другое.

    Главное сохранять фокус внимания, чтобы не заснуть. Но даже заснув, тело отдохнет лучше, потому что вы легли спать в расслабленном и спокойном состоянии.

    Многие техники медитации можно практиковать в положении лежа. Но в большинстве случаев вы заснете. В положении сидя, если не сидеть откинувшись на спинку кресла, то практически наверняка, тело будет бодрствовать.

    Сюда же хотелось бы включить и технику медитации на ходу.

    Этот вид медитации может практиковать каждый человек. Все мы иногда выходим на прогулку, просто подышать.

    Прогуливаясь, не улетайте в мир своих мыслей и фантазий, а попытайтесь осознавать каждый шаг. Можно переключать внимание на дыхание, чувствовать каждый вдох и выдох. Осознанная ходьба.

    Ваша прогулка действительно поможет вам отдохнуть и выполнит перезагрузку ума.

    Медитация осознанности.

    Здесь более подробно об этой медитации. Мы учимся как бы отделяться от автоматических реакций ума, от его деятельности, как части нас самих.

    Випассана.

    По сути это и есть медитация осознанности. Это очень древняя техника буддизма, которая берет свое начало с VI века до нашей эры.

    Сегодня она очень популярна, эту технику я практикую чаще всего. Обычно мы начинаем с концентрации внимания на дыхании, дальше мы переключаемся на ощущения в теле.

    По ней вы можете найти множество ретритов, которые проводятся регулярно во многих точках земного шара.  (Статья о ретритах)

    Бесплатный курс по медитации техники випассана.

    Медитация наблюдения за мыслями.

    Мы фокусируем свое внимание на каждой мысли, появляющейся в поле зрения нашего ума. Наблюдаем за ней, замечаем момент ее появления и момент исчезновения, фиксируем ее наличие, обозначаем, что мы наблюдаем за ней, что она есть нечто отдельное, за чем можно как бы наблюдать со стороны.

    Такая медитация успокаивает ум и ослабляет бесконечный мысленный круговорот.

    Медитация любви и доброты.

    По-другому, ее называют метта.

    Потрясающая практика, которая раскрывает ваше сердце и наполняет его любовью для начала к себе, а потом и ко всем живым существам.

    В этой медитации мы желаем счастья, любви себе, потом переключаемся на других: на своих друзей, близких, родных. Постепенно двигаемся к знакомым, коллегам, соседям.

    Дальше, медитируя, мы подходим к своим врагам и желаем им всего лучшего, чего бы хотели для самого себя. И последним этапом мы просим у всех прощения за все плохое, что мы сделали этим людям.

    Особенно важно сломать внутренний барьер и искренне от души попросить прощения у своих врагов и недоброжелателей. И сами прощаем за все, за что держим обиды.

    Медитация на звук.

    Это может быть медитация на посторонний случайный звук, либо это может быть специальная мантра. Особенно важно, если вы понимаете и принимаете смысл мантры, тогда медитация приобретает более глубокий смысл и выполняется более осознанно.

    Что такое мантры?

    Еще пара техник.

    Очень эффективная медитация для тренировки концентрации внимания — медитация на пламя свечи, по-другому называемая Тратака. При этом важно, как можно дольше не моргать глазами.

    Медитация Кундалини.

    Я не раз писал об энергии Кундалини на страницах сайта. Существует множество практик для работы с этой энергией, для ее подъема и распределения. Также есть и медитация, которая подходит более опытным практикам.

    Это далеко не все техники, но самые известные и распространенные. Со временем я сделаю подробные медитации на каждую из описанных техник.

    Молитва, о чем я говорил выше, тоже медитация.

    У даосов – практика цигун. Это тоже своего рода медитация.

    Наука и медитация

    Что говорит наука о пользе техник медитацииНаучный взгляд на медитацию

    Сегодня мы можем сказать, что взор науки практику медитацию не обходит стороной. Научный мир начал исследовать медитацию в общем-то совсем недавно, но уже есть результаты многочисленных исследований, подтверждающих эффективность этой практики, ее благотворное воздействие на здоровье человека, а также получены интересные результаты о позитивных изменениях в головном мозгу при регулярном занятии медитацией.

    Здесь отдельной строкой стоит отметить профессора медицины, создателя клиники снижения стресса, Центра внимательности в медицине, здравоохранении и обществе при Медицинской школе Университета Массачусетса Джона Кабат-Зина. Он является инициатором множества исследований, автором десятков научных трудов и книг в области медитации.

    Вот лишь некоторые исследования (на английском, что в общем понятно):

    За последние десятилетия было проведено множество встреч, выездных семинаров, где ученые, многие из которых занимаются исследованиями в области головного мозга (а это о чем-то да говорит), и практикующие врачи сами учувствовали в ретритах, пробовали медитацию на себе, а в дальнейшем использовали ее в своей практике для лечения пациентов и в научных исследованиях. На таких встречах проводилась колоссальная работа, уникальный обмен опытом и знаниями.

    Вот, например, ставший ежегодным, семинар Mind and Life Summer Research Institute

    По всему миру сотни медицинских центров и клиник включили медитацию в программы лечения пациентов, потому что эффективность уже подтверждена научно. Это факт.

    Одна из самых масштабных встреч по этой теме была организована обществом «Society for Neuroscience«. Участвовало 36 тысяч человек. На ней присутствовал и выступал Далай-лама.

    Что мы видим? Наука вплотную занимается медитацией.

    Нужно понять, что практика не является неким религиозным инструментом, либо неотъемлемой ее частью. Ученые рассматривают влияние концентрации внимания, осознанного внимательного действия, что является неотъемлемой частью медитации, в вопросах влияния на здоровье человека, функционирования организма и работы мозга.

    Вот, что говорит наука о медитации.

    • Улучшает физическое и психологическое состояние.
    • Улучшаются коммуникативные способности, возрастает качество взаимоотношений с другими людьми.
    • Изменяется структура мозга в виде увеличения пластичности нервных клеток, возрастает количество связей между  нейронами, улучшается интенсивность и плотность этих связей. И, что очень интересно и крайне важно – медитация приводит к образованию новых нейронов.
    • Развивается способность мыслить шире. Видеть вещи во взаимосвязи с целым, что также происходит через улучшение работы коры головного мозга.
    • Умение спокойно и позитивно воспринимать негативные ситуации, которые в обычном состоянии вызывают раздражение, злость и агрессию
    • Укрепление иммунитета.
    • Изменение функциональности мозга.
    • Образование способности к состраданию.

    Еще о пользе медитации.

    Кроме этого, вот здесь есть целая статья об этом.

    • Вы, наконец, учитесь слушать и слышать себя, свой внутренний мир, тем самым интуитивно на тонком уровне учитесь понимать свои истинные потребности и желания.
    • Вы учитесь чувствовать и понимать других людей без слов на интуитивном уровне, замечая сигналы, которых в «автоматическом режиме» не заметили бы.
    • Работая с настоящим, ты улучшаешь будущее. Почему? Потому что будущее придет в виде настоящего. И если ты умеешь осознанно в нем находиться, то так же осознанно ты встретишь и свое будущее.
    • Медитация восполняет запас энергии, которая постоянно расходуется в огромных количествах. В современном мире стрессов, задач и дедлайнов, нужен колоссальный запас сил.
    • Сжигание негативной кармы и построение благоприятной новой.

    Статья о реинкарнации
    О законе кармы
    Как узнать свое будущее прямо сейчас?

    Несколько слов в заключение.

    Мир такой, какой он есть, реальность, такая, какая она есть. И видеть ее нужно также — без фильтров и автоматических оценок, за которые мы цепляемся для того, чтобы сделать вещи и явления более «понятными» и предсказуемыми.

    Если этого не сделать, то вы рискуете потерять тот миг, в котором и только в нем мы живем. Таким образом вы можете лишиться жизни.

    Родились, умерли, а самое главное пропустили – жизнь. Медитация меняет направление внимания в сторону того, что есть здесь и сейчас, в этом миге, в настоящем.

    И главное помни, где бы ты ни был, когда бы ты ни был, ты всегда будешь там и тогда с самим собой. От себя не убежишь, поэтому стоит прекратить это делать и наконец взглянуть прямо в глубину своей сущности.

    Открыв, приняв и осознав себя, ты поймешь откроешь и осознаешь все, что вокруг.

    «Если пропустить здесь, то вряд ли попадешь и туда. Если ум твой не сосредоточился на пребывании здесь, то он не сосредоточится и оттого, что ты лишь поменял местоположение.»

    Джон Кабат-Зинн «Куда бы ты ни шел — Ты уже там»

    ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

    Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

    ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет — не подписывайся!

    Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель — сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

    Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

    Подписаться на рассылку

    Vdushu.ru

    Рекомендую! Практики по саморазвитию

    Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

    Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо! Медитация. Что такое медитация, ее цель, виды и что говорит наука?

    Философская энциклопедия — медитация

    Медитация

    медитация

    (от лат. «размышление») сосредоточенное размышление о каком-либо предмете, в ходе которого достигается полная концентрация сознания, отвлечение от внешне-случайных обстоятельств, необычная ясность понимания сущностной стороны объекта. М., как правило, опосредуется вспомогательными процедурами: созерцанием определенного объекта (часто условного, не относящегося непосредственно к предмету М.), ритуальными действиями, использованием материальных средств медитационного сосредоточения (четки, мандала, янтра, символы, мантры и др.). В качестве способа познания М. наиболее широко распространена в разнообразных мистических школах философии, оккультных практиках, религиозной деятельности. Сам принцип М. тесно сопряжен с центральной гносеологической установкой философского мистицизма: познание сущности универсума возможно благодаря непосредственному проникновению в глубь собственного сознания. Практически все философские учения, так или иначе утверждающие иллюзорность, несубстанциональность феноменального мира, эзотерический характер первореальности, используют те или иные элементы М. для подготовки адептов, дисциплинирования чувственноэмоциональной сферы, интеллектуального тренинга. Особо важное значение М. имеет в теории и практике восточных (индийской, китайской, японской) типов философии. Принципиальные основания М. как мистико-познавательной и психотренинговой практики существенно отличны от иных, традиционных для религиозной философии, методов познания, таких как откровение (поскольку оно не зависит от какой бы то ни было активности субъекта), мистический экстаз (т. к. это состояние трансцендирования порой неподконтрольно интеллекту и сродни художественному вдохновению, инсайту), духовидение и др·. По сути, М. в сравнении с перечисленными способами познания представляет собой наиболее методически и теоретически обоснованный вариант, требующий специальных усилий, а не только предрасположенности субъекта. Некоторые элементы медитативных практик из арсенала восточной религиозной культуры используются в современное время вне всякой осмысленной связи с их происхождением в качестве средств психотренинга.

    Е. В. Гутов

    См. в других словарях

    1.

      (лат. meditatio размышление, обдумывание) 1) углубленное размышление, относящееся к духовной истине и осуществляемое в благоговейном предстоянии и созерцании. В древней философии к медитации обращались, чтобы глубже войти в познание истин, относящихся к миру в целом и запредельному бытию, и достичь духовного единства с реальностью. 2) В христианстве: внутренняя молитва, соединенная с сосредоточением мысли на содержании молитвы. Это пути осуществления замысла Божия о спасении в данной конкретной ситуации и в более общем плане. Для медитации необходимы не только духовная пробужденность и способность отвлекаться от чувственного опыта, но и внутренне собранный и развитый ум, любовь к Богу. Это молитва не только сердца человека, но и его разума. Медитацию отличают от созерцания высшего вида молитвы, когда нет нужды в мыслях и словах. …

    Краткий религиозно-философский словарь

    2.

      (санскр. дхьяна) — внутр. сосредоточение сознания на опред. идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответств. объекта и ведущее к успокоению, внутр. гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия. Прорыв на уровень абсол. понимания именуется в инд. практике самадхи, в яп.— сатори и по сути близок к приближению к нирване. Согласно учению тхеравады, с помощью М. как бы просматриваются психологич. состояния любых существ, действий, явлений, психич. и моральные факторы, описанные в канонич. текстах, к-рые являются по существу компедиумом поступков людей и их мотиваций. Видение может быть истинным или ложным. Если увиденное медитатором соответствует содержанию канонич. текстов, то видение истинное, если нет, то ложное, порожденное невежестом, заблуждениями медитатора. Поэтому авторы абхидхармич. трактатов, к-рые создаются в процессе М., обязательно строго логически увязывают увиденные картины и образы с высказываниями Будды или его учеников. Осн. цель М.— освоить увиденное или воображаемое настолько, чтобы стать целителем, т. е. человеком, способным безошибочно установить диагноз любой…

    Буддизм как культурно-исторический феномен

    3.

      (лат. meditatio, meditor размышляю, обдумываю) — психич. активность личности, целью к-рой является достижение состояния углубленной сосредоточенности. М. предполагает определенные изменения в протекании физиологич. и психич. процессов, что выражается в расслабленности человека, отрешенности от внешних объектов, понижении его реактивности. Существуют различные, разработанные гл. обр. на Востоке, методики М., включающие и психич. упражнения, способствующие достижению умств. сосредоточенности. Наиболее известная система М. — йога. М. широко применялась в различных религиях как способ отвлечения человека от эмпирич. мира и «приобщения» его к миру сверхъестеств., т. е. иллюзорному. Своеобразными проявлениями М. были, напр., «духовные упражнения»  иезуитов, «учение о пути» в мусульм. суфизме. Широкое распространение М. получила в дзэн-буддизме. …

    Атеистический словарь

    4.

      (лат. meditatio, от meditor размышляю, обдумываю), умств. действие, направленное на приведение психики человека в состояние углублённой сосредоточенности. В психологич. аспекте М. предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значит. понижение реактивности. Соматич. состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение приподнятостью и нек-рой отрешённостью (от внеш. объектов и отд. внутр. переживаний). В разных медитативных практиках (культовых, религиозно-философских, психотерапевтических, дидактикопропедевтических и т. п.) вызывание и протекание М., как правило, связаны с определ. последовательностью умств. актов, складывающихся в естеств. процесс. Поэтому почти во всех языках обозначение М. семантически связано с понятиями «ум» и «думание» одновременно как природных способностей человека, не зависящих от его сознат. намерения (санскр. дхьяна, рус. думанье, греч размышляю, англ. musing дремотное мечтание и т. п.). Методики М. различаются наборами технич. приёмов и последовательностью ступеней достижения уравновешенности ума и нереактивности психики. Особое развитие М….

    Советский философский словарь

    5.

      (от лат. meditatio размышление) интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и др. напряжение). Восточный тип медитации (представленный всеми формами йоги в Индии, даосизмом в Китае) предлагает религиозно-мистическое растворение индивидуального сознания в безличностном, океаноподобном абсолюте ситуация, реализуемая образами мотылька, сгорающего в пламени свечи, или соляной куклы, которая растворяется в воде моря. Др. религиозно-мистическое направление медитации, культивировавшееся христианством, трактовало ее как слияние двух личностей (человеческой и божественной). Вообще методы медитации разнообразны. Интерес к ней и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (Юнг). …

    Философский энциклопедический словарь

    Вопрос-ответ:

    Ссылка для сайта или блога:

    Ссылка для форума (bb-код):

    МЕДИТАЦИЯ — это… Что такое МЕДИТАЦИЯ?

  • МЕДИТАЦИЯ — (от лат. meditatio сосредоточенное размышление) действие или условие, благодаря которому возникает связующее звено, посредник между гетерогенными элементами. В философии понятие М. необходимо в тех системах, в которых постулируются две формы… …   Философская энциклопедия

  • МЕДИТАЦИЯ — [лат. meditatio размышление] 1) состояние полного сосредоточения и самоуглубленности, сопровождаемое физической расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешнего мира; 2) размышление, мысленное созерцание. Ср.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • медитация — сосредоточенность, рефлексия, дума, медитирование Словарь русских синонимов. медитация см. дума Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • медитация — (от лат. meditatio размышление) интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Медитация — см. Размышления. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • медитация — и, ж. méditation f. устар. Размышление, рассуждение. БАС 1. Он <шатобриан> осуждает Ламартина за то, что он печатает son premier jet.. перепортил многие из медитаций своих. 5. 3. 1836. А. И.Тургенев П. А. Вяземскому. // Звезда 1999 6 107.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МЕДИТАЦИЯ — (от лат. meditatio размышление) умственное действие, цель которого приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних …   Большой Энциклопедический словарь

  • Медитация — (от лат. meditatiо размышление) измененное состояние сознания. Может вызываться различными причинами, как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия, гипогликемия), так и внутренними (сенсорная депривация , специальными… …   Психологический словарь

  • МЕДИТАЦИЯ — МЕДИТАЦИЯ, и, жен. 1. Состояние глубокой умственной сосредоточенности на чём н. одном, отрешённость от всего остального; действие, приводящее в такое состояние (спец.). Погрузиться в медитацию. Заниматься медитацией. 2. Вообще глубокие… …   Толковый словарь Ожегова

  • МЕДИТАЦИЯ — (от лат. meditatio размышление) англ. meditation; нем. Meditation. 1. Умственный процесс, направленный на приведение психики в Состояние углубленности и сосредоточенности. М. сопровождается расслабленностью, снижением эмоциональной реактивности,… …   Энциклопедия социологии

  • медитация — это… Что такое медитация?

    МЕДИТА́ЦИЯ -и; ж. [лат. meditacio — размышление] В индуизме: состояние внутренней сосредоточенности, самосозерцания, требующее отрешенности от внешнего мира и концентрации своих мыслей на каком-л. предмете для достижения духовного прозрения.

    (от лат. meditatio — размышление), умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углублённости и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешённостью от внешних объектов. Методы медитации многообразны. Играет важную роль в индийской философии и религии (особенно в йоге), в Древней Греции — в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме, в мистике суфизма, отчасти — православия (так называемое «умное делание») и католицизма. Интерес к медитации и её психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (К. Г. Юнг).

    МЕДИТА́ЦИЯ (от лат. meditatio — размышление), умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Состояние медитации является промежуточным между сном и бодрствованием. Методы медитации многообразны. Интерес к медитации и ее психотерапевтическим аспектам характерен для некоторых течений психоанализа (К. Г. Юнг (см. ЮНГ Карл Густав) ).
    В западной культуре понятие «медитация» относится к сфере размышления и обдумывания или рефлексии, однако восточное представление о медитации коренным образом отличается от западного. По восточным преданиям медитация представляет собой процесс, посредством которого достигается «просветление». Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и духовной области. При высоком уровне овладения техникой медитации возможно достижения психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом мышления.
    Самые ранние письменные источники, посвященные медитации, восходят к старым индуистским текстам и относятся примерно к 1500 г. до н. э., это Веды (см. ВЕДЫ), в которых рассматриваются медитативные традиции древней Индии. В 6 в. до н. э. началось развитие различных форм медитации: даоистской (см. ДАОСИЗМ) в Китае, буддистской (см. БУДДИЗМ) в Индии, развитие йоги (см. ЙОГА). Согласно древнегреческим источникам, первым в Древней Греции практику медитации ввел Пифагор (см. ПИФАГОР Самосский) (считается, что он научился этому в восточных странах), позднее она получила распространение у платонистов (см. ПЛАТОНИЗМ) и неоплатонистов (см. НЕОПЛАТОНИЗМ). В исламе приемы медитации получили распространение у суфиев (см. СУФИЗМ). В христианстве их практиковали первые отшельники. С расколом церквей практика медитации, отчасти под влиянием знакомства с йогой получила особенное распространение на православном Афоне (см. Исихазм (см. ИСИХАЗМ)). У католиков «благочестивые размышления» можно также считать формой медитации.
    В 11—12 вв. н.э. форма медитации, характерная для дзэн (см. ДЗЭН)-буддизма, распространилась в Японии. К 1960-м гг. широкомасштабное увлечение медитацией охватило западный мир, здесь приобрел популярность западный вариант индуистской традиции.
    Практикующие медитацию в западных странах, как правило, опираются на индуистскую или тибетскую традицию. Нередко медитацию называют гом, что по-тибетски примерно означает «стабильный, ясный, незамутненный, ничем не отвлеченный ум». В тибетском языке есть еще одно, более точное слово для обозначения медитации — «тингедзин» («тинг» означает «глубину», «тинге» — «способность неподвижно испытывать глубину ума», а «дзин» означает «удерживать», то есть быть способным удерживать неизменное состояние глубины ума). Другое тибетское обозначение медитации — «самтен». Самтен означает «испытывать стабильное состояние ума». Сначала практикующий медитацию проходит уровни самтен или «сконцентрированной медитации», затем уровни тингедзин.
    Только после этого он может практиковать медитацию, целью которой является просветление. Первым условием для этого служит способность увидеть ум, как таковой, в его естественном состоянии, увидеть его подлинную работу. Для этого необходимо освободиться от посторонних мыслей. В Тибете монахи, практикующие медитацию спят не больше 7 часов в сутки (как правило с десяти вечера до пяти часов утра), а все остальное время медитируют. Это позволяет добиться результатов в короткий срок. После часа дня они не принимают пищу, только напитки. Их усилия должны увенчаться высочайшей наградой — достижением просветления или «второго рождения», впоследствии дваждырожденные выходят из вечного круга (см. БХАВАЧАКРА) перерождений.
    В для занятий медитацией с религиозными целями нужен учитель, но на Западе, для нерелигиозных целей, обходятся и без него. Для того, чтобы успешно заниматься медитацией, необходимо выполнить следующие условия. Четыре компонента, обеспечивающие успешную медитацию:
    1. Спокойная обстановка, то есть отсутствие внешних стимулов, которые могут помешать медитации. Можно использовать в качестве отвлечения от внешних воздействий фоновую музыку, звуки природы, пение птиц и т.д.
    2. Приспособление, облегчающее концентрацию. Большинству людей необходим объект концентрации, который является связующим звеном между всеми формами медитации. Приспособление для сосредоточения, по-видимому, дает возможность мозгу изменить свой обычный способ функционирования. В качестве такового можно использовать пламя свечи, блестящий круглый предмет, яркий предмет и т. д.
    3. Пассивная установка. Ни в коем случае нельзя пытаться контролировать процесс медитации, важно не достичь внешних результатов, а овладеть техникой медитации. На начальных этапах отвлекающие мысли — обычное явление, необходимо учиться их отсекать и возвращать внимание к объекту концентрации.
    4. Удобная поза. Мышечное напряжение мешает процессу концентрации и медитации, поэтому будет лучше, если большая часть тела будет иметь опору, исключая голову и шею, что предотвратит засыпание. Иногда снять мышечное напряжение помогает горячая ванна с добавлением ароматических масел.
    Самыми распространенными формами концентрации являются концентрация при помощи мантр (см. МАНТРЫ), при помощи счета и концентрация на дыхании:
    Применение мантры «раз»
    Одними из видов концентрации является концентрация на дыхании или на использовании мантры. Мантра помогает концентрации, идеально очищает разум от посторонних мешающих медитации мыслей. В буддийской культуре мантры имеют значение, сравнимое приблизительно со значением священных текстов или словесных формул. Однако в качестве мантры, используемой при медитации, может выступать простое короткое слово, не имеющее священного или культового значения, например, слово «раз». При концентрации на слове, не обладающем значением или эмоциональным содержанием, характер деятельности мозга начинает меняться.
    Использование мантры «ом»
    Однако довольно большому количеству практикующих медитацию в качестве мантры больше подходят наполненные священным содержанием и духовным значением слова древнего санскрита. Универсальной мантрой является слово «ом», которое, как правило, произносят медленно на выдохе, не концентрируясь на дыхании, затем мантру следует произносить не вслух, а про себя. Постепенно мантра перестает осознаваться как определенное слово.
    Использование счета
    Последняя мантра, которую можно использовать, если трудно достичь концентрации, это обыкновенный счет. Это один из наиболее простых способов концентрации, он хорошо подходит для начинающих. Каждый раз, делая вдох, следует произнести одно число (от 10 до 1 в обратном порядке) и представить его внутренним взором. Дойдя до 10, нужно начить счет в обычном порядке от 1 до 10.
    Концентрация на дыхании
    Нужно сосредоточиться на своем дыхании, переключить внимание с внешнего мира на спокойный и умиротворенный внутренний мир. Чтобы сконцентрироваться на дыхании не нужно делать особых усилий и фиксировать выдох или вдох, просто нужно ощущать вовлеченность в процесс дыхания, добиться того, что внимание было полностью поглощено именно этим.

    Медитация — это… Что такое Медитация?

    Ambox scales.svgПроверить нейтральность.

    На странице обсуждения должны быть подробности.

    Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания[1][2], используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций[3] или для вхождения в особое религиозно-психическое состояние «памятования»[4] (пали: sati, санскрит: स्मृति, традиционный термин; альтернативный перевод — «осознанности» от англ. mindfulness).

    Существует множество техник медитации. Во время медитации практикующему обычно требуется принять определённую позу, иногда применяются чётки и другие вспомогательные предметы. Объектом концентрации обычно служат ощущения внутри организма, внутренние образы, реже эмоции. Иногда объектом концентрации может быть внешний физический предмет. Медитация может сочетаться с дыхательными упражнениями.

    Медитация с древности является частью духовной практики во многих религиозных традициях, особенно распространена в буддизме и индуизме, является важной составляющей йоги.

    Начиная с 1960-х годов, медитация всё больше стала привлекать к себе внимание на Западе, стала предметом разнообразных научных исследований, неоднородных по строгости и качеству.[5] В более чем 1000 опубликованных научных исследований различных методов практики была найдена связь между медитацией и изменениями в обмене веществ, кровяным давлением, мозговой активностью и другими процессами в организме.[6][7][8][9][10] Сейчас медитация широко применяется как психотерапевтическое средство для снятия психического напряжения, физической боли и как метод борьбы со стрессом, в том числе в клинических условиях.[11][12] Часто используется также с целью релаксации и как дополнение к другим упражнениям по релаксации.

    Исследование правительства США в 2007 году показало, что почти 9,4 % взрослого населения США (более 20 миллионов) практиковало медитацию в течение последних 12 месяцев, для сравнения — в 2002 году практиковало 7,6 % (более 15 миллионов человек).[13]

    Терминология

    Ambox scales.svg

    Слово «медитация» происходит от латинского meditatio, точнее от глагола meditari, который в разных контекстах означает «обдумывать», «мысленно созерцать», «вырабатывать идеи».[14]

    В Ветхом Завете хага (на иврите: הגה) означает не только вздыхать или шептать, но и размышлять, умственно созерцать. Когда Тора была переведена на греческий язык, слово хага было переведено как melete. В латинской Библии слово хага / melete было переведено как meditatio.[15] Использование термина meditatio применительно к одной из частей поэтапного процесса мысленного созерцания впервые встречается у монаха Гиго II в XII веке.[16]

    Помимо своего исторического использования, термин медитация был применён в качестве перевода названия восточных духовных практик, называемых в буддизме и индуизме дхьяна. Слово дхьяна происходит от санскритского корня dhyai и тоже имеет значение «мысленно созерцать», «размышлять».[17] Термин «медитация» может также применяться к практикам исламского суфизма[18] и других традиций, таких как еврейская Каббала и христианский исихазм.[8] К примеру в редакцию книги о медитации, опубликованной в 2003 году, включены главы, написанные различными авторами, описывающие буддийскую, индуистскую, христианскую, исламскую и даосскую традиций медитации.[19][20] Учёные отметили, что термин «медитация» в том значении, в котором он сейчас используется, равнозначен термину «созерцание» в христианстве.[21]

    История

    Основная статья: История медитации

    Ambox scales.svg Человек, медитирующий в саду

    История медитации тесно связана с религиозным контекстом, в котором существовала эта практика.[22] Уже в доисторических цивилизациях использовались повторяющиеся ритмичные песнопения и повторения фраз для увещевания богов.[23] Некоторые авторы даже выдвинули гипотезу, что появление способности концентрировать внимание, являющейся элементом многих методов медитации,[24] возможно, способствовало развитию последней фазы биологической эволюции человека.[25] Другое раннее упоминание медитации (Дхьяны) можно найти в индуистской традиции ведантизма около 15-го века до н. э., в которой Веды описывали традиции медитации древней Индии.[22] Примерно с 6-го по 5 вв до н. э. другие формы медитации были созданы в даосизме в Китае и буддизме в Индии.[22]

    На западе, в 20-м году до н. э., Филон Александрийский писал о некой форме «духовных упражнений» с участием внимания (prosoche) и концентрации[26], а в третьем столетии Плотином были разработаны техники медитаций.

    Палийский канон, письменная фиксация которого восходит к 1-му веку до н. э., считает индийскую буддийскую медитацию шагом на пути к освобождению.[27] К этому времени буддизм распространился в Китае, Сутра Вималакирти, датируемая 100 годом н. э. включает ряд упоминаний медитации, чётко указывая на дзэн.[28] По Шёлковому пути передачи буддизма медитация распространилась и в другие восточные страны, а в 653 году первый зал для медитации был открыт в Японии.[29] Возвратившись из Китая около 1227 года, Догэн написал инструкцию по дзадзэн.[30][31]

    Исламская практика зикр, которая заключается в повторении 99 Имён Бога, зародилась в восьмом или девятом веках.[32][33] К 12-му веку в практику суфизма были включены техники медитаций и его последователи начали практиковать контроль дыхания и повторение святых слов.[34] Взаимодействие с индусами или суфиями, возможно, повлияло на формирование восточно-христианской практики медитации, исихазма, но прямых доказательств этому нет.[35][36] Между 10 и 14 веками исихазм стал практиковаться, в частности, на горе Афон в Греции, эта практика включает повторение Иисусовой молитвы.[37]

    Западная христианская медитация контрастирует с большинством других подходов в том, что она не предполагает повторения какой-либо фразы или действия и не требует никаких конкретных поз. Западная христианская медитация берет своё начало в шестом веке в практике чтения Библии среди монахов-бенедиктинцев, называемой Lectio Divina, то есть божественным чтением. Его четыре формальные ступени, «лестница», были определены монахом Гиго II в 12 веке с помощью латинских терминов lectio, meditatio, oratio и contemplatio (переводятся как читать, размышлять, молиться, созерцать). Западная христианская медитация получила дальнейшее развитие у святых 16-го века, таких как Игнатий де Лойола и Тереза Авильская.[38][39][40][41]

    В 18-м веке изучение буддизма на Западе стало занятием интеллектуалов. Обсуждал эту тему философ Шопенгауэр,[42] а Вольтер призывал к терпимости по отношению к буддистам.[43] Первый английский перевод Тибетской Книги мёртвых был опубликован в 1927 году.[44]

    Светская форма медитации, как западная форма индуистских медитативных техник, появились в Индии в 1950-х годах и попала в Соединённые Штаты и Европу в 1960-х. Вместо сосредоточения на духовном росте, светская медитация делает акцент на снижении стресса, релаксации и самосовершенствовании.[45][46] Обе формы медитации, духовная и светская, были предметом научных исследований. Исследования медитации начались в 1931 году, научно-исследовательский интерес резко увеличился в 1970-е и 1980-е года.[47] К началу 70-х годов на английском языке было сделано более тысячи исследований по медитации.[47] Однако, после 60 лет научных исследований, точный механизм работы медитации до сих пор остается неясным.[11]

    Формы и методы медитации

    Согласно отчёту Национального института здоровья США[1], самыми распространёнными формами медитации являются медитации памятования и трансцендентальная медитация.

    • Медитация памятования (англ. mindfulness meditation) — традиционная для буддизма форма медитации, объединяет целую группу техник. При самой распространённой технике медитирующий изначально сосредотачивается на тонком ощущении воздуха, касающегося ноздрей при вдохе и выдохе. Затем, по мере роста мастерства, объекты для медитации меняются. Многие другие техники медитации являются производными от данной.
    • Дзадзэн — традиционная для Японии практика медитации памятования. Существует форма медитации дзадзэн при прогулке.
    • Трансцендентальная медитация — медитация с концентрацией на мантре — слове, звуке или фразе, повторяемой медитирующим вслух или мысленно. Самой известной является мантра «Ом».
    • Медитация на пустоте — медитация со сосредоточением на отсутствии мыслей. Часто является следующим этапом для других форм медитации. По словам Джидду Кришнамурти из книги «Медитации», при длительной медитации на безмыслии исчезают все виды мыслей, желаний и прекращается осознавание своего я — почти полностью исчезает дыхание, устанавливается состояние глубокого покоя, после которого внутреннее сознание человека освещается светом, вызывающим состояние невыразимого блаженства. В этом состоянии человек может находиться очень долго, не осознавая окружающего. По утверждению Далай-ламы XIV, такая медитация может вызвать вслед за собою особое состояние всеосознавания, называемого на Востоке «Просветлением».[48]
    • Кундалини-медитация — медитация со сосредоточением на чакрах. Обычно проводится лёжа.
    • Тратака — медитация на пламя свечи в тёмной комнате.
    • Сатипаттхана — буддийская медитация со сосредоточением на созерцание тела, чувств, ума, объектов ума. Подробно описана Махасатипаттхана сутре. В популярной нью эйдж литературе по ошибке называют Випассаной, тогда как на самом деле випассана это опыт и результат получаемый от практики Сатипаттханы.
    • Анапанасати — традиционная буддийская медитация со сосредоточением на дыхании. Подробно описана в Анапанасати сутре.
    • Випассана — Достижение внутреннего прозрения, достигаемое посредством практики Сатипаттханы и Анапанасати. Так же посредством практик Анапанасати и Сатипаттханы достигаются джханы.
    • Медитация на внутренний звук — медитация со сосредоточением на внутреннем звуке (Наам, Шабд, Анахата Нада).
    • Сахадж Марг — медитация с сосредоточением на биении сердца.

    Для большинства техник медитация характерно глубокое сосредоточение на монотонно повторяющемся действии.

    Самая известная поза для медитации такова: сидя, глаза закрыты, спина выпрямлена, голова чуть опущена, ноги скрещены, руки лежат на коленях ладонями кверху, ладони раскрыты, большие и указательные пальцы соединены.

    См. также

    Примечания

    1. 1 2 Meditation: An Introduction — NCCAM NIH
    2. Attention regulation and monitoring in meditation
    3. Meditation and Mind Control
    4. Практика памятования
    5. Ospina MB, Bond K, Karkhaneh M, et al. (June 2007). «Meditation practices for health: state of the research» (pdf). Evid Rep Technol Assess (Full Rep) (155): 1–263. PMID 17764203.
    6. A. B. Newberg & J. Iversen (2003). «The neural basis of the complex mental task of meditation: Neurotransmitter and neurochemical considerations». Medical Hypotheses (Elsevier) 61 (2): 282–291. DOI:10.1016/S0306-9877(03)00175-0. ISSN 0306-9877. PMID 12888320.
    7. B. Rael Cahn & John Polich (2006). «Meditation states and traits: EEG, ERP, and neuroimaging studies». Psychological Bulletin (American Psychological Association) 132 (2): 180–211. DOI:10.1037/0033-2909.132.2.180. ISSN 0033-2909. PMID 16536641.
    8. 1 2 Goleman Daniel The meditative mind: The varieties of meditative experience. — New York: Tarcher, 1988. — ISBN 0-87477-833-6
    9. Roger Walsh & Shauna L. Shapiro (2006). «The meeting of meditative disciplines and western psychology: A mutually enriching dialogue». American Psychologist (American Psychological Association) 61 (3): 227–239. DOI:10.1037/0003-066X.61.3.227. ISSN 0003-066X. PMID 16594839.
    10. R. Jevning, R. K. Wallace & M. Beidebach (1992). «The physiology of meditation: A review: A wakeful hypometabolic integrated response». Neuroscience & Biobehavioral Reviews 16 (3): 415–424. DOI:10.1016/S0149-7634(05)80210-6. PMID 1528528.
    11. 1 2 A clinical guide to the treatment of human stress response by George S. Everly, Jeffrey M. Lating 2002 ISBN 0-30-646620-1 pages 201—202
    12. Wilkinson, G. Understanding Stress, Poole, Family Doctor Publications in association with British Medical Association, p111.
    13. NCAAM, Meditation: An Introduction «Uses of Meditation for Health in the United States. nccam.nih.gov. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. A 2007 national Government survey that asked about CAM use in a sample of 23,393 U.S. adults found that 9.4 percent of respondents (representing more than 20 million people) had used meditation in the past 12 months—compared with 7.6 percent of respondents (representing more than 15 million people) in a similar survey conducted in 2002. The 2007 survey also asked about CAM use in a sample of 9,417 children; 1 percent (representing 725,000 children) had used meditation in the past 12 months.»
    14. An universal etymological English dictionary 1773, London, by Nathan Bailey ISBN 1-002-37787-0. Note: from the 1773 edition on Google books, not earlier editions.[прояснить]
    15. Christian spirituality: themes from the tradition by Lawrence S. Cunningham, Keith J. Egan, 1996, ISBN 0-80-913660-0, page 88
    16. The Oblate Life by Gervase Holdaway, 2008, ISBN 0-81-463176-2, page 115
    17. The verb root «dhyai» is listed as referring to «contemplate, meditate on» and «dhyāna» is listed as referring to «meditation; religious contemplation» on page 134 of Macdonell Arthur Anthony A practical Sanskrit dictionary with transliteration, accentuation and etymological analysis throughout. — London: Oxford University Press, 1929 (1971 reprint).
    18. Mirahmadi Sayyid Nurjan The healing power of sufi meditation. — Fenton, MI: Naqshbandi Haqqani Sufi Order of America, 2005. — ISBN 1930409265
    19. The experience of meditation: Experts introduce the major traditions / Jonathan Shear. — St. Paul, MN: Paragon House, 2006. — ISBN 9781557788573
    20. Joel Stein (2003). «Just say Om». Time 162 (5): 48–56. In the print edition (pp. 54-55), the «Through the Ages» box describes «Christian Meditation», «Cabalistic (Jewish) Meditation», «Muslim Meditation», and others.
    21. Jean L. Kristeller (2010). «Spiritual engagement as a mechanism of change in mindfulness- and acceptance-based therapies». Assessing mindfulness and acceptance processes in clients: Illuminating the theory and practice of change (New Harbinger): 152–184.. Page 161 states «In Christianity, the term ‘contemplation’ is parallel to the term ‘meditation’ as it has entered contemporary usage»
    22. 1 2 3 A clinical guide to the treatment of human stress response by George S. Everly, Jeffrey M. Lating 2002 ISBN 0-30-646620-1 page 199
    23. Joseph, M. 1998, The effect of strong religious beliefs on coping with stress Stress Medicine. Vol 14(4), Oct 1998, 219—224.[прояснить]
    24. Buddhist scholar B. Alan Wallace has argued that focused attention is a basis for the practice of mindfulness. He writes that «Truly effective meditation is impossible without focused attention… the cultivation of attentional stability has been a core element of the meditative traditions throughout the centuries» (p. xi) in Wallace B. Alan The attention revolution: Unlocking the power of the focused mind. — Boston: Wisdom, 2006. — ISBN 0861712765
    25. Matt J. Rossano (2007). «Did meditating make us human?». Cambridge Archaeological Journal (Cambridge University Press) 17 (1): 47–58. DOI:10.1017/S0959774307000054. This paper draws on various lines of evidence to argue that «Campfire rituals of focused attention created Baldwinian selection for enhanced working memory among our Homo sapiens ancestors…. this emergence was [in part] caused by a fortuitous genetic mutation that enhanced working memory capacity [and] a Baldwinian process where genetic adaptation follows somatic adaptation was the mechanism for this emergence» (p. 47).
    26. Hadot, Pierre; Arnold I. Davidson (1995) Philosophy as a way of life ISBN 0-63-118033-8 pages 83-84
    27. Zen Buddhism : a History: India and China by Heinrich Dumoulin, James W. Heisig, Paul F. Knitter 2005 ISBN 0-94-153289-5 pages 15
    28. Zen Buddhism : a History: India and China by Heinrich Dumoulin, James W. Heisig, Paul F. Knitter 2005 ISBN 0-94-153289-5 pages 50
    29. Zen Buddhism : a History: Japan by Heinrich Dumoulin, James W. Heisig, Paul F. Knitter 2005 ISBN 0-94-153290-9 page 5
    30. Soto Zen in Medieval Japan by William Bodiford 2008 ISBN 0-82-483303-1 page 39
    31. The Cambridge History of Japan: Medieval Japan by Kōzō Yamamura, John Whitney Hall 1990 ISBN 0-52-122354-7 646
    32. Prayer: a history by Philip Zaleski, Carol Zaleski 2005 ISBN 0-61-815288-1 page 147—149
    33. Global Encyclopaedia of Education by Rama Sankar Yadav & B.N. Mandal 2007 ISBN 9788182202276 page 63
    34. Spiritual Psychology by Akbar Husain 2006 ISBN 8182200954 page 109
    35. An introduction to the Christian Orthodox churches by John Binns 2002 ISBN 0-52-166738-0 page 128
    36. Hesychasm. OrthodoxWiki. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 12 мая 2010.
    37. Mount Athos: History. Macedonian Heritage.(недоступная ссылка — история) Проверено 12 мая 2010.
    38. Christian Spirituality: A Historical Sketch by George Lane 2005 ISBN 0-82-942081-9 page 20
    39. Christian spirituality: themes from the tradition by Lawrence S. Cunningham, Keith J. Egan 1996 ISBN 0-80-913660-0 page 38
    40. The Oblate Life by Gervase Holdaway, 2008 ISBN 0-81-463176-2 page 109
    41. After Augustine: the meditative reader and the text by Brian Stock 2001 ISBN 0-81-223602-5 page 105
    42. Abelson, Peter (April 1993) Schopenhauer and Buddhism. Philosophy East and West Volume 43, Number 2, pp. 255—278. University of Hawaii Press. Retrieved on: 12 April 2008.
    43. Enlightenment and reform in 18th-century Europe by Derek Edward Dawson Beales 2005 ISBN 1-860-64949-1 page 13
    44. Shakya, Tsering «Review of Prisoners of Shangri-la by Donald Lopez». online
    45. A clinical guide to the treatment of human stress response by George S. Everly, Jeffrey M. Lating 2002 ISBN 0-30-646620-1 page 200
    46. Encyclopedia of Psychology and Religion by David A. Leeming, Kathryn Madden, Stanton Marlan 2009 ISBN page 559
    47. 1 2 Murphy Michael 1 // The Physical and Psychological Effects of Meditation: Scientific Studies of Contemplative Experience: An Overview.
    48. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. — 1991.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *