Область психологии: Что-то пошло не так (404)

Содержание

3.3.

 Общая психология

Современная научная психология является достаточно разнообразной системой дисциплин и отраслей. Простое перечисление уже не удовлетворяет потребности исследователей. Поэтому их следует классифицировать по определенным признакам. Ю.Л. Трофимов по направленности деятельности психологов на познание, исследование или преобразования психики целесообразно выделяет три большие группы отраслей — теоретическую, научно-прикладную и практическую психологию.

1. К теоретической психологии относятся: общая психология, история психологии, экспериментальная, генетическое, социальное, сравнительная, дифференциальная психология, психофизиология, психология личности, моделирования психики.

Общая психология систематизирует экспериментальные данные, полученные в различных областях психологической науки, разрабатывает фундаментальные теоретические проблемы психологии, формулирует основные принципы, категории, понятия, закономерности, составляет фундамент развития всех отраслей и разделов психологической науки.

История психологии рассматривает формирование психологических категорий и понятий на протяжении всего времени существования научной психологии, истории психологических исследований в разные времена в разных школах и перспективы развития психологии как науки.

Экспериментальная психология разрабатывает новые методы психологического исследования для более основательного изучения психической реальности.

Генетическая психология изучает закономерности развития психики животных и человека в филогенезе (в течение биологической эволюции всего живого и исторического развития психики) и в онтогенезе (на протяжении жизни отдельной личности).

Социальная психология исследует психические явления в процессе взаимодействия людей в больших и малых общественных группах, а именно: влияние средств массовой коммуникации на различные слои населения, особенности формирования и распространения слухов, вкусов, общественных настроений, моды, вопросы психологической совместимости, межличностных взаимоотношений, групповой атмосферы, роль лидера в группе, восприятие человека человеком, положение личности в группе, отношения между членами семьи и т.

д.

Сравнительная психология — отрасль психологии, что исследует філогенетичні формы психической жизни. В области сравнительной психологии сопоставляют психику животных и человека, устанавливают специфику и причины сходства и различий в их поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к разным систематических групп (видов, пород, семейств), важнейшие формы и механизмы поведения. В классических объектов сравнительной психологии (пауки, муравьи, пчелы, птицы, собаки, лошади, обезьяны) сегодня присоединено китообразных (дельфинов). Врожденные механизмы поведения животных является объектом специального изучения в сравнительно новой области биологии и психологии — этологии.

Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические особенности психики с учетом возрастного уровня развития и механизмов функционирования психики, роли задатков и способностей индивида.

Психофизиология изучает физиологические механизмы деятельности мозга, высшей нервной системы, которые связаны с функционированием психики.

Психология личности изучает психические свойства человека как целостного образования, как определенной системы психических свойств, что имеет соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, которой присущи индивидуальность и которая взаимосвязана с окружающей природной и социальной средой.

Моделирования психики как раздел теоретической психологии использует научные сведения о психике для формирования математических и кибернетических моделей психических функций (восприятия, мышления, памяти, распознавания, общение и т.п.) и всей психики в целом с целью разработки и совершенствования технических систем, проверки имеющихся психологических теорий с помощью компьютерного моделирования (компьютерного эксперимента).

2. К научно-прикладной психологии нужно отнести ряд отраслей, для которых характерны исследование и практическое использование знаний с целью оптимизации поведения и деятельности людей.

Направления научно-прикладной психологии целесообразно различать по определенным признакам:

а) по виду деятельности и поведения человека:

  • психология труда исследует психологические закономерности трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда (НОТ), особенности формирования загальнотрудових умений и навыков, влияние факторов производственной среды и технических средств труда на рабочего с целью повысить эффективность трудовой деятельности человека;
  • инженерная психология изучает особенности деятельности оператора автоматизированных систем управления, распределения и согласование функций между человеком и машиной, используя полученные знания в инженерно-психологическом проектировании, эксплуатации и оптимизации функционирования систем управления сложными техническими комплексами и технологическими процессами. Инженерная психология является важной составляющей эргономики — науки о законах взаимодействия оператора, машины и среды и закономерности функционирования систем «человек — машина»;
  • психология творчества исследует закономерности творческого (эвристической деятельности, факторы стимуляции творческого поиска изобретателей, рационализаторов, условия развития творческой личности и разрабатывает методы активизации творчества работников науки, техники, искусства, культуры;
  • психология «искусственного интеллекта» сосредоточивает внимание на разработке и использовании формальных моделей психики в создании различных интеллектуальных кибернетических систем, например, систем управления робототехникой, автоматизированного перевода, экспертных систем и т. д.;
  • авиационная психология исследует психологические особенности деятельности человека в условиях полета, определяет психологические требования к профессии в отборе и подготовке авиационных кадров, способствует оптимизации труда летного персонала;
  • космическая психология изучает психологические проблемы деятельности человека в условиях невесомости, пространственной дезориентации во время пребывания в космосе, психологического напряжения, которое возникает в экстремальных ситуациях перегрузки организма или длительной изоляции от людей на орбите. Разрабатывает рекомендации по отбору кандидатов в космонавты, их подготовки, тренировки на специальных устройствах (тренажерах), формирование экипажей космических кораблей, психологической поддержки космонавтов в условиях полета;
  • военная психология имеет предметом факторы эффективного поведения человека в экстремальных условиях боевых действий, вопрос повышения боеспособности военнослужащих, подготовки военных кадров, управления войсками и боевой техникой, отношения между командирами и подчиненными, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.
    п.;
  • психология управления и менеджмента осуществляет исследования процессов управления, организации совместной деятельности людей на политическом, социальном, экономическом, производственном и т.д уровнях в государственном, региональном и местном масштабах с целью достижения положительных результатов в общественной жизни;
  • экономическая психология исследует роль человеческого фактора в решении экономических, хозяйственных проблем на макро — и микроэкономическом уровнях;
  • психология торговли изучает психологические особенности людей для формирования потребностей покупателей, правильной организации рекламы и продажи товара, повышение культуры обслуживания населения и т.д.;
  • экологическая психология исследует психологические факторы возникновения и решения проблем взаимосвязи между человеком и природой, оптимизации этой взаимосвязи, преодоление социально-психологических последствий природных и техногенных катастроф;
  • психология спорта изучает закономерности поведения людей в условиях спортивных соревнований, методы отбора, подготовки, организации деятельности спортсменов и их психологической реабилитации после участия в соревнованиях.

б) за психологическими аспектами развития человека в научно-прикладной психологии можно выделить следующие направления:

  • возрастная психология исследует онтогенез психических свойств личности на разных возрастных этапах. Разделы возрастной психологии: психология дошкольника, психология младшего школьника, психология подростка, психология юношу, психология взрослого, геронтопсихология;
  • экологическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания личности и состоит из таких разделов: психология обучения, психология воспитания, психология учебно-воспитательной работы с аномальными и важковиховуваними детьми;
  • психология аномального развития, или специальная психология, делится на следующие дисциплины: патопсихология (рассматривает отклонения в процессе развития психики, расстройства психики при различных формах мозговой патологии), олігофренопсихологія (исследует патологические отклонения психического развития, связанные с врожденными пороками мозга), сурдопсихологія (изучает особенности развития детей с недостатками слуха), тифлопсихологія (помогает развиваться личностям детей со слабым зрением или незрячим).

в) за тем, нормальная ли больная психика, выделяют следующие дисциплины:

  • психология здоровья — наука о психологические основы здорового образа жизни, сохранение и улучшение здоровья человека;
  • медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и личности больного и делится на следующие направления: нейропсихология (исследует соотношение между психическими явлениями и физиологическими структурами мозга), психофармакология (наука о влиянии лекарственных веществ на психическую деятельность человека), психотерапия (изучает и использует средства психологического воздействия для лечения больных), психопрофилактика (исследует меры предотвращения психических заболеваний), психогигиена (наука о системе средств поддержания и обеспечения психического здоровья личности на должном уровне).

г) в контексте отношения к праву выделяют юридическую психологию, что связана с исследованием проблем реализации системы правового поведения психологическими средствами, юридическая психология имеет такие подразделы: судебная психология как наука о психологические особенности поведения субъектов уголовного процесса; криминальная психология, предметом которой являются психологические особенности личности правонарушителя, мотивы правонарушения и т. п.; исправительно-трудовая (пенитенциарная) психология, занимающийся научными и прикладными вопросами изучения психики заключенного, методами исправления и перевоспитания его личности.

3. Практическая психология функционирует и развивается как система специальных психологических служб, направленных на оказание непосредственной помощи людям в решении их психологических проблем. Главная цель практической психологии — создать благоприятные социальные и психологические условия для деятельности человека во всех сферах жизни — от семейных отношений к управлению государством, оказать действенную помощь в развитии и защите их психического здоровья. Основными функциями практической психологии является анализ и прогнозирование поведения и деятельности человека, активный социальный и психологический влияние, консультативно-методическая, образовательная, профилактическая, реабилитационная, совещательная и психологическая функции и т.д.

В структуре практической психологии выделяют следующие направления:

  • психологическая служба семьи и социальной защиты население работает в русле обеспечения, сохранения и развития национальных традиций и культуры семейной жизни, коррекции и профилактики семейных конфликтов, гармонизации сексуальных отношений; помощи детям, пострадавшим от религиозного экстремизма сект; социально-психологической поддержки молодой семьи, детей-сирот, пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны;
  • психологическая служба системы образования психологически обеспечивает учебно-воспитательный процесс, работу с одаренными и недобросовестными учениками, профессиональную подготовку молодежи, работая с детьми, школьниками, учащимися ПТУ, студентами, учителями и преподавателями;

психологическая служба системы здравоохранения занимается психологическим обеспечением лечебного процесса и реабилитации больных, инвалидов, психотерапией и психопрофілактикою, оперативной психологической помощи населению в экстремальных условиях психогенных, социальных, природных, экологических катастроф, индивидуальной помощи в преодолении последствий психотравмирующих ситуаций, предупреждением и устранением угрозы суицида и т. п.;

  •  практическая психология политической деятельности, управления и массовых коммуникаций осуществляет экспертизу законов и государственных программ, прогнозирование последствий управленческих решений, работу с персоналом органов управления и государственной администрации, повышение эффективности средств массовой коммуникации и т.д.;
  • практическая юридическая психология и социология занимается психологическим и социологическим обеспечением деятельности органов Министерства внутренних дел, Службы безопасности, суда, прокуратуры, пенитенциарной системы, работая с сотрудниками органов милиции, судьями, заключенными правонарушителями, потерпевшими;
  • практическая психология и социология экономики и бизнеса изучает психологические условия экономической деятельности, влияния на нее различных форм собственности, методы оптимизации ведения деловых переговоров и заключения сделок, маркетинга, рекламы, оказывая консультативную помощь предпринимателям, экономистам, органам государственного управления, гражданам, представителям профсоюзов;
  • практическая психология труда и профориентации осуществляет мероприятия по профінформації, профконсультации, профессионального отбора, профадаптации, социально-психологического обеспечения производства, создания оптимальных условий для трудовой деятельности, помогая учащимся и студентам, рабочим и служащим предприятий, безработным и пенсионерам;
  • социально-психологическая служба армии ведет работу с военной профориентации и профотбора, психологической подготовки военнослужащих, социально-психологического обеспечения высокого уровня боеспособности солдат и офицеров Министерства обороны, Национальной гвардии и Службы безопасности;
  • практическая психология и педагогика спорта осуществляет мероприятия по отбору, психологической подготовки, поддержки спортсменов, спортивных команд, тренеров в экстремальных условиях спортивных соревнований.

Между отраслям психологической науки существуют тесные связи. Известно, что теоретическая психология нарабатывает систему психологических знаний, которые являются фундаментом научно-прикладной и практической психологии. Со своей стороны, научно-прикладная и практическая психологии обобщают средства теоретической психологии, что способствует постоянному обновлению системы понятий, категорий, принципов психологической науки.

1.  Вари М.И., Козяр М.М., Коваль М.С. Военная психология и педагогика: Учебник / Под общ. ред. М.Й. Варія. — Львов: Сполом, 2003.

2. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. — К.: А.Г.Н., 2002.

3. Общая психология: Підруч. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. — К.: Форум, 2000.

4. Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее. — Москва, 1992.

5.  Левчук Л.Т. Психоанализ: история, теория, художественная практика: Учеб. пособ. — К.: Лыбидь, 2002.

6.  Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т. — К.: Форум, 2002.

7.  Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. / 3-тэ вид., випра. — К.: Вища шк., 2004.

8. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. — К.: Лыбидь, 1996.

9. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова, 3-тэ вид., стереотипное. — К.: Лыбидь, 2001.

10. Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: ПЕР СЭ, 2003.

11. Психология деятельности и учебный менеджмент: Навч.-метод. пособ. для самост. вивч. дисциплины/За заг.ред. В.А. Козакова. — К.: КНЕУ, 2003.



Назад  

Раздел II. Психология как профессиональная область Лекция 3. Основные сферы деятельности профессионального психолога

План:

1. Сферы деятельности профессионального психолога и их взаимосвязь

2. Профессиональная специализация в психологической профессии

Психология является, прежде всего, отраслью научного знания, но в то же время она представляет собой и область профессиональной деятельности специалистов-психологов.

Как отрасль науки, психология часто называется академической (или теоретической) психологией (от франц. academisme – теоретическое направление в науке), как область профессиональной деятельности психология называется практической (прикладной) психологией.

Профессиональные психологи работают в сфере как академической психологии, так и практической психологии (рис. 5):

Академическая (теоретическая) психология представляет собой область психологии, ориентированную на получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики. Академическая психология занимается поиском и теоретической систематизацией объективных знаний о психической деятельности и поведении человека и животных, создает научное описание и объяснение фактов и явлений психики. Теоретическая психология, как отрасль научного знания, является достаточно молодой наукой, хотя имеет древние философские корни. Психология оформилась в самостоятельную область научного знания лишь в конце XIX века, ее признание связано не только с появлением первых значимых психологических теорий, но и с успехами экспериментальных исследований. В 1879 году немецким психологом и философом Вильгельмом Вундтом в Лейпцигском университете была открыта первая психологическая лаборатория. Лаборатория экспериментальной психологии В. Вундта была, затем, преобразована в институт, который долгие годы являлся важнейшим центром научной психологии. За относительно короткий период своего существования психологическая наука проделала большой путь, накопила значительное научное содержание.

Рис. 5. Основные сферы и виды деятельности профессионального психолога

Большую роль в этом процессе сыграло развитие научных методов психологического исследования. Первым специфически психологическим методом в истории психологии был метод интроспекции (от лат. intrōspectāre – смотреть внутрь), представлявший собой исследование психологом собственного психического опыта, содержания собственного сознания путем самонаблюдения. На современном этапе своего развития психология опирается на большое число объективных методов, которые во многом определяют содержание и направления психологических исследований. Среди основных психологических методов наибольшую значимость имеют такие методы как наблюдение, эксперимент, опросные методы, изучение продуктов деятельности, психодиагностические методы.

Наблюдениев психологии − это целенаправленное изучение психических явлений на основе непосредственного восприятия действий человека, форм его поведения и деятельности, различных внешних проявлений в естественных ситуациях.Метод наблюдения позволяет собрать множество интересных для исследователя фактов, большой объем информации, получить общее представление об изучаемом явлении. Для некоторых групп испытуемых наблюдение является наиболее доступным методом исследования (изучение младенцев, людей с измененными состояниями сознания).

Экспериментявляется основным, ведущим методом психологии, представляющим собой сбор фактического материала в специально организованных условиях. Эксперимент обеспечивает наиболее объективное изучение психический явлений, форм поведения и деятельности. Преимуществом эксперимента как метода психологического исследования является возможностьмногократного повторения изучаемого явления, и тем самым, проверки экспериментальных результатов.

К опросным методамв психологии относятся беседа, анкетирование, интервью, опросник. Во всех методах этой группы психолог собирает необходимую информацию путем постановки специально подобранных вопросов.Составление вопросов для любого из методов этой группы подчиняется определенным правилам и проходит в несколько этапов. Вопрос должен быть понятен испытуемому, поэтому к его формулировке предъявляются специальные требования: он должен быть достаточно коротким, не содержать специальных терминов, быть внутренне непротиворечивым.

Метод анализа продуктов деятельности (праксиметрический метод, архивный метод), основан на изучении различных материальных, вещественных результатов деятельности человека (сочинение, рисунок, изготовленный предмет). Использование анализа продуктов деятельности основано на том, что в них проявляется отношение человека к самой деятельности, отображается уровень развития его способностей, усвоения знаний, умений и навыков.

Наблюдение, эксперимент, опросные методы и анализ продуктов деятельности являются так называемыми исследовательскими методами, не требующими жесткой регламентации процедуры проведения и обработки результатов.

Психодиагностические методы, к которым относятся тесты, проективные методы и личностные опросники основаны на строгом ограничении процедуры исследования, обработки и интерпретации результатов, проходят обязательную стандартизацию на больших выборках испытуемых.

Тесты являются, наверное, самыми знаменитыми психологическими методиками, к ним относятся тесты интеллекта, тесты способностей и достижений и немногочисленные тесты личности. Наиболее известными современными тестами интеллекта являются шкалы измерения интеллекта Д. Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, прогрессивные матрицы Дж. Равена, тесты интеллекта Г. Айзенка, а также тесты диагностики креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

Личностные опросники состоят из вопросов или утверждений, для которых испытуемый выбирает вариант из нескольких предложенных ответов. Среди психологов заслуженной популярностью пользуются такие профессиональные личностные опросники как личностный опросник Р. Кеттела (16 PF), Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), опросник реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, опросник личностных акцентуаций Ф. Шмишека, опросники Айзенка (EPQ и EPI) и другие.

Проективные методы направлены на выявление индивидуальных особенностей отражения действительности, системы субъективных смыслов и значений в восприятии мира личностью. Среди проективных методов наиболее известны такие как тест Г. Роршаха, требующий от испытуемого структурирования неопределенного стимульного материала, придания ему субъективного смысла; Тематический апперцептивный тест (ТАТ), основанный на истолковании изображенной ситуации; тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, тест «Нарисуй человека» К. Маховер, интерпретирующие рисунок, который делает испытуемый, и другие методики.

В настоящее время все большее распространение получают компьютерные варианты классических психодиагностических методик. Преимуществом их компьютерного применения является быстрая обработка и представление результатов, доступные и простые средства статистического анализа, а также долговременное хранение данных в любой удобной для исследователя форме.

Психологические методы обеспечивают развитие многих направлений психологических исследований, способствуют накоплению разносторонних результатов, обобщение которых ложится в основу выявления психологических закономерностей.

В настоящее время в составе психологической науки выделяются следующие основные отрасли:

Общая психология

Возрастная психология

Педагогическая психология

Социальная психология

Инженерная психология

Зоопсихология

Психология труда

Клиническая психология

Психодиагностика

Психофизиология

Кроме того, все большее значение приобретают относительно недавно появившиеся области психологии, число которых постоянно растет. Они выделяются из традиционных направлений исследований, приобретая собственный предмет и содержание. Это такие отрасли, как:

Дифференциальная психология

Нейропсихология

Политическая психология

Военная психология

Психология творчества

Психология искусства

Психология управления

Экономическая психология

Психология личности

Юридическая психология

Психология спорта

Специальная психология

Историческая психология

Психологическое консультирование

Число отраслей психологической науки постоянно растет, поскольку психология накапливает и систематизирует все новые данные, по-новому подходит к решению традиционных проблем изучения психики человека. Широкие потребности в психологическом знании и развитие современной науки в целом порождают новые междисциплинарные области психологии (психолингвистика, этнопсихология, психофармакология, космическая психология, психология компьютеризации и другие).

Вторая сфера деятельности профессионального психолога, практическая психология, направлена на применение полученных в теоретической психологии знаний на практике, в работе с людьми. Поэтому иногда ее называют прикладной психологией. Не все полученные в теоретических исследованиях знания могут быть использованы в области практической психологии, поэтому ее разделы не соответствует отраслям теоретической психологии. Основными направлениями практической психологии являются психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психологическая диагностика и психологическое просвещение.

Психологическая диагностика как вид деятельности психолога представляет собой изучение индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека, выявление различных качеств, психологических и психофизиологических признаков, черт и свойств личности с помощью специальных методик и приемов. Психодиагностика служит начальным звеном любой психологической работы с людьми, поскольку на ее основе разрабатываются программы коррекции, направления консультирования, мероприятия по психологическому просвещению. А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина считают, что психодиагностика во многом определяет успешность протекания других видов деятельности практического психолога. Отмечается также, что психодиагностика часто основывается на опыте и интуиции практического психолога. Психодиагностическая деятельность практического психолога требует значительной ответственности психолога за соблюдение требований к процедуре исследования, обработке и истолкованию полученных результатов. Овладение той или иной психодиагностической методикой означает не только накопление опыта работы с ней, но и усвоение определенной психологической теории, на которой основана разработка методики.

Психологическое консультирование является основным направлением работы психолога по оказанию психологической помощи в процессе специально организованного взаимодействия (беседы) в условиях тесного эмоционально-личностного контакта, установления доверительных отношений с человеком. Психологическое консультирование направлено на разрешение конкретной психологической проблемы, с которой приходит человек, психологических трудностей, связанных с общением, межличностными отношениями, с особенностями жизненных ситуаций и возрастными этапами развития личности. Главная цель консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, поддержать самостоятельный поиск личностью адекватных путей выхода из сложной критической ситуации.

Психологическое консультирование имеет различные направления и может быть педагогическим, организационным, профориентационным. По форме проведения консультирование может быть индивидуальным и групповым, очным и заочным.

Психологическая коррекция – это направление деятельности психолога по устранению и профилактике отклонений и задержек в познавательной и личностной сфере, работа по развитию способностей и возможностей человека. Психолог также раскрывает в ходе коррекции источники и причины отклонений. Поэтому психологическая коррекция не возможна без тщательной психодиагностической работы. В психокоррекции большое внимание придается различным аспектам психологического воздействия на личность, часто с помощью специальных приемов и техник (от англ. technique − техника (исполнения), мастерство), на которые опирается психолог в индивидуальной или групповой работе с людьми.

Психологическое просвещение представляет собой распространение научных психологических знаний среди широких слоев населения. Как правило, психологическое просвещение затрагивает интересные и необходимые практически для всех людей знания о закономерностях возрастного развития личности, об особенностях общения между людьми в различных группах (в семье, рабочих коллективах, неформальных объединениях), о воспитании и обучении детей. Психологическое просвещение опирается на различные формы психолого-педагогической работы с людьми. Такими формами могут быть популярные лекции и беседы, открытые семинары, тематические уроки для школьников, выступления на педсоветах и методических объединениях учителей, на родительских собраниях в школе и в детском саду, доклады и сообщения в различных организациях, тематические выставки психологической литературы, выпуск информационных бюллетеней и стенгазет, организация кружков, проблемных групп, клубов и лекториев.

Теоретическую психологию студенты изучают в виде системы учебных дисциплин в вузе, знакомятся с ней самостоятельно, читая научную литературу. Особенности практической психологии как сферы деятельности специалиста-психолога становятся понятными во всех деталях лишь после окончания учебного заведения, с началом самостоятельной профессиональной деятельности, хотя с отдельными ее элементами студенты-психологи знакомятся в ходе теоретического обучения и учебных практик.

По замечанию Е.А. Климова, между академической и практической психологией «существует полезное (с точки зрения перспектив развития науки в целом и психологического образования в частности) противоречие между теорией и практикой» , которое порождает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между ними (рис. 6).

Рис. 6. Взаимосвязь академической и практической психологии

Взаимосвязь академической и практической психологии основана, прежде всего, на том, что эти психологические области имеют единые методологические основания и теоретическую базу, поэтому, вне зависимости от сферы своей деятельности, психологи получают общую профессиональную подготовку во время обучения в вузе. По словам Ж. Годфруа солидная базовая подготовка психолога, в какой бы области он ни работал, является единственной гарантией качественной практической работы с людьми.

Академическая психология имеет непосредственный выход на практику, зачастую полученные теоретические результаты обладают прямым прикладным эффектом. Кроме того, фундаментальные теоретические исследования составляют основу для интерпретации полученных результатов и разработки различных программ практической психологии.

В свою очередь, практическая психология, помимо использования теоретических положений, опоры на обнаруженные в академических исследованиях законы и закономерности, выявляет наиболее актуальные для психологической науки в целом проблемы, отвечающие потребностям практики, общественного развития, открывает малоизученные области, составляя тем самым запрос для последующего теоретического анализа поставленных проблем. Характеризуя отношения между теоретической и практической психологией, Ф.Е. Василюк отмечает, что в гуще психологической практики возникает жизненная потребность в психологической теории, и психологическая практика, в свою очередь, может стать краеугольным камнем психологии как науки. Практическая психология опирается на накопленные теоретические знания и, в то же время, дает толчок к новым исследованиям.

10 областей психологии, которые следует учитывать при выборе профессии

Самое основное определение психологии — это изучение разума и поведения. По данным Американской психологической ассоциации (АПА), «эта дисциплина охватывает все аспекты человеческого опыта — от функций мозга до действий наций, от развития детей до ухода за пожилыми».

Поскольку спектр необходимых услуг может быть очень разным, неудивительно, что существует так много разных областей психологии. Если вы нацелились на карьеру в этой области, обязательно проведите исследование. Возможно, вы обнаружите, что одна из многих специальностей в области психологии может идеально соответствовать вашим интересам и целям.

Чтобы помочь вам оценить ваши варианты, мы составили список некоторых распространенных типов карьеры психолога. Продолжайте читать, чтобы найти разбивку, которая включает важную информацию, такую ​​как требования к образованию, описание работы, потенциальную зарплату и рабочую среду.

Изучение 10 распространенных направлений психологии

Согласно данным Бюро трудовой статистики США (BLS), рынок труда психологов останется стабильным. Прогнозируется, что общая занятость вырастет на 3 процента до 2029 года., с более быстрым прогнозируемым ростом для клинических, консультационных и школьных психологов, в частности.

Но прежде чем приступить к работе в этой отрасли, вы можете подумать о том, чтобы сузить свои перспективы до определенной области, которая соответствует вашей страсти. К счастью, ваши варианты многочисленны в этой области. Узнайте больше о некоторых распространенных специальностях психолога, которые вы могли бы рассмотреть.

1. Школьная психология

Школьные психологи выполняют ряд обязанностей, в первую очередь предоставляя психологические услуги, чтобы помочь учащимся добиться успехов в учебе, обществе, поведении и эмоциях. В то время как большинство из них работает со студентами K-12 и их семьями, некоторые также будут работать с молодыми людьми, такими как первокурсники колледжа. Они также стремятся создать инклюзивную и поддерживающую учебную среду для школы в целом.

Тем, кто практикует в этой области психологии, скорее всего, потребуется степень магистра и они должны соответствовать лицензионным требованиям, характерным для их штата.

2. Клиническая психология

Согласно APA, эта специальность направлена ​​на решение проблем поведения и психического здоровья у людей любого возраста и всех этнических, культурных и социально-экономических слоев. Клинические психологи проводят оценку, консультации и вмешательство для людей, имеющих проблемы с интеллектуальной, эмоциональной, психологической, социальной и поведенческой дезадаптацией. Они работают с клиентами, страдающими тревогой, депрессией, расстройствами пищевого поведения, расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами, или даже с теми, у кого тяжелая психопатология.

В то время как некоторые области клинической карьеры в психологии открыты для кандидатов, имеющих квалификацию магистра, для большинства из них требуется докторская степень. Широкий спектр услуг, предоставляемых клиническими психологами, означает, что эту работу можно найти в самых разных средах — от больниц и психиатрических учреждений до частных и государственных организаций, таких как школы, полицейские управления и военные подразделения.

3. Клиническая детская психология

Клиническая детская психология – это специальность, которая помогает оказывать психологические услуги младенцам, детям ясельного возраста, детям и подросткам. Специалисты в этой области оценивают и лечат ряд биологических, психологических и социальных проблем, с которыми сталкиваются молодые пациенты.

Детские трудности иногда могут быть вызваны эмоциональными проблемами и проблемами развития. В других случаях проблемы со здоровьем могут сдерживать ребенка. Такие вещи, как травма и утрата, по-своему влияют на маленьких пациентов, и детские психологи — как правило, с докторской степенью — обучены понимать уникальные потребности наших молодых людей и помогать им преодолевать препятствия, преграждающие им путь.

Вы найдете клинических детских психологов, работающих в клиниках, больницах, реабилитационных центрах, школах и частных практиках. В зависимости от условий эти медицинские работники могут специализироваться в одной из нескольких различных областей психологии, включая поведение в младенчестве, детстве или подростковом возрасте и отклонения в развитии. Подающие надежды могут начать оттачивать свои навыки в этих областях уже во время обучения в бакалавриате со степенью бакалавра искусств в области психологии со специализацией в области детской психологии.

4. Клиническая психология здоровья

Клиническая психология здоровья является еще одним ответвлением этой отрасли. Врачи-практики с докторской степенью в этой области психологии имеют опыт работы с взаимодействием социальных, культурных и биологических факторов, а также с их потенциальным влиянием на благополучие человека. Стоит отметить, что во всех 50 штатах требуется как минимум степень магистра , чтобы стать психологом, но для клинической практики вам понадобится докторская степень.

Клинические психологи могут помочь людям с такими вопросами, как контроль веса, снятие боли, употребление табака и адаптация к хроническим заболеваниям. APA говорит, что специалисты по этой специальности психолога могут рассчитывать на помощь любому человеку «с болезнью, которую можно предотвратить, вылечить или реабилитировать с помощью психологических методов или процедур».

Большинство медицинских психологов работают в больницах или клиниках. Вакансии также можно найти в некоммерческих организациях, крупных корпорациях, университетах, государственных секторах и частных исследовательских учреждениях.

5. Клиническая нейропсихология

Одной из наиболее узкоспециализированных областей психологии является клиническая нейропсихология, которая фокусируется на науке о человеческом поведении применительно к центральной нервной системе. Эти специалисты работают с людьми, которые испытывают нейроповеденческие расстройства. Это может включать такие состояния, как болезнь Паркинсона, деменция, черепно-мозговые травмы, судорожные расстройства и трудности с обучением.

Клинические нейропсихологи должны поддерживать практические знания о неврологических расстройствах, принципах нейронауки, развитии мозга, методах нейродиагностики и поведенческих проявлениях неврологических расстройств. Из-за специализированного характера этой роли для продолжения психологической карьеры часто требуется как докторская, так и некоторая постдокторская подготовка.

6. Брачная и семейная психология

Брачные и семейные терапевты сосредотачивают свою работу на эмоциях, мыслях и поведении отдельных лиц, пар и семей — как по отношению друг к другу, так и в их более широком окружении. Таким образом, для этой роли требуются специальные знания в системных реляционных системах.

Психологи такого типа обычно обращаются к широкому кругу клинических проблем. Они могут включать злоупотребление алкоголем и наркотиками, проблемное поведение молодежи, депрессию, конфликты между родителями и детьми, нарушения развития, сексуальное или физическое насилие, проблемы со здоровьем и многое другое.

Некоторые должности психолога по вопросам брака и семьи отдают предпочтение кандидатам, имеющим докторскую степень. по психологии или степень доктора психологии (Psy.D.). Однако такие программы, как магистр психологических наук с акцентом на супружескую и семейную терапию, могут помочь претендентам на получение лицензии в 39состояния.

Узнайте об этой профессии помощника, а затем изучите варианты карьеры, которые соответствуют вашему будущему.

Промышленные ресурсы

7. Судебная психология

Судебная психология, возможно, один из самых отличительных видов психологической карьеры, направлена ​​на предоставление психологических знаний в рамках судебной и правовой систем. По сообщению АПА, это включает предоставление услуг двум конкретным группам: судебно-медицинскому контингенту и юридическому контингенту.

Что касается судебно-медицинской экспертизы, то эти специалисты-психологи работают с лицами, которые могут страдать психическими расстройствами или обладают другими характеристиками, которые могут повлиять на судебные решения, и оценивают их. К ним относятся лица, участвующие в гражданских и уголовных процессах или делах о правонарушениях. Работа с профессиональными юристами включает в себя помощь адвокатам, судам, страховщикам и работодателям в их работе.

Как и во многих других областях психологии, судебные психологи должны иметь докторскую степень. Эти роли обычно можно найти в полицейских участках, зданиях судов и юридических фирмах. Они также могут найти работу в тюрьмах, следственных изоляторах и центрах содержания под стражей для несовершеннолетних.

8. Реабилитационная психология

Лица, ставшие инвалидами из-за травмы или болезни, скорее всего, будут работать с реабилитационными психологами на пути к выздоровлению. Психологи-реабилитологи — это профессионалы с докторской степенью, которые помогают оценивать и лечить когнитивные, функциональные и эмоциональные проблемы с целью помочь людям с ограниченными возможностями достичь некоторой независимости.

По этой специальности психолога у вас есть возможность работать с людьми, пострадавшими от черепно-мозговой травмы, инсульта, травмы спинного мозга, потери конечностей, хронической боли, рассеянного склероза и т. д. Реабилитационные психологи также обслуживают лиц, осуществляющих уход, и членов семей людей с ограниченными возможностями.

9. Психология зависимости

Эти специалисты изучают науку о зависимости, которая включает биологические, психологические и социальные компоненты. Они часто лечат пациентов, которые борются со злоупотреблением психоактивными веществами, в дополнение к поведенческим проблемам, таким как зависимость от азартных игр, покупок или секса.

Эта область психологии требует глубокого понимания биофизической природы зависимости. В дополнение к докторской степени, психологи-наркоманы нуждаются в специальной подготовке и опыте в доказательных методах профилактики и лечения зависимости.

10. Спортивная психология

Работа спортивного психолога состоит не только из развлечений и игр. Они должны использовать свои навыки для обеспечения оптимальной производительности и благополучия спортсменов, которые часто испытывают огромное давление как индивидуально, так и в команде. Кроме того, эти специалисты занимаются развитием и социальными аспектами занятий спортом, а также системными проблемами, связанными со спортивными условиями и организациями.

Спортивные психологи работают со спортсменами, тренерами, администраторами и родителями в самых разных условиях. Предоставляемые услуги включают обучение когнитивным и поведенческим навыкам; консультирование и клинические вмешательства; консультации и обучение. Согласно APA, для работы в этой области психологии необходимо сначала получить докторскую степень и лицензию.

Найдите свою идеальную специальность психолога

После изучения различных областей психологии и определения целей вашей карьеры, наметить образовательный путь, который поможет вам достичь этой цели, становится намного проще. От получения степени бакалавра психологии до получения степени магистра и получения ценного опыта в этой области и, в конечном счете, до получения докторской степени — где бы ни начиналось и не заканчивалось ваше путешествие, Университет Массачусетса Глобал может указать вам правильное направление.

Возможно, вы удивитесь, узнав, сколько вариантов обучения предлагает UMass Global как на уровне бакалавра, так и на уровне магистра. Просмотреть все программы .

6 Объяснение различных областей психологии

Содержание этой страницы предназначено только для информационных целей и не предназначено, прямо или косвенно, в качестве гарантии занятости или заработной платы, которые варьируются в зависимости от многих факторов, включая, помимо прочего, образование , полномочия и опыт. Alliant International University явно не делает заявлений и не гарантирует точность информации, предоставленной любым потенциальным работодателем или любым другим веб-сайтом. Информация о зарплате, доступная в Интернете, может не отражать типичный опыт выпускников Alliant. Alliant не гарантирует, что какой-либо выпускник будет трудоустроен у конкретного работодателя или на какую-либо конкретную должность.

Вы заинтересованы в получении степени в области психологии и раскрытии потенциала для успешной карьеры психолога? Теперь, когда вы выбрали карьеру психолога, пришло время определить, какая область лучше всего соответствует вашим интересам. Чтобы помочь вам узнать больше о различных областях психологии, наши эксперты Калифорнийской школы профессиональной психологии (CSPP) Международного университета Alliant составили это подробное руководство. Продолжайте прокручивать, чтобы узнать, какая область психологии вас интересует больше всего.

1. Клиническая психология

Был ли у вас когда-нибудь день, когда вы чувствовали себя «не в себе», как будто вы были не в себе? Для большинства это нормальное явление. Время от времени бывают выходные, и часто эти чувства не длятся долго. Однако у некоторых эти «выходные» дни случаются чаще, а эмоции более серьезные. Борьба с регулярными чувствами депрессии, беспокойства или гнева может указывать на наличие эмоционального или психического расстройства.

Клиническая психология — это область психологии, которая специализируется на диагностике и лечении людей, страдающих эмоциональными, психическими и поведенческими расстройствами. Такие расстройства, как депрессия, беспокойство и злоупотребление психоактивными веществами, лечатся в рамках клинической психологии. Клинические психологи сосредотачиваются на сочетании науки психологии с лечением сложных человеческих проблем. Несмотря на сложность, область клинической психологии — захватывающий и полезный выбор карьеры 1 .

По сравнению с другими областями психологии, клиническая психология является более поздней дисциплиной. Клиническая психология, впервые признанная отдельной областью в начале 20-го века, сегодня является одной из крупнейших областей психологии.

стать клиническим психологом сегодня

Требования к образованию для получения лицензии на клиническую психологию

Независимо от того, в каком штате вы проживаете, для практики клинической психологии требуется лицензия. Чтобы получить лицензию в области клинической психологии, люди должны иметь докторскую степень в области психологии и пройти обучение в клинических условиях. Поскольку клиническая психология является очень деликатной областью, к ней предъявляются строгие требования, и большинство психологов проводят от четырех до шести лет в аспирантуре после получения степени бакалавра. 2

Принимая решение о программе клинической психологии, вы должны убедиться, что APA аккредитует программу. Калифорнийская школа профессиональной психологии (CSPP) при Международном университете Alliant предлагает девять аккредитованных APA программ докторской степени в области клинической психологии. В рамках программы у вас будет шанс получить стипендию по психологии и получить возможность получить профессиональную практику посредством подачи заявления и стажировок, а также принять участие в необходимом полевом опыте в качестве студента-психолога программы.

2. Аномальная психология

Представьте себе: вы на уроке, и сегодня экзамен. Учитель ходит по классу и раздает каждому тест. Вы начинаете просматривать вопросы и берете карандаш, чтобы начать заполнять ответы. Все твои одноклассники делают то же самое. В комнате тихо, и все студенты активно заполняют экзамен в меру своих знаний. Кажется, это обычный школьный день, верно? А что произойдет, если студент вдруг вспыхнет в ярости? Если кто-то разорвал свой тест или бросил карандаш в книги перед ним? Этот типичный экзаменационный день больше не будет таким «нормальным».

В то время как психология изучает человеческие чувства, мысли и поведение, ненормальная психология изучает человеческие привычки и поведение, которые заметно отклоняются от нормы. Область ненормальной психологии изучает причины поведения, которое отличается от других, которое обычно вызывает страдания и социальные проблемы. Профессионалы в области ненормальной психологии регулярно работают над лечением тех, у кого есть психическое заболевание или психическое расстройство, вызывающее такое необычное поведение.

Требования к образованию для получения лицензии на аномальную психологию

Желающие специализироваться в области ненормальной психологии должны иметь лицензию на практику ненормальной психологии. В зависимости от штата, в котором вы проживаете, чтобы получить лицензию, люди должны иметь степень магистра или доктора и пройти практическое обучение в рамках стажировок или клинической практики. В некоторых случаях после получения докторской степени психологи также должны иметь специальные сертификаты, соответствующие требованиям для работы непосредственно с клиентами. 3  

3. Производственно-организационная психология

По данным Американской психологической ассоциации (АПА), Производственно-организационная психология — это «научное исследование человеческого поведения в организациях и на рабочем месте». Хотя эта область психологии относительно молода, мы по-прежнему наблюдаем рост потребности в ней на рабочем месте. Психологи I-O сегодня используют научные методы для эффективного применения психологических принципов в более широком диапазоне областей, таких как человеческие ресурсы, психология персонала, маркетинг и администрирование. 4

Требования к ежедневной работе промышленно-организационного психолога могут включать: 

  • Разработка более эффективных программ обучения
  • Повышение качества жизни сотрудников за счет использования исследований для оптимизации рабочей среды
  • Помощь компаниям в выборе и продвижении лучших кандидатов
  • Изучение поведения потребителей и маркетинговых тенденций

Требования к образованию для получения лицензии на промышленно-организационную психологию

Чтобы стать промышленно-организационным психологом, как и во многих других областях психологии, требуется степень магистра психологии. Хотя получение работы начального уровня со степенью магистра возможно, большинству организаций требуется, чтобы психолог I-O получил докторскую степень, а также сертификат Американского совета по психологии организационного и бизнес-консалтинга (ABOBCP). Руководство по лицензированию и сертификации зависит от штата, и важно проверить требования штата, в котором вы планируете учиться для получения степени промышленно-организационной психологии. 5

4. Поведенческая психология

Поведенческие психологи изучают связь между мыслительными процессами, эмоциями, восприятием и поведением для разработки техник и методов, которые можно использовать для изменения нездорового, негативного и деструктивного поведения на более здоровое, вдохновляющее. . Поведенческий психолог помогает своим пациентам научиться лучше контролировать свои эмоции и решать свои проблемы здоровым образом. Они часто имеют дело с теми, кто борется с зависимостями, импульсивными тенденциями, тревогой и фобиями. Такие методы, как гипноз, психотерапия и психоанализ — лишь некоторые из многих, используемых для лечения психических заболеваний.

Поведенческая психология — это теория обучения, основанная на представлении о том, что любое человеческое поведение приобретается в результате обусловленности, возникающей в результате нашего взаимодействия с окружающей средой. Другими словами, психологи-бихевиористы считают, что наша реакция на ситуацию, в которой мы оказались, формирует наши действия. Поскольку бихевиоризм основан на наблюдаемом поведении, часто гораздо проще собрать количественные данные при проведении исследований. Терапевтические методы, такие как интенсивные поведенческие вмешательства и анализ поведения, часто успешно меняют деструктивное поведение у детей и взрослых.

Требования к образованию для получения лицензии поведенческой психологии

Чтобы стать поведенческим психологом, люди должны получить степень бакалавра, предпочтительно в области психологии или социальной работы, степень магистра психологии и докторскую степень. Помимо исследований и исследований, те, у кого есть степень в области поведенческой психологии, часто работают социологами, социальными работниками и даже консультантами по вопросам злоупотребления психоактивными веществами и расстройствами поведения. 6

5. Когнитивная психология

Когнитивная психология — это буквально наука о том, как мы думаем. Просыпаясь каждое утро, вы автоматически начинаете думать о задачах, которые вам нужно выполнить в этот день. Вы думаете о порядке своих поручений и, если что, можете подождать до конца недели. Этот мыслительный процесс и есть познание в действии. Вот несколько других повседневных примеров познания: 

  • Внимание
  • Решение
  • Принятие решений
  • Обучение
  • Память
  • Восприятие
  • Рассуждение
  • Решение проблем

Несмотря на то, что вы практикуете познание ежедневно, часто вы не думаете об этом сознательно. Когнитивные психологи изучают и анализируют психические процессы, в том числе то, как мы думаем, учимся, запоминаем и понимаем. Изучая эмоции, мышление, творчество, язык и решение проблем, когнитивная психология пытается объяснить, как и почему мы думаем именно так, а не иначе. Когнитивные психологи часто изучают, почему некоторые люди лучше справляются со своими эмоциями или как один человек может решить проблему намного быстрее, чем другой. Работа когнитивного психолога заключается в том, чтобы сосредоточиться на том, как люди организуют мысли и информацию, собранную из нашего окружения, и превращают их в значимые переживания, которые в конечном итоге формируют то, кто мы есть.

Изучение познания и понимание того, как люди думают, позволяет психологам открывать новые и эффективные способы помощи людям в борьбе с психическими заболеваниями и психическими отклонениями. Эта область психологии также помогает исследователям лучше понять, как работает человеческий мозг. Помимо помощи в психологических стратегиях, сбор дополнительной информации о мозге может помочь врачам, ученым и другим людям лучше использовать ресурсы для повышения благосостояния людей. 7

Требования к образованию для получения лицензии на когнитивную психологию

Чтобы стать когнитивным психологом, человек должен сначала получить степень бакалавра, предпочтительно в области психологии или смежной области обучения. После получения степени бакалавра студенты должны получить степень магистра или доктора психологии. Хотя получения степени магистра психологии достаточно для многих карьерных должностей начального уровня, для исследования, преподавания или практики любого аспекта когнитивной психологии требуется докторская степень в области психологии по программе, аккредитованной APA. Кроме того, чтобы заниматься лечебным аспектом психологии, люди должны получить лицензию в штате, где они работают.

6. Консультативная психология

Часто жизнь может быть похожа на эмоциональные американские горки, где взлетов столько же, сколько и спадов. Поскольку люди эмоциональны по своей природе, чувство счастья, грусти и гнева в один и тот же день может быть нормальным явлением! Однако когда эти эмоции, особенно негативные, становятся подавляющими, они могут резко повлиять на самочувствие человека. Психология консультирования — это область психологии, которая используется, чтобы помочь людям восстановить контроль над своими эмоциями. Он изучает, как люди функционируют в отношениях, а также лично. Психологи-консультанты сосредотачиваются на лечении людей с различными эмоциональными, социальными и поведенческими расстройствами, чтобы помочь улучшить их самочувствие. Облегчение чувства стресса, помощь пациентам в разрешении кризисов и представление вариантов лечения — вот лишь некоторые из многих способов, которыми психолог-консультант может помочь своим пациентам.

Требования к образованию для получения лицензии психолога-консультанта

Те, кто хочет стать психологом-консультантом, обычно начинают с получения четырехлетней степени бакалавра психологии. После получения степени бакалавра многие психологи затем получают степень магистра или доктора психологии консультирования. 8

Несмотря на то, что существует множество различных областей психологии, мы надеемся, что этот список, в котором выделены несколько наиболее распространенных областей, помог вам лучше определить, какая карьера вас интересует больше всего. Начните свою карьеру психолога сегодня, получив степень доктора философии. в уважаемых областях, таких как клиническая психология или организационная психология, в Калифорнийской школе профессиональной психологии Международного университета Alliant.

Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше о психологии!

Получите степень по психологии


Источники

  1. «Клиническая психология решает сложные проблемы человека», Американская психологическая ассоциация (Американская психологическая ассоциация), по состоянию на 24 ноября 2021 г., https://www.apa.org/education-career /guide/subfields/clinical.
  2.  «Интеграция психологического образования и готовности к работе: призыв к исследованиям в Австралии», Frontiers (Frontiers), по состоянию на 24 ноября 2021 г., https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.623353/полный.
  3. Кендра Черри, «Как психологи определяют и изучают ненормальное поведение», Verywell Mind (Verywell Mind), по состоянию на 24 ноября 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *