Пирамиды маслоу: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

Содержание

Верхушка Пирамиды Маслоу – окончательный вариант

Маслоу так и не опубликовал окончательный вариант своей пирамиды, верхушкой которой был еще один блок – самотрансцендентность или самопревосхождение.

Когда психолог Абрахам Маслоу умер, как выяснилось, он не совсем завершил свою знаменитую иерархию человеческих потребностей. Впервые он представил свою пирамиду в статье «Теория Мотивации Человека», опубликованной в журнале “Psychological Review”.

Вот как выглядела иерархия в его представлении в 1943 году.

1. Физиологические потребности — потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем — потребности в защите от физических и психологических опасностей.

3. Потребности в причастности, любви — принадлежность к какой-либо социальной группе или классу, чувство поддержки, любовь.

4. Потребности в уважении, признании — самоуважение, уважение со стороны окружающих, статус.

5. Потребности самовыражения — реализация своих потенциальных возможностей, личностный рост.

Маслоу дожил до 1970 года, и выше представленная пирамида не отражает его последние мысли на эту тему. Позднее он добавил новую вершину в пирамиду: 6. Cамотрансцендентность или чувство смысла, предназначения и цели.

Николь Брэдфорд, генеральный директор и основатель Willow Group, недавно провела лето в Университете Сингулярности; основная миссия университета — быть  «глобальным сообществом, использующим экспоненциальные технологии для решения мировых проблем».

Находясь там, она имела возможность услышать выступления множества экспертов и прогрессивных мыслителей. В конечном итоге, она ушла с убеждением, что самые серьезные проблемы, стоящие перед человечеством не являются технологическими. Несмотря на то, что мы можем найти выход из проблем используя технологии, однако этого не произойдет, пока мы не преодолеем себя, и не начнем видеть мир не только с учетом индивидуального благополучия, но с точки зрения потребности всех нас.

Вот это и есть финальная идея окончательного варианта Пирамиды Маслоу.  Удовлетворив наши основные потребности в основании пирамиды, проработав наши эмоциональные потребности в средних пластах, и затем, работая над реализацией нашего потенциала, Маслоу чувствовал, что нам необходимо выйти из ловушки размышлений о себе, как об отдельных островах. Мы должны осознать себя частью более широкой вселенной, тогда появится возможность разработать общие приоритеты, которые позволят человечеству выжить как биологическому виду.

Многим из нас хорошо знакомы предложенные им техники – осознанность, поток сознания – как инструменты, через которые мы можем увидеть более широкую перспективу, которая приходит через преодоление и превосхождения себя, или самотрансцендентность.

Учитывая важность объединения человечества как глобального сообщества, его работа предполагает, что эти методики и другие подобные им не просто настройки доступные для оптимизации нашего сознания, но жизненно важные инструменты,  если мы хотим продолжать жить как вид.

Перевод: Елена Дайер 

Блог Елена

В статье использованы материалы — Источник

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт HRhelpline.ru обязательна

Другие материалы на эту тему:

На какой ступени пирамиды Маслоу находится ваш управленческий учет???

Эту статью а также другие материалы по управлению финансами для бизнеса Вы можете прочитать в моем телеграм-канале «Финансовый консультант». Каждую неделю на канале публикуются новые авторские статьи. Доступ по ссылке: https://t.me/orlov_consultant

Время чтения ~ 13 минут.

Знаменитая пирамида Маслоу отображает иерархию универсальных человеческих потребностей. Помните?? На нижнем уровне находятся физиологические потребности, выше — безопасность, затем — социальные потребности, еще выше — самоуважение и признание и на самой вершине — духовные потребности. Теория Маслоу утверждает, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. Спорная теория, хотя и популярная.

Если провести аналогию, то и развитие системы управленческого учета в отдельно взятой компании тоже можно представить в виде пирамиды Маслоу. Давайте посмотрим, как это может выглядеть.

А затем я предлагаю Вам нарисовать такую пирамидку и заполнить ее теми инструментами, которые используются в управленческом учете Вашей компании (или теми вопросами, на которые дает полноценные ответы Ваша система управленческого учета). Так Вы сможете оценить, на каком уровне этой пирамиды находится Ваша система управленческого учета.

Первый уровень потребностей: общая картина

На самом нижнем уровне этой пирамиды находятся базовые потребности собственника бизнеса и топ-менеджеров в управленческой информации, которые можно сформулировать в виде следующих вопросов:

·        Сколько денег на самом деле заработал мой бизнес за прошедший период??

·        Куда ушли все деньги???

·        Каковы активы моего бизнеса и кому я за это должен??

·        Сколько денег я могу изъять из бизнеса в виде дивидендов??

Потребность эта вызвана тем, что бухгалтерский учет, построенный по национальным стандартам, зачастую искажает реальные финансовые результаты бизнеса. Эти искажения могут быть связаны: с правилами учета курсовых разниц, с амортизационной политикой, с методикой формирования себестоимости произведенной продукции, с практикой начисления резервов по обесценению активов (дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы) и резервов по обязательствам (гарантийное обслуживание). Этот список можно продолжать.

Ответом на эти базовые потребности являются управленческие отчеты о прибылях и убытках, движении денежных средств и баланс. Альтернативным вариантом ответа на эти вопросы является также ведение учета по международным стандартам. Однако далеко не для всех бизнесов эта альтернатива является подходящей в первую очередь по причине «цены вопроса». Именно поэтому зачастую приходится слышать заказ: «Я хочу управленческий учет в соответствии с МСФО».

Вторая причина, по которой ответ на вопрос «Сколько на самом деле заработал мой бизнес» не так очевиден, кроется в усложнении организационной и юридической структуры бизнеса. Современные компании, даже небольшие по масштабам деятельности, состоят из нескольких юридических лиц, которые тесно взаимодействуют между собой. При этом далеко не всегда юридическое содержание хозяйственных операций отражает реальное содержание произошедших событий.  

У меня в практике было несколько клиентов, которые напрямую формулировали свой запрос: «Помоги разобраться: у нас настолько все запутано, что не можем понять, сколько же на самом деле мы заработали».  

Второй уровень потребностей: нырок в глубину

После того как удовлетворены базовые «физиологические» потребности в информации о результатах деятельности бизнеса в целом, открывается второй уровень пирамиды. На втором уровне иерархии потребностей возникают следующие вопросы:

· Какова реальная себестоимость отдельных продуктов, работ, услуг, которые мы продаем нашим клиентам??

·        Какие продукты более прибыльные, а какие – не очень??

·        Какие клиенты более прибыльные, а какие – не очень??

·        Кто несет ответственность за затраты, которые возникают внутри компании??

·        Насколько фактические расходы соответствуют норме и в чем причина отклонений??

·        Правильно ли мы формируем цены в различных ситуациях??

К сожалению, опять сталкиваемся с тем, что традиционный бухгалтерский учет искажает реальную картину, а на некоторые вопросы (например, прибыльность клиентов) и вовсе не дает развернутого ответа. Бухгалтерский учет не предоставляет нам правильную информацию о себестоимости отдельных продуктов в первую очередь потому, что используемые им методы калькулирования себестоимости далеки от идеала. Котловой метод еще никто не отменял, и им с успехом пользуются большинство бухгалтеров, руководствуясь соображением: чем проще — тем меньше вопросов у проверяющих.

Более того, в решении вопроса о «правильной» себестоимости продукции пасуют и международные стандарты. По двум причинам: во-первых, учет по МСФО настроен на то, чтобы предоставлять информацию в первую очередь внешним пользователям (акционерам, инвесторам, кредиторам), для которых детальная информация о реальной себестоимости отдельных продуктов или клиентов должна быть закрытой. Вторая причина связана с тем, что МСФО требуют вести учет себестоимости произведенной продукции с учетом распределенных накладных постоянных расходов. А это опять в большинстве случаев ведет к искажениям в себестоимости.

В управленческом учете есть несколько инструментов, помогающих менеджерам получить релевантную информацию о себестоимости отдельных видов производимой продукции. И до сих пор наиболее понятным, удобным и приводящим к правильным управленческим решениям является старый добрый директ-костинг. Метод, в основе которого лежит разделение затрат на переменные и постоянные и расчет маржинального дохода. Метод, использование которого запрещено и национальными стандартами бухгалтерского учета и МСФО.

Другим востребованным инструментом управленческого учета на втором уровне пирамиды является методика Activity-Based Costing. Эта методика распределения затрат и определения себестоимости признает необходимость распределения постоянных расходов на продукцию, но использует для этого в отличие от традиционного бухгалтерского учета множество баз распределения, учитывающих причинно-следственные связи между затратами и объектом калькулирования.   

Нырок в глубину анализа затрат бизнеса приводит к необходимости использования еще одного инструмента управленческого учета: учет по центрам ответственности. На данном этапе развития систем управленческого учета компании начинают формировать центры финансовой ответственности, вести по каждому из них детальный учет доходов и расходов, формировать отчеты о финансовых результатах по центрам ответственности.

И как только Вы начинаете отслеживать расходы по центрам ответственности сразу же возникает потребность в распределении расходов одних подразделений на другие. Эта потребность относится и к центрам ответственности, которые оказывают некие услуги друг другу, и к центрам ответственности, которые управляют подчиненными им подразделениями. Руководству компании требуется либо инструмент обоснованного распределения затрат, либо инструмент установления трансферных цен.

На этом же этапе приходит понимание необходимости нормирования и контроля затрат. На помощь приходит еще один инструмент управленческого учета под названием Standart Costing. Как правило, Standart Costing используется для нормирования и контроля переменных расходов. И это далеко не простая задача, особенно для компаний, у которых процесс производства состоит из нескольких переходов и различных вариантов технологических маршрутов. Цель использования этого инструмента состоит в том, чтобы рассчитывать нормативные расходы на фактический выпуск продукции или объем выполненных работ, сравнивать их с фактическими расходами, выявлять и анализировать причины возникновения отклонений между фактическими и нормативными расходами.

В тесной связи с пониманием правильной себестоимости продуктов или даже более уместно будет сказать — правильных себестоимостей — находится ответ на вопрос «Правильно ли мы устанавливаем цены на свои продукты».

Как видите, количество вопросов и задач для управленческого учета на втором уровне нашей условной пирамиды растет лавинообразно. Но и это еще далеко не полная картина.

Третий уровень: заглянуть за горизонт.

После того, как система управленческого учета начинает предоставлять менеджерам и собственникам всю необходимую информацию о финансовых результатах не только в целом по компании, но и в деталях по отдельным объектам (продукты, подразделения, клиенты, бизнес-процессы), возникает необходимость заглянуть за горизонт и ответить на следующие вопросы:

·        Каковы финансовые цели моего бизнеса??

·        Какие финансовые результаты будут в следующем году (через год)??

·        Что нужно изменить в продуктовом портфеле, в структуре затрат, чтобы достичь поставленных целей??

·        Хватит ли денег в следующем году на инвестиционную программу??

·        В каком периоде могут возникнуть проблемы с денежным потоком??

·        Какая информация нужна для принятия решений о запуске нового продукта??

·        Насколько обоснованы наши инвестиционные решения??

Главным инструментом управленческого учета, отвечающим на большинство из этих вопросов, является бюджетирование.

Следует отдавать себе отчет, что на голом месте бюджетирование не построишь. Для него нужно подготовить хороший фундамент в виде первого и второго уровней нашей пирамиды. Для полноценной системы бюджетирования необходимо выстроить финансовую структуру бизнеса в виде центров финансовой ответственности. О том, как это сделать, читайте здесь и здесь. Для бюджетирования также необходима классификация расходов на постоянную и переменную часть, а также работающая система Standart Costing для переменных затрат. Краткий обзор разработки бюджетной модели читайте здесь. Указанные требования выводят бюджетирования на третий уровень пирамиды.

Еще одним полезным инструментом управленческого учета, позволяющим заглянуть за горизонт текущих событий, является калькулирование затрат жизненного цикла продукта. Калькулирование затрат жизненного цикла продукта необходимо для принятия решений о целесообразности запуска нового продукта. Применение этого инструмента исходит из того, что для запуска нового продукта или услуги необходимо принимать во внимание все расходы на продукт, возникающие на протяжении всего периода его жизни. В том числе: на этапе разработки продукта, на этапе внедрения его на рынок, на этапах роста и зрелости продукта, а также расходы, возникающие на этапах спада и снятия с производства.

Когда вы можете рассчитать затраты жизненного цикла продукта и сопоставить их с планируемыми доходами от его реализации, вы можете принимать обоснованные решения относительно запуска новых продуктов. При использовании этого инструмента важны не только планируемые расходы, важно вести учет фактических расходов на продукт на всем протяжении его жизненного цикла. Чтобы понимать, когда наступила точка безубыточности в продажах и какую рентабельность инвестиций обеспечивает этот продукт.

Четвертый уровень: не только финансы.

На четвертом этапе развития системы управленческого учета и, соответственно, на четвертом уровне нашей пирамиды приходит понимание, что эффективность бизнеса измеряется не только финансовыми показателями.

Собственники бизнеса и топ-менеджмент начинают задумываться об использовании сбалансированной системы показателей и ключевых показателей эффективности.

Система управленческого учета начинает оперировать нефинансовыми показателями деятельности: удовлетворенность клиентов, показатели состояния клиентской базы, качество продукции и качество процессов, показатели эффективности персонала и тд.

Происходит постепенное перерождение системы управленческого учета в систему бизнес-аналитики.

Заключение.

При разработке систем управленческого учета необходимо четко отдавать себе отчет, на каком уровне пирамиды потребностей в управленческой информации находится в данный момент бизнес. И использовать соответствующие этому уровню инструменты.

Нередко встречаются запросы на проведение работ по разработке системы бюджетирования для компаний, у которых не определены центры ответственности, сумятица в статьях расходов, отсутствует разделение расходов на переменные и постоянные, нормы переменных затрат существуют по большей части только на бумаге и не контролируются. Глядя на эту пирамиду, понимаешь, что Заказчик пытается «запрыгнуть» сразу на третью ступеньку и хочет пройти три класса обучения за один год. Такие попытки редко бывают успешными, хотя бывают и счастливые исключения. 

Теперь, используя эту условную пирамиду Маслоу, Вы можете самостоятельно заполнить каждый ее уровень теми блоками системы управленческого учета, которые реализованы в Вашей компании. И оценить красоту этой архитектуры.

Стадии морального развития Кольберга

Лоуренс Кольберг сформулировал теорию, утверждающую, что люди проходят шесть различных стадий морального мышления от младенчества до взрослой жизни.

Он сгруппировал эти стадии в три широкие категории моральных рассуждений: доконвенциональные, конвенциональные и постконвенциональные. Каждый уровень связан со все более сложными этапами нравственного развития.

Кольберг предположил, что люди проходят эти стадии в фиксированном порядке и что моральное понимание связано с когнитивным развитием.

Уровни морального развития Кольберга следующие: Доконвенциональный уровень : дети принимают авторитет (и моральный кодекс) других. Если действие ведет к наказанию, оно должно быть плохим. Если это приводит к вознаграждению, оно должно быть хорошим. Есть также смысл, в котором решения относительно того, что хорошо, определяются с точки зрения того, что хорошо для нас. Обычный уровень : дети верят, что социальные правила и ожидания других определяют приемлемое или неприемлемое поведение. Социальная система, которая подчеркивает ответственность отношений и социального порядка, считается желательной и, следовательно, должна влиять на наши взгляды на правильное и неправильное. Постконвенциональный уровень : здесь то, что правильно, основано на индивидуальном понимании универсальных этических принципов. То, что считается морально приемлемым в той или иной ситуации, определяется тем, какая реакция наиболее соответствует этим принципам.

Table of Contents

Heinz Dilemma

Лоуренс Кольберг (1958) в принципе согласился с теорией морального развития Пиаже (1932), но хотел развить свои идеи дальше.

Он использовал технику повествования Пиаже, чтобы рассказывать людям истории, связанные с моральными дилеммами. В каждом случае он предлагал рассмотреть выбор, например, между правами какой-либо власти и потребностями какого-то человека, заслуживающего несправедливого обращения.

Поставив перед людьми различные моральные дилеммы, Колберг разделил их ответы на разные стадии морального мышления.

Используя ответы детей на ряд моральных дилемм, Кольберг установил, что аргументы, лежащие в основе решения, были большим показателем морального развития, чем фактический ответ.

Один из самых известных рассказов Кольберга (1958) касается человека по имени Хайнц, который жил где-то в Европе.

Жена Хайнца умирала от определенного вида рака. Врачи сказали, что новый препарат может спасти ее. Препарат был обнаружен местным химиком, и Хайнц отчаянно пытался его купить, но химик брал в десять раз больше, чем стоило изготовление лекарства, а это было намного больше, чем Хайнц мог себе позволить.

Хайнцу удалось собрать только половину суммы, даже после помощи семьи и друзей. Он объяснил аптекарю, что его жена умирает, и спросил, можно ли купить лекарство дешевле или заплатить остаток денег позже.

Аптекарь отказался, сказав, что открыл это лекарство и собирается на этом заработать. Муж отчаянно пытался спасти свою жену, поэтому позже той же ночью он ворвался в аптеку и украл лекарство.

Должен ли Хайнц проникнуть в лабораторию, чтобы украсть лекарство для своей жены? Почему или почему нет?

Колберг задал ряд вопросов, таких как:

  1. Должен ли Хайнц украсть наркотик?
  2. Что бы изменилось, если бы Хайнц не любил свою жену?
  3. Что, если бы умирающий был незнакомцем, какая разница?
  4. Должна ли полиция арестовать химика за убийство, если женщина умрет?

Изучая ответы детей разного возраста на эти вопросы, Кольберг надеялся выяснить, как менялись моральные рассуждения по мере взросления людей.

Выборка включала 72 чикагских мальчика в возрасте 10–16 лет, 58 из которых наблюдались с трехлетними интервалами в течение 20 лет (Kohlberg, 1984).

Каждому мальчику дали двухчасовое интервью, основанное на десяти дилеммах. Кольберга интересовало не то, правильно ли мальчики оценили действие, а причины такого решения. Он обнаружил, что эти причины имели тенденцию меняться по мере того, как дети становились старше.

Кольберг выделил три уровня моральных рассуждений: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый уровень имеет два подэтапа.

Люди могут проходить эти уровни только в указанном порядке. Каждый новый этап заменяет рассуждения, характерные для более раннего этапа. Не всем удается пройти все этапы.

Уровень Этап Определение Ответ на дилемму Хайнца
Дотрадиционный
1. Как избежать наказания Моральные рассуждения основаны на прямых следствиях. Хайнц не должен красть наркотик, потому что кража запрещена законом, и он может быть наказан.
  2. Личная выгода Действия рассматриваются с точки зрения вознаграждения, а не моральной ценности. Хайнц не должен красть наркотик, потому что кража запрещена законом, и он может быть наказан.
Обычный 3. Хороший мальчик Хорошее поведение заключается в том, чтобы соответствовать социальным ожиданиям и ролям. Хайнц должен украсть лекарство, потому что, как хороший муж, он должен сделать все возможное, чтобы спасти свою жену.
  4. Мораль закона и порядка Моральные рассуждения учитывают общественные законы. Хайнц не должен воровать наркотик, потому что он должен соблюдать закон и общественный порядок.
Постконвенциональный
5. Общественный договор
Правила рассматриваются как общественные соглашения, которые можно изменить при необходимости. Хайнц должен украсть лекарство, потому что сохранение человеческой жизни является более фундаментальной ценностью, чем права собственности.
  6. Универсальные принципы Моральные рассуждения основаны на универсальных этических принципах и справедливости.
Хайнцу следует рассмотреть возможность ненасильственного гражданского неповиновения или переговоров с фармацевтом. Решение отражает конфликт между правами собственности и неприкосновенностью человеческой жизни.
Неуравновешенность играет решающую роль в этапах морального развития Кольберга. Ребенок, столкнувшийся с моральной проблемой, может признать ограничения в своем текущем подходе к рассуждениям, часто вызванные тем, что он столкнулся с точкой зрения других. Улучшение восприятия перспективы является ключом к продвижению по стадиям морального развития Кольберга. По мере взросления дети все больше понимают проблемы с точки зрения других. Например, ребенок на доконвенциональном уровне обычно воспринимает проблему в первую очередь с точки зрения личных последствий. Напротив, ребенок на обычном уровне склонен более серьезно учитывать точку зрения других.

Уровень 1 – Доконвенциональная мораль

Доконвенциональная мораль – это первый уровень нравственного развития, продолжающийся примерно до 8 лет. На этом уровне дети принимают авторитет (и моральный кодекс) других.

Доконвенциональная мораль — это когда люди следуют правилам, потому что не хотят попасть в беду или хотят получить вознаграждение. Этот уровень морали в основном основан на том, что авторитетные лица, такие как родители или учителя, говорят вам делать, а не на том, что вы считаете правильным или неправильным.

Власть находится вне личности, и дети часто принимают моральные решения, основываясь на физических последствиях действий.

Например, если действие приводит к наказанию, оно должно быть плохим; если это приводит к вознаграждению, оно должно быть хорошим.

Итак, люди на этом уровне еще не имеют собственного личного понимания того, что хорошо, а что нет. Они думают, что что-то хорошо, если их за это вознаграждают, и плохо, если их за это наказывают.

Например, если вы получаете конфету за свое поведение, вы думаете, что вы были хорошим, но если вы получаете выговор за плохое поведение, вы думаете, что вы были плохим.

На доконвенциональном уровне у детей нет личного морального кодекса. Вместо этого моральные решения формируются стандартами взрослых и последствиями следования или нарушения их правил.

Стадия 1. Послушание и наказание Ориентация . Ребенок/человек хорош, чтобы избежать наказания. Если человека наказывают, значит, он поступил неправильно.

Стадия 2. Индивидуализм и обмен . На этом этапе дети осознают, что существует не одна правильная точка зрения, передаваемая властями. У разных людей разные точки зрения.

Уровень 2 – Традиционная мораль

Традиционная мораль – это второй уровень нравственного развития (от 8 лет до раннего подросткового возраста), характеризующийся принятием социальных правил и ожиданий других относительно добра и зла.

Мы усваиваем моральные стандарты ценимых взрослых образцов для подражания на обычном уровне (большинство подростков и взрослых).

Авторитет усваивается, но не подвергается сомнению, а рассуждения основываются на нормах группы, к которой принадлежит человек.

Социальная система, подчеркивающая ответственность отношений и социального порядка, считается желательной и должна влиять на наше представление о добре и зле.

Итак, люди, которые следуют общепринятой морали, считают, что важно следовать правилам и ожиданиям общества для поддержания порядка и предотвращения проблем.

Например, отказ списывать на тесте является частью общепринятой морали, потому что списывание может нанести вред академической системе и создать социальные проблемы.

Этап 3. Хорошие межличностные отношения . Ребенку/человеку хорошо, когда другие считают его хорошим человеком. Поэтому ответы касаются одобрения окружающих.

Этап 4. Закон и порядок Мораль . Ребенок/человек узнает о более широких правилах общества, поэтому суждения касаются соблюдения правил, соблюдения закона и избежания вины.

Уровень 3 – Постконвенциональная мораль

Постконвенциональная мораль является третьим уровнем нравственного развития и характеризуется пониманием индивидом универсальных этических принципов.

Постконвенциональная мораль – это когда люди принимают решения, основываясь на том, что они считают правильным, а не просто следуя правилам. Это означает, что люди на этом уровне морали имеют свои собственные этические принципы и ценности и не просто делают то, что им говорит общество.

На этом уровне люди думают о том, что справедливо, что справедливо и какие ценности важны.

То, что считается морально приемлемым в любой данной ситуации, определяется тем, какая реакция больше всего соответствует этим принципам.

Они также думают о том, как их выбор может повлиять на других, и стараются принимать правильные решения для всех, а не только для себя.

Ценности абстрактны и плохо определены, но могут включать в себя: сохранение жизни любой ценой и важность человеческого достоинства.

Индивидуальные суждения основаны на принципах, выбранных им самим, а моральные рассуждения основаны на индивидуальных правах и справедливости.

Согласно Кольбергу, этот уровень моральных рассуждений — предел возможностей большинства людей.

Только 10-15% способны к абстрактному мышлению, необходимому для стадии 5 или 6 (постконвенциональная мораль). Иными словами, большинство людей черпают свои моральные взгляды у окружающих, и лишь меньшинство сами продумывают этические принципы.

Этап 5. Общественный договор и права личности . Ребенок/человек осознает, что, хотя правила/законы могут существовать на благо большинства, бывают случаи, когда они будут работать против интересов конкретных людей.

Проблемы не всегда ясны. Например, в дилемме Хайнца защита жизни важнее, чем нарушение закона против воровства.

Этап 6. Универсальные принципы . Люди на этом этапе выработали свой собственный набор моральных принципов, которые могут соответствовать или не соответствовать закону. Принципы применимы ко всем.

Например, права человека, справедливость и равенство. Человек будет готов защищать эти принципы, даже если это означает идти против остального общества в процессе и платить за последствия неодобрения или тюремного заключения.

Кольберг сомневался, что мало кто достиг этой стадии.

Проблемы с методами Колберга

1. Дилеммы искусственные (т.е. они не имеют экологической обоснованности)

Большинство дилемм незнакомы большинству людей (Rosen, 1980). Например, все очень хорошо в дилемме Хайнца, когда испытуемых спрашивают, должен ли Хайнц украсть лекарство, чтобы спасти свою жену.

Тем не менее, испытуемым Колберга было от 10 до 16 лет. Они никогда не были женаты и никогда не попадали в ситуацию, даже отдаленно похожую на ту, что описана в рассказе. Откуда им знать, должен ли Хайнц украсть лекарство?

2. Выборка необъективна

Теория Колберга (Kohlberg, 1969) предполагает, что мужчины чаще выходят за четвертую стадию морального развития, подразумевая, что женщинам не хватает навыков морального мышления. Его научный сотрудник Кэрол Гиллиган оспаривала это, утверждая, что нравственные рассуждения женщин отличаются, а не несовершенны.

Она раскритиковала теорию Кольберга за то, что она сосредоточилась исключительно на белых мужчинах из высшего общества, утверждая, что женщины ценят межличностные связи. Например, женщины часто выступают против воровства в дилемме Хайнца из-за возможных последствий, таких как разлука с женой, если Хайнц окажется в тюрьме.

Согласно Гиллигану (1977), поскольку теория Колберга была основана на выборке исключительно мужчин, стадии отражают мужское определение морали (она андроцентрична).

Мужская мораль основана на абстрактных принципах закона и справедливости, а женская – на принципах сострадания и заботы.

Кроме того, проблема гендерных предубеждений, поднятая Гиллиганом, является напоминанием о серьезных гендерных дебатах, все еще присутствующих в психологии, которые, если их игнорировать, могут сильно повлиять на результаты, полученные в ходе психологических исследований.

3. Дилеммы гипотетичны (т. е. нереальны)

Психологи согласны с теорией морального развития Кольберга, но подчеркивают различие между моральными рассуждениями и поведением. То, что мы утверждаем, что сделали бы в гипотетической ситуации, часто отличается от наших действий, когда мы сталкиваемся с реальными обстоятельствами. По сути, наши действия могут не соответствовать провозглашенным нами ценностям.

В реальной ситуации любой образ действий человека будет иметь реальные последствия – иногда очень неприятные для него самого. Рассуждали бы испытуемые так же, если бы их поместили в реальную ситуацию? Мы не знаем.

Тот факт, что теория Колберга сильно зависит от индивидуальной реакции на искусственную дилемму, ставит под сомнение достоверность результатов, полученных в ходе этого исследования.

Люди могут по-разному реагировать на реальные жизненные ситуации, в которых они оказались, и на искусственную дилемму, поставленную перед ними в комфортной исследовательской среде.

4. Плохой план исследования

То, как Кольберг провел свое исследование при построении этой теории, возможно, не было лучшим способом проверить, все ли дети следуют одной и той же последовательности прохождения стадий.

Его исследование было перекрестным, то есть он опрашивал детей разного возраста, чтобы определить уровень их нравственного развития.

Лучший способ увидеть, все ли дети следуют одному и тому же порядку на этапах, — это провести лонгитюдное исследование одних и тех же детей.

Однако лонгитюдное исследование теории Кольберга с тех пор было проведено Colby et al. (1983), которые протестировали 58 мужчин-участников оригинального исследования Колберга. Она проверила их шесть раз за 27 лет и поддержала первоначальный вывод Кольберга о том, что все мы проходим стадии морального развития в одном и том же порядке.

Проблемы с теорией Кольберга

1. Существуют ли отдельные стадии нравственного развития?

Колберг утверждает, что есть, но доказательства не всегда подтверждают этот вывод. Например, человек, который обосновывал решение, основанное на принципиальных рассуждениях в одной ситуации (стадия 5 или 6 постконвенциональной морали), часто прибегал бы к конвенциональным рассуждениям (стадия 3 или 4) в другой истории.

На практике кажется, что рассуждения о правильном и неправильном больше зависят от ситуации, чем от общих правил.

Более того, люди не всегда проходят стадии, и Рест (1979) обнаружил, что каждый четырнадцатый скатывается назад.

Доказательства различных стадий морального развития выглядят очень слабыми. Некоторые утверждают, что за этой теорией стоит культурно предвзятая вера в превосходство американских ценностей над ценностями других культур и обществ.

2. Соответствует ли моральное суждение моральному поведению?

Кольберг никогда не утверждал, что между мышлением и действием (то, что мы говорим и что мы делаем) существует однозначное соответствие, но он предполагает, что они связаны.

Однако Би (1994) предполагает, что нам также необходимо учитывать:

а) привычки, выработанные людьми с течением времени.

б) видят ли люди ситуации как требующие их участия.

c) затраты и выгоды от определенного поведения.

г) конкурирующие мотивы, такие как давление со стороны сверстников, корысть и т.д.

В целом, Би отмечает, что нравственное поведение лишь частично является вопросом морального мышления. Это также связано с социальными факторами.

3. Является ли справедливость самым фундаментальным моральным принципом?

Это точка зрения Кольберга. Однако Гиллиган (1977) предполагает, что принцип заботы о других не менее важен. Кроме того, Кольберг утверждает, что моральное мышление мужчин часто опережало женское.

Девочки часто находятся на стадии 3 по системе Кольберга (ориентация хороший мальчик — хорошая девочка), тогда как мальчики чаще находятся на стадии 4 (ориентация на закон и порядок). Гиллиган (стр. 484) отвечает:

«Те самые черты, которые традиционно определяли доброту женщин, их заботу о других и чуткость к нуждам других, — это те самые черты, которые определяют их как неполноценных в нравственном развитии».

Другими словами, Гиллиган утверждает, что в теории Кольберга присутствует половая предвзятость. Он пренебрегает женским голосом сострадания, любви и ненасилия, который связан с социализацией девочек.

Гиллиган пришел к выводу, что теория Кольберга не учитывает тот факт, что женщины подходят к моральным проблемам с точки зрения «этики заботы», а не с точки зрения «этики справедливости», что ставит под сомнение некоторые фундаментальные положения теории Кольберга.

Ссылки

Bee, HL (1994). Развитие продолжительности жизни . Издательство HarperCollins College.

Колби, А., Колберг, Л., Гиббс, Дж., и Либерман, М. (1983). Лонгитюдное исследование морального суждения. Монографии Общества исследований детского развития , 48 (1-2, серийный № 200). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Гиллиган, К. (1977). Другими словами: Представления женщин о себе и о морали. Гарвардский образовательный обзор , 47(4), 481-517.

Кольберг, Л. (1958). Развитие способов мышления и выбора в возрасте от 10 до 16 лет. Докторская диссертация , Чикагский университет.

Кольберг, Л. (1984). Психология нравственного развития: природа и обоснованность нравственных стадий (Очерки нравственного развития, том 2) . Harper & Row

Piaget, J. (1932). Нравственное суждение ребенка . Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трубнер и Ко

Rest, JR (1979). Развитие в суждении о моральных проблемах . Университет Миннесоты Press.

Розен, Б. (1980). Моральные дилеммы и их лечение. В, Нравственное развитие, нравственное воспитание и Кольберг. Б. Манси (ред.). (1980), стр. 232-263. Бирмингем, Алабама: Издательство религиозного образования.

Дополнительная информация

  • BBC Radio 4: Дилемма Хайнца
  • Наука о морали
  • Теория нравственного развития Пиаже

Часто задаваемые вопросы

Иерархия потребностей Маслоу | Практическая психология

Маслоу наиболее известен своей Иерархией Потребностей. Это диаграмма в виде пирамиды, где «базовые потребности» внизу, а потребности «самореализации» вверху. Маслоу считал, что когда потребности в нижней части пирамиды еще не были, наша мотивация направляется к этим базовым потребностям. Как только эти потребности удовлетворены, мы начинаем фокусироваться на потребностях на вершине пирамиды.

Маслоу был одним из первых психологов, внесших вклад в гуманистическую психологию, «третью волну» психологии после психоанализа и бихевиоризма. Гуманизм использует более позитивный подход к психическому здоровью, чем первые два. Вместо того, чтобы верить, что мы хотим расти, потому что нам чего-то не хватает, гуманисты считают, что мы хотим расти, потому что мы уже реализованы.

Какова иерархия потребностей?

Что побуждает вас к действию?

Потребности дефицита против потребностей роста

Иерархия потребностей Маслоу гибка, но ее важно помнить

Что такое иерархия потребностей?

Давайте рассмотрим эти потребности, начиная с нижней части пирамиды. Иерархия потребностей Маслоу — это психологическая модель, которую мы используем для понимания потребностей человека. Внизу находятся биологические потребности, такие как пища и вода, а цель и удовлетворение — вверху.

Физиологические потребности

Это потребности, которые помогают нам физически выжить. Когда вы голодны или обезвожены, трудно сосредоточиться на чем-то другом, как в примере, который я упомянул в начале этого видео. Вот почему эти потребности стоят на первом месте.

К физиологическим потребностям относятся:

  • Пища
  • Вода
  • Приют
  • Тепло
  • Одежда
  • Сон и отдых

Охрана и безопасность

Над этими физическими потребностями стоит еще один набор основных потребностей: безопасность и защищенность. Вот почему в более первобытные времена мы формировали племена и небольшие группы. Быть частью этих групп означало, что мы были защищены от хищников, враждующих племен и нехватки физиологических потребностей. Вот где зародился менталитет «мы против них».

Эти два набора потребностей (физиологические потребности и безопасность) считаются нашими «основными потребностями». Без них мы, вероятно, беспокоимся и озабочены только этими потребностями. Если вы не чувствуете себя в безопасности в своем доме, возможно, вас не слишком беспокоит ваше место в обществе или ваше высшее предназначение во Вселенной. Вы просто хотите чувствовать себя в безопасности в своем доме.

Любовь/принадлежность

Вернемся к идее племени. Прежде всего, принадлежность к племени или группе людей приносила вам еду, кров и безопасность. Но мы по-прежнему формируем группы сегодня. Сегодня у нас все еще есть менталитет «мы против них». Почему?

Принадлежность к группе больше не всегда удовлетворяет наши основные потребности, но удовлетворяет наши основные психологические потребности. Любовь и принадлежность — это третий раздел иерархии потребностей Маслоу и нижний уровень психологических потребностей.

Мы хотим чувствовать себя любимыми и любить других людей. Мы хотим чувствовать, что мы принадлежим к группе. Без этих чувств любви и принадлежности мы изолируемся. Социальная изоляция — это проблема не только потому, что она мешает нам удовлетворять «высшие» потребности. Исследования показывают, что социальная изоляция и одиночество могут серьезно повлиять на ваше физическое и психическое здоровье. Кто знал, что веселые обеды в День Благодарения и ленивые ночи на диване с друзьями могут быть полезными для вас?

Уважение

Одно дело чувствовать, что ты принадлежишь к какой-то группе: своей семье, своей стране и т. д. И совсем другое — чувствовать, что члены твоей группы уважают тебя и признают твои достижения. Это и есть четвертый уровень иерархии потребностей Маслоу: уважение.

Уважение — это совокупность того, что мы чувствуем по отношению к себе, и того, как нас воспринимают другие. Это больше, чем просто принятие в группу: это ценится в группе. Занятие руководящей должности может удовлетворить ваши потребности в уважении. Простое признание со стороны членов вашей группы может удовлетворить ваши потребности. Награды, слова одобрения и обязанности удовлетворяют эти потребности.

Самоактуализация

Этот набор потребностей находится на вершине пирамиды. Самоактуализация, самореализация и самопреодоление — это их собственная категория потребностей. Здесь мы стремимся быть лучшими людьми, какими мы можем быть. Как только все наши другие потребности удовлетворены, мы можем начать фокусироваться на наших потребностях в самореализации. Мы можем удовлетворить эти потребности, занимаясь творческими проектами, ставя перед собой большие цели или возвращаясь к учебе.

Что побуждает вас действовать?

Вы уже знаете, что ответ меняется день ото дня, от момента к моменту. Допустим, вы находитесь в поездке, чтобы увидеть свою семью для воссоединения. Вы взволнованы, чтобы добраться до места назначения, но по пути вы очень проголодались. Внезапно все, о чем вы беспокоитесь, это найти ближайший ресторан быстрого питания, даже если это означает, что вам придется изо всех сил.

После того, как вы пообедали, вы можете вернуться к своим обычным делам.

Почему изменилась ваша мотивация? Потому что ты был голоден. Мы все сталкивались с чем-то подобным: ваш голод, жажда, потребность в туалете или потребность вздремнуть затмевают все остальные ваши планы. Как только они будут удовлетворены, вы можете сосредоточиться на удовлетворении более крупных потребностей.

На эту идею обратил внимание психолог по имени Абрахам Маслоу. В 1940-х годах его идеи о мотивации и психическом здоровье были революционными. Он решил посмотреть, как люди могут удовлетворить свои потребности, чтобы достичь более высоких целей.

Гуманизм помог многим психологам и терапевтам открыть новые способы понимания мотивации человека и помочь ему достичь своих общих целей. Его влияние началось с таких концепций, как иерархия потребностей.

Потребности дефицита и потребности роста

Маслоу утверждал, что любой тип обучения или роста возможен только тогда, когда удовлетворены четыре нижние потребности. Он разделил иерархию потребностей на две части: потребности дефицита и потребности роста. Только самореализация относится к категории «потребностей роста».

В категорию «дефицитных потребностей» входят все остальные потребности. Маслоу считал, что мы удовлетворяем эти потребности, потому что нам чего-то не хватает. Мы стремимся удовлетворить потребности в безопасности и безопасности, потому что мы боимся и не чувствуем себя в безопасности. Некоторые едят, потому что нам не хватает питания. Некоторые люди вступают в братства и клубы, потому что им не хватает чувства принадлежности.

С другой стороны, мы стремимся удовлетворить потребности роста, потому что хотим расти. Мы ничего не упускаем из своей жизни. Мы просто хотим добавить к этому. Удовлетворение дефицитных потребностей является ключом к нашему росту.

Исследования дефицита и потребностей роста

Иерархия потребностей Маслоу используется на курсах личностного развития, бизнес-семинарах и занятиях по базовой психологии. Но эта пирамида применима не только к взрослым, которые хотят расти и учиться. Понимая влияние дефицитных потребностей, учителя могут помочь своим ученикам учиться более эффективно. Если ребенку не хватает безопасности, чувства принадлежности или основных потребностей, он может быть не в состоянии учиться так же хорошо, как дети, которые более удовлетворены.

Данные подтверждают это. Например, в исследовании 2012 года изучались потребности детей с ограниченными возможностями и сравнивались их результаты с успеваемостью в школе. Они пришли к выводу, что если ребенку еще предстоит удовлетворить свои дефицитные потребности, у него будет меньше шансов преуспеть.

Какие потребности оказали наибольшее влияние? Здоровье и уход за зубами. Если ребенок не может удовлетворить основные физиологические потребности согласно Иерархии потребностей Маслоу, он может быть не в том состоянии, чтобы учиться и расти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *