Ненависть к людям как называется: Кто такой мизантроп: 5 главных признаков – «Кто такой мизантроп?» – Яндекс.Кью

Мизогиния — Википедия

Мизогини́я (от др.-греч. μῖσος — «ненависть» и γυνή — «женщина»; женоненави́стничество) — понятие, обозначающее ненависть, неприязнь, либо укоренившееся предубеждение по отношению к женщинам[1]. Мизогинист — человек, которому свойственна мизогиния. Мизогиния может проявляться в форме дискриминации по признаку пола, принижения женщин, насилия над женщинами или сексуальной объективации женщин.

Мизогинию выделяют как яркую черту многих мифологических, религиозных и философских систем[2]. В частности, многие авторы отмечают мизогиничность культуры Древней Греции[3][4], а также мизогинию таких философов, как Отто Вейнингер[источник не указан 469 дней], Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше.

В христианстве[править | править код]

В христианстве существует множество деноминаций, различающихся между собой. Упрёки в мизогиничности обычно вызывают вопросы женского священства, антиабортная политика Ватикана и исторические правила, например, о молчании женщин в церкви.

В исламе[править | править код]

Сура Ан-Ниса, аят 34 часто переводится с арабского грубо, ввиду сложности арабского языка, теряя первоначальный смысл опеки и защиты женщин и приобретая мизогинистические оттенки.

«Мужчины обязаны заботиться о своих жёнах и об их благосостоянии потому, что Аллах дал им преимущества перед женщинами, и потому, что они расходуют из своего имущества на содержание семьи. Ведь они работают, чтобы достойным образом содержать семью. Праведные женщины повинуются Аллаху и своим мужьям и в их отсутствии блюдут себя, как приказал Аллах. Тех же, непокорных и непослушных, которые проявляют упрямство и неповиновение, сначала вразумляйте и увещевайте хорошими и убедительными словами, затем отлучите их от своего ложа, а если это не поможет, тогда слегка ударяйте их, не унижая их. Если они станут послушны и будут повиноваться вам, то после этого не прибегайте к более строгим мерам. Ведь Аллах Велик и накажет вас, если вы будете искать ссоры со своими жёнами или будете относиться к ним несправедливо.» [Al Muntahab]

В индуизме[править | править код]

Законы Ману требуют, чтобы женщина всю свою жизнь находилась под покровительством отца, мужа, сына (в зависимости от возраста женщины), родственника или, при их отсутствии, у князя, и запрещают ей добиваться независимости[источник не указан 123 дня].

Мизогиния в западной философии XVIII—XIX веков[править | править код]

Мизогинистские взгляды выражали многие западные философы. Отто Вейнингер в своей книге «Пол и характер» называет «женское» начало человека «ничтожным», лишённым реального существования, сознания и рациональности[5].

Мизогинистским является эссе Артура Шопенгауэра «О женщинах», где он заявляет, что «женщина по своей натуре обречена на повиновение», а также что «между мужчинами существует от природы простое равнодушие; между женщинами уже природная враждебность»[6].

Фридрих Ницше связывал высшие формы цивилизации с более жёстким контролем над женщинами («По ту сторону добра и зла», 7:238). Он известен такими высказываниями, как «Ты идёшь к женщине? Не забудь плётку»

[7].

Мизогинистическая риторика широко распространена в Интернете и становится риторически более агрессивной. Растут публичные дебаты по поводу гендерных атак, что ведет к призывам к политическому вмешательству и большей отзывчивости со стороны социальных сетей, таких как Facebook и Twitter.[8][9]

Исследование 2016 года, проведенное аналитическим центром Демос (англ.)русск., пришло к выводу, что 50 % всех женоненавистнических твитов в Twitter принадлежат самим женщинам.[10]

Большая часть страдающих от мизогинии — это публично известные женщины, которые говорят о получаемых ими угрозах, и женщины, которые, как считается, связаны с феминизмом. Авторы женоненавистнических сообщений обычно анонимны или трудно идентифицируемы. Их риторика включает в себя женоненавистнические эпитеты, графические и сексуализированные образы, сосредотачивается на внешнем виде женщин и предписывает сексуальное насилие как корректирующее средство для таких женщин. Примерами известных женщин, которые высказывались о женоненавистнических нападениях, являются Анита Саркисян, Лори Пенни, Кэролайн Криадо Перес (англ.)русск., Стелла Криси (англ.)русск. и Линди Уэст (англ.)русск..

[8]

Оскорбления и угрозы в отношении разных женщин, как правило, очень похожи. Сэди Дойл (англ.)русск., которая была целью онлайн-угроз, отметила «подавляющее, безличное, повторяющееся, стереотипное качество» злоупотребления, тот факт, что «всех нас называют одними и теми же вещами, в одном тоне».[8]

Сторонники одной версии считают, что мизогиния является следствием комплекса Мадонны-Блудницы, который заключается в неспособности рассматривать женщин иначе, кроме как в роли «матери» или «шлюхи»(блудницы, англ: whore). Люди с таким комплексом относят каждую встретившуюся женщину в одну из этих двух категорий. Сторонники другой версии утверждают, что одной из причин мизогинии является то, что некоторые мужчины придерживаются дихотомии девственница/шлюха, что приводит к тому, что они считают «шлюхами» любых женщин, которые не придерживаются авраамического стандарта моральной чистоты.

[11]

В конце 20-го века сторонники феминизма второй волны утверждали, что мизогиния является одновременно и причиной, и результатом патриархальной социальной структуры.[12]

Социолог Майкл Флуд (англ.)русск. утверждал, что «мизандрии не хватает системной, трансисторической, институционализированной и законодательной антипатии мизогинии».[13]

  1. ↑ Definition of misogyny in English by Oxford Dictionaries (British & World English) (неопр.). Oxford Dictionaries | English. Дата обращения 9 декабря 2017.
  2. Lorraine Code (2000). Encyclopedia of Feminist Theories (1st ed.). L.: Routledge. p. 346. ISBN 0-415-13274-6
  3. Блох И. История проституции
  4. J. W. Roberts (2002-06-01). City of Sokrates: An Introduction to Classical Athens. ISBN 978-0-203-19479-9.
  5. Gerald N. Izenberg, Chandak Sengoopta (June 2001). Review of Chandak Sengoopta’s Otto Weininger: Sex, Science, and Self in Imperial Vienna. The American Historical Review, Vol. 106, No. 3 : 1074—1075. doi:10.2307/2692497. JSTOR 2692497.
  6. Артур Шопенгауэр. О женщинах
  7. Peter J. Burgard (May 1994). Nietzsche and the Feminine. Charlottesville, VA: University of Virginia Press. p. 11. ISBN 0-8139-1495-7.
  8. 1 2 3 Jane, Emma Alice. ‘Back to the kitchen, cunt’: speaking the unspeakable about online misogyny (англ.) // Continuum: Journal of Media & Cultural Studies (англ.)русск. : journal. — 2014. — Vol. 28, no. 4. — P. 558—570. — doi:10.1080/10304312.2014.924479.
  9. Philipovic, Jill. Blogging While Female: How Internet Misogyny Parallels Real-World Harassment (англ.) // Yale Journal of Law and Feminism (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 19, no. 2. — P. 295—303.
  10. ↑ Twitter abuse — ’50 % of misogynistic tweets from women’, BBC
  11. Wyman, Leah M.; Dionisopolous, George N. Transcending The Virgin/Whore Dichotomy: Telling Mina’s Story in Bram Stoker’s Dracula (англ.) // Women’s Studies in Communication (англ.)русск. : journal. — 2000. — Vol. 23, no. 2. — P. 209—237. — doi:10.1080/07491409.2000.10162569.
  12. ↑ E.g., Kate Millet’s Sexual Politics, adapted from her doctoral dissertation is normally cited as the originator of this viewpoint; though Katharine M Rogers had also published similar ideas previously.
  13. Michael; Flood. International encyclopedia of men and masculinities (англ.). — 2007. — ISBN 978-0-415-33343-6.
  • Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства // Фрейд З. Художник и фантазирование / Общ. ред., сост., вступ. ст. Р. Ф. Додельцева, К. М. Долгова; Пер. с нем. Р. Ф. Додельцева, А. М. Кесселя, М. Н. Попова. —
    М.
    : Республика, 1995. — 396 с. — (Прошлое и настоящее). — ISBN 5-250-02522-6.

Дисморфофобия — Википедия

Эта статья — о небредовой дисморфофобии. О бредовой дисморфофобии см. Дисморфомания.

Дисморфофо́бия (от др.-греч. δυσ- приставка с отрицательным значением, μορφή — вид, наружность, φόβος — страх), также известная как дисморфофоби́ческое расстро́йство, или теле́сное дисморфи́ческое расстро́йство (англ. body dysmorphic disorder, сокращённо BDD — название в DSM-5 и МКБ-11), — психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела. Обычно начинается в молодом или подростковом возрасте. Частота встречаемости среди мужчин и женщин примерно одинакова, сопровождается высоким риском суицида по сравнению с другими расстройствами психики. Больные могут жаловаться на несколько определённых «дефектов», один «дефект», неопределённую особенность или внешний вид, при этом страдают важные стороны жизни больного — способность работать, нормально жить в обществе, обслуживать себя. Дисморфофобия не выделяется как отдельный диагноз в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), а определяется как разновидность ипохондрического расстройства

[1]. В DSM-5 телесное дисморфическое расстройство определено как отдельное психическое расстройство в категории «обсессивно-компульсивные и связанные с ними расстройства»[2]. Сверхценная или бредовая дисморфофобия традиционно называется «дисморфоманией».

Термин «дисморфофобия» (итал. dismorfofobia) введён в 1886 году итальянским психиатром и профессором Энрико Морселли. Дисморфофобия обычно выявляется у лиц, достаточно критически относящихся к своей внешности, несмотря на отсутствие значимых дефектов и на то, что окружающие не придают особой значимости или не замечают «дефекта».

Многие люди хотели бы что-то изменить или улучшить в своей внешности, однако люди, страдающие дисморфофобией и имеющие нормальную и иногда привлекательную внешность, полагают, что они уродливы до такой степени, что избегают социальных контактов в опасении быть осмеянными. Зачастую они неохотно обращаются за помощью из-за стеснительности или боязни того, что их «не поймут». Женщины чаще обращаются за помощью, чем мужчины.

Часто окружающие воспринимают симптомы расстройства неправильно, считая их проявлением дурости и желания выделиться.

Дисморфофобии сочетают в себе обсессивный и компульсивный компоненты обсессивно-компульсивного синдрома (навязчивые мысли и действия). Больные могут часами смотреться в зеркало или, наоборот, избегать зеркал, думать о своей внешности длительное время в течение дня (не менее 1 часа, а обычно больше), а в серьёзных случаях настойчиво избегать социальных контактов и становиться отшельниками.

Исследование в Германии показало, что у 1—2 % населения имеется симптоматика дисморфофобии, указывающая умеренные признаки расстройства[3]. Для них была характерна низкая самооценка из-за критического отношения к своему внешнему виду. Диагностировалось с одинаковой частотой среди мужчин и женщин и являлось причиной развития социофобии.

Phillips & Menard (2006) в проведённых исследованиях выяснили, что частота суицида была в 45 раз выше, чем в общей популяции США. Это в 2 раза больше, чем среди людей, страдающих депрессией, и в три раза больше, чем при биполярном аффективном расстройстве. Также была высказана связь между недиагностированной дисморфофобией и более высоким, чем в общей популяции, риском самоубийства среди людей, которые подверглись косметической операции. При расстройствах гендерной идентификации, при которых пациент не удовлетворён своим биологическим полом, ускоряется развитие дисморфофобии, направленной на существующий пол, которые находятся в постоянном конфликте с тем полом, с которым себя идентифицирует пациент. Высокая коморбидность дисморфофобии у пациентов с расстройством гендерной идентификации приводит к повышению риска попытки самоубийства до 20 %; тогда как для пациентов с только дисморфофобией она составляет 15 %.

Существует большая степень коморбидности с другими психическими расстройствами, что зачастую приводит к неправильным диагнозам со стороны клинических врачей.

Исследования говорят о том, что около 76 % людей с дисморфофобией будут испытывать глубокую депрессию в какой-то момент жизни, и это значительно выше, чем ожидаемые 10—20 % среди общего/обычного населения.

Около 37 % людей с дисморфофобией будут также испытывать социальную фобию и около 32 % обсессивно-компульсивное расстройство.

Расстройства пищевого поведения, такие как нервная анорексия и нервная булимия, также иногда встречаются у людей с дисморфофобией, обычно у женщин, как и трихотилломания (навязчивое выдёргивание волос) и невротическая экскориация. «Мышечная дисморфия» (англ. muscle dysmorphia) в DSM-5 обозначается дополнительным спецификатором для указания подтипа телесного дисморфического расстройства, характеризующегося доминирующими навязчивыми мыслями о недостаточно развитой мускулатуре; встречается практически исключительно у мужчин[2]. Согласно DSM-5, дисморфофобии часто сопутствует большое депрессивное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, социальное тревожное расстройство и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ[2].

Диагностические критерии МКБ-10[править | править код]

Диагностические критерии МКБ-10 ипохондрического расстройства, к которому отнесена и дисморфофобия:[4]

  • Упорное убеждение о наличии не более, чем двух серьёзных заболеваний в органах или системах организма, присутствующее как минимум 6 месяцев.
  • Постоянная озабоченность возможностью или наличием тяжёлого прогрессирующего заболевания физической природы или уродства.
  • Озабоченность убеждением в болезни вызывает постоянные страдания или социальную дезадаптацию в повседневной жизни, вынуждая пациента искать медицинского лечения или обследования.
  • Упорные отказы принять врачебные заверения об отсутствии физических причин соматических симптомов.

Диагностические критерии DSM-IV[править | править код]

Диагностические критерии телесного дисморфического расстройства в DSM-IV[5]:

  • Озабоченность предполагаемым дефектом во внешности. Если небольшой физический недостаток и присутствует, то ему уделяется чрезмерное внимание.
  • Озабоченность вызывает клинически значимый дистресс или ухудшение в социальной, профессиональной или другой важной области функционирования.
  • Озабоченность не может быть объяснена другим расстройством психики (например, неудовлетворённость формой и массой тела при нервной анорексии).

Существует множество распространённых симптомов и моделей поведения, связанных с дисморфофобией.

Часто эти симптомы и поведения определяются природой кажущихся недостатков у страдающих дисморфофобией. Например, использование косметики наиболее распространено у лиц с кажущимися дефектами кожи; следовательно, многие страдающие дисморфофобией будут демонстрировать только несколько общих симптомов и поведения.

  • Симптом зеркала — пациенты постоянно смотрятся в зеркало и другие отражающие поверхности, стараясь найти выгодный ракурс, в котором предполагаемый дефект не виден, и определить, какая именно коррекция «недостатка» необходима.
  • Симптом фотографии — категорический отказ фотографироваться под разными предлогами, на самом деле страх того, что фото «увековечит уродство»; отказ от использования зеркал.
  • Скоптофобия (от др.-греч. «высмеивать, вышучивать, дразнить») — страх показаться смешным в глазах окружающих в связи со своими мнимыми физическими недостатками[6]:950.
  • Попытка скрывать предполагаемый дефект: например, используя косметику, нося мешковатую одежду и шляпы.
  • Чрезмерный уход за внешностью: чистка кожи, причёсывание волос, выщипывание бровей, бритьё и т. д.
  • Навязчивое касание кожи для ощупывания «дефекта».
  • Выспрашивание родственников о «дефекте».
  • Излишнее увлечение диетами и физическими упражнениями.
  • Социальная депривация и коморбидная депрессия.
  • Отказ совсем выходить из дома или выход только в определённое время, например, ночью.
  • Сниженные успехи в учебной деятельности (проблемы с оценками, проблемы с посещаемостью школы/колледжа)
  • Проблемы с начинанием и поддержкой отношений — дружеских и личных.
  • Злоупотребление алкоголем и/или лекарствами (часто как попытка самолечения).
  • Тревога; возможные панические атаки.
  • Симптомы глубокой депрессии.
  • Постоянное низкое самоуважение.
  • Суицидальная идеация и социальная изолированность.
  • Зависимость от других, например от партнёра, друга или родителей.
  • Неспособность работать.
  • Неспособность сосредотачиваться на работе из-за озабоченности своим видом.
  • Ощущение неловкости в обществе, подозрения, что другие замечают «дефект» и дразнят его.
  • Сравнение своего внешнего вида или отдельных частей тела с кумиром, указание на это родственникам.
  • Использование методов отвлечения: попытка отвлечь внимание от «дефекта», нося экстравагантную одежду или бросающиеся в глаза драгоценности.
  • Навязчивый поиск информации: чтение книг, газетных статей и веб-сайтов, которые имеют отношение к «дефекту» (например: облысение или диета и упражнения).
  • Желание исправить дефект с помощью пластической хирургии, многократные пластические операции, которые не приносят желаемого удовлетворения.
  • В крайних случаях пациенты пытались сами сделать себе пластику или вставить имплантаты, что относится к проявлению синдрома Ван Гога, некоторыми исследователями включаемого в рамки синдрома дисморфофобии. Возможны попытки удалить «дефект» самостоятельно, например, ножом, когда в роли дефекта выступает родимое пятно или другая особенность нормальной кожи.

Наиболее частые локализации «дефектов»[править | править код]

В исследовании, выполненном д-ром Кэтрин Филипс, участвовало более чем 500 пациентов, вот в каком порядке распределились места «дефектов»[7]:

  • Кожа (73 %)
  • Волосы (56 %)
  • Нос (37 %)
  • Вес (22 %)
  • Живот (22 %)
  • Груди/грудь/соски (21 %)
  • Глаза (20 %)
  • Бедра (20 %)
  • Зубы (20 %)
  • Ноги (в целом) (18 %)
  • Строение тела/Структура костей (16 %)
  • Уродливое лицо (14 %)
  • Размер/форма лица (12 %)
  • Губы (12 %)
  • Ягодицы (12 %)
  • Подбородок (11 %)
  • Брови (11 %)
  • Уши (9 %)
  • Рука/Запястье (9 %)
  • Талия (9 %)
  • Гениталии (8 %)
  • Щеки/Скулы (8 %)
  • Икры (8 %)
  • Рост(7 %)
  • Форма/Размер головы (6 %)
  • Лоб (6 %)
  • Ступни ног (6 %)
  • Кисти рук (6 %)
  • Челюсть (6 %)
  • Рот (6 %)
  • Спина (6 %)
  • Пальцы (5 %)
  • Шея (5 %)
  • Плечи (3 %)
  • Колени (3 %)
  • Пальцы ног (3 %)
  • Лодыжки (2 %)
  • Лицевая мускулатура (1 %)

Довольно часто встречались пациенты, у которых «дефекты» обнаруживались в нескольких местах.

Дисморфофобии обычно развиваются в юношеском возрасте, когда отношение к своей внешности наиболее значимо. Многие довольно длительное время страдают от болезни, перед тем как обратиться к психиатрам. При обращении к специалистам, у них обнаруживаются симптомы депрессии, социальной фобии, обсессивно-компульсивного расстройства, однако истинная симптоматика дисморфофобии уходит на второй план. Большинство из них уверены, что их представление о собственном внешнем виде соответствует действительности.

Истинная причина развития дисморфофобии неясна. Скорее всего причины многофакторны.

Биологические/генетические[править | править код]

  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — дисморфофобия часто встречается при ОКР, когда больные неудержимо следуют ритуалам, которые могут изменять их жизнь. Наличие генетической предрасположенности или ОКР в анамнезе могут повышать шанс развития дисморфофобии.
  • Генерализованное тревожное расстройство — дисморфофобия может быть коморбидна генерализованному тревожному расстройству. При этом присутствует чрезмерное волнение по многочисленным поводам, в том числе по поводу физического недостатка, что нарушает нормальную жизнь больного.
  • Генетическая предрасположенность: было предположено, что определённые гены могут делать человека более предрасположенными к развитию дисморфофобии. Эта теория поддерживается тем фактом, что приблизительно 20 % людей с заболеванием имеют как минимум одного родственника первой степени (родителя, ребёнка или брата/сестру), кто также имеет это расстройство. Хотя не ясно, генетические ли это факторы или факторы, обусловленные окружающими условиями (то есть скорее приобретённые черты, чем врождённые, зависящие от генов). Исследования личностной психологии на близнецах говорят, что на большинство психических расстройств (если не на все) оказывает влияние (по крайней мере до некоторой степени) генетика и нейробиология. Однако, не существует подобных исследований, проведённых конкретно для дисморфофобии.
  • Участки мозга: следующая биологически основанная гипотеза по поводу развития дисморфофобии — это возможные аномалии в определённых участках мозга. Исследования, основанные на магнитно-резонансной томографии (МРТ), обнаружили, что люди с дисморфофобией могут иметь аномалии в участках мозга, похожие на те, которые обнаруживались при обсессивно-компульсивном расстройстве.
  • Обработка зрительной информации: в то время как некоторые полагают, что дисморфофобия вызывается искажённым восприятием человека своей действительной внешности, другие выдвинули гипотезу, что люди с этим расстройством на самом деле имеют проблемы с обработкой зрительной информации. Эта теория поддерживается тем фактом, что те люди, которые лечились с помощью селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, часто сообщают, что их недостаток прошёл — что они больше не видят его[источник не указан 345 дней]. Хотя это возможно благодаря изменениям скорее в восприятии человека, чем в самой обработке зрительной информации.

Психологические[править | править код]

  • Дразнение или критика: Было предположено, что дразнение или критика относительно внешности могло играть способствующую роль для начала дисморфофобии. Хотя маловероятно, что дразнение вызывает дисморфофобию, так как большинство людей дразнили в какой-то момент их жизни, тем не менее это может действовать как спусковой крючок для людей, которые генетически предрасположены к дисморфофобии. Приблизительно 60 % людей с дисморфофобией сообщают, что их часто или постоянно дразнили в детстве.
  • Стиль/манера воспитания: так же как дразнение, стиль воспитания может способствовать началу дисморфофобии. Например, случаи, когда родители людей придают чрезмерное значение эстетичной наружности, делают чрезмерное ударение на этом, будто эстетичная наружность — самая важная вещь в жизни. Это может подействовать как спусковой крючок для тех, у кого есть генетическая предрасположенность.
  • Другие жизненные события: многие другие жизненные события могут действовать как спусковой крючок для дисморфофобии, например, пренебрежение/игнорирование, физическая и/или сексуальная травма, чувство небезопасности и отвергание.

Факторы, относящиеся к окружающей среде[править | править код]

  • Медиа: Была выдвинута теория, что воздействия со стороны средств массовой информации могут способствовать развитию дисморфофобии, например, эффектные/гламурные модели и подразумеваемая необходимость эстетической красоты. Дисморфофобия, однако, встречается во всех странах, включая изолированные области, где доступ к средствам массовой информации ограничен или равен нулю. Таким образом, маловероятно, что воздействия СМИ являются причиной дисморфофобии, однако они могут действовать как спусковой крючок для имеющих генетическую предрасположенность или могут усугублять существующие симптомы дисморфофобии.

Особенности характера/личностные свойства[править | править код]

Определённые черты личности могут сделать более вероятным развитие дисморфофобии. Личностные черты, которые, как было предположено, являются способствующими факторами, включают в себя:[источник не указан 345 дней]

Так как личностные свойства у людей с дисморфофобией варьируются достаточно значительно, маловероятно, что они являются прямыми причинами дисморфофобии. Однако, как и в случае с психологическими факторами и факторами окружающей среды, они могут действовать как спусковые крючки для тех людей, которые уже имеет генетическую предрасположенность к развитию расстройства.

Встречаются как лёгкие формы болезни, так и тяжёлые, приводящие к нарушению социального функционирования и невозможности выполнять профессиональные обязанности. Близкие и сослуживцы также страдают от проявлений болезни. Большую часть времени они находятся в подавленном настроении.

Большинство пациентов перед обращением к психологу или психиатру неоднократно обращаются к дерматологам и пластическим хирургам, однако это не приносит им облегчения. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный для большинства больных, у части больных отмечаются рецидивы, у части больных заболевание характеризуется хроническим течением. При отсутствии лечения симптомы болезни сохраняются.

Исследования показали, что дисморфофобия встречается у 0,7 % — 1,1 % людей и в 2 % — 13 % недиагностированных случаев. 13 % больных, находящихся в психиатрических больницах, имели симптомы дисморфофобии.

Некоторые больные с диагностированным обсессивно-компульсивным расстройством страдали и от дисморфофобии. В проведённых исследованиях выявлено, что зачастую он остаётся недиагностированным.

В исследованиях было показано, что психодинамические модели не работают при дисморфофобии. Однако использование когнитивно-бихевиоральной психотерапии оказалось эффективным[8]. В исследовании 54 пациентов с дисморфофобией, части из которых (рандомизированно) проводилась психотерапия, был отмечен существенный эффект (в 82 % случаев после лечения и в 77 % при длительном наблюдении).

Лекарственное лечение — антидепрессанты. В исследованиях 74 пациентов в рандомизированном, двойном слепом исследовании, после 12 недель было зарегистрировано, что 53 % больных получавших флуоксетин, отметили улучшение. Без лечения дисморфофобия принимает хроническое течение и может продолжаться всю жизнь, являясь причиной социальной дезадаптации.

  1. Всемирная организация здравоохранения. F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — ISBN 5-86727-005-8.
  2. 1 2 3 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: «American Psychiatric Publishing», 2013. — P. 242—247. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X.
  3. ↑ Psychological Medicine (англ.)русск.. — Vol. 36. — P. 877.
  4. World Health Organization. The ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders: Diagnostic Criteria for Research. — Geneva, 1993. — 261 с. — ISBN 978-9-241-54455-9.
  5. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition, Text Revision (DSM-IV-TR). — Washington, DC: «American Psychiatric Publishing», 2000. — P. 510. — 943 p. — ISBN 978-0-89042-025-6. — ISBN 0-89042-025-4.
  6. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
  7. Katharine A. Philips. The Broken Mirror: Understanding and Treating Body Dysmorphic Disorder. — Oxford University Press, 2005. — С. 56.
  8. ↑ Бегоян А. Н. Когнитивно-концептуальная терапия телесного дисморфического расстройства: анализ случая // Теория и практика психотерапии. — 2015. — № 5 (9). — С. 38-48.

Ненависть — Википедия

Ненависть — интенсивное, отрицательно окрашенное деструктивное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе лиц, неодушевленному предмету, явлению)[1].

Вызывается как какими-либо действиями объекта, так и присущими ему качествами[2], восприятием объекта ненависти как противоречащего убеждениям и ценностям субъекта[3], негативно влияющего на его жизнь, препятствующего удовлетворению его важных потребностей[4]

Ненависть может связываться с испытанием удовольствия от неудач объекта[1] и с желанием зла[2], с намерением причинить вред объекту эмоции.

Причины ненависти и вражды бывают настолько мелкими, несущественными, что видимая иррациональность таких причин вместе с легкостью, с которой ненависть может быть внушена извне, делает возможным предположение о существовании у людей изначальной потребности в ненависти и враждебности[5][6].

Сходным образом, часть конфликтов и связанная с конфликтами ненависть могут рассматриваться не столько как следствие каких-то реальных причин, сколько как высвобождение агрессивного напряжения; ненависть при этом может направляться то на один, то на другой объект[7].

С другой стороны, ненависть может выступать не как проявляющаяся в конфликте, но существующая помимо него агрессивность, и не как отношение к объекту, являющееся причиной конфликта, а как психический механизм, порождаемый конфликтной ситуацией и усиливающий враждебность («Целесообразно ненавидеть врага»)[8].

Этот подход находит своё выражение в побуждающей к ненависти пропаганде, сопровождающей войны и другие виды конфликтов, стремящейся с помощью ненависти повысить мотивацию общества и таким образом усилить его позицию в конфликте[8].

Социальная ненависть (ненависть как чувство группы людей[9]) сопровождает тяжелейшие конфликты в обществе (беспорядки, войны[прим. 1], геноцид) и является одной из причин дискриминации[источник не указан 3075 дней].

Ненависть и побуждение к ненависти в разных странах могут в некоторых случаях рассматриваться как отягчающее обстоятельство при преступлении или как самостоятельное преступление.

Ненависть и любовь противоположны друг другу, являются антонимами[10] часто рассматриваются независимо друг от друга[11] и воспринимаются как взаимоисключающие антитезы.

Однако понятия любви и ненависти эмоционально и логически взаимосвязаны в разных культурах[2]; любовь с ненавистью могут рассматриваться как составляющие некое единство[11] и могут одновременно сочетаться в одном человеке при амбивалентном отношении к другому человеку (и, шире, любому объекту)[12].

Амбивалентность любви и ненависти в близких отношениях является одной из центральных идей психоанализа; Фрейд связывал одновременность проявления любви и ненависти в близких отношениях с неизбежно порождаемыми отношениями конфликтными ситуациями[8].

Некоторые этологи указывали на взаимосвязь между любовью и ненавистью через связь между физиологическими и психическими механизмами, обеспечивающими у животных и людей способность к близким личным отношениям и способность к агрессии.

Например, Конрад Лоренц заявлял, что «Нет любви без агрессии, но нет и ненависти без любви»[13].

Нередко человек ненавидит того, кого любит, и, зачастую, эти чувства невозможно разделить: одно из них не разрушает то, что создает другое, а сосуществует[8].

Одним из возможных объяснений тесной связи этих чувств является идея о том, что чем больше общего мы имеем с другим человеком, чем сильнее связь между нами, тем сильнее мы оказываемся вовлечены в любые отношения, и, вследствие этого конфликт, если он возник, будет протекать с большей силой и страстью, чем конфликты с посторонними людьми; в последнем случае отсутствие общих интересов и близких черт позволяет воспринимать вторую сторону более объективно[8].

Более того, объект, с которым связаны сильные чувства, — это всегда объект, который имеет большое значение для человека, и именно любовь не позволяет выражать периодически возникающие негативные эмоции и, тем самым, способствует накоплению и усилению враждебности[8].

В народном сознании наличие любви может быть связано с наличием ненависти к тому же объекту, что отражается, например, в пословице «От любви до ненависти — один шаг».

Однако народная мудрость может быть оспорена: так, по мнению философа и психолога Эриха Фромма, в ненависть превращается не любовь, а лишь нарциссизм влюбленных, то есть «ненастоящая» любовь[14].

Парадоксальным образом не только амбивалентные отношения любви-ненависти порождаются близкими отношениями, но и возможность выражать смешанные эмоции любви-ненависти (например, в так называемых «шутливых отношениях» (англ. Joking relationship)) по поводу других людей и групп, способствует установлению более близких отношений и выполняет объединяющие функции.[8][15].

Психологи[кто?] нередко противопоставляют и любви, и ненависти безразличие, характеризующее объект как не имеющий никакого значения для субъекта.

Показано, что для того, чтобы как чувство любви, так и чувство ненависти могли формироваться, необходим детский опыт отношений с объектом любви[8].

Сила связи между любовью и ненавистью и условия перехода одного в другое могут зависеть от культуры — например, от того, рассматривает ли данная культура ненависть как естественный ответ на отвергнутую любовь или разочарование либо как нечто изначально связанное с любовью иррациональным образом[2].

Ненависть и любовь, рассматриваемые то как противоположные, то как сопряженные и взаимозависимые чувства, издавна были темой для поэтов[прим. 2] и писателей[прим. 3]; привлекали внимание философов[прим. 4] и психологов; в последнее время ненависть и любовь, как понятия, составляющие бинарную оппозицию, стали предметом внимания когнитивной лингвистики, психолингвистики, и лингвокультурологии[2][11][16].

Социальная ненависть может рассматриваться как чувство ненависти, испытываемое группами людей; объект, на который эта ненависть направлена, может и не рассматриваться[9].

Другая точка зрения на социальную ненависть концентрируется на ненависти, направленной на группу или человека как представителя определённой группы; при этом рассматриваются группы — объекты ненависти, выделенные по социально-релевантным признакам (пол, национальность, раса, возраст, сексуальная ориентация и т. д.).

Студенты сжигают «негерманские» сочинения и книги на берлинской площади Опернплац 10 мая 1933 г.

В социальных науках для обозначения подобного рода ненависти принят термин «нетерпимость»[17].

Существует и более узкое, исключающее национальную или религиозную ненависть, понимание социальной ненависти как ненависти «классовой» (разных сословий, классов, страт)[18][19].

Ведущее к социальной ненависти восприятие основывается на противопоставлении групп «мы» и «они», причем различия между ними представляются как непреодолимые и обязательно ведущие к конфликту между группами.

В таком восприятии различия во внешности или культуре «своих» и «чужих» преувеличиваются, а точное отграничение «своих» от «не-своих» приобретает большое значение[20].

При этом часто отмечается, что вражда и ненависть между группами (народами, религиозными конфессиями, государствами) близкими, родственными, культурно сходными бывает ожесточеннее, чем у чужих друг для друга групп[5][8][14].

Линчевание негров в Дулут в 1920 году

В некоторых штатах США, некоторых государствах Западной и Центральной Европы существует особая квалификация «Преступление на почве ненависти» (англ. hate crime) — для преступлений против личности, совершаемых преступником под влиянием ненависти к некоторым группам населения (например лицам иной расы, вероисповедания, этнического происхождения, а также группам иного пола, сексуальной ориентации или политических убеждений). Во многих случаях квалификация преступления как «преступления на почве ненависти» ужесточает уголовное наказание, назначаемое виновному.

В России совершения преступления по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти также является отягчающим обстоятельством.

Помимо «преступлений на почве ненависти» (hate crime), законодательства многих стран рассматривают «разжигание ненависти» (англ. hate speech), включая сюда распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой, национальной и другой ненависти[17]. Так, в России ненависть связывается с сферой уголовно-наказуемых действий статьей 282, говорящей о возбуждении ненависти к социальным группам.

  1. 1 2 Ненависть — Оксфордский толковый словарь по психологии, под ред. А. Ребера, 2002 г.
  2. 1 2 3 4 5 Концепты любовь и ненависть в русском и американском языковых сознаниях. Е. Ю. Балашова
  3. ↑ Ненависть — Словарь конфликтолога. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. 2009 г.
  4. ↑ ЧУКЛОВ А.В. ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ…
  5. 1 2 Человек как враг Архивная копия от 29 декабря 2010 на Wayback Machine. Георг Зиммель, 1908
  6. ↑ Неудовлетворенность культурой. 3. Фрейд
  7. ↑ Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях. Л. Козер
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Функции социального конфликта. Л.Козер // М. «Идея-Пресс». 2000. С. 34-111, 147—167.
  9. 1 2 Социальная ненависть — Словарь по общественным наукам.
  10. ↑ Грамота.ру — ненависть — словарь антонимов
  11. 1 2 3 Концепты «ЛЮБОВЬ» и «НЕНАВИСТЬ» в песнях разноструктурных жанров: сравнительный аспект. В. Э. Муратова
  12. ↑ Эмоции как объект исследования в лингвистике. В. И. Шаховский // «Вопросы психолингвистики» № 9, 2009
  13. ↑ Агрессия. Гл. 14. «Надеюсь и верю». Конрад Лоренц.
  14. 1 2 Анатомия человеческой деструктивности. Эрих Фромм. Гл. 1 «Представители инстиктивизма»
  15. ↑ «On Joking Relationships», «A Furthur Note on Joking Relationships». Radcliffe-Brown A. R. // Structure and Function in Primitive Society, ch. IV, V. Glencoe, III: The Free Press, 1952, pp. 94—95.
  16. ↑ Бинарная оппозиция «любовь / ненависть» в разносистемных языках. Э. Р. Хутова
  17. 1 2 Конструирование социальной ненависти в дискурсе. С. А. Колосов
  18. ↑ Кнуто-германская империя и социальная революция Архивная копия от 17 ноября 2015 на Wayback Machine. М. А. Бакунин (1870)
  19. ↑ Рой Медведев. «Владимир Путин.» Гл. «После выборов»
  20. ↑ Манипулятивные стратегии дискурса ненависти. С. А. Колосов
  • Философия ненависти. Андре Глюксманн // М.: АСТ, 2006, 288 стр.; ISBN 5-17-034077-X, ISBN 5-9713-1037-2, ISBN 5-9578-3097-6
  • Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. Петер Куттер // Изд.: София, 2004, 256 стр.; ISBN 5-9550-0438-6
  • Функции социального конфликта. Льюис Козер // М. «Идея-Пресс», 2000, 208 стр.; ISBN 5-7333-0019-1
  • Анатомия человеческой деструктивности. Эрих Фромм (1973) // М.: АСТ, 2004, 635 стр. ISBN 5-17-023209-8
  • Love and hate: the natural history of behavior patterns. Ирениус Эйбл-Эйбесфельд (англ. Irenäus Eibl-Eibesfeldt)  (англ.)
  • «Müssen wir hassen?» Margarete Mitscherlich // DTV Deutscher Taschenbuch; Auflage: N.-A. (1991), 256 Seiten; ISBN 978-3-423-15048-4  (нем.)
  • О любви и ненависти. Франц Брентано. (1907)

Ксенофобия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 февраля 2019; проверки требуют 17 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 февраля 2019; проверки требуют 17 правок.

Ксенофо́бия (от греч. ξένος «чужой» + φόβος «страх») — неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого как неприятного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей[1].

Биологическая основа ксенофобии[править | править код]

В. Р. Дольник указывал на то, что у животных существует явление этологической изоляции — агрессии или неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. По мнению Дольника, для человека настороженная реакция на непохожих людей неизбежна и биологически нормальна. Также у человека различия, связанные с языком, традицией, культурой, одеждой, причёской, религией, могут создавать внешнее впечатление другого вида и включать данный механизм. Таким образом, по мнению этологов, расовое и национальное неприятие имеет в своей основе сбой поведенческой программы, рассчитанной на другой случай — видовые и подвидовые различия[2].

По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано[3].

Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит, очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов[4].

Общемировые массовые фобии, основанные на ксенофобии, возникают в эпоху модерна. «Великие ксенофобии» формировались в Европе, но принимали общемировой характер и распространялись не только на страны «европейского мира». К началу XX века к «великим ксенофобиям» относились концепции «мирового еврейского заговора» и «жёлтой опасности». При этом две эти фобии могли сливаться в одну теорию мирового заговора. Так, ультраправый российский политик Владимир Пуришкевич заявлял, что евреи сознательно саботируют борьбу с надвигающейся «жёлтой опасностью», дабы подорвать мощь России, а Михаил Меньшиков заявлял, что евреев и китайцев объединяет «экономический паразитизм» и «древнее притязание Азии владеть нами»[5].

В конце XX века и начале XXI века их вытесняют концепции «исламской угрозы» и «нашествия мигрантов». Однако встречаются и другие варианты использования концепций «великих ксенофобий», например заявления о том, что «западная цивилизация» во главе с евреями преследует цель подавления «исламского мира» перед дальнейшим противостоянием с «жёлтой цивилизацией»[5].

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод заявил, что, согласно опросам, ксенофобия распространена среди 50 % населения Российской Федерации. По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти[6]. Руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН Эмиль Паин отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии. По его мнению, это обусловлено лишь существенно меньшим уровнем недоброжелательности к мигрантам другой национальности среди предпринимателей[7]. Однако это может объясняться тем, что предприниматели получают от мигрантов только выгоду за счёт более дешёвой рабочей силы, когда для обычных рабочих людей мигранты в основном представляют лишь конкуренцию за рабочие места, которые согласны на худшие условия труда за меньшую плату.

  1. ↑ Ксенофобия // БРЭ. Т.16. М.,2010.
  2. ↑ Этология. Ру: Homo militaris
  3. ↑ Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. СПб., 2003. С. 72-75
  4. ↑ Гемават, Панкадж, 2013, с. 273.
  5. 1 2 Дятлов, Виктор Иннокентьевич. «Желтая опасность» как орудие «мирового еврейского заговора»: на границе «великих ксенофобий»// Азиатская Россия: сб. науч. ст. — Иркутск, 2010. — С. 313—329
  6. ↑ «53 процента толерантности», «Российская газета» — Федеральный выпуск № 3849 от 17 августа 2005, Леонтий Бызов: «Ксенофобские настроения всегда провоцируются слабостью государства».
  7. ↑ «Почему помолодела ксенофобия» «Независимая газета» от 2003-10-14, Эмиль Абрамович Паин — руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН: «Лишь одна группа опрошенных — предприниматели — продемонстрировала существенно меньший уровень недоброжелательства к иноэтническим мигрантам, хотя и в этой группе 50 % респондентов заявили, что их отношение к мигрантам „скорее отрицательное“ и „резко отрицательное“».

Ответы Mail.ru: Что такое Мизантропия?

Мизантро́пия (греч. μίσος — «ненависть» и άνθρωπος — «человек» ) — это неприязнь, недоверие или ненависть к человечеству или предрасположенность к неприязни и/или недоверию к другим людям. Также — выражение неприязни и презрения к «общепринятым» правилам и «моральным ценностям» , недоверие и презрение к господствующей религии и её догматам, желание во что бы то ни стало отгородить себя от внешних контактов с обществом, чаще всего — не беспочвенна и проявляется у творческих личностей и личностей, непонятых или отвергнутых остальным «социумом» , не нашедших себе места в обществе и лишённых единомышленников (не путать с маргиналами) . Термин также подходит к тем людям, которые добровольно избегают общения с другими людьми или становятся отшельниками из-за вышеупомянутых чувств. Основные сведения Мизантроп — человек, который избегает общества людей, нелюдим или страдает человеконенавистничеством (мизантропией) . Данная склонность может являться основой жизненной философии. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп» . Противоположность — альтруист, гуманист. Формы Хотя мизантропы выражают общую неприязнь к человечеству в целом, они, как правило, поддерживают нормальные отношения с определёнными людьми. Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения, или просто презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества. Мизантропия обычно неправильно истолковывается как индивидуализированная ненависть ко всем людям в целом. Из-за этого термин часто ошибочно ассоциируется с множеством негативных вещей, идущих «в нагрузку» . В особенно тяжёлых случаях мизантроп действительно может ненавидеть человеческий вид в целом, но при этом мизантропия не обязательно говорит о психопатии. Мизантропы могут поддерживать нормальные и близкие отношения с людьми, но количество таких людей обязательно будет ограниченным. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно хорошо, поскольку для них характерно презрение к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным. Мизантропы в политике Сталин Гитлер Мао Цзэдун о пользе ядерной войны. «Если во время атомной войны погибнет половина человечества — это не имеет значения. Не страшно, если останется и треть» Мизантропы в телевидении и кино Доктор Грегори Хаус — главный герой сериала Доктор Хаус Полковник Сол Тай из сериала Звёздный крейсер «Галактика» Подполковник Фрэнк Слайд из фильма «Запах женщины» , сыгранный актёром Аль Пачино Иоанн Васильевич Брокгауз, главный герой фильма «По Таганке ходят танки» , сыгранный Эммануилом Виторганом Стьюи Гриффин, один из главных персонажей сериала «Гриффины» Дарья Моргендорфер — главная героиня мультсериала «Дарья» Доктор Персиваль Кокс, один из главных персонажей сериала «Scrubs» (Клиника) Джон Константин — главный герой комиксов «Hellblazer», фильма «Константин: Повелитель тьмы» Бендер Бендинг Родригес — один из главных героев мультсериала «Футурама» «Мизантроп» — так называется часть фильма «Сто дней после детства» режиссера Сергея Соловьёва. Мизантропом называют пионера Митю Лопухина (актер Борис Токарев) Представители Реальные личности [источник не указан 47 дней] : Артур Шопенгауэр, выдающийся немецкий философ; Чарльз Буковски, американский писатель и поэт; Дмитрий Быков, известный журналист, писатель; Михаил Борзыкин, российский рок-музыкант; Луи-Фердинан Селин, французский писатель. Выдуманные персонажи: Грегори Хаус, персонаж телесериала «Доктор Хаус» ; Дэниэл Плэйнвью, персонаж романа и фильма «Нефть» ; Кнемон, персонаж пьесы Менандра «Мизантроп» («Брюзга» , «Отшельник») ; Константин Куприянов, «Кальтер», персонаж книги Романа Глушкова «Холодная кровь» . Джон Константин, главный герой фильма Константин: Повелитель тьмы

Человеконенавистничество.

Когда то ли себя ненавидишь, то ли людей.. . не помню уже

противоположность филантропии

Альтруист — это придурок (в хорошем смысле) МИзантроп — это придурок, но только для себя он придурок

я хочу убить кого нибудь для меня люди не кто

Озабоченная ненависть к людям !

Мне ничего не надо, Мне никого не жаль.

Отвращение — Википедия

Отвращение — отрицательно окрашенное чувство, сильная форма неприятия. Противоположная эмоция: удовольствие.

Отвращение играет важную роль в функции самосохранения живых организмов. Оно позволяет избегать инфекции, не есть непригодные для питания и опасные продукты и даёт возможность сохранить собственную целостность, удерживая внутри то, что должно быть внутри (в частности, кровь), и снаружи то, что должно находиться снаружи (в частности, фекалии)[1]:387. Эмоция отвращения играет центральную роль в функционировании поведенческой иммунной системы[2].

Психологи и нейробиологи, изучающие природу эмоций, предполагают, что многие морально-нравственные установки человечества выросли из чувства отвращения, которое у человека, по сравнению с другими животными, необычайно развилось и усложнилось. Выделяют две разновидности отвращения у людей: «первичное» — практически бессознательная психическая реакция на нечистоты, крыс, тараканов и т. п. — и «вторичное», оно же моральное, то есть реакция на более абстрактные предметы или на людей — например, лживых политиков, продажных чиновников и т. п.[1]:387

По данным ФМРТ, как при первичном, так и при вторичном отвращении возбуждаются определённые области мозга: боковая и средняя орбитофронтальная кора. Возбуждение этих отделов мозга, ответственных за отвращение, приводит к снижению активности отделов, отвечающих за жалость, сочувствие и восприятие других людей как людей (а не неодушевлённых предметов). Поэтому люди, испытывающие отвращение к грязному бомжу, при этом могут не воспринимать его как личность, а относиться к нему как к «куче мусора»[1]:388—389.

По предположению некоторых учёных (Дж. Хайдт и др.), отвращение может играть значимую — и прежде всего негативную — роль в жизни человеческих коллективов. Именно на основе отвращения возник такой механизм поддержки целостности группы, как ксенофобия. Видимо, ещё в первобытном обществе люди начали испытывать отвращение к «чужим», «не нашим», «не таким, как мы». Чтобы подчеркнуть межгрупповые различия, нередко применяются морально-нравственные оценки, в основе которых может лежать в том числе чувство отвращения (например, в русском языке слово «поганый» когда-то означало «иноверец, язычник»[1]:389—390).

В своё время нечистыми, вызывающими отвращение считались, например, женщины (особенно в период менструации), психически неполноценные люди или межрасовый секс. Политики в самые разные времена пользовались отвращением как средством для сплочения коллективов и их подчинения, натравливания одних социальных групп на другие. Например, нацисты в целях пропаганды называли евреев «крысами», «тараканами»[1]:390—391.

Доказано наличие корреляции между первичным отвращением и политическими убеждениями: люди, для которых характерна склонность испытывать сильное первичное отвращение, чаще являются консерваторами и убеждёнными противниками клонирования, генно-модифицированных продуктов, искусственного осеменения, гомосексуальности, мини-юбок и др.; люди же, обладающие пониженной брезгливостью, часто склонны к либеральным взглядам и не могут понять, почему клонирование, генно-модифицированные продукты и др. кому-то кажутся отвратительными[1]:391.

Многие национальные блюда воспринимаются другими национальностями как отвратительные. К таким блюдам можно отнести, например, итальянский сыр касу марцу, содержащий живые личинки насекомых; китайский деликатес «тысячелетнее яйцо»; варёное утиное яйцо балют, в котором уже сформировался плод с оперением, клювом и хрящами и др.

Об отвращении свидетельствуют такие реакции организма, как замедление пульса, при особенно острой реакции — ощущение «комка в горле»[1]:388, сжатие желудка и пищевода, чувство тошноты, першение в горле, громкий кашель.

Мизантроп (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Мизантроп.

«Мизантроп» — картина Питера Брейгеля Старшего. Написана в 1568 году темперой по холсту. Хранится в Национальной галерее Каподимонте в Неаполе.

Одна из последних картин художника, написана за год до смерти. В ней, как и в многих других своих произведениях, Брейгель размышляет о человеческих пороках и бренности человеческой жизни. На картине изображён молодой злобный карлик, крадущий кошелёк у мрачного старика. Карлик вписан в сферу с крестом — это символическое изображение порочного мира. Старик в низко надвинутом на лицо капюшоне занимает доминирующее положение. Кисти рук сложены в молитвенном жесте, который должен свидетельствовать о благочестивом характере персонажа. Однако благочестие оказывается лицемерным: позади из-под длинного чёрного плаща высовывается туго набитый кошелек красного цвета в форме сердца. Возможно, здесь Брейгель опирается на сентенцию «Где кошелёк, там и сердце», восходящую к Евангельскому тексту.

Фраза на нидерландском языке, размещенная в нижней части картины, гласит: «Так как мир столь коварен, я ношу траур». Буквы нанесены посторонней рукой и возможно, в более позднее время, однако считается, что смысл этой надписи совпадает с тем, что хотел показать художник.

Как бы мизантроп не хотел отрешиться от мира, он не может этого сделать. Коварство мира символизирует не только карлик-воришка, но и три ловушки-чеснока, которые разложены по пути следования мизантропа. Угрюмый мизантроп контрастирует с пастухом, охраняющим овец на заднем плане и преисполненным заботы о своих подопечных. По традиции, идущей ещё от Ветхого Завета, в образе пастуха аллегорически изображался Христос.

Круглая форма картины нетипична для Брейгеля. Если судить по дошедшим до нас работам, он использовал её всего дважды. В 1558 году во время подготовительных работ к картине «Фламандские пословицы» и в этой работе десятью годами спустя. Здесь он возвращается также к оставленной технике — пишет не маслом по дереву, а темперой по холсту.

  • Львов С. Л. Питер Брейгель Старший — Издательство: ТЕРРА, 1998.
  • Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. М., 1983.
  • Orenstein, Nadine M., ed. Pieter Bruegel the Elder: Drawings and Prints (неопр.). — The Metropolitan Museum of Art, 2001. — ISBN 9780870999901.
  • Allegretti, Pietro. Brueghel. Milano: Skira, 2003. ISBN 00-0001-088-X
  • Richardson, Todd M. Pieter Bruegel the Elder: Art discourse in the sixteenth-century Netherlands. Farnham; Burlington: Ashgate Publishing, 2011, pp.151-152. ISBN 978-0-7546-6816-9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *