Понятие психики: Психика. Что такое «Психика»? Понятие и определение термина «Психика» – Глоссарий

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Психологические характеристики культуры безопасности работников нефтеперерабатывающей компании

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.126-137

Кузьмин А.Ю. Родионова Е.А.

подробнееСкачать PDF

329

Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.114-125

Васягина Н.Н. Баринова Е.С. Григорян Е.Н. Шемпелева Н.И.

подробнееСкачать PDF

324

Применение культурно-исторической методологии к анализу анамнеза группы мальчиков-подростков с самоповреждающим поведением

Национальный психологический журнал 2023.

№ 1. c.101-113

Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И.

подробнееСкачать PDF

342

Роль взаимоотношений подростков с социальным окружением как фактор защиты от рисковых форм поведения

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.88-101

Булычева Е.В.

подробнееСкачать PDF

256

Анализ психофизиологических механизмов и подходов в коррекции звукопроизношения

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.77-87

Морковина А.Д. Шевченко А.О. Строганова В.В. Вартанов А.В.

подробнееСкачать PDF

251

Новые подходы в постановке и решениях проблемы сознания

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.66-76

Акопов Г.В.

подробнееСкачать PDF

120

Связь установок гендерного неравенства у партнеров и эмоциональных состояний женщин в близких отношениях

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.55-65

Опекина Т.П. Шипова Н.С. Крюкова Т.Л.

подробнееСкачать PDF

132

Влияние гормональной терапии на субъективное качество жизни у транссексуалов

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.44-54

Кумченко С.К. Тхостов А.Ш. Рассказова Е.И.

подробнееСкачать PDF

131

Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.32-43

Данилова М.В.

подробнееСкачать PDF

190

Профиль интеллекта и личностные особенности у взрослых пациентов с высокофункциональным аутизмом

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.18-31

Козунова Г.Л. Новиков А.Ю. Чернышев Б.В.

подробнееСкачать PDF

135

Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями праксиса при поражениях головного мозга различной этиологии

Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.3-17

Баулина М.Е. Варако Н.А. Зинченко Ю. П. Ковязина М.С. Микадзе Ю.В. Скворцов А.А. Фуфаева Е.В.

подробнееСкачать PDF

156

Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.132–143

Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.

подробнееСкачать PDF

708

Система профессиональной подготовки психологов МЧС России

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131

Шойгу Ю. С.

подробнееСкачать PDF

565

Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий

Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.102–115

Лобанова Т. Н.

подробнееСкачать PDF

373

Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов

Национальный психологический журнал 2022.

№ 4. c.91–101

Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.

подробнееСкачать PDF

894

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • ощущение;
  • воображение;
  • представление;
  • речь;
  • внимание.

Эмоциональные:

  • чувства;
  • эмоции;
  • стресс;
  • аффекты.

Волевые:

  • воля;
  • постановка цели;
  • принятие решения.

Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться. Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

  • Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).
  • Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).
  • Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).
  • Узнавание знакомых портретов известных лиц.
  • Восприятие на слух и оценка ритмических структур.
  • Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

  • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

2

Память

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

Существуют различные типологии памяти:

  • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
  • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
  • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
  • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

3

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

  1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

4

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

Свойства ощущений:

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

5

Воображение

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

Свойства воображения:

  • Мечта: эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность.
  • Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
  • Агглютинация: создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
  • Галлюцинация: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
  • Акцентирование: создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт.

6

Представление

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

Свойства представления:

  • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
  • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.

7

Речь

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

Свойства речи:

  • Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово.
  • Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»).
  • Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
  • Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.

8

Внимание

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

Свойства чувств:

  • Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила чувств.
  • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

2

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

3

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

4

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

1

Постановка цели

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

2

Воля

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

3

Принятие решений

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
  • Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

  • Развитие памяти
  • Логическое мышление.
  • Эмоциональный интеллект.
  • Когнитивистика

Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».

Желаем вам удачи!

Ключевые слова:1Самопознание

Как мы можем определить психику?

В моей книге Новая объединенная теория психологии 1 о психике почти не упоминается. Действительно, он предлагает только две мимолетные ссылки на него и вообще не определяет этот термин. Напротив, многие страницы посвящены точному определению того, что имеется в виду под психологией и ее основными терминами, такими как поведение, разум, познание, сознание и личность. Это поднимает ключевой вопрос: какова связь между психологией и психикой?

Во время написания этой книги, в 2011 году, я бы оправдал отсутствие внимания к концепции психики, заявив, что, хотя этот термин играет важную историческую роль в этой области, он неоднозначен. Более того, я бы заявил, что его историческое значение не вписывается в языковую игру современного эмпирического естествознания. Я по-прежнему согласен с последней частью этого утверждения. Однако за последний год или около того я пришел к выводу, что психика — это ключевой термин, который теперь может быть хорошо сформулирован Единой Теорией Знания (UTOK). С этой целью я вместе с Джоном Верваке и Гарри Оганесяном подготовил новое шоу по когнитивной науке под названием Психопатология и благополучие , очерчивающее эту новую формулировку. Мы только что выпустили первый эпизод этой серии, а сегодня выйдет второй эпизод. 2

Источник: fran_kie/Shutterstock

По иронии судьбы оказывается, что ключом к пониманию того, на что ссылается психика, является четкое отличие ее от предмета современной научной психологии. Согласно UTOK, современная наука — это система знаний, которая отслеживает модели поведения, наблюдаемые с внешней эпистемологической позиции 3 . Это означает, что если психология собирается стать наукой в ​​современном, естественном, эмпирическом смысле этого слова, она также должна работать над описанием и объяснением поведения. По мнению UTOK, это может быть достигнуто. В частности, мы можем сформулировать предмет научной психологии как связанный с психическим поведением животных в целом. Кроме того, наука о психологии человека занимается психическим поведением человека, которое является важным и уникальным подмножеством. Это связано с тем, что человеческое ментальное поведение является функцией того, что мы оба являемся приматами (и, таким образом, действуем в животно-ментальном измерении, называемом «Разум»), и личностями (и, таким образом, действуем на плане существования Культура-Личность, который структурно и функционально оформлен по системам того, что есть и должно быть) 4 .

Метапсихология UTOK позволяет нам четко отображать эти паттерны поведения с помощью описательных метафизических систем, предоставляемых Системой Древа Знаний, Периодической Таблицей Поведения и Картой Разума 1,2,3 . Эти рамки позволяют нам впервые в истории современной науки четко определить, что мы подразумеваем под «наукой о поведении и психических процессах». Это потому, что, как ясно показывает это эссе 5 , эти метафизические фреймы позволяют нам прояснить онтологию психологической науки. Это означает, что UTOK порождает совершенно новый подход к научной психологии. В частности, это позволяет нам совершить фундаментальный сдвиг от нынешнего «методологического бихевиоризма», определяющего господствующую академическую психологию (т. е. психология является наукой, потому что она применяет научные методы к поведению и психическим процессам), к гораздо более продвинутому «психическому бихевиоризму». », который определяет тип поведения в мире, которым занимается психология (т. Е. Психология — это наука о психическом поведении животных и человека, потому что это виды поведения, которые психология призвана научно описать и объяснить).

В конечном счете, задача науки состоит в том, чтобы создать поддающиеся обобщению «законы» или «привычки», которые обеспечивают связное описание паттернов поведения в мире в рамках причинно-следственных объяснений. С этой целью UTOK предлагает Теорию поведенческих инвестиций, Матрицу влияния и Теорию систем оправдания, чтобы предоставить нам метатеоретические рамки, которые согласовывают ключевые идеи основных школ мысли, чтобы сформировать последовательную причинно-следственную объяснительную основу для понимания закономерностей человеческого психического поведения. . Это означает, что, когда эти метатеоретические рамки объединены, метафизические системы, данные системой ToK, периодической таблицей поведения и картой разума, теперь у нас есть полная система, которая эффективно корректирует онтологию предмета научной психологии. Кроме того, как показывает серия когнитивных наук о сознании 6 , самость 7 и метапсихология 8 теперь ясно показывают, что UTOK напрямую синхронизируется с метатеорией познания 4P/3R Джона Верваке. Этот синтез позволяет нам быть уверенными в том, что мы расставляем кусочки головоломки в нужных местах.

В то время как вышеприведенный анализ позволяет создать унифицированную структуру психологии, он также оставляет открытой ключевую переменную. Это положение конкретного, особенного, единственного, случайного, воплощенного, качественного «реального» субъекта в мире. Причина, по которой наука слепа к этой переменной, заключается в том, что она является теоретической, описательной, каузально-объяснительной картой территории (т. е. реальной) и эпистемологически позиционируется извне внутрь. находится в мире изнутри наружу. Более того, этот опыт локален, идеографичен и недоступен интерсубъективному наблюдению. Именно этот опыт пребывания в мире от первого лица служит референтом для психики. Метапсихология UTOK имеет структуру для удержания психики, называемую iQuad Coin 9.0005 9 . Как следует из этого изображения, он работает с Системой Древа Знаний, чтобы продвинуть четкую картину того, как мы можем соединить натуралистический научный взгляд на космическую эволюцию с каждой из наших индивидуальных душ, представленных в виде наших лиц на Монете.

Источник: Gregg Henriques

Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с современным эмпирическим естествознанием. Это предприятие привержено внешней эпистемологии, которая формирует модели поведения в мире. Напротив, психика — это нечто иное. Это относится к опыту от первого лица пребывания в реальном мире. Это эпистемологический портал, который можно представить как сущность, которая наблюдает. Его можно непосредственно наблюдать или переживать только изнутри наружу, и его нельзя наблюдать через внешнюю эпистемологическую позицию современной науки, которая привязана к интерсубъективному, объективистскому эмпиризму. Короче говоря, психология — это эпистемологический вектор «изнутри-внутрь», который обеспечивает общие карты паттернов психического поведения, тогда как психика — это эпистемологический вектор «изнутри-наружу» конкретных качественных субъектов реального мира.

Этот анализ также предполагает, что мы можем переформулировать так называемую трудную проблему сознания 10 в терминах трудной проблемы психики. Это также предполагает, что теперь у нас есть зарождающийся метатеоретический синтез, который соответствует задаче формирования как эпистемологического вектора снаружи-внутри, заданного наукой о человеческой психологии (обрамленного системой ToK, так и BIT, Matrix, JUST и 4P). /3R метатеории) и вывернутый наизнанку эпистемологический вектор наших личных «психеологий». Причина в том, что фрейм UTOK корректно решает вопросы метафизики, онтологии и эпистемологии и дает начало метатеоретической каузальной объяснительной структуре, которая выравнивается между общими, научными поведенческими внешне-внутренними и личными, качественными эпистемологическими векторами изнутри-вне. Есть надежда, что вместе эти идеи могут привести к чему-то, что приведет нас ко второму научному Просвещению, которое приведет к натуралистической онтологии, способной оживить человеческую душу и дух (также известную как психика) в 21 веке.

ПСИХИКА | английское значение — Cambridge Dictionary

Таким образом, концепции эволюции и будущего человека все глубже укоренялись в общественной психике .

Из Кембриджского корпуса английского языка