Как реагировать на замечания и критику
Фильм «Семнадцать мгновений весны»
У меня нет оправданий и не может быть. Я солдат, война есть война, и я не жду себе никаких поблажек.
скачать видео
Фильм «Топ модель»
Сильные люди критику умеют позитивно воспринимать критику в свой адрес.
скачать видео
Фильм «Школа разума»
Все зависит от того, кто, зачем и как делает замечания или критикует. Критика бывает справедливой, несправедливой и мутной: когда неясно, что в критике обосновано, а что нет.С мутной критикой, когда замечания формулируются неясно, нечетко и где разумное перепутано с глупым и обидным, разбираться сложно. В таких случаях нежелательно вступать в разборы и препирательства, лучше подумать над происшедшим самому (самой) или хотя бы перенести разговор на другое время и в другие обстоятельства, где можно поговорить более разумно и не торопясь.
Справедливая критика бывает больна, но относиться к ней нужно с вниманием и благодарностью. Нам сложно увидеть свои недостатки так же ярко и выпукло, как видят их люди, которые общаются с нами на работе, дома, в дружеской неформальной обстановке. Справедливая критика подсказывает нам, где мы и в чем неправы, дает возможность поправить ситуацию, сделать дело лучше.
Поддерживайте справедливую критику в свою сторону: реагируйте на нее позитивно. Если критика справедлива, лучше согласиться с нею сразу и в категоричной форме. Если вы свои ошибки признаете быстро и решительно, обычно это обезоруживает собеседника.
Редко, но это может и не произойти. Некоторым людям кажется важным, чтобы виновный пострадал и попереживал подольше, и быстрое признание своей вины им покажется слишком легким. Они успокаиваются только тогда, когда будут свидетелем длящихся душевных мучений. Объяснять им, что они не правы, не всегда реально, и проще бывает продемонстрировать им то, что они так ждут.
Культура свойственна не всем, и от многих людей и не раз вы когда-то услышите и глупые, и обидные замечания. Такую мусорную критику по возможности лучше пропускать мимо, даже не обсуждая. «Собаки лают, караван идет». Делайте свое дело наилучшим образом, и не тратьте время на препирательства с теми, кто критикует вас не по делу, не разбираясь, или занимаясь просто сведением счетов.
Гораздо сложнее ситуация, когда несправедливая и обидная критика звучит в ваш адрес от шефа или старших. Как реагировать на это? — В любом случае начните с того, что сделайте так, как вам сказано, тем более вполне вероятно, что это не критика не справедлива, а вы не всё понимаете в происходящем. Шефу или старшим часто — виднее. Другое дело, обидная форма замечаний к вам — да, это не дело. Если отношения с ними хорошие, после всего можно попросить делать вам замечания в более приемлемой для вас форме. Часто бывает очень полезно сформулировать прямым текстом, как вас можно критиковать, чтобы вы воспринимали это нормально. А если отношения у вас проблемные, то вместо того, чтобы обижаться на неприятную для вас форму критики в вашу сторону, задумайтесь в главном: можно ли отношения изменить? Или — что предпринять еще, чтобы изменить ситуацию в целом?
И совсем особая ситуация, когда несправедливая критика в обидной форме звучит от близкого человека. Понятно, что эмоции бывают у всех, что это не характеризует ваши отношения в целом, но поощрять это всё равно не стоит. Если человек рядом с вами всё-таки адекватен, как реагировать на обидную и не справедливую критику в вашу сторону?
Разберем ситуацию:
В автомобиле: муж попросил жену посмотреть карту пробок на дороге. Жена посмотрела и сообщила, что дороги свободны. Через 5 минут семья все-таки попадает в пробку, и выясняется, что жена изучила карту недостаточно внимательно. Муж расстроен и критикует жену. Она чувствует себя несправедливо обиженной, т.к. искренне старалась сделать все хорошо.
Если жена начнет говорить о своей обиде – напряженность будет возрастать. Лучше, если она сначала обозначит свои чувства для себя (мысленно): «Да, мне обидно, что он меня критикует. Это очень неприятно. Нужно подумать, что можно сделать, чтобы в следующий раз он высказывал свое мнение в другой форме». Затем ей будет несложно переключиться на конструктив: сколько времени отнимет эта пробка, можно ли найти пути объезда, какими словами вернуть радостную атмосферу в машине и т.п. И, когда пробки и проблемы станут позади, уже можно (и нужно) вернуться к той ситуации. А именно,
— У меня есть просьба к моему любимому мужчине! Можно любимой женщине обратиться к любимому мужчине?
— Да, можно!
— А он меня сразу поцелует в знак любви и самых теплых чувств?
— У меня к тебе просьба на меня ругаться не сразу. На любимую женщину сразу ругаться — нельзя. Надо делать это неторопясь, вначале разобраться, подумать о происшедшем вместе с нею, и уже если она совсем неадекватная — тогда на нее ругаться. В эту ужасную пробку на дороге направила нас я, на это конечно поругаться можно, но все таки — не сразу. Я предложу в следующий раз не торопиться и о любимых заботиться. Я бы тоже со своей стороны взяла бы такое обязательство, и когда захочу на тебя поругаться, себя остановлю и сразу делать это не буду. А вначале постараюсь разобраться. Любимый мужчина, как тебе такая моя просьба?
Пример достойного ответа на не вполне обоснованную критику.
На несправедливую критику можно ответить весело и по-доброму.
скачать видео
Как правильно реагировать на критику в свой адрес
Дата публикации: 13.08.2018
Если рассмотреть действия, которые больше всего вызывают обиду, то критика – на втором месте после обмана. Критика преследует человека с самого раннего детства. Мягко (или резко) ругают родители, потом это делают учителя, преподаватели в вузе, начальство. В самой благополучной семье нет-нет да и раздаются осуждающие тирады от каждого из супругов. Критика чаще всего неожиданна, итог – обида, понижение самомнения, депрессия. От критики никуда не деться, еще Аристотель говорил: «Чтобы тебя не осуждали, надо все время молчать, ничего не делать, и быть вообще никем». Как правильно реагировать на критику, чтобы не страдать от обиды и извлечь из нее пользу?
Небольшой экскурс в определение критики
Критика, по классическим словарям, делится на два вида:
- Анализ, суждение о чем-то с последующей объективной оценкой.
- Отрицательное высказывание с целью вынести на всеобщее обозрение недостатки оппонента, или указать на недостатки лично, без свидетелей.
То есть, получается, что критика может быть и хорошей! Бывает же, что, открыв раздел «Мнение критиков о фильме», и там можно прочитать только положительную информацию. Увы, так бывает редко, в основном цель этого действия – «сорвать покровы», вытащить наружу негатив.
Древние мудрецы критику считали всегда разрушительной для человека и не советовали делать это в отношении людей. «На Луне есть темные пятна, но, несмотря на них, светит Луна все равно ярко и чисто», – говорили они. Еще одно высказывание древних: «Как бы ты ни осуждал человека, ни говорил о его недостатках, тыкая в него одним пальцем, три других будут указывать на тебя». Это значит – прежде чем критиковать другого, сначала научись объективно посмотреть на себя.
В христианстве отрицательную оценку чужих действий тоже всегда осуждали: «Увидев дьявола в другом человеке, ты можешь перестать видеть Бога в себе». И это правильно: реагировать бурно на чужие недостатки – не значит правильно себя вести, лучше молча помочь, чем расписывать человеку его плохие стороны.
Есть люди, которые нашли для себя простой способ поднять самооценку – критиковать других. Они видят каждую «песчинку в чужом глазу», замечают малейший недостаток в других. Часто такие личности идут на обман, придумывают на пустом месте несуществующие причины для осуждения. Как адекватно оценить критику в свой адрес и научиться видеть такую несправедливость?
Когда критика заведомо ложна или необъективна
- Если вы на сто процентов довольны тем, что другой человек пытается критиковать. Например, если говорят, что женщина толстая и некрасивая, но она уверена в своей привлекательности и довольна своей фигурой. Или кто-то осуждает ваши религиозные убеждения, считает это глупым или вредным, а вы искренне думаете, что живете правильно.
- Когда человек, негативно высказывающийся в ваш адрес – откровенный враг. Ненависть, зависть почти всегда вызывают желание сказать что-то обидное. С такими личностями лучше всего свести общение к минимуму, чтобы не давать лишнего повода «облить грязью».
- Причина острой критики – желание пошатнуть вашу уверенность в себе и добиться каких-то своих корыстных целей. Это может быть конкурент по работе, соперница в сердечных делах – они громко обсуждают ваши якобы недостатки и только и ждут, чтобы вы расстроились и совершили ошибку.
- Стремление выпустить наружу отрицательные эмоции: «Мне плохо, а ей хорошо, вот скажу что-то обидное, пусть ей тоже будет несладко». Ужасная привычка, но случается это часто и воспринимается «предметом» критики болезненно – кому ж приятно, когда тебе пытаются на пустом месте испортить настроение?
- Критика со стороны близкого человека – стремление привлечь внимание. Например, муж критикует жену за однообразные обеды или плохую уборку дома, если она раньше сидела дома и натурально сдувала с него пылинки, и вдруг вышла на работу. Обед она приготовить успевает (может, уже без замысловатых пирожков), за домом следит (ну моет окна не через день, а раз в неделю), и он начинает ворчать. Да просто обидно человеку, что ему меньше теперь уделяют внимания.
С заведомо несправедливой критикой разобрались, а как быть с той, которая кажется объективной?
Как правильно реагировать на критику и извлечь из нее пользу
- Воспринимать разбор «полетов» надо прежде всего спокойно. Паника, гнев, истерика – все это застит ум и никак не поможет оценить то, что вам говорят. Вполне возможно, что замечания правильны и по делу. Не поддавайтесь на первые эмоции, если критика вызывает уж очень сильный гнев – медленно вдохните и выдохните, сосчитайте вазочки на полке, облака на небе (или что-то другое, попавшееся на глаза). И конечно, нельзя начинать кричать и искать в собеседнике встречные недостатки.
- Считаете, что критика необоснованна? Попросите уточнить, детализировать, конструктивно обосновать претензию. Начальник говорит, что вы слишком медленно работаете, а вы думаете наоборот? Пусть он скажет, какую конкретно работу вы сделали недостаточно быстро. Муж обвиняет в неумении готовить? Попросите назвать именно то блюдо, которое (по его мнению) негодное.
- Третье вытекает из второго: убедитесь в полной компетентности того, кто вас критикует. Смешно же, если свекровь, сроду не державшая в руках тесто, разнесла в пух и прах ваши пирожки. А вот если она их готовит по высшему разряду, то к ее словам: «Начинка сухая, соли мало, перца бы добавить», – уже можно прислушаться.
- Убедитесь в том, что «статистика» в области критики работает на вас. Например, пришла подруга навестить вас после родов и недовольно морщит нос: «Как ты растолстела, и грудь – ну просто неприлично огромная!» А муж, наоборот, только и говорит о том, что вы ему теперь больше нравитесь! И все родственники, и соседи, которые поражаются вашему цветущему виду – они что, сговорились врать? Вряд ли.
- Научитесь правильно воспринимать правду, какой бы обидной она ни была. Используйте критику как помощь – вам указали на ошибки, теперь вы точно о них знаете и можете исправить. «Дорого яичко к Христову дню», справедливое правильное замечание так же бесценно.
- Берегите самооценку и старайтесь легко воспринимать замечания малознакомых или посторонних людей, даже если критика правильна на первый взгляд. Вовсе необязательно обижаться и начинать плакать, если новая сотрудница в первый же день в лоб «режет правду-матку» о вашей скучной одежде, бледном макияже и немодных туфлях. «Собака лает – ветер дует», – грубая народная мудрость, но очень к месту в данном случае.
- Соглашайтесь (без подобострастия), если видите искреннее желание помочь. Выразив благодарность за своевременную критику, вы не только правильно отреагируете на нее, но и заимеете друга. Человек, который всегда вовремя деликатно поправит, скажет об ошибке – самый хороший коллега и товарищ.
- Задумайтесь: вдруг критика поможет стать лучше? Один человек, если ему говорят: «Ты «тормоз», ты делаешь это плохо и медленно», – просто надуется и продолжит делать, как раньше. А другой встряхнется и постарается измениться.
И самое главное – не стремитесь фанатично к идеалу, как бы глупо это ни звучало! Да, бывает критика по делу, она помогает увидеть недостатки и избежать ошибок. Но если человек самодостаточен, уверен в себе, то на любую критику он отреагирует спокойно, с улыбкой. Да, я не кинозвезда, но муж меня любит и я довольна своей внешностью, дорогие подруги. Папа и мама, я понимаю, что не оправдала ваших надежд и не родила вам пятерых внуков, но мне хорошо и одной. Уважаемый шеф, я опоздала на прошлой неделе, но больше этого не повторится, а сегодня я вообще пришла на час раньше! Любите себя и постарайтесь относиться и к другим как к себе, когда захотите их покритиковать: помните, что абсолютно правильных людей нет, а ошибки никогда не поздно исправить.
Мне нравится 3
Похожие посты
Оставить комментарий
Материал на тему: Примеры характеристик
Характеристика
на обучающегося ___ класса МОБУ ___________
ФИО, _______г.р.,
проживающего по адресу: ____________
ФИ зачислена в МОБУ ___________ с ДАТА г в ___ класс. Ранее обучалась в МОБУ _____________.
Мать — ФИО, место работы, должность. Воспитывается в не полной семье. Братьев и сестер не имеет.
На протяжении обучения зарекомендовала себя как ученица со средними способностями. Дисциплинирована, на уроках активна. Легко усваивает новый материал, устанавливает причинно-следственные связи и отношения, но не всегда быстро находит пути решения, умеет анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Знания на уроках получает осознанно и систематично. Особый интерес проявляет к изучению предметов гуманитарного цикла. По итогам 2015-2016 учебного года переведена в 11 класс со средними оценками.
Физическое и психическое развитие соответствует возрасту.
Наталья не любит быть в центре внимания. Общественной жизни класса участвует в силу своих возможностей, является членом редколлегии. Обладает креативным мышлением.
Поручения классного руководителя выполняет добросовестно.
Ее отличают доброжелательность, трудолюбие, высокая работоспособность, любознательность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Опрятна, аккуратна.
Свободное время катается на скейтборде, читает книги, рисует.
На учете не состоит. За время обучения нарушений устава школы и замечаний со стороны педагогов не поступало.
Классный руководитель: ХХХ
Характеристика
на обучающегося ___ класса МОБУ ___________
ФИО, _______г.р.,
проживающего по адресу: ____________
ФИ зачислен в МОБУ ___________ с ДАТА г в ___ класс. Ранее обучался в МОБУ _____________.
Сирота, опекуном является родная бабушка, родных братьев и сестер не имеет.
Опекун — ХХХХХ, пенсионер. ХХХХХХ всегда проявляет интерес к школьным успехам внука, регулярно посещает родительские собрания и незамедлительно реагирует на вызов в школу, входит в состав родкомитета класса.
Платон на протяжении обучения зарекомендовал себя как ученик со слабыми способностями. Особые трудности у Платона вызывают русский, английский языки, алгебра и начало анализа, геометрия. К занятиям в школе относится очень добросовестно, уроки без уважительной причины никогда не пропускает, стремится выполнять все требования и рекомендации педагогов. Участие в трудовых поручениях не требует контроля со стороны взрослых. По результатам 2015-2016 учебного года переведен в 11 класс со средними оценками. На замечания взрослых реагирует всегда адекватно, в конфликтных случаях с учителями и обучающимися не замечен.
Отношения с одноклассниками ровные. Платон предпочитает общаться со взрослыми, мотивируя это тем, что ему не интересны обсуждаемые сверстниками темы. Поэтому в отношениях со сверстниками старается отстоять свое мнение.
Платон неохотно принимает активное участие в общественной жизни класса, но часто проявляет инициативу в обсуждении сценария и в подготовке реквизитов. Переживает за успехи одноклассников и класса.
Ко взрослым Платон относится уважительно, поручения выполняет добросовестно.
Учащийся опрятен, аккуратен. Внешним видом являет пример для своих сверстников.
На учете не состоит.
Классный руководитель: ХХХ
Характеристика
на обучающегося ___ класса МОБУ ___________
ФИО, _______г.р.,
проживающего по адресу: ____________
ФИ зачислен в МОБУ ___________ с ДАТА г в ___ класс. Ранее обучался в МОБУ _____________.
Мать — ФИО, место работы, должность.
Отец — ФИО, место работы, должность.
Денис вырос в полной семье с двумя детьми (сестра 2013 г.р.).
Физическое и психологическое развитие немного отстает от сверстников. Основная доля друзей Дениса младше его на два года. Учебные навыки средние, гуманитарной направленности. Математическими способностями не обладает. По итогам 2015-2016 учебного года переведен в 11 класс со средними оценками. В конфликтных ситуациях не замечен. На замечания реагирует адекватно.
В общественной жизни класса и школы активного участия не принимает. Организаторскими способностями не обладает. В коллективе играет роль «ведомого». В общении Денис спокоен, коммуникабелен, немного пассивен, ленив. Развито чувство ответственности, свою часть работы старается выполнить в срок. Самостоятелен. Способен проявлять сопереживание окружающим. По характеру домосед.
Свободное время играет в дворовый футбол, смотрит телевизор, присматривает за младшей сестренкой.
На учете не состоит.
Классный руководитель: ХХХ
Характеристика
на обучающегося ___ класса МОБУ ___________
ФИО, _______г.р.,
проживающего по адресу: ____________
ФИ зачислена в МОБУ ___________ с ДАТА г в ___ класс. Ранее обучалась в МОБУ _____________.
Семья, в которой воспитывается Алина, неполная. Отец с матерью в разводе.
Мать — ФИО, место работы, должность. В семье двое детей. Отец в воспитании детей не участвует. Бытовые условия, в которых проживает девушка, удовлетворительные.
Обладает средними умственными способностями. К учебе относится посредственно. Алина часто отвлекается на уроках, нарушает дисциплину. На замечания учителей не реагирует должным образом или отвечает грубостью. Очень часто пропускает уроки без уважительных причин.
Не проявляет инициативы в общественной деятельности. Нередко отказывалась от участия в общественных делах, всегда старается уклониться от любой работы.
Обладает твердым, волевым характером, доминирует стремление к лидерству, желание показать себя не с лучшей стороны. Имеет повышенную эмоциональную возбудимость, склона к бурным эмоциональным проявлениям. Всегда резка, невыдержанна как в общении с ровесниками, так и со старшими. Отвергает любую критику.
В классе авторитетом не пользуется при этом со сверстниками общительна, легко заводит новые знакомства. Мать Алины не может оказать влияния на дочь. Меры педагогического воздействия имеют лишь временный результат.
Состоит на учете КДН, ПДН. Свободное время гуляет с друзьями по микрорайону. Занималась в секции бокса. Имеет стремление к противоправным действиям.
Классный руководитель: ХХХ
Характеристика
на обучающегося ___ класса МОБУ ___________
ФИО, _______г.р.,
проживающего по адресу: ____________
ФИ зачислен в МОБУ ___________ с ДАТА г в ___ класс. Ранее обучался в МОБУ _____________.
Леонид живет в не полной семье. Мать — ФИО, место работы, должность.
Отец скончался в марте 2016г. У Леонида есть сестра ФИО, 2006г.р. (временно проживает в пос. ХХХХ). Отношения в семье до гибели отца были напряженными, деспотичными – со стороны отца. В последнее время отношения в семье налаживаются, Леонид стал более открытым и оптимистичным.
За время обучения Леонид показал себя как ученик со средними способностями, пропускает занятия без уважительной причины. Физическое и психическое развитие соответствует возрасту. Работает на уроках гуманитарной направленности, мотивацию к остальным предметам не проявляет. Друзей среди одноклассников не имеет. В школе держался обособленно. В стенах школы в конфликтных ситуациях замечен не был. На замечания взрослых реагировал не всегда адекватно.
Леонид позиционирует себя как особенный человек, имеющий свое мнение обо всем, отличается критичностью мышления. Относит себя к субкультуре «Деткор». По характеру Леонид добрый, но вспыльчивый, неуравновешенный. В обществе является наблюдателем. В свободное время проводит за компьютерными играми, основывает музыкальную группу, пишет стихи к песням, занимается вокалом.
Состоит на учете в ПДН с _____ за антиобщественное поведение, а так же в психиатрической больниц за попытку суицида.
Классный руководитель ХХХ
Характеристика
на обучающегося ___ класса МОБУ ___________
ФИО, _______г.р.,
проживающего по адресу: ____________
ФИ зачислен в МОБУ ___________ с ДАТА г в ___ класс. Ранее обучался в МОБУ _____________.
Артем на протяжении пяти лет воспитывался в ХХХ детском доме, в данное время находится под опекой бабушки — ФИО, место работы, должность.
За время обучения Артем показал себя как ученик с посредственными знаниями. Учебные навыки сформированы не в достаточном объеме для успешного продолжения обучения. Работает только на уроках основ права, истории и обществознания, мотивация к остальным предметам сниженная. По результатам 2015-2016 учебного года оставлен на повторное обучение. Может пропускать занятия без уважительной причины. На замечания взрослых реагирует не всегда адекватно, были случаи конфликта с учителями. В общественной жизни класса и школы активного участия не принимает.
Артем по характеру своенравен, эмоционально неуравновешен в решениях категоричен. Со сверстниками общителен, подвижен. Легко заводит новых знакомых среди сверстников. В сложных ситуациях возможны импульсивность, агрессивность, которые носят защитный характер. В общении со взрослыми закрыт, на контакт не идет.
Осужден ХХХХХ условно ст.162 ч.2.
Состоит на учете в ПДН, УИИ ОП-1.
Классный руководитель: ХХХ
Характеристика
на обучающегося ___ класса МОБУ ___________
ФИО, _______г.р.,
проживающего по адресу: ____________
ФИ зачислена в МОБУ ___________ с ДАТА г в ___ класс. Ранее обучалась в МОБУ _____________.
Мать — ФИО, место работы, должность. Кристина воспитывается в многодетной неполной семье. Кроме Кристины в семье 3 несовершеннолетних детей ( Илья — 2004г.р., Иванесса — 2008г.р., Альберт- 2013г.р.).
На протяжении обучения зарекомендовала себя как ученица со средними способностями. Дисциплинирована, на уроках активна. Легко усваивает новый материал, устанавливает причинно-следственные связи и отношения, но не всегда быстро находит пути решения, умеет анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Может пропускать занятия без уважительной причины. По итогам 2015-2016 учебного года переведена в 11 класс.
Физическое и психическое развитие соответствует возрасту.
Кристина не принимает активное участие в общественной жизни класса. Отношения с одноклассниками ровные, в обществе держится обособленно.
К взрослым Кристина относится уважительно, на замечания реагирует адекватно.
Обладает спокойным, уравновешенным характером. Склона к обману. Опрятна, аккуратна. Имеет творческие задатки. Интересуется искусством, любит рисовать и мастерить различные поделки.
Состоит на учете в КДН за систематические пропуски. За время обучения нарушений устава школы и замечаний со стороны педагогов не поступало.
Классный руководитель: ХХХ
Характеристика
на обучающегося ___ класса МОБУ ___________
ФИО, _______г.р.,
проживающего по адресу: ____________
ФИ зачислена в МОБУ ___________ с ДАТА г в ___ класс. Ранее обучалась в МОБУ _____________.
Мать — ФИО, место работы, должность. Семья не полная, 2 детей (брат 2010 г.р.).
Анна имеет сына (Георгий 2015г.р.) проживает с отцом ребенка в гражданском браке. С ролью матери и жены успешно справляется, депрессивных состояний не наблюдалось. В доме чисто и уютно, ребенок ухожен.
На протяжении обучения зарекомендовала себя как ученица со способностями выше среднего. Дисциплинирована, на уроках активна. Легко усваивает новый материал. Хорошо развиты логическое мышление и речь. Знания на уроках получает осознанно и систематично. По итогам 2015-2016 учебного года переведена в 11 класс имеет в основном оценки «хорошо».
Анна в меру своих возможностей старается принимать активное участие в общественной жизни класса, проявляет интерес ко всем мероприятиям воспитательного и учебного характера, проводимым в классе и в школе.
Анна всегда следует правилам «хорошего тона» во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Поручения классного руководителя выполняет добросовестно, на замечания реагирует адекватно.
Анна в общении доброжелательна и отзывчива, с одноклассниками поддерживает дружеские отношения. Обладает спокойным, уравновешенным характером. Опрятна, аккуратна. Осознаёт роль здорового образа жизни. Предпочитает здоровый стиль жизни, в свободное время проводит с сыном. У Анны отсутствует стремление к противоправным действиям, она отличается стабильным уравновешенным поведением и умением пойти на компромисс при решении проблем и в конфликтных ситуациях.
На учете не состоит. За время обучения нарушений устава школы и замечаний со стороны педагогов не поступало.
Классный руководитель: ХХХ
Характеристика
на обучающегося ___ класса МОБУ ___________
ФИО, _______г.р.,
проживающего по адресу: ____________
ФИ зачислена в МОБУ ___________ с ДАТА г в ___ класс. Ранее обучалась в МОБУ _____________.
Мать — ФИО, место работы, должность. Семья не полная, многодетная, малообеспеченная. Алия старший ребенок в семье, по мимо ее в семье воспитываются Лена 1998г.р., Данил 2000г.р., Егор 2002г.р., Анна 2013г.р. Алия имеет дочь (Алиса 2014г.р.). С ролью матери справляется успешно, депрессивных состояний не наблюдалось. В доме чисто и уютно, ребенок ухожен. Семья проживает в 1 комнатной частично благоустроенной квартире. Взаимоотношения в семье устойчивые, благоприятные. Мать придерживаются демократического стиля воспитания, основанного на доверии, ответственности и взаимопонимании.
На протяжении обучения зарекомендовала себя как ученица со способностями выше среднего. Легко усваивает новый материал. Хорошо развиты логическое мышление и речь. Имеет склонность к математике и языкам. Знания на уроках получает осознанно и систематично. По итогам 2015-2016 учебного года переведена в 11 класс имеет в основном оценки «хорошо» и «отлично».
Алия активно участвует в общественной жизни класса и школы. Её отличает инициативность и ответственность в выполнении поручений, трудолюбие. Для Алии характерна высокая организованность, аккуратность, опрятность бережное отношение к своим вещам и чужим вещам. К критике относится довольно спокойно, выслушивая все замечания, но высказывает своё мнение при несогласии в спокойной форме. У ее сформирована мотивация на успех, к неудачам относится с пониманием, анализируя причины, составляя планы новых действий..
В межличностных отношениях для Алии характерны общительность, вежливость и тактичность. В общении непосредственна, искренне относится к другим, но сдержанна в эмоциональных проявлениях. В отношениях со сверстниками проявляет уважение и терпимость. Неконфликтна, возникающие проблемы в общении решает на основе компромисса. С уважением относится к учителям..
За время обучения нарушений устава школы и замечаний со стороны педагогов не поступало.
Классный руководитель: ХХХ
Характеристика
на обучающегося ___ класса МОБУ ___________
ФИО, _______г.р.,
проживающего по адресу: ____________
ФИ зачислена в МОБУ ___________ с ДАТА г в ___ класс. Ранее обучалась в МОБУ _____________.
Семья, в которой воспитывается Елизавета, неполная. Отец с матерью в разводе.
Мать — ФИО, место работы, должность. В семье двое детей (Нигина 2000г.р.). Бытовые условия, в которых проживает девушка, удовлетворительные, но стесненные. Елизавета имеет дочь 2014 г.р. в воспитании дочери отец ребенка не участвует.
Обладает средними умственными способностями. Занимается удовлетворительно. Внимание рассеянное. Слабо развиты логическое мышление и речь. Не умеет анализировать. На уроках может допускать нарушения дисциплины. На замечания реагирует не всегда адекватно. По итогам 2015-2016 учебного года переведена в 11 класс.
Обладает хорошими коммуникабельными способностями: легко вступает в контакт со сверстниками, легко адаптируется в любой обстановке. Часто стремится во что бы то ни стало выделиться, обратить на себя внимание. Елизавета очень активна в общественной жизни класса и школы, выступала инициатором различных мероприятий. Она обладает хорошими актерскими задатками.
Имеет повышенную эмоциональную возбудимость, склона к бурным эмоциональным проявлениям. Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. В сложных ситуациях возможны импульсивность, агрессивность, которые носят защитный характер. Активна в общении со сверстниками, но взаимоотношения поверхностны, склонна к конфликтам. Самооценка адекватная, старается соблюдать принятые правила и нормы.
Свободное время проводит с дочерью, гуляет с друзьями по микрорайону.
Классный руководитель: ХХХ
Характеристика
на обучающегося ___ класса МОБУ ___________
ФИО, _______г.р.,
проживающего по адресу: ____________
ФИ зачислена в МОБУ ___________ с ДАТА г в ___ класс. Ранее обучалась в МОБУ _____________.
Семья, в которой воспитывается Настя, неполная. Отец с матерью в разводе.
Мать — ФИО, место работы, должность. В семье двое детей. Бытовые условия, в которых проживает девушка, удовлетворительные, но стесненные проживают в к небольшой комнате в квартире совместно с родственниками.
Обладает низкими умственными способностями. Большой объем информации (согласно своему возрасту) освоить не может. Занимается удовлетворительно. Внимание рассеянное. Слабо развиты логическое мышление и речь. Не умеет анализировать. В учебе проявляет себя с отрицательной стороны. На уроках безобразно себя ведет, нарушая дисциплину. Тем немее по итогам 2015-2016 учебного года переведена в 11 класс.
Часто обманывает учителей и родителей. Обладает хорошими коммуникабельными способностями: легко вступает в контакт со сверстниками, легко адаптируется в любой обстановке. Часто стремится во что бы то ни стало выделиться, обратить на себя внимание. У Анастасии доминирует желание показать себя не с лучшей стороны.
Всегда проявляет инициативу в общественной жизни класса и школы. Редко доводит дело до конца без посторонней помощи и контроля.
Нарушает правила поведения: опаздывает на уроки, пропускает занятия без уважительной причины, грубит, способна оговорить одноклассников. Имеет повышенную эмоциональную возбудимость, склона к бурным эмоциональным проявлениям. Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
Меры педагогического воздействия со стороны школы и семьи имеют лишь временный результат.
Состоит на учете КДН, ПДН. Свободное время гуляет с друзьями по микрорайону.
Классный руководитель: ХХХ
Характеристика
на обучающегося ___ класса МОБУ ___________
ФИО, _______г.р.,
проживающего по адресу: ____________
ФИ зачислена в МОБУ ___________ с ДАТА г в ___ класс. Ранее обучалась в МОБУ _____________.
Мать — ФИО, место работы, должность. Мать воспитывает дочь одна.
На протяжении обучения зарекомендовала себя как ученица со средними способностями. Дисциплинирована, на уроках активна. Легко усваивает новый материал, устанавливает причинно-следственные связи и отношения, но не всегда быстро находит пути решения, умеет анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Знания на уроках получает осознанно и систематично. Имеет прочные знания по всем предметам, учится на «хорошо» и «отлично». Особый интерес проявляет к изучению физики, математики. По итогам 2015-2016 учебного года переведена в 11 класс.
Физическое и психическое развитие соответствует возрасту.
Екатерина принимает активное участие в общественной жизни класса, проявляет интерес ко всем мероприятиям воспитательного и учебного характера, проводимым в классе и в школе. Участвовала в общешкольном конкурсе «мисс — Осень», заняла второе место.
К взрослым Екатерина относится уважительно, поручения классного руководителя выполняет добросовестно, на замечания реагирует адекватно.
В общении со сверстниками доброжелательна и отзывчива, с одноклассниками поддерживает дружеские отношения, в конфликты не вступает. Обладает спокойным, жизнерадостным характером, проявляет активность в творческой деятельности. Опрятна, аккуратна.
Свободное время занимается фитнесом, серьезно увлекается современными танцами. Рисует в ходит в состав редколлегии класса.
На учете не состоит. За время обучения нарушений устава школы и замечаний со стороны педагогов не поступало.
Классный руководитель: ХХХ
Вас критикуют? Как отвечать на »наезды»: 8 ситуаций. Навыки общения
Содержание:
Одна из вещей, с которыми сложнее всего справиться, сохраняя ассертивное поведение, — это критика. Она может ранить ваши чувства и задевать самоуважение. Иногда критика настолько расстраивает, что вы принимаете даже несправедливые замечания и переживаете по этому поводу. Учимся правильно реагировать на критические замечания начальника и коллег.
На самом деле критические замечания бывают как реалистичными и справедливыми, так и необоснованными. Критиковать можно тактично или грубо, наедине или перед аудиторией. И случается, что человек ведет себя неправильно. В некоторых случаях такое поведение становится стандартной моделью. Остановимся на нескольких способах реагирования на критику: справедливую и несправедливую.
Как реагировать на справедливую критику
Принять критику. Самое простое — согласиться с замечаниями без демонстрации чувства вины, оправданий или извинений. Мы все совершаем ошибки, и лучшее, что можно сделать, это признать ошибку, исправить ее, сделать нужные выводы и двигаться дальше. Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Руководитель: «Вы не слишком хорошо справились с заданием».
Вы: «Да, согласен. Попробую переделать».
Попросить дополнительную информацию. Еще один вариант — принять негативный отзыв, но сразу же попросить дополнительную информацию у критикующего. Задавайте любые уточняющие вопросы — абсолютно любые — по поводу услышанного. На самом деле совершенно не важно, о чем вы спрашиваете, — с помощью этого приема вы «разбавляете» критику и демонстрируете, что уверены в себе и контролируете ситуацию.
Руководитель: «Вы не очень хорошо провели встречу».
Вы: «Да, получилось не слишком эффективно. На ваш взгляд, проблемы возникли в начале встречи или позже?»
Что делать, если критика несправедлива?
В силу различных причин незаслуженная критика ранит сильнее, чем справедливые замечания. Ознакомьтесь с тремя видами реакции на несправедливую кри-тику, не забывая, что жизнь бывает несправедлива ко всем. Тогда неприятная ситуация пройдет менее болезненно.
Не соглашаться с критикой. Главное — оставаться спокойным и дружелюбным. Сделайте небольшую паузу, а затем мягко не согласитесь с замечанием. Например:
Коллега: «Вы вечно опаздываете на встречи».
Вы: «Ну что вы, я не вечно опаздываю… Возможно, такое случилось один или два раза, но определенно я опаздываю не всегда».
Попросить дополнительную информацию. Вы можете дружелюбно и с энтузиазмом задавать уточняющие вопросы, чтобы получить дополнительную информацию, пока ваш критик не пожалеет, что он вообще поднял эту тему!
Избегать прямого ответа. Постарайтесь уклониться от прямого ответа, завуалируйте ситуацию, пусть она станет неясной; ничего не отрицайте и не подтверждайте, не давайте вашему критику информацию, за которую он мог бы зацепиться. Так его замечания не попадут в цель. Со стороны все выглядит, словно критика принята, но не оказала на вас практически никакого эффекта. Такое поведение отбивает охоту незаслуженно критиковать вас в будущем.
Немного практики, и вы сможете овладеть этим искусством. Такие слова, как «возможно», «вероятно», «может быть», сделают неопределенной любую тему. Или попробуйте отвечать, используя следующие фразы: «Возможно, вы правы, всякое случается…», «Сложно сказать наверняка…», «В ваших словах есть доля истины…»
Как быть со скрытой критикой?
Иногда коллеги или руководители высказывают замечания и претензии открыто, и с этим бывает довольно сложно справиться. Но время от времени все мы сталкиваемся со скрытой критикой — манипуляциями и непрямой агрессией. Порой люди даже не отдают себе отчета в том, что произносят оскорбительные и неприятные вещи. Вы знаете, как это бывает. Вот несколько примеров:
— Не беспокойтесь, оставьте все как есть. Я сам об этом позабочусь.
— Вы уверены, что ваш способ лучший?
— Разве вы еще не закончили отчет?
Комментарии подобного рода обычно произносят дружелюбно, иногда даже с улыбкой, но при этом возникает смутное ощущение, что вас раскритиковали, хотя вы в этом не вполне уверены. Такой вот «улыбающийся убийца». Вы теряетесь в поисках ответа, а тем временем момент упущен. Или, возможно, вы, инстинктивно чувствуя, что на вас нападают, демонстрируете раздражение и гнев. Однако собеседник тут же принимает изумленный вид и говорит что-то вроде:
— Что? Что я сказал?
— Я вовсе не имел этого в виду… вы слишком остро реагируете.
— Вы все придумали… так обидчивы… у вас проблема с восприятием.
Такие замечания заставляют человека ощущать свою незначительность и подрывают его уверенность в себе. Помните, подобные критические комментарии в ваш адрес могут войти в привычку, если вы будете это позволять, поскольку доказать, что они являются оскорблением или агрессией, достаточно трудно. Так как же на них реагировать?
Лучший способ — спокойно, бесстрастно и не угрожая дать собеседнику понять, что вы отлично понимаете подоплеку его высказываний. Получив такой отпор один раз, большинство людей отступят и вряд ли захотят повторить этот фокус. Коллеги ведут себя с вами оскорбительно только тогда, когда вы спускаете им это. Прежде чем перенести подобную ситуацию в реальность, отрепетируйте свое поведение. Однако прибегайте к этому способу, только если ваша реакция не вызовет нежелательных последствий.
Можно согласиться с замечанием — открыто, но достаточно бесстрастно, и сопроводить спокойным комментарием, как в примере 1 из следующей таблицы.
На неясное утверждение вы можете ответить не менее неопределенной фразой. Так вы завуалированно признаете скрытую критику, как в примерах 2 и 3. Уклонение от прямого ответа «разоружит» вашего оппонента и даже разочарует, поскольку он не поймет, достигла ли его критика цели.
Вот примеры разных видов реакции на три случая скрытой критики, описанных ранее.
Скрытая критика | Ваша реакция |
Оставьте все как есть. Я сам об этом позабочусь | Хорошо. Обычно я так не поступаю, но время поджимало — моя встреча с новым крупным клиентом затянулась дольше запланированного |
Вы уверены, что ваш способ лучший? | Да, ваш способ, возможно, был бы эффективнее, но Джерри попросил меня сегодня все сделать именно так |
Разве вы еще не закончили этот отчет? | Да, возможно, у меня это займет чуть больше времени, чем обычно. Но я не уверен |
Учимся спокойно принимать замечания | Журнал Cosmopolitan
Работа и недовольство начальства неразделимы так же, как офис и бизнес-ланч. Но если перерыв на обед всегда приятен, то критика, как правило, отвратительна. Полюбить ее нельзя. Можно научиться спокойно принимать замечания.
Страшная правда
Мы знаем, что неидеальны. Одна ленива, вторая невнимательна, забывчива, неаккуратна, вспыльчива, третья талантливо совмещает все эти качества. Но в глубине души каждая из нас уверена, что она — лучшая. А лень или забывчивость — милые недостатки, так сказать, изюминки рассыпчатого бисквита ангельского характера. Мы легко признаемся себе, что «нам сложно сконцентрироваться на работе», но стоит начальнику заявить о нашей невнимательности, теряем аппетит, сон и желание приходить в офис к 10 часам. «Когда говорим о своих минусах вслух, в глубине души продолжаем считать, что они ничтожно малы, и в сравнении с коллегами мы — гениальные профессионалы. Поэтому, когда другие указывают нам на этот недостаток, страшно удивляемся и обижаемся», — объясняет психолог Ирина Романова. И какие делаем выводы? К нам плохо относятся! Тем более что тактично делать замечания умеют единицы. Какой бы ни была критика — заслуженной или нет, она кажется обидной, нетактичной, суровой. «Очень часто мы думаем: справедливое замечание лишь маскирует неприязнь критикующего, формируя так называемый сэндвич: сверху и снизу — якобы справедливые слова, а внутри — котлета, которой можно отравиться. И потому человек инстинктивно уклоняется и агрессивно не принимает этот фастфуд», — разъясняет психолог Дмитрий Клевцов.
Со стороны
Первой реакцией в ответ на негативное замечание бывает острое желание обидеться и уйти. Или сказать что-то неприятное в ответ. Но ни то, ни другое хорошим вариантом не назовешь. Потом придется переживать не только из-за критики, но и из-за собственных необдуманных слов и поступков. Чтобы воспринимать разносы без лишних эмоций, психологи советуют научиться видеть ситуацию со стороны. Когда мы смотрим на происходящее своими глазами, то не замечаем ничего, кроме человека, произносящего обидные слова. Но если попробовать войти в роль наблюдателя, можно заметить гораздо больше. «Прежде всего нужно глубоко вдохнуть и задать себе вопрос: „А как я сейчас выгляжу?“ Это позволит абстрагироваться от эмоций и не пропустить замечания, с которыми можно согласиться», — говорит психолог, ведущий тренингов личностного роста Антон Безмолитвенный.
Конкретнее
Очень часто, когда нас критикуют, мы слышим не конкретные вещи, а общие обвинения. Нам говорят «ты ошибся», мы слышим «ты бездарь», произносят «можно было бы сделать это лучше», слышим «ты халтурщик». Человеку свойственно преувеличивать масштабы неприятностей.
Если критикуют нашу работу, особенно ту, в которую, как нам кажется, мы вложили душу, это становится настоящим бедствием. Но на самом деле чаще всего осуждают не наш взгляд на мир в целом, а какой-то отдельный поступок, ошибку, которые вполне можно исправить. «Очень важно отделять критику действий от критики личности. Если говорят: пирог невкусный, это значит, что критикуют именно конкретный пирог, который на этот раз не удался. Не наши кулинарные способности и тем более не нас», — объясняет Дмитрий Клевцов. Начальник выражает недовольство твоим знанием английского? Он вовсе не имеет в виду, что ты «зря училась в институте и вообще — посредственный сотрудник». Он просто говорит, что тебе нужно пополнить словарный запас и потренироваться в произношении. И не более того».
Первая реакция на критику — острое желание обидеться и уйти
Как от стенки
А бывает так, что критика оказывается явно несправедливой и обидной. Например, ты ночами сидишь над новым проектом и уже забыла, что такое полноценные выходные. Но заказчик в силу вредного характера или просто плохого настроения раскритиковал твою работу в пух и прах, не объясняя внятно, что именно ему не понравилось. Или аргументы настолько надуманны, что даже смешно. Только тебе в этот момент не до смеха — обидно до слез. В таких случаях Антон Безмолитвенный считает: стоит заявить обидчику — все, что он хотел донести до тебя, ты услышала и усвоила. Да, мол, Иван Иванович, я вас поняла, учту, исправлюсь. Так проще всего прекратить разговор и оградить себя от очередного шквала упреков. Несправедливые замечания чаще всего говорят о том, что критик не в духе и пытается улучшить настроение, испортив позитивный настрой другого. Не давай ему шанса! А если твое спокойное согласие не поможет и обвинения не прекратятся, вообрази: обидные слова отскакивают от тебя — как мячики от стенки. В психологии есть такой прием защиты: нужно представить, будто вокруг появилась невидимая стена, ограждающая тебя от внешней агрессии. И пусть они там говорят, что хотят, — тебя это не касается и не волнует. Проверено на практике: очень часто, не получив ожидаемого отпора, агрессор остывает и через какое-то время приходит с извинениями. «Самое главное — не применять к своей самооценке весь полученный объем новых сведений о себе. Оценка себя — ваше личное дело, территория, на которую запрещен вход окружающим. Помните: как бы ни было обидно замечание — это всего лишь мнение человека, стоящего перед вами, даже если он — начальник», — говорит Антон Безмолитвенный.
Скорая помощь
Иной вариант реакции на агрессивную критику — сочувствие. Согласись, если человек сейчас не в духе, значит, у него есть на то причины. Может, пару часов назад его безжалостно отчитало вышестоящее руководство. Или, что тоже вероятно, он просто завидует твоим талантам. Плохая погода, неудачное отражение в зеркале — мало ли что. «Скрытой причиной унижающей критики нередко оказывается обида на весь мир или конкретную его часть. Но вот только ты здесь ни при чем, а потому переживать из-за претензий совершенно нет смысла. Подумай, что обидчику сейчас гораздо тяжелее, чем тебе, посочувствуй и отпусти его с миром», — советует Ирина Романова. В зависимости от ситуации сочувствовать можно молча или вслух. Например, если позволяет субординация, обратись к критику: «Мне кажется, вы чем-то расстроены. Вы себя хорошо чувствуете?» Это поможет ему отвлечься и задуматься о собственных проблемах.
Замена слов
«Ты всегда опаздываешь!» — говорит коллега, «ты всегда все забываешь», — хмурит брови суровый шеф, «вы опять все напутали», — заявляет клиент. После этих слов можно посыпать голову пеплом и признать себя непутевой неудачницей. Но лучше перевести услышанные слова в конструктивное русло. «Не позволяй критикам обобщать и преувеличивать. Ты ведь не теряешь документы каждый день, а конкретно вчера куда-то подевалась копия договора. Или, например, не „всегда забываешь“, а именно сегодня заработалась и не поздравила с днем рождения партнера вашей фирмы», — говорит Ирина Романова. К тому же психолог напоминает, что в любой фразе можно найти второй смысл. То есть ты можешь смело искать в критичном высказывании похвалу в твой адрес. Например, если говорят: «ты слишком болтлива», это можно перевести как «да, я общительна, коммуникабельна, у меня хорошие ораторские способности». Сообщают, что «работаешь в темпе черепахи», — думай: «я чертовски выносливый марафонец, все делаю на совесть».
Прямым текстом
А иногда критика бывает похожей на назойливую муху. Например, у тебя есть привычка постоянно накручивать волосы на палец, когда задумаешься. Или тебе нравится, когда около компьютера стоят чашка с кофе и вазочка с печеньем. Ни то ни другое не запрещено ни корпоративными правилами, ни правилами приличия. Но обязательно в коллективе найдется кто-то, кому доставляет удовольствие регулярно и громко делать тебе замечания. «Проще всего прямым текстом сказать собеседнику: ты поняла его, но у тебя есть своя позиция, и отказываться от нее вовсе не собираешься, ведь никому вреда не наносишь. Если критика назойлива или неприятна, не стесняйся честно сказать об этом и попросить избавить тебя от дальнейших замечаний», — советует Ирина Романова.
В шутку
Очень важно научиться принимать критику с юмором. «Ты не можешь найти общий язык с заказчиками», — говорит коллега после пяти заключенных сделок, а шестой, увы, не состоявшейся. Пообещай брать пример с критика, ведь он — «настоящий специалист». Если делает замечание босс, и удачную шутку могут принять за оскорбление. Но можно и пошутить над собой. Улыбнись и признайся: ошиблась в отчете, потому что, «как настоящая блондинка, раз в год страдаю приступом тупости». Самоирония не позволит шефу рассердиться. Веселый настрой поможет смотреть на вещи проще, принимать критику спокойно и даже находить в ней что-то полезное. Иногда всерьез.
Очень важно научиться принимать критику с юмором
Обидные слова. Как их воспринимать правильно
Алена Пендрик, художник-модельер по прическе, визажист: «Когда меня критикует клиент, поначалу, конечно же, стараюсь все изменить в лучшую сторону. Потому что в нашей профессии существует такое понятие, как «клиент всегда прав». Но если мне это не удается и заканчиваются все аргументы — почему делаю именно так, а не иначе, — я не принимаю критику близко к сердцу и говорю: «К сожалению, мы не смогли понять друг друга, и, наверное, я просто не ваш мастер. Извините».
Илья Болгов, студент факультета режиссуры кино и телевидения: «С критикой сталкиваются все режиссеры, даже маэстро. А когда ты — начинающий, она сопровождает каждую работу. Но я научился четко разделять важные замечания и «пустой звук». Когда критикует научный руководитель, стараюсь понять его и сделать выводы. Если это сокурсники или зрители, просто киваю, улыбаюсь, но не зацикливаюсь на услышанном. Люди так устроены, что им нужно самоутверждаться, критикуя других».
«Что делать, если я болезненно реагирую на любую критику в свой адрес?» – Яндекс.Знатоки
Чтобы совет, что делать в такой ситуации, был полезен, сперва нужно разобрать причины болезненного реагирования на критику, а таких причин может быть весьма много, в совокупности или по отдельности:
Заниженная самооценка. Парадокс этого явления в том, что самооценка никак не связана с реальными качествами человека, а является лишь восприятием самого себя. Обладая заниженной самооценкой, человек не может адекватно оценить себя, и, чтобы составить представление о себе, он полагается на мнение окружающих. Он зависит от их оценки. Соответственно, выслушивание критики в свой адрес снижает самооценку и веру в собственные силы.
Что делать в этом случае:
- Принять истину, что никто не идеален. Живой человек имеет право совершать ошибки, но при этом никто не имеет права, критиковать его за его выбор, действие или поступок. В нашей воле, принимать или не принимать другого человека, но критика в чей-либо адрес говорит о низком уровне развития того человека, кто критикует. Помните об этом, когда слышите критику. Каждый человек обладает правом быть таким, какой он есть.
- Учиться любить и уважать себя. Стать поддержкой и лучшим другом для самого себя. Перестать критиковать самого себя. Позволять самом себе, совершать ошибки. Ведь при заниженной самооценке услышанная критика как бы резонирует с внутренней критикой самого себя. Если же мы выключаем собственного критика, чужая критика воспринимается уже менее болезненно . Научиться любить себя — это длинный и трудоемкий процесс, но результаты могут трансформировать жизнь.
Комплексы. Существует такая поговорка, не имеющая отношения к психологии «на воре и шапка горит», она говорит нам о том, что вор всегда выдает себя своим поведением, параллельно при этом, он находится в страхе, выдать себя. Также обстоят дела и у человека с комплексами. Комплексы являются одновременно и следствием, и причиной заниженной самооценки и обладают свойством, управлять нами. Нам хочется их ото всех скрыть, потому что комплексы мы всегда воспринимаем чем-то постыдным. Когда в нас летит критика, вполне возможно, что она долетает до сокровенных уголков, где мы прячем наши комплексы. Начинаются переживания. Мы перекручиваем в голове услышанную критику, пытаясь понять, был ли раскрыт наш секрет или нет.
Что делать в этом случае:
- В случае с комплексами важно суметь найти ответ на один вопрос «Что страшного в том, что о моих комплексах кто-то узнает»? Существуют и совсем радикальные способы борьбы, когда люди вместо того, чтобы продолжать скрывать комплексы, начинают открыто их демонстрировать. Принимают их. В таких случаях критика сама по себе перестает наносить раны.
Синдром отличницы/отличника. Привычка быть хорошим. Такое поведение может иметь корни в виде глубокой психологической травмы. Такие люди живут с ощущением, что недостойны любви, это деструктивная программа «Чтобы меня любили — мне надо быть хорошим». В таком случае любая критика бьет по больному, так как сразу же включается режим тревоги. «Меня критикуют, значит я не хороший, значит меня не будут любить».
Что делать в этом случае:
- В этом случае, по моему опыту, поможет только работа с подсознательными убеждениями, в ходе которой нужно определить, когда установка зародилась, в какой момент она стала проявляться, какую выгоду, явную или скрытую она несет, и, наконец, избавить от нее, заменив на новую.
Завышенная самооценка. Несмотря на бытующее мнене, что, с завышенной самооценкой жить проще, чем с заниженной, на самом деле — это заблуждение. Так как и при завышенной самооценке люди страдают от критику. Но с небольшой разницей в проявлении. При заниженной — человек грустит и закрывается в себе, при завышенной — человек злится, критика воспринимается как не признание его «величия».
Что делать в этом случае:
- Как ни удивительно, но то же самое, что и при заниженной. Учиться, любить себя. Потому как завышенная самооценка является некоторой формой защитной реакции. То есть, настолько не хочется признать, свою слабость и несовершенство, что лучше я буду проявлять агрессию и силой докажу всем, что я лучше всех. То есть база — абсолютно та же самая, что и при заниженной самооценке, только при заниженной — защитная реакция проявляется пассивно, при завышенной — активно.
Как правильно реагировать на замечания
Негативные эмоции, осуждающие люди и критическая реакция оказывают на нас большее влияние, чем хорошие. Как правильно реагировать на замечания в свой адрес.
Критика настолько неприятна, насколько приятна похвала, — только еще в 10 раз хуже. Может показаться, что так считают лишь невротики и неисправимые пессимисты, но это не так. Нередко можно встретить рассказы, как одно замечание заставило кого-то забыть о десятке положительных отзывов. Писатель Дэвид Кейн в своем блоге Raptitude рассказывает о том, что это нормальное явление для человеческой природы.Критика на эмоциональных весах перевешивает похвалу. Негативные события ярче отпечатываются в памяти, так что утрата обладает большим эмоциональным весом, чем приобретение. Если задуматься, это вполне логично с точки зрения выживания. Помнить об опасности и представлять ее в более ярких красках — важнее, чем думать о награде.
Ущерб от негативных событий (от колкого замечания или порезанного пальца — неважно) учит, как избегать физической опасности и быть в хороших отношениях с окружением. Хорошие события полезны и важно помнить, как их добиваться, но долго думать о них не имеет большого смысла. Подобную точку зрения в своем исследовании подтверждает социальный психолог, профессор Рой Баумейстер: «Негативные эмоции, осуждающие родители и критическая реакция оказывают на нас большее влияние, чем хорошие».
Естественный побочный эффект такой переоценки негативного — большая пассивность в жизни. Кажется, что ущерб от плохого результата больше, чем награда за хороший, поэтому разумно как можно реже предпринимать и пробовать что-то новое. Как говорил писатель Эльберт Хаббард: «Хочешь избежать критики — ничего не делай, ничего не говори и будь никем».
В целом понятно, к чему клонит Хаббард: хотя критика и очень болезненна, полный отказ от нее слишком дорого обходится с точки зрения социальной жизни и творческих целей. А может, это и вовсе невозможно. Впрочем, даже если мы понимаем, что переоцениваем значение критики, одно какое-нибудь замечание может мучить нас всю ночь, даже если за целый день ничего плохого не произошло. Как помешать критике вторгаться в мысли таким образом?
Критика — это событие в чужой голове
Прежде всего, надо осознать, что критика полностью основывается на опыте критикующего, а не объекта. Все начинается с внутренней реакции критика, с соотношения того, что он видит, и того, о чем это ему напоминает. Если на работе кто-то считает вас подхалимом, то, возможно, вы просто напоминаете этому человеку подхалима с его бывшей работы. Может, вы используете в речи те же фразы и носите такие же свитера. В голове этого человека вы — воплощение негативного опыта из прошлого, поэтому он плохо к вам относится по привычке или в результате ассоциации, и все, что вы делаете, проходит через эту призму.
Мы постоянно реагируем на то, как другие ведут себя, сравнивая то, что мы видим, с тем, что мы видели в прошлом, и происходит это очень быстро. Этим управляют эмоции, и мы не успеваем подумать, преждевременны ли выводы о том или ином человеке, и вообще выводы это или просто наблюдения. Этот анализ происходит без нашего ведома и желания. Единственная разница между критическим и некритическим взглядом на вещи — это озвучиваются мысли или нет.
Критика, в ее повседневном, ненаучном смысле, касается внешних признаков. Мы смотрим на человека и видим что-то, что нам не нравится. Мысль развивается так: «Я видел это раньше, это плохо». Но все ситуации разные, даже если участник в них один и тот же. Вы не видели раньше этой сцены, по крайней мере, она была не совсем такой. Вы просто не можете за то время, что требуется на формирование суждения, понять и оценить бесчисленные невидимые факторы, которые могут быть причиной высказывания или поступка человека, на которых вы в данный момент сосредоточены.
Единственная разница между критическим и некритическим взглядом на вещи — это озвучиваются мысли или нет.
Итак, для критикующего процесс суждения зачастую очень поверхностный и эфемерный, в то время как объект нередко воспринимает критику в свой адрес как обвинительное заключение, которое касается непосредственно его внутренней сути. Хотя на самом деле критикующий хочет сказать: «Мне не нравится, как это выглядит». В сознании же адресата фраза превращается в «Ты не должен быть таким, какой ты есть».
Часами, днями вы негодуете по поводу того, как кто-то осмелился сказать про вас что-то нехорошее. Но это не про вас. Критика на самом деле была просто реакцией на мимолетное внешнее проявление, где вы оказались случайным участником. Она пропущена через мировоззрение человека, его эмоциональное состояние и личный опыт.
Критика — внешнее проявление внутреннего сигнала тревоги, который касается вас только в силу обстоятельств. Любой человек намного сложнее, чем одно из его 10 тысяч внешних проявлений, но большинство критических суждений основывается, в первую очередь, на том, чем вы показались в определенный день, в определенный момент времени.
Конечно, несмотря на поверхностность критики, ремарка может оказаться вполне точной. Это действует особенно прицельно, если объект критики знает об этом, потому что в этом случае приходится признать, что иногда он бывает мелочным, эгоистичным, надменным, невежественным или виновным в каком-то еще человеческом грехе.
Но даже если критика обнаруживает ваши недостатки, негативное впечатление критикующего и ваш уязвленный образ — это не одно и то же. Критики не видят того, что видите вы: они не заглядывали к вам в душу, не видели ее изъянов, им просто невольно напомнили о чем-то, что им не нравится.
Эти два чувства, критикующего и объекта, словно корабли в ночи: каждый думает, что он один в море. Поэтому не стоит воспринимать обычную критику как что-то очень личное. Возможно, вы узнаете о себе что-то новое, заметив, как невольно соглашаетесь с тем, что говорят люди, но это не значит, что их критика — осмысленная оценка вашей личности. Конечно, из этого есть исключения: например, когда давний друг, который вас хорошо знает, критикует вас по какому-нибудь давнему вопросу. Но такое случается лишь несколько раз в жизни, и обычно это идет на пользу.
Поставьте себя на место другого
В любом случае, гораздо выгоднее и полезнее (это сводит в минимуму внутренние мучения) считать, что критика — просто событие в чужой голове. Если мы не попадемся в ловушку защитной реакции, то сможем воспользоваться одним из самых действенных инструментов для ответа на критику — эмпатией.
Изначально центр внимания сосредоточен на отношениях между внешней критикой и нашими внутренними ощущениями. Сможете ли вы воспользоваться этим первым «уколом» и вспомнить, что на самом деле представляет собой критика? Это внутренние отношения между тем, что критикующий видит, и чувством, которое у него от этого возникает.
Ричард Карлсон в своей книге «Не переживайте по пустякам» дал ключ к решению проблемы: «Просто из интереса согласитесь с критикой, направленной в ваш адрес (и посмотрите, как она сама отступит)». Это эффективнее, чем кажется. Суть не только в том, чтобы дать разрядку критикующему и лишить его предмета критики (хотя уже это может помочь). Важнее понять, что такого вы делаете, что может вызвать подозрение или опасение в постороннем наблюдателе.
Когда вы замечаете, что начинаете реагировать на критику, напомните себе, что вы просто наблюдаете за внешним проявлением невольной игры в свободные ассоциации в голове другого человека.
У критикующего может вообще не быть никаких реальных оснований: он может что-то не так понять, неправильно предположить или иметь слишком ограниченный взгляд на мир, чтобы осознать ценность того, что вы сказали или сделали. Но в любом случае, чаще всего вы сможете понять, что провоцирует критику, если попытаетесь. Может оказаться, что это то, за что вы часто критикуете других: высокомерие, чрезмерное восхищение собственными идеями, неуверенность, ханжество — вот лишь некоторые качества, которые есть у всех.
Даже если вы уверены в безосновательности критики, можно многое понять, если задаться вопросом, откуда она берется. Причина может оказаться вполне разумной (просто вы о ней раньше не задумывались), а может быть, это обычное недоразумение, которое нужно прояснить. Ситуация также может навести на мысль, что не все поймут причину вашего поступка, что, может быть, вполне нормально. В любом случае, это остужает пыл и притупляет желание вступать в спор или нападать на другого человека.
Когда вы замечаете, что начинаете реагировать на критику, напомните себе, что вы просто наблюдаете за внешним проявлением невольной игры в свободные ассоциации в голове другого человека. В том, что вы говорите или делаете, они видят собственное прошлое, а не вас.