как способности влияют на профессию – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
«Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями не одно и то же».
Уолтер Айзексон главный редактор журнала TIME, биограф Стива Джобса
В 2016 году в журнале TIME была опубликована статья «Что делает гения гением?». Уолтер Айзексон выделил 5 пунктов:
-
Страсть к совершенству. Самое главное, что нужно знать о гениях — гениальность не равняется интеллекту. «В определенный момент жизни становится очевидно, что умных людей полным-полно. Особенным человека делает воображение. Способность мыслить иначе»
-
Любовь к простоте. Красота продуктов Apple, конечно, состоит в их простоте.
-
Умение заставить других сделать немыслимое. Фокус Джобса был в том, чтобы не поддаваться на сомнения и колебания других людей. Наоборот, когда сотрудники или коллеги заявляли, что задача неразрешима, Джобс просто пялился на них, а потом говорил: «Не бойтесь. Вы это можете».
-
Способность усомниться в других гениях. Лишь оспорив одну из теорий Ньютона, Эйнштейн набрел на теорию относительности.
-
Уважение к разнообразию. Бенджамин Франклин, по словам Айзексона, обладал качеством, какое люди обычно не ассоциируют с фигурой гения. Его гений проявлялся в терпимости. Он понимал, что общество более разнообразное, более терпимое к каждому человеку будет и более сильным.
Задатки
Задатки – это врожденные, устойчивые психо- и анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
В качестве задатков выделяются анатомические особенности строения анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный) и связанные с ними области коры головного мозга. Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются при благоприятных условиях только в процессе деятельности.
Характерно, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности: например на основе хорошо развитого слухового анализатора могут сформироваться разные музыкальные способности: абсолютный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Человек с абсолютным слухом может стать гениальным певцом, гениальным дирижером, гениальным композитором.
Способности
Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
Существуют различные подходы к определению способностей, но наиболее глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым, основателем школы дифференциальной психологии и научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий». Согласно его концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
Способности человека — это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий:
-
от того, нужны ли будут эти знания и навыки человеку;
-
будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, друзья) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями;
-
от того, как его будут обучать;
-
от того, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т.д.
Способности — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Можно ли измерить и развить способности?
А.В. Петровский утверждает, что «способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей».
«Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать. Только в процессе обучения рисунку и живописи может выясниться , есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире».
Артур Владимирович Петровский советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности
В настоящее время наука не располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем однократного испытания сделать вывод о способностях человека.
Способность существует только в развитии и не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания.
Самый верный путь определения способностей человека — это выявление динамики успехов в процессе обучения и деятельности.
Уровни развития способностей
Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития:
-
Одаренность.
-
Талант.
-
Гениальность.
«Гений: 1% вдохновения и 99% пота».
Одаренность
Это особый уровень развития способностей. Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный человек — это человек, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Талант
Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
Талант — незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.
Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.
Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой.
Гениальность
Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в определенной области или сфере деятельности. Редкое проявление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений.
Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения.
Некоторые психологи полагают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.
Но другие говорят о том, что грань между гениальностью и нарушением психики очень тонка и порой может быть размыта.
Стив Джобс
В основу книги Уолтера Айзексона «Стив Джобс» легли беседы с самим Стивом Джобсом, а также с его родственниками, друзьями, врагами, соперниками и коллегами. Это рассказ о жизни, полной падений и взлетов, о сильном человеке и талантливом бизнесмене, который одним из первых понял: чтобы добиться успеха в XXI веке, нужно соединить креативность и технологии.
КупитьТалант и гениальность: сходства и различия понятий
Это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне, но талант — в виде задатков или способностей, а гениальность — как единственная стратегия развития.
Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать невозможно. Иногда уже в зрелом возрасте, после 50 лет, человек проявляет гениальность.
Система способностей
Российская и советская психология — это психология деятельности. Все наши навыки развиваются в деятельности. А что нужно для того чтобы человек выбрал какую-то профессию?
Во-первых, общие способности — благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.
Во-вторых, специальные, или профессиональные, способности — возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.
В-третьих, интерес — индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.
В-четвертых, склонность — стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию.
Общие и специальные способности
Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности — это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.
В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.
Специальные способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.
Выделяют виды специальных способностей:
-
учебные и творческие;
-
математические;
-
конструктивно-технические;
-
музыкальные;
-
литературные;
-
художественно-изобразительные.
Интересы и склонности
Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.
Применительно к выбору профессии выделяют виды склонностей:
-
склонность к работе с людьми;
-
склонность к работе с техникой;
-
склонность к работе с условными знаками;
-
склонность к работе с растениями и животными;
-
склонность к работе с художественными образами.
Педагогические способности
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Базовые педагогические способности
-
Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
-
Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
-
Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способность воспринимать ученика, воспринимать другого человека.
-
Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
-
Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
-
Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
-
Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к детям, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
-
Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
-
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
Специальные педагогические способности
-
Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).
-
Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
-
Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
-
Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям ребенка. Когда в классе 25 человек, важно понимать, у кого какой темперамент и характер.
-
Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
-
Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
-
Способность вызывать к себе уважение со стороны ребенка, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
Креативность как компонент педагогической одаренности
«Креативность — это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».
Креативность (от англ. сreation — «создание») — творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания.
Чаще всего креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах на интеллект и академических достижениях. Тесты на определение IQ не дают возможность понять творческое мышление и креативность человека.
Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.
Параметры креативности
Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:
-
способность к обнаружению и постановке проблем;
-
способность к генерированию большого количества проблем;
-
семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;
-
оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;
-
способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
-
способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, (способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование).
Конвергентное мышление (от лат. соnvergere — «сходиться») — использует предварительно усвоенные алгоритмы решения определенной задачи. Предполагает точное следование инструкции или последовательности действий по решению задачи.Креативность = Конвергентное мышление + Дивергентное мышление
Это линейное мышление, логическое мышление, предполагающее одно единственно правильное решение задачи.
Дивергентное мышление (от лат. divergere — «расходиться») — метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений одной и той же задачи.
Дивергентные способности проявляются в умении выдвигать большое количество интересных и необычных идей, в отказе от стереотипов.
Как развить креативность?
-
Читайте вывески с конца к началу. Иногда бывает довольно весело, так как результаты могут получаться самые разнообразные.
-
При чтении книги попробуйте читать предложения с низа страницы к верху, то есть действия будут происходить в обратном порядке.
-
В свободную минутку займитесь придумыванием разнообразных имен путем комбинации совершенно случайных, приходящих в голову букв.
-
Рисуйте – несуществующих существ, вещи.
-
Пока никто не видит, попробуйте писать левой рукой (или правой, если левша), а особо бесстрашные могут попробовать даже ногами.
-
Сочетайте на первый взгляд несочетаемые слова.
-
Представьте любое слово в качестве аббревиатуры, которую затем нужно расшифровать.
-
К каждому предмету повседневной жизни можно придумывать нестандартное применение.
-
Можно один предмет складывать с другим, пытаясь добиться усовершенствования.
Методы Стива Джобса
Развивайте разнообразные интересы
Окончив колледж, Стив Джобс решил продолжить заниматься тем, что его интересовало, например, каллиграфией. Хотя в его знаменитой речи в Стэнфорде не
говорилось о практической стороне применения каллиграфии, он сказал, что многие вещи для Macintosh были созданы благодаря этому навыку.
Ходите пешком
В книге «Становление Стива Джобса» Брент Шлендер отмечает, что Джобс часто принимал участие в прогулках-мозговых штурмах с другими людьми. Недавние исследования подтверждают, что такие прогулки могут помочь разблокировать творческие идеи.
Медитируйте
Завершив обучение в Колледже Рид, Джобс провел несколько месяцев в Индии, где практиковался в медитации дзэн-буддистов. Джобс был настолько восхищен дзен, что решил переехать в Японию, чтобы продолжить свою практику. Он рассказал своему биографу Уолтеру Айзексону:
Медитация помогла Джобсу развить творчество. Особые медитативные практики не только повышают творческий потенциал, но также могут способствовать развитию эмпатии. #ADVERTISING_INSERT#«Если вы просто посидите и понаблюдаете, вы заметите, насколько беспокоен ваш ум. Если вы попытаетесь его успокоить, это только усугубит ситуацию. Но когда это все-таки произойдет, вы сможете услышать очень тонкие вещи — ваша интуиция начинает раскрываться, вы начинаете видеть все более четко и учитесь быть в настоящем моменте».
Способности
Способностями называют индивидуально-психологические особенности, которыми обладает личность. Эти особенности способны обеспечить успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью.
Способности не являются одним и тем же, что и умения, знания или навыки, которые свойственны человеку, при этом способности способствуют их быстрому приобретению, фиксации и эффективному практическому применению.
Природные и специфические виды способностей
Способности могут быть природными и специфическими.
Природные способности или естественные, обусловлены биологически. Они связаны с врожденными задатками, их формирование происходит на базе этих задатков, при этом важным условием служит наличие жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
Специфические способности человека имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и социальное развитие.
Особенности специфических способностей человека
В свою очередь специфические способности человека подразделяются на общие и специальные.
Общие специфические способности могут быть определены успехами человека в самых различных видах деятельности и общения (уровень интеллекта, уровень развития памяти и речи, умственные способности).
Специальные специфические способности характеризуют успехи в конкретных видах деятельности и общения. В таких видах деятельности необходимы особого рода задатки и их развитие (способности литературно-лингвистические, математические, художественно-творческие, технические, спортивные).
Другие виды способностей
Можно выделить дополнительно другие виды человеческих способностей.
Общие способности подразумевают наличие способностей к распознаванию закономерностей, сюда входит и общий уровень интеллекта.
Модально общие способности включают вербальный интеллект, пространственный интеллект, технико-практический интеллект, нумерический интеллект, он позволяет производить вычисления.
Специальные способности. С их помощью осуществляется более легкое и успешное овладение определенными специальными видами деятельности: артистические, технические, музыкальные, педагогические.
Частные способности отвечают за уровень развития психических познавательных функций. К психическим познавательным функциям относятся память, внимание, восприятие, мышление, воображение.
Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению.
Практические способности лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.
Сочетанием теоретических и практических способностей обладают одаренные и разносторонние люди.
Учебные способности оказывают влияние на успешную реализацию педагогического воздействия, уровень усвоения человеком знаний, умений, навыков. Учебные способности также способствуют формированию качеств личности.
Творческие способности связаны с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
Проявление творческих способностей в высшей степени называется гениальностью. Проявление творческих способностей в конкретной деятельности называется талантом.
Коммуникативные способности и предметно-деятельностные способности обладают связью с взаимодействием людей и природы, техники, знаковой информации
От чего зависит развитие способностей у человека
Доброго времени суток, дорогие читатели здорового блога! В этой статье мы разберёмся от чего зависит развитие способностей у человека, а также затронем вопрос как появляются на Свет талантливые и одарённые люди.
Общая характеристика и принципы развития способностей у человека
Способности — это индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Поэтому способности и рассматриваются в качестве основных свойств личности. В отечественной психологии представлена следующая классификация уровней развития способностей человека (см. картинку ниже).
От чего зависит развитие способностей у человека
Любая способность в своем развитии проходит ряд этапов. Первый этап может происходить еще до рождения, во время формирования задатков. Развиваясь, способности переходят с уровня на уровень. При этом обычно такой переход совершается при соблюдении ряда условий, связанных с полнотой развития способности на данном уровне.
Задатки — это анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые составляют природную основу развития способностей. В качестве врожденных задатков могут выступать, например, определенные физические кондиции или особенности развития различных анализаторов.
Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. Интеллектуальные способности определяются функциональной деятельностью мозга, его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др.
Врождёнными особенностями нервной системы
являются следующие:
- сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. её способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки;
- сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния;
- уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния;
- лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.
Отечественный психолог, доктор педагогических наук Небылицын В.Д. предложил 12-мерную модель свойств нервной системы человека. В эту модель входят восемь первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам).
Было показано, что данные свойства могут относиться как ко всей нервной системе (быть ее общими свойствами), так и к отдельным анализаторам (парциальные свойства нервной системы).
Данные врожденные анатомо-физиологические особенности во многом и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми в их поведении и способностях. Основу индивидуальных различий определяют преобладающий тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных систем.
Русский учёный, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии Павлов И.П. выдвинул предположение, что всех людей можно разделить на три типа по преобладанию первой или второй сигнальной системы:
- «художественный тип» (преобладание первой сигнальной системы),
- «мыслительный тип» (преобладание второй сигнальной системы, т. е. слов),
- «средний тип» (равное представительство).
Соответственно типу можно предполагать и наличие тех или иных врожденных задатков. Дело в том, что основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерно целостное восприятие, а для «мыслителя» — аналитическое, оперирование понятиями. Вслед за восприятием различия проявляются и в воображении, мышлении. У первого типа лучше развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. У второго — абстрактно-логическое.
Важно понимать и то, что вслед за особенностями восприятия и мышления разный характер могут принимать и личностные особенности. «Художники» в большей степени имеют привычку созерцать вещи как они есть на самом деле, они легко увлекаются ситуацией, могут действовать порывами, вопреки здравому смыслу.
«Мыслители» более критически относятся к действительности, склонны формировать единую и (обычно) научную картину мира, воспринимают окружающее не только через категориальный аппарат, но и через фильтр прагматичности. В эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, а для представителей мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.
Наличие определённых задатков однако не означает, что будет осуществляться развитие способностей у человека. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей.
Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков. Более того, развитость слухового анализатора может способствовать развитию не только музыкальных способностей, но и абстрактно-логических: речь и логика человека тесно связана с деятельностью слухового анализатора.
В какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития. При этом следует учесть, что нет никаких гарантий того, что задатки (даже хорошо выраженные) найдут свое проявление в способностях. Развитие задатков — социально и деятельностно обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания, обучения, особенностями развития общества, технологиями, морально-психологическим климатом и многими другими обстоятельствами.
По отношению к профессиональным способностям важно понимать, что задатки развиваются и трансформируются в способности при условии наличия в обществе потребности в данных профессиях и в определенных результатах труда. Если есть в обществе потребность в новых знаниях, то будут и гениальные ученые; если есть потребность в новой и оригинальной архитектуре, то будут великие архитекторы.
Очень важно понимать, что задатки неспецифичны. Вопреки весьма распространенному мнению, не рождаются люди «учителями от бога», «шахтерами как отец», «талантливыми врачами» и т.д. Нет в молекулах ДНК генов, отвечающих за то, чтобы быть учителем (шахтером, врачом…) или не быть. Даже если у ребенка великолепный слух и чувство ритма, совсем не обязательно, что он станет (может стать) хорошим музыкантом.
Этот задаток можно использовать и в карьере певца, дирижера, музыкального критика или педагога, композитора, режиссера, настройщика. В меньшей степени этот задаток может пригодиться во множестве других профессий. То есть на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.
Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. Во многом именно от этого зависит развитие способностей у человека.
Развитие способностей у человека: потенциальные и актуальные способности
В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные способностями — те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные способности — те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.
Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.
Развитие способностей у человека: общие и специальные способности
Никакая отдельная способность обычно не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения деятельности почти всегда зависит от ряда способностей. Одни из этих способностей общие (присущие многим видам деятельности), другие специальные (присущи только этому виду деятельности).
Хорошему писателю, например, необходимы: наблюдательность (чтобы судить о жизни не по другим книгам или фильмам), образная память, логичность, качества письменной речи, способность к сосредоточению внимания и ряд других способностей.
Однако человеку существенно «упрощает жизнь» то обстоятельство, что одни и те же способности могут применяться в разных видах деятельности. Та же наблюдательность может пригодиться не только писателю, но и доброй половине других профессий: врачу, сотруднику правоохранительных органов, водителю, учителю, строителю и многим другим.
Развитие способностей у человека: одарённость
Когда говорят о ком-то, что он «способный», то тем самым обычно подчеркивается, что человек проявляет успехи в отдельной способности. Как правило этот эпитет заслуживают старательные ученики, и эти способности касаются учебных предметов, дисциплин. Но одно дело — быть способным в области физкультуры, а другое дело — быть чемпионом района (города, области…) по боксу.
Одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками.
Иными словами, если на общие физические способности ребенка наложатся частные (например очень высокая выносливость, весьма развитая мускулатура), плюс к этому — хорошая скорость реакция, концентрация и распределение внимания, то можно уже предполагать одаренность в области бокса. И если уже на эту одаренность наложится опыт, полученный на секции бокса и разного рода соревнованиях, то из ребенка может вырасти чемпион.
Важно понимать, что одаренность почти всегда основывается на направленности интересов человека. В каком-то смысле интерес это тоже способность: способность длительное время удерживать внимание на чем-то без видимых усилий. Интерес к тому или иному предмету может помогать или мешать развитию задатков. Часто бывает и так, что люди без заметных задатков занимаются определенным видом деятельности лишь в силу интереса к нему.
Развитие одаренности:
Развитие одаренности происходит в конкретной деятельности. Однако было бы грубой ошибкой утверждать, что само по себе занятие тем или иным видом деятельности влечет развитие одаренности в этой области. Как показывает (и со всей очевидностью) практика, можно разговаривать пятьдесят лет на русском языке и так не научиться грамотно ставить ударения, соблюдать грамматические тонкости, не говоря уже о полном освоении русской лексики. Можно, например, те же пятьдесят лет водить автомобиль, преподавать в школе или заниматься общественной деятельностью — и продолжать совершать грубые ошибки.
Поэтому следует сделать вывод, что даже одаренный в той или иной области человек должен быть требовательным к себе, постоянно заботиться о собственном росте, самосовершенствовании. Необходимо быть самокритичным. Хорошо, когда рядом («над тобой») стоит личный тренер (учитель, гуру, мастер…) Во всем стараться использовать рационализм, научный подход.
Иными словами, в развитии любой одаренности важно никогда не прекращать учебную (научную) деятельность.
Развитие способностей у человека: ведущие и вспомогательные способности
В структуре способностей можно выделить две группы компонентов — по степени важности для деятельности. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными.
Например, в структуре способностей художника ведущими свойствами будут: высокая природная чувствительность зрительного анализатора, сенсомоторные качества руки художника, высокоразвитая образная память, представление. Вспомогательные качества художника: свойства художественного воображения, эмоциональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому.
Развитие способностей у человека: диагностика способностей
Проявление способностей индивидуально и чаще всего неповторимо. Свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется сложным, а обычно — невозможным.
С помощью различных психодиагностических методик можно установить наличие некоторых (хорошо изученных в психологии) способностей и определить относительный уровень их развития. Характерный пример — диагностика интеллекта. Пройдя тест на IQ, человек получает «свое место» в общечеловеческом рейтинге.
Развитие способностей у человека: талант
Талант — высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Как и одаренность, талант проявляется и развивается в основном в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Талант — определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Среди выдающихся талантов можно, например, найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью: в творческой деятельности человека память — лишь один из факторов, от которых зависит успешность. Но результата почти точно не будет без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.
Развитие способностей у человека: гениальность
Это высший уровень развития способностей. Гений оставляет заметный след в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало, и нет в обществе «гениальных должностей». То есть нельзя стать гением лишь по своему социальному статусу. Король или президент тоже оставляет в жизни общества след, но если не было бы его, пришел бы другой король или президент. А «вместо» одного гения другого уже не будет. По крайней мере, какое-то время.
Примеры гениев: В. Ломоносов, Д. Менделеев, И. Павлов, А. Колмогоров, В. Бехтерев, К. Циолковский, великий полководец Святослав Игоревич и многие-многие другие. Без каждого из этих людей история нашей Великой Родины и всего человечества была бы несколько иной. Характерно, что многие гении достигали выдающихся результатов в совершенно разных областях (например, К. Циолковский или В. Ломоносов).
Кто знает, может быть в ком-то из вас тоже заложены скрытые на сегодняшний день способности, таланты, но которые в будущем раскроются и прославят ваше имя на долгие века. Поживём, увидим!
На этом всё! Это была статья на тему от чего зависит развитие способностей у человека.
Читайте также: что играет ведущую роль в возрастном развитии ребёнка.
Лучший способ отблагодарить автора, поделиться его статьёй с друзьями!
Характеристика способностей. Общие и специальные способности
Отечественная теория способностей создавалась трудами многих выдающихся психологов – Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.
Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака, которые лежат в основе многих работ:
- под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
- они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям;
- способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.
Способность – это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки – это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности.
На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются в Деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека. Виды Деятельности, в которых формируются способности всегда конкретны и историчны.
Одним из основных принципов отечественной психологии является личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов.
I. Проблема способностей возникает при рассмотрении Личности как субъекта Деятельности. Большой вклад в понимание единства способностей и качеств Личности сделан Ананьевым, который рассматривал способность как интеграцию свойств субъективного уровня (свойств человека как субъекта Деятельности). В его теории структура свойств человека имеет 3 уровня:
- Индивидуальный (природный). Это половые, конституциональные и нейродинамические особенности, их высшими проявлениями являются задатки.
- Субъективные свойства характеризуют человека как субъекта труда, общения и познаний и включают особенности внимания, памяти, восприятия и прочее. Интеграцией этих свойств выступают способности.
- Личностные свойства характеризуют человека как социальное существо и связаны прежде всего с социальными ролями, социальным статусом и структурой ценностей. Высший уровень в иерархии личностных свойств представлен характером и склонностями человека.
Уникальное сочетание всех свойств человека образует индивидуальность, в которой центральную роль играют личностные свойства, преобразующие и организующие индивидуальные и субъектные свойства.
II. Чаще всего рассматривается взаимоотношение направленности Личности и ее способностей. Интересы, склонности, потребности человека побуждают его к активной Деятельности, в которой формируются и развиваются способности. Успешное выполнение Деятельности, связанное с развитыми способностями благоприятно отражается на формировании положительной мотивации к Деятельности.
III. Велико влияние характерологических черт Личности на формирование способностей. Целеустремление, трудолюбие, упорство необходимы для того, чтобы добиться успехов в решении поставленных задач, а следовательно и развитии способностей. Недостаток волевых черт характера может помешать развитию и проявлению намеченных способностей. Исследователи отмечают характерологические черты, свойственные одаренным людям – инициативность, креативность, высокая самооценка.
Сходные представления о способностях высказывают и зарубежные психологи. Они связывают их с достижениями в различных видах Деятельности, рассматривают как основу достижений, но не связывают способности и достижения как тождественные характеристики.
Способности – это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.
Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.
Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.
Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.
Теплов связывал общие способности с общими моментами в разных видах Деятельности, а специальные – с особыми специфическими моментами.
Индивидуальные особенности человека — урок. Обществознание, 8 класс.
Как ты понимаешь, человек — один из наиболее сложноорганизованных организмов, а стало быть, биологически весьма долго эволюционирует. Эволюция человека насчитывает не один миллион лет, хотя сама планета, конечно, гораздо более древняя.
Как социальное существо человек эволюционирует значительно быстрее, можно даже сказать — революционирует. Во многом это связано с тем, что человек быстро обучаем и в силу разума способен создавать нечто принципиально новое, могущее коренным образом изменить какую-либо привычную ситуацию. Ну и, конечно, весьма существенную роль в развитии человека играют мышление и коммуникативная деятельность.
Все мы являемся носителями определённых предзаданных анатомо-физиологических особенностей строения мозга и нервной системы. Это и есть база для дальнейшего развития способностей, иначе говоря — задатки.
Задатки — это особенности строения мозга и нервной системы, данные нам от рождения.
Сами задатки, как ты понимаешь, ещё не способности, но именно они лежат в основе формирования способностей. Для того чтобы способность проявилась, необходим труд и зачастую немалый. Но без задатков способность всё же не возникнет.
Обрати внимание!
Задатки — биологическая основа способностей.
Можно сказать, что индивид наследует не сами способности, а способность иметь способности.
Если вовремя разглядеть задатки человека — а они начинают проявляться в деятельности человека ещё в детском возрасте — и начать их развивать, то вполне вероятно, что из этих задатков вырастут способности.
Способность — это индивидуальное качество человека, позволяющее ему успешно заниматься каким-либо видом деятельности.
Задатки очень многозначны, и неверно думать, что из одних и тех же задатков обязательно разовьются одинаковые способности. Значительное влияние на развитие способностей будут оказывать условия жизни, особенности характера человека, процесс его воспитания и, разумеется, желание самого человека трудиться.
Итак, развивающиеся способности могут принимать различные формы и трансформироваться, например, из одарённости в талант или даже в гениальность. В жизни мы часто пользуемся этими словами, подчас считая их почти синонимами, сейчас же нужно уяснить разницу между ними.
Одарённость — потенциально высокий уровень способностей у индивида.
Одарённость можно заметить прежде всего по высокому уровню мотивации, заинтересованности человека в какой-либо деятельности. Если же в этой деятельности человек достигает больших успехов, то его уровень одарённости, очевидно, высок. В этом случае мы можем говорить уже о таланте.
Талант — это особое проявление ярких способностей в какой-либо деятельности, высокий уровень одарённости какими-либо способностями.
Талантливый человек в своей области достигает того же, что и другие, но быстрее, качественнее, лучше…
Пример:
Пятеро ребят на занятиях в кружке рисования получили задание нарисовать вазу за два часа. При этом трое занимаются в кружке уже два года, один — только год, а последний из ребят впервые пришёл всего лишь пару месяцев назад. И вот, у последнего из них рисунок вазы готов уже через полчаса, причём ваза нарисована практически идеально. У предпоследнего ваза тоже замечательно вышла, но он потратил на рисунок час. Остальные уложились в эти два часа и тоже нарисовали вазу вполне прилично. Безусловно талантливым, как ты видишь, оказался последний: качество работы лучше и времени затрачено меньше. Одарён — предпоследний: чуть дольше, но тоже хорошо. Остальные же обладают способностями к рисованию, но вот до одарённости и, уж тем более, таланта пока не дотянули.
Самой высшей ступенью развития таланта является гениальность. Гений отличается прежде всего тем, что создаёт что-то, ранее не существовавшее, принципиально новое и не имеющее аналогов. Собственно, именно этим отчасти и объясняется то, что гении зачастую признаются только после смерти — общество должно «дорасти» до их творений.
Гениальность — высшая степень развития способностей личности и её творческого потенциала, позволяющая создать принципиально новое произведение.
ВОПРОС ╣ 15 Общая характеристика способностей человека
3
Вопрос № 15
Общая характеристика способностей человека
Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием успешного выполнения деятельности.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный психолог Б.М. Теплов.
Способность может существовать только в процессе деятельности и развития человека. Если он перестает ею пользоваться, она угасает. Способности – прижизненное образование, имеющее врожденную основу. Вместе с тем есть такие способности, которые проявляются только в связи с определенным видом деятельности. Поэтому способности человека можно разделить на специальные и общие.
Специальные способности – это способности, проявляющиеся только в отдельных видах деятельности (художественные, музыкальные, математические и т.д.).
Общими способностями называют такие, которые проявляются во всех видах деятельности человека (умственные способности, развитая ручная моторика, память и т.д.).
Формирование способностей происходит в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения.
Физиологическую основу способностей составляют природные анатомо-физиологические задатки. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные, индивидуальные различия между людьми.
Различают несколько уровней в развитии способностей людей.
Одаренность – это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию способностей.
Одаренность может проявляться в различных видах жизнедеятельности: в интеллектуальной, академической (способность обучаться), творческой деятельности, в социальной сфере (лидерство, общение), духовной жизни, психомоторике (движение).
Талант – высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.
Талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Особенность таланта – высокий уровень творчества при осуществлении деятельности.
Гениальность – высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающих его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.
Развитие способностей
Развитие любой способности связано с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных систем и охватывает период от рождения до шести-семи лет. Здесь происходит совершенствование работы анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отделов коры головного мозга, когнитивных (восприятия, памяти, внимания, мышления) процессов личности, что в свою очередь создает условия для формирования общих способностей.
Мощный фактор развития одаренности – адекватный механизм преодоления трудностей. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Одним из самых ранних показателей одаренности является время, в течении которого двух-трехлетний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Нередко уже в три-четыре года дети умеют читать и считать, увлекаются разными интеллектуальными занятиями. Ускоренное умственное развитие у них проявляется и при дальнейшем обучении. Таких детей обычно называют вундеркиндами. Вундеркиндом считался, например, Виктор Гюго, который в 15 лет получил почетный отзыв Французской академии. А.С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет, а в 15 лет уже закончил философский факультет.
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Сначала развитию способностей содействуют различные игры детей, в которых изначально формируются элементы двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных, музыкальных, творческих способностей. Затем существенное влияние на этот процесс оказывает учебная и трудовая деятельность. Важно знать, что способности проявляются, формируются и развиваются в деятельности.
Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие, что способствует развитию глубоких устойчивых интересов. Деятельность должна быть творческой. Важно организовать ее так, чтобы перед ребенком ставились цели, немного превосходящие его наличные возможности. Следовательно, деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности, тогда она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. Если деятельность слишком проста или слишком трудна, то она не приводит к формированию новых умений и навыков. Важным моментом развития способностей выступает многоплановость и разнообразие видов деятельности, что содействует разностороннему развитию ребенка. Необходимо также воспитывать качества личности, такие как настойчивость, требовательность к себе.
О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способностях можно по совокупности следующих показателей:
1) по быстрому продвижению (темп продвижения) ученика в овладении соответствующей деятельности;
2) по качественному уровню его достижений;
3) по сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям этой деятельность
Педагогическая задача в отношении младших школьников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие. Развитие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением.
Прогноз относительно способностей школьников должен быть очень осторожным. Опережение ребенком своего возраста еще не дает надежных оснований для суждения о его будущих возможностях. Отсутствие же раннего развития не исключает возможности последующего подъема. Способности могут проявиться и в более старшем возрасте. Таким образом, и дети, рано обнаружившие способности, и дети, еще их не проявившие, требуют большого к себе внимания, индивидуального подхода со стороны учителя.
В начальной школе центральной задачей является развитие у всех детей общих способностей и формирование интереса к учению.
Общие способности являются не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности ребенка.
Специфические (или специальные) способности детей проявляются тем ярче, чем выше их общее умственное развитие.
Между способностями и интересом существует очень тесная связь. Именно познавательные интересы ребенка определяют его активное отношение к тому, что задает направленность и уровень развития его способностей.
Развитие способностей младшего школьника требует доброжелательности, терпения и веры в способности ребенка со стороны взрослого, что составляет основу педагогического профессионализма.
При решении проблемы способностей учащихся надо учитывать и то, как они сами себя оценивают. В зависимости от того, считает ли себя ребенок способным, у него складывается определенное отношение к себе: укрепляется или утрачивается вера в свои возможности. Поэтому знать, как оценивают свои способности дети, помогать им правильно определять свои возможности очень важно для педагога.
Характеристика и способности личности
Основные характеристики личности
Любая организация включает себя людей: кто-то принимает и распоряжается решениям, кто-то их выполняет. Это помогает достичь поставленных целей. Но в процессе достижения между индивидами возникают различные конфликты. Причина конфликтов в том, что отдельно взятое лицо является личностью, у которой собственные:
- ценности;
- опыт;
- навыки;
- потребности;
- интересы.
Именно поэтому люди реагируют на что-то одинаковое по-разному. Например, одному из сотрудников необходимо выйти на работу в выходной день, за это начальник обещает денежное вознаграждение в виде премии. На такое предложение сотрудники будут реагировать по-разному. Кто-то согласиться из экономических соображений, кто-то будет недоволен, но подчиниться, а кто-то выскажет негодование прямо в лицо, ссылаясь на ТК РФ. Такое разнообразие реакции требует от менеджеров понимания особенностей проявления качеств личности. Таким образом, понятие личности является главным для психологии как общей науки и психологии управления.
Определение 1Личность – 1) это индивид с социально-значимыми качествами и чертами, которые выражаются в особенностях сознания и деятельности; 2) индивид, который входит в общественные отношения.
Сущностью индивида считаются социальные свойства, параметры:
- взгляды;
- способности;
- убеждения;
- ценности;
- и т.д.
Т.е. личность является социальным качеством человека, а «индивид» — отдельным представителем биологического вида Homo Sapiens, например, новорожденный.
Личностью не рождаются, ею становятся.
Определение 2Формирование личности – сложный процесс, где индивид формирует внутренний мир при коммуникации с другими людьми и выражает внутреннее «я», психические процессы.
По-мнению психологов, «ядром» личности является сфера мотивов и внутренние регулятивные механизмы.
К мотивам относят:
- потребности;
- интересы;
- направленность.
К внутренним регулятивным мотивам относят:
- самосознание;
- самооценку;
- самоуважение;
- и т.д.
С точки зрения психологии управления важными характеристиками личности считаются:
- темперамент;
- характер;
- способности;
- направленность личности.
От психических свойств зависят способности и неспособности человека к виду деятельности, к взаимодействию. Поэтому при подборе персонала нужно учитывать психические свойства, для уверенности в выполнении им работы.
Природа темперамента человека
Определение 3Темперамент – 1) устойчивые индивидуальные особенности психики, которые сохраняются долгие годы или всю жизнь; 2) индивидуальные особенности, которые характеризуют скорость, ритм психических процессов, уровень устойчивости чувств.
Для того, чтобы определить к какому типу личностей кандидат относится, необходимо поговорить с ним. Предполагается, что темперамен