СЧАСТЬЕ это что такое СЧАСТЬЕ: определение — Философия.НЭС
Счастье
— понятие морального сознания, отражающее способ жизнепонимания и мироощущения, состоящие в приобретении внутренней свободы духа, его независимости от привязанностей к внешнему миру и его благам.
Древние философы видят в обретении счастья цель человеческой жизни. Длительное и гармоническое удовольствие, как чувственная тональность счастья, достигается благодаря самосознанию личности и обретения на его основе меры, призванной гармонизировать индивидуальные и общественные потребности. Эта мера и есть подлинная добродетель и обладание ею – подлинное счастье.
Оцените определение:
Источник: Философия, практическое руководство
Счастье
Чтобы счастье было действительно глубоким и прочным, нужно, чтобы жизнь была построена вокруг определенной цели, требующей постоянной деятельности и допускающей постепенно возрастающий успех. Цель должна быть укорененной в инстинкте, таком, как любовь к власти, или стремление к хорошей репутации, или родительская привязанность.
Глубокое счастье больше, чем что-либо другое, зависит от того, что можно назвать дружеской заинтересованностью в людях и вещах.
Секрет счастья прост: сделай свои интересы настолько широкими, насколько это возможно, и сделай свое отношение к вещам и людям, которые тебя интересуют, насколько это возможно, дружеским, а не враждебным.
Оцените определение:
Источник: Философский словарь разума, материи, морали
Счастье
по [16] — понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиям своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Как и мечта, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от нее означает не устремление личности, а исполнение этих устремлений… Далее с рассуждениями на тему счастье «Словаря по этике» можно спорить. Отметим все же, что «счастлив только тот человек, который сам себя считает счастливым человеком, представления других о его состоянии — это их представления, но не его».
Ассоциативный блок.
Хороший у нее муж или плохой, имеет возможность и право (?) знать и судить только жена этого мужа. Все остальные люди выходят за пределы списка.
Оцените определение:
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
СЧАСТЬЕ
состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия (см. Эвдемонизм). «Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо — это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности — это достоинство быть счастливым» (Кант. Критика способности суждения). В стихотворении Шиллера » Счастье» мы читаем:
Мужа зову я великим, кто сам свой творец и ваятель,
Доблестной силой своей парку сумел одолеть.
Но не достичь ему счастья и то, что хариты ревниво
Берегут от него, силой у иих не отнять.
От недостойного ты храним суровою волей,
Высшее благо богов вольно слетает к тебе.
Еще в древнегреч. этике делали различие между эвтихией — благоприятствием обстоятельств и благосклонностью судьбы — и эвдемонией — способностью чувствовать э
Счастье — это… Что такое Счастье?
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. |
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 11 мая 2011. |
Сча́стье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения[1].
Феномен счастья изучается, в основном, философией, этикой, психологией, оккультизмом и богословием.
Типология счастья
В. Татаркевич в своей работе «О счастье и совершенстве человека» выделяет четыре аспекта счастья:
- Счастье как счастливая судьба, удача;
- Счастье как сильные радости, переживания;
- Счастье как обладание наивысшими благами;
- Счастье как удовлетворённость жизнью.
Физиология счастья
Физиология счастья может быть тесно связана с так называемыми «гормонами счастья» — эндорфинами, серотонином и дофамином. Их синтез и круговорот в организме нарушаются при эндокринных, инфекционных и вирусных заболеваниях. Серотонин является нейромедиатором головного мозга, который вырабатывается в шишковидной железе человека. Если эндорфины влияют в основном на кратковременные состояния эйфории и радости, то серотонин, его регулярная выработка и процессы захвата в нейронах, в большей степени создают фон счастья и долговременной удовлетворенности. Другой гормон и нейромедиатор, тесно связанный с серотонином — дофамин. Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит частью «системы поощрения» мозга. [2]
В философии
В античной этике проблема счастья являлась центральной категорией. Первым её исследовал Аристотель, который определил счастье как «деятельность души в полноте добродетели» (Никомахова этика). Добродетель определялась как то, что ведёт к счастью.
В эпоху эллинизма счастье было отождествлено с удовольствием в философии эпикуреизма. Древнегреческое слово счастье — «эвдемония» (eudaimonia, eu — добро, daimon — божество) — дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов.
Восточная философия, провозглашая недостижимость счастья в материальном мире, в своих биологическом, физиологическом, социальном, экономическом и логическом аспектах учит практическому пути достижения индивидуальной счастливой жизни.
В этой связи показательна следующая цитата:
К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях.
Материальное благополучие само по себе иногда способно помочь решить какую-то проблему, но взамен оно создаёт другую. Скажем, человек может быть богат, хорошо образован, занимать высокое положение в обществе, но счастье обходит его стороной, и вот уже он начинает принимать успокоительное и злоупотреблять спиртным. Ему всё время чего-то недостаёт, он по-прежнему чем-то не удовлетворён и находит спасение в наркотиках или в бутылке. С другой стороны, встречаются люди, у которых не так много денег, чтобы за них волноваться, — и они наслаждаются покоем. Бедные в материальном плане, такие люди всё же довольны и счастливы. Вот что значит правильный умственный настрой. Материальный достаток сам по себе никогда не сможет полностью решить проблему человеческого страдания. — Далай-лама XIV[3]
См. также
Примечания
Литература
- Айдинян Р. М. Трактат о счастье СПб.: Алетейя, 2008. — 88 с.
- Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. М.: Питер, 2003. The Psychology of Happiness, 2nd edition, Michael Argyle.
- Батин В. Н. Категория счастья в этике Юма // XXV Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. — Л.: 1972.
- Бахтин М. В. Вечные ориентиры счастья. Полное собрание сочинений. — М., 2001—2003 г. Том 1.
- Брюкнер Паскаль. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье /Пер. с фр. Н.Малевич. — СПб.: Издателство Ивана Лимбаха, 2007. — 240 с.
- Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. — 192 с.
- Далай-лама XIV. Искусство быть счастливым. — 1999., в соавторстве с доктором Говардом К. Катлером
- Джидарьян П. А. Представление о счастье в российском менталитете. — М.: 2001.
- Имянитов Н. С. Счастье как несбыточная мечта // Химия и жизнь. 2006. — № 8 — С. 42–47.
- Кошелева О. Е. Ракурсы «щастья» в России XVII—XVIII веков // Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. — М.: ОГИ, 2002. С. 108–117.
- Новиков М. И. О счастье. — М.: 1965.
- Ойзерман Т. И. Понятие счастья в системе И. Канта // Историко-философский ежегодник-99. — М.: 2001. С. 149–161.
- Попов Б. Н. Взаимосвязь категории счастья и смысла жизни. — М.: 1986.
- Свенцицкая И. С. Счастье и горе у древних греков // Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. — М.: ОГИ, 2002. С. 16–25.
- Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. — М., 1981.
- Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin, 1984.
- Diener E., Seligman M. E. P. Very happy people // Psychological Science, 2000.
- Diener E., Suh E., Lucas R.E., Smith H. Subjective well-being: Three decades of Progress // Psychological Bulletin, 1999.
- Galati, D., & Sotgiu, I. Happiness and Positive Emotions. In: A.Delle Fave (ed.) Positive Psychology. Special issue of Ricerche di Psicologia, anno XXVII, N 1, 2004, 41–62.
Ссылки
Что такое счастье — определение, в чем заключается и как его достичь
Рассуждение, что такое счастье занимает ум не только конкретного человека с довольно раннего возраста, но волнует умы многих философов и эзотериков, исследователей и мистиков, а также физиологов и экономистов, пытающихся определить данное понятие, как что-то единое, а главное – вывести рецепт или инструкцию по достижению столь уникального состояния. В попытках определения понятия счастья люди всё больше обращаются к звучанию самого слова, переводящееся как часть чего-то хорошего или пребывание в настоящем моменте, т.е. быть сейчас.
Если взять самое абстрактное определение, далёкое от конкретных случаев и примеров, то счастье является таким душевным состоянием, испытывая которое продолжительный промежуток времени человек может описать свою жизнь, как полную высшего удовлетворения. Это одновременно охватывает и бытовые, физические моменты и такие экзистенциальные категории, как смысл жизни и самореализация, поиск призвания и переживание любви.
В чём заключается счастье
Разнообразные науки строят свои теории, в чём счастье человека и без единой точки зрения, поскольку данная категория настолько сложна, обширна и глубока по своему содержанию, что учитывает всё многообразие позиций. Сегодня можно считать, что уровень удовольствия и общего внутреннего счастья не зависит от физиологических моментов, то с появлением новых обстоятельств мнение может измениться, например, когда рухнет крыша дома или вследствие военных действий будет разрушена фильтровальная станция.
Вкус счастья не приходит однажды, когда личность выполнила правильную последовательность действий или чего-то достигла – это текучая категория, непостоянная, как настроение и общее развитие. Всегда отталкиваться необходимо от тела и физического состояния, как определяющего фактора нашей жизни на планете, поэтому физиологические исследования попытались найти рецепт счастья.
Было выявлено, что состояние ощущения счастья напрямую связано с гормональным балансом, в частности с сочетанием дофамина, эндорфина и серотонина. Действие всех антидепрессантов и наркотических веществ, вгоняющих в эйфорию, происходит благодаря изменению гормонального баланса, вызывая химическое счастье или нормализирующие уровень настроения. Некоторые вещества имеют кратковременное, но довольно ощутимое воздействие (эндорфины), этим можно пользоваться, употребляя в пищу продукты с высоким их содержанием и повышая искусственно свой уровень удовлетворённости (шоколад, кофе, бананы и пр.). Другие вещества отвечают за стабильное и долговременное ощущение собственного благополучия и стабилизируют или расшатывают весь фон настроения.
В психологии счастье связывают с количеством переживаемых положительных эмоций. Точно также как и с гормонами, есть эмоции, длящиеся кратковременный промежуток и дающие состояние удовольствия, а есть более глубокие и длительные чувства, позволяющие жить спокойной жизнью, испытывая удовлетворение, подъем эмоций и желание самореализации, творческую активность. Многие психологические теории приравнивают состояние счастья к благополучию во всех сферах, причём не только чтобы на работе, в семье, финансах, но и во внутреннем смысловом пространстве личности было место для реализации, демонстрации и развития собственного я.
Исследования экономической области пришли к тому, что в среднем жители более богатых стран более счастливы, но индивидуально наступает определённый предел, где финансы перестают определять уровень довольства человека жизнью. Когда многие проблемы сводятся к поиску еды и жилья, а вся жизнь больше напоминает выживание, то счастье повышается от горячей еды и тёплого помещения на ночь. Когда обеспечено выживание, человек начинает беспокоиться о вещах, не имеющих денежного решения и никак от этого не зависящих. Человек с миллиардным счётом и с тысячным могут одинаково переживать относительно бессмысленности своего существования или того, что не реализуют себя в желаемой области.
Религия вообще отделила переживание счастья и говорит о том, что в страданиях можно испытывать экстаз, благоговение и счастье. К сожалению, данная концепция не может подходить для всех, но то, что любовь всегда счастье и влюблённый человек может перенести значительно больше остается фактом. Во многом состояние влюблённости сравнивается с наркотическим опьянением, когда организм сам в огромных дозах вырабатывает гормоны счастья, влияние которых на организм и общее самоощущение было рассмотрено ранее.
Что нужно для счастья
Что такое счастье и как его достичь в жизни каждому придётся разобраться самостоятельно, поскольку это очень индивидуальная категория, но при этом существуют определённые базовые и распространённые критерии, что необходимо или способствует появлению ощущения счастья. Поскольку наш мозг и вся система эволюции направлены на выживание, то был закреплен механизм эмоционального и физиологического напряжения, пока нет ощущения безопасности – для того, чтобы максимально анализировать обстановку. Любая угроза (физической расправы или потери места работы или жительства), агрессия (физическая, вербальная или скрытая), нестабильность (в отношениях, стране, здоровье) являются факторами сильного морально напряжения, заставляющего человека сосредотачиваться на решении проблем, а не ощущении благости пространства. Здоровье можно выделить как отдельную категорию безопасности, поскольку при проблемах со здоровьем ставится под вопрос сама жизнь или она проходит в мучениях, а не так, как бы хотелось.
Любовь является необходимой психологической составляющей счастья, поскольку именно это состояние продуцирует максимальное число соответствующих гормонов, дарит вдохновение и чувство смысла жизни. Максимальное число психологических травм и страданий, полученных личностью, происходит от недостатка любви, невозможности быть понятым и принятым. Речь тут идёт не обязательно об интимных отношениях, но также о дружбе, детско-родительском взаимодействии и чувстве любви от всей вселенной, как составляющей веры в высшие силы.
Вера кстати является отдельным моментом, способствующим ощущению счастья, поскольку даёт человеку внутреннюю концепцию происходящего, её цель на земле и обещание вознаграждения. Но помимо состояния любви человеку необходимо развитие и понимание ради чего он живёт и что-то делает. Данная категория тесно граничит со смыслом жизни, но если это понять и найти не всем под силу, то постановка целей на ближайшее и отдалённое будущее является движущим и смыслообразующим фактором. Когда у личности есть цель и вектор движения, то появляется и энергия на осуществление этого – энергия всегда про эндорфины.
Особенными факторами, провоцирующими появление счастливого состояния, являются наличие свободы, отдыха и финансовых возможностей. Эти категории часто переплетены между собой, потому что наличие свободного времени позволяет отдохнуть, а присутствие материальной обеспеченности не стесняет в формате этого отдыха. Чем больше человек может жить из внутреннего состояния желаний, тем счастливее он становится.
Что не является счастьем
Счастье является философской единицей из области чувств, под его маркой могут преподноситься многие вещи. Важно понимать первое и главное отличие, что это состояние, а не наличие чего-либо. Т.е. покупка новой вещи, переезд в другой город, получение научной степени или появление молодого человека могут быть целями, радующими моментами, событиями в жизни, ситуациями, приносящими удовольствие, но они не тождественны счастью.
Постоянный приток физического удовольствия является чрезмерным удовлетворением потребностей, а не проживанием высокого и глубокого ощущения. Так удовольствие в интиме и еда могут поднять гормональный баланс, дать прилив эйфории, но если это всё никак не подкрепляется внутренней наполненностью, то речь идёт скорее о зависимости, схожей с наркотической.
Только если человек испытывает душевное тепло по отношению к тому, с кем у него интим – это принесёт счастье, а не просто расслабление и снятие напряжения, обед с приятными людьми или в родительском доме ближе по своей наполненности к счастью, чем просто поглощение килограммового торта, потому что грустно. Знания, полученная информация, какие-либо таланты и прочие когнитивные позитивные моменты не дают гарантию счастья, а только увеличивают шансы на его достижение, потому что человек видит больше возможностей. Но и это оказывается не всегда верным, потому что, видя множество позитивных моментов, человек также видит и кучу негативных, порой этим перекрывая себе дорожку к удовольствию, потому что излишне критично ко всему подходит.
Советы, как достичь счастья
Из всего вышеописанного выходит, что счастье не случайность и такого состояния вполне можно достичь, выполняя нехитрые рекомендации. Естественно смысл своего бытия для каждого остаётся индивидуальным, но при этом есть вещи, поддерживающие должный уровень существования, отталкиваясь от которых до счастья значительно ближе. Необходимо заботиться о теле, чтобы оно не доставляло неприятных ощущений, т.е. такие советы как регулярный медосмотр, здоровый сон и режим дня напрямую могут повысить уровень удовлетворённости всей жизнью. Если что-то болит или хронически ноет, если нет сил или мучает раздражение, то сил находить повод для счастья не остаётся. Сюда же следует внести борьбу с различными зависимостями, являющимися только суррогатом настоящего счастья и заменяющими его, при этом любая отмена будет приводить к погружению в тяжелейшие состояния.
Переживания счастья находится всегда в настоящем, поэтому, чем больше вы сможете пребывать в нём, чем сильнее будете радоваться и ловчее уметь находить положительные и вдохновляющие моменты прямо сейчас, тем счастливее вы будете. Тревоги о прошедших разговорах и предстоящих выборах отбирают исключительность настоящего момента, когда только в эту секунду можно поменять свой эмоциональный фон.
Работа над комплексами, уровнем уверенности, любовью к себе также помогают приблизиться к ощущению счастья. Чем увереннее человек, тем больше он сможет совершить действий в направлении для себя, чем больше он себя любит, тем тщательнее анализирует именно своё удовольствие, а не идёт на поводу у рекламных акций. Так и получается, что внимание к собственным потребностям и уверенность для преодоления трудностей и чужого мнения делает нас счастливыми. А если жить, прикрываясь комплексами, пытаясь всем угодить и делать так, как положено, то можно остаться очень хорошим, очень правильным и очень несчастным.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Значение слова СЧАСТЬЕ. Что такое СЧАСТЬЕ?
СЧА́СТЬЕ, -я, ср.
1. Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-л. Семейное счастье. Народное счастье. □ — Человек создан для счастья. Короленко, Парадокс. Знайте, что быть писателем в наши дни — великое счастье, ибо — Вас будет читать народ! М. Горький, Письмо А. С. Черемнову, 7 февр. 1907. || Внешнее проявление этого чувства. [Нина:] Но если счастие случайно Блеснет в лучах твоих очей, Тогда я мучусь, горько, тайно, И целый ад в груди моей. Лермонтов, Маскарад. Самое полное счастье светится на лице его. Достоевский, Подросток.
2. Успех, удача. Счастье в игре. Военное счастье. □ Тяжелый год — сломил меня недуг, Беда застигла, — счастье изменило, — И не щадит меня ни враг, ни друг, И даже ты не пощадила! Н. Некрасов, Тяжелый год… Хаджи-Мурат всегда верил в свое счастье. Затевая что-нибудь, он был вперед твердо уверен в удаче, — и все удавалось ему. Л. Толстой, Хаджи-Мурат.
3. в знач. сказ. Хорошо, удачно. [Фамусов:] Да! счастье, у кого есть этакий сынок! Грибоедов, Горе от ума. — Ну вот мы и дома, Андрейка! Какое счастье, что мы уже вместе. Николаева, Жатва. || (в сочетании с мест.: „мое“, „твое“, „его“, „ваше“). Повезло кому-л., удачно вышло для кого-л. [Ливанов] полетел с лестницы вниз головою. Счастье его, что он не переломал себе ребер. Помяловский, Очерки бурсы. — Счастье твое, дитятко, — говорит ему баба-яга, — что ты ко мне прежде зашел, а то не бывать бы тебе живому. А. Н. Толстой, Василиса Премудрая.
4. Прост. Участь, доля, судьба. Всякому свое счастье. Поговорка.
◊
К счастью; на счастье; по счастью ( в знач. вводн. сл.) — выражает удовлетворение по поводу чего-л. По счастию, союзники не думали о штурме. Станюкович, Севастопольский мальчик. На счастье, не пришлось и разворачивать танк: он и без того смотрел пушкой влево. Леонов, Взятие Великошумска. На счастье ( дать, сделать, сказать и т. п.) — чтобы было счастье, удача у кого-л. Иметь счастье с неопр. — формула вежливости, употребляемая в значении: удостоиться чего-л. — Я даже имел счастье интересовать вас моими суждениями. Достоевский, Преступление и наказание. Попытать счастья (счастье) см. попытать.7. Глава четвертая ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ СЧАСТЬЯ
Счастье слепо, но не незряче.
Ф. Бэкон
Полная «история счастья», если бы такая была написана, должна была бы охватить разные проблемы: историю взглядов на счастье, поскольку они менялись в разные эпохи; историю ощущения счастья, ибо и оно подвергалось изменениям: в разные исторические периоды и в разных слоях общества люди чувствовали себя счастливыми то меньше, то больше; историю стремления к счастью: ибо от того, как высокого ценилось счастье, насколько глубокой была вера в него, зависело стремление к его достижению. Обо всем этом будет идти речь в следующих главах книги. В данной главе прослеживается история слова «счастье» и история понятия счастья, которые в течение веков также подвергались глубоким изменениям.
1. В поисках истоков понятия счастья в Древней Греции мы наталкиваемся там уже в дофилософский период на близкие понятия. Первое из них – понятие благоприятной, удачной судьбы, везения – естественное понятие, свойственное простому, первоначальному способу мышления. У греков оно употреблялось чаще всего под названием «добрая судьба» (εύτυχια от ευ̃̉ – добро и τύχη – судьба), а в религ¬озных сочинениях, мифах – под названием «эвдемония» (εύδαιμονία). Этот термин, происходящий от εύ – добро и δαιμον – божество, дословно означал судьбу человека, находящегося под защитой добрых богов, то есть удачную судьбу.
Другим ранним понятием, близким к счастью, было удовольствие, понятие почти столь же естественное для дофилософского периода, как и удача. Оно означало положительные внутренние переживания, так же как понятия удачи &ndash положительные внешние условия жизни. Основной термин для этого понятия – η̉δονή (наслаждение).
Однако к понятию счастья приближалось не столько общее понятие удовольствия, сколько отдельные, более конкретные его варианты, и прежде всего: χαρά, или длительное состояние удовольствия, ευ̉φροσύνη, или веселое, безмятежное настроение, являвшееся для греков важным фактором положительного восприятия жизни, и, наконец, όλβος, то есть преуспевание человека и связанное с ним ощущение полноты и радости жизн (Геродот различает όλβιος (благоденствующего) и εύτυχής (пре¬успевающего), то есть счастливого от того, у которого были только внешние хорошие шансы в жизни. (См: Вergk Т. Anthologia lyrica, 1855, р. 15, fragm. 13; Вurckhardt J, Griechische Кulturgeschichte, Bd, 2, 1892–1902, S, 366 f.). Наиболее близким к счастью было понятие блаженства (μακαριότης), то есть удовольствия в его наивысшей степени, которое не может быть уделом людей на Земле, а доступно только богам и душам в Элизиуме. Это было не философское понятие, а эсхатологическое.
2. В понятии удачи рано произошла перемена, приблизившая его к понятию счастья. Это случилось тогда, когда понятие жизни, которой благоприятствует судьба, перешло в понятие удачной, счастливой жизни. Такая эволюция понятия была естественной, ибо какая же жизнь должна быть удачной, если не та, которой благоприятствует судьба. Доказательством возникновения понятия счастья из понятия удачной судьбы является сохранение его названия: в дальнейшем говорили о «счастливой судьбе» даже тогда, когда человек обязан был своей счастливой жизнью не судьбе, а вопреки ей себе самому.
То же самое произошло позже и в других языках. От счастливого события», «счастливой» или «благоприятной судьбы» берет свое начало много новых слов и выражений, обозначающих счастье: французское bonheur (от bon и heur; образовано от латинского augurium, означающего судьбу), немецкое Glück (от gelingen – удаться), а также польское, русское, чешское и вообще славянское «счастье» (от корня часть, то есть удел, судьба, и приставки су).
Этим расширенным понятием удачи, охватывающим всякую удачную жизнь, греки оперировали часто, но первоначально в неопределенном смысле. Точнее определили его философы в V в.
3. Демокрит был, очевидно, первым философом, которы понятие удачной жизни – счастливой, как сказали бы мы сегодня,– поместил в центр своих рассуждений(См.:Diels H. Die Fragmente der Vorsokratikеr, 1922, Аufl. 4; Zielenczyk А. Еtука Demokryta z Аbdery,– «Рrzegląd Filozoficzny»,1907»). И одновременно первым, кто утверждал, что счастливая жизнь зависит не только от удачной судьбы или вообще от внешних условий, но, и даже в большей степени, от внутреннего состояния человека. Счастливая жизнь – это та, которая ощущается положительно, которой человек доволен. Главное в ней не то, что человек имеет, а то, что он чувствует при этом. Поскольку судьба – это не главное, то не имеет смысла называть счастье «счастливой судьбой». А также и «эвдемонией», ибо оно не дело рук богов. Демокрит называл его просто «хорошим настроением», «хорошим состоянием души» (ευ̉εστώ, ευ̉θυμια ). Такое состояние возникает сравнительно независимо от условий жизни: когда переживания человека находятся в согласии между собой, когда в его душе царит «гармония» (α̉ρμονία) и соответствующая «пропорция» (ευ̉ρυθμια), ничем не потревоженный покой; это состояние лучше всего описать путем сравнения с морской гладью: γαλήνη, νηνεμία (штиль, безветрие).
Демокритовское понятие счастья отличалось как от удовольствия, так и от везения.
А. Удачная судьба, обладание внешними благами, объективно хорошие условия жизни действительно способствуют счастью, однако недостаточны для него. Счастье – нечто иное, чем внешнее везение; внутренние условия значат для него больше. «Не совершенство тела и не богатство дают счастье, а ровный характер и богатство воображения». И легко обманется тот, кто ожидает от внешних условий слишком многого.
Б. Получение удовольствий также еще не составляет счастья. Нельзя быть счастливым, не получая удовольствий, но не всякие приятные переживания приближают к счастью, а некоторые в конечном счете отдаляют от него, принося страдания. И всякое удовольствие, получаемое с избытком, становится страданием. Демокритовское понимание счастья, по сути дела, уже идентично современному.
4. Однако это понятие, столь близкое и естественное для нас, в Древней Греции не удержалось. Греки создали его, но быстро от него отказались. Произошло это под влиянием Сократа и Платона, древнегреческих мыслителей V в. оказавших наиболее сильное влияние на сознание своих соотечественников и направивших его в иную сторону. И они задумывались над тем, какая жизнь является наилучшей, но понимали ее иначе, считая, что не удовлетворение делает жизнь наилучшей, а те блага, которые в ней содержатся. Само удовлетворение не есть счастье, оно лишь следствие обладания благами. Мера счастья была у Сократа, Платона и их последователей объективной, а не субъективной как у Демокрита. В этом смысле Платон называл счастливыми тех, кто «обладает добрым и прекрасным». Это объективное понятие счастья принял Аристотел (Аристотель. Этика к Никомаху, кн. I; е г о ж е: Эвдемова этика (на рус. яз. не переведена.– Прим. ред.). См. об этом: Таtаrkiewicz W. Les trois morales d’Aristote. – Сomptes rendus de l’ Асаdèmie des Sciences Morales et Politques, 1931)и своим авторитетом надолго укрепил его. Он считал, что счастье есть обладание тем, что всего ценнее. Если самое ценное – знание, то счастлив тот, у кого оно есть, если же самым ценным является деятельность, то счастлив человек деятельный. Счастье отличается от удовольствия и везения, Последние – неоформившееся целое, писал Аристотель, сопоставляя их со счастьем. Иное дело, что счастливая жизнь обычно бывает приятной и удачной. Кто обладает самым ценным, тот тоже доволен; но удовлетворение – только естественное следствие счастья, а не его сущность. Согласно аристотелевскому понятию счастья, не потому человек счастлив, что доволен, но доволен потому, что счастлив. Аристотелевское понятие счастья, означающее наличие у человека наибольших из доступных ему благ, надолго стало главным понятием этики под старым названием эвдемонии, которое удержалось за этим термином, вытеснив синонимы, употребляемые Демокритом.
Споры о счастье, которые вели греки во времена Аристотеля, имели своим предметом счастье уже в этом новом понимании; прежде всего спор шел о том, какие блага необходимы для счастья. Сам Аристотель считал, что для него необходимы различные блага; даже наивысшие, моральные и духовные, сами по себе для него недостаточны. Чтобы быть счастливым, человек не может быть ни слишком уродливым, ни низкого происхождения, ни слабым и больным, ни нищим, ни одиноким, лишенным семьи и друзей; только сочетание различных благ составляет основу счасть человека.
Но послеаристотелевская эпоха не разделяет этого взгляда. Начались поиски единственного наивысшего блага, столь важного, что его одного достаточно для счастья. Наивысшим благом, достаточным для счастья, стоики считали добродетель, то есть то, что для Аристотеля было едва ли не одним из его факторов. Они имели то же самое понятие счастья как обладания наивысшим благом, но усматривали наивысшее благо в другом, и поэтому у них был иной взгляд на счастье.
С этим связан другой спор эпохи эллинизма: как можно достичь счастья? Аристотель был убежден, что коль скоро для счастья необходимо обладание различными благами, то следует развивать все человеческие способности. Эллинисты и здесь были более радикальны и односторонни; только стоики выступали за развитие лишь наилучших способностей. Аристотель советовал во всем придерживаться меры, они же не знали меры в наилучшем. Однако по многим другим проблемам Аристотель и философы-эллинисты были единого мнения. Прежде всего они единодушно признавали, что в самом человеке, а не во внешних условиях находится то, что составляет счастье, и что от него самого зависит, чтобы он был счастливым. Четко эту мысль выразил Боэций, сказавший: «Quid extra petitis intra vos positam felicitatem?» – «К чему вне себя искать счастья, которое находится в вас самих?»
Все античные философские школы были едины также в том, что только нравственное и разумное поведение ведет к счастью. С этой точки зрения гедонисты были одного мнения с моралистами. «Не существует приятной жизни,– писал гедонист Эпикур,– которая не была бы разумной, нравственно возвышенной и справедливой, так же как не может быть разумной, нравственной, возвышенной и справедливой жизни, которая не была бы приятной». Такого же взгляда придерживались стоики, платоники, перипатетики.
5. Аристотель, определивший понятие эвдемонии, пользовался также понятием блаженства. Желая выразить полное счастье, он дополнял эвдемонию блаженством; тех, кто достигал его, он называл «счастливыми и блаженными» (ευ̉δαίμοηες καί μακάριοι). Аристотель считал, что когда человека преследует злая судьба и отбирает у него внешние блага (если, например, он будет больным и одиноким), то, даже обладая другими наивысшими благами, он не познает блаженства; он познает только «первое», но не «второе».
Формула «счастливый и блаженный» не была для него плеоназмом.
Итак, греки пользовались всеми четырьмя понятиями, которые в настоящее время выступают под названием счастье»: благоприятная судьба (ευ̉τυχία – понятие еще дофилософское), блаженство (μακαριότης – в мифологии, а потом и в философии), удовлетворение жизнь. (ευ̉εστω – у Демокрита), обладание наиценнейшими благами (ευ̉δαιμονία – у Аристотеля и его последователей). Но роль этих понятий не была одинаковой; понятие, которое мы сегодня считаем самым важным, употреблялось Демокритом, а в греческой философии в течение веков преобладало понятие эвдемонии.
Понимая счастье как благоприятную судьбу, древние греки считали ее даром богов(См.: Zieliński T. Rozwój moralności w świecie starożytnym. Polskiej Akademii Umiejętności, 1928). Затем Демокрит, Аристотель и их последователи пришли к убеждению, что счастье, в сущности, дело рук человека. Но такое понимание счастья уже означало, что блага (а наиценнейшие блага – духовные и моральные) находятся в самом человеке и от него главным образом и зависят. Эллинизм тоже остался при убеждении, что человек сам творит свое счастье независимо от судьбы и богов.
Однако в конце эпохи античности убежденность в независимости человеческого счастья от богов вновь утрачивается и происходит возврат – в измененном виде – к теоцентрической концепции. Это произошло в связи с общим в то время возвратом мышления на религиозную основу. Плотин и многие менее известные мыслители видели счастье в обладании благами, но для неземного счастья должны были быть и неземные блага; тех благ, которые Аристотель или стоики считали источником счастья, было уже недостаточно. Счастье даруют боги, и достижимо оно только благодаря посвящению всех помыслов и жизни богу. Греческая идея счастья, которая первоначально имела религиозный характер и ориентировалась на элизийские радости и судьбу, дарованную богами, в классическом своем варианте отбросила трансцендентные идеалы, чтобы потом, однако, вновь возвратиться к ним.
6. Христианство, возникшее в период усиления религиозности, с самого начала понимало счастье трансцендентно.
В Евангелии говорится в основном о счастье в небесном царстве, завещанном Христом. Оно имеет сходство с понятием блаженства у греков. Счастливые и в греческих текстах Евангелия именовались всегда μακάριοι (блаженными). А позднее в латинских текстах главным понятием выступает felicitas, которое означает то же самое, что и блаженство.
Христианство применило понятие неземного счастья и к земной жизни. Оно провозгласило, что состояние блаженства можно достичь уже на земле, когда в душах людских произойдет перемена и возникнет царство божье на земле. Но и теперь люди могут быть счастливыми, если живут по-божьи.
Евангелистское понятие счастья было не единственным христианским понятием: схоластическая философия тоже его имела. Они отличались между собой, и это различие проявлялось также и в терминологии: латинские тексты у христианских философов говорили о felicitas, а у схоластов – о beatitudo. Термин «beatitudo» происходил от греческого и не означал ничего другого, кроме как «эвдемония», а именно обладание наивысшими благами. Как и древнегреческие философы, схоласты утверждали, что удовлетворение не составляет счастья, а, наоборот, вытекает из счастья (summa delectatio seu ineffabile gaudium ex essentia beatitudinis necessario sequitur («Высшее наслаждение, или ни с чем не сравнимая радость, неизбежно проистекает из самой сути счастья»)), является не основой, а следствием счастья.
Схоласты только религиозное добро считали источником счастья; все другие блага слишком непостоянны, изменчивы и малы. Они утверждали, как и древние, что к счастью ведет жизнь разумная и добродетельная; но, считая разум и добродетель необходимыми для счастья, не считали их достаточными. Нужна, кроме этого, помощь бога, его любовь – любовь же достигается не разумом, а верой. И счастье связано не столько с добродетелью, с разумом и даже с лишениями и страданиями, устремлением к богу (это знали еще в античности), сколько с любовью и верой, что было специфическим мотивом, введенным в понятие счастья христианской философией.
Понятие счастья как обладания благами просуществовало все средние века. Более того, и новое время не сразу порвало с ним. Видные философы XVII в.– Декарт Спиноза, Лейбниц – понимали счастье как совершенство, как обладание наивысшими благами. Таким образом, с IV в. н.э. по XVII в. в философии было живо понятие, сегодня уже далекое нам.
7. Однако новое время произвело радикальный переворот в понятии счастья: оно превратилось в понятие субъективное. Счастье определяли уже не как обладание благами, а как чувство удовлетворения. Жизнь является счастливой, когда мы довольны ею. Счастливым принято называть человека, удовлетворенного своей жизнью, независимо от того, располагает ли он благами и какими; важно только, чтобы он чувствовал себя удовлетворенным, то есть счастливым. Счастье и обладание благами, счастье и совершенство, которые в течение стольких веков отождествлялись, оказались разделенными. Новое время не только перешло к субъективному понятию, но так усвоило его и так к нему привыкло, что казалось уже странным, что до этого в течение двадцати веков понятие счастья могло быть совершенно иным.
Субъективное понимание счастья было вначале чисто гедонистическим: о счастье свидетельствует удовольствие. Понятие счастья, которое упрочилось в XVIII в., не выходило за рамки удовольствия. Оно существенно отдалилось от античной эвдемонии и было уже ближе к блаженству, но понятому более узко. Дж. Болдуин не без основания писал своем «Философском словаре», что язык нового времени не различает понятий эвдемонизма и гедонизма. В эпоху Просвещения, когда перестали различать счастье удовольствие, соотношение этих понятий еще больше упростилось, особенно в распространившемся тогда эмпиризме. В Англии Дж. Локк определял счастье как удовольствие, точнее, как наивысшее удовольствие, доступное человеку. А на исходе века Иеремия Бентам все еще понимал счастье как удовольствие. Во Франции, другом центре философской мысли, наиболее влиятельные и типичные мыслители того времени сводили счастье к удовольствию или удовольствие к счастью. «…Мимолетное или малодлительное счастье называется удовольствием»,– писал Гольбах в «Системе природы» (Гольбах П. А. Система природы, М., 1940, с. 82). Это понятие настолько распространилось, что перестало быть достоянием лишь эмпириков и гедонистов. Даже Кант, имевший совершенно иные убеждения,в сущности, не отделял счастья от удовольствия и, не придавая большой ценности удовольствиям, не ценил и счастья.
Несмотря на такое существенное изменение понятия счастья, некоторые традиционные положения теории счастья сохранили свою значимость. Ламетри, сторонник крайне гедонистических взглядов, писал: «Какая это великая роскошь – творить добро, чувствовать радость от хороших поступков: кто добродетелен, благороден, человечен, чуток, милосерден, великодушен, тот испытывает такое удовлетворение, что, я считаю, тот, кто не имел счастья родиться добродетельным, достаточно наказан уже одним этим».
8. Понимание счастья как приятной жизни уже близко к пониманию его как ощущения положительного баланса жизни, имеющего своим следствием общую удовлетворенность жизнью. Однако это понимание, которое сегодня занимает главное место, утвердилось только в XIX в. В свое время его разделял Демокрит.
Переход к новому понятию трудно связать с определенным названием или сроком; скорее всего, оно распространялось постепенно, пока не возобладало над предшествующими. Мысль о балансе жизни, положительном или отрицательном, столь естественна, что она должна была появиться в сознании людей, но еще не проникла в литературу, еще не получила названия счастья и несчастья. Долгое время в философии господствовали более простые понятия, такие, как эвдемония и удовольствие. В XIX в. и это сложное и не вполне ясное понятие, которое, однако, завоевывало все более широкое распространение, также стало предметом размышлений.
С новым понятием возникли новые проблемы и по-новому решались старые. Если в вопросе о том, как достичь счастья, европейская мысль обнаруживала до сих пор редкое единство мнений, то теперь и здесь проявились разногласия: ибо, не имея точно определенного понятия (а новое как раз и было таковым), каждый мог выступить с собственным мнением, рядом с традиционными возникали новые, рядом с общепризнанными индивидуальные, звучащие парадоксально и цинично для тех, кто по-старому считал разумную и добродетельную жизнь самой верной дорогой к счастью.
Отграничение счастья в этом новом понимании от благосклонности судьбы и от эвдемонии было достаточно простым делом, однако трудно и важно было отграничить его о удовольствия.
В начале XX в, эти попытки шли в основном в четырех направлениях.
Первое усматривало основу для разделения счастья и удовольствия в целостности счастья; в противоположность отдельным удовольствиям, частичному удовлетворению оно есть удовлетворенность жизнью в целом. Так, например, определял счастье английский этик Рэшдолл (См.: Rashdall H. The Theory of Good and Evil, 1907).
Второе разделяло их по принципу длительности: в противоположность эфемерным удовольствиям счастье есть длительное удовлетворение. Такая differentia specifica счастья, проводимая уже Аристотелем, а затем и Лейбницем, вновь появляется в XX в.
Третье направление выделяло счастье на основе самого качества удовлетворения, которое в нем содержится. Не только целостность и длительность отличают счастье от других переживаний человека, но даже сам вид удовлетворения в нем иной, более глубокий и полный. Радость качественно отличается от удовольствия, а счастье – от радости: так понимали этот вопрос М. Шеле (Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik. Bd. 1-2, Halle, 1913-1916.) и Мак-Дугалл.
Четвертое направление пыталось отграничить счастье от удовольствия на том основании, что счастье – не только чувства, но и объект положительной оценки, одобрения. Счастливым является человек, который не только радуется жизни, но радуется не без оснований.
Видимо, ни одно из четырех указанных направлений не достаточно само по себе, их нужно объединить, чтобы дефинировать счастье. Мы так и поступим в данной книге.
Итак, история понятия счастья, насчитывающая почти два тысячелетия, не была простой. На первых порах счастьем называли удачу, везение. Затем в течение долгого времени, включая значительную часть эпохи античности и средние века, оно означало лишь хорошее состояние человека, или обладание наивысшими достоинствами и благами. В новое время понятие счастья свелось к понятию удовольствия. Сегодня же, не отказываясь от старых его значений, мы, однако, чаще всего пользуемся иным понятием счастья.
История понятия счастья колебалась между двумя крайностями: между пониманием счастья как совершенного состояния и пониманием его как удовольствия. А в современно своем виде это понятие содержит как элементы совершенства, так и удовольствия. Тенденция сводить понятие счастья либо к совершенству, либо к удовольствию, сохранившаяся с давних времен, понятна; ведь легче и удобнее оперировать двумя простыми понятиями, чем сложным понятием счастья. Однако оно необходимо, ибо каждый человек чувствует себя довольным или недовольным своей жизнью и выражает это чувство. А быть довольным жизнью – это нечто иное, чем достичь в ней совершенства или познать в ней много удовольствий.
ПОНЯТИЕ СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФИИ | sibac.info
А что это – счастье? Об этом мы редко задумываемся, а если и углубимся в суть этого слова, то точного определения, в котором сходились бы все, не находим. Для каждого человека понятие «счастье» имеет свое значение и смысл. Но все мы уверены, что если человек счастлив, улыбка светится на его лице, отличное настроение сопровождает повсюду, ему хорошо жить в этом мире. Как определить, сколько именно здоровья, успеха или денег надо для счастья конкретному человеку? И как много людей испытывают счастье? Я решила провести своё исследование, чтобы разобраться с этими общечеловеческими вопросами и выяснить, как понятие о счастье меняется в зависимости от возраста человека и, когда же люди ощущают себя счастливыми. В своей работе попыталась выявить специфику категории счастье, соотнести понимание этой категории в основных древнегреческих философских школах и описать видение счастья глазами современного человека. Темы счастья в своих рассуждениях касался практически каждый значимый философ от древности до наших дней. Можно назвать таких античных мыслителей, как Эпикур, Диоген, Сенека, Марк Аврелий и др., при этом у каждой эпохи своё понимание и объяснение счастья.
Понятие «счастье» имеет многогранное содержание, которое трудно поддается систематизации. Польский исследователь В. Татаркевич написал фундаментальный труд «О счастье и совершенстве человека», который представляет широкий калейдоскоп мнений, оценок, суждений по двум тесно связанным проблемам: проблеме счастья и проблеме человеческого совершенствования. В этом труде автор выделил 4 основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача; 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворения жизнью. По Татаркевичу эти четыре значения являются наиболее распространенными, но ни одно из них смысл понятия счастья полностью не раскрывают. [2, с. 123] В философском понимании счастье — понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Ведь не зря древние греки считали, что «счастье» — это судьба человека, которого оберегают боги.
В своей работе мы должны вспомнить такие древнегреческие философские школы и направления, которые выводили на первый план понятие эвдемонии — счастья, как: гедонизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, кинизм. [1] Эвдемонизм признает критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. Сторонники эвдемонизма считали счастливым того человека, чьи физические и духовные способности могли беспрепятственно развиваться. Благодаря всестороннему развитию способностей человек достигал высшего удовольствия.
Таблица 1
Древнегреческие философские направления.
Направление
| Предста-вители | Основные идеи и положения
| Отражение в сегодняшнем дне |
Гедонизм | Аристипп | Счастье в удовольствии и наслаждении | Современное общество потребления поддерживает эту позицию |
Эпикуреизм | Эпикур | Счастье в познании и разумных ограничениях. Счастливой жизнью Эпикур и его последователи считали разумную, нравственную и справедливую жизнь, дающую безмятежность духа и здоровье тела. | Современная наука построена на рационализме. Эпикурейцами сегодня называют тех, кто, не задумываясь, наслаждается материальными радостями жизни. |
Скептицизм | Пиррон, Секст Эмпирик | Счастье в сомнении. Если вокруг закипят страсти, начнутся катастрофы и станет рушиться мир, философу — скептику не будет до этого никакого дела, он сохранит полную невозмутимость, хотя бы ему даже и предстояло погибнуть вместе со всем мирозданием.
| Мир разнообразен и противоречив. Сегодня появляется все большее количество людей, к которым можно применить слово «скептик». Безнравственность общества, преступность, рост эпидемий, войны, экономический кризис, пренебрежение духовными ценностями побуждают многих стать на путь скептицизма. Эти люди считают, что таким образом они ограждают себя от неуютной и неприглядной действительности. |
Кинизм
(в латинском языке они стали называться циниками) | Диоген, Антисфен | Киники жили, не стесняясь своих страстей и инстинктов – как животные. Главное положение киников: надо следовать своей природе. Если ты будешь следовать своей природе, ты будешь счастлив. | Сегодня имеет место скорее условный цинизм, проявляющийся в пренебрежении к вечным ценностям. Сейчас мы понимаем под этим словом наглеца, пренебрегающего нормами морали, но, как видим, современный смысл этого понятия слишком далек от его первоначального содержания. |
Стоицизм | Сенека, Марк Аврелий | Счастье в сближении с природой и терпении. Стоики подходят к вопросу обретения счастья фундаментально. Сначала, утверждают они, нужно узнать, каков этот мир. Ведь главная установка: счастье – в гармонии с миром. Чтобы быть в гармонии с миром, надо узнать, каков же он – мир. А для этого надо выяснить, как правильно познать его. | Современный человек не склонен себя ограничивать. То единственное, что находится в сфере нашего контроля, это как раз то самое, что может гарантировать нам счастливую жизнь. |
Так на что же опереться в поисках счастья? Наверное, на все вышеизложенные направления понемногу. Но в первую очередь, нужно: а) прислушиваться к себе, на мнение близких, ценить интимные моменты; б) видеть прекрасное в простом, обыденном. Для поиска счастья есть два пути: 1) Внешний путь к счастью, при котором человек будет стараться иметь благополучную семью, хороших друзей, финансовый достаток. При этом какое-то время он, конечно, будет чувствовать себя счастливым, но очень недолго. Привыкнув к тому, чего достиг, снова отправиться на поиски нового счастья. И это может продолжаться всю жизнь. 2) Внутренний путь к счастью — это внутренний рост, где человек духовно развивается, занимается самообразованием, саморазвитием и в какой-то момент также может почувствовать себя счастливыми. Если человек достигает результатов, то получает удовлетворение от самой жизни. Ни один из этих путей не гарантирует нам, что мы найдем постоянное счастье в своей жизни. Поэтому возникает закономерный вопрос: а что же тогда делать? Неужели мы должны будем искать своё счастье всю жизнь? Чтобы извлечь какие-то практические выводы, я решила опросить однокурсников (Факультет АВИЭТ, ИКТ — 116) узнать, что же для них значит счастье. Приведу некоторые наиболее понравившиеся ответы на вопрос о счастье в таблице №2.
Таблица 2
Счастье для меня – это…
Максим, 18 лет | Я думаю, нет формулы по достижению счастья в жизни, просто есть цель – стать счастливым. А это зависит только от самого себя, как ты построишь своё счастье. |
Тимур, 18 лет | Счастье — это не жизнь без забот и печалей, счастье — это состояние души. |
Алексей, 18 лет | Счастье — это когда ты уверен, что твои близкие здоровы, и что всегда и во всём тебя поддерживает любимый человек. |
Кирилл, 18 лет | Я думаю, чтобы люди, которых я люблю, ценю и уважаю, были живы и здоровы. И желательно, чтобы они всегда были рядом. |
Валентина, 19 лет | Счастье для меня — это найти свое место в жизни, найти достойную работу и, конечно, иметь большую и счастливую семью. |
Игорь, 18 лет | Счастье у каждого свое. Человек счастлив, когда он ставит цель в своей жизни и понимает, что у него все получается. Когда нет проблем и все вокруг хорошо. |
Максим, 18 лет | То, что мы родились, живём на этой земле, дышим свежим воздухом, физически здоровы, можем улыбаться — уже счастье! Счастье — это когда рядом любимый и когда получаешь стипендию. И, конечно же, мирное небо над головой – это огромное счастье. |
Диана, 18 лет | Счастье – это общение с людьми, которых я люблю, мое любимое занятие. Счастье – это то, что я учусь в ВУЗе, в котором мечтала учиться. Счастье – это то, что меня понимают мои близкие и родные люди. Мой список бесконечный, счастье – это, когда всё хорошо и прекрасно в жизни. |
Ответы моих однокурсников чем-то похожи, но у каждого своё и очень индивидуальное счастье. Я думаю, что «счастье» действительно – это состояние души и оно переменчиво, не вечно, но такое желанное.
С целью определения и сравнения особенностей представления о счастье взрослых людей и подростков проведено анкетирование, в котором приняли участие учащиеся 9б класса МАОУ СОШ №8 г. Белебея РБ. Всего 25 учащихся в возрасте 15-16 лет, из них 10 мальчиков и 15 девочек. И 10 взрослых, из них 4 мужчины и 6 женщин. Были предложены следующие вопросы: 1) Возраст. Пол. 2) Счастье в твоём представлении. 3) Что нужно для ощущения полного счастья? 4) Какие у вас ощущения, когда вы счастливы? 5) Как можно добиться счастья? В ходе интерпретации полученных данных, выяснилось, что: а) подавляющее большинство ребят в возрасте 15-16 лет имеют свое сформированное видение счастья, в целом считают себя счастливыми людьми; б) имеют хорошее представление о том, что доставляет им счастье, и рассматривают себя счастливыми в настоящем. Нужно отметить, мальчиков чаще делает счастливой материальная сторона жизни, а девочки более романтичны и их привлекает духовная сторона, отношения с другими людьми. В ответе на вопрос, «Как можно добиться счастья?» замечено существенное различие в ответах между подростками и взрослыми. В основном у всех опрошенных взрослых есть свой путь достижения счастья. Нужно отметить и то, что не все подростки имеют представление, как добиться счастья. Таким образом, нами была выявлена некая взаимосвязь между возрастом и представлением о счастье. Полученные результаты исследования заинтересовали нас, особенно ответы подростков. Нужно помочь ребятам, научить их добиваться счастья, искать и видеть счастье в каждом моменте. Счастье – это ПУТЬ, а не ПУНКТ назначения. Вопрос о счастье являлся, является и будет являться актуальным всегда. Поэтому он требует дальнейших изучений.
Список литературы:
- Каштанова О. В. Счастье как философская категория в работах античных философов //Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 3. С. 308—313.
- Татаркевич В. “О счастье и совершенстве человека”, М.: Прогресс, 1981. — 367с.
Счастье — это… Что такое Счастье?
— понятие, конкретизирующее высшее благо как завершённое, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Понятие «С.» многоаспектно.
Можно выделить четыре осн. значения понятия С. (В. Татаркевич):
1. благосклонность судьбы, удача, везенье;
2. состояние интенсивной радости;
3. обладание наивысшими благами;
4. чувство удовлетворения жизнью.
Философский анализ С. начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных компонентов:
а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и
б) того, что от него не зависит (обстоятельства, судьба). То в С., что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в ходе ответа на вопрос, в чём заключается совершенство человека, которое ведёт к его С., было выработано понятие морального совершенства и нравственных добродетелей.
Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения в подавляющем большинстве исходили из образа человека, осн. стремлением которого являются стремление к С. Различия между ними начинались при конкретизации того, что такое С. и как оно достигается.
С. — фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым. Понятием С. в самом общем виде обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах.
В философском анализе С. наряду с вопросом о его соотношении с добродетелью важное значение имели ещё два:
1) относится ли С. к сфере целей или оно является сверхцелью? и
2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие? С. — высшая цель деятельности, хотя и труднодостижимая; оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: С. нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из неё чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней С. — прежде всего речь идёт о разграничении С. человеческого и сверхчеловеческого (Божественного).
С. заключается в чувстве удовлетворённости индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что С. субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере, отчасти имеет вторичную природу и обусловлено определёнными претендующими на общезначимость представлениями о С. Тем более это относится к оценкам в терминах С. и несчастья. За субъективным чувством и представлением о С. всегда стоит какой-то образец того, что такое С. и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своём желании С. человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: С. одних индивидов прямо зависит от С. других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей С. Счастье одних индивидов связано со С. других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе — такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о С.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 282-283)
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.