Наличие способностей у человека: Способности человека: уровни, виды и способы их развития

Содержание

Общая характеристика способностей человека

Способности

Общая характеристика способностей человека

Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием успешного выполнения деятельности.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный психолог Б.М. Теплов.

Способность может существовать только в процессе деятельности и развития человека. Если он перестает ею пользоваться, она угасает. Способности – прижизненное образование, имеющее врожденную основу. Вместе с тем есть такие способности, которые проявляются только в связи с определенным видом деятельности. Поэтому способности человека можно разделить на специальные и общие.

Специальные способности– это способности, проявляющиеся только в отдельных видах деятельности (художественные, музыкальные, математические и т.д.).

Общими способностями называют такие, которые проявляются во всех видах деятельности человека (умственные способности, развитая ручная моторика, память и т. д.).

Формирование способностей происходит в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.

Физиологическую основу способностей составляют природные анатомо-физиологические задатки. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные, индивидуальные различия между людьми.

Различают несколько уровней в развитии способностей людей.

Одаренность – это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию способностей.

Одаренность может проявляться в различных видах жизнедеятельности: в интеллектуальной, академической (способность обучаться), творческой деятельности, в социальной сфере (лидерство, общение), духовной жизни, психомоторике (движение).

Талант – высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Особенность таланта – высокий уровень творчества при осуществлении деятельности.

Гениальность – высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающих его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Развитие способностей

Развитие любой способности связано с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных систем и охватывает период от рождения до шести-семи лет. Здесь происходит совершенствование работы анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отделов коры головного мозга, когнитивных (восприятия, памяти, внимания, мышления) процессов личности, что в свою очередь создает условия для формирования общих способностей.

Мощный фактор развития одаренности – адекватный механизм преодоления трудностей. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Одним из самых ранних показателей одаренности является время, в течении которого двух-трехлетний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Нередко уже в три-четыре года дети умеют читать и считать, увлекаются разными интеллектуальными занятиями. Ускоренное умственное развитие у них проявляется и при дальнейшем обучении. Таких детей обычно называют вундеркиндами. Вундеркиндом считался, например, Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв Французской академии. А.С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет, а в 15 лет уже закончил философский факультет.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Сначала развитию способностей содействуют различные игры детей, в которых изначально формируются элементы двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных, музыкальных, творческих способностей. Затем существенное влияние на этот процесс оказывает учебная и трудовая деятельность. Важно знать, что способности проявляются, формируются и развиваются в деятельности.

Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие, что способствует развитию глубоких устойчивых интересов. Деятельность должна быть творческой. Важно организовать ее так, чтобы перед ребенком ставились цели, немного превосходящие его наличные возможности. Следовательно, деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности, тогда она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. Если деятельность слишком проста или слишком трудна, то она не приводит к формированию новых умений и навыков. Важным моментом развития способностей выступает многоплановость и разнообразие видов деятельности, что содействует разностороннему развитию ребенка. Необходимо также воспитывать качества личности, такие как настойчивость, требовательность к себе.

О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способностях можно по совокупности следующих показателей:

1) по быстрому продвижению (темп продвижения) ученика в овладении соответствующей деятельности;

2) по качественному уровню его достижений;

3) по сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям этой деятельность

Педагогическая задача в отношении младших школьников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие. Развитие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением.

Прогноз относительно способностей школьников должен быть очень осторожным. Опережение ребенком своего возраста еще не дает надежных оснований для суждения о его будущих возможностях. Отсутствие же раннего развития не исключает возможности последующего подъема. Способности могут проявиться и в более старшем возрасте. Таким образом, и дети, рано обнаружившие способности, и дети, еще их не проявившие, требуют большого к себе внимания, индивидуального подхода со стороны учителя.

В начальной школе центральной задачей является развитие у всех детей общих способностей и формирование интереса к учению.

Общие способности являются не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности ребенка.

Специфические (или специальные) способности детей проявляются тем ярче, чем выше их общее умственное развитие.

Между способностями и интересом существует очень тесная связь. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень развития его способностей.

Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма.

При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать и то, как они сами себя оценивают. В зависимости от того, считает ли себя ребенок способным, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачивается вера в свои возможности. Поэтому знать, как оценивают свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности очень важно для педагога.

Уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность – индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей – это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности — понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.

По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Виды способностей

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

— репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

— творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Уровни развития способностей

Выделяются следующие уровни развития данного качества:

— способность;

— одаренность;

— талант;

— гениальность.

Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.

Одаренность — второй уровень развития способности

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

— художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

— общая — интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

— творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

— социальная, обеспечивающая высокий социальный интеллект, выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

— практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. Д

Талант – высокий уровень развития творческих способностей

Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.

Ни один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоспособность и богатая фантазия.

Гениальность – самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность — высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Диагностика способностей

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другой метод измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии — английский ученый Ф. Гальтон. Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития. В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.

Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных способностей при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности. Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач. Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США. Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название «шкала Стэндворд-Бине», стал считаться универсальной методикой для выявления способностей.

Существует множество методов выявления конкретных способностей, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных способностей уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.

Природа человеческих способностей

До сих пор нами обсуждались такие способности, которые так или иначе связаны с биологическими особенностями орга­низма. Упоминались также социальные способности, биологи­ческую основу которых пока еще никому точно установить не удалось. Это — высшие, культурно обусловленные способно­сти, свойственные лишь человеку: художественные, музыкаль­ные, лингвистические, математические, инженерные и ряд дру­гих. Они имеют иное происхождение, формируются и развива­ются иначе, чем те, которые имеют явно выраженные биологические задатки и непосредственно зависят от созревания тех или иных органических структур. Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следу­ющие обстоятельства его жизни:

Наличие общества, социально-культурной среды, создан­ной трудом многих поколений людей. Эта среда искусственна, включает множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и удовлетворе­ние его собственно человеческих потребностей.

Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства.

Необходимость участия в различных сложных и высоко­организованных видах человеческой деятельности.

Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, уме­ния и навыки, располагая при этом соответствующими средст­вами обучения и воспитания.

Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, не зрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.

Каждое из названных обстоятельств является необходимым для превращения человека как биологического существа, с рож­дения располагающего некоторыми элементарными способностями, свойственными и многим высшим животным, в соци­альное существо, приобретающее и развивающее в себе собст­венно человеческие способности. Социально-культурная среда позволяет развивать способности, обеспечивающие правильное пользование предметами материальной и духовной культуры и развитие необходимых для этого способностей (они формиру­ются и совершенствуются в процессе научения пользованию соответствующими предметами).

Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждает родителей заботиться о развитии у детей нуж­ных для них способностей, а впоследствии, когда сами дети становятся взрослыми, создает у них потребности в самостоятельном приобретении соответствующих способностей. Окру­жающие ребенка взрослые люди, в большинстве своем уже об­ладая необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов материальной и духовной культуры, которыми надо научиться пользоваться), обеспечивают непре­рывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия, быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому, приспособленному к научению мозгу. Те задатки, которые необходимы для развития человеческих спо­собностей, под влиянием всего этого складываются у ребенка довольно рано, примерно к трем годам, обеспечивая в дальней­шем уже не природное, а социальное его развитие, включая становление множества таких способностей, аналога которым нет даже у весьма высокоразвитых животных.

Утверждение о том, что у человека нет готовых биологиче­ских задатков к развитию социальных способностей, не означа­ет отсутствия у этих способностей анатом физиологической основы тогда, когда они становятся полностью развитыми. Эта основа есть, но также не является врожденной. Она представ­лена так называемыми функциональными органами, представля­ющими собой прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и физиологически обеспечивающие функционирование и совершенствование соответствующих способностей. Формирование функциональных органов у человека ста­новится важнейшим принципом его онтогенетического морфофизиологического развития, связанного со способностями.

Способности

Способностями называют индивидуально-психологические особенности, которыми обладает личность. Эти особенности способны обеспечить успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью. 

Способности не являются одним и тем же, что и умения, знания или навыки, которые свойственны человеку, при этом способности способствуют их быстрому приобретению, фиксации и эффективному практическому применению.

Природные и специфические виды способностей


Способности могут быть природными и специфическими. 

Природные способности или естественные, обусловлены биологически. Они связаны с врожденными задатками, их формирование происходит на базе этих задатков, при этом важным условием служит наличие жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. 

Специфические способности человека имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и социальное развитие.

Особенности специфических способностей человека

В свою очередь специфические способности человека подразделяются на общие и специальные. 

Общие специфические способности могут быть определены успехами человека в самых различных видах деятельности и общения (уровень интеллекта, уровень развития памяти и речи, умственные способности).

Специальные специфические способности характеризуют успехи в конкретных видах деятельности и общения. В таких видах деятельности необходимы особого рода задатки и их развитие (способности литературно-лингвистические, математические, художественно-творческие, технические, спортивные).

Другие виды способностей

Можно выделить дополнительно другие виды человеческих способностей. 

Общие способности подразумевают наличие способностей к распознаванию закономерностей, сюда входит и общий уровень интеллекта.

Модально общие способности включают вербальный интеллект, пространственный интеллект, технико-практический интеллект, нумерический интеллект, он позволяет производить вычисления.

Специальные способности. С их помощью осуществляется более легкое и успешное овладение определенными специальными видами деятельности: артистические, технические, музыкальные, педагогические.

Частные способности отвечают за уровень развития психических познавательных функций. К психическим познавательным функциям относятся память, внимание, восприятие, мышление, воображение.

Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению.

Практические способности лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.  

Сочетанием теоретических и практических способностей обладают одаренные и разносторонние люди. 

Учебные способности оказывают влияние на успешную реализацию педагогического воздействия, уровень усвоения человеком знаний, умений, навыков. Учебные способности также способствуют формированию качеств личности.

Творческие способности связаны с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. 

Проявление творческих способностей в высшей степени называется гениальностью. Проявление творческих способностей в конкретной деятельности называется талантом.  

Коммуникативные способности и предметно-деятельностные способности обладают связью с взаимодействием людей и природы, техники, знаковой информации, художественными образами.  

Способности и задатки

Общая одаренность человека выражается в способности к различным видам деятельности и общения. Это значит, что человек имеет единство общих способностей. Оно обуславливает диапазон интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения личности.

Таким образом можно заключить, что способностями являются индивидуально психологические особенности человека. Они проявляются в деятельности, и считаются критерием успешности выполнения деятельности. 

Хотя способности не сводятся к умениям или знаниям, от них зависят многие критерии успешного овладения умениями, знаниями и навыками. 

Согласно исследованиям, способности являются пожизненными образованиями. Процесс индивидуальной жизни обуславливает развитие пожизненных образований, а среда и воспитание формируют их. 

Советский психолог и основатель школы дифференциальной психологии Б. М. Теплов произвел глубокий анализ проблемы способностей. Он развивал концепцию, в которой говорилось о анатомо-физиологических и функциональных особенностях человека. 

Они могут считаться врожденными в том случае, если создают определенные предпосылки для развития способностей. Эти способности называются задатками.

Задатками называют некоторые врожденные генетически анатомо-физиологические особенности нервной системы. Задатки образуют индивидуально-природные предпосылки к формированию и развитию способностей.

Способности отличаются динамичностью образования. В процессе они могут формироваться и развиваться определенным образом организованной деятельности и общения. Способности развиваются постепенно. 

Задатки характеризуются многозначностью. Они являются всего лишь предпосылками развития способностей. 

Те способности, которые развиваются на основе задатков, могут быть обусловлены ими, но никак не предопределяться.

Задатки сами по себе не направлены. Хотя они способны влиять на процесс формирования и развития способностей, но не решающим образом. 

Сформированные способности в свою очередь остаются навсегда, их образование происходит в процессе деятельности и воспитания. Разные пути формирования способностей обуславливаются задатками.  

Некоторые задатки человек так и не реализовывает, они не превращаются в реальные способности и достижения человека.

Реализация перехода задатков в способности происходит при усилии человека или же благодаря каким-либо обстоятельствам. Человек может даже и не подозревать о наличии в себе каких-либо задатков.

Каждая способность обладает структурой. В структуре есть ведущие и вспомогательные свойства. 

Например, ведущие свойства, которые характерны для людей с литературными способностями, включают особенности творческого воображения и мышления, яркие образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языка. 

Для ведущих математических способностей характерно умение обобщать. Люди с математическими способностями имеют гибкие мыслительные процессы, они могут легко переходить от прямого к обратному ходу мысли. 

Уровни способностей

Способности делятся на несколько уровней: репродуктивный и творческий. 

На репродуктивном уровне реализуется высокое умение усваивать готовое знание, человек на этом этапе овладевает сложившимися образцами деятельности и общения.

На творческом уровне создается что-то новое, оригинальное. При этом важно отметить, что оба уровня обладают элементами друг друга. 

Человек может обладать разными способностями, при этом одна из них проявляется наиболее значительно. С другой стороны, разные люди имеют одни и те же способности, но они различаются между собой по уровню развития. 

Некоторые зарубежные психологи как Р. Кет-тел, Г. Айзенк, А. Бине, Ч. Спирмен предприняли попытки в начале XX в. измерить способности. 

Для этого они использовали тесты. Но самой точной мерой определения способностей это выявление динамики успехов в процессе деятельности.

Успешность выполненной деятельности может быть определена не конкретной и отдельной способностью, а только сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. 

Успешное овладение той или иной деятельности может быть достигнуто различными путями. Например, при недостаточном развитии одной из способностей может компенсироваться усилением развития другой способности.  

Рис. 1. Границы наших задатков (по Лангмейеру)

Благодаря особой генетической предрасположенности и специфике строения мозга человек может обладать высокой одаренностью и гениальностью. 

Советский генетик В. П. Эфроимсон утверждал, что данная генетическая предрасположенность встречается у одного человека из тысячи, при этом она достигает необходимого уровня лишь у одного человека из миллиона, а действительно гением может стать лишь один из десяти миллионов.

Также отмечено, что люди с высокой одаренностью имеют также и высокую вероятность развития различных болезней.

Продолжительность жизни таких людей значительно короче, чем у людей с обычными способностями, одаренные люди чаще подвержены депрессии и имеют более высокий риск душевных заболеваний (в семь раз выше нормы).

Дети «индиго»

80-е года XX в. ознаменовались рождением необычных детей. Необыкновенно одаренные дети получили название дети «индиго». Это название имело связь с цветом их ауры. Цвет индиго это темно-синий цвет с фиолетовым оттенком. Такие дети обладали необычными задатками, способностями к телепатии, ясновидению. 

Такие дети отличаются тем, что работа их мозга разделена неравномерно. В нем заметна высокая активность работы правого полушария, в сравнении с большинством взрослых людей, у которых доминирует работа левого полушария мозга. Левое полушарие мозга отвечает за логику, речь, абстрактное мышление. 

Из-за такой специфики работы мозга дети «индиго» отличаются высокой интуицией, творческими талантами, способностью получать информацию из всемирного информационного поля.

Ребенок-индиго с детства чувствует свое предназначение, не сомневается в своей значимости, ведет себя очень независимо, проявляет разнообразные таланты.
 

12 Навыки, необходимые для достижения успеха в работе

Работа с другими — и хорошая работа с другими — часто является ключевой частью многих работ. Навыки общения, иногда называемые навыками межличностного общения, являются важными чертами, которые вы можете развить или укрепить, чтобы построить более крепкие отношения и улучшить то, как вы работаете с другими. По мере того, как автоматизация продолжает расти, «потребность в точно настроенных социальных и эмоциональных навыках будет быстро расти» к 2030 году, согласно недавнему отчету о навыках McKinsey [1].

В этой статье мы рассмотрим несколько важных навыков работы с людьми, которые вы можете развить или усовершенствовать, чтобы преуспеть в своей роли.

Почему важны навыки работы с людьми?

Навыки работы с людьми обычно используются в социальных ситуациях для работы с другими людьми, будь то коллеги, менеджеры, клиенты или какой-либо другой тип отношений, связанных с работой.

Навыки работы с людьми необходимы, потому что большинство людей работают не в одиночку. Несмотря на то, что иногда вы можете работать независимо, у вас, вероятно, есть отношения на работе или как часть работы. Очень важно строить и поддерживать эти отношения. На самом деле, совершенствование ваших навыков работы с людьми на протяжении всей вашей карьеры может укрепить другие ценные профессиональные навыки, такие как технические навыки и навыки на рабочем месте.

12 навыков общения, которые помогут вам добиться успеха на рабочем месте

Подавляющее большинство навыков общения основано на эмоциональном или социальном компоненте. В приведенном ниже списке собраны лучшие навыки работы с людьми с примерами того, как они выглядят на рабочем месте. Если вы заинтересованы в укреплении своих навыков работы с людьми, мы разработали полезное руководство именно для этой цели.

1. Эмоциональный интеллект 

Эмоциональный интеллект — это ваша способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Развитие большего эмоционального интеллекта может быть полезным, когда речь идет о регулировании того, как вы чувствуете себя на работе, и развитии большего самосознания, эмпатии и социальных навыков.

Эмоциональный интеллект выглядит следующим образом:  

  • Тщательно обдумывать ситуации, прежде чем реагировать

  • Не осуждать других

2. Общение

Общение на рабочем месте бывает разным, часто требуя множества письменных и устных усилий и понимания того, как четко и эффективно общаться с коллегами. Стратегическое отношение к тому, как вы общаетесь, может привести к более плавному взаимодействию и лучшим результатам.

Коммуникация выглядит так:  

  • Слушать и принимать во внимание то, что говорят другие

  • Задавать вопросы для сбора дополнительной информации краткий, а не слишком объяснять сообщение 

Узнайте больше об основных навыках общения.

3. Сотрудничество 

Работа в команде — или сотрудничество — является важным навыком человека. Сотрудничество часто означает работу над достижением общей цели, что требует нескольких способностей, включая общение, установление обязанностей и стратегическое управление своим временем.

Сотрудничество выглядит так:

  • Убедиться, что все понимают главную цель

  • Установление предпочтений и методов общения

  • Доверие к коллегам внести свой вклад

4. Активное слушание

На рабочем месте важно слушать других и слышать, что они говорят. Этот навык особенно важен для построения прочных отношений. При активном слушании вы должны установить зрительный контакт, развить вдумчивый язык тела, сосредоточиться на том, что говорит другой человек, и задать соответствующие вопросы.

Активное слушание выглядит следующим образом:  

  • Концентрация на том, что кто-то хочет сказать, а не обдумывание вашего ответа 0027

    Перефразирование того, что кто-то сказал, и задавание вопросов для сбора дополнительной информации

5. Гибкость

Когда вы работаете с другими, важно быть гибким. Иногда планы или проекты меняются, и гибкость может помочь обеспечить бесперебойную работу. Быть гибким может также означать изменение приоритетов задач.

Гибкость выглядит так:

  • Непредвзятый подход к делу

  • Сохранение спокойствия при изменении ситуации

  • Разработка планов на случай непредвиденных обстоятельств

6.

Оказание поддержки 

Способность оказывать поддержку коллеге, члену команды или руководителю имеет решающее значение для построения и развития отношений на рабочем месте. Вы можете оказать поддержку, предлагая ободряющие слова или полезные действия, такие как реорганизация проекта для более справедливого распределения рабочей нагрузки.

Служба поддержки выглядит следующим образом:

  • Связываемся с коллегами и смотрим, как у них дела

  • Даем советы тем, кто готов выслушать вашу точку зрения

  • Будьте позитивны, когда слушаете других 

7. Уважительное отношение

Уважение к тем, с кем вы работаете, от ваших непосредственных коллег до любых внешних поставщиков, с которыми вы можете столкнуться, помогает укрепить и сделать более позитивными отношения. Активное слушание того, что говорят другие, и уважение их точки зрения, даже если вы не всегда согласны, создает структурированное и безопасное рабочее пространство.

Уважение выглядит так:

8. Терпение

Терпение поможет вам выполнять свою работу с меньшим стрессом и более эффективно вносить свой вклад в работу команды и проектов. Чтобы развивать терпение, полезно распознавать, когда вы чувствуете нетерпение и что может быть причиной этого, а затем предпринимать шаги для улучшения структуры, организации или управления временем.

Терпение выглядит так:

  • Замечать, что вызывает ваше нетерпение

  • Отпустить вещи, которые вы не можете контролировать

  • Расставить приоритеты, чтобы вы могли лучше управлять своими сроками

9. Уверенность в себе могут быть времена, когда вам нужно быть настойчивым. Этот навык больше связан с культивированием уверенности и спокойствия, чтобы вы могли стратегически доносить свои идеи до других и отстаивать то, во что вы верите.

Уверенность выглядит так:

  • Говорить, когда у вас есть идея, используя утверждения «Я думаю» или «Я верю»

  • Зрительный контакт при разговоре с другими

  • Говорить «нет», когда вы не можете выполнить дополнительные рабочие запросы 5

Узнайте больше: Как установить границы на работе

10.

Переговоры

Как и напористость, умение вести переговоры с другими, что предполагает активное слушание и компромисс, является ценным активом. Это может помочь избежать более крупных конфликтов и является отличным способом использовать ценные навыки решения проблем.

Переговоры выглядят так:

  • Проведение обсуждения для облегчения ясного общения

  • Честность в отношении ваших потребностей или целей потенциальные решения

Приобретите навыки, необходимые для работы, с подпиской на Coursera Plus
Начните 7-дневную бесплатную пробную версию
  • Получите доступ к более чем 7000 учебных программ от университетов и компаний мирового уровня, включая Google, Yale, Salesforce и других
  • Попробуйте разные курсы и найдите наиболее подходящий без дополнительных затрат
  • Получите сертификаты за пройденные программы обучения
  • Стоимость подписки 59 долларов в месяц, отмена в любое время
Начало 7 дней бесплатная пробная версия

11.

Разрешение конфликтов 

Когда вы работаете вместе с другими, могут возникнуть конфликты. Умение слушать других, слышать, что они говорят, и находить решение проблемы сделает отношения более здоровыми и продолжительными.

Разрешение конфликта выглядит следующим образом:  

  • Выявление своих эмоций

  • Уважение точки зрения другого человека и ее отличия от вашей

  • 9 0002 Отпустить ситуацию, как только вы приняли решение 

12. Лидерство

Независимо от вашей роли на работе, будь то сотрудник начального уровня или менеджер, развитие лидерских качеств может помочь вам хорошо работать с другими. Лидеры — это надежные, организованные люди, которые прислушиваются к тому, что говорят другие, и общаются четко и эффективно.

Лидерство выглядит так:

Узнать больше

Ищете новый навык для добавления в свое резюме? Развивайте важные навыки трудоустройства с помощью курса по общению от Wharton или навыков межличностного общения от IBM. Зарегистрируйтесь на бесплатную 7-дневную пробную версию сегодня.

Или ознакомьтесь с профессиональным сертификатом от Google, IBM или Meta, чтобы развить необходимые для работы навыки в таких областях, как UX-дизайн, наука о данных, управление проектами, маркетинговая аналитика и продажи.

Предоставьте своей команде доступ к каталогу из более чем 8000 увлекательных курсов и практических проектов с пошаговыми инструкциями, которые помогут им развить эффективные навыки. Узнайте больше о Coursera для бизнеса.

Автор Coursera • Обновлено

Этот контент был доступен только в информационных целях. Учащимся рекомендуется провести дополнительные исследования, чтобы убедиться, что курсы и другие полномочия соответствуют их личным, профессиональным и финансовым целям.

Что такое человеческие навыки? Определение и примеры

Навыки работы с людьми необходимы для любой работы, независимо от вашей профессии

Навыки работы с людьми определяются как навыки, используемые для эффективного общения и взаимодействия с другими людьми. Навыки обычных людей включают общение, терпение, эмпатию и разрешение конфликтов.

Подумайте о ком-то на рабочем месте, который очень симпатичен, умеет общаться, обладает прочной уверенностью, может расшифровывать эмоции, обладает эмоциональным интеллектом и социальной напористостью. Это человек с большими способностями к общению с людьми.

В этом руководстве вы узнаете, что такое навыки работы с людьми, познакомитесь с некоторыми примерами навыков работы с людьми и получите советы о том, как добавить навыки работы с людьми в свое резюме и сослаться на них во время собеседования.

Что такое человеческие навыки?

Навыки работы с людьми также известны как навыки межличностного общения. В отличие от технических навыков, которые являются специфическими для работы навыками, приобретаемыми путем приобретения опыта в определенной отрасли, навыки работы с людьми — это качества, которые позволяют вам ладить с вашими коллегами, менеджерами и подчиненными. Кого-то с сильными навыками общения можно описать как «симпатичного, но профессионала», «хорошего человека» или «отличного коммуникатора».

Навыки работы с людьми необходимы во всех отраслях, независимо от вашей должности, поэтому важно развивать их на протяжении всей карьеры и четко отображать в резюме при поиске работы.

Альтернативные способы сказать «навыки общения с людьми»

Существуют альтернативные способы сказать «навыки общения с людьми», которые вы можете найти в описании работы. К ним относятся:

  • Мягкие навыки

  • Навыки межличностного общения

  • Социальные навыки

  • Коммуникативные навыки

  • Навыки активного слушания

  • Социальная компетентность

  • Межличностные отношения

Почему важны навыки работы с людьми?

Навыки работы с людьми имеют решающее значение для успеха организации. У вас могут быть лучшие в мире профессиональные навыки, но если вы не можете правильно общаться или работать с другими, ваши технические возможности пропадают зря.

Вам нужно будет правильно общаться со своими коллегами, сопереживать им, проявлять терпение, активно слушать, вести переговоры и активно решать проблемы, среди прочего.

Если у вас есть навыки навигации по поведенческому уровню на рабочем месте, вы можете избегать недоразумений, разрешать конфликты, получать поддержку, управлять высокоэффективной командой и добиваться успеха для себя и бизнеса.

Примеры навыков работы с людьми

Если вы хотите преуспеть на рабочем месте, необходим сильный набор навыков работы с людьми. Вот 16 обязательных навыков работы с людьми:

1. Сильные коммуникативные навыки

Отличные коммуникативные навыки необходимы на любой должности, и вы часто будете видеть этот навык в списке требований в объявлениях о приеме на работу.

Коммуникативные навыки включают в себя умение писать, слушать, говорить и все, что между ними, например убеждение и ведение переговоров.

Быть красноречивым высоко ценится на современном рабочем месте, где наш опыт общения все еще немного туманен, поскольку мы продолжаем привыкать к гибридной рутине офисной и удаленной работы.

2. Терпение

Терпеливый человек может сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Они не морщатся при мысли о том, что что-то идет не так, и не раздражаются, когда что-то идет не по их плану.

Терпение — это доброта и пример сочувствия и понимания. Например, проявляя терпение к коллеге во время его обучения, вы повысите психологическую безопасность и доверие.

Начальник заметит, кто обладает спокойствием и ясностью, достойными повышения, по сравнению с теми, кто направляет раздражение.

3. Доверие

Способность доверять другим поможет вам, команде и бизнесу преуспеть. Без веры в то, что работу сделают другие, проекты застопорятся.

Демократические лидеры доверяют своей команде. Они поощряют сотрудничество и творчество, запрашивают отзывы, демонстрируют отношение командного игрока и отдают приоритет общению и прозрачности. Они хотят услышать мнение разных специалистов в команде и верят, что предложенные мысли и мнения помогут им принять стратегические решения.

4. Эмпатия

Способность распознавать эмоции других и понимать другие точки зрения является краеугольным камнем эмпатии. Если вы особенно чуткий человек, вы можете обнаружить, что можете поддержать кого-то в трудной ситуации и улучшить его настроение.

Эмпатия позволяет нам создавать и развивать отношения. Предложение поддержки на рабочем месте также часто приносит положительную эмоциональную отдачу. Назовите это «корпоративной кармой».

5. Активное слушание

Активное слушание включает в себя больше, чем просто слушание того, что кто-то хочет сказать. Это присутствие в разговоре, стремление понять, что человек имеет в виду, и намерение, стоящее за словами. Активное слушание требует, чтобы вы были активным участником процесса общения, что позволяет людям чувствовать себя ценными и услышанными.

6. Гибкость

Гибкий человек может адаптироваться к потребностям других в меняющихся обстоятельствах. Если это происходит в трудную минуту на рабочем месте, это может укрепить доверие между двумя людьми и помочь создать более позитивную и продуктивную рабочую среду.

Планирование наперед, сохранение спокойствия, когда что-то идет не так, и наличие альтернативных вариантов — это признак гибкого человека и хорошего лидера.

7. Разрешение конфликтов

Технически конфликт — это навык, который включает в себя ряд других навыков, таких как активное слушание, гибкость, посредничество, управление стрессом и культурная осведомленность.

Наличие этого набора навыков может помочь человеку управлять конфликтами и разрешать их конструктивным и эффективным образом, что может улучшить отношения и привести к лучшим результатам.

8. Убеждение

Навыки убеждения на рабочем месте относятся к способности влиять и убеждать других действовать определенным образом или придерживаться определенной точки зрения. Чтобы эффективно убеждать, вам нужно хорошо общаться, строить отношения, понимать других, быть гибким и демонстрировать доверие.

Обладая сильными навыками убеждения, вы получаете сторонников своих идей, целей и предложений, что дает множество преимуществ для команды и бизнеса.

9. Переговоры

Переговоры на рабочем месте могут происходить разными способами. Примеры включают в себя переговоры о более высокой зарплате, склонение коллег к вашему образу мыслей или предложение новой идеи клиенту.

Навыки ведения переговоров жизненно важны для достижения соглашения, что часто является повседневным явлением в деловых и профессиональных отношениях.

Навыки ведения переговоров также могут помочь избежать конфликтов и найти творческие решения проблем, что может повысить общую производительность и эффективность организации.

10. Упреждающее решение проблем

Упреждающее решение проблем — это процесс выявления и решения потенциальных проблем или вопросов до их возникновения или быстрого пресечения чего-либо в зародыше, если оно не решается.

Этот подход помогает предотвратить эскалацию проблем и возникновение более серьезных проблем, а также может помочь сотрудникам и компаниям быть более эффективными, результативными и устойчивыми. Это также может способствовать формированию культуры постоянного совершенствования, что может привести к повышению производительности и успеха в будущем.

11. Честность

Честность на рабочем месте означает способность быть правдивым, прозрачным и заслуживающим доверия в профессиональных взаимодействиях и отношениях. Честность является основной чертой лидерства, и примеры честности включают в себя правдивость и прозрачность, выполнение обещаний и выполнение обязательств, а также подотчетность и подлинность.

12. Надежность

Если вы надежный человек и продемонстрируете этот навык на рабочем месте, вы будете на первом месте в списке продвижения по службе. Если вы можете последовательно выполнять обязательства и выполнять свои обязанности, вы показываете, что на вас можно положиться.

Надежность помогает установить доверие и авторитет среди коллег, клиентов и руководителей, что может привести к лучшим возможностям и продвижению по карьерной лестнице.

13. Уважительное отношение

Уважительное и достойное отношение к коллегам, руководителям и клиентам, независимо от их ранга, должности или происхождения, является проявлением уважения. Это важный аспект создания позитивной, продуктивной и профессиональной рабочей среды.

Способы, с помощью которых вы можете проявлять уважение, включают в себя использование соответствующего языка и тона, активное слушание, отдачу должного, пунктуальность, выполнение своего слова и понимание культурных и индивидуальных различий.

14. Знание языка тела

Мы постоянно общаемся с людьми, даже когда не разговариваем. Важно помнить не только о том, что мы говорим. Тон голоса, мимика и жесты также должны учитываться, так как одно неверное движение может вызвать обиду.

Но это больше, чем осознавать собственное тело. Это также осознавать человека, с которым вы разговариваете, чтобы вы могли определить, что он на самом деле думает.

15. Работа в команде

Командная работа всегда является востребованным навыком на рабочем месте. Он включает в себя ряд дополнительных навыков, таких как общение, лидерство, сотрудничество, гибкость, решение проблем, эмоциональный интеллект и доверие.

Обладание этим набором навыков может помочь вам стать эффективным членом команды и способствовать ее успеху.

16. Лидерство

Существует множество теорий лидерства, но общие характеристики хорошего лидера включают дальновидность, стратегическое мышление, принятие решений, общение, эмоциональный интеллект, делегирование полномочий, коучинг, наставничество и гибкость.

Как улучшить навыки работы с людьми

Навыки работы с людьми необходимы на рабочем месте, они могут повысить вашу эффективность на собеседовании и помочь вам построить отношения с коллегами и клиентами. Они также полезны в вашей личной жизни, когда вы налаживаете отношения с семьей и друзьями.

Короче говоря, умение работать с людьми необходимо для жизни. Вот несколько способов улучшить свои:

Использование эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект — это способность понимать свои эмоции и управлять ими, а также распознавать эмоции других и влиять на них.

Сильные эмоции могут управлять поведением. Если вы научитесь делать паузы и распознавать эмоции, которые вы испытываете, рассуждать с ними и понимать их, тогда вы сможете управлять ими позитивным образом, чтобы преодолевать трудности.

Эта практика позволит вам более точно воспринимать эмоции других и распознавать, когда эмоция может влиять на поведение. В результате вы можете общаться наилучшим образом, потому что понимаете.

Практика активного слушания

Очень немногие люди умеют правильно слушать. Большинство из нас слышит, что говорит кто-то другой, и одновременно думает о том, что мы можем сказать дальше. Это не прослушивание.

Чтобы активно слушать, сконцентрируйтесь на том, что говорит человек, и дайте ему закончить, прежде чем говорить сами. Пока он говорит, обратите пристальное внимание на язык его тела и вербально подтвердите, что он говорит, чтобы показать, что вы слушаете.

Развитие разговорных навыков

Разговорные навыки — это совокупность навыков, необходимых для эффективного разговора. Чтобы улучшить свои разговорные навыки, практикуйте активное слушание, ищите любые невербальные сигналы, будьте вежливы, профессиональны и чутки, обращайте внимание на детали во время разговора и говорите медленно и вдумчиво.

Уважайте культурные различия

Социальные обязательства могут различаться от культуры к культуре, и что-то принятое в одной может быть раздражающим или даже оскорбительным для другой.

Например, в Китае и Японии часто считается грубым поддерживать зрительный контакт при разговоре с кем-то, тогда как в западных культурах это является признаком вежливости.

Кроме того, в разных странах могут различаться типы личности. Например, французы, чаще всего парижане, обычно придерживаются невероятно высоких стандартов, поэтому малейшая ошибка может вызвать эмоциональную реакцию.

Выйдите из своей зоны комфорта

Чтобы что-то построить, вы должны подтолкнуть себя. И в этом случае вы должны использовать свой социальный и эмоциональный опыт, чтобы развивать свои навыки общения с людьми.

Например, вы можете попробовать поговорить с кем-то новым на работе или предложить идею своей команде. Используйте свои навыки активного слушания и разговора, чтобы показать свою вовлеченность.

Как показать навыки работы с людьми в своем резюме

Как мы установили, навыки работы с людьми жизненно важны для любой должности. На самом деле, вполне вероятно, что рекрутер отдаст предпочтение кандидату с более сильными навыками работы с людьми и более слабыми техническими навыками, чем кандидату с сильными техническими навыками, но более слабыми навыками работы с людьми. Техническим навыкам можно обучиться относительно легко, а навыкам общения с людьми… гораздо труднее.

Лучший способ продемонстрировать навыки работы с людьми в своем резюме — показать достижения, полученные благодаря этому набору навыков. Например, вы могли бы объяснить, как вы повысили цену клиента на 25 % за счет переговоров или как вы тренировали команду из пяти человек, чтобы повысить эффективность процесса. Не забывайте добавлять факты и статистику по каждому пункту, чтобы сделать ваши достижения ощутимыми.

Если в описании работы есть ссылки на определенные навыки работы с людьми, которым соответствует ваш набор навыков, стоит добавить желаемые навыки, имитируя формулировку, в раздел основных навыков и компетенций. Наиболее распространенные навыки работы с людьми включают в себя:

  • Сильная коммуникация

  • Работа в команде

  • Эмоциональный интеллект

  • Принятие решений

  • Лидерство

  • Упреждающее решение проблем

  • Разрешение конфликта

  • Переговоры

Имейте в виду, что, хотя весь набор навыков работы с людьми желателен, существуют определенные качества, которые предпочтительны или необходимы для разных уровней работы. Например, требования к навыкам работы с людьми для специалиста начального уровня, скорее всего, будут базовыми, тогда как для должности директора требуется более широкий набор всесторонних навыков работы с людьми.

Внимательно прочитайте описание вакансии, чтобы у вас было четкое представление о том, что ищет потенциальный работодатель, и соответствующим образом адаптируйте свое резюме, чтобы показать, что вы подходите для этой роли.

Примеры вопросов для собеседования по навыкам работы с людьми

На собеседовании вы, скорее всего, получите несколько поведенческих вопросов, предназначенных для оценки вашего уровня навыков работы с людьми. Общие вопросы о навыках работы с людьми включают:

  • Расскажите мне о случае, когда вам пришлось работать с коллегой, который вам не нравился или которому вы не доверяли

  • Опишите конфликт на работе

  • Если бы у вас были прямые подчиненные, как бы они вас описали?

  • Когда вы начинаете новую работу, как вы строите отношения?

  • Какой у вас стиль руководства?

  • Опишите время, когда вы эффективно работали в команде

  • Каковы качества идеального босса?

  • Расскажите мне о случае, когда вы помогли коллеге решить проблему

  • Как вы относитесь к критике?

  • Опишите случай, когда вы изо всех сил пытались сообщить что-то своему начальнику или коллеге

  • Если бы кто-то усомнился в вашей достоверности, как бы вы отреагировали?

  • Как бы вы поступили с трудным коллегой?

  • Что бы вы сделали, если бы ваш начальник попросил вас сделать что-то, с чем вы не согласны?

  • Как бы вы сообщили клиенту плохие новости?

  • Какие методы вы бы использовали для мотивации своей команды?

Если вы ищете работу, обязательно укажите свои навыки работы с людьми в своем резюме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *