Методы изучения психологии человека: Урок 2. Методы психологии

§ 4. Методы психологии

Каким же образом психология добывает факты и устанавливает закономерности? Для изучения психических процессов и психологических особенностей личности, различных видов деятельности психология применяет определенные методы (приемы, способы) исследования. Знакомство с ними имеет и практическое значение для непосредственных организаторов учебно-воспитательного процесса — учителей. Дело в том, что многие из этих методов пригодны не только для собственно-научного исследования,- но и для организации углубленного изучения детей в практических учебно-воспитательных целях. Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся, своеобразия их личности, что является предпосылкой для нахождения наиболее целесообразных и эффективных методов, приемов и форм воспитательного воздействия на школьников,
Методы психологического изучения должны быть объективны ми, давать достоверный, надежный материал свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов.

Методы эти позволяют не только описывать, регистрировать психические явления, но и научно объяснять их.
Основные методы психологии — наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, тестовый метод и некоторые другие.
Наблюдение. Наблюдение как метод изучения психики человека широко применяется в психологии. Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя. Толь¬ко в деятельности, в действиях и поступках в широком смысле слова (когда и воздержание от определенного действия психологически рассматривается как своеобразное действие, своеобразный поступок) выражается личность человека, его психика.
Метод наблюдения и предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Иначе говоря, по объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику) психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), о психическом состоянии школьника, о чертах его личности, темперамента, характера.
Характерная особенность метода наблюдения та, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Таким образом, и изучение школьников производится не в отрыве от учебно-воспитательной работы, а в процессе ее.
Каким же должно быть наблюдение, чтобы не превратиться в пассивное созерцание, а отвечать своему назначению?
Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Отсюда следует, что психологическое наблюдение обязательно проводится по определенному плану, схеме или программе, что обеспечивает наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он заранее наметил. Без определенного плана или программы теряется основная линия наблюдения, в результате чего можно упустить главное и существенное в психической деятельности человека.
Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому психологическое наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем длительнее наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче ему будет отделить типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы. Длительное наблюдение применяется, например, при изучении возрастных особенностей детей, в частности особенностей развития их речи и мышления, эмоциональных проявлений, интересов, черт характера и способностей. Результаты такого длительного наблюдения фиксируют в дневнике, где анализируют процесс психического развития ребенка (часто за несколько лет) или оформляют в виде психологических характеристик.
Суждения о личности человека, школьника должны опираться на объективно выраженные показатели, точные, проверенные факты, которые следует сопоставлять друг с другом. Недопустимы предвзятость и пристрастность при истолковании, объяснении и оценке этих показателей, поспешность в определении психических особенностей ребенка, школьника на основании поверхностного анализа незначительного числа фактов, первых впечатлений, безотчетной симпатии или антипатии. Важно, чтобы человек не знал, что за ним специально и внимательно наблюдают (так как в этом случае поведение его может стать неестественным).
Чтобы наблюдение дало полноценные результаты, необходимо принять во внимание многообразие проявлений психики человека, наблюдать эти проявления в различных условиях. Решить, например, выдержанный ли тот или иной ученик, можно с уверенностью лишь в том случае, если наблюдать его поведение не только в школе, но и дома, на улице, в общественных местах. Психолог тщательно учитывает ситуацию, обстановку, в которой школьник совершает определенные поступки, а также его состояние. Оказавшись в необычной ситуации, ученик может проявить совершенно несвойственные ему черты. Надо учитывать и такие моменты, как состояние здоровья, самочувствие, степень утомления ребенка,— это также может влиять на его психические проявления.
Наблюдая поведение детей, совершенно необходимо правильно разбираться в мотивах (побудительных причинах) их действий и поступков. Надо иметь в виду, что внешне сходные действия могут совершаться по различным мотивам и, следовательно, могут быть проявлением различных черт личности. Так, если ученик на собрании прямо и открыто осудил неблаговидный поступок своего товарища, то это не всегда есть следствие его высокой принципиальности и честности — это может быть, например, проявлением «детского карьеризма», выражением желания получить одобрение со стороны учителя, отличиться в его глазах, или стремлением уйти от наказания, переложив вину на другого, или даже своеобразным способом сведения личных счетов. В зависимости от мотива один и тот же поступок получит различную нравственную оценку.
Эксперимент. Очень важную роль в психологических исследованиях играет эксперимент. В эксперименте экспериментатор, т. е. человек, который проводит опыт, также осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами у испытуемого (человека, с которым проводится опыт). Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого.

Создавая необходимые условия и тщательно контролируя их, экспериментатор имеет возможность обеспечить их постоянство. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.
Важное преимущество эксперимента заключается в том, что для контроля можно многократно повторять опыт, а также вмешиваться в протекание психических процессов. Экспериментатор по своему усмотрению может варьировать (изменять, пробовать разные варианты) условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, дает возможность находить наиболее рациональные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, прочным и точным. Поочередно меняя одно и сохраняя неизменными все другие условия проведения опыта, экспериментатор тем самым получает возможность оценить влияние на протекание психических процессов каждого из этих условий (например, установить, как влияют различного рода помехи на процесс мышления или каков эффект заучивания учебного материала в зависимости от распределения повторений его во времени).

В психологии применяют два типа эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Часто, хотя и не всегда, его проводят в специально оборудованных для этой цели помещениях (лабораториях) с применением сложной аппаратуры. В случае лабораторного эксперимента испытуемый, конечно, знает, что над ним проводят какой-то опыт, но обычно не знает ни цели, ни задач эксперимента. Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания

психических процессов, например быстроту реакций человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели протекания психических явлений при строго определенных условиях, например при изучении чувствительности органов чувств, при изучении процесса узнавания, процессов памяти (запоминания и воспроизведения), мышления, внимания. Примером лабораторного эксперимента может служить исследование процесса узнавания при помощи специальной установки (рис; 1), которая позволяет на особом экране (типа телевизионного) постепенно предъявлять испытуемому разное количество зрительной информации (от нуля до показа предмета во всех его деталях), чтобы выяснить, на каком этапе человек узнает изображаемый предмет.

На рис. 2 изображен другой вид лабораторного эксперимента, не требующий ни специального помещения, ни технического оборудования.
Более ограниченное применение имеет пока лабораторный эксперимент при исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь очень сложен и многогранен- объект исследования, с другой — известная искусственность лабораторной ситуации представляет немалые трудности. Например, исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественно-жизненных обстоятельствах.
Однако и здесь советские психологи успешно разрабатывают целый ряд оригинальных методик, пытаясь максимально снять искусственность ситуации, приблизить условия эксперимента к естественным. Применяется, например, экспериментальная методика для исследования самооценки и уверенности в своих силах. Учащимся предлагают ряд карточек с задачами, располагающимися по возрастающей степени трудности. Испытуемые должны сами выбрать себе задачу по силам (как они считают). Им предоставляют возможность сделать несколько новых выборов, после того как они попробуют решить выбранные ими задачи. Анализируя, какие задачи и в какой последовательности выбирал каждый школьник и сумел ли он их решить, исследователь определяет уровень самооценки школьника, степень его уверенности или неуверенности в своих силах, устойчивость самооценки, а также соответствие (адекватность) само оценки школьника его фактическим возможностям.
Лабораторный эксперимент содействует глубокому и всестороннему изучению психической деятельности людей. Успехи современной научной психологии были бы невозможны без применения этого метода. Однако наряду с достоинствами лабораторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наиболее существенный недостаток этого метода — его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а следовательно, к неправильным выводам. И действительно, одно дело, когда ученик запоминает важный и интересный для него учебный материал, другое дело, когда ему предлагают запомнить экспериментальный материал, непосредственно не представляющий для ребенка реального интереса, да еще в необычных условиях. Поэтому лабораторное исследование психической деятельности должно быть -тщательно организовано и по возможности сочетаться с другими, более естественными методами.
Указанные недостатки лабораторного эксперимента до известной степени устраняются при организации естественного эксперимента, который проводится в обычных, естественных условиях поведения и деятельности человека.
Естественный эксперимент сочетает в себе, положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность эксперимента. Естественный эксперимент строится так, что испытуемые (в частности, дети, школьники) не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию,— это обеспечивает естественность их поведения. Такой естественной экспериментальной обстановкой, предназначенной для изучения психической деятельности школьников, могут быть игры, специально организованные уроки, общественные поручения, выполнение домашних заданий. При организации естественного эксперимента также возможно применение технических средств (но при условии, что испытуемые не знает об этом). Можно записывать урок с помощью системы магнитофонов, которые должны быть замаскированы и не видны учащимся. Возможна киносъемка урока с помощью специально установленных, но невидимых учащимся киноаппаратов.
Для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту. В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.
Если перед исследователем стоит задача изучить такие особенности детей, как сообразительность, находчивость, смелость, то, организуя с этой целью игру детей, экспериментатор включает в нее соответствующие требования, правила и создает для детей такие затруднения, которые выявляют степень развития у детей этих психических качеств. Желая выявить отношение ученика к себе и товарищам, экспериментатор подбирает (или создает) вариант коллективной спортивной игры, обращая внимание на то, как испытуемый школьник относится к своим успехам и неудачам в игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, как относится к товарищам но команде и соперникам, как. воспринимает похвалу и упреки, какую роль (руководителя или рядового игрока) предпочитает, кому приписывает победу, как относится к побежденному.
Анализ решения учащимися на уроке специально подобранных задач дает возможность изучить возрастные и индивидуальные особенности мышления, установить уровни развития обобщенного и причинно-следственного мышления и т. д.
Вот пример естественного эксперимента. Воспитанники одного из детских домов обычно участвовали в заготовке топлива. В этих естественных условиях подросткам (в порядке индивидуального дежурства) предлагали принести дрова для кухни по выбору — из дровяного склада или из оврага. Дровяной склад был расположен в 300 м от кухни между жилыми домами, к нему вела удобная, хорошая дорога, но дрова там были сырые. В овраге лежали сухие дрова, и расположен он был намного ближе, но зато находился в стороне, был темным и считался «страшным». Эксперимент ставили тогда, когда в детском доме в это же время проводилось нечто интересное (показ кинофильма, коллективное чтение книги). За поведением подростков вели незаметное для них наблюдение. Какой путь выберет испытуемый — короткий, позволяющий быстро доставить сухие дрова и скорее вернуться к интересному занятию, или втрое более длинный, отдаляющий приятную перспективу возвращения и связанный с некачественным выполнением поручения (сырые дрова), но зато спокойный и вполне «безопасный»? Эксперимент позволял отмечать и случаи колебания, перемены решения, наблюдать проявления своеобразной борьбы различных побуждений у школьника.
Метод беседы, анкетный метод. Определенное значение имеют и методы психологического исследования, связанные со сбором
и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых, метод беседы со школьником (равно как и о нем с хорошо знающими его людьми — родителями, учителями, воспитателями, товарищами), анкетный метод. При правильном их проведении они позволяют выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения школьника к жизненным фактам и явлениям, другим людям, собственным поступкам.
Сущность этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает (устно — в случае беседы или письменно — при применении анкетного метода). Содержание и форма вопросов определяются, во-первых, задачами исследования и, во-вторых, возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записывают (можно с применением магнитофона). Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также за поведением, выражением лица, мимикой испытуемых. Беседа должна быть живой и непринужденной, проводиться в атмосфере доверия, доброжелательности и искренности, в обстановке максимальной естественности, не настораживающей школьников.
Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство это го метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой — отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможности варьировать характер вопросов в зависимости от ответов, а также не всегда позволяет сопоставить ответы с деятельностью и поведением изучаемых людей. Здесь также важно правильно подобрать вопросы. Они должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ. Для обеспечения достоверности показателей ответы на один вопрос необходимо контролировать «ответами на скрыто-аналогичные вопросы (при расхождении такие ответы не принимают во внимание, так как они не могут быть признаны достоверными). Анкетный метод обычно не применяют по отношению к младшим школьникам, так как они не в состоянии точно сформулировать письменный ответ.
Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением за поведением школьников.
В последние годы большую популярность в возрастной и педагогической психологии приобрел специфический вариант анкетного метода — так называемая социометрическая методика. Ее специально используют при изучении детских коллективов и групп — их направленности, внутриколлективных и внутригрупповых отношений, при изучении микрогрупп в коллективе, положения в коллективе отдельных его членов (проблема популярности и непопулярности в коллективе, проблема лидерства, «вожачества»). Методика эта несложна. Например, каждый член коллектива индивидуально письменно отвечает на следующие вопросы: «Назови по порядку трех человек в своем классе, с которыми ты хотел бы, и трех человек, с которыми ты не хотел бы: 1) сидеть за одной партой; 2) жить в лагере в одной палатке; 3) выполнять вместе общественные поручения; 4) кого ты пригласил и не пригласил бы на своей день рождения; 5) к кому ты обратился бы за помощью в учебной работе (если бы такая нужда возникла) и к кому никогда не обратился бы; 6) хотел или не хотел бы иметь их звеньевыми». Статистическая обработка полученных ответов дает возможность выявить в составе коллектива наличие малых групп и их взаимоотношения, определить наиболее и наименее популярных в классе учеников — с одной стороны, своего рода «вожаков», с другой — учеников, которых коллектив не любит и не принимает, игнорирует.
Тесты. Широко применяют в современной психологии метод тестов (английское слово «тест» означает «проба», «испытание»). Тест — это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют не только для получения каких-либо новых психологических данных и закономерностей, но чаще для оценки уровня развития какого-либо психологического качества у данного человека в сравнении со средним уровнем (установленной нормой или стандартом). Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития учащихся, Навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучений индивидуальных особенностей протекания психических процессов.
Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения (час то это просто бланк с текстами задач). Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает Возможность математической обработки.
Тесты широко практикуются за рубежом. Буржуазная тестология подвергалась и подвергается очень серьезной критике как со стороны советских, так и со стороны прогрессивных зарубежных психологов прежде всего за неопределенность или прямую подмену предмета исследования. Легко показать, например, что тесты способностей, которые применяют буржуазные психологи, фактически направлены на исследование не способностей, а наличных знаний, уровня культуры.
Вот здесь и кроется возможность оправдания классового, расового, национального неравенства в буржуазном обществе, потому
что дети привилегированных слоев населения находятся в более благоприятных условиях и, естественно, у них уровень культуры, общеобразовательных знаний обычно выше, чем у детей представителей эксплуатируемых классов. Делая ложный вывод о боль фей одаренности представителей состоятельных классов и «высших» рас, буржуазные психологи служат классовым интересам буржуазии. Кроме этого, тесты зарубежных психологов отличаются рядом других серьезных недостатков. Например, тестовые исследования предполагают только оценку результата решения тестовой задачи. Процесс же достижения этого результата буржуазного тестолога не интересует. Но известно, что один и тот же результат может быть достигнут совершенно различными психологическими путями. И анализ процесса поисков решения может дать очень важные материалы для характеристики мышления человека, его способностей. Разве все равно, например, как решена задача — оригинальным или стандартным способом, рациональным или неэкономным путем?
Отметим и то, что в процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты,— настроения испытуемого, его само чувствия, отношения к тестированию. Неприемлемыми являются и попытки с помощью тестов установить предел, «потолок» возможностей данного человека, прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.
Тесты, которые применяют советские психологи, строятся на широкой научной основе, базируются на принципах, в корне отличных от принципов буржуазной тестологии. Советские психологи добиваются, чтобы тесты были свободны от тех недостатков, на которые указано выше. Вот некоторые тесты, применяемые советскими психологами: «Часовая стрелка часов передвинулась на 45 °. Сколько прошло времени?» (Исследуются пространственные представления.) «Кирпич весит килограмм и еще плюс полкирпича. Сколько весит кирпич?» (Исследуется соотношение абстрактных и наглядно-образных сторон мышления.) А вот тест на оценку внимания и умственной работоспособности: ученику дают бланк с напечатанными в случайном порядке буквами (30 строк, по 60 букв в строке). Задание — вычеркнуть всюду букву «О», кроме тех случаев, где перед ней стоят бук вы «Г» и «К», Учитывают время решения и количество ошибок.
Психологический анализ процесса и продуктов творческой деятельности. О психической жизни, об особенностях человека, и в частности ребенка, можно судить также косвенно — по продуктам его деятельности, т. е. по таким материалам, как рисунки, письменные сочинения (стихи, проза), технические поделки, тематические альбомы, коллекции и т. д.
Когда изучают творческую деятельность ребенка, очень важно анализировать не только продукт, но и проследить сам процесс создания им этого продукта, выяснить, как ребенок добился определенных результатов. Помимо содержательной стороны этих продуктов деятельности (тематика, сюжет, содержание), некоторое значение для познания личности школьника имеет и их оформление, в частности стиль письменной речи, манера рисования и т. д. Все это позволяет раскрыть не только особенности творческой деятельности, интересов и способностей ребенка, школьника, но и получить дополнительные данные о его отношении к тем или иным явлениям окружающей жизни.
Самонаблюдение. Самонаблюдением называют наблюдение и описание человеком протекания у себя самого тех или иных психических процессов и переживаний (например, когда ученик рассказывает о том, как он мыслил при решении математической задачи). Самостоятельного значения как метод непосредственного исследования психики на основе анализа собственных психических проявлений метод самонаблюдения не имеет. В советской психологии его используют как вспомогательный прием, требующий проверки материалами, полученными другими методами. Причина ограниченного его применения — явная возможность непроизвольного искажения и субъективного истолкования наблюдаемых явлений. Дело в том, что очень трудно одновременно осуществлять какую-либо психическую деятельность и наблюдать за ней (например, решать задачу и одновременно наблюдать за ходом ее решения, переживать чувство радости или страха и наблюдать за тем, как они проявляются). Человек обычно может делать либо то, либо другое. Попробуйте специально понаблюдать за тем, как у вас проявляется чувство гнева, и оно немедленно пройдет. Психологи обычно говорят: либо «некому наблюдать», либо «нечего наблюдать» (т. е. если у человека протекает какой-либо психический процесс, то ему самому трудно одновременно быть в позиции наблюдателя этого процесса, а когда он переключается на позицию наблюдателя, то обычно нарушается течение наблюдаемого процесса). Поэтому при самонаблюдении отчет дается обычно уже после, по воспоминаниям, а это не очень надежный источник. К тому же школьники младшего, да и под росткового возраста часто не умеют анализировать свои мысли и переживания и испытывают серьезные затруднения, пытаясь подобрать точные словесные формулировки. Тем не менее некоторая польза самонаблюдения несомненна, так как словесные отчеты испытуемых, сопровождающие эксперимент с ними, дают порой весьма интересный материал.
Психолого-педагогический эксперимент. В советской детской и педагогической психологии широко применяют психолого-педагогический эксперимент. Это своеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят его в естественных условиях жизни и деятельности детей. Существенная же особенность психолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не собственно изучение, а активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психической деятельности, психологических качеств личности. Соответственно различают два его вида — обучающий и воспитывающий психолого-педагогический эксперимент.
С помощью психолого-педагогического эксперимента выясняют зависимость между характером тех или иных педагогических воздействий на ученика и результатом этих воздействий — сдвигами в психическом развитии ребенка. Так выявляют наиболее рациональные способы обучения и воспитания. Исследователь, например, изучает, в каких условиях обучения быстрее всего формируются умственные приемы или навыки самоконтроля в учебной работе или какие воспитательные мероприятия наиболее эффективны для формирования выдержки у учащихся. Причем в отличие от педагогического эксперимента психолог выясняет, по чему и каким образом именно эти условия закономерно приводят к определенному результату, или, иначе говоря, изучает психологический механизм влияния указанных условий.
Приведем пример такого эксперимента. В практике школьного обучения орфографии некоторые орфографические правила усваивались вне связи друг с другом, изолированно друг от друга. Исследователь сравнил эффективность такого обучения с обучением по другому принципу — правила изучались одновременно, путем их сопоставления — сравнения и различения. В обоих случаях после объяснения этих правил они заучивались испытуемыми школьниками и закреплялись одинаковым количеством упражнений. В результате успешность выполнения контрольных диктантов при обучении первым способом была 7,2 процента, при обучении вторым способом — 94 процента, т. е. повысилась почти на 1/3 и приблизилась к стопроцентной. Исследователь при этом показал, какое конкретно значение имеет подобное сопоставление, сравнение при усвоении орфографических правил и почему результат является закономерным.
Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Вопросы для повторения
1. Что такое психология и что она изучает?
2. В чем сущность материалистического понимания психики в отличие от идеалистического ее толкования?
3. Расскажите об основных задачах психологии. В чем значение пси¬хологии?
4. Какие требования предъявляют к наблюдению как методу изучения психической жизни людей?
5. Каковы сущность и значение эксперимента в психологии?
6. Какова роль методик сбора и анализа словесных показаний?
7. Что такое тесты? Охарактеризуйте условия их научного применения.
8. Что понимается под психолого-педагогическим экспериментом?

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Карта сайта

Карта сайта
  • О компании
    • Информация о компании
    • История
    • Миссия
    • Руководство
    • Правовая информация
    • Специалисты
    • Вакансии
  • Новости

    Новости Научного центра персонализированной психиатрии

    • Видеобеседы наших специалистов
    • Истории жизни с болезнью
    • Лекции по психиатрии
    • Советы психиатров
  • Услуги и цены
    • Психиатрия
    • Психотерапия
    • Психосоциальная реабилитация
    • Психообразование
  • Словарь понятий
    • Генетика
    • Личность и ее характеристики
    • Нейрофизиология
    • Психические процессы
    • Психические состояния
    • Психические и поведенческие расстройства
    • Психофармакотерапия
  • Публикации
    • Лекции по психиатрии
    • Научные публикации
    • Наши публикации на Фейсбуке
    • Популярные публикации
    • Тезисы конференции «Персонализированная психиатрия: современные возможности генетики в психиатрии»
  • Видео

    Видео PersonPsy

    • Видеобеседы
    • Видеовстречи
    • Конференция по персонализированной психиатрии

      Конференция по персонализированной психиатрии впервые была проведена 2-3 ноября 2015 года в Москве. Открыл конференцию известный врач Рошаль Леонид Михайлович. Конференция посвящена 80-летию Дроздова Эдуарда Семеновича

    • Наши специалисты на TV
    • Семинары по аутизму
  • Контакты
    • Контактная информация
    • Реквизиты
    • Задать вопрос

Можно ли научно изучить поведение человека?

Перейти к содержимому

Главная » Спросите у эксперта: можно ли научно изучить поведение человека?

Для нашей серии блогов Спросите эксперта мы спросили доцента Национального университета Пола Дженкинса, Можно ли человеческое поведение изучать с научной точки зрения ?

Доктор Дженкинс является соавтором Research for the PsychoTherapist и семь опубликованных статей. Он имеет более 30 лет работал в области клинической психологии по специальности судебная психология и психические заболевания. Дженкинс является региональным руководителем программы магистра искусств в области консультирования Национального университета Ранчо Кордова, проводя как онлайн, так и очные занятия.

Изучение человеческого поведения опирается на научный метод так же, как и в других областях исследований. Исследователи человеческого поведения выдвигают теории, а затем разрабатывают эксперименты для эмпирической проверки этих теорий.

«Научный метод является абсолютной основой того, как люди в академическом мире изучают человеческое поведение», — говорит Дженкинс, добавляя, что научные подходы могут принимать различные формы и могут исследовать многие аспекты человеческого поведения. «Мы изучаем человеческое поведение в различных областях социальных наук. Что мы обычно делаем, так это выбираем методы, практики, типы статистического анализа, различия в том, как мы сообщаем о наших результатах, и мы корректируем все это в зависимости от нашей специальности и того, какое человеческое поведение мы изучаем».

Краткая история поведенческой психологии человека

Дженкинс говорит, что наука о человеческом поведении возникла как реакция на работу Зигмунда Фрейда. В конце 19-го и начале 20-го века Фрейд работал с человеческим поведением по-своему, сосредотачиваясь на бессознательной мотивации. Точка зрения Фрейда заключалась в том, что наше возможное поведение было лишь знаком бессознательных мотивов, движущих им. В ответ на это академическая психология в начале 20 века разработала то, что мы называем бихевиоризмом.

«Эти люди сказали: «Вся эта психоаналитическая, теоретическая чепуха — просто куча чепухи», — говорит Дженкинс. «Они считали, что мы должны смотреть, если мы серьезные ученые, на то, что мы можем измерить и на самом деле доказать, что это правда. Итак, что мы можем академически, научно доказать? Мы можем наблюдать за поведением и можем контролировать некоторые основные факторы, определяющие это поведение. Например, использование награды или наказания. Они упростили все это, чтобы сделать его объективным, эмпирическим, научным. И это распространилось на лечение, потому что люди научились не только понимать поведение, но и на самом деле формировать поведение, на самом деле изменять поведение».

Далее Дженкинс говорит, что некоторые попытки применить результаты исследований вызвали негативную реакцию академических кругов. «Одним из первых успешных практических применений психологии в начале 20-го века было то, что крупный бизнес сказал: «Эй, есть новая научная область о том, как контролировать поведение людей». и сообщения, которые были бы наиболее эффективными для того, чтобы заставить людей покупать продукты». Для многих исследователей это было этически проблематичным.

«В этой области стало своего рода внутренним явлением задаваться вопросом, должны ли мы действительно выйти из академических кругов и использовать эту информацию в реальном мире», — говорит он. «Я думаю, что сегодня битва затихла, потому что 99 процентов прикладного использования информации предназначено для добрых дел, а не для зарабатывания денег».

Являются ли исследования поведения человека и бихевиоризм синонимами?

«На одном уровне да», — говорит Дженкинс. «Если вы сосредоточены именно на самом поведении, отдельно от лежащих в его основе когнитивных или эмоциональных факторов, тогда бихевиоризм является корнем этого. С другой стороны, если вы рассматриваете термин «человеческое поведение» в более широком смысле, вам действительно нужно принимать во внимание другие факторы: глубинные мотивы, когнитивные факторы, эмоциональные факторы. Так что, как правило, если вы разговариваете с психологом и говорите: «Эй, я смотрю на человеческое поведение», большинство из них, вероятно, автоматически думают о ряде различных факторов, которые приводят к тому или иному конкретному поведению. Теперь, если вы разговариваете с кем-то, кто занимается собственно бихевиоризмом, он может сказать: «А, вы говорите о наградах и наказаниях». Так что думайте о бихевиоризме как о узком направлении в области психологии».

Измерение нематериальных активов

Человеческое поведение можно изучать с научной точки зрения, но методы для этого различаются в зависимости от того, исследуете ли вы поведение или его причины и причины. Но даже если ответ на наш первоначальный вопрос: «Можно ли человеческое поведение изучать с научной точки зрения» положительный, это не означает, что его можно легко изучить.

«Поведение — это часть психологии, которую легче всего применить и изучить с научной точки зрения, но лежащие в ее основе познание и эмоции очень сложны», — объясняет Дженкинс. «Я не думаю, что невозможно найти творческие, творческие способы измерения этих понятий, это просто сложно, и это большой вызов для людей, заинтересованных в исследованиях человеческого поведения».

Многие открытия в бихевиоризме были сделаны при изучении других животных, таких как крысы, и было бы несправедливо задаться вопросом, как наблюдение за нечеловеческим поведением может пролить свет на человеческое поведение. По словам Дженкинса, можно фактически предположить, что самые основные реакции млекопитающих являются общими для всех видов. Но обнаружение невидимых мотивов, стоящих за наблюдаемым поведением, заставляет исследователей разрабатывать очень сложные тесты, часто анкеты, которые проводятся большому количеству людей в течение длительных периодов времени.

Многие из нас знакомы с личностными тестами, которые распределяют нас по категориям. Мыслители и чувствующие, экспрессивные и техничные, поддерживающие и контролирующие. Мы можем взять их онлайн или попросить взять их на работу. Эти тесты могут иметь некоторую ценность, помогая нам задуматься о наших собственных стилях мышления, но Дженкинс избегает какого-либо общего одобрения этих инструментов. «Многие специалисты в области психологии не в восторге от таких тестов, потому что мы сомневаемся в количестве исследований, которые были проведены при их разработке. Действительно хорошие тесты по психологии проходят через годы разработки, исследований и тонкой настройки».

Еще более сложной задачей для разработчика тестов, добавляет Дженкинс, является помнить, что прохождение теста само по себе является поведением. Это означает, что тесты должны учитывать отношение испытуемых во время прохождения теста. «Когда мы говорим о тестах, мы говорим о чем-то, о чем сообщают сами. Где кто-то садится и отвечает на вопросы. Это не прямая мера основной динамики, это чей-то самоотчет об основной динамике». Это означает, что некоторые люди могут отвечать на вопросы, основываясь на том, как они хотят, чтобы их воспринимали, а не на том, каковы они на самом деле. По словам Дженкинса, чтобы объяснить неточные самоотчеты, исследователи будут посыпать тесты вопросами, на которые, если ответить определенным образом, возникнут сомнения в надежности других ответов.

Одно из самых сложных препятствий для исследователей, наблюдающих за человеческим поведением, состоит в том, как поступить с реальностью, когда испытуемые-люди всегда осознают, что их изучают, и могут изменять свое поведение — намеренно или бессознательно — в ответ.

Что такое интеллект и как мы можем разумно его использовать?

Дженкинс приводит интеллект в качестве примера особенно неприятного явления, которое нужно попытаться измерить количественно. «Во-первых, я должен предположить, что существует нечто, называемое интеллектом. Затем, если у меня есть какое-то представление о том, что я думаю о нем — каков его состав — я должен сделать следующий шаг и подумать: «Как мне его измерить?» Это то, что мы называем операционализацией: взять понятие и преобразовать его. во что-то, что можно измерить. Поэтому мы разрабатываем эти бумажные и карандашные тесты, которые люди проходят, и мы надеемся, что они затрагивают эту основную концепцию. Но о каждом из этих факторов ведутся огромные споры и споры: о том, что представляет собой интеллект, и о достоверности бумажно-карандашных тестов».

Тестирование IQ также связано с другим явлением, наблюдаемым в психологии, которое называется прайминг. Когда людям даются определенные предложения перед тестированием, результаты их тестов, скорее всего, будут отражать эти предложения. Дженкинс указывает на исследования, показывающие, что если испытуемым заранее сказать, что они вряд ли наберут высокие баллы, они на самом деле получат более низкие баллы, чем люди, которым этого не сказали. Кажется, это гораздо меньше говорит нам о трудно определяемом понятии интеллекта — Дженкинс называет его «грубой лошадиной силой мозга» — и гораздо больше о связи между интеллектом и отношением. Если показатели интеллекта различаются в зависимости от установки, заложенной в головах испытуемых, то интеллект может быть не неким неизменным качеством, а атрибутом, который следует развивать.

Дженкинс поднимает еще один интересный момент, а именно то, что показатели IQ неуклонно росли в течение последних нескольких поколений, и никто не знает, почему. «Об этом было много дискуссий, и появилось несколько идей. Во-первых, мы становимся умнее в некотором смысле, потому что гораздо больше людей получают хорошее образование. Но это противоречит одному из предположений тестирования интеллекта, которое заключается в том, что это мера некоторого врожденного качества мозга, которое нельзя улучшить с помощью образования».

Каким бы ни было объяснение наших коллективных успехов в повышении IQ, преподаватели могут поощрять отношение и поведение, которые приводят к положительным результатам в школьной успеваемости. «Мы обнаружили, что наиболее эффективно давать ученикам отзывы не о том, насколько они умны, а о том, насколько усердно они работают. Если кто-то хорошо справляется с заданием, мы советуем учителям не говорить: «О, посмотрите, какой вы умный», а скорее: «Посмотрите, как усердно вы работали над этим». Вы хотите поощрять усилия».

Обратная сторона жестких данных

Поскольку эксперименты с человеческим поведением так сложно планировать, Дженкинс предупреждает, что стремление к измеримости может привести к тому, что исследовательские усилия могут пойти по менее строгому пути. Исследование может показать конкретные результаты, но это не обязательно означает, что результаты значимы. Дженкинс приводит пример исследования, проведенного на крысах, которых голодали в течение нескольких дней, а затем предлагали пищу на другой стороне электрифицированного пола. Исследование могло бы элегантно произвести наборы данных, сравнивающие уровни напряжения, которые крысы были готовы терпеть, в зависимости от количества дней голодания. Но, как отмечает Дженкинс, «кого это волнует? Очевидно, что если вы голодаете, у вас будет больше мотивации добыть еду. Это настолько элементарно, почему вы утруждаете себя изучением этого? Что ж, мы утруждаем себя его изучением, потому что можем его измерить. Это становится искажением в области исследований».

Будущие рубежи

Это не значит, что начинающие исследователи должны планировать свою карьеру в борьбе с грызунами. Как и в других областях научных исследований, технологии предоставляют сложные методы, позволяющие заглянуть внутрь человеческого поведения.

Дженкинс указывает на фМРТ (функциональную магнитно-резонансную томографию) как на потенциально преобразующий инструмент для локализации: определения части мозга, которая работает, когда она инициирует действия. Ограничение, конечно, состоит в том, что люди должны быть заключены в гигантские и непомерно дорогие механизмы. Это ограничивает как виды задач, которые могут выполнять испытуемые, так и количество лабораторий, которые могут позволить себе наблюдать за тем, как они это делают.

Но Дженкинс надеется, что технический прогресс сделает фМРТ более доступным и портативным. «Вот так все и происходит, и нам придется дойти до того, что вы просто будете носить маленький шлем или что-то в этом роде». Но даже это было бы неоптимальным инструментом исследования, размышляет он, потому что «человек все еще осознает, что его измеряют, и это меняет то, что он делает». Дженкинс предвидит будущее исследований человеческого поведения, в котором человека можно будет оснастить небольшим устройством, которое можно будет носить долгое время и забыть о нем. Это позволит собирать данные, охватывающие широкий спектр повседневной человеческой деятельности, и не будет зависеть от осведомленности испытуемого о тесте.

Бесконечные вопросы

Дженкинс уверяет, что всегда найдется место для людей, которые хотят изучать человеческое поведение с научной точки зрения. По сути: чем больше мы знаем, тем больше мы знаем, что мы не знаем. «Что происходит, так это то, что каждый раз, когда вы проводите исследование и что-то изучаете, возникает все больше вопросов, на которые нужно ответить», — смеется Дженкинс.

Он также отмечает, что с момента своего появления в 19 веке области психологии и изучения поведения расширились в геометрической прогрессии, создавая специальности, удовлетворяющие практически любым интересам. «На рубеже 20-го века было от полудюжины до дюжины профессиональных журналов, — говорит он. «Сегодня существуют сотни и сотни профессиональных журналов по каждой специальности, которую вы только можете себе представить. Психология распространила свои щупальца практически во все области человеческого функционирования».

Но Дженкинс уверяет потенциальных ученых, что им не нужно беспокоиться о том, что бурный рост подполей чрезмерно разделил академические круги. Скорее, он говорит, что сегодня наблюдается беспрецедентное количество междисциплинарного и многонационального сотрудничества в области психологии и всех социальных наук.

Степень практического применения человеческого поведения

Разгадка тайн разума — не единственный интересный вариант для тех, кто получил диплом по человеческому поведению или психологии.

Существует бесчисленное множество областей, в которых можно эффективно использовать степень человеческого поведения. Одна из возможностей заключается в прикладном поведенческом анализе (ABA), который основан на науке бихевиоризма. Этот раздел науки о поведении человека имеет процесс сертификации для терапевтов, которые хотят использовать его в своей практике. Он известен главным образом тем, что его широко используют для помощи людям с аутизмом, но он используется и во многих других целях, включая помощь людям в лечении травм головного мозга и деменции.

Основные принципы бихевиоризма также хорошо интегрированы в сферу образования. «Учителей, безусловно, учат вводным принципам бихевиоризма, в основном через призму управления классом», — говорит Дженкинс. «В школах, особенно в школах с детьми с проблемами поведения, у вас обычно есть такая система управления поведением. У них может быть что-то вроде классного магазина, где, если ученик демонстрирует положительное поведение, он получает баллы, которые можно обменять на настоящие вещи, такие как карандаши или маленькие игрушки».

Науки о поведении человека также используются в исправительной системе, чтобы помочь уменьшить рецидивизм и оценить, когда заключенные готовы к условно-досрочному освобождению.

Знания о человеческом поведении также можно использовать для того, чтобы убедить людей действовать таким образом, чтобы улучшить благосостояние, будь то их собственное, их сообщества или планеты. Примеры могут включать в себя поощрение людей пристегиваться ремнями безопасности, питаться здоровой пищей и бросить курить, заниматься волонтерством или делать пожертвования на благотворительность, перерабатывать и водить экономичные автомобили. Политические кампании и лоббисты могут использовать человеческое поведение аналогичным образом.

Рабочее место — еще один этап, на котором знания о человеческом поведении играют главную роль. Менеджеры и руководители могут способствовать сплочению команды и повышать производительность и мотивацию персонала, умело применяя принципы исследования человеческого поведения. (Магистр искусств в области психологии поведения человека Национального университета уделяет особое внимание этой цели.)

Те, кто больше заинтересован в открытии, чем в применении принципов человеческого поведения, могут продолжить карьеру в области исследований и пополнить постоянно растущую базу знаний в этой области.

Что вы можете сделать со степенью по человеческому поведению

На вопрос, кто изучает человеческое поведение, Дженкинс решительно отвечает: «Мы все это изучаем!» Действительно, частью человеческого бытия является отражение нашего поведения и взаимодействие с другими способами, которые, как мы надеемся, принесут желаемые результаты. Но если вас привлекают виды карьеры, которые выигрывают от всестороннего понимания исследований человеческого поведения, таких как организационный менеджмент и администрирование, то получение степени по человеческому поведению может помочь вам выделиться среди конкурентов.

Магистр гуманитарных наук в области психологии поведения Национального университета предназначен для подготовки студентов к лидерству в организациях, вооружая их знанием тем человеческого поведения, включая теорию общения и этику. Программа также способствует личному и профессиональному росту студентов и закладывает основу для тех, кто хочет продолжить докторскую и исследовательскую работу.

Дженкинс рекомендует Национальную программу за упор на исследовательскую практику. «Профессор, который руководит программой, доктор Чарльз Татум, является мастером-исследователем, и он проделывает фантастическую работу, обучая студентов основам того, как мы изучаем этот материал». Сообщение в блоге доктора Татума под названием «Предсказуемо ли поведение человека?» является отличным источником, чтобы начать изучать поведение человека.

Курсы магистра гуманитарных наук в области психологии поведения человека в Национальном университете доступны очно, а также онлайн, чтобы удовлетворить потребности студентов с работой, семьей или другими обязанностями. Занятия проводятся по одному в течение четырех недель каждое, что позволяет полностью погрузиться в каждую тему и быстро закончить обучение. Программа может быть завершена в течение полутора лет.

Назад ко всему блогу

Узнайте больше о нашем университете и стипендиях

Подпишитесь на нашу рассылку!

Последние ресурсы

Ваша страсть. Наши программы.

Выберите направление обучения

Преподавание и образование Бизнес-маркетинг Здравоохранение и уход Социальные науки и психология Инженерная технология Уголовное правосудие и право Искусство и гуманитарные науки Наука и математика

Ваша страсть. Наши программы.

Выберите уровень образования

Просмотр программ

Поиск по сайту

Модальное окно с поиском по сайту и полезными ссылками

Положения и условия

Отправляя вашу информацию Национальному университету в качестве моей электронной подписи и отправляя эту форму, нажав кнопку «Запросить информацию» выше, я даю свое письменное согласие представителям Национального университета и филиалов Национального университета (включая Городской университет Сиэтла). ), чтобы связаться со мной по поводу образовательных возможностей. Это включает в себя использование автоматизированных технологий, таких как система автоматического набора номера и предварительно записанные или искусственные голосовые сообщения, текстовые сообщения и почта, как электронная, так и физическая, на телефонные номера (включая сотовые) и адрес(а) электронной почты. Я предоставил. Я подтверждаю, что информация, представленная в этой форме, является точной и полной. Я также понимаю, что некоторые программы на получение степени могут быть доступны не во всех штатах. Могут применяться тарифы на передачу сообщений и данных.

Я понимаю, что согласие не является условием для покупки каких-либо товаров, услуг или собственности, и что я могу отозвать свое согласие в любое время, отправив электронное письмо на адрес [email protected] Я понимаю, что если я отправлю свои личные данные извне США, я даю согласие на передачу моих персональных данных и их хранение в США, и я понимаю, что мои персональные данные будут обрабатываться в соответствии с законами США, если иное не указано в нашей политике конфиденциальности. политика. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности для получения более подробной информации или свяжитесь с нами по адресу [email protected].

Отправляя свою информацию, я подтверждаю, что прочитал и ознакомился с Заявлением о доступности.

Отправляя свою информацию, я подтверждаю, что прочитал и ознакомился с Кодексом поведения учащихся, размещенным в Каталоге.

Методика изучения поведения учащихся

Методика изучения поведения учащихся

Реклама

1 из 55

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения оффлайн

Обучение

1. Метод самоанализа 2. Метод наблюдения 3. Метод тематического исследования 4. Экспериментальный метод

Реклама

Реклама

Реклама

Методика изучения поведения обучающихся

  1. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ ПОВЕДЕНИЕ Доктор Манджу Н.Д. Доцент Национальный педагогический колледж СВК, Balarajurs Road, Кампус РЭШ, Шивамогга — 577201.
  2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ УЧАЩИХСЯ • Педагогическая психология – это научное исследование поведения учащегося по отношению к его образование / ее образовательная среда. • Для изучения поведения учащегося используются разные подходы или методы.
  3. • Ниже приведены важные методы изучение поведения учащихся: 1. Самоанализ 2. Наблюдение 3. Тематическое исследование 4. Экспериментальный метод
  4. МЕТОД САМОСПЕКЦИИ
  5. МЕТОД САМОСПЕКЦИИ • Исторически самоанализ является старейшим методом из всех, • который раньше использовался в философии, и затем в психологии для сбора данных о сознательное переживание предмета. • Понимать собственное психическое здоровье и состояние ума. • Этот метод был разработан структуралисты в психологии, которые определили психология как наука о сознании переживания личности.
  6. • Слово «Самоанализ» состоит из двух Латинские слова. • «Вступление» означает внутри и • «Наблюдение» означает смотреть. Следовательно, это метод, при котором человек глядя внутрь себя.
  7. • Самонаблюдение. • смотреть внутрь, смотреть внутрь себя. • Глядя внутрь, наблюдая, анализируя и сообщая его собственные чувства. • Ангел считал это «взглядом внутрь себя». • В самоанализе — человек заглядывает в свое собственное психическое состояние и – наблюдает за собственными психическими процессами. • Стаут считает, что «самоанализ» следить за работой собственного ума в систематический способ.
  8. • Это процесс самообследования, при котором человек воспринимает, анализирует и сообщает о собственном чувства. • Говорят, что вы занимаетесь самоанализом душевные переживания и изучение того, что происходит в вашем умственном процессе в состоянии счастье. • Точно так же вы можете заниматься самоанализом в состоянии гнев или страх; и т.д. определяется как замечание, которое разум принимает себя.
  9. Характеристики самоанализа: Самонаблюдение – это самонаблюдение, и оно имеет следующие характеристики: 1. Субъект становится прямым, непосредственным и интуитивное знание ума. 2. Субъект должен фактически наблюдать за своим мыслительный процесс. Он не может рассуждать о их.
  10. стадии самоанализа 1. Во время наблюдения за внешним объектом человек должен размышлять над своим умственным состояние. Например, во время прослушивания музыки что ему приятно или неприятно, он начинает думает о своем душевном состоянии. 2. Человек начинает сомневаться в работе его собственный разум. Он думает и анализирует: почему он сказал то-то и то-то? Почему он говорил в особая манера? И так далее. 3. Он пытается сформулировать законы и условия психические процессы: он мыслит категориями улучшение его рассуждений или контроль над его эмоциональные этапы. Этот этап помогает в прогресс наших научных знаний.
  11. Достоинства метода самоанализа: 1. Он дает информацию о самом себе, которая сложно другими способами. 2. Это простой метод, не требующий оборудования. 3. он самый простой, экономичный и легкодоступный человек. 4. он дает адекватные знания, чтобы знать о внутреннее поведение человека или фактические факты умственная деятельность понимается правильно. 5. Это основа для других методов, таких как экспериментально-наблюдательный метод.
  12. Недостатки метода самоанализа: 1. Этот метод очень субъективен в характер и лишен научной объективности. 2. Наш умственный процесс находится под постоянным меняется, поэтому, когда кто-то пытается самоанализ, состояние мыслительного процесса исчезает и становится ретроспективой. 4. Самоанализ нельзя применять дети, животные и ненормальный двигатель.
  13. 5. Имеются противоречивые сообщения относительно находки, собранные из разных интроспекционистов. 6. нет возможности доказать надежность данные. 7. Метод самоанализа Скрыть факты. 8. это требует высокой квалификации и квалификации работники для самоанализа.
  14. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
  15. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ • При самонаблюдении мы можем наблюдать ментальное процесс только нас самих, но • в наблюдении мы наблюдаем умственное процессы других. • Следовательно, наблюдение является наиболее распространенным применяемый метод исследования человека поведение.
  16. • Буквально «Наблюдение» означает смотреть наружу. себя. Факты собираются путем наблюдения. • По словам Гуда, «Наблюдение с откровенным поведением людей в подходящие ситуации». • Наблюдение определяется как «Измерение без приборов». • Наконец, наблюдение — Видеть вещи такими, какие они есть в их естественной обстановке. – открытое поведение человека в соответствующих ситуации. – Измерение без инструмента.
  17. • Например, учащиеся в классе имеют были отмечены как хорошие, удовлетворительные или плохие в достижения и ленивые или прилежные в учебе и т. д. на основе наблюдения. Наблюдение непрямой подход к изучению психики процессы других, наблюдая за их внешнее поведение. • Например, если кто-то хмурится, воет, скрипит зубы, сжимает кулаки, можно сказать, что человек злится, только наблюдая эти внешние признаки его поведения.
  18. Ступени метода наблюдения 1. Наблюдение за поведением. непосредственно воспринимает или наблюдает поведение изучаемых лиц. 2. Запись наблюдаемого поведения. внимательно и сразу отметили и записано. Должно пройти минимальное время между событием и записью.
  19. 3. Анализ и интерпретация поведения. После завершения наблюдения они анализируются объективно и научно, чтобы интерпретировать модели поведения 4. Обобщение. Социальное развитие и поведение детей описаны детскими психологами на основе обобщения на основе анализа и интерпретация собранных данных через метод наблюдения.
  20. ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ: 1. Естественное наблюдение: Обратите внимание на особенности поведения детей в естественной обстановке. 2. Включенное наблюдение: Наблюдатель становится частью группы, которую он хочет наблюдать. Он раскрывает мельчайшие и скрытые факты.
  21. 3. Невключенное наблюдение. Специфическое поведение наблюдается в естественных установка без того, чтобы субъекты осознавали, что их кто-то наблюдает. Невключенное наблюдение позволяет использовать записывающие инструменты. 4. Структурированное наблюдение: Наблюдатель устанавливает форму и категории в термины, которые он хочет проанализировать проблема. Наблюдатель всегда держит в поле зрения а] Система отсчета б] Единицы времени. c] Пределы действия
  22. 5. Неструктурированное наблюдение. – также называется неконтролируемым или свободным наблюдением. – за человеком наблюдают, когда он находится в своем классе, на детской площадке или когда он передвигается с его друзья и класс следуют за ним, не зная, что его наблюдают.
  23. ДОСТОИНСТВА: 1. Являясь записью фактического поведения ребенка, она надежнее и объективнее, чем самоанализ. 2. Это отличный источник информации о что на самом деле происходит в классе. 3. Это изучение человека в естественной ситуации и поэтому более полезен, чем ограниченное исследование в тестовой ситуации.
  24. 4. Метод можно использовать с детьми всех возраст. Чем младше ребенок, тем проще наблюдать за ним. 5. Этот метод оказался очень полезным для застенчивые дети. 6. Его можно использовать в любой физической ситуации. деятельность, мастерская и класс ситуации. 7. Он адаптируется как к человеку, так и к группы.
  25. НЕДОСТАТКИ: 1. Существует большое поле для личных предубеждений и предвзятость наблюдателя. 2. Интерес наблюдателей, ценности могут искажаться наблюдение. 3. Записи не могут быть записаны сто процентная точность, поскольку наблюдения записываются после наблюдения за действиями. 4. Есть некоторое отставание во времени. 5. Наблюдатель может получить только небольшую выборку для изучить поведение. 6. Очень сложно уследить за всем, что студент делает или говорит. Настолько далеко, насколько возможно наблюдение должно производиться из нескольких события.
  26. 8. Выявляет только открытое поведение – поведение то, что выражено, а не то, что внутри. 9. Ему не хватает воспроизводимости, поскольку любая естественная ситуация может произойти только один раз. 10. Записи написаны не со 100% точностью.
  27. МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРИМЕРА
  28. МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ПРИМЕРА • Был введен кредитный метод тематического исследования английский философ Фредерик Леплей • Герберт Спенсер принял его, а Хили был первым сторонником этого метода и изучал Подростковая преступность. • Позднее социологи, антропологи, Этнологи и другие исследователи заинтересован в изучении различных культур метод кейс-стади. • Тематическое исследование «углубленное изучение личности» или • Один человек подвергается интенсивному обследованию, чтобы выяснить как можно больше об определенной проблеме или проблема, связанная с этим человеком.
  29. • Это изучение отдельного случая. • Обычно используется для изучения поведения Проблемы дезадаптированного или девиантного человека.  Чаще всего используется для исследования аномальных поведение.  Для подготовки истории болезни данные взято из многих источников, например его или ее семейная история, образовательная жизнь, история болезни и общественной жизни.  Этот метод очень популярен в клинической психология и продолжительность жизни психология.
  30. По данным П.В. Янг Кейс – это всестороннее изучение социальной единицы, будь то лицо, группа лиц, учреждение, сообщества или семьи. Гроуд и Хэтт. это метод изучения и Анализ жизни социальной единицы. По Джоходе. Кейс небольшой инклюзивное и интенсивное изучение личности в котором следователи приводят свои навыки и метод.
  31. тематическое исследование специально используется в психологии образования. Это занимается в сфере образования следующими проблемами; Отсутствие интереса к ученикам Агрессивное поведение учащихся Дневной сон Плохая успеваемость  Эмоциональная проблема Социальные проблемы  Эмпатическое понимание  Найдите проблему Создать отчет  Лечение
  32. • Метод «Пример из практики» касается эмоциональное и психическое состояние человека. • Этот метод применяется для изучения специальных поведенческие проблемы человека, специально обученные педагоги, психологи и психиатры. • С помощью этого метода общая информация о семейное положение, школьное образование, а также социальные состояние лиц получено; следовательно, это можно назвать кумулятивной записью что очень помогает в понимании источником страхов, беспокойства, беспокойства, или какая-то неправильная адаптация.
  33. Цель тематического исследования Метод • Основной целью этого метода является — помочь человеку лучше приспособиться к окружающая среда и — обрести уверенность в себе для достижения более высоких уровней достижение.
  34. Шаги в тематическом исследовании: • Выявление и определение проблемы. • Определение наиболее вероятного предыстория дела. • Формулировка гипотезы. • Проверка гипотезы. • Меры по исправлению положения. • Дальнейшее сопровождение дела.
  35. Процедура метода тематического исследования • В процессе могут использоваться различные шаги/процедуры. метод тематического исследования упоминается ниже: — 1. Основная предварительная информация о имя испытуемого, возраст, пол, возраст родителей, образование, профессия и социальный статус. 2. Необходим надлежащий медицинский осмотр человека. делается для того, чтобы убедиться, что его/ее поведение проблема связана с каким-либо заболеванием. Только в отсутствие каких-либо физических недугов может начало психологического лечения.
  36. • Субъекту должно быть комфортно следователя, в то время как последний принимает информация. • Исследователь (учитель или психолог) должен быть дружелюбным, а язык сбор данных должен быть простым, чтобы бесплатно и откровенные ответы могут быть доступны. • Исследователь не должен утомлять субъекта; вместо этого должны быть регулярные интервалы отдыха. данный. • Метод нельзя применять быстро – он может продолжаться несколько недель или месяцев.
  37. • Поведение человека должно быть наблюдается в естественных условиях и во время работы условия. Это позволит получить правильные данные что в конечном итоге в большинстве случаев приведет к Правильное понимание первопричины проблемы человека. • Необходимо соблюдать особую осторожность при последующей обработке период, чтобы не было рецидивов проблема. • Родители и члены семьи и другие партнеры должны позаботиться о том, чтобы субъект мог изменить свое поведение и предотвратить дезадаптация.
  38. Способ лечения Методы лечения дезадаптированных лиц включая следующее :-  Должны быть предприняты усилия для изменения факторы окружающей среды, так что человек может лучше адаптироваться. Если существующая среда не может быть изменены, то человек должен быть физически находится в другой среде что более благоприятно для его развития.  Надлежащее руководство и консультирование должны предоставляется физическому лицу.
  39. • Следует применять различные виды терапии как игровая терапия, групповая терапия, психотерапия и т.д. специалистами. • Метод тематического исследования предоставляет подробную информацию о поведение человека, углубленное изучение о первопричине поведенческого проблемы, а также помочь дать рекомендации по изменить поведение субъекта.
  40. Источники данных для тематического исследования • Личные документы, а именно дневники, воспоминания, автобиографии, письма и т.п. исследователя. • Квалификация и заинтересованность исследователя. • История жизни респондентов. • Мотивы и цели исследования.
  41. Характеристики метода тематического исследования Ниже приведены характеристики Количество изучаемых единиц невелико.  Глубоко и всесторонне изучает социальную единицу.  Он бывает качественным и количественным. Охватывает достаточно широкий цикл времени.  Он имеет преемственность в природе.
  42. Типы тематических исследований • Практический пример на уровне предприятия. • Тематическое исследование на уровне организации. • Тематическое исследование на функциональном уровне, т. е. маркетинг, финансы, производство, ИТ и т.д. • История успеха. • Случаи отказов. • Дела о слияниях и поглощениях. • тематические тематические исследования – маркетинг, финансы, HR и др.
  43. ДОСТОИНСТВА ПРИМЕРА: • Учитывает все аспекты ребенка, высоко надежен, предлагает меры по исправлению положения. • Обеспечивает всеобъемлющее и полное информацию о поведении человека в отношение к его окружению. • Это лучший метод диагностического исследования случаи.
  44. • Предоставляет информацию о поведенческие проблемы личности и возможные меры по преодолению проблема. • Этот метод полезен при решении задач отставание в обучении, нарушение чтения, эмоциональные расстройства, изоляция и делинквентное поведение.
  45. Недостатки тематического исследования: • Занимает много времени, требует много усилий, требует техническое мастерство. • Данные или информация, собранные человек, родители и его друзья могут или могут не быть правдой. • Информация не поддается проверке и крайне субъективный. • Для сбора и изучать поведение человека. • Результаты нельзя обобщать и ограничивать объем.
  46. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД
  47. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД • Самый объективный и научный метод изучение поведения. • Причинно-следственная связь. • Это метод, который отвечает за присвоение психологии статуса науки. • Эксперимент, проведенный в лаборатории или классе или других полевых ситуациях.
  48. • В 1879 году Вильям Вундт основал первую психологическая лаборатория в Лейпцинге в Германия. • С тех пор экспериментальный метод в психология стала популярной, Экспериментальная метод состоит из действий, выполняемых под заранее оговоренных или жестко контролируемых условиях. • Дж. В. Бест описывает: «Экспериментальное исследование это описание и анализ того, что будет быть, или что будет происходить под тщательно контролируемые условия».
  49. • Психологические эксперименты, проведенные в этом метод по существу требует двух человек; • экспериментатор или группа экспериментаторов которые проводят эксперименты и • другой предмет или предметы, на которых эксперимент выполняется. • Психологические эксперименты всегда проводится на живых организмах. • Ключевым фактором в этом методе является контроль условий или переменных. • Термин «переменная» означает то, что может быть разнообразны или изменены.
  50. Шаги эксперимента • Для проведения научного эксперимента следователю выполните шаги, указанные ниже. Выбор проблемы. Определение проблемы Формирование гипотез. Выбор подходящего плана эксперимента. Один групповой дизайн и Дизайн пост-тестирования для одной группы. Выбор образца. Проведение эксперимента и сбор данных Анализ данных. Проверка гипотез. Подведение итогов.
  51. Достоинства экспериментального метода 1. Экспериментальный метод наиболее систематичен метод или получение достоверных данных. 2. Экспериментальный метод позволяет точно наблюдения в контролируемых условиях. 3. Позволяет установить причину-следствие отношения между различными явлениями. 4. Полученные результаты достоверны и надежны. 5. Выводы экспериментального метода: проверяется другими экспериментами в соответствии с одинаковые условия.
  52. 6. Помогает защитить от субъективного мнения. Следовательно, он обеспечивает объективное информация о проблеме. 7. Предоставляет адекватную информацию о проблема. 8. В экспериментальном методе эксперименты проводится под жестким контролем условия. Экспериментатор может контролировать применение и отзыв независимых переменные. 9. Экспериментальный метод увеличивает знания или психологические факты у ребенка психология, социальная и ненормальная психология.
  53. Недостатки метода 1. Экспериментальный метод затратный и временной метод потребления, так как он требует лаборатории и аппарат для его правильного проведения. 2. Эксперименты проводятся в искусственно определенная модель поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *