Общая психология Современная научная психология является достаточно разнообразной системой дисциплин и отраслей. Простое перечисление уже не удовлетворяет потребности исследователей. Поэтому их следует классифицировать по определенным признакам. Ю.Л. Трофимов по направленности деятельности психологов на познание, исследование или преобразования психики целесообразно выделяет три большие группы отраслей — теоретическую, научно-прикладную и практическую психологию. 1. К теоретической психологии относятся: общая психология, история психологии, экспериментальная, генетическое, социальное, сравнительная, дифференциальная психология, психофизиология, психология личности, моделирования психики. Общая психология систематизирует экспериментальные данные, полученные в различных областях психологической науки, разрабатывает фундаментальные теоретические проблемы психологии, формулирует основные принципы, категории, понятия, закономерности, составляет фундамент развития всех отраслей и разделов психологической науки. История психологии рассматривает формирование психологических категорий и понятий на протяжении всего времени существования научной психологии, истории психологических исследований в разные времена в разных школах и перспективы развития психологии как науки. Экспериментальная психология разрабатывает новые методы психологического исследования для более основательного изучения психической реальности. Генетическая психология изучает закономерности развития психики животных и человека в филогенезе (в течение биологической эволюции всего живого и исторического развития психики) и в онтогенезе (на протяжении жизни отдельной личности). Социальная психология исследует психические явления в процессе взаимодействия людей в больших и малых общественных группах, а именно: влияние средств массовой коммуникации на различные слои населения, особенности формирования и распространения слухов, вкусов, общественных настроений, моды, вопросы психологической совместимости, межличностных взаимоотношений, групповой атмосферы, роль лидера в группе, восприятие человека человеком, положение личности в группе, отношения между членами семьи и т. д.Сравнительная психология — отрасль психологии, что исследует філогенетичні формы психической жизни. В области сравнительной психологии сопоставляют психику животных и человека, устанавливают специфику и причины сходства и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к разным систематических групп (видов, пород, семейств), важнейшие формы и механизмы поведения. В классических объектов сравнительной психологии (пауки, муравьи, пчелы, птицы, собаки, лошади, обезьяны) сегодня присоединено китообразных (дельфинов). Врожденные механизмы поведения животных является объектом специального изучения в сравнительно новой области биологии и психологии — этологии. Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические особенности психики с учетом возрастного уровня развития и механизмов функционирования психики, роли задатков и способностей индивида. Психофизиология изучает физиологические механизмы деятельности мозга, высшей нервной системы, которые связаны с функционированием психики. Психология личности изучает психические свойства человека как целостного образования, как определенной системы психических свойств, что имеет соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, которой присущи индивидуальность и которая взаимосвязана с окружающей природной и социальной средой. Моделирования психики как раздел теоретической психологии использует научные сведения о психике для формирования математических и кибернетических моделей психических функций (восприятия, мышления, памяти, распознавания, общение и т.п.) и всей психики в целом с целью разработки и совершенствования технических систем, проверки имеющихся психологических теорий с помощью компьютерного моделирования (компьютерного эксперимента). 2. К научно-прикладной психологии нужно отнести ряд отраслей, для которых характерны исследование и практическое использование знаний с целью оптимизации поведения и деятельности людей. Направления научно-прикладной психологии целесообразно различать по определенным признакам: а) по виду деятельности и поведения человека:
б) за психологическими аспектами развития человека в научно-прикладной психологии можно выделить следующие направления:
в) за тем, нормальная ли больная психика, выделяют следующие дисциплины:
г) в контексте отношения к праву выделяют юридическую психологию, что связана с исследованием проблем реализации системы правового поведения психологическими средствами, юридическая психология имеет такие подразделы: судебная психология как наука о психологические особенности поведения субъектов уголовного процесса; криминальная психология, предметом которой являются психологические особенности личности правонарушителя, мотивы правонарушения и т. п.; исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология, занимающийся научными и прикладными вопросами изучения психики заключенного, методами исправления и перевоспитания его личности. 3. Практическая психология функционирует и развивается как система специальных психологических служб, направленных на оказание непосредственной помощи людям в решении их психологических проблем. Главная цель практической психологии — создать благоприятные социальные и психологические условия для деятельности человека во всех сферах жизни — от семейных отношений к управлению государством, оказать действенную помощь в развитии и защите их психического здоровья. Основными функциями практической психологии является анализ и прогнозирование поведения и деятельности человека, активный социальный и психологический влияние, консультативно-методическая, образовательная, профилактическая, реабилитационная, совещательная и психологическая функции и т.д. В структуре практической психологии выделяют следующие направления:
• психологическая служба системы здравоохранения занимается психологическим обеспечением лечебного процесса и реабилитации больных, инвалидов, психотерапией и психопрофілактикою, оперативной психологической помощи населению в экстремальных условиях психогенных, социальных, природных, экологических катастроф, индивидуальной помощи в преодолении последствий психотравмирующих ситуаций, предупреждением и устранением угрозы суицида и т. п.;
Между отраслям психологической науки существуют тесные связи. Известно, что теоретическая психология нарабатывает систему психологических знаний, которые являются фундаментом научно-прикладной и практической психологии. Со своей стороны, научно-прикладная и практическая психологии обобщают средства теоретической психологии, что способствует постоянному обновлению системы понятий, категорий, принципов психологической науки. 1. Вари М.И., Козяр М.М., Коваль М.С. Военная психология и педагогика: Учебник / Под общ. ред. М.Й. Варія. — Львов: Сполом, 2003. 2. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. — К.: А.Г.Н., 2002. 3. Общая психология: Підруч. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. — К.: Форум, 2000. 4. Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее. — Москва, 1992. 5. Левчук Л.Т. Психоанализ: история, теория, художественная практика: Учеб. пособ. — К.: Лыбидь, 2002. 6. Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. — К.: Форум, 2002. 7. Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. / 3-тэ вид., випра. — К.: Вища шк., 2004. 8. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. — К.: Лыбидь, 1996. 9. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова, 3-тэ вид., стереотипное. — К.: Лыбидь, 2001. 10. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: ПЕР СЭ, 2003. 11. Психология деятельности и учебный менеджмент: Навч.-метод. пособ. для самост. вивч. дисциплины/За заг.ред. В.А. Козакова. — К.: КНЕУ, 2003. Назад |
3. Главные области психологии народов
По-видимому, конечным результатом наших рассуждений будет, все-таки, полная неуверенность наша в ответе на вопрос, что собственно нужно считать истинной задачей психологии народов. С одной стороны, нельзя не признать, что программа, предложенная Лацарусом и Штейнталем, неприемлема. Допущенное ими полное разграничение описания и объяснения не оправдывается ни в одной науке, и требуемая ими новая дисциплина, куда ни обратится, всюду находит все места занятыми. С другой стороны, нельзя однако согласиться с возражениями против права психологии народов на существование, почерпнутыми из понятия индивидуальной психологии и её задач. Индивидуум не менее, чем какая-либо группа или общество, зависит от внешних влияний и от процесса исторического развития; поэтому одной из главных задач психологии навсегда останется исследование взаимодействия индивидуума со средой и выяснение процесса развития. Если мы оставим в стороне непригодное для эмпирического исследования метафизическое понятие о душе и связанную с ним фикцию о «законах» и будем понимать под «душою» лишь совокупное содержание душевных переживаний, а под психическими законами — замечаемую в этих переживаниях закономерность, то «душа народа» будет столь же приемлемым и даже необходимым объектом психологического исследования, как и индивидуальная душа. А так как закономерность заметна и в тех душевных процессах, которые связаны с взаимодействием и взаимоотношением индивидуумов, то психология народов с неменьшим, чем индивидуальная психология, правом может притязать на звание «науки о законах».
При таких условиях можно допустить, что предложенная Лацарусом и Штейнталем программа психологии народов неприемлема не потому, что вообще не существует такой науки с самостоятельной программой, но в силу слишком широкого объема программы и несовершенного отграничения задачи этой новой дисциплины.
В самом деле, в последнем отношении справедливые возражения вызывает уже формулировка задачи специальнойиликонкретнойчасти психологии народов. Она должна исследовать «действительно существующий национальный дух того или другого народа (Volksgeister) и специальные формы развития каждого из них», следовательно, дать психологическое описание и характеристику отдельных народов. Но такое предприятие является истинной задачейэтнологии, которая с полным правом стремится к одновременному изображению физических и психических свойств того или другого народа в их взаимном отношении и в их зависимости от природы и истории. Конечно, временное выделение психологической части этого исследования может быть полезным в интересах разделения труда. Но никогда нельзя допустить в данном случае принципиального разделения, и даже те исследователи, которые работали преимущественно в области психологической этнологии, положительно высказались против такого разделения. Правда, этнология прежде всего может доставить материал для общей характеристики психических свойств человека, почему она во всяком случае является важной вспомогательной дисциплиной для психологии народов, — однако соответствующей ей общей дисциплиной будет не психология народов, аантропология. Но и антропология занимает среднее место между физиологическим и психологическим исследованием человека, так как она, в качестве естественной истории человека, рассматривает его одновременно в его физических и духовных качествах.
Если мы выделим эти этнологические и антропологические проблемы, то все же в том, что, по Лацарусу и Штейнталю, составляет содержание общей части психологии народов, останутся еще такие области, которые, как мне кажется, должны быть исключены, по крайней мере, из основных, общих её исследований. Прежде всего сюда относится всеобщая история. Психология является для неё важным вспомогательным средством, так как психологическая интерпретация необходима для всякого более глубокого проникновения в связь исторических событий. Напротив, история, взятая сама по себе, ни в коем случае не может быть — в силу сложной природы исторических процессов — причислена к основным областям психологии народов. Исторические судьбы отдельного народа имеют столь своеобразный характер, что допускают лишь аналогии между различными эпохами, а не наведение общезначимых психологических законов развития. При исследовании в области всеобщей истории духовные мотивы сочетаются, напротив, с массой естественноисторических и социологических условий, далеко выходящих за сферу задач психологического анализа, так как все эти элементы, взятые в целом, стремятся перейти уже вфилософскоеисследование. Поэтому всегда и во всех попытках формулировать общие законы исторического развития, последние, независимо от степени удачности их формулировки, в силу внутренней необходимости носят характерфилософскихпринципов. В тех случаях, когда в установке этих законов принимает участие и психология народов, — что неизбежно, если мы не хотим, чтобы философия история пошла по ложному пути умозрительных конструкций, — обсуждению будут подлежать непременночастные проблемы. Так, проблемы выяснения законов эволюции общества, обычаев и права, искусства, религии и т. д. прежде всего относятся к психологии народов и затем уже в более общей связи — к философии истории. Но предметом рассмотрения со стороны психологии народов эти отдельные процессы развития становятся лишь поскольку в них — в силу общих всем народам свойств человеческой природы — проявляются совпадающие по существу черты. Это приложимо прежде всего кначальному периоду общественной жизни, тогда как на позднейших ступенях развития, вместе с ростом внешних и внутренних частных влияний, разнообразие процессов эволюции все более и более оттесняет общезначимые психические мотивы и заставляет их растворяться в совокупности исторических условий; поэтому всеобщая история и психология народов соприкасаются лишь в том смысле, что обе эти дисциплины должны соединиться друг с другом, чтобы достигнуть философского исследования исторического человечества.
Напротив, существенно уклоняется, в общем, от эволюции в истории развитие искусства и науки.
Искусство в своих начатках не представляет собою самостоятельной области общественной жизни; оно настолько тесно еще сливается в первоначальном периоде развития с мифами и обычаями, что отграничить его от них возможно лишь по общим формам, а не по основным мотивам его возникновения и первоначальной эволюции. Если наряду с внешними природными условиями и существуют технические и рано уже самостоятельные эстетические мотивы, определяющие художественное творчество, то сами они отчасти из потребности в мифологии, которая должна объективироваться в мимических и пластических представлениях или в песне и повествовании, чтобы достигнуть самобытного развития. И наука первоначально совершенно сливается с мифологическим мышлением, и оно долго еще воздействует на нее. Еще более продолжительное время остается, наконец, связанной с мифами третья область общественной жизни — религия, почему проблема развития её из мифологии является вообще одной из важнейших проблем психологии народов, совпадающей в то же время вполне с проблемой развития самой мифологии. Всем этим трем областям убще то, что с момента их выделения из мифов и обычаев и начала самостоятельного существования отдельная личность решительнее начинает воздействовать на общее развитие, и в то же время все более резко начинают проявляться отличительные, характерные признаки отдельных циклов эволюции. Вместе с тем и исследования, относящиеся специально к психологии народов, выделяются из общего исторического исследования. Но так как и в психологии народов нет недостатка в общих мотивах, которые по большей части можно рассматривать, как прямое продолжение действующих в начальном периоде духовного развития человечества сил, то перед этой новой дисциплиной вырастает новая задача — указать пути, по которым можно перейти к этим историческим дифференциациям общего духовного развития. Здесь психология народов опять-таки соприкасается поэтому, с одной стороны, с эстетикой и философией религии, с другой — с философией истории.
Согласно с этим остаются, в конце концов, трибольшие области, требующие, по-видимому, специального психологического исследования, — три области, которые — в виду того, что их содержание превышает объем индивидуального сознания — в то же время обнимают три основные проблемы психологии народов:язык,мифыиобычаи.
Конечно и эти три области прежде всего являются объектами чисто исторического исследования, и психологическое объяснение в этом исследовании, как и во всякой истории, принимается во внимание лишь как вспомогательное средство интерпретации. Но от истории в собственном смысле слова эти три области отличаются общезначимымхарактером определенных духовных процессов развития, проявляющихся в них. Однако отнюдь не во всех фактах проявляется этот характер: каждый язык, каждый национальный мифологический цикл и эволюция обычаев находятся в зависимости от своеобразных, несводимых ни к каким общезначимым правилам, условий. Но наряду с проявлением этого своеобразного характера, присущего им, как и всякому историческому процессу, они подчиняются, в отличие от продуктов исторического развития в тесном смысле этого слова,общим духовным законам развития.
Причина этого явления лежит в том, что эволюция этих общих всему человечеству созданий его творческого духа основывается на общности духовных сил, проявления которых также поэтому согласуются в известных общих чертах. В истории аналогичное отношение наблюдается лишь в известных индивидуальных мотивах поведения, которые равным образом всюду повторяются в силу общей всему человечеству организации нашей. Однако в этом случае индивидуальные мотивы, в силу многократного перекрещивания интересов, никогда не могут обеспечить обусловленным ими поступкам универсального значения для общего хода исторического развития: и в тех результатах, которые получаются из них в области психологии народов, мотивы эти сохраняют свой индивидуальный характер. Таким образом, индивидуальнаяпсихология по отношению к внешней истории народов всегда играет роль вспомогательного средства, и в истории нигде не находится объектов самостоятельного психологического исследования.
Напротив, между психологией и тремя вышеуказанными областями исследования (язык, мифы, обычаи) взаимоотношение этого рода осуществляется в полном объеме. И в этом случае психология естественным образом служит для разъяснения отдельных явлений; с другой стороны язык, мифы, обычаи сами представляют собой духовные продукты развития, в порождении которых проявляются своеобразные психологические законы. Хотя в свойствах индивидуального сознания уже содержатся последние мотивы к возникновению этих законов, однако нельзя сказать, чтобы самые законы эти были уже предопределены в мотивах. Поэтому все возникающие из общности духовной жизни процессы эволюции становятся проблемами самостоятельного психологического исследования; и для него вполне целесообразно удержать название психологии народов по той причине, что нация является важнейшим из тех концентрических кругов, в которых может развиваться совместная духовная жизнь. Психология народов, со своей стороны, является частью общей психологии, и результаты её часто приводят к ценным выводам и в индивидуальной психологии, так как язык, мифы и обычаи, эти продукты духа народов, в то же время дают материал для заключений также и о душевной жизни индивидуумов. Так, например, строй языка, который, сам по себе взятый, является продуктом духа народа, проливает свет на психологическую закономерность индивидуального мышления. Эволюция мифологических представлений дает образец для анализа созданий индивидуальной фантазии, и история обычаев освещает развитие индивидуальных мотивов воли. Как индивидуальная психология, с одной стороны, служит для освещения проблем психологии народов, так, в свою очередь, и факты, почерпнутые из психологии народов, приобретают значение ценного объективного материала для объяснения состояний индивидуального сознания.
Итак, психология народов — самостоятельная наука наряду с индивидуальной психологией, и хотя она и пользуется услугами последней, однако и сама оказывает индивидуальной психологии значительную помощь. Против такой постановки психологии народов можно было бы возразить, что язык, мифы и обычаи в таком случае одновременно служили бы объектами различных наук: истории языка, мифов и нравов с одной стороны, психологии народов — с другой. Однако такое возражение не выдерживает критики. Такая двойственность исследования обычна и в других областях знания. В геологии и палеонтологии, анатомии и физиологии, филологии и истории, истории искусства и эстетике, в системе знания и его методологии,- во всех этих областях объекты координированных друг с другом форм научной обработки или совершенно или отчасти общи, и различие между дисциплинами сводится лишь к той или иной точке зрения, с которой обсуждаются проблемы. Даже жизнь индивидуума может в подобном же смысле быть предметом двоякого способа рассмотрения: ее можно рассматривать в её индивидуальной, неповторяемой природе и в её своеобразном, лишь ей свойственном ходе развития, и тогда она будет служить предметом биографии, этой наиболее узкой и ограниченной формы истории, весьма важной тем не менее, если изображаемая в ней жизнь человека значительна по своему содержанию. Но можно исследовать индивидуальные переживания также с точки зрения общего их значения или проявляющихся в них общих законов душевной жизни; — это будет уже точкой зрения индивидуальной психологии, совершенно игнорирующей специфическую ценность этой индивидуальной жизни, так как в индивидуальных переживаниях она видит лишь материал, в котором проявляются общие законы духовного развития.
Совершенно аналогичное отношение находим мы и между историей народов и психологией народов. И психология народов следует по стопам индивидуальной психологии, игнорирующей при исследовании индивидуальной жизни все лишенные общего значения моменты её. Но в отношении к психологии народов предварительное разграничение областей намечается уже в самой исторической обработке, поскольку эволюция общих основ совместной жизни, общего языка, общего круга представлений и общезначимых норм поведения отграничивается от изображения внешних судеб народов и от выведения их из внутренних причин, так как это является уже задачей истории в собственном смысле слова. Но и после этого разграничения историческое изображение общих элементов жизни народов все еще представляет собой существенно отличную от психологического исследования их задачу: историческое изображение рассматривает эти общие элементы в их исторической обусловленности, следовательно, в связи со всей внешней и внутренней историей народов; психологическое же исследование рассматривает их преимущественно со стороны выражающихся в них общих законов духовного развития. Так, например, для исторического исследования сравнение различных циклов мифологических представлений, стоящих вне всякой подлежащей историческому доказательству связи, имеет разве лишь то значение, что, несмотря на невозможность доказательства прямой связи их между собой, все же можно на основании сходства этих циклов заключать к сходным, породившим их, историческим условиям. Наоборот, для исследования в области психологии народов частичное совпадение будет иметь значение преимущественно в тех случаях, когда оно возникло при сходных, но исторически независимо друг от друга сложившихся условиях. Поэтому обе области в то же время дополняют друг друга. Первоначально все общее дано наблюдению в виде единичных явлений: лишь путем сравнения многочисленных сходных по характеру процессов развития может быть общее выделено из потока единичных явлений. И наоборот, подобно тому, как индивидуальная жизнь предполагает общие свойства отдельного сознания, так и отдельные переживания возникают на основе общих свойств духа народа. Поэтому психология народов многое черпает из истории, чтобы в свою очередь предоставить себя в распоряжение последней, как одну из важнейших её основ.
Нет нужды в дальнейших примерах, чтобы уяснить себе, насколько различны историческое и психологическое исследование, несмотря на то, что предмет их общ. Для истории языка развитие и постепенное изменение звуков, грамматических форм, дифференциация частей речи, изменение значения слов и выражающиеся в них дифференциация и изменение понятий являются составными частями известного замкнутого исторического цикла, который не утратил бы своего значения и в том случае, если бы наблюдался в такой форме всего один раз. Психология языка усматривает во всех этих процессах формы проявления общей духовной жизни, представляющие для неё интерес лишь поскольку они могут быть сведены на имеющие общее значение психологические законы. Тот факт, что слово «König», король, происходит от готского слова «Kuni», племя, а затем, приняв окончание мужского рода, стало означать «человек племени», представляет для историка интерес лишь поскольку он указывает на те первобытные времена, в которые власть принадлежала знатным по рождению людям. Для психолога же на первый план выдвигается вопрос, на каком проявляющемся и в других подобных примерах ходе представлений основывается такой переход понятий, так что каждый отдельный случай психолог пытается представить, как образец общего закона изменения представлений в духе народа. Различные обряды германских и славянских народов, указывающие на широко распространенный некогда культ духов деревьев, лесных, полевых духов, интересуют историка как пережитки древних религиозных воззрений и ранних стадий культурного развития; подобные же культы у древних и многих восточных народов интересуют как ценные следы доисторических сношений этих народов между собою. Психолога, напротив, занимает совершенно другой вопрос о том, какие общие условия генезиса лежат в основе этих своеобразных культов и связанных с ними представлений, каким психологическим причинам обязаны они своим продолжительным существованием при самых различных культурных условиях, и чем психологически обоснованы идущие рука об руку с развитием культуры изменения связанных с культом представлений, всюду сходные в наиболее существенных своих чертах. И здесь, следовательно, психологическое исследование, в конце концов, будет стремиться к тому, чтобы свести подобные процессы к общезначимым законам развития.
Итак, пытаясь определить и отграничить те области, в которых психологическое исследование может идти рука об руку с историческим, мы снова приходим к языку, мифам и обычаям, так как в этих областях искомый характер общей закономерности сочетается с выражающимся в жизни как индивидуума, так и народов характером исторического развития.Языксодержит в себе общуюформуживущих в духе народа представлений и законы их связи. Мифытаят в себе первоначальноесодержаниеэтих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями. Наконец,обычаипредставляют собою возникшие из этих представлений и влеченийобщие направления воли. Мы понимаем поэтому здесь терминымифы и обычаи в широком смысле, так что термин «мифология» охватывает всепервобытное миросозерцание, как оно под влиянием общих задатков человеческой природы возникло при самом зарождении научного мышления; понятие же «обычаев» охватывает собой одновременно и все те зачаткиправового порядка, которые предшествуют планомерному развитию системы права как историческому процессу.
Таким образом, в языке, мифах и обычаях повторяются, как бы на высшей ступени развития, те же элементы, из которых состоят данные, наличные состояния индивидуального сознания. Однако духовное взаимодействие индивидуумов, из общих представлений и влечений которых складывается дух народа, привносит новые условия. Именно эти новые условия и заставляют народный дух проявиться в двух различных направлениях, относящихся друг к другу приблизительно, как форма и материя — в языке и в мифах. Язык дает духовному содержанию жизни ту внешнюю форму, которая впервые дает ему возможность стать общим достоянием. Наконец, в обычаях это общее содержание выливается в форму сходных мотивов воли. Но, подобно тому как при анализе индивидуального сознания представления, чувствования и воля должны рассматриваться не как изолированные силы или способности, но как неотделимые друг от друга составные части одного и того же потока душевных переживаний,- точно так же и язык, мифы и обычаи представляют собою общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого. Язык не только служит вспомогательным средством для объединения духовных сил индивидуумов, но принимает сверх того живейшее участие в находящем себе в речи выражение содержании; язык сам сплошь проникнут тем мифологическим мышлением, которое первоначально бывает его содержанием. Равным образом и мифы и обычаи всюду тесно связаны друг с другом. Они относятся друг к другу так же, как мотив и поступок: обычаи выражают в поступках те же жизненные воззрения, которые таятся в мифах и делаются общим достоянием благодаря языку. И эти действия в свою очередь делают более прочными и развивают дальше представления, из которых они проистекают. Исследование такого взаимодействия является поэтому, на ряду с исследованием отдельных функций души народа, важной задачей психологии народов.
Конечно, при этом не следует совершенно упускать из виду основное отличие истории языка, мифов и обычаев от других процессов исторического развития. По отношению к языку отличие это думали найти в том, что развитие его представляет собою будто бы не исторический, но естественноисторическийпроцесс. Однако выражение это не совсем удачно; во всяком случае в основу его положено признание того, что язык, мифы и обычаи в главных моментах своего развития не зависят от сознательного влияния индивидуальных волевых актов и представляют собою непосредственный продукт творчества духа народа; индивидуальная же воля может внести в эти порождения общего духа всегда лишь несущественные изменения. Но эта особенность обусловлена, разумеется, не столько действительною независимостью от индивидуумов, сколько тем, что влияние их в этом случае бесконечно более раздроблено и поэтому проявляется не так заметно, как в истории политической жизни и более высоких форм развития духовной жизни. Но в силу этой незаметности индивидуальных влияний каждое из них может быть продолжительным лишь в том случае, если оно идет навстречу стремлениям, уже действующим в общем духе народа. Таким образом, эти восходящие к самым зачаткам человеческого существования процессы исторического развития действительно приобретают известное сродство с процессами в природе, поскольку они кажутся возникающими из широко распространенных влечений. Волевые импульсы слагаются в них в цельные силы, обнаруживающие известное сходство со слепыми силами природы также в том, что, влиянию их невозможно противостоять. Вследствие того что эти первобытные продукты общей воли представляют собою производные широко распространенных духовных сил, становится понятным и общезначимый характер, свойственный явлениям в известных основных их формах; становится понятным и то, что характер этот делает их не только объектами исторического исследования, но в то же время придает им значение общих продуктов человеческого общего духа, требующих психологического исследования.
Если поэтому на первый взгляд и может показаться странным, что именно язык, мифы и обычаи признаются нами за основные проблемы психологии народов, то чувство это, по моему мнению, исчезнет, если читатель взвесит то обстоятельство, что характер общезначимости основных форм явлений наблюдается преимущественно в указанных областях, в остальных же — лишь поскольку они сводятся к указанным трем. Предметом психологического исследования — которое имеет своим содержанием народное сознание в том же смысле, в каком индивидуальная психология имеет содержанием индивидуальное сознание, — может быть поэтому, естественным образом, лишь то, что для народного сознания обладает таким же общим значением, какое для индивидуального сознания имеют исследуемые в индивидуальной психологии факты. В действительности, следовательно, язык, мифы и обычаи представляют собою не какие-либо фрагменты творчества народного духа, но самый этот дух народа в его относительно еще незатронутом индивидуальными влияниями отдельных процессов исторического развития виде.
10 областей психологии | UMass Global Blog
Самое основное определение психологии — это изучение разума и поведения. По данным Американской психологической ассоциации (АПА), «эта дисциплина охватывает все аспекты человеческого опыта — от функций мозга до действий наций, от развития детей до ухода за пожилыми».
Поскольку спектр необходимых услуг может быть очень разным, неудивительно, что существует так много различных областей психологии. Если вы нацелились на карьеру в этой области, обязательно проведите исследование. Возможно, вы обнаружите, что одна из многих специальностей в области психологии может идеально соответствовать вашим интересам и целям.
Чтобы помочь вам оценить ваши варианты, мы составили список некоторых распространенных типов карьеры психолога. Продолжайте читать, чтобы найти разбивку, которая включает важную информацию, такую как требования к образованию, описание работы, потенциальную зарплату и рабочую среду.
Изучение 10 распространенных направлений психологии
Начинающие специалисты в области психологии могут выбирать из нескольких карьерных путей. Поэтому, прежде чем приступить к работе в этой отрасли, вы можете подумать о том, чтобы сузить свои перспективы до определенной области, которая соответствует вашим навыкам и увлечениям. Узнайте больше о некоторых распространенных психологических специальностях, которые вы могли бы рассмотреть.
1. Школьная психология
Школьные психологи выполняют ряд обязанностей, в первую очередь предоставляя психологические услуги, чтобы помочь учащимся добиться успехов в учебе, обществе, поведении и эмоциях. В то время как большинство из них работает со студентами K-12 и их семьями, некоторые также будут работать с молодыми людьми, такими как первокурсники колледжа. Они также стремятся создать инклюзивную и поддерживающую учебную среду для школы в целом.
Тем, кто практикует в этой области психологии, скорее всего, потребуется степень магистра и они должны соответствовать лицензионным требованиям, характерным для их штата.
2. Клиническая психология
Согласно APA, эта специальность направлена на решение проблем поведения и психического здоровья у людей любого возраста и всех этнических, культурных и социально-экономических слоев. Клинические психологи проводят оценку, консультации и вмешательство для людей, имеющих проблемы с интеллектуальной, эмоциональной, психологической, социальной и поведенческой дезадаптацией. Они работают с клиентами, страдающими тревогой, депрессией, расстройствами пищевого поведения, расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами, или даже с теми, у кого тяжелая психопатология.
В то время как некоторые области клинической карьеры в психологии открыты для кандидатов, имеющих квалификацию магистра, для большинства из них требуется докторская степень. Широкий спектр услуг, предоставляемых клиническими психологами, означает, что эту работу можно найти в самых разных средах — от больниц и психиатрических учреждений до частных и государственных организаций, таких как школы, полицейские управления и военные подразделения.
3. Клиническая детская психология
Клиническая детская психология – это специальность, которая помогает оказывать психологические услуги младенцам, детям ясельного возраста, детям и подросткам. Специалисты в этой области оценивают и лечат ряд биологических, психологических и социальных проблем, с которыми сталкиваются молодые пациенты.
Детские трудности иногда могут быть вызваны эмоциональными проблемами и проблемами развития. В других случаях проблемы со здоровьем могут сдерживать ребенка. Такие вещи, как травма и утрата, по-своему влияют на маленьких пациентов, и детские психологи — как правило, с докторской степенью — обучены понимать уникальные потребности наших молодых людей и помогать им преодолевать препятствия, преграждающие им путь.
Вы найдете клинических детских психологов, работающих в клиниках, больницах, реабилитационных центрах, школах и частных практиках. В зависимости от условий эти медицинские работники могут специализироваться в одной из нескольких различных областей психологии, включая поведение в младенчестве, детстве или подростковом возрасте и отклонения в развитии. Те, кто интересуется этой областью психологии, могут начать оттачивать свои навыки в этих областях уже во время обучения в бакалавриате со степенью бакалавра искусств в области психологии с концентрацией детской психологии.
4. Клиническая психология здоровья
Клиническая психология здоровья является еще одним ответвлением этой отрасли. Врачи-практики с докторской степенью в этой области психологии имеют опыт работы с взаимодействием социальных, культурных и биологических факторов, а также с их потенциальным влиянием на благополучие человека. Стоит отметить, что во всех 50 штатах требуется как минимум степень магистра , чтобы стать психологом, но для клинической практики вам понадобится докторская степень.
Клинические психологи могут помочь людям с такими вопросами, как контроль веса, снятие боли, употребление табака и адаптация к хроническим заболеваниям. APA говорит, что специалисты по этой специальности психолога могут рассчитывать на помощь любому человеку «с болезнью, которую можно предотвратить, вылечить или реабилитировать с помощью психологических методов или процедур».
Большинство медицинских психологов работают в больницах или клиниках. Вакансии также можно найти в некоммерческих организациях, крупных корпорациях, университетах, государственных секторах и частных исследовательских учреждениях.
5. Клиническая нейропсихология
Одной из наиболее узкоспециализированных областей психологии является клиническая нейропсихология, которая фокусируется на науке о человеческом поведении применительно к центральной нервной системе. Эти специалисты работают с людьми, которые испытывают нейроповеденческие расстройства. Это может включать такие состояния, как болезнь Паркинсона, деменция, черепно-мозговые травмы, судорожные расстройства и трудности с обучением.
Клинические нейропсихологи должны поддерживать практические знания о неврологических расстройствах, принципах нейронауки, развитии мозга, методах нейродиагностики и поведенческих проявлениях неврологических расстройств. Из-за специализированного характера этой роли для продолжения психологической карьеры часто требуется как докторская, так и некоторая постдокторская подготовка.
6. Брачная и семейная психология
Брачные и семейные терапевты сосредотачивают свою работу на эмоциях, мыслях и поведении отдельных лиц, пар и семей — как по отношению друг к другу, так и в их более широком окружении. Таким образом, для этой роли требуются специальные знания в системных реляционных системах.
Психологи такого типа обычно обращаются к широкому кругу клинических проблем. Они могут включать злоупотребление алкоголем и наркотиками, проблемное поведение молодежи, депрессию, конфликты между родителями и детьми, нарушения развития, сексуальное или физическое насилие, проблемы со здоровьем и многое другое.
Некоторые должности психолога по вопросам брака и семьи отдают предпочтение кандидатам, имеющим докторскую степень. по психологии или степень доктора психологии (Psy.D.). Однако такие программы, как магистратура по браку и семейной терапии, могут помочь претендентам на получение лицензии в 39 странах.состояния.
Узнайте об этой профессии помощника, а затем изучите варианты карьеры, которые соответствуют вашему будущему.
Промышленные ресурсы
7. Судебная психология
Судебная психология, возможно, один из самых характерных видов психологической карьеры, направлена на предоставление психологических знаний в рамках судебных и правовых систем. По сообщению АПА, это включает предоставление услуг двум конкретным группам: судебно-медицинскому контингенту и юридическому контингенту.
Что касается судебно-медицинской экспертизы, то эти специалисты-психологи работают с лицами, которые могут страдать психическими расстройствами или обладают другими характеристиками, которые могут повлиять на судебные решения, и оценивают их. К ним относятся лица, участвующие в гражданских и уголовных процессах или делах о правонарушениях. Работа с профессиональными юристами включает в себя помощь адвокатам, судам, страховщикам и работодателям в их работе.
Как и во многих других областях психологии, судебные психологи должны иметь докторскую степень. Эти роли обычно можно найти в полицейских участках, зданиях судов и юридических фирмах. Они также могут найти работу в тюрьмах, следственных изоляторах и центрах содержания под стражей для несовершеннолетних.
8. Реабилитационная психология
Лица, ставшие инвалидами из-за травмы или болезни, скорее всего, будут работать с реабилитационными психологами на пути к выздоровлению. Психологи-реабилитологи — это профессионалы с докторской степенью, которые помогают оценивать и лечить когнитивные, функциональные и эмоциональные проблемы с целью помочь людям с ограниченными возможностями достичь некоторой независимости.
По этой специальности психолога у вас есть возможность работать с людьми, пострадавшими от черепно-мозговой травмы, инсульта, травмы спинного мозга, потери конечностей, хронической боли, рассеянного склероза и т. д. Реабилитационные психологи также обслуживают лиц, осуществляющих уход, и членов семей людей с ограниченными возможностями.
9. Психология зависимости
Эти специалисты изучают науку о зависимости, которая включает биологические, психологические и социальные компоненты. Они часто лечат пациентов, которые борются со злоупотреблением психоактивными веществами, в дополнение к поведенческим проблемам, таким как зависимость от азартных игр, покупок или секса.
Эта область психологии требует глубокого понимания биофизической природы зависимости. В дополнение к докторской степени, психологи-наркоманы нуждаются в специальной подготовке и опыте в доказательных методах профилактики и лечения зависимости.
10. Спортивная психология
Работа спортивного психолога состоит не только из развлечений и игр. Они должны использовать свои навыки для обеспечения оптимальной производительности и благополучия спортсменов, которые часто испытывают огромное давление как индивидуально, так и в команде. Кроме того, эти специалисты занимаются развитием и социальными аспектами занятий спортом, а также системными проблемами, связанными со спортивными условиями и организациями.
Спортивные психологи работают со спортсменами, тренерами, администраторами и родителями в самых разных условиях. Предоставляемые услуги включают обучение когнитивным и поведенческим навыкам; консультирование и клинические вмешательства; консультации и обучение. Согласно APA, для работы в этой области психологии необходимо сначала получить докторскую степень и лицензию.
Найдите свою идеальную специализацию по психологии
После изучения различных областей психологии и определения ваших карьерных целей наметить образовательный путь, который поможет вам достичь их, становится намного проще. От получения степени бакалавра психологии до получения степени магистра и получения ценного опыта в этой области и, в конечном счете, до получения докторской степени — где бы ни начиналось и не заканчивалось ваше путешествие, Университет Массачусетса Глобал может указать вам правильное направление.
Возможно, вы удивитесь, узнав, сколько вариантов обучения UMass Global предлагает начинающим специалистам в области психологии, как на уровне бакалавра, так и на уровне магистра. Просмотреть все программы .
Какие 5 областей психологии?
В самом широком смысле психология — это научное исследование разума и поведения, и по сравнению со многими другими науками она является одной из самых современных и, безусловно, самой прогрессивной. 150 лет назад психология была структурирована в двух основных теоретических формах; Структурализм и функционализм.
Структурализм — это теоретический подход, разработанный Вильгельмом Вундтом и направленный на разложение психических процессов на основные компоненты. Однако, хотя структурализм опирался на тренированный самоанализ, оказалось, что он ненадежен.
Не соглашаясь со структурализмом, Уильям Джеймс, американский психолог, создал теоретический подход, который он назвал Функционализмом. Поскольку разум постоянно меняется и развивается, Джеймс обнаружил, что изучение структуры сознательного опыта бессмысленно. Вместо этого он предложил сосредоточить внимание на как и почему организм что-то делает.
С момента развития как структурализма, так и функционализма, психология развивалась и развивалась, и их место заняли несколько других доминирующих и влиятельных подходов. Впоследствии все подставные лица психологии создали дальновидные теории, такие как; Фрейд, Юнг, Адлер, Эриксон и Кун.
Психология теперь имеет 5 уникальных и основных подполей, которые мы рассмотрим ниже.
1) Психология развития
Это научный подход, целью которого является объяснение роста, изменений и постоянства на протяжении всей жизни путем изучения того, как мышление, чувства и поведение меняются на протяжении всей жизни человека.
Как правило, подавляющее большинство теорий психологии развития сосредотачиваются на периоде жизни, когда происходят самые большие изменения; в детстве. Таким образом, с точки зрения психолога развития необходимо изучать такие теоретические области, как; биологические, социальные, эмоциональные и когнитивные процессы.
2) Психология здоровья
Эта научная отрасль посвящена изучению влияния элементов общества и окружающей среды на общее состояние здоровья и заболеваемость. В основном, исследуя состояния здоровья, которые в значительной степени связаны с психологической наукой об их внутренней работе. С помощью психологии он направлен на предотвращение болезней и помощь людям в развитии более здорового образа жизни, который улучшает их общий опыт. Это также привело к дополнительному изучению спортивной психологии.
Психология здоровья — одна из самых молодых областей науки, одна из наиболее быстро развивающихся и наиболее интересных для изучения.
3) Нейропсихология
Нейропсихология, которую часто считают «ученым-ракетчиком» в области психологии, представляет собой теоретическую работу, анализирующую, как мозг и остальная часть нервной системы влияют на познание и поведение человека, а также Влияние травм и нервных заболеваний на когнитивные функции. Обладая этими знаниями, можно научиться новому поведению, чтобы отучиться от бесполезных привычек и паттернов прошлых травм.
Нейропсихология тесно связана с криминальной психологией, поскольку понимание мотивов преступления человека тесно связано с его познанием.
4) Экспериментальная психология
Обычное рабочее место экспериментальных психологов перешло от частных медицинских и фармацевтических компаний к исследовательским центрам университетов и государственных предприятий.