Методы исследования психологии: Урок 2. Методы психологии

Содержание

Основные методы исследования в психологии — Психология закономерностей

онлайн журнал, сайт психологов. Психо-Закон ру

Комментарии

Как и в любой другой самостоятельной науке, в психологии есть свои методы исследования. С их помощью собирается и анализируется информация, которую в дальнейшем используют как базу для создания научных теорий или составления практических рекомендаций. Развитие науки зависит прежде всего от качества и надежности методов исследования, поэтому этот вопрос останется всегда актуальным.

Основные методы психологии можно разделить на две группы:

Субъективные методы психологии (наблюдение, опрос) — эти методы исследования основанные на личностных ощущениях, по отношению к изучаемому объекту. После выделения психологии в отдельную науку, субъективные методы исследования, получили первоочередное развитие. В настоящее время эти методы продолжают использоваться, а некоторые даже совершенствуются. Субъективные методы имеют ряд недостатков, которые заключаются в сложности не предвзятой оценки исследуемого объекта.

Объективные методы психологии (тесты, эксперимент) — эти методы исследования отличаются от субъективных тем, что исследуемый объект оценивается сторонними наблюдателями, что позволяет получить наиболее достоверную информацию.

Основные методы исследования применяемые в психологии:

Наблюдение — это один из самых первых и простых методов психологического исследования. Его суть заключается в том, что за деятельностью человека наблюдают со стороны, без какого либо вмешательства. Все увиденное документируется и интерпретируется. Различают следующие виды этого метода: самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное, включенное.

Опрос (беседа) — психологический метод исследования, при котором задаются вопросы участникам исследования. Полученные ответы записываются, при этом особое внимание уделяют реакциям на те или иные вопросы.

Достоинство этого метода заключается в том, что опрос ведется в свободном стиле, что позволяет исследователю задать дополнительные вопросы. Различают следующие виды опроса: устный, письменный, свободный, стандартный.

Тест — метод психологического исследования, который позволяет быстро опросить большое количество человек. В отличии от других методов психологии, тесты имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а так же имеют готовую характеристику полученных результатов. Различают следующие виды тестов: объективные, проективные.

Эксперимент — метод психологического исследования, с помощью которого можно создать искусственные ситуации и понаблюдать за реакциями человека. Достоинством этого метода, считается то, что именно здесь прослеживаются причинно-следственные связи исследуемого феномена, что позволяет научно объяснить происходящее. Различают следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный.

В психологических исследованиях чаще всего используют несколько психологических методов, что позволяет достичь наиболее точных результатов. Однако встречаются ситуации, когда использование нескольких методов затруднено или вовсе невозможно, тогда используют наиболее подходящий метод психологического исследования для данной ситуации.

← Предыдущий пост

Следующий пост →

«Психология» («Общая психология»)

Параграф первый. Понятие о психологическом исследовании.

Развитие современной психологической науки характеризуется тем, что накопленные знания в области психологии все больше и больше находят применение в практической деятельности человека. Задача психологической науки состоит в том, чтобы изучать возникающие психологические явления, давать им правильную оценку и прогнозировать их дальнейшее развитие. Эту задачу призваны решать методы исследования, то сеть способы изучения психологических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построение научных теорий. В настоящее время психологией используется целый комплекс методов исследования. Это наблюдение, эксперимент, моделирование, тестирование, анкетирование и другие.

Особое место занимают математические или другими словами, статистические методы. Они применяются для обработки данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Эти методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основание для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются шкалирование, ранжирование, регистрация и т.д.

Параграф второй. Характеристика методов психологического исследования.

Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования. Он может проводиться в естественных или специально-организованных условиях. Это целенаправленное восприятие какого-либо психологического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Наблюдение проводится по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Существуют    различные    подходы    к    классификации    наблюдений.    По    частоте наблюдения делят на постоянные, повторные и однократные. Постоянным наблюдением охватывают психологическое явление в течение длительного времени, повторным  через ­определенные   промежутки   времени,   а   при   однократном   наблюдении   регистрируется виденное лишь одномоментно.

По объему охвата объекта наблюдения различают сплошные и несплошные. При сплошном наблюдении изучаются все исследуемые объекты, при несплошном наблюдении- часть из них. По способу получения сведений наблюдения можно подразделить на непосредственные и косвенные. При непосредственном или прямом наблюдении исследователь регистрирует непосредственно увиденные во время наблюдения факты. Косвенным или опосредованным называется наблюдение, когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное, то есть  «со стороны», открытое и скрытое, то есть инкогнито.

Также в психологии различают внешнее и внутреннее наблюдение. Внутренним или самонаблюдением называют наблюдение, направленное исследователем на себя, а внешним наблюдением называют способ сбора информации о каком-либо объекте.

Следует подчеркнуть некоторую ограниченность метода наблюдения. Дело в том, что наблюдения не дают точного ответа на все поставленные вопросы, они создают лишь эмпирические познания. Эти знания недостаточно достоверны, доказательны, а часто — ошибочны. В этом отношении более надежен эксперимент.

Эксперимент в психологии — один из основных методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления психологической действительности. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная или экспериментальная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются действия этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями. Существуют различные разновидности эксперимента: длительный и кратковременный, естественный и лабораторный и другие.

При планировании эксперимента исследователь должен определить:

а) количество экспериментируемых;

б) способы отбора экспериментируемых;

в) шаги проведения эксперимента;

г) достоверность полученных результатов;

д) правильную их интерпретацию.

Для того, чтобы экспериментальное исследование было полностью завершено, необходимо сделать научные выводы и практические рекомендации.

К числу важнейших психологических методов относится метод опроса. Он объединяет такие методы как анкетирование, тестирование, беседа и интервьюирование.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов. Во время интервью ответы записываются быстро.

Анкетный опрос проводится в целях выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентации, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.

В зависимости от характера требуемой информации и способов ее получения используются различные типы опроса: сплошной и выборочный, очный и заочный (то есть по почте, по телефону), а также индивидуальный и групповой.

В беседе можно получить описание каких-либо явлений, которые были и которые в настоящее время нельзя наблюдать. Основным инструментом беседы является вопрос.

По своей функции вопросы могут быть основными или наводящими, контрольными или уточняющими. Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа. Вопросы должны быть короткими, ясными по смыслу, простыми, точными и однозначными.

К методам опроса также относится и тест-опросник. Он также содержит в себе вопросы и предполагаемые ответы, а также интерпретацию ответов.

Большую популярность в последнее время в психологии приобретают тесты. Это стандартизированные методики, направленные на изучение в количественной и качественной форме степени развитости тех или иных психологических явлений.

Существует много разновидностей тестов. Так, например, интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровней развития мышления, а также восприятия, внимания, воображения, памяти, речи.

Личностные тесты связаны с диагностикой индивидуальных особенностей человека. К ним относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей.

Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах.

Практические тестовые задания включают в себя задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить.

Тестами достижений называют тесты, направленные на измерение уровня развития знаний, умений и навыков в конкретных областях наук.

Проективными называются тесты, основанные на феномене проекции. В данном случае используются рисунки, сочинения испытуемых, бесформенные пятна Роршаха, сюжетно-неопределенные картинки, незавершенные предложения и т.д.

Также в психологии широко применяется метод самооценки. Он позволяет выявить степень уверенности человека в себе, его самооценку. Сопоставление оценки с самооценкой может выступать как особая методика, позволяющая выявить взаимоотношения между людьми, конфликты между ними.

Вопросы для самоконтроля.

Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.

Первый вопрос. Каковы роль и значение методов исследования в психологии?

Второй вопрос. Дайте определение методов исследования в психологии.

Третий вопрос. Охарактеризуйте основные методы психологических исследований.

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (тест). Выберите правильный ответ. Ответы можете записывать на бумаге.

Первый вопрос. Как называется метод, проводимый в специально-организованных условиях?

Ответ А: беседа

Ответ Б: наблюдение

Ответ В: эксперимент

Ответ Г: метод самооценки

Второй вопрос. Метод самонаблюдения предполагает…

Ответ А: познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения

Ответ Б: описание протекания у себя самого тех или иных психических процессов и состояний.

Третий вопрос. Перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа —это. ..

Ответ А: анкета

Ответ Б: рейтинг

Ответ В: шкалирование

Ответ Г: наблюдение

Четвертый вопрос. Наблюдение — это…

Ответ  А:   свойства  личности,   выражающие  стремление  и  умение  с   наибольшей полнотой подмечать особенности предметов и явлений

 Ответ Б: целенаправленное, планомерное восприятие.

Пятый вопрос. Тест, предназначенный для выявления умственного потенциала и интеллекта — это …

Ответ А: тест темперамента

Ответ Б: ситуационный тест

Ответ В: проективный тест

Ответ Г: интеллектуальный тест

Шестой вопрос. Методика получения информации от человека в ходе живого диалога, согласно которому специально подготовленный человек задает вопросы, руководствуясь определенной целью — это …

Ответ А: интервью

Ответ Б: наблюдение

Ответ В: эксперимент

Ответ Г: метод самооценки

Седьмой вопрос. Методики, основанные на феномене проекции — это … 

Ответ А: тесты достижений

Ответ Б: интеллектуальные тесты

Ответ В: проективные тесты 

Ответ Г: межличностные тесты

Восьмой вопрос. Тесты, направленные на измерение уровня развития знаний, умений и навыков в конкретных областях наук — это …

Ответ А: личностные тесты

Ответ Б: графические и проективные тесты

Ответ В: компьютерные тесты

Ответ Г: тесты достижений

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!!!

Правильными являются следующие ответы: вопрос первый — В; вопрос второй – Б; вопрос третий — А; вопрос четвертый — Б; вопрос пятый — Г; вопрос шестой — А, вопрос седьмой — В; вопрос восьмой — Г.

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. ПОСЛУШАЙТЕ. ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

С помощью методов исследования ученые открывают законы, по которым развивается психическая деятельность. И на каждом этапе психология уточняет, углубляет свои знания, получая все более точное объяснение. Научное познание не боится отбрасывать устаревшие, порой ошибочные мнения, оценки. Сила науки в познавательной способности, которая претворяется в жизнь благодаря методам исследования. Пока мы смотрим на неизвестное издали, оно остается для нас загадкой. Но, стоит подойти к нему поближе, узнать его научное объяснение — и все становится ясным. Недостаточные знания, а еще чаще -определенный психологический настрой уводили и уводят некоторых людей в мир фантастических представлений. Так, например, в прошлом веке французскому натуралисту, изучавшему животный мир Мадагаскара, рассказали о том, что в некоторых селениях острова можно найти яйца неизвестных науке птиц. Они были так велики, что жители умудрялись хранить в них воду. Ученый решился изучить столь удивительное явление. Его поразило то, что яйцо по объему было в 40 раз больше гусиного и в 180 раз — куриного.

Известны случаи, когда люди в процессе наблюдения эмпирически, а иногда и на интуитивном уровне приходили к открытиям. Например, тибетские врачеватели еще в древности раны воинов лечили наложением хрустальных шариков. Раны быстро затягивались и результат этот объяснялся свойствами драгоценного хрусталя. Теперь же известно, что кварц, в отличие от стекла свободно пропускает ультрафиолетовые лучи Солнца, антисептическое действие которых общеизвестно. Следовательно, сфокусированные хрустальными шарами лучи способствовали лечению.

Экспериментальные методы в психологии

Экспериментальный метод предполагает манипулирование переменными для установления причинно-следственных связей. Ключевыми особенностями являются контролируемые методы и случайное распределение участников на контрольные и экспериментальные группы.

Содержание

Что такое эксперимент?

Эксперимент — это исследование, в ходе которого гипотеза подвергается научной проверке. В эксперименте манипулируют независимой переменной (причиной), а измеряют зависимую переменную (следствие); любые посторонние переменные контролируются.

Преимущество в том, что эксперименты должны быть объективными. Взгляды и мнения исследователя не должны влиять на результаты исследования. Это хорошо, поскольку делает данные более достоверными и менее предвзятыми.

Типы

Есть три типа экспериментов, которые вам необходимо знать:

1.

Лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент — это эксперимент, проводимый в строго контролируемых условиях (не обязательно в лаборатории), где возможны точные измерения.

Исследователь решает, где будет проводиться эксперимент, в какое время, с какими участниками и при каких обстоятельствах, используя стандартную процедуру.

Участники случайным образом распределяются по каждой группе независимых переменных.

Примером может служить эксперимент Милгрэма по послушанию или исследование автокатастроф Лофтуса и Палмера.

  • Сила : Лабораторный эксперимент легче воспроизвести (то есть скопировать). Это связано с тем, что используется стандартизированная процедура.
  • Сила : Они позволяют точно контролировать внешние и независимые переменные. Это позволяет установить причинно-следственную связь.
  • Ограничение : Искусственность обстановки может привести к неестественному поведению, не отражающему реальную жизнь, т. е. к низкой экологической достоверности. Это означает, что было бы невозможно обобщить результаты на реальную обстановку.
  • Ограничение
    : Характеристики спроса или влияние экспериментатора могут исказить результаты и стать мешающими переменными.

2. Полевой эксперимент

Полевые эксперименты проводятся в повседневной (т.е. реальной) среде участников. Экспериментатор по-прежнему манипулирует независимой переменной, но в реальных условиях (поэтому он не может реально контролировать посторонние переменные).

Примером может служить больничное исследование Холфинга о послушании.

  • Сила : поведение в полевом эксперименте, скорее всего, будет отражать реальную жизнь из-за его естественной обстановки, т. е. более высокой экологической достоверности, чем в лабораторном эксперименте.
  • Сила : Меньше вероятность того, что характеристики спроса повлияют на результаты, поскольку участники могут не знать, что их изучают.
    Это происходит, когда исследование носит тайный характер.
  • Ограничение : Меньший контроль над посторонними переменными, которые могут исказить результаты. Это затрудняет повторение исследования другим исследователем точно таким же образом.

3. Естественный эксперимент

Естественные эксперименты проводятся в повседневной (т. е. реальной) среде участников, но здесь экспериментатор не может контролировать независимую переменную, поскольку она возникает естественным образом в реальной жизни.

Например, исследование привязанности Ходжеса и Тизарда (1989) сравнило долгосрочное развитие детей, которые были усыновлены, усыновлены или возвращены своим матерям, с контрольной группой детей, которые провели всю свою жизнь в своих биологических семьях.

  • Сила : поведение в естественном эксперименте, скорее всего, будет отражать реальную жизнь из-за его естественной обстановки, т. е. очень высокой экологической достоверности.
  • Сила : Меньше вероятность того, что характеристики спроса повлияют на результаты, поскольку участники могут не знать, что их изучают.
  • Сила : Его можно использовать в ситуациях, когда было бы этически неприемлемо манипулировать независимой переменной, например, при исследовании стресса.
  • Ограничение : Они могут быть более дорогими и трудоемкими, чем лабораторные эксперименты.
  • Ограничение : Нет контроля над посторонними переменными, которые могут искажать результаты. Это затрудняет повторение исследования другим исследователем точно таким же образом.

Ключевая терминология

Экологическая достоверность

Степень, в которой исследование представляет реальный жизненный опыт.

Эффекты экспериментатора

Это способы, которыми экспериментатор может случайно повлиять на участника через его внешний вид или поведение.

Характеристики спроса

Подсказки в эксперименте заставляют участников думать, что они знают, что ищет исследователь (например, язык тела экспериментатора).

Независимая переменная (IV)

Предполагается, что переменная, которой экспериментатор манипулирует (то есть изменяет), оказывает прямое влияние на зависимую переменную.

Зависимая переменная (DV)

Переменная, которую измеряет экспериментатор. Это итог (то есть результат) исследования.

Посторонние переменные (EV)

Все переменные, которые не являются независимыми переменными, но могут повлиять на результаты (DV) эксперимента. Электромобили должны контролироваться там, где это возможно.

Вмешивающиеся переменные

Переменные, которые повлияли на результаты (DV), кроме IV. Вмешивающаяся переменная может быть посторонней переменной, которая не контролируется.

Случайное распределение

Случайное распределение участников по независимым переменным условиям означает, что все участники должны иметь равные шансы участвовать в каждом условии.

Принцип случайного распределения состоит в том, чтобы избежать предвзятости в проведении эксперимента и ограничить влияние переменных участников.

Эффекты приказа

Изменения в результатах участников из-за повторения ими одного и того же или подобного теста более одного раза. Примеры эффектов порядка включают:

(i) эффект практики: улучшение выполнения задачи благодаря повторению, например, благодаря знакомству с задачей;

(ii) эффект утомления: ухудшение выполнения задания из-за повторения, например, из-за скуки или усталости.

Надежность в исследованиях: определения, измерения и примеры

Автор:

Сол Маклеод, доктор философии

Обновлено

9003 4 Обновлено

Сол Маклеод, доктор философии

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, MRes, PhD, Университет Манчестера

Саул Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования.


Узнайте о нашем редакционном процессе. ), психология, магистр психологии образования

Оливия Гай- Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.


Узнайте о нашем редакционном процессе

Термин «надежность» в психологических исследованиях относится к последовательности количественного исследования или измерительного теста.

Например, если человек взвешивается в течение дня, он ожидает увидеть аналогичные показания. Весы, которые каждый раз измеряли вес по-разному, были бы мало полезны.

Ту же аналогию можно применить к рулетке, которая каждый раз измеряет дюймы по-разному. Это не будет считаться надежным.

Если результаты исследований воспроизводятся последовательно, они надежны. Для оценки степени надежности можно использовать коэффициент корреляции. Если тест надежен, он должен показывать высокую положительную корреляцию.

Конечно, маловероятно, что каждый раз будут получены одни и те же результаты, так как участники и ситуации меняются. Тем не менее, сильная положительная корреляция между одними и теми же результатами испытаний указывает на надежность.

Существует два типа надежности – внутренняя и внешняя надежность.
  • Внутренняя надежность оценивает согласованность результатов по элементам теста.
  • Внешняя надежность относится к степени, в которой мера варьируется от одного использования к другому.

Оценка надежности

Метод разделения пополам

Метод разделения пополам позволяет оценить внутреннюю согласованность теста, такого как психометрические тесты и опросники. Там он измеряет степень, в которой все части теста в равной степени влияют на то, что измеряется.

Это делается путем сравнения результатов одной половины теста с результатами другой половины. Тест можно разделить пополам несколькими способами, например, на первую половину и вторую половину или на нечетные и четные числа. Если две половины теста дают одинаковые результаты, это означает, что тест обладает внутренней надежностью.

С помощью этого метода можно повысить надежность теста. Например, любые вопросы в отдельных частях теста с низкой корреляцией (например, r = 0,25) должны быть либо удалены, либо переписаны.

Метод разделения пополам — это быстрый и простой способ установить надежность. Однако он может быть эффективен только с большими анкетами, в которых все вопросы измеряют один и тот же конструкт. Это означает, что он не подходит для тестов, измеряющих различные конструкции.

Например, Миннесотский многоэтапный личностный опросник имеет дополнительные шкалы, измеряющие различные виды поведения, такие как депрессия, шизофрения, социальная интроверсия. Поэтому метод разделения пополам не был подходящим методом для оценки надежности этого личностного теста.

Повторное тестирование

Метод повторного тестирования оценивает внешнюю согласованность теста. Примеры соответствующих тестов включают анкеты и психометрические тесты. Он измеряет стабильность теста во времени.

Типичная оценка включает проведение одного и того же теста для участников в двух разных случаях. Если получаются такие же или похожие результаты, то устанавливается внешняя достоверность. Недостатки метода повторного тестирования заключаются в том, что получение результатов занимает много времени.

Бек и др. (1996) изучили ответы 26 амбулаторных пациентов на два отдельных сеанса терапии с интервалом в одну неделю, они обнаружили корреляцию 0,93, что свидетельствует о высокой надежности теста-покоя в опроснике депрессии.

Это пример того, почему необходима надежность в психологических исследованиях. Если бы не надежность таких тестов, у некоторых людей не могли бы быть успешно диагностированы такие расстройства, как депрессия, и, следовательно, им не была бы назначена соответствующая терапия.

Время проведения теста важно; если продолжительность слишком короткая, то участники могут вспомнить информацию из первого теста, что может привести к искажению результатов.

В качестве альтернативы, если продолжительность слишком велика, вполне возможно, что участники могли каким-то важным образом измениться, что также может привести к искажению результатов.

Межэкспертная надежность

Метод повторного тестирования оценивает внешнюю согласованность теста. Это относится к степени, в которой разные оценщики дают согласованные оценки одного и того же поведения. Межэкспертная надежность может быть использована для интервью.

Обратите внимание, что это также можно назвать надежностью между наблюдателями, когда речь идет об наблюдательных исследованиях. Здесь исследователи независимо наблюдают за одним и тем же поведением (во избежание предвзятости) и сравнивают свои данные. Если данные схожи, то они надежны.

Если оценки наблюдателей существенно не коррелируют, надежность можно повысить следующим образом:

  • Обучение наблюдателей методам наблюдения и обеспечение их согласия со всеми.
  • Обеспечение работы категорий поведения. Это означает, что они были объективно определены.

Например, если два исследователя наблюдают за «агрессивным поведением» детей в детском саду, у них обоих будет свое субъективное мнение относительно того, что включает в себя агрессия.

В этом сценарии маловероятно, что они зафиксируют такое же агрессивное поведение, и данные будут ненадежными.

Однако, если бы они операционализировали категорию поведения агрессии, это было бы более объективно и облегчило бы идентификацию того, когда происходит конкретное поведение.

Например, в то время как «агрессивное поведение» субъективно и не операционализировано, «навязывание» является объективным и операционализировано. Таким образом, исследователи могли просто подсчитать, сколько раз дети толкают друг друга в течение определенного промежутка времени.

Ссылки

Бек, А.Т., Стир, Р.А., и Браун, Г.К. (1996). Руководство по инвентаризации депрессии Бека The Psychological Corporation.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *