«Хоть кому-то в школе нужна физкультура?» Монолог учителя начальных классов
По поводу уроков физкультуры много споров: нужны ли они, в каком формате, должны ли быть обязательными. Наш блогер, учитель физкультуры Антон Плющенко, сам порой задаётся этим вопросом: зачем и ради чего он работает? А потом смотрит на детей и понимает, что смысл в его уроках всё же есть.
Я учитель физической культуры в началке. Иногда на работе мне кажется, что физкультура в школе нужна только одному человеку — мне. Вот идёт урок в первом классе. Дети построились по белой линии и внимательно слушают мою проповедь о том, почему мой урок важен. Я рассказываю, что заниматься физкультурой надо, чтобы вырасти сильными, красивыми, ловкими, высокими, крепкими, стройными и главное — здоровыми. Потому что мало будет пользы от полученных в школе знаний, если не будет здоровья. От прописных истин переходим к наглядным примерам. Хабиб Нурмагомедов начинал свой путь к чемпионским вершинам со школьного спортзала. И Александра Трусова тоже.
Но давайте посмотрим на этот строй первоклашек под другим углом. Первыми стоят два друга, они несколько лет занимаются карате, сдают аттестацию на пояса, участвуют в соревнованиях. Каждый может почесать за ухом другому ногой. Или поправить прическу. Тоже ногой. При этом никто из них не почувствует никакого дискомфорта. Нужна ли им физкультура?
Идём дальше. Останавливаемся на белокурой улыбчивой девочке. Ещё разминка у нас не началась, а она уже устала. Просит разрешения сесть отдохнуть. Я не верю, что она устала, но сделать ничего не могу. Не верю, потому что на переменах вижу всех «уставших» и «освобожденных» в коридорах в момент проявления ими максимальной (иногда даже запредельной) активности.
Скорее всего, этому её научили дома родители: «Если почувствуешь, что устала, скажи об этом учителю и не занимайся»
Вероятно, она так и просидит на скамье весь учебный год. Она очень любит рисовать. Нужна ли ей физкультура? Дальше две подружки-гимнастки. Мостик из положения стоя, шпагаты, кувырки и ещё много всяких упражнений, ни техники, ни названий которых я даже не знаю. Нужна ли им физкультура? Или стоящему рядом мальчику, который спортом пока не занимается, зато готовится дома к секции каратэ — родители пообещали отвести в следующем году. Он расстилает по полу одеяла и подушки и отрабатывает кувырки, мостики, тянет шпагаты. Без тренера, зато по несколько часов каждый день, на собственном энтузиазме. Нужна ли ему физкультура?
Нужна ли она вообще хоть кому-то, принимая во внимание всё вышеизложенное? Да и Хабиб Нурмагомедов, между нами говоря, пришел в школьный спортзал уже готовым спортсменом, хоть сейчас на соревнования! И Саша Трусова тоже.
Но улыбчивая девочка просидит на скамье до конца учебного года лишь в том случае, если мои уроки будут скучными, однообразными и не по возрасту сложными. Моя задача — этого не допустить, проводить занятия максимально интересно для детей. И тогда даже эта девочка будет вовлечена в процесс до самого звонка. А её родителям беспокоиться не о чем, ведь моя главная задача — сделать так, чтобы уроки никому из детей не навредили. Друзья-каратисты получат нагрузку, которую они не получают на своих тренировках. Как и девочки-гимнастки. В конце концов, на уроке они могут поделиться опытом и навыками друг с другом под моим чутким профессиональным присмотром, который уж точно необходим будущему чемпиону по карате, осваивающему азы этого единоборства самостоятельно в домашних условиях. Нагрузки в кружках и секциях даются из расчета, что у ребенка ещё два урока физкультуры в неделю. Так что лишней физ-ра не будет точно.
Физкультура нужна всем! Глазам нужен отдых, мышцам — нагрузка, мозгу — кислород. О взаимосвязи физической активности с мыслительными процессами написаны сотни диссертаций. Дети лучше соображают на других уроках после физических нагрузок. А мой урок для них — это отдых между другими, «настоящими» занятиями. Этот отдых необходим всем, но пусть он будет активным, безопасным, интересным и максимально полезным для здоровья и развития учеников. Наверное, не стоит говорить детям о том, что великие чемпионы начинали свою карьеру со школьных спортзалов, это не совсем так. Но уроки физкультуры они точно не пропускали.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: matimix / shutterstock / fotodom
как можно и как нельзя его получить
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Не каждому ученику нравится физкультура — иногда нет никаких сил идти на урок. Но есть и более серьезные причины, по которым дети не могут заниматься вообще или в полную силу. Разбираемся, как добиться разового или постоянного освобождения от физкультуры и не нарушить закон.
Кто может получить освобождение
Ребёнок, которому стало плохо в школе
Например, по расписанию через три урока физкультура, у ученика кружится голова, повысилась температура. В таком случае его нужно отпустить с уроков и дать временное освобождение. Сделать это может школьный фельдшер — точнее, он осмотрит ребенка, сообщит родителям, чтобы забрали его из школы, и, если нужно вызовет скорую. Также фельдшер может выписать направление в поликлинику, а уже участковый врач — справку на то число, когда ребенок вынужден был пропустить уроки.
Девочки во время месячных также могут получить освобождение от физкультуры, но для этого нужно предварительно обратиться к гинекологу. Он сможет подтвердить в справке, что боли, которые испытывает ребенок, исключают физическую нагрузку. Желательно сделать копию справки и носить с собой в дневнике, а оригинал отдать школьному врачу.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться
Ребёнок после болезни
Обычно после ОРВИ или других респираторных заболеваний врач дает освобождение от занятий физкультурой на период от двух недель до месяца. Также на этот период можно получить освобождение после гриппа, ангины, острой кишечной инфекции, ветрянки, ушибов, вывихов, растяжений.
Освобождение на больший срок, от месяца до года, выдают только после врачебно-консультационной комиссии. На нее ребенка отправляет участковый врач, а члены комиссии обследуют пациента, изучают историю болезни и принимают решение. Освобождение до трех месяцев дают после гастродуоденита, пневмонии, бронхита, послеоперационных состояний, до шести месяцев или года — после вегетососудистой дистонии, астмы, язвы, сотрясения мозга, псориаза, гепатита, туберкулеза, порока сердца, переломов рук или ног, травмы позвоночника.
Ребёнок с третьей и четвёртой группой здоровья
Всех учеников по итогам медосмотра разделяют на несколько групп здоровья — порядок определения зафиксирован в приказе Минздрава. Сейчас групп пять, но скорее всего в 2022 году будет четыре. Дети с первой и второй группой чаще всего попадают в основную группу по физкультуре, но дети со второй группой требуют больше внимания учителя и чаще всего выполняют задания с уменьшенной нагрузкой.
Дети с третьей группой здоровья занимаются только в специальных группах под контролем инструктора по лечебной физкультуре, а с четвертой группой посещают только теоретические занятия.
В третью и четвертую группу здоровья попадают дети с серьезными отклонениями здоровья: пороки сердца, синдром вегетососудистой дистонии, варикозным расширением вен, хроническим гастритом, панкреатитом, астмой, хроническим ринитом и другими болезнями.
С освобождением можно не ходить на уроки физкультуры?
Нет, ученики обязаны посещать уроки физкультуры в любом случае. Задача учителя — организовать процесс так, чтобы интересно было всем, даже если дети не могут выполнять большую часть упражнений на уроке.
Сергей Минденко, учитель физической культуры физико-математической школы Сибирского федерального университета (г. Красноярск):
«У нас на занятия ходят все, кроме тех, кто пропускает два-три урока после острых заболеваний. Все занимаются по своим программам, выполняют указания врача и инструктора ЛФК. Помогают на уроке, судят соревнования, ведут счет, но точно не сидят на скамье. Ученик может прийти на урок в „состоянии картофелины“, предупредить и лечь на маты в угол зала. Но на следующем занятии ему придется сдавать то, что мы изучали на пропущенном уроке».
Какие документы нужны, чтобы получить освобождение
Есть типовые справки, которые выдает врач. Сразу после болезни выдают справку 095/у — она дает право на освобождение от занятий до четырех недель. В случае более серьезных заболеваний — выписку из медицинской истории амбулаторного или стационарного больного (027/у): по ней можно освободить на срок до трех месяцев.
На более длительный срок освобождения оформляется справка ВЭК или КЭК — врачебная комиссия тщательно разбирает конкретный случай и после этого подтверждает длительное отстранение тремя подписями (лечащего врача, заведующего поликлиникой, главврача) и круглой печатью. Такая справка дает освобождение от физкультуры в школе на год.
Какие ошибки совершают родители
Покупают поддельные справки. За подделку справки, даже без гербовой печати, родители или дети, достигшие 16 лет, будут обвинены в нарушении ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов». Конечно, администрация школы может и не подать заявление в полицию, но к нарушителям могут применить серьезные санкции — например, выговор.
Не рассказывают о диагнозах. Иногда родители и дети не приносят справки об освобождении после острых заболеваний — если учитель физкультуры не знает о том, что ребенок болел, не в курсе его диагноза, то может назначить ему упражнения с нагрузкой, недопустимой для здоровья. В апреле Госдума приняла в первом чтении законопроект о школьной медицине, по которому родителей обяжут сообщать о диагнозах детей — скорее всего закон примут в 2022 году.
Конфликтуют с учителем и администрацией. Некоторые родители считают физкультуру несерьезным предметом и разрешают детям не ходить на уроки, не имея официального освобождения от врача. Это приводит к неаттестации по физкультуре и тому, что ребенок в итоге вынужден постоянно ходить на занятия, чтобы пересдать академическую задолженность.
Как пройти аттестацию по физкультуре, если есть освобождение
Учитель физкультуры определяет то, как будет проходить аттестация, учитывая группу здоровья и динамику физического состояния ребенка. Если ученик занимается более полугода после болезни и с каждым занятием выполняет все более серьезные упражнения, то может сдавать физические нормативы, просто на своем уровне.
Если ребенок не показывает серьезных результатов, но выполняет задания, постоянно посещает занятия, учится с интересом, то педагог может поставить ему оценку без сдачи нормативов.
Периодически учителя предлагают писать рефераты, готовить конспекты занятий, викторины, выполнять другие творческие задания.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Плюсы и минусы обязательного занятия физкультурой в государственных школах
Урок физкультуры неизменно изображается на киноэкране как время неловкости и смущения, когда дети должны карабкаться по канатам и делать определенное количество отжиманий за минуту. Однако занятия физкультурой сейчас совсем другие, и неудивительно, что сегодняшние ученики и родители задаются вопросом, почему это вообще обязательная часть дня. В конце концов, согласно расследованию MSNBC , исследователи обнаружили, что средний урок физкультуры в старшей школе поддерживает физическую активность учеников в среднем только 16 минут! В классе, который длится около 45 минут, это не так много активного времени. В сегодняшнем образовательном климате, когда результаты стандартизированных тестов по основным предметам имеют большое значение для оценок учителей и школ, школьные округа не могут себе позволить «тратить» все это время на бездействие в области физкультуры. Таким образом, уроки физкультуры были сокращены, чтобы учащиеся могли проводить больше времени на основных занятиях.
Сторонники обязательных программ в спортзале утверждают, что занятия физкультурой имеют широкий спектр преимуществ. По данным Национальной ассоциации спорта и физического воспитания, занятия физкультурой помогают детям развивать мелкую и крупную моторику, учатся сотрудничеству и работе в команде, снижают стресс, повышают уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
Кроме того, сторонники утверждают, что государственные школы несут ответственность за поощрение детей к здоровому и активному образу жизни, особенно с учетом растущего числа молодых американцев, страдающих ожирением. Упражнения, которые способствуют мышечной силе, выносливости сердечно-сосудистой системы и гибкости, утверждают они, могут помочь обратить вспять тенденцию «Американского 9».0003дети набирают вес.
Впоследствии некоторые руководители школ остались без четкого ответа в ходе дебатов. Должны ли занятия фитнесом соответствовать требованиям школьной программы?
В этом видео рассматривается вопрос о том, должно ли физическое воспитание оставаться в государственных школах.
Действительно ли подходят программы физического воспитания?
Продолжая разъяснять этот вопрос, MSNBC также анализирует крупное исследование программ физического воспитания, проведенное Корнельским университетом.
К сожалению, в то время как многие штаты увеличили время, которое учащиеся проводят на уроках физкультуры, исследование Корнелла показало, что добавление дополнительных 200 минут времени на занятия физкультурой каждую неделю не привело к существенным изменениям. Исследования показали, что даже при добавлении 200 дополнительных минут в неделю мальчики в целом занимались спортом только на 7,5 минут больше в день, а девочки — только на 8 дополнительных минут каждую неделю.
Пытаясь объяснить эти разочаровывающие результаты, ведущий профессор Корнеллского университета, занимающийся анализом политики и управлением, утверждает: «Остальное дополнительное время в тренажерном зале, скорее всего, тратится на сидячий образ жизни — скорее всего, праздно стоит, играя в такие виды спорта, как софтбол или волейбол, которые не не требуют постоянного движения». Результаты Корнелла задели за живое: исследование занятий фитнесом в начальных школах Техаса также показало, что большинство учеников проводят время в классе без движения; в частности, данные свидетельствовали о том, что учащиеся занимались физическими упражнениями или движением всего около 3 минут в течение всего занятия.
Как сообщалось в USA Today, больше пользы детям принесут периоды интенсивной физической активности, которые заставят их потеть. Энергичные игры, такие как пятнашки и вышибалы, являются отличными примерами занятий, которые требуют минимального времени простоя. Как минимум, дети младшего возраста должны получать 30 минут умеренных физических упражнений в день. Учащиеся средних и старших классов должны уделять физическим упражнениям 45 минут в день. И около половины этого времени следует тратить на действия, подобные упомянутым выше, которые заставляют сердце биться быстрее.
Должны ли школы прекратить занятия физкультурой?
Несмотря на результаты, ведущий профессор исследования Корнелла не обязательно считает, что уроки физкультуры должны быть запрещены в государственных школах, утверждая: «Мы не говорим, что школы должны избавиться от (физического воспитания), », но «должны быть значимые изменения в учебной программе».
Несмотря на то, что результаты многих спортивных занятий в стране могут быть не на пике, сторонники фитнес-образования стремятся привлечь внимание к потенциалу реформы, а также к достижениям многих государственных школ.
Изучая меняющуюся политику фитнес-образования, важно понимать, как можно модернизировать уроки физкультуры в государственных школах. В то время как бег по кругу и прыжки с трамплина раньше были основными элементами многих уроков физкультуры, многие школы разнообразили свои варианты, чтобы отразить более современный взгляд на уроки физкультуры. Школы предлагают обучение традиционным командным видам спорта и играм, таким как футбол с флагом и красный ровер, но также подчеркивают здоровые привычки питания и преимущества поднятия тяжестей и предлагают уникальные возможности от боулинга до рыбалки нахлыстом и каякинга. Предлагая более интересные физические упражнения для учащихся, многие государственные школы сообщают о положительных отзывах как от своих учеников, так и от членов сообщества.
Многие лидеры физического воспитания выступают за полную смену парадигмы в области обучения фитнесу и здоровому образу жизни. Элизабет Сплетцер, очень опытный инструктор по фитнесу, в настоящее время координирующая программу лицензирования учителей физического воспитания Университета Миннесоты, стремится научить будущих учителей фитнеса разнообразным преимуществам обучения, которые дети получают от физической активности. Вместо того, чтобы рассматривать занятия физкультурой только как физическую активность, реформисты, такие как Сплетцер, хотят, чтобы другие понимали психосоциальные преимущества упражнений, включая повышение самооценки, лучшее поведение и снижение случаев депрессии и стресса. Есть и академические преимущества. Согласно отчету New York Times, физически активные учащиеся обладают лучшим вниманием и концентрацией, улучшают способность решать проблемы, улучшают рабочую память и в целом улучшают результаты как по чтению, так и по математике. На самом деле академические преимущества, которые учащиеся получают от физической активности в течение учебного дня, перевешивают преимущества увеличения времени занятий по таким предметам, как чтение и математика.
Пока в школах обсуждают будущее физического воспитания, одно остается несомненным: уроки физкультуры уже никогда не будут прежними!
Есть вопросы? Свяжитесь с нами на Facebook. @publicschoolreview
Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра комментариев Disqus.comments powered by Disqus
Преимущества физического воспитания в школах
Есть много преимуществ в наличии всесторонней учебной программы по физическому воспитанию в школе.
Прошли дни Канадского фитнес-теста и инициатив, которые мы все помним со школьной скамьи. Советы по образованию, кажется, сокращают занятия физкультурой и искусством прежде всего. Они являются важной частью всестороннего образования.
Продолжайте читать, чтобы узнать, почему учащиеся нуждаются в физическом воспитании, которое является частью их повседневной жизни и школьной программы.
1. Физическая подготовка и хорошие привычки
Одним из наиболее очевидных преимуществ включения физического воспитания в школьную программу является то, что оно помогает учащимся развивать хорошие привычки в других сферах своей жизни. Это также может помочь им развить уважение и образование в отношении важности физической активности.
Многие молодые люди тратят намного меньше рекомендуемых 60 минут на энергичные упражнения или физическую активность в день. Большинство молодых людей в Канаде проводят больше времени сидя, уставившись в свои телефоны, мобильные устройства или компьютеры, играя в игры, болтая с друзьями и разговаривая в социальных сетях, чем занимаясь физической активностью.
По оценкам, по крайней мере каждый четвертый молодой человек в Канаде страдает ожирением или избыточным весом. Во многом это связано с недостатком физической активности и меньшим вниманием к физическому воспитанию, чем в прошлые десятилетия.
Даже если в прошлом ученики не занимались спортом или аэробикой в школьные часы, их отправляли играть на улицу после окончания занятий. Физическое воспитание в государственной школе раньше было обязательной частью каждого дня, а теперь это даже не обязательная часть каждой недели. Для многих молодых людей физическая культура стала факультативом, которому не уделяют внимания и уж точно не продвигают с энтузиазмом прошлых десятилетий.
2. Психическое благополучие
Физическая активность важна не только для физической формы и борьбы с вредными привычками детей и молодежи, но и для их психического здоровья и благополучия. Уроки музыки, искусства и физкультуры первыми сокращаются в бюджете многих школьных советов, не осознавая при этом, что психическое здоровье молодежи в Канаде ухудшилось.
Такие занятия, как гимнастика, рисование и музыка, важны не только для развития обучаемых навыков, но и для развития у ребенка уверенности в себе, чувства собственного достоинства, навыков сотрудничества и координации. Критическое мышление, сотрудничество, самосознание и навыки сотрудничества приобретаются во время командных видов спорта, творческих начинаний и программ физической подготовки.
Тщательное исследование показывает, что физическая активность может помочь улучшить психическое здоровье, уменьшить депрессию, дать детям более сильное чувство собственного достоинства и научиться хорошо работать с другими.
3. Физическое воспитание укрепляет здоровье
Надлежащая программа физического воспитания и оздоровления и фитнеса не только помогает молодым людям оставаться физически и психически здоровыми, но и улучшает общее физическое здоровье.
Преимущества регулярного и рутинного режима физической подготовки очевидны и необходимы для здоровой жизни как в школе, так и в жизни в будущем.
Физическая активность на регулярной основе (рекомендуемые 60 или более минут аэробной физической активности в день каждый день) может помочь снизить риски:
- Болезней сердца
- Высокое кровяное давление
- Высокий уровень холестерина и сахара в крови
- Ход
- Диабет
Регулярные занятия фитнесом могут даже снизить риск развития некоторых видов рака и других физических и психических заболеваний.
4. Внимание и концентрация
Физическая подготовка не только хороша для снижения риска многих заболеваний, как физических, так и психических, но на самом деле может помочь вам сконцентрироваться и лучше выполнять когнитивные и психические функции.
Исследования показали, что физическая подготовка может улучшить когнитивные способности и память. Учащиеся могут лучше понимать, запоминать и припоминать информацию сейчас и в будущем, регулярно занимаясь фитнесом.
Мы живем в мире, где физической подготовке не уделяют особого внимания, и у нас как никогда много учеников, которые тоже не уделяют этому внимания. СДВГ, аутизм, гиперактивность, синдром дефицита внимания и другие состояния растут, поскольку наше внимание и усилия по улучшению физического здоровья и активности отодвигаются на второй план ради мира, в большей степени основанного на киберпространстве.
Физическая активность улучшает кровообращение, что способствует потоку мыслей, поэтому учащиеся, которые занимаются спортом или аэробикой в рамках своей повседневной жизни, как правило, лучше успевают на других занятиях. Они способны понимать и концентрироваться во время обучения информации. Это улучшает их способность связывать информацию, которую они узнают, с реальной жизнью, и им легче вспоминать то, что они узнали позже в жизни.