Пигмалион это: Пигмалион | это… Что такое Пигмалион?

ПИГМАЛИОН — это что такое ПИГМАЛИОН

комедия Бернарда Шоу (1913), один из первых текстов европейского неомифологизма, хотя еще несколько наивно и поверхностно понятого. Известно, что Шоу схватывал на лету идеи, носившиеся в воздухе. И миф о Пигмалионе – не главное, что для нас важно в этой пьесе. О главном мы скажем ниже. Начнем с мифа. В древнегреческой мифологии Пигмалион — легендарный царь Кипра, который был известен тем, что чурался женщин и жил одиноко. В своем уединении Пигмалион сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился в нее. Он обратился с мольбой к Афродите, чтобы богиня вдохнула в статую жизнь. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона по имени Галатея и родила ему дочь. А теперь напомним сюжет комедии Шоу. Профессор фонетики Хиггинс стоял с записной книжкой на одной из улиц Лондона и каждому человеку, который к нему обращался (человек с записной книжкой — подозрительная личность!), чрезвычайно точно говорил, из какого района Англии он родом или даже в каком районе Лондона живет. Случайно на этом же месте оказался полковник Пикеринг, ученый-индолог, разыскивавший Хиггинса. Хиггинс приглашает Пикеринга к себе, чтобы показать свою фонетическую аппаратуру. При разговоре присутствует цветочница Элиза Дулиттл, по поводу вульгарной речи которой Генри Хиггинс делает несколько едких замечаний. Вначале цветочница оскорблена, но потом она соображает, что, если чудак-ученый научит ее говорить «по-образованному», она сможет изменить свой социальный статус и стать владелицей цветочного магазина. Она приезжает к Хиггинсу и требует, чтобы он давал ей уроки. Сперва профессор с возмущением отказывает — у него ведь обучаются провинциальные миллионеры. Но поведение девушки столь эксцентрично и забавно, что Хиггинс заключает с Пикерингом пари: он берется за полгода обучить Элизу литературному языку так, что она сможет выйти замуж за знатного джентльмена.Вначале эксперимент удается лишь отчасти. Элиза оказывается способной. Ей делают «генеральную репетицию» на приеме у матери Хиггинса. Но Элизу забыли научить самому главному — речевой прагматике, то есть навыкам светского разговора. Заговаривая о погоде, Элиза сбивается на манеру диктора, читающего метеосводку, а потом и вовсе начинает на привычном жаргоне рассказывать истории из свой жизни «в народе», что, впрочем, сходит за «новый стиль», который кажется очаровательным молодому Фредди, так же как и сама Элиза. Однако девушка оказывается способной не только в плане овладения литературной речью, она преображается как личность, влюбляется в Хиггинса и пеняет ему на то, что он обращается сней как со своей игрушкой. Хиггинс с удивлением обнаруживает, что перед ним прекрасная женщина. Финал — открытый, хотя Шоу в «Послесловии» и уверяет, что Элиза вышла замуж за Фредди. Параллельно отец Элизы из мусорщика становится богачом и переходит в средний класс — а все оттого, что Хиггинс находит у него ораторские способности. Теперь о главном. Сознательно или бессознательно, чуткий Бернард Шоу показал в начале ХХ в., что человек — это то, что он говорит, человек — это его язык, его речевая деятельность. Такое смещение с социальных проблем на эстетические в широком смысле было характерно для начала ХХ в. в целом, но в пьесе Шоу слышатся явно неслучайные переклички с зарождающейся новой идеологией — аналитической философией: рядом с Лондоном преподают основатели этой новой философии Бертран Рассел и Джордж Эдвард Мур. Первоначальный вариант аналитической философии — логический позитивизм (см. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ) все проблемы сводил к проблемам языка. В частности, одной из его сверхзадач было построение идеального научного языка. А теперь послушаем, как Генри Хиггинс излагает на улице свое социолингвистическое кредо: «Фонетика — только. Нетрудно сразу отличить по выговору ирландца или йоркширца. Но я могу с точностью до шести миль определить место рождения любого англичанина. Если это в Лондоне, то даже с точностью до двух миль. Иногда даже можно указать улицу. Наш век — это век выскочек. Люди начинают в Кентиштауне, живя на восемьдесят фунтов в год, и кончают на Парк-лэйн с сотней тысяч годового дохода. Они хотели бы забыть про Кентиштаун, но он напоминает о себе, стоит им только раскрыть рот. И вот я обучаю их». Хиггинс об Элизе: «Вы слышали ужасное произношение этой уличной девчонки? Из-за этого произношения она до конца дней своих обречена оставаться на дне общества. Так вот, сэр, дайтемне три месяца сроку, и я сделаю так, что эта девушка с успехом сойдет за герцогиню на любом посольском приеме». Хиггинс об отце Элизы: «Д у л и т т л (меланхолическим речитативом). Дайте мне слово сказать, хозяин, и я вам все объясню. Я могу вам все объяснить. Я хочу вам все объяснить. Я должен вам все объяснить. Х и г г и н с. Пикеринг, у этого человека природные способности оратора. Обратите внимание на конституцию: «Я могу вам все объяснить. Я хочу вам все объяснить. Я должен вам все объяснить». Сентиментальная риторика. Вот она, примесь уэльской крови. Х и г г и н с (встает и подходит к Пикерингу).Пикеринг! Если бы мы поработали над этим человеком три месяца, он мог бы выбирать между министерским креслом и кафедрой проповедника в Уэльсе». И наконец, Хиггинс своей матери об Элизе: «Если бы вызнали, как это интересно, — взять человека и, научив его говорить иначе, чем он говорил до сих пор, сделать из него совершенно другое, новое существо». Этот оптимизм, с которым Шоу впервые во всеуслышание объявил, что человек — это его язык (при этом он предварил еще и так называемую гипотезу лингвистической относительности Эдуарда Сепира и Бенджамена Ли Уорфа, в соответствии с которой реальность опосредована языком, на котором о ней говорят, а не наоборот, как думали ранее), — этот оптимизм созвучен тому оптимизму, с которым европейская философия начала ХХ в. вступала в свою новую — лингвистическую фазу. Этот оптимизм вскоре кончился, ибо оказалось, что людям, даже говорящим на одном языке, становится все труднее и труднее договориться при помощи слов, и мировая война, разразившаяся через год после премьеры «П.», была явным тому свидетельством. Логический позитивизм в 1930-е гг. исчерпал себя, идеальный язык оказался никому не нужен. Лингвистическая философия повернулась лицом к живому языку (на этой стадии скорее Хиггинсу следовало обучаться «правильному» живому языкуу цветочницы, как Людвиг Витгенштейн впитал в себя речь деревенских ребятишек (см. БИОГРАФИЯ) и неслучайно после этого развернул свою философию на 90 градусов, призывая изучать живую речь (во всяком случае, такова концепция одного из исследователей биографии Витгенштейна Уильяма Бартли). В 1930-е гг. философы поняли, что метафизика, выброшенная логическими позитивистами на помойку как ненужный хлам, нужна, и появилась новая метафизика, обращенная к человеку, — экзистенциализм.

Пигмалион и Галатея: миф о творении и любви к своему творению

Интересно, есть ли ответ у психологов, почему Пигмалион влюбился в статую? Да и еще в свою собственную?
История из самых популярных мифов. Мы все ее знаем, да? Но в древности она был несколько иной.
Это интересный момент:
Все древние авторы, включая Овидия, игнорируют имя Галатея.

Эдвард Бёрн-Джонс, 1878, музей Бирмингема

Просто Пигмалион и Образ. Художник влюбился в Образ. Оживил Образ.

Первое упоминание имени Галатея появляется в драматическом произведении Жан-Жака Руссо «Пигмалион» в 1770 году. С тех пор это имя стало мейнстримом.

Но почему именно Галатея? Да просто имя звучало для ушей знакомо древним. Тогда был хорошо известен древнегреческий миф о Галатее и Полифеме.

Сердечные желания, Эдвард Бёрн-Джонс, 1878, музей Бирмингема.

А вот вам другой, не менее интересный момент:

В «Метаморфозах» Овидия все начинается с другого мифа; из Пропоитидов.

Пропоитиды были девушками, жившими на Кипре. Они не признавали Венеру богиней. В ярости Венера их наказала, сделав первыми проститутками в истории. В этой истории полно женоненавистничества, однако.

И у Овидия это прелюдия.
Киприот Пигмалион, увидев аморальный образ жизни Пропоитидов, был потрясен. С отвращением он решил устроить жизнь без женщин.

Но, по-видимому, не очень-то получалось). Женщина была и голове и в душе.

Тогда он взялся за инструмент и воплотил свои грёзы в произведение искусства.

Идеальная женщина Пигмалиона была сделана из белоснежной слоновой кости. Пропорции были идеальными. Ни одна женщина в реальной жизни не могла приблизиться к красоте творения Пигмалиона.

Пигмалион и Галатея, Огюст Роден, 1908–1909, Музей Метрополитен

Статуя была сделана настолько хороша, что кто-то легко мог принять ее за настоящую женщину.

(И опять же, ни один античный автор не называет статую Галатеей).

Божественные огни, Эдвард Бёрн-Джонс, 1878, музей Бирмингема.

Очень быстро Пигмалион стал одержим своим творением. Галатея была не просто красивой, она оказалась совершенной.
В отличие от Пропоитидов, она не могла заниматься проституцией.

Пигмалион был влюблен. Конечно, Галатея была неодушевленным существом, но это не помешало Пигмалиону испытывать к ней большую привязанность и относиться к ней как к своей жене.
По ходу дела скульптор начал обманывать себя, полагая, что Галатея — настоящая женщина:

«Он поднимает обе руки, чтобы почувствовать работу, и задается вопросом, может ли это быть слоновая кость, потому что она кажется ему более настоящей плотью — его разум отказывается воспринимать это как слоновую кость, он целует ее и чувствует, что его поцелуи возвращаются.

И, говоря о любви, ласкает ее любящими руками, которые, кажется, производят впечатление, на части, которых они касаются, настолько настоящими, что он боится, что может поранить
ее своим нетерпеливым нажимом».

Эдвард Бёрн-Джонс, 1878, музеи Бирмингема

Более того, он начал приносить статуе ценные подарки, чтобы доставить ей удовольствие, как если бы он делал это с настоящей женщиной.

Он также одел Галатею в одежду и украшения, хотя, как утверждает Овидий, голая она выглядела красивее.

Наконец, Пигмалион положил свое творение на кровать с подушками и дорогими простынями.

Пигмалион молится Венере, просит оживить его статую, Жан-Батист барон Реньо, 1786, Версаль

В день праздника Венеры Пигмалион сделал подношение богине и, стоя у алтаря, прошептал:
«Если это правда,
о Боги, что вы можете дать все, я молюсь,
чтобы моя жена была […]
такой же, как моя Статуя».
Венера услышала желание Пигмалиона и трижды заставила пламя вспыхнуть в знак того, что ей все  понятно.
Пигмалион пошел домой и привычно поцеловал статую. Но тут случилось чудо: губы ответили на поцелуй!!!!
Очарованный Пигмалион снова поцеловал Галатею и коснулся ее груди рукой.
Там, где он прикосался, слоновая кость теплела.
С каждым новым прикосновением и поцелуем Галатея становилась все меньше и меньше статуей, пока наконец она не стала совсем живой!!!

Пигмалиона и Галатею поженила сама Венера.

От их брака родился Пафос, в честь которого и получил свое название город Пафос.

Натюрморт с виноградом и птицей, Антонио Леонелли (да Кревалькор), ок. 1500–1510, Метрополитен-музей.

Миф о Пигмалионе и Галатее прекрасно отражает одну из основных целей древнего искусства – мимесис (подражание) природе.
Это погоня за реальностью стало навязчивой идеей для древних художников. Зевксис написал виноград, настолько реалистичный, что птицы пытались его клюнуть.

А еще для древних всё было живым. Деревья и реки, моря и камни. Ну, анимизм — вера в одушевлённость природы, и сегодня можно встретить.

Пигмалион и Галатея, Жан-Леон Жером, 1890, частное собрание

Tags: искусство, мифы древней Греции

Telegram channel

Пигмалион | Резюме, персонажи и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Дайана Ригг | Биография, фильмы, телешоу и факты

Дайана Ригг в «Мстителях»

Все медиа

20 июля 1938 г. Донкастер Англия
Умер:
10 сентября 2020 г. (82 года) Лондон Англия

Смотреть все связанные материалы →

Дайана Ригг , полностью Дама Энид Дайана Элизабет Ригг , (род. 20 июля 1938, Донкастер, Йоркшир, Англия — умерла 10 сентября 2020, Лондон), английская актриса, получившая всемирную известность в 1960-х за роль Эммы Пил в телесериале «Мстители ».

Дочь начальника государственной железной дороги, Ригг провела свое раннее детство в Индии, вернувшись в свой родной Йоркшир в возрасте восьми лет. Во время учебы в школе для девочек Фулнек в Йоркшире она стала ведущей актрисой школы, сыграв такие роли, как Титания в «9».0164 Сон в летнюю ночь

. Она училась в Королевской академии драматического искусства и дебютировала на Йоркском фестивале в постановке Бертольта Брехта « Кавказский меловой круг » (1957). Присоединившись к престижной Королевской шекспировской труппе (RSC), она впервые выступила на лондонской сцене в 1961 году, сыграв несколько ролей в репертуаре. Она пополнила свой театральный доход, работая моделью и появляясь во второстепенных ролях в таких британских телесериалах, как Сентиментальный агент 9.0165 .

Викторина «Британника»

Викторина «Поп-культура»

После того, как она приобрела известность благодаря своим выступлениям в международных синдицированных телевизионных постановках BBC «Комедия ошибок» и «Король Лир », она провела большую часть 1964 года, путешествуя по Европе, Советскому Союзу и Соединенным Штатам с RSC. В 1965 году она прошла прослушивание в качестве замены Хонор Блэкман в популярном британском шпионском сериале «Мстители 9».0165 (1965–67). Получив роль стройного, бесконечно находчивого секретного агента-любителя Эммы Пил, она работала над Мстителями днем, а ночью продолжала выступать с RSC. Она привлекла широкий культ поклонников как Пил и, в отличие от некоторых артистов, считала свою работу на телевидении ценной: «Телевидение научило меня экономии стиля, которой у меня не было раньше. Я чувствую, что это не принесло мне ничего, кроме пользы».

Ее Мстители -рожденная знаменитость привела к процветающей карьере в кино, с избранными ролями в фильме о Джеймсе Бонде На секретной службе Ее Величества (1969) и фильм ужасов Винсента Прайса Театр крови (1973), среди прочего. Тем не менее, она оставалась преданной театру, появляясь в классических и современных пьесах как в Англии, так и в Соединенных Штатах. В 1971 году она дебютировала на Бродвее, сыграв в спектаклях « Абеляр» и «Элоиза ». В следующем году она добилась значительного успеха и некоторой известности, когда сыграла главную роль в лондонской постановке «9 девяток» Тома Стоппарда.0164 Джемперы , заставив ее выйти, покачиваясь на луне из папье-маше, одетая только в тонкую ажурную сетку. Другие известные театральные работы Ригга включали лондонскую (1992–93) и нью-йоркскую (1994) постановки « Медеи »; за свое выступление на Бродвее Ригг получила премию «Тони». Позже она появилась в пьесе Джорджа Бернарда Шоу « Пигмалион » (2011), а также в музыкальной версии этой пьесы « Моя прекрасная леди » (2018).

В это время Ригг продолжал появляться на телевидении. В 1973–74 она озаглавила собственную телевизионную комедию ситуаций Diana . Ее более поздняя работа включала участие в программе PBS Mystery! Антология (1989 г.), леденящая душу роль зловещей миссис Дэнверс в экранизации романа Дафны Дюморье « Ребекка » 1997 г., получившая премию «Эмми», и главная роль в мини-сериале BBC «Миссис Брэдли. Загадки » (1998–99) . Ригг сыграла королеву Генриетту Марию в мини-сериале «Последний король » (2003). В 2006 году она появилась на большом экране в роли монахини в The Painted Veil , экранизация романа У. Сомерсета Моэма. В фантастическом сериале HBO «Игра престолов », снятом по мотивам романов Джорджа Р. Р. Мартина, она вдохнула уксусную жизнь в хитрую Оленну Тирелл, «Королеву шипов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *